Житие афанасия (сахарова), епископа ковровского

Житие Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

Владыка Афанасий прожил непростую жизнь, в которой были и светлые, и мрачные периоды. Но он всегда оставался верным себе и Господу, за что удостоился вечной славы в сонме святых угодников.

Житие святителя Афанасия

2 июля 1887 года в благочестивой православной семье надворного советника и крестьянки, в большой церковный праздник родился мальчик. Местом его появления на свет была Влахерна. Григорий и Матрона назвали своего сына Сергеем, в честь Сергия Радонежского. Жили они во Владимире.

Семья была верующая, праведная, что и заложило в будущем епископе беззаветную любовь к Богу.

Обучение

Еще в раннем детстве Сережа лишился отца. Мать отдавала все свои силы, чтобы воспитать из единственного сына глубоко порядочного человека и настоящего христианина.

Она отдала его в приходскую церковь, в которую он ходил с удовольствием. Службы в церкви, какие бы продолжительные они ни были, воспринимались мальчиком легко и с радостью.

Он уверенно говорил своим погодкам, что, когда вырастет, будет архиереем.

В 1908 Сахаров Сергей закончил духовную семинарию

В учебе Сережа был очень прилежен, научился вышиванию, украшал вышивкой даже церковные одежды, в будущем ему это мастерство очень пригодилось. Жизнь ему приготовит много испытаний ссылками и лагерями. Там будущий епископ вышил себе походный антиминс, с помощью которого помогал заключенным совершать Таинство Причастия.

Обратите внимание

Начальное учение Сереже давалось нелегко, но с Божьей помощью и благодаря своей настойчивости, он преуспел и в этом. В дальнейшем его ждала Владимирская духовная семинария, после которой он поступил в духовную академию, что в Москве. Закончил учебу он с очень хорошими результатами, совершенно не возгордившись этим.

Большое значение будущий святитель придавал вопросам литургии и исследованиям, посвященным богословским и историко-церковным аспектам святости.

На заметку! К богослужениям относился особенно трепетно и серьезно, на полях священных книг, по которым он проводил службы, карандашом делал пометки и разъяснения трудных слов.

Постриг в монахи

Бог посылал Сергею в наставники высокодуховных людей. Во Владимирской семинарии его учителем был архиепископ Николай (Налимов), а в Москве — ректор и епископ Федор (Поздеевский), который и постриг его в монахи с именем Афанасий. Произошло это в храме Покрова Божией Матери. Афанасия посвящают сначала в иеродиаконы, а позже в иеромонахи.

Церковь поручила ему преподавание в Полтавской духовной семинарии, а в дальнейшем он уехал в свой родной город в качестве ученого-богослова во Владимирскую семинарию, где высоко оценили его, как учителя и благовестника слова Божия.

Войдя в Епархиальный совет, Афанасий принимает на себя ответственность за контроль качества проповеди на приходах.

В круг его обязанностей также вошло заведование духовными беседами и чтениями, проводимыми при Успенском кафедральном соборе.

Советский период

Когда в России произошла революция, Афанасию исполнилось тридцать лет.

Иеромонах по воле судьбы стал участником многочисленных епархиальных съездов, на которых приходилось сталкиваться с враждебно настроенными по отношению к православным устоям представителями и как-то давать им отпор.

В 1917 году в Сергиевой лавре молодого иеромонаха избирают членом исторического Поместного собора Русской Православной церкви все участники съезда из многих монастырей России. Он занимается богослужебными вопросами вплоть до 1918 года.

Священноисповедник Афанасий (Сахаров)

На этот период приходится его работа над стихами службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, которая стала великим литургическим памятником любви Афанасия к родной Церкви.

Идея заключалась в том, чтобы каждому святому избрать стихиру из Общей Минеи и расположить святых в каноне по областям. К окончанию каждой отдельной песни в каноне предполагалось добавить молитву иконе Богородице, наиболее почитаемой в конкретно взятой области.

Митрополит Сергий (Старогородский) вел рассмотрение службы в рамках Синодального собрания, добавив в нее тропарь, написанную им самим «Яко плод красный…».

Так был составлен первый вариант службы, который прошел проверку Святейшим патриархом Тихоном.

Революционный переворот разрушительной волной прокатился по всей России. Богоборцы вели активную деятельность по истреблению всего, что было связано с религиозной жизнью народа.

В крайней степени болезненно воспринималось верующими глумление над мощами святых угодников Божьих. Раки вскрывались и мощи без одежды выставлялись на всеобщее обозрение.

Важно

В городе Владимире в 1919 году иеромонах Афанасий, являющийся по-прежнему членом Епархиального совета, организовал работу дежурных бригад в Успенском соборе, для предотвращения надругательств.

Однажды, во время его дежурства, под дверями храма начал собираться народ. Когда толпа вошла в помещение Афанасий провозгласил «Благословен Бог наш…» и в ответ ему прозвучало «Аминь». Вместо акции глумления, прошел молебен Владимирским святым при свечах и с большим благоговением.

Посвящение в епископы

Ревностное отношение пастыря к вере не осталось без внимания, результатом чего стало назначение наместником в двух обителях — Боголюбской и Владимирской Рождества Пресвятой Богородицы. Афанасий уже пребывал в сане архимандрита.

Посвящение в епископы прошло в 1921 году 10 июля. Обряд хиротонии в Нижнем Новгороде проводил митрополит Сергий (Старогородский).

С этого времени владыка Афанасий начинает бороться не столько с атеистической властью большевиков, сколько с раскольническим течением внутри церкви — обновленцами. Он всячески обличает их и ведет разъяснительную работу среди паствы.

Епископ заново освящает церкви, где совершали Таинства отступники от веры православной, и призывает их покаяться. В то же время Афанасий наставляет прихожан не питать чувство озлобленности и ненависти к обновленцам за то, что они завладели святынями.

По его словам, святые остаются духом с православными.

