Донской ставропигиальный мужской монастырь в москве

Донской монастырь. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская».

Западная стена Донского монастыря, на заднем плане надвратная колокольня Lodo27, GNU 1.2

Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

История

До революции

Донской монастырь был основан богомольным царём Фёдором Ивановичем к югу от города. История обители началась с постройки миниатюрного одноглавного собора Донской Божией Матери (1591—1593), ныне именуемого Старым, или Малым. Храм не соответствует классическому типу монастырского собора и более напоминает приходские церкви того времени, как, например, церковь Николы Явленного на Арбате.

Феофан Грек. Донская икона Божией Матери. Собрание Третьяковской галереи.

Феофан Грек, Public Domain

Посвящение собора и монастыря связано с тем, что в гуляй-городе в дни боёв с татарами действовала походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, где находилась Донская икона Божией Матери — по позднейшему преданию, та самая икона, которой преподобный Сергий благословил великого князя Димитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. Изначально собор освятили в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, на который пришлась Куликовская битва.

В Смутное время малобратная обитель была разорена польскими войсками и долгое время продолжала пребывать в запустении. По возобновлении царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь оказался на пути «царского богомолья».

Через него проходили крестные ходы к Саввино-Сторожевскому монастырю, в которых принимали участие государи. Но в целом монастырь не мог похвастать благосостоянием; до 1670-х гг. ограда его была бревенчатой. Ситуация стала меняться, когда к нему стали приписывать другие обители.

Обратите внимание

Так, в калужской епархии к Донскому монастырю были приписаны монастыри Шаровкин Успенский, Жиздринский Троицкий, а также Тихонова пустынь.

Донской монастырь в 1882 году. Фото из альбома Н. А. Найденова Найдёнов Николай Александрович (1834-1905), Public Domain

В конце XVII века на средства царевны Екатерины Алексеевны была предпринята масштабная реконструкция монастыря.

В 1698 году был освящён гораздо более крупный по размерам величественный храм, также посвященный Донской иконе (т. н… Большой собор). В интерьере зодчим удалось «воссоздать свойственное украинским бесстолпным образцам ясное, залитое светом пространство».

Примерно в то же время (1686—1711) была возведена стена с двенадцатью башнями, которые напоминают ограду Новодевичьего монастыря.

В XVIII веке монастырь интенсивно развивается: по описи 1739 года Донской монастырь — крупное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни.

Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753 году). В 1745—1750 годах были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения. В 1780-е гг.

стены Большого собора были расписаны фресками итальянца Клаудио.

Большой собор Донской иконы Божией Матери Донского Монастыря Lodo27, GNU 1.2

Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта.

Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия, который приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону, к которой прикладывались как больные (в надежде выздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы).

Темная толпа усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.

Важно

Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери Донского монастыря Lodo27, GNU 1.2

В XIX веке в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию.

В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам. Продолжал расширяться монастырский некрополь.

Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью.

Каждый год, 19 августа, в день празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь. Чудотворная Донская икона в то время пребывала в Благовещенском соборе Кремля.

Малый собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря Lodo27, GNU 1.2

В 1812 году монастырь был разграблен французами. Известно письмо к М. И. Платову старшины 1-го башкирского полка, где говорилось, что они жертвуют 1000 рублей на восстановление монастыря.

После революции

В 1918 году монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х годов.

С мая 1922 года в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря пребывал (сначала под стражей) патриарх Тихон (Беллавин); проживая там, за исключением 2-х периодов нахождения во внутренней тюрьме ГПУ весной — летом 1923 года, до середины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке.

Скончавшись 25 марта (7 апреля) того же года в клинике, был погребён здесь же 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье; был похоронен в подклёте Малого собора.

В 1926 году к внешней стороне той же стены собора перенесли с Нового Донского кладбища могилу убитого 9 декабря 1924 года келейника Патриарха — Якова Полозова.

22 декабря 1925 года, вскоре после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10-и архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу.

Храм Михаила Архангела Донского монастыря, усыпальница кн. Голицыных Lodo27, GNU 1.

