Икона ангел «златые власы»

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Ангел Златые власы – это икона 12 века. Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное в византийском стиле редким приёмом письма. По уникальности таких икон в мире известно около двадцати.  Икона относится к шедеврам мирового искусства.

 Авторство её стилистики можно отнести к новгородским мастерам фресковой росписи Спасо-Преображенского храма на Недерице.  Она была найдена историком Филимоновым Г.Д. во второй половине 18 века в Кремле на колокольне среди предметов, которые предназначались для уничтожения как ненужный хлам.

Обратите внимание

В Кремль икона, скорее всего, попала в 16 веке во времена правления Иоанна Грозного. Икона Златые Власы дошла до наших времён в ветхом и уже в изменённом переписанном состоянии. Доподлинно неизвестно, где икона Ангел Златые власы находилась раньше.

Принято считать, что этот образ был в иконостасе одного из храмов Новгорода. Современные реставраторы обнаружили следы обновления, датируемые 18-м веком.

Значение иконы «Ангел Златые власы»

Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.

Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы.

Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила.

Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.

В чём помогает икона «ангел златые власы»

По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:

  • в исцелении бесплодия;
  • благополучном течении беременности и родах;
  • если хотите усыновить ребёнка.

Ангел Златые власы — это икона, покровительствующая людям творческих и наставнических профессий. Она станет прекрасным подарком и помощницей для музыкантов, поэтов, педагогов, всех кто любит создавать тёплую доверительную атмосферу, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона Ангела золотые волоса будет вдохновлять на создание и реализацию новых творческих идей.

Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем.

Важно

 Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации.

Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.

Молитва Архангелу Гавриилу

(2

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-angel-zlatye-vlasy/

Икона Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. ХII век. Государственный Русский Музей

На первом занятии БИС «Русская национальная традиция»  Любовь Михайловна рассказывала об иконе «Ангел Златые Власы». Эта икона меня поразила. Хочу поделиться с Вами той информацией, что я нашла об этой иконе и комментариями Любови Михайловны.

            Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.

Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.

После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей.

Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея. В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей.

Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании.

О принадлежности «Ангела Златые власы» к той или иной иконописной школе в специальной литературе существуют самые разнообразные предположения. Некоторые исследователи считали его творение суздальских мастеров, другие относили к Киеву. Чаще всего икону выводили из Новгорода.

Однако до нашего времени дошло слишком мало памятников начального древнерусского периода, чтобы с полным основанием говорить о существовании на Руси в XII веке региональных иконописных центров.

Иконопись этого периода, как и вся древнерусская культура домонгольского времени, была теснейшим образом связана с Византией, откуда Русь приняла крещение и общие христианские традиции. В. Н.

Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, также как «Спас нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте (ГТГ) и «Устюжское благовещенье» (ГТГ), «вышли из мастерской „грека Петровича“, который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде». Вместе с тем Лазарев добавляет: «Было бы, однако, неверно связывать византизирующее направление в новгородской иконописи XII века только с деятельностью этой мастерской» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1986. С. 112.).

О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.

«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви.

Совет

Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами.

На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.

Вдохновенная торжествующая красота архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз.

Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий.

Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».

В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова.

Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа.

Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении.

Источник: https://ginger-at-heart.livejournal.com/36285.html

Сокровища Русского музея. “Ангел Златые Власы”

              Эта небольшая икона – истинное сокровище, творение кисти безымянного монаха-живописца, дошедшее к нам из новгородского монастыря. Древние новгородцы с любовью относились к искусству живописи. Большим художником был иконописец, создавший образ нетленной, нестареющей красоты, юности и человечности. 

    Архангел Гавриил «Ангел Златые Власы»

Из главного деисусного чина. XII век

Дерево, темпера.

49X38,8X2,8

    Какая высокая, чистая красота! Какая благодатная сила угадывается в мягких чертах и задумчивом, почти девичьем взгляде, сомкнутых нежных устах, в слегка наклоненной золотой голове. Огромные мечтательные глаза светятся вечным огнем сочувствия к человеку.

Печать византийского искусства всё ещё лежит на этом чудесном лике, и что-то эллинское, солнечное сияет в глазах, глубоких, точно моря-океаны, просвечивает сквозь румяную кожу щек, зажигает волосы, похожие на золотую пряжу.