Тюремное заключение

Арест Преосвященного не заставил себя долго ждать — он произошел 30 марта 1922 года. Так начался тернистый путь владыки Афанасия, преисполненный тяжелых тюремных и лагерных испытаний. Но он сам считал, что пребывание в заключении для него менее тягостно, чем нахождение на воле среди обновленцев. Тюремная камера по его мнению — это своеобразный изолятор от эпидемии обновленчества.

Епископ прошел несколько тюрем — владимирскую, Таганскую в Москве, Зырянскую, туруханскую. Многолетние ссылки проходили в Соловецком, Беломоро-Балтийском, Онежском, Мариинском, Темниковском лагерях.

В ноябре 1951 года закончился срок отбывания в лагере, но Афанасия определили в дом инвалидов в Мордовии без какого-либо согласия с его стороны. Ему уже к тому моменту исполнилось 64 года, а здоровье сильно подкосилось. Представители советской власти без объяснений могли задержать архипастыря и отправить на допрос.

Так произошло, например, при объезде им Юрьев-Польского уезда. Только с 1937 по 1938 год его не единожды собирались расстрелять. В Онежские лагеря владыка попал в период Великой Отечественной войны. Узники добирались до места назначения пешком, неся на себе личные вещи. Отец Афанасий тогда настолько был изможден, что готовился умереть.

Но Господь дал силы жить дальше.

Икона святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

После Онежского лагеря последовал перевод в Омскую область, где он охранял огороды. Затем было переселение в г. Ишим. Чтобы как-то существовать, епископ вынужден был принимать финансовую помощь от своих товарищей и духовных чад.

В 1942 году его этапировали в Москву. Подвергаясь многочасовым допросам, Афанасий не назвал ни одного имени и не согласился признавать под давлением вменяемую ему вину. К слову, допросы длились по 4-9 часов. Всего следственные мероприятия продолжались шесть месяцев.

В результате — приговор на 8 лет лагерных работ в Мариинских лагерях Кемеровской области, о суровости которых ходило много слухов. В 1946 году летом владыку вновь отправили этапом в Москву по делу доноса, от которого впоследствии сам же доносчик отказался. Афанасия отправили отбывать срок до конца в Темниковские лагеря. Здоровья хватало разве что на плетение лаптей.

Спустя два года его переселили в Дубравлаг (Мордовия), где он из-за физической немощности уже не мог работать.

Совет

Как бы тяжело ни складывалась жизнь, владыка Афанасий ни разу не роптал на Бога. Он восхвалял имя Христа даже после тяжелейших пыток.

А сокамерников подбадривал, говоря, что за страдания нужно благодарить Всевышнего, ведь это великая благодать — пострадать за своего Отца небесного, который пострадал за все человечество.

Важно! Святитель в любых условиях старался соблюдать молитвенное правило, постился и утешал всех, кто в этом нуждался.

Окончание земного пути

В 1955 году 7 марта Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, режим которого окончательно подорвал и без того плохое здоровье епископа. Какое-то время он жил в Ярославской области, но в конце концов выбрал поселок Петушки Владимирской области.

В 1957 году власти принялись рассматривать дело 1936 года, провели допрос Афанасия прямо у него дома, но не сочли приведенные доводы убедительными, поэтому реабилитации не произошло.

Церковные службы владыке позволялось вести при закрытых дверях храма без использования архиерейских регалий.

Он часто посещал богослужения в Сергиевой лавре, где состоялся его постриг в монахи. Продолжал писать свои религиозные труды, в частности, им был составлен свод правил «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви».

Никто никогда не слышал от святителя нареканий и дурного слова. Он получал по 800 писем в году и всегда старался всем ответить. Духовные дети искренне удивлялись способности отца Афанасия видеть в жизни только прекрасное.

Мощи Святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского во Владимирском монастыре

Свою кончину владыка предчувствовал заранее. Перед смертью к нему приезжали из лавры наместник Пимен, архимандрит Феодорит и духовник игумен Кирилл. Преосвященный очень обрадовался их визиту. В последние дни он был особенно благодушен и всех благословлял. Афанасия не стало 1962 года 28 октября.

День памяти святого Афанасия

Память святого Афанасия Ковровского почитается 28 октября. Его канонизация состоялась в августе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских.

Через два года в Петушках освятили храм в его честь.

Чудеса по молитвам

К раке с мощами святого приходят многие верующие и просят о помощи в разных сложных жизненных ситуациях, находя утешение в молитве. При жизни святитель всячески помогал людям в их скорбях.

Однажды в храме прихожане заметили, что владыка выходит из алтаря над полом — его как будто вынесла оттуда невидимая волна. Некоторые утверждали, что он обладал даром прозорливости, но использовал его только в случае крайней необходимости, чтобы помочь человеку.

Жизнь Афанасия Ковровского — это пример высокой духовности и большой веры в Бога. Несмотря на тяжелейшие испытания, святой не впадал в отчаяние и все принимал с благодарностью, считая, что трудности — это возможность проявить силу своей веры и послужить во имя Господа.

Исповеднический путь святителя Афанасия (Сахарова)

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-afanasiya-kovrovskogo.html

Cвятитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский: Когда время не имеет значения

Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, катакомбного архиерея, воссоединившегося с Московской Патриархией в 1945 году. Однако здесь мы будем говорить не об исторических событиях, в которых он участвовал, а о том, как святость существует в историческом времени. Тем более что речь здесь идет о XX веке, то есть почти о современности

Икона священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Икона написана в 2006 году для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёво

Почти современники

Начало общецерковного почитания новомучеников и исповедников Российских дало нам совершенно уникальный опыт постижения святости. Еще совсем недавно нашу жизнь отделяли от земной жизни святых многие столетия.

Эта временная дистанция лишала нас возможности, читая о раннехристианских мучениках, примерять их подвиги на себя. В житийных текстах мы искали моральный урок, наслаждались изысканностью стиля византийских агиографов, вычитывали исторические подробности.

