Усть-медведицкий спасо-преображенский монастырь в городе серафимович

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в городе Серафимович

Женская обитель, расположенная в городе Серафимович (Волгоградская область), который ранее назывался Усть-Медведицкой донской станицей.

Основание монастырского комплекса произошло в середине XVII столетия, возведение благословил преподобный патриарх Иоаким.

Сегодня женская обитель полностью восстановлена после репрессий и угнетений большевистского периода, здесь проживают добродетельные монахини.

История обители

Монастырь считается самым посещаемым религиозным местом на правом берегу Дона. Его называют исторической жемчужиной края: постройки напоминают о духовном призвании, а стены своей белизной вызывают непомерный архитектурный восторг.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

Своему первичному основанию обитель обязана донским казакам, заложившим первый камень в 1638 г. Так как монгольские неприятели совершали постоянные набеги на сооружение, монастырь решили перенести в более укрепленную местность. Второе строительство состоялось в период с 1652 по 1665 год.

Освящение новоявленного комплекса состоялось только в 1670 г., обитель получила название Преображения Господня. Архитектором сооружения являлся игумен Исайя, ему помогали три почетных старца.

В 1752 г. на Пасху воды Дона вышли из берегов и затопили Усть-Медведицкую обитель, она фактически полностью ушла в речное пространство. Монашеская братия приняла решение о переносе строений дальше от берега и на более высокую местность. Через семь лет комплекс был вновь полностью восстановлен.

Преобразование в женскую обитель

В 1785 г. мужская обитель стала женской при содействии атамана А. Иловайского, отличившегося в баталиях против Турции и Польши. В монастырь пришли на служение четыре десятка монахинь, настоятелем являлся батюшка В. Михайлов. Первой игуменьей женского монастыря назначили матушку Марию (Карпову).

Деятельность монахинь регулировал батюшка В. Михайлов, которого назначил епископ Тихон III. Однако женская обитель действовала только несколько лет, Екатерина II в 1788 г. издала указ о закрытии нескольких комплексов Воронежской епархии.

Открытие монастыря произошло осенью 1789 г., сюда стали принимать вдов и девочек-сирот. Руководила общиной та же матушка Мария, которая скончалась в 1827 г., её место заняла игуменья Августа.

Обратите внимание

Новая настоятельница руководила монастырем восемь лет, в этот период здесь стали принимать дочерей донских казаков.

Собор Казанской иконы Божией Матери Усть-Медведицкого монастыря

В 1835 г. игуменья Августа покинула бренный мир, её место заняла матушка Афанасия. В этот период Синод обновил письменный указ о правах Преображенской обители (первый экземпляр был создан еще в 1789 г.

) Второе издание законодательного постановления исключило позиции, которые обеспечивали монастырскому комплексу содержание за счет государства. За монахинь вступился архиепископ Игнатий, возглавлявший в тот период Воронежскую епархию. Святитель лично составил положение в пользу общины и передал письмо царю.

Николай I, рассмотревший прошение, восстановил насельниц в их государственных правах.

Интересно! В истории сохранилась легенда о том, что С. Разин (известный донской казак, возглавивший крупнейшее до XVIII в. восстание на территории Отечества) угрожал разорить монастырский комплекс.

Однако Господь воспрепятствовал атаману совершить злодеяние. В день запланированной атаки поднялась сильнейшая буря, которая не позволила войскам Разина переправиться через Дон.

На утро этот человек раскаялся в стремлении навредить Божьему дому, он сделал дорогие пожертвования обители в знак своей признательности.

Дальнейшая история

Наставница Афанасия умерла в 1847 г., игуменство перешло к матушке Вирсавии. Под управлением последней на территории монастырского комплекса воздвигли двухъярусную трапезную, увеличилось число монахинь. Матушка Версавия скончалась в конце осени 1863 г.

  • Монастырь достиг наивысшего расцвета при настоятельнице Арсении, родившейся в богатой семье донского купца и получившей достойное образование. В миру игуменью звали Анной, в 17-летнем возрасте отец отправил её в обитель. Девушка отличалась рассудительность, кротким нравом и любовью к труду. В 1854 г. Анна приняла постриг с именем Арсении. В начале 1864 г. матушка стала настоятельницей женского монастыря, в этом чине она служила до 1905 г.
  • При Арсении обитель превратилась в большой духовный центр епархии. На территории открыли школу для девочек, где обучали грамоте и наукам; устроили библиотечный корпус, а также студию для занятий живописью. Монастырский комплекс обогатился домами для священников, двухэтажными монашескими корпусами, хозяйственными помещениями, произошло обновление подворья, за оградой построили паломническую гостиницу.
  • В 1867 г. настоятельница Арсения распорядилась начать воздвижение женского училища, где имели возможность получить образование дети разных сословий. Преподавание материала было бесплатным, оно длилось четыре года. Здесь девочек обучали Закону Божьему, церковнославянскому и русскому языку, математике, истории, географии. Образовательное учреждение существовало до 1918 г.

