Таинство исповеди в православии: правила и важные моменты

Таинство исповеди

В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства:

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Что такое исповедь и как к ней готовиться

Худ. А. Корзухин. Перед исповедью. 1877

 

Каждому из нас, хотя бы несколько раз в жизни приходилось признавать свою неправоту, говоря простое, но такое, порой сложно выговариваемое слово «прости». Но если человек невоцерковленный просит прощения только у тех, кого он обидел, то христианин еще просит прощения у Бога.

Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения.

Что же обозначает понятие исповеди, и как к ней готовиться мы попробуем разобраться с помощью Священного Писания и святых отцов.
 

Худ. Б. Клементьев. Исповедь. Современная картина

Исповедь – перемена ума

Слова «покаяние» или «исповедь», к сожалению, не совсем точно отображают смысл этого таинства. В русском исповедоваться значит открывать свои грехи. В греческом языке таинство исповеди называется «метанойя» – перемена ума.

Это значит, что её цель не только в том, чтобы попросить прощения, но и с помощью Божией изменить свой ум. 

Обратите внимание

Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11).

Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Обращение проявляется, прежде всего, в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину.

Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему — положительно и реально. Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения.

Это активное, положительное состояние, заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении».

Митрополит Иларион (Алфеев) замечает:

«Покаяние – не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи.

В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех».

И. Репин. Отказ от исповеди. 1879-85
 

Установление таинства исповеди

Покаяние перед Богом, иногда всем народом – распространенная практика, широко встречающаяся во времена Ветхого Завета. Мы можем вспомнить праведника Ноя, который призывал народ к покаянию.

Мы встречаем положительные примеры принесения покаяния: пророк Иона взывал к ниневитянам, возвещал им погибель. И жители услышали его слова и раскаялись в грехах, они умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение (Иона 3; 3).

Таинство исповеди в христианском осмыслении берет свое начало с апостольских времен. В деяниях апостольских сказано, что «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19; 18).

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13; 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15; 7).

Именно апостолам и их приемникам – епископам, а через них священникам Господь дал право и возможность прощать человеческие грехи: «Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся)» (Ин. 20,22—23).

Исповедь в первые века не имела строго последования, как и другие таинства. В разных Церквях встречались разные практики, связанные с местными обычаями. Но уже тогда можно было выделить несколько основных компонентов, встречавшихся почти повсеместно.

Среди них, прежде всего, нужно отметить личную исповедь перед пастырем или епископом и исповедь перед всей церковной общиной, которая практиковалась вплоть до конца IV века, когда Константинопольский патриарх Нектарий отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

И. Репин. Один из набросков к картине. 1880
 

Как готовиться?

Распространенной ошибкой многих христиан является порочная практика вспоминать о своих грехах уже стоя в очереди. Подготовка к исповеди должна начинаться задолго до таинства.

В течение нескольких дней готовящийся должен проанализировать свою жизнь, вспомнить все дела, мысли, поступки, которые смущают его душу.

Приготовление к исповеди состоит не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех.

Оно заключается в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при котором, как при свете, станут видны ясно наши грехи.

Духовнику исповедник должен принести не список, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей заметил:

«Иногда приходят люди и вычитывают длинный список грехов – которые я по списку знаю, потому что у меня есть те же самые книжки, что у них.

Важно

И я их останавливаю, говорю: «Ты не свои грехи исповедуешь, ты исповедуешь грехи, которые можно найти в номоканоне, в молитвенниках. Мне нужна твоя исповедь, вернее, Христу нужно твое личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние.

Ты не можешь чувствовать, что осужден Богом на вечную муку, потому что не вычитывал вечерние молитвы или не читал каноны, или не так постился».

Митрополиту Антонию вторит митрополит Иларион (Алфеев):

«Часто на исповеди говорят не о своих грехах, а о грехах других людей: зятя, свекрови, тещи, дочери, сына, родителей, сослуживцев, соседей. Иногда священнику приходится выслушивать истории со многими действующими лицами, с рассказами о грехах и недостатках родственников и знакомых.

Все это к исповеди не имеет никакого отношения, потому что за свои грехи наши родственники и знакомые будут отвечать сами, за наши же грехи придется отвечать нам.

И если у кого-то из нас не складываются отношения с родственниками, сослуживцами, соседями, то надо, готовясь к исповеди, задать себе вопрос: в чем моя вина; чем я согрешил; что я мог сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему, но не сделал?

Всегда нужно прежде всего искать свою вину, а не винить ближних. Иногда люди приходят, чтобы пожаловаться на жизнь.

Что-то в жизни не сложилось, постигла неудача, и человек приходит к священнику, чтобы сказать, как ему трудно. Надо помнить, что священник – это не врач-психотерапевт, а храм – не то место, куда нужно приходить с жалобой.

Конечно, священник в каких-то случаях должен вы­слушать, утешить, ободрить, но нельзя сводить исповедь к психотерапии».

Преподобный Никон Оптинский, говоря о подготовке к исповеди, советует своим чадам «глубже вникнуть в самих себя и тщательно проследить за своими помыслами, чувствами и плакать об имеющихся в нас страстных, греховных чувствах, желаниях, помышлениях, их должны мы непременно изгнать, как Богу неугодные, и, изгнав, уже отнюдь не допускать в свое сердце, бо не можем мы в страстном состоянии петь песнь Господню».

Важным моментом подготовки является чистое сердце. Желая исповедоваться, христианин должен от всего сердца попросить прощения у тех, кого он обидел, и простить своих обидчиков.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит по этому поводу следующее: «Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: “Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!” Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа».

Н. Лосев. Блудный сын. 1882. 

В евангельской притче о блудном сыне показан образ «покаяния» – перемены себя, отказа от греха.

Исповедь (Таинство покаяния) – таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога.
 

Исповедание грехов

Чтобы принести покаяние в грехах необходимо разобраться и понять, что такое грех. Католическая традиция, восходящая к Ансельму Кентерберийскому, определяет грех в юридической плоскости. Грех воспринимается как нарушение закона, совершение преступления. 

Совет

Православная традиция всегда относилась к греху как к болезни, что и было зафиксировано в постановлении VI вселенского собора. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, самые известные из них – в чине Исповеди.

Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Да и само греческое слово амартиа, переводящееся как «грех», имеет еще несколько значений, одно из которых – болезнь.

Святитель Григорий Нисский говорит о грехе так: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра». 

Ему вторит преподобный Ефрем Сирин: «Грех совершает насилие над природой».
 

 

Притча о блудном сыне. Современная греческая икона. 

«Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. Сын в притче о блудном сыне не просто рассказывает о своих грехах – он кается.

Здесь любовь к отцу, а не просто ненависть к себе и своим делам. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. К Богу нельзя идти с чувством «вот я покаюсь и всё будет хорошо». Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией.»

диакон Андрей Кураев

К. Брюллов. Исповедь итальянки. 1827-30
 

У Католиков исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине, называемой исповедальней или конфессионалом (но возможно и вне конфессионала).
 

