Что такое теология и что она изучает

Теология от античности до современности, её понятие и определение

Есть предмет или объект, следом рождаются и мысли о нём. Самый загадочный и таинственный объект – это Бог. Слово о Боге – отдельный вектор для изучения. Оно трансформировалось в время эволюции человечества и приобретало различные значения.

От «Богословия» к «Теологии» (др.-греч. θεολογία, лат. theologia) – переход свершился в начале XIII века, как это обычно бывает, после выхода книги-концепции Абеляра «Христианская теология». Немного позднее был открыт и первый теологический факультет в Университете Парижа.

«Учением о богах» занимались греческие мыслители, поэты, они записали предания об Орфее, Гелиосе, Гомере. Следующими подключись толкователи древних мифов.

Со времён Аристотеля это «Учение о божественном» входит в философские постулаты и связано было с астрологией. Стоики мысль о божественном рассматривали как откровения об устройстве мира.

Обратите внимание

Они разделяли взгляд мифологический, физический и гражданский.

Богословие и теология – синонимы – это изложение или истолкование какого-либо религиозного вектора через комплекс дисциплин, которые изучают, излагают, обосновывают и защищают вероучение о Боге. Богословие отличают от религиоведения и философии.

История появления понятия

В Греции античных времён термином «теология» обозначали различные проявления: систематизация мифов, генеалогический язык богов, мысли о неподвижном перводвигателе мира и другие явления.

Августин, дал определение, что такое теология – это теория, дающая объяснение о Боге, речь о божестве. Ранние теологи выдавали свои умозаключения как универсальные, обоснованные на нормах и правилах жизни. Излагалось всё философским категориальным языком.

До Средних веков Афиногор Афинский продвигал триадологию – принятие и описание Пресвятой Троицы. Первым богословом Ориген назвал Иисуса Христа – Сына Божьего, который сам положил начало триадологии. Вторым, говорящим с пониманием о божественном, принято признавать «благоразумного разбойника».

Богословие от начала развития Церкви зафиксировано в Новом Завете. Философы много разных мыслей взяли из Закона Моисеева. Саму философию принято называть ступенькой в осознании веры и божественного, через её аргументы и доказательства. Для истинно верующих сказанное Спасителем не требуют доказательств.

После взятия Рима в эпоху Вселенских соборов церковные отцы пересматривали и переосмысливали античные трактаты и стремились пересказать понятным простым языком основы веры христиан. Часто им приходилось использовать риторические и философские определения, приёмы и методы. Философы для людей тогда были, что пророки для иудеев.

После эпохи гонений на христиан эти каноны церкви были противовесом возникающей ереси, такой как арианство, гностицизм, монтанизм, манихейство.

Первый Вселенский собор в 325 году отделил христианство от иудаизма. И в те времена многие общественные деятели защищали вероучение о Боге, выпуская свои труды и постулаты. Что же при этом называют теологией?

Теология в то время была по своей сути авторитарна, то есть отвергающая всякую вольную трактовку, принимающая «слово божье» некритически как недостижимые разумом «истины откровения». Жёсткая позиция наблюдалась именно в католицизме.

Определение теологии в настоящий момент

Только в XV веке наметилось сближение теологии и православного богословия.

В русском языке, в России и других восточных странах этот термин не прижился, точнее, отражает суть явления понятие богословие. Запад в основном развивал теологию.

Язык у каждого при этом сформировался свой, понятийный аппарат свой, в фундаменте мысли уважаемых авторов. В итоге в начале XX века слышать и понимать друг друга перестали.

Сейчас в России уже есть специальность «теология» или «филолог со знанием основ теологии» на некоторых кафедрах вузов.

Важно

Таким образом, что такое теология определение – это совокупность наук или религиозных доктрин, которые раскрывают сущность и действия Бога, развитие вероучений во времени, культурное наследство религий (искусство, архитектурные памятники, письмена, религиозное образование и исследования), религиозное право, отношения между учениями и различными организациями. Предмет теологии – исторический опыт человечества в религиозном понимании.

Богословие – учение о Боге, основанное на Откровении, самом божественном Слове из сакральных текстов (иудаизм – Тора; христианство – Библия; ислам – Коран). У человека веры происходит поиск лика Божьего. У теолога – рассуждения о нём.

Смысл для человека заключён в методологической проработке истинности божьих слов разумом, который имеет веру. Для атеистов он в систематичности изложения, толкования и защите идей об абсолютной реальности, и обосновании правил и норм жизни.

Истинный смысл понятия можно увидеть только в монотеизме, в котором Бог лично обращается к каждому.

Теология – это объединение доктрин разных религий о сущности и действии Бога. Она принадлежит полю религиозной мистики, но может существовать и вне её. Христианство дало исключительно своё содержание теологии и разработало методологию.

Виды и направления

Традиционные доктрины, интерпретирующие сущность и бытие Божье, выражаются в феноменах теологических вероучений.

Различают теологию:

  1. Фундаментальную или системную (системная интерпретация и объяснение догматов и апологетов, сравнительная теология, экзегетика, социальная теология, экклесиология);
  2. Историческую (церковная археология, история церкви, библии, рефлексивная метаистория);
  3. Нравственную или практическую (концепция о личном спасении);
  4. Пастырскую (прикладные аспекты культовой деятельности: теория богослужения, проповедования, методики адаптации).

Развитие концептуальной системы теологии в настоящее время является разветвлённой и достаточно законченной. Она характерна для классических вероучений современности: христианство, иудаизм, ислам.

Её рассматривают по направленности:

  • Нормативная; сами положения из Святых писаний (Библия, Коран,Тор), само Слово Божие. У основания Иисус Христос и апостолы. Святые Отцы придают текстам завершённый вид. Особенно она почитаема единоверцами.
  • Деривативная или выводная; комментарии богословов с присущим философским подходом. Это, по сути, субъективные размышления верующего человека о Боге. Выводы этой теологии самые доступные для понимания людям любого вероисповедания. Она может родиться в лоне отдельной церкви.

