Заповедь «возлюби ближнего своего»

Заповедь Христа “возлюби ближнего своего как самого себя”, понятие “ближнего”, толкование заповеди

Важнейшая заповедь Евангелия «возлюби ближнего твоего, как самого себя», на первый взгляд, является простейшим правилом, не требующим толкования. Тем не менее, именно вокруг этих простейших слов Христа мудрецы (и не только мудрецы) обожают вести интеллектуальные споры.

Прочитав ряд высказываний многих философов толкователей (от Ф. Ницше до отца Сергея Булгакова или Василия Розанова или Льва Красавина), верующий человек и сам может впасть в заблуждение. Перед ним неизбежно встанут вопросы, в одночасье превращающиеся из простых и понятных ─ в сложные и трудноразрешимые:

Кто есть ближний христианину, которого ему следует возлюбить?

Как именно следует любить ближнего – как самого себя?

Золотая заповедь христианской этики

Ведь в Евангелии действительно можно найти многократные упоминания Христом, что «много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его» (от Матфея,10-39). «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26).

Следовательно, те, кого следует любить ─ вовсе не все окружающие христианина люди, но некие избранные? При этом » возлюбить ближнего своего как самого себя» Библия обозначает важнейшим условием Спасения? И как же «любить самого себя»?

Недавно пришедший к христианству человек, если не читает толкований Отцов Церкви и не ведет бесед со своим духовником, может усомниться и в том, что именно есть христианская любовь по отношению к самому себе.

Несмотря на риторические спекуляции, верующий поймет, что «любить себя» в евангельском духе ─ вовсе не означает позволять себе новые роскошные автомобили, разнообразить стол фуа-гра и экзотическими фруктами.

Обратите внимание

Напротив, из любви к себе следует вырвать себе «соблазняющий глаз», «оставить», а порой и «возненавидеть отца и мать» (от Луки,14-26).

То ж самое касается и любви к «ближнему твоему«, если уж она уподобляется любви к себе. Следует оберегать объект любви от излишеств, помогать, даже направлять с любовью на верный путь, не позволять усомниться в заповеди и Библии.

Чтобы избежать подобной пагубной путаницы, и следует знать толкования Святых отцов и просто церковных авторитетов на эту простейшую заповедь.

По своей сути, заповедь христова «возлюби ближнего твоего как самого себя» включает в себя, как и постулаты из Ветхого Завета, в частности, книги Иакова: «хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя (Библия, Иак.

, 2, 8) и современного золотого правила этики в положительном прочтении: «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой».

В этом заповедь Христа ─ вторая по важности, после любви к Богу, ─ всеобъемлюща и проста.

Но необходимо отметить, что христианство резко различает «всех» близких людей (например, достающуюся человеку вне зависимости от его желаний родню или коллег), и истинных «близких».

В притче о пострадавшем от разбойников, прямо отвечая на вопрос «кто есть ближний христианину», сам Иисус подчеркивает эту разницу. ─ Человек был ограблен и избит бандитами, лежит на дороге.

Мимо проходят те, кто должны бы позаботиться о нём: родич по племени и учитель законов (в применении к сегодняшним реалиям – кузен и народный депутат или даже недостойный батюшка). И только один из трех, человек неведомого племени («самарянин» во времена Христа или случайный кореец в нынешней ситуации), останавливается и помогает жертве налета.

Из этой притчи становится ясно: кого, в первую очередь, имел в виду Христос под понятием «ближнего». Но не только!

Кто же есть для человека «ближние его»?

Если внимательно читать Евангелия, то «ближними» христианину становятся те, кто, как и он исповедует истинную веру, сам следует заповедям. При этом важно понимать, что таким может оказаться вовсе не близкий по жизни в миру человек. Даже не родственник: «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф., 12-50).

Тем не менее даже не любя родителей, ─ так как любовь есть чувство от Бога, и ей крайне сложно возникнуть в отношении тех, кто сбивает с пути праведного, или злословит на учение Христа, ─ настоящий православный должен почитать отца и мать.

Очень хороший, чёткий ответ на этот вопрос даёт св. Иоанн Златоуст в своём толковании о «боголюбии и человеколюбии». Даже брат или жена (муж), даже если они «любят» тебя телесной любовью, но не заботятся о твоём христианском самосовершенствовании, поощряют греховные наклонности — например, лень и чревоугодие — не являются «ближними» в евангельском смысле слова.

Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии

Но нельзя забывать, что заповедь о любви к ближнему является второй по значимости, первая же ─ о любви к Богу.

Из этого богословы делают вывод, что настоящий христианин, воспитанный в духе слов «Возлюби Господа от всего сердца, души и разумения», несмотря ни на что, сам должен стараться увидеть в каждом создание божие, относится, как отнесся самарянин к ограбленному, искать в сердце силы помочь самому заблуждающемуся, сделав того «ближним» своим. Нужно найти в сердце отзыв на страдания любого существа, и оно станет ближним твоим.

Тем более что слова Евангелия «возлюби ближнего твоего как самого себя» Библия многократно ставить в число важнейших заповедей и Ветхого Завета, например: книга Левит.19:18.

Вот краткий перечень трудов православных отцов церкви, в которых дается наиболее ясное толкование не только заповеди «возлюби твоего ближнего» но и того, кем должен является этот ближний (расширенный список литературы вы сможете найти на сайте Оптиной пустыни или на ресурсе «Азбука Веры» http://www.optina.ru/ , https://azbyka.ru/ ).

  • «Толкование на Святого Матфея» Св. Иоанна Златоуста.
  • «Заповеди Божии» епископа Южно-Американского из Буэнос-Айреса Александра Милеанта.
  • «О любви к Богу и ближним» преподобного Иоанна Кронштадтского.

Из этих ( и многих других сочинений или просто беседы со вдумчивым батюшкой), станет понятно, что истинный христианин должен считать «ближними своими»

  • тех, кто нуждается, кому он в силах помочь,
  • тех, кто хоть раз помог ему советом, наставлением или делом.
  • Но, в первую очередь тех, кто, как и он сам пытается постичь любовь к Господу, тех, кто близок ему по христианскому духу.

Остальных людей, особенно «злоречивых», христианин (если он не открыл в себе дара проповедовать и самому нести слово Божие) должен скорее избегать: «знайте, что вы и через брата будете (имеется в виду не «брат по Вере, но «брат по крови») выслушивать глубины сатанинские» (старец Амвросий Оптинский).

«Имейте общение с теми, кто Боится Господа и дает душе вашей утешение».

Пахомий Великий.

Для тех, кто хочет изучить проблему более углубленно, рекомендуем труд Н. Бердяева «Дух и реальность» или сочинение о. Павла Флоренского «Столп Веры».

Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему?

