Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Храм святых апостоловпетра и павла

ЕСТЬ ЛИ ЧИСТИЛИЩЕ? БУДУТ ЛИ МЫТАРСТВА?

Вопрос о том, что, согласно христианскому вероучению, происходит с душой после смерти, волнует подчас даже далеких от Церкви людей.

Многие из них считают — а вернее, где-то слышали, что душа умершего, который не являлся в жизни праведником, но и не заслужил вечных мук, попадает в чистилище.

А кто-то уже успел прочесть о мытарствах блаженной Феодоры и недоуменно пожимает плечами: «Ну это же какая-то сказка…». Так что в вопросе о посмертном пути души является частью нашей веры, а что — вымыслом и домыслами? Давайте разбираться…

Почему идея о чистилище несовместима с Православием?

Доктрина о том, что души умерших грешников должны пройти через муки очищения в некоем месте потустороннего мира, именуемом чистилищем, и получить после этого прощение и спасение, является сугубо католической и никогда не была присуща ни православному, ни протестантскому богословию.

Обратите внимание

По мнению православных исследователей, римско-католическое учение об очистительном огне сложилось под влиянием идей Талмуда. Отголоски этих представлений мы также можем найти у Платона. Впрочем, сам термин «чистилище» появляется в латинской Церкви достаточно поздно — в XII веке.

Одновременно возникает и постепенно утверждается обычай молитвенного поминовения душ, проходящих временные мучения и ожидающих спасения.

Что же во всем этом, с православной точки зрения, не так? Можно сказать кратко: представление о сути спасения.

В католицизме, в отличие от нашей веры, достижение Царства Небесного во многом зависит от соотношения добрых дел и грехов.

И потому для тех людей, кто в земной жизни ко спасению стремился, но совершил слишком много противного Христу и Евангелию, может потребоваться дополнительное искупление.

Мы же, православные, верим иначе. Грехи всех людей искуплены Спасителем и потому никакого «дополнительного искупления» не может быть в принципе. Ад в Православии рассматривается не как место наказания, а как место нахождения тех, для кого пребывание без Бога и вне Бога стало жизненным выбором.

Вера в чистилище неосновательна еще и потому, что душа усопшего, по православному вероучению, находится вне материальной вселенной, время же онтологически связано только с материальном миром,— а значит, «временное», до какого-то момента искупления, пребывание в чистилище невозможно по сути.

Мытарства — правда или «страшилка»?

Мытарства — испытания, которые проходит после смерти человеческая душа,— были подробно описаны в Х веке на основании видения преподобного Григория (ученика преподобного Василия Нового) о посмертном восхождении на Небо души блаженной Феодоры. Однако само учение о мытарствах существовало с первых веков христианства.

«Тогда нужны нам многие молитвы, многие добрые дела, великое заступление от Ангелов при шествии через воздушное пространство,— пишет, в частности, в IVвеке святитель Иоанн Златоуст.

— Если путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей-миродержителей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями…»

Важно

Согласно житию преподобного Василия Нового, душу усопшего из земного мира в небесный сопровождают два Ангела. По пути она делает двадцать «остановок», где истязается бесами. Враги рода человеческого разворачивают картину совершённых душой грехов, с дьявольской точностью припоминая подробности и детали.

Душе последовательно предъявляются ее грехи празднословия, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лености, воровства, сребролюбия, зависти, гордости, гнева, злопамятства, убийства, чародейства, блуда, ересей и жестокосердия.

В ответ Ангелы показывают то покаяние, которое совершила душа в этих грехах, то, как стремилась она исправить свою жизнь, и то, как молились и молятся о ней другие люди. Если ответить им становится нечего, бесы уносят душу с собой.

В «светской», неверующей среде бытует скептическое отношение к мытарствам, встречающееся иногда и у новоначальных христиан. В основном критики ссылаются на то, что в этом повествовании слишком много земного: диалоги Ангелов и бесов, свитки с записанными грехами, мешок с золотыми монетами, в которые превращаются для блаженной Феодоры молитвы духовного отца… Словом, страшная сказка.

Однако святые отцы, считая мытарства реальными, вовсе не говорили о том, что их описание нужно воспринимать буквально.

Вот как, в частности, пишет об этом подвижник ХХ века иеромонах Серафим (Роуз): «Это метафора, которую восточные отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти.

Всем также очевидно, что некоторые элементы в описаниях этих мытарств метафоричны или фигуральны. Но сами эти истории — не аллегории и не басни, а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке».

