Житие святого благоверного князя даниила московского

Благоверный князь Дании́л Московский

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, града Москвы и державы Российския крепкое ограждение, раздоров и нестроений искоренителю, благоверный княже Данииле, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь во дни великих бед и напастей, обышедших страну нашу от нечестиваго царства агарянскаго, восхотев людем страждущим утешение даровати, яви тя, княже Данииле, яко плод красен от чресл великаго князя Александра; людие же, о рождении твоем радости исполнившеся, взываху ти сицевая:

Радуйся, корене благочестиваго прозябение; радуйся, добродетелей отца твоего и матере наследниче.

Радуйся, рождением твоим люди града Владимира возвеселивый; радуйся, грядущую славу Москвы предвозвестивый.

Радуйся, избранниче Божий; радуйся, правило веры благочестивыя.

Обратите внимание

Радуйся, образе кротости духовныя; радуйся, Бога, яко истиннаго Отца нашего, издетска познавый.

Радуйся, яко Иосиф, от братии твоея досаждения сладце претерпевый; радуйся, последи и братию свою в любовь себе призвавый.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 2

Видяще ближнии твои, блаженне, день от дне во благочестии тя возрастающа, и не точию млеком матерним, но паче благодатию Божиею питаема, радовахуся и, Господа о сем хваляще, взываху: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещен имея, уразумел еси, всехвальне, по словеси апостольскому, яко нужнейши всего есть благочестие, имже и потщался еси обогатити душу твою, в молитвах и научении словеси Божию всеусердно пребывая. Того ради людие ублажаху тя сице:

Радуйся, молитвенниче теплейший; радуйся, послушниче Евангелия усерднейший.

Радуйся, добродетели высокия в сердце твоем вкоренивый; радуйся, в заповедех Господних вся дни живота твоего ходивый.

Радуйся, образом жития твоего мир посреде братии водворивый; радуйся, Господа твоего паче всех возлюбивый.

Радуйся, положити душу свою за други своя непрестанное желание имевый; радуйся, благодать Господню в сердце свое заключивый.

Радуйся, и тело свое тою просветивый; радуйся, оное и по смерти нетленно сохранивый.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго укрепляше тя, блаженне, егда в кротости и в смирении души твоея возрастая, уготовлял еси себе на служение княжеское и о помощи небесней молился еси, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея присно в души твоей глагол Господень, пророку реченный: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и смиреннаго, и трепещущаго словес Моих», потщался еси, святе, оными добродетельми себя украсити. Того ради ублажаем тя сице:

Радуйся, подвижниче доблий, на высоту добродетелей возшедый; радуйся, нищетою духовною Царствие Небесное стяжавый.

Радуйся, кротости ради землю обетования наследивый; радуйся, правды и истины паче всего искавый.

Важно

Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый; радуйся, миротворец нарочит в житии своем явивыйся.

Радуйся, изгнания правды ради смиренно претерпевый; радуйся, мзду вечную добродетельми стяжавый.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя сокровище; радуйся, любве и кротости Христовы вместилище.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 4

Бурею агарянскаго нашествия людие российстии потрясаеми, на тя, всечестне, яко на избранника Божия, взираху и, под кров твой державный прибегающе, защищение и утешение приимаху, вкупе с тобою взывающе Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще, святе, братия твоя отрока тя еще мала суща, наследия отча лишити тя умыслиша и удел малейший, Московский, точию вдати ти изволиша; ты же, кроток сый и незлобив, ничтоже противовещал еси и за обидящих тя Господеви молился еси. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, кротости Христовы подражателю; радуйся, предивный нестяжателю.

Радуйся, удел твой малейший возвеличивый; радуйся, всего себе воле Божией предавый.

Радуйся, от Него токмо единаго помощи искавый; радуйся, богатство тленное презревый.

Радуйся, сокровища духовная возлюбивый; радуйся, от юности в благодати у Бога и человек возраставый.

Радуйся, яко и по скончании земнаго жития твоего тую же благодать сугубо восприявый; радуйся, яко и мы благодати Божия по молитвам твоим сподобляемся.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 5

Боготечней звезде подобяся, на земли течение твое светло совершил еси, благоверный княже Данииле, лучи святости и потоцы милости всем изливая; ихже ради и в сонме святых пребываеши, поя с ними: Аллилуиа.

Икос 5

Слышавше ближнии и дальнии, яко в малем еще граде Москве на высоте стола княжескаго возоблистал еси, преславне княже Данииле, под сень крилу твоею притекаху, похвалы таковыя ти приносяще:

Радуйся, княже благосердый, любовию своею вся покрываяй; радуйся, владыко прелюбимый, бедствующия защищаяй.

Радуйся, мудрость отца твоего, князя Александра, восприявый; радуйся, страны Московския утверждение.

Радуйся, державы Российския украшение; радуйся, Церкве Христовы похвало высокая.

Совет

Радуйся, людей российских упование благонадежное; радуйся, тобою бо во едино братство совокупляемся.

Радуйся, яко твоим научением от распрей свобождаемся; радуйся, заповедей Божиих верный исполнителю.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник Царствия Божия явился еси, благоверный княже Данииле: над людьми бо своими царствуя, слезу всяку от лица страждущих отымал еси, подвизая звати всех: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко пресветлое солнце, на престоле Московстем, благоверный княже Данииле, величием души твоея и добродетельми всю землю Российскую озаряя и подвизая всех ублажати тя сице:

Радуйся, мужу желаний духовных; радуйся, стяжателю даров небесных.

Радуйся, милосердия сокровище неисчерпаемое; радуйся, кротости наставниче.

Радуйся, заповедей евангельских делателю неленостный; радуйся, нищету вольную Христа ради возлюбивый.