Обратите внимание

Мы не могли лишь одного: представить тот страх и ту боль, которую живой человек чувствовал, оказавшись на арене среди диких зверей.

Читать житие как запись очевидца люди разучились давно, не одно столетие назад. Не случайно историки литературы писали о принципиальной абстрактности житий, отказе их авторов от конкретных исторических деталей. В свое время Д. С.

Лихачев указывал на то, что авторы житий русских святых, повествуя о вполне конкретных событиях, стремились говорить описательно, не прибегая к современной им политической терминологии. Вместо «посадник» говорится «вельможа некий», «старейшина»; вместо «князь» — «властитель той земли».

Из житий изгонялись имена эпизодических персонажей, заменяясь на описательное «муж един», «некая дева» и т. д. В практике Русской Церкви канонизация осуществлялась по прошествии значительного времени.

Канонизация новомучеников и исповедников сделала невозможным уход от исторической конкретики. Новопрославленные святые являются для нас почти что современниками.

Они ровесники наших бабушек или прабабушек, а значит, их жизнь принадлежит к тому времени, о котором мы знаем не только из книг, но и из рассказов старших. В этих житиях абстрактный «властитель граду» появиться не может.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "знамение"

Не может хотя бы потому, что портреты этих властителей висели в школе, где учились наши родители. И дети в красных галстуках, потомками которых являемся мы с вами, вручали этим властителям цветы в годовщины революции.

Незамеченная революция

Отличие подхода историка от подхода составителя жития, агиографа, общеизвестно. Историк занимается описанием жизни, биографией, а агиограф — агиографией, то есть описанием святости. Небольшая дистанция, отделяющая наше время от времени новомучеников, дает возможность увидеть, чем одно отличается от другого.

Важно

Сережа Сахаров родился в семье с традиционным провинциальным укладом. Ребенок охотно ходил в храм и очень любил торжественное архиерейское богослужение, а дома играл «в церковь», сооружая из материнского платка что-то вроде архиерейского облачения и изображая службу: кадил, благословлял и т. д.

И уже в юности проявилась способность обходить, а быть может, и не замечать соблазнов времени. Очень показательными в этом отношении являются годы его учебы во Владимирской семинарии. О своей семинарской жизни святитель вспоминал очень тепло.

Однако семинарский быт тех лет, как его реконструировал бы историк, выглядит отнюдь не идиллично. О Владимирской семинарии сохранились воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), который служил в ней инспектором в 1895-1897 годах.

«Я отнимал водку у семинаристов и строго им выговаривал, но без огласки. Когда в епархиальном общежитии сторожа, передвигая столы, обнаружили подделанную снизу полку (оттуда вывалилась охапка запрещенных книг), я дело расследовал в частном порядке.

Бывало, вечером обходишь в туфлях дортуары и вдруг слышишь: «Ах, если бы я тебе туза подсунул!» Явно семинаристы потихоньку играют в карты. А я окликну их: «Да, да, хороший ход!» Смятение».

В 1903 году, то есть в то время, когда там учился будущий святитель, в семинарии была создана подпольная ячейка Социал-демократической партии, распавшаяся после того, как один из ее организаторов погиб при неосторожном обращении со взрывчаткой. Летом 1905-го здесь проходил подпольный съезд учащихся семинарий. А в декабре того же года владимирские семинаристы объявили забастовку.

Характерно, что Сергей Сахаров, на глазах которого происходили эти события, ничего не рассказывал о них. Создается впечатление, что общественная жизнь и политические страсти его особенно не интересовали.

Вспоминая о семинарских годах, он чаще всего говорил об архиепископе Владимирском Николае (Налимове), строгом аскете, любителе и знатоке уставного богослужения.

Остальное, как оказалось, прошло мимо и особого значения для него не имело.

После семинарии была учеба в Московской духовной академии (здесь Сергей Сахаров принял монашеский постриг с именем Афанасий), преподавание, участие в работе Поместного собора, после которого иеромонах Афанасий вернулся во Владимирскую епархию.

«А тюрьмы нам нечего бояться…»

Архиереем он стал в 1921 году. Перед хиротонией будущего архипастыря вызывали в ГПУ и угрожали репрессиями в случае, если он согласится стать архиереем.

Если до революции архиерейский жезл давал значительные социальные преимущества, то в 1920-е годы архиерейство не обещало ничего, кроме преследований и лишений. Первый раз святителя Афанасия арестовали всего через семь месяцев после хиротонии.

Совет

По его собственным подсчетам, за годы архиерейства на кафедре он провел лишь 2 года, 9 месяцев и 2 дня, а «в узах и горьких работах» (т. е. в тюрьмах и ссылках) — 21 год, 11 месяцев и 12 дней.

В Петушках святитель Афанасий прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. Сохранился дом, где святитель скончался. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им.

О том, как жили заключенные, мы знаем достаточно много. Читая письма святителя Афанасия из лагерей и воспоминания людей, видевших его там, поражаешься какому-то органическому умению не замечать нечеловеческих бытовых условий, умению оставаться монахом, несмотря ни на что. Вот фрагмент из его письма, написанного в Таганской тюрьме, где он ожидал отправления в ссылку.

«А вот я смотрю сейчас на заключенных за дело Христово епископов и пресвитеров, — писал он матери, — слышу о православных пастырях, в других тюрьмах находящихся, какое спокойствие и благодушие у всех. А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии.

Правда, некоторые стеснения испытываем. Но — а сколько у Вас скорбей. Постоянное ожидание приглашения в гости, куда не хочется. Попробуй тут устоять. А мы от всего этого почти гарантированы. И поэтому, когда я получаю соболезнования моему теперешнему положению, я очень смущаюсь. Тяжело положение тех православных, которые сейчас, оставаясь на свободе, несут знамя Православия.

Помоги им, Господи».