Как часто нужно исповедоваться?

Вопрос этот не имеет однозначного ответа. Частоту исповеди должен определять сам христианин, посоветовавшись со своим духовником.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в одной из передач так ответил на вопрос телезрителей: «По мере необходимости, это очень индивидуально. Если есть навык, то каждый раз, когда сердце болит о каком-то грехе.

Обратите внимание

Кому-то это необходимо несколько раз в месяц, кому-то — раз в неделю, кому-то чаще, кому-то реже. Надо исповедоваться так часто, чтобы голос совести всегда громко звучал в человеческом сердце.

Если он начинает затихать, значит, что-то не так».

Если же исповеданный грех продолжает мучить, и боль от него не утихает, не стоит этим смущаться, сказал владыка.

«Грех наносит рану человеческой душе. Для заживления любой раны требуется время, она не может просто взять и затянуться.

Мы люди, у нас есть совесть, у нас есть душа и после нанесенной ей раны она, конечно же, болит. Иногда всю жизнь.

Есть такие ситуации, такие грехи, рана от которых остается в человеческом сердце очень надолго, даже если человек раскаялся и получил прощение от Бога».

Но если эти грехи больше не повторялись, то называть их снова на исповеди нет необходимости, отметил митрополит Лонгин. «Каждый грех, мы знаем, по традиции заглаживается епитимьей. И вот эта память о грехе, память скорбная, болезненная, вполне может быть воспринята как епитимья от Бога».

Худ. К. Лебедев.
 

Детская исповедь

С какого возраста нужно исповедоваться детям, как рассказать и подготовить малыша к первому покаянию – эти вопросы волнуют многих православных родителей.

Протоиерей Максим Козлов советуют в таких случаях не спешить:

«Нельзя требовать, чтобы с семи лет все дети подходили к исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи и с более ранних веков.

Как, если я не ошибаюсь, писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать.

Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться).

Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже.

Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь.

Важно

На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него – видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет.

Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.»

С. Милорадович. У исповедника
 

Зачем на исповеди нужен священник

Исповедь — это не беседа. Священник не обязан что-то говорить. Он обязан слушать, обязан понять, искренне ли кается человек. Давать советы не всегда уместно.

Митрополит Антоний Сурожский говорил в одном своем слове об исповеди: «Иногда честный священник должен сказать: «Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу».

Каждая исповедь – это обещание приложить все усилия для того, чтобы впредь не возвращаться к исповеданному греху.

Священник – только свидетель этой вашей клятвы верности Богу.

Читайте также:  Псалом давида 5

Священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние. Это нелегкое бремя ответственности и власти Христос дал Своим апостолам.

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

священник Антоний Скрынников

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/181005-tainstvo-ispovedi

Таинство покаяния и «общая Исповедь»

Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский(1870-1955).

   В последние десятилетия в церковно-богослужебную практику начала входить так называемая общая исповедь, вытесняющая, особенно в городах, исповедь частную. Между тем такой практики никогда не знала древняя Церковь.

В конце прошлого века употребление общей исповеди было разрешено митрополитом Исидором покойному протоиерею Иоанну Сергиеву (Кронштадскому) в силу особенных обстоятельств его пастырской деятельности и во внимание к его исключительной личности, но и то — не как Таинство Покаяния, а как подготовление верующих к принятию святых Таин Тела и Крови Христовых.

В настоящее время оправданием такой практики обыкновенно становится большое число говеющих (особенно в дни Великого Поста) и якобы физическая невозможность для священника исповедывать каждого в отдельности. Некоторыми из мирян такая практика даже одобряется: не занимает много времени, не задевает самолюбия и не вызывает естественного чувства смущения и стыда пред духовником из-за совершенного проступка…

Совет

О таком «одобрении» этой практики, конечно, нельзя и говорить серьезно: высказывать это — значит совершенно не понимать смысла исповеди и уклоняться от того, что является одним из существеннейших ее элементов — сердечного сокрушения кающегося и именно болезненного для самолюбия, бьющего по чувству стыда выявления пред духовником тяготящего совесть греха, как показателя искренности раскаяния и желания исправления.

«Оправдание» же такой практики совершенно недопустимо, потому что так называемая общая исповедь, употребляемая в замену частной исповеди, не только коренным образом извращает установленный чин исповеди, но и ни в какой степени не является Таинством, так как не заключает в себе основных элементов, обуславливающих Таинство Покаяния как таковое.

В Таинстве Покаяния с необходимостью требуется: со стороны кающегося — полное выявление пред духовником искреннего раскаяния в гнетущем совесть грехе, с решимостью не повторять его; со стороны же духовника — личная убежденность в искренности этого раскаяния и твердости решения и, только на основании этого убеждения, разрешение кающегося от этого греха именем Божиим. В «общей исповеди» этих элементов нет; их может дать только исповедь частная, и только она одна и может иметь значение Таинства Покаяния.

Надо думать, что подмена этого Таинства в виде частной исповеди так называемой общей исповедью произошла в сознании некоторых пастырей и мирян из желания достойного подготовления верующих к причащению Тела и Крови Христовых.

Но при этом вкралось недоразумение в отношении к Таинству Причащения и Таинству Покаяния: к Таинству Причащения хотелось приступать в «полной безгрешности», а на Таинство Покаяния смотрели как на то, которое, давая отпущение от всех грехов, должно непременно и всегда предварять Таинство Причащения.

Между тем догматические основания, древне-церковная каноническая постановка и психологический смысл обоих Таинств показывают, что такое мнение является не вполне правильным.

В Таинстве Причащения верующий соединяется с Христом и со всеми другими причастниками, и этим устанавливается единосущие таинственного Тела Христова — Церкви с воспринятым Христом в ипостасное единение и обожествленным человеческим естеством, а для каждого причащающегося это Таинство дает источник необходимых духовных сил для всего христианского строя жизни.

Отсюда ясно, что по этому своему значению для всей Церкви и для каждого христианина Таинство Причащения должно совершаться постоянно: христианин, чувствующий себя живым членом Церкви, не может не стремиться всем своим существом к реальному общению со своим Спасителем, а вся Церковь, как продолжательница дела Христова на земле, не может не содействовать всеми мерами осуществлению этого стремления.

И древняя практика Церкви первых веков вполне соответствовала сущности Таинства: все верные не только присутствовали, но и обязательно причащались за каждою Литургиею.

При невозможности присутствовать в церкви они причащались дома запасными Дарами.

Церковь тревожилась, когда кто-либо из верных не приступал к причащению, расследовала причину уклонения и побуждала не ослабевать в стремлении к соединению со Христом.

Обратите внимание

Со временем эта практика ослабела. Занятые житейскими делами христиане, сознавая свою греховную нечистоту, не решались приступать к этому великому Таинству без должного приготовления, и потому причащались все реже и реже, доведя это до говения один раз в год и соединив причащение с Таинством Покаяния, дающим разрешение исповедуемых грехов.

