Томос об автокефалии православной церкви

Томос об автокефалии – Православный журнал “Фома”

Само слово «томос» переводится с греческого как «кусок», корень «том» означает «резать», «делить».  В нынешнем понимании томос — это официальный церковный документ, выпускаемый предстоятелями Поместных Церквей по важным вопросам.

Томос Церкви об автокефалии – это грамота, которая дает право отдельным церковным епархиям или областям (как правило, в пределах одного государства или исторической территории) стать административно независимыми от матери-Церкви, то есть той из Поместных Церквей, в рамках которой эти епархии были изначально основаны и развивались.

Обязательное условие предоставления автокефалии — желание большинства верующих, духовенства и епископата ее получить. Дать автокефалию церковной области может только материнская Церковь, в юрисдикции которой эта область находится.

Обратите внимание

Такое «деление» поместных Церквей происходило по мере распространения христианства на новые земли и продолжает происходить до сих пор. Например, в XX веке Русская Православная Церковь предоставила независимость Православной Американской Церкви, которая берет свое начало от русских общин на территории США.

5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей подписал томос, фактически адресованный Украине как государству. Формально украинский томос адресован главе новой структуры, называющему себя митрополитом Епифанием (его сан не признан другими поместными Церквями), а также президенту Украины Петру Порошенко, о чем сказано в конце документа.

Русская Православная Церковь при этом считает, что с точки зрения канонического права томос Украине является недействительным. Дело в том, что на территории Украины уже действует каноническая Украинская Православная Церковь под управлением Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия, которая не давала согласия на действия Константинопольского Патриарха на своей территории.

Также на данный момент украинский томос не признала ни одна Православная Церковь в мире.

Томосом об украинской автокефалии Константинополь декларирует якобы независимость не признанной остальными православными Церквями мира Православной Церкви Украины, созданной на базе двух ранее существоваших неканонических структур (так называемых Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата). Согласно данному «томосу об украинской автокефалии», ПЦУ существует в пределах государственных границ Украины.

При этом следует отметить, что еще в 1992 году Русская Православная Церковь уже предоставила Украинской Церкви статус самоуправляемой, которая фактически намного более независима от Московского Патриархата, нежели чем новосозданная структура — от Константинополя.

В данный момент текст томоса от Константинопольской Церкви об украинской автокефалии доступен на греческом, украинском и русском языках.

В данный момент украинский томос признан лишь одной из Поместных Православных Церквей — самим Константинополем, который его и выдал. Для других Церквей единственной легитимной структурой остается Церковь под руководством митрополита Киевского Онуфрия, сохраняющая связь с Московским Патриархатом. 

Важно

Очевидно, что томос крайне важен для президента Украины Петра Порошенко, который является одним из его адресатов и делает существенную ставку на «церковную карту» в рамках своей предвыборной кампании.

Однако что томос даст Украине как государству и нации, говорить и прогнозировать пока весьма сложно.

Его получение обосновывалось руководством страны как попытка преодолеть церковный раскол, однако на данный момент большинство духовенства и мирян Украинской Православной Церкви под руководством митрополита Онуфрия так и не признали новосозданной структуры и ни о каком объединении между ними нет и речи. Более того, угроза захвата храмов со стороны новосозданной структуры создает в данный момент существенное напряжение в украинском обществе.

Источник: https://foma.ru/tomos-ob-avtokefalii.html

Томос об автокефалии православной церкви в америке – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Томос об автокефалии Православной Церкви в Америке от 10 апреля 1970 года, которым была дарована автокефалия Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке, отныне известной как Православная Церковь в Америке.

Текст приводится по изданию: “Томос [об автокефалии Православной Церкви в Америке],” ЖМП, 1970, №6, 69-73. Ср. интернет-публикацию на портале Седмица.ру, 7 декабря 2005, http://www.sedmitza.ru/text/404007.html.

АЛЕКСИЯ, МИЛОСТИЮ БОЖИЕЮ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

На протяжении ряда лет Русская Православная Церковь с материнской любовью и заботой следила за развитием насажденной ею Православной Церкви на Американском континенте и со скорбью взирала на печальное возникновение там в последние десятилетия юрисдикционного церковного плюрализма, явления временного и никоим образом не являющегося нормой постоянного канонического устройства Православной Церкви в Америке, противоречащего природе канонического православного церковного единства.

Святая Русская Православная Церковь, ревнуя о благе церковном, направляла свои усилия на нормализацию отношений между разными церковными юрисдикциями в Америке, в частности, вела переговоры с Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Америке о возможности дарования последней Автокефалии в надежде, что это послужит благу Православной Церкви в Америке и славе Божией.

В своем стремлении к миру Христову, имеющему всестороннее значение для человеческой жизни, желая устроить мирное и созидательное течение церковной жизни и утолить соблазны церковных разделений, надеясь, что это будет к пользе Святой Христовой Кафолической Православной Церкви и даст возможность развивать между поместными частями Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви отношения, основанные на прочных узах единой православной веры и завещанной Господом Иисусом Христом любви, имея в виду, что это послужит во благо и многостороннему взаимному сотрудничеству, принимая во внимание ходатайство Архиерейского Собора Русской Православной Греко-Кафолической Североамериканской Митрополии, выражающее мнение и желание всех ее верных чад, и признавая за благо для Православия в Америке независимое самостоятельное бытие этой Митрополии, которая ныне представляет собой зрелый церковный организм и имеет всё необходимое для своего успешного дальнейшего роста, Наша Мерность купно со Священным Синодом и всеми Преосвященными Архиереями Русской Православной Церкви, засвидетельствовавшими своими грамотами свое согласие, рассмотрев это ходатайство, с искренней любовью дарует Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке Автокефалию, т. е. права полного самостоятельного устроения церковной жизни, согласно божественным и священным канонам и унаследованной от отцов церковной практике и обычаям Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви, о чем составлен для направления Блаженнейшему Иринею, Архиепископу Нью-Йоркскому, Предстоятелю Автокефальной Православной Церкви в Америке, Митрополиту всея Америки и Канады, настоящий наш Патриарший и Синодальный Томос, которым мы заявляем:

