Жизнь шмемана александра дмитриевича

Жизнь Шмемана Александра Дмитриевича

Александр Дмитриевич имеет славу уважаемого христианского богослова, священнослужителя, ученого, посвятившего себя служению религиозным идеалам и миссионерству.

Его литературное наследие помогает мирянам по-новому взглянуть на основы учения Христа. Оно интересно и отечественным читателям и западным, которые имеют возможность через эти рукописи ближе познакомиться с традицией восточного аскетизма.

Имя А. Шмемана пользуется большим авторитетом в среде православного общества.

Биография богослова

Священнослужитель происходит из поколения, называемого «детьми эмиграции», которые сберегли в своем естестве дух русского единства, несмотря на то, что их взросление не проходило на территории нашего Отечества.

  • Отец Александра Дмитрий родился в семье тайного советника и сенатора Н. Шмемана, он получил высшее образование в Петербурге, честно служил в армии, но после революционных движений со своей семьей (женой и маленькой дочерью) покинул родину. Супруги поселились в Эстонии, в 1921 г. у них родились братья-близнецы, которых назвали Александром и Андреем. Спустя время семейство обосновалось в Париже.Священнослужитель Александр Шмеман
  • Будущий священнослужитель Александр Шмеман поступил в версальский кадетский корпус, а позже перешел в лицей Карно. В юноше загорелось стремление выучиться на духовника, поэтому он подал документы в православный богословский институт, находящийся в Париже. Здесь он слушал лекции видных российских богословов, читал русскую литературу, в конце обучения защитил диссертацию на тему «история церкви Византии».
  • В начале 1943 г. Александр обвенчался с Ульяной Осоргиной, их брак продлился больше 40 лет. Окончив Свято-Сергиев институт, будущий священнослужитель преподавал в стенах этого учебного заведения церковную историю в течение шести лет. В середине осени 1946 г. А. Шмеман получил чин диакона, а через небольшой срок — сан священнослужителя. На протяжении нескольких лет он совмещал преподавание в университете, богословскую литературную деятельность, работу в редакции православного журнала и служение в приходе.
  • Летом 1951 г. отца Александра и его семью пригласил в США ученый священник Георгий Флоровский. А. Шмеман взял на себя обязанности преподавания в одной из духовных семинарий Нью-Йорка, это позволило ему раскрыть свой потенциал пастырской и миссионерской деятельности.
  • В 1953 г. отца Александра удостоили сана протоиерея, через 17 лет он получил сан протопресвитера.
  • В 1959 г. священнослужитель защитил докторскую диссертацию.
  • В период с 1963 по 1979 гг. состоял заместителем христианского движения студентов в США.
  • Скончался А. Шмеман в 1983 г. на 62 году жизни.

Анализ поведения эмигрантов

Заметную роль в творчестве А. Шмемана исполняет цикл дневников, которые создавались на протяжении последних 10 лет жизни.

  • Тексты скрупулезно рассматривают и обозревают быт русской эмиграции в странах Европы и Американского континента. В записках четко прослеживается характер духовного климата, а также трудности для Православной Церкви в условиях отдаления от родины. В дневниках отца Александра находится откровенный самоанализ самого автора, который рассмотрел личную деятельность в области пастырского служения и современной культуры.Дневники 1973-1983. Протопресвитер Александр Шмеман
  • А. Шмеман также описал в своих трудах размышления о центральной миссии христианской религии в современном обществе, о различии между истинным вероучением и ложным. В дневниках и публицистических статьях священнослужитель повествует о том, как изменилось мироощущение людей поколения эмиграции. Эти наблюдения отличаются масштабностью обобщения, так как основаны на собственном опыте. Автор отмечал, что Россия была там, где они (эмигранты) находились вместе с семьей: в Эстонии, Сербии, Франции.
  • Эмиграцию А. Шмеман часто называет трагическим избранством. Автор любит Россию, которую распяли на кресте грозные ненавистники христианства (большевики). Отец Александр в своих дневниках призывает спасти Отечество и воскресить, а после этого прорастить на отчизне семена истинной религии. Эмигранты живут в своей личной абсолютизированной России и не иссякает их любовь к настоящей родине.
  • В изображении собственной судьбы вдалеке от Отечества отец Александр избегает нарочитой сентиментальности, но видит во всем этом глубокий замысел Провидения, который распространил Православие по всему миру. Автор записок и дневников убежден, что эмигранты получили возможность присутствовать на родной земле через вхождение в храмы, так как именно Церковь у них стала отождествляться с Матушкой-Россией. Подобное рассуждение открыло путь к исцелению их душ, потому что те, кого изгнали из родины, не знали её настоящего лица.
  • Эмигрантский опыт позволил А. Шмеману глубоко проанализировать русскую историю и культуру. Как в современности, так и в древней истории Отечества автор распознает сосуществование имперского псевдохристианского тщеславия государства с чувствами покаяния, поиска свободы от мирских невзгод, зачарованности Священным Писанием. Священнослужитель отмечает, что в долгом противоборстве этих двух сторон России и проходит её история, рождается неземная духовность и национальная гордость.