Игуменья лично создала несколько красивых икон, до настоящего времени сохранилась только одна, её название — «Плащаница Христа». В 1871 г. матушка-настоятельница испросила у архиепископа Платона благословение на постройку в обители Казанского собора. План здания создал московский архитектор И. Горностаев, строительство окончили в 1885 г., а в сентябре храм освятили.

Трудный период и новое время

Обитель официально закрыли в 1928 г., нескольких насельниц отправили в ссылку. Оставшиеся монахини учредили сельскую коммуну и купили дом, где могли жить и молится. Они старательно зарабатывали деньги на пропитание.

Внутреннее убранство храма Казанской Божией Матери

После закрытия на монастырской территории организовали колонию для несовершеннолетних преступников. В период с 1942 по 1943 год. здесь располагался военный штаб генерала Н. Ватутина. Женскую обитель в значительной степени разрушили бомбардировки немецких войск в битвах за Сталинград.

В Казанском храме монастыря действовал пионерлагерь, зерновой склад, а спустя время и птицефабрика. Позже грубым способом демонтировали электростанцию в Казанском соборе: строение взорвали так, что остались только голые стены и мраморные колонны.

Возрождение монастырского комплекса началось в 1992 г. Первыми насельниками значились три иеромонаха, несколько послушников, а также два иеродиакона. Братия осуществила ремонт кровли некоторых строений, отреставрировала перекрытия.

С территории убрали оставшиеся элементы электростанции, монахи починили хозяйственные строения, возродили пещеры, благоустроили домовой храм, а также воздвигли настоятельские покои с трапезной.

Женская община вернулась в монастырь в 2001 г., настоятельницей назначили матушку Георгию. Эта группа монахинь прибыла в обитель из Украины. Открытие и освящение Казанской церкви состоялось в начале осени 2012 г.

, реставрация собора заняла более двух десятков лет. В 2002 г. в нижнем ярусе восстановили храм, освященный в честь Арсения Великого.

Преображенскую церковь строили в течение десяти лет, в это же время на территории воздвигли часовню Серафима Саровского.

Святыня монастыря — чудотворный камень Девы Марии

Большинство паломников приезжают сюда, чтобы лицезреть чудотворный камень Пречистой Девы. Он представляет собой твердую монолитную плиту прямоугольной формы, на которой отпечатались следы женских коленей и ладоней.

Одна из легенд гласит, что отпечатки на камне принадлежать игуменьи Арсении, получившей реликвию с небес после горячей молитвы к Деве Марии.

Мироточащий камень Богородицы

В 70-е годы XX столетия отечественные ученые проводили исследования этой монолитной глыбы. Выяснилось, что каменная порода под следами будто бы запеклась, минералы здесь находятся более плотно, чем на краях плиты. К тому же ученые не смогли определить породу камня, они утверждали: наука не знает подобных минералов на нашей планете.

Важно

После того как в окрестностях распространился слух о чудотворных эффектах камня Богородицы, монахини несколько раз пытались вынести эту монолитную плиту из пещеры на поверхность. Однако реликвия не желала покидать своего укромного места, и у инокинь не получалась вытащить его на свет.

Интересно, что его находили в разных местах подземелья, будто бы он самолично разгуливал по катакомбам.

На заметку! Камень часто выделяет чудотворное миро, на нем проводят ритуалы освящения православной атрибутики. Монолитная плита избавляет от бесплодия и множества различных недугов.

Архитектурная композиция

Женский монастырь привлекателен для туристов за счет строений, выполненных в стилистике неповторимого зодчества.

  • Главное здание — Казанский собор, созданный по русско-византийским канонам. Храм имеет крестообразную форму, разделен на два яруса. В нижней части расположена построенная в 1888 г. церковь святителя Арсения. Казанский собор привлекателен не только внешним видом, но и интерьером. Внутри стоят изящные колонны, декорированные капителями. Мрамор для их создания привозили из Италии, изготовление проходило в петербуржской мастерского знаменитого русского скульптора А. Баринова. Центральное сооружение имеет просторную площадь и может вместить до 5 тысяч прихожан.
  • Преображенский храм создавали в стилистике барокко, уникальной особенностью церкви являются установленные в четыре яруса 33 купола, которые символизируют прожитые Христом годы на земле. Внутренняя часть сводов расписана живописными фресками.33-главый Спасо-Преображенский Храм
  • На территории также находятся: колокольня, звонница, часовня С. Саровского, дом игумена, гостиница для паломников. Монастырский надвратный храм освятили во славу Н. Угодника в середине лета 2015 г.
  • Большой интерес вызывают местные пещеры. Одна из версий гласит, что к их созданию лично причастна игуменья Арсения, которой помогали несколько монахинь. Работы длились целых 13 лет, настоятельница желала благоустроить подземную церковь, но кончина не позволила довести задуманное до завершения. Общая протяженность катакомб составляет примерно 165 м. Посетителям разрешено продвигаться только до помещения, где храниться камень Богородицы (50 метров). Здесь круглый год одна и та же температура воздуха +8°, вход расположен в церковном притворе нижней части главного собора.
  • В монастыре находится грот, который посвящен святой матушке Сусанне, перенесшей страдания ради христианского учения. Вход в этот памятник отчасти засыпан, монахини желают в скором времени восстановить доступ, чтобы проводить экскурсии.
  • В 1934 г. советские власти взрывом уничтожили каменную церковь, построенную в XVIII столетии. От разрушения осталась только каменная часть в форме дуги, в новое время этот памятник решили модифицировать под звонницу. Строение оснастили перекладиной и установили здесь семь колоколов.

