Что такое голгофа и где она находится?

Голгофа. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Сразу за центральным входом в Храм Гроба Господня справа две лестницы ведут вверх, на Голгофу.

Голгофа — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

Согласно традиции, в начале I в. Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-западе от города. Сегодня она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX в. некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.

Обратите внимание

Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.

Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам.

Пространство на Голгофе разделено между тремя алтарями: Алтарь распятия, Алтарь гвоздей и Алтарь «Стабат Матер».

Распятие за престолом

Алтарь распятия

Слева находится Алтарь распятия, принадлежащий греческой православной церкви. Этот алтарь расположен над скалой там, где был установлен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.

Вокруг алтаря под стеклом можно увидеть поверхность Голгофы.

Под алтарём находится отверстие, куда можно опустить руку и дотронуться до скалы  именно в том месте, где стоял крест с распятым на нём Христом.

Здесь находится XII стояние Крестного пути.

Алтарь гвоздей

Алтарь гвоздей

Алтарь гвоздей находится справа от Алтаря распятия. На этом месте солдаты сорвали  с Христа одежды и разыграли их в кости. После этого здесь они пригвоздили Иисуса Христа ко Кресту. Алтарь гвоздей принадлежат францисканскому католическому ордену.

Здесь находятся X стояние и  XI стояние Крестного пути.

Алтарь «Стабат Матер». Голгофа

Алтарь «Стабат Матер»

Небольшой католический алтарь «Стабат Матер» — Стояния Богородицы, расположен между алтарями Распятия и Гвоздей.

Он отмечает место, где по преданию, Богородица стояла при Распятии Сына у основания Креста.

Над алтарем возвышается вырезанная из дерева статуя Богоматери, подаренная в 1778 г. королевой Португалии и привезенная из Лиссабона. Рядом можно видеть множество драгоценностей, пожертвованных паломниками.

Меч пронзает сердце Святой Богородицы, символизируя пророческие слова Симеона Богоприимца:

Здесь расположена XIII стояние Крестного пути.

Источник: https://guide-israel.ru/attractions/21928-golgofa/

Где находится и чем интересна гора Голгофа

Однажды в далёком и прекрасном детстве попалась мне книжка, герои которой запланировали космическое путешествие, однако (вот незадача) лететь было, разумеется, не на чем. И тогда один из мальчишек предложил (ещё раз напоминаю — книжка была детская) соорудить маленькую железную ракету, посадить её во дворе и поливать покуда не вырастет.

На робкие возражения друзей, мол, металлические вещи расти как бы не могут, он заявил — а кто-нибудь пытался? Даже с «железобетонных» истин нужно время от времени стряхивать пыль, ибо застой, как известно, обратная сторона традиции.

Сегодня я поведу речь о Голгофе и осмелюсь (совсем чуть-чуть) подвергнуть сомнению неоспоримость некоторых исторических фактов.

Чем интересна гора Голгофа

Голгофа («Скала-череп», «Лобное место»), последняя остановка на земном пути Иисуса Христа.

Нет, пересказывать Новый завет я не собираюсь, скажу лишь, что ныне эта гора наравне с Гробом Господнем глубоко почитается как пара двух самых великих и значимых христианских святынь.

Жутковатое же имя своё Голгофа, вернее всего, получила «в честь» некогда разбросанных здесь черепов распинаемых жертв. Многие историки, теологи и археологи единодушны во мнении, что именно в этом месте находится захоронение Адама (да, да, того самого).

Где находится Голгофа

Казалось бы — вот она, ан нет (если уж находились сторонники теории вращения Солнца вокруг Земли, то тут уж и подавно «в товарищах согласья нет»).

Большинство современных ортодоксальных христиан уверены, что место последнего вдоха Христа вместе с Гробом сегодня располагаются в Христианском квартале, что на в северо-западной части старого Иерусалима.

С ними категорически не согласны более молодые учёные, которые даже провели своё собственное историко-культурологическое расследование, результаты которого я привожу ниже:

  • итак, 132 — 135 гг., восстание евреев против ига римской власти под предводительством отважного Бар-Кохбы кровопролитно проваливается;
  • разъярённые «хозяева мира» фактически стирают Иерусалим с лица земли — полностью его перестраивают и переименовывают в Элию Капитолину;
  • на месте Гроба Господня и нашей Голгофы возводится храм Афродиты (большего надругательства и придумать сложно);
  • располагающаяся близ Голгофы каменоломня заваливается камнями; сама Голгофа Божьей милостью остаётся цела;
  • епископ Макарий и равноапостольная светлая царица Елена пытаются отыскать христианские святыни — и замечают над городской стеной «череп» горы;
  • гораздо позже, в XIX в. генерал английской армии Гордон, занимавшийся теми же поисками, натыкается на скалу, имеющую форму черепа, но главное — пещеру с двумя могилами внутри;
  • Voilà! Голгофа найдена!

Неубедительно, как вам кажется? Мне тоже как-то не очень. Более того, с нами согласны и учёные, недавно осуществившие повторные археологические исследования Гроба Господня и, во-первых, разбившие вышеприведённую альтернативную теорию в пух и прах, а, во-вторых, подтвердившие, что традиционная версия имеет больше прав притязать на истину.

Источник: https://travelify.ru/stream/gde-nakhoditsya-i-chem-interesna-golgofa.html

Голгофа

Главная / Библейские места / Израиль / Голгофа

Два места, где могла находиться Голгофа

Голгофа – переводится “лобное место”. На сегодня существуют два места, где находилась Голгофа. Одно в Иерусалиме в так называемом старом городе – Храм гроба Господня

Второе место, было открыто лишь немногим более 100 лет.