Его лагерные письма больше напоминают письма человека, отправившегося с паломническими целями в отдаленный монастырь. Вот как он описывает совершаемое на нарах Белбалтлага (1940) рождественское богослужение и мысленное посещение могил близких людей:

«Ночью с некоторыми перерывами (засыпал… о горе мне ленивому…) совершил праздничное бдение. После него пошел славить Христа рождшагося и по родным могилкам, и по келиям здравствующих.

И там и тут одно и то же пел: тропарь и кондак праздника, потом ектенью сугубую, изменяя только одно прошение, — и отпуст праздничный, после которого поздравлял и живых и усопших, «вси бо Тому живы суть». Как будто повидался со всеми и утешился молитвенным общением.

И где только я не был… Начал, конечно, с могилки милой моей мамы, потом и у папы был, и у крестной, а затем пошел путешествовать по святой Руси, и первым делом в Петушки, потом Владимир, Москва, Ковров, Боголюбово, Собинка, Орехово, Сергиев, Романов-Борисоглебск, Ярославль, Рыбинск, Питер, потом по местам ссылки — Кемь, Усть-Сысольск, Туруханск, Енисейск, Красноярск…»

И в качестве комментария к этой «рождественской картинке» можно добавить, что это письмо написано 51-летним человеком с больным сердцем, задыхающимся при ходьбе, которому ежедневно приходилось совершать пятикилометровый путь до рабочего места, а сама работа заключалась в разгрузке дров, переносе только что сваленных деревьев, уборке снега и т. д. Никакие предметы, имеющие отношение к церковной жизни, в этом лагере не допускались. Отбирались не только книги, но и, например, полученное в посылке крашеное пасхальное яичко. Несмотря на официальное разрешение находящимся в заключении священнослужителям сохранять длинные волосы, владыка подвергался насильственной стрижке.

Обратите внимание

В некоторых лагерях разрешалось иметь книги. Сохранился рассказ Е. В. Апушкиной о приезде иеромонаха Иеракса (Бочарова) в Мариинские лагеря (1944): «Дверь открылась. Послышался стук костяшек «козла», мат и блатной жаргон. В воздухе стоял сплошной синий табачный дым. Стрелок подтолкнул о.

Иеракса и указал ему на какое-то место на нарах. Дверь захлопнулась. Оглушенный, отец Иеракс стоял у порога. Кто-то сказал ему: «Вон туда проходи!» Пойдя по указанному направлению, он остановился при неожиданном зрелище. На нижних нарах, подвернув ноги калачиком, кругом обложенный книгами, сидел владыка Афанасий.

Подняв глаза и увидев отца Иеракса, которого давно знал, владыка нисколько не удивился, не поздоровался, а просто сказал: «Читай! Глас такой-то, тропарь такой-то!» — «Да разве здесь можно?» — «Можно, можно! Читай!» И отец Иеракс стал помогать владыке продолжать начатую службу, и вместе с тем с него соскочила вся тревога, все тяжелое, что только что давило душу».

«Молитва всех вас спасет…»

Последние годы жизни святитель жил на покое в подмосковных Петушках. В реабилитации ему было отказано. В хрущевские времена реабилитировали в первую очередь бывших советских и партийных функционеров, арестованных во время партийных чисток. Служители церкви по-прежнему оставались врагами, в правильности осуждения которых власти не сомневались.

В 1958 году прокурор Владимирской области писал, что, поскольку более 30 лет назад епископ Афанасий не скрывал, что у него как «человека верующего и служителя церкви нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения», приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет.

Последние годы своей жизни владыке пришлось ограничиться келейным богослужением, в чем, впрочем, были и свои преимущества. И дело было не только в так огорчавшем епископа Афанасия повсеместном сокращении церковных служб.

Только в собственной келье можно было, например, молиться перед аналойной иконой, на которой была изображена царская семья и патриарх Тихон, горячим почитателем которых был владыка.

Только в пространстве, лишенном посторонних глаз и ушей, можно было каждый год 7 и 8 ноября (советские праздники, посвященные Октябрьской революции) проводить в строгом посте и молитве за Россию.

Важно

Вынужденная изоляция святителя не была затвором. Он вел огромную переписку, к нему постоянно приезжали люди со своими вопросами и проблемами. Церковный историк М. Е. Губонин, навестивший епископа Афанасия в 1958 году, сравнивал владыку с епископами-изгнанниками времен Вселенских соборов.

«Глядя на него, — писал Губонин, — представляешь себе наглядно ту отдаленную эпоху догматических и иконоборческих смут в Византии, когда отправленные в отдаленные ссылки молодые святители и монахи — ревнители чистоты Православия, забытые всеми — через десятилетия, как выходцы с того света, представали пред глазами новых поколений древними старцами, убеленными сединами и с трясущимися руками, но с несокрушимым сильным духом и по-прежнему пылающей пламенной верой в свои незыблемые убеждения, в жертву которым они с такой готовностью принесли всю свою тягостную изгнанническую жизнь».

Святитель Афанасий умер 28 октября 1962 года. Его последние слова: «Молитва всех вас спасет». Его похоронили на Введенском кладбище Владимира, примыкавшем к опутанной колючей проволокой ограде Владимирской тюрьмы, в которой ему неоднократно приходилось бывать.

Осенью 2000 года, после канонизации, мощи святителя были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь, наместником которого он был в 1920 году. В течение долгого времени в помещении этого монастыря располагалось Владимирское ЧК.

Крестный ход с мощами шел тем путем, по которому епископа Афанасия из тюрьмы водили на допросы.

Право на анахронизм

Здесь мы пытаемся говорить о святом, а не об исторической личности.

Поэтому мы не пишем ни об участии святителя Афанасия в Поместном соборе 1917-1918 годов, ни о борьбе с обновленцами, ни об отделении от митрополита Сергия (Страгородского), а затем, после Отечественной войны, воссоединении с Московской Патриархией, ни о его многолетней работе над исправлением богослужебных книг. Нас интересует не роль личности в истории, а то, как святость побеждает время, а значит, и историю.