Так постепенно создалась современная практика получения особого разрешения от духовника на каждый случай причащения — практика, отклоняющаяся от осуществления цели, для которой установлена Евхаристия.

Объясняется это отклонение тем, что обыкновенно смешивают Таинство Покаяния с тем покаянным чувством, которое должно быть всегдашним душевным состоянием христианина и которое особенно должно быть возгреваемо приступающим к Таинству Причащения.

Христос пришел спасти не праведников, а грешников. И Церковь Христова (земная) фактически состоит из одних грешников, но только не «рабов греха» по своему душевному настроению (Рим.6,6), а врагов греха, даже в то время, когда они впадают в грехи.

Поэтому покаяние должно быть всегдашним душевным настроением христианина и тем более глубоким и искренним, чем строже и внимательнее он относится к своей внешней и внутренней жизни.

Но это покаянное настроение не охлаждает стремление христианина ко Христу, а напротив — усиливает его все более и более, и не только не препятствует Евхаристическому общению со Христом, но составляет необходимое условие причащения Тела и Крови Христовых «во оставление грехов», действительно смываемых Евхаристической Кровию «во исцеление души и тела», действительно оздоровляемых и питаемых Телом и Кровию Христа.

Так как грехом является не тот или иной внешний факт, совершенный человеком, а отношение человека к этому факту (Рим.14,14), то и препятствием к Причащению Тела и Крови Христовых являются не фактические грехи человека сами по себе, а его душевное состояние.

Когда христианин грешит сознательно, предпочитает земное небесному, любит мир, а Бога забывает, то он не грешит уже только, а РАБОТАЕТ ГРЕХУ вместо того, чтобы служить Христу (Римл.6,16). Тогда Таинство Причащения не может быть спасительно для него, потому что он не стремится уже ко Христу, а идет прочь от Него (в каком-либо отношении).

Важно

Но так как своими силами он не может изгладить греха, которому работал и который теперь тяготит его, то он и имеет нужду в Таинстве Покаяния, которое для того и установлено, чтобы христианин, мучимый совестию уклонения от Христа, имел несомненное, видимое удостоверение, что грех, отчуждающий его от Христа и Его Тела — Церкви, прощен Богом, не существует более, что силы его, подавленные и извращенные грехом, восстановлены благодатию Божиею, и он снова может служить Христу, быть в теснейшем единении с Ним.

Древняя Церковь и смотрела на Таинство Покаяния как на врачевание, необходимое христианину лишь в исключительных случаях, когда он «грешит к смерти», когда, по зову апостола Иоанна Богослова, нельзя одною только братскою молитвою испросить ему от Господа прощения (1Ио.

5,16), потому что он вышел из общего течения жизни Церкви, расстраивает совместную братскую работу созидания спасения, когда не случайно, а устойчиво вносит в эту братскую работу чуждые ей элементы, словом, когда возникает необходимость вновь ввести в Церковь христианина, отколовшегося от Нее какою-либо стороною своей личной жизни.

Таков истинный смысл Таинства Покаяния и по установлению его Христом. Из трех изречений Господа о «власти вязать и решить» два (Mф.16,19; Ио 20, 23) говорят не о Таинстве Покаяния в собственном смысле, а о всей совокупности полномочий, обещаемых ап.

Петру (Mф.16,19) и вверяемых всем апостолам (Ио.20,23), и только в третьем (Мф.18, 15-20) говорится определенно о «грехе брата», т.е.

христианина, соблазняющем собрата, и устанавливаются три формы прекращения этого соблазна и исправления согрешающего:

1. Братское частное увещание — исправление без Таинства Покаяния («обличи его между тобою и им одним»);

2. Призыв более авторитетных собратий для увещания согрешающего -— исповедь частная пред духовником и его разрешение («возьми с собою еще одного или двух»);

3.

Совет

Перенесение вопроса о грехе соблазняющем на суд всей Церкви — публичное покаяние, с отлучением согрешающего на время выяснения вопроса для всей Церкви, заканчивающееся или публичным же примирением, разрешением грешника, или признанием упорного грешника «язычником и мытарем», т.е. для собратий — прекращением соблазна, поскольку упорно пребывающий в грехе откололся от Церкви, а для самого грешника — объявлением невозможности совершить Таинство Покаяния, снять с него грех, доколе он предпочитает этот грех общению с Церковью.

Таким образом, как видно из изложенного:

1) Оба таинства — как Причащения, так и Покаяния — являются самодовлеющими, так как каждое из них имеет соответствующую ему цель и преподает свой определенный благодатный дар.

Таинство Причащения постоянно нужно христианину, как живому члену Церкви — Тела Христова.

Таинство Покаяния нужно христианину тогда, когда он сомневается в своей принадлежности к Церкви вследствие совершенного, тяготящего его греха и ищет примирения с Ней. Идеал христианина в отношении к этому Таинству — быть всегда в живом единении со Христом и Его Церковью.

2)   В основе практикуемого требования обязательности Таинства Покаяния для каждого христианина, желающего причаститься, лежат две ошибки:

а) историческая: смешение субъективного чувства сокрушения о своих грехах, всегда присущего христианину и особенно желательного, когда он приступает к Святейшему Таинству Евхаристии, с объективным фактом -— Таинством Покаяния, необходимым лишь в определенных случаях отклонения христианина от Церкви какою-либо стороною своей личной жизни;

б) ошибка логическая: умозаключение о необходимости благоговейного отношения к Евхаристии и возможности, при существовании Таинства Покаяния, а поэтому и необходимости безгрешности при приобщении. Эта последняя ошибка возникла, конечно, лишь на почве юридической расценки деятельности человека, допускающей возможность сверхдолжных заслуг его (в католичестве).

3)   Отсюда явилось и требование очищения через Таинство Покаяния всех вообще грехов, а не отлучающих только христианина от живого общения со Христом.

Обратите внимание

Такое требование, технически в точном смысле невозможное (кающийся не может серьезно и искренно обещать быть совершенно безгрешным, а духовник не может верить в исполняемость такого обещания), не соответствует значению Таинства Покаяния, ослабляет при исповеди тяжких грехов сознание их опасности и при необходимости исправления, низводит исповедь до степени простой беседы пастыря с пасомым, проверки его нравственного состояния и превращает Таинство Покаяния из «врачебницы» в «судилище», превращение, признаваемое Римской Церковью, но отвергаемое Православной.

4)   Поскольку в Таинстве Покаяния требуется от кающегося чистосердечное раскаяние в содеянном грехе и горячее желание оставить этот грех, а со стороны Церкви, т.е.

духовника, убеждение в совершенной искренности кающегося, на основании чего он только и может разрешить его именем Божиим от исповеданного греха, общая исповедь не может заключать в себе убежденности духовника в искренности кающегося, а без разрешения нет и Таинства Покаяния; она не есть Таинство Покаяния, а может быть только одним из способов приготовления христианина к благоговейному причащению Св. Таин и, поскольку не дает разрешения ни от каких грехов, она не может являться заменой частной исповеди и оставляет каждого участника полностью ответственным пред Господом за достойное или недостойное принятие Его Тела и Крови.