2

В 1920-х годах в монастыре устраивали антирелигиозную выставку, в дальнейшем в нём был организован Антирелигиозный музей искусств; в 1929 году все монастырские храмы были закрыты для богослужения.

Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы (сейчас находятся в РГАДА и ЦИАМ)

В 1934 году был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР.

Совет

В 1930-е годы на территорию музея были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры им. Щусева.

Церковь Иоанна Златоуста Ludvig14, GNU 1.2

Малый собор, где богослужения возобновились в 1946 году, был в 1960-е годы приписан к близлежащему храму Положения Ризы Господней на Донской улице; в храме была устроена мироваренная печь, которая и поныне используется для изготовления мира для всей нужд всей РПЦ.

В 1982 году готовилось решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нём официальной резиденции Московского Патриарха. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь.

Возобновление монашеской жизни

Бронетехника, установленная за входными вратами в 1990-е годы

В 1991 году монастырь был передан Московскому Патриархату; 18 августа был вновь освящён Большой собор. Вечером 18 ноября (по версии администрации) неизвестным злоумышленником был подожжён Малый собор.

Во время послепожарного ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19 февраля 1992 год было вскрыто захоронение патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения.

Обретённые мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

В 1990-е годы исторически сложившийся облик обители был искажён поставленной сразу за входными вратами бронетехникой, а также новыми постройками. В конце 1990-х — начале 2000-х годов при наместнике Агафодоре интерьер трапезной Малого собора был расписан художником А. С. Россалем-Вороновым.

За эти росписи Малого собора Донского монастыря художник был удостоен патриаршей награды — медали преподобного Сергия Радонежского.

Но во время ремонта Малого собора Донского монастыря, проведённого при недолгом наместничестве епископа Кирилла (Покровского), сменившего наместника Агафодора, росписи Малого собора были полностью уничтожены.

16 августа 2007 года, накануне подписания Акта о единстве с Московским Патриархатом, делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Лавром посетила монастырь и молилась у мощей Патриарха Тихона; молебен святителю Тихону у раки его мощей отслужил в присутствии наместник архимандрит Агафодор.

Обратите внимание

В январе 2010 года наместник монастыря епископ Кирилл (Покровский) заявил, что планируется открыть музей новомучеников и расширить доступ в монастырь, создав здесь общецерковный миссионерский и образовательный центр с миссионерскими экскурсиями. 26 июня 2012 года наместником Донского монастыря назначен игумен Парамон (Голубка).

С лета 2014 года Малый собор был закрыт на рестварацию, которая включает золочение куполов (которые, впрочем, никогда не были позолочены) и установку новых иконостасов (прежний иконостас перенесён в надвратный храм Захара и Елисаветы). Мироваренную печь планируется перенести в храм Иоанна Златоуста.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/6923-donskoj-monastyr/

Донской монастырь в Москве – информация для туристов, фото и история

Фото Донского монастыря

Донской монастырь в Москве был заложен на месте так называемого Гуляй-города – передвижной крепости, защищавшей южные подступы к столице.

Адрес и телефон Донского монастыря

Москва, Россия, 115419, Донская площадь, д.1-3.

Телефоны +7 (495) 952-14-81, +7 (495) 954-40-24.

Как добраться до Донского монастыря

Станция метро «Шаболовская». Выйти из метро и повернуть направо. Идти по ул. Шаболовка до пересечения с 1 Донским проездом. Повернуть направо и идти вдоль монастырской стены до главных ворот обители.

Донской монастырь в Москве – из истории

На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 гг. царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея.

Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов.  Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый  или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду  Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году.

В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, – Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713-1714 гг.

строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство  колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки.  А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати.

В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане.

За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.

В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг.

Важно

Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники.

Читайте также:  Грех тщеславия и борьба с ним

При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году.  В храме была устроена мироваренная печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла  для помазания тела человека) для всей Русской Церкви.

В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти  Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем  Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна.

18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.

1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.

Архитектура Донского монастыря в Москве

Старейшим храмом в обители является Малый собор, построенный в честь Донской иконы Божией Матери. Это изящный красивый одноглавый храм  времени Бориса Годунова. Бесстолпный, перекрытый изящной трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершается шлемовидной главой на стройном барабане.

