Женский святодуховский монастырь в путивле

Путивль. Свято-Духов монастырь

История монастыря сложна и запутана, начало ее теряется в глубине веков. Первоначально это был девичий Святодухов монастырь, впервые упоминаемый в документах под 1595 г. В 1617 г. здесь начали возводить каменный собор. Строительство шло долго, продолжавшееся до конца столетия.

Наконец, потеряв всякое терпение, игуменья Анисья в 1697 г. пожаловалась на строителей самому Петру Первому, который не только дал необходимые распоряжения, но и назвал поименно виновников: “Стольнику и воеводе Степану Тимофеевичу Клокачеву в Путивль.

В прошлых годах Духов девич монастырь и церковь Божия начаты постройкой по нашему государственному указу и на нашу государеву казну.

Обратите внимание

Что первые строители монастыря Левоний Липеванов, Никифор Яцын да Иван Дашков строили монастырь лет с десять и больши, а после них строителями были путивльские дворяне, переменявшиеся ежегодно… И эти строители продолжали постройку лет семьдесят и больши…

Между тем ныне, когда достраивается тот монастырь и ограда, нет у каменного дела… ни строителей, ни досмотрщиков, ни единого человека”. С горем пополам к 1707 г. все строительные работы в монастыре были наконец завершены. Возник ансамбль, состоящий из ныне сохранившихся зданий. В 1770 году монастырь упразднили, а его постройки передали под городской Спасский собор.

В центре монастыря, за каменной оградой с монументальными воротами, высится белоснежный Спасо-Преображенский собор, увенчанный пятью луковичными главками. Такой тип храма очень характерен для московской архитектуры 17 века.

Высотный четырехгранный объем контрастирует с приземистыми папертью, галереей, апсидами, приделом, окружающими его со всех сторон. Несмотря на монументальные размеры постройки, она очень изящна, в духе архитектуры петровского времени.

Стены главного высотного объема расчленены узкими полуколонками, окна размещены в два яруса, обрамлены наличниками тончайшей скульптурной работы. Интерьер собора поражает размахом и высотой внутреннего пространства, щедро освещенного многочисленными окнами.

Это контрастирует с низенькими затемненными галереями и приделами, окружающими центральный объем и соединяющимися с ним посредством широких арок. Стены внутри побелены, и на этом фоне фантастически красивым, сказочным ковром выглядит пятиярусный иконостас, поднимающийся до самых сводов перекрытия.

По композиции он принадлежит к типу русских иконостасов 17 века: горизонтальные карнизы и вертикальные резные позолоченные колонки на темно-красном фоне образуют прямоуголную сетку, в которой размещаются иконы.

Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты: царские врата имеют характерный украинский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для искусства украинского барокко. В 1907 году иконостас отреставрировали и заново позолотили под наблюдением Императорской Археологической комиссии. На сегодняшний день на Левобережной Украине вообще не сохранилось иконостасов 17 века, и путивльский является уникальным хотя бы потому, что он единственный.

Важно

В центре собора на длинной железной цепи висит серебряная люстра, изготовленная в Нюрнберге и подаренная собору Петром Первым. Она имеет явно барочный характер. Его подчеркивает и изысканный рисунок кронштейнов. Нижний шар украшен прорезным орнаментом, очень напоминающим декор украинских ювелирных изделий 17 века.

Это дало исследователям основание предположить, что в Нюрнберг предварительно направили “абрис”, то есть чертеж люстры, выполненный кем-то из украинских мастеров. Южнее собора расположена надвратная Крестовоздвиженская церковь-колокольня. Это сооружение, ассиметрическое по композиции, построено в 1697-1707 гг.

в качестве надвратной церкви Святодухова монастыря. Подобно всем надвратным церквям, она двухъярусная: над западным притвором в качестве надстройки третьего яруса возвышается мощный восьмерик колокольни, увенчанный пологим шатром и небольшой главкой.

Двухэтажная пристройка с запада, зрительно уравновешивающая ассиметричность композиции, возведена в 1764 году.

Для этого памятника архитектуры характерны простота, величие и эпическая мощь форм. Лаконичная и даже грубоватая архитектура церкви-колокольни находится в разительном контрасте с изысканностью собора.

Но если собор статичен в своем совершенстве, то надвратная церковь обладает сильной динамикой: архитектурные массы нарастают от низенькой апсиды через центральный объем с высокой кровлей и декоративной главкой к восьмерику колокольни.

Последняя, кроме чисто культовых функций, первоначально, по-видимому, имела и оборонное значение, о чем свидетельствуют бойницы в основании восьмерика. С этим зданием связана интересная страница истории Путивля.

Согласно преданию, после второго стрелецкого бунта Петр Первый сослал царевну Софью в Путивль, заточив ее в девичий Святодухов монастырь. Ее поселили на первом этаже надвратной церкви в келье справа от ворот.

Совет

По приказу Петра она пребывала “под крепким караулом”, но этого ему показалось мало, и в Голландии по монаршему заказу были изготовлены часы-куранты, которые громким однообразным боем отбивали каждую минуту.