5)   Только при частной исповеди возможно исполнять требование древней Церкви, выраженное в «Постановлениях Апостольских» («не изрекать одинакового приговора за всякий грех, но на каждый полагать свой особенный»). (Кн.8, гл.48; ср. правила 5 Анкирского и 2 Лаодикийского Соборов).

Общая же исповедь совершенно исключает возможность при разрешении и при наложении епитимьи соображаться со свойством греха, со степенью раскаяния и обстоятельствами кающегося.

Таково церковное понимание Таинства Покаяния и значения так называемой общей исповеди. Это понимание необходимо объяснять с церковной кафедры верующим, и, располагая их к частому причащению Св.

Таин Тела и Крови Христовых для постоянного единения со Христом, вместе с тем призывать их к частому очищению своей совести через Таинство Покаяния, путем ЧАСТНОЙ исповеди, указывая, что так называемая общая исповедь, создавая доброе настроение пред принятием Св.

Таин, не дает, однако, возможности глубоко анализировать свою духовную жизнь и потому легко может привести к ложному успокоению совести.

Важно

Если же в исключительных случаях (особенно при многочисленности причастников) приходится священнику прибегать по необходимости к так называемой общей исповеди, то, выяснив ее подлинный смысл, надо непременно предлагать кроме того и индивидуально обращаться к духовнику с исповеданием особенно гнетущих душу грехов для получения их разрешения, чтобы верующие знали, что только одна «общая» исповедь не дает этого.

Так постепенно может быть восстановлена истинная древняя церковная практика Таинства Покаяния, и уяснится в сознании верующих неправильность взгляда на возможность замены частной исповеди общею.

 6 ноября 1944 г. Архиепископ Григорий.

Источник: https://ispowed-prichastie.ru/tainstvo-pokayaniya-i-obshhaya-ispoved/

Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке

Molitva.Guru > Церковные таинства и обряды > Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке

У каждого человека наступают тяжёлые моменты в жизни, когда на душе лежит камень невысказанных обид, лжи, отягощения переживаний за определённые поступки, за которые порой становится стыдно и больно.

Для того чтобы облегчить душу, и покаяться во всех грехах существует таинство исповеди. Как подготовится к исповеди, какие правила нужно соблюдать и что говорить батюшке, вам подробно расскажет эта статья.

Подготовка к исповеди

Исповедаться — означает искренне каяться в своих грехах и стараться больше не нарушать законов Божьих.

Перед исповедью необходимо полностью осознать всю тяжесть совершённый грехов, и с верой в душе осознанно прийти к желанию исповедаться.

Важно вспомнить все свои грехи, не стыдясь, и не утаивая от священника ничего, в противном случае все невысказанное вами так и останется тяжёлым грузом на душе, с которым придётся дальше жить.

Перед исповедью нужно попросить прощения у всех, кого бы вы могли обидеть в течение жизни и простить всех обидчиков, встречающихся вам. Не следует распускать сплетни или обсуждать кого-либо, необходимо воздержаться от прочтения легкомысленной литературы (романов, детективов и пр.), и просмотра телевизора.

Самым лучшим времяпрепровождением будет прочтение библии и другой литературы на духовные темы.

Рекомендации верующим

При подготовке к исповеди и во время нее рекомендуется соблюдать ряд важных условий. Обратите внимание на этот список:

  1. Не стоит создавать «списки прегрешений». Некоторые люди превращают исповедь в доклад о своих грехах, переходя из пункта в пункт, и отчитавшись, думают, что покаялись. Намного лучше, когда исповедь будет идти от сердца, но, конечно, если вы боитесь забыть что-либо, можно взять с собой небольшую памятку, которая в случае чего, напомнит вам, о чём следует упомянуть во время исповеди.
  2. Не высказываться «особенным языком». Рассказывая о своих грехах, не следует переходить на церковные термины и выражения, и завуалировать свою исповедь под церковные каноны. Следует говорить все так, как есть. Священник не осудит вас, услышав искреннее покаяние. За долгие годы службы, священник слышит очень много исповедей, и вряд ли будет поражён вашими чистосердечными признаниями. Порой очень сложно сказать что-либо в открытую, но именно открытое покаяние станет для вас избавлением от отягощающего груза на душе, а для священника показателем, что вы становитесь на праведный путь.
  3. Говорить только о собственных грехах. Исповедаться надо о своих грехах, не преуменьшая их и не извиняясь за них. Это кажется очевидным, но чаще всего священники, слушая исповедание, вместо покаяния о совершённых грехах, слушают истории о близких и друзьях. Когда речь заходит о нанесённых обидах ближними, это скорее служит оправданием, и может позиционироваться как осуждение ближнего. В таких случаях прегрешения представляются в виде неизбежного. Но совершение греха — это чаще всего личный выбор. И очень редко грех совершается по принуждению.
  4. Находится в мире со всеми. Если мы обращаемся к Богу со словами прощения, важно чтобы мы прежде всего научились прощать сами. Иногда случаются ситуации, когда получить прощение или же попросить его у человека бывает просто невозможно. Тогда необходимо простить в душе, и не иметь на сердце обиду против ближних.
Читайте также:  Жизнь шмемана александра дмитриевича

О чем следует подумать

При подготовке к исповеди следует использовать специальную литературу, где можно найти подробное разъяснение сути каждого греха. Мы предлагаем вам изучить список грехов на исповеди, образец:

  1. Грехи, совершённые против Господа Бога: отсутствие веры в Бога; признание другой веры; участие в иных религиозных собраниях; обращение к ворожеям, гадалкам, шаманам; создание себе «кумиров». Под «кумирами» могут пониматься любые люди, вещи и все, что человек может ставить превыше Бога.
  2. Грехи против ближних: обсуждение и осуждение людей, клевета и ложь, пренебрежение, прелюбодеяние (измена супругу), беспорядочные половые связи. И также к этой категории относится «гражданский брак», очень распространённый в современном обществе. Даже если супруги расписаны в загсе, но не венчаны, то это считается грехом. Кражи, грабежи, обман людей, с целью получения прибыли тоже считаются большими прегрешениями. Аборт, даже если он сделан по состоянию здоровья, является очень серьёзным грехом.

Чтобы понять, какие грехи вы совершили, следует обратиться к заповедям, причем понимать их следует не только буквально. Например, «не убий» подразумевает не только физическое убийство, но и убийство словом и даже в мыслях.

Поведение на исповеди

Перед тем как исповедаться, необходимо узнать время проведения исповеди в храме. Во многих храмах исповедь проходит по праздникам и воскресеньям, но в больших храмах может быть и в субботу, и в будний день.

Чаще всего, большое количество желающих исповедаться приходит во время Великого поста.