Теология в духовном христианском образовании

Во всех странах стали появляться богословские школы, училища и факультеты не только в вузах, но и при храмах, монастырях. Часто и светское и духовное обучение имело теологию или богословие отдельным учебным предметом.

В XVIII веке стало явно видно два направления развития обучения: монастыри, продвигающие наследие Древней Церкви, и духовные школы, которые развивались под влиянием католической схоластики и протестантского рационализма.

Духовное образование на современном этапе проходит своё реформирование, интеграцию в европейское, российское и научное пространство. Цель – повышение качества духовного образования.

Это образование можно получить, пройдя три уровня: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Докторантура даёт звание «Доктор богословия» в России и «Доктор теологии» в европейской классификации.

Теология в обучении включает в себя учебные предметы о: Святой Троице, ангелах, трехе, зле, природе и лице Иисуса Христа, спасении, церкви, иконе, таинствах и последних судьбах мира.

Исторический ракурс открывает церковная археология, византология, история библейская, развитие древней Церкви, поместных церквей и РПЦ. Догматика и Апологетика, Сравнительное и Пастырское богословие, Нравственное и Библейское – содержание христианского обучения.

Теология непохожа ни на одну науку, в ней нет единообразия. Она всегда выступает надстройкой над монотеизмом. Она двойственна и выполняет функцию посредника между самой религией и светской философией.

Теология позволяет провести ревизию постулатов любой религии, поэтому молодые направления в религии старательно защищаются от неё.

Совет

Она достаточно древняя, но всё же открытая наука, ориентирующаяся на родственные её культуре концепции и мироотношения. Она благополучно обогащается этими новообразованиями. Теология, философия и религиозные традиции постоянно взаимообогащаются.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/predstavlenie-i-opredelenie-teologii.html

Богословие (теология) – наука о вере

«Богословие» – это точный перевод греческого слова theologia = учение о Боге и Божественных делах. В основном же в мировой практике это слово не переводится на язык той или ной страны, а оставлено на греческом: теология. В русском же языке широко употребляем также дословный перевод этого слова – богословие.

В сегодняшнем понимании богословие – это академическая дисциплина. В своём первом древнем значении – это сказанное божеством слово, облечённое человеком в речь или песню, и вовсе не его философское истолкование и размышление.

У Аристотеля одна из 3 дисциплин теоретической философии называлась «теологической» (позже «Метафизика»). Со стоиков богословие уже становится самостоятельной. Во II в. н.э. богословие считалась инспирированное Богом сообщение.

Cобственно, уже исторически само понятие «богословие» включает в себя идею участия и помощи со стороны Бога в познании Своего откровения. Как университетская дисциплина богословие возникла в XII в. богословие как наука о Боге стала в средние века.

Среди дисциплин сегодняшней теологи как академической науки не все имеют тему своего рассмотрения Божественную истину.

Богословие не является исключительно Христианским феноменом. Хотя понятие «богословие» в других религиях всё снова является отклоняемым или используемым в узком значении: например, богословие как интерпретация веры и т.п.

богословие не идентична вере. Теологией может заниматься и неверующий человек. богословие – ничто иное как теория веры. Потому, что богословие – это наука, а не вера. Наука о вере. Всё, о чём ведёт речь теологическая наука доступно пониманию каждого. Впрочем, некоторые придерживаются мнения, что если богословие допускает неверие и сомнение это уже философия!

Томас Аквинский считал, что наука занимается только тем, что не превосходит разум. Всем существующим: в том числе Богом, занимается философия. Свою конечную цель человек имеет в Боге, Который однако превосходит разум.

Но человек однако должен знать свою конечную цель, чтобы её продумать и прийти к ней.

Обратите внимание

Таким образом богословие занимается тем, что превосходит человеческой разум – Божественным откровением.

Но рассуждения о Боге философии и теологии отличаются примерно как доказательство физика и астронома, что Земля круглая: физик доказывает исходя из взвешивания природных физических явлений, астроном – математически. Общность предмета изучения философии и теологии (Бога) не мешает им таким образом сосуществовать.

богословие имеет общие предметы изучения и с другими. науками, но в отличии от них она рассуждает о них во взаимоотношении с Богом. (Сравните Рим 1:19, 2 Кор 10:5, 1 Кор 2:15). Некоторые теологи (Шлейермахер, Ритшель, Бульманн, Браун) едины в том, что говорить о Боге, не говоря одновременно о человеке, бессмысленно.

Богословие – это методически выверенное освещение Божьего Откровения, представляемое в вере и его имманентном знании…Поэтому богословие может быть кратко охарактеризована как «наука  о вере»… В области богословия на данный момент накоплены огромные знания, написано огромное количество книг, на теологию как науку работает огромное количество вспомогательных наук, накопленными знаниями теологии пользуются другие науки, своя история, свои методы, свои открытия, и т.д. и т.п…И своими основоположениями и целями богословие отличается от науки о религии и религиозной философии.

К истории:
Первая фаза развития Христианской теологии как науки была положена так называемыми отцами Церкви и со II века н.э. уже определилась в правовой, исторической и философской аргументациях из-за нападок извне.

То есть Христианское учение переживало в это время необходимость систематизации знаний и одни из первых, кто занимался этим были так называемые апологеты II-IV вв. –  Иереней Лионский, Клеменс, Ориген, Августин, Дионисий.

Апология – это позиция защиты той или иной теории, идеи, высказываний, идеологии.

В средние века (XIII в.) теологическая мысль начинает развиваться как наука о вере, имея уже для этого достаточную подготовку в систематизации и рационализации, которые были подготовлены  в XI – XII вв.

, например, Анзельмом Кантербургским и Петром Ломбардским.

C этого времени прослеживается развитие теологии на западе и востоке по разным дорогам: восточная Церковь остаётся более верной традициям духовности, сильнее пасторально и литургически-ориентированной.

Развиваются различные дисциплины и теории: например, Томас Аквинский пытается к духовности откровений привязать также и логику рассуждений. Он поднимает вопрос взаимосвязи разума и веры. Его позиция: Бог должен быть рассматриваем как в свете разума, так и в свете Его Откровения.