Никакое высокое, настоящее возвышенное духовное чувство не может прийти к человеку даром. Философ о. Сергей Булгаков писал: «любовь, даже дружба, приходят после духовного подвига, аскезы».

Любовь к ближним, пришедшая христианину, должна быть достаточно суровой (как и к самому себе), чтобы стать чувством, способным уберегать ближнего — как и себя самого — от искушений, помочь удалиться от «делающих зло», спасти от ада.

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца

еп. Игнатий Брянчанинов

Важно

Это чувство ни в коем случае не должно оказаться потаканием: «ах, ближний мой хочет миллион долларов, надо помочь».

Христианская любовь в истинном православии, не смешанном с лютеранской теорий «успеха в жизни мирской», должна быть достаточно строгой.

В примере с миллионом долларов христианин, скорее должен не помочь заработать ближнему этот миллион, а указать опасности для его души, поджидающие на пути стяжательства.

Но и видеть в каждом ином человеке подобие божие, настоящий православный тоже должен. И помогать, по силам своим, своей любовью выйти из пагубных заблуждений на ту дорогу, с которой его столкнули разбойники из притчи. Любите ближнего как самого себя и никогда не отчаивайтесь!

Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/zapoved-hristova-vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya.html

Возлюби ближнего своего как самого себя: толкование фразы из Библии

Взращивание в сердце любви является одним из наиболее существенных процессов духовного делания для православного христианина. В Новом Завете говорится: возлюби ближнего своего как самого себя. Эта христова заповедь была и остается одной из главных для православного христианина.

Заповеди Христа

Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, где Иисус на вопрос фарисея отвечает следующим образом.

Таким образом, мы видим, как Христос концентрируется только на двух заповедях, которые относятся сугубо к морально-духовному аспекту.

Тут никаких запретов и предписаний, подобно Ветхому Завету, только путь духовного развития и путь к Господу, с которым Мессия предлагает установить личные отношения, причем не простые, а основанные на законе любви.

Люди, которые знают писание, могут немного возмутиться некоторым предыдущим фразам, ведь в чем-то опрометчиво говорить только о двух предписаниях, так как Библия содержит и заповеди блаженства, которые были даны во время Нагорной проповеди.

Подобное излагается также в Евангелиях от Луки и от Марка. Этот факт имеет весьма существенное значение, так как разные апостолы отметили и выделили эти слова Христа.

Эти слова имеют огромное концептуальное значение и определяют смысловой эволюционный переход от Ветхого Завета к Новому. Если вы помните скрижали Моисея, то 9 из 10 предписаний являются запрещающими, причем запрет дается на различные действия. В чем-то они подобны тому, как взрослый говорит ребенку: «не ходи туда», «не делай того».

Такие предписание имеют самое прямое и простое толкование, они просто требуют выполнения и являются как бы инструкцией для повседневного поведения человека. Тем не менее, нужно отметить своеобразный переход, преддверие Нового Завета. Этим переходом становится 10 заповедь, которая гласит.

Совет

Казалось бы, тоже запрет, но ведь тут говориться о запрете нравственном и таком, который простирается не на внешние действия, но на уровень сознания. Указывается на источник всяких неприглядных поступков – дурные помыслы. Поэтому Господь через своего пророка указывает верующим обратить внимание на сферу своих желаний и искоренить там всяческие пороки.

Многие не напрасно считают десятое указание переходом к Новому Завету, где Христос говорит: «возлюби ближнего своего как самого себя», то есть переводит акцент полностью в нравственную область. Никакие запреты и ограничения не потребуются, если будет миром будет править любовь.

Соблюдение заповедей

Нужно сразу сказать о трудности разъяснения рассматриваемого нами постулата веры. Легко сказать: люби ближнего твоего, но намного труднее понять, как выполнить такое предписание.

Как ни печально, но некоторые люди вообще на протяжении всего своего земного пути не испытывают любви, другие живут в пороке и подвластны страстям.

Более того, даже верующим христианам, порой, бывает трудно взрастить в себе истинное чувство. Путь веры труден, православному препятствуют сатана и бесы, а современный мир полон пороков.

Нужно сказать и про современную массовую культуру, которая активно развращает людей, предлагая суррогат любви, как заменитель подлинному чувству.

Поэтому православному нужно знать, откуда брать высокие духовные стандарты. Великолепным примером тут являются слова Христа из Евангелия от Матфея.

Спаситель на простых примерах разъясняет, в чем проявляется истина, которая порождается личным усилием и развитием веры. Ведь, действительно, даже животные любят (в доступном варианте) своих хозяев, потомство, в них действуют инстинкты, и для этого не требуется никакого разумения и личного усилия.

При этом православный развивает и проявляет чувство уважения и любви по отношению ко всем, для него возлюби ближнего своего как самого себя – не пустые слова, а прямое руководство к действию.

Итак, если рассмотреть тезисно, то нужно указать на следующие детали:

  • ровное, справедливое отношение ко всем окружающим людям;
  • доблесть христианина в его всеобъемлющей любви;
  • даже на зло следует отвечать благословением;
  • если сконцентрироваться на главной цели, то оттуда пойдут и остальные добродетели.

Не зря в православии любовь относится одновременно к Плодам и Дарам Святого Духа и считается одним из высших достижений верующего. Такое чувство, или вернее состояние, достигается в процессе духовной работы.

Конечно, не следует путать положительное отношение к приятной пище или наблюдению красивого пейзажа, с истинной добродетелью, которую развивает в себе православный.Истинная христианская добродетель представляет собой духовное достижение.

Правила любви

В обывательском смысле нередко подменяются понятия между настоящими чувствами и поддельными. Не следует путать какие-то симпатии, которые могут быть вызваны элементарными действиями, и настоящие чувства. Порой, симпатия проявляется как последствие простого механизма приязни.

Конечно, подобные знаки взаимного расположения приятны и могут быть нужны в отношениях, но часто подобное перетекает в потакание порокам. Когда мы дозволяем себе и другим лень, чревоугодие, то такое может выглядеть как хорошее отношение, но, в действительности, оно является пагубным. Под словами «люби ближнего твоего» подразумевается совсем не потакание порокам или нечто подобное.

Тема предстает довольно трудной, здесь тоже пригодятся тезисы:

  • главной целью для православного остается спасение души, поэтому оно представляет собой и основную ценность, чтобы идти к этой цели следует возлюбить господа и ближнего;
  • следование религиозным предписаниям и взращивание веры также являются признаками любви к себе;
  • в православии эта добродетель подобно вере представляет собой динамический параметр, то есть может взращиваться и меняться;
  • по отношению к другим следует проявлять деликатность, не судить людей, не навязывать им свое мнение.

Конечно, для всего этого требуются глубокие размышления и собственный духовный опыт. Нужно самостоятельно стараться осмыслять каждый тезис и, возможно, развивать собственные.