А вот как описывает происходящее с человеком на мытарствах преподобный Паисий Святогорец: «Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства и возводят к истинно любящему Отцу — Богу». В одном из своих писем он уточняет, что критерий, по которому Ангелы узнают «чад Божиих»,— любовь и смирение.

Совет

Учение о мытарствах является частью аскетического учения и говорит об окончательной и решающей стадии «невидимой брани», которую христианин ведет всю свою жизнь.

Это последнее нападение бесов, мучивших человека на земле через его страсти.

Но стоит помнить, что они имеют власть только над теми, кто не впустил в свое сердце Бога и через искреннее покаяние — пусть даже в последние часы своей жизни — не соединился с Ним.

Подготовила Елена Сапаева

Петропавловский листок, №32 ноябрь 2017

Источник: http://pavla-petra-hram.ru/Articles/Item/9824

Почему в православии нет чистилища

Согласно представлениям католической церкви, чистилище – это место, где душа умершего христианина, не получившая при жизни разрешения от каких-то малых грехов, очищается от них посредством различных посмертных испытаний.

Догмат католицизма

Догмат о чистилище в католицизме формировался постепенно, начиная с XIII века. Но его закрепление в соборных постановлениях состоялось только на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году, а затем подтвердилось на Тридентском соборе в 1563 году.

Вполне соответствующее латинскому духу юридизма, учение о чистилище гласит, что туда попадает лишь христианин, примирённый с Богом, но за которым остался какой-либо малый грех. Тот, кто, умерев, не успел получить отпущение всех грехов и понести временное наказание за них на земле, согласно этой доктрине, не может войти в Царство Божие, и должен очиститься.

Основание для подобного мнения католическое богословие усматривает в ветхозаветной книге Маккавеев, где говорится о принесении умилостивительной жертвы за умерших, дабы разрешить их от греха. Из этого католическими богословами были сделаны выводы, что души умерших не находятся в аду или в раю, а участь их решается посредством очищения и молитвы живых.

Католическая церковь полагает, что чистилище будет существовать до Страшного суда, и души грешников будут пребывать в нём до тех пор, пока не очистятся совершенно для единения с Богом. Живущие же в силах помочь им молитвами, делами милосердия и индульгенциями.

Важно, что согласно мнению католиков, в чистилище попадают те, кто умер в единстве с Церковью и не имел на душе неразрешенного смертного греха, а потому они обязательно окажутся с Богом по прошествии очищения.

Современное западное богословие рассматривает чистилище, скорее, не как место, а как процесс или состояние, способствующее духовному возрастанию.

Взгляд православия

Православие (как и протестантизм) догмат о чистилище не признает. Православная церковь также полагает, что души умерших в покаянии, но не успевших делами принести плодов его, могут стать ближе к Богу благодаря молитвам Церкви и милостыне за них – но именно это, а не очистительные посмертные муки, способно облегчит участь души.

Согласно православной догматике, даже при жизни человека спасение совершается не посредством искупления или чёткой системы «грех-наказание», а лишь посредством веры в Христа, покаяния, дел милосердия и любви. В загробной же жизни, тем более, ни искуплениями, ни системой «очистительных мер» исправить свою участь человек не в состоянии.

В православии, однако, имеет хождение иное, не менее спорное учение – о посмертных мытарствах души. И если чистилище у католиков – место мучений души для компенсации её недостающих заслуг перед правосудием Божьим, то мытарства у православных – это суд и испытание души страстями на пути к Богу.

Обратите внимание

Основные сведения о мытарствах мы находим в сочинении X века «Житие преподобного Василия Нового», где подробно рассказывается о мытарствах некой блаженной Феодоры, душу которой вели ангелы через своеобразные «пункты пропуска», где бесы и судили эту душу каждый в своём грехе, пытаясь «отсудить» её у Бога.

Учение это считается частью аскетической традиции православия, но, несмотря на массовое распространение и признание даже многими святыми отцами (например, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником), учение о мытарствах всё же не является догматом православной церкви и зачастую отрицается, как спорное, с точки зрения православной христианской догматики, и во многом противоречащее духу Евангелия.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/61524-pochemu-v-pravoslavii-net-chistilishha.html

Чистилище – это… Что такое Чистилище?