Феномен новомучеников начал осознаваться лишь в 60-е годы XX века (в 1981году они были прославлены Русской Зарубежной Церковью, а в 2000-м — Московской Патриархией).

Читайте также:  Восемь смертных грехов в православии и борьба с ними

А ведь впервые это слово появилось еще в документах Поместного собора 1917-1918 годов, когда ни один политический аналитик не смог бы предположить, каких масштабов достигнут гонения на Церковь. В 1918 году святитель Афанасий вместе с профессором Б. А.

Тураевым составил по поручению Поместного собора «Службу всем святым, в земле Российской просиявшим», в которую вошли тропари, посвященные новомученикам: «О новых страстотерпцев! Подвиг противу злобы убо претерпеша, веру Христову яко щит пред учении мира сего держаще, и нам образ терпения и злострадания достойно являюще. О твердости и мужества полка мученик Христовых, за Христа убиенных! Тии бо Церковь Православную украсиша и в стране своей крови своя, яко семя веры даша и купно со всеми святыми достойно да почтутся».

Совет

Когда писались эти тропари, большевистский разгром Русской Церкви только начинался, и почти никто не верил, что гонения будут идти по нарастающей. Историк, анализирующий тенденции эпохи, сказал бы, что события могли развиваться и по-другому. Но ведь святость — победа над временем, и святой гимнограф мог позволить себе то, что историк назвал бы анахронизмом.

Источник: https://www.pravmir.ru/afanasij-saharov-kogda-vremja-ne-imeet-znachenija/

Святитель Афанасий (Сахаров)

Память святителя Афанасия, епископа Ковровского празднуется в Русской Православной Церкви 28 октября по новому стилю. Его память совершается также в день Собора новомучеников Российских 11 февраля.

Жизнеописание святителя и исповедника Афанасия

Епископ Афанасий, в миру Сергей Григорьевич Сахаров, родился в 1887 году в Тамбовской губернии. С детских лет он отличался глубокой религиозностью и любовью к богослужению, потому после окончания духовного училища продолжил свое обучение сначала в семинарии города Владимира, а затем в Московской духовной академии.

По завершении образования Сергей Григорьевич принимает монашеский постриг с именем Афанасий и вскоре его рукополагают в иеромонаха. С этого времени начинается его преподавательская деятельность в духовных учебных заведениях: сначала в Полтавской, а позже во Владимирской семинариях.

В 1917 году отец Афанасий Сахаров принимал участие в Поместном соборе, целью которого было восстановления патриаршества в России. Являясь членом собора, святитель Афанасий подготовил ряд докладов, посвященных новому изданию богослужебных книг, а также вопросам канонизации.

В 1921 году состоялась его хиротония и епископ Афанасий был назначен епископом Ковровским и викарием Владимиро-Суздальской епархии. Однако уже в следующем году он был арестован и приговорен к году заключения, что стало началом исповеднического пути епископа Афанасия.

Следующий арест последовал в 1922 году, в результате чего епископа приговорили к ссылке на два года в Зырянский край.После возвращения из ссылки епископ назначается управляющим Ивановской епархией и окормляет свою паству, несмотря на угрозы со стороны властей.

В 1927 году следует новый арест и святителя отправляют в Соловецкий лагерь на три года, где его здоровье было окончательно подорвано после заболевания сыпным тифом.

Но и на этом исповеднический подвиг епископа Афанасия не закончился, и после освобождения из лагеря и трехлетней ссылки в Сибирь его вновь отправляют в лагерь по нелепому обвинению в связи с Ватиканом. Новым местом лишения свободы стали Беломорско-Балтийские лагеря, где святитель провел пять лет.

Несмотря на все тяжести лагерной жизни и на болезнь, дух епископа Афанасия не был сломлен, и он по-прежнему резко осуждал власть за гонения на Церковь. Его непримиримая позиция и критика действий правительства привели к тому, что в 1944 году епископ снова был отправлен в лагерь на восемь лет. После освобождения он получил разрешение поселиться в Тутаеве. Последние годы своей многотрудной жизни святитель Афанасий провел в поселке Петушки Владимирской области, где и скончался в 1962 году.Канонизация святителя и исповедника Афанасия Сахарова состоялась на Архиерейском соборе 2000 года.

Литературное наследие епископа Афанасия

Во время лагерных заключений и ссылок епископ Афанасий вел обширную переписку со своими духовными чадами. В письмах, написанных за эти годы, он практически не упоминает о тех нечеловечески тяжелых условиях жизни, в которых приходилось существовать исповеднику на протяжении многих лет.

Обратите внимание

В своих письмах епископ старался укрепить дух своих духовных чад, утешая их в скорбях и испытаниях, которым подвергались все верующие во время гонений на Церковь. По воспоминаниям духовных детей и людей, близко знавших епископа, он отличался необычайным терпением и смирением, что отразилось в письмах святого.

Одним из основных литературных трудов, созданных епископом Афанасием Сахаровым, была служба всем святым, в земле Русской просиявшим. Это богослужебное произведение было написано святителем во время Поместного собора 1917 года.

Кроме того, им была создана служба, посвященная Максимовской иконе Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 4:

Сла́вы Бо́жия ревни́теля/ и благоле́пия церко́внаго блюстителя,/ те́сным житие́м и мно́гими по́двиги/ вели́кому иера́рху Александри́йскому подо́бника,/ святи́теля Афана́сия, испове́дника Росси́йскаго,/ усе́рдно восхва́лим, ве́рнии./ Сей бо при́сно мо́лится/ о спасе́нии земна́го Оте́чества своего́/ и о всех живу́щих в нем,/ велегла́сно с любо́вию взыва́я:/ Русь свята́я, храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́йже тебе́ утвержде́ние.