В позднее средневековье (XVI в.) на западе посредством вначале гуманизма (Эразм Роттердамский) и продолженной реформацией (Мартин Лютер, Меланхтон и др.) появляется новый феномен – конфессионализм. Внутри Церкви умножаются течения. На новом уровне начинают обсуждаться вопросы т.н.

Читайте также:  Рыльский свято-николаевский мужской монастырь в курской области

«Церковности» (авторитет иерархии Церкви, папства в католической Церкви и т.п.). В центр внимания теологической мысли представителей того времени – Мартина Лютера (который, между прочьим, был профессором теологии) выходит «грешный и потерянный человек и Оправдывающий – Спасающий Бог».

Поэтому основной теологической задачей становится разграничение закона и Евангелия, сотворения и спасения, теологии и философии и тем, что Христианская богословие фактически является практической в своей основе «теологией креста». Католическая богословие в это время приобретает соответственно т.н. анти-протестантское направление (т.н.

контроверзбогословие). Она выражается в различных формах схоластики, которая в свою очередь выражается не только несогласием с протестантизмом, но и с модернизмом. Основной вопрос, выходящий здесь на арену, это вопрос Божьей милости: в контексте природы человека и сверхприроды Бога, свободы и необходимости этой милости.

Важно

В новое время наблюдается здесь также модернизация теологии (рационализм) и Церковных структур (централизованный бюрократизм).

Начало нового времени охарактеризовалось борьбой пиетизма (почитания) и т.н. «эпохой просвещения».

Наше время обозначено в западной теологии началом диалога в богословских  вопросах с иудаизмом, а также рассмотрением новоявленных проблем человечества в контексте Христианства: как например, феминизма.

https://www.youtube.com/watch?v=RY6xwGxj0ro

От русского богословия желается видеть, конечно, прежде всего возрождения. Русское богословие как наука в XX веке претерпело от одной из разновидностей атеизма – коммунизма –остановку в своём развитии. Произошло это не посредством убедительности аргументов последнего, а путём физической расправы с научной элитой, учебной структуры и Церковью.

Так называемые «атеистические» объединения, организации и т.п. фактически лишены права так себя именовать в связи с их некомпетентностью делать выводы в вопросе существования или несуществования Бога.

Любая наука есть стремление к оперированию/собиранию знаний, правильность которых в любое время можно проконтролировать: как пришли к тому, чтобы считать это истиной?
В каждой науке есть свои «определения». Каждая наука обладает методами: «Метод не является индифферентной сетью, в которую ловится действительность; метод – это скорее элемент самой действительности.» (Тиллих)

Люди познают Бога хоть и не через Его непосредственное видение, но познают Его как причину всего и как цель.

Сложность этого процесса заключается в том, что хотя и причина, и цель в познании Бога рассматриваются исключительно в отношении и зависимости к Нему, но наоборот – рассмотрение Бога в зависимости от причины и цели – не считается возможным в такой же степени, так как Бог остаётся таким, какой Он есть и без Своего творения.

A чтобы это стало возможным необходимо, чтобы не только творение было связано с бытием Бога, но и бытие Бога с Его творением – в Христианской теологии это собственно инкарнация = воплощение = вочеловечевание Создателя в образе Человека.

<\p>

Богословие спрашивает: насколько это так, как Христианин верит, что это это есть?” (Карл Барт)
Богословие как и другие науки есть человеческое старание о познании определённого предмета. Она как и другие науки идёт к этому познанию последовательным путём.

То есть она – как и другие науки в состоянии сама себя или любым человеком (который способен стараться о теологическом предмете изучения  идти этим последовательным путём) быть проверенной в своей правоте. богословие, как и другие науки, занимается установлением, систематизацией, соединением, исследованием, постижением и снова установлением феноменов.

Богословие – как герменевтическая наука – имеет в качестве верификации (=удостоверения) указывание, а не доказывание.

По какому праву существует богословие как рассуждение о Боге? Кто может/ имеет право рассуждать о Боге? Может ли это делать грешник? Если да, то в своих рассуждениях о Боге он является «грешником , который рассуждает о Боге», следовательно тем, который и не может увидеть Бога.

Источник: http://bible8.eu/theology.php

Что такое теология?

В классическом понимании теология занимается толкованием и сведением в систему основных положений любых философско-религиозных учений.

Суть теологии заключается в том, что она изучает, обосновывает и защищает учения о Божественных откровениях и проявлениях в нашем мире Бога, поэтому теологию еще иногда именуют Богословием.

Теология не возможна без концепции личностного Бога, который сообщает необходимые знания о себе посредством своего “слова”. Этот термин древнегреческий. Так в Древней Греции именовались поэты, записывающие предания о богах, их жизни и подвигах.

Совет

Аристотель толковал теологию как “учение о Божественном”. Окончательно понятие “теология” как учение о Боге, утвердилось в первой половине тринадцатого века, когда Парижский университет открыл у себя факультет теологии.

Существует условное разделение этого предмета, создание которого приписывается Марку Теренцию Варрону:

  • мифическая теология – в этой сфере творят поэты и писатели
  • физическая теология – рождает поле деятельности для философов и мыслителей различных школ и направлений
  • гражданская теология – являет собой интерпретацию догматических постулатов собственно народом и создает основу для мировоззрения основной массы людей

Эти три направления глубоко взаимопроникают друг в друга, имеют огромное влияние на развитие этой науки в целом, ведя человеческую мысль к все новым высотам умозрительного познания бытия и своего места в нем.

Христианский мир

С возникновением христианства теология получила сильнейший толчок к развитию. Этим вопросом задается человечество по сей день. С развитием христианства эволюционировала и теология.

Эпоха апостолов и апологетов характеризуется двумя главными направлениями. Утверждением Божественности Христа и защитой идеи единого Бога. Логическим концом этой эпохи стала канонизация определенных текстов Библии, создание исторических и мистических пояснений к ним. Т.е. можно сказать произошла кристаллизация различных христианских преданий в стройное, религиозно-мировоззренческое учение.