2. Под “Автокефалией”, утверждаемой настоящим решением, понимается, что Автокефальная Православная Церковь в Америке будет:а) независимой и самоуправляющейся, с правом избрания своего Предстоятеля и всех своих епископов без утверждения и без права “вето” на это избрание со стороны какой-либо другой Церкви, организации или представителя восточноправославного или какого-либо другого исповедания;

в) поддерживать непосредственные отношения со всеми другими Церквами и исповеданиями как православными, так и неправославными;

г) пользоваться всеми полномочиями, привилегиями и правами, обычно присущими понятию “Автокефалии” в каноническом предании Восточной Православной Церкви, включая право варения и освящения Святого Мира.3.

На территории Северной Америки из Автокефалии исключаются:а) в качестве Представительства Московского Патриархата Свято-Николаевский собор с имуществом его, расположенный под номером 15 по Ист 97 улице в городе Нью-Йорке, Н. Й.

, и принадлежащая к нему резиденция, а также недвижимое имущество в Пайн-Буш, Нью-Йорк, вместе с зданиями и постройками, могущими быть воздвигнутыми впоследствии на этой земле;б) приходы и клир в США, входящие в настоящее время в Патриарший Экзархат, пожелавшие остаться в каноническом и юрисдикционном ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Эти приходы, желающие остаться в канонической юрисдикции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, исключаемые из Автокефальной Православной Церкви в Америке,– следующие:1. Никольская церковь, Бруксайд, штат Алабама,2. Монастырь св. Димитрия, Белфлауэр, штат Калифорния,3. Церковь Христа Спасителя, Беркли, штат Калифорния,4. Свято-Николаевский собор, Сан-Франциско, штат Калифорния,6.

Церковь Казанской иконы Божией Матери, Сан-Диего, штат Калифорния,7. Воскресенская церковь, Чикаго, штат Иллинойс,8. Успенская церковь, Бенел, штат Иллинойс,9. Свято-Троицкая церковь, Балтимора, штат Мэрилэнд,10. Ильинская церковь, Батл Крик, штат Мичиган,11. Церковь св. Иннокентия, Детройт, штат Мичиган,12. Церковь св. Архангела Михаила, Детройт, Мичиган,13. Церковь св. ап.

Совет

Андрея Первозванного, Ист Лансинг, Мичиган,14. Свято-Троицкая церковь, Сагинау, штат Мичиган,15. Церковь св. Иоанна Златоуста, Гранд Рапидс, штат Мичиган,17. Церковь св. Димитрия, Джэксон, штат Мичиган,18. Никольская церковь, Байон, штат Нью-Джерси,19. Петропавловская церковь, Элизабет, штат Нью-Джерси,20. Церковь Трех Святителей, Гарфилд, штат Нью-Джерси,21. Церковь Св.

Креста, Хакетстаун, штат Нью-Джерси,22. Петропавловский храм, Пассайк, штат Нью-Джерси,23. Церковь св. Иоанна Крестителя, Сингак (Литл Фолз), штат Нью-Джерси,24. Церковь св. Ольги, Сомерсет, штат Нью-Джерси,25. Часовня св. Марка, Нью-Йорк,26. Церковь св. великомученика Георгия Победоносца, Нью-Йорк,28. Часовня во имя св. Иоанна Крестителя в Бронксе, Нью-Йорк,30. Церковь св.

Стефана, Лорейн, штат Огайо,31. Церковь Рождества Христова, Янгстаун, штат Огайо,32. Никольская церковь, Честер, штат Пенсильвания,33. Никольская церковь, Эдинборо, Пейджвил, штат Пенсильвания,34. Никольская церковь, Ридинг, штат Пенсильвания,35. Петропавловская церковь, Маунт Юньон, штат Пенсильвания,36. Никольская церковь, Велкес Барр, штат Пенсильвания,37. Храм св.

апостола Андрея, Филадельфия, штат Пенсильвания,38. Храм св. Архангела Михаила, Филадельфия, штат Пенсильвания,39. Петропавловская церковь, Скрэнтон, штат Пенсильвания,40. Петропавловская церковь, Бургау, штат Сев. Каролина,41. Церковь св. Григория Богослова, Тампа, штат Флорида,42. Петропавловская церковь, Манчестер, штат Нью-Гэмпшир,43. Церковь св.

великомученика Георгия Победоносца, Буффало, штат Нью-Йорк;в) все приходы и клир в Канаде, входящие в настоящее время в епархию Эдмонтонско-Канадскую Московского Патриархата. (Они все пожелали остаться в юрисдикции Святейшего Патриарха.)4. Свято-Николаевский собор с его имуществом и находящейся при нем резиденцией, а также имение в Пайн-Буш, Н. И.

, будут управляться Святейшим Патриархом Московским и всея Руси через посредство представляющего его лица в пресвитерском сане.5.