В сегодняшнем, так называемом, арабском квартале, который во времена Иисуса находился за пределами города Иерусалим, англиканская Церковь открыла для посетителей парк, в котором находится скала, которая, как они предполагают, и была Голгофой и буквально в 3 минутах хотьбы от неё была найдена гробница, в которой, как предполагают, и было положено тело Иисуса.

Всё, собственно, говорит о том, что, вероятнее всего, это и было местом, где был распят и погребён Иисус Христос.

Скала очень сильно напоминает лицо человека: отчётливо видны две глазницы – по некоторым преданиям в этих двух глазницах находятся гробницы первых людей – Адама и Евы.

Исследователи предполагают, что в лоб этого черепа, символизирующего смерть и содержащего в плену смерти первых людей, и был воткнут крест Иисуса по тому предсказанию, которое содержится в Бытии: о том, что змей – символ дьявола – будет поражён в голову.

Гробница находилась в прекрасном виноградном саду. Рядом с предполагаемой пещерой для захоронения было найдено углубление, о котором предположили, что здесь первые Христиане совершали крещение в воде. И рядом находилось помещение, которое было, вероятно, также возведено первыми Христианами для Церковных собраний.

Земля потряслась и камни расселись – сказано в Евангелии о распятии.

Один из одиозных археологов-любителей утверждал, что им велись раскопки под Голгофой. Не имея, однако, доказательств, он рассказывал, что, спустившись под Голгофу, на которой он обнаружил четыре углубления, в которых вставлялись кресты (в день, в который был казнён Иисус были использованы только три), он увидел Ковчег Завета.

Он предположил, что он очутился как раз в потерянной пещере Иеремии, который здесь по указанию Бога, о чём имеются указания в Ветхом Завете, и спрятал Ковчег Завета. Он взял образец запекшейся крови на крышке ковчега, которая, по его предположению, капала с креста как раз через рассевшиеся камни и трещины от землетрясения в скале.

Важно

Этот образец он отнёс в одну из Израильских лабораторий. Они сомневались, что эта старая запекшаяся кровь поддастся анализам. Но он настаивал на своём. И, придя за результатами, он услышал, что в крови содержится лишь половина необходимых частиц, которые Он получил от земной матери, а не как у всех людей, которые рождаются также и от отца.

Лаборанты удивлялись, что настолько древняя кровь жива.

Как уже сказано, поскольку этот археолог не представил никаких доказательств, его рассказ не может рассматриваться со всей научной серьёзностью. Не смотря на то, что рассказ действительно одиозен, он мог бы многое объяснить. Кровь Христа здесь на Земле до сих пор “свидетельствует”, как писал Иоанн (1 Ин 5, 8). И во-вторых, его рассказ объясняет почему должно было произойти землятресение.

Ещё статьи по данной теме: Значение крови, Гробница Иисуса, Храм гроба Господня , Виа Долороса

Источник: http://bible8.eu/Golgotha.html

Голгофа – гора в Израиле – описание и фото

Голгофа – это гора в Израиле. В переводе с греческого – это «лобное место», если с арамейского – то Голгофа означает – череп, голова. Голгофа расположена на окраине Иерусалима, известна она тем, что на ней был распят Иисус.

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса»

Очень может быть, что Голгофа было ранее названо не только почитаемое место, где на кресте был распят Иисус Христос, а вся скала, расположенная в предместье Иерусалима.

Изначально Голгофа – место распятия Господа, была частью холма Гареб. Из Гареба она только чуть-чуть выступала своей вершиной, чем-то напоминающей свод человеческого черепа. Такая схожесть с черепом и дала ей название Голгофа, ведь с арамейского Голгофа – это «череп».

Другой версией названия горы происходит от «Гол-Гофа», что означает «Гора Наказания». Полагают, что именно здесь на этом месте происходили публичные казни.

Позже в христианстве появились и закрепились еще два названия, обозначающие «череп» – «Кальвария» – латинское название и «Великий Кранион» – греческое.

В евангельские времена Голгофой в Израиле называли очень большую территорию Израиля за Иерусалимом. На западе горы были разбиты красивейшие сады, посаженные на месте бывшей каменоломни. Один из таких садов в свое время принадлежал Иосифу Арифамейскому. К горе Гареб также примыкала и небольшая смотровая площадка, называемая смотровой.

Именно здесь, на смотровой площадке народ собирался смотреть на казни преступников. В горе на одной из ее сторон была вырыта рукотворная пещера, которая служила временным пристанищем, темницей для тех узников, которых осуждали на казнь. В этой же темнице в горе Голгофа содержался перед казнью и Иисус Христос.

Эта темница в последствии получила название – «Темница Христова».

Совет

Под горой, находилась глубокая яма, лощина, куда после казни, по обычаю сбрасывались тела мертвых преступников, а также кресты, на которых они были распяты.

В эту же лощину был сброшен и Крест Христов, а затем там и засыпан. И только через многие века Крест был вновь обретен царицей Еленой, во время раскопок.

По преданию крест был не плохо сохранен и сохранились даже гвозди, с помощью которых был распят Христос.

С древних времен на склонах горы Израиля Голгофа, совершались захоронения людей, и одно из таких захоронений, которое находится у подножия горы на западном склоне, до сего дня почитается как Гробница Христа. В 19 веке недалеко от Гробницы Христа был обнаружен склеп, который получил название Могилы Иосифа Аримафейского и Никодима.

В период византийского строительства храмов, на этом святом месте захоронения Христа гора была скрыта, а скала обнажена, ее оборудовали лестницей, на вершине украсили золотым Крестом. По этой лестнице подниматься нужно было 28 ступеней, обязательно сняв обувь.

В 1009 году скала могла быть полностью разрушена, ведь халиф аль-Хаким отдал приказ разрушить ее до основания. Он отдал приказ разрушить Храм, Святую Гробницу и снести с лица земли саму гору Голгофа Израиля.