Но если человек исповедается впервые или после длительного перерыва, лучше всего поговорить со священником и подобрать удобное время для спокойного и открытого покаяния.

Совет

Перед исповедью необходимо выдержать трехдневный пост духовный и телесный: отказаться от половой жизни, не есть продукты животного происхождения, желательно отказаться от развлечений, просмотра телевизора и «сидения» в гаджетах.

В это время необходимо читать духовную литературу и молиться. Существуют специальные молитвы перед исповеданием, которые можно найти в Молитвослове или на специализированных сайтах.

Можно почитать другую литературу на духовные темы, которую может порекомендовать священник.

Стоит помнить, что исповедь — это прежде всего покаяние, а не просто душевная беседа со священником. Если у вас есть вопросы, то следует подойти к священнику по окончании Службы и попросить уделить вам время.

Священник вправе наложить на прихожанина епитимью, если посчитает грехи тяжкими. Это своего рода наказание для искоренения греха и получения скорейшего прощения. Как правило, епитимья — это чтение молитв, пост и служение ближним. Следует воспринимать епитимью не как наказание, а как духовное лекарство.

Приходить на исповедь нужно в скромной одежде. Мужчины должны одеться в брюки или штаны, и рубашку с длинными рукавами, желательно без изображений на ней. Шапку в церкви следует снимать.

Женщины должны одеваться максимально скромно, не допустимы брюки, платья с декольте, обнаженными плечами. Длина юбки — ниже колена. На голове обязательно должен быть платок.

Любой макияж, особенно накрашенные губы недопустимы, потому что нужно будет целовать Евангелие и крест.

Порядок исповеди:

  1. Необходимо дождаться своей очереди на исповедь.
  2. Повернувшись ко всем присутствующим, нужно произнести следующие слова: «Простите меня, грешника». В ответ люди должны сказать: «Бог простит, и мы прощаем».
  3. Склонив голову перед аналоем (высокая подставкой, на которую кладут иконы и книги) нужно перекреститься и поклониться, и после этого можно исповедаться.
  4. Выслушав исповедь, священник читает молитву, отпускающую грехи. После молитвы священник крестит исповедуемого и снимает епитрахиль.
  5. После исповеди необходимо выслушать священника, и перекрестившись три раза и поклонившись, поцеловать крест и книгу Евангелие.

Таинство причастия

После исповеди верующий допускается до причастия. как правило, эти два обряда проводятся в разные дни.

Перед тем как причащаться, следует строго поститься три дня. За неделю до таинства также следует читать акафисты Святым и Богородице. В третий день поста вычитываются Канон Покаянный, Канон Молебны Богородице и Канон Ангелу-хранителю. Необходимо посетить вечернюю службу перед Причастием.

После полуночи следует воздержаться от еды и воды. По пробуждению читаются утренние молитвы. И также стоит помнить, что подготавливаясь к Причастию, следует не употреблять алкоголь, не курить, не сквернословить и отказаться от выполнения супружеского долга.

Обратите внимание

Таинство исповеди, как и таинство причастия являются очень важными событиями в жизни каждого человека. Очищаясь от грехов, исповедующийся становится ближе к Богу.

Человек, начинающий становится на путь истинный уже делает большой шаг к очищению души и улучшению жизни. Стоит помнить, что к этим важным событиям следует подходить очень серьёзно и подготовлено.

А уже покаявшись и получив прощение, сохранять душу, тело и мысли в чистоте и гармонии.

Источник: https://molitva.guru/tserkovnye-tainstva-i-obryady/kak-podgotovitsya-k-ispovedi-chto-govorit-batyushke.html

Таиство Покаяния

Покаяние – это такое Таинство, в котором исповедующийся в своих грехах получает прощение их от Самого Бога, хотя видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник.

Покаяние необходимо для любого христианина, если он хочет быть настоящим членом Святой Церкви, ведь грехи отдаляют человека от Бога – источника всякого добра, делают его чужим Христу, который является Главой Церкви.

Каялись и исповедовались в своих грехах даже святые, потому что чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Один Бог безгрешен, а люди реже или чаще, но все впадают в большие или меньшие грехи. Грех – это страшное зло, но Церковь учит, что не так страшен грех, как то, что человек в этом грехе не раскаивается, не исповедует его перед священником в Церкви.

Господь наш Иисус Христос искупил грехи людей всего мира на кресте, и теперь самый страшный грешник, если он искренне раскается, может надеяться на спасение.

Вспомним, что на Голгофе рядом с крестом Христовым стояли и два других креста, на которых были распяты разбойники.

И тот разбойник, который исповедовал на кресте свои преступления и просил Христа: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое», первым вошел в рай. Без покаяния спасение невозможно, поэтому понятно, какое большое значение имеет это таинство Церкви.

Исповедь существовала в Церкви с самого ее возникновения. Уже к апостолам приходили люди, «исповедуя и открывая грехи свои». В то время обращение к Церкви людей было таким горячим, а стремление избавиться от грехов таким сильным, что повсеместно была распространена открытая исповедь: грешник исповедовался перед всеми открыто.

Дисциплина покаяния также была весьма строгой. За тяжкие грехи устанавливались суровые наказания вплоть до отлучения от Церкви на длительный срок и даже до смертного часа.

Важно

Для присоединения к Церкви после совершения тяжкого греха нужно было совершить дела покаяния, показать себя раскаявшимся не на словах, а на деле и загладить преступления чистой и беспорочной жизнью. Смысл покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.

Иначе можно говорить на исповеди: прости, Господи, но к следующей исповеди приходить с теми же грехами. Поэтому раньше христиане проверяли искренность покаяния прежде, чем дать отпущение грехов.

Кающиеся в древности разделялись на четыре разряда. Плачущие не смели входить в церковное здание, где проходили богослужения, и только просили у проходящих, чтобы они помолились за них. Слушающие стояли в притворе, слушая слова богослужения.

Им разрешалось подходить под благословение, но так же, как готовящиеся ко крещению, они не могли участвовать в литургии верных и со слезами покидали храм при словах «Оглашеннии, изыдите!».

Припадающие стояли уже в самом храме, хотя и в самой задней его части, но тоже не могли присутствовать на литургии верных, и лишь Купностоящие оставались в храме все время. Однако они не могли причащаться Святых Христовых Таин.

А так как раньше причащались все верные, присутствующие на литургии, то кающиеся особенно горестно переживали свое отлучение от Святых Даров.

Так строго относилась Церковь к людям, добровольно отлучающим себя от Христа своими грехами. Начиная с IX века исповедь становится тайной повсеместно, а ступени кающихся упраздняются, но и тогда за тяжкие грехи отлучали на целые годы.

Общая и частная исповедь. По церковным правилам исповедь происходит перед священником, но Самому Богу. Священник является только свидетелем нашего покаяния.

Совет

На аналое перед ним лежит Евангелие и крест, как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Такая исповедь называется частной.

