Как и кто пишет иконы для церкви?

Почитание икон при посещении церкви и дома

В православном храме мы всегда видим святые образы — иконы. По церковному преданию, первую из них нарисовал на доске от обеденного стола сам апостол и евангелист Лука. Надо отметить, что он был образованнейшим человеком своего времени — медиком, художником, а также первым иконописцем.

Первая икона изображала Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках. Увидав это изображение, Божия Матерь сказала, что благодать Сына Ее и помощь да пребудет с этой иконой.

С тех пор написано немало святых образов, изображающих не только Пресвятую Богородицу, но и множество святых угодников Божиих.

Обратите внимание

На иконах можно встретить также изображения событий церковных праздников и реальных историй Ветхого и Нового Заветов.

При входе в церковь нас традиционно встречает икона, расположенная на отдельном столике-подставке (он называется аналой). Это икона того святого или церковного праздника, в честь которого был освящен храм. Обычно перед такой иконой нет никаких подсвечников.

В нашем кафедральном соборе в Бобруйске первая икона — это образ святого Николая Чудотворца. Ее можно поцеловать в самом начале.

Как прикладываться к иконам (целовать их)

Есть определенное правило почитания святых предметов храма: икон, мощей в раках (это украшенные гробницы, в которых находятся нетленные тела святых), креста, Распятия, других предметов. Например, в нашем соборе находится часть Туровского креста, который приплыл по реке Припять в древний белорусский город Туров более десяти веков назад.

Правило такое: перед целованием крестимся ДВА РАЗА (это можно сделать, стоя в очереди к святыне), ОДИН РАЗ целуем, отходим и крестимся ЕЩЕ РАЗ. Такая последовательность существует для того, чтобы не затягивать время и не задерживать других людей.

Не надо целовать несколько мест на иконе, многократно прикладываясь к стеклу киота (украшенной рамки, в которую помещена сама икона). Такие действия сильно затягивают время и заставляют других людей, стоящих в очереди, нервничать, а то и осуждать. Особенно это заметно, когда много людей подходят для поклонения к чтимой святыне (иконе или мощам).

Куда прикладываться

Есть несколько мест на иконах, куда мы прикладываемся.

Если изображение святого «поясное», мы целуем благословляющую руку. Если он написан в полный рост — целуем ножки. У нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа особо почитаем изображение волос. Подходя к Кресту, целуем ножки Спасителя, изображенного на кресте.

Если вы теряетесь и не знаете, куда надо прикладываться, — ничего страшного: целуйте краешек иконы!

Распространенная ошибка — целование лика (лица) святого. Этого делать не нужно.

Важно

Каждая икона в храме освящена. В богослужебных книгах есть несколько чинопоследований освящения новых образов. В зависимости от того, кто или что на них изображается, читаются различные молитвы.

Потом иконы окропляются святой водой с определенными молитвенными словами. До освящения этот предмет является благочестивым изображением.

Однако после освящения — это уже святой образ, открывающий нам духовный мир Богопочитания.

В церковной среде встречаются такие понятия, как намоленность и чудотворность икон. Обычно это (намоленность) относится к древним изображениям. Чудотворными же считаются образы, через которые обильно изливается благодать Божия по молитвенным просьбам людей — и происходят множественные чудесные исцеления.

Но надо отметить, что ЛЮБАЯ ИКОНА является святой, и через каждую из них Господь дарует нам Свою помощь и поддержку. Перед ними можно и нужно молиться, почитая их как святыни, дарованные нам свыше.

Иконы в доме

Древний благочестивый обычай предписывает иметь у себя в доме несколько икон. Обычно это образы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, имена которых носят проживающие в доме люди. Можно иметь и другие иконы.

Расположить святыни желательно с восточной стороны квартиры или дома на какой-либо полочке. Над ними прикрепить крест. Допустимо устанавливать иконы в книжном шкафу. Но в этом случае не надо на той же полке хранить фотографии родных и близких, мирские предметы.

Желательно оформить все в виде молитвенного уголка. Оптимально иметь перед иконами лампадку или маленький подсвечник с церковной свечкой и зажигать их перед молитвой.

Совет

Не советую приобретать большое количество святых образов. Ведь перед каждой из икон надо молиться, а не складировать их где-то в тумбочке по той причине, что на полке уже нет места…

Если старые иконы уже выцвели или, наоборот, потемнели до неузнаваемости, по церковным правилам их можно предать огню. Те же правила запрещают молиться перед такими — вышедшими из строя — образами. Потому что мы возносим молитвы не самой иконе, а святому, который изображен на ней.

Известны случаи, когда потемневшие от времени иконы сами обновлялись, вновь становились яркими и красивыми. Встречаются проявления мироточения и даже кровоточения святых образов.

Притом изображения могут быть написаны не только на доске, но и на холсте или даже на бумаге. Конечно, это промысел Божий — и трудно объяснить, почему происходят такие чудеса.

Бывало, что во время пожара огонь вообще никак не воздействовал на икону, хотя вокруг все пылало и рушилось.

На моем сайте собрано несколько реальных историй о чудесной помощи Бога после усердных молитв перед иконами (http://bolotov.by/all-stories/).

Однажды я сам был свидетелем похожей ситуации. На чердаке одного из домов Бобруйска прорвало трубу отопления, и горячая вода хлынула вниз на квартиры. Все помещения с четвертого до второго этажа были залиты водой. И только в двух комнатах на разных этажах вода обогнула молитвенные уголки, оставив потолок сухим, и иконы совершенно не пострадали!..