Однако планы не сбылись, так как рвения у них не хватило.

Проходили годы и века и архитектура Голгофы становилась все более сложной, она украшалась священными алтарями, разнообразными насыщенными декоративными элементами и деталями.

Сегодня Голгофа в Израиле – это возвышение, высота которого составляет 5 метров над уровнем пола, а вершина горы Голгофа в современном варианте имеет размер 11,45/9 25 метров. Голгофа окружена и освещена только лампадами и свечами, на ней размещены два престола, которые разделены пилястрами.

Читайте также:  Молитва божией матери «умягчение злых сердец»

Первый престол на Голгофе – католический. Он был сделан и устроен впервые еще в эпоху крестоносцев. Католическая Голгофа – установлена там, где по преданиям Христос был пригвожден к Кресту.

Что соответствует и названию алтаря – алтарь Гвоздей Святого Креста и Престол пригвождения к Кресту. Алтарь католической церкви представляет собой серебряный ковчег очень тонкой ручной работы, на котором изображены сцены Страстей Христовых.

Обратите внимание

Он был создан великим мастером Доменико Портеджани в 1588 году в флорентийском монастыре св. Марко.

Храму Воскресения алтарь был подарен великим тосканским герцогом – Фердинандом де Медичи. Во время реставрации стен Католической Голгофы в 1937 году, они были украшены мозаикой, которая изображала пригвождение Христа, а также стоящих чуть далее трех Марий и Исаака, приносящего жертву.

Авторы этих мозаичных картин – Барлуцци, Трифольо и Даркарьи. Бронзовые изысканные канделябры, созданные Полити, считаются произведениями высочайшего церковного искусства.

От алтаря вправо, находится небольшое окошко, которое когда-то было входом на гору Голгофа Израиля и выходило на капеллу франков.

Слева находится престол, который принадлежит греческой Православной Церкви. Он был воздвигнут в 11 веке Константином Мономахом на месте распятия Христа.

Престол установили там, где было отверстие, в котором стоял Крест Христов. В последствии это место было оправлено серебряной оправой.

Вокруг этого места справа и слева видны черные круги, которые обозначают места, где были установлены кресты для разбойников, распятых вместе с Христом.

В ряду всех 14 остановок Христа на гору Голгофа – это остановка 12 – Смерть на Кресте. За престолом православной церкви видно Распятие, которое полностью совпадает с размерами исторического креста. Слева от Распятия – изображен Иоанн богослов, а справа – Пресвятая Богородица. Изображения очень красиво украшены окладами тонкой работы.

Важно

По обе стороны от престола православной церкви за стеклом видно участок природной горы с большой трещиной. По преданию, эта щель образовалась в результате землетрясения, которое случилось в тот момент, когда наступила смерть Христа.

Греческие священники – патриарх и архиереи у престола служат службы без митр, это знак глубочайшего преклонения перед Великим Уничижением Христовым.

На горе Голгофа установлена ризница, в которой хранятся уникальные, самые ценные предметы, принадлежащие Греческой церкви. Увидеть эти сокровища можно только по специальным приглашениям.

Оцените пожалуйста статью:

                                     (Всего оценок: 8, средняя 4,50 из 5)

Loading…

Рекомендуем к прочтению:

  • Храмы Израиля: Храм Гроба ГосподняВо все времена, какие бы они ни были, у всех народов, во всех мировых религиях – центр общественной, духовной жизни считался Храм. Храм – это …
  • Святые места Израиля – фото, отзывы туристовТри основные великие религии мира – христианство, иудаизм и мусульманство неразрывно связаны с Израилем. Израиль очень часто называют колыбель …
  • Храмы и монастыри ИерусалимаВ последние десятилетия в России наблюдается возрастающий интерес к религии и возрождение православия. В том числе все больше простых российск …
  • Паломничество в Иерусалим по святым местамПосетить святыни Иерусалима – мечта каждого прибывающего в Израиль. Ведь Иерусалим по праву считается колыбелью трех мировых религий: христиан …
  • Храм Гроба Господня в ИерусалимеИз многочисленных тематических экскурсий по Иерусалиму у российских туристов наиболее популярны туры по христианским святыням. Как известно, И …

Источник: http://www.pro-israel.ru/israel-golgofa.html

Святая Земля. Часть 24. Голгофа и Гроб Господень

Перед храмом Гроба Господня оказываешься совершенно неожиданно. Минуешь тесноту и шум торговой улицы, протискиваешься в узенькую калитку, и вдруг – ты перед воротами, к которым стремился всей душой, и в то же время совершенно не готов здесь оказаться.

Первое, что поражает – крошечные размеры площади.

Когда в Великую Субботу видишь по телевизору эту площадь, запруженную народом, то кажется, что тут огромные пространства; на самом же деле постройки христианского квартала плотно обступили храм, не давая возможности составить сколько-нибудь полное представление о его архитектурных формах.

Днем здесь толпятся туристы и паломники из самых разных уголков планеты; гиды добросовестно выполняют свою работу; поэтому и перед храмом, и внутри трудно достичь молитвенного сосредоточения.

Но мы впервые пришли сюда в полночь, когда тут не было пестрой толчеи, и обошли храм благоговейно, внимательно и неспешно.Подробнее на устройстве храма мы остановимся в следующей главе, а сейчас обратимся к тому месту, где закончился Крестный путь Спасителя.

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»
(Иоан.19:17)

С площади, правее входа в храм ступени ведут на Святую Голгофу; этим входом не пользуются уже несколько веков. Считается, что именно здесь Мария Египетская пыталась войти в храм в праздник Воздвижения Креста Господня, но невидимая сила не допускала ее. Наверху находится греческая капелла преподобной Марии Египетской.