Обычно перед ней, прочитав предварительно молитвы, священник совершает общую исповедь, то есть беседует о грехах со всеми собравшимися на Таинство, возбуждая покаянное настроение и напоминая грехи, которые по забывчивости или по неведению присутствующие вовсе не имели в виду раскрыть перед лицом Божиим на исповеди.

Как готовиться к исповеди. Хотя Таинство Покаяния вполне самостоятельно и может совершаться по мере надобности отдельно от прочих таинств и даже вне церковного богослужения, все же оно и по традиции, и по смыслу связано с подготовкой к принятию Святых Христовых Таин. Сосуд души должен быть очищен перед тем, как вместить в себя великие Тайны Тела и Крови Христовой.

Для того чтобы исповедь не превращалась в формальность, связанную лишь с грядущим причастием, к ней необходимо готовиться. У православных христиан принято перед Исповедью и Причащением прочитывать каноны и акафисты покаянного характера, а также особые молитвы, которые приводят душу в соответствующее настроение.

Великие подвижники Церкви, составители молитв, были одновременно и подвижниками покаяния, поэтому все их молитвы проникнуты покаянным духом. Покаяние – это ключ к настоящей христианской жизни, без него жить в согласии с Богом невозможно, потому что мы постоянно отпадаем от Него, совершая те или иные грехи, и нуждаемся в воссоединении и прощении.

Грех должен стать для нас ненавистным, тогда и покаяние наше будет искренним.

Если нет искреннего желания избавиться от грехов, просить прощения у Бога, то и все перечисления родов и видов греха по десяти заповедям или другими способами ничего не дадут нам.

Но довольно часто подобное перечисление грехов может быть полезным для тех, кто что-то забыл, или для новоначальных, которые часто считают по неведению, что у них грехов, а также не знают, что является грехом, а что нет.

Некоторые духовники рекомендуют при подготовке к исповеди перечитывать заповеди и таким образом вспомнить и свои грехи, записывая их, чтобы не забыть на исповеди.

Обратите внимание

Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи, хотя и не усугубляют грех, как сознательно утаенные, но все равно остаются на совести и тяготят душу, являясь причиной плохого настроения, душевной тяжести, а также разного рода физических и психических заболеваний.

Исповедь в храме. Исповедь совершается в храмах по-разному, утром и вечером, но обязательно до литургии.

Поэтому надо позаботится прийти пораньше, чтобы застать ее начало, когда священник читает особые молитвы кающимся и совершает общую исповедь, а также дает наставление.

Приходить на исповедь пораньше хорошо еще и потому, что иначе можно простоять на ней чуть ли не половину литургии и пропустить самые важные ее моменты, а это недопустимо, особенно для тех, кто собирается в этот день причащаться.

Стоя перед иконами, крестом и Евангелием, лежащими на аналое, около которого совершается исповедь, священник громко читает молитвы исповедующимся.

По окончании этих молитв священник оборачивается лицом к собравшимся и произносит следующее напутственное слово: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…».

По–русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление от Господа нашего Иисуса Христа.

Вот образ Его перед нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Пойми же, что ты пришел в лечебницу, не уйди отсюда неисцеленным».

Важно

После этого священник обычно напоминает кающимся грехи, которые они могли совершить, и призывает к искреннему раскаянию. Затем начинается собственно исповедь. Исповедующиеся один за другим подходят к батюшке, который в епитрахили стоит перед аналоем с крестом и Евангелием и выслушивает приходящих к нему.

Боязнь и стыдливость здесь не к чему. Место, где проходит исповедь, – это духовная больница. А священника стесняться совершенно не нужно.

Во-первых, он исповедует так много людей, что  постепенно привыкает не осуждать грешника, а радоваться, что тот раскаялся.

Многие духовники говорят, что больше любят как раз тех духовных людей, которые исповедуются совершенно искренне, не пытаются себя оправдывать или говорить о своих грехах непонятно, не называя их прямо.

После того как исповедующийся кончил говорить, священник наклоняет его голову, кладет на нее епитрахиль, читает разрешительную молитву и при последних ее словах благословляет рукой. Иногда перед этим священник дает полезные наставления по преодолению грехов или дает епитимию.

Епитимия в переводе с греческого означает запрещение. Но сегодня епитимия – это чаще всего не отлучение от причастия на определенный срок, а назначение молитвенного правила, поклонов, чтения акафиста в течении нескольких дней, пост, милостыня и т.п. уроков в духовном старании.

Священник может и не дать разрешения грехов, пока епитимия не будет исполнена до конца. Если грехи, о которых говорится на исповеди, были совершены против другого человека, то священник может и должен потребовать примириться с ним и попросить у него прощения. Непримиренность – это самое важное препятствие к причащению Святых Таин.

После разрешительной молитвы исповедующийся совершает крестное знамение и целует Евангелие и крест на аналое.

Совет

Так все члены Церкви, начиная приблизительно с семилетнего возраста, проходят церковную исповедь, которая поддерживает их не только душевное, но и телесное здоровье и готовит их к великому Таинству Евхаристии.

Читайте также:  Молитва святому спиридону тримифунтскому о жилье

Источник: свщ. Андрей Лоргус, свщ. Михаил Дудко и др. “Книга о церкви”

Источник: http://anhram.ru/azy-pravoslaviya/tainstva-tserkvi/taistvo-pokayaniya

Советы готовящимся к Таинствам Исповеди и Причащения

Недостаточно сказать, что я грешник, но должно вспомнить и о самих грехах, и о каждом в отдельности.

Святитель Иоанн Златоуст

Советы готовящемуся к Таинству Исповеди

Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни.

Исповедь – это покаяние сердца, рожденное жаждой очищения от скверны греха.

Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через священника.

Так знайте же, что исповедь Ваша бывает пуста, бесплодна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если Вы идете на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываете свои грехи, исповедуетесь формально, холодно, механически, не имея твердого намерения исправиться.

Первым делом готовящегося к исповеди должно быть испытание сердца.

Для этого желательно несколько дней попоститься, в эти дни необходимо читать духовную литературу, читать советы и наставления о Таинстве Исповеди, вспомнить и записать свои грехи.

Знайте, что как только Вы решитесь поститься и каяться, так явится множество препятствий внутренних и внешних, но все исчезнет, если проявите твердость в своем намерении.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности: «Ничего особенного я не совершал, у меня только мелкие грехи, как у всех, – не крал, не убивал». А самолюбие? Неперенесение укоров? Черствость? Человекоугодие, слабость веры, отсутствие любви к ближнему? Разве это все неважные грехи?

Присмотримся к себе повнимательнее, вспомним, в чем обычно нас упрекают наши близкие и знакомые. Очень часто их обвинения и укоры справедливы. Разве достигли мы кротости, безгневия, смирения? Разве каждого человека мы любим так, как заповедано Спасителем? Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них.

