Высоцкий мужской монастырь иконы “неупиваемая чаша” в серпухове

Высоцкий монастырь в Серпухове. Икона Богородицы Неупиваемая чаша

Чтобы совершить паломничество, ощутить благодать, прикоснуться к чудесам, которые щедро дарует нам Господь, не обязательно ехать за тридевять земель — в Палестину, Израиль, Турцию, Грузию и другие страны. Россия издревле считается осененной особой благодатью Всевышнего, и святых чудотворных мест, монастырей, икон явлено нам в изобилии.

Высоцкий монастырь

Неподалеку от Москвы, на окраине старинного города Серпухове, на высоком берегу реки стоитвеличественный монастырь.

Издалека видны белокаменные стены и башни Высоцкого мужского монастыря, устремленные к небу главы соборов возвышающиеся над рекой и окрестностями.

Серпуховский монастырь считается одним из наиболее древних не только в Подмосковье, но и во всей России. Он входит в число девяти обителей, основанных на земле русской по благословению самого Сергия Радонежского.

Обратите внимание

Строительство начал князь Владимир Храбрый, ближайший сподвижник и брат благоверного князя Дмитрия Донского.

По его просьбе Сергий Радонежский сам выбрал место для будущего монастыря — на красивом холме, который назывался «Высокое». По именованию места стали называть и Высоцкий монастырь в Серпухове.

Сотворив молитву на месте, выбранном под строительство будущего монастырского подворья, преподобный Сергий уехал, оставив для ведения строительства своего ученика Афанасия.

Он же возглавил новопостроенный монастырь.

В 1991 году настоятелем в открытом после многих лет упадка и гонения на религию советских времен монастыре стал архимандрит Иосиф.

Его стараниями было возобновлено в храме служение чудотворной иконе, почитаемой в этой местности. Новый образ Неупиваемой чаши, взамен пропавшего был написан Александром Соколовым, известным иконописцем.

Списки ее сегодня распространены в России и по всему миру. Многие из них известны и чудом мироточения.

Неупиваемая чаша

Высоцкий мужской монастырь, где ныне хранится чудотворная икона Неупиваемой чаши изначально не был местом ее обретения и почитания. С момента явления и до советских времен образ содержался в женском Введенском монастыре, также находящемся в Серпухове.

Явление Неупиваемой чаши относят к 1878 году. Тогда бывшему солдату был сон – к нему явился схимник, который велел идти из Тульской губернии, где он проживал, в Серпухов, чтобы помолиться образу Богородицы “Неупиваемая чаша”. Бывший солдат был пьяницей, дошедшим до такой степени, что пропил все свое имущество, и даже лишился здоровья — обезножел.

Трижды являлся к нему схимник, после чего измученный калека как мог пополз в сторону, указанную старцем. Но, добравшись до указанного монастыря, он не нашел названный старцем образ. Не сразу смогли найти его, висящим в проходе из собора в ризницу.

Важно

На иконе действительно была изображена чаша, а в одном из ликов бывший солдат узнал схимника, являвшегося в снах.

Отстояв перед новоприобретенной иконой молебен, страждущий получил не только избавление от алкогольной зависимости, но и телесное исцеление, а слава о чудотворной иконе стала расходиться по городу и далеко за его пределы. К Неупиваемой чаше стремились одержимые грехом пьянства и члены их семей, желающие исцеления от страшного недуга. Множество людей возвращались в храм снова — вознести благодарность за свершившееся чудо исцеления.

Особым почитанием Неупиваемая чаша была окружена в Серпухове, где была расположена. При центральном храме города было основано общество трезвости, проводились молебны, читались акафисты, проводились беседы о нравственности.

Утрата и обретение иконы

Послереволюционные гонения на церковь сильно коснулись подмосковного Серпухова. Был закрыт Владычный монастырь. Чудотворную икону при закрытии переместили в Никольский кафедральный собор, который позднее был также закрыт, а все святыни – вынесены и сожжены. Явленная чудотворная икона и списки с нее исчезли.

Восстановление храмов и монастырей в Серпухове возродило память о почитаемой здесь иконе. Во вновь открытом в 1991 году Высоцком монастыре начались молитвенные служения образу. К сожалению, первообраз иконы так и не был найден — в 1992 году был написан новый, известный ныне всему православному миру.

По иконографии икону Неупиваемая чаша относят к древнейшему типу изображения человеческой фигуры (святых, мучеников, Богородицы) на иконах «Оранта» (от лат. Молящийся). Богоматерь изображена в традиционной позе заступнической молитвы — с поднятыми вверх раскинутыми руками.

По иконописному и сюжетному содержанию отмечают близость ее с другим чудотворным образом — Никейской иконой, прославившейся в начале IV века н.э. Благословляющий младенец Христос на иконе написан стоящим в чаше, а Богоматерь с воздетыми вверх руками, молящаяся за всех грешников и предлагающая им вместо низменных страстей припасть к источнику утешения и чистой духовной радости.