В пышные пряди вплетена повязка с красным камнем и развевающимися кончиками – «слухами». По верованиям наших предков, «слухи» помогали архангелу улавливать голос Бога. “Златые Власы” архангела выполнены в технике “асиста” сусальным золотом.

Обратите внимание

По каждому волоску проложена тонкая нить золотого листа, создавая небесное божественное сияние. 

    Приглядитесь, какая печаль в бездонных глазах – свежая и лучистая, нежная и готовая осознать свою особенную долю, как сама русская душа, весёлая и грустная русская песня.

Читайте также:  Великий вторник страстной седмицы - 23 апреля 2019 года

    Архангел Гавриил – по воле божьей – светлый вестник, объясняет людям пророческие видения, смысл различных событий.

Он предсказал деве Марии рождение сына Иисуса Христа, принес известие родителям Иоанна Предтечи о будущем их сыне. Имя Гавриил по-древнееврейски означает «сила Божия».

Безгрешный Божий вестник, он знает о людских горестях и скорбит о людях. Он мудр и в то же время, абсолютно безмятежен, ему неведомы людские страсти и пороки.

    Образ архангела Гавриила – Ангела Златые Власы, был некогда частью оглавного деисусного чина. Композиция, именуемая «деисусный чин», пришла на Русь из Византии. По-гречески это будет – деисис и означает моление.

Так как слово «деисис» русским было непонятно, со временем заменилось созвучным имени Христа. Деисус может состоять из трёх, семи и более икон, но их число всегда будет нечетным.

Голова архангела Гавриила, обычно изображаемого слева от образа Спасителя, смиренно склонена перед Ним.

    Русскими святыми ликами, их человеческой сущностью, невозможно не восхищаться.  Икона – источник небесного утешения, на земле восполняет нравственные пробелы человеческой жизни, возвышает самого человека.

Важно

И остаётся вечно живой народный гений. Время стёрло имя талантливого иконописца, но оно же покорилось искусству, которое шагает через века.

«Ангел с золотыми волосами» – пришелец из тьмы былого и самый поэтичный и юный образ в экспозиции икон Русского музея.

Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2015/07/blog-post.html

Православная икона Ангел златые власы

Уникальная христианская икона Ангел златые власы является одним из самых почитаемых экспонатов средневекового искусства. Эта святыня принадлежит кисти иконописца XII века.

На ней изображена голова ангела с широко раскрытыми глазами, которая занимает все открытое пространство на иконе. Роскошные волосы, обрамляющие лик ангела, рассыпаны по плечам. Каждый волосок сияет божественным светом.

Золото на этой красивейшей иконе символизирует неземное, божественное начало. Золотые нити – символ бессмертия и величия.

Чудотворная икона Златые власы – это очень редкий тип изображения святого архангела Гавриила, который в период своей жизни открывал для христиан знание Бога и считался его вестником. Он первым возвестил Деву Марию о рождении Сына, и он же передал весть о ее скорой кончине.

На древнем изображении удивительно сплетаются черты возвышенной духовности и самоотречения архангела. Он печален и кроток. Все в его образе совершенно, но он не в силах скрыть свое сострадание к человеку. В наши дни это очень редкая икона. Купить икону Ангел златые власы большая редкость.

Ее можно заказать в православном интернет магазине или в иконописной мастерской.

Невероятно красиво смотрится старинная икона Златые Власы, вышитая бисером. Яркие и многоликие цветовые решения делают ангельский образ самобытным и неповторимым шедевром, от красоты которого сложно отвести взгляд.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

История иконы Златые власы

В наши дни святая икона Златые власы была обнаружена в отделе древностей Румянцевского музея Москвы в 1920 году. После распределения музея, древняя икона попала в Третьяковскую галерею, а затем, в 1934 году в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга.

О том, как эта прекрасная икона попала Румянцевский музей, об истории ее написания — информации нет. Известно лишь, что она была обнаружена в хранилище, устроенном на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле.

Первоначально икона Ангел Златые власы могла находиться в храмах Новгорода или Владимира. Можно лишь, глядя на эту святыню предположить, что она относится к домонгольским памятникам древней иконописи и тесно связана с древней художественной византийской культурой.