Ступени на Святую Голгофу Подъем на Голгофу находится у самых дверей Храма. Скала Голгофы возвышалась над землей на 3 метра; на нынешнюю Голгофу ведут 17 ступеней. Это как бы верхний храм, разделенный массивными пилонами на две части.
Вид на Голгофу от входа в Храм В глубине северной, греческой части высится Распятие с предстоящими; перед ним – открытый престол на колонках.

Под престолом обложено серебром отверстие в природной скале, в которое был водружен Крест Христов. Вокруг престола под стеклом открыто видна скала Голгофы.
Общий вид храма на Святой Голгофе
Распятие и престол на Святой Голгофе.

Фото с сайта РДМ Нет ни иконостаса, ни Царских Врат; слева от престола находится жертвенник, где священник перед началом Литургии совершает проскомидию на виду у молящихся. Литургия на Голгофе служится в полночь, совместно с греками нередко служат и русские священники.В южной (правой) части Голгофы находится католическая капелла с алтарем Пригвождения ко Кресту.

Католическая капелла на Святой Голгофе Под алтарем Святой Голгофы, в нижнем уровне находится часовня Адама. По преданию, под Голгофой был захоронен праотец Адам, и Кровь Спасителя, стекавшая по Кресту, омыла прах прародителя; поэтому часто под скульптурным или иконописным Распятием изображают череп и кости.

Часовня Адама и расщелина в скале Голгофы

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий».

(Матф.27:50-51,54)

Совет

Расщелину, образовавшуюся при землетрясении, можно наблюдать через стеклянное окно в глубине часовни, где стоит престол во имя праведного Мелхиседека. Часть скалы открыта также в круговой галерее храма, у северу от часовни Адама.

Часть скалы Голгофы, видимая в нижнем уровне храма

«Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых».

(Матф.27:55,56)

Место стояния святых Жен Место стояния святых Жен обозначено каменной сенью напротив Голгофы, к западу.

Игумен Даниил в своем знаменитом «Хождении» в начале XII века указывает иное место стояния святых Жен: «Тут стояли и многие другие и издали смотрели: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, здесь же стояли все, которые пришли из Галилеи с Иоанном и с матерью Иисуса, стояли все известные друзья Иисуса, смотрели издали, как пророк предсказывал: «Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа. И ближнии мои отдалече мене сташа». (Пс.37:12,13) И это место находится далее от распятия Христа, примерно на полтораста сажен (300 метров) к западу от Распятия, название места тому Спудий, которое переводится “Тщание Богородично”. На этом месте ныне монастырь стоит и церковь во имя Богородицы, со стрельчатым верхом».

Вид на Голгофу от места, где стояли святые Жены В наши дни это место указывается внутри храма Гроба Господня, значительно ближе к Голгофе (не далее 50 метров).

«После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.

Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».

(Иоан.19:38-40)

Входя в Храм, сразу оказываешься перед Камнем Помазания, на котором лежало Пречистое Тело Господа после снятия с Креста. Камень накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад.

Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.

Мраморная плита, покрывающая Камень Помазания
Камень Помазания; позади него справа видны ступени, ведущие на Голгофу Следуя от Камня Помазания влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную часовню – Кувуклия.

Здесь хранится величайшая Святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение!

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».
(Иоан.19:41-42)

Кувуклия имеет два придела: придел Ангела, сидевшего на гробовом камне (часть этого камня вмонтирована в вазу из мрамора, стоящую посреди придела), и сама гробница Христова, куда ведет низкий вход.

Свечи у стен Кувуклии Описание, составленное игуменом Даниилом, подробно указывает размеры Гроба Господня: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину.

И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерного камня. И на той лавке лежало Тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконца виден святой камень, и тут поклоняются все христиане.

Висят у гроба Господня пять больших лампад с маслом, и горят они непрестанно днем и ночью. Лавка же, где лежало Тело Христово, в длину четыре локтя, а в ширину два локтя, вышина ее пол-локтя. Перед пещерными дверями лежит камень, в трех шагах от пещерных дверей. На этом камне Ангел сидящий явился Женам и принес им благую весть о Воскресении Христа».

Обратите внимание

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег».
(Матф.28:2,3)

Вход в пещеру Гроба Господня
Лампады над входом в Кувуклию Здесь совершаются ежесуточно три Литургии – православная, армянская и католическая, причем святое Ложе служит и жертвенником, и престолом.Снаружи Кувуклия представляет собой прямоугольную часовню из розового мрамора, с 16-ю пилястрами. С запада к ней вплотную примыкает малый придел, принадлежащий коптам.
Коптский придел, примыкающий к Кувуклии
Лампады перед Кувуклией

При оформлении статьи использованы фотографии с сайта Фото Иерусалима и собственные фотографии автора.

Читать дальше »»

Источник: https://materinstvo.ru/art/2870

Гора Голгофа

Повышенный интерес у многих туристов вызывает гора Голгофа, располагающаяся на окраине Израиля. Ее название в переводе с греческого языка означает «лобное место», а с арамейского – «голова, череп».

Читайте также:  Православная церковь о гражданском браке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Голгофа получила известность благодаря тому, что на ней было совершено распятие Иисуса. До этого события гора не считалась столь почитаемым местом, а была обычной скалой, находящейся в предместье Иерусалима.

Изначально местом распятия Господа была выбрана часть холма Гареб на Голгофе, форма которого чем-то напоминала свод человеческого черепа.

Именно по причине сильной схожести такой возвышенности с черепом и возникло название Голгофа, что в переводе с арамейского означает «череп».

Также имеется и другая версия названия горы, по которой происхождение «Гол-Гофа» возникло от «Горы Наказания», так как многие полагают, что на этом месте совершались публичные казни.