На заметку! Священнослужитель негативно отзывался о политике СССР, он обвинял правительство страны в том, что российской православие потеряло авторитет в мире. Даже после распада Советского Союза на территории страны нельзя было приобрести литературный труд А. Шмемана. Некоторые консервативные священнослужители считают его еретиком и запрещают читать произведения отца Александра.

Рассмотрение важнейших вопросов

Центральная тематика произведений отца Александра — проблема духовного бытия для человека, а также способность различать истинное учение Христа от ложного. Религия, по словам протопресвитера Шмемана, есть одновременное проявление жажды божественного и способность принести жертву ради Небесного Царства.

  • Создавая литературные труды, отец Александр неоднократно анализирует эпохи кризиса в православном сознании. Он связывает это падение с подменой истинной устремленности к Всевышнему Творцу псевдорелигиозность, показным благочестием, и неугасимым эгоцентризмом. Автор сравнивает подобные заблуждения с пространными и заносчивыми разговорами о «духовности», рабством и страхом.Книги Александра Шмемана
  • Современное христианство чрезмерно погружается в пустословие и диалог о проблемах религии, при этом отказываясь от истинной радости знания. Народ стал воспринимать Церковь как обыкновенное религиозное учреждение, а не как свидетельство о существовании Бога. Автор воспринимает западное христианство как организацию, которая нацелена, в первую очередь, на педантичное исполнение всех положенных ритуалов. Это притупляет чувство божественности, идущей от самого Евангелие.
  • Протопресвитер А. Шмеман с удивительной точностью подмечает, что настоящий религиозный мир легко обходится без знания о Едином Боге, но не может существовать без идолов, «богов», в которых постепенно превращаются термины «Церковь», «благочестие», «вера».
  • Отец Александр заявляет: «Культура любой эпохи, словно зеркало, отражает религиозное отношение людей к собственной жизни». Христианин обязан рассмотреть свои поступки через призму хода истории. Религия же должна судить культуру настоящего века, обличать в ней греховность, а после — облагораживать, ведь христианское мировоззрение находится выше материалистических идей. Однако отрицание мировой культуры Православием он называет варварством, ведь Христос не отказывался от народа невежественного и заблудшего, но желал исцеления оного.

На заметку! Литературное наследие протопресвитера А. Шмемана дает читателям уникальный опыт духовного и морального осмысления личности, культурного фона, истории. В его трудах выделяется свидетельство о Мессии и Церкви, полученное путем индивидуального опыта.

Наследие в православии

Протопресвитера Александра называют выдающимся богословом, проповедником, педагогом и основателем Православной Церкви на территории американского континента.

Его труды только с недавнего времени начали тщательно осмыслять российские гуманитарные исследователи.

Священнослужитель посредством рукописей пытался донести до современных христиан важные идеи, о которых они стали постепенно забывать.

Основные книги священнослужителя рассматривают тематику литургического богословия. Его труды переведены на многие европейские языки, они пользовались достаточным успехом среди христиан.

В России большую известность протопресвитер А. Шмеман обрел в 90-е годы.

В последние годы своего бытия священнослужитель пришел к выводу, что только Православие со своими ортодоксальными утверждениями во многих аспектах жизни способно противостоять разложению мира.

