Житие святого тихона, патриарха московского

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

празднование совершается 29 сентября – 9 октября

Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии Иоанна Беллавина. В миру он носил имя Василий. Детские и юношеские годы его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством и близости к сельскому труду. С юных лет он отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением.

Когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их.

«Знаете, – заговорил он, – я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим».

Пророчество явившейся покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех трех братьях.

Обратите внимание

Учился Василий в Псковской Духовной Семинарии в 1878-1883 годах. Скромный семинарист отличался ласковым и привлекательным характером. Он был довольно высокого роста, белокурый. Товарищи любили его.

К этой любви всегда присоединялось и чувство уважения, объяснявшееся его религиозностью, блестящими успехами в науках и всегдашнею готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных в Семинарии сочинений.

В 1888 году Василий Беллавин, 23 лет от роду, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и в светском звании получил назначение в родную Псковскую Духовную Семинарию преподавателем. И здесь он был любимцем не только всей Семинарии, но и города Пскова.

Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни, в 1891 году, принял монашество. На его постриг собрался почти весь город. Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь, желая посвятить себя исключительно служению Церкви. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.

Из Псковской Семинарии иеромонаха Тихона перевели инспектором в Холмскую Духовную Семинарию, где он вскоре стал ее ректором в сане архимандрита. На 34-м году жизни, в 1898 году, архимандрит Тихон был возведен в сан епископа Люблинского с назначением его викарием Холмской епархии.

Епископ Тихон ревностно отдавался работе по устройству нового викариатства, а обаянием своего нравственного облика он приобрел всеобщую любовь не только русского населения, но и литовцев и поляков.

14 сентября 1898 года владыка Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию в сане епископа Алеутского, с 1905 года – архиепископа.

Возглавляя Православную Церковь в Америке, архиепископ Тихон много сделал в великом деле распространения Православия, в благоустройстве своей огромной епархии, в которой он учредил два викариатства, и в постройке храмов для православных русских людей.

Важно

А любовным ко всем отношением, в частности, в устройстве дома для безвозмездного приюта и питания бедняков-переселенцев из России, он завоевал всеобщее уважение. Американцы избрали его почетным гражданином Соединенных Штатов.

В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен на Ярославскую кафедру.

Одним из первых распоряжений по епархии скромного и простого архипастыря было категорическое запрещение духовенству при личных к нему обращениях класть вошедшие в обычай земные поклоны.

И в Ярославле он быстро приобрел любовь своей паствы, оценившей его светлую душу, что выразилось, например, в избрании его почетным гражданином города.

В 1914 году он – архиепископ Виленский и Литовский. После перевода в Вильно он сделал особенно много пожертвований в различные благотворительные учреждения.

Здесь также выявилась его натура, богатая духом любви к людям.

Он напрягал все свои силы к тому, чтобы помочь несчастным обитателям Виленщины, лишившимся благодаря войне с немцами своего крова и средств к существованию и толпами шедшим к своему архипастырю.

После Февральской революции и сформирования нового Синода владыка Тихон стал его членом. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его своим правящим архиереем, как ревностного и просвещенного архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны.

15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и Тихон, архиепископ Московский, став его участником, был удостоен сана митрополита, а затем был избран и председателем Собора.

Источник: https://akafist.ru/saints/svjatitel-tixon-patriarx/

Святитель Тихон (Белавин) Патриарх Московский

Святитель Тихон возглавил Русскую Православную Церковь в тяжелейшие годы гонений.

Он стал первым Патриархом России после Синодального периода, когда Церковь была лишь подведомственным государству учреждением, которое возглавляли подчас неверующие люди.

Время его патриаршества пришло на первые годы гонений и красного террора, и в это страшное время он сумел прожить такую жизнь, и так управлять Церковью, что сохранил и ее, и сам обрел святость перед Господом. Канонизирован он был в конце ХХ века.

