Икона пресвятой богородицы “старорусская”

Старорусская икона Божией Матери

Память Старорусской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 17 мая и 1 октября по новому стилю.

История возникновения Старорусского образа

Город Старая Русса является весьма древним и располагается неподалеку от Новгорода. Одной из главных святынь считается образ Божией Матери, который почитается верующими людьми как чудотворный. К сожалению, не сохранилось сведений о том, где и когда была написана эта икона, однако предполагают, что она была перенесена на Русь из Греции во второй половине XVI века.

По преданию, поводом для этого послужила угроза нападения на Византию турок. Для того, чтобы сохранить святыню от поругания, она была переправлена на Русь и оказалась в пределах могущественного Новгородского княжества. Жители Старой Руссы с благоговением приняли этот образ и поместили его в главном Преображенском монастыре города.

Обратите внимание

Именно там от иконы начали совершаться чудеса и исцеления, и потому, когда в соседнем городе Тихвине возникла эпидемия моровой язвы, то жители попросили принести к ним образ Божией Матери, в надежде на помощь Царицы Небесной. В свою очередь они прислали в Старую Руссу копию чудотворной Тихвинской иконы.

И вот, по молитвам Богородицы и вере людей совершилось чудо: после того как с иконой был совершен крестный ход вокруг города, страшная эпидемия прекратилась. Однако тихвинцы не возвратили чудотворный образ в Старую Руссу, и долгое время он находился в одном из храмов Тихвина.В начале XIX века началась тяжба между двумя городами за право иметь Старорусскую икону Божией Матери.

Поскольку Тихвин не желал возвращать образ, то спор принял затяжной характер, так что жителям Старой Руссы пришлось обращаться по этому вопросу не только в Священный Синод, но даже к самому императору Николаю I. Однако прошение долгое время не рассматривалось, а позже было по каким-то причинам отклонено.

Спустя некоторое время рушане вновь повторили попытку вернуть свою святыню, но и в этот раз безрезультатно. Лишь в 1888 году по повелению императора Александра III икона была возвращена в свое историческое место в Спасо-Преображенский монастырь.

Перенесение образа стало для Старой Руссы большим праздником, оно совершалось с большим крестным ходом, а для украшения образа жители собрали большую сумму денег, на которую был выполнен драгоценный оклад. В честь этого был установлен праздник, и отныне 1 октября вспоминается перенесение иконы.

Иконографические особенности

Первообраз Старорусской иконы является очень древним. По мнению исследователей, он был написан около XIII века. Иконография образа интересна тем, что совмещает в себе два типа Богородичных икон – Умиление и Путеводительницу. Старорусская икона представляет собой большую выносную икону. В то время, как первообраз находился в Тихвине, в Старой Руссе была сделана копия с чудотворного образа, которая не повторяет буквально старинную икону и имеет множество отличий, основным из которых является то, что лик Богомладенца отвернут от Божией Матери. Сохранилось предание, что изначально список с точностью повторял первообраз, но жители Старой Руссы не хранили икону с должным благоговением, за что Христос отвернулся от них.Оба Старорусских образа были богато украшены окладами, однако после революции безбожные власти конфисковали эти ценности и передали иконы в городской музей. Во время Второй мировой войны древний первообраз был утерян, а список отвезен в один из городов Псковской области, где находился до освобождения Старой Руссы от вражеских захватчиков. В настоящее время чудотворный образ вновь находится в одном из старорусских храмов. Поток паломников к святыне не прекращается, и перед иконой люди молятся Царице Небесной об избавлении от душевных и телесных недугов, а также от всякого зла.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/ikony/613-starorusskaya-ikona-bozhiej-materi

Старорусская икона Божией Матери

На фото: Подлинный Старорусский образ Божией Матери на дореволюционной гравюре.

Более трехсот лет Старорусская икона Божией Матери отсутствовала в Старой Руссе. Почти сто лет рушане деятельно старались вернуть ее. Икона вернулась, для нее возвели особый собор, освященный в 1892 году с большим торжеством (приезжал даже св. Иоанн Кронштадтский). А в XX веке чудотворная икона России пропала

Обретение Старорусского чудотворного образа, две версии:

Издревле градохранительницей Старой Руссы была Старорусская икона Божией Матери. История ее появления в Русе «раздваивается», что связано с дальнейшей судьбой иконы и тяжбой о ней между рушанами и тихвинцами.

Итак, рушане считали, что икона:

Пребывала она, согласно старорусскому преданию, в Спасо-Преображенском соборе — как самом древнем и почтенном храме города. Тихвинцы же наставали на том, что икона явилась в 1570 году в Выдропуске (Выдро-пужске) и находилась в Старой Руссе лишь недолгое время.

Как Старорусская икона Божией Матери попала в Тихвин

В течение нескольких веков Старорусская икона Божией Матери служила, как уже говорилось, предметом препирательств между рушанами и тихвинцами, и вот из-за какого события. Рушане рассказывают его так.

Во времена Ивана Грозного, в 1570-е годы, в Тихвине свирепствовало моровое поветрие, и один благочестивый житель города имел видение, согласно которому для избавления от язвы необходимо было перенесение в Тихвин — на время — Старорусской иконы Божией Матери в обмен на чудотворную Тихвинскую икону.

Рушане в простоте сердечной отдали тихвинцам свою икону, а те несколько «схитрили» и вместо чудотворного Тихвинского образа отправили в Русу список.

После морового поветрия икона так и осталась в Тихвинском Успенском монастыре, где почиталась наравне с прославленным Тихвинским образом Божией Матери (в особенности любили ее старообрядцы).