На заметку! Проповеди отца Александра считаются выдающимся образцом православного богословия XX столетия. В его напутствиях христианин ощущает прекрасно развитую речь автора и конструктивное мышление.

В проповедях протопресвитера Александра чувствуется миссионерская направленность, которая относится не только к религиозно настроенному народу, но и скептикам, любящим подвергать православные догматы и историю Церкви большим сомнениям.

Обратите внимание

Часто автор использует прием, при котором он вживается в роль недоумевающего слушателя и пытается разъяснить самому себе какой-либо вопрос простыми словами. Он предпочитает сживаться с народом и открывать те или иные догматы посредством правильного рассуждения.

Документальный фильм об Александре Шмемане

Мар 11, 2019 13:07Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-shmemana-aleksandra.html

протопресвитер Александр Шмеман

протопресвитер Александр Шмеман (13.09.1921–13.12.1983)

Протопресвитер Александр Шмеман известен верующим как проповедник, христианский мыслитель, автор ряда научных и научно-популярных богословских трудов.

Александр родился 13 сентября 1921 года, рос и воспитывался в довольно известной семье. Его родной отец, Дмитрий Николаевич, происходил из семьи государственного деятеля, сенатора Шмемана Николая Эдуардовича. Он верой и правдой служил своему Отечеству в лейб-гвардейском Семеновском полку.

Пожар февральской, а затем и октябрьской революций 1917 года, перевернувший политическую и социальную ситуацию в стране, вынудил его эмигрировать из России вслед за любимой супругой, Анной Тихоновной.

Семья Дмитрия Шмемана обосновалась в Эстонии. Здесь, в городе Ревеле, родился будущий протопресвитер Александр.

Пребывание на территории Эстонии продолжалось до 1928 года. Затем, Промыслом Божьим, семья перебралась в Белград; потом — во Францию, в Париж, где и осела.

Читайте также:  Что такое рай в православии и как туда попасть

С 1930 года Александр проходил обучение в Версальском кадетском корпусе. Здесь, помимо приобретения теоретических и практических знаний, он приобщался к ответственности, дисциплине и самодисциплине.

После выпуска из кадетского корпуса, состоявшегося в 1938 году, в 1939 году продолжил образование в лицее Карно.

На пути ко священству

Имея твёрдое намерение овладеть давно интересовавшими его богословскими знаниями, он решил поступить в Парижский Свято-Сергиевский православный богословский институт, что и было исполнено.

Основанный в 20-х годах (XX века) при активном участии представителей русского зарубежья, институт являлся одним из важнейших духовных и просветительских центров Православия во Франции и даже в Европе.

За время обучения Александр проявил себя как талантливый, целеустремленный студент. Много времени он проводил за книгами и душеполезными беседами. Стараясь постичь все обязательные к изучению дисциплины, особое предпочтение он оказывал истории Церкви.

Важно

Так он стал учеником А. Карташева, видного историка, известного общественного деятеля, эмигрировавшего из России по тем же причиинам, что и многие из его современников.

Карташев стоял у истоков создания Богословского института и был искренне предан науке. Под его мудрым и опытным руководством А. Шмеман составил и защитил кандидатскую диссертацию. Центральным предметом исследования этой работы стала Византийская церковная история.

В период с 1945 по 1951 год Александр Дмитриевич трудился в Свято-Сергиевском институте в должности преподавателя истории Церкви. Стремление глубоко преподать материал, сопровождаемое умением ясного и четкого изложения мысли, делали его объектом уважения как стороны студенческого коллектива, так и со стороны профессорско-преподавательского состава.

В январе 1943 года А. Шмеман связал себя браком с внучкой протоиерея Михаила Осоргина, Ульяной (Юлианой) Сергеевной. Брак получился счастливым. Их супружеский союз продолжался более сорока лет. В 1945 году Ульяна родила сына, Сергея. И дочерей: в 1944 дочь Анну, а в 1948 году Марию.

Диаконское и священническое служение

В 1946 году Александр Дмитриевич удостоился возведения в сан диакона, а некоторое время спустя — в звание священника.

С этого же года он стал трудиться на должности помощника настоятеля Православного храма святых Константина и Елены, располагавшегося в Кламаре.

Пастырскую и научно-преподавательскую деятельность отец Александр сочетал с деятельностью редактора издания «Церковный вестник».