Как архиерей святитель был не раз сфотографирован и зарисован живописцами с натуры. Его внешность хорошо известна и легко запоминается.

    • Святитель имеет полное лицо, седую небольшую бороду, волосы также седые. Они спрятаны под патриаршим куколем или клобуком — это белый сферический колпак, обтянутый наметкой – белой тканью, ниспадающей на спину и плечи тремя частями как символ Святой Троицы. На вершине патриаршего куколя, в отличие от монашеских и епископских стоит небольшой крест, все его стороны украшены иконами — иногда это образ Христа с Богоматерью и Иоанном Предтечей (деисус), иногда изображения серафимов.
    • Святитель Тихон обычно изображается в патриаршей зеленой мантии, какую носит Патриарх Московский и сегодня. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест. Иногда он изображается с посохом или жезлом — это символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов — духовных волков.
    • На груди святителя — панагия, круглый или квадратный медальон с изображением Богоматери. Эту маленькую икону обязательно носит на груди каждый архиерей.
    • Редкий тип иконографии святителя Тихона — житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более сотни сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в традиционных архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки

Будущий святитель появился на свет в 1865 году, в семье сельского священника Псковской епархии, неподалеку от города Великие Луки. При рождении он получил имя Василий. До поступления в семинарию, как и большинство детей сельского духовенства, он занимался трудом на земле.

Читайте также:  Молитва иконе божией матери "утоли моя печали"

Поступав в духовное училище в Торопце, а затем в семинарию во Пскове, он не думал о монашестве, однако еще тогда обратил на себя внимание сверстников и преподавателей добродетельной жизнью, любовью к богослужениям. В 23 года он закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию (ныне СПбПДАиС) и был направлен преподавать обратно во Псков.

Здесь через три года он принял монашество — пройдя ряд трудов, положенных послушнику, принял рясофор с наречением имени Тихон. Известно, что на постриг святого собралось множество горожан: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками. Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды.

Совет

В это время Тихон, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима.

Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Через несколько дней святитель был посвящен в иеродиакона, а затем в иеромонаха — священника, носящего монашеский сан. Будущий святитель остался преподавать в Холмской семинарии, а со временем стал ее ректором.

Через 10 лет была совершена интронизация Тихона во епископа, викария (заместителя митрополита) Холмской епархии. А еще через несколько лет владыка Тихон был направлен в Америку — возглавить местную Православную Церковь в сане епископа Алеутского. Здесь святитель совершил много миссионерских трудов для распространения Православия, построил несколько православных церквей.

Американцы даже присвоили ему звание почетного гражданина Соединенных Штатов. Вернулся на родину святитель Тихон только в 1907 году, будучи назначен на Ярославскую кафедру. В 1914 году владыку перевели в Вильно, где необходима была широкая социальная деятельность. Он много развивал благотворительные учреждения.

 Многие жители Виленщины из-за Первой Мировой лишились крыши над головой и материальных средств. После формирования нового Синода в 1917 году владыка Тихон стал его членом. Избрание Патриарха готовилось долгие годы еще при участии святого царя-страстотерпца Николая Второго.

Во время съезда мирян и духовенства, а затем Поместного Собора Русской Православной Церкви святитель был избран сначала председателем Собора, а затем и Патриархом (посредством жеребьевки). Вот как это произошло.

Важнейшей задачей Собора было возрождение жизни Русской Православной Церкви на канонических началах — ведь Петр Первый сделал Церковь одним из ведомств государства, поделив их на Сенат и Синод. Многие годы при разных государях Церковь возглавляли в должности обер-прокуроров и все неверующие люди или лица других вероисповеданий. На место Предстоятеля Церкви было три кандидата.

После Божественной Литургии и молебна 5 ноября 10917 года схимонах Зосимовой пустыни, почитаемый старец, взял из ковчежца, помещавшегося за чудотворной иконой Богоматери, один из трех жребиев с именем кандидата — им и оказался святитель Тихон, получивший титул Патриарха Московского и всея Руси.