Обратите внимание

Правда, Господь принимает исповедание искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния, если и этот свой грех — окамененное нечувствие сердца — мы исповедуем мужественно и откровенно, без лицемерия.

И все же сокрушение сердца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь.

Для смягчения нашего сердца и обострения покаянного чувства нужны молитвенные приготовления к исповеди и пост.

Пост разрушает гибельное для духовной жизни телесное благополучие и благодушие, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, Слово Божие, жития святых, творения Святых Отцов, а это, в свою очередь, придаст нам силы бороться с грехом и творить добрые дела.

Не нужно на исповеди ждать вопросов, надо самому сделать усилия, ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение.

Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями.

Сергей Ефошкин. Исповедь

Нужно отказаться от попыток оправдать себя «смягчающими обстоятельствами», отказаться от ссылок на других, якобы введших во грех.

Исповедь должна быть полной, то есть мы должны исповедовать все наши грехи, ничего не скрывая и не откладывая «на потом».

Нераскаянные грехи постоянно тяготят душу и готовят ей вечное осуждение.

Должно стыдиться не каяться в грехе, а совершать его.

Не смейте думать, что Ваши грехи так велики, что не стоит и каяться. Кто принимает наше покаяние? Кто врачует наши греховные язвы? Всемогущий Бог. Всемогущий Врач! И Он прощение делает возможным для всех самых тяжких грехов.

Важно

Неверно думать, что после исповедания наших многих прегрешений священник станет пренебрегать нами, как грешниками. Напротив, любой священник радуется искреннему раскаянию грешника, как добрый пастырь радуется, найдя потерянную овцу. Зная наши недуги, он вернее сможет нам помочь, указать способ исцеления от наших греховных язв.

Исповедоваться надо как можно чаще, промежутки между исповедями должны быть наполнены внутренней борьбой с греховными соблазнами, усилиями к праведной жизни, подкрепляемыми предыдущей исповедью, ожиданием и приготовлением к следующей.

Перечень наиболее распространенных грехов и страстей

Этот перечень приводится для того, чтобы готовящийся к исповеди мог поглубже рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней души.

Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их пред Богом, вынимать их из своей души, как гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них.

Неверие. Атеизм. Несохранение обетов Святого Крещения. Непочитание икон, неношение нательного креста.

Маловерие. Сомнение во всемогуществе и милосердии Творца. Ненадеяние на спасение, отчаяние, помыслы и попытки самоубийства. Недоверие к Промыслу Божию. Неупование на Господа.

Опасение старости, бедности, болезней, будущих скорбей. Неблагодарение Бога за все, что с нами происходит. Приписывание успехов себе и ропот за неудачи на Бога. Взгляд на православие как на национальную традицию, набор внешних обрядов.

Расхождение наших слов и дел в храме и за церковной оградой.

Суеверие и ересь. Вера в приметы, сны, гороскопы, астрологические прогнозы. Обращение за помощью к посредникам бесовской силы — оккультистам: экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, народным целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам, сайентологам.

Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием, чтение оккультной литературы. («Белых» колдунов и целителей не существует. Даже если они читают молитвы, вешают на сцене иконы и уверяют в своей любви к Церкви – не верьте! По учению Святых Отцов, это волки в овечьей шкуре.) Участие в сеансах кодирования, снятия «порчи и сглаза», спиритизма.

Контактирование с НЛО и «высшим разумом». Подключение к «космическим энергиям». Изучение теософии, восточных единоборств и религиозных культов, занятие йогой, медитацией, обливанием по системе Порфирия Иванова. Изучение «живой этики» Рерихов, дианетики и сайентологии (учение Хаббарда), участие в сеансах одитинга и др.

Посещение выступлений протестантских проповедников, участие в собраниях баптистов, евангелистов, адвентистов, пятидесятников (харизматиков), «церкви «Слово Жизни», мунитов («церковь объединения»), «свидетелей Иеговы», «богородичного центра», «белого братства» и других неправославных религиозных организаций. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием.

Участие в неправославных богослужениях, принятие крещения у сектантов.

Совет

Посещение служб и участие в Таинствах у раскольников, многие из которых именуют себя православными, но не состоят в общении с Русской Православной Церковью: староверов, униатов (греко-католиков) и прочих («Украинская Православная Церковь – Киевский Патриархат», «Свободная Православная Церковь», «Истинная Православная Церковь» и т.п.). Агитация и распространение идей упомянутых сект, «церквей» и организаций.

Кощунство и божба. Ропот на Бога за страдания, которые кажутся нам незаслуженными. Неблагоговейное отношение к Богу, церковным свя- тыням, Таинствам. Непочтительность к священнослужителям.

Упоминание имени Божия или Пресвятой Богородицы всуе (в бытовых разговорах в ка- честве междометий: «Ах, ты, Господи!», «Бог с ним!», «Все у нас не слава Богу!» и др.). Упоминание священных слов в шутку, в гневе, наряду с оскорблениями. Молитва о наказании другого человека.

Также греховно грозить гневом Господним своим недругам. Призывание нечистой силы в гневе или простом разговоре (чертыхание). Употребление непристойных слов.

Немолитвенность. Пренебрежение к церковной службе. Непосещение церкви по воскресным и праздничным дням. Опоздание на церковную службу по причине нерадения и уход из храма прежде окончания службы.

Невнимательность и рассеянность на домашней и церковной молитве. Разговоры во время богослужения. Нечастая исповедь и причащение без должного приготовления. Непонимание смысла совершаемых Таинств и отсутствие интереса к этому познанию.

Неисполнение утренних и вечерних молитвенных правил. Неисполнение молитвы до и после еды.

Эгоизм и эгоцентризм. Самолюбие. Непочитание родителей, непочитание старших. Неимение любви к ближнему, нетерпение, немилосердие, мнительность, ревность, подозрительность нрава, непостоянство в отношении к ближним. Чрезмерная забота о своем здоровье.

Гордость и тщеславие. Высокое мнение о себе, о своих мнимых достоинствах. Высокоумие, потеря простоты. Своеволие, непослушание. Самооправдание, осуждение ближнего. Желание поучать и спасать других.

Искание славы, похвалы от людей. Неодинаковое отношение к окружающим (лицеприятие). Творение добрых дел, милостыня и молитва на виду, на показ людям (лицемерие). Человекоугодие, хитрость, лесть. Обидчивость. Зависть.

Упрямство.

Духовная прелесть. Мнение о своей избранности, почитание себя достойным и достигшим особого духовного совершенства. Принятие снов за божественные «откровения». Доверчивое отношение к явлениям наяву видений и знамений. Желание видеть ангелов, сподобляться откровений Божиих, исцелять людей, совершать чудеса.

Уныние. Угасание любви к окружающим, равнодушие к чужому страданию, неумение радоваться радости ближнего. Сомнение в возможности прощения своих грехов.

Хладность и теплохладность к духовному, нерадение о спасении. Лень. Любление телесного покоя, пустая мечтательность. Пустое времяпровождение, «убивание времени». Излишний сон. Телевизионная всеядность.