В 1951 году решением церковного начальства определен настоятелем храма Рождества Богородицы. Храм находился в Пти-Кламаре. Известность отца Александра как пламенного проповедника, способствовала привлечению под своды церкви (помимо местных прихожан) жителей из других областей.

В том же, 1951-м году, переселился, вместе с женой и детьми, в город Нью-Йорк и занял место доцента в Свято-Владимирской семинарии в США, при кафедре литургики и церковной истории. В силу сложившихся обстоятельств и личного желания самого священника А. Шмемана Северо-Американская митрополия приняла его под свою юрисдикцию.

Высокий образовательный уровень и популярность способствовали присвоению ему звания почетного доктора церковных наук целым рядом учебно-образовательных учреждений: Нью-Йоркской Генеральной богословской семинарией, Бостонским богословским институтом Святого Креста, Истонским колледжем Лафайет.

В 1953 году отец Александр был возведен в звание протоиерея.

В 1959 году успешно защитил диссертацию на соискание докторской степени. Содержание работы отображало исследование в сфере литургического богословия.

Совет

В 1962 году ему был доверен ответственный пост руководителя Свято-Владимирской семинарии. На этом месте он проработал до конца земной жизни. За время его деятельности был предпринят ряд продуктивных мер, повысивших качество семинарского образования и уровень внутренней дисциплины.

Кроме научной, пастырской и писательской деятельности, принимал участие в работе радио «Свобода», где вел специальную просветительскую религиозную программу.

С 1964 года состоял в членстве Митрополичьего совета. Пребывая на этом посту играл важную роль в формировании основ и признании автокефалии Православной Церкви в Америке.

В 1970 году по решению церковного руководства возведен в протопресвитера.

Смерть отца Александра наступила, когда он находился в Нью-Йорке, 13 декабря 1983 года.

Сочинения

  • Церковь и церковное устройство. – Париж, 1949. 24 с.
  • Таинство крещения. – Париж: Издание “Церковного Вестника”, 1951. 31 с. (2-е издание – М.; Париж: Крутицкое подворье; YMCA-Press; Русский путь, 1996. 46 с.).
  • Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 388 с. (2-е издание – Париж: YMCA-Press, 1985; 3-е издание – Париж: YMCA-Press, 1989; 4-е издание, репринт – М.: Паломник, 1993) (Английский перевод – London: Harvill Press, 1963. 359 p.).
  • Введение в литургическое богословие. – Париж, 1961. 247 с. (2-е издание – М.: Крутицкое подворье, 1996. 247 с.) (Английский перевод (London; Portland (Me.): The Faith Press; The American Orthodox Press, 1966. 170 p.); 2-е издание (Leighton Buzzard (Beds.): The Faith Press; New York: St. Vladimir's Seminary Press, 1975. 170 p.)).
  • For the Life of the World. – New York, 1963 (Русский перевод – За жизнь мира. – Нью-Йорк: Religious Books for Russia, 1983. 103 с.; 2-е издание – Вильнюс: Весть, [199_]. – 103 с.; 3-е издание – Электросталь: Полиграмм, 2001. 89 с.).
  • Ultimate Questions: An Anthology of Modern Russian Religious Thought. – New York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1965. 310 p. (составление, вступительная статья).
  • Таинства и православие. – Нью-Йорк, 1965 (Английский перевод – The World as Sacrament. – London, 1965. 142 p.).
  • Great Lent. – Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1969. 124 p. (Русский перевод – Великий Пост. – М.: Московский рабочий, 1993. – 111 с.) (Французский (Le Grand Careme. – Begrolles-en-Mauges: Bellefontaine, 1974), голландский (1976) переводы).
  • Of Water and the Spirit: A Liturgical Study of Baptism. – Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1974 (London: SPCK, 1976. 169 p.) (Водою и Духом: О таинстве крещения / Пер. – М.: Гнозис; Паломник, 1993. – 224 с.; 2-е издание – М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. 199 с.; 3-е издание – М.: Паломникъ, 2001. -223 с.). (Французский перевод – D'Eau et d'Esprit. – Paris: Desclee de Brouwer, 1988. 212 p.).
  • Евхаристия: Таинство Царства. – Paris: УМСА-Press, 1984. 304 с. (2-е издание, репринт – М.: Паломник, 1992; 3-е издание – М.: Паломникъ, 2001). (Французский (L'Eucharistie, sacrement du Royaume. – Paris: УМСА-Press; O.E.I.L., 1985. 276 p.), английский переводы).
  • Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе / Перевод с английского. -М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. -267 с.
  • Проповеди и беседы. -М.: Паломникъ, 2000. -207 с.
  • Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию. – М.; Париж: Православный Свято-Тихоновский богословский институт; Православный Свято-Сергиевский богословский институт; 1993. 48 с. (2-е издание – Клин: Христианская жизнь, 2001. 62 с.).
  • The Journals of Father Alexander Schmemann: 1973-1983. – Crestwood: St. Vladimir's Seminary Press, 2002 (Русское издание, расширенное и дополненное – Дневники: 1973-1983. – М.: Русский Путь, 2005. – 717 с.).