Первоначально храм был украшен фресками, среди которых было изображение Бориса Годунова. Позже были переустроены купол и колокольня, приделы и трапезная. Уникальной архитектурой отличается Большой собор обители.

Построен он был почти на сто лет позже Малого на пожертвования от знати и царского двора в честь новой победы над Крымским ханством. Это 5-главый, 4-лепестковый в плане храм, по периметру которого устроена обширная галерея. Возвышается над всем ансамблем обители.

Совет

Постановка глав по сторонам света, поэтажное деление фасада характеризуют новый архитектурный стиль – Нарышкинское барокко. Внутри собор украшен фресками итальянского художника Антона Клаудо по идее Василия Баженова. Сохранился монументальный резной иконостас с иконами «фряжского письма».

Стены и колонны украшены росписью и золочением. Первоначально здесь находилась Донская икона Божьей Матери работы предположительно Феофана Грека. Затем она была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Сейчас находится в Третьяковской галерее.

Над Северными воротами находится  Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери начала 18 века, построенная на средства царицы Прасковьи Федоровны и ее дочери, царевны Екатерины Иоанновны. Над западными воротами – надвратная трёхъярусная колокольня с часами, построенная в 1730-1753 гг.

Эти храмы относятся к переходному периоду от нарышкинского барокко к архитектуре петровской эпохи. В них используются заимствованные из Европы декоративные мотивы. Стены обители построены в виде практически правильного квадрата. По периметру расположено двенадцать двухэтажных башен с белокаменным завершением.

Угловые башни круглые, на стенах – квадратные. В середине 18 века завершено строительство колокольни под руководством архитекторов Д. Трезини, Д.В. Ухтомского и А.П. Евлашева. Недалеко от Северных ворот – Церковь Иоанна Златоуста, храм-усыпальница Первушиных, построенная в 1888-1891гг. по проекту А.Г. Венсана архитекторами В.Д.Шером, В.П.

Гавриловым и М.П. Ивановым. Снаружи, при северных воротах, находится часовня конца 19 века.

В южной части построена Больничная церковь Архангела Михаила – фамильная усыпальница Голицыных. Сооруженная в начале 18 века она была перестроена в начале 19 века. Её парадный портик с лепными украшениями перекликается с надгробиями некрополя.

Здесь располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры с работами Ф. Г. Гордеева и И. П. Мартоса, С. С. Пименова и других русских и европейских мастеров. У ее стен нашли пристанище также и члены семьи Нарышкиных. С востока от Большого собора находится Церковь Александра Свирского.

Обратите внимание

К северо-востоку от нее расположена Церковь Иоанна Лествичника – храм-усыпальница семьи Терещенко. На месте бывших братских огородов в 1997 году построена  Церковь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В 2000 году сооружена Церковь Георгия Победоносца.

В центральной части восточной стены находятся шесть горельефов и скульптуры взорванного Храма Христа Спасителя, выполненные в 1847-1849 гг. скульпторами П. А. Клодтом и А. В. Логановским, Н. А. Рамозановым и А. И. Теребеньевым.

Горельефы посвящены теме защиты России от неприятеля, а также изображают сцены библейской истории. Здесь находятся и части Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке.

Донской монастырь в Москве – информация для туристов

На монастырском кладбище похоронены многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев и В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский и другие. Здесь же покоятся родственники А.С.

Пушкина – его дед Лев Александрович Пушкин и бабушка Ольга Васильевна, дядя Василий Львович Пушкин и тетки Анна и Елизавета Львовна, а также брат поэта Павел и сестра Софья.

В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г. Перова. Посещение некрополя с 8.00 до 18.30 ежедневно.

В 2010 году впервые за 10 лет для экскурсий открылась большая часть монастырской территории. Сделав предварительную заявку, гости могут посетить башни и колокольню, надвратные храмы и смотровую площадку, музей-келью Патриарха Тихона. Организованы экскурсии по территории обители.