Не всегда возможно описать, как проявляется истинное чувство в религиозном смысле, так как подобно вере оно ощущается на уровне, не всегда улавливаемом полностью разумом, то есть вы можете различать истинное от неистинного, но описать это словами будет трудно или вообще невозможно.

В процессе постижения того, как возлюбить ближнего твоего, как самого себя, нужно ориентироваться и на рассуждения, и на взращивание чувства, которое находится вне рассуждений и концепций. В этом могут помочь проповеди и книги, которые оставили святые православные подвижники, ведь в таких трудах заключается квинтэссенция духовного опыта.

Кто является ближним

Понятие «ближний» может иметь различную трактовку, так как подразумевает, с одной стороны, любого человека, который оказывается поблизости, то есть фактически всех. С другой стороны, речь идет о близких людях, которые всегда присутствуют в вашей жизни, а также о других.

Первый вариант вполне понятен, об этом сказано ранее, в месте, где даны слова Христа о любви к врагам и ненавидящим. Рассмотрим второй вариант слов Христа из Евангелия от Иоанна.

Читайте также:  Барнаульское чудо клавдии устюжаниной

Каноническое сочинение апостола указывает на христианское сообщество. В частности, вполне разумно рассматривать его далее как сообщество православных верующих. Изначально нужно развивать отношения именно с теми, кто близок по вере, с разделяющими ваши взгляды.

Ближними могут называться самые разные люди:

  • не всегда члены семьи являются близкими по духу, нередко родственники ощущают себя невероятно «далекими» друг от друга;
  • также ближними (в духовном смысле) не следует непременно считать людей, с которыми вы работаете или которые являются частью повседневности по независящим обстоятельствам;
  • отношения могут быть не особенно развитыми, но некоторые люди имеют сходные с вашими взгляды, следует в делах идентичным принципам, тогда такой человек, в действительности, является более близким, чем многие;
  • тот, кто способствует спасению вашей души, становится для вас ближним, а тот, кто развращает и учит порокам, в действительности, оказывается «дальним».

Начинать всегда следует с себя, то есть развивать сначала собственные христианские добродетели, а потом искать отзывы в душах других людей, которые разделяют ваши взгляды. В сообществе, где процветает взаимная приязнь, добродетели взращиваются эффективнее и также быстро устраняются пороки.

Если рассмотреть различные тяготы, то проще развивается сострадание, которое в дальнейшем перерастает в самое высокое отношение к каждому существу.

Источник: https://religiya.guru/osnovy-religii/chto-znachit-vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya.html

Заповедь «Возлюби ближнего своего»

Под словами «заповеди Божьи» чаще всего принято понимать Моисеевы заповеди. Они, безусловно, очень важны для духовной жизни православного христианина, но мы должны помнить, что в Новом Завете также существуют заповеди, данные нам Самим Господом Иисусом Христом. И сегодня поговорим о необходимости любить своих ближних по слову Господню. Что это значит и можно ли любить всех?

Что говорит Священное Писание

Во время проповедей Христа к нему приходило множество людей с вопросами о сути веры. Некоторые спрашивали, чтобы действительно понять и разобраться, другие пытались отыскать в словах Иисуса несоответствие иудейскому вероучению, чтобы обвинить Его в ереси.

Заповеди Божьи говорят о том, как необходимо христианину строить свою жизнь

Так, для подобного испытания однажды подошел к Иисусу человек, внимательно изучавший иудейские законы, и спросил Христа, какое самое основное правило веры?

Христос ответил ему, что главное — взрастить в своем сердце полную и нераздельную любовь к Господу Богу. Это основная и самая большая заповедь. Следом за ней Христос заповедал любить своих ближних не меньше, нежели себя. Именно на этих двух столпах, по словам Самого Христа, держится вся вера в Бога.

Обратите внимание

Что это означает? Это означает, что все пророки, все законы веры в конечном счете приводят нас к одному: к учению о любви. Почему именно это правило так важно и так высоко ценится?

Важно! Если человек сможет стяжать в себе подобную любовь, он сможет выполнять и все остальные заповеди, оставленные нам Господом.

Так, если мы искренне любим своего ближнего, мы не сможем убить его, обворовать, причинить зло, позавидовать. Таким образом, все остальные заповеди представляют собой как бы отдельные частицы первого и самого главного завета Христа — да любите друг друга.

Кто такой ближний? Притча о милосердном самарянине

Но как же понять, кто является моим ближним? Ежедневно нас окружает большое количество людей — и родственники, и друзья, и знакомые, и просто случайные посторонние люди. Кого из них мы должны любить? Ответ снова нам дает Еванеглие в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37).

Некий странник шел по дороге, и на него напали разбойники. Они избили его, ограбили, раздели и бросили несчастного умирать на обочине. Мимо проходили люди — и священники, и левиты, и другие путники, но никто не остановился и не помог страждущему.

Самарянин помогает человеку, которого избили и ограбили разбойники

Но по тому же пути шел один самарянин, он увидел окровавленного человека и сжалился над ним.

Он омыл его раны, погрузил на своего осла, отвез в ближайшую гостиницу и, заплатив хозяину, попросил позаботиться о несчастном.

Более того, он пообещал на обратном пути возместить все затраты, которые понесет хозяин гостиницы сверх уплаченного.

Кто же оказался ближним раненому человеку? Очевидно, что тот, кто оказал ему милосердие и не бросил умирать на обочине. «Иди и поступай так же» сказал Христос.

Особо примечательно в этой притче то, что самаряне во время земной жизни Христа находились во вражде с иудеями и не могли с ними иметь никакого общения. Иудеи глубоко презирали самарян, считали их хуже язычников, позором было не только общаться с ними, но даже испить воды из одного сосуда.

Важно

Тем не менее избитому страннику не помог ни родственный по вере иудейский священник, ни левит. А только самарянин, который знал об отношении к себе иудеев, но отбросил все мысли о вражде перед лицом страждущего человека.

Этой притчей Христос показывает нам всю суть милосердия — его можно и нужно проявлять к любому человеку вне национальности, религии или других различий.

Важно! Именно проявление милости, сострадания, готовность прийти на помощь в трудную минуту и является основой той любви к ближнему, которую заповедал нам Иисус Христос.

О любви к себе

Христос, говоря о ближнем, предлагал нам любить его, как самого себя. Получается, что хорошее отношение к другим людям невозможно, пока мы не научились правильно относиться к себе самому. В современном сознании любовь к себе подразумевает вседозволенность, потакание страстям, максимальный комфорт и удовольствия. О таком ли отношении к себе говорит Христос? Очевидно, что нет.

Христианская любовь ― основа евангельского закона

Христианская любовь к себе предполагает, прежде всего, заботу о спасении своей души.

Человек, бережно и внимательно относящийся к себе, врачует свою душу покаянием, борется со страстями, стремиться к Богу.

