Что такое благоговение и его значение в православии

Благоговение

     Благоговение как качество личности –  способность испытывать глубочайшую уважительность и почтение к кому-либо, чему-либо; с трепетом преклоняться перед кем-либо, чем-либо.

     Однажды Мастера спросили, по какому критерию он отбирает себе учеников. Он ответил: — Я веду себя скромно и смиренно. Тех, кто в ответ на мою скромность ведёт себя вызывающе, я отвергаю немедленно. Тех, кто проявляет благоговение перед моей смиренностью, я отвергаю не менее решительно.

      Истинное благоговение идет от любви, от глубокого почитания, трепета и смирения, от полного подчинения и преклонения перед кем-то или чем-то высшим, что, по мнению человека, значительно превосходит его. Во всех духовных традициях причиной благоговения является «страх Божий».

Страх Божий не имеет ничего общего с животным  страхом, который вынуждает человека обманывать, хитрить, или, например, льстить в глаза, а внутренне ненавидеть.

Обратите внимание

Страх Божий, напротив, подталкивает человека к открытости, искренности, мужественности и правдивости вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств.

     Следствием благоговения является ощущение скромности, смирения, чуткости и необъятной уважительности к объекту или субъекту преклонения. Михаил Шолохов в «Судьбе человека» приводит такой эпизод войны: фашисты загоняют наших пленных солдат на ночь в церковь.

«И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал: — Не могу, — говорит, — осквернять святой храм. Его и ругали, и смеялись над ним, а он бросился на дверь, стал стучать.

А фашист-часовой, недолго думая, прошил дверь автоматной очередью и убил его».

    В конечном итоге благоговение приносит в сердце человека не страдания, а радость. Нужно помнить, что раскаяние и покаяние начинаются с благоговения. Перепрыгивание этой стадии отношений с Богом недопустимо. Русский философы И.А.

Ильин определял благоговение как «страх Божий, преодоленный и преображенный любовью», а его коллега В.С.

Соловьев как «ощущение вечного идеала как истинно сущего, вызывающего стремление к действительной перемене себя в смысле приближения к высшему совершенству».

     Человек может благоговеть перед Богом, жизнью, всем живым, перед другим человеком, родителями, женой или мужем, искусством, наукой, истиной. Словом, спектр благоговения человека необычайно широк, как широки его духовные запросы, интересы и кругозор личности. Например, объектом благоговейного отношения может стать семья.

При завоевании Вейнсберга в 1140 году король Германии Конрад III позволил покинуть разрушенный город детям и женщинам и унести в руках то, что они захотят и смогут унести. Женщины вынесли на плечах своих мужей.

После взятия Трои захватчики разрешили каждому свободнорожденному, покидая город, взять с собой что-то одно из принадлежащего им добра. Эней пожелал взять кумиров (статуи) отчих богов. Тогда эллины, восхищенные его благочестием, позволили ему взять еще что-нибудь. Эней вынес на плечах своего престарелого отца.

Важно

Победители были поражены и подарили ему всё его имущество, подтверждая этим, что к благочестивым людям, чтущим своих родителей, сострадательны даже враги.

      Окунемся в историю и посмотрим, в какой связи находились имя российского императора Николая I и благоговение к нему его подданных.

В своей знаменитой книге о России маркиз де Кюстин писал: «И как помещик распоряжался и жизнью, и желаниями крепостных, так и царь здесь распоряжается всеми подданными.

Он одарил вниманием не только всех юных красавиц при дворе — фрейлин и дам, но к тому же девиц, случайно встреченных во время прогулки. Если кто-то ему понравился на прогулке или в театре, он говорит дежурному адъютанту. И она подпадает под надзор.

Если за ней не числилось ничего предосудительного, предупреждали мужа (коли замужем) или родителей (коли девица) о чести, которая им выпала… И царь никогда не встречал сопротивления своей прихоти… В этой странной стране переспать с императором считалось честью… для родителей и даже для мужей…»

   Об этом хорошо знали в Петербурге, и это был «обыкновенный порядок». И наш знаменитый критик Добролюбов писал: «Обыкновенный порядок был такой: девушку из знатной фамилии брали во фрейлины и употребляли ее для услуги благочестивейшего, самодержавнейшего нашего Государя».

    Эдвард Радзинский в книге  «Александр  II. Жизнь и смерть» не согласен с маркизом де Кюстин, ибо путешествовавший по России Кюстин так и не понял, кем был для подданных царь. «Самодержавнейший государь» Николай I — это не «помещик, распоряжавшийся крепостными», но грозный бог, спустившийся с Олимпа.

    «Я выросла с чувством не только любви, но и благоговения… на Царя смотрела, как на нашего земного бога, поэтому не удивительно, что к этому чувству примешивался ничем необъяснимый страх… — пишет 19-летняя красотка Мария Паткуль. Распахнулась дверь красного кабинета императрицы, вышли Их Величества. Бог мой, как затрепетало у меня сердце.

Я чувствовала, что ноги подкашиваются, прислонилась к бильярду и, опустив глаза и наклонив голову, сделала низкий поклон. Подняв глаза, я увидела, что Их Величества направляются прямо ко мне. Когда они подошли, я еще раз присела, а Императрица, обратясь к Государю, сказала: «Дорогой друг, я представляю тебе жену Паткуля».

Совет

На это Государь, протягивая мне свою державную руку, поклонился со словами: «Прошу любить и жаловать».

Я была так поражена этим неожиданным и столь милостивым приветствием, что не могла ответить ни слова, покраснела и в первую минуту не могла сообразить, приснились ли мне эти слова Царя и действительно ли это было наяву… Могла ли я допустить когда-нибудь возможность, что Государь, этот колосс Русской земли, обратится к 19-летней бабенке со словами: «Прошу любить и жаловать»».

   И быстротечное внимание императора, которым он мог осчастливить красотку, не было «прихотью помещика», но даром самого Зевса. Но все похождения Зевса окружены непроницаемой тайной.

«Все это, — писала впоследствии фрейлина Мария Фредерикс, — делалось так скрытно, так порядочно… никому и в голову не приходило обращать на это внимание».