Паломничество к Неупиваемой чаше

Вопрос как доехать из Москвы в Серпухов не вызовет сложностей даже у людей, не обремененных опытом путешествий, расстояние невелико и все путешествие займет не более 2,5 -3 часов в одну сторону:

  • На автомобиле — от МКАД свернуть на трассу М2 (автодорога Крым) и доехать до Серпухова. Монастырь расположен на окраине города, у берега реки Нара. Чтобы добраться до него, от центральной площади поверните направо и следуйте по 2ой Московской улице до поворота на Большой Высоцкий переулок. Он приведет вас прямо к стенам монастыря.
  • Электричкой до ст. Серпухов можно доехать от Царицыно или с Курского вокзала. От станции автобусом No 20 до остановки «Высоцкий монастырь».
  • Автобусом No 458 на Серпухов или No 363 на Протвино от м. Южная. От автостанции местным автобусом No20 до остановки «Высоцкий монастырь».

Но лучше посетить Серпуховский монастырь и поклониться чудотворной иконе в ходе организованной поездки с паломнической службой Товия. Наша служба создана для обеспечения безопасности и комфорта паломников, решивших посетить святые места

России, ближнего и дальнего зарубежья, мы предлагаем:

  • поездки на комфортабельных автобусах;
  • сопровождение православного экскурсовода;
  • программы, учитывающую все особенности паломнических поездок.

Если вы впервые предпринимаете паломничество, поездка с паломнической службой Товия откроет вам мир духовного путешествия, поможет создать особый молитвенный настрой, позволяющий ощутить всю благодать, нисходящую на человека при поклонении святым местам. Православный экскурсовод ответит на все возникающие вопросы, окажет необходимую поддержку. Те, кто уже бывал в паломнических поездках, оценят удобство и комфорт, поддерживаемую в поездках атмосферу истинного православного путешествия.

В ходе однодневной поездки вы сможете:

  • посетить Высоцкий мужской монастырь и прикоснуться к его святыням;
  • отстоять молебен у иконы Неупиваемой чаши, испросить чудо исцеления от пагубного пристрастия к алкоголю (наркомании, табакокурению) для себя и своих близких;
  • посетить с экскурсией Введенский женский монастырь — место явления первообраза чудотворной иконы Неупиваемой чаши;
  • поклониться мощам преподобного Варлаама Серпуховского;
  • прикоснуться к благодати мироточивых икон,
  • посетить монастырь 16 века – Вознесенскую Давидову пустынь;

Чтобы принять участие в наших поездках, забронируйте место, воспользовавшись формой на сайте или свяжитесь с нами по телефону.

На главную

Источник: https://tovia.ru/blog/svyatye-mesta-rossii/vysotskiy-monastyr-v-serpukhove-ikona-bogoroditsy-neupivaemaya-chasha/

Серпухов — в XIV и начале XV века столица удельного княжества. В старинных документах упоминается как Серпохов, и только с XVI века вошла в употребление современная форма Серпухов. До сих пор нет однозначного объяснения происхождения названия города. Идут жаркие споры и о том – в каком году он был основан.

С семидесятых годов XIV века в Серпохове открывается период активного строительства. Так в 1374 году, по данным летописей, на Красной (Соборной) горе начинается строительство деревянного кремля, в город назначается наместник князя.

В том-же году на месте домонгольского славянского селища Высокого на левом берегу Нары к югу от Красной горы князь Владимир Андреевич основывает монастырь, названный Высоцким. Заложение и освящение монастыря проводил Сергий Радонежский. Ещё раньше, по соседству, на противоположном берегу в 1360 году был основан Введенский Владычний женский монастырь.

Вот, в принципе, два монастыря большинством современных путеводителей по Серпухову и упоминается – хотя, на самом деле в черте города находятся три монастыря!

1) Распятский монастырь (Серпухов г., ул. Калужская, 40):

— В 1930-е гг. собор был закрыт и переделан под общежитие медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. До недавнего времени помещения так и были заняты Серпуховским медицинским училищем. Выходящая на ул.Свердлова (быв.

Рождественская) надвратная колокольня имеет три яруса. Точной датировки она не имеет, но «святые ворота каменные» упоминаются в описи 1764 году. По данным на 1916 год: в здании колокольни находилась церковно-приходская школа.

До сих пор стоит в руинах, окна и вход первом ярусе заложены кирпичом, а на самом верху до сих пор зияет пролом с того времени, когда с вершины сбросили колокол:

Возможно от этого о монастыре до си пор мало информации и верующих сюда приезжает не много. А между тем, основан Распятский монастырь был ещё в 1665 году под названием Новорождественского и закрыт в 1764 году.

Совет

Ранее на этом месте находилась деревянная церковь Рождества Христова, впервые упомянутая в Сотной книге 1552 году.

Кирпичный и оштукатуренный собор Распятия Христа с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Рождества Христова был построен в 1719 году «тщанием по устному преданию княгини Назареты Михайловны Гагариной».

В это время были возведены только стены собора, а граненый купол со шпилем были завершены только к 1751 году. Монастырь был упразднен в 1764 году, во времена Екатерины II в ходе секуляризации церковных и монастырских земель, а собор обращен в приходской храм.

Монастырь окружала каменная ограда с башнями. На улицу Калужскую выходят восточные Святые врата, сооруженные уже после упразднения монастыря, на рубеже XVIII-XIX вв.

Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове.

В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения.

2) Высоцкий Мужской Монастырь (Серпухов г., ул.

Калужская, 5/3):
Устроение Высоцкого монастыря по времени совпало с коренными преобразованиями в жизни Древней Руси эпохи Куликовской битвы и служения миру Преподобного Сергия Радонежского.