По мере духовного роста ему открывается радость и счастье пребывания с Богом, которая даже близко несравнима с мирскими удовольствиями и благами.

В таком отношении к себе самому нет места потаканию страстям, которые ведут душу к погибели и доставляют мучения уже тут, в земной жизни.

Стоит только посмотреть на людей, подверженных какой-либо зависимости — алкогольной, наркотической, игровой — можно ли их назвать счастливыми людьми? Конечно же, нет.

Подобным образом нас делают несчастными и все остальные страсти — и гордость, и лень, и чрезмерная тяга к деньгам, и зависть. Просто эти грехи не столь заметны для окружающих, то терзают душу человека не меньше.

А что на практике

Как часто бывает, о духовных вещах проще рассказывать, чем делать. Как в реальной жизни любить ближнего? А если этот ближний — сосед по лестничной клетке, алкоголик и дебошир? Его тоже нужно любить? А бомжа у подъезда, собирающего бутылки и разговаривающего матом — тоже?

Нужно понимать, что любовь — это далеко не всегда то приятное чувство в душе, которое мы испытываем, например, к мужу или детям. В христианском понимании любовь — это всегда жертва, это труд во имя чьего-то блага.

Конечно, мы не можем испытывать положительных эмоций по отношению к «антисоциальным элементам общества», как принято их называть. Но мы можем накормить нищего, купить лекарство соседу, принести продукты из магазина для немощной старушки.

И это тоже будет проявлением любви.

Совет

Святые отцы учат нас, что если мы будем понуждать себя на добрые дела, даже если совсем не хочется, а объект этого доброго дела вызывает только лишь отвращение — со временем в нашем сердце начнет появляться та самая Христова любовь ко всем людям.

Заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу

Ведь перед лицом Бога мы, внешне успешные и благополучные люди, часто бываем ничем не лучше опустившихся преступников. У них свои грехи, у нас — свои.

И чем, к примеру, алкогольная зависимость лучше, чем непомерная гордыня, жадность, тщеславие, которых полно в современном успешном обществе? Но Господь одинаково любит всех и каждого, и каждому человеку желает спасения.

И мы не можем и не должны судить, почему сегодня тот или иной человек оказался в сложной ситуации хотя бы потому, что завтра на его месте можем быть мы сами.

Задача православного христианина — быть небезразличным. Безразличие к окружающим, сосредоточенность только на себе, своих желаниях и потребностях — это бич современного общества. Люди настолько поглощены обустройством своего личного комфорта, что предпочитают просто не замечать, игнорировать, намеренно исключать из поля своего внимания всё и всех, кто этому комфорту мешает.

Но в кого мы превращаемся с таким мышлением? Да в того самого иудейского священника и левита, которые увидели окровавленного путника на обочине дороги и прошли мимо. Они предпочли собственный комфорт помощи ближнему. Православный христианин призван всегда быть внимательным к тем, кто его окружает. И если любой другой человек требует помощи — ее нужно оказать.

Важно! Помощь ближнему и любовь к нему вовсе не предполагает потакание страстям и слабостям. Покормить нищего можно и нужно, но давать ему деньги, которые он потратит на выпивку, не стоит.

Христианское мировоззрение не исключает критического мышления и здравомыслия.

Сейчас много где можно встретить фразу, что любовь — это глагол. Это действительно так, ведь если мы понуждаем себя делать дела любви, мы взращиваем ее в своем сердце.

Это всегда сложный путь, требующий мужества, но именно он ведет душу человека ко Христу.

Как понимать заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zapoved-vozlyubi-blizhnego-svoego.html

«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: значение заповеди. Как возлюбить врага своего?

В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, что же значит возлюбить ближнего.

«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: значение заповеди

Смысл данной фразы довольно очевиден, прост и связан с душевным совершенствованием человека. Для обладания совершенной душой, нужно, как ни странно, сначала взрастить внутри себя эго, являющееся двигателем прогресса.

Возлюби ближнего

  • Понятие «Я» стимулирует личность к движению и развитию, сотворению лучшей версии себя. А для этого необходимо меняться самому и помогать в этом окружающим.
  • Стоит личности достигнуть поставленных высот, как эго должно быть подавлено и следующим этапом будет стремление любить уже не себя, а тех, кто рядом, всех, без исключения существ и природных явлений Вселенной.
  • Это понятие всеобъемлющей любви – довольно сложно, чтобы прийти к нему, необходима долгая работа над собой, над своими недостатками.
  • Именно так можно понять смысл слов: «возлюби ближнего своего». Ведь главное – не просто любить, а именно ВОЗЛЮБИТЬ – изменить его самого и его жизнь к лучшему, относиться к нему так, как хочешь, чтобы относились к тебе, давать больше, чем ожидать в ответ.

Что же касается тех людей, к которым просто невозможно испытывать положительные эмоции, тех, кто делает вам больно, совет таков – либо представлять их лучше, чем они есть в жизни и, возможно, ваш посыл из положительных вибраций сможет сделать их лучше. Либо просто постарайтесь в душе их простить – этим вы сделаете лучше себе. Отпустив обиду, вы станете выше своего обидчика.

…как самого себя

Таким образом, фраза: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», подразумевает следующее – не держите зло даже на врагов своих, прощайте и отпускайте в душе обиды и боль, подавайте наглядный пример хороших поступков хотя бы близким. Меняйтесь сами и поменяется мир вокруг вас или хотя бы ваше восприятие мира.

Вы можете поменять свою судьбу, не отягощая душу воспоминаниями о прошлых поступках других людей. Отпуская обиду, вы сохраняете свое здоровье и улучшаете, таким образом, качество своей жизни.

Обратите внимание

Полюбив себя, вы начинаете смотреть на мир совсем другими глазами, будете добрее, толерантнее, будет чаще возникать желание протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается.

А ведь жизнь – это бумеранг, наши собственные поступки, нам же и возвращаются. Не стоит об этом забывать.

Видео: Возлюби ближнего своего

Источник: https://heaclub.ru/vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya-znachenie-zapovedi-kak-vozlyubit-vraga-svoego

В. Духанин. Что значит: «люби ближнего своего» / Православие.Ru

Представьте себе: на улице вы увидели, как с каким-то человеком стало плохо или, допустим, к нему пристают негодяи, но вы прошли мимо как ни в чем не бывало – а потом вдруг выясняется, что это был ваш родственник или близкий человек, которого вы просто в тот момент не узнали. Уж как тогда будет стыдно! Суть же этого примера заключается в том, что к другим надо относиться так, как если бы это были близкие нам люди.

В сказке Андерсена «Девочка со спичками» рассказывается про девочку, которая пыталась согреть себя, зажигая спички одну за другой.