По приказу Петра их установили под окнами кельи царевны Софьи с тем, чтобы она ни на минуту не забывала о “любезном братце”. Однако вскоре Петр понял, что содержать Софью в Путивле небезопасно, так как она могла стать “знаменем” для путивльских стрелецких полков, всегда недовольных и склонных к бунтам. Поэтому царевну из Путивля убрали, а куранты после многих перипетий попали в 19 веке в Молчанский монастырь, где, по свидетельствам современников, ежеминутным боем очень нервировали и хозяев, и гостей, пока их, наконец, не сломали.

Из книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во “Мистецство”, г. Киев, 1992 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=21039

Молчанский монастырь – Путивль – фото, отзывы, координаты

Монастырь возник в конце XVI в. на территории Путивльской  крепости. Его основали монахи разоренной крымскими татарами и поляками Молчанской-Софрониевой пустыни, находящейся неподалеку от Путивля.  

Название Молчанский этот монастырь получил от Молчанский иконы Пресвятой Богородицы, появившейся, по преданию, на болоте Молчим 18 сентября 1405 года.

На протяжении XVI-XVII веков это был монастырь-крепость. Каменные монастырские стены защищали от врагов не только монахов, но и жителей Путивля. От тех времен сохранились угловая круглая Татарская башня, Надвратная башня, перестроенная под колокольню и небольшой фрагмент защитной стены.

Еще одна страница истории Молчанского монастыря связана с Лжедмитрием I. Именно здесь в 1605 г. остановился Григорий Отрепьев (беглый монах Чудова монастыря) под именем царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Из Молчанского монастыря он рассылал по Руси письма, в которых рассказывал о своем «чудесном спасении».

На рубеже XVII – XVIII веков Молчанский монастырь потерял свое военно-стратегическое значение.

С приходом советской власти Молчанский монастырь был обречен на запустение. В 1949 г. здесь размещалось ремесленное училище. Большой вред нанесла монастырю развернутая в послевоенные годы производственно-хозяйственная деятельность. В 60-е годы ХХ в. монастырские сооружения использовались как складские помещения и как производственные цеха ПО «Сейм».

Обратите внимание

В 1987 г. монастырь стал одним из ключевых объектов Государственного историко-культурного заповедника в г. Путивле.

И только в 1992 г. Молчанский монастырь был возвращен церкви. Медленно, но все же началось восстановление обители. По решению Синода УПЦ (МП) был изменен статус монастыря – с этого времени он зарегистрирован как женский.

Отзывы (5)

Алик

Бесспорно, это один из самых красивых монастырей на Левобережной Украине. Все увиденное здесь можно охарактеризовать одним словом – гармония.

И цветы. Их много, они везде. Весь монастырь буквально утопает в цветах. Есть тут и своя «тихая поляна с лебедями». Раньше я не представлял себе, что это такое, а в Молчанском монастыре наконец-то ее увидел.

Дата посещения: сентябрь 2011 г

23.03.2013

Аня и Вика

Нам все очень понравилось. Здесь очень много замечательных людей. Особенно нам понравилась благочинная матушка Иоанна. Очень много цветов в которые вложено много труда.

Дата посещения: август 2015 г.

Источник: http://www.videnovum.com/ukraine/putivl-149/molchansky-monastery-239

О монастыре – официальный сайт молченского женского монастыря

Официальный сайт Молченского женского монастыря.

  С 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.

  Дорогие прихожане, паломники, гости города, и все неравнодушные к духовным святыням, верим и надеемся, что с вашей помощью, к проблеме нашего общего духовного очищения и покаяния эта древняя святая обитель не перестанет преображаться.  

  Просим всех, кто имеет возможность, внести посильную лепту в возрождении этой духовной твердыни, чтобы с обновлением архитектурного наследия силились и укреплялись молитвы, возносимые за всех вас в веках.

  И Матерь Божья, покровительница рода христианского, умолит Своего Сына, богатого всякими дарами и благами, о воздаянии вам сторицей в этой временной, а паче всего в будущей, вечной жизни. Аминь. 

История
Основание.
23 марта 1593 г. правительство подписало грамоту о правах стоящего близ Путивля древнего монастыря, известного как Молченская пустынь, и направило документ властям города. В грамоте процитированы писцовые книги Путивля за 1591 г.

: «В Путивльском уезде, от города двадцать верст, монастырь Молчинской Рождества Пречистыя Богородицы, да того ж монастыря на посаде, в остроге, теплой храм Софии, Премудрости Божии, да собор Пресвятыя Богородицы». В 1884 г. исследователь П. Преображенский предположил, что указанное владение пустыни в городе было ее подворьем, а в 1591-1593 гг.

стало самостоятельным монастырем. Тот же автор пересказал сообщение рукописи настоятеля архимандрита Сосфена (1855) о том, что выпись 1591 г. подразумевала единый храм с престолами на 2-х этажах. 5 сент. 1597 г. свт. Иов, патриарх Московский, писал о Путивльском Молченском монастыре: «Игумена Илью с братьею…

пожаловал, дани своей церковные и казенных пошлин имати не велел, для того что тот монастырь стал вновь».