При Донском монастыре действуют Воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские. Ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

В январе 2010 года наместник обители епископ Кирилл сообщил, что планируется открыть музей новомучеников и расширить доступ в Донской монастырь в Москве, создав здесь образовательный центр с миссионерскими экскурсиями.

Официальный сайт Донского монастыря

www.donskoi.org

Источник: https://www.msk-guide.ru/donskoy_monastir.htm

Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Донская монастырская мужская ставропигиальная обитель расположилась в городской черте Москвы и находится немного юго-западнее самого сердца столицы России. Ее месторасположение действительно удобное.

Ведь почти каждый гость города может посетить это восхитительное духовное место, находящееся на Донской площади, в честь которой монастырь и получил свое название.

Дата основания Донского московского монастыря приходится на 1591 год, когда после нашествия войск хана Крыма Газы Второго Гирея тут разместился небольшой гуляй-город.

До и послереволюционная история обители

Основателем Донской мужской монастырской обители является царь Федор Иванович. Изначально это была небольшая постройка — одноглавный собор, который сейчас получил название старого и имеет вид сельской церкви. Освящен собор был в честь Донской Иконы Божьей Матери. Эта святыня не раз помогала московским землям избавиться от нашествий врагов.

Смутные времена принесли обители разруху и запустение, но в период царствования Михаила Федоровича снова возобновила свою деятельность и стала неотъемлемой частью крестных походов, в которых принимали участие великие деятели и государи.

Миниатюрные соборы, скромные кельи, бревенчатый забор — это все, чем ранее мог похвастаться Донской монастырь в Москве. Приблизительно в 1670 году монастырь начал расширяться, а к нему присоединялись все новые общины.

Важно

Крупномасштабная реконструкция обители была произведена в конце 17 века по приказу царевны Екатерины.

Появились крепкие каменные стены, заборы и башни, большие храмы, монахи обзаводятся различным хозяйством, а соборы были расписаны кистью известного итальянского художника Клаудио. 18 век по праву можно назвать периодом расцвета и становления Донского монастыря.

В 19 веке на территории монастырской обители возникло духовое училище, иконописная мастерская, расширился некрополь. 1812 год ознаменовался очередной разрухой, ведь французы полностью разграбили все монастырское имущество.

В 1918 году обитель была формально закрыта, несмотря на это монахи продолжали трудиться за ее стенами и проводить богослужения. В этот период начались массовые аресты служителей церкви, так в заточение попал патриарх Тихон (1922 год), митрополит Петр (1925 год) и т. д.

В этом же году настал григорианский раскол.

Официальное возобновление работы Донского московского монастыря приходится на 1946 год, но богослужения были возобновлены лишь в старом соборе. В 1991 году обитель входит в Московскую Патриархию. В ноябре того же года неизвестный устроил поджог святыни, после чего начались восстановительно-ремонтные работы.

Святыни и достопримечательности монастыря

На территории Донской монастырской обители сейчас можно увидеть невероятной красоты архитектурный ансамбль. Что же прихожане и туристы, приехавшие полюбоваться известным монастырем, могут тут увидеть?

Отдельного внимания заслуживает некрополь Донского монастыря в Москве, где захоронены священнослужители, богатые дворяне и другие знатные люди.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Источник: https://vseikony.ru/news/donskoy-monastyr/

Донской ставропигиальный мужской монастырь, г.Москва

Основание Донского монастыря для мужчин произошло в 1591 году. Территориально место его расположения приходится на участок неподалеку от старой Калужской дороги на юго-западе от центра Москвы.

Такое наименование монастырь получил во имя Донской иконы Божией Матери, которая невероятным дивным образом уберегла Москву от армии хана Казы-Гирея. Если верить древнему преданию, то данная икона в руках Сергия Радонежского благословила армию великого князя Димитрия на битву на Куликовом поле.

Пресвятая Богородица заступилась за своих людей и полки Казы-Гирея со стыдом бежали за пределы города, что послужило уроком для крымских татар, которые больше никогда не совершали набеги на эти земли.

Основание великого монастыря произошло на том же месте, где русские войска готовились обороняться от татарской орды, и где была расположена крошечная церквушка с Донским образом Пресвятой Богородицы. С течением времени на данном месте был возведен собор Донской иконы Божией Матери, вследствие чего монастырь и получил ныне свое название.