Попробовали бы «обратить внимание» эти придворные рабы, вымуштрованные Николаем холопы!

     Взгляд императора мог запечатлеться в памяти. Немногие могли его выдержать. Дочь царя — Ольга Николаевна не обошла вниманием этот момент: «Уважение внушаемое им, исходило главным образом от его взгляда, который могли выдержать только люди с чистой совестью; всё искусственное, всё наигранное рушилось, и всегда удавалось этому взгляду торжествовать, надо всем ему враждебным».

     После подавления восстания декабристов никто не мог ослушаться императорского приказа. Теперь муха не могла пролететь без его на то повеления. В Летнем саду, на середине лужайки стоял караульный — гвардеец с ружьем И Николай однажды поинтересовался: «Зачем он тут стоит и что он тут охраняет?». Никто не мог ответить.

Наконец нашелся старик — генерал-адъютант свиты. Он и вспомнил рассказ своего отца. Однажды Великая Екатерина прогуливалась по Летнему саду и увидела первый подснежник, пробившийся из-под снега. Она попросила, чтоб цветок охраняли, пока она продолжит прогулку.

И так как императрица приказа не отменила, на этом месте полстолетия ставили часового.

Обратите внимание

    Николаю рассказ очень понравился. И он пересказал эту историю тогдашнему послу в России Бисмарку. Добавив, что в дни великого наводнения в Петербурге часовые, которых не сняли с постов, безропотно тонули в наступавшей стихии.

Приказ русского самодержца — приказ навсегда. И это должны были теперь понимать не только простые солдаты, но и вся страна. И Бисмарку эта история тоже очень понравилась.

Таков был человек, под властью которого России предстояло прожить тридцать лет.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/blagogovenie/

Благоговение

Цель данного урока – помочь нам узнать, как учить благоговению наши семьи и как повышать свое собственное благоговение.

Покажите иллюстрацию 32-а (= 32-а): “Благоговение в церкви показывает нашу любовь и уважение к Богу”.

Напишите на доске слова из Левит 19:30: “Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь”.

Все нижеследующее было написано Президентом Спенсером В. Кимбаллом и опубликовано в 1976 году в специальной брошюре, озаглавленной Мы должны быть благоговейным народом.

“Мы – народ, получивший обильные благословения. Господь подарил нам Евангелие Иисуса Христа, силу священства, обеты крещения, храмовые заветы, истины Священных Писаний, наши семьи, наши земные богатства. Мы должны быть самыми счастливыми людьми на Земле.

Мы также должны быть самыми благоговейными людьми. Большинство из нас, однако, испытывает временами замешательство, не обнаруживая в себе необходимого благоговения.

Мы должны спросить себя: исполнены ли наши поступки дома и в церкви благоговения перед нашим Создателем?”

Благоговение – это чувство глубокого уважения, любви и преданности Богу. Многие церковные руководители говорят, что благоговение – одно из величайших качеств души, поскольку оно отражает истинную веру в Бога, высокую культуру и любовь к самому прекрасному в жизни.

Важно

Наряду с другими законами Евангелия благоговение ведет к большей радости. Это не временное строгое выражение лица, которое мы принимаем по воскресеньям, а результат ежедневной жизни по Евангелию. Истинное благоговение способствует обретению счастья, любви, уважения и благодарности. Это добродетель, которая должна быть частью нашего образа жизни.

Через современные откровения Господь помогает нам понять значение и важность благоговения. В Учении и Заветах, раздел 76, например, Джозеф Смит и Сидней Ригдон описывают благоговение как важную характерную черту тех, кто достигает Целестиального Царства:

‘И так мы увидели славу целестиальную, которая превосходит все остальное, – где Бог, Сам Отец царствует на Своем престоле во веки веков; перед престолом Которого все существа преклоняются со смиренным благоговением и воздают славу Ему во веки веков. Те, кто пребывают в присутствии Его, есть Церковь Первенца; и они видят, как и они видены, и знают, как и они познаны, получившие от полноты Его и от благодати Его. И Он делает их равными в силе, в могуществе и в господстве’ (У. и З. 76:92–95).

Другое современное откровение указывает нам на необходимость благоговения даже перед самим именем Бога; нам сказано не осквернять имен Отца и Сына и даже избегать слишком частого употребления этих имен (см. У. и З. 107:2–4). Одна из десяти заповедей гласит: ‘Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно’ (Исход 20:7).

Уважение к Богу и Его имени является одним из наиболее важных качеств благоговения. Таково же и благоговение перед Его святым домом.

В важном откровении, данном Джозефу Смиту и известном как молитва посвящения храма в Киртланде, Господь указывает, что это сооружение наряду со всеми остальными священными храмами, воздвигнутыми Святыми, должно быть местом благоговения перед Ним (см. У. и З. 109:16–21).

Сказанное о священных храмах Церкви в буквальном смысле справедливо для каждого ‘дома Господнего’: будь то место, где Святые проводят Богослужение, или дом, в котором они живут.

С чего же начинается благоговение и как мы можем развивать его? Как и в случае с другими Богоугодными добродетелями, ключом к благоговению является семья.

Именно во время личных и семейных молитв наши малыши учатся склонять головки, складывать руки и закрывать глаза, разговаривая с Небесным Отцом.

Совет

Ребенок, который научился молиться в доме, скоро начнет понимать, что он должен соблюдать тишину и покой во время чтения молитв на церковных собраниях.

Примерно так же во время проведения семейных домашних вечеров наши дети узнают, что не только в церкви, но и дома бывают особые моменты, когда от каждого требуется самое лучшее поведение.

Мы можем также помочь нашим детям учиться благоговению через музыку. Музыка особенно сильно воздействует на детей. Если мы поем церковные гимны в доме, наши дети лучше будут знать их и будут охотно исполнять их во время церковных собраний. Маленькие дети получат особенную пользу, если мы поможем им выучить дома простые гимны. Так наши дети будут и сами стремиться к их исполнению.