Радуйся, сиротам и вдовицам отче благосердый; радуйся, людем твоим помощниче богодарованный.

Радуйся, в чине властителя кротость детскую проявивый; радуйся, душу твою в храм Божий добре претворивый.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 7

Хотяй Всевидец Господь прославити тя, блаженне, постави тя владыку преславна во смирении людем Своим, иже и взирающе на тя, и добродетелей твоих богатству чудящеся, пояху Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго и дивнаго устроителя земли Российския вемы тя, княже Данииле, кротостию бо, смиренномудрием, братолюбием и мудростию небесною княжение Московское возвеличил еси и сильно сотворил еси е. Сего ради приими от нас сицевая:

Радуйся, мудрость Соломонову стяжавый; радуйся, кротость Давидову восприявый и тою враги твоя победивый.

Радуйся, многия други себе стяжавый; радуйся, стольный град твой храмы Божиими украсивый.

Радуйся, величию Москвы тем послуживый; радуйся, воине Христов неодоленный.

Обратите внимание

Радуйся, от бед и скорбей всем скорое прибежище; радуйся, от всех зол твердое защищение.

Радуйся, унывающим доброе вразумление; радуйся, всем братолюбцем присное ободрение.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 8

Странника и пришельца себе на земли быти помышляя, час кончины твоея пред очима твоима присно имел еси и сего ради обитель иноком во славу тезоименитаго ти преподобнаго Даниила возградил еси, идеже молитвы твоя Господеви возсылал еси, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе от юности Господу возложив, вся дни живота твоего, благоверный княже. Тому усердно работал еси и, ко блаженному успению достиг, в мире глубоце дух свой Ему предал еси. Людие же княжения твоего, окрест гроба твоего собравшеся, пояху ти сицевая:

Радуйся, княже наш превожделенный, ко Господу отошедый; радуйся, нетленное тело твое нам оставивый.

Радуйся, ароматы добродетелей твоих нам благоухаяй; радуйся, сиянием небеснаго света озаренный.

Радуйся, обилием любве твоея вся удививый; радуйся, и врагом твоим благое упокоение у себе устроявый.

Радуйся, крепость державы твоея тем созидавый; радуйся, наследником твоим присное научение.

Радуйся, гроб твой, аки краеугольный камень, граду Москве положивый; радуйся, яко молитва твоя о людех и по смерти не оскудевает.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 9

Вси небеснии чини и святых собори радостно тя прияша, богомудре, подвиг земнаго течения своего добре совершивша и к вечному животу пресельшася, идеже с ними поеши: Аллилуиа.

Икос 9

Витий человеческих уста не возмогут изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, угодниче Божий, егда бо гроба твоего место забвению предадеся, сам яве предстал еси юноше благочестивому, господина месту тому себе нарицая, и князя Иоанна обличая, и глаголя: «Чесо ради предал мя еси забвению? Аще же и забвен аз тобою, не забы мя Господь». Мы же, явление Твое благоговейно почитающе, сице вопием:

Радуйся, града нашего Москвы Богом данный покровителю; радуйся, обители твоея неусыпный хранителю.

Радуйся, яко и по успении твоем нас не оставляеши; радуйся, яко милосердие Божие о гресех наших умоляеши.

Радуйся, мзду трудов твоих восприявый; радуйся, небесною славою душу твою осиявый.

Важно

Радуйся, наследников твоих добрый учителю; радуйся, к добродетели твердый тем наставниче.

Радуйся, всем людем благий пред Богом предстателю; радуйся, молитвы их к престолу Его возносяй.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 10

Спастися всем хотяй Господь вельможу некоего, гроб твой, святе, поправша, недугом порази, обаче согрешение свое познавша и прощение от тебе приемша помилова, да и мы вси, достойно почитающе тя, благодарно вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Стену необоримую и забрало крепкое граду Москве и всей державе Российстей Господь дарова тя, блаженне, верным в скорбех и нуждах пребыстрое заступление, да зовем ти сице:

Радуйся, призывающим тя во благое скорый помощниче; радуйся, чистоты душевныя и телесныя сокровище.

Радуйся, душевных и телесных недугов целителю; радуйся, державы нашея утверждение.

Радуйся, Церкве Российския украшение; радуйся, яко отец чадолюбивый, чада твоя назираяй.

Радуйся, яко воевода непобедимый пределы земли нашея ограждаяй; радуйся, небрегущия о святыне страхом вразумляяй.

Радуйся, яко кающимся скорое прощение испрошаеши; радуйся, яко благим подвигом тех научаеши.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приими от нас, прехвальне, и молитвы, приносимыя тебе, не презри: к тебе бо в скорбех прибегаем и пред гробом твоим слезы проливаем, зовуще: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарна светильника благодати яви тебе всех Творец, силою бо, данною ти свыше, юношу при гробе твоем от одра смерти возставил еси. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, милостивый скорбящим помощниче; радуйся, сосуде, Святаго Духа исполненный.

Радуйся, дарами Того обогащенный; радуйся, сими дарами и молящихся тебе обогащаяй.

Радуйся, ко Святей Троице дерзновение велие стяжавый; радуйся, дерзновение сие на помощь людем направляяй.

Радуйся, силу чудес от Бога приявый; радуйся, за грешныя Господа умоляяй.

Совет

Радуйся, любве и кротости Христовы вместилище; радуйся, безпомощных скорый помощниче.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 12

Благодатию, данною ти свыше, недуги исцеляеши, враги и супостаты от нас отгоняеши, жизнь нашу умиряеши и душам нашим полезная подаеши, да благодарственно взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем честныя подвиги твоя, ублажаем чистое житие твое, восхваляем священную память твою, Данииле благоверне, и, прославляюще Господа всех, вопием ти сице:

Радуйся, яко крест богоугоднаго жития до конца понесл еси; радуйся, яко о скорбех твоих Бога благодарил еси.