Интересно! На территории расположен святой источник, которому 200 лет, рядом сохранился фрагмент каменной лестницы 1830 г. Большим почетом также пользуется захоронение семи монахинь, пребывавших в обители до 1928 г.

Как добраться

Женский монастырь находится на юго-западе Серафимовича, на улице Преображенская, дом № 7. Чтобы добраться из Волгограда до Божьего дома, необходимо ехать по трассе Р-22. Время поездки на личном автомобиле — примерно 4 часа.

Обитель открыта для каждого желающего, богослужения совершаются ежедневно с 7:30 до 18:00.

На заметку! На территории располагается паломническая трапезная, разрешено делать фотоснимки внешнего облика строений.

Обитель, построенная казаками, изначально являлась духовным оплотом донского казачества.

Пережив немало суровых испытаний, монастырский комплекс продолжает возрождаться и ежедневно открыт для посещения православными людьми.

Паломники приезжают сюда, чтобы полюбоваться прекрасной архитектурой, живописными местами, а также воочию увидеть чудотворный камень Пречистой Девы.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/ust-medveditskij-spaso-preobrazhenskij-monastyr.html

Серафимовический Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь — Паломнический центр волгоградской епархии

Одним из исторических мест города является Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Это своеобразная жемчужина донского края С момента своего основания в 1638 г. донской “Межигорский монастырь” предназначался для донских казаков.

Читайте также:  Ежедневная молитва святителя филарета московского

Он был расположен на склоне высокого плоскогорья, в земле представлявшую обширную, однообразную низменную степь, почва солонцеватая и малоплодородная, но богатая лесами.

Появлению здесь казачества с давних времён способствовали Аланы, Гунны, Хазары, Печенеги, Половцы, которые здесь проходили, оседали и перемешивались между собой.

Совет

В IX в., когда начало образовываться Русское Государство, Русь посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий и способствовали здесь распространению Православия. Придонские земли вошли в его состав. В XI в.

между Славянами и Половцами происходили частые стычки, но при мирных отношениях, они вступали в родственные связи и тем самым вносили в их языческую среду христианский уклад жизни. В 1265 г.

здесь была учреждена Саранская епархия, в которую вошло всё пространство между Волгой и Днепром.

На рубеже XV — XVI вв. сюда стекаются беглые крестьяне от феодально-крепостного гнета. Пришлый народ заселяет Донскую землю, по берегам нижней Волги и реки Яика(Урала) и полагают основу вольному казачеству, впоследствии переименованного в Уральское. В 1570 г., при Иоанне Грозном, Донское казачество было признано официальным. Во второй половине XVI в.

в труднодоступных местах появляются первые постройки и основано 4 городка, в том числе и г. Медведицкий в 1595 году (ныне г. Серафимович). Казаки обороняли Российскую Землю от набегов враждебных соседей.

Имея Веру, но, не имея в своей среде ни храмов, ни священников они поддерживали связь с иеромонахами Киевского Межигорского монастыря (монастырь на берегу Днепра в 19 верстах от Киева), где совершались частые молебствия и напутствия казаков. В XVII в. уже на Дону появляются три группы монастырей: Черкасские, Полковых казаков, и Донских казаков.

Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, был основан по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани. В 1638 г казаки испросили у Войскового округа землю под монастырь, недалеко от устья реки, Медведицы, в балке «Межигорской пустыни». Обитель находилась под покровительством Войскового округа. В XVII в.

осуществляющиеся набеги со стороны татар, сделали необходимым условием перенести монастырь в безопасное место на правый берег Дона напротив Усть-Медведицкой станицы. С 1652г, по благословению Патриарха Никона, начинается строительство монастыря.

Обратите внимание

Предполагалось, не отлагая времени освятить храм в честь Преображения Господня, но сложившиеся обстоятельства воспрепятствовали благому намерению, которое было совершено, только спустя пять лет. Монастырь имел большое значение для казачества, служа оплотом Православия и защиты Отечества на окраине Донской земли.

Обитель не только принимала, но и снабжала казаков снаряжением для несения царской службы.В середине XVIII в. монастырь потерпел стихийное бедствие. От весеннего разлива рек Дона и Медведицы талые воды подмывали почву и от этого оседали здания, трескались стены и обитель медленно сдвинулись и сползла в разлившийся Дон.