Рождение монастыря, волею Божию, желанием и усердием благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича произошло в 1374 году (по н.ст. — в 1373 году).

В том году, как повествует летопись, князь «занимался строением Серпухова». Он огородил его дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к Преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах, своей вотчине.

Обратите внимание

В то время уже велико было благоговейное уважение и почитание Преподобного, и слава о его иноческих подвигах, о святой его обители далеко разошлась по Руси. К Преподобному Сергию прибегали князья русские за советами и благословением во всех трудных случаях жизни и в своих ратных начинаниях.

Хорошо знали они и его достойных, любимых учеников, и из рассадника иночества приглашали их в свои вотчины для основания новых обителей.

Церковь Всех Святых на территории монастыря была отстроена на средства потомственного серпуховского предпринимателя Николая Коншина, знаменитый род которого уходил своими корнями в далекий XVI век. Храм задумывался в качестве усыпальницы Коншиных.

Автором проекта выступил не менее знаменитый представитель русского зодчества конца XIX — начала XX веков, архитектор Роман Иванович Клейн, создатель здания Музея изобразительных искусств им А С. Пушкина, Бородинского моста в Москве и других известных сооружений.

Всехсвятская церковь возведена за пределами монастырских стен, по улице Калужской, на месте монастырского кладбища.

Высоцкий монастырь обнимают толстые каменные старинные белоснежные стены, с мощными круглыми башнями в конусах-крышах (а на старой фотографии видите – крыши были полукруглые). Вход через небольшие ворота-калитку рядом с огромной, красивой, жёлтой Колокольней в стиле «классицизма» — постройка 1828 года.

3) Владычный женский монастырь (Серпухов г., ул. Октябрьская, 40):
Самый-первый, основан в 1360 году по чудесному указанию Божией Матери святителю Алексию митрополиту Московскому как мужской монастырь. Строитель монастыря — преподобный Варлаам, мощи его пребывают под спудом. В 1598 г.

монастырь оказался в центре расположения войск Бориса Годунова, приготовившихся к отражению крымского нашествия: но, по свидетельству того времени, сам святой великомученик и Победоносец Георгий ночью выехал на Белом коне из монастыря и направился к неприятельскому лагерю, наводя страх и ужас на крымского хана и его войско.

После одержанной победы обитель получила щедрые дары от царя и в короткий срок.

С 1598 по 1906 гг., заново отстроены каменный собор и трапезная, а также возведена крепостная стена с башнями и надвратной церковью и каменный жилой корпус. Но в последующем обитель снова переживает упадок; и в 1806 г.

Важно

реорганизована в девичий монастырь. До закрытия обитель имела Чудотворные иконы: Введения во храм Богородицы; святого Иоанна Воина; святого Георгия Победоносца; святого Царевича Димитрия. В 1878 г.

в обители была обретена Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

1919 год — Владычный монастырь закрыт, на территории размещена школа «красных военлётов», затем на ее базе создано военное летное училище. Монастырь называется «Авиагородок», в Георгиевском храме — клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт.Алексия — склады.

Читайте также:  Женский святодуховский монастырь в путивле

В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Но кресты с храмов не сняты. В 1978 году военное училище освободило территорию, и следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскиваются буквально по кирпичику дачниками и пр.

«хозяйственными» людьми.

А теперь главное – почему тысячи гостей приезжают в Серпухов!
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Никто не знает, какой иконописец создал икону, известную под названием «Неупиваемая чаша», и когда это произошло, но известна икона не так давно – с 1878 года, как уже было упомянуто.

Об обретении чудотворного образа рассказала в 1910 г. Елизавета – монахиня Введенского Владычного монастыря: — Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства.

Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы.

Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное.

Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь.

Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова. Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен.

Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши.

Совет

Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После обретения икона находилась во Введенском Владычнем монастыре, но в 1919 г. его закрыли. Икону перенесли в собор Николы Белого, расположенный на улице Калужской:

Источник: http://alxlav.ru/?p=2747

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г.

был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком полу-чивший название Высоцкого. Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший.

Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции.

Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой.

Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец.

Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители.

Обратите внимание

С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г.

он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г.

в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов.

Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в.

в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Важно

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований.

Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг.

вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г.

воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.

Совет

Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

В Серпуховском Высоцком мужском монастыре со времени его основания в 1374 году до момента закрытия в 1931 году было 83 настоятеля; имена их следующие:

Афанасий Старший (1374-1382), Афанасий Младший (1382-1395), Никита (1395-1414),Андроник, Александр, Савва, Евфимий, Иосиф, Пимен, Иосиф, Феодосий, Иона, Сергий, Иосиф, Тарасий, Алиппий, Тарасий, Геннадий.

Далее следуют архимандриты: Фаддей, Игнатий (1468), Маркелл, Мартирий, Лаврентий, Михаил, Илия, Михаил, Власий, Герасим, Борис, Геннадий, Спиридон, Иосиф, Евсевий, Дионисий, Иона, Антоний, Киприан (1542), Паисий (1551), Агапит (1571), Иосиф Чудовской (1576) Кирилл, Паисий, Феодосий (1601), Александр, Иосиф (1614-1618), Иосиф, Иона (1621), Антоний (1624- 1632), Дионисий, Иов, Леонид (1652), Пафнутий (1657), Герасим, Зосим (1660), Иосиф (1686), Герасим (1702- 1737).