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/

За жизнь мира (Шмеман Александр Дмитриевич)

Эта небольшая книжка была написана в 1963 г. по просьбе устроителей всеамериканской конференции Национальной Христианской Студенческой Федерации. В то время в США нарастала очередная волна горячих споров о месте и роли христиан в мире.

И в спорах этих обострялось разделение между теми, кто звал христиан и христианские церкви к принятию этой секуляризации, к участию в социальной, экономической и политической борьбе, и теми, кто чаял духовного возрождения Церкви. И те и другие, надо сказать, очень мало знали о православии.

Их представление исчерпывалось длинными архаическими службами, равнодушием к мирским делам, заботой о спасении души и полным отрывом от «современности». Но вот нашлось среди них несколько человек, более осведомленных, получивших — в богослужении, в книгах, в личных встречах не только большее знание православия, но и личный опыт его.

И они уговорили устроителей конференции пригласить православного богослова, который объяснил бы подлинное отношение Православия к миру и самое трудное для западного христианина — укорененность этого отношения в православном богослужении, в литургическом предании.

Читайте также:  Икона пресвятой богородице «целительница»

Этим богословом на конференции в Athens, Ohio, в декабре 1963 г. оказался я. Каждому участнику конференции (а их было свыше 2000) была послана моя книга, как своего рода программа ее.

По всей вероятности, с Божьей помощью мне что-то удалось разъяснить, ибо книга получила широкое распространение и за истекшие двадцать лет вышла в переводе на французский, немец кий, итальянский, сербский, греческий, финский и японский языки.

Но в течение последующих лет я неизменно отказывался от издания ее на моем родном — русском — языке и вот по какой причине.

Обратите внимание

Написанная по-английски и для читателей, религиозный и церковный опыт которых глубоко отличен от опыта русского, книга всегда ощущалась мной как написанная не в русской тональности, которая может быть понята как «поучение» тем, живущим в условиях гонений на религию, от которых нам надобно поучаться верности Церкви, жажде узнать ее веру и жить по ней, искать, превыше всего, Христа и Им и в Нем даруемого Царства Божия. Но участившиеся просьбы — главное из России — издать книгу по-русски пересилили мое сопротивление и я сдался.

Кое-что, относящееся исключительно к западной, или даже к американской религиозной ситуации, я опустил, многое переписал.

Не знаю — помогло это или повредило книге, написанной в оригинале одним «порывом». Об этом да судит читатель. Но даже если немногие найдут для себя в этой книге нечто полезное я буду благодарен Богу.

Для меня же обращаться к русскому верующему или ищущему веры – большая радость.

Источник: http://bookre.org/reader?file=32634

Шмеман александр дмитриевич – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Протопресвитер Александр Шмеман

Александр Дмитриевич Шмеман (1921 – 1983), протопресвитер, церковный деятель, миссионер, доктор богословия

Родился 13 сентября 1921 года в городе Ревель [1] в Эстонии в семье офицера Лейб-Гвардии Семеновского полка.

До 1928 года жил с родителями в Эстонии, затем год в Белграде, а с 1929 года – в Париже.

В 1938 году окончил русский кадетский корпус в Версале, в 1939 году – французский лицей Карно (Carnot).