Конечно, будучи родителями, мы должны посещать воскресные собрания вместе с нашими детьми. Готовя детей к посещению церкви, мы должны делать это вместе с женой, чтобы быть уверенным, что воскресные сборы в церковь – приятное дело в семье. Гонка в последнюю минуту, чтобы собрать детей, одеть их и поспеть на собрание, пагубно действует на благоговение.

Собираясь в суматохе, мы порой опаздываем в церковь, а резкие слова и чувство обиды часто могут стать причиной того, что наши дети будут расстроены и беспокойны во время службы.

Мы будем испытывать еще большее благоговение, если заранее подготовимся к собранию, прибудем в церковь задолго до его начала и посидим вместе, слушая вступительную музыку и размышляя о Спасителе и Его Евангелии.

Читайте также:  Сильные молитвы супругов о даровании детей и зачатии

Те из нас, кто приходит с маленькими детьми, иногда испытывают затруднение, пытаясь удержать их на месте во время собраний. Правильная подготовка дома, однако, позволяет разрешить и эту проблему. Если же мы смущены и не знаем, как обращаться со своими детьми в церкви, можно обратиться за советом к членам Церкви, успешно справляющимся со своими детьми.

Часто до и после собраний мы собираемся в здании церкви группами, обмениваясь приветствиями. Это также может отвлекать, даже если мы делаем это из дружеских чувств к тем, кого мы обычно встречаем только в день субботний.

Обратите внимание

Тем не менее родители должны быть примером для своих семейств, ведя подобные беседы за пределами здания церкви до или после собрания.

После Богослужения мы должны стараться донести его атмосферу до наших домов, где вместе с семьей мы можем обсудить ту или иную мысль, музыкальную тему или какую-либо другую положительную сторону проведенного собрания.

Как помочь нашим детям получать удовольствие от церковных собраний и быть в большей степени исполненными благоговения? После того как участники занятий ответят, пусть кто-нибудь из них прочитает вслух следующие рекомендации.

Родители могут помочь своим детям радоваться церковным собраниям:

  • подавая хороший пример;
  • готовясь к собранию с удовольствием и не спеша;
  • приходя на собрание за пять–десять минут до его начала;
  • занимая места так, чтобы сидеть вместе всей семьей;
  • обсуждая выступления, доклады, музыкальные номера и любую другую часть собрания после его проведения.

Как учить маленьких детей благоговению? После ответов участников занятий пусть кто-нибудь прочитает вслух следующие рекомендации.

Родители, имеющие маленьких детей, должны стараться:

  • помочь детям понять, что происходит вокруг. Маленькие дети могут тихо заниматься сами, держа в руках книжку для раскрашивания или сборник упражнений, но важно помочь им понять как можно больше из происходящего на собрании. Подсказка, сделанная шепотом и объясняющая те или иные приходские дела или комментирующая слова выступающего, поможет ребенку понять, что происходит вокруг. Например, отец мог бы прошептать: “Сейчас выступает папа Димы. Он рассказывает о пионерах Церкви”;
  • уделять особое внимание пению. Для детей пение может стать наиболее привлекательной частью собраний. Пробудите их интерес к гимнам, разучивая с детьми и исполняя простые гимны дома. Музыкальный руководитель прихода может подготовить список гимнов, планируемых им для исполнения на предстоящих собраниях;
  • укреплять навыки поведения, приобретенные дома, в Первоначальном обществе и в Воскресной школе. Помогайте детям помнить о необходимости складывать руки и склонять головы во время молитвы и тихо сидеть в течение причастия. Дети должны понимать, что им нельзя играть в проходах, а также входить и выходить из здания во время собрания;
  • показывать пример. Показывайте хороший пример, проявляя личный интерес к собранию, позволяя себе разговаривать только при необходимости и только шепотом, вызывая у детей желание подражать вам;
  • быть уверенным, что дети готовы к собранию. Все посещения туалетов, питье и т.д. должны закончиться до начала собрания.

Что мы можем сделать, чтобы повысить благоговение в своем собственном классе?

Способность исполниться благоговения может измениться к лучшему только в том случае, если местные руководители и семьи объединят свои усилия, чтобы преодолеть проблемы, касающиеся благоговения. Рекомендации и поддержка со стороны церковного руководства могут помочь нам понять, как решить эти проблемы, но реальная работа должна проводиться в местном церковном подразделении и в наших семьях.

Истинное благоговение необходимо для нас, чтобы чувствовать близость к нашему Небесному Отцу. Но поскольку на Земле повсеместно распространены силы зла, благоговение разрушается.

Мы даже не можем себе представить, сколько добра мы могли бы сотворить, если бы мы, как члены истинной Церкви Христа, могли служить образцом благоговейного поведения.

Нашим личным примером мы можем изменить жизнь многих людей, особенно жизнь членов наших собственных семейств.

  1. Поговорите дома о том, что ваша семья может сделать, чтобы проявлять больше благоговения в церкви.

  2. Выполните в ближайшее воскресенье одну из приведенных рекомендаций.

  3. Если у вас есть маленькие дети, составьте план обучения их благоговению дома и в церкви.

К уроку:

  1. Напомните членам класса приносить на занятия Священные Писания.

  2. Приготовьте доску и мел.

Источник: https://www.lds.org/manual/duties-and-blessings-of-the-priesthood-basic-manual-for-priesthood-holders-part-a/gospel-principles-and-doctrines/lesson-32-reverence?lang=rus

Ответы@Mail.Ru: Что такое благоговение?

Если Вы когда нибудь брали своего младенца на руки, зачем тогда спрашиваете? Чувство которое возникает в этот момент и есть благоговение.

Высшее состояние экстаза…

4 Как развивать благоговение перед Создателем и глубокое почтение к нему? Мы испытываем благоговение, когда видим красивый пейзаж, впечатляющий водопад или потрясающий закат. Это чувство усиливается, когда глазами веры мы видим за этими творениями руку их Автора — Бог

Старец Паисий Святогорец Слова. Tом II Духовное пробужение предыдущая глава К оглавлению следующая глава Часть вторая. О подвижничестве и благоговении Глава четвертая. О том, что благоговением приводится в умиление Бог Что такое благоговение — Геронда, что такое благоговение? — Благоговение — это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость.

Важно

Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела-Хранителя.