Кондак, глас 3:

Днесь Афана́сий святи́тель,/ Христо́в испове́дник и пра́ведник,/ в невече́рнем Ца́рстве Сла́вы/ све́тло лику́ет/ и в со́нме всех Ру́сских святы́х,/ всесоста́вным гла́сом побе́дную песнь воспева́я,/ приле́жно мо́лит о нас// Преве́чнаго Триеди́наго Бо́га.

Величание:

Величаем тя, / святителю отче Афанасие, / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Молитва:

О, многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый пажитей Церкве Русския. Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неизсякаемый источниче, цевнице богодухновенная! Ты, землею древнею и святою воспитанный, измлада сосуд избранный Богу явился еси, ревностно служа Ему словесы и делы, молитвою теплою, постом неослабным, милостынею нелицемерной. Службе Божией зело прилежа, талант песнотворчества усердно умножил еси и многими духоносными пении Церковь Русскую украсил еси, наипаче же потрудился в прославлении святых земли Русския, ихже пред кончиною купно с Господом зрети сподобился еси. Истины ради и кротости и правды достойно помаза тя во святители Владимирския благодать Святаго Духа, еюже просвещен, проповедал еси Православия предания неуклонно посреде безбожных гонителей. Аще и в заточениих, изгнаниях и горьких работах тридцать лет пробыл еси, поношения, озлобления и раны за Христа сладце претерпевая, ты, священное исповедание яко забрало восприим, богохульные дерзновенно обличил еси и безплотные враги посрамил еси, паству свою делы паче слов поучая, яко Богу подобает повиноватися паче человек. Темже блаженства изгнанных правды ради сподобився и Престолу Небесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да утвердит Церковь Русскую, ее пастырей непозыблемы в истинах веры, от ересей и расколов, да пребудут чада ея тверды во исповедании святаго Православия, претерпевая все напасти времени, прославляя единым сердцем и едиными усты дивного во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/991-svyatitel-afanasij-sakharov

Акафист святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику и песнописцу

Возбранниче светлый на тму века сего, во вся оружия Божия облеченный и веру Христову, аки щит, противу суетных мудрований державый, восхваляем тя любовию, святителю и исповедниче Афанасие, ты же яко молитвенник о нас ко Господу дерзновенный, утверждения в истине Православия испроси нам, зовущим: Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Икос 1

Ангельскаго чая образа, Афанасие блаженне, измлада игранием детским не внимал еси разумом, молитвам же теплым во храме Господни и рукоделию в доме матернем, аки бы в келлии, всегда прилежа, дерзновенно предвозвещал еси отроком, сверстным тебе, яко имаши быти Церкве Христовы служитель священный. Ведуще убо мы, яко Промыслом Божиим сбыся речение твое, со удивлением зовем ти:

Радуйся, древнею и святою землею Владимирскою в добронравии воспитанный; радуйся, в Лавре преподобнаго Сергия лику инокующих вчиненный.

Радуйся, постом и молитвою житие богоугодное стяжавый; радуйся, от Господа к подвигу свидетельства во дни лукавыя избранный.

Важно

Радуйся, благолепия церковнаго блюстителю; радуйся, премудрым Православия наставником подобниче.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 2

Видев, яко лютое на Церковь Российскую гонение наста, не точию гнев Божий, праведно движимый на ны, помышлял еси оное, Афанасие богоразумне, но паче премудрую жатву душам, яже созреша в живот вечный, и сего ради Господу жатвы Христу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 2

Разумея Собор всех святых земли Русския, Отечеству нашему от бед избавление быти, словеса тем праздничная нача слагати, богодухновенне, песньми дивными Церковь украшая. Мы же, грешнии, ныне тя зряще в лице присно тобою чтомых угодников Божиих, восписуем ти похвальная сия:

Радуйся, молений умиленных слагателю; радуйся, пения Господеви разумнаго рачителю.

Радуйся, чудотворцев Российских чисте возлюбивый; радуйся, предстателей страны нашея в помощь всегда призывавый.

Радуйся, яко страстотерпцы новыя увенчал еси на земли похвалами; радуйся, яко в сонме тех на Небеси Бога славиши.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 3

Силу мняще безбожницы на правоверие прияти, честныя мощи святых земли Владимирския посреде Успенскаго храма соборнаго непокровенны поставиша, во еже посмеятися им, ты же, доблий ратниче Христов, народу во храм притекшу, воззвал еси велегласно: Благословен Бог наш! И тако злоумысляемое святыням поругание в молебное прославление претворил еси, с верными вкупе вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеющу ти почтенну быти честнейшим епископства саном, всуе потщишася гонители Церкве Христовы прежде архиерейства твоего грозными словесы и прещении тя устрашити, яко благодать Святаго Духа достойно помаза тя во святители земли Владимирския, идеже исповедник и Православия учитель явился еси, Афанасие боголюбезне. Поминающе убо ревностное служение твое, глаголем ти сице:

Радуйся, веры правыя крепкий поборниче; радуйся, раскола новейшаго небоязненный обличителю.

Радуйся, мудрований века сего, возносящихся на разум Божий, посрамление; радуйся, от волков, в одежде овчей во стадо Христово входящих, ограждение.

Радуйся, смущением колеблемых в истине утверждавый; радуйся, отступников ко обращению приводивый.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 4

Бури и смятению раскола противу стоя, аще и в заточение бысть неправедно ввержен, святителю Божий, обаче не оставил еси кормила церковнаго, вся верныя писаньми твоими увещавая и моля, да не соединяются с отступниками ни да боятся лукаваго того времене, но яко малое стадо, емуже благоизволи Отец Небесный дати Царство, взывают выну: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, дивляхуся вси вернии благодушию твоему, исповедниче, темницу бо, в нюже затворен бысть, прибежище благое от поветрия обновленческаго нарицал еси, имея же тамо соузников немало, вкупе с тобою за веру Христову страждущих, веселился еси о Господе со единомысленники твоими, вся святыя земли Русския молитвенно воспевая. Мы же, яко достойный образ нам злострадания являеши, приносим ти таковая:

Читайте также:  Псалом давида 36

Радуйся, темницу молитвенным сиянием озаривый; радуйся, и во вратех смертных Жизнодавцу хвалу возсылавый.