К началу средневековья основным направлением в теологии стало не создание новых догматических положений в христианстве, а объяснение уже существующих.

Одним из выдающихся теологов того периода является Ансельм Кентерберийский.

Основным его достижением в этой области можно считать утверждение о том, что истину возможно доказать не опираясь на авторитетность Священных Писаний, постигая ее исключительно собственным рассудком.

Эти идеи находят продолжение в мыслях Фомы Аквинского, крупнейшего представителя схоластической философской школы периода ее расцвета. Именно в его трудах начинает все четче проявляться двойственность теологии. Желание познать Божественные тайны требует с одной стороны холодного, рассуждающего разума, с другой личностных, чувственных переживаний и интуитивных ощущений верующего.

Развитие теологии в России

В России богословие развивалось по образцу Византийских школ. Преподавалось в религиозных учебных заведениях вместе с прикладными дисциплинами. Огромное влияние на Православное богословие и его отличие от католицизма оказали святоотеческие предания и их практическое применение в православных монастырях и церквях.

При Советском Союзе теология как наука была полностью разрушена и не изучалась не в одном высшем заведении страны.

В настоящее время предпринимаются попытки снова ввести теологию в образовательный процесс, есть успехи в этом направлении, несколько высших учебных заведений России получили аккредитацию на преподавание этого предмета.

В сентябре этого года был утвержден государственный образовательный стандарт для высших заведений по направлению “теология”, хотя теология как дисциплина, до сих пор не вошла в государственный реестр научных специальностей.

Источник: https://24smi.org/news/19353-chto-takoe-teologiia.html

Кто такой теолог

Влиятельный философ и богослов эпохи раннего Средневековья Блаженный Августин считал, что теология – это “рассуждения и обсуждения относительно бога”. В современном мире принято использовать более полное определение данной науки.

Под этим термином понимается комплекс наук об истории вероучений и их культурного наследия, формах религиозной жизни, научной деятельности и образования. Соответственно люди, которые занимаются изучением всех этих аспектов религии, называются теологами.

Чем занимается теолог

Многие ведущие мировые высшие учебные заведения занимаются подготовкой специалистов данного профиля. Среди них Гарвардский, Принстонский, Йельский университеты (все они изначально были основаны исключительно для подготовки богословов). В нашей стране в последнее время все больше ВУЗов также вводят учебные программы по специальности “теология”.

Наибольший вклад в развитие теологии вносят специалисты, занимающиеся научной работой. Важной частью их деятельности является накопление фактического материала, касающегося религиозных учений. Для этого теологам приходится изучать огромное количество литературы.

При исследовании накопленного материала используются различные формы анализа: философская, историческая, духовная. Такое многообразие методов всегда было характерно для данной науки. Еще Фома Аквинский много веков назад в своей книге “Сумма теологии” использовал пять аргументов для доказательства существования Бога, которые он называл “пять путей”.

  • Факт существования Бога.
  • Библейские откровения.
  • Истины, в которые человек верит абсолютно.
  • Функции этих убеждений и их роль в жизни людей.
  • Понимание и познание Бога человеком.

Примечательно, что современная наука также выделяет пять методов научного познания:

  • библейское;
  • догматическое;
  • естественное;
  • практическое;
  • богословское.

Не пропустите:

  • Чем занимается современный философ? Актуальность и перспективы профессии

Спорные вопросы теологии

У представителей данной науки нет единого мнения по многим вопросам. Ожесточенные споры ведутся относительно того, могут ли быть предметом изучения теологии другие религии помимо христианства.

Также ставится под сомнение роль теологии, как полноценной науки. Несмотря на то, что ее часто называют нерелигиозным богословием, некоторые критики считают, что она не может считаться таковой по причине существенной зависимости от церкви.

Загрузка…

Источник: http://work-place.net/?p=5240

Что такое Теология? Теология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

“Вначале было Слово… и Слово было Бог…” Эти строки из Священного Писания знаменуют собой тот сакральный смысл, которым издревле наполнялось содержание священных библейских канонов.

Верующие издавна стремились к рациональному и чувственному постижению данного смысла — и для удовлетворения их нужд была создана совокупность религиозных доктрин, известная в настоящее время как теология.

Богу — богово

Само слово “теология” происходит от сращения двух слов — “theos” (бог) и “logos” (слово).

Более привычное для нашего уха “богословие” является калькой с данного греческого термина. Ещё Гесиод подразумевал под теологией совокупность преданий, повествующих о богах, их нравах и деяниях.

Впоследствии Аристотель включил теологию, наряду с физикой и математикой, в систему философского знания.

В средневековье под гнётом христианской морали внутреннее содержание данного понятия было поставлено на службу христианству.

Отныне теология стремилась пролить свет на смысл Священного Писания и содержащихся в нём религиозных доктрин о сущности Господа Бога.

Используя рациональные аргументы для трактовки библейских постулатов, отцы церкви пытались утвердить концепцию христианской религии как институционального вероучения.

Обратите внимание

Действительно, теология неотделима от церкви как от духовного института. Она невозможна без определённой социальной организации — и без паствы, которой и адресуются послания со стороны теологов.

По сути дела, теология является своеобразным “рупором”, через который церковью транслируется и обосновывается культ веры.

Недаром в настоящее время теология является неотъемлемым атрибутом всех теистических религий — христианства, ислама, и иудаизма.

Всё во имя веры

Для теолога вера издавна представляла собой глобальную универсальную истину, нуждающуюся в рациональном обосновании.

Для этого активно эксплуатировалась методология других наук — в том числе логики и философии.

Полученные таким образом стройные системы доводов использовались для подкрепления внутриконфессиональных культовых норм, а также для борьбы с различными еретическими лжеучениями.

Знаменитый философ Тертуллиан, известный как автор риторической максимы: “Что общего между Афинами и Иерусалимом?”, задавался вопросом о том, каким образом можно объединить в рамках единой религии рациональное, логически прозрачное знание, и сокровенные, ведущие к катарсису интуитивные озарения. Именно теология как метод успешно позволяет разрешить данный амбивалентный запрос. Ведь она совокупно олицетворяет двойственную природу стремления к богопознанию — ведь верующие стремятся проникнуть в суть божества как умом, так и сердцем.