Существует несколько списков этой старинной иконы, написанных в первой половине ХХ столетия мастерами киевской иконописной мастерской.

Источник: https://www.sudba.info/pravoslavnaya-ikona-angel-zlatye-vlasy/

О чем молятся перед иконой ангела златые власы — философия

Православная икона Ангел Златые власы – прекраснейшее произведение искусства, датируемое ХІІ веком. Икона является самой древней в коллекции Государственного Русского музея.

Создана икона предположительно в Новгороде, а изображен на ней Архангел Гавриил.

Образ написан в византийском стиле — ярко выраженный восточный тип лица Архангела, его огромные миндалевидные глаза, высокий подбородок – все свидетельствует о том, что на неизвестного художника оказала большое влияние именно византийская школа иконописи.

Несмотря на свою древность, христианская икона Златые власы довольно-таки неплохо сохранилась, и сегодня мы можем полюбоваться ею в одном из залов музея.

Совет

Исследователи считают, что этот образ находился в иконостасе одного их новгородских храмов, и был одной из трех икон так называемого деисусного чина (группы из трех икон, в центре которой всегда располагается образ Христа), однако остальные иконы из этой группы не удалось обнаружить.

Название дано иконе за то, что волосы Гавриила как бы разделены золотыми нитями, что создает общее впечатление «златовласости».

Православная молитва перед иконой Ангел Златые власы

Архангел Гавриил – самый добрый вестник, он приносит исключительно хорошие новости, поэтому в богослужебных книгах его называют служителем чудес.

В связи с тем, что в Библии он дважды являлся, чтобы сообщить о скором зачатии младенцев – святой праведной Елизавете, матери пророка Иоанна Крестителя, и Пресвятой Деве Марии – перед иконой Ангел Златые власы, принято молиться об исцелении от бесплодия, о помощи в усыновлении, о благополучном течении беременности. В книге Товита сказано, что Гавриил – один из семи Архангелов, которые приносят Богу молитвы от верующих и имеет дерзновение являться пред Лицо Бога. Кроме того, святой Архангел считается покровителем музыкантов и учителей, поэтому православная икона Златые власы станет прекрасным подарком для православных представителей этих профессий. Кроме того, ее вполне уместно дарить мужчинам и юношам, носящим имя Гавриил.

Где купить православную икону Ангел Златые власы?

Православная икона Ангел Златые власы – редко встречающееся в иконных лавках изображение, поэтому тем, кто хочет приобрести для себя или на подарок эту прекрасную икону, можно порекомендовать обратиться к художникам-иконописцам либо в православный интернет-магазин, где Вашему вниманию предложат различный рукописные варианты этого древнего изображения. Рукодельницы могут своими руками вышить ее, купив набор для вышивки бисером или крестиком в магазине товаров для рукоделия.

Смотреть на видео кто такие ангелы

Источник: http://filosofia.ru/o-chem-molyatsya-pered-ikonoj-angela-zlatye-vlasy/

«Ангелу „Златые власы“» уготовят новую участь

«Архангел Гавриил» («Ангел „Златые власы“»). Конец XII в. 48,8х38,8 см. ГРМ. Инв. ДРЖ 2115. Происходит из Румянцевского музея, где считалась произведением Симона Ушакова. Фон иконы, нижняя часть хитона архангела, коричневая опись его головы и «слухи» — живопись XVII в.

, лежащая на новом грунте

О том, что одна из самых ценных икон конца XII века, написанная, по разным мнениям, византийскими или киевскими, а возможно, новгородскими мастерами, хранящаяся в Государственном Русском музее, может покинуть его постоянную экспозицию, TANR рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ Ирина Шалина. Она, в частности, сообщила, что бизнесмен Сергей Шмаков направил на имя директора ГРМ Владимира Гусева уже не одно письмо, в которых сообщает, что для иконы «Ангел „Златые власы“» сделан специальный киот для переноса из музейных залов в пока закрытую церковь Михайловского замка.

Михайловский замок, построенный для императора Павла I, с 1991 года входит в состав Русского музея. Чтобы открыть церковь Михаила Архангела для богослужений, господин Шмаков предлагает отреставрировать ее за счет средств Группы компаний «Сапсан» (один из крупнейших девелоперов загородного рынка Московской области), владельцем и президентом которой он является.