Приходы и клир в США, которые остаются в канонической юрисдикции Московского Патриархата, будут управляться Святейшим Патриархом Московским и всея Руси через посредство одного из его викарных епископов, не имеющего титула Поместной Американской Церкви, специально назначенного для этого и до тех пор, пока эти приходы не выразят официально своего желания присоединиться к Автокефальной Церкви в Америке по способу, указанному ниже.7. Автокефальная Православная Церковь в Америке будет иметь исключительную юрисдикцию как духовную, так и каноническую над всеми епископами, клириками и мирянами восточноправославного исповедания в континентальной Северной Америке, исключая Мексику и включая штат Гавайи, которые состоят в настоящее время в Митрополии или впоследствии вступят в состав Митрополии, а также над всеми приходами, которые входят в настоящее время или будут впоследствии приняты в состав Митрополии, исключая весь клир, все имущество и приходы, перечисленные в параграфе 3 а, б, в.8. Московский Патриархат не будет претендовать на юрисдикцию как духовную, так и каноническую над епископами, клиром и мирянами восточноправославного вероисповедания или над приходами, о которых речь идет в разделе 1, параграфа 7, и настоящим уступает Митрополии всякую юрисдикцию, на которую она претендует на указанной выше территории (параграф 7), за исключением всего клира, имущества и приходов, перечисленных в параграфе 3, пункты а, б, в.9. Изменение юрисдикции приходов, находящихся в каноническом ведении Московского Патриархата, после провозглашения автокефалии Митрополии может происходить по инициативе самих приходов и после двусторонних соглашений в каждом конкретном случае между Московским Патриархатом и Автокефальной Церковью в Америке.10. Московский Патриархат не будет принимать в свое ведение в Северной Америке клириков без отпускных грамот или приходов, кроме приходов из неканонических церковных образований в Канаде, и не будет канонически разрешать клирикам и приходам, остающимся в его ведении, вступать в какие-либо православные юрисдикции, кроме юрисдикции Автокефальной Православной Церкви в Америке.

Читайте также:  9 дней после смерти - что делать и как поминать усопшего

11. Патриархат заверяет приходы, остающиеся в его ведении, о своей готовности защищать их статус приходов Московского Патриархата, а также защищать упомянутые приходы от попыток изменить их настоящий статус без их свободного на то волеизъявления и без письменного согласия Московского Патриархата.

12. Московский Патриархат с Православной Автокефальной Церковью в Америке будет поддерживать искренние братские отношения, в которых следует руководствоваться двусторонними соглашениями, подписанными Высокопреосвященным Митрополитом Иринеем и Высокопреосвященным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом 31 марта 1970 года.

Утверждая Автокефалию Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке, Мы благословляем отныне называться ей – Святая Автокефальная Православная Церковь в Америке, признаем и провозглашаем ее нашей Церковью-Сестрой и призываем все Поместные Православные Церкви и всех их Предстоятелей, благочестивых православных чад признавать ее таковой и занести в диптихи, согласно канонам церковным, отеческим преданиям и церковной практике.

Новоучрежденная Поместная Православная Автокефальная Церковь в Америке должна пребывать в братских отношениях со всеми Православными Церквами, как с их Предстоятелями, так и с их архиереями, клиром и всей благочестивой паствой, находящимися в Америке и до времени сохраняющими свою фактически существующую каноническую и юрисдикционную зависимость от своих национальных Церквей и их Предстоятелей.

С глубокой искренней радостью Мы возвещаем об этом всей Церковной Полноте и не перестаем благодарить Всеблагого Бога Вседержителя, устрояющего всё в мире десницей Своей ко благу и спасению человеческому, за успешное и окончательное становление Православной Церкви в Америке на началах Автокефалии и призываем вседействующее благословение Божие юнейшей Сестре в семье Православных Поместных Автокефальных Церквей – Автокефальной Православной Церкви в Америке.

Единосущная, и Животворящая, и Нераздельная Троица – Отец, Сын и Святый Дух,– действующая по Своему дивному Промыслу, да ниспошлет архипастырям, пастырям и верным чадам Святой Автокефальной Православной Американской Церкви Свою небесную неоскудевающую помощь и предстоящие ее труды во благо Святой Церкви да благословит успехом.

Подписано в граде Москве 1970 года, апреля 10 дня.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ

Митрополит Крутицкий и Коломенский ПИМЕН

Митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ

Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, ФИЛАРЕТ

Митрополит Орловский и Брянский ПАЛЛАДИЙ

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский ИОСИФ

Митрополит Ярославский и Ростовский ИОАНН

Архиепископ Иркутский и Читинский ВЕНИАМИН

Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский ИОВ

Архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский, Экзарх Северной и Южной Америки, ИОНАФАН

Епископ Кишиневский и Молдавский ВАРФОЛОМЕЙ

Епископ Тульский и Белевский ЮВЕНАЛИЙ

Епископ Черниговский и Нежинский ВЛАДИМИР

Епископ Смоленский и Вяземский ГЕДЕОН

Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Таллинский и Эстонский АЛЕКСИЙ

Источник: https://drevo-info.ru/articles/20749.html

Митрополит Онуфрий: Томос об автокефалии будет ограничением свободы, которую мы сегодня имеем

14 сентября. ПРАВМИР.  Украинская Православная Церковь имеет всё необходимое для служения Богу и народу, заявил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в эксклюзивном интервью телепрограмме «Утро на Интере».

“Сегодня нас затягивают в формат политической партии. Чтобы не Христос нами руководил, а кто-то из политиков. Если бы я хотел быть политиком, я бы им был, я бы такие одежды на себя не надевал, а сразу пошел бы в политику. Хотя в молодости у меня были такие шансы. Я их отбросил. Одев духовные одежды, я должен думать и заботиться о духовном.

А те люди, которые надели рясы и занимаются эффективной политикой, выстраивают всякие геополитические планы, — просто нечестные люди, которые не смогли быть настоящими священниками, сделали из себя каких-то оборотней, чтобы через свой духовный образ притягивать к себе внимание людей. Это нечестно.

И перед Богом этим людям придется очень тяжело отвечать.

У нас есть свой Синод, независимый ни от кого. У нас есть Архиерейский Собор, независимый ни от кого, решения нашего Собора независимы — никто не имеет права наложить на них вето. У нас есть церковный суд, который является конечной инстанцией. У нас всё есть своё: у нас экономическая, административная независимость…

Обратите внимание

То, что у нас есть с Московским Патриархатом духовные, молитвенные, канонические, культурные связи — это нормально. Так должно быть. Церковь не является политической организацией, которая сегодня одного любит, а другого ненавидит, а завтра будет наоборот.