Совет

Так и случилось, что меж Даниловым монастырём и Новодевичьим храмом со временем восстала Донская обитель, которая получила статус новой монашеской крепости и ставшая завершительной фазой в устройстве оборонительного кольца Москвы.

Донской монастырь в первой половине 19 века получил статус наиболее привилегированной и зажиточной обители России, которая имела крупное влияние не только на церковную жизнь, но и на политическую. На временном отрезке с 1799 по 1827 гг.

на территории Донского монастыря был расположен Духовно-цензурный комитет, позднее перемещенный на место Троицко-Сергеевой Лавры.

Непосредственно в храме на период 1834 года функционировало церковное училище, и позднее школа для обучения послушников, которая открыла свои двери для учащихся в 1909 году.

Монастырь стал известнейшим местом упокоения высокопоставленных людей, начиная с 17 века. В 1930 году могила художника Перова была перевезена с Даниловского кладбища на территорию некрополя Донского монастыря.

В этом же месте в 2000 году провели процедуру перезахоронения писателя Шмелева,а позднее и других прославленных личностей. Одно из последних захоронений на территории монастыря было проведено в 2008 году, когда в старинном некрополе монастыря произошло погребение знаменитого писателя А. Солженицына.

Здесь также захоронены: грузинские цари Давид, Александр и Матвей, архитектор О.Бове, писатель В.Одоевский и многие другие известные личности.

Без сомнений основной святыней храма не без оснований принято считать Донскую икону Божией Матери, которая была создана в 16 веке, и которой был украшен иконостас Большого собора.

Обратите внимание

Нельзя не сказать так же о святынях Малого собора, которыми являются высокоуважаемые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение».

Во время проведения работ по реконструкции храма почти случайным образом были найдены мощи святителя Тихона, захоронение которого пришлось на 1925 год.

На данный момент местом расположения иконы служит Третьяковская галерея. Существует также древняя традиция, по которой ежегодно 1 сентября икона перевозится из галереи в Донской храм, где перед данной реликвией Святейший Патриарх при огромнейшем скоплении православных россиян и жителей зарубежья проводит Божественную Литургию.

Другим сокровищем Донского монастыря выступают святые мощи Тихона, Патриарха Всероссийского, которые находятся в позолоченной раке в Большом соборе храма.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/249-donskoj-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr

Донской ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» – том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Читайте также:  Кто такие юродивые и их значение в православии?

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком.

Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи.

Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться – Малым.

Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля.

«Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

Важно

Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым – Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили).

С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей.

В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

Совет

В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года.

Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы.

В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована.

Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму.

В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению.

Обратите внимание

На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ.

В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение.

На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году.

В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/donskoy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Московский донской монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Московский Донской монастырь

Московский мужской монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах.

Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп.

Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

Важно

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана.

Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу “силою Христа и предстательством Его Матери”.

Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, “обоз”, отчего монастырь называли в старой Москве, “что в Обозе”.

Донской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери,2010 г. Фото : Ю.Булкин

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону.

Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города.

Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный “Большим”, а первый стал называться “Малым”.

Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и “обновленцев”. В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей.

Совет

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

Некрополь Донского монастыря – “Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы”, как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской… Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.

Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.

Донской монастырь часто называют “архитектурным кладбищем”. В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву.

С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе.

В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной – наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.

Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных – Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы.

Обратите внимание

В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф.

Читайте также:  Как использовать масло матроны московской?

Гордеева – перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий – “кафедра безбожия”, как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.

19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

Святыни

  • Донская икона Божией Матери
  • Мощи святителя Тихона, патриарха Всероссийского

Храмы

  • Александра Невского
  • Александра Свирского
  • Архангела Михаила, больничный храм
  • Георгия Победоносца
  • Донской иконы Божией Матери, большой собор
  • Донской иконы Божией Матери, малый собор
  • Захарии и Елисаветы (надвратный, в колокольне)
  • Иоанна Златоуста
  • Иоанна Лествичника
  • Тихвинской иконы Божией Матери, надвратный храм
  • Тихона Московского

Настоятели, наместники

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта монастыря:
  • Лебедева Елена, “Донской монастырь”, портал Православие.Ru, 31 августа 2013:
    • http://www.pravoslavie.ru/63743.html
  • Казакевич А. Н.