  • Чистилище — в католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… …   Исторический словарь
  • чистилище — См …   Словарь синонимов
  • чистилище — ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов …   Словарь русского арго
  • ЧИСТИЛИЩЕ — ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 …   Современная энциклопедия
  • ЧИСТИЛИЩЕ — согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 …   Большой Энциклопедический словарь
  • ЧИСТИЛИЩЕ — (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… …   Энциклопедия мифологии
  • Чистилище — согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии
  • Чистилище — (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… …   Политология. Словарь.
  • Чистилище — ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • ЧИСТИЛИЩЕ — ЧИСТИЛИЩЕ, чистилища, ср. (рел.). По учению католической церкви место, в котором души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… …   Толковый словарь Ушакова
  • ЧИСТИЛИЩЕ — ЧИСТИЛИЩЕ, а, ср. В католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов, прежде чем попасть в рай. | прил. чистилищный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
Читайте также:  Воскрешение иисуса христа

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/22910

Замечание о чистилище

С учением Православной Церкви о возможности для некоторых грешников освободиться из уз ада по молитвам живущих имеет некоторое сходство учение Римской церкви о чистилище, хотя имеет и свое отличие. Чтобы правильнее судить о том и другом, надобно вникнуть, как излагают это учение сами римские богословы.

I. Они различают в учении о чистилище две части: существенную, или то, что определено их церковью и преподается как догмат, и несущественную – то, что церковью их не определено и составляет предмет богословских мнений.

К первой части относят только два положения: а) есть чистилище, то есть такое место или состояние очищения (status expiationis), в котором души умерших, не получивших еще разрешения каких-либо легких грехов или и получивших разрешение грехов, но не понесших при жизни временного наказания за грехи, терпят мучения для удовлетворения правде Божией – до тех пор, пока чрез эти мучения не очистятся и не соделаются достойными вечного блаженства; б) душам, находящимся в чистилище, весьма много помогают молитвы о них Церкви, милостыни и особенно приношение бескровной Жертвы. К несущественной части относится решение вопросов: а) есть ли чистилище определенное какое-либо место или нет и где оно находится; б) какие мучения терпят там души и огнь чистилищный есть ли вещественный или метафорический; в) сколько времени души находятся в чистилище; г) как вспомоществуют им молитвы Церкви и проч. [1]

II. Останавливаясь мыслию на существенной части римского учения о чистилище, находим в ней и сходство с учением Православной Церкви о молитвах за умерших, и несходство.

1) Сходство – в основной мысли (идее).

Ибо как Римская, так и Православная Церковь учит: а) что души некоторых умерших, именно умерших в вере и с покаянием, но не успевших при жизни принести плодов, достойных покаяния, и, следовательно, не успевших заслужить от Бога полного прощения своих грехов и самым делом очиститься от них, терпят мучения, пока не удостоятся действительно такового прощения и не очистятся; б) что в этом случае вспомоществуют душам умерших молитвы о них живущих еще братий о Христе, милостыни, и особенно приношение бескровной Жертвы.

2) Несходство – в частностях.

Ибо: а) по учению Православной Церкви души означенных умерших терпят мучения потому, что они хотя покаялись пред кончиною, но не успели принести плодов, достойных покаяния, не успели заслужить от Бога полного прощения грехов, самым делом очиститься от них и чрез то освободиться от естественных следствий греха – наказаний; а по учению Римской церкви души этих умерших терпят в чистилище муки, собственно, потому, что не терпели на земле временного наказания за грехи для удовлетворения правде Божией, и терпят именно для того, чтобы удовлетворить ей; б) по учению православному означенные души очищаются от грехов и заслуживают от Бога помилование не сами собою и не чрез свои мучения, но по молитве Церкви, силою бескровной Жертвы, и эти-то молитвы не только помогают страждущим, облегчают им участь, но и освобождают их от мучений [2], а по учению Римской церкви души очищаются в чистилище и удовлетворяют правде Божией чрез самые свои страдания, в чем бы ни состояли они, и молитвы церковные только способствуют облегчению этих страданий [3].

3) Впрочем, обе указанные разности в римском учении о чистилище с учением православным о молитвах за умерших, хотя касаются частностей, тем не менее важны и не могут быть приняты, потому что обе несправедливы и низвращают самую основную мысль догмата.