Продолжение истории.■ В 1602 г. игумен Илия писал в Москву: «Строится де у Путивле Государева богомолья Рождества Пречистой Богородицы общий монастырь вновь, за посадом»; к 1602-1604 гг.

исследователь Виктор Вечерский относит сооружение на месте острога каменной крепости и монастырского каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы внутри кольца новых укреплений (Монастирі та храми Путивльщини, 2007).■ По местным преданиям, упоминаемым П. Преображенским, в 1605 г. монастырь послужил резиденцией Лжедмитрию I. В 1654 г.

монастырь посетил на пути в Москву патриарх Антиохийский Макарий с сыном, архидиаконом Павлом Алеппским, упомянувшим обитель в своем знаменитом труде «Путешествие Патриарха Макария».■ В сер. 1920-х гг. монастырь закрыли; некоторое время здесь располагалось ремесленное училище, с 1950-х гг.

– завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. В 1992 г. началось возрождение обители, в 1997 г. она была преобразована в женскую.Архитектура

■ Занимаемый обителью мыс вытянут с северо-запада на юго-восток; на северо-западе он соединен с господствующим над рекой плато, на середине своей длины имеет сужение.

Это сужение условно делит обитель на 2 половины: основную – юго-восточную, и придаточную – северо-западную. Юго-восточная часть представляет собой вытянутый по оси мыса двор, в плане – овал со срезанными концами. В центре двора стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Важно

К северо-западу от него, на боковых сторонах и торце того же двора, расставлены полукольцом остальные сооружения, создающие, вместе с храмом, ядро архитектурного ансамбля. Придаточная часть обители представляет собой еще один двор, с хозяйственными и жилыми постройками.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы.■ Храм необычен в планировке и внешнем оформлении, в котором ярко выражены и гармонично сплетены черты российского зодчества XVI-XVII вв. и украинского барокко XVII-XVIII вв. Здание состоит из 3-х башен, поставленных буквой «Г».

Каждая башня разделена на квадратную в сечении нижнюю часть и 8-гранную верхнюю, увенчана барочным куполом с маковкой. К главной башне 2 другие примыкают с востока и севера. Квадратная часть северной башни имеет с восточной стороны равный по ширине и вдвое меньший по длине прямоугольный выступ. Размеры башен уменьшаются в последовательности: главная, восточная, северная.

К собору примыкает Г-образная в плане галерея в виде 1-ярусной аркады, по верху которой проходит открытая площадка. Одно звено галереи примыкает к западному фасаду главной и северной башен, другое – к южному фасаду главной башни. Против середины западного фасада главной башни, перпендикулярно ему, на площадку поднимается лестница, опирающаяся на систему арок.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "валаамская"

На уровне площадки квадратная часть башен разделена на 2 этажа. На площадке устроены входы во 2-й этаж главной и северной башен – соответственно центральную часть храма Рождества Пресвятой Богородицы и придел прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. 2-й этаж восточной башни служит алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы.■ П.

Преображенский полагал, что башни появились в разное время: в XVI в. возвели восточную, поначалу крепостную, в 1630-1636 гг. превратили ее в алтарь и пристроили главную в качестве основной части храма, а позже соорудили северную как придел. На основе исследований 2-й пол. ХХ в. ученые сделали вывод, что башни построены одновременно на стыке XVI-XVII вв.

: их необычная расстановка вызвана экономией площади в крепости, которая тогда не полностью принадлежала обители. В 1630-1636 гг. храм был отремонтирован; в кон. XVII в. северную и главную башни надстроили 8-гранниками, а на восточной лишь нарастили в 2 раза уже имеющийся 8-гранник, при этом все 3 надстройки увенчали барочным верхом.

■ 8-гранник восточной башни представляет собой отдельный 3-й этаж, где, по преданию, укрывался Лжедмитрий.

До революции в монастыре показывали 3 реликвии, считая их привезенными Лжедмитрием: деревянное кресло, в котором он восседал; деревянную скульптуру Христа, на которую молился; список Жировицкой иконы Божией Матери на холсте, данный мнимому царевичу названным тестем Мнишеком перед походом в Россию. Скульптура и кресло долго хранились на 3-м этаже восточной башни.

Ныне они – в Краеведческом музее Путивля. По мнению искусствоведов, скульптура выполнена в традициях Западной Украины, бывшей во времена Лжедмитрия в частью Польши.

На списке Жировицкой иконы, послереволюционная судьба которого неведома, читалось по-польски: «Честнейшая Херувим, славнейшая без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшая» и «Чудотворный образ Божией Матери в Жировицах в области Литовской».

■ Старые интерьеры собора не сохранились, храм Рождества Пресвятой Богородицы имеет новый иконостас. В 1-м этаже собора находится нижний придел, освященный в нач. 1990-х гг. в честь Смоленской иконы Божией Матери. До революции он был посвящен празднику Собора Пресвятой Богородицы. Нынешнее название дано приделу в память об иконе Божией Матери, явленной в 1635 г. на Передних Никольских воротах Путивля: она была подобна образу Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), известному также под именем Смоленского; с места явления в Путивле икона была принесена в монастырь, но после революции утрачена.