В январе 1943 года женился на Юлиане (Ульяне) Сергеевне Осоргиной (род. 1923), внучке протоиерея Михаила Осоргина. В 1945 году родился сын Сергей, а в 1948 – дочь Мария (в замужестве – Ткачук).

В 1945 году окончил Парижский Свято-Сергиевский богословский институт.

В 1945 – 1951 годах работал преподавателем церковной истории в Свято-Сергиевском институте.

В 1946 году рукоположен во диакона и во священника.

Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД) (в течение длительного времени был заместителем председателя (вице-председателем) Движения) и содружества имени святого Албания и преподобного Сергия.

В 1946 – 1951 годах — помощник настоятеля церкви святых Константина и Елены в Кламаре (Франция), редактор епархиального журнала «Церковный вестник».

Важно

В 1951 году с женой и детьми переселился в Нью-Йорк, приняв приглашение Свято-Владимирской духовной семинарии, где долгое время преподавал, а с 1962 по 1983 год был ее деканом.

Также преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах. В течение трёх десятилетий вёл религиозную программу на радио «Свобода».

Служил в юрисдикции Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви.

В 1953 году возведен в сан протоиерея.

В 1959 году защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию.

В 1970 году возведен в сан протопресвитера.

Был активным сторонником обретения автокефалии Северо-Американской митрополией, приложил немало усилий для становления поместной Православной Церкви в Америке.

Почетный доктор ряда университетов. Был членом Митрополичьего совета. Много выступал с проповедями по радио в передачах для России. Является автором большого числа книг и статей. Основные труды посвящены литургическому богословию, прежде всего Таинству Евхаристии и истории. Также опубликованы его дневники.

Скончался 13 декабря 1983 года в Нью-Йорке.

Сочинения

  • Церковь и церковное устройство. – Париж, 1949. 24 с.
  • Таинство крещения. – Париж: Издание “Церковного Вестника”, 1951. 31 с. (2-е издание – М.; Париж: Крутицкое подворье; YMCA-Press; Русский путь, 1996. 46 с.).
  • Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 388 с. (2-е издание – Париж: YMCA-Press, 1985; 3-е издание – Париж: YMCA-Press, 1989; 4-е издание, репринт – М.: Паломник, 1993) (Английский перевод – London: Harvill Press, 1963. 359 p.).
  • Введение в литургическое богословие. – Париж, 1961. 247 с. (2-е издание – М.: Крутицкое подворье, 1996. 247 с.) (Английский перевод (London; Portland (Me.): The Faith Press; The American Orthodox Press, 1966. 170 p.); 2-е издание (Leighton Buzzard (Beds.): The Faith Press; New York: St. Vladimir's Seminary Press, 1975. 170 p.)).
  • For the Life of the World. – New York, 1963 (Русский перевод – За жизнь мира. – Нью-Йорк: Religious Books for Russia, 1983. 103 с.; 2-е издание – Вильнюс: Весть, [199_]. – 103 с.; 3-е издание – Электросталь: Полиграмм, 2001. 89 с.).
  • Ultimate Questions: An Anthology of Modern Russian Religious Thought. – New York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1965. 310 p. (составление, вступительная статья).
  • Таинства и православие. – Нью-Йорк, 1965 (Английский перевод – The World as Sacrament. – London, 1965. 142 p.).
  • Great Lent. – Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1969. 124 p. (Русский перевод – Великий Пост. – М.: Московский рабочий, 1993. – 111 с.) (Французский (Le Grand Careme. – Begrolles-en-Mauges: Bellefontaine, 1974), голландский (1976) переводы).
  • Of Water and the Spirit: A Liturgical Study of Baptism. – Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1974 (London: SPCK, 1976. 169 p.) (Водою и Духом: О таинстве крещения / Пер. – М.: Гнозис; Паломник, 1993. – 224 с.; 2-е издание – М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. 199 с.; 3-е издание – М.: Паломникъ, 2001. -223 с.). (Французский перевод – D'Eau et d'Esprit. – Paris: Desclee de Brouwer, 1988. 212 p.).
  • Евхаристия: Таинство Царства. – Paris: УМСА-Press, 1984. 304 с. (2-е издание, репринт – М.: Паломник, 1992; 3-е издание – М.: Паломникъ, 2001). (Французский (L'Eucharistie, sacrement du Royaume. – Paris: УМСА-Press; O.E.I.L., 1985. 276 p.), английский переводы).
  • Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе / Перевод с английского. -М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. -267 с.
  • Проповеди и беседы. -М.: Паломникъ, 2000. -207 с.
  • Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию. – М.; Париж: Православный Свято-Тихоновский богословский институт; Православный Свято-Сергиевский богословский институт; 1993. 48 с. (2-е издание – Клин: Христианская жизнь, 2001. 62 с.).
  • The Journals of Father Alexander Schmemann: 1973-1983. – Crestwood: St. Vladimir's Seminary Press, 2002 (Русское издание, расширенное и дополненное – Дневники: 1973-1983. – М.: Русский Путь, 2005. – 717 с.).
Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "табынская"