Важно

а) Несправедлива, как мы уже видели в своем месте [4], та мысль, будто грешники покаявшиеся должны еще принести некоторое удовлетворение правде Божией за те свои грехи, потерпев для сего какое-либо временное наказание, и будто не претерпевшие такого наказания здесь должны потерпеть его в чистилище для той же самой цели: полное и даже преизбыточествующее удовлетворение правде Божией за всех грешников принес однажды навсегда Христос Спаситель, подъявший на Себя и все грехи мира, и все казни за грехи. А грешники, чтобы получить от Бога совершенное прощение грехов и избавиться от всяких наказаний за грехи, должны только усвоить себе заслуги Искупителя, то есть уверовать в Него, истинно раскаяться во грехах и принести плоды, достойные покаяния, – добрые дела. Следовательно, если некоторые грешники, покаявшиеся пред своею кончиною, подвергаются по смерти мучениям, то потому единственно, что не успели еще вполне усвоить себе заслуги Спасителя, по слабости ли веры в Него или по недостаточности покаяния, а главное – потому, что не принесли плодов, достойных покаяния, и самым делом не очистились от грехов, как и учит Православная Церковь.

б) Несправедлива и другая мысль: будто грешники очищаются в чистилище и удовлетворяют правде Божией чрез самые свои мучения. Как бы ни понимали огнь чистилищных мучений, в смысле ли буквальном или метафорическом, – ни в том, ни в другом случае нельзя приписывать ему таких действий.

Если это огнь вещественный – то он по самой природе своей не способен очищать душу – существо простое – от скверен духовных.

Если – огнь метафорический, то есть внутренние терзания самой души при постоянном сознании своих прежних грехов и глубокое сокрушение о них, – и все это не может очищать душу в жизни загробной, потому что там нет уже места ни для покаяния, ни для заслуг, ни для какого-либо личного самоисправления, – как веруют и римские католики. А пока человек остается во грехах, неочищенным и необновленным, до тех пор, сколько бы ни терпел мучений, он не может удовлетворить правде Божией одними страданиями своими и избавиться от этих неизбежных следствий греха [5].

в) Если души некоторых умерших терпят в чистилище мучения потому, собственно, что необходимо самим грешникам покаявшимся понести некоторое временное наказание за грехи для удовлетворения правде Божией, и если эти души чрез самые свои мучения в чистилище действительно очищаются и удовлетворяют за себя Богу, – то спрашивается: к чему служат им молитвы и вообще всякое предстательство Церкви? Находящиеся в чистилище, очевидно, должны мучиться дотоле, пока сами собою не принесут требуемого от них удовлетворения и не очистятся чрез свои мучения; если же молитвы Церкви только ослабляют и облегчают эти мучения, то они (молитвы) не только не сокращают, напротив, еще продолжают период пребывания души в чистилище и, следовательно, не столько полезны, сколько вредны. Не явно ли ниспровергается этим основная мысль догмата?

III. Обращая внимание на несущественную часть римского учения о чистилище, составляющую предмет богословских мнений, усматриваем в ней еще более разностей с учением Православной Церкви о молитвах за умерших, хотя разностей, по внутреннему их значению, не важных. Укажем здесь на две, более замечательные:

1) Православная Церковь учит, что нет по смерти среднего разряда людей между спасаемыми – отходящими на небо – и погибающими – отходящими во ад; нет среднего особого места, где бы находились души покаявшихся пред кончиною, за которых она молится, а все они отходят также во ад, откуда только могут освобождаться по ее молитвам [6]. Наибольшая часть римских учителей принимают чистилище за особое – среднее – место и помещают его то в соседстве ада – во внутренности земли, то в соседстве неба, то на воздухе, хотя другие признают чистилище только за особое состояние души, а не особое место, и замечают, что души, находящиеся в этом состоянии, могут нести свое временное наказание и очищаться в том же самом месте, где находятся и осужденные на вечные муки (то есть во аде); подобно тому как в одной темнице могут быть заключены люди двоякого рода: и осужденные на заключение только до известного времени, и осужденные навсегда [7].

2) Православная Церковь решительно отвергает огнь чистилищный, огнь в собственном смысле, будто бы очищающий души [8].

Совет

Весьма многие римские богословы принимают этот огнь за действительный и вещественный (верование, почти общепринятое в самом народе римского исповедания) и потому в доказательство своего учения стараются собирать из Священного Писания и из писаний древних учителей Церкви места, в которых по-видимому упоминается о таком огне [9].