Колокольня.
■ На одной оси с собором, на середине северо-западной грани основного двора обители, стоит колокольня. Ее нижний ярус – квадратный в плане, с нацеленным на собор сквозным арочным проездом, а верхний – 8-гранный, с арочным проемом в каждой грани.

Совет

Колокольню венчают кровля-шатер и маковка с «фонариком». Исследования 2-й пол. ХХ в. показали, что нижний ярус построен в кон. XVI в. как воротная башня каменного кремля. Скромный декор делит стены этого яруса на 2 уровня, и проезд расположен в 1-м из них. Верхний ярус, для колоколов, надстроен в 1700 г.

Трапезный корпус

■ Близ колокольни, на северном углу основного двора, расположен трапезный корпус. 1-этажный, с цокольным этажом, прямоугольный в плане, он вытянут вдоль двора. Из северного угла здания выступает башня.

До уровня карниза корпуса она круглая в сечении, а выше имеет 8-гранный ярус со сводчатыми окнами, увенчанный куполом в виде луковицы. На высоту цоколя северо-восточную грань корпуса образует сохранившийся участок крепостной стены с 2-мя рядами бойниц.

Крепостная стена и круглая часть башни относятся к рубежу XVI-XVII вв.; корпус пристроен в XVIII-XIX вв.; надстройка башни осуществлена во 2-й пол. XIX в.


Бывший теплый храм и дом настоятеля.■ Восточнее трапезной, на одной с ней линии, и севернее собора стоит бывший теплый храм Рождества св. прор. Иоанна Предтечи. Храм возвели в 1866-1869 гг. в стиле подражания зодчеству древней Византии. В 1940-х гг.

шлемовидный купол снесли, верхнюю половину здания расширили до размеров площади нижней половины, чтобы использовать корпус для нужд ремесленного училища. Юго-восточнее колокольни и западнее собора стоит вытянутый по юго-западной грани двора 2-этажный настоятельский дом нач. XVIII в.Подземелья■ П.

Преображенский писал: «Под монастырем были подземные ходы, в виде пещер, обложенные кирпичом. Эти ходы имели направление к реке Сейму. Теперь они частию засыпаны, частию закрыты». В путеводителе «Путивль» (1992) В. Вечерский, И. Гильбо и А.

Луговской сообщают: «Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, из которых некоторые прорыты одновременно с постройкой Кремля (в XIX веке в этих ходах находили польские монеты времен Лжедмитрия I). Часть ходов обложена кирпичом».

В поисках объяснения, почему обитель слывет Молченской Печерской, П. Преображенский предположил, что имя Печерской заимствовано у Молченской пустыни (где есть настоящие древние иноческие пещеры), или связано с подземельями самого Путивльского монастыря. Подземелья эти еще не исследованы, и господствующей остается 1-я версия.

Достопримечательности.
Нижняя крепостная стена. 

С северо-востока и востока монастырский мыс огибает ложбина, открытая устьем в долину Сейма. По дну ложбины проходит улица. По юго-западной стороне улицы, на линии нижнего края северо-восточного склона мыса, тянется уцелевший отрезок каменной крепостной стены 1620 г. Ее возвел известный российский фортификатор Анисим Радишевский для усиления укреплений Путивля.

Стена подпирала склон мыса и защищала вышеописанную улицу, служившую одним из главных входов в город.Место расположения■ Древний город Путивль раскинулся на правом, северном берегу реки Сейм. В районе Путивля этот берег возвышенный, изрезан глубокими оврагами. Монастырь расположен на юго-восточной окраине города, у самой реки, на одном из образуемых оврагами мысов.

Из немногих уцелевших в Путивле древних храмов и монастырей Молченская обитель единственная стоит возле Сейма и обладает самым большим по числу построек архитектурным ансамблем.

Обратите внимание

Поскольку в Путивле прибрежная полоса – лесистая, без высоких домов и плотной застройки, а левый низменный берег реки сплошь покрыт лугами и перелесками, – Молченский монастырь предстает взору паломника как венец пейзажа и образ всего древнего города.■ Археологические раскопки показывают, что Путивль основан в 988 г.: тогда, по словам летописной «Повести временных лет», св. равноап.

князь Владимир провозгласил Русь христианской державой «и начал ставить города по Десне» («Повесть временных лет»), притоком которой является Сейм. 1-е упоминание о Путивле находим в Ипатьевской летописи под 1146 г. в связи с усобицами между удельными древнерусскими князьями, потомками св. Владимира. Название города производят от слова «путь». Когда в 1185 г.

Новгород-Северский князь Игорь, ради личной славы, не согласуя свои действия с более опытными князьями, совершил неудачный поход на половцев, тревоживших Русь набегами, в Путивле находилась жена Игоря – Евфросиния Ярославна. Раненый Игорь попал в плен, но сумел бежать. Поход стал сюжетом «Слова о полку Игореве», где одним из эпизодов является «плач Ярославны» в Путивле.■ В 1239 г.