В своем уме он постоянно имеет [мысль о том] , что его тело есть храм Святаго Духа [1]. И живет он просто, чисто и освященно. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню.

Например, он внимателен к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда, где сидят, например на диван или стул, он не положит Евангелие, духовную книгу или какую-то святыню; если он видит икону, то его сердце исполняется взыграния, его глаза заволакиваются слезами. Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, он благоговейно его лобызает, и его душа внутренне услаждается.

Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру, имя Христово или же слова “Священный храм Святой Троицы”, он нагибается, подбирает этот клочок, благоговейно лобызает его и огорчается, что он был брошен на землю.

Помни, что ты в храме и перед Лицом Божиим! Перед лицом царя или патриарха ты собран, а перед Лицом Божиим стоишь с руками в карманах! Это бесстыдство. Бог, присутствуя в храме, по великой Своей милости не открывает нам Своего лица: “Не может человек увидеть Лицо Мое и жив остаться”, – говорит.

Да и кто может устоять перед Ним? Пророк Исаия, увидев Бога на высоком и величественном троне в окружении ангельских сил, воскликнул: “Горе мне”! Что же нам остается сказать? Израильтяне, когда увидели гору Синай, которая вся дымилась, потому что Господь сошел на нее, и услышали звук труб великих, не осмеливались приблизиться к ней.

Отделили Моисея от среды своей, который и предстал перед Богом. А как бы мы устояли, если бы увидели Его? Помня об этом, будь в церкви собранным и благоговей пред очами Всевышнего. Привычка убивает благоговение, и внимание гибнет от того же, особенно у служителей храма: священников, чтецов, певцов.

Стоит только ослабить внимание, как мало-помалу приходит привычка. Во время первого богослужения охватывает священный страх. Но после приходит бесстрашие и нечувствие к святости места. Это беда, последствия которой – охлаждение веры и даже отпадение от Церкви.

“Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Откр. 3. 15,16.) Бойся этой болезни и при первых симптомах спеши преодолеть наступающую теплохладность. Как? Искренним покаянием. Когда приходишь в церковь, займи место и стой, не двигаясь.

Совет

Не води глазами, не любопытствуй, кто идет и что несет. Не думай о повседневных делах. Они остались за Пределами храма. “Всякое ныне житейское отложим попечение”. Некоторые, хотя и стоят в храме, мысли их заняты собственными заботами. Жили два брата-рыбака. В воскресенье один говорит другому: “Я пойду в церковь, а ты оставайся.

Следи за уловом, удочками, сетями”. Так и поступили. Старший пошел в церковь, а младший остался. Но умом он пребывал в церкви. Сидя в лодке он представлял, как сейчас в храме поют “Честнейшую”. Пел и он. Вот дошли до хвалитнов. Восхвалял и он. Теперь время великого славословия. Он творил крестное знамение и тоже пел.

А сейчас возглашают: “Благословенно Царство… “. Так мысленно он и следил за ходом литургии. Старший же брат сам стоял в церкви на литургии, а умом пребывал в лодке с братом и рыбой. Все время он думал: “Справится ли брат мой? Закинет ли сети? А может, нет и клева”? Кто же получил пользу от службы?

человек смирен и понимает кому и за что он обязан за все свои благословения… эта по сути тихая и спокойная благодарность Богу, с чувством веры и покаянием….

чувство не собственного, а Божьего достоинства, если хотите присутствия.

чувство силы от того кого можно учится

относиться с глубочайшим почтением очень сильно любить

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/24910584

Благоговение – что это такое: что означает слово и каковы его синонимы

Каждый православный христианин, читая духовную литературу, испытывает определенные трудности, связанные с пониманием значений некоторых слов, выражающих религиозные, нравственные понятия.

Книжники и богословы придавали огромное значение смыслу употребляемых слов, поэтому очень важно научиться отличать различные оттенки смысла, передаваемого с их помощью. Благоговение – это особое чувство, с которым верующие относятся к святым вещам и Богу. Каково значение этого термина и когда его употребление целесообразно.

Определение

Значение слова благоговение заключается в преклонении перед Божьим величием, трепетном отношении к святыням, высшим ценностям. Чувство благоговения может испытывать каждый из нас по отношению к человеку, как образу Божию, к его заслугам, достоинствам. Искреннее доверие к благости и милости Божьей, осознание могущества Всевышнего – все это заключает в себе слово «благоговение».

Что еще означает слово благоговение – это страх, смирение, глубокое уважение, ведь этот термин произошел от слова «говеть», то есть «уважать, бояться» или «угождать».

В некоторых источниках отмечается иное значение, соотносящееся с чувством подавленности.

В переводах Священного Писания «благоговение» соответствует греческим словам, обозначающим «боязнь, робость, страх, осторожность, почитание, поклонение, позорная боязливость».

Что значит благоговеть.

На самом деле, этим глаголом выражается широкий спектр состояний, которые испытывает каждый верующий человек, славя Бога, поклоняясь и доверяя Ему, веруя в Его присутствие в мире.

Это, своего рода, соблюдение дистанции по отношению к обожествляемому объекту. Благоговеющий человек смиряется, умаляет себя, таким образом, ему открываются новые возможности духовного роста.

История возникновения

Слово «благоговение» лучше описывает отношение христиан к Всевышнему.

На ранних этапах формирования религии чувства верующих наиболее точно определялись другими терминами:

  • величие,
  • таинство,
  • трепетная неизведанность.

Человек древнего мира, поклоняющийся языческим божествам, испытывал ужас, взирая на мощь и силу природных стихий. Античное восприятие Всевышних сил отождествлялось с таким понятиям, как «священный трепет», то есть страх перед грозными знамениями.

И только тревожность человека перед Единой, Всевластной Силой, относится к термину благоговение, вот что это такое – потрясенность перед Богом ревнителем, «поедающим огнем», «всевидящим оком».

Ветхий Завет предлагает нам для ознакомления множество исторических моментов, где применимо слово благоговение, в Википедии об этом можно узнать подробнее.

Обратите внимание

Авраам, ведущий своего единственного сына на заклание из-за страха перед Богом, Иаков, который восклицает, что место присутствия Бога – страшно.