Обратите внимание

Все вышеперечисленные архимандриты настоятельствовали до 1737 года и имена их приведены, в том порядке, как были записаны в монастырском синодике.

Далее следуют архимандриты: Макарий (1737-1743), Иосиф (Корнилов) (1743-1761), Иннокентий (1761-1778); игумены: Геннадий (1778-1789) и Стефан (1789-1792); архимандриты: Иосиф (1792-1798), Ананий (1798-1802), Мельхиседек (1802-1814), Неофит (1814-1815), Дамаскин (1815-1816), Гермоген (1816-1817), Вениамин (1817-1818), Феоктист (1818-1820), Гавриил (1820-1821), Амвросий (1821-1827), Арсений (1827-1828), Амвросий (1828-1842), Мельхиседек (1842-1850), Евстафий (1850-1851), Гедеон (1851-1852), Сергий (1852-1861), Константин (1861-1870), Мелетий I (1870-1879), Мелетий II (1879-1881), Иннокентий (1881-1896), Тихон (1896-), Пантелеимон (-1928).

В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. При монастыре была церковно-приходская школа для мальчиков. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году наПравославную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные до ныне гонения.

Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. До ареста архимандрита Пантелеимона в 1931 году, в Покровском храме совершались богослужения.

10 апреля 1991 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского древняя обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать.

Первым настоятелем возрождаемого Высоцкого мужского монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов).

В декабре 1998 года в связи с рукоположением настоятеля Высоцкого мужского монастыря архимандрита Иосифа в сан епископа, иеромонах Кирилл был назначен исполняющим обязанности настоятеля монастыря.

26 марта 1999 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвел настоятеля Высоцкого монастыря иеромонаха Кирилла в сан Игумена с возложением на него наперсного креста.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской, назначен настоятелем (игуменом) Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской обл. с освобождением от обязанностей настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни.

Важно

Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих.

Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.

Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/vysotskiy-muzhskoy-monastyr/

Высоцкий мужской монастырь: Икона Божьей матери “Неупиваемая чаша”

В Высоцком мужском монастыре, на окраине подмосковного города Серпухов, днем и ночью горит лампада у иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша». К этой святыне приезжают, чтобы попросить избавления от пьянства. Говорят, чудо иногда случается прямо на глазах.

Испытание от Бога

Читайте также:  Православная церковь об аутизме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Высоцкий монастырь встречает белоснежными стенами и башнями, увенчанными золотыми фигурками ангелов. На площадке перед входом припаркованы иномарки, туристические автобусы и выстроилась длинная очередь из нищих. Службы идут в монастыре всю неделю, и даже в будни народа здесь много.

– Я из Екатеринбурга приехала, – рассказывает пожилая женщина с усталым лицом. – Сыну 23, ему бы жениться, завести семью, а он пьет. Пропивает все до последних штанов. Водила к наркологу – не помогло. Одна надежда, что эта моя поездка что-то изменит.

Изменить свою жизнь, избавиться от пагубной тяги к бутылке хочет почти каждый, кто переступает порог духовной обители. Получается тоже почти у каждого. Лёха и Серега – оба неопределенного возраста, с кирпично-красными лицами – приехали в Серпухов с Урала и по разрешению владыки остались работать трудниками.

– Вот про алкоголиков говорят, что мы – пропащие люди, силы воли у нас нет, – размышляет Сергей. – А ведь зависимость от алкоголя – это не просто слабость. Это человеку испытание дается, чтобы он поборол бесов в своей душе.

Сергей верит, что справится, вернется домой и будет нужен жене. Она отвернулась от мужа, после того как он впал в белую горячку.

Вышел во двор и вылил водку

Совет

Икона «Неупиваемая чаша» находится в самом центре Покровского храма. Нескончаемая чаша – это символ безграничной милости Господа, единственной надежды грешников. Буквально недавно с иконы сняли две нити с нанизанными золотыми украшениями – верующие приносят их в знак благодарности.

У иконы нескончаемый людской поток. Вот бабушка растянулась перед иконой на четвереньках и истово молится, стирая с лица горячие слезы, вот молодой парень впился опустошенными глазами в «Неупиваемую чашу» и стоит, обхватив голову руками, молодая девушка в модной куртке подходит к иконе уже третий раз и снова обхватывает ее и прижимается лбом.

Те, кто приходит молить за себя, редко раскрывают душу. Зато когда они получают избавление, им хочется выговориться и они пишут о себе в книге отзывов и предложений, она лежит в иконной лавке.

Эти истории пронизаны настолько сильными чувствами и переживаниями, что в них невозможно не поверить. Потрясает судьба одного мужчины. Он имел успешный бизнес, но увлекся игровыми автоматами, проигрался в пух и прах, запил, подсел на марихуану и за год из человека превратился в ненужное даже самому себе существо.

«Я жил в Подмосковье, тусовался с бомжами, – пишет он. – У меня обнаружили гепатит, моча была бурая, желчь коричневого цвета. Врачи сказали, что мне остались считаные дни».

Он поехал в Серпухов. Не просить, покаяться перед смертью. Поцеловал икону, поплакал, вышел во двор и вылил из бутылки на землю водку – он пил ее каждые сорок минут и просто не мог не взять с собой в монастырь. Теперь он не пьет и помогает другим. «Со мной произошло самое обыкновенное чудо», – написал он в книге.