И с каждой вспышкой ей в ее детском воображении представлялись удивительные картины: теплая печь с блестящими медными шариками и заслонками, жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идет к ней, новогодняя елка с игрушками, покойная бабушка – так вплоть до того момента, пока она не замерзла. Ей всего лишь надо было обогреться, а никто не пришел на помощь.

У Достоевского есть, кстати, очень похожий рассказ – «Мальчик у Христа на елке»: ребенок замерз, потому что холоден мир людей. Но ведь эти два литературных персонажа – отражение наших реалий, того жестокого отношения к ближним, которое рождается в эгоистичном и безжалостном сердце.

Люди еще бывают способны к героизму и самоотверженной помощи в исключительных обстоятельствах. Помню, как вместе с близким священником, отцом Сергием, и его тремя детьми мы ездили на святой источник в Малинники.

На обратном пути, переезжая через железнодорожные пути, машина батюшки заглохла, и тут же закрылся шлагбаум, трезвоня о приближающемся поезде. Автомобиль категорически отказывался заводиться, времени на спасение оставалось не очень-то много.

Возле шлагбаума стояли еще две машины, из которых сразу же вышли люди и помогли нам вывезти автомобиль с путей.

Если бы мы были так же внимательны друг к другу в своей будничной жизни! Собственно, христианство призвано преображать наши будни, и Христос проповедовал Евангелие, чтобы оно было реализовано не где-то в экстремальных ситуациях или на войне, куда далеко не всем нам дается попасть, а в наших буднях, в повседневном общении с ближними.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34), – вот слова Спасителя. Конечно, и в Ветхом Завете Господь повелевал любить ближних (см.: Лев. 19: 18, 34).

Важно

Да и сама наша совесть, данная нам Богом, всегда свидетельствует о необходимости любви. Тем не менее, придя на землю, Господь обрел эту заповедь совсем забытой. Забываем ее и мы. Она и для нас, эта заповедь, всегда новая.

Любовь, принесенная в мир Христом, имеет и действительно новый, более возвышенный смысл – это любовь по примеру Самого Христа, жизнь свою полагающая за ближних.

Все мы, конечно, хотим, чтобы другие люди поступали с нами хорошо: были бы к нам добры, приветливы и услужливы.

Вот именно так поступать с другими людьми призывает нас Спаситель: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12).

Поэтому перед каждым своим поступком стоит подумать: я хочу сделать для другого человека то и то, а приятно ли было бы, если бы кто-то это сделал мне? Если сердце подскажет «да», тогда нужно делать, если же «нет», следует воздержаться.

А хотите определить, есть ли у вас любовь к вашему ближнему? Если у вас есть что-то очень нужное вам, и, когда это понадобится вашему ближнему, вы с радостью предложите ему, не ожидая взамен чего-либо, то вы любите ближнего. Причем это относится не только к какому-нибудь предмету, но и к самому времени, которого всем так не хватает и которым, конечно, всегда пожертвуешь ради того, кого любишь.

В «Достопамятных сказаниях» рассказывается, как однажды иноки в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: «Мы не знаем, что такое любовь.

Вот образец любви: авва Агафон имел ножик, необходимый ему для рукоделия. Пришел к нему брат и, увидев ножик, похвалил эту вещь.

Совет

Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтоб он принял ножик в подарок, и не дал брату выйти из келлии, пока не уговорил его принять понравившуюся ему вещь».

Читайте также:  Как и где общаться с богом: основные правила

«Что же в этом особого? – скажет современный человек.

– Подумаешь, подарить ножик… Мы бы хоть сотни таких ножей раздарили!» Но надо учесть, что иноки IV–V веков были лишены финансового снабжения и каких-либо благ цивилизации, они жили в далеком от людских поселений, пустынном месте, где нож являлся одним из главных орудий труда, а приобрести новое орудие было крайне трудно. Это то же самое, что современному человеку отдать главное орудие своего пропитания – допустим, водителю отдать автомобиль, а банкиру пожертвовать банком. Отдавая ближнему то, что жизненно необходимо тебе, ты, конечно же, проявляешь любовь.

Вот история из жизни знакомых людей. Светлана Н., добрая, отзывчивая женщина, работала завучем в престижном образовательном центре. Ее брат, увлекшись идеалами золотого тельца, допустил серьезные просчеты, не рассчитал свои коммерческие возможности и разорился. К тому же он взял под кредит иномарку баснословной цены.

Пропустив положенный в договоре срок, он непомерно увеличил свой долг и оказался в кабальной зависимости. Светлана недавно по состоянию своего здоровья уволилась, средств к заработку не было, и, чтобы спасти брата, она продала собственную квартиру.

Долги брата оказались покрыты, но сама Светлана уже вынуждена жить в крайне стесненных условиях.

Конечно, хотелось бы видеть, что Господь воздает за подобные жертвы благополучием и во внешней жизни. Но с позиций духовного мира, не внешняя жизнь имеет первостепенную ценность. По крайней мере, совершенно верно то, что люди безжертвенные носят в самих себе мучение, а жертвенным людям Бог подает утешение, причем утешение куда большее, чем иномарка, взятая под кабальный кредит.

Подлинная любовь к ближнему познается по той внутренней боли, которая является в сердце, когда мы узнали о скорби ближнего. Отсутствие любви проявляет себя в равнодушии – этой тишине мрачного омута, поглощающего живые и чистые чувства.

Если ваш ближний заболел и вы почувствовали скорбь как за себя самого, то вы любите ближнего. Если вы узнали, что у другого человека беда, и тут же подумали, что предпринять для помощи ему, то вы не лишены христианских чувств.

Но если, услышав о случившейся неприятности, вы подумали: «Хорошо, что меня в тот момент рядом не было, чтобы нести его тягости», – значит, вы далеки от любви.

Обратите внимание

Вместе с тем любовь – это не только когда ты сострадаешь скорбящему, но и когда ты радуешься чужой радости. Увы, есть люди, которые готовы попереживать, услышав о бедствии ближнего: «Ой, уж и как тебе тяжело, и как мне тебя жалко-то».

Но стоит им услышать о его благополучии, как их лица бледнеют, а сердца наполняются возмущением: «Так вот ты какой».

Народная мудрость по этому поводу создала афоризм: трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.

Допустим, если я слышу, что кому-то дали литературную премию, и с досадой думаю: «А почему не мне?», то это уже эгоизм.

Если же, услышав от близкого мне писателя, что он победил в международном конкурсе, я порадовался за него, то, стало быть, и я, слава Богу, не лишен, пусть и малой, крупицы любви.

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), – говорил святой апостол Павел.

Понаблюдайте за собой, и вы точно поставите диагноз своим собственным внутренним чувствам. Суть же сказанного такова: радость о чужой радости есть верный признак любви к нашему ближнему.