Именно сейчас тесно сплелись такие понятия, как любовь, сострадание, верность и предательство – это ответ за безмерную, безграничную Божью милость.

Благоговение испытывают христиане, вспоминая день казни Иисуса, Википедия содержит об этом информацию. Крестные муки, страсти, унижение – все это является для верующих основой их вероисповедания.

Осознавая свою причастность ко всему происходящему, мы чувствуем огромное доверие к Богу, благодарность за спасение, преклонение.

Почитание Богочеловека и Сына Божия, Богородицы, всех Святых, служащих Богу на протяжении многих веков существования церковной жизни, – вот что означает слово «благоговение».

Благоговение в поступках

Что такое благое говенье в мыслях, мы разобрались, но как оно выражается в действиях. Дело в том, что мы своим поведением указываем на почтение или небрежность по отношению к своему собеседнику, а христиане – по отношению к Богу. Это можно понять по нашей походке, голосу, положению тела.

Читайте также:  Житие святого апостола иуды иаковлева (фаддея)

Как часто мы наблюдаем ситуацию, когда человек, желающий подчеркнуть свое превосходство, ум, силу, разговаривает, высоко подняв голову и опустив руки в карманы брюк, при этом манера общения оставляет желать лучшего.

Нередко такие люди, выслушав или даже не дослушав собеседника, разворачиваются и уходят, не желая продолжать беседу. Как жаль, но очень часто именно так мы общаемся с Богом.

Итак, Википедия, конечно же, расскажет, как нужно себя вести в общественном заведении, эти правила применяются и при посещении Святой обители.

Свое неуважение к Богу мы показываем, если:

  1. Разговариваем с собеседником во время всеобщей молитвы.
  2. Жуем жвачку, рассматриваем стены и потолок, гуляем по залу.
  3. Ищем что-то в сумочке, кошельке, разговариваем по телефону, перелистываем блокнот.
  4. Посещаем храм в непристойной одежде.

Как жаль, но все чаще современные церковные группы для увеличения количества прихожан, пренебрегают Священными правилами, допускают вольности, свободу в поведении посетителей. Прихожане этих храмов ведут себя не как Христова невеста, а как капризная жена, требующая внимания, свободы и равноправия.

К великому стыду, все больше православных христиан принимают и употребляют языческие обычаи и традиции, служение Богу переросло в развлечение, возможность пообщаться и показать себя. Еще немного и мы окажемся на брачном пире, где главенствуют шаманы, прыгающие с ложками и тарелками у костра. Это наши последние дни!

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/religioznye-terminy-blagogovenie-chto-eto-takoe.html

22. Благоговейте перед Богом

каталог мультфильмов 2011
каталог игр на пк

«Да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов 37:24).

«Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» (Псалом 129:4).

«Да благоговеет пред Ним все семя Израилево» (Псалом 21:24).

«Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно» (Даниил 6:26).

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БЛАГОГОВЕНИЕ? – Это сочетание страха, трепета и уважения, смирения и покорности. Это высшая степень почтительности в духе поклонения. Это преклонение перед превосходством, преимуществом, величием и славой Бога богов. Это радостная благорасположенность к Вседержителю при сознании собственного ничтожества.

а) «мудрость благоговеет пред именем Твоим» (Михей 6:9);

б) «утверди меня ради благоговения пред Тобою» (Псалом 118:38);

в) «благо будет тем, кто благоговеет пред лицом Его» (Екклесиаст 8:12);

г) «Ной, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего» (Евреям 11:7);

д) Левий «боялся Меня и благоговел пред именем Моим» (Малахия 2:5);

е) «Стефана погребли мужи благоговейные» (Деяния 8:2);

ж) «Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его» (Екклесиаст 3:14);

з) «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15);

и) «блажен человек, который всегда пребывает в благоговении» (Притчи 28:14);

к) Бог внимателен к молитвам любящих благоговеть пред именем Его. (Неемия 1:11);

л) «будут свято чтить имя Мое и благоговеть пред Богом Израилевым» (Исаия 29:23);

м) «будут благоговеть пред благостью Его» (Осия 3:3);

н) «Заключим завет по совету благоговеющих пред заповедями Бога нашего» (Ездра 10:3);

о) «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Филиппийцам 2:12);

п) Христос «услышан был за Свое благоговение» (Евреям 5:7);

р) «будем служить Богу с благоговением и страхом» (Евреям 12:28);

Важно

с) «А для вас, благоговеющих пред именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его» (Малахия 4:2).

«Недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом» (Екклесиаст 8:13).

Христианин, проводящий чистую богобоязненную жизнь, своим духовным состоянием пребывает в сфере трепетного благоговения. Холодное, равнодушное, формальное, бестрепетное служение Богу, в котором действует не дух, а буква слова Божия, лишено благоговения.

Ни закосневшие в своем плотском состоянии, ни внешне веселящиеся, душевно возбужденные, не благоговеют пред Господом. Поэтому они лишены благословений и действия Духа благодати.

Да поможет нам Господь всегда и везде благоговеть пред Всемогущим Богом! Слава Ему! Аминь!

Источник: http://www.pukhovachurch.org.ua/biblioteka-menu/chitalnyj-zal-2/doktriny/biblejskie-istiny/3748-22-blagogovejte-pered-bogom

О благоговении

     Однажды я прослушал беседу о благоговении, которая произвела на меня необыкновенное действие. Я сразу же каялся пред Богом и просил прощение за то, что во мне так мало благоговения пред Всемогущим и любящим Богом. Я так мало знал о благоговении.

А в этой беседе было сказано, что одной из причин, почему верующие люди не имеют благоговения, есть незнание.

И я решил в сокращённом виде написать статью о благоговении в детский журнал, чтобы дети уже с малых лет знали эту великую истину, которая поможет им строить свою жизнь, угодной Богу, и потому – счастливой.

     Что такое благоговение? Благоговение – это страх Божий вместе с уважением, смирением, покорностью и почтением к Великому Богу.      Благоговение устанавливает правильные отношения между нами и Богом. Отец всех верующих, Авраам, обращаясь к Богу, называл себя «прахом и пеплом». Быт. 18, 27.      Бог наш есть Царь царей и Господь господствующих.