Радуйся, всяку добродетель в себе изобразивый; радуйся, иго Христово возлюбивый.

Радуйся, немощи немощных на себе носивый; радуйся, благоволение Божие людем твоим испросивый.

Радуйся, присно на Небеси торжествуяй; радуйся, на земли преславно чудодействуяй.

Радуйся, людем твоим помощниче богодарованный; радуйся, ангелом собеседниче достойный.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 13

О, преславный угодниче Христов и чудотворче, преподобне княже Данииле, отрадо и утешение всех с верою к тебе прибегающих! Приими от нас, недостойных, сие малое моление, с любовию тебе приносимое, и теплым ходатайством твоим ко Господу огради святую обитель твою, умири жизнь нашу и даруй нам покаяние совершенное, избави нас от бед и вечныя муки, да купно с тобою благодарственно вопием: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец …» и 1-й кондак «Избранный чудотворче …».

Молитва первая

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих.

Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный.

Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше.

Весна покаяния да украсит дела наша.

Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла.

Обратите внимание

Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими.

Читайте также:  Как правильно православному верующему относится к животным

Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-daniil-moskovskij

Житие святого благоверного князя Даниила Московского

17 марта, дата смерти святого, православный мир воздает дань памяти благоверному князю Даниилу Московскому, основателю Москвы и хранителю русских земель.

12 сентября в храмах отмечается, как дата обретения мощей праведного сына Руси. Правитель, в котором полностью воплотился замысел Божий, стал родоначальником Рюриковичей по московской ветке, от него произошли знаменитые дворяне и цари.

Детские годы и отрочество

8 января 1261 года в семье великого князя Александра Невского родился четвертый и последний сын, которого назвали в честь святого Даниилом.

Отец мальчика, сын Ярослава Великого, Александр Невский был женат на дочери полоцкого правителя Брячислава. После рождения последнего сына через год при таинственных обстоятельствах умирает Александр Невский, а вскоре земной мир покидает и мать молодого дворянина.

Даниил, младший сын Александра Невского — первый удельный князь Московский

Мальчиком опекаются старшие братья, которые отдали сироту на воспитание в монастырь.

В исторических записях ничего не сказано о том, как прошли первые 20 лет будущего основателя Москвы, но историки утверждают, что за это время юноша получил самое лучшее воспитание и образование, соответствующее его княжескому титулу.

Кроткий и терпеливый молодой дворянин, помогающий в монастыре бедным и сиротам, без ропота принял в свои владения бедное, мало кому известное княжество, не имеющее до того времени над собой правителя, владение Москва.

Получивший образование в ведении дел, молодой князь по-хозяйски взялся за дело, ликвидировав остатки владения наместников в виде недоимок, приписок, казнокрадства.

Даниил с любовью относился к своему княжьему уделу, он привел в порядок все, пригодное для ведения торговых дел, сельского хозяйства и охоты.

 Первой постройкой нового хозяина стал монастырь, укреплением стен которого князь руководил самостоятельно.

На заметку! Со времен правления Даниила украшением Москвы стала Красная площадь, в то время центр с торговыми рядами, а ныне символ столицы России.

Миролюбивая политика праведника Божьего

Незадолго от начала правления молодого государя небольшого княжества маленький и незавидный удел превратился в первопрестольную столицу, и Даниил получил имя великого князя Московского.

То было время монголо-татарского ига, постоянных нашествий варваров и обложения неподъемным налогом. При набегах татаро-монголов уничтожались целые селения, людей истребляли от детей до стариков, а мужчин уводили в рабство, но это не мешало дворянам раздирать владения, ведя междоусобные войны.

Миролюбивая политика князя способствовала прекращению и избеганию кровопролитий, даже предательский урок брата не сумел поколебать любви правителя к народу.

Старший брат Андрей пошел на мировую с главой татарской орды Дюденем, открыл для его опустошительных набегов ворота многих русских городов. Пепелища остались вместо Мурома, Суздаля, Твери, Можайска, которые пытались оказать сопротивление кочевникам.

Житийная икона святого князя Даниила Московского

Молодой Даниил сам открыл ворота Москвы перед татаро-монголами, предотвратив кровопролитие, а после ухода орды раздал пострадавшим москвичам свое богатство.

Божий помазанник не стал мстить старшему брату за предательство, но жизнь поставила перед ним еще одно испытание. Проходит всего 2 года и свирепый Андрей выступает против младшего брата, назначив битву около селения Юрьево Полчища.

Важно

9 дней русские воины разных княжеств стояли лицом к лицу, миролюбивые воззвания московского правителя возымели действие, битва закончилась, не начинаясь. Русская кровь не была пролита благодаря любви Христа, живущей в сердце святого правителя.

Важно! 1301 год стал годом перелома в отношениях дворян, которые на общем съезде услышали Московского князя и решили объединиться, прекратив вражду между собой.

Перед этим москвичи отбили атаку дворянина Константина при содействии татар, варваров уничтожили, а рязанского бунтовщика привели к Даниилу.

Первая победа показала русскому народу, что татар можно побеждать, в то же время молодой правитель дал христианскому миру пример милосердия и бескорыстия, не умертвив, а воздав честь плененному рязанскому дворянину. Милосердный победитель не стал завоевывать чужих земель, за доброе христианское сердце Господь постоянно даровал святому мужу Свое благословение.

Так было положено начало конца торжества монголо-татарской орды, которую окончательно победил внук князя Дмитрий Донской в битве на Куликовом поле в 1380 году.