Константинопольский Патриархат прислал в Украину двух своих экзархов.

Она была когда-то могущественной Церковью, охватывала собой весь цивилизованный мир. Она отожествляла себя с Византийской империей, Византийская империя охватывала почти весь мир, и Церковь была ей эквивалентной.

Но сегодня нет Византийской империи, они живут прошлым. И вместо того большого государства, которым была Византия, сегодня Турция, в которой даже веры православной нет. Там православных можно пересчитать на пальцах.

И они свою родину довели до такого состояния, что она из православного могущественного государства превратилась в мусульманское государство. И они сегодня хотят нами командовать, учить, как нам нужно жить?

Церковь не может жить по стандартам мирской жизни. Мирская жизнь, особенно политическая, смешана с интригами, обманом, предательством… — набор всякого зла. Церковь не может жить такими нормами, Она живет заповедями Христовыми. У нас есть свои методы борьбы со злом. Это молитва, покаяние, терпение, смирением друг перед другом и перед Богом. Это — сильное оружие, уничтожающее зло.

Священник призван быть миротворцем, а не политиком, разделяющим людей. И та идеология, которая сегодня пропагандируется, не является Божьей идеологией, потому что идеология, которую сегодня насаждают в нашем обществе, становится антихристианской.

Легитимизация однополых браков, абортов, самоубийств и т. д. — это всё противно Христу. Бог не благословляет людям делать это.

Церковь исполняет свою миссию — Она ведет человека к Богу, напоминает людям, что мы все — творения Божьи и что Бог призывает всех нас любить друг друга, терпеть друг друга и помогать друг другу.

Важно

Я бы хотел обратиться ко всем верующим нашей Церкви. Не бойтесь ничего. Будьте твердыми в своей любви к Богу. Храните чистоту святой православной веры, она — дорога, которая ведет человека к Богу. Любите друг друга, терпите друг друга, помогайте друг другу.

Зло пройдет, а добро будет жить вечно. Если мы будем всё терпеть, жить в любви ко всем и друг ко другу, то никакое зло нас не победит. Бог есть Бог силы, а у зла силы нет. Будем жить с Богом — и будем радостными, счастливыми и благословенными”.

Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit-onufriy-tomos-ob-avtokefalii-budet-ogranicheniem-svobodyi-kotoruyu-myi-segodnya-imeem/

Варфоломей вручил Епифанию томос об автокефалии ПЦУ

Константинопольский патриарх Варфоломей вручил главе раскольнической “православной церкви Украины” (ПЦУ) митрополиту Епифанию томос об автокефалии. Церемония, которую транслировали украинские СМИ, прошла в соборе святого Георгия в Стамбуле. При этом присутствовали президент Украины Петр Порошенко, спикер Верховной рады Андрей Парубий, члены правительства и “авторитетные” бизнесмены.

УПЦ посчитала невозможным присоединение к автокефалии

Документ о предоставлении автокефалии Украине был подписан Варфоломеем накануне. После этого он принял Порошенко, который привез константинопольскому патриарху шоколад с собственной фабрики.

Кстати, в конце декабря Варфоломей рассказал, что взял за “автокефалию” с Порошенко не деньгами, а конфетами и шоколадом, и весь его раздал.

Что не отменяет еще весною обнародованной информации о полученных Варфоломеем от Порошенко 25 миллионах долларов.

Напомним, так называемый “объединительный православный собор” на Украине, утвердивший устав новой церкви, прошел 15 декабря прошлого года. При этом каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата, имеющая наибольшую паству в стране, не признала решение “собора нечестивых”.

Как заявил митрополит Епифаний, для формирования руководства ПЦУ (при этом в Стамбуле предлагают другую аббревиатуру – СЦУ, “святая церковь Украины”, прим. “РГ”) потребуется около двух месяцев после вручения томоса.

В документе отмечается, что “права Вселенского престола на экзархат на Украине и священные ставропигии остаются непреуменьшенными”, и все “значительные вопросы” Святейшая церковь Украины (именно так в тексте называется ПЦУ) должна решать через Стамбул. При этом автокефалия ПЦУ ограничена границами украинского государства, она не может назначать епископов или создавать парафии за пределами Украины.

В РПЦ считают, что томос для новой украинской церковной структуры является простой бумагой, не имеющей канонической силы. По мнению председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, все это результат неуемных политических и личных амбиций.

РПЦ: У канонической УПЦ гораздо больше прав, чем получит автокефалия

Между тем украинские СМИ отмечают некоторые странности во всем этом процессе. Так, ни на церемонии подписания, ни на вручении не было главы Киевского патриархата митрополита Филарета.

Совет

Зато в Стамбул приехал кабмин Украины почти в полном составе. Издание “Страна” задается вопросом, за чей счет в Турцию прилетели чиновники, не имеющие никакого отношения ни к томосу, ни к в строгом смысле православию, как тот же униат Парубий.

Рядом с официальными лицами присутствовал также бизнесмен Александр Петровский – крайне неоднозначная личность. В СМИ Петровского (он же Налекрешвили) называли криминальным авторитетом, правда, свою принадлежность к уголовному миру он отрицает.

Кстати, некоторые украинские министры относятся к греко-католической церкви, подчиняющейся Ватикану, и непонятно, что они делали в Стамбуле.

С церковной точки зрения сложно оценить замысел Киева по созданию автокефальной церкви, считает религиовед и профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев, которого цитирует RT.

Эксперт отметил, что подписание томоса – понижение статуса по сравнению с прежним положением канонической Украинской православной церкви (УПЦ).