Главное – верить

В монастыре рассказывают, что избавление от недуга иногда происходит прямо на глазах.

– Двое парней помолились перед иконой и сразу бросили курить, – рассказывает Надежда, она 20 лет работает в Покровском храме служительницей.

«Неупиваемая чаша» помогает избавиться не только от алкоголизма, но и от наркомании, курения и других вредных привычек. А еще излечиться от тяжелых недугов.

– Мне икона помогла вылечиться от рака, – рассказала жительница Серпухова. – Я каждый день ходила к ней и молила Бога. И вот благодаря Ему жива.

В монастыре можно услышать и другую историю: паломница, серьезно пораженная онкологическим заболеванием, после того как поклонилась иконе, увидела сон: чьи-то руки разрезают ее тело и удаляют опухоль. Сон оказался пророческим, наутро женщина почувствовала себя лучше, а позже прислала письмо, что она выздоровела.

– Главное, молиться каждый день и верить, – говорят монастырские служители. – Молитва доходит до Бога лучше, если молится сам человек. Хорошо помогает и молитва матери. Можно читать текст, а можно просить своими словами.

Икона «Неупиваемая чаша» – это список с настоящей иконы, которая после революции была то ли сожжена, то ли утеряна. Но в Высоцком монастыре верят, что образ рано или поздно вернется. Это чудо, и его не может не быть.

Как добраться: на автомобиле по Симферопольскому шоссе, на электричке от Курского вокзала или на автобусе от станции метро «Южная». Проезд стоит около 180 рублей.

Что купить: иконки, ладанки, лампадное масло. Цены начинаются от 30 рублей. Молебен за здоровье – 100 рублей.

Что взять с собой: пустую баклагу – в храме есть чан с освященной водой.

Появление иконы

Обратите внимание

Случилось это в 1878 году. Крестьянин из Тульской губернии допился до того, что не мог ходить. Ему приснился старец, который велел идти во Владычий монастырь в Серпухов и отслужить молебен перед иконой.

Крестьянин на четвереньках дополз до монастыря, но братия ничего не слышала про икону. После долгих поисков ее нашли в проходе. После молебна крестьянин встал на ноги и бросил пить. В Высоцком монастыре висит один из первых списков с иконы, самый намоленный.

Другой, «женский», список находится в серпуховском Владычьем монастыре.

Виктория Колодонова

Источник: https://sobesednik.ru/incident/20121013-vysotskii-muzhskoi-monastyr-ikona-bozhei-materi-neupivaemaya-chasha

Высоцкий мужской монастырь г. серпухов

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь — один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим Игуменом земли Русской Преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году.

Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий старший, Афанасий Высоцкий младший и Никита Серпуховский, являлись учениками преподобного Сергия.

Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) — славного героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского.

Летом 1373 года золотоордынские полки Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество. Разгром Рязани напомнил русским людям о страшном нашествии Батыя. Возникла спешная необходимость усиления обороны и в первую очередь прикрытия важнейшего пути со средней Оки к Москве, проходившего через старое село Серпуховское в отчине князя Владимира Андреевича.

Место древнего поселения было обнесено дубовыми стенами, а в версте к югу, рядом с полноводной Окой, «христолюбивый князь Володимир Андреевич» решил воздвигнуть монастырь, который в случае вражеского нападения мог бы служить предградием, а в дни мира украшал и хранил бы новый русский град молитвой, — «бяше бо князь любяй монастри и честь велику въздая мнишьскому чину».

В уделе князя Владимира Андреевича в радонежских лесах с 1337 года подвизался великий молитвенник земли Русской преподобный Сергий. Боголюбивый князь был его духовным чадом и часто посещал знаменитую Свято-Троицкую обитель.

Пожелав воздвигнуть монастырь, Владимир Андреевич обратился к блаженному Старцу с просьбой посетить Серпухов, выбрать место, благословить строительство и назначить настоятеля из числа своих учеников. По заснеженным дорогам, пешком, пришел преподобный Сергий из Радонежа в Серпухов в сопровождении любимого ученика Афанасия. С великой радостью встретил князь святых подвижников.

Важно

Место будущей обители избрали в версте от города, на возвышении, которое носило название “Высокое” и находилось на берегу Нары, неподалеку от впадения ее в Оку.

Князь выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери, честному Ее Зачатию праведной Анной, «дабы славилось имя Божие и Пресвятой Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе».

Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом место, стал на колени, воздел к небу руки и произнес молитву на основание обители, и ныне возносимую ежедневно братией монастыря. Руководство обители Преподобный поручил ученику своему Афанасию. Так, 2 декабря 1373 года под Серпуховом «на Высоком» был основан монастырь, который по месту его расположения стал именоваться Высоцким.

Преподобный Афанасий Высоцкий старший ревностно принялся за устроение монастыря с помощью благочестивого князя Владимира Андреевича, не жалевшего средств на строительство. Число насельников постепенно росло.

Среди них преподобный Афанасий скоро обрел достойных учеников, просиявших впоследствии святостью своей жизни: преподобных Никона Радонежского (см. икону) и Афанасия Высоцкого младшего.