Использованные материалы

[1]  В настоящее время – Таллин

Источник: https://drevo-info.ru/articles/26389.html

ПРЕДИСЛОВИЕ. «ДНЕВНИКИ 1973-1983» | Шмеман Александр Дмитриевич

После кончины протопресвитера Александра Шмемана в столе его кабинета в Свято-Владимирской семинарии, где он был деканом, были найдены восемь тетрадок, исписанных его рукой. Этот дневник отец Александр вел с 1973 года с небольшими перерывами вплоть до начала последней болезни. Писал он по-русски, на языке, который был ему родным с детства, проведенного в “русском” Париже.

Дневник отца Александра – нечто гораздо большее, чем простая регистрация событий последних десяти лет его жизни.

Он отражает всю его жизнь (кадетский корпус в Версале, французский лицей в Париже, Свято-Сергиевский богословский институт, переезд в Америку, Свято-Владимирская семинария в Крествуде, церковная деятельность…), его интересы (при огромной занятости он поразительно много и широко читал, выписывая в дневник целые абзацы из особенно заинтересовавших его книг), “несет” его мысли, сомнения, разочарования, радости, надежды. Всякий дневник, особенно такой последовательный, как у отца Александра, вызван не внешними побуждениями, а внутренней необходимостью. Перед нами – часто сугубо личные, сокровенные записи. Декан Свято-Владимирской семинарии, под его руководством превратившейся в одну из наиболее крупных богословских школ православного мира, почти бессменный секретарь Совета епископов Американской Митрополии (ставшей, опять же под его воздействием, в сотрудничестве с отцом Иоанном Мейендорфом, автокефальной Православной Церковью в Америке), проповедник и богослов, отец троих детей с многочисленными внуками, отец Александр к тому же находился в беспрестанных разъездах для чтения проповедей и лекций, еженедельно вел ряд программ на радио “Свобода” для России. Трудно себе представить более наполненную жизнь, и дневник в первую очередь был для него возможностью оставаться хоть на краткое время наедине с самим собой. Сам отец Александр так написал об этом: “Touch base (соприкоснуться с самим собой, – англ. ) – вот в моей суетной жизни назначение этой тетради. Не столько желание все записать, а своего рода посещение самого себя, “визит”, хотя бы и самый короткий. Ты тут? Тут. Ну, слава Богу. И становится легче не раствориться без остатка в суете”. И еще: “…записать хочется не для “рассказа”, а, как всегда, – для души, то есть только то, что она, душа, ощутила, как дар, и что годно, следовательно, для “тела духовного””.

Дневник отца Александра неизменно поражает широтой своего охвата. Им увлечется и ценитель литературы, и любитель политики, встретив тонкость суждений на самые разные темы, но прежде всего поражает глубина религиозного осмысления жизни.

Все повседневные, частные явления, все многочисленные впечатления и оценки возведены к главному, к тому высшему смыслу, который вложен в замысел Божий о творении.

И над всеми противоборствами и огорчениями, над всей критикой и обличениями основная тональность дневника – радость о Господе и благодарность Ему.

В дневнике упоминаются очень многие люди – это и учителя в кадетском корпусе, и профессора Свято-Сергиевского института, его друзья и наставники, коллеги по Свято-Владимирской семинарии, студенты, знакомые, представители всех “трех эмиграции” – круг общения отца Александра был чрезвычайно широк. Ему были интересны все люди.