Он велик и страшен, пред Ним трепещут Ангелы, восклицая: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Ис. 6, 3.      В Библии говорится о святых людях, которые благоговели пред Великим Богом. Это были Ной, царь Давид, Даниил и другие. Но самым ярким примером благоговения пред Отцом Небесным был Сын Божий. В послании к Евр.

5, 7 написано: «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Своё благоговение».       Из этого видим, что наши молитвы часто остаются без ответа именно потому, что у нас нет благоговения.      Почему мы должны благоговеть пред Богом?      1. Потому что этому учит Слово Божие.

«Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля» Пс. 21, 24.      2. Бог устанавливает разницу между Собою и нами. «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я – отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?» Мал. 1, 6.      3. Бог обещает особую благодать благоговеющим.

«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его…» Мал. 4, 2.       Благоговение должно проявляться и в повседневной жизни, и на богослужении, и на молитве.      В повседневной жизни мы должны поступать так, как сказано в Слове Божием.

Если наше поведение не соответствует Слову Божию, то это говорит о том, что мы не любим Бога и у нас нет благоговения. По нашему поведению люди узнают, что мы верующие.      О том, что мы дети Божии, можно узнать по нашей речи, одежде и поведению, «…ибо от избытка сердца говорят уста». Мф. 12, 34.      Речь должна быть чистая, святая, без грубых слов и выражений.

Язык наш должен быть христианским в школе и дома, никого не осуждать, ни на кого не клеветать.      Не может быть два источника из одного сердца. Язык дан нам для прославления Бога. Уста должны быть кроткими и благоговейными. «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» Мф. 12, 37. И за всякое праздное слово дадим отчёт в день суда. Мф. 12, 36.

Совет

Если в сердце страх Божий, то и речь наша должна отражать это.      Наша одежда должна быть христианской. Одежда подчёркивает, что у нас внутри. Оденет молодая сестричка красивое платье и хочет, чтобы люди увидели, какая она нарядная. Ей хочется понравиться другим.

А люди видят по её одежде, какая там, внутри, беднота! Эта душа не думает, чтобы понравиться своему Господу! Иногда так одеваются, что трудно отличить мужчину от женщины. А Слово Божие учит, чтобы женщина не одевалась в мужскую одежду, а мужчина – в женскую. Посмотрите, как одеваются мирские люди – там видна вся нагота, и горе в том, что и христиане иногда им подражают.

А у кого есть благоговение в сердце, тот и одет будет скромно, прилично.      Однажды ученики были в лодке и на берегу увидели Христа. И написано, что Пётр сначала одел на себя верхнюю одежду, а потом пошёл навстречу Господу. Он не был нагим, на нём была нижняя одежда, и он не посмел в таком виде подойти ко Христу.

А теперь в таком виде ходят по центральным улицам больших городов.      Одежда должна быть опрятной, чистой и скромной. Женщины, по Слову Божию, должны украшать себя не богатой одеждой и красивой причёской, но кротостью и смирением – это драгоценно пред Богом.      Наше поведение отражает то, что есть внутри нас.

В Евангелии Луки 7, 37-50 описывается, как одна женщина, узнав, что Иисус гостит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, разбив его, помазала ноги Иисуса. При этом она, плача, обливала их слезами и волосами отирала их.      За такое поведение Христос сказал, что прощаются грехи её многие, потому что она возлюбила много.

А поведение высокомерного фарисея Господь осудил.      В нашем поведении, как и в речи, и в одежде должны быть видны: кротость, чистота и смирение – только тогда мы будем светом для мира. А если мы гордые, имеем своевольный характер, проявляем непокорность старшим, своим родителям, неблагодарные, то кто будет интересоваться нашим Богом? Могут ли люди, видя наше поведение, увидеть красоту и величие нашего Бога?      Если в нашем поведении что-то нечисто, то это значит, что наши отношения с Богом неправильны, у нас нет благоговения.

     Благоговение всегда выражается через послушание Слову Божию.

     Благоговение на богослужении      На богослужении мы стоим перед лицом Божиим, там присутствует Сам Христос. Поэтому наше поведение должно быть безупречным. Если в обычной жизни мы должны иметь благоговение, то на богослужении – вдвойне.      Богослужение – это проповеди, молитвы, пение, свидетельства.

     В Библии описывается, как Бог умертвил двух священников, Надава и Авиуда, за то, что они нарушили Божие постановление и принесли пред Богом огонь чуждый. Если бы они имели благоговение, то с ними этого не случилось бы.      И мы должны быть очень осторожными на богослужении, чтобы Бог не наказал нас.      Царь Давид в Пс.

Обратите внимание

2, 11-12 говорит: «Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом,… чтобы Он не прогневался…»      Богослужение должно совершаться под знаком радости и благоговения.      В Библии нигде не сказано, чтобы левиты на богослужении плясали, хлопали в ладоши, смеялись. Такие поступки явились бы кощунством на святом месте.

     Бог наш есть огонь поядающий, и только страх Божий и благоговение предохраняют нас от этого огня, от гнева Божия.      Если поём, говорим стихи, то это должно быть для славы Божией.      Проповеди, песни, стихи, должны раскрывать красоту Бога и Его величие. Песни не должны быть похожи на мирские.

     Моисей так говорил Богу: «Все святые Его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим». Втор. 33, 3.      Все ли мы приходим на богослужение, чтобы припасть к стопам Его?

     Иногда видно, как дети во время богослужения находятся во дворе или в коридорах, разговаривают между собой, смеются и даже могут поссориться. Некоторые жуют жвачку, обсуждают проповедников. Эти дети не имеют страха Божия и благоговения пред Ним.

     Благоговение на молитве      На молитве должно быть особое благоговение, больше чем на богослужении. Когда мы молимся, мы разговариваем с Богом.      В Израиле молились ниц пред Богом, и у нас в церкви такой же порядок. Есть верующие, которые молятся лёжа, сидя или стоя.