Для основания монастыря было выбрано новое место на полугоре, на полверсты выше прежнего. На этой полугоре и был построен монастырь в 1754 г. Возведен храм в честь Преображения Господня с пределом Донской иконы Божией Матери.По ходатайству, Святой Синод указом от 9 июня 1785 г велел преобразовать Усть-Медведицкий мужской монастырь в женский.

Это преобразование объясняется тем, что донских женщин не удовлетворяла жизнь в девичьем собрании и отсюда их желание иметь женскую обитель. А так как уже было три мужских монастыря Кременской, Мигулинский и Усть-Медведицкий, то и было решено преобразовать Усть-Медведицкий, а спустя три года (1788г), указом императора, было велено все сверх штатные монастыри Воронежской епархии упразднить. Под этот указ попал и Усть-Медведицкий монастырь, который был сведен до положения приходской церкви.

Спустя десять лет обитель была вновь восстановлена.Особенно прославилась подвигами веры и благочестия игум. Арсения. Родившаяся в богатой и знатной семье помещика М. С. Себрякова, она в юном возрасте решила удалиться в монастырь. 30 дек. 1850 г.

Себряков привез 17-летнюю дочь Анну в Усть-Медведицкую обитель и через 4 года она была пострижена с именем Арсения. Юная, изящная, красивая, она вызывала в сердцах простодушных инокинь благоговейное чувство, казалась им Ангелом Божиим. Жизнь вела самую строгую, подвижническую. Она написала плащаницу и 6 больших икон. В 1863 г.

по просьбе сестер мать Арсения приняла начальство над монастырем. При ней монастырь достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище. В 1871г. иг. Арсения обратилась с прошением к Архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Получив одобрение, приступила к собиранию необходимого материала. К началу 1877 г. были сведены под главный купол каменные и кирпичные кладки, и поставлены белые мраморные колонны. В 1885 г. было завершено строительство храма и в сентябре освящен главный предел Казанской иконы Божией Матери и придел в честь апп. Петра и Павла.

Важно

В этот же период иг. Арсения принялись за основание пещер подобно Киево-Печерским, помогали ей в этом ее духовные дочери Никодима, Агния и Викторина. В пещерах, она думала устроить церковь, на что ей не хватило сил, теперь там лежит плита «Покаяния». Вход в пещеры начинается из притвора Арсеньевской церкви.

Над входом в пещеры изображен «Страшный Суд» в глубине пещер над другим входом располагается икона «Вход Господень в Иерусалим». Пещеры ориентированны на юг в гору. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов. В 30-х гг. пещеры были засыпаны, в 70-х гг. местные жители раскопали заваленные входы.

Как было сказано раньше, в пещерах лежит каменная плита, по своим размерам не большая, но тяжелая и прочная. На ней видны глубокие отпечатки ладоней и колен.

После окончания строительства Казанского Соборного храма, Арсения приступила к внешнему благоустройству обители. В 1904-1905 гг. иг. Арсения тяжело заболела, все чаще помышляла о смерти и не желала, чтобы кто-либо присутствовал в момент ее смерти. 25 июня 1905 г. она отправилась в паломническую поездку в Саровскую пустынь на поклонение мощам прп. Серафима.

21 июля по принятии Святых Тайн, она думала всё-таки вернуться назад. Вернутся ей было не суждено, вечером того же дня, иг. Арсения преставилась на 72 году жизни. Тело почившей было перевезено в родную обитель. Гроб с почившей был обнесен вокруг Казанского храма и опущен в склеп, в Арсеньевской церкви. Это нижний храм в честь прп. Арсения Великого. Над могилой иг.

Арсении воздвигнули памятник из белого мрамора с мраморным аналоем и выгравированной на нем «Смоленской ик. Божией Матери» и возжена лампада. За свое сорокалетнее управление иг. Арсения неоднократно получала благословение Святого Синода. В 1910 г. монастырь по-прежнему сохранял свое положение второго класса. Монастырь был закрыт в 1927 г.

Две церкви, находящиеся на территории монастыря, закрыты в 1929 г. За все время существования Сов. власти в монастыре располагалась деская колония, электростанция, зерносклад и пионерский лагерь.Во время великой Отечественной Войны 1942-1943 гг.

монастырь стал местом тяжелых боев, а в годы бесхозного состояния, немалый ущерб храму монастыря нанесли случайные «недоброжелатели».В 1991г. Св. Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия и по ходатайству архиепископа Германа было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии».

Совет

В 1992 г. монастырь начинает свою восстановительную деятельность, а в августе 2001 г. преобразован в женский.Проход на территорию монашеской обители в заборе сделан через часовню, которую должен пройти каждый прихожанин, желающий посетить святое место. В.монастыре вам расскажут об исцелениях и других чудесах, связанных с пещерами и камнем.

Сейчас всё больше увеличивается поток паломников, приезжающих на поклон святыням Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря из разных районов области и дальних уголков нашей необъятной Родины.