Еще будучи насельником радонежской Свято-Троицкой обители блаженного Сергия преподобный Афанасий старший стяжал себе славу ученого мужа и хорошего книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татаро-монгольского пленения преемственности Византийской культуры. Это направление общественного служения, став настоятелем, он особо развивал в своей Высоцкой обители, благодаря чему она скоро приобрела значение центра Византизма на Руси.

8 (21) сентября 1380 года на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за проявленную доблесть Храбрым и Донским.

По возвращении благоверный князь в стенах Высоцкой обители захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной.

Совет

Весной 1381 года монастырь вновь посетил преподобный Сергий. Он сопровождал святителя Киприана (см. фреску), прибывшего на Высокое для освящения Зачатьевского собора и каменной церкви-трапезной в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Встреча игумена Афанасия и митрополита Киприана на долгие годы связала святых мужей узами духовной дружбы.

В 1387 году преподобный Афанасий по благословению преподобного Сергия вместе со святителем Киприаном отбыл в Царьград с целью списывания богослужебных книг для Русской Церкви, имевшей в том особую потребность после монгольского разорения. Вместе с учениками он создал книгописную мастерскую, где работал над переводами святоотеческих творений.

Венцом трудов преподобного Афанасия Высоцкого старшего стал богослужебный Устав «Око церковное», в основу которого лег Иерусалимский богослужебный Устав, переведенный с греческого, обработанный и дополненный им в 1401 году. Ради этого труда он отказался от возвращения на Родину, завершив свой земной путь в Царьграде.

«Око церковное» явился основой богослужебного Устава, которым и по сей день руководствуется Русская Православная Церковь.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший.В1375 году двенадцатилетним отроком пришел он на Высокое, имея горячее желание иноческой жизни. Под руководством любимого учителя преподобного Афанасия старшего он прошел многолетнюю школу монашеского послушания и в 1387 году принял от него настоятельство.

При преподобном Афанасии младшем монастырь продолжал процветать, сохраняя прежние традиции, уклад жизни и связь с византийской культурой. Для братии второй игумен являлся примером добродетельного иноческого жития: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив».

Несмотря на множественные попечения и хозяйственные заботы игумен Афанасий постоянно пребывал в аскетическом подвиге, и еще при жизни «благодать великих чудес от Господа» прияв, почитался братией как чудотворец. Преставился угодник Божий в возрасте 33 лет от «старческого изнеможения» вследствие тяжелых иноческих подвигов.

С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. И по сей день его святые мощи несут благодатные исцеления людям. В 1571 году во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители (см. икону).

Обратите внимание

С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

Обратите внимание

По смерти преподобного Афанасия младшего настоятельство обители на Высоком в 1395 году перешло к третьему святому игумену преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия.

Преподобный Никита успешно управлял монастырем в течение девятнадцати лет и, по упоминанию преподобного Иосифа Волоцкого, имел сан архимандрита, который в те времена усваивали настоятели только наиболее значительных монастырей.

Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом неослабеваемом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительного набега Едыгея в 1408 году настоятельские попечения преподобного Никиты умножились, и подвижническая жизнь стала еще более напряженной.

От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году, уйдя на покой, перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, вероятно, в качестве духовника.

Здесь у него в послушании и под духовным руководством, с прилежанием служа и научаясь образу всякой добродетели, в течение семи лет пребывал молодой инок Пафнутий — преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 года преподобный Никита отправился на север и в 1426 году в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.На протяжении столетий память о святом Никите благовейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего города и Богоявленско-Анастасиина монастыря.

Время управления монастырем первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

Читайте также:  Четверговая соль в православии: можно ли пользоваться или нет

Адрес: 142200, Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская д. 5/3, Высоцкий мужской монастырь.

Автобусы от вокзала №№ 3, 8, 20; маршрутное такси “Высоцкий монастырь”.  

Телефоны: (4967)72-57-97, (4967)35-16-79;(4967)72-81-48 – Паломнический корпус.

1)По Борисовскому шоссе до первого перекрестка со светофором налево. (Центральная ул.)

Важно

2)Далее прямо пока основная дорога не свернет направо, и еще раз направо с выездом на 2-ую Московскую.

3)Прямо до первого большого поворота налево.

Будничные службы: 6:00 — начало Богослужения (Полунощница, Утреня). 8:00 — Исповедь. После Исповеди — Литургия. По окончании Литургии служатся панихида и заказные молебны. 17:00 — Вечерня.

По окончании Вечерни читается Акафист.

Службы в воскресные и праздничные дни совершаются: 8:00 — Исповедь.

8:30 — Литургия.

По окончании Литургии совершается водосвятный молебен пред иконой “Неупиваемая Чаша”.

Начало Всенощного Бдения накануне воскресных и праздничных дней в 17 часов.

Каждую пятницу в 18 часов служится братский молебен с Акафистом преподобному Афанасию Высоцкому (Младшему).

Каждое воскресенье в 18 часов совершается братский молебен с Акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери “Неупиваемая Чаша”.

Имеется возможность заказать поминовение на молебне перед иконой Божией Матери “Неупиваемая Чаша” на год или на 40 дней подряд, поминовение “о здравии” и “о упокоении” на месяц, полгода, год и т.д. Монастырь принимает паломников на несколько дней (обязательно наличие паспорта). Большие группы паломников принимаются по предварительной договоренности.

http://visotskymonastir.ru/

Икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Известна с 1878 года и почитается в Русской церкви как чудотворная.
Иконографически восходит к типу Богородицы-Оранты. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками.