Радуйся, страждущих истины ради милосердый утешителю; радуйся, и безбожников заточенных человеколюбный питателю.

Совет

Радуйся, скорбьми от любве Божия не разлученный; радуйся, в терпении твоем от Господа укрепленный.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 5

Богохранимаго избранника помышляем тя, друже Христов Афанасие, зане на брезе Онежскаго езера в темнице нарочито учиненной, да бы заточенныя тамо смерти удобно предати, мнози спленницы твоя нуждне от мучителей кончину прияша, тебе же, трие месяцы день и нощь убиением безсудным угрожаема бывша, избави Господь Многомилостивый, Емуже благодарно воззвал еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видя всегда очима сердца твоего, духоносне Афанасие, коликими ранами и труды стяжаша отцы святии истинное по Бозе житие, досады и укоризны многая претерпевал еси, гонителей твоих, яко заповеда Христос, благословляя. Обременен же быв горькими работами, во узилищи, аки вторый Иоанн Дамаскин, вся места нечистая рукама твоима безропотне омывал еси. Неизреченнаго ради смирения твоего приносим ти похвальная сия:

Радуйся, кротости пречудныя образе; радуйся, блаженнейшаго послушания сыне.

Радуйся, от нечестивых уничижение в честь себе вменивый; радуйся, обидящим тебе вседушно погрешения простивый.

Радуйся, враждебников твоих возлюбителю нелицемерный; радуйся, ненавидящим тебе благодетелю усердный.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 6

Проповедник немолчен Евангелия Христова и в темницах явился еси, Афанасие досточудне, разбойников бо даже и душегубцев суровых к покаянию приводил и научал еси песнь хвалы и благодарения воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу тебе в темнице светом истины, приказа мучитель некий отвести тя во узилище иное, и стражницы, яже ведоша тебе, немилосерди быша зело и томляху тя, старче святый, скоро гоняще, во еже малыми деньми прейти толикую долготу пути. Таже гладом в заточении том непрестанно морим бысть, яко едва тебе живу остатися. Обаче, крепостию телесною изнемогая, не изнемогал еси терпением, вся Христа ради препобеждая. Мы же, таковому дивящеся подвигу твоему, поем ти сице:

Радуйся, без крове мучениче добропобедный; радуйся, воине Христов непреодоленный.

Радуйся, огнем страданий паче злата искушенный; радуйся, в мужестве непоступнем паче адаманта утвержденный.

Радуйся, кротце в жертву правды Бога ради себе предавый; радуйся, слезами всеянное радостию пожавый.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 7

Хотяще безбожницы, исповедания ради и сана твоего святительскаго, не отпустити даже по заточении тя свободна, глаголаша лукавне, яко ни от кого имаши обрести послужения в старости твоей, и затвориша тя в темничнем доме призрения, где паче неже в узилищи, безчисленными скорбьми и поношении стужаху ти. Но попечением христиан благочестивых от горшаго места онаго изведен был еси, воспевая помощи подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новому наставшу гонению на Церковь Христову, повелеша богопротивницы заключити святыя храмы, а иныя до основания разорити. Ты же, на Господа надеяся несумненно, мужество ближним твоим внушал еси, да не будут страшливи и малодушнии, рече бо Господь, яко врата адова не одолеют Церкви Его. Темже вопием ти сице:

Радуйся, неизреченнаго милосердия Христова добрый вестниче; радуйся, благонадежнаго упования Божия тихий Ангеле.

Радуйся, глубиною покаяния высоту смиренномудрия стяжавый; радуйся, от сыновняго Церкви послушания к совершению святых отец ея востекший.

Радуйся, за Отечество наше молитвенниче непрестанный; радуйся, ходатаю о людех его ко Творцу неусыпный.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 8

Странное и неудобь разумеемое чудо яви о тебе Господь, святителю Афанасие, литургисавшу бо ти во святей обители преподобнаго Сергия, нецыи от молящихся зреша тя аки бы волною, из алтаря святаго и паки во оный по воздуху износима и вносима быти. Самовидцы же чудеси тому со удивлением возопиша в сердцах своих Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всем неблагоразсудным, яже точию в домех своих молишася, общения же церковнаго ся отлучаху, богоразумными словесы и посланьми твоими, наказовал еси, миротворче усердный, присоединится, аки удом, прочему телеси церковному, да раскола бы новаго не сотворили, и тех к согласному единомыслию добре управил еси. Того ради и мы, мира днесь Церкве Православней и скораго раздором утоления взыскующе, зовем ти:

Радуйся, соблазны и несогласия среде верных потребивый; радуйся, хитона церковнаго раздранию возбранити предуспевый.

Радуйся, расточенныя овцы Христовы во едино стадо собираяй; радуйся, заблуждающих от пути истиннаго к покаянию обращаяй.

Обратите внимание

Радуйся, яко послушанию Матери Церкви чада ея наставляеши; радуйся, яко веру православную хранити научаеши.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 9

Всю верным бывшую радость кто изрещи возможет, святителю славне, егда во Владимире граде явился еси, празднества ради осми сот летом собора Успенскаго; како клирицы и вся люди сладце зряху на тя и любезно о Господе тя целоваху; таже видением твоим духовнаго веселия исполньшеся, вмале не на руках своих внесоша тебе во храм, поюще Богови: Аллилуиа.