Источник: http://palomnik-volgograda.ru/2018/07/05/serafimovicheskij-ust-medvedickij-spaso-preobrazhenskij-zhenskij-monastyr/

Поездка в Серафимович и Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь | Православные паломничества

Однодневные экскурсии – хороший способ немного отдохнуть на выходных, заодно посмотрев какие-то интересные места в нашей области. Экскурсия в город Серафимович и Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – одна из таких программ.

Сегодня я в роли сопровождающего экскурсионную группу. Туристов много – 40 человек заполнило практически весь автобус. Экскурсовод – Софья Михайловна, очень компетентная и приятная женщина, которая дает всю необходимую информацию по местам, которые мы посещаем или просто проезжаем мимо.

Старт – ровно в 8:00, под рассказ о прошлом и настоящем Волгограда покидаем город и выезжаем на трассу, ведущую в сторону Ростова-на-Дону.

Вскоре наблюдаем первую достопримечательность – паровоз Л-0088, который находится в поселке Максима Горького вблизи одноименного депо.

А первую остановку делаем в небольшом поселке Пятиморске. Здесь сосредоточено сразу несколько достопримечательностей. Первая – это монументальная скульптура «Соединение фронтов» Вучетича.

Читайте также:  Псалом давида 5

Скульптура находится на берегу Волго-Донского канала. Впрочем, уже сложно сказать, где канал, а где сам Дон – именно в этом месте канал заканчивается и суда, пройдя последний, тринадцатый шлюз, выходят в могучую реку.

Пятиморск – очень зеленый поселок, берег канала и окрестности памятника утопают в зелени. Постепенно вся группа собирается в автобусе – мы готовы отправляться дальше.

Обратите внимание

Проезжаем Калач-на-Дону, переместившись по мосту на другую сторону Дона, а в районе Суровикино сворачиваем на относительно пустынную дорогу, ведущую до Серафимовича. Поскольку поездка происходила в мае, перед нами раскинулись бесконечные поля и цветущая всеми возможными раскрасками степь. Оставшаяся часть пути пролетает быстро, честно признаться, я даже немного вздремнул.

Вскоре на горизонте показывается сам город Серафимович. Но мы туда не спешим – сворачиваем к монастырю. Проехав мимо горы Примирения, с которой связаны свои легенды, прибываем в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.

Нас встречает матушка-экскурсовод. Первые несколько минут рассказа были посвящены истории монастыря, его расцвету, а затем упадку в советское время, а затем матушка плавно перешла на описание товаров, которые присутствуют в их церковной лавке и их чудодейственных свойствах.

Однако лавка – это очень мягко сказано, внутри здания я обнаружил целый церковный супермаркет. Ассортимент очень широкий: сухарики, уголь, книги, диски, иконы, свечи и т.п. Поскольку всё намолено и освящено, скупиться не надо – средний чек у туристов превышает несколько сотен рублей.

После того, как туристы поддержали монастырь материально, можно переходить и непосредственно к осмотру достопримечательностей, главная из которых – само здание монастыря.

Надо признаться, что работа по ремонту и обустройству монастыря была проведена огромная. Через несколько лет назад здание находилось в ужасном состоянии, сейчас же вид снаружи радует глаз, однако внутри ещё ведутся работы

На время ремонта функционирует нижний храм – в подвале. Здесь стоят иконы, можно поставить свечку. Отдельного упоминания стоит небольшая пещера, в конце которой стоит камень с отпечатками по преданию ладоней и коленей богородицы.

Рядом с монастырем небольшой, ухоженный парк-садик, мы застали как раз момент, когда рабочие делали и настраивали систему полива.

Особое внимание привлекает храм с 33 куполами, переливающимися на солнце.

Важно

Интересна звонница с несколькими висящими колоколами. К сожалению, близко подойти к ней не удалось – ведется ремонт прилегающей территории.

Практически полностью восстановлен забор, ограничивающий территорию монастыря, сооружена небольшая арка с колоколом наверху, но входа через неё ещё нет.

Постепенно все собираются у автобуса. Но на самом деле спешить-то и некуда, следующий час – свободное время и можно посвятить его прогулке по берегу Дона, который протекает внизу, совсем рядом с монастырем, стоящим на возвышенности, или пикнику на его берегу.

Здесь в принципе всё как обычно в местах, которые легкодоступны для людей, – много отдыхающих, как следствие, шумно и много мусора. Перекусив и прогулявшись по берегу Дона, возвращаемся к автобусу, который остался рядом с монастырем.

Выдвигаемся в дальнейший путь – у нас впереди краткая экскурсия по городу Серафимовичу. Городу много лет, это сразу чувствуется по архитектуре – много старинных зданий из красного кирпича. Проезжаем мимо куреня, сохранившегося здесь ещё с казачьих времен.

Сам город назван в честь писателя Александра Серафимовича, поэтому не удивительно, что здесь установлен ему памятник и работает дом-музей Серафимовича.

Делаем небольшую остановку на центральной площади города и выдвигаемся в обратный путь. В Волгоград приезжаем рано, ещё засветло оказываемся дома.