Другие, напротив, понимают чистилищный огнь в смысле не собственном – за мучения духовные – и потому не приводят уже в своих трактатах о чистилище подобных доказательств ни из слова Божия, ни из писаний отеческих, присовокупляя, что сами древние учители имели об этом огне только мнения, и мнения различные [10], – почему излишне было бы и опровергать означенные доказательства. Третьи, наконец, вообще замечают, что церковь их не определила, в чем состоит огнь чистилищный, вещественный ли он или не вещественный, и потому понимать его так или иначе – не относится к вере [11].

Не упоминаем о других мнениях касательно чистилища, каковы, например: а) о том, долго ли находятся в нем души и все ли – равное время; б) наказания, какие они там испытывают, сильнее ли наказаний настоящей жизни и слабее ли адских; в) молятся ли там души за самих себя и за нас, еще живущих; г) упражняются ли в добрых делах и подобное. Этим мнениям не приписывают почти никакой цены сами римские богословы, и занимаются ими весьма не многие [12].

Примечания Изд. по: Макарий [Булгаков], архиеп. Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т.2. [Коломна, 1993]. (Репр. воспр. изд: СПб., 1857). §259. С.463-467. – Изд. 1. Perrone. Praelectiones theologicae. Vol.III.308-310. Louvain, 1839 [Перроне. Курс богословия. Том III. Лувен, 1839. С.308-310]; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae [Фейер.

Основы догматического богословия]. VII. Р.41-47; Cursus Theologiae completus VII. P.1604 et squ [Полный курс богословия. Часть VII. С.1604 сл.]; Liebermann. Institutiones Theologiae. V. Paris, 1839. P.406-413 [Либерман. Основы богословия. Часть V. Париж, 1839. С.406-413]. 2. Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ч.1.

О вере. Ответ 64 // Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. [Сергиев Посад], 1995. С.48-49. – Изд. 3.

На Флорентийском соборе это учение выражено так: “si vere poenitentes in charitate Dei decesserint, antequam dignis poenitentiae fructibus de commissis satisfecerint et omissis: eorum animas poenis purgatorii post mortem purgari, et, ut a poenis hujusmodi releventur, prodesse eis fidelium suffragia, missarum scillicet sacrificia, orationes…

Читайте также:  Икона божией матери "трилетствующая"

” [“если истинно кающиеся отойдут в благодати Божией прежде, чем удовлетворят достойными плодами покаяния за совершенное и упущенное, души их очищаются после смерти наказаниями чистилища, и, дабы от наказаний этого рода освободиться, полезны им ходатайство верных, жертвоприношения месс, молитвы…”]. (In definit. Fidei [В “Определении веры”]). 4. См.

нашего Православно-догматического богословия т.[2], §226-228: Об епитимиях и так называемых индульгенциях. [С.336-355]. 5. Православное исповедание… Ответ 66 // Догматические послания… С.50. – Изд. 6. Православное исповедание… Ответ 64; Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Член 18 // Догматические послания… С.

Обратите внимание

48-49,182-183. – Изд. 7. Cursus Theologiae completus. Т.VII. P.1607; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae VII. P.42; Liebermann. Institutiones Theologiae. Paris, 1839. V.413. 8. Православное исповедание… Ответ 66 // Догматические послания… С.50. – Изд. 9. Cursus Theologiae completus. Locus citatus [Цитируемое место]. 10. Perrone.

Praelectiones theologicae. Vol.III. P.310-318,323,327; Kleе. Manuel de l'histoire des dogmatiques. T.II. Paris, 1848. P.474 [Клее. Руководство по истории догматики. Т.II. Париж, 1848. С.474]. 11. Bellarmin. De purgatorio. Liber II. С. 11 [Беллармин. О чистилище. Книга II, глава 11].

l2. Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae VII. P.42-43; Cursus Theologiae completus VII. P.1068-1612.

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/319

Что говорит Библия о чистилище

В Священном Писании слово «чистилище» не упоминается ни разу. Нет его подробного описания, также, как нет точного описания рая и ада.

Однако в Библии много раз говорится о таком состоянии души после смерти, когда она не попадает сразу в рай, а находится в состоянии покаяния за совершенное зло.

Согласно Католическому вероучению, чистилище – это не место, а процесс очищения души от последствий грехов. Это учение основано на следующих текстах из Библии.

  1. Молитва и жертва за умерших описаны во второй книге Маккавеев (2 Мак.12,38-45). Вдохновенный автор хвалит Иуду за его веру в воскресение и за его заботу об очищении умерших от их грехов. II Книга Маккавейская входит в католический и православный канон, но не входит в канон протестантский и еврейский. Для наших отделенных братьев мы цитируем весь отрывок:

Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу.