За две тысячи лет существования теистических вероучений теология обросла множеством разноликих внутренних направлений.

Читайте также:  Беседы с детьми о православном кресте и необходимости носить крестик

Уже в XX веке появились многие новые теологические направления, в числе которых чёрная теология, феминистская теология, секулярная теология… Важно, что в настоящее время теология уже не мыслится как парадигма, объясняющая первопричины и принципы всего нашего существования.

Однако, она продолжает отвечать на те вопросы, которые пытливые умы, задавшиеся целью обрести знание относительно природы Божества, сегодня обращают к иерархам церкви.

  1. Кто-то говорит, что у Бога есть только одно имя.

    Но разве может быть так, если даже у человека множество имён и названий?

  2. Кто-то настаивает на том, что нельзя называть Бога другими словами.

    Но разве когда человека мы называем по-разному, он перестаёт быть тем, кто он есть?

  3. Кто-то утверждает, что… Читать дальше

Вы в Бога верите?

Обыденный вопрос, но как на самом деле его нужно правильно понимать?

Если верите, то верите в то, что он есть или в то, что он делает?

Как правило такой вопрос задают… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме “что такое Теология”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/teologiya/

Теология

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

богословие) – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

от греч. theos – Бог и logos – слово, учение) -англ. theology; нем, Theologie. Система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства.  

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

theology, греч. — учение о боге), изучение представлений о Боге и его отношении к миру; включает изучение свящ. текстов, философию, сравнительное религиоведение и историю церкви. Каждая религия имеет собственную теологич. систему. Наивысшего расцвета Т. достигла в монотеистических религиях — иудаизме, исламе, и особенно в христианстве.

Важно

В иудаизме и исламе кодификация религ. законов (Талмуд и шариат) считалась особой дисциплиной и нередко подчиняла себе Т. Обе эти религии подчеркивают неделимое единство Бога и его непознаваемость для человека; поэтому иудейские и мусульм. богословы не уделяли такого внимания проблеме природы Бога, как христ.

Напротив, в христианстве взаимодействие исконно иудейских представлений с идеями греко-рим. мира, постоянное стремление определить отношение Иисуса Христа к Богу-отцу и Св. Духу (Троица), соотношение божественной и человеческой природы Иисуса, значение его рождения, крестной смерти и воскресения создали древн. традицию теологич. рассуждения. Осн. догматы христ.

вероучения были провозглашены на трех великих соборах — в Никее (325), Константинополе (381) и Халкедоне (451), решения к-рых признаются как вост. православ., так и рим. католич. церквами. За великим разделением церквей в 11 в. последовало создание разл. богословских систем. Вост. церковь в осн. осталась верной раннехрист.

представлениям; на Западе же получила развитие схоластика. Возраставшие контакты между иудаизмом, исламом и христианством, перевод трудов греч. философов на лат. и араб. яз. способствовали интеллектуальному расцвету всех трех религий, к-рый нашел выражение в трудах таких великих богословов, как христиане Ансельм Кентерберийский (1033—1109) и св.

Фома Аквинский, мусульманин Авиценна и иудей Маймонид. Однако со временем схоластика утратила свое прежнее значение. Гуманизм Возрождения 15 в. бросил теологам вызов, на к-рый ответил Мартин Лютер (1483—1546), став инициатором Реформации, разделения зап. церкви на протест, и рим. католич.

Центр, темой его богословских трудов является утверждение, что спасение (оправдание) достигается только верой. Это утверждение он выразил скорее в библейском, чем в филос. духе и не проявлял особого интереса к дискуссиям о природе Бога.

Жан Кальвин (1509— 64), ведущий представитель протестантизма после смерти Лютера, развил учение об оправдании верой, подчеркивая значение благодати Божьей для спасения и опираясь на догмат о предопределении. В 18 и 19 вв. христ. Т.

резко критиковали Локк, Юм, Декарт, Кант и Гегель, позже к ним присоединились ученые разных направлений: историки, приверженцы теории эволюции Дарвина, психоанализа Фрейда, а также марксисты (марксизм), во мн. способствовавшие распространению секуляризма. Теологи реагировали на критику, или занимая оборонительные позиции фундаментализм), или придавая христ. учению новую направленность (как в либеральной теологии 19 в.), или соединяя его с совр. движениями, напр., с феминизмом или теологией освобождения.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Источник: http://voluntary.ru/termin/teologija.html

Теология – это..

(от греч. theos – Бог и logos – слово, учение; богословие, учение о Боге) – а) в религиозном смысле: методологическая проработка истин божественного откровения разумом, освещенным верой (Дж. Ф.

ван Акерен); б) в атеистическом смысле: систематическое изложение, истолкование и защита религиозного учения об абсолютной реальности, а также соответствующее обоснование правил и норм жизни верующих и духовенства. В истинном смысле слова Т. возможна лишь в рамках монотеизма с его концепцией Бога, лично обращающегося с собственным Словом к человеку.

Поскольку в индуизме и буддизме прослеживаются некоторые элементытеизма, то в них тоже имеет местомышление в форме Т. Но вряд ли правомерно говорить о нетеистической Т. Различают нормативную Т., т. е. положения, содержащиеся в Св. Писании (Библии, Коране, Торе), и деривативную (выводную) Т., т. е. комментарии богословов. Нормативная Т.

по сути и есть Слово Божие, а потому наиболее авторитетна среди единоверцев. Например, православное богословие опирается на Библию и Св. Предание; считается, что у его истоков стоят Иисус Христос и апостолы, а завершенный вид ему придали отцы церкви. Деривативная Т.

Совет

менее авторитетна – ей обычно присущ отвлеченно-философский подход к религиозным учениям, и она создается в форме размышления верующего человека о Боге (“человеческое слово о Слове Божьем”). Ее выводы, даже если они широко известны и доступны пониманию простого верующего, вовсе не обязательны для единоверцев.