Путивль разорили монголы. К XIII в. предположительно относят кончину упоминаемого в «Любечском синодике» «князя Иоанна Путимлскаго, страстотерпца и чудотворца, убитого от татар за христианы» (25 марта 2009 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возобновить его почитание и праздновать память подвижника 3 окт. н. ст.). С сер. XIV в. город находился в составе Великого княжества Литовского, в кон.

XV в. отошел к Московскому государству и в XVI-XVII вв. стал главной крепостью на его юго-западных рубежах.■ В XVI в. территория Путивля представляла собой полукруг, примыкающий срезом к реке. В центре города, на прибрежном мысу стояла мощная деревянная цитадель. По границе города полукольцом шла 2-я линия деревянных стен.

Пространство между указанной линией и цитаделью именовалось посадом. На юго-востоке 2-ю линию стен завершал небольшой деревянный острог, возведенный, как и цитадель, на мысу у реки. На рубеже XVI-XVII вв. острог переделали, превратив в каменный кремль.

■ В 1605 г.

Путивль добровольно открыл ворота польскому войску Лжедмитрия I, шедшему на Москву (Лжедмитрий выдавал себя за царевича Димитрия, умершего в 1591 г. при не вполне ясных обстоятельствах). В 1606 г. в Путивле началось антиправительственное восстание. Оно объединило силы, недовольные царем Василием Шуйским, которого знать возвела на трон после убийства Лжедмитрия I.

Предводителем повстанцев стал Иван Болотников. Проживавший в Москве в нач. XVII в. голландский купец Исаак Масса назвал Болотникова «отважным витязем», а Путивль – «главой и зачинщиком всех мятежных русских городов». Повстанцы дошли до Москвы и держали ее в осаде, однако позже отступили в Тулу и в 1607 г. сложили оружие. После установления протектората Москвы над Украиной на рубеже XVII-XVIII вв. крепость Путивля утратила прежнее значение, и в XVIII в. ее разобрали. С 1926 г. город находится в составе Украины.


Подворье.
Находится в западной части г. Путивля, при «Казацком» храме свт. Николая Мирликийского на ул. Первомайской. Храм возведен в 1735-1737 гг.

Важно

по заказу переселившихся из Украины в Путивль казаков. В 1770 г. с запада к храму пристроена колокольня.

Храм оформлен в стиле украинского барокко, но имеет характерное для России деление на 2 церкви: нижнюю теплую (зимнюю) и верхнюю холодную (летнюю).

Источник: http://molchensky-monastyr.org.ua/home/o-monastyre

Путивль. Город плачущей Ярославны

Путивль встречает гостей непонятно широким бульваром и банальными одноэтажками.

Неужели это и есть тот знаменитый Путивль-град, в котором так горько плакала Ярославна? Неизвестно вернулся к ней князь Игорь с половецкого плена, но в современный Путивль он наверняка не вернулся бы, князю просто не было бы где остановиться, ведь здесь просто нет гостиницы (2008 г.). В городе с огромным количеством уникальных памятников истории и культуры (Украины и России).

Ярославна – головний символ Путивля

Памятником № 1 в Путивле является Молчанский монастырь. Его основали выходцы из Софрониевськой пустыни (известного монастыря расположенного недалеко от Путивля) в 1591 году. Сначала это была мощная крепость (от нее сейчас сохранились лишь остатки стен и несколько перестроенных башен). В начале 17 века здесь размещалась резиденция Лжедмитрия ІІ.

Этот известный в истории персонаж, который некоторое время был царем Московского государства, до восшествия на трон некоторое время жил в одной из башен Моочанского монастыря.Сейчас эта башня перестроена в монастырскую колокольню.Сначала культовые монастырские сооружения были деревянными. Строительство первых каменных церквей относится к началу 17 века.

Именно тогда был построен главный храм обители – собор Рождества Богородицы.

Головна пам'ятка Путивля – Мовчанський монастир (1591 р.)

С начала 17 века Путивль находился в составе Московского государства (граница между Московией и Польшей проходила по реке Сейм). Молчанский монастырь в те времена был важным для юга Московии форпостом, ведь стоял на татарском пути. Здесь был большой склад пороха и арсенал.

Лишь в 19 веке обитель превратилась в исключительно культовый объект.Монастырь является большим культовым комплексом. Некоторые из его зданий находятся в плохом (даже плачевном) состоянии, но большинство сохранились очень неплохо.Сейчас идет реставрация обители.

Молчанский монастырь расположен на высоком холме над долиной реки Сейм. Отсюда открываются прекрасные виды. На другом холме над долиной расположено городище летописного Путивль-града. Рядом с ним стоят живописные руины древней хозяйственной постройки с водонапорной башней (кон. 19 – нач .. 20 в.).