Считается, что молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании.
Первоначальный явленный образ был утерян в начале XX века. Существующие ныне два почитаемых чудотворными списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях.

Празднование иконе совершается 5 мая по юлианскому календарю.

Почитание иконы «Неупиваемая Чаша» возобновилось в конце 1980-х годов.

Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (Балабанова) (с 7 октября 2002 епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь.

Совет

В 1992 году российский иконописец Александр Соколов написал новую, ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы.

В мае 1993 года этот образ был освящён в Высоцком монастыре, к нему началось паломничество, стали сообщать о чудесах (исцеления от алкоголизма, пристрастия к табаку).

6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Патриарха Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.

Источник: http://pravoslavnost.ucoz.ru/publ/http_pravoslavnost_ucoz_ru_publ_stranichka_strannika_21/pravoslavnye_khramy/vysockij_muzhskoj_monastyr_g_serpukhov/24-1-0-868

Окошко в Серпухов

14 Январь 2015      Katyaru      Главная страница » Статьи      Просмотров:   2699

Мысль о том, что можно прыгнуть за руль и умчаться из опостылевшего круга повседневности — будоражит любого творческого человека.

Хотя, конечно, сделать это труднее, чем кажется.

Тут нужны некоторые совпадения, например: «ездовая» погода, наличие компании (одной ехать уж совсем моветон), здоровье детей… Но уж если все складывается — такой шанс нельзя упускать!

Вот так мне повезло в последнюю пятницу новогодних каникул. Точнее, начало везти еще в четверг, когда на глаза попались статьи о монастырях Серпухова. Взглянув на карту я была приятно удивлена: ехать до этого города от нас — часа полтора. И это настоящая удача!

Просто люблю…

Старинные русские города — моя самая большая любовь! И это вовсе не значит, что я часто там бываю или могла бы тягаться в знаниях с историками-краеведами. Другими словами, моя любовь — это глубокое тайное чувство.

Ну вот кому-то нравятся виды девственной природы, кто-то любуется завитками на дворцах… А моя душа разворачивается при взгляде на улочку, которую обступили скособоченные домики. И в них продолжают жить люди — это должна быть картина продолжающейся истории, а не упадка. А сама улочка поднимается все выше и выше — туда, где церковь…

Все эти мечты сбываются в Серпухове!

Икона Богородицы «Неупиваемая чаша»

История обретения

Невозможно рассказывать о Серпухове и не упомянуть чудотворную икону, которую там обрели.

В конце XIX века некий отставной солдат Стефан допился до того, что обезножил. И тут ему во сне начал являться старец, велевший идти в Серпухов, чтобы отслужить молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Поскольку Стефан не мог ходить — он послушался старца только с третьего раза.

И вот несчастный пополз в направлении Серпухова. В дороге его пустила на ночлег старушка, которая растерла калике ноги и уложила спать на печи. С этого момента состояние Стефана начало улучшаться — он смог кое-как идти и дошел до места уже только опираясь на палочку.

В Серпухове паломник пришел во Владычный Введенский женский монастырь и стал спрашивать об иконе «Неупиваемая Чаша». Но никто не знал такого образа. В результате вспомнили об иконе, которая висела где-то в галерее, между храмом и другими помещениями. На ее обороте нашли и надпись : «Неупиваемая Чаша».

Современная икона Богородицы «Неупиваемая чаша»

После молебна Стефан совершенно исцелился и телесно, и духовно. А в старце, который являлся к нему во сне, он признал основателя обители — преподобного Варлаама, к чьим мощам припадал в храме.

Сегодняшнее почитание

После революции икона пропала (или сгорела). Но пить-то люди не перестали. Соответственно и не убавилось просящих о заступничестве и помощи Пресвятой Богородицы.

Понятно, что можно помолиться любой иконе. И даже совсем без иконы. Но все-таки нашу любовь к «специальным», «особым» чудесам — нельзя осмеивать.

Тот, кто проявляет излишний скептицизм — просто не пробовал молиться «просто так»!

Обратите внимание

И в 90-х гг прошлого века, когда начали возрождать Высоцкий мужской монастырь в Серпухове — там стали восстанавливать и традицию почитания иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша». Чуть позже жизнь вернулась и во Введенскую Владычную обитель. Но основным местом поклонения чудотворному образу (его списку) стал именно Покровский храм Высоцкого монастыря.

В этой галерее мои фотографии храмов и монастырей из поездки в Серпухов:

Мы стремились успеть к началу Литургии. Но получилась добраться, примерно, к середине службы. Храм — очень красивый, богато украшен деревянной резьбой. Поскольку время было после Рождества — внутри церкви стояли пышные елки. Вероятно, от них пахло хвоей, если бы ни мой насморк…

Народу было немного. И среди прихожан явно видны те, кто пришел именно ради «Неупиваемой Чаши». Нет, не по испитым лицам и трясущимся рукам можно отличить этих людей! — Все-таки, чтобы прийти за помощью к Божьей Матери, нужно иметь душевные силы, ясность понимания своего положения…

Это особо сосредоточенные мужчины. На их плечах, словно, лежит тяжкий груз. Многие смотрят в пол. Другие стоят, как «оловянные солдатики» — как будто не вполне понимают, что делать («вот я пришел! я тут!»).