Как еще заметить в себе христианское отношение к ближним? Если вы порадовались о ближнем, что ему, в отличие от вас, скажем, существенно повысили зарплату, что у него наступил в жизни успех, тогда как у вас неприятности, и вы прославили Бога за ближнего своего, то это, можно сказать, первые ростки христианской любви в вашей душе.

Напротив, отсутствие любви к ближним очень хорошо определяется по наличию в душе зависти. Зависть – всегда внутренний бунт: почему другой получил то, чего я не имею? Зависть – это самое очевидное, наглядное выражение эгоизма: всё только мне, а другим ничего.

Важно

Так согрешил первый ангел, обладавший высочайшим могуществом и славой, но позавидовавший славе Творца и из-за этого всё потерявший. Так постоянно грешат и люди, думая, что кому-то лучше, чем им.

В конечном итоге зависть есть самоуничтожение, ибо зависть – это неудовлетворенность заботой Божией о тебе и протест против того реального места, на которое Господь поставил тебя в твоей жизни.

Потому среди десяти заповедей последняя направлена как раз против зависти: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5: 21). Итак, зависть – самая наглядная противоположность любви.

Без любви к ближнему невозможно любить Бога, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). А без любви к Богу невозможно спасение.

Значит, кто не любит ближних, тот человек погибший?

Не будем отчаиваться. По крайней мере, если любви нет, ее можно взращивать. Каким же образом? Это объясняет преподобный авва Дорофей: «Спаситель говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39).

Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: “Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?” Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима.

Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание – тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: “Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?..

” Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается.

И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39)».

Совет

Собственно, путь христианской жизни к этому и ведет, и автор не раз видел, как люди, ранее холодные, жесткие сердцем и беспринципные, воцерковляясь, изменялись даже лицом – в их глазах появлялись добро и любовь.

А преподобный Макарий Великий объяснял это так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе.

И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе – так и истинный Художник – Господь – украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».

Вот почему в жизни каждого из нас так важна аскеза, внутренняя работа над собой. Бог смотрит, прежде всего, на сердце человеческое, и значит, важно уделить внимание внутреннему очищению, чтобы в глубинах нашей души не затаились гордость, своенравие, жестокосердие и чтобы злые, нечистые мысли, словно разъяренные псы, не грызли наше собственное сердце.

По внешнему виду мы все добропорядочны и вряд ли похожи на откровенных преступников, но в своей подлинной сути человек таков, каким он является, прежде всего, в своем сердце. Поэтому надо честно всматриваться в глубины собственной души, дабы увидеть тех внутренних церберов, которые превращают нашу душу в мрачный аид.

А церберы эти проявляются в нас, когда мы общаемся с ближними.

Освобождая душу от оков страстей, мы освобождаем в сердце место для любви. Чистое сердце относится и к ближним чисто. Когда преодолено себялюбие, только тогда и возможна любовь к другим.

Источник: https://pravoslavie.ru/59592.html

Ответы@Mail.Ru: В Библии сказано «возлюби ближнего своего, как самого себя» , вопрос..

“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим. Это – первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. ” (1 Иоан. 4:7-8).

Э то замечательное изречение в предельно сжатой и понятной форме передает сущность учения Священного Писания, как объяснил Господь наш Иисус Христос: “На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мат. 22:37-40).

Но сразу же возникает вопрос: поскольку любовь – это цельное чувство, то не проще ли сказать “люби всех, ” и тогда все сведется к единой заповеди. Как увидим дальше, любовь к Творцу должна занимать особо священное место в нашем сердце, чтобы наша любовь к творениям не стала идолопоклонством.

Именно любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства . Если все учение Писания сводится к двум кратким заповедям, значит ли это, что остальное в нем излишне? Нет, потому что под простотой заповедей скрывается великая глубина.

Обратите внимание

Научиться по-настоящему и правильно любить – это наука из наук, ибо “любовь есть совокупность совершенства” (Кoл. 3:14). Цель Писания сводится к тому, чтобы и наставлениями, применимыми к разным случаям, и живыми примерами научить нас правильно и по-настоящему любить.

И в первую очередь надо научиться любить Бога так, чтобы это чувство наполнило и преобразило все наше существо – озаряло наши мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки – словом, чтобы Бог был для нас самым желанным и самым главным в жизни. Любить ближних тоже важно, но не так крепко, как Бога, а лишь как самих себя.

Авва Дорофей следующим примером иллюстрирует взаимоотношение между любовью к Богу и любовью к людям. “Представим себе, – говорит он, – большой круг. Предположим, что круг – это наш мир, самая середина круга – Бог; а точки на радиусах круга – это люди. Одни из них ближе к центру, т. е. к Богу, другие – дальше от Него.

По мере того как люди приближаются к середине круга своей любовью к Богу, в такой же мере они приближаются и друг к другу, и наоборот: удаляясь друг от друга своей неприязнью, они одновременно удаляются и от Бога. Таково естество любви: сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся и с Богом.

” “Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете. Не так же ли поступают и язычники? ..Итак как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними …Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный” (Мт. 5:44-48, Лк. 6:27-36).

Блаженный Диадох так пишет о согревающей силе любви: “Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав – не перестает. ..В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная – остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает.

Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью. ” Заповедь повелевает любить ближних, как самих себя . Однако нельзя сказать, чтобы способность любить других была бы прямо пропорциональна любви к себе. Опыт показывает, что происходит именно наоборот: чем больше человек любит себя, тем менее он способен любить других. Эгоизм и самолюбие разрушают подлинную любовь: “Из-за умножения беззакония во многих охладеет любовь, ” – сказал Господь (Мат. 24:12).

А ты живёшь только в поисковике? (На этот вопрос в поисковике найдено сайтов: ) А не пробовала сходить к батюшке и побеседовать? 🙂

ну если себя не любишь то сложно те …

В частности, любовь к себе выражается в инстинкте самосохранения — себе мы не причиним вреда, всегда будем заботиться о себе любимом. Наверное, это и нужно переносить на ближнего.

Важно

делай именно так, как себя = вместо себя, ибо все есть части общей души Адама. а какая ты часть в нем не твое дело…

Кол. 3:14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

Ну не все же мазохисты, много и нормальных.

Не как полюбить себя, ты ведь уже себя любишь (греешь, питаешь). Как хочешь, чтобы к тебе относились, так и ты к другим относись.

А вы поверьте в то, что Господь сотворил вас уникальной личностью в единичном экземпляре. Перестаньте стремиться к перфекционизму. Вы имеете право на ошибку, так же как и другие люди.. . Не требуйте от себя большего, чем можете сделать. Любите себя и дайте себе жить, вы не совершенны.

Вот инквизиция так же рассуждала. это они себя бичевали и сожгли 13 млн. чел. на кострах. Учитесь.