Объединение Руси

1302 год, умирает правитель Переяславля-Залесского, оставляет дяде Даниилу свое княжество в наследство, княжество Москвы превращается в самый крупный и мощный удел, что положило начало единой мощной державе. Переяслав был намного больше Москвы в то время, но князь не стал переносить столицу из Москвы. Вокруг его княжества началось объединение земель Руси.

Наполненный верой и благочестием сын Александра Невского способствовал строительству православных церквей по всей русской земле, так возникли:

  • кремлевский храм Спас-на-Бору;
  • храм преподобного Даниила Столпника, позже превращенный в мужской монастырь;
  • Богоявленский монастырь;
  • Петропавловский храм.

Жители Москвы и Переславля любили своего правителя за кроткий, боголюбивый нрав, милосердие.

Монашество и последние дни

В возрасте 41 года великий правитель Московский отошел от дел, принял схимнический сан и полностью посвятил себя служению Богу.

Святой благоверный князь Даниил Московский

В марте 1303 года схимник Даниил покинул этот мир, завещав похоронить его на кладбище около простых монахов.

Сын Иван Калита через несколько лет распорядился перенести Даниилов монастырь в кремлевский храм Спас-нА-Бору, оставив около праха отца церковь Даниила Столпника.

Прошло 2 столетия, кладбище было заброшено, и никто уже не мог вспомнить, где была могила великого основателя Москвы.

Чудеса, дарованные через поклонение мощам святого

Прошло время, и на престол Руси взошел Иоанн Третий. Одному из его соратников во сне явился незнакомый муж Божий, представился, как основатель столицы и оставил послание своему потомку, велев передать, несмотря на то, что царь ищет земные утешения и забыл его, Господь же всегда с ним.

Это послание коснулось сердца Иоанна ІІІ, он вспомнил все рассказы о праведности Даниила и выдал указ о проведении соборных панихид и храмовых служб в память о выдающемся предке.

Второй раз великий основатель столицы заявил о себе сыну Иоанна ІІІ Великому князю Василию, который пребывал неподалеку основанной прадедом церкви.

Его соратник, дворянин Шуйский, после прогулки, встал на камень, чтобы вскочить на лошадь, но услышал, что это надгробная плита великого Даниила Московского. Шуйский не поверил сказанному.

В тот же миг его конь встал на дыбы, перекинулся на спину и сдох, придавив своим весом всадника.

Святой князь Даниил Московский. Явление юноше

Заказав молебен по великому святому, Шуйский искренне раскаялся в непослушании и небрежном отношении к месту захоронения праведника, и после богослужения был исцелен.

Недаром говорят, что Бог любит Троицу. Иоанн Грозный является потомком Даниила Московского в 9-м поколении. Третий раз дал знать о себе великий праведник во время правления Иоанна Грозного.

Купеческий сын был настолько плох, что отец решил на лодке отвести в московский монастырь. Проплывая мимо Даниловой церкви, купец остановился и на руках отнес сына на могилу праведного покровителя Москвы.

Совет

Трудно передать силу молитвы отчаявшегося отца, у которого оставалась одна надежда на Бога через покровительство праведного и верного Даниила.

Слезы застилали глаза отца так, что он не сразу заметил, что сын смотрит на него открытыми глазами, он обрел исцеление.

Сила нетленных мощей

На протяжении 350 лет святой князь Московский не раз указывал место своего захоронения, являясь людям в разное время. Царь Иоанн Грозный принял решение о восстановлении Даниловой обители на старом месте.

30 августа в 1652 году священный собор, возглавляемый патриархом Никоном, присутствовали при вскрытии могилы праведника и стали свидетелями дивного явления — мощи святого оказались нетленными и множество народа, присутствующего на панихиде, получили в тот день исцеления. Церковь присоединила благоверного князя к лику святых праведников.

Благодаря любви Творца к Своему посланнику, несмотря на разорения и перенесенные бедствия, Данилова обитель выстояла после гонений 1930 года и была восстановлена по указу Патриарха Пимена в 1983 году.

Святой праведник по-прежнему служит людям в обители, обустроенной 7 столетий тому назад.

Данилов монастырь в Москве

После смерти праведника паломники стали отмечать, что их прошения и молитвы сбываются, особенно если просить защиты от:

  • ссор;
  • набегов врагов;
  • враждебно настроенных соседей и родственников.

Важно! Именно к иконе Даниила Московского идут русские люди просить о защите Отечества и дарования ему мира и благополучия.

В монастырских книгах Данилова монастыря Москвы хранится множество благодарственных записей. Люди воздают хвалу святому за чудеса исцеления от онкологии, рождение ребенка наперекор вердикту врачей, получение жилья и справедливое решение суда.

Инженерные войска армии России считают преподобного Даниила своим покровителем на Небесах.

Даниил Московский

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-knyazya-daniila-moskovskogo.html

Житие преподобного и благоверного князя Даниила Александровича Московского

Опубликовано 17.03.2019

Житие преподобного и благоверного князя Даниила Александровича Московского

Благоверный князь Даниил был четвертым сыном святого и приснопамятного великого князя Александра Ярославича Невского. Был он последним среди братьев своих, как и прадед его, великий князь Всеволод Юрьевич. Так князей Даниила и Всеволода уподобил Господь древнему царю, богоотцу и пророку Давиду: и тот был младшим из братьев своих.

Сей блаженный князь Даниил остался без родителей двух лет от рождения, и от младенческого возраста Господь хранил его. Господь избрал его, и возрастил, и устроил. Никто не ходил на него ратью, и ему досталась в наследие богохра­нимая держава преименитого града Москвы. Бог возлюбил и прославил Даниила князя и его праведное потомство и допустил их княжить и царствовать в роды и роды.

Если в то время держава Московская и не была так многовластна, как впоследствии, но и тогда блаженный и великий князь Даниил никем по­бежден не был.