Икос 9

Ветию тя преизящна показа Господь, Афанасие благоглаголиве, песньми новыми украсившаго памяти и праздники святых земли Русския, гимны бо церковныя и канонов словеса слагая, в таковых трудех душеполезных и Церкви Христовой зело потребных, препроводил еси лета довольна, оттуду же и песнописца прозвание стяжал еси. Мы же, от умиленных глаголов твоих и до днесь, аки пищею духовною питающеся и аки сладким потоком ся напаяюще, восхваляем тя:

Радуйся, талант песнотворчества, от Бога ти данный, изрядно умноживый; радуйся, молитвословия многоразлична, послушания ради церковнаго, со тщанием добре исправивый.

Радуйся, цевнице духовная, сердца наша увеселяющая; радуйся, источниче изобильный, воду живоносную нам источающий.

Радуйся, яко песнописцы новыя к усердию благочестивому подвизаеши; радуйся, яко, от словес твоих оправданный, и нам у Бога оправдания молиши.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 10

Спасенному пути по вся дни чада церковная наставлял еси, духоносне Афанасие, мнози бо вернии с любовию к тебе течаху, да бы поучитися от честнаго жития твоего, поелику сердцем смирен и тих обычаем, негневлив и кроток, и всех добродетелей исполнен сый, делы твоими паче словес научал еси пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену твердую от навет и козней вражиих веру православную первее проповедал еси, старче святый, таже покаяние слезное и молитву непрестанную вкупе с богоугодными делы, и себе на служение всем приходящим к тебе предавая, многих ко спасению добре управил еси. Сего ради и мы, недостойнии, руководствия добраго требующе, вопием ти тако:

Радуйся, недоумевающим благий советниче; радуйся, заблуждающих кроткое вразумление.

Радуйся, душ смятенных сладостный умирителю; радуйся, неудобоизцельных страстей отгонителю.

Важно

Радуйся, лукавыя помыслы в сердцах человеческих провидевый; радуйся, благоуветливыми словесы ко отложению греховнаго прилога увещававый.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 11

Пению молебному прилежаща усердно, утеши тя Господь пред кончиною видением чудным, яко святых земли Русския, ихже присно почитал бе любовию, зрети сподобился еси купно со Христом, Емуже абие воззвал еси: Аллилуиа.

Икос 11

Светом Божественнаго явления осиянный, последний бо день и час блаженнаго исхода твоего провозвещен бысть от Господа ти, мирно предал еси, тайновидче, душу твою в руце Христа Бога, Егоже от юности возлюбил и за Негоже толикая пострадал еси. Но яко в животе своем, подвижниче велий, свет бысть миру такожде и по преставлении чудесы многими озарити нас не престаеши, зовущих:

Радуйся, воина юнаго от лютыя смерти чудесно избавивый; радуйся, вдовицу благочестивую из руку зловольника дивно исхитивый.

Радуйся, яко персть и былие от гроба твоего недужным исцеления подаваша; радуйся, яко мнози при гробе твоем молившеся, душепагубным страстем врачество обретоша.

Радуйся, честнаго брака христианскаго известный покровителю; радуйся, девствующих и целомудренных заступниче благонадежный.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 12

Благодать, юже тесным твоим житием и подвиги многими у Бога стяжал еси, ведая, освященный Собор Православныя нашея Церкве сопричте тебе сонму всех русских святых, в том же светло ликуеши ныне, всесоставным гласом воспевая победную песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поем тя со умилением, святителю достохвальне, яко во обители горней вселивыйся, на земли нам оставил еси честныя твоя мощи, яже благоговейно днесь почитаем и скораго исцеления скорбем душевным и телесным чающе, взываем ти тако:

Радуйся, блаженства изгнанных правды ради праведно удостоенный; радуйся, в светлостех немерцающих Пресвятыя Троицы присно живущим соводворенный.

Радуйся, ангельским чином сликовствующий в вышних; радуйся, от человек похвалы досточестно приемлющий в нижних.

Совет

Радуйся, верою тя почитающим скорое утешение; радуйся, любовию тя воспевающим благое веселие.

Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 13

О святителю благоглаголиве Афанасие, имене Божия досточудный исповедниче, земли Владимирстей радование и Церкви Святей украшение, убогое сие услыши моление наше и благомощное ходатайство твое вознеси о нас Господеви, да вся полезная ко спасению душевному нам дарует, во еже непреткновенно внити нам в Царство Небесное и воспети тамо Живоночальной Троице: Аллилуиа.

Сей кондак глаголи трижды. И паки чтется первый икос: Ангельскаго чая образа… и кондак первый: Возбранниче светлый…

Молитва

О многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый овец пажити Церкве Русския, Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неизсякаемый источниче, цевнице богодохновенная! Ты, древнею землею Владимирскою и святою Лаврою преподобнаго Сергия воспитанный, измлада сосуд избран Богу явился еси, ревностно служа Ему словесы и деянии, молитвою теплою, постом неослабным, милостынею нелицемерною. Службе Божией зело прилежа, талант песнотворчества усердно умножил еси и многими духовными песнопении Церковь Русскую украсил еси, наипаче же потрудился в прославлении святых земли Русския, ихже пред кончиною купно с Господом зрети сподобился еси.

Истины ради и кротости, и правды достойно помаза тя во святители земли Владимирския благодать Святаго Духа, еюже просвещен, проповедал еси Православия предания неуклонно посреде безбожных гонителей, аще и в заточениих, изгнаниих и горьких работах тридесять лет пребыл еси, поношения, озлобления и раны за Христа сладце претерпевая. Ты, священное исповедание, яко забрало, восприим, богохульныя дерзновенно обличил еси и безплотныя враги посрамил еси, паству свою делы паче слов поучая, яко Богу подобает повиноватися паче человек.

Темже блаженства изгнанных правды ради сподобився и престолу пренебесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да возродится Русская земля святым покаянием, да утверждается Православная Церковь Русская незыблемо от ересей, расколов и гонений, да пребудут пастыри и чада ея тверды во исповедании святаго Православия и единым сердцем и единеми усты прославляют дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatitelyu-afanasiyu-episkopu-kovrovskomu-ispovedniku-i-pesnopistsu/

Ссылка на основную публикацию