Спасо-влахернский монастырь в деденево

Спасо-Влахернский женский монастырь (Деденево)

В Подмосковье много живописных мест. Одно из них находится на севере области, в двенадцати километрах к югу от Дмитрова, в старинном поселке Деденево. По преданию на этих землях в конце 13 века во время сражения был убит ордынский полководец хан Дедень. А село, которое выросло тут позже, получило имя Деденево.

С конца 17 столетия село принадлежало старинному дворянскому роду Головиных. Здесь расположилась их усадьба. В 1852 году Анна Гаврииловна Головина с сыном Гавриилом Павловичем решили основать в своем имении монастырь.

На тот момент в Деденево уже стоял грандиозный храм Спаса Нерукотворного, в котором были собраны фамильные святыни Головиных, в том числе Влахернская икона Богоматери. Вокруг Спасской церкви и выросла одноименная обитель. Анна Гаврииловна приняла в ней монашеский постриг, а затем схиму.

После ее смерти земли усадьбы закрепились за монастырем. А сын графини, Гавриил Павлович до конца своей жизни заботился о монастыре и следил, чтобы его насельницы ни в чем не нуждались.

Обратите внимание

Обитель росла год от года, и стала называлась Спасо-Влахернской, в честь чудотворного Влахернского образа Богоматери. Сестры занимались иконописью, трудились в швейной мастерской, ловили рыбу в монастырском пруду и даже подковывали лошадей.

К началу 20 века обитель в Деденево была одной из самых благоустроенных в Московской епархии. В то время в монастыре подвизалось около трехсот сестер.

В обители находились иконы, по преданию написанные Андреем Рублевым: образ Спаса-Нерукотворного, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и образ Владимирской Богоматери.

Также сюда приходили богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу Спасителя в терновом венце, в простонародье его называли «Спас Беленький». Икона представляла собой барельеф, в центре которого в углублении располагалась глава Иисуса Христа в терновом венце. По легенде перед этой иконой исцелились две слепые от рождения девочки.

В конце 19-го – начале 20 века в монастыре шло активное строительство. Рядом со Спасским храмом выросла отдельно стоящая высокая колокольня. Позже ее соединили с церковью.

В 1910 году на месте ветхой деревянной часовни в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, построили новую каменную часовню. Спустя годы ее переделали в приходскую церковь в честь иконы Богоматери Нечаянная Радость.

Она сильно пострадала в советское время и требует ремонта.

Участь третьего храма обители еще более печальна. Красивая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского сгорела перед Великой Отечественной войной. Ныне вблизи Спасского собора стоит современный храм Димитрия Солунского.

В 2001 году в нем провели первое богослужение, а еще через год здесь поместили мощи небесной покровительницы Деденева, преподобноисповедницы Параскевы. Параскева Матиешина родилась в Подольской губернии и ступила на монашеский путь в 19 лет. Через некоторое время она оказалась в Деденево.

Важно

Параскева была высоко образована и крестьяне попросили, чтобы она обучала их дочерей церковному пению и чтению книг на церковно-славянском языке. Параскева показала себя как талантливый педагог, и скоро это заметил Дмитровский епископ Серафим. Он вызвал ее из монастыря и определил заниматься миссионерской деятельностью.

С тех пор Параскева служила диаконисой в Казанском храме Дмитрова и обучала детский хор. В 1930 году за церковную деятельность ее выслали в Казахстан. Ссыльные называли ее “сестрой” и приходили за советом и утешением. После Казахстана бывшая монахиня жила в Астрахани, а затем вернулась в Дмитров. В последние годы жизни она тяжело болела.

Матушка Параскева Матиешина скончалась в возрасте 64 лет и была прославлена в лике преподобноисповедницы. Ныне ее святые мощи почивают в Спасо-Влахернской обители.

Сейчас, глядя на монастырь, с трудом верится, что в середине прошлого века он был до основания разрушен. Хотя, безусловно, еще многие здания предстоит восстановить.

Совсем недавно случилось очень важное для обители событие – сюда вернулась чудотворная икона Божией Матери «Влахернская». В годы, когда монастырь был закрыт, святыня хранилась в музее и теперь снова стала доступна для поклонения.

Напомним адрес Спасо-Влахернского женского монастыря: Московская область, Дмитровский район, поселок Деденово.

putnik.cerkov.ru/2016/04/17/spaso-vlaxernskij-zhenskij-monastyr-dedenevo/

Источник: https://elitsy.ru/communities/28579/484280/

Спасо-Влахернский монастырь

« Назад

Жизненный парадокс заключается в том, что далекие – всегда любимые, а близкие, порой так далеки от нас. Действительно, чем реже встречаемся с хорошо знакомым человеком, тем более тепла и плодотворна встреча, с теми же, кто с нами неотлучен – не всегда возможно найти полное, яркое душевное и тем паче духовное соприкосновение.

Не то же ли самое можно сказать о родных и далеких краях, близких и дальних святых местах и обителях.

Преодолевая многокилометровые расстояния, чтобы побывать в красивом, интересном и святом месте, поклониться святым мощам и стенам обителей, освященных подвигом поста и молитвы, путешествуя по городам и селам, познавая все новые и неизведанные дали, мы не всегда имеем достаточное представлениео собственном крае, о своей улице, городе, где проживаем, о храмах и монастырях, о людях, которые жили здесь до нашего появления. Сегодня ушла, наверное, в прошлое сеть краеведческих отделений и программ, когда не только ученые, но и дети самого младших возраста со школьной скамьи увлекались историей своего края, местности, приобщаясь к культурному опыту России.

Совет

Современные воскресные школы пытаются восстановить существовавшую традицию изучения «малой» истории. Ибо великое видится через малое.

Совсем недавно воскресная школа Троицкого храма с педагогами и родителями побывала в Спасо-Влахернском монастыре в Деденево, который находится в 5 минутах ходьбы от платформы «Турист», и в нескольких десятках километрах от нашего Троицкого храма с.Троице-Сельцы.

В нашем приложении мы представляем дорогим читателям краткие исторические заметки о монастыре и его насельницах и служителях.

 Спасо-Влахернский монастырь не настолько уходит своей историей в глубь веков, как Троице-Сергиева или Киево-Печерская Лавра, он еще достаточно молод.

По времени основания в 1852 году является наследником и в какой-то мере приемником Серафимо-Дивеевской женской обители, потому что первая настоятельница – игумения Серафима (Елизавета Андреевна Татаринова) – прибыла в монастырь из Дивеевской общины прп. Серафима Саровского.

Конечно же, дух великого старца незримо присутствовал и на Дмитровской земле, потому что настоятельница принесла с собой из Дивеева принципы духовного общежития, принятые при святом подвижнике: соблюдение тишины, миролюбие, смирение, подчинение старшим, душеполезное чтение и непрестанная молитва.

Спасо-Влахернская обитель обязана своим возникновением роду дворян Головиных, которые захотели передать свое имение с храмом Спаса Нерукотворного в Дмитровском уезде Московской губернии под монастырь. Монашеское общежитие было открыто с разрешения Святейшего Синода и утверждено императором по ходатайству Анны Гавриловны и Гавриила Павловича Головиных через митрополита Крутицкого и Коломенского Филарета.

Интересна архитектура