Обратите внимание

Несмотря на высокое положение, святитель не изменил ни аскетического образа жизни, ни своего доброго характера. Мягкость и спокойствие не мешали ему быть твердым в вопросах защиты Церкви и веры — ведь через год начались преследования Церкви, страшные годы красного террора и голода.

В это ужасное время святитель Тихон призывал народ к молитве и спокойствию, желая предотвратить возможные кровопролития. Ведь Николай Второй сам отрекся от престола, люди пребывали в растерянности и не знали, какой политической силой они будут подвластны. Уже в 1922 году советская власть начала кампанию по изъятию церковных ценностей.

Одновременно группа авантюристов из числа духовенства создала так называемую обновленческую «церковь», призывая к «духовной свободе», заключавшейся в изменении богослужений, введении женатого епископата вопреки традициям Церкви и многом другом. Это была попытка церковной революции.

И вот именно ее патриарх Тихон, которого «обновленцы» вместе с советской властью обвинили в ведении контрреволюционной деятельности и арестовали, сумел предотвратить. В середине 1921 года святитель Тихон создал комитет помощи голодающим, призывая все приходы сделать пожертвования, сдавая церковную утварь и драгоценности в пользу «голодающих Поволжья».

Парадокс был в том, что именно к помощи голодающим (между прочим, голод возник именно из-за действий советской власти) и призывало государство. Однако, как стало ясно историкам из сохранившихся указаний Ленина, кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим имела своей целью лишь разорение, а затем и уничтожение Церкви. Власти предполагали, что Церковь будет сопротивляться и они смогут легально, под предлогам «защиты революции», убивать православных. Но святитель Тихон обличил их, сам призвав людей помогать поволжцам. Разумеется, Советы не могли оставить это безнаказанным и арестовали святителя пока что в качестве «свидетеля», обвиняя в поддержке контрреволюции. Никто не смог ничего доказать, и через несколько месяцев Патриарха освободили. Предполагают, что это произошло потому, что положение Церкви оставалось довольно сильным. Только так святитель избежал казни: власти побоялись волны народного протеста. Известно, что на его жизнь было совершено два покушения — во время одного из них погиб келейник владыки Яков Полозов. Патриарх тяжело переносил борьбу и трудности ведения Корабля Церкви.  С 1924 года он сильно болел. В середине весны 1925 года он отслужил последнюю Литургию и скончался в молитве.

Проститься со святителем пришло более миллиона человек не только из Москвы, но и со всей России. Собор Донского монастыря был переполнен на протяжении ста часов — столько длилось прощание с Его Святейшеством.

По свидетельствам очевидцев, уже в часы прощания люди, прикладываясь ко гробу с телом Патриарха — а ведь это были мощи, то есть тело святого — получали исцеления от тяжелых заболеваний, слепоты, глухоты, психических болезней, хромоты… Не верится, что происходило это в годы гонений на Церковь, еще живы некоторые люди, слышавшие сами это от очевидцев.

Говорили, что это было не просто прощание, но и народное прославление святого.

Уже в 1981 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Заграницей Патриарх Тихон был прославлен в лике исповедников, а в 1989 его прославила и Русская Православная Церковь, до того не имевшая возможности канонизировать святителя, вероятно, из-за продолжавшихся притеснений со стороны советской власти.

В 1992 году после поджога некими хулиганами Малого собора Донского монастыря почти случайно были обнаружены нетленные мощи святителя Тихона. С тех пор множество людей приходит помолиться святому и приложиться к святыне — его мощам, специально совершая паломничества в Москву.

    • В Архангельске недавно был установлен памятник святителю Тихону.
    • Планируется установка памятника и на родине святого, в Великих Луках.
    • В московском музее скульптуры «Музеон» есть интересный памятник святителю в виде горящей свечи.
    • В 2015 году выпущена почтовая марка с портретом святого.
Читайте также:  Апостол павел о любви, женщинах и браке

Память святителя Тихона отмечается всей Православной Церковью несколько раз в год: 5 февраля — (переходящий праздник первой недели февраля) — в день Собора новомучеников и исповедников Российских. 25 июня — Собор Санкт-Петербургских святых. 7 апреля — в день преставления святителя ко Господу. 5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых.