Говоря о политической стороне вопроса, он отметил, что ситуация с автокефалией нужна Киеву накануне предстоящих выборов.

“Такое решение потребовалось Порошенко, чтобы получить козыри на выборах и остаться в истории как президент, при котором была создана автокефальная церковь. Не только карательными операциями в Донбассе прославиться и прочими казусами, но и такой вот вещью”, – сказал Силантьев.

Источник: https://rg.ru/2019/01/06/varfolomej-vruchil-epifaniiu-tomos-ob-avtokefalii-pcu.html

Томос об автокефалии ПЦУ: полный текст документа

В документе Константинопольский патриархат провозглашает Автокефальную Церковь на территории Украины с кафедрой в Киеве своей «духовной дочерью» и призывает все православные церкви «признать ее как сестру и поминать под именем «Святейшая Церковь Украины».

Главновости со ссылкой на официальный сайт Константинопольского Патриархата приводят полный текст Томоса об автокефалии СЦУ.

https://www.youtube.com/watch?v=2jhbpMRcDXc

ПАТРИАРШИЙ И СИНОДАЛЬНОЙ ТОМОС О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ АВТОКЕФАЛЬНОГО ЦЕРКОВНОГО УСТРОЙСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В УКРАИНЕ

Варфоломей, милостью Божией Архиепископ Константинополя, Нового Рима и Вселенский Патриарх.

«Вы приступили к горе Сион … и к Церкви первородных» (Евр. 12: 22-23), блаженный среди народов Апостол Павел говорит всем верным; и действительно, Церковь является горой, поэтому прочна и устойчива, незыблема и непоколебима.

Читайте также:  Псалом давида 36

Хотя одно стадо и одно тело Христово есть и называется Церковью Божией, которая повсеместно имеет исповедание православной веры, общность в таинствах в Духе Святом и незыблемость апостольского преемства и канонического порядка, но еще от апостольских времен она состоит из Церквей, расположенных по местам и странам, внутренне самоуправляющихся собственными пастырями и учителями, и служителями Евангелия Христова, то есть каждого места епископами, по причинам не только исторического значения городов и стран в мире, но и вследствие особых пастырских потребностей в них.

Обратите внимание

Итак, поскольку благочестивая и Богом хранимая земля Украины укреплена и возвеличена высшим промыслом и получила свою полную политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже тридцать лет горячо просят ее церковного самоуправления и бок о бок с народом и созвучно с давними его просьбами, в свое время обращенными к святейшему Апостольскому Константинопольскому Престолу, который по многовековым каноническим преданием обязан заботиться о Святых православных Церквях, имеют в этом потребность, а больше всего о том, которые изначально с ним связаны каноническими узами, например историческая Митрополия Киевская, — это наша Мирность с Преосвященным при нас Митрополитами и Всечестными, любимыми в Святом Духе братьями и сослужителями, по долгу заботы Великой Христовой Церкви о Православном мире, для уврачевания постоянно угрожающих расколов и разделений в поместных Церквах, единодушно определяем и провозглашаем, что вся Православная Церковь, находящаяся в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украина вместе со Священными митрополии, Архиепископии, епископии, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями, которая находится под покровом Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, была отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого канонического ее Предстоятеля, который носит титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины», — не допуская никакого дополнения или вычитания из его титула без разрешения Константинопольской Церкви, — который является председателем Святейшего Синода, который ежегодно созывается из архиереев, приглашаемых поочередно по их старшинству из числа имеющих епархии в географических границах Украины. Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые каноны, свободно и в Святом Духе, и беспрепятственно, без любого другого внешнего воздействия.

К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и поминать под именем «Святейшая Церковь Украина», как имеющую своей кафедрой исторический город Киев, которая не может ставить епископов или учреждать приходов за пределами страны; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в диаспоре, так как  юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства.

Источник: https://glavnovosti.com/tomos-ob-avtokefalii-pcu-polnyj-tekst-dokumenta/

Константинопольский Патриархат опубликовал текст Томоса об автокефалии ПЦУ

Текст доступен на греческом, английском и украинском языках.

Константинопольский Патриархат обнародовал текст Томоса об автокефалии «Православной церкви Украины».

Документ появился на официальном сайте КПЦ 14 января 2019 года.

Текст Томоса доступен на греческом, английском и украинском языках.

Ниже документ приводится полностью.

Патріарший і Синодальний Томос
надання автокефального церковного устрою
Православнiй Церквi в Україні

Варфоломій, милістю Божою Архієпископ Константинополя, Нового Риму і Вселенський Патріарх.

«Ви приступили до гори Сіонської… і до Церкви первородних» (Євр. 12:22-23), блаженний серед народів Апостол Павло говорить усім вірним; і дійсно, Церква є горою, тому міцною і стійкою, непорушною та непохитною.

  Хоча одним стадом та одним тілом Христовим є і називається  Церквою Божою, яка повсюди має сповідання православної віри, спільність в таїнствах у Дусі Святому та непорушність апостольського спадкоємства та канонічного порядку, але ще від апостольських часів складається з Церков, розташованих по місцях і країнах, внутрішньо самоврядованих власними пастирями та вчителями, і служителями Євангелія Христового, тобто кожного місця єпископами, з причин не лише історичного значення міст і країн у світі, але й внаслідок особливих пастирських потреб у них.