любишь когда на тебя не кричат = никогда не повышай голоса.. . любишь крепкий сон = никогда не мешай сну других.. . любишь вкусно поесть = самые вкусные куски отдавай за трапезой ближнему.. . любишь, чтобы хранили твои тайны = никогда не выдавай чужих.. . и т. д. и т. п.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/32910465

Возлюби ближнего своего как самого себя – заповедь: христианская формулировка золотого правила нравственности

При жизни Христа один священник поинтересовался у Спасителя, как обрести вечную жизнь. Иисус, преисполненный мудрости, посоветовал ему поискать ответ в Божьем Законе.

Читайте также:  Грех тщеславия и борьба с ним

Собеседник сослался на книгу Левита из Ветхого Завета, где впервые появилось: возлюби ближнего своего как самого себя – заповедь.Как определить такого человека? — вопросил священник и услышал притчу о добром самарянине.

Данные мудрые слова прошли сквозь тысячелетия и запомнились христианам в послании Иакова ко всем верующим.

Добрый самарянин и его ближний

Современные проповедники часто обращаются к ёмким и понятным простым людям притчам Христа. Вокруг текстов и переводов возникают философские споры, но суть остаётся неизменна. Самаряне не были единоверцами иудеев, и название их народа считалось бранным для евреев. В притче явственно указывается на то, что человека характеризует не его происхождение, а творимые дела.

Рассмотрим основные элементы истории о самарянине.

  1. Герой притчи отправился в странствие. В те времена одинокий путник подвергался большой опасности. Странник был ограблен, раздет и брошен умирать возле дороги.
  2. Тем же путем проходили другие путешественники: священник и левит (служитель храма), но они остались равнодушны к побитому и униженному персонажу притчи. Единоверцы отвернулись от жертвы.
  3. Самарянин шёл по дороге. От него не ждали милосердия к страдальцу. Но Господь смягчил сердце иностранца, и тот поднял побитого человека с земли, посадил на осла и отвёл в город, заплатив за комнату гостиницы.

Ближним для самарянина оказался побитый и униженный, и он не прошёл мимо. В этом заключается смысл данной христианской мысли. Стоит оглядеться, и нуждающиеся окажутся совсем рядом.

Заповедь о любви к ближнему в жизни

Не стоит отдавать последние деньги алкашам на бутылку водки. Это лишь способ отмахнуться от страждущих. Возлюби ближнего своего как самого себя – заповедь говорит о том, что нужно ставить себя на место других людей. Выбирайтесь из эгоистичного кокона, чтобы помочь окружающим.

  • Навестите родителей и одиноких родственников, получающих весточку по праздникам.
  • Поговорите по душам с второй половинкой и детьми.
  • Помолитесь Господу, чтобы тот указал на ваших ближних. Замедлите на мгновение суетливый бег по жизни и вы сразу заметите их.

Возлюби ближнего своего как самого себя — важнейшая христианская заповедь. Ей сопутствует идея не делать другим людям того, чего не желаешь. Это золотое правило нравственности возникло в ту пору, когда люди из высокоразвитых животных превратились в Человека.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1071040035622226295/vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya-zapoved-hristianskaya-formulirovka-zolotogo-pravila-nravstvennosti/

Возлюби ближнего как самого себя

Содержание

  • Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя
  • Две “новые” заповеди Иисуса Христа
  • Возлюби ближнего, как самого себя
  • Книга «Левит», глава 19
  • Заповеди Иисуса Христа
  • Употребление фразеологизма «Возлюби ближнего своего, как самого себя»
  • Что значит Возлюби ближнего своего как самого себя?

Мы много слышим о любви к ближнему. Разговоров много, а любви не видно. Написано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но ведь любить самого себя – это эгоизм! Христос говорит: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Как все это совместить?

Не можете ли вы объяснить с библейской точки зрения, что значит любить ближнего, как самого себя?

Я не уверен, что могу с достаточной глубиной и ясностью ответить на ваш вопрос, но с Божьей помощью попробую. Содержится ли в заповеди Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» элемент самолюбия? Ведь никто не может сказать, что он сам себя не любит и притом – прежде всего. Как же понимать «отвергнись себя»?

Кстати, я вспомнил слова Писания: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:28-29).

Здесь говорится, что нет человека, который не любил бы свое тело, и далее, что муж и жена – одно тело. Двое становятся одно. Поэтому муж должен любить свою жену, а жена – мужа. Тот, кто разрывает кольцо супружеской верности и любви, понесет от Бога наказание.

Совет

Присмотримся еще раз к фразе: «Нет человека, который бы ненавидел свою плоть». Значит, Сам Творец вложил в человека эту любовь к своей плоти, к самому себе. Даже тогда, когда наше тело становится для нас бременем и причиняет много беспокойства, болей, трудностей, человек печется о своем теле, ухаживает за ним. Это своего рода инстинкт, данный человеку Его Творцом для самосохранения.

Представим себе, что мы переходим улицу, на которой очень оживленное движение автомобилей. Мы стараемся быть осторожными, чтобы кто-нибудь не причинил увечья нашему телу. Почему мы это делаем? Потому что внутри нас есть любовь к нашему телу, к самим себе.

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Мы не хотели бы видеть наши кости поломанными.

Но в то же самое время Библия утверждает, что через грехопадение человек утратил любовь к своему ближнему. Люди стали соперниками, не доверяют друг другу. Каждый ищет для себя преимущества, лучшего положения, и чаще всего – за счет других.

Это не нужно доказывать. Это знают все. В душе человека царствует самолюбие, а самолюбие – это любовь к себе, и только к самому себе. В исправительно-трудовых лагерях была в ходу поговорка: «Ты умри сегодня, а я завтра». На этом стоит мир.

Самолюбие, себялюбие – это такое состояние, когда человек любит только самого себя. Самолюбивый человек все свои интересы концентрирует только вокруг себя. Он не желает думать о других, – таких же, как он сам, – людях.

 Таким образом, любовь к самому себе – не грех, но когда человек не идет дальше этого и ставит самого себя в центр внимания, чтобы все служили только ему, его интересам, – это уже грех.

Христос сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Что это означает? То, что мы должны любить, мы можем любить, мы имеем способность любить; и любовь к ближнему должна быть ни в коей мере не меньше, чем любовь, которую мы имеем к самому себе.

То, что мы желаем для себя, мы должны желать и для ближнего. Если же мы не желаем что-то себе, мы не должны желать этого и для ближнего, как говорит Писание: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это Божие установление о любви к ближнему.

И теперь самое главное: истинная любовь к самому себе открывается только после примирения с Богом, после покаяния. И тогда только человек будет способен проявлять такую же любовь к своему ближнему.

Обратите внимание

Если присмотреться к жизни людей неверующих, то они по сути дела не знают, как должна проявляться любовь к самому себе, даже к своему телу. Если человек не заботится о своем спасении, как он может любить самого себя? Он не выходит из орбиты эгоизма.