История взаимоотношений Сергея Шмакова и Русского музея насчитывает уже почти десять лет.

По просьбе Русской православной церкви и по разрешению Министерства культуры России в конце 2009 года музей передал на временное экспонирование в церковь в подмосковном поселке Княжье Озеро, застройщиком которого является ГК «Сапсан», икону Торопецкой Богоматери XIV века.

В оговоренные сроки икона в музей не вернулась, а еще через два года специальным распоряжением Минкультуры была, по документам, изъята из фондов ГРМ и передана на постоянное хранение во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря. Физически икона остается в подмосковной церкви, а юридически находится на балансе «грабарей».

По словам Ирины Шалиной, неделю назад в ГРМ приезжал министр культуры Владимир Мединский, который попросил показать ему, в каких условиях «Ангел „Златые власы“» представлен в экспозиции. По словам сотрудников музея, условия экспонирования вполне удовлетворили министра.

Как рассказала Ирина Шалина, икона «Ангел „Златые власы“»  никогда не была молельным образом, она является частью крупной композиции бывшего деисусного чина, в которой играла свою роль — роль посредника между просящими и образом Спасителя. Делать из нее молельный образ — значит присвоить этой иконе роль, на которую она никогда не предназначалась.

«В своих письмах Сергей Шмаков пишет, что, когда икона будет выставлена в церкви Михайловского замка, со всей России туда пойдут паломники поклоняться этому образу, — говорит Ирина Шалина.

— Но почему? Что в этом образе такого, что отличает его от других изображений архангелов, от действительно намоленных русских икон, кроме того, что это шедевр искусства XII века? Это художественный памятник, у нас в стране нет больше ни одной иконы такого типа, и ее надо не только беречь особым образом, но и сделать всеобщим достоянием, чего в пространстве церкви достичь невозможно».

Читайте также:  Сильная молитва святой матроне московской об учебе и перед экзаменом

Как сказал в коротком разговоре с корреспондентом TANR Владимир Гусев, директор Русского музея, шум вокруг этой темы поднят напрасно. «Нет предмета для разговора, — сообщил Гусев. — Никто ничего не изымает, это просто волна истерики, неуместных разговоров». Официальную позицию музейного руководства по этому вопросу обещают объявить на будущей неделе.

Обратите внимание

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, считает, что эту ситуацию спровоцировала позиция руководства ГРМ. «Шмаков здесь ни при чем, на его месте мог быть кто угодно. За все отвечает дирекция музея, — высказал свое мнение Нерсесян.

— Наша галерея чуть ли не ежедневно отвечает на такие запросы, мы постоянно объясняем, почему не можем даже на временное хранение передавать куда-то свои экспонаты.

И если бы несколько лет назад петербургский музей занял бы твердую, профессиональную позицию, сегодня не пришлось бы снова говорить о защите экспонатов Русского музея».

В Третьяковской галерее была похожая история в конце 1990-х годов. Тогда Церковь просила передать ей икону Владимирской Богоматери для совершения богослужений. Музейные сотрудники настояли на том, чтобы икона из-за ветхого состояния осталась в музее, но одновременно верующим была предоставлена возможность молиться на чудотворный образ.

Для этого входящую в комплекс Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке церковь Святителя Николая оборудовали музейным климат-контролем и перенесли туда в специальном киоте икону.

Туда же по большим праздникам выносят из постоянной экспозиции «Троицу» Андрея Рублева — эту икону РПЦ около десяти лет назад также хотела получить для поклонения верующих в Троице-Сергиевой Лавре, что вызвало серьезное общественное противостояние.

Напомним, что в настоящее время вопросы перемещения религиозных предметов из музеев, а также недвижимости регулируются принятым в 2010 году законом «О возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям».

К моменту публикации материала официальный комментарий ГК «Сапсан» получить не удалось; по словам пресс-секретаря Сергея Шмакова, официальное заявление для прессы пока не готово.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4979/

Древнейшая икона в коллекции Русского музея

Сохранение памятников искусства Древней Руси – одна из сложнейших искусствоведческих задач не только в силу естественных причин (возраста произведений, условий их хранения, которые не всегда возможно было сделать оптимальными), но и богоборческой деятельности властей в XX веке.