Святыня над постелью малыша

Еще с давних времен в книге «Домострой» указывалось, что в каждой палате (комнате) должен находиться святой образ с неугасимой лампадой перед ним. В современной квартире, следуя такому благочестивому обычаю, можно, разделив все свои иконы, установить их в разных местах: в прихожей, спальне, детской комнате и даже на кухне.

Обратите внимание

Особенно хорошо их иметь в детской комнате. Обычно над постелью малыша с самого его рождения устанавливают образ Пресвятой Богородицы.

И ребенок, подрастая, неизменно видит святыню рядом с собой, что благоприятно сказывается на его духовном мире.

Конечно же, надо рассказывать детям о «их» иконе  — кто там изображен и какие молитвы ребята уже могут возносить, обращаясь к святым. Тексты таких молитв можно найти в детском молитвослове.

Какие иконы сохраняют дом

Есть такое понятие, относимое к образу Пресвятой Богородицы, как «хранительница семейного благополучия». Безусловно, Царица Небесная помогает всем обращающимся к Ней за помощью.

Но не надо приписывать магическую силу иконе как предмету или даже относиться к ней как к оберегу! Семейное благополучие зависит от многих факторов, в том числе от отношений между супругами и от молитв, возносимых мужем и женой. Молитвословие освящает человека, умиряет бурю его чувств — и, конечно, Господь по просьбе святых угодников дарует мир и радость дому сему.

Однако есть иконы Пресвятой Богородицы, молитвы перед которыми имеют наиболее быстрый ответ от Бога. Это — среди многих иных известных — такие образы, как «Казанская», «Феодоровская», «Семистрельная», «Достойно есть», «Неопалимая купина».

Есть и святые угодники Божии, которые помогают в обретении семейного благополучия. Это святитель Николай Чудотворец, благоверные князья Муромские Петр и Феврония, мученики Гурий, Самон и Авив, мученики Адриан и Наталия.

Икона на цепочке

В церковных киосках можно встретить небольшие кулоны с изображением святого образа. Такие маленькие иконы носят на шее под одеждой рядом с нательным крестиком. Но нужно отметить, что эти иконки НЕ ЗАМЕНЯЮТ собой нательного креста.

Важно

Для освящения крестиков и икон имеются разные чинопоследования. Крест освящается как защита человеку от духовных и телесных опасностей. Икона же освящается как образ, перед которым возносится молитва.

Иконография

Каждая икона написана в соответствии с церковными канонами. Образ должен быть узнаваемым и иметь подпись, кто или какое событие на нем изображается.

Имеются разные школы иконографии, у каждого иконописца есть свои фирменные черты изображения — чувствуется рука мастера. На моем сайте размещено интересное интервью с иконописцем Аллой Мельниченко — автором известных списков чудотворных образов Божией Матери «Барколабовская» и «Юровичская» (http://bolotov.by/interview-with-painter/).

Очень интересно и познавательно было беседовать с Аллой. Мы говорили о том, что составляет внутренний мир мастера, насколько трудна такая работа, как готовиться и какие молитвы читать перед ее началом, насколько сейчас востребована «мерная икона» (то есть икона размером с рост родившегося малыша, имеющая изображение святого, имя которого ребенок получает при Крещении)… Почитайте!

Теперь вы знаете все необходимое об иконопочитании, о молитве перед святыми образами — и эти вопросы уже не будут вас заботить при входе в церковь или при обустройстве домашнего молитвенного уголка.

Иерей Алексий Болотов

Икона с изображением святых, дни памяти которых выпадают не несколько дней седмицы

Икона святителя Кирилла Туровского на холсте

Оформление иконы в праздник Крещения Господня

Иерей АЛЕКСИЙ БОЛОТОВ, Бобруйск

Источник: https://vsr.mil.by/2013/11/28/pochitanie-ikon-pri-poseshhenii-cerkvi-i-doma/

Почему православные почитают иконы?

Протоиерей Олег Стеняев

Порой нас, православных христиан, обвиняют в том, что мы – идолопоклонники, поскольку поклоняемся дереву – так называют иконы. Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Что для нас икона? И разве Библия не запрещает поклоняться изображениям? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Отрицающие святые иконы обычно ссылаются на Священное Писание – Книгу Исход, где сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20: 4–5). Как кажется этим людям, здесь прямо содержится запрет делать изображения и того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. Однако в Священном Писании мы находим описание иерусалимского Храма, который был построен по прямому Божиему указанию – 3-я книга Царств, глава 6, стих 29. Читаем: «И на всех стенах Храма кругом сделал резные изображения херувимов…» А где обитают херувимы? – На небе. Далее: «…и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне…» А дерева, цветы где растут? – На земле. Как видим, в иерусалимском Храме, построенном по воле Бога, были изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И когда освящался Храм, благодать Божия так наполнила это святое место, что какое-то время люди не могли там даже находиться.

В чем же тогда смысл этого запрета: «Не делай себе кумира и никакого изображения»? Заповедь о кумирах надо читать не с 4-го, а с 3-го стиха 20-й главы книги Исход, где сказано: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», – и далее дается запрет на изображения других богов.

А каким божествам, которые на небе, вверху, поклонялись древние язычники? – Солнцу, звездам, Луне. Язычники обожествляли их. А кому из «тех, кто на земле»? Поклонялись гадам, пресмыкающимся, разным животным.

Совет

И Библия дает запрет на поклонение всем этим существам и, естественно, на изображения их.

Надо понимать и огромную разницу между священным изображением и тем, что мы называем идолом. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий: «Идол в мире – ничто» (1 Кор. 8: 4). Что значит: идол – ничто? Есть статуя Зевса. Но разве в духовном мире какой-то Зевс существует? Конечно, нет.