9 октября — деньпрославления святителя Тихона. 18 октября — Собор Московских святителей. 18 ноября — Избрание святителя Тихона на Патриарший престол и память всех святых, участвовавших в Поместного Соборе Русской Церкви 1917–1918 гг.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти.

Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти также в любой трудный жизненный момент, при обострении болезни, при боли: В тяжелую годину избранный Богом, в совершенной святости и любви прославился и Господа прославил ты, показал в смирении величие, а в простоте и кротости явил силу Божию, за Церковь и людей своих претерпел мучения, арест, беды, о исповедник святой, Патриарх Тихон, молись ко Христу Богу, с Которым распялся, и сегодня спасти землю Русскую и людей православных. Апостольских заветов хранителя, Христовой Церкви пастыря доброго, жизнь свою за людей отдавшего, жребием Божиим избранного, прославим святого Патриарха Тихона и к нему с верой, любовью и надеждой помолимся: ходатайством ко Господу Церковь Русскую сохрани в тишине, членов Церкви, рассеянных по лицу Земли, собери в одно стадо, отошедших от Православия к покаянию обрати, Российскую страну нашу от междоусобиц сохрани и подай молитвами твоими людям мир Божий.

Важно

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь — например, не можем сами избавиться от алкоголизма, не можем сами найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Тихон заботился о целой стране при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смертно почитается как добрый заступник, целитель и помощи — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Патриарх Тихон Московский, по свидетельствам молящихся ему, имеет особую благодать помощи

    • в изменении своего характера к лучшему,
    • в осознании своих грехов, покаянии,
    • избавлении от греховных страстей и вредных привычек,
    • при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,
    • в бедности, материальных трудностях,
    • о стабильности в государстве,
    • в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,
    • о скорейшем выздоровлении детей, особенно с трудностями слуха и речи,
    • при воздействиях колдунов, экстрасенсов. от цирроза печени.

В книгах Донского монастыря сохраняются свидетельства о чудесах от мощей святителя Тихона. Так, по молитве к нему люди исцелялись от множества заболеваний:

    • Истерик и других психических расстройств,
    • Офтальмологических болезней,

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин.

    • Чтобы помолиться святителю Тихону, можно посетить любой православный храм — возможно, там будет икона святителя — или приобрести икону для домашней молитвы.
    • Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.
    • После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.
    • Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.
    • При больших трудностях посетите мощи святителя Тихона в Москве. Прикладываться к ним нужно так же, как и к иконе — дважды перекрестившись и поклонившись, поцеловать. Молиться можно и до, и после целования святыни.