Так, после 1917 года основные труды по сохранению икон, церковной утвари и книг выпали на долю энтузиастов музейного дела. Достояние закрытых и уничтоженных храмов и монастырей стекалось сюда. Позднее (в 1960-е годы) благодаря экспедициям, которые организовывал музей, были сохранены шедевры иконописи и более позднего времени (вплоть до XIX века).

Самой древней иконой Русского музея является икона «Ангел Златые Власы», созданная, по мнению специалистов, не позднее XIII века. Существует предание, согласно которому в 1197 году эту икону из города Фессалоники привез князь Всеволод Большое Гнездо. По другим версиям эта икона создана иконописцами новгородской школы.

Важно

В середине XIX века ее обнаружил на колокольне Ивана Великого историк Георгий Дмитриевич Филимонов. Икона в тот момент по легенде находилась на чердаке среди ветхих, подлежащих сожжению по причине невостребованности икон.В Русском музее икона находится с 1934 года.

Вообще же, с момента обнаружения шедевр древнего искусства хранился поочередно в Румянцевском музее, Государственном историческом музее, Третьяковской галерее.

На небольшой по размеру деревянной доске (49х38,8 см) яичной темперой нанесен лик ангела, глаза которого широко раскрыты, а волосы писаны с использованием асиста – специального состава, позволяющего наклеивать на изображение листовое золото.Искусствоведы считают, что в иконе прослеживаются эллинистические и более поздние византийские традиции.

В пользу этого утверждения говорит как применение золота для придания изображению величественного, возвышенного вида, так и лик ангела, писанный в восточной традиции. На иконе изображен архангел Гавриил, которого чаще изображают на иконах в полный рост и в полном облачении архангела.

Архангел Гавриил читается в христианстве Божим вестником: именно он возвестил Богородице о грядущем рождении от нее Иисуса Христа.Сейчас икона, которая на изображениях в интернете выглядит потрясающе светлой, яркой и сверкающей, посетителю музея может показаться не столь впечатляющей.

Всему виной приглушенный рассеянный свет, драпировки на окнах и бликующее защитное стекло кассеты, в которую икона помещена. Такие меры – единственный способ сохранить великую художественную ценность: самый древний памятник домонгольской живописи. По мнению экспертов-искусствоведов, некоторые особенности изготовления этой иконы, ее крепления в местах предыдущего хранения, а также многочисленные реставрационные поновления, выполненные в разное время, могут представлять угрозу для ее сохранности.

Для передвижных выставок икона в настоящее время недоступна: двадцать лет назад ее экспонировали в Соединенных Штатах Америки, что негативно сказалось на ее состоянии.

Источник: https://auroracoins.ru/drevnejshaya-ikona-v-kollekczii-russkogo-muzeya.html

Гипотеза: на иконе «Ангел Златые Власы» изображена женщина · Город 812

На иконе «Ангел Златые Власы» изображена женщина. Такую гипотезу выдвинул кандидат искусствоведения  Михаил Золотоносов, изучив эту работу XII века из коллекции Русского музея, вокруг которого сейчас поднят такой шум.

Уникальная икона домонгольского периода «Ангел Златые Власы» — один из символов Русского музея. Нет единого мнения, кем эта икона написана, —  византийскими, киевскими или новгородскими художниками.

До 1920-х годов история иконы вообще неизвестна. Она была обнаружена в отделении древностей Румянцевского музея в Москве. В 1925-м ее передали  в Исторический музея, затем в Третьяковскую галерею.

В 1934 икону передали в коллекцию Русского музея.

Совет

В центре внимания «Ангел» оказался сейчас — после того, как стало известно, что православный бизнесмен Сергей Шмаков  предложил Русскому музею перенести икону в церковь в Михайловского замка, где ее смогут увидеть паломники.

В 2009 году Шмакову — при поддержке минкульта и патриарха — удалось забрать из Русского музея икону Богоматери Одигитрии Торопецкой, теперь она находится в церкви коттеджного поселка «Княжье озеро».

Сотрудники Русского музея оапасаются, что могут в итоге лишиться и «Ангела Златые Власы».