Он следил за событиями в России, радовался начинающемуся там духовному возрождению, которому и сам способствовал – регулярными передачами на радио “Свобода” и, конечно, своими книгами. Свою последнюю книгу, “Евхаристия. Таинство Царства”, он сразу писал по-русски как дань земле, которую никогда не видел, но всегда считал своей.

Совет

И, конечно, дневник позволяет увидеть глазами отца Александра его близких – жену Ульяну Сергеевну (в дневнике он так написал о ней: “В субботу – Льяне пятьдесят лет! Целая жизнь, и какая счастливая жизнь, вместе!”), дочерей Анну, Марию и сына Сергея (опять приведем его слова: “Каких удивительных, хороших детей дал мне Бог”) и их семьи, брата Андрея и многих других.

Диагноз смертельной болезни был поставлен отцу Александру в сентябре 1982 года. В течение нескольких месяцев в дневнике не появлялось новых записей, и только 1 июня 1983 года отец Александр последний раз открыл свой дневник.

Он написал о той “высоте”, на которую подняла его болезнь, о любви и заботе близких и закончил дневник словами: “Какое все это было счастье!” Шесть месяцев спустя, 13 декабря 1983 года, окруженный близкими, отец Александр умер у себя дома в Крествуде.

Последние слова, которые он ясно произнес, были: “Аминь, аминь, аминь”.

Сергей Шмеман

Источник: https://litra.pro/dnevniki-1973-1983/shmeman-aleksandr-dmitrievich/read/1

протопресвитер Александр Шмеман – Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (13 сентября 1921 — 13 декабря 1983) — священнослужитель Православной Церкви в Америке; богослов, автор ряда книг.

Получил среднее образование в русском кадетском корпусе в Версале (учился в 1930—1938), а затем во французском лицее Карно (окончил в 1939). Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1945).

Во время учебы избрал своей специализацией историю Церкви, став учеником А. В. Карташева. Защитил кандидатскую диссертацию о византийской теократии. После окончания обучения стал преподавать церковную историю. Был рукоположён в 1946 архиепископом Владимиром (Тихоницким).

Также учился в Сорбонне. Доктор богословия (1959); тема диссертации: «Введение в литургическое богословие», защищена в Свято-Сергиевском православном богословском институте).

Почётный доктор церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне, Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке и колледжа Лафайет в Истоне.

В 1945—1951 — преподаватель церковной истории в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.

С 22 октября 1946 — диакон, с 20 ноября 1946 — священник, рукоположён архиепископом Владимиром (Тихоницким). В 1946—1951 — помощник настоятеля церкви свв.

Обратите внимание

Константина и Елены в Кламаре (Франция), редактор епархиального журнала «Церковный вестник». В 1951 — настоятель церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция).

С 1951 — доцент по кафедре церковной истории и литургики Свято-Владимирской духовной семинарии в США, с 1960 — профессор по кафедре литургического богословия этой семинарии, в 1962—1983 был её деканом (руководителем данного учебного заведения).

Находился в юрисдикции Северо-Американской митрополии, сыграл значительную роль в признании её автокефалии Русской православной церковью, что привело к преобразованию митрополии в 1970 в Православную церковь в Америке. Был членом митрополичьего совета (1964—1983).

С 1953 — протоиерей, с 1970 — протопресвитер (высший сан белого духовенства).

Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, в Соединённой духовной семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке.

В течение трёх десятилетий вёл религиозную программу на радио «Свобода». В 1963—1979 являлся заместителем председателя Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Америке, в 1979—1983 — председатель РСХД.

Являлся членом православно-англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия.

Основные труды о. Александра Шмемана посвящены литургическому богословию (особое внимание он уделял таинству Евхаристии); книга «Исторический путь Православия» носит церковно-исторический характер. Труды о. Александра переводились на различные языки — английский, французский, голландский, они получили весьма широкое распространение в России в 1990-е годы и в последующий период.

В 2002 на английском (перевод отрывка с русского), а в 2005 на русском языке были опубликованы дневники протопресвитера Александра Шмемана, которые содержали точку зрения автора на многие процессы, происходившие в Православии в XX веке.

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/author/107

Ссылка на основную публикацию