В рамках городища, в парке, возвышается памятник Ярославне. Той самой о которой писали:

В Путивлі-граді, вранці-рано,Співає плаче Ярославна.Як та зозуленька кує,

Читайте также:  Православные молитвы о помощи в родах ребенка

Словами жалю додає…

Совет

Тарас Шевченко “Плач Ярославны” (отрывок)Установили памятник в 80-е годы прошлого века. Это один из главных символов города. За относительно короткую историю он уже успел обрасти легендами. Одна из них гласит: “Если молодым коснуться Ярославны – брак будет долгим и крепким”.

Водонапірна башта (ХІХ ст.)

Торгові ряди (ХІХ ст.)

Письменные источники впервые упоминают Путивль под 1146 годом. Хотя на одном из домов в центре города мы заметили табличку, которая указывает на то, что Путивлю 989 лет (согласно ей город должны были основать  в первой половине 11 века). Какой информацией пользовались авторы таблички – нам не известно.

Хотя мы знаем, что некоторые историки предполагает что Путивль основал князь Владимир в 988 году (тогда снова выходит математическая ошибка, вот посчитайте).В 1239 году летописный Путивль-град разрушили монголо-татары. После того город восстанавливался очень длительное время. С 16 века (с перерывами) Путивль находился в составе Московского государства.

В 19 веке город стал значительным центром торговли.С тех времен здесь сохранился значительный памятник торговой архитектуры – Торговые ряды.В Путивле есть еще один монастырь – Святодуховский. Это оригинальный культовый комплекс, состоящий из Спасо-Преображенского собора, возведенного в 1617 году, и надвратной церкви-колокольни (1697-1707 гг.) В свое время это был девичий монастырь.

В конце 17 века в одной из его келий держали заключенную после стрелецкого бунта московскую царевну Софью.

Святодухівський монастир (1617 р.)

Здания Святодуховского монастыря, как и здания Молчанской обители построенны в традиционных для России архитектурных формах. Но есть в Путивле здание, которое можно считать шедевром украинской архитектуры, в частности украинского барокко. Это церковь Николы Казацкого, построенная в 1737 году на средства жителей города.

Интересно что возвели казацкую церковь в украинских архитектурных формах в тот период, когда Путивль был фактически русским городом.Хотя значительную часть населения в городе составляли украинские казаки.Церковь Николая Казацкого является одним из главных памятников украинского барокко в пределах Восточной Украины. Местные жители очень почитают этот храм.

Говорят что его открывали для богослужений даже в советские времена.

Церква Миколи Козацького (1737 р.)

Еще одной интересной Путивльском достопримечательностью следует считать дом ремесленного училища, построенный в 1886 году на средства богатого городского жителя Маклакова.Сейчас в этом красивом модерновом здании разместился один из корпусов сельскохозяйственного техникума.

Вообще Путивль нравится туристам: и масса памятников архитектуры, исторические памятники, интересная живописная природа (особенно долина реки Сейм).

Обратите внимание

Но почему же столь бедной является туристическая инфраструктура города? Текст Романа Маленкова, фото Олега Годыны

СМОТРИТЕ ВИДЕО О ПУТИВЛЕ

Ремісниче училище Маклакова (1886 р.)

Центр Путивля

Річка Сейм поряд із Путивлем

Яри у долині Сейму

Відкрити 3d-панорамудолини річки Сейм

Долина річки Сейм

Источник: http://ukrainaincognita.com/node/4090

Загадки Новодевичьего монастыря

?Category:

Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного – красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.

Узнаваемые изысканные зубцы и каменные кружева – атрибуты московского барокко. Основные перестройки, придавшие монастырю нынешний вид, были инициированы царевной Софьей – она словно предвидела свою судьбу!

Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите – смотрите, хотите – нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.

Тонкий профиль башен монастыря и растущие неподалеку монструозные верзилища – какое нелепое соседство!

Загадка №1. НАЗВАНИЕ

Конечно, кто же не знает – Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским – не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное – он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.

Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.

Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим – Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее – тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности – Девичье поле.

Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений.

На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию – было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.

Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века
Росписи на столпах Смоленского собора

Загадка №2. Предназначение.

О нем мы уже упоминали в первой загадки – строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.

Иконостас Смоленского собора

Еще одна версия, в которой я сама поначалу сомневалась, – монастырь Василий Третий строил для того, чтобы создать в будущем приличные условия для проживания своей опальной бездетной жене Соломонии Сабуровой, которую он намеревался постричь в монахини.

Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.

Важно

Поначалу я засомневалась – ведь развод царя и насильственное пострижение его преданной супруги были событиями из ряда вон выходящими, взбудоражившими народ и духовенство, связь с этими событиями могли усматривать там, где ее и не было.

Тем более, что год развода и год основания монастыря совпадают – 1525. Сомнения возникли потому, что в конечном итоге Соломонию он все-таки постриг, но совсем в другом монастыре.

Само пострижение происходило в храме «Рождества Причистой на Рве», а жить ее определили в Каргополе, как утверждает все тот же Постниковский летописец. Причем поначалу келью ей князь повелел срубить деревянную в лесу.

Если это правда, то не особо-то он церемонился с женщиной, которая отдала ему 20 лет жизни.

Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)

Только через пять лет Соломонию отпустили в Суздальский монастырь, где она со временем и умерла, пережив и мужа, и его новую красавицу-жену Елену Глинскую.