Процесс борьбы за икону заставил искусствоведа Михаила Золотоносова внимательно изучить это произведение искусства. И он пришел к неожиданным выводам.

«Изучив и  задумавшись над этим «Ангелом», я понял, что это не молельный образ, а древний, XII века, портрет женщины с волосами то ли рыжими, то ли выкрашенными золотой краской.

У этой женщины типичные еврейские черты: огромные черные глаза, характерный нос со слегка загнутым книзу кончиком. Попутно нельзя не отметить неотенические черты: глаза очень большие, а рот маленький.

Это портрет рыжеволосой женщины или брюнетки, которая покрасила волосы золотой краской.

Последнее обстоятельство, кстати, напоминает о том, что в Древнем Риме был закон, обязывавший римских «жриц любви» красить волосы в светлый цвет или в рыжий, чтобы таким образом отличать их от «порядочных брюнеток».

Я уверен, что это в точном смысле византийская живопись конца эпохи Комнинов. Это светская живопись, застигнутая в тот момент, когда она рождается из иконописи, сохраняя многие ее черты, но в то же время и прощаясь с нею, в точном смысле in statu nascendi.

Обратите внимание

А в библейском контексте (Евангелие от Луки) этот объект воспринимается как портрет грешницы, которой отпустили грехи: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи», — объясняет Михаил Золотоносов.

Может ли открытие искусствоведа  отразится на планах бизнесмена Шмакова, — пока неизвестно.

Источник: http://gorod-812.ru/gipoteza-na-ikone-angel-zlatyie-vlasyi-izobrazhena-zhenshhina/

“Ангела Златые власы” православному бизнесмену ПОКА не отдают. Уф

Об “Ангеле Златые власы” — одной из главных русских икон домонгольского периода, и о том, что ее решили забрать из основной экспозиции Русского музея  и перенести в церковь с целью повышения рождаемости в России, я писала тут 5 октября. Давайте посмотрим, что изменилось за прошедшие дни.
НТВ: 17 октября вечером директор Русского музея В.

Гусев собрал пресс-конференцию, чтобы рассказать о ситуации с иконой.

Владимир Гусев опроверг, что Министерство культуры оказывало на него давление, что, откажись он согласовать перемещение, лишился бы должности. Правда, на этот счет шутил, говоря противоположное. Журналистов уличил во лжи и домыслах.

И они, несколько запутанные сведениями из почти часового монолога директора, требовали лаконичных и понятных ответов.

Владимир Гусев:
— «Перемещение возможно. Перемещение экспоната внутри музея, на территории музея теоретически и практически возможно. У нас 400 тысяч экспонатов. Что-нибудь куда-нибудь перемещается».

Внятности не внесло и письмо, которое предоставили журналистам в музее.

Это ответ Владимира Гусева министру культуры от 14 сентября этого года, где сообщается о том, как представителям фонда «Иваново дело» показывали церковь в Михайловском замке, которую благотворители просят открыть для прихожан. И что это возможно только при радикальной перепланировке памятника. Но музей к сотрудничеству готов. (…)

Если журналисты правильно поняли Владимира Гусева, то икону «Ангел Златые власы» в домовую церковь Михайловского замка переносить не будут. По крайней мере, пока.

Читайте также:  Как и кто пишет иконы для церкви?

Однако ее перемещение — вопрос дискуссионный. Поэтому утверждать, что святыня никогда не покинет экспозицию (реставрационные мастерские не в счет) не приходиться.

Уж слишком неоднозначными и путанными были сегодня пояснения главы Русского музея.

“Комсомольская правда” ровно с той же пресс-конференции докладывает с другой интонацией:

… фонд «Иваново дело». Его представители много раз обращались в Министерство культуры с предложением разрешить перемещать икону во время церковных праздников из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка. Взамен фонд обязался отреставрировать небольшой храм.

Спор затянулся, и точку в нем поставил директор Русского музея.

– Икона «Ангел Златые Власы» никуда не переезжает, – сказал Владимир Гусев. – Хотя обращения фонда «Иванова дела» с неподтвержденными ссылками на поддержку руководства Министерства культуры и Русской православной церкви повторяются уже в течение нескольких лет.

При этом музей выражает свою готовность к сотрудничеству с Фондом в деле реставрации. Но перемещения ценного объекта не допускают.