Они говорят, что Богу это всё равно, Он слышит нас с любого места.      Бог слышит молитвы больных, когда они лежат, Бог слышит молитву людей, когда они в беде, с любого места, если обстоятельства не позволяют стать на колени. Но здоровые должны поклоняться Богу буквально, склоняясь на коленях до земли.

Читайте также:  Молитва пресвятой богородице "неупиваемая чаша"

     Христос и Его ученики молились на коленях, это мы видим из Писания. Лук. 22, 41; Мф. 26, 39.

     В Пс. 94, 6 сказано: «Придите, поклонимся и припадём, преклоним колена пред лицом Господа, Творца нашего»..

Важно

     Если мало места и нет возможности всем склониться ниц, надо хотя бы встать, благоговейно склонив голову и закрыв глаза, чтоб ничто внешнее не мешало сердечному разговору с Богом.

     Ложное благоговение      В жизни христиан бывает ложное благоговение. И хотя внешнее проявление ложного и истинного благоговения может быть одинаковым, но между ними есть большая духовная разница. Ложное благоговение – это когда сердце человека далеко от Бога, т.е. на самом деле он и не благоговеет пред Богом, а заботится лишь о мнении людей.

Такой человек хочет выглядеть благочестивым пред людьми только ради своей выгоды – чтобы его любили, уважали, хорошо к нему относились. Такой человек выглядит и ведёт себя неодинаково в церкви, дома, в школе или на работе – подстраивается под людей, не думая о том, что Бог видит его сердце.

Не делая явных грехов, он делает грехи тайные, допуская в своей жизни нечестность, лукавство, лицемерие, клевету.

     Брат Михаил писал, что благоговение должно быть только пред Богом.

     Почему нет благоговения?      1. Препятствует диавол. Он решил поставить себя наравне с Богом, и был изгнан с неба. Такую же работу он проводит и среди людей. Адаму и Еве он внушил нарушить заповедь, говоря, что они будут, как боги. Быт. 3, 5.

     2. Когда Библия не является для людей абсолютным авторитетом. Для таких голос людей важнее, чем голос Божий: молитва ниц?– это старомодно; скромная одежда? – это не для нас.

     Если мы зависим от людей, то Бога чтить и благоговеть пред Ним мы не сможем.

     3. Ожесточение сердца, происходящее от греха. Евр. 3, 13.

     Что ожидает не благоговеющих? Суд Божий.

               Аминь.

               Яков МОРОЗОВ

>

Источник: http://uhendus-kristuses.com/load/36-1-0-95

Обрядоверие или благоговение?

В среде православных верующих часто можно встретить желание помолиться непременно перед чудотворной иконой, съездить в самое благодатное место, привезти земли с могилы того или иного святого, засушить и оставить дома подаренную батюшкой просфорку и т.д.

Насколько такие моменты приближают нас к язычеству, или же они просто – свидетельство благоговения перед Божественным? Почему одни люди никак не воспринимают иконы определенной традиции, а для других это не имеет значения? Как вообще научиться разбираться в церковном искусстве, и для чего это нужно? Беседуем об этом с преподавателем Сретенской духовной семинарии, доцентом Московской духовной академии Олегом Викторовичем Стародубцевым.

– Олег Викторович, существует ли разница, перед какой иконой молиться: перед бумажной или написанной на дереве?

–В Писании сказано: «По вере вашей да будет вам» – начнем с этого. Любые чудотворные иконы, которые посылает нам Бог, даются нам за наше неверие – чтобы нашу веру укрепить. Поэтому перед любым образом мы можем молиться с верой, ведь мы обращаемся не к доске, не к бумаге, не к фреске, не к мозаике, а к образу, а через него – к Первообразу.

Молитва может быть сердечной и без иконы. Икона есть проявление внутреннего духовного состояния человека. Вот почему современный человек может сказать: икона XII века мне не так нравится, как икона века 17-го.

Совет

Человек воспринимает то, что ему ближе. Но в наше время вообще все перемешалось: у нас порой ищется не образ, а стиль, или оценивается не икона, а ее цена.

 «Это вот дорогая икона, такая икона мне нужна для венчания…» или «это икона такого-то художника» и т.п.

Когда начинают гнаться за определенным стилем или эпохой, я полагаю, это не совсем правильная позиция, и о глубине нашего духовного мира она не говорит. К иконе нужно относиться с пониманием ее внутреннего содержания. Даже если она бумажная. Ведь и бумажные иконы мироточат, мы об этом знаем.

Обрядоверие или благоговение?

– Очень распространено такое явление, как стремление иметь, скажем, сухарики, освященные на мощах или личных вещах святого, песочек с могилки святого и так далее. Как к этому относиться?

– Подобная практика пришла к нам из Европы. Именно там, в силу секуляризации общества, еще в XVIII – XIX веке стали появляться подобные предметы, которые были памятью о какой-то святыне. Это были мелкие предметы: флакончики, брелочки и так далее. Постепенно это вошло и в нашу традицию.

Но не будем забывать о том, что и наши предки еще в XII – XIII веках, побывав в святых местах, привозили с собой землю, например. Эта практика всегда была.

Например, люди привозили землю из Иерусалима для того, чтобы положить ее на кладбище, и это кладбище считалось наиболее «престижным»…

Что касается современной жизни, лично я, например, не принимаю ни от кого никаких мелких вещей: иконки с календарями, брелки со Святой земли и прочее. Я не воспринимаю ничего того, что мне будет не нужно.

Потому что такие вещи, в конечном итоге, заполняют наше пространство и святынями перестают быть. Пусть икон будет две-три, те, которые напоминают мне о моих предках, о моей бабушке и дедушке, и так далее. Пусть этих вещей будет минимальное количество.

 Не должно быть у православного человека кучи засохших просфорок, сухариков разных, камушков.

Может быть, на каком-то определенном этапе духовного становления это и нужно. Но если человек из этого состояния не выходит, накапливает все это, считает, что в этих мелких предметах – его традиция и православная культура, то, я полагаю, это путь уже языческий, и это неправильно.

Обрядоверие или благоговение?