На выводах богослова, разъясняющего языком теоретика религиозную доктрину, заметно отражается его индивидуальность. Чаще всего деривативная Т. рождается в лоне какой-нибудь церкви и отвечает конфессиональным требованиям, вместе с тем не редкостью становится внеконфессиональная Т., свободная от церковных ограничений. Современное понимание Т.

как синонима “священной доктрины” сложилось в Европе к XIII в., когда в зрелой схоластике было достигнуто противопоставление Т. и философии.

В античной Греции термин “теология” употреблялся в иных смыслах: вначале им называли систематизацию мифов, изложение генеалогий языческих богов, затем Аристотель обозначил им философское учение о неподвижном перводвигателе всего мира, и “теология” обрела смысл спекулятивной “первой философии”, нерелигиозной по своему характеру.

Патристика субординировала две истины о Боге – низшую, открываемую разумом в форме философского суждения об Абсолюте, и высшую “истину Откровения”; в эпоху схоластики эти истины стали именовать соответственно “естественной Т.” и “Т. Богооткровения”. Деривативная Т.

Откровения вторична и относительна к наследию того или иного великого пророка, стоящего у истоков соответствующей религиозной традиции. Не существует Т. как единой науки, подобной физике; всякая Т. надстраивается над породившим ее видом монотеизма. Т. двойственна, будучи теоретическим посредником между специфической религией и светской философией.

С одной стороны, она выполняет функцию идеологической защиты и рационального обоснования того вероучения, которое ее питает духовно и психологически и с которым богослов чаще всего связан конфессиональными узами. С другой стороны, Т.

находится в относительно свободном философском поиске, выбирая подходящие для ее идеологических целей концептуальные средства среди циркулирующих в обществе философских идей. При этом она прежде всего ориентируется на класс тех философских концепций, которые выражают дух родственной ей культуры, а потому не испытывает какой-либо явной несовместимости с ними.

Обратите внимание

Вырастая из определенного религиозно-хозяйственного генотипа, культура обусловливает ансамбль соответствующих этому генотипу философских мироотношений; Т. же, обогащаясь новообразованиями этих мироотношений, замыкает цепь мировоззренческих идей на религиозный исток культуры. Происходит взаимообогащение Т., философии и религиозной традиции. Поскольку Т.

есть не только “философствование”, но и “искание лика Божьего”, то в психологическом смысле, по словам С. С. Аверинцева, “любой просчет в отношениях с личным, водящим, любящим и гневающимся Абсолютом представляет абсолютную опасность…

Впавший в ересь совершает не отвлеченную мыслительную ошибку, но бесконечный по своим последствиям личный проступок в своих взаимоотношениях с Богом” (Аверинцев С. // Филос. энциклопедия. Т. 5. M., 1970, с. 201). Посредническая двойственность Т. – палка о двух концах. Наличие у Т.

философского полюса не только стимулирует свободомыслие богослова и усиливает возможности выражения личной веры и разделяемого кредо средствами рационального мышления, но также порождает опасность ереси, инакомыслия, размывания традиционного вероучения.

Поэтому молодые религии защищают себя от теологической ревизии фундаментальных постулатов наложением гласного или негласного запрета на отвлеченное богословие. Двойственная сущность Т. обусловливает два основных направления размышления богослова о Боге и связи с Ним человека. Одно из них называют “интуиционизмом”, второе – “иллационизмом” (умозаключением).

Богословыинтуиционисты утверждают, что Бог прямо присутствует в нашей душе, совести и что переживаемое нами непосредственное знание о Нем не поддается переводу на язык слов и образов.

Напротив, иллационисты полагают, что бытие Бога можно дедуктивно вывести методом анализа некоторых исходных посылок, подобно тому как математик получает из дефиниции треугольника основные свойства этой фигуры, даже не задумываясь над вопросами, есть ли в окружающем мире “треугольные реальности” и можно ли их эмпирически исследовать.

Ныне альтернативу интуиционизму сторонники опосредованных свидетельств о Боге стали искать не столько в дедукции, сколько в индуктивных умозаключениях. Так, А. Н. Уайтхед предпочитал такого рода индукцию: яблоко из зеленого становится желтым, младенец – стариком, и все вещи “становятся”, а потому можно предположить, что мир творится всеобщей силой становления, Творцом. К. С. Ф. Тертуллиан (160 – 220) выдвинул формулу “Верую, ибо абсурдно” и одним из первых среди христианских мыслителей обосновал позицию интуитивизма. Он противопоставил систематизаторской деятельности мыслителей Академии “истину Откровения”, учил о пропасти между верой как интуицией и рассуждающим разумом. Августин Блаженный (354 – 430) выводил иную формулу – “Верую, чтобы понять”. Он выдвигал требование искать выражения непосредственной веры в понятиях. Просите, молясь; ищите, рассуждая; стучитесь, спрашивая, вопрошая. Так учил Августин, надеясь объяснять бытие Бога из феномена самосознания человека и укрепляя позицию иллационизма. Подобно Августину, Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) принимал веру за предпосылку рационального знания и утверждал: “Не ищу уразуметь, дабы веровать, но верую, дабы уразуметь”. П. А. Флоренский предложил в наше время объединить три формулы соотношения веры и разума в своей концепции стадий веры: вера восходит по ступеням от “верую, ибо абсурдно”, затем к “верую, чтобы понять” и, наконец, к “понимаю, чтобы верить”. В систему Т. как учебной дисциплины входят: основное (апологетическое), догматическое, нравственное, практическое богословие, а также экклесиология (учение о спасительной роли церкви), экзегетика (истолкование религиозных текстов), церковная археология и т. д. В современном христианстве (особенно в католицизме и протестантизме) появились новые направления: политическая Т. (“теология надежды”, “теология мира”, “теология политики”, “теология революции”, “теология освобождения”, “черная теология”, “женская теология” и т. д.), Т. культуры, “развития”, “смерти Бога”, “смерти теологии” и др. Д. В. Пивоваров

Большой словарь эзотерических терминов – редакция д.м.н. Степанов А.М

совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Теология является неотъемлемой принадлежностью религиозной мистики, однако может развиваться и вне религии. Христианство определило содержание и выработало методологию теологии. Многие исследователи проводят аналогии…

Энциклопедия “Религия”

ТЕОЛОГИЯ — см. ТЕОЛОГИЯ — БОГОСЛОВИЕ — ТЕОСОФИЯ.