Источник:   http://vetert.ru/reports/114-serafimovich.php

Места:
Усть-Медведицкий женский монастырь

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Источник: http://palomniki.su/piligrimages/2014/02/48286.htm

Усть-Медведицкий женский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь находится в городе Серафимович Волгоградской области. Он построен на правом берегу Дона недалеко от устья реки Медведицы.

Началом его истории считается 1652 год. В настоящее время обитель почти полностью отреставрирована и заселена монахинями.

 Ежедневно монастырь посещают сотни паломников и туристов, потому что здесь есть сразу несколько достопримечательностей.

Главное чудо святой обители — камень Пресвятой Богородицы. Очень часто его называют камень матушки Арсении. Святой камень представляет собой большую прямоугольную плиту. На ней можно увидеть отпечатки женских ладоней и коленей. Считается, что чудесный камень исцеляет от многих болезней, спасает от бед, дарует счастье. Фото и кино съемка святого камня запрещена.

Собор Казанской иконы Божией Матери. За всю историю монастыря храм строился трижды. Последний, построенный в 1885 году, в 1934 году был взорван, уцелели только стены и мраморные колонны.

Совет

Только в 1992 году начинается восстановление Усть-Медведицкого монастыря и разрушенного храма, который реставрировался более 20 лет. Осенью 2012 года в честь празднования 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря, он был освящен и открыт верхний храм, (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери).

Храм имеет нижнюю часть (нижний храм) – церковь во имя преподобного Арсения Великого. Фото и кино съемка в соборе запрещена.

Монастырские пещеры или пещеры матушки Арсении – еще одна рукотворная достопримечательность монастыря. Вход в пещеры расположен в нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери, их протяженность более 150 метров.

Паломников и туристов допускают только в основной ход длиной около 50 метров, а в большую часть пещер имеют доступ только монахини. Именно здесь хранится святыня – камень Пресвятой Богородицы. Температура в пещерах зимой и летом постоянная примерно + 8 градусов.

К сожалению, фото и кино съемка в пещерах тоже запрещена.

Спасо-Преображенская Церковь – уникальный храм с тридцатью тремя куполами. 33 золоченых купола символично отражают каждый год жизни Иисуса Христа, они установлены в 4 яруса по 8 куполов в каждом и один на самом верху.

Арка-звонница. Небольшая арка – это все, что осталась от храма, стоящего на этом месте в середине 18 века. При восстановлении монастыря сохранившаяся арка была переделана под звонницу.

Грот. На территории монастыря есть одно из природных чудес – грот, в память о святой грузинской царице Шушанике (Сусанне). По преданию она даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру. Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещений. Планируется его восстановление, возможно, будут проводиться экскурсии.

Колокольня. На территории монастыря построена надвратная колокольня, в нижней части которой есть церковь святителя Николая Чудотворца.

Часовня. Рядом с колокольней построена часовня во имя святого Серафима Саровского.

Святой источник. На территории монастыря на берегу Дона существует святой источник, он известен уже более 200 лет. В настоящее время ведутся работы по его восстановлению. В нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери из специальных емкостей можно набрать святою воду.

Источник: http://myoldtown.ru/index.php/objects/ust-medv

Занимательные факты на тему: Экскурсия в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в город Серафимович

Экскурсия в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в город Серафимович

30 мая 2015 года лучшая по итогам соревнования группа СЭЗиС 1-11 побывала на экскурсии в городе Серафимович в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре. Поездка была организована по инициативе администрации техникума. Родители, студенты группы, классный руководитель выражают огромную благодарность за замечательную возможность прикоснуться к святыням родных мест.

8.30 утра – вся группа в сборе. Комфортабельный мини-автобус отправляется в дорогу. Путь до монастыря не близкий – 3 часа, мимо бесконечных полей и цветущих всеми возможными красками степи.

Дорога пролетает быстро, и вскоре на горизонте показывается сам город Серафимович. Мимо горы Примирения, с которой тоже связаны многие легенды, прибываем в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Он расположен на правом берегу р.

Дон, основан в 1665 г. по благословению Святейшего Патриарха Никона.  

Нас встречает матушка, которая в роли экскурсовода проводит нас по центральной аллее монастыря до церковной лавки, рассказывает о товарах, представленных здесь, об их чудодейственных свойствах.

Ассортимент очень широкий: сухарики, уголь, книги, диски, иконы, свечи и т.п.. Всё освящено молитвой. Ребята покупают эти божественные предметы.

Далее мы осмотрели главную достопримечательность – само здание монастыря и матушка рассказала об истории монастыря, его первоначальном расцвете, а затем упадке в годы советской власти.

Из ее рассказа мы узнали, что построен Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче в стиле итальянской базилики, поэтому он и восхищает своей красотой. Нынешний храм уже третий по счёту, отстроенный при монастыре.

Обратите внимание

Первый храм был привален горой, в результате был построен второй подальше от горы ближе к Дону, но при большом половодье рек Дона и Медведицы фундамент храма подмывало и храм просто “сполз” в Дон. Третье здание храма было построено уже выше по берегу, где оно стоит и сейчас. По такому проекту построено всего два храма.

Читайте также:  Молитва иконе божией матери "утоли моя печали"

Их особенность в том, что храм имеет форму креста. Колонны, поддерживающие храм изнутри, были привезены во время строительства из Венеции за 1,5 года и обрабатывались в Петербурге. Эти колонны настолько необычны и дорогостоящи, что немцы предлагали заасфальтировать все дороги Серафимовича. Но администрация города отказала предприимчивым немцам.

Ещё одна достопримечательность храма – её вершина, которую некогда украшали пять позолоченных куполов. К сожалению, в данное время остался только один купол. Характерно также, что перекрытие между нижним и верхним храмами использовалось и для обогрева: в нём была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие.

В послевоенные годы храм превратился в груду обветшалого камня. Не было ни крыши, ни перекрытия между верхним и нижним храмами, все оставшиеся стены были исписаны, а фрески расстреляны и закрашены. Всё, что содержало золото, было распилено и растащено: купола, алтарь, иконостас.

До нынешнего времени ещё остался дом игуменьи Арсении, арка бывшей колокольни, часть пещер с главной святыней монастыря чудо-камнем игуменьи Арсении. В августе 2001 года изначально мужской Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (Серафимович) был преобразован в женский, каким остается до сих пор.

Мы спустились в нижний храм, так как верхний готовился в это время  для проведения торжественной службы в честь праздника Святой Троицы.  В нижнем храме матушка показала нам иконы, объяснила, где можно поставить свечку за здравие, за упокой, набрать святой воды.

Нельзя не упомянуть о небольшой пещере, в конце которой стоит “монашкин камень”. На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей. По преданию они принадлежат Богородице, которая однажды  явилась молившейся здесь матушке Арсении.

Другая версия предполагает, что отпечатки — это следы от молитв самой матушки Арсении. Считается, что если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней. Мы будучи в этой пещере, преклонились тоже к святому камню.

Важно

Рядом с монастырем находится небольшой, ухоженный сквер, который в данное время года выглядит живописно из-за разнообразных цветов, с любовь посаженных монахинями монастыря.

 Особое внимание привлекает расположенный в этом сквере небольшой храм с 33 куполами, золотом переливающимися на солнце. Он построен в 2014 году. Мы тоже полюбовавшись его золотым иконостасом.

Время, проведенное в монастыре, пролетело незаметно. Мы не только узнали много интересного об истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря – донской жемчужины, но и почувствовали какое-то внутреннее обновление, душевное умиротворение, тихую радость.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2015/06/17/ekskursiya-v-ust-medveditskiy-spaso-preobrazhenskiy

Паломники посетили

Серафимович

С момента своего основания в 1638 г. донской “Межигорский монастырь” предназначался для донских казаков. В IX в. когда начало образовываться Русское Государство, Русь посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий и способствовали здесь распространению Православия.

С образованием Русского государства придонские земли вошли в его состав, потом составляли удел Мстислава Князя Тмутараканского. Монастырь стоит на высоком берегу Дона. Главное здание монастыря – собор Казанской Божией Матери с верхним и нижним храмом. Построен в стиле итальянской базилики и восхищает своей красотой.

Особенностью собора является наличие пещер, вырытых в 19 веке матушкой Арсенией и еще несколькими монахинями. С тех далеких времен до настоящего времени сохранился чудотворный камень, на котором подвижнически молилась матушка Арсения. Камень хранит чудесные отпечатки двух узких ладоней и коленей.

В монастыре вам расскажут об исцелениях и других чудесах, связанных с пещерами и камнем. Еще один храм монастыря – Преображения Господня- тоже уникален. Его венчают 33 золоченых купола – по годам жизни Спасителя нашего Иисуса Христа.

С недавнего времени построены монашеские кельи, а так же вокруг монастыря, возведён забор из белого кирпича. Проход на территорию монашеской обители в заборе сделан через часовню, которую должен пройти каждый прихожанин желающий посетить святое место.

Сейчас всё больше увеличивается поток туристов и паломников, приезжающих на поклон святыням Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, многие верующие едут не только из разных районов области, но и из других, зачастую очень дальних уголков нашей необъятной Родины.

В монастыре можно заказать необходимые требы, приобрести мазь, приготовленную по старинным монашеским рецептам, освященные на плите «Покаяния» платочки и шапочки, четки и браслеты ручной работы сестер монастыря, духовную литературу, сборы лекарственных трав.

Каменно-Бродский Свято-Троицкий монастырь

Приехав в Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь. При подготовке поездки обратите внимание, что служители очень ревностного относятся к внешнему виду посетителей. На территории находятся 2 храма, церковная лавка и другие постройки.

Именно в церковной лавке можно купить билеты в пещеры в меловых горах (50р. взрослый, 25р детский) и свечи (в пещерах запрещено пользоваться фонарем).

Вход в пещеры находится немного в стороне от Свято-Троицкого монастыря почти на вершине горы. Подняться туда можно по крутому спуску со стороны автомобильной дороге или по пологой тропинке от монастыря.

У входа в пещеру собираются группы, которые уходит вглубь сопровождающий.

В противоположной стороне находится несколько источников. Первый из них – с питьевой водой. Второй, оформленный в виде деревянного домика, – сероводородный, третий (радоновый) находится чуть дальше, он также используется для купаний, умываний и обливаний.

До революции рядом с обителью насчитывалось девять целебных святых источников серебряный, радоновый, сероводородный, натриевые, кальциевые, калиевые.

Совет

Они обладали столь заметным целительным эффектом, что туда приезжали поправлять здоровье чины известных российских фамилий и даже царские особы. Этот монастырь посещал Петр I.

А для императрицы Елизаветы Петровны даже была выложена специальная дорога, остатки которой сохранились до сих пор. В настоящее время источников найдено всего 5 из них.

У истока основного источника, из которого берется вода для нужд монастыря и набирают воду паломники, водружен большой восьмиконечный крест. Каждый год на праздник Крещения Господня (19 января) на источнике служится молебен Великого водоосвящения.

Если пройти далее по тропе (мимо деревянной купели) то справа виден спуск к радоновому Свято-Троицкому источнику.

Неподалеку от монастыря скрыт в чаще деревьев ещё один источник, называемый серебряным, или “матушкин колодец”. Говорят, что вода из него творит прямо-таки чудеса. Потому несмотря на погоду, обязательно здесь ею обливаются монахи. Вода здесь удивительно прозрачная и холодная. В ней содержится большой процент серебра, которое еще со времен Древнего Рима известно своими целебными свойствами.

Неподалеку от монастыря, в его северной части, над одним из источников (сероводородным) сооружена деревянная купель для погружения в воду.

Завершить посещение Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря можно прогулкой к огромным, 400-летним дубам, которые находятся с другой стороны дороги напротив входа в пещеру.

Источник: http://xn--b1asf8a.xn--p1ai/o-svyatynyakh/palomniki-posetili/55-serafimovich.html

Серафимович – экскурсия в монастырь

Стоимость тура на 1 чел. – 1600 руб. / дети до 12 л 1400 руб.
В стоимость тура включено: проезд, экскурсионное облуживание, страховка в пути.

Дополнительно оплачивается: пожертвования в храмы.

Взять с собой: продукты питания, женщинам (платки, юбки).

Даты выездов:

  • Март:24
  • Апрель:7,14,29
  • Май:1,12,19,26
  • Июнь:2,10
  • Июль:7,14,21,28
  • Август:4,11,18,25
  • Сентябрь:1,8,15,22,29
  • Октябрь:6,20

В программе однодневного тура в Серафимович: Путевая экскурсия, Храм Петра и Павла в Логу (кровоточащая икона), Арчединская деревянная церковь, Церковь Воскресения, Церковь Покрова Богородицы, Женский Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, пещеры и чудодейственный камень Матушки Арсении.

Спасо-Преображенский женский монастырь в городе Серафимович на данный момент является самой древней обителью, сохранившейся в России, ему более 360 лет. Основан Спасо-Преображенский монастырь в 1652г. на выступе высокого гористого берега реки Дон. Монастырь первоначально был построен для жизни изувеченных войной и престарелых казаков, был мужским .

В те времена монастырь являлся одним из самых величественных в России: и на сегодняшний день , главным его зданием и настоящим украшением является храм Казанской Божьей Матери, принявший освящение в 1885 г. Монастырь построен в стиле итальянской базилики и поистине завораживает своей красотой.

Колонны, поддерживающие свод храма, были привезены из Венеции, иконостас расписывал иеромонах Симеон.

Отличительной особенностью собора являются пещеры, вырытые в 19 веке настоятельницей монастыря матушкой Арсенией и еще несколькими монахинями.

С тех древнейших времен до наших дней сохранился чудотворный камень, на этом камне молилась матушка Арсения. Камень хранит чудотворные отпечатки двух узких ладоней и коленей.

В монастыре вас ждет интереснейшие рассказы об исцелениях и других чудесах, связанных с камнем и пещерами.

Отправление (группы набираются со всех районов города). Продолжительность тура: 13 часов.

  • 07.00 Волжский (37-й квартал, Трансагенство, пр Ленина 48 Б.
  • 07.15 ТЗР, 3-я школа (напротив ТЦ 7 звезд)
  • 08.00 Отправление из Волгограда, от площади Ленина ( со стороны памятника)
  • ИЛИ 07.00 Кинотеатр Юбилейный
  • 07.15 ост Авангард
  • 08.00 Отправление из Волгограда, от площади Ленина ( со стороны памятника)

Источник: http://www.ekzotik-tour.ru/tury-po-oblasti/serafimovich/

Ссылка на основную публикацию