– Никакого давления со стороны Министерства культуры и лично министра культуры на руководство музея не было и нет. От руководства Русской православной церкви также не было никакого давления и в музей не поступало никаких обращений по поводу богослужений в связи с «Ангелом Златые Власы», – развеял слухи директор музея.

По его словам, икона второй половины XII века требует особого способа хранения и безопасности. А такого в домовой церкви Михайловского замка нет. Есть и еще один нюанс: на экспозиции ее могут видеть сотни тысяч посетителей. А в церкви одновременно могут находиться не более 40 человек.

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1165592.html

«Он хотел только подлинник»

Лишится ли Русский музей своей визитной карточки — иконы XII века «Ангел Златые Власы», которую собирается изъять из постоянной экспозиции музея православный бизнесмен и меценат Сергей Шмаков? На вопросы «Огонька» ответила ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, хранитель иконы «Ангел Златые Власы» Надежда Пивоварова

Православный бизнесмен и меценат Сергей Шмаков родился в 1968 году. Образование: Московский приборостроительный техникум, Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт.

Обучался в Высшем экономико-гуманитарном институте по специальности “Менеджмент организации”. Защитил докторскую степень по экономики и менеджменту в Международной академии менеджмента.

Имеет сертификаты по лидерству и целеполаганию Американской академии LMI.

Бизнес начинал с перепродажи холодильников. Учредитель ИЧП “САПСАН”, позднее преобразованное в строительную фирму “САПСАН” (девелопмент и строительство коттеджных поселков, производство домокомплектов и т.д.).С 1992 по 1996 годы занимал пост заместителя губернатора Чукотского автономного округа.

Увлекается автоспортом, выступал в качестве пилота экипажа, часто фотографируется со спортивными наградами и кубками.

В 2008 году вместе с женой учредил благотворительный фонд “Иваново дело”. У фонда три сотрудника: старший специалист, специалист и прораб.

На прошлой неделе Санкт-Петербург взбудоражила новость: православный меценат Сергей Шмаков “покушается” на одну из главных реликвий Государственного Русского музея — икону “Ангел Златые Власы” XII века. Бизнесмен собирается “переместить” ее в отреставрированную (на его средства) церковь Михайловского замка.

Важно

Стоит напомнить: по инициативе Шмакова Русский музей уже однажды понес потери — лишился Торопецкой иконы Божией Матери. Она так и не вернулась в музей, после того как в 2009 году была сначала “временно перемещена” в храм Александра Невского в коттеджном поселке “Княжье озеро”, а затем…

выписана из музейного фонда ГРМ.

10 октября прокурору Санкт-Петербурга Сергею Литвиненко поступило коллективное заявление, направленное сотрудниками ГРМ. Вот его преамбула:

“Просим провести прокурорскую проверку и принять меры прокурорского реагирования в связи с подготовкой к преступному изъятию из экспозиции Федерального государственного бюджетного учреждения культуры “Государственный Русский музей” (далее — ГРМ) самой ценной иконы из коллекции отдела древнерусского искусства — “Ангел Златые Власы” XII века. Этой иконе более 800 лет, она создана еще в домонгольской Руси и в экспозиции представляет начальную точку в истории русской живописи. Более древней и более ценной иконы в собрании ГРМ нет…”

В коллективном обращении музейщиков в прокуратуру интрига описана в мелких деталях: кто из официальных лиц какие бумаги писал, кто и как занимался подготовкой “перемещения”, указаны статьи закона, нарушенные (с точки зрения авторов обращения) чиновниками при этом.

Короче — скандал, погасить который не удается: директор Русского музея Владимир Гусев сначала (в начале прошлой недели) утверждал, что вообще “проблемы нет”, потом, спустя день, заявил через свою пресс-службу “о снятии всех вопросов о возможном перемещении иконы”.

Выходит, “вопросы” все же были? И тогда что это за “возможное перемещение”?

Поскольку речь идет об иконе, “Огонек” для начала обратился к председателю Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ МП Владимиру Легойде, чтобы выяснить, как РПЦ относится к изъятию музейных ценностей и передаче их частным лицам. Нам ответили, что это не их тема, а музейщиков. Следовательно, лучше обратиться к ним.