На другой день бывшие с Иудою, пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.

И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали.

Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесли жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.

Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.

  1. Согласно учению Иисуса Христа, существует возможность отпущения некоторых грехов после смерти. Иисус говорит, что грехи (за исключением греха против Святого Духа) могут быть отпущены «в сем веке, или в будущем».

Евангелие от Матфея 12, 31-32: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Евангелие от Марка 3:29: Kто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

Притча, где розга является синонимом справедливой кары и страданий. Слуга, который не поступал по воле Божьей, «бит будет много» после смерти. Ниже приведены цитаты из Библии, в которых говорится о посмертной расплате за грехи.

Евангелие от Луки 12, 47-48: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Важно

Евангелие от Матфея 18, 34: И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Евангелие от Матфея 5, 25-26: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

2 Послание Коринфянам 5, 10: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.

  1. Очищение после смерти. Аллегорический дом – жизнь, построенная на фундаменте Иисуса Христа. Насколько ценно то, что построил каждый человек, откроется после смерти. Тот, кто строит не на Божьем фундаменте, может спастись, но «как бы из огня».

1 Послание Коринфянам 3, 10-15: Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы – каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

  1. Аллегория трех дней тьмы в бездне, из которой можно выйти на небо:

Евангелие от Матфея 12, 40: Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Сравни: Послание к Римлянам 10, 6-7: А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?» то есть, Христа свести; или: «кто сойдет в бездну?» то есть, Христа из мертвых возвести.

Сравни: 1 Послание Петра 3, 18-20: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

Сравни: Евангелие от Луки 16, 19-26: Лоно Авраама – символ „гадеса” праведных и Бездна – символ “гадеса нечестивых”. На лоне Авраама находятся души, ожидающие Жертвы Христа: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходя лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое.

Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

  1. Первые христиане с надеждой принимали крещение за умерших предков:

1 Послание Коринфянам 15, 29: Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

  1. Надежда на Божие милосердие для умершего Онисифора:

2 Послание к Тимофею 1, 16-18: Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Источник: http://www.catholic.kirov.ru/index.php/bibliya-18/169-chto-govorit-bibliya-o-chistilishche

Чистилище и индульгенции | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Учение о чистилище представляет собой одно из характерных отличий римско-католического исповедания от Православной Церкви. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, а души людей, отягченных смертными грехами, направляются в ад.

Но католики верят также, что в загробной жизни существует еще и так называемое «чистилище» (purgatorium), – особенное, между раем и адом, состояние, в котором находятся души умерших с раскаянием в грехах, но не успевших на земле принести Богу удовлетворение за грехи, а также почему-либо не покаявшихся в маловажных грехах, за которые было бы жестоко посылать на вечность в ад, но нельзя также допускать и прямо в рай. В чистилище души горят в очищающем огне; когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Здесь в течение известного срока, в зависимости от важности и количества грехов, души умерших терпят разнообразные муки и этими мучениями платят за совершённые на земле, но еще не оплаченные грехи. Когда срок мучений оканчивается, когда долг правосудию Божию уплачен сполна, душа переходит из чистилища в рай. Чистилище будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления грехов. Участь души в чистилище зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен.

Читайте также:  Святые места и источники россии

Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят главным образом два места из Священного Писания: 1) «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.

Совет

12: 32); 2) «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3: 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной.

Во втором слово об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле. Православная Церковь понимает слова ап. Павла «огонь испытает» («огонь искусит») в том смысле, в каком объясняют их Отцы Церкви после-апостольского века, т. е.

в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений (см. например «Учение двенадцати апостолов»).

Подробно учение о чистилище было разработано и развито Фомой Аквинским и окончательно принято как догмат на Флорентийском соборе в 1439 году.

Некоторые смешивают латинское учение о чистилище с православным учением о мытарствах. Мытарства – только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из чистилища – в рай, путь из мытарств – и в рай, и в ад.

Впрочем, в основной своей идее латинское учение о чистилище имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения.

Сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них.

По учению Православной Церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего в силу молитв и благотворений членов Церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, души умерших людей получают прощение грехов в чистилище в силу самих чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи.

Обратите внимание

Срок мучений в чистилище может быть сокращен, по учению католиков, и путем папскихиндульгенций.