Отож, оскільки благочестива та Богом бережена земля України укріплена та звеличена вищим промислом та отримала свою повну політичну незалежність, державні та церковні керівники якої вже тридцять років палко просять її церковного самоврядування та  пліч-о-пліч з народом й суголосно з давніми його проханнями, свого часу зверненими до святішого Апостольського Константинопольського Престолу, котрий за багатовіковим канонічним переданням зобов’язаний турбуватися про Святі православні Церкви, які мають в цьому потребу, а найдужче про ті, які від початку з ним зв’язані канонічними узами, як-от історична Митрополія Київська, – то наша Мірність з Преосвященними при нас Митрополитами та всечесними, улюбленими в Святому Дусі братами та співслужителями, з обов’язку турботи Великої Христової Церкви за Православний світ, для зцілення постійно загрожуючих розколів та розділів у помісних Церквах, однодумно визначаємо та проголошуємо, щоб уся Православна Церква, що знаходиться в межах політично сформованої та цілковито незалежної держави України разом із Священними Митрополіями, Архієпископіями, Єпископіями, монастирями, парафіями та всіма в них церковними установами, котра знаходиться під покровом Засновника Єдиної, Святої, Соборної і Апостольської Церкви Боголюдини Господа і Спасителя нашого Ісуса Христа, існувала віднині канонічно автокефальною, незалежною та самоврядованою, маючи Першого в церковних справах і визнаючи кожного канонічного її Предстоятеля, який носить титул «Блаженніший Митрополит Київський і Всієї України», – не допускається якогось доповнення чи віднімання від його титулу без дозволу Константинопольської Церкви, – який є головою Святішого Синоду, котрий щороку скликається з Архієреїв, запрошуваних почергово за їхнім старшинством, з  числа тих, що мають єпархії в географічних межах України. Таким чином управлятимуться справи Церкви в цій країні, як проголошують божественні та святі Канони, вільно й у Святому Дусі, та безперешкодно, без будь-якого іншого зовнішнього впливу.

До того ж, цим підписаним Патріаршим і Синодальним Томосом ми визнаємо та проголошуємо встановлену в межах території України Автокефальну Церкву нашою духовною донькою та закликаємо всі світовi Православнi Церкви визнавати її як сестру та згадувати під іменем «Святіша Церква України», як таку, що має своєю кафедрою історичне місто Київ, не може ставити єпископів чи засновувати парафiї за межами держави; вже існуючі відтепер підкоряються, згідно з порядком, Вселенському Престолу, який має канонічні повноваження в Діаспорі, бо юрисдикція цієї Церкви обмежується територією Української Держави.

І ми надаємо їй привілеї та всі суверенні права, належні автокефальній церковній Владі, так що відтепер Митрополит Київський і Всієї України, здійснюючи богослужіння, поминає «Усiх Єпископів Православних», а сонм найсвятіших Архієреїв при ньому поминає його ім'я як Першого та Предстоятеля Найсвятішої Церкви в Україні. Те, що стосується внутрішнього церковного управління, розглядається, судиться та визначається виключно ним і Священним Синодом, слідуючи євангельському та іншому вченню, згідно зі священним Переданням і шанованими канонічними постановами нашої Святої Православної Церкви, і настановою 6-го канону І Нікейського Вселенського Собору, який визначає, що «якщо ж при спільному голосуванні всіх, яке буде справедливим і згідно церковного канону, двоє чи троє через власну схильність до суперечок будуть [це] заперечувати, то нехай має силу рішення більшості». до того ж зберігається право всіх архієреїв та іншого духовенства на апеляційне звернення до Вселенського Патріарха, який має канонічну відповідальність приймати безапеляцiйні судові рішення для єпископів та іншого духовенства помісних Церков, згідно з 9-м і 17-м священними канонами IV Халкідонського Вселенського Собору.

Прояснюємо до вище сказаного, що Автокефальна Церква в Україні визнає  головою Святіший Апостольський і Патріарший Вселенський Престол, як і інші Патріархи та Предстоятелі, та має разом з іншими канонічними  обов'язками та відповідальностями насамперед збереження нашої Православної Віри неушкодженою та канонічної єдності та спілкування з Вселенським Патріархатом й іншими помісними Православними Церквами непорушними. І до цього, Митрополит Київський і Всієї України, як і Архієреї Найсвятішої Церкви України, обираються віднині відповідно до належних положень божественних і священних Канонів і згідно з відповідними положеннями її Статуту, які мають в усьому обов’язково відповідати положенням цього Патріаршого і Синодального Томосу. Усі архієреї зобов’язані турбуватися, щоб боголюбно пасти народ Божий, провадячи в страху Божому мир і згоду в країні та в своїй Церкві.

Важно

Але щоб в усьому перебував не применшений зв'язок духовної єдності та спілкування святих Божих Церков, бо ми навчилися «зберігати єдність духа в союзі миру» (Еф.

4:3), то кожний Блаженніший Митрополит Київський і Всієї України повинен поминати за давніми Переданнями святих Отців наших Вселенського Патріарха, Блаженніших Патріархів та інших Предстоятелів помісних Православних Церков, у ряду Диптихів, згідно з канонічним порядком,  отримавши своє місце після Предстоятеля Церкви Чехії і Словакії в священних Диптихах і на церковних зібраннях.

Таким чином, Православна Церква в Україні, через свого Першого чи  канонічного місцеблюстителя Київського Престолу, зобов'язана брати участь стосовно важливих канонічних, догматичних та інших питань у міжправославних нарадах, які збираються час від часу, за священним звичаєм, від початків усталеним Отцями.

Перший же, настановлений, зобов’язаний обов’язково посилати необхідні належні Мирнi Грамоти до Вселенського Патріарха та до інших Предстоятелів, і сам має право від них отримувати, починаючи свої мирні поїздки від Першопрестольної Церкви Константинополя за звичаями, отримуючи від неї і Святе Миро, для вияву духовної єдності з нею.

Для вирішення значних питань церковного, догматичного та канонічного характеру слід Блаженнішому митрополиту Київському і всієї України від імені Священного Синоду своєї Церкви звертатися до нашого Святішого Патріаршого і Вселенського Престолу, прагнучи від нього авторитетної думки та твердого взаєморозуміння, причому права Вселенського Престолу на Екзархат в Україні та священні ставропігії зберігаються неприменшеними.