Молитву святителю Тихону, Патриарху Московскому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже: О великий угодник Божий и славный чудотворец, святитель и отец отче наш Тихон! С умилением преклоняем колени и поклоняемся раке честных и целебных мощей твоих, хвалим и прославляем Бога, тебя прославившего многими чудесами, и нам, рабам Его, давшим великую милость благодати Своей через иконы и мощи твои. Усердно, с верой и любовью почитая святую память твою, молимся тебе: принеси молитву нашу к Спасителю и Вседержителю Господу нашему Иисусу Христу, Которому ты и сейчас с ликами Ангелов и со всеми святыми предстоишь, чтобы утвердил Он во Святой Церкви Православной дух живой и сильной веры и благочестия, чтобы все члены ее избавились от неразумных суеверий, в духе и истине поклонялись Ему, усердно стараясь соблюдать заповеди Божии. Да подаст Господь священству святую ревность и заботу о спасении вверенных людей: православным верующим помогать, слабых в вере укреплять, незначащих наставлять, противников веры обличать. И снова молясь, с надеждой, словно дети отца прося, умоляем тебя, святитель Тихон и верим, что ты, живой на небесах, любишь нас той же же любовью, которой любил все ближних твоих, когда ты жил земной жизнью: попроси у милосердного Бога и нам всем подать все, что нужно каждому, все, полезное для жизни временной и вечной, миру успокоение, городов сохранение, урожайность земле, от голода и погибели избавление, от нашествия врагов сохранение, помощь в скорбях всем, благословение родителям, детям воспитание в страхе Божием и в учебе помощь, наставникам и учителям знания и благочестие, неразумным наставление, сиротам и бедным заступничество и помощь, умирающим и тяжелобольным людям спокойствие и напутствие в вечную жизнь, ушедшим же покой в Царствии Небесном.  Святитель Тихон, проси у щедрого Бога, имея особую силу молиться Ему, помощи нам во всем: имеем тебя всегдашним заступником и теплым молитвенником о нас перед Господом Славы, Которому все мы славу и честь да воздаем вечно, Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь. Молитвами святителя Тихона Московского да хранит вас Господь!

Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-svjatitelja-tihona-patriarha-moskovskogo.html

Читать

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р16-614-0543

© Издательский дом «Никея», 2017

Читайте также:  Как правильно прикладываться к иконе?

* * *

Зачем в семье нужен отец? Странный вопрос – скажете вы. Да уже затем хотя бы, чтоб в семье был порядок. Чтобы старший брат не обижал младшего, а младший не вредничал и слушался старших. А ещё отец нужен, чтобы было кому пожаловаться, когда чужие мальчишки тебе проходу не дают. И вообще чтобы все жили дружно и хорошо, а любые споры мог решить отец – добрый, мудрый и сильный.

Вот примерно для этого же в Церкви нужен Патриарх. И это тоже, по сути, – отец, заботящийся обо всём церковном народе, защищающий его от различных врагов, следящий за порядком, решающий споры и взаимные обиды. Но кто же может взять на себя такую ношу? А никто не может. Потому что без Божией помощи тут никому не справиться, даже самому умному, сильному и доброму.

Вот и собираются епископы и миря не на Собор, чтобы всем вместе выбрать такого общего для всех отца – Патриарха, на которого им Господь укажет. А уж после того, как вся Церковь тебя выбрала, назад пути нет. Хочешь или не хочешь – будь отцом всем.

И митрополитам, и епископам, и батюшкам, и матушкам, и мирянам. Всем-всем. Хотя по церковному сану Патриарх – такой же епископ, как и все прочие. Но заботиться теперь он будет обо всех. А если нужно, то и жизнь отдаст за свою паству.

Вот кто такой Патриарх.

Но так уж получилось, что не было на святой Руси такого всеобщего отца целых двести лет. Указом царя Петра Первого было запрещено избирать Патриарха. И лишь два века спустя на патриаршем престоле вновь оказался человек, которому предстояло стать защитником и примирителем церковного народа в самые страшные для рус ской земли годы. Это был Патриарх Тихон. О нём и пойдёт сейчас наш рассказ.

* * *

Многие сказки начинаются словами: «Жил-был отец, и было у него три сына». Вот и история будущего Патриарха начиналась примерно так же. В небольшом городке Торопец жил священник Иоанн Белавин, у которого росли три сына.

Быт семьи священника во многом схож с крестьянским: нужно и воды наносить из колодца, и дров напилить-нарубить, и скотину накормить-напоить, и сена накосить, чтобы зимой коровам и овцам было что кушать. Много у простого батюшки было в ту пору хлопот по хозяйству.

Слава Богу, сыновья у него росли ладные, послушные и от работы не бегавшие.

Вот однажды отец Иоанн отправился с ними на сенокос. Целыми днями косили пахучее луговое разнотравье. Потом ворошили скошенную траву – просушить под жарким июльским солнцем. Наконец, собирали высох шее сено в большущие копны, грузили их на телегу и везли домой, на сеновал. Сам батюшка садился за вожжи – управлял лошадкой.