Через некоторое время в христианстве возникли и укрепились еще два названия, которые обозначают «череп» – «Кальвария», являющееся латинским названием, и «Великий Кранион», считающееся греческим. В евангельские времена гора Голгофа в Иерусалиме занимала значительную территорию в Израиле.

На ее западной части находились красивейшие сады, которые были посажены на месте когда-то существовавшей каменоломни. В свое время владельцем одного из таких садов являлся Иосиф Аримафейский. Также к горе Гареб примыкала небольшая смотровая площадка.

Именно на этом месте собирали народ смотреть казнь преступников.

Важно

На одной из сторон горы была вручную вырыта пещера, которая использовалась в качестве временного пристанища, темницы для узников, приговоренных к смертной казни. Как раз в такой темнице, там, где находится гора Голгофа, сидел перед казнью Иисус Христос, что впоследствии дало ей название – «Темница Христова».

Страшное место находилось под горой. Им являлась глубокая яма, куда после казни, обычно, сбрасывались тела преступников вместе с крестами, на которых те были распяты. Именно сюда и был сброшен Крест Христов, после чего его засыпали.

И только по истечении многих столетий он был найден в результате проведения археологических раскопок в этой местности.

По преданию вновь обретенный крест был в хорошем состоянии, так как сохранились даже гвозди, которыми был распят Христос.

Издавна гора Голгофа известна событиями, связанными с захоронениями людей, одно из которых находится у ее подножия на западном склоне, считающееся сегодня Гробницей Христа.

В 19 веке здесь был обнаружен склеп, названный Могилой Никодима и Иосифа Аримафейского. Во времена византийского строительства храмов это святое место захоронения Христа было скрыто горой.

Сама скала была оборудована лестницей, имеющей 28 ступеней, подниматься по которой можно было при условии отсутствия обуви.

К 1009 году халифом Аль-Хакимом был отдан приказ о полном разрушении находящего на горе Храма, Святой Гробницы и самой Голгофы. Однако таким варварским деяниям не суждено было сбыться.

Совет

Со временем архитектура скалы приобретала все более сложный характер, украшаясь священными алтарями, различными насыщенными декоративными деталями и элементами. Голгофа в Израиле сегодня является возвышением с высотой в 5 метров.

Окруженная освещением из лампад и свечей, она размещает два престола, разделенные пилястрами.

Источник: http://threeda.ru/iudaizm-segodnya/interesno/gora-golgofa.html

Голгофа – «Энциклопедия»

ГОЛГОФА (греческий – Γολγοθ?ς, от еврейского ??????? – череп), скальный выступ, где, согласно Евангельскому повествованию (сравни, например, Мф. 27:33-38; Ин.

19:17-19), был распят Иисус Христос; получил наименование от обширного скалистого района, находившегося на окраине Иерусалима, первоначально вне черты города.

Происхождение топонима Голгофа неясно: некоторые раннехристианские авторы (например, Иероним Блаженный) полагали, что он происходит от названия места, где обезглавливали преступников.

Археологические исследования, предпринятые в 1960-80-е годы, позволили существенно прояснить топографию района Голгофы. Так, было установлено, что с 9-7 века до нашей эры склон холма Гарив, к которому морфологически принадлежит Голгофа, использовался как каменоломня.

В 1 веке до нашей эры карьер был заброшен, близлежащую местность выровняли грунтовой подсыпкой; затем на культивированной почве был разбит сад.

Сад ограничивали скалы, сохранявшие с востока и юга связь со склоном холма; как показали исследования, на склонах могли производиться захоронения – с запада в скалах были высечены две гробницы, известные как гробница Спасителя и гробница Иосифа Аримафейского. Южный выступ скал возвышался над садом в виде пика, будучи идентифицирован позднее как Голгофа.

Реклама

Современное местонахождение Голгофы в центре Старого города – результат перепланировки Иерусалима в римскую эпоху. В начале 40-х годов 1 века нашей эры Голгофа оказалась в черте городских стен, построенных Иродом I Агриппой (40-44 нашей эры).

После разрушения Иерусалима римскими императорами Веспасианом и Адрианом новый римский город Элия Капитолина был возведён далее к северу, что обусловило нахождение Голгофы в центре новой римской городской планировки.

Обратите внимание

При строительстве римского города сад и прилегающие скалы вновь засыпаны грунтом, а на образовавшейся искусственной платформе возведён Капитолий с теменосом (священным храмовым участком).

Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Голгофой гробница Спасителя была засыпана при строительстве языческого храма. Археологические исследования позволяют локализовать на Голгофе небольшое святилище при храме Венеры.

Во 2-й половине 320-х годов, благодаря работам, инициированным императором Константином Великим и осуществлявшимся под контролем святителя Макария, епископа Иерусалимского (314-333), старые римские постройки были снесены, благодаря чему с запада в скальной породе вновь были открыты 2 гробницы, а на южной стороне выступил скальный массив Голгофы.

Тогда же было произведено отделение гробницы Христа от массива скалы с запада и севера. Топографические изменения 1-й половины 4 века привели к тому, что Голгофа стала возвышаться обособленным утёсом на фоне стен первоначальной базилики Мартириум, будучи открытой с южной и  восточной сторон её внутреннего двора.

Вершина скалы могла служить для укрепления на ней распятий – так, на вершине скалы имеется углубление, трактуемое как место, где стоял Животворящий Крест. Однако свидетельства паломников ранее 11 века об этом месте не упоминают, притом, что наиболее ранние свидетельства (5-6 века) указывают на наличие лунки для креста у подножия горы Голгофа.

Подъём к вершине Голгофы, возможно, осуществлялся по ступеням, вытесанным в скальной породе.