Индульгенция – это прощение грехов или уменьшение наказания, которое должен понести грешник для удовлетворения правды Божией, после того, как ему будут отпущены вина и вечное наказание за грехи, через усвоение или присвоение ему римским епископом преизбыточествующих заслуг Спасителя и сверхдолжных добрых дел Богородицы и святых вне таинства покаяния. Эти индульгенции даются живым людям, и освобождают их от обязанности приносить удовлетворения, исполнять за известные грехи эпитимии; индульгенции даются и умершим, и им сокращается срок мучения в чистилище. Индульгенции эти, по великому милосердию Божьему и по снисхождению папы, могут быть розданы даром или за какие-нибудь благочестивые подвиги – путешествие ко святым местам (в Рим, например), за полезные общественные мероприятия, за какие-нибудь заслуги и пожертвования в пользу папы. Индульгенции бывают полные, простирающиеся на всю жизнь и на все грехи, и неполные – на несколько дней или лет. Есть еще индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме – в каких-нибудь особенных случаях, например, во время торжественного празднования юбилеев в римский церкви, при избрании нового папы. Индульгенции эти даются лично самим папой, или через кардинала пенитенциария, через епископов и других членов церковной иерархии. В католических странах есть особые, привилегированные церкви, часовни, алтари, иконы, статуи, перед которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенции может быть получена путем приобретения известного рода медалей, четок, крестиков, освященных в Риме.

Доходность индульгенций приводила ко все большему их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию.

Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индульгенций – откровенно денежными интересами руководствовалисьих проповедники и продавцы.

Все это давно уже вызывало протесты против самих индульгенций, и против торговавшего ими папства. Нападки на индульгенции были одним из первых моментов реформаторского движения.

Само собой разумеется, что это средневековое учение об индульгенциях совершенно неизвестно в древней, неразделенной Церкви, и неприемлемо для нас, так как оно противоречит всему духу Православия.

©В.Потапов, 1996-97 гг.

Источник: https://stjohndc.org/ru/o-pravoslavii/pravoslavie-i-inoslavie/chistilishche-i-indulgencii

Спасающая вера. Библия про чистилище и мытарства | Vrau.Net – Библия онлайн

Доктрины о чистилище у католиков и мытарства у православии поразительно схожи. Обе они не имеют библейского основания и дают для невозрожденных христиан ложную надежду на спасение

Католическая вера учит, что конечная участь человеческой души решается в чистилище, куда в конце концов попадает каждый.

В чистилище, образно говоря, человеческую душу чистят, драют, парят, отмывают и наказывают ремешком.

Важно

В конце «огненной очистки» душа попадает в рай, где раны быстро залечивают и в зависимости от заслуг она занимает уготованное ей место. О конечной своей участи католик при жизни не знает.

Православие также учит*, что человек не знает о своей участи в вечности. Вопрос решается в мытарствах. Что это такое? Ясного догматического взгляда на это место загробного мира нет. Видения преподобной Феодоры — вот и все основания этого учения. В мытарствах души после смерти, как утверждает профессор Московской духовной (православной) академии А.

Осипов, конечная участь определяется приверженностью страстям: что человек выбирает, будучи в бестелесном виде. Если он, будучи в теле, боролся со страстями, не хотел грешить, старался жить по-христиански, то это дает ему шанс устоять в искушениях там. Итак, справившись с трудностями мытарств, он в конце концов также попадает в рай.

Кроме тех, кто похулил Духа Святого, учит православный профессор богословия.

Обе эти схемы настолько схожи, что не видеть подобие могут только фундаментальные приверженцы этих исторических конфессий.

• Во-первых, они обе не имеют основания в Библии. • Во-вторых, дают ложную надежду на возможность положительного исхода дела для невозрожденного грешника и откладывают вопрос спасения «на потом», в неизвестность мытарств или чистилища.

Это вполне устраивает «ветхого человека» — ешь, пей и веселись, а там посмотрим.

• В-третьих — выдвигают свою церковь и ее священников на роль посредников в вопросе спасения и ставят спасение в зависимость от правильности обрядов при погребении, от молитвы за усопших.

• В-четвертых, верующий не знает о своей конечной участи. Страх и неуверенность в спасении якобы побуждают прихожан к деланию добрых дел в надежде, что это зачтется, поможет спасению, послужит к награде,- считают и католики, и православные.

Столь утонченный обман исторических церквей прикрывается пышностью ритуальных действ во время служб, блеском куполов и утонченностью архитектуры культовых сооружений, блеском позолоченных икон и статуй, священнических одежд по ветхозаветному чину.