Есть статуя Артемиды Эфесской. А разве в духовном мире существует Артемида Эфесская? Конечно, нет. Идол – ничто, потому что никакая духовная реальность за ним не скрывается, кроме бесов. Сказано, что в идолах обитают бесы (1 Кор. 10: 20).

А священное изображение херувима в Храме указывало на реальное существование Божиих ангелов, херувимов, как и изображение Христа в церкви указывает на реального Христа, в Которого мы верим. Поэтому между священным изображением и фантазией идолопоклонников – целая пропасть.

Одно есть образ, указывающий на Первообраз, другое, идолы, – в мире ничто, потому что никакая реальность за ними не скрывается.

Почему важно иметь иконы? Икона отсекает наше чувственное субъективное восприятие той или иной божественной реальности. Я как-то беседовал с одной очень верующей женщиной, по вероисповедованию евангельской христианкой, и задал ей вопрос: «У вас нет икон, а как же вы молитесь?» Эта женщина, очень искренняя, ответила: «Христос у меня в сердце, и я Ему молюсь».

Читайте также:  Панихида для чтения мирянами дома и на кладбище

Тогда я спросил: «Скажите, а как Он выглядит?» Она очень смутилась, но я попросил все-таки ответить на этот вопрос и услышал: «Он такого небольшого роста, рыженький».

– «А Он вам кого-нибудь напоминает?» – «Да, в молодости я знала одного бухгалтера, он очень похож на Него…» Субъективное человеческое восприятие духовной реальности искажено, потому что в результате грехопадения наиболее пострадал чувственный аппарат человека (Мф. 15: 19). И доверять своим фантазиям, галлюцинациям – очень опасно.

А икона – это образ, явленный святому человеку, который или сам написал икону, или руководил иконописцем, ее писавшим, а все последующие иконописцы делали список. Икона – это бесстрастное видение духовной реальности, и это очень помогает нам, особенно во время молитвы.

Обратите внимание

И другой важный аспект. Обычно, когда мы общаемся с людьми других вер и заходит вопрос об иконах, я обращаю внимание на то, что и у них тоже есть изображения.

К примеру, в журналах «свидетелей Иеговы» «Сторожевая башня», в других изданиях есть же изображения Христа, апостолов, пророков… Когда я указываю на это обстоятельство, мне говорят: «Но мы же не поклоняемся этим изображениям».

Говоря об иконопочитании, мы ведем речь о двух позициях: первая позиция – можно ли иметь изображения, а вторая – можно ли почитать эти изображения. Кстати, мы, православные, никогда по отношению к иконам не используем термин «поклонение», но только «почитание», то, что в нашей традиции называется «почитательное поклонение».

И если касаться первой позиции, то очевидно: изображения есть у всех. Евангельские христиане распространяют детские Библии, в которых очень много изображений, у других мы видим иллюстрации в журналах, брошюрах, иных изданиях. Отвечая на вопрос, можно ли почитать эти изображения, мы открываем книгу Исход, глава 3, стихи 1–5, стих 5 – ключевой, на который мы обратим особое внимание:

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Моисей сказал: “Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает”.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: “Моисей, Моисей!” Он сказал: “Вот я”…» И – внимание! – сейчас будет стих 5, очень важный для нас: «…И сказал Бог: “Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”».

Сразу возникает вопрос: а почему земля стала святой? Что, изменился ее химический состав? Когда я задаю такой вопрос представителям разных неправославных христианских направлений, они отвечают: «Там присутствовал Господь». Тогда я смотрю на их лакированные ботинки и говорю: «Разувайтесь. Бог – вездесущий.

Вот, об этом говорится в Псалтыри, псалом 138, стих 7 и далее: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя”. Бог вездесущий.

Так почему земля стала святой? Ведь сказано Моисею: “Сними обувь с ног твоих”. Причина: “Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”».

Важно

Возникает естественная пауза, и неправославные мне отвечают – с точки зрения православной традиции: «Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи».

Да, всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи. Бог проявлял Свое присутствие в иерусалимском Храме, и псалмопевец Давид говорит: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5: 8).

Благодать Божия многоразлично и многообразно действует в этом мире – она может действовать даже через одежду святых угодников Божиих.

В книге Деяний святых апостолов сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 11–12).

Благодать Божия может действовать даже через останки, через мощи святых угодников Божиих – об этом мы читаем в 4-й книге Царств: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 21). А что же воскресило этого человека? Кости? Конечно, нет. Благодать Духа Святаго, которая почивала – где? – на костях Божиего пророка. Здесь четко обозначен этот момент: «И он при падении своем коснулся костей» пророка Елисея, ожил и встал на ноги свои.

Для нас икона – это священное изображение. А все посвященное Богу заслуживает почитательного поклонения. В книге пророка Даниила рассказывается, как правитель Валтасар использовал не по назначению сосуды из дома Господня, хотя, с точки зрения формальной протестантской логики, чашка – она и есть чашка.

Но в ту же ночь Бог умертвил Валтасара и его людей за то, что они непочтительно относились к священным сосудам, попустил им быть убитым (Даниил 5 глава).

В Библии рассказывается, как некий муж, по имени Оза, увидел, что Ковчег Завета накренился, когда его переносили, и он дерзкой рукой решил поддержать его – и в тот же момент пал мертвым на землю (2 Цар. 6: 7).

Совет

Мы почитаем Господа в Его чудесных явлениях – через святые места, через освященные вещи Его угодников, через святые иконы, которые есть очень важное напоминание о Божественном и являют нам именно правильное восприятие духовной реальности, не связанное с нашими субъективными чувствованиями. Иконопочитание ни в коей мере не противоречит слову Божию. Напротив, Священное Писание устанавливает значимость этого почитания, которое направлено на прославление Бога и Его святых.

Протоиерей Олег Стеняев

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2016/02/22/pochemu-pravoslavnye-pochitayut-ikony/

Как правильно читать иконы: 7 основных принципов!

До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей. Вот основные 7 принципов, как правильно читать иконы.

1 Снизу вверх

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба — таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь.

Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно.

В древних иконах даже доска рамы играет роль, это — граница между нашим миром и миром, представленным в иконе — духовным.

В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу — тоже символичное растение.

Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом — чаще всего красным. Эта граница называется «лузга» (как тонкая пленочка в семечках, которые «лузгают»), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход — дался кровью…

2 Внимание к фону

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное — говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы.

Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета — самые «высокие» в византийской традиции.

Белый цвет — цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю.

Золотой цвет — цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.

На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению — на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси — то, среди чего жил этот святой.

3 Символические цвета

Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах.

Этот цвет — серый, цвет, получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет.

Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, «для красоты», серый цвет не нужен.

Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах — мученики.

Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет — это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном — знаком торжества вечной жизни.

Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.

Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.

4 Расшифровка атрибутов

Обратите внимание

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам «ключи» к их пониманию. Какие же самые частые атрибуты святых на иконах?

Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру. Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились.

Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие.

Преподобные — четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.

Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие. Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто — с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.

Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова… собаки.

Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.

5 Понимание фигур

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире.

В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.

Читайте также:  Что такое целомудрие и что оно значит в православии

Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга.

Важно

А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

6 Перспектива и стороны

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, — центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы.

Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой — так это о сторонах. Ведь если икона пишется «с другой точки зрения», то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот.

А у сторон тоже есть своя символика.

Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая — с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники — справа, а не наоборот.

7 Центр иконы

В центре иконы обычно изображается самое главное — то, о с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной «Троицы» Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).

Часто живописным центром иконы является Евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. «Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой», — пишет один из исследователей.

Источник

Источник: http://thejizn.com/2016/01/21/kak-pravilno-chitat-ikony-7-osnovnyh-printsipov/

Официальный сайт Михаило-Архангельского храма с.Ильтеряково

Святые иконы.

Как и для чего их пишут. История иконописания

Истинно православный  человек всей душой своей чтит святые иконы,  и они сопровождают его всю жизнь  –  и в церкви, и дома (домашний иконостас http://m-a-temple.targlif.com/index.php/ikonostas-doma-kak-ego-ustroit  есть у большинства православных),  и на работе. В наше время есть специальные иконы, которые можно брать в путь с собой.  

Иконоборчество – это еретическое движение, которое отрицает почитание икон. Оно было осуждено Седьмым Вселенским собором. Этот же Собор установил иконопочитание – это догмат почитания икон, по которому почитание икон относят не к веществу,  из которого сделаны сами иконы, а  к образу, который изображен на ней.

Из истории

Святые иконы не раз спасали наше Отечество в то время, когда оно  уже было на краю погибели.   Снять икону на Руси со стены раньше было едва ли  не хуже, чем нарушение данной клятвы. А если опасность угрожала Отечеству – на поле сражения посылали святую икону как Взбранную Воеводу.

Совет

  Так, к примеру,  Иверская икона Божией Матери  была отпущена царём Алексеем Михайловичем  в Вязьму для защиты от поляков, а икона Всемилостивого Спаса  отпущена была из Новоспасского монастыря против Стеньки Разина, икона преподобного Сергия по благословению митрополита Платона  в 1812 году сопровождала русскую армию.

Что такое канон?

С древних времён в христианстве установилась такая точка зрения, что икону нельзя  произвольно изменять. Канон строго регламентирует сюжет, организацию самого пространства в иконе,  расположение предметов и фигур, даже написание одежды и употребление цвета.  Но даже в  строгих рамках канона художник всё же имел определённую свободу для написания образа.

Канон (с греческого – правило) – это образец для воспроизведения оригинала. В  качестве  такого образца может выступать только  идеальное представление,  или же воплощенный образ, например, признанное авторитетом Церкви какое-либо изображение Христа, Богоматери или другого персонажа,  церковного сюжета или символа.

Имеется иконографический канон как правило изображения, которое зафиксировано в иконописных прорисях.

Иконография – это строго установленная система изображений персонажей,  сюжетных схем, символов религиозного и богословно-догматического содержания.

Кто может стать иконописцем?

В строгом и точном смысле слова иконописцами могут быть только святые люди. Они направляют своим опытом руки художников.  Человек, который выучился на художника, не может просто взять и начать  писать иконы по своему желанию.

До XVI века русские иконописцы обычно просто копировали иконы греческого письма. Наш первый иконописец преподобный Алипий (1114г.

), инок Киево-Печорской Лавры,  учился иконописи  у константинопольских художников, которые расписывали Великую Печорскую Церковь.

Примерно в середине XVI века стали появляться на Руси иконописцы, которые стали сами писать иконы по своим догадкам и  самосмышлением.  Вот именно тогда на Соборе 1551 года  положены были следующие мудрые правила относительно иконописания:

1)     иконописцы должны быть благочестивыми людьми, заниматься своим делом  с благословения епископа и под надзором духовенства;

2)     писать положено обязательно с древних образцов;

3)     благочинные при обозрении церквей должны обращать внимание на иконы,  неправильно написанные надо отбирать и отдавать на  исправление.

Эти правила и сейчас действительны.

Царь Алексей Михайлович обнародовал грамоту восточных патриархов (1668 год) , которая требовала от русских, чтобы занятие иконописанием  разрешалось лишь искусным мастерам, которые имеют свидетельство о своём искусстве и право на иконописание от  самых опытных иконописцев. Так же было требование, чтобы они занимались своим искусным делом строго под наблюдением духовенства.

Среди русских иконописцев есть великие святые: святители Пётр, митрополит Московский, Василий, архиепископ Новгородский, Феодор, архиепископ Ростовский; преподобные: Алипий, первый русский иконописец, Андрей Рублёв, Дионисий, игумен Глушицкий, преподобномученик  Адриан Пошехонский, а также  другие.

Как пишут иконы? В чем смысл отдельных деталей иконы?

Иконописание – это создание иконы по установленным образцам. А начинается оно с самого, на первый взгляд, простого – подготовки доски. Сначала наносят грунтовку (левкас),  потом уже делают золочение нимбов. И уж после – доличное письмо, личное письмо.

Доличное письмо – это создание всех живописных частей иконы, кроме ликов, а также открытых частей тела.

Личное письмо – это изображение  ликов иконы и открытых частей тела.

Обратите внимание

Неподвижная и твёрдая поверхность доски для писания иконы обязательна и строга. Почему? Потому что твёрдая поверхность должна как бы напоминать  зрителям, да и самому иконописцу тоже, о других твердынях.

Условными знаками на иконах изображают мир нематериальный.

Золото используют  не только в качестве символа Божества, но и для создания  ощущения мистической и мерцающей реальности – не просто плоскость или пространство, а что-то такое  зыбкое. Это очень важно.

Одежда на иконах – это не средство прикрытия наготы, но символ. Что же может символизировать одежда? Она – ткань, состоит из подвигов святого.

Даже складки на одежде могут сказать нам о том времени, когда была написана эта икона!  В VIII-XIV веках  их рисовали часто и мелко и как бы говорят о сильных духовных переживаниях, указывают на отсутствие духовного  спокойствия. А  в XV-XVI веках  рисовали уже прямые и не очень длинные складки, которые сходятся под углами.

К концу XVI века  складки на одеждах становятся почти прямыми, длинными, редкими, чрез них словно пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил времени.

Для чего изображают сияние?

Вокруг головы Спасителя, Богоматери, святых угодников  на иконах и картинах изображают сияние (светлый кружок), который называют нимбом.  Нимб – это изображение сияния света и славы Бога, которая  преображает и человека, который соединился с Ним.

Тени на иконах не рисуют. Дело в том, что иконописец должен показать другую реальность – духовную. Царство духовности и света бесплотно и не может иметь теней.

Есть ещё одна особенность иконы и фрески – события на них должны выражать идеи и истины, которые живут под знаком вечности. Там не может буть времени как текучести.

Икона – это не портрет, не жанровая картина!

Икона – это как бы прообраз идеального человечества!

Именно по этой причине икона даёт лишь его символическое описание.

Важно

Измождённые лики святых противостоят  кровавому царству плоти  не только «истонченностью чувств», но и «новой формой жизненных отношений» (Евгений Трубецкой).

Вот почему смирение плоти имеет два смысла:

1)     оно нужно для одухотворения человеческого облика;

2)     подготавливает грядущее братство, любовь и мир человека  с человеком и со всей божией тварью.

Аскетизм имеет духовно-нравственный смысл. Аскетизм выражен не только условно-схематичным, символическим изображением ликов и фигур, но и статикой.  Физическое движение практически отсутствуют на иконах. Но вместо этого передаётся движение духа – цветами красок, позами и положениями отдельных частей тела, складками, глазами.

Так сосредоточена вся сила нравственного подвига,  вся сила духа, а также его власть над телом. Но так, сочетая физическую неподвижность и динамику Духа,  пишут не абсолютно все иконы. Такие иконы, как «Преображение Господне», «Страшный суд», являются примером икон, в которых физическая динамика передана художественными средствами.

Это характеризует тех, кто ещё в начале пути духовного и ещё не очень крепок в вере.

Золотым цветом и светом  в иконе возвещают о радости.

Золото (ассист) – символ Божественной энергии и благодати, красоты мира иного, Самого Бога. Солнечное золото поглощает зло и мрак мира, побеждает его. Если ассист есть на иконе, то  так подчеркивается Божественная суть Христа,  а если ассиста нет на иконе –  то подчеркивается Его человеческая сущность.

Икона и фреска вне храма теряют смысл. Подчиняясь идеи и архитектуре храма они  и сами становятся архитектурны. Архитектурность икон – это продолжение и средство выражения идеи преобладания абсолюта над единичным, индивидуальным, которое заложено в самом понятии храма.

Идейным или архитектурным центром иконы могут быть Иисус Христос или Богоматерь. Их образы очень символичны. Иисус чаще всего олицетворяет Гармонию,  Порядок, Добро, Красоту, Истину, которые противостоят раздору и хаосу. Богоматерь же – символ Любви и Добра, милующего Сердца, Защиты человеческого от гнева Господня.

Пророки, апостолы и  девы  на иконах и фресках олицетворяют добродетели – мудрость, смирение, целомудрие,  невинность и чистоту.  Это те самые центры, вокруг которых весь мир как бы собирается и организуется. Это те точки опоры для человека, которые  помогают ему противостоять скорбям мира.

Совет

Цель создателей икон и фресок – это создать такое изображение, которое выведет сознание человека в мир духовный.

Недаром большинство людей, которые посещают храмы, говорят, что зайдя в Церковь, словно  в другой мир попадаешь – в мир спокойствия; чувствуешь некое умиротворение. 

Источник: http://m-a-temple.targlif.com/index.php/svyatye-ikony-kak-i-dlya-chego-ikh-pishut-istoriya-ikonopisaniya

«Микеланджело мне отвратителен»: иконописцы об искусстве, вере, деньгах и Трампе

Профессия иконописца может показаться жутко не современной, если забыть про усиление роли церкви в России за последние годы. «Афиша Daily» поговорила с тремя художниками о том, как строятся их отношения с заказчиками, сколько они получают и что думают о современном искусстве

Основатель мастерской «Киноварь», 64 года

Я вырос в неверующей семье: отец был успешным инженером, занимал высокие должности. Я учился в институте прикладной математики, однако меня тянуло к живописи — писал авангардистские картины, участвовал в выставках на Малой Грузинской.

Потом крестился, и у меня словно появилось другое зрение — я увидел мир икон. Бросил институт, оставил светскую живопись, стал заниматься иконописью.

Для отца стало трагедией, что сын не получил технического образования и ушел неизвестно куда, однако со временем он принял это.

В СССР писать иконы было непросто — теоретически могли посадить в тюрьму. Правда, я начал работать, когда уже не сажали, а ограничивались штрафом или просто замазывали.

Обычно настоятелям храмов удавалось договориться за взятку. Помню, я работал на Украине, и там был неуемный инспектор.

Ему давали на лапу, а он опять приезжал, и каждый раз нашей бригаде приходилось прятаться по кустам, пока батюшка наливал ему горилку и улаживал вопрос.

Читайте также:  Великий вторник страстной седмицы - 23 апреля 2019 года

Кто заказывает работы

Есть те, кто пишет для конкретных людей, но в этом случае меньше свободы. Надо либо иметь заказчика, который доверяет твоему видению, либо подстраиваться под вкусы тех, кто платит.

Помню, была женщина, которая рассказала, что у нее было видение Божией Матери и она хочет запечатлеть его на иконе. Я отказался: она, может, видела, а я — нет.

Я предпочитаю писать иконы для храмов: там всегда много работы, и если нанимают, то дают карт-бланш.

Обратите внимание

Иногда приходится выезжать на фрески. Сейчас, например, каждую неделю бываю под Александровом в Махрищском монастыре. Однако фреска — вид искусства на грани с экстремальным спортом, она требует хорошего физического здоровья. Приходится проводить по 15 часов в сутки на шатких лесах и иногда в холоде.

В 1989 году мы расписывали храм в глухой деревне под Костромой. Там была очень плохая электрика, провода свисали со всех сторон. Стены просто сочились известковой водой, и, видимо, где-то замкнул провод: прикасаешься кисточкой к стене, и бьет током. Хоть и не сильно.

Мы шутили, что это для большей живости рисунка.

А в конце 1970-х я работал на большой высоте на помосте, который держался на горизонтальных бревнах. Одно упиралось на гнилой подоконник, который не выдержал и подломился. Леса рухнули не совсем, но сильно накренились, мне удалось зацепиться. Было очень страшно: прошло почти сорок лет, но до сих пор эта картина стоит перед глазами.

Есть каноническая система росписи храма, которая выкристаллизовалась в XVI веке. Изредка мы советуемся со священнослужителями, иногда они сами просят что-то.

Однажды настоятель собора обратился с просьбой изобразить его самого во фреске «Страшный суд» среди грешников в геенне огненной. Он любил поесть, и это была такая форма покаяния для него.

Ну мы нарисовали, как бес тянет его крючком за брюхо, хоть портретного сходства там было немного.

А в конце 1980-х, когда семья Романовых еще не была канонизирована, один батюшка попросил их изобразить. И тут приехал епископ, который был против причисления царской семьи к лику.

Настоятель испугался и говорит моей бригаде: «Вас много, встаньте к стене и закройте фреску». Видно, епископу кто-то наябедничал, поэтому он все осмотрел и попросил нас отойти. Тут все и открылось.

Сбивать же не стали — так и осталось.

Важно

До кризиса и санкций олигархи не жалели денег церквям, и иконописцы получали хорошо. Сейчас работы не уменьшилось, но платят меньше. За маленькую икону можно получить тысяч 30. Аренда мастерской на Хитровской площади стоит только 11 тысяч.

Зато это интересное место: этажом ниже был трактир «Каторга», который описал Гиляровский, а в тех помещениях, где у меня мастерская, была ночлежка с нарами. Краски стоят по-разному. Лазурит вот очень дорогой, потому что это полудрагоценный камень. В хорошем качестве он есть только в афганском Бадахшане.

Его тяжело везти оттуда, поэтому килограмм стоит порядка 40 000 рублей.

Да, церковь сейчас процветает и строит много соборов, но интерес к иконописи не становится сильнее. Кроме того, меняются направления. Наш образец — византийское искусство, которое приветствовал покойный патриарх Алексий. Нынешний патриарх Византию не любит и больше поддерживает академический стиль.

Как они относятся к современному искусству

Мне нравится живопись XIX века, когда на церковную тематику писали знаменитые художники — Карл Брюллов, например. Положительно отношусь и к Ренессансу, хотя не люблю Микеланджело — он мне отвратителен. Да, это великое искусство, которое окончательно порвало с верой.

А современная живопись вообще выродилась. Если человек прибивает себя гвоздями, то это не искусство, когда все поаплодировали и разошлись. Икона, в отличие от акта постмодернизма, сохраняется на века, как египетские пирамиды, как ассирийские барельефы, которые можно уничтожить только динамитом. Или топором.

Искусствовед, основатель иконописной мастерской «Живая традиция», 41 год

Когда мне было 12 лет, мой папа стал священником, и мы переехали в деревню в Латвии, где ему дали приход.

После школы у меня не было явной склонности к какой-то определенной профессии, поэтому отец, который писал и продолжает писать иконы, предложил мне научится его профессии.

Сначала он меня учил, затем я поступил в Академию художеств на искусствоведа. Это мне сильно помогло, потому что знание живописи дополнились информацией о месте иконы в мировой культуре.

Сейчас у меня с женой собственная мастерская, и мы чаще сотрудничаем с частными заказчиками, чем с храмами. Работа в архитектуре интересна тем, как изображение взаимодействует с пространством. Я расписывал англиканский храм недалеко от Нью-Йорка, и мне довелось услышать лучший комплимент от прихожан. Они сказали, что моя фреска будто всегда там была.

Что происходит с иконописью

Российское священство очень консервативно подходит к вопросам оформления церковных интерьеров. Есть сложившийся за последние годы набор стереотипов, и заказчики боятся пробовать что-то новое.

Тем, кто строит и восстанавливает храмы в России, как правило, важны скорость и максимальное соответствие конкретным древним образцам, также желательно с максимальным количеством позолоты и резных украшений.

При этом на Западе сейчас велик интерес к русской иконе и к русскому богословию. Там многие, кто не находит в своей церкви ответов на вопросы, обращаются к другим традициям христианства, например, к трудам святых отцов православной церкви и к иконописи как к древнему инструменту проповеди через образ.

Как оценивается труд художников

Чем лучше и быстрее ты умеешь воспроизводить чужие работы, тем больше будешь получать. Это стандартный путь, которым идут все ученики иконописных школ. В нашей мастерской каждый образ создается индивидуально. Работая с библиотекой образцов, мы собираем максимальное количество информации и делаем эскизы.

Я не хотел бы называть стоимость икон, которые мы пишем. Бывает, что мы работаем бесплатно или за совсем небольшие деньги. При этом вещи, созданные без заказа, для себя, могут оцениваться достаточно высоко. Впрочем, не все измеряется деньгами.

Года два назад мне позвонил заключенный с просьбой написать ему икону бесплатно. Как выяснилось, у себя в колонии в Пермском крае он строит храм, и к тому моменту уже успел выклянчить иконы у всех самых именитых мастеров.

Кому-то он дал тысячу рублей на доски, кому-то ничего не дал.

Совет

Все любят размахивать словом «канон». Человек, который проучился месяц в приходской иконописной школе, говорит: «Я пишу иконы по канону».

Дальше возникает желание спросить: «А что это такое? Можно его где-то прочитать?» В иконописи не существует большого свода правил, как ПДД.

Есть несколько официальных постановлений: например, нельзя изображать Бога Отца, так как его никто никогда не видел, — но таких четких запретов немного.

В иконописи не существует большого свода правил, как ПДД

Существует ряд непреложных принципов, один из которых — узнаваемость. Входя в храм и увидев икону Святого Николая с расстояния в двадцать метров, ты должен понять, что это именно он.

Основная задача образа — дать тебе возможность сосредоточиться для диалога с Господом. Если прихожанин видит изображение, которое его смущает, то это не икона. Впрочем, у всех людей свои рамки понимания религиозного искусства.

В том числе у казаков, которые громят выставки.

Может ли икона быть современной

Мы стараемся делать так, чтобы она работала на современников. Например, в последнее время отказываемся от золота, так как его восприятие изменилось. Если человек в Средние века шел по улице с золотой цепью, было понятно, что это богатый купец. Сегодня, видя людей в золоте, мы делаем вывод, что, скорее всего, у них нет вкуса.

Существует другая опасность: некоторые наши коллеги берут образцы из древности, но при этом работают как люди XXI века. Они доводят до совершенства прямую линию, ровную поверхность — до состояния зеркала. Получается, что изображение, созданное рукой человека, больше похоже на постер. Такая рукотворная печатная продукция выходит.

Мне как искусствоведу грустно, что искусство избавляется от эстетической составляющей. Чтобы что-то понять, тебе нужно сначала прочитать «простыню», которая висит рядом с работой. Мне ближе вещи, которые круто работают и без текстового сопровождения. Например, Билл Виола и его встреча Марии и Елизаветы.

Обратите внимание

Мой отец был коневодом и разводил лошадей в Киргизии. Когда мне было 15 лет, мы переехали под Москву, где находился институт коневодства, и там я объезжал лошадей. Потом, когда я некоторое время жил в США, Жаклин Кеннеди, бывшая первая леди, приглашала меня на свою конюшню. Мне, правда, так и не удалось на нее поработать, потому что она вскоре умерла.

В молодости я рисовал пейзажи и не думал ни о какой иконописи. Когда мне было лет 27, у меня прорезался голос, и я решил стать оперным певцом. Меня выслушал товарищ и отвел к солистке Большого театра.

Потом я был принят в оперную студию, проучился 4 года, хотел поступить в консерваторию — не вышло. Тогда я ушел петь в церковный хор. Там у меня произошла знаменательная встреча. В хоре работала женщина, у которой жил известный старец Сампсон.

По своему происхождению он был едва ли не английский лорд, которого в молодости расстреляли большевики, и он чудом выжил (в «Википедии» биография Сампсона рассказана иначе. — Прим. ред.). Так вот этот старец предложил мне писать иконы.

Я сначала отнекивался, так как не хотел заниматься религиозной живописью, да еще и работал в совхозе «Путь коммунизма». Однако все-таки решился.

Старец Сампсон предложил мне писать иконы. Я отнекивался, так как никогда не хотел заниматься религиозной живописью, да еще и работал в совхозе «Путь коммунизма»

Меня отвели в Даниловский монастырь к отцу Зинону, которого называли современным Андреем Рублевым. Когда я увидел, как он работает, то понял всем существом, что передо мной великий иконописец. Полгода я просто смотрел, как он растирал краски, мыл кисточки и писал. А первым моим самостоятельным заказом стала роспись родового храма в Ясной Поляне, где похоронены предки Л.Н.

Толстого. Однажды туда приехали американцы, искали мастера, способного расписать кафедральный собор Православной церкви в Вашингтоне. Выбрали меня, и я уехал в США на три года. В Америке я сошелся со многими интересными людьми, например, с Ростроповичем. Там же меня познакомили с Дональдом Трампом — в те времена, когда еще никто не думал, что он может стать президентом.

Важно

Вернувшись в Россию, я стал главным иконописцем Московской патриархии. Расписывал храм Георгия Победоносца на Поклонной горе и Иверскую часовню на Красной площади. Среди моих заказчиков были и настоятели зарубежных церквей — на Украине, в Сербии, в Германии.

Откуда приходят заказы

Раньше считалось, что иконописцы — богатые люди. Сейчас иконы пишут только энтузиасты, потому что найти заказ очень сложно да и дохода не хватит даже на прожиточный минимум.

Это не только у нас так: когда я работал в Америке, то все деньги от заказчика шли в патриархию, а иконописцу выплачивали порядка 800 долларов в месяц. Если что-то платят, то я не отказываюсь — жить мне тоже надо, но чаще приходится работать во славу Божью.

Меня вот называют классиком, а у меня в течение 8 месяцев не было ни одного заказа. Но я все равно пишу; сейчас хочу на одной иконе изобразить вместе начало и конец Русского государства — князя Владимира и Николая II.

Обращаются ко мне люди, которые где-то видели мои работы. А вот на Украину я попал благодаря известному пианисту Вану Клиберну, с которым познакомился в Америке. Заказчик увидел где-то снимок, на котором был я с Клиберном на фоне Белого дома, решил, что такой музыкант не будет абы с кем фотографироваться, и обратился ко мне.

На меня набросились: «Ты что патриарха учишь?»

В Америке есть практика, когда человек просит изобразить на стене храма своего святого. Иногда эти самые люди хотят, чтобы изображение походило на заказчика.

Так, одна женщина подошла ко мне с просьбой: «А вы не могли бы изобразить святую Екатерину хоть немного похожей на меня?» Я ответил ей, что если в чертах Екатерины я найду что-то общее с ее чертами, то обязательно это подчеркну.

В другой раз на меня обиделся Ростропович, по заказу которого я писал князя Мстислава: «Ты издеваешься что ли? Я лысый, а у тебя князь с такими кудрями».

Совет

Бывают случаи, когда я не берусь за работу. Когда я приехал из Америки, меня вызвал Алексий II и спросил, как мы будем расписывать храм Христа Спасителя.

Я ответил, что сделать так, как было в старом храме, не получится: нет уже таких мастеров, а во-вторых, пришлось бы писать еретические изображения: на куполе старого храма Христа Спасителя был изображен Бог Отец, то есть дедушка с бородой, что запрещено канонами православной церкви. На меня набросились другие: «Ты что патриарха учишь?» Я все равно отказался.

Бывают ли неверующие иконописцы

Иконописцу свойственно все то, что свойственно и другим, — среди моих коллег почти нет святых. Однако мастер все равно должен обладать верой. Если иконописец пишет икону без веры, получается раскрашенная схема. Впрочем, совсем неверующих в профессии мало.

Александр Чашкин за работой

Живопись изображает нашу действительность, а икона показывает высшие миры и тот мир, который будет после конца этого. Сегодня многие священники любят академические изображения, хотя к этому мы пришли не сразу. Россия ведь была преемницей Византии, но на сломе XVI века, еще при Алексее Михайловиче, под влиянием Запада вместо икон повалили «картинки».

Например, Мария Магдалина могла быть изображена полуобнаженной, с закатанными глазами и чувственным выражением лица. Это закрепилось при Петре, и в иконописи стали появляться пупсики вместо ангелов. По сути, иконопись исчезла, и ни Пушкин, ни Достоевской ее не видели.

Только в начале XX века художники стали интересоваться настоящей иконой, когда работы людям открылась ценность Рублева и византийских мастеров.

Что происходит с религией в обществе

Сейчас православие возрождается, но отчасти это формальный процесс, который начался еще при Ельцине. Президента и его окружение в церковной среде тогда называли подсвечниками за то, что ходили в храм просто подержать свечку. Слава Богу, что сейчас у нас верующий глава государства.

Да, параллельно с этим растет интерес к иконописи, но не все так просто. Большинство церквей расписаны средними изображениями, мазней. Многим заказчикам важно, чтобы им сделали побыстрее и подешевле.

Церковь же должна преображать людей, а для этого должны быть и иконописцы, работающие на более высоком уровне, и священники, которые более доходчиво доносят веру до людей.

Незабываемо и почти без слов — в инстаграме «Афиши Daily».

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/3847-mikelandzhelo-mne-otvratitelen-kak-zhivut-i-rabotayut-ikonopiscy/

Ссылка на основную публикацию