– А как вы относитесь к виртуальным иконам? Сегодня многие ставят в социальных сетях, к примеру, иконы вместо своих фотографий на страничке. Является ли это благоговением? Ведь интернет такое пространство, где встречается много негативного и порою кощунственного…

– Мы, люди моего поколения, – счастливые люди, потому что жили в те времена, когда не было ни мобильных телефонов, ни интернета. Мы читали, общались, писали письма, записки и прочее. Как ни странно, для меня ничего не изменилось. Хотя я тоже пользуюсь интернетом, и телефоном, и другими новшествами.

Обратите внимание

 Но вот этот виртуальный мир, вы меня простите, но он обманывает нас с вами. Это – тварный свет, исходящий изнутри, электрический, который создает впечатление более яркой, чем мир окружающий, картинки. И когда человек погружается в этот виртуальный мир, ему кажется, что там вся жизнь.

Он переписывается без конца, общается… Я даже слышал уже о таком явлении, как исповедь по интернету. Осталось только поклониться этому идолу!

Сомневаюсь, что можно приобщиться благодати, выслушав правило по интернету.

Человек хочет быть в курсе церковной жизни, просматривая православные сайты и сайт Патриархии? Конечно, он должен быть в курсе современной жизни, но это не должно заменять ему настоящую церковную благодатную жизнь.

 Интернет дает некую иллюзию свободы, ведь я могу любую страничку открыть, найти любую информацию, любому написать. Безумный человек!..

Я ни в коем случае ни вас, ни наших читателей не пытаюсь вернуть в каменный век. Но человек должен владеть ситуацией, а не интернет должен владеть им.

– Есть в православной среде такое расхожее словосочетание – «благодатное место». Говорят, «там благодатное место» или «вот там еще благодатнее».

– Этот термин правильный. И он говорит о нашей с вами слабой вере. Бог вездесущ, но по нашему неверию Господь посылает нам чудотворные иконы, являет чудеса. Поэтому нам кажется, что блаженная Матрона услышит нас только в Покровском монастыре в Москве, а в другом месте – не услышит.

 Но, с другой стороны, когда человек действительно проделал этот путь к монастырю, к мощам, к чудотворным иконам, путь веры, в этом действительно что-то есть. Как сказал один иностранец, посетивший наше богослужение: «Вы знаете, я теперь понял русского человека! Вы выстаиваете свою веру ногами!».

 Поэтому какие-то паломничества к благодатным местам имеют место быть. Но это все для укрепления веры!

Обрядоверие или благоговение?

– А когда говорят об иконах. К примеру, эта икона благодатнее…

– Ну, пусть будет так. Если человек через проделанный путь или через молитву, над которой он потрудился, получает милость Божию, то пусть называет это, как хочет.

– Как современному молодому человеку развить вкус к церковному искусству?

– Здесь я могу посоветовать, хотя именно вам этот совет, может быть, и не подходит, а вот другим – да. Поступайте в Сретенскую семинарию! Получайте комплексные знания. Потому что привить вкус к чему-то одному нельзя. Нельзя человека научить просто любить балет. Есть история балета, традиции, есть люди, хореографы, балетмейстеры.

Когда целиком человек почувствует русский балет, тогда он сможет отличать истинное искусство от пошлости, настоящие постановки – от бездарности. Необходимо, чтобы человек сам, своим внутренним миром, научился давать правильную оценку. Невозможно рассказать обо всем, что такое хорошо, а что такое плохо.

Важно

Так вот, чтобы чувствовать икону, нужно знать историю Церкви, историю нашего Отечества, историю появления тех или иных икон.

– Но ведь не все могут в семинарию поступить…

– Есть еще Православный Свято-Тихоновский университет. Там тоже замечательно учат.

– То есть надо расширять свой кругозор?

– Именно так. Только таким способом. Человек должен сам собирать информацию. Откройте тот же интернет и посмотрите – там полторы тысячи икон! Вот это будет польза от него. Смотрите не только русские иконы, ведь в Европе тоже имеются совершенно потрясающие шедевры духа – Микеланджело, Рафаэль.

Микеланджело творил, пока папа Римский его использовал, стравливал великих художников. После работы над Сикстинской капеллой Микеланджело превратился в дряхлого старика, у него впала грудь. А он все это время был разменной монетой в интригах. Но ведь как талантливо сделана его роспись!

– Куда можно съездить в Москве, чтобы увидеть настоящие произведения церковного искусства?

– Вот недавно был отреставрирован Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Это колоссальный проект. Вот красота! XVII век. Или взять храм Животворящей Троицы, что в Никитниках. Тоже – какая красота! Успенский собор Кремля.

Шестьдесят восемь икон – где вы еще такое увидите, где почувствуете такую мощь? Архангельский собор, где покоятся русские князья и цари. Благовещенский собор, где полы выложены драгоценной яшмой.

В Москве огромное количество храмов, куда можно сходить, потом – изучить историю храма, биографию архитекторов, художников, и тогда у вас будут целостные знания. Тогда вы уже сможете отличать то, что вам понравилось, и сможете это обосновать.

– А в Третьяковской галерее?..

– Там вы увидите, как русская икона вырвана из церковного контекста и поставлена под музейные софиты. Как сиротливо она выглядит там…

– У вас есть любимая икона?

– У меня большая коллекция икон XIX века. Я как художник и реставратор склонен к традиции этого времени. Если говорить о конкретной иконе, то мне очень нравится икона в нашем Трапезном храме в Троице-Сергиевой лавре, привезенная из какого-то закрытого храма. На ней изображен святитель Николай.

Икона примерно полтора метра высотой, это пример академической живописи, ничего особенного вроде нет… Но мне эта икона особенно близка, потому что мне еще мой духовник когда-то сказал: «Пойди, помолись перед ней». Ее особенность в том, что святитель Николай на ней изображен так, что одна ножка у него чуть впереди, а второй не видно, поэтому ее называют «святитель Николай на одной ноге».

Но это просто иконописец так изобразил святого. Вот эта икона мне очень близка по духу.

— Спасибо, Олег Викторович, за ваши ответы!

Беседовал Алексей Лысенко
Сретенская Духовная Семинария

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/obryadoverie-ili-blagogovenie/

Ссылка на основную публикацию