Женщин, которые пришли со своим «непутевым» или «за него» — тоже легко узнать. Они заняты делом — набирают свечей, долго-долго прикладываются к иконе, молятся тихо перед образом, словно, пытаются уговорить Богородицу. Если здесь же стоит муж, то женщина начинает тихо, но настойчиво подталкивать его, показывая, как подходят к образу другие:

— Иди-иди! Вон, видишь, вот подойди. Давай!

И мужчина идет, молится и целует образ, как получается…

18 мая по новому стилю — День Прославления Чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша»

После службы проходит панихида. А потом читают акафист иконе «Неупиваемая Чаша». Вот тут-то все подтягиваются: сидевшие — встают, рассеянные — сосредотачиваются.

Нужно сказать, что это именно чтение. С пением во время службы… тяжело. Но ведь это и не Консерватория. Так что я советую всем, кто приедет в Высоцкий монастырь, ради акафиста, купить в церковной лавке (заранее или прямо там) книжечку с текстом, чтобы самому тоже читать и понимать, о чем речь.

Важно

Если вы хотите, чтобы о вас или ваших родственниках, друзьях помолились перед «Неупиваемой Чашей» — в лавке монастыря (тут же, в храме) можно заказать поминание на молебне, на сорока молебнах («сорокоуст»), в течение полугода или года. Кстати, требы можно заказывать и по Интернету на сайте монастыря — очень удобно, хотя и не так трогательно.

В конце акафиста батюшка произносит имена всех, кого вписали в записки к молебну — трижды. Потом всех кропят святой водой. И я эту часть службы обожаю! Ведь с каким, поистине, детским энтузиазмом и стар, и млад подаются навстречу священнику с метелочкой. Каждый хочет получить побольше благодатных брызг. Некоторые даже перебегают, вслед за батюшкой, чтобы он окропил их несколько раз…

Светские развлечения

После довольно продолжительного пребывания в храме, мы отправились пообедать в чайную…

Нет, вы только вслушайтесь, как по-русски это звучит! Какое все родное в каждом слове! Сколько в этой фразе тепла, вкуса, красоты!

В самом центре Серпухова есть заведение в стиле а-ля-рус — Матрена. Сама прочитала о нем в Интернете и теперь советую другим путешественникам. Вполне себе: чисто, затейливо, сытно и не дорого. Не скажу, что тут как-то особо чтут кулинарные традиции — еда не поражает. Но общее впечатление — хорошее.

Я пила мятный чай и думала, что, примерно, так проводили вторую половину утра поколения русских людей. Ну, те, кто мог себе позволить… И тут важно никуда не торопиться, не заглатывать еду и не давиться кипятком. Так можно ощутить теплый покой в душе.

Введенский Владычный монастырь

Когда я читала отзывы о поездках в Серпухов и местных достопримечательностях в Сети, меня очень повеселили сравнения мужского (Высоцкого) и женского (Введенского) монастырей. Например:

— У мужиков-то фортификации покруче!

или

— В мужском монастыре, как на плацу. За нами бегал злобный охранник и не разрешал фотографировать. А в женском как-то уютнее, теплее…

Забавно, как разные люди воспринимают разные вещи. В обеих обителях (во дворе) мы фотографировали спокойно, хотя нас видели местные служащие. Думаю, тут дело еще и в самих посетителях. Православный человек как-то настолько вписывается в монастырских пейзаж, что не вызывает подозрений — за ним и следить не надо. А шумные «туристы» — это другое дело.

И фортификации, суть, монастырские стены — весьма внушительные и в Высоцкой, и в Введенской обители. Женский монастырь немного древнее мужского и было бы странно, если бы он оказался менее укрепленным. Просто вокруг основных стен кирпичным забором огорожена большая территория. Этот, значительно более поздний, забор, естественно, выглядит более хлипким.

Монастырь, где была обретена икона Богородицы «Неупиваемая чаша»

Совет

Поскольку был уже полдень, в монастыре уже закончилась служба и началась тихая, но кипучая, жизнь. Храм, где также находится список иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», был полон народу. Кто-то заказывал требы, кто-то обходил иконы… Даже не могу сказать, почему все эти люди оказались в церкви в такое неурочное время.

На территории монастыря есть чудесный храм. Явно — древний. Он был закрыт.

Поленились — не попали

Очень жалею теперь, что не остановились и не зашли в так называемый Городской бор — прямо рядом с Введенским монастырем. Проезжая по улице, за домами, были видны какие-то исполинские сосны. Мы вытягивали шеи и крутили головой, но съехать с дороги я откровенно поленилась.

В следующий раз (надеюсь, он состоится!) мы обязательно прогуляемся по бору. Тем более, что сосны — мои самые любимые деревья.

***

Поездка в Серпухов стала просто подарком. Теперь кажется, что кто-то, словно, открыл нам небольшое окошко в мир чудес, красоты, уюта. До того дня стояли трескучие морозы, но с утра начало теплеть. Уже на полпути домой повалил снег, который потом засыпал Москву трое суток кряду…

Ну не чудо ли это?!

Поделитесь прочитанным в соцсетях

Источник: http://katyaru.ru/serpoukhov/

Ссылка на основную публикацию