В 1-й половине 7 века при перестройке Храма Гроба Господня Голгофа была включена в объём храма. Над Голгофой возведена так называемая церковь Голгофа, четырёхугольная в плане, соединённая с  восточной стороны с базиликой Мартириум.

После реконструкции, предпринятой в 11 веке, и после перестроек в эпоху крестоносцев Голгофа приобрела форму, которая существенно не изменилась до настоящего времени. Для того, чтобы соединить Голгофу с Храмом Гроба Господня в одну церковь, была возведена двухэтажная капелла.

Благодаря этому, попадая в Храм Гроба Господня, можно было непрерывно двигаться от капеллы к капелле, всё более и более приближаясь к Голгофе.

Важно

Современный вид Голгофа приобрела в результате восстановления Храма Гроба Господня после пожара 1808 года. Помимо наружной лестницы (в настоящее время практически не используется), ведущей в католическую часовню Совлечения одежд с улицы, на Голгофу ведут ещё две лестницы – правая, от дверей храма, и левая, от кафоликона.

Сама церковь Голгофа разделена колоннами на 2 придела: православный (левый) и католический (правый). В православном приделе над местом, где, по преданию, был водружён Честной Крест, установлен беломраморный престол. Отверстие, где был поставлен Крест, обрамлено серебряным кругом.

Справа и слева от престола в застеклённых проёмах видны серая каменная поверхность Голгофы и трещина, прошедшая сквозь всю скалу в результате землетрясения в момент крестной смерти Христа (Мф. 27:57).

Археологические исследования 1988 года показали, что Голгофа в её нынешнем состоянии является скальным выступом, возвышающимся с  восточной стороны на 12,7 м, с северной стороны – на 8,9 м, с западной стороны – на 5 м. Значительная часть Голгофы расположена над выработанным карьером и почти пуста изнутри.

На нижнем уровне, под православным престолом Голгофы, находится так называемая часовня Главы Адамовой. Согласно преданию, прослеживающемуся с конца 4 века, распятие Иисуса Христа произошло на месте погребения Адама. Многие раннехристианские авторы – Епифаний Кипрский (около 315-403), Иероним Блаженный и др.

– писали о том, что Христос своею кровью омыл и очистил кости праотца Адама; это же предание позволяло установить ряд коннотаций сакральной топографии Голгофы и многих ветхозаветных сюжетов. В глубине часовни через стеклянное окно видна расселина, по которой, согласно традиции, струя крови Христа достигла черепа Адама.

Археологически установлено, что при императоре Адриане углубление в скале Голгофы, известное как «могила Адама» (или «пещера Адама»), было перекрыто кладкой и не могло служить местом поклонения во 2-3 веках. Раннехристианские граффити в ней также отсутствуют.

В письменных источниках часовня Адама у подножия скалы Голгофы, устроенная в расширенной «пещере Адама», упоминается лишь с 7 века.

Иконография Голгофы обширна, так как неразрывно связана с иконографией Распятия. Древнейшие изображения и символы Голгофы восходят к 4-5 векам. Мозаика 5 века в церкви Санта-Пуденциана в Риме показывает Голгофу как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом.

Более традиционно изображение Голгофы в виде площадки, на которую с 2 сторон ведут ступени (на византийских монетах, паломнических ампулах, флягах и др.). Вероятно, это является отражением реального оформления Голгофы в Храме Гроба Господня, известного по описаниям паломников.

Совет

В других случаях Голгофа представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (например, ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана).

В иконописи и книжной миниатюре Голгофа изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом.

Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь, 9 век, ГИМ), иногда находящейся в пещере-разломе (Киевская Псалтирь, 1397, РНБ).

В случаях, когда необходимо было изобразить три креста, Голгофа могла также иметь три вершины (Хлудовская Псалтирь). В поздней иконографии Голгофа с Адамовой головой часто служила символом смерти (например, на надгробиях 18-20 века).

В соответствии с апокрифическими сказаниями об Адамовой голове изображаются потоки крови из ран Христа, льющиеся на череп Адама (мозаика собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос, 1042-1056). Изображения Голгофы в византийских и древнерусских памятниках часто сопровождаются буквенными аббревиатурами; в последних часто встречается надпись «М. Л. Р. Б.», означающая «место лобное рай бысть».

«Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом». Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни в Афинах. Около 1100.

В европейской живописи, начиная с позднего Средневековья, распространена иконография Голгофы как обширного скалистого пейзажа, позволяющего разместить многочисленных персонажей из композиции на сюжет о Страстях Господних.

Лит.: Айналов Д. В. Голгофа и Крест на мозаике IV века // Сообщения импер. Православного Палестинского общества. 1894. [Т. 5.]. Февр.; он же. Детали палестинской архитектуры и топографии на памятниках христианского искусства… // Там же. 1895. [Т. 6.]. Июнь; он же.

Расположение главных зданий Константиновых построек по данным письменных источников // Там же. 1903. Т. 14. Ч. 2. №2; Jeremias J. Golgotha. Lpz., 1926; Gibson S., Taylor J. Е. Beneath the Church of the Holy Sepulchre, Jerusalem: the archaeology and early history of traditional Golgotha.

L., 1994.

Л. А. Беляев.

Источник: http://knowledge.su/g/golgofa-

Гора Голгофа

Иерусалим. Визит в святыни божьи не оставит вас безразличным, это место является сплетением христианства, ислама, иудаизма.

Это место для приверженцев абсолютно всех вероисповеданий – страдание и доверие, могущество и воскрешение. Верящие, путешественники, очень любознательные и направляются сюда со всего мира, для того чтобы увидеть и погрузиться в атмосферу тех времен и этого старейшего городка. Посмотреть своими глазами на места где происходили всем известные божьи деяния.