Однако уже в процессе написания рассказа, я обнаружила ссылки на документы, в которых говорилось, что в новом монастыре предполагалось ввести особый новый устав, предполагающий строгую изоляцию постриженной царицы.

Для надзора за ней из Суздальского монастыря были переведены 18 стариц с игуменьей Еленой Девочкиной во главе.

Соломонию перевели в другое место, судя по всему, потому, что она оказала яростное сопротивление – в наказание ее услали подальше от Москвы и условия для проживания предоставили достаточно жесткие. Несознательным элементом оказалась царица – ну, никак не хотела после жизни в кремлевских палатах идти в монастырь!

Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.

Совет

Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.

Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)

Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили.

Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.

Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии.

“Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии”

Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром

А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны.

Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском – он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.

Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)

До недавних пор считалось, что главный собор монастыря – Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания – в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.

Загадка №3.

Время постройки Смоленского собора.

Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько – 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы.

Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.

Собор и колокольня (ее высота – 72 метра)

Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период.

Обратите внимание

Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты – очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.

Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)

Изразцовая печь в Лопухинских палатах

Некоторые детали, а особенно размеры собора свидетельствуют об некоей архитектурной гигантомании заказчика, которая, как известно, была присуща Ивану Грозному.

Ряд исследователей считают, что собор возвели в 1551 году – ведь существует документ о том, что при строительстве каменного храма в Новодевичьем обрушилась кровля и погибло много строителей – вероятнее всего, речь идет о Смоленском соборе.

Читайте также:  Последование ко святому причащению

В пользу этого говорят и явные следы переделки кровли, произведенные прямо во время постройки.

Чудесная надвратная церковь Преображения

Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен.

За Иваном Грозным такие дела уже водились – он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад.

Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора – они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.

Успенская церковь с трапезной

Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?

Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе – упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в Путивле.

Церковь св. Амвросия

Важно

Среди документов эпохи Петра сохранился его приказ о выделении средств на достройку обители – до этого игуменья написала на его имя прошение в 1687 году о том, что строительство новых зданий было начато давно, да все его никак не закончат по недостатку средств. Текст петровского указа я полностью привожу ЗДЕСЬ.

Казначейские палаты

Больничные палаты (и моя подруга Марина – на этот раз мы ездили в Москву вдвоем)

Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)

Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья – в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле – везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.Поискав среди доступных мне источников (то есть среди тех старинных книг и документов, которые выложены в Сети), я не ни даты водворения Софьи в Новодевичьем монастыре, ни «следов» ее пребывания в Путивле. Наконец, после долгих поисков на одном из сайтов о православных монастырях, где упоминается Путивльский Святодуховский, я обнаружила скромную ссылочку: «В курском архиве хранится опись древних икон, утвари и богословских книг колокольного храма Путивльской Преображенской церкви, сделанная в 1924 году: под № 136 “кресло царевны Софьи”». Не знаю, является ли это доказательством пребывания Софьи в Путивле (на мой взгляд, доказательство весьма эфемерное) , однако это все, что мне удалось найти. Может, у кого-нибудь есть более точные данные – поделитесь.Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.

Источник: https://ru-traveller.livejournal.com/2665529.html

Путивль: посещаем древний город из “Слова о Полку Игореве”

Молчанский монастырь-крепость, Путивль © Елена Самойленко

Даже если ты ни разу не была в Сумской области название этого города тебе точно знакомо.

Путивль воспетый в “Слове о Полку Игореве”, отрывок из которого наверняка ты учила в школе. Отметим, что не зря Путивль был воспет, это действительно очень интересный и старинный городок.

Какие интересные места Путивля стоит посетить туристу, читай в нашем материале.

Немного истории

Первое упоминание о Путивле датируется 1146 годом, однако следы его заселения датируются еще IX – X веком. В XII веке Путивль был оборонной крепостью на границе Киевской Руси.

За период своего существования Путивль был центром удельного княжества, позже был в составе Княжества Литовского, а с 1500 года входил в состав Московского княжества, позже царства и Российской империи.

В начале XX века в Путивле проходили крестьянские восстания, которые жестко подавляла царская власть.

Что смотреть в Путивле

Несмотря на то, что Путивль действительно старинный город, до наших дней сохранились остатки древнего летописного города, а также велкие православные святыни.