Когда случалась среди братьев князя Даниила и сродников меж­доусобная брань близ его державы, он, храбрый и мужественный, всегда стремился проявить себя смиренномудрия рачителем.

Мужественно вооружался он на враждующих с ним, выходил на них с воинством, но утишал вражду без крово­пролития.

Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей русских, блаженный князь Да­ниил Александрович показал себя миролюбцем. В 1282 г. он соединил москов­ские войска с войсками своего брата Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское, против другого брата – Димитрия; но при первой встрече у гра­да Дмитрова вооружившиеся заключили мир, и кровь не лилась.

В 1292 г., когда князь Андрей привел в Россию полчища татар, домогаясь великокняжес­кого стола, и они грабили города, блаженный князь Даниил миролюбиво впус­тил татар в свой город, не быв в состоянии силой охранить его.

Когда Анд­рей стал великим князем владимирским, в 1296 г.

открылись ссоры между русскими князьями, но и Андрей признал тогда правоту блаженного князя Да­ниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром.

Обратите внимание

Когда же вслед за тем Анд­рей хотел с войском своим завладеть Переяславлем Залесским, святой князь Даниил вместе с тверским князем Михаилом встретили Андрея с сильной ратью, и после переговоров в другой раз заключен был мир. В 1301 г. был съезд князей в Дмитрове. На этом собрании блаженный Даниил окончил миром все пре­рекания с Андреем и прочими князьями.

Так время княжения своего блаженный князь Даниил прожил мирно, десница Божия защищала его от всякой брани и крамолы, во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за дарованное ему в жребий благословенное наследие – державу преславного града Москвы.

Старшие его братья княжили тогда каждый в доставшейся им по наследию области: великий князь Димитрий – в Переяславле на озере, при нем живал в Пе­реяславле всероссийский митрополит преосвященный Кирилл, где и скончался, тело же его перевезено было в град Киев, бывший тогда стольным градом все­российской митрополии, и положено в церкви Святой Софии. Митрополию затем занял Максим, родом грек. Сей митрополит, не стерпев насилия от татар, навсегда переселился из Киева во Владимир со всем клиром в лето 1300-е, ме­сяца апреля в 18-й день, епископу же Владимирскому Симеону поручил Ростов­скую епископию.

Когда митрополит Максим прибыл во Владимир, от тяжелого и долгого пути задремал в своей келлии. И вот во время сна увидел он великий и необычный свет, в том свете явилась Пречистая Дева Богородица с Предвеч­ным Младенцем на руках и сказала митрополиту: «Раб Мой Максим, хорошо ты сделал, придя в сей град».

Подавая затем митрополиту омофор, Пречистая сказала: «Приими сей омофор и паси в граде Моем словесных овец». Митрополит принял омофор и пробудился: в келлии не было никого, но омофор был в руках его.

И прославилось чудо сие по всей Русской земле и в Палестине, а мит­ро­­полит повелел написать образ тем подобием, как было ему видение.

Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и перво­святительства начали приближаться к боголюбивому граду Москве; здесь Господь возжелал сугубо прославить Свое святое имя, благоизволив утвердить и первосвятительство, и боговенчанное царство.

В 1301 г. благоверный князь московский Даниил Александрович, услышав, что у града Казани собралось множество татар, пошел туда с войском, чтобы воспрепятствовать нахождению варваров и не дать им в разорение отечество свое.

У града Переяславля победил он полчища татар и, взяв в плен союзника татар князя рязанского Константина Романовича, привел в Москву, но не отягчил его участи жестокостью, напротив, ласково угощал его и содержал в почете.

Важно

Когда скончался брат святого князя Даниила Димитрий, другой его брат, князь Андрей, отправился в Орду добиваться у татарского хана признания его права на великое княжение. Затем (в 1302 г.

) скончался бездетным и племянник Да­ниила князь Иоанн Димитриевич Переяславский, и завещал державу свою, кня­жество Переяславль-Залесское, младшему дяде своему, сему блаженному князю московскому Даниилу, но не старшему своему дяде, князю владимирскому Андрею, который считал себя наследником Иоанна и уже распоряжался в Переяс­лавле через своих бояр. Область Переяславская вместе с Дмитровом была одной из первых, как по числу жителей, так и по крепости главного го­рода. Переяславль обведен был глубоким рвом с водой, высоким валом, двойной стеной с 12 башнями. Это новое владение вывело князя московского на степень князя весьма сильного, и сын блаженного князя Даниила – Георгий – уже стал великим князем.

Читайте также:  Житие святого тихона, патриарха московского

Так, по воле Божией, первенство российского скипетродер­жа­ния без борьбы переходило в род князя Даниила. Он же, рачитель смиренно­му­дрия, имея в уме пророческое слово: богатство аще течет, не прилагайте сердца(Пс. 61, 11), нимало не вознесся мыслью, не возжелал первенства державы.

Святый князь мыслил о нем с кротостью, не услаждался властолюбием, но больше ограждался страхом Божиим, преуспевал в братолюбии и уклонялся от жажды славы.

Поэтому благодать Божия умножалась на нем, держава его распро­странялась, и он уже не был вынужден переменять место своего пребы­вания; в град Переяславль он послал своих наместников, а наместники брата его, великого князя Андрея, бежали из Переяславля.

Богоугодно господствуя в Московской области, блаженный князь Даниил пост­роил за Москвой-рекой монастырь, который зовется по его имени Данилов­ский, создал церковь во имя Ангела своего, прп. Даниила Столпника, и поставил в нем архимандрита. В монастыре сем и сам князь сподобился пострижения в иночество.

И так, приняв схиму, отошел он ко Христу в лето 1303-е, месяца марта в 4-й день на 42-м году от рождения своего. По своему смирению не пожелал он быть положенным в церкви, но в монастыре, где погребали всех братий. Тогда переяславцы взяли себе в князья сына Даниилова Георгия и не пустили его на похороны отца.