Совет

А мальчишки карабкались на самый верх копны, откуда вниз даже посмотреть страшно. Зато лежишь на мягком свежем сене, смотришь в бездонное небо, и кажется, будто не на ухабах покачивается старая отцовская телега, а плывёшь ты на корабле в далёкие страны, и качает тебя ласковая морская волна.

Мог ли подумать средний из брать ев – Вася, – что спустя всего два десятка лет поплывёт он в такие далёкие края, о которых нынче даже мечтать не смеет… И не тихая морская зыбь будет качать его корабль, а огромные океанские валы. Впрочем, всё это ещё далеко впереди.

А пока едет по пыльной дороге телега с копной сена, на которой разлеглись трое усталых мальчишек.

Цок да цок копытом – вот и привезла лошадка наших тружеников к родному дому. В четыре пары рук быстренько разгрузили ребята с батюшкой телегу.

Сели ужинать душистыми щами с курятиной – уж матушка постаралась для работников. Поели, встали, помолились, да и отправились спать из душной избы на прохладный сеновал.

Жаркой летней ночью нет в деревне лучше места для сна. Только-только уснули, как вдруг отец Иоанн поднялся, разбудил ребят.

– Сейчас во сне я видел свою покойную мать. Она предсказала мне скорую кончину. А потом указала на вас и добавила: «Этот будет горюном всю жизнь, этот заболеет смолоду, а вот этот, – отец посмотрел на Васю, – будет великим».

Так Господь чудесным образом открыл родным будущую судьбу Васи Белавина…

* * *

Невелик набор развлечений для ребят в маленьком Торопце. Со сверст – никами Вася иногда посещал городские «комедчики» – театры, в одном из которых показывали кукольные представления.

Как и всех, его веселили смешные истории про бесстрашного Петрушку и смышлёного солдата, ловко расправлявшихся с кукольными злодеями. Но куда больше любил Вася Белавин ходить в церковь молиться, слушать старинные распевы, смотреть, как тихо сияют огоньки в лампадах перед ликами святых.

Обратите внимание

Девяти лет он поступил в духовное училище, где стал изучать грамоту, Закон Божий, латинский и греческий языки. Учился он прилежно, был хорошим учеником и добрым товарищем. И тут в его жизни снова мелькнул отблеск его будущего великого служения.

Однажды, зная кроткий нрав и незлобие Василия, одноклассники решили над ним позабавиться. Сделали из кусочков жести кадило и стали размахивать им на переменке перед Васей, восклицая: «Вашему святейшеству – многие лета!» Вася лишь посмеивался – ишь чего выдумали, озорники.

Он действительно собирался стать священником. Но величать поповского сына как Патриарха – это уж вы, братцы, чересчур хватили даже для шутки. А впрочем, веселитесь, чего там, от Васи не убудет. Смеяться – не слёзы лить.

Вот так, в мире и согласии с ровесниками, закончил Василий Белавин училище. Как и положено будущему священнику, он поступил в семинарию – Псковскую. Но и здесь именно к нему одному из десятков учеников приклеилось шутливо-почтенное прозвище – Архиерей.

Острые на язык семинаристы были тронуты искренней верой этого высокого, белокурого паренька с ласковым и приветливым характером. К тому же обнаружилось и ещё одно обстоятельство, которое сильно расположило к нему семинаристов.

Дело в том, что у Васи Архиерея была хорошая тёплая шуба. Мальчишки, кто победнее, зимой часто просили её на время: съездить к родным, пройтись в город. Добрый Вася не отказывал никому.

Поэтому нередко бывало так: смотрит кто-нибудь из скучающих семинаристов в заснеженное окошко и вдруг видит удаляющуюся по сугробам фигуру в знакомой шубе. Спросит в раздумье:

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=610481&p=1

Ссылка на основную публикацию