Философский словарь

(греч. theos – бог и logos — учение; учение о боге) — система обоснования и защиты религ. учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или…

Философский словарь

– см. Богословие.

Философский словарь

(греч.-Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс доказательств истинности догматики,…

Философский словарь

– богословие.

Философский словарь

(греч. theos – Бог, logos – слово; русская калька – богословие) – феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего. Различают: 1) Фундаментальную (теоретическую) или системную Т., включающую в себя догматику (предлагающую…

Философский словарь

(от греч. Theos и logos – слово о Боге) – вероучительная дисциплина или “наука о вере”, создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры. Основывается на духовном опыте, догматике, литургической жизни и практике Церкви…

Философский словарь

исследоваиие, предмет которого – существование Бога и его природа. – это рациональноеобоснование догм и обрядов религии; она опирается на тексты («Писание») и руководствуется верой. Отличают позитивную теологию, рассматривающую единство с божеством как расцвет и реализацию…

Словарь индуизма

учение о боге и толкование текстов откровения. Боги политеизма признаются во всех даршанах, но они подвержены закону кармы, находятся в пределах сансары и суть просто более могучие и счастливые сравнительно с людьми существа. Верховное божество отрицается в атеистич. системах…

Источник: http://insai.ru/slovar/teologiya-5

Теолог

http://prof.biografguru.ru/about/teolog/?q=3000&dp=236

Теология – это комплекс наук об истории вероучений, о формах религиозной жизни, религиозном культурном наследии (религиозное искусство, памятники религиозной письменности), о религиозной научной деятельности и образовании. Теология изучает религиозное мировоззрение изнутри.  Её ещё называют нерелигиозным богословием.

За пределами России теологию относят к гуманитарным дисциплинам, как, например, философию.

Такие известные американские университеты и колледжи, как Гарвардский, Йельский и Принстонский, изначально были основаны специально для обучения христианского духовенства.

Важно

Сегодня в России идет возрождение религиозных традиций, изучается богатое духовное наследие наших предков. В программы вузов добавляется специальность «Теология».

Теоологи-преподаватели читают соответствующие дисциплины (теология, философия, богословие, история религии) в образовательных учреждениях, проводят воспитательные мероприятия в детских садах.

Специалисты учреждений госбезопасности выступают в качестве аналитиков по профилактике деятельности экстремистских культов и сект.

Теологи, работающие в общественных организациях и СМИ, консультируют и дают независимую экспертную оценку по вопросам религий.

В обязанности теолога, служащего в церкви или мечети, входит организация кружков и секций, молодежных клубов, организация отдыха для детей и взрослых.

В учреждениях социальной адаптации и реабилитации этот специалист проводит беседы с пациентами.

Теологи часто выполняют обязанности переводчиков с церковно-славянского, арабского, греческого, латинского и других языков.

Они сопровождают туристические группы, как правило, паломников.

Личные качества:

  • долговременная память.
  • аналитическое и логическое мышление
  • развитый литературный язык
  • коммуникабельность
  • ораторское мастерство
  • терпеливость
  • доброжелательность
  • отзывчивость
  • умение внимательно выслушать и поддержать человека

Медицинские противопоказания:

  • патологии сердечно-сосудистой системы
  • психические заболевания
  • повышенная возбудимость
  •  раздражительность
  •  депрессия

Родственные профессии:

  • богослов
  • переводчик
  • преподаватель
  • религиовед
  • социальный работник
  • философ

Какую специальность нужно получить:

  • Религиоведение (вуз)
  • Теология (вуз)

Источник: https://icde.ru/professii/teolog

Теология не является наукой..

Интервью профессора Академии труда и социальных отношений доктора философских наук Екатерины Элбакян корреспонденту «Портала-Сгеdо.ru» Владимиру Ойвину

Екатерина Элбакян: Я могу прокомментировать это без особой радости. Ведь наука всегда предполагает возможность пересмотра результатов в процессе своего развития. Была механика Ньютона, евклидова геометрия, а теперь есть квантовая механика, геометрия Римана и Лобачевского. Говорят, в 1930 г.

Бернард Шоу на чествовании Эйнштейна сказал: «Религия всегда права. Она решает все вопросы о мире, следовательно, снимает все вопросы о мире. Наука всегда неправа, потому что за каждым решенным ею вопросом встает десять новых». Мы понимаем, что наука, развиваясь, может пересматривать какие-то свои, даже кардинальные, «догматические» положения.

Теология же не является наукой хотя бы уже потому, что для нее такое невозможно, догматизм и авторитаризм – ею же признанные, неотторжимые от нее свойства.

Совет

Она «изучает» некий потусторонний, сверхъестественный мир; объектом ее рассмотрения является Бог, а как можно изучить земными средствами сверхъестественную реальность? Предметом теологии будто бы являются некие самообнаружения Бога в мире.

Но как постичь, что это именно самообнаружения сверъестественного существа? Любопытно, что еще в средние века были теологи, которые не отождествляли науку и теологию, философию и теологию. Фома Аквинский говорил, что философия – служанка теологии, и уже тем самым разводил философию и теологию.

А до Фомы арабский философ-аристотелик Ибн-Рушд, он же Аверроэс, выдвинул теорию двойственной истины, достаточно революционную для своего времени. Он заявил, что философия, как и теология, имеет право на автономное существование, но каждая из них идет своим путем к достижению истины. Ведь это было средневековье, когда религия еще господствовала в духовной жизни и Востока, и Запада. Но сегодня – не странно ли считать теологию научной дисциплиной?

Здесь еще важен один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Все-таки под теологией мы, как правило, понимаем именно западную мысль – католическую и протестантскую. Православное учение о Боге традиционно называется у нас богословием.

Западная теологическая мысль более рациональна по своему духу, нежели православное богословие.