    , “Донской иконы Божией Матери Московский мужской монастырь”, Православная энциклопедия, т. 15, с. 679-691:

    • http://www.pravenc.ru/text/178962.html (материал использован частично)
  • Строев П. М.

    , Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви, СПб., 1877, с. 154-157.

[1]  Большая биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/6525/%D0%90%D1%…%B9

[2]  Артюшенко М. В., И. Е. Забелин и Донской монастырь. По переписке об издании «Исторического описания Московского ставропигиального Донского монастыря» (1865, 1893) // М., 2014, с. 33-34, 43. http://www.donskoi.org/28140

[3]  “Настоятели Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря”, http://www.rostov-monastir.ru/page/nastojateli-monastyrja

[4]  Московские ведомости, 15 декабря 1909, http://starosti.ru/article.php?id=22165

[5]  http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nazari_kirillov.php

Источник: https://drevo-info.ru/articles/517.html

Донской монастырь в Москве

На сегодняшний день на территории России осталось не так много старинных православных обителей, как хотелось бы. Многие были разрушены и забыты после многочисленных войн и революций. Но все же есть еще святыни, которые не поддались времени и кровопролитиям.

Одна из таких — Святодонской монастырь. Эта православная обитель находится в Москве. Она окружена мощными защитными сооружениями, стенами, которые всегда стойко выдерживали навалы врагов. С внутренней стороны храмы окутаны уютными тихими скверами.

Идеальное место для прогулок и обращений к Богу.

Краткая история Донской обители

Впервые монастырь был основан в 90-х годах XVI столетия. Тогда он располагался на юго-западной стороне Москвы, недалеко от Калужской дороги.

Данное название храм получил в честь одноименной иконы — Донской иконы Богоматери, которая спасла Столицу России от сильного войска монголо-татарского хана.

Есть даже версия, что когда-то этой иконой Сергий Радонежский благословлял князя Димитрия и его воинов на Куликовскую битву.

Важно

Именно на месте благословления войска был и возведена небольшая церковь. Чуть позже построили собор Пресвятой Богородицы, который сейчас называется Малым собором. А вскоре образовалась Донская обитель, которая окончила формирование защитной системы города, наряду с Новодевичьим и Даниловым монастырями.

В начале XIX столетия данная обитель была самым популярным религиозным заведением столицы. В 30-х годах здесь построили православное духовное училище, а в начале следующего столетия — школу для послушников.

На протяжении всего времени существования он был очень известным. На кладбище Донского монастыря похоронено много знаменитых людей. Здесь были обнаружены захоронения царя Давида (80-е года XVII столетия), грузинских царей Матвея и Александра (начало XVIII столетия).

Также обитель стала последним домом для поэтов Сумарокова и Херасков, философа Чаадаева, архитектора Бове, историка Ключевского, писателя Одоевского, художника Петрова.

В прошлом десятилетии на это кладбище перенесли останки генерала Деникина, философа Ильина, писателя Шмелева и Солженицына.

Обязательно к прочтению:  Александро-Свирский мужской монастырь

Если хотите почувствовать необычную и глубокую атмосферу этого места, обязательно посетите некрополь и побродите между разбросанными необычными могилами.

Храмы и часовни обители

  • храм Георгия Победоносца, построенный в 2000 году;
  • храм Серафима Саровского (1902 года);
  • храм Тихвинской иконы Богоматери (начала XVIII столетия);
  • малый собор Донской иконы (1591 года);
  • храм Иоанна Златоуста (конца XIХ века);
  • храм Тихона (1998 г);
  • собор Александра Свирского (конца XVIII века);
  • большой собор Донского монастыря (1684 года).
  • часовня Левченко (начала ХХ века).

На територии находяться и такие святыни православия:

  • мозаическая икона Николая в часовне Левченко;
  • чудотворная Донская икона Богоматери и рака мощами Патриарха Всероссийского Тихона в Большом соборе;
  • иконы Богоматери Знамение и Федоровская в Малом соборе;
  • могила келейника Тихона возле стены;
  • Донская икона Богородицы под сенью.