  • Городок. В самом центре современного Путивля находятся остатки древенруського городища. На холме над Сеймом в XII веке стольный град с мощными оборонительными укреплениями. Согласно “Слову о полку Игореве”, на стенах Путивля плакала княжна Ярославна, ждавшая мужа из половецкого плена. После монголо-татарского нашествия крепость была восстановлена, к XVII в. состояла из 9 рубленных дубовых башен. Вестовая башня достигала 27 м в высоту. Однако, к концу XVIII века крепость потеряла стратегическое значение и была разобрана. Сегодня на месте древнего города разбит парк и установлен памятник Ярославне.
  • Молчанский монастырь-крепость. В XVII веке на берегу реки Сейм был сооружен оборонный монастырь, на месте литовской крепости. Обитель основали в 1570 г. монахи, переселившиеся в крепость из расположенной в 20 км от города Молчанской пустыни. Интересным фактом из истории монастыря-крепости является то, что в нем скрывался Лжедмитрий I, который выступил отсюда на Москву. Сегодня в комплекс строений Молчанского монастыря входит Собор Рождества Богородицы, церковь Иоанна Предтечи, настоятельский и келийный корпуса, трапезная и хозяйственные постройки.
  • Краеведческий музей. В небольшом особняке помещика Черепова расположен Краеведческий музей. В музее собрано около трех тысяч экспонатов, среди них: шкаф XVIII ст., который принадлежал гетману И. Мазепе; кресло русского самозванца Лжедмитрия Первого; колокол, подаренный городу царем Михаилом Романовым; челюсти быка с рисунками, найденные в Молчанском болоте.
  • Святодуховский монастырь. Почти в одно время с Молчанским монастырем крепостью в Путивле был построен и Святодуховский монастырь. Высокий Спасо-Преображенский собор является главным сооружением основанного в XVI в. Святодуховского женского монастыря. В комплекс входит Кресто-Воздвиженская надвратная церковь с колокольней (XVII в.) и каменные стены с воротами.

Надеемся, путешествие по Путивлю тебе понравится, и ты вернешься еще не раз полюбоваться красивыми пейзажами реки Сейм и углубиться в историю древнего города.

Если ты планируешь семейный отпуск за границей, узнай, какие пляжи мира максимально приспособлены для детей 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Источник: https://travel.tochka.net/11949-putivl-poseshchaem-drevniy-gorod-iz-slova-o-polku-igoreve/

Описание Молчанского Печерского Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в г. Путивль | Православные паломничества

Адрес: Сумская обл. Путивльский р-н, г.Путивль, ул.Сеймская 1/1. Индекс 41500.

Телефон: (05442)9-17-99; (095)141-39-59; (097)273-07-23.

В конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной.

Относительно невысоки стены имели три яруса бойниц.

Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: «В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…»

Зная о надежности путивльской крепости, здесь, как известно, в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь). Они возвели посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре прибрали к рукам всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость.

Совет

История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории как «смутное время».

В 1598 году после кончины царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей; на престол взошел Борис Годунов. В народе ходили упорные слухи, будто бы законного наследника – царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) – в 1591 году убили в Угличе по приказу Годунова.

Воспользовавшись острой политической ситуацией, монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежал в Польшу, где стал выдавать себя за царевича Дмитрия, якобы чудесно спасшегося от расправы.

Польские феодалы решили использовать «Лжедмитрия» в своих целях. Они снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и украинские земли.

В частности, Путивльские земли самозванец обещал отдать своему покровителю и тестю – сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку.

В битве под Добрыничами (1604 г.) войско Бориса Годунова нанесло поражение Лжедмитрию, и тот вынужден был отойти к Путивлю и укрепиться там. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца. Причину такого успеха «расстриги» историк Н.М.

Кармазин объясняет тем, что здесь еще «жил старый дух литовский. Там было скопище злодеев, беглецов, слуг опалых, они естественно, ожидали мятежа, как счастья».

Эта мысль подтверждается и высказыванием голландского купца Исаака Массы, который называл Путивль «главой и зачинщиком всех мятежных городов».

Обратите внимание

Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее – собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, «потаенная восьмигранная палата», располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал «прелестные письма», в которых извещал народ о своем «чудесном спасении» и призывал на борьбу с Борисом Годуновым.

Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву. В это время неожиданно скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрию легко удалось занять московский престол. Однако, поцарствовав всего лишь около года, самозванец был убит.

В «смутное время», между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок. Если раньше, по словам того же Лжедмитрия I: «здесь кипел мед и молоко, вели торг самые знатные купцы – гречане золотом, серебром, узорочными каменьями и дорогими локотными товарами», то теперь город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок.

Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус «монастыря 3-го класса».

Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих. Размеренная, богоугодная жизнь монастыря была прервана «новой смутой», которая обрушилась на всех в 1917 году.

Так называемый «октябрьский переворот» перевернул все, разрушил пержние устои.

В начале 20-х годов ХХ века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. А после умышленного поджога был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы.

Важно

В конце 40-х о нем, правда, вспомнили и, разрушив великолепный храм Иоанна Предтечи, переоборудовали его в ремесленное училище. В 50-е годы в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса.

И в бывших храмах зароботали мощные пресса, разрушая древние стены… Все вокруг загадили ртутью…

Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять…

Надежда на спасение появилась в 1987 году, когда Молченский монастырь (вернее его остатки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника. И, наконец, в 1992 году после семи десятилетий уничтожения, монастырь был возвращен в лоно церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

С 1997 гола по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.

Источник:   http://www.putivl.info/cerkvmolch.html

Паломнические поездки к Молчанскому Печерскому Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в г. Путивль

Источник: http://palomniki.su/countries/ua/g17/putivl/molchansky-monastery.htm

Ссылка на основную публикацию