Пристрастие к компьютеру. Чтение пустых книг.

Празднословие. Многословие. Пустые, бесполезные разговоры. Сплетни, пересказ слухов. Пение страстных песен. Любовь к спорам. Пустой смех, шутки, остроты, анекдоты.

Ложь. Введение ближнего в заблуждение словом, делом или молчанием. Неисполнение данных обещаний. Лукавство. Подхалимство. Сплетни, выдумки и преувеличения в праздных беседах. Клевета. Смелое рассуждение о малопонятных вещах. Шутки, основанные на обмане. Утаение грехов на исповеди.

Сребролюбие. Пристрастие к деньгам, вещам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей скупости. Желание богатства. Любовь к подаркам. Зависть. Немилосердие, презрение к нищим. Чрезмерная забота о своем благосостоянии и страх его потерять. Азартные игры.

Воровство. Незаконное присвоение чужого имущества (частного или государственного). Невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости. Нанесение ущерба имуществу ближнего. Взимание оплаты своего труда сверх положенного (лихоимство).

Чревоугодие. Отношение к еде как к источнику удовольствия. Объядение. Употребление в пищу крови животных (в том числе кровяной колбасы). Пьянство. Курение.

Несоблюдение постов (многодневных — Великого, Петрова, Успенского и Рождественского, однодневных — по средам и пятницам и в особые, установленные Церковью, дни).

Употребление пищи от скуки, от уныния, от безделья. Недовольство пищей.

Блудодеяние. Блуд (неосвященная Таинством Брака плотская связь холостого мужчины и незамужней женщины). Прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Кровосмешение. Мужеложство, скотоложство, рукоблудие.

Обратите внимание

Совращение, насилие. Просмотр соблазнительных зрелищ, распутных фильмов, картин, книг. Соблазнительные разговоры, непристой- ные истории. Блудные мечтания. Невоздержание в супружеской жизни в постные дни. Нехранение зрения.

Воровство. Незаконное присвоение чужого имущества (частного или государственного). Невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости. Нанесение ущерба имуществу ближнего. Взимание оплаты своего труда сверх положенного (лихоимство).

Чревоугодие. Отношение к еде, как к источнику удовольствия. Объядение. Употребление в пищу крови животных (в том числе кровяной колбасы). Пьянство. Курение.

Несоблюдение постов (многодневных — Великого, Петрова, Успенского и Рождественского , однодневных — по средам и пятницам, и в особые, установленные Церковью, дни).

Употребление пищи от скуки, от уныния, от безделья. Недовольство пищей.

Блудодеяние. Блуд (неосвященная Таинством Брака плотская связь холостого мужчины и незамужней женщины). Прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Кровосмешение. Мужеложство, скотоложство, рукоблудие.

Обратите внимание

Совращение, насилие. Просмотр соблазнительных зрелищ, распутных фильмов, картин, книг. Соблазнительные разговоры, непристой- ные истории. Блудные мечтания. Невоздержание в супружеской жизни в постные дни. Нехранение зрения.

Гнев. Раздражительность. Вспыльчивость, принятие гневных помыслов. Медление в помыслах гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Грубость. Непристойный крик, спор, бранные и жестокие слова. Памятозлобие. Ненависть, вражда, непримиримость, мстительность, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Убийство. Лишение жизни другого человека. Попытка самоубийства. Аборт (равнозначен убийству). Рукоприкладство, нанесение побоев, ран, увечий. Подстрекание на драку, стравливание людей сплетнями, наговорами, клеветой.

Неоказание помощи больному, умирающему, бездомному, голодному, утопающему на Ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения. Убийство животных без нужды, истязание их. Невоспитание детей в православной вере.

Издевательство, насмешка над чужим горем.

Памятка готовящимся к Таинству Святого Причащения

Причащение Святых Христовых Таин – таинственное, непостижимое умом, глубочайшее и самое тесное из всех возможных для человека сoединение с Богом через вкушение величайшей святыни – евхаристических Даров, Хлеба и Вина – истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Приступать к этому святейшему Таинству надо, по возможности, ежемесячно, но никак не реже 4 раз в год.

К нему должно тщательно подготовиться, чтобы Причащение было не в суд и не в осуждение.

Из строгих церковных правил здесь изложено самое необходимое, минимум, который нужно соблюсти, чтобы достойно причаститься. Внимательно изучите их, чтобы не согрешить Вам пред Богом, не принести своей душе вреда вместо пользы, которую надеетесь получить.

1) Перед Причащением необходимо поститься не менее 3 дней. Пост включает в себя воздержание в развлечениях (кино, телевизор, музыка, светская литература), в супружеской жизни, в пище (не вкушается пища животного происхождения: мясо, молоко, масло, яйца, творог, сыр. Прочая пища вкушается в умеренных количествах).

Важно

2) Во дни подготовки ко Причащению (говения) можно увеличить свое молитвенное правило, больше читать Евангелие, душеполезные книги, чаще посещать богослужения.

3) Готовясь к Причащению, непременно примиритесь со всеми, с кем имели конфликт или ссору. Причащаться во вражде – тяжкий грех.

4) Накануне дня причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении. Это непременное условие приготовления к Таинству Причащения.

5) Таинству Причащения обязательно должно предшествовать Таинство Исповеди. По окончании вечерней службы или на следующий день нужно поисповедоваться в своих грехах и получить прощение от Господа через священника. Таинство Исповеди начинается с особых молитв о кающихся, во время чтения которых необходимо находиться близ священника и молиться вместе с ним.

6) До Причащения накануне вечером, необходимо с осознанием и глубоким покаянным чувством прочитать следующие молитвы: 1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу. 2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице. 3. Канон Ангелу Хранителю. 4. Последование ко Святому Причащению. Все эти молитвословия можно найти по оглавлению в книге «Молитвослов».

7) Желающий причаститься утром непременно должен прийти к началу богослужения, натощак, т.е. после 12 часов ночи ничего не есть, не пить и не курить. На причастнике обязательно должен быть нательный крестик.

8) Ко Святой Чаше следует подходить с благоговением, никого не толкая, осознавая свое недостоинство. Руки на груди сложить крестообразно, правую на левую.

Перед Чашей не креститься, назвать своe полное имя, данное в Таинстве Крещения. Осторожно принять Святые Дары, поцеловать край Чаши и спокойно отойти. Дары сразу же разжевать и проглотить.

Затем запить Дары «теплотой» и съесть частичку просфоры.

Совет

9) По окончании службы надо поспешить домой, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении (также есть в «Молитвослове») и остаток дня провести в чтении духовных книг и помощи ближним, ограждая себя от пустых разговоров и развлечений.

Задонский листок 

Источник: http://mitropolia-lip.ru/journal/azy-pravoslaviya/sovety-gotovyashchimsya-k-tainstvam-ispovedi-i-prichashcheniya

Ссылка на основную публикацию