Тяжба за Старорусскую икону Божией Матери между жителями Тихвина и Старой Русы

Казалось бы, с течением времени жители Старой Руссы должны были смириться с потерей, но нет. В 1787 году они отправили в Тихвин «посольство», имевшее целью возвращение святыни. Как и ожидалось, тихвинцы иконы не отдали, лишь разрешили снять с нее список. И в 1805 году затеялась тяжба между рушанами и тихвинцами о том, кому должна принадлежать Старорусская икона Божией Матери.

Длилась тяжба за Старорусскую икону более восьмидесяти лет и началась с прошения рушан, поданного на имя митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова). Как пишет уже цитированный нами А. А. Усинин, митрополит Амвросий:

«Старорусские граждане» своих надежд не оставили. Они писали то новгородским владыкам, то в Святейший Синод. Тихвинцы, в свою очередь, указывали на отсутствие достоверных документов, которые подтверждали бы старорусское происхождение чудотворной иконы, и подвергали сомнению предание о перенесении ее в Тихвин во время морового поветрия. Они заявляли:

Более того, прибегали тихвинцы и к «запрещенным приемам», указывая на маловерие оппонентов:

Старорусская икона, возвращение

Как бы ни было, в 1888 году, при содействии великого князя Владимира Александровича, благоволившего Старой Руссе и Спасо-Преображенскому монастырю, Александр III:

Ликованию старорусских жителей не было предела. Чудотворный Старорусский образ на руках несли от Тихвина до Старой Руссы, где его встречали, по самым скромным подсчетам, до 50000 человек. Его поставили в Спасо-Преображенском соборе, а уже в следующем году в монастыре началось строительство особого храма для святыни — «в честь и славу Пресвятыя Богородицы, именуемой Старорусской».

Утрата Старорусской иконы Божией Матери

После революцию икону, по выражению рушан, «разорили» (т. е. сняли с нее драгоценный оклад) и передали в краеведческий музей. В годы оккупации она бесследно пропала, и сейчас в Старой Руссе, в Георгиевском храме, пребывает список с нее, также почитаемый чудотворным. Списки — как старые, так и новые — есть и во многих других окрестных церквах.

Источник: https://posmotrim.by/article/starorusskaya-ikona-bozhiej-materi.html

Молитва к иконе богородице старорусской

Советуем ознакомиться молитва к иконе богородице старорусской с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

В Старой Руссе в церкви святого Георгия находится список со Старорусской иконы Божией Матери. Как и утраченный некогда оригинал, он почитается чудотворным, чему неоднократно были самые убедительные доказательства. История его до сих пор полна невыясненных обстоятельств и волнует умы исследователей. Но прежде всего нужно поговорить о той древней иконе, копией которой он является.

Предположения о появлении иконы в Старой Руссе

Точно не известны ни время, ни место появления на Руси Старорусской иконы Божией Матери.

Одна из версий гласит, что в 1470 году жители Византии, подвергшейся нападению турок, чтобы спасти святыню, тайно переправили её в Руссу и поместили в Спасо-Преображенском монастыре.

По другой версии икона в 1570 году чудесным образом явилась в церкви святого Георгия, в одном из сёл Тверской губернии, откуда позднее была перенесена в Старую Руссу.

Пребывание иконы в Тихвине

Так или иначе было на самом деле ― трудно сказать.

Но доподлинно известно, что в 1570 году жители Тихвина обратились к рушанам с просьбой прислать им чудотворный образ, надеясь с его помощью избавиться от постигшего их страшного бедствия ― морового поветрия.

Жители Старой Руссы поступили как истинные христиане и пришли на помощь к тихвинцам. Икона была на руках, крестным ходом, доставлена в охваченный эпидемией город, после чего моровое поветрие резко пошло на убыль и вскоре совсем прекратилось.

Дальнейшие события разворачивались следующим образом. Жители Тихвина, получив столь очевидное подтверждение чудотворности Старорусской иконы Божией Матери и преисполнившись к ней любви и благодарности, отказались возвращать святыню её владельцам. Вначале они под разными предлогами тянули время, а под конец дали категорический отказ.

Трёхвековые судебные споры

Вслед за этим началась беспрецедентная в своём роде тяжба, продлившаяся более трёхсот лет.

Лишь в 1888 году после бесчисленных судебных разбирательств и бюрократических проволочек Старая Русса вновь обрела свою святыню. Снова, как и в 1570 году, её несли торжественным крестным ходом.

Кстати, размеры Старорусской иконы Божией Матери весьма внушительны: 278 см х 202 см. Она считается самой большой выносной иконой в мире.

Чтобы как-то утешить тихвинцев, вынужденных, наконец, расстаться со столь любезной их сердцам иконой, жители Старой Руссы передали им копию святыни, выполненную в 1787 году.

В тот год, потеряв надежду на возвращение Старорусской иконы Божией Матери, рушаны направили в Тихвин мастеров для изготовления с неё копии.

Мастера были весьма искусными и выполнили заказ в точном соответствии с оригиналом.

Чудо, явленное иконой

Каково же было всеобщее изумление, когда в 1888 году при обмене оригинала на копию вдруг выяснилось, что изображение Младенца Иисуса на копии необъяснимым образом изменилось.

В оригинале Иисус своим ликом припадал к лику Богородицы, тогда как в списке, хранившемся в Старой Руссе, его фигура была развёрнута таким образом, как будто Он отвернулся от Пречистой Девы и стремится прочь от Неё.

О фальсификации и подмене иконы не могло быть и речи, так как специалисты, исследовавшие её, в один голос заявили, что это тот самый образ, который был выполнен в 1787 году.

Важно

Были предположения, что ввиду того, что живописный слой оригинала сильно пострадал от времени, мастера, выполнявшие копию, могли попросту ошибиться, не имея возможности детально рассмотреть его, но это мало походило на правду.