Через 27 лет, в 1330-м г., месяца мая в 1-й день, сын блаженного князя Да­ниила Александровича великий князь Иоанн, по прозванию Калита, перевел по благословению св.

Феогноста, митрополита Всероссийского, тот Даниловский мо­настырь с архимандритией внутрь града Москвы, на свой княжеский двор, поставил здесь церковь во имя боголепного Преображения Божия, устроил новый монастырь, а древний Даниловский и все имение Даниловского монастыря и самый погост Даниловский и иные монастырские села передал архимандриту новосозданного монастыря Святого Спаса, соединив таким образом оба мо­настыря под одним началом. Спустя много лет, по нерадению архимандритов Спасских, монастырь Даниловский обнищал так, что и след его изгладился, осталась только одна церковь во имя святого Даниила столпника. И прозвалось то место – сельцо Даниловское. О монастыре же не сохранилось и слуха, как будто его и не существовало.

Совет

Монастырь святого Спаса существовал внутри Москвы в княжеском дворе до лет благочестивого великого князя Иоанна Васильевича III.

Он снова перевел монастырь из града Москвы на новое место над Москвой-рекой, по ту ее сто­рону, на горе, называемой Крутицы, в расстоянии обозрения от места древнего Даниловского монастыря. Сия снова перенесенная обитель и доныне зовется Спа­совой на Новом.

Во граде же Москве церковь Преображения Господня была обращена в собор мирских иереев и в ней учреждено протопопство. Сия церковь и ныне зовется Спас на Бору.

Однажды великий князь Иоанн Васильевич ехал мимо места древнего Да­ниловского монастыря, где почивали честные мощи блаженного князя Даниила. Тогда у одного знатного юноши в полку княжеском споткнулся конь, и он остался один среди пути. И вот внезапно сему юноше явился незнакомый че­ловек.

Тот, увидев незнакомца, испугался; явившийся же сказал ему: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин. Имя мое Даниил Мос­ков­ский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот, ты всячески себя уте­шаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда».

Сказав сие, он стал невидим. Юноша тотчас сел на коня своего и скоро догнал великого князя. Видя его ослабевшего, испуганного, осу­нувшегося лицом, князь сказал ему: «Где ты замешкался и кого испугался? Почему в таком трепете приехал сюда?» Юноша рассказал ему подробно все, что видел и слышал.

Великий же князь с того времени уставил петь соборные панихиды и Божественные службы и устроил раздачу милостыни и трапезы по отшедшим душам своих родственников, поживших в благочестии.

Спустя много лет новый великий князь Василий Иоаннович ехал однажды в сопровождении множества своих приближенных.

Когда бывший среди них князь Иоанн Михайлович Шуйский приблизился к церкви святого Даниила, где почивали мощи блаженного князя Даниила Александровича, над которыми в древние годы был положен камень, то князь Шуйский наступил на сей камень и начал с него садиться на своего коня.

Случившийся тут крестьянин сказал тогда ему: «Господин князь, не дерзай садиться с сего камня на коня своего. Знай, что здесь положен блаженный князь Даниил».

Обратите внимание

Князь Иоанн, видя место Даниловское в небрежении и сочтя обличавшего его крестьянина невеждой, не обратил внимания на слова его и, не подумав, сказал: «Мало ли тут князей!» И стал садиться на коня. Вдруг конь стал на дыбы, пал на землю и испустил дух. Князя же еле живого вытащили из-под коня. Князь раскаялся в своей дерзости и повелел иерею служить молебен по поводу своего прегрешения и панихиду по блаженном князе Данииле. И вскоре Шуйский выздоровел, по молитвам блаженного и великого князя Даниила.

Во дни царя Иоанна Васильевича, всея Руси самодержца, в городе Коломне проживал купец. Однажды сей купец поехал в лодке с товарами ко граду Москве и с ним был его юный сын. Сего юношу постигла тогда такая сильная болезнь, что отчаялись в его спасении, и он был при последнем издыхании.

Когда купец с сыном приплыли к церкви, где почивали честные мощи блажен­ного и великого князя Даниила, купец принес своего больного сына ко гробу князя и велел иерею той церкви петь молебен, а сам с великой верой и обиль­ными слезами стал молиться Богу, призывая в молитве святого князя Да­ниила, прося продления жизни своему сыну, которого и возложил на честный гроб князя Даниила. И тотчас сын его, как бы пробудившись от сна, стал здо­ро­вым. Тогда он взял своего исцеленного сына и пошел в путь, славя Бога и святого князя Даниила. С тех пор отец сильно уверовал в святого угодника и каждый год в день исцеления своего сына приходил ко гробу святого, совершал там молебны и творил милостыню.

Царь Иоанн Васильевич, видя то место Даниловское, где почивали честные мощи блаженного князя Даниила, в небрежении и забвении, сам стал ежегодно приходить к мощам сим, и митрополит со священным собором установили со­вершать там ежегодно панихиды и службы о святом. Царь повелел там устроить каменную церковь и воздвигнуть монастырь, собрать иноков и составить общее житие.

В 1652 году 30 августа обретены нетленными мощи святого князя Даниила и по повелению великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича перенесены в храм во имя святых Отец семи Вселенских Соборов обители святого Даниила, где и доселе сии мощи видимы всем приходящим и почи­тающим их. По молитвам святого и блаженного князя Даниила помилуй нас, Христе Боже наш, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://likorg.ru/post/17-marta-den-pamyati-blagovernogo-knyazya-daniila-moskovskogo-1

Святой благоверный князь Даниил Московский

Дни памяти: 4 марта, 30 августа (Обретение мощей)

Святой благоверный князь Даниил Московский

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца.

Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря).

Важно

Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными.

И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.

Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем (“Дюденева рать”) опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было.

Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.

Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная – как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников – татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю.

В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон.

Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила – святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах – “Бог не в силе, а в правде”.

Совет

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 – 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам.

Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: “Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог”.

С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца.

Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке “на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих”. Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: “Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю.

Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой”.

Читайте также:  Молитва старца пансофия афонского от нечистой силы

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life563.htm

Святой Даниил Московский – миролюбивый князь (+ ВИДЕО)

Фильм с участием протоиерея Алексия Уминского

Ордынские ханы в XIII–XIV столетиях продолжали осуществлять свою политику “разделяй и властвуй”, стравливали русских князей, всячески пользуясь при этом и их личными притязаниями, и соперничеством между ними.

Совсем не случайно в течение XIV века титул “великих князей” был дарован нескольким русским правителям, в результате чего на Руси возникло сразу же несколько “великих княжеств” — Тверское, Московское, Рязанское, Смоленское, Нижегородское.

По мысли ордынцев, подобный политический расклад должен был значительно помешать возможному процессу объединения русских земель.

Но в Орде не учли одного важного момента — практически во всех русских княжествах в этот период нарастает движение к консолидации как духовной, так и политической.

Ведь именно XIV столетие впервые за предыдущие двести лет явит примеры совместных действий русских князей, подчинивших свои личные устремления и удельные интересы интересам общерусским, отдавших свои силы и даже жизни обеспечению решения общерусских задач.

Конечно, подобное поведение еще не стало общепринятой практикой, но даже отдельные примеры показывали общую и все более нарастающую тенденцию в духовно-политическом развитии Руси.

Обратите внимание

В исторической литературе вот уже полтора столетия не утихают споры о том, почему именно Москва стала центром объединения русских земель и образования единого Русского государства.

В самом деле, географическое положение Москвы было куда менее выгодным, нежели положение Твери, Углича или Нижнего Новгорода, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. Москва не имела того боевого опыта, каковой имели Смоленск и Рязань.

Новгород Великий был намного богаче, а Ростов и Суздаль обладали гораздо более глубокими традициями культуры.

Возвышению Москвы вроде бы не способствовала и династическая ситуация. Стоит напомнить, что князь Даниил Александрович Московский, возглавивший княжество в конце XIII в., был всего лишь четвертым сыном Александра Невского. Причем он даже не успел побывать великим князем, ибо умер раньше своего старшего брата Андрея.

В свою очередь, и Иван Данилович Калита — это тоже четвертый сын Даниила. По всем признакам Иван Калита — четвертый сын четвертого сына Александра Невского! — не имел, казалось бы, даже возможности занять великокняжеский стол, ибо не обладал никакими правами на “старейшество”.

К примеру, тверской князь Михаил Ярославич перед сыновьями Даниила Юрием и Иваном имел преимущество третьего поколения перед четвертым.

И все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство.

***

Еще в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович (1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии.

Важно

Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды.

Как сообщает Житие святого, мудро, “имея разум богопросвещенный”, управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли.

Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием.

Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — “Братолюбец”.

Сам же князь Даниил Александрович не выказывал желания властвовать над кем-либо. Он свято чтил тогдашний закон престолонаследия и не поднимал меча против своих старших братьев в борьбе за великокняжеский стол.

Миролюбие князя Даниила Александровича снискало московскому правителю любовь и уважение современников. К Москве потянулись люди из других княжеств — бояре, ремесленники, земледельцы… А князь Даниил гостеприимно встречал тех, кто искал в ней приюта. На рубеже XIII–XIV вв.

Даниил принимает у себя беглецов из разоренных земель, среди которых были Федор Бяконт, отец будущего святителя, митрополита Московского Алексия, и Радион Несторович, родоначальник Квашниных. Каждому новоприбывшему московский князь находил дело по его призванию и склонности, имея недреманное попечение о пользе своих подданных.

И многолюдно становилось в московских землях. И росли новые села, умножались крестьянские хозяйства, возрождались ремесла.

Совет

Такая позиция обеспечила московскому князю значительную популярность на Руси, но не уберегла Москву от разорения в 1293 г., когда его старший брат Андрей, в борьбе за великий престол с братом Дмитрием, привел на Русь страшную ордынскую “Дюденёву рать”.

Однако Даниил быстро оправился от погрома и после окончания боевых действий возглавил коалицию, направленную против Андрея Александровича. В 1295/96 г. он отказался от приглашения в Новгород, защищая Переяславль, город своего племянника Ивана Дмитриевича.

А Москва в годы правления князя Даниила постепенно строилась и крепла. Даже страшное разорение, которому Москва подверглась во время “Дюденёвой рати”, не погубило её. Всем миром трудились москвичи, заново отстраивая свой город.

И снова князь Даниил Александрович подал всем пример небывалой милости. Он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы. И Москва быстро оправилась от погрома.

Скоро и следа не осталось от пронесшейся татарской бури.

Даниил Александрович являл для всех пример истинного благочестия. Сердечно заботился князь и о духовном просвещении своих подданных. Время правления князя Даниила Александровича Московского — это и время становления Москвы, как религиозного центра.

Начало этому было положено основанием московским князем монастыря в честь преподобного Даниила Столпника, своего небесного покровителя.

Житие Даниила Московского так рассказывает об этом событии: “Богоугодно господствуя в Московской земле, блаженный князь Даниил построил за Москвою-рекою монастырь, который зовется по его имени Даниловский, создал церковь во имя ангела своего преподобного Даниила Столпника и поставил в нем архимандрита”. Возможно, архимандрит Данилова монастыря на рубеже XIII–XIV вв. являлся главой всех остальных священников Москвы.