Центр вселенной находится в Иерусалиме

Величайшие религиозные святыни, они ведь наиболее знаменитые и оплакиваемые места для людей во всем мире. Первым местом нашего путешествия будет: “церковь Воскресения Христова” (все ее знают по названию: “храм Гроба Господня”) и гора под названием Голгофа, находится совсем не так уж и далеко от гроба Господня, где согласно Библии, распяли и похоронили Иисуса Христа.

Читайте также:  Почему нельзя желать удачи в православии?

Голгофа являет собой небольшой бугор, который напоминает обличие человека. Если мы переведем с древнееврейского Голгофа то оно будет обозначать «череп».

В древних письмах писалось о том, что этот холм был расположен не очень далеко от маленького городишки и там было много растительности, а после распятия стала необитаемым местом.

Обратите внимание

Как пишется в древних книгах и письмах, то череп Адама также заложен в земле под Голгофой.

Если вы захотите подняться Голгофу-то перед вами будут стоять несколько лестниц, пройдя по которым вы сможете прибыть на место где Сын Господень, умер за наши грехи.

Можно много говорить об этой святыне, но сейчас я расскажу очень занимательную информацию. Очень давно ходят легенды что в этом место происходит всякая чертовщина. Люди которые не верят в Бога, но приезжают просто посмотреть на этот культ человечества, в окрестностях замечают разные мистические явления, жутко, не правда ли?

А теперь поподробнее, был случай когда один немецкий журналист и путешественник, Ойген Вольф, очень заинтересовавшийся этим мистическим местом, захотел его посетить. Когда он летел в самолете его постоянно что-то тревожило, но он не обратил на это внимание и забыл о странном самочувствии.

После прилета в Иерусалим он сразу выдвинулся на столь известное всем место. На самом деле ничего странного он сам не заметил, но когда всмотрелся в кресты, которые стоят на горе, то он заметил там людей. Сначала он подумал что это просто туристы осматривают место, но на самом деле это было куда страшнее.

Вглядевшись, он увидел знакомые лица, ранее увиденные в фильме об Иисусе. Они были измучены и просили его немедленно уходить с этого места. Как говорят очевидцы что парень просто стоял и смотрел на гору, не произнося ни слова общался жестами с “воздухом”, и его взгляд был направлен в никуда.

Далее Ойген потерял сознание и был направлен в госпиталь. Сам он после того случая уверовал в Господа и признался что был атеистом, но неведомая аура его заставила увидеть то чего никто не видел.

На самом деле, молодой человек мог перегреться на солнце и находясь под впечатлениями придумать в голове себе образы которые заставили его поверить в Бога. Никто не знает правда это, или вымысел, но Голгофа окутана разными рода мифами и как ни крути, является центром вселенной.

> Загадочные места планеты

Источник: http://DarkBook.ru/gora-golgofa-mesto-gde-raspyali-iisusa

Голгофа – это..

ГОЛГОФА — сакральное место захоронения Адама и распятия Христа.

Произошло от греческого слова “череп”: круглую, черепообразную форму имел сам холм. Буквальный, дословный перевод — “Лобное место”. Располагалась за пределами городской черты, в районе садов.

Средневековая иконография часто делала фоном сцены распятия иерусалимскую городскую стену. Согласно христианской версии, висящее на кресте тело Иисуса оказалось прямо над прахом Адама. Кровь Сына Божьего стекала на останки первочеловека.

Таким образом “новый человек” искупал первородный грех “ветхого”, поэтому череп Адама в христианской изобразительной символике часто помещался у подножия православного креста.

“На том месте, где я буду погребен, — пророчествовал Адам, — будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп”. В сакральной географии Голгофа рассматривалась как центр мира, мировая гора, пуп земли.

Важно

Латинская символика Голгофы включала изображение четырехконечного креста, возвышающегося над тремя ступенями. Голгофа трактовалась еще как крест “восхождения” или “нисхождения”. Три ступени символизировали христианские добродетели по их восхождению — Милосердие, Надежда, Вера; это один из наиболее распространенных вариантов оформления алтаря.

Православный крест Голгофы имел более сложную изобразительную символику. У подножия креста помещались надписи: “М. Л. Р. Б.” — место лобное распят быть, “Г. Г.” — гора Голгофа, “Г. А.” — глава Адамова. Причем указывалось, что правая кость Адамова изображалась наложенной на левую, как совершается при погребении.

От подножия по обе стороны креста поднимаются трость с губкой и копье сотника Лонгина. Рядом с ними соответственно располагаются буквы Т и К. У средней перекладины помещаются надписи “ИС” “ХС” — Иисус Христос, “Ника” — победитель, “СНЪ” “БЖІЙ” — сын Божий, “І. Н. Ц. И.” — Иисус Назорей Царь Иудейский. В самом верху располагалась надпись “ЦРЬ СЛВЫ” — Царь Славы.

Крест Голгофы вышивался на облачении великой и ангельской схимы. Он также изображался на погребальном саване.

Христианская могила моделировала образ Голгофы.

Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; История развития формы. Креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

Большой словарь эзотерических терминов – редакция д.м.н. Степанов А.М

(от арам, gulgulta – череп). 1. В Новозаветном повествовании место распятия Христа. 2. Эзотерически голгофа рассматривается как сакральный центр Мира. По преданию церкви здесь был погребен Адам. Считается, что вековая борьба с «князем мира сего» торжественно окончилась победой…

Библейская энциклопедия

Голгофа (череп), иначе краниево лобное место (Мф. XXVII, 33, Мк. XV, 22, Ин. XIX, 17, Лк. XXIII, 33) — горная возвышенность на с.-з. от Иерусалима, на которой был распят Господь. Голгофа находилась недалеко от города (Ин. XIX, 20), вне врат (Евр. XIII, 12), ныне же находится в…

Энциклопедия “Религия”

ГОЛГОФА (от иврит. “череп”) — в Новом Завете — Лысая гора, место распятия Иисуса Христа.