В силу этого рационализма она, в аспекте той же, допустим, протестантской теологии занимается более общими вопросами, которые в какой-то мере могут соответствовать представлениям о науке. Православное богословие более мистично по сравнению с западным.

В России в большей мере развивалось не основное богословие, которое как-то может соответствовать систематической теологии, а пастырское. И весьма проблематично, какой мере это пастырское богословие может быть названо наукой.

Я считаю, что такой подход нивелирует, во-первых, многие аспекты науки.

Если теология становится наукой, то возникает еще круг проблем: а что же мы называем наукой? С другой стороны, он нивелирует и теологию как очень специфическую сферу знаний или, точнее, даже представлений, а не знаний, о Боге и потустороннем мире, которые для верующего человека суть альфа и омега, а с точки зрения логики о них вообще невозможно иметь конечных суждений.

– Это серьезная проблема. На Западе, как Вы совершенно правильно заметили, нет никакого высшего – ни государственного, ни даже общественного органа, который бы подтверждал решение конкретно университетского или институтского совета по присуждению ученой степени. Я не один раз бывала на защитах диссертаций в Тюбингенском университете.

Там просто делается доклад, перед этим издается книга на тему доклада и присуждается ученая степень, – для этого достаточно мнения сотрудников данного коллектива. Кстати, целый ряд университетов, где ныне действуют теологические факультеты, вышли из средневековых монастырей; неудивительно, что давняя традиция здесь сохранилась.

У Нас все по-другому – ведь даже до Октябрьской революции здесь в университетах не было богословских факультетов. Мы помним, как М.В. Ломоносов отверг проект создания богословского факультета в Санкт-Петербургском университете. И это было признано нормальным явлением, – именно для того, чтобы исключить ангажированность и добиться объективности.

Обратите внимание

Как избежать ангажированности и добиться объективности, если речь пойдет о включении теологии в круг научных дисциплин? – этого даже в страшном сне нельзя представить! Ведь теология всегда конфессиональна, – есть теология мусульманская, иудейская, католическая и т.д. Внеконфессиональной теологии не существует.

Так же, как нет дерева вообще, а есть конкретно осина, береза, дуб… И каждый теолог считает истинным свое вероучение, к другим же относится с предубеждением.

В науке есть специальная номенклатура специальностей. В той же философии есть история философии, отдельно этика, отдельно эстетика, антропология и др. Значит, и теология должна будет разбита на ряд под-дисциплин.

Придется разбивать по двум критериям: первый – конфессиональная принадлежность, второй – проблема, которая в ней решается: учение о Боге, какой-то аспект проявления этого Бога.

Я не представляю, какой аспект теологии можно назвать научным – православное пастырское богословие, православную гомилетику?

– Вот именно! Какой же консенсус тут возможен? Тут уже не будет согласия не по тому, о чем написана диссертация, а по сугубо мировоззренческим вопросам. Если подняться над конфессиональными различиями, тогда это уже не будет теологией.

Что касается Запада, то, если мы посмотрим на диссертации, защищаемые, например, в Оксфорде, где теология весьма сильна, то увидим, что это фактически это диссертации религиоведческие.

Там идет речь об изучении не Бога, а религии как социального и культурного феномена.

А у нас, если введут теологию в качестве научной дисциплины, то следующим шагом, я подозреваю, будет вытеснение религиоведения, так как всем комплексом проблем религии станет заниматься теология, причем с узко конфессиональных позиций.

– В поликонфессиональной и многонациональной стране это станет тлеющим источником конфликта. Как мы знаем, социальные конфликты религиозного характера, как правило, наиболее трудно устранимы и сохраняются наиболее долго.

Они передаются от поколения к поколению.

Важно

Если вводить конфессиональный компонент по территориальному принципу, то возникает вопрос: а есть ли у нас моноконфессиональные регионы? Или дети должны будут ходить в школы по конфессиональному признаку?

– Стандарт обязывает к исполнению. Но даже если формально курс идет по выбору, мы прекрасно знаем, как у нас это делается. Директор или завуч школы скажет, что шестым уроком будет ОПК. А чтобы дети не бегали по улице, – все должны на нем быть.

Ладно, если это будет последний урок – можно идти домой. А если в середине дня? Чем тогда занимать детей, родители которых не хотят, чтобы их дети изучали ОПК? Их же посадят в тот же класс.

Ведь нужно исходить из реального положения вещей, а не из абстрактных схем, которые существуют в головах у чиновников от образования.

В школе нужно либо преподавать историю религии, либо в курсе всеобщей истории акцентировать проблемы, связанные с различными религиями, либо ввести как отдельный предмет историю религий в широком смысле и показывать ее связь с культурой, политикой и общественным устройством.

А для тех родителей, которые настаивают на конфессиональном образовании своих детей, существуют специальные духовные учебные заведения, воскресные школы.

– Это может произойти довольно не скоро. Придется переучивать учителей истории и литературы. Если учесть, что религия – очень специфический предмет, то можно представить, каково будет преподавание этого предмета непрофессионалами.

Для того, чтобы обеспечить школу хотя бы одним или двумя педагогами-профессионалами по этому предмету, учитывая, что в России свыше 30000 школ, понадобится, как минимум, 30-40 тысяч педагогов.

Должны будут открыть специальные отделения при исторических факультетах пединститутов, курсы повышения квалификации в вузах, в которых есть религиоведческие кафедры, а таковых не очень много – от 30 до 40 в стране; нужны немалые средства, чтобы хотя бы в течение полугода учителя освоили этот предмет.

А открытие отдельной специальности в педвузах займет много времени, да еще не менее пяти лет обучения… Сначала надо будет создавать ударным способом такие отделения для обеспечения всех школ преподавателями, а по насыщении школ последними – сокращать эти отделения.

Совет

Проблем возникнет много. Я удивляюсь тому, что эту ситуацию не могут просчитать в министерстве.

Марксизм и современность № 1 (45) 2009

Источник: https://prometej.info/blog/religiovedenie/teologiya-ne-yavlyaetsya-naukoj/

Ссылка на основную публикацию