И так, не найдя сколько-нибудь убедительных объяснений случившемуся, решено было считать это чудом, которое явила икона Старорусской Божьей Матери. Значение его истолковали следующим образом ― Младенец, изображённый на списке с древней иконы, отвернулся от Богородицы, преисполненный скорбью о грехах людских. Эта версия считается окончательной и общепринятой вплоть до наших дней.

Судьба святого образа в наши дни

После революции новые власти обошлись со святынями без малейшего почтения. С них были сняты украшавшие их драгоценные ризы, а сами они стали экспонатами краеведческого музея.

Во время войны, когда Старая Русса оказалась в оккупации, древний образ бесследно исчез, судьба его неизвестна.

Читайте также:  Храм покрова пресвятой богородицы в ясеневе, москва

Копия же, та самая, на которой чудесным образом изменилось положение Младенца Иисуса, была передана немцами в открывшийся в городе храм.

В наши дни этот чудотворный образ хранится в Старой Руссе, в церкви Святого Георгия. Праздник Старорусской иконы Божией Матери отмечается дважды в год: 17 мая ― день, когда икона впервые появилась в Старой Руссе, и 1 октября ― день её возвращения после трёхсотлетнего пребывания в Тихвине.

Перед этой иконой принято молиться о ниспослании защиты от воровства и всяких хищений. Она сама была фактически на долгие годы украдена у законных владельцев и именно от этой беды ограждает сегодня. Значение этого образа лаконично и ясно выражено в восьмой Заповеди Божьей ― «Не укради». Об этом она напоминает нам и к этому призывает.

В чем помогают молитвы перед старорусской иконы божией матери

Икона Старорусская получила свое название от наименования города — Старая Русса в Новгородской области, где находилась очень длительное время. В 1656 году, во время повальной болезни холерой в Тихвине, икону переместили туда.

И поскольку возвращать Старорусскую икону Богородицы Тихвинцы отказались, в 1768 году с нее сделали копию, которую поместили в Воскресенский Собор Старой Руссы. Это и защитило икону от полного забвения.

Совет

Во время Великой Отечественной Войны оригинал Старорусской иконы Божьей Матери бесследно исчез, и ныне как чудотворная почитается именно эта копия иконы. На иконе изображена Богоматерь. На Ее руках сидит Иисус Христос. Вся его фигура как будто устремляется прочь от Богородицы.

В правой руке Спаситель держит свиток, а левой рукой поддерживает голову. Легенда повествует, что лик Христа на Старорусской иконе Богородицы отвернулся, всем своим видом порицая порочное поведение горожан Старой Руссы.

В чем помогает старорусская икона пресвятой богородицы

Этот образ почитается чудотворным по праву. Обратиться к Божией Матери может любой верующий с любой молитвой и просьбой, ведь Она — первейшая заступница человечества перед Господом и нет никого ближе к Всевышнему, нежели Она.

Старорусской иконе Богородицы молятся, прося о защите от воров для себя, своего дома и своих близких. Считается, что она может защитить и спасти от пожаров.

У нее просят исцеления от физических недугов и душевных ран, выслушает и милостиво поможет каждому, чья молитва исходит прямиком из самого сердца.

Где купить Старорусскую икону Божьей Матери

Купить Старорусскую икону Божьей Матери можно в лавке, торгующей иконами, церковной утварью, православной литературой, возле храма или церкви. Еще более широкие возможности и выбор предоставляет сеть интернет.

Здесь представлено множество православных интернет магазинов, которые предложат на выбор выполненную по старому образцу на деревянной доске, написанную на холсте, с ювелирным оформлением рамы или совсем простую, в пластиковой легкой раме.

Размер и форму также можно подобрать в соответствии со своими потребностями.

Многие покупают икону Старорусской Божьей Матери не только для домашнего иконостаса, а также для путешествий или кратких молитв прямо на рабочем месте. В таком случае и размер иконы будет невелик.

Особое место в представленных для покупки занимает Старорусская икона Пресвятой Богородицы, вышитая на ткани бисером. Яркие и свежие цвета вышитой бисером одежды в лучах света излучают переливчатое сияние.

Создать эту красоту можно и своими руками, купив схему или целый набор для вышивания.

Старорусская икона Божией Матери

Память Старорусской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 17 мая и 1 октября по новому стилю.

Город Старая Русса является весьма древним и располагается неподалеку от Новгорода. Одной из главных святынь считается образ Божией Матери, который почитается верующими людьми как чудотворный.

К сожалению, не сохранилось сведений о том, где и когда была написана эта икона, однако предполагают, что она была перенесена на Русь из Греции во второй половине XVI века. По преданию, поводом для этого послужила угроза нападения на Византию турок.

Для того, чтобы сохранить святыню от поругания, она была переправлена на Русь и оказалась в пределах могущественного Новгородского княжества. Жители Старой Руссы с благоговением приняли этот образ и поместили его в главном Преображенском монастыре города.

Обратите внимание

Именно там от иконы начали совершаться чудеса и исцеления, и потому, когда в соседнем городе Тихвине возникла эпидемия моровой язвы, то жители попросили принести к ним образ Божией Матери, в надежде на помощь Царицы Небесной. В свою очередь они прислали в Старую Руссу копию чудотворной Тихвинской иконы.

И вот, по молитвам Богородицы и вере людей совершилось чудо: после того как с иконой был совершен крестный ход вокруг города, страшная эпидемия прекратилась. Однако тихвинцы не возвратили чудотворный образ в Старую Руссу, и долгое время он находился в одном из храмов Тихвина.