Философский словарь

(арамейск. – череп) – холм в окрестностях Иерусалима, в древности — место казни преступников. На Г., согласно еванг. сообщению, был распят на крестеИисус Христос. Образ Г. активно используется христ. проповедниками в призывах терпеливо, подобно Христу, переносить страдания.

Философский словарь

холм в окрестностях Иерусалима, на котором, согласно Библии, был распят рядом с двумя разбойниками Христос. Образ Голгофы стал символом страданий.

Библейская энциклопедия Брокгауза

1) согл пояснениям евангелистов (Мф 27:33; Мк 15:22; Лк 23:33; Ин 19:17; в Синод, пер – “лобное место”), слово “Г” произошло от арам гулгуята (“череп”) Ориген связывает это название с черепом Адама, якобы погребенного на этом месте Иероним же считает, что своим возникновением…

Энциклопедия мифологии

(греч. Γολγοθα, из арам. gulgaltâ, евр. gulgôlet; «череп»; ср. лат. calvarium, рус. Лобное место), в новозаветном повествовании место распятия Иисуса Христа (Матф. 27,33; Мк. 15, 22; Ио. 19, 17); расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за…

Словарь символов

Место черепа – традиционное место захоронения черепа Адама и жертвы Христа на кресте, сделанном из Древа Жизни. Символизирует искупление человека, впавшего в грех от Древа Познания.

Источник: http://insai.ru/slovar/golgofa-0

ГОЛГОФА

холм в окрестностях Иерусалима, на котором, согласно Библии, был распят рядом с двумя разбойниками Христос. Образ Голгофы стал символом страданий.

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

христ.) – «череп» – высокий холм к северо-западу от Иерусалима, на котором распяли Иисуса Христа. В те времена этот холм использовался как городское лобное место. Названием Г. тогда обозначали любой холм, высокий и округлый, как череп.

Источник: Мифологический словарь

арамейск. – череп) – холм в окрестностях Иерусалима, в древности — место казни преступников. На Г., согласно еванг. сообщению, был распят на кресте Иисус Христос. Образ Г. активно используется христ. проповедниками в призывах терпеливо, подобно Христу, переносить страдания.

Источник: Атеистический словарь

Совет

место Распятия Иисуса Христа (Мф. 27:33; Мк. 15:22; Ин. 19:17); расположено в районе пригородных садов и могил, к северозападу от Иерусалима, за городской стеной.

Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами, при которых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или города (срв. Евр. [13]:1112).

Средневековая иконография часто делала фоном сцены Распятия городскую стену Иерусалима. Что касается самого слова «Г.», оно представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Христианское богословие связало Г.

с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»). Г. рассматривалась как «пуп земли», сакральный «центр мира».

Источник: София-Логос. Словарь

холм около Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Употребляется как синоним мученичества и страданий. ………… ? (греч. , из арам. galgalta´, евр. gulgolet «череп»; срв. лат. calvarium, рус. Лобное место), место Распятия Иисуса Христа (Мф. 27:33; Мк. 15:22; Ин.

19:17); расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за городской стеной.

Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами, при которых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или города (срв. евр. [13]:11-12).

Средневековая иконография часто делала фоном сцены Распятия городскую стену Иерусалима. Что касается самого слова «Г.», оно представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Христианское богословие связало Г.

Обратите внимание

с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»). Г. рассматривалась как «пуп земли», сакральный «центр мира». Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

сакральное место захоронения Адама и распятия Христа. Произошло от греческого слова «череп»: круглую, черепообразную форму имел сам холм. Буквальный, дословный перевод — «Лобное место». Располагалась за пределами городской черты, в районе садов. Средневековая иконография часто делала фоном сцены распятия иерусалимскую городскую стену.

Согласно христианской версии, висящее на кресте тело Иисуса оказалось прямо над прахом Адама. Кровь Сына Божьего стекала на останки первочеловека. Таким образом «новый человек» искупал первородный грех «ветхого», поэтому череп Адама в христианской изобразительной символике часто помещался у подножия православного креста.

«На том месте, где я буду погребен, — пророчествовал Адам, — будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп». В сакральной географии Голгофа рассматривалась как центр мира, мировая гора, пуп земли. Латинская символика Голгофы включала изображение четырехконечного креста, возвышающегося над тремя ступенями.

Голгофа трактовалась еще как крест «восхождения» или «нисхождения». Три ступени символизировали христианские добродетели по их восхождению — Милосердие, Надежда, Вера; это один из наиболее распространенных вариантов оформления алтаря. Православный крест Голгофы имел более сложную изобразительную символику. У подножия креста помещались надписи: «М.Л.Р.Б.

» — место лобное распят быть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Причем указывалось, что правая кость Адамова изображалась наложенной на левую, как совершается при погребении. От подножия по обе стороны креста поднимаются трость с губкой и копье сотника Лонгина. Рядом с ними соответственно располагаются буквы Т и К.

У средней перекладины помещаются надписи «ИС» «ХС» — Иисус Христос, «Ника» — победитель, «СНЪ» «БЖ1Й» — сын Божий, «1.Н.Ц.И.» — Иисус Назорей Царь Иудейский. В самом верху располагалась надпись «ЦРЬ СЛВЫ» — Царь Славы. Крест Голгофы вышивался на облачении великой и ангельской схимы. Он также изображался на погребальном саване.

Христианская могила моделировала образ Голгофы. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; История развития формы Креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Источник: http://terme.ru/termin/golgofa.html

Ссылка на основную публикацию