Мы и обратились: на вопросы “Огонька” ответила ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, хранитель иконы “Ангел Златые Власы” Надежда Пивоварова.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3434178

Икона «Ангел Златые Власы»: «процесс пошел»

Что интересно, директора музея Владимира Гусева на встрече с журналистами не было. Его, как было сообщено, «срочно вызвали в министерство».

У подозрительных журналистов сразу же возник вопрос: а не по поводу ли этой самой иконы? Ведь на прошлой пресс-конференции именно Гусев отбивался от упреков некоторой части подведомственного ему коллектива в том, что он якобы «из карьерных соображений» не может дать отпор Министерству культуры, выразившему желание – с подачи некоего фонда «Иваново дело» во главе с бизнесменом Сергеем Шмаковым – перенести «Ангела Златые Власы» в храм Михаила Архангела в Михайловском замке.

Опасения эти вполне понятны. Потому что именно этот фонд – при активной поддержке Министерства культуры – в 2008 году «отжал» у музея икону Торопецкой Божией Матери. Которую вроде бы забрали временно, на год, да так и не вернули. И сегодня она украшает храм подмосковного коттеджного поселка.

Совет

Причем уже на совершенно законных основаниях. В 2011-м Минкульт передал ее в Московский реставрационный центр имени Грабаря, и теперь Русский музей к ней вообще не имеет никакого отношения. То есть Торопецкую икону Гусев отстоять не сумел.

И коллектив боится, что то же самое может случиться и с «Ангелом Златые Власы».

Хотя представлявшие руководство музея на сегодняшней пресс-конференции и. о. замдиректора по научной работе Григорий Голдовский и и. о.

главного хранителя Ольга Бабина уверяли, что в 2008 году был первый такой случай и опыта борьбы у них еще не было, да и давление оказывалось «беспрецедентное и с беспредельной наглостью», потому и произошло то, что произошло.

Но теперь-то у сотрудников музея «есть понятие, как этому противостоять». Похоже только, что «понятие» это заключается в классическом девизе «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Вот и устраиваются сейчас всевозможные «расширенные советы» и пресс-конференции – цель которых одна: добиться того, чтобы икону «Ангел Златые Власы» оставили на месте. Где ее могут ежедневно видеть сотни посетителей музея, в то время как в храме Архангела Михаила – реставрация которого к тому же еще не завершена – лишь единицы верующих.

Икона с почти тысячелетней историей стопроцентно имеет целый ряд «хронических заболеваний», при которых явно не рекомендованы выносы на свежий воздух

Конечно, место любой иконы – в церкви, но «Ангел Златые Власы» – реликвия особой значимости, достояние России. С момента обнаружения в 1864 году она хранилась только в музеях. Над ней годами работали реставраторы. Она не использовалась как предмет культа как минимум с XVIII века.

Естественно, совет, участниками которого стали как представители Русского музея, так и других организаций, в том числе НИИ реставрации, Музея истории религии и того же Центра имени Грабаря, постановил, что икону переносить в другое помещение нельзя.

Доводы были приведены и научные – вполне аргументированные, перечислять которые можно долго, и романтичные.

Обратите внимание

В том числе и такой: есть версия, что предметы искусства привыкают к своему месту – как люди с хроническими заболеваниями, которые в спокойном состоянии могут никак себя не проявлять, а стоит тронуть – и всё, процесс пошел.

А уж икона с почти тысячелетней историей («Ангел Златые Власы датируется XII веком) стопроцентно имеет целый ряд «хронических заболеваний», при которых явно не рекомендованы выносы на свежий воздух. Между тем в случае перенесения в храм Михайловского замка ее планировалось использовать во время крестных ходов.

Но похоже, что «процесс пошел» и в самом Русском музее. Потому что иначе такой по большому счету простой вопрос давно бы уже решился – быстро, однозначно и на том уровне, на каком и должен решаться. Ведь в конце концов кто-то должен притормозить развитие «хронических заболеваний». Или нас ждет еще не одна пресс-конференция по поводу судьбы иконы «Ангел Златые Власы»?

Алиса ИВАНОВА,

интернет-журнал «Интересант»

Источник: http://www.interessant.ru/culture/ikona-anghiel-zlatyie-vla

Ссылка на основную публикацию