Чему же учит Библия? Библия говорит о спасении через веру. Веру простую и детскую, глубокую и живую. «Праведный верою жив будет» (Гал 3:11). Нет, не веру в истинность тех событий, о которых говорит Библия. Такую веру имеют и бесы.

Но личную веру в заместительную жертву Христа: я был виновен, но Христос отнес мой грех на Голгофу. Отныне я прощен! Это и есть Евангельская весть (1Кор 15:1-3), радостная и спасающая. Я знаю об этом и имею залог Духа Святого.

Можешь ли и ты искренне сказать это?

Ниже приведены ссылки на тексты из Библии о спасении с краткими к ним комментариями**

Совет

Пророки и апостолы указывали на истинный путь спасения только через покаяние. Ни жертвоприношение, ни ни религиозные огбряды не могут спасти человека. Покаявшийся спасенный грешник получает великую радость, душа его ликует и радостно славит своего Спасителя за избавление (Деян 2:46-47; Деян 8:39; Пс 114:1; Лк 15:1-32; Ин 15:11; Ин 16:22 ).

Покаявшийся грешник получает на только прощение, но и Духа Святого в день искупления (Еф 4:30; Деян 8:39). «Покайтесь… и получите дар Святого Духа» (Деян 2:38). Не раскаявшийся не может получить дар Духа Святого.

Каким же путем человек получает покаяние от Господа? Человек получает его путем, указанным Самим Господом. Таким спасающим средством является вера (Деян 10:43; Деян 26:18). Человек спасается только через веру во Христа как Своего личного Спасителя, получая от него прощение грехов. Без веры же спастись человек не может (Евр 11:6).

Результаты веры … [она] дарует покой, мир, уверенность и радость (Ис 26:3; Флп 4:6; Рим 5:1; Евр 4:1-3). Во-первых, факты, затем покоящиеся на фактах вера, затем чевства, утверждающиеся на вере.

Происходит чудесный и таинственный процесс возрождения. Грешник переживает нечто, никогда не испытанное им. Господь вызывает душу к праведной, святой жизни (Кол 2:13) Примеры — Закхей, Савл.

Возрожденный человек любит молитву, исследует Священное Писание, славословит Спасителя и поступает в этом мире, как Учитель. Он начинает служить Ему своим даром, данным ему при втором рождении.

«Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин 3:36). Здесь речь не идет об умозрительной, поверхностной вере, но верующей сердцем, т.е., всей человеческой сущностью. Это Слово и есть доказательство спасения.

Нельзя также сказать, что все протестанты согласны с таким пониманием. Да и протестантского богословия, как такового, не существует. О каком же тогда единстве веры говорит нам Новый Завет? (Еф 4:13).

Он говорит о единственно правильном понимании Писания, исходящим из одного источника — Духа Святого (научит вас всему). А этот Дух не ограничен рамками христианских конфессий, но пребывает на всех возрожденнях христианах. Сам Господь Иисус также обещал быть главой каждой поместной общины, где действительно ищут Его, где двое и трое собраны именно во имя Иисуса (Мф 16:10).

В одном из видений «в теле ли, вне тела» восхищенный в рай человек ходил и спрашивал: а где же здесь церковь, имея в виду здание? На что получил ясный ответ: вот они, живые люди, которых ты видишь. А видел он великих и малых, одетых в белые одежды. Будешь ли ты среди них?

* В отличие от католичества, православие не имеет в вопросах веры своего авторитета. Определяя помимо Библии своим авторитетом предания, оно попадает в неопределенность в догматике и вероучении.

Обратите внимание

Где начинается и где кончается «согласие отцов»? Кто входит в их круг? Рассуждают так: отдельный человек не может правильно понять Евангелие, ему нужен толкователь; вначале это были апостолы, затем мужи апостольские, затем святые отцы, и в конце концов отдельный православный священник, изучавший их труды в семинарии, поскольку историческая преемственность, само собой разумеется, перешла к восточной, православной церкви. Да и название «православный» доказывает, что именно они правильно прославляют Бога (правоверные мусульмане не в счет).
** Взято из «Догматика». Бычков А.М., Мицкевич А.И., М., 1993, стр.73,78

Источник: http://www.vrau.net/2011/06/16/spasayushhaya-vera-bibliya-pro-chistilishhe-i-myitarstva/

Ссылка на основную публикацию