Такой человек может стараться делать что-то хорошее для своего ближнего, но это будет против его природы, и это не будет постоянным явлением.

Но если мы сокрыты в Господе и приняли от Него новую духовную природу, тогда наша любовь к ближнему будет постоянным явлением, и она будет не в меньшей мере, чем наша любовь к самому себе. Ведь мой ближний – это мой брат, если не во Христе, то в Адаме.

Две “новые” заповеди Иисуса Христа

В предыдущих главах мы разобрали, что «новозаветные» свобода, благодать и вера не могут полностью ни заменить, ни отменить заповеди закона Божьего. А сейчас давайте вновь вернемся к заповедям, возвещенным Иисусом.

В числе других, сегодня распространено ошибочное мнение, что Христос не отменил, а просто заменил весь закон Божий двумя новыми заповедями о любви к Богу и людям. Однако это далеко не так.

Давайте проанализируем знаменитые слова Иисуса Христа:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39, см. также Марк. 12:30,31).

А теперь посмотрим на это изречение Христа в контексте библейского повествования. В 22 главе Евангелия от Матфея ст. 35, 36 и в 12 главе Евангелия от Марка ст.

28 описано, как законник (в Евангелие от Марка — книжник), то есть человек, знающий и преподающий закон Моисеев, желая искусить Иисуса, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» (в Евангелие от Марка: «Какая первая из всех заповедей?»).

Именно на этот вопрос Христос ответил вышеприведенной известнейшей фразой, назвав первые и наибольшие заповеди в законе. А далее в Евангелие от Матфея Иисус продолжил: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка: «Иной большей сих заповеди нет» (Марк. 12:31).

Для человека, знающего ветхозаветное Писание, абсолютно понятно, что здесь речь идет о двух заповедях закона Моисея из числа 613-ти мицвот. Книжник задал Христу провокационный вопрос, ожидая получить возможность раскритиковать Его ответ, чтобы подорвать авторитет Иисуса в глазах народа. Но Христос не позволил ему этого, процитировав две важнейшие заповеди Писания:

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5) — 3-я заповедь из разряда «делай» в перечне еврейских мицвот.

«Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18) – 206-я заповедь из того же разряда.

Посмотрите, далее Иисус в Евангелие от Матфея (22:40) сказал, что на этих двух заповедях базируется все данное прежде через пророков Слово Божие и закон Моисеев (см. Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка — что эти заповеди в Писании самые важные (см. Марк.

Важно

12:31). Христос даже словом не обмолвился об отмене остальных заповедей ветхозаветного Писания. Это становится очевидным уже при первом внимательном прочтении высказывания Иисуса без отрыва от контекста.

Христос говорил лишь о приоритете этих двух заповедей по отношению к другим наставлениям закона Моисея. Данный вывод подтверждает и реакция книжника – автора вопроса. На свой конкретный вопрос Иисусу он получил исчерпывающий ответ, который его удовлетворил.

Продолжая мысль Христа, книжник сравнил эти заповеди Писания с другими:

«Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Марк. 12:32,33).

Стоит также отметить, что одну из этих двух заповедей Иисус упоминал и ранее, цитируя закон Моисея:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего» (Мф. 5:43, см. также Мф. 19:19).

А в Евангелие от Луки данные две заповеди, были процитированы уже не Иисусом, а законником. Он задал Христу вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» На что, Иисус сказал ему: «В законе что написано? как читаешь?».

И тогда законник назвал две хорошо известные заповеди Ветхого Завета, которые почему-то сейчас некоторые верующие приписывают Христу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Иисус одобрил его ответ: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (см. Лук. 10:25-28).

То есть Иисус не придумал две новые заповеди, и не отменил ими весь закон, данный Моисею Господом на горе Синай.

Христос лишь назвал самые важные в нем заповеди, направляя людей к сути всегда существующего вечного учения Бога.

Совет

Дорогой христианин, если для себя этот факт Вы открыли впервые, или раньше об этом не задумывались, я призываю Вас проанализировать прочитанное утверждение еще раз и сделать соответствующий вывод.

Ранее закон Божий мы сравнили с законодательством государства, где Декалог — это конституция, а остальные заповеди закона Моисея – кодексы. В данной схеме две заповеди, которые Иисус назвал важнейшими, находятся выше конституции.

Их можно сравнить с принципом, основой государственного устройства. Основные признаки и суть демократического государства это: 1) реальная представительная демократия и 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

А суть учения Бога это: 1) неподдельная, искренняя любовь к Творцу и доверие Ему; 2) бескорыстная любовь к людям.

После Иисуса апостолы продолжали нести весть о принципе и сути закона Божьего:

«Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14, см. также Рим. 13:8).

А теперь посмотрите, что говорил апостол Иоанн о взаимосвязи любви к Богу и исполнении Его заповедей:

«Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1 Ин. 5:3, см. также 2 Ин. 1:6).

О каких заповедях здесь говорит Иоанн? Если бы Иисус оставил всего две заповеди «любовь к Богу» и «любовь к людям», то почему Иоанн, назвав одну из них — «любовь к Богу», о второй заповеди «люби ближнего» говорит во множественном числе: «Соблюди заповеди Его, … заповеди Его нетяжки»? А в Откр. 22:14,15 Иоанн противопоставляет любодеев, идолослужителей, чародеев.., делающих неправду, соблюдающим заповеди Божьи. Безусловно, здесь апостол говорит о необходимости для христианина соблюдениявсех действующихзаповедей Творца. О многочисленных заповедях говорил и Павел в 1 Фес. 4:1-7, 1 Кор. 14:37.

Несложно понять, что в целом, просто невозможно, чтобы Христос – Сын Божий принципиально изменил прежнее учение Бога Отца.

Возлюби ближнего, как самого себя

Тем более, Сам Иисус говорил, что Он пришел не изменить закон (см. Мф. 5:17,18, Ин. 10:35, Лук. 16:17) и указывал, что автором Его учения является Бог Отец:

«Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16, см. также Ин. 4:34, Ин. 5:30, Ин. 6:38-40, Ин. 8:26,29, Ин. 12:49, Ин. 14:24, Евр. 1:2).

Главная заповедь человека: Люби ближнего как самого себя

Возлюби ближнего своего, как самого себя — выражение из Библии.

Современная западная цивилизация не случайно зовётся иудо-христанской, потому что все нравственные законы, значение которых не страхом, а высоким сознанием регулировать отношения между людьми, подняты из недр иудаизма: «не делай ближнему того, чего не желаешь себе», «не судите, не судимы будете», «почитай отца твоего и мать твою». — из того же источника

Книга «Левит», глава 19

…………………………………. 11.

…………………………………..

Источник: https://kanal21.ru/vozljubi-blizhnego-kak-samogo-sebja/

Ссылка на основную публикацию