Свято-Данилов монастырь — первый из известных нам и дошедших до нашего времени московских монастырей. Точная дата его основания неизвестна. В исторической литературе называют 1272 г. или 1282 г.

, иногда просто указывают — “конец XIII века”. В последнее время, сравнительное изучение исторических свидетельств, позволило историкам предположить, что монастырь был основан в 1298–1299 гг.

Впрочем, вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Судьба Данилова монастыря сложилась удивительно. По легенде князь Даниил завещал похоронить себя как простого монаха именно здесь, в основанном им монастыре. В 1330 г., при его внуке, Иване Калите, братия была переведена в княжеский двор и монастырь пришел в запустение.

Иван Грозный повелел восстановить его в 1560 г. Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов, а территория была обнесена мощными каменными стенами с боевыми башнями.

В нижнем ярусе храма расположился престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в другом ярусе престол Даниила Пророка. На месте же старой деревянной церкви позже была построена церковь Воскресения Словущего. В 1648 г.

Обратите внимание

над северными воротами возвели колокольню со звонницей в третьем ярусе и главкой в виде царской короны. Впоследствии все храмы перестраивались, стены укреплялись.

Когда в 1572 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, его встретили метким огнем пушек со стен и башен Данилова монастыря.

Во времена польско-литовской интервенции его стены были обстреляны, а деревянные шатры башен сожжены. У стен монастыря повесили сподвижников И. Болотникова, здесь же в 1610 г.

прокричали царю Василию Шуйскому, чтобы он отрекся от престола, здесь же был убит восставшими казаками воевода Прокопий Ляпунов.

Чуть позже князь Даниил устроил в Москве и другой монастырь — Богоявленский, во имя Святого Богоявления.

Князю Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский. Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г.

Даниил захватывает у Рязани Коломну. На следующий год переяславский князь, умирая, завещает город своему дяде и покровителю. Князь Даниил всячески старался расширить пределы Московского княжества. В 1303 г. он подготовил присоединение Можайска, но внезапно умер.

Можайск вошел в Московское княжество при его сыне Юрии.

Князь Даниил Александрович так и не стал великим князем. Он скончался 5 марта 1303 года. Перед своей кончиной он, по примеру своего отца, великого князя Александра Ярославича Невского, принял монашеский постриг.

Важно

У князя Даниила Александровича осталось четыре сына. Двое из них умерли. А двум другим — Юрию Даниловичу и Ивану Даниловичу — предстояло и далее исполнять отцовский завет об устроении родного княжества.

Русский народ всегда с благодарностью вспоминал праведную жизнь князя Даниила Александровича. И потому в XVI веке, в 1547 г., князь Даниил Московский был канонизирован Русской Православной Церковью.

А еще через сто лет, 30 августа 1652 г., мощи святого Даниила Московского были обретены нетленными. Их поместили в серебряную раку и поставили в храм Семи Вселенских Соборов в Свято-Даниловом монастыре. Предположительно и Иван Калита был захоронен первоначально здесь. В этом же храме хранились и мощи Бориса и Глеба.

Житие Даниила Московского рассказывает о чудесах, свершенных московским святым после смерти. Однажды великий князь Иван III Васильевич проезжал мимо места древнего Даниловского монастыря, где почивали мощи блаженного князя Даниила. И вот у одного знатного юноши споткнулся конь, и он остался один, отстав от княжеской свиты. Внезапно юноше явился незнакомый человек.

Юноша испугался, а незнакомец стал говорить: “Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин. Имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот, ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда”.

Сказав это, незнакомец стал невидим.

Юноша тотчас догнал князя и рассказал ему о чудесном видении. С того времени великий князь повелел петь соборные панихиды и божественные службы, и устроил раздачу милостыни и трапезы по отошедшим душам своих родственников, поживших в благочестии.

Вот еще одно чудо. В годы царствования Ивана Грозного в Коломне жил купец. Однажды на лодке он вместе с сыном выехал для торговли в Москву. По дороге его сын заболел.

Купец приплыл к церкви, где почивали мощи блаженного князя Даниила, принес больного сына ко гробу святого и начал горячо молиться. И тотчас сын его стал здоровым, и они продолжали путь.

Совет

С тех пор отец сильно уверовал в святого Даниила и каждый год в день исцеления сына приходил к его гробу, совершал там молебны и творил милостыню.

***

И вот ведь как удивительно промыслительно распорядилась история. В 1547 г. вместе с другими русскими святыми и вместе с благоверным князем Даниилом Московским, Русская Православная Церковь прославила и его отца – великого князя Александра Ярославича Невского.

А в начале XVIII века, в 1724 г., тогдашний российский император Петр I Алексеевич совершил перенесение мощей благоверного великого князя Александра Ярославича Невского – из Владимира их торжественно перенесли в Санкт-Петербург.

А свершилось это великое деяние… 30 августа (или – 12 сентября по новому стилю).

И снова церковные праздники в честь перенесения мощей святого князя Александра Невского и его сына святого князя Даниила Московского выпали и до сих пор свершаются в один день.

Наверное, это не случайно. Ведь именно Даниил Московский оказался истинным продолжателем дела своего отца по сбережению Русской земли.

Именно князь Даниил Александрович, который и не знал толком собственного отца, ибо Александр Ярославич умер в тот момент, когда его младшему сыну было всего два года, но именно Даниил Александрович оказался продолжателем отцовской политики, той политики, которая, в итоге, спасла Русскую землю от ордынского владычества, а затем превратила Русское государство в великую, свободную и мощную державу.

Читайте тажке:

Святой Даниил Московский: Миролюбивый князь

.

Женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: – Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovskij-video/

Ссылка на основную публикацию