В начале XIX века началась тяжба между двумя городами за право иметь Старорусскую икону Божией Матери. Поскольку Тихвин не желал возвращать образ, то спор принял затяжной характер, так что жителям Старой Руссы пришлось обращаться по этому вопросу не только в Священный Синод, но даже к самому императору Николаю I.

Обратите внимание

Однако прошение долгое время не рассматривалось, а позже было по каким-то причинам отклонено. Спустя некоторое время рушане вновь повторили попытку вернуть свою святыню, но и в этот раз безрезультатно.

Лишь в 1888 году по повелению императора Александра III икона была возвращена в свое историческое место в Спасо-Преображенский монастырь.

Перенесение образа стало для Старой Руссы большим праздником, оно совершалось с большим крестным ходом, а для украшения образа жители собрали большую сумму денег, на которую был выполнен драгоценный оклад. В честь этого был установлен праздник, и отныне 1 октября вспоминается перенесение иконы.

Первообраз Старорусской иконы является очень древним. По мнению исследователей, он был написан около XIII века. Иконография образа интересна тем, что совмещает в себе два типа Богородичных икон – Умиление и Путеводительницу. Старорусская икона представляет собой большую выносную икону.

В то время, как первообраз находился в Тихвине, в Старой Руссе была сделана копия с чудотворного образа, которая не повторяет буквально старинную икону и имеет множество отличий, основным из которых является то, что лик Богомладенца отвернут от Божией Матери.

Сохранилось предание, что изначально список с точностью повторял первообраз, но жители Старой Руссы не хранили икону с должным благоговением, за что Христос отвернулся от них.

Оба Старорусских образа были богато украшены окладами, однако после революции безбожные власти конфисковали эти ценности и передали иконы в городской музей.

Во время Второй мировой войны древний первообраз был утерян, а список отвезен в один из городов Псковской области, где находился до освобождения Старой Руссы от вражеских захватчиков. В настоящее время чудотворный образ вновь находится в одном из старорусских храмов. Поток паломников к святыне не прекращается, и перед иконой люди молятся Царице Небесной об избавлении от душевных и телесных недугов, а также от всякого зла.

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Важно

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, («СТАРОРУССКАЯ»)

икона Богородицы «СТАРОРУССКАЯ»

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально.

Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей.

По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.

Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор.

Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись.

Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.

Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится.

Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу.

В честь этого события было установлено празднество.

Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.

Совет

После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

Источник: https://xn—-7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/molitva-k-ikone-bogoroditse-starorusskoj/

Открытка (плейкаст) «Старинная старорусская икона Божьей Матери»

Налевой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери.

В правой руке Христа, опущенной на колено – свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона поэтому была близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.

Одно из церковных преданий, сохранившихся в среде рушан, гласит, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан.

Но, тем не менее, в г.Старой Руссе оригинал иконы был особо почитаем и прославился многими чудесами исцеления.

И так продолжалось до октября 1917 года, когда в Российской империи вспыхнул инспирированный неудачным для России участием ее в Первой мировой войне, новый вооружённый мятеж и власть захватили безбожники-коммунисты.

В годы советской власти начата активная борьба по разгрому Русской православной церкви и конфискации церковного имущества.

Вот и в Старой Руссе местными большевиками все церкви были разорены, с иконы сняты все драгоценные укрощения, а сами образы, в том числе и Старорусская икона Божией Матери и оригинал и копия были переданы в Старорусский краеведческий музей.

Затем началась Вторая мировая война, которая в СССР значилась, как Великая Отечественная война, и с 9 августа 1941 года по 18 февраля 1944 года Старая Русса была оккупирована немецкими войсками.

В августе 1941 г., когда немцы вошли в Старую Руссу, то обе Старорусские иконы ими были взяты на учет. И это было не просто так. Ведь с началом Второй мировой войны в нацистской Германии был создан ряд специальных организаций для выявления и изъятия культурных ценностей на захваченных территориях.

Среди них Аппарат генерального посредника для учёта немецких культурных ценностей на присоединённых восточных территориях («Генеральное посредничество „Восток“»), находившийся в ведении Гиммлера и батальон особого назначения под командованием штурмбанфюрера СС барона фон Кюнсберга, состоявший из специалистов в области культуры и искусства, подчинявшийся министру иностранных дел И. фон Риббентропу, штаб рейхсляйтера Розенберга, и учреждённый им же «Центр по охвату и сбору культурных ценностей на оккупированных восточных территориях» и др.

Читайте также:  Молитва казанской божией матери

Вот эти «спецы» войдя в захваченную Старую Руссу стали разбираться с найденными в Краеведческом музее, культурными и художественными ценностями.

В итоге копия (список) 1787 г. Старорусской иконы Божией Матери была ими передана в вновь открытый Воскресенский собор, а оригинал иконы в вместе с другими ценностями Старорусского краеведческого музея в сопровождении директора музея был вывезен немцами поездом в Германию.

Больше директор музея в г. Старую Русса не возвращался. Поэтому Старорусскую икону Божией матери надо искать в Германии, если она не погибла в ходе боев 1944-45 годов что происходили на территории Германии.

При отступлении немецких войск со Старой Руссы в 1943 году и копия Старорусской иконы была ими вывезена в г.Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации.

После освобождения города в 1946 году, чтимый список чудотворной иконы Божией Матери был возвращен в Старую Руссу, и с тех пор находится в церкви святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, в киоте в левом нефе.

Источник: http://www.playcast.ru/view/9892373/bd26562ac0b259855786572885db8d154b2e7c3cpl

Соборная сторона, интернет-альманах. чудотворная икона “старорусская богородица”

Чудотворная икона

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА “СТАРОРУССКАЯ БОГОРОДИЦА”

“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной Церковью и связанных именно с Новгородской землей.

Слава древних новгородских святынь – “Знамения” и “Тихвинской Богородицы” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов.