Отже, на всiх цих умовах наша Свята Христова Велика Церква благословляє та проголошує Православну Церкву в Україні Автокефальною та щедро закликає на Ієрархію на Українській землі, непорочний клір і благочестивий народ її, з невичерпного скарбу Святого Духа, божественні дари, молячись, щоб Перший і Великий Архієрей Ісус Христос, заступництвом всенепорочної і всеблагословенної Владичиці нашої Богородиці і пріснодіви Марії, святого славного і рівноапостольного князя Володимира і святої славної княгині Ольги, преподобних і богоносних Отців наших, подвижників і монахів Києво-Печерської Лаври та інших монастирів, укріпив назавжди її в тілі Єдиної, Святої, Соборної і Апостольської Церкви таким чином зараховану Автокефальну Церкву України і подав їй благостояння, єдність, мир і зростання, на славу Його і Отця і Святого Духа.

Таким чином, таке вирішене та розсуджене і в радості сповіщене вам від шанованого Центру Православ’я було соборно затверджено, для постійного збереження видається цей Патріарший і Синодальний Томос, написаний і підписаний в Кодексі нашої Великої Христової Константинопольської Церкви, вручений в точнiй і ідентичнiй копії Блаженнішому Предстоятелю Святішої Церкви України, кір Епіфанію та його високопревосходительству, Президенту країни пану Петру Порошенку, для вічного доказу та постійного представлення.

Читайте также:  Как правильно православному верующему относится к животным

Року дві тисячі дев’ятнадцятого, місяця січня, 6 числа, індиктiона 12.

† Вселенський Патріарх Варфоломій, в Христі Бозі вирішує

† митрополит Вріульський Пантелеймон,

† митрополит Італійський і Мальтійський Геннадій

† митрополит Германський Августин

† митрополит Транупольський Герман

† митрополит Нью-Джерський Євангел

† митрополит Родоський Кирилл

† митрополит Ретімнський і Авлопотамський Євгеній

† митрополит Корейський Амвросій

† митрополит Сингапурський Контантин

† митрополит Австрійський Арсеній

† митрополит Сімський Хризостом

† митрополит Чиказький Нафанаїл

Источник: https://pravlife.org/ru/content/konstantinopolskiy-patriarhat-opublikoval-tekst-tomosa-ob-avtokefalii-pcu

Вселенскому Патриархату напомнили об уникальности автокефалии Русской Православной Церкви

Архиепископ Тельмиский Иов заявил, что каждая из новейших автокефалий провозглашалась в привязке к политическим факторам, однако это заявление, как уточнил эксперт Царьграда, неточно и может ввести несведущих в заблуждение.

Кроме Вселенского Патриархата, в истории Православной Церкви ни одна другая Поместная Церковь не провозглашала автокефалии. С таким утверждением выступил архиепископ Тельмиский Иов.

По его словам, каждая предоставляемая автокефалия приурочивалась к определенного рода политическим факторам, в частности из-за обретения государственной независимости.

Совет

Он также подчеркнул, что «никогда не было дано Православной Церкви в России томоса об автокефалии». Владыка Иов добавил, что Русская Православная Церковь не имеет права предоставлять автокефалию украинской, как и любой иной Церкви, поскольку это – прерогатива Константинопольского Патриархата.

Протоиерей, профессор Московской духовной академии Владислав Цыпин в комментарии Царьграду заявил, что в данном утверждении архиепископа Тельмиского Иова есть ряд неточностей.

«Большая часть Церквей, кроме восточных Патриархатов, Кипрской Церкви учреждались действительно на основании томосов, издаваемых в Константинополе.

Но просто потому, что балканские Церкви, которые объединяют значительное большинство православных, не принадлежащих  Русской Православной Церкви, находились на территории некогда Византийской империи, потом Османской империи.

Будучи христианами в пределах Османской империи, они были в ведении Константинопольского Патриархата, а затем, вслед за обретением независимости, эти государства получали от него, не сразу и не без сопротивления, томос об автокефалии», – разъяснил он.

Касаемо автокефалии Русской Православной Церкви, то эксперт отметил, что ее автокефалия возникла в связи с отпадением Константинополя на флорентийской унии.

В ее составе невозможно было оставаться Русской Церкви, в ту пору входившей в состав Константинопольского Патриархата в ведении Патриарха, отпавшего от Православия.

Поэтому Русская Церковь стала управляться самостоятельно, то есть фактически приобрела автокефалию, уточнил профессор Московской духовной академии.

Протоиерей Владислав Цыпин напомнил и об исторических событиях, повлиявших на этот процесс. Так, указывает он, решение об автокефалии было соборным. Как таковой томос Русской Православной Церкви не давался. Но он, по сути, и не требовался, поскольку в условиях отпадения Предстоятеля Константинопольского Патриархата православные должны были порвать общение с Предстоятелем Церкви.

Обратите внимание

Потом православие было восстановлено в Константинопольском Патриархате. Но это уже было новое начало, и к тому времени Русская Православная Церковь уже существовала автокефально. Точкой в этом процессе стал акт от 1589 года, когда был учрежден Московской Патриархией Патриарший престол.

На основании вложенной грамоты за подписью Патриарха Константинопольского остальные Патриархи выразили свое согласие об автокефалии Поместной Церкви на Руси.

Однако в Константинополе именно акт от 1589 года обыкновенно и считают датой дарования нам автокефалии, но вопрос вовсе никогда не ставился, что мы не имеем законной автокефалии, пояснил Цыпин.

Профессор также опроверг слова владыки Иова о том, что ни одна Поместная Церковь не провозглашала автокефалии. В частности, указал протоиерей, Польская Православная Церковь получила каноническую автокефалию от Московского Патриархата в 1948 году.