 Расписание богослужений Донского монастыря

Каждый день в стенах обители проводятся:

  • полунощница в 7:00;
  • литургия в 8:00;
  • утренняя и вечерние службы.

В праздничные и воскресные дни литургия проводится в 7:00 в Малом соборе. А в 10:00 в Большом храме и храме Серафима Саровского.  В эти дни в собор приходит огромное количество прихожан и паломников. Расписание богослужений на текущую неделю можно узнать у священника или монашеской братии.

Стоит отметить, что проход на территорию данного православного религиозного заведения запрещен в коротких юбках, шортах, одежде с открытыми плечами. Женщина должна иметь головной убор.

Где находится Донской собор

Как добраться на метро? По Калужско-Рижской линии нужно доехать до станции Шаболовская. После выхода с метро нужно идти в сторону улицы Шаболовка. Далее, доходим до пересечения с Донским проездом и поворачиваем направо. Идем прямо, огибая стены монастыря. Приблизительное расстояние до монашеских ворот — 1,2 км.

Сам же адрес Донского монастыря: Россия, город Москва, Донская площадь 1-3. Индекс 115413. Ближайшее метро: Шаболовская.

Источник: https://ikona-i-molitva.info/donskoj-monastyr-v-moskve/

Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери.

Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор во имя Донской иконы Божией Матери. В 1745 г.

монастырь был причислен к ставропигиальным.

С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных.

В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.

Совет

В 1922-1925 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт.

До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г.

все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов. Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт.

Николая «Большой Крест» и др.

Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И.

Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

Большой собор освящен в августе 1991 г. 19 февраля 1992 г. после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи.

Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 г.

При входе в монастырь стоит военная техника — танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники.

На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев, Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 г. было принято решение передать их в дар Донскому монастырю. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г.

(журнал № 77) на должность наместника Донского монастыря г. Москвы назначен игумен Парамон (Голубка).

Обратите внимание

В архитектурный комплекс монастыря входят: малый (старый) собор Донской иконы Божией Матери с приделами вмч. Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского (1591-1593 г., архит. предположительно Федор Конь; колокольня и приделы — 1679 г.); большой собор Донского монастыря (1684-1698 гг., надстроен в сер. XIX в., иконостас 1695-1699 гг.

) — летний, в подклете — храм Сретения Господня; храм Михаила Архангела (1714 г., перестроен в 1806-1809 гг., больничный, с усыпальницей Голицыных); храм Тихвинской иконы Божией Матери над южными вратами (1713-1714 гг., архит. предположительно И.П. Зарудный); храм правв. Захарии и Елисаветы над западными вратами, в колокольне (1730-1732 гг., архит. Д. Трезини, затем А.П.

Евлашев, при участии Д.В. Ухтомского — 1752-1755 гг.); храм прп. Александра Свирского (1796-1798 гг., усыпальница Зубовых, восстановлен после пожара в 1813 г.); храм прп. Иоанна Лествичника (1898 г., усыпальница Терещенко); храм свт. Иоанна Златоуста (1888-1891 гг., архит. А. Венсан, усыпальница Первушиных) верхний храм; вмц. Екатерины — нижний храм; храм прп.

Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря (1902-1910 гг.; освящ. 1914 г. — архит. З.И. Иванов; ул. Орджоникидзе, 4), приделы Успения Пресвятой Богородицы и равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Св. Духа и Всех Святых; часовня-усыпальница Левченко (нач. XX в., архит. И. Клейн); храм свт.

Тихона, Патриарха Всероссийского и нижний храм бл. кн. Вячеслава Чешского (1998 г.); храм Георгия Победоносца (2000 г.).

Малый собор Донского монастыря открылся после реставрации. В монастыре имеются святыни: в Малом соборе – чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона, мч.

Якова Полозова; в Большом соборе – чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского; в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая.

При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

Источник: https://www.culture.ru/objects/1658/donskoi-stavropigialnyi-muzhskoi-monastyr-v-moskve

Ссылка на основную публикацию