Праздничная служба в честь Старорусской иконы свершается 4 (17) мая в день ее появления и творения чудес в Тихвине в 1570 г. В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 г. – 18 сентября (1 октября).

История Старорусской иконы и ее списков может служить образцом запутанности и нахлестов различных устных и письменных свидетельств и невероятных догадок, которые, как известно, нередко сопровождают те или иные чтимые иконы. Выяснить истинную историю этого образа было особенно важно в XIX в., когда жители Старой Руссы и Тихвина оспаривали право на владение этой иконой.

Сведения о ней пытались собрать тогда многие любители старины. Но наиболее последовательно это осуществил А.А.Усинин, стремясь, по его словам, удержать лишь то, что “не противоречит истине, хронологии и здравому смыслу”.

Придерживаясь этого же принципа, попытаемся и мы по возможности связно изложить то, что известно сейчас о Старорусской иконе, ее списках и иконографических прототипах.

Согласно народному преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце X в. из греческого города Ольвиополя. Начало творения ею чудес связывается с временем Ивана Грозного. Около 1570 г. в северных странах свирепствовало моровое поветрие, которое опустошило и Старую Руссу, и Тихвин.

По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой смертоносной эпидемии, необходимо было “обменять” чтимые богородичные образы Тихвина и Старой Руссы.

Обратите внимание

Тогда старорушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни – Тихвинской Богородицы – послали в Старую Руссу.

По другому преданию, икона Старорусской Богородицы во время морового поветрия в том же 1570 г. была взята из Старой Руссы и, носимая из одного селения в другое, для избавления от губительной язвы, достигла таким образом Тихвина, где и осталась на долгое время.

Самые ранние достоверные свидетельства о Старорусской иконе относятся к первым десятилетиям XVII в.

: в переписной и приходно-расходной книгах тихвинского Успенского монастыря упоминается икона “Руской” Богородицы “в одиннадцать пядей” (около 220 см), висевшая в соборе на столбе у левого клироса. По случаю обновления собора в 1794 г.

икону перенесли в теплую церковь Рождества Богородицы. Икона все время располагалась неподалеку от прославленной Тихвинской и почиталась как вторая святыня монастыря, в особенности – старообрядцами.

По устному преданию, сохранявшемуся в Старой Руссе, в 1640 г. некий список Старорусской чудотворной иконы был направлен из Тихвина в Старую Руссу. А в конце XVIII в. (около 1787 г.) в Старой Руссе вспомнили о подлинной иконе и отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении Старорусской иконы.

Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию Старорусской, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая 1788 г. (по старому стилю – ред.). Спустя время эта копия прослыла чудотворной сама по себе, неоднократно являя целительную силу.

Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 г. начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более восьмидесяти лет. Сохранилось немало свидетельств того, как старорушане обращались то к Новгородскому митрополиту, то в святейший Синод с неоднократными прошениями о возвращении иконы.

Важно

Тихвинцы же аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы и благочестивого к ней отношения слали описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце XVIII в. Демонстрируя заботу о чтимом образе, в 1854-1855 гг. архимандриты Петр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащенную ризу. Однако старорушане, ссылаясь на то обстоятельство, что в Тихвине рядом с первой святыней города жители не могут воздавать должное почитание “пришелице” из Старой Руссы, настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец, в 1888 г., благодаря вмешательству вел. Кн. Владимира Александровича, благоволившего к Старой Руссе, по распоряжению Синода, чтимую Старорусскую икону торжественно перенесли их Тихвина в Старую Руссу, поместив ее в соборе Спасо-Преображенского монастыря (в Тихвине осталась выполненная около того времени точная копия иконы).

С приходом Советской власти икону, по свидетельству местных жителей, “разорили”, сняв с нее серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 г., во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена.

В итоге этой длинной истории в Новгороде и Старой Руссе образовалось два типа копий Старорусской иконы.

В настоящее время под наименованием “Старорусская” особо почитается один из ее условно называемых “списков” – по устному свидетельству, копия с копии чтимой иконы, которая весьма отличается от святыни, торжественно возвращенной в Старую Руссу в 1888 г.

Икона находится в действующей Георгиевской церкви, на левом клиросе перед иконостасом, как некогда в соборе Тихвинского Успенского монастыря. Она имеет богатый серебряный оклад середины XIX в. с большими вставками, предположительно, XVIII столетия.

В Новгороде же, в Никольском приделе церкви Филиппа Апостола находится большая икона XIX в., почитаемая как Старорусская Богородица, действительно воспроизводящая иконографию того образа, который был перенесен в 1888 г. из Тихвина в Старую Руссу. Еще один из писков (выполненный, вероятно, около 1888 г.

) существует в Успенском соборе Тихвинского Большого монастыря. Иногда Старорусской называют также икону “Богоматерь Умиление” XIII в., приобретенную в Старой Руссе в конце прошлого века Д.С.Большаковым (ГРМ), но эта икона не имеет отношения к чтимому чудотворному образу, возвращенному из Тихвина в 1888 г.

Судя по свидетельствам XIX в. и литографии 1888 г., чтимая Старорусская икона представляла увеличенный вариант Одигитрии, совмещавший черты двух очень близких между собою иконографических типов – Тихвинской и Грузинской Богородицы.

Оригинал, как и все известные его списки, имел грандиозные размеры (по одним сведениям, “одиннадцати пядей”, по другим – 3 аршина 12 вершков в высоту и 2 аршина 15 вершков в ширину, что составляло примерно 260 на 190 см).

От знаменитой Тихвинской эту икону отличало лишь расположение правой ступни младенца, которая в данном случае изображалась не как стопа, развернутая к зрителю подошвой, а в профиль. От известных списков Грузинской (XVI в., ГРМ) она отличалась только расположением складок мафория на груди Богородицы.

Совет

Оба иконографических типа были хорошо известны в новгородских землях. Однако, существующий ныне в Георгиевской церкви Старой Руссы почитаемый список демонстрирует иной иконографический вариант.

Этот список, выполненный, по мнению реставрировавшего его в 1980-х гг. Ю.Новикова, в конце XVIII в., почитатется сейчас более других списков, наследуя славу древней Старорусской иконы.

Обстоятельства появления этого списка неясны, и, к сожалению, мы не располагаем в настоящее время достаточными сведениями, чтобы со всей определенностью ответить на вопрос, как возникли два различных иконографических варианта Старорусской Богородицы и который из них восходит к иконе, творившей чудеса в эпоху Ивана Грозного. Но иконография именно списка из Георгиевской церкви отличается очевидной оригинальностью.

От привезенной в 1888 г. из Тихвина в Старую Руссу иконы этот монументальный богородичный образ отличается прежде всего позой младенца: согласно позднему преданию, когда художник писал эту копию, изображая божественного младенца взирающим на Богородицу, Христос сам “отвернул свое лицо”, явив новое чудо “для укрепления веры” у прихожан.

И действительно, на иконе верхняя часть торса и лик младенца слегка развернуты влево, а ножки перекинуты через правую руку Богородицы. В правой руке Христа, опущенной на колено, – свиток, левая же поднесена к лицу и словно поддерживает голову.

В этом изображении акцентированы черты скорее отрока, чем младенца; облачение более свойственно вхрослому Христу – светлый хитон и пурпурный гиматий. Руки Богородицы образуют для него некое подобие трона.

Поза Христа и его взгляд, устремленный на зрителя, проникнуты спокойствием, а жест левой руки, поднесенной к щеке, ассоциируется с выражением глубокой печали, сокрушения. Эти поза и жест, а также положение правой руки, близко воспроизводят схему Спаса Недреманое Око.

Список Старорусской иконы Матери Божией, хранящийся в храме св.великомученика Георгия

Обратите внимание

Значение этого образа в византийском искусстве сосредоточено вокруг тем Воскресения, Страстей Господних и царского происхождения Христа “от семени Давидова по плоти”. В Древней Руси изображения “Спаса Недреманое Око” получают распространение в XVI в.

В этих изображениях, как правило, присутствует Богородица как заступница за род человеческий, и ангел, приносящий к ложу Спасителя орудия страстей.

Вся тема, при ее огромной смысловой емкости, обычно соотносится со стихом 4, 120-го псалма: “Не дремлет и не спит хранящий Израиля – Господь, хранитель Твой”, и дает образ Христа, Который “не дремлет” и через спасительную жертву Которого, благодаря заступничеству Богородицы, становятся открытыми пути к Господу во все времена.

Отдельные черты Спаса-Недременное Око присущи иконографии Христа-младенца на некоторых богородичных иконах. Натболее отчетливо они проступают в образе Богородицы Антиохийской, чрезвычайно близкой по схеме нашей иконе и отличающейся от нее лишь благословляющим жестом правой руки младенца-Христа.

Но наиболее очевидно сходство Старорусского образа с произведением палеологовского искусства – греческой иконой середины XIV в. из Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве и еще более – с настолпной предалтарной фреской XIII в. из церкви св.Николая в Прилепе в Сербии.

Георгиевская церковь

Интерес к различным древним иконографическим изводам богородичных икон, насыщенным аллегориями, которые давали пишу к сложным богословским толкованиям, характерен для эпохи Ивана Грозного. Со вкусами и эстетическими устремлениями этого же времени соотносима и избыточная монументальность и представительность Старорусского списка из Георгиевской церкви.

Именно к этому времени следует отнести оригинал, с которого этот список был выполнен. Таким образом, в нынешнем Старорусском образе, хранящемся на левом клиросе Георгиевской церкви, мы имеем своего рода единственную “репродукцию” какого-то исчезнувшего произведения древнерусской иконописи XVI в., которое, не исключено, и было той самой перенесенной в 1570 г.

в Тихвин чудотворной Старорусской иконой.

Т.Царевская
(Великий Новгород)

Источник: http://russa.narod.ru/almanakh/icon/icon.htm

Старинная старорусская икона Божьей Матери

Главной святыней старорусской земли считается Старорусская икона Божьей Матери.

Как известно из исторических справок, она была перевезена греками из Ольвиополя (Херсонская губерния) ещё в первые годы становления христианства на Руси, в город под названием Старая Русса Новгородской губернии, где и пробыла до XVII века.

На иконе изображена Богородица, на её левой руке сидит младенец, его взор обращен к Пречистой и нежно прижат к её щеке. Раньше эту икону украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными изделиями. Днём празднования Старорусской иконы Божьей Матери считается (4) 17 мая.

История старорусской иконы Богородицы

В 1571 году, когда в Тихвине разразилась эпидемия чумы, икону было решено передать на время тихвинским прихожанам, чтобы они совершали молебны перед старорусской иконой Божьей Матери о прекращении болезни.

После прекращения мора, тихвинцы не захотели возвращать икону, и она  пробыла в Тихвине почти 300 лет. Лишь в XVIII веке было разрешено сделать копию, которая в 1768 году была отправлена в Старую Руссу. Уже в 1888 году подлинник был возвращён староруссцам.

Важно

Во времена советской власти все драгоценности, которыми была увешана икона, были разграблены, а сама икона передана в Краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны икона пропала. В настоящее время, в Георгиевской церкви г.

Читайте также:  Традиционные блюда для рождественского стола

Старая Русса находится самый достоверный список старорусской иконы Богоматери. Списки православной иконы существуют в Новгородской области, в Никольском приделе церкви Филиппа апостола, и три списка находятся в Старой Руссе.

О чём молятся перед  старорусской иконой пресвятой богородицы

Верующие считают старорусскую икону Божьей Матери чудодейной, поэтому молятся перед ней о помощи от воровских людей, в защите от пожаров, от различных душевных и телесных болезней.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Где можно купить старорусскую икону Божьей Матери

Нет в мире православных людей, в доме которых не было бы хотя бы одной иконы. В настоящее время принято иметь образ Богородицы не только в доме, но и на рабочем месте и даже в машине. Купить старорусскую икону Божьей Матери можно в любом храме или церковной лавке.

Если икона сделана на заказ, нужно позаботиться о том, чтобы её освятить. Много желающих приобрести икону, вышитую бисером. Иконы, вышитые бисером имеют очень привлекательный вид, благодаря хорошо подобранным ярким цветам и красивому рисунку.

Эти работы при достойном отношении могут существовать не один десяток лет.

Источник: https://www.sudba.info/starinnaya-starorusskaya-ikona-bozhej-materi/

Старорусская икона божией матери

Старорусская икона божией матери

Празднование: 17 мая, 1 октября

Память Старорусской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 17 мая и 1 октября по новому стилю.

История возникновения Старорусского образа

Город Старая Русса является весьма древним и располагается неподалеку от Новгорода. Одной из главных святынь считается образ Божией Матери, который почитается верующими людьми как чудотворный. К сожалению, не сохранилось сведений о том, где и когда была написана эта икона, однако предполагают, что она была перенесена на Русь из Греции во второй половине XVI века. По преданию, поводом для этого послужила угроза нападения на Византию турок. Для того, чтобы сохранить святыню от поругания, она была переправлена на Русь и оказалась в пределах могущественного Новгородского княжества. Жители Старой Руссы с благоговением приняли этот образ и поместили его в главном Преображенском монастыре города. Именно там от иконы начали совершаться чудеса и исцеления, и потому, когда в соседнем городе Тихвине возникла эпидемия моровой язвы, то жители попросили принести к ним образ Божией Матери, в надежде на помощь Царицы Небесной. В свою очередь они прислали в Старую Руссу копию чудотворной Тихвинской иконы. И вот, по молитвам Богородицы и вере людей совершилось чудо: после того как с иконой был совершен крестный ход вокруг города, страшная эпидемия прекратилась. Однако тихвинцы не возвратили чудотворный образ в Старую Руссу, и долгое время он находился в одном из храмов Тихвина.
В начале XIX века началась тяжба между двумя городами за право иметь Старорусскую икону Божией Матери. Поскольку Тихвин не желал возвращать образ, то спор принял затяжной характер, так что жителям Старой Руссы пришлось обращаться по этому вопросу не только в Священный Синод, но даже к самому императору Николаю I. Однако прошение долгое время не рассматривалось, а позже было по каким-то причинам отклонено. Спустя некоторое время рушане вновь повторили попытку вернуть свою святыню, но и в этот раз безрезультатно. Лишь в 1888 году по повелению императора Александра III икона была возвращена в свое историческое место в Спасо-Преображенский монастырь. Перенесение образа стало для Старой Руссы большим праздником, оно совершалось с большим крестным ходом, а для украшения образа жители собрали большую сумму денег, на которую был выполнен драгоценный оклад. В честь этого был установлен праздник, и отныне 1 октября вспоминается перенесение иконы.

Иконографические особенности

Первообраз Старорусской иконы является очень древним. По мнению исследователей, он был написан около XIII века. Иконография образа интересна тем, что совмещает в себе два типа Богородичных икон – Умиление и Путеводительницу. Старорусская икона представляет собой большую выносную икону.

В то время, как первообраз находился в Тихвине, в Старой Руссе была сделана копия с чудотворного образа, которая не повторяет буквально старинную икону и имеет множество отличий, основным из которых является то, что лик Богомладенца отвернут от Божией Матери.

Сохранилось предание, что изначально список с точностью повторял первообраз, но жители Старой Руссы не хранили икону с должным благоговением, за что Христос отвернулся от них.


Оба Старорусских образа были богато украшены окладами, однако после революции безбожные власти конфисковали эти ценности и передали иконы в городской музей.

Во время Второй мировой войны древний первообраз был утерян, а список отвезен в один из городов Псковской области, где находился до освобождения Старой Руссы от вражеских захватчиков. В настоящее время чудотворный образ вновь находится в одном из старорусских храмов. Поток паломников к святыне не прекращается, и перед иконой люди молятся Царице Небесной об избавлении от душевных и телесных недугов, а также от всякого зла.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва:

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

http://www.playcast.ru/view/9892373/bd26562ac0b2598557865728…

http://www.playcast.ru/view/2642357/a9a828b12a0933af6c2ed38f…

Источник: https://vladimir7.mirtesen.ru/blog/43150727934

Чудотворные иконы Божией Матери Новгородской и Старорусской епархии

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение», «была, — как пишется в древнем сказании, — принесена на Русь из страны Еллинской из города Корсуня святым равноапостольным Владимиром, просветившим нашу страну святым крещением. Тогда и была дана та святыня Новгороду на благословение и утверждение святой веры.

Также говорят, что и в Еллинской земле та святая икона многие знамения и чудеса показала и всякие неисцельные недуги исцеляла и бесов от людей прогоняла и с очень давних времен весьма прославляема была живущими там христианами».

И сейчас на образе виден след, оставшийся от стрелы, пущенной суздальским воином в 1170 году, во время штурма Новгорода. Из глаз Богородицы истекли тогда слезы…

В летописи сохранилось множество свидетельств о чудесах, явленных Божией Матерью по молитвам пред этим древним образом. 22 октября 1558 года и 23 июня 1571 года царь Иоанн Грозный со своим старшим сыном царевичем Иоанном приходил вместе с крестным ходом в Знаменский собор и здесь, как простой богомолец, «у образа знаменовался и Пречистой молился чинно и со страхом».

Возвращаясь из Ливонского похода, он еще раз заходил в Знаменский храм и собственноручно возложил на чудотворный образ две золотые продолговатые медали в память похода В 1854 году на поклонение чудотворному образу Божией Матери приезжал император Александр II, когда он был еще наследником престола, Государи Николай I, Александр III, царь-мученик Николай

Торжество тысячелетия России, праздновавшееся 8 сентября 1872 года, было начато и окончено молением пред иконой Божией Матери «Знамение», как покровительницей Новгорода, в котором зачалась Россия, возросшая, под благодатным осенением Царицы небесной, в огромное и могущественное государство.

Об истории святыни в XX веке известно мало — в основном это летопись реставрации и расчистки образа от поздних записей. Первая реставрация началась еще в 1919 году, под руководством протоиерея Анатолия Конкордина, который был назначен членом Петроградского археологического отдела и заведующим реставрационной мастерской в Новгороде.

В 1920 году икона поступила в Новгородский музей, и реставрация была продолжена в Москве, где раскрыли древнюю живопись. В восьмидесятых годах XX века икону снова повезли в Москву, где и произошла окончательная расчистка всего образа и укрепление доски.

Совет

14 августа 1991 года образ был передан Церкви, и уже через несколько дней, в дни путча, Высокопреосвященнейший Лев, архиепископ Новгородский и Старорусский, молился перед чудотворной иконой Божией Матери об избавлении от кровопролития… Сейчас эта одна из древнейших икон Русской Церкви пребывает в кафедральном Софийском соборе.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь хранил Иверскую икону Божьей Матери.

Святейший патриарх Никон, выстроивший этот монастырь в 1653 году, любил это место и часто повторял: «На небеси рай, на земли Валдай».

По благословению Святейшего патриарха Никона на Святой горе Афонской для Валдайского монастыря был написан точный список святыни Иверского монастыря.

Первое чудо после принесения этой святыни на Валдай было явлено 24 февраля 1652 года, в третьем часу ночи, когда над монастырем явился огненный столб, такой яркий, что свечение различали на расстоянии двадцати верст. Об этом чуде Святейший патриарх сразу же написал Государю.

После Октябрьской революции Иверская обитель была закрыта, икона Божией Матери увезена из обители, и сейчас о ней ничего не известно.

В 1991 году началось возрождение монастыря. Он был передан Новгородской епархии в таком состоянии, что первые паломники не верили, что здесь можно что-либо восстановить. Но уже в первые годы возрождения в монастырь был передан старый список монастырской Иверской иконы, который сохранялся в валдайской церкви святых апостолов Петра и Павла.

Осенью 1993 года монастырь пострадал от пожара. От сгоревшей свечи занялся деревянный подсвечник перед Иверской иконой Божией Матери.

Обратите внимание

Огонь перешел на деревянный пол, перекинулся на раму образа, вспыхнули полотенца, висевшие на образе, вскоре начала гореть задняя часть иконы.

В этом огненном потоке Божия Матерь явила чудо — на образе, охваченной пламенем со всех сторон, полностью сохранился лик' Пресвятой Богородицы!

Сейчас эта Иверская икона Божией Матери, полностью отреставрированная, пользуется особым почитанием в обители.

С X века почитается в городе Старая Русса икона Божией Матери Старорусской. Около 1570 года, во время эпидемии чумы, опустошившей и Старую Руссу, и город Тихвин, чтимые богородичные образы Тихвина и Старой Руссы «обменяли» — старорушане отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни — Тихвинской иконы Богородицы — прислали в Старую Руссу.

Тихвинцы не захотели возвращать икону в Старую Руссу, и в конце XVIII века (около 1787 года) из Тихвина принесли список, который прославился чудотворениями. Более восьмидесяти лет длился спор старорушан с тихвинцами, и только в 1888 году древнюю Старорусскую икону Пресвятой Богородицы перенесли из Тихвина в Старую Руссу.

Старорусская икона Божией Матери исчезла в августе 1941 года, во время немецкой оккупации, и сейчас в Старой Руссе в Георгиевской церкви почитается список иконы, выполненный в конце XVIII века. По иконографии она отличается от древнего образа позой Богомладенца: по преданию, когда иконописец писал эту икону, Христос Сам «отвернул Свой лик», явив новое чудо.

Вышитая икона в дар Храму

Вот уже более 15 лет мы занимаемся вышивкой икон. Вышиваем бисером, жемчугом, янтарём, полудрагоценными и драгоценными камнями. Используем в вышивке натуральные материалы. Как-то так само сложилось, что часть вырученных денег мы тратили на покупку материалов, чтобы вышить икону в дар.

Давайте поможем восстановить храм>>>

Купить или заказать вышивку иконы можно, связавшись с в ЧАТЕ в правом нижнем уголу сайта.

Важно

Срок вышивки 1,5 – 2 месяца. Точных копий не делаем. Каждый вышитый образ уникален. В вышивке используются драгоценные и полудрагоценные камни.

Для каждой иконы изготавливается деревянный киот. Размер вышивки 21х29 см. Размер иконы в киоте 28х36 см. При желании заказчика, вышиьем и большего размера. Иконы вышиваются по благословлению и освящаются в церкви.

Источник: https://ikona2.info/ikony-bogorodicy-novgorodskaya-eparxiya.php

Ссылка на основную публикацию