Американская Православная Церковь и Церковь Чешских земель и Словакии пошли по тому же пути. Уже потом, уточняет эксперт, представители Церкви Чешских земель и Словакии обращались в Константинополь за признанием своей автокефалии, но Константинополь это признание оформил иначе – как дарование автокефалии, но автокефалия в действительности уже существовала.

Источник: https://tsargrad.tv/news/vselenskomu-patriarhatu-napomnili-ob-unikalnosti-avtokefalii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi_158325

Томос об автокефалии ПЦУ: опубликован полный текст документа

Документ привезут в Украину вечером 6 января.

Сегодня, 5 января, Вселенских Патриарх подписал Томос об автокефалии для Православной Церкви Украины. Полный текст перевода исторического документа от Варфоломея опубликовала ТСН.

“Вы приступили к горе Сиону… и к Церкви первенцев” (Евр. 12:22-23), блаженный среди народов Апостол Павел говорит всем верующим; и действительно, Церковь является горой, поэтому прочной и устойчивой, незыблемой и непоколебимой.

Хотя одним стадом и одним телом Христовым есть и называется Церковью Божьей, которая повсюду имеет исповедание православной веры, общность в таинствах в Духе Святом и незыблемость апостольского преемства и канонического порядка, но еще от апостольских времен состоит из Церквей, расположенных на землях и странах, внутренне самоуправляемых собственными пастырями и учителями и служителями Евангелия Христова, то есть каждого места епископами, по причинам не только исторического значения городов и стран в мире, но и вследствие особых пастырских необходимостей в них.

Итак, поскольку благочестивая и Богомбереженная земля Украины укреплена и возвеличена высшим промыслом и получила свою полную политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже почти тридцать лет горячо просят ее церковного самоуправления и бок о бок с народом и созвучно с его давними просьбами в свое время обращенными к святейшему Апостольскому Константинопольскому Престолу, который по многовековым каноническим преданиям обязан беспокоиться о Святых православных Церквях, которые имеют в этом потребность, а больше всего о тех, которые всегда с ним связаны каноническими узами, как историческая Митрополия Киевская, — то наша Покорность с Преосвященными при нас Митрополитами и всечестными, любимыми в Святом Духе братьями и сослужителями, по долгу заботы Великой Христовой Церкви за Православный мир, для исцеления постоянно угрожающих расколов и разделов в поместных Церквях, единомышленно определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины вместе со Священными Митрополиями, Архиепископиями, Епископиями, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями, которая находится под покровом Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого ее канонического Предстоятеля, который носит титул “Блаженнейший Митрополит Киевский и Всей Украины”, — не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула без разрешения Константинопольской Церкви, — который является председателем Святейшего Синода, который ежегодно созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины. Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые Каноны, свободно и в Духе Святом, и беспрепятственно, без какого-либо другого внешнего воздействия.

Важно

К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать под именем “Святейшая Церковь Украины”, как такую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства.

Источник: https://kp.ua/politics/627818-tomos-ob-avtokefalyy-ptsu-opublykovan-polnyi-tekst-dokumenta

Томос об автокефалии для Православной церкви Украины: полный текст

Томос об автокефалии для Православной церкви Украины

5 января 2019 года Вселенский патриарх Варфоломей подписал Томос об автокефалии для Православной церкви Украины. В этот же день был обнародован полный текст перевода исторического документа.

Патриарший и синодальный Томос предоставления автокефального церковного устройства Православной церкви Украины

Варфоломей, милостью Божьей Архиепископ Константинополя, Нового Рима и Вселенский Патриарх

«Вы приступили к горе Сиону… и к Церкви первенцев» (Евр. 12:22-23), блаженный среди народов Апостол Павел говорит всем верующим; и действительно, Церковь является горой, поэтому прочной и устойчивой, незыблемой и непоколебимой.

Хотя одним стадом и одним телом Христовым есть и называется Церковью Божьей, которая повсюду имеет исповедание православной веры, общность в таинствах в Духе Святом и незыблемость апостольского преемства и канонического порядка, но еще от апостольских времен состоит из Церквей, расположенных на землях и странах, внутренне самоуправляемых собственными пастырями и учителями и служителями Евангелия Христова, то есть каждого места епископами, по причинам не только исторического значения городов и стран в мире, но и вследствие особых пастырских необходимостей в них.

Итак, поскольку благочестивая и Богом береженная земля Украины укреплена и возвеличена высшим промыслом и получила свою полную политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже почти тридцать лет горячо просят ее церковного самоуправления и бок о бок с народом и созвучно с его давними просьбами в свое время обращенными к святейшему Апостольскому Константинопольскому Престолу, который по многовековым каноническим преданиям обязан беспокоиться о Святых православных Церквях, которые имеют в этом потребность, а больше всего о тех, которые всегда с ним связаны каноническими узами, как историческая Митрополия Киевская, — то наша Покорность с Преосвященными при нас Митрополитами и всечестными, любимыми в Святом Духе братьями и сослужителями, по долгу заботы Великой Христовой Церкви за Православный мир, для исцеления постоянно угрожающих расколов и разделов в поместных Церквях, единомышленно определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины вместе со Священными Митрополиями, Архиепископиями, Епископиями, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями, которая находится под покровом Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого ее канонического Предстоятеля, который носит титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и Всей Украины», — не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула без разрешения Константинопольской Церкви, — который является председателем Святейшего Синода, который ежегодно созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины. Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые Каноны, свободно и в Духе Святом, и беспрепятственно, без какого-либо другого внешнего воздействия.

К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать под именем «Святейшая Церковь Украины», как такую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства.

Источник: https://glavcom.ua/ru/news/tomos-ob-avtokefalii-dlya-pravoslavnoy-cerkvi-ukrainy-polnyy-tekst-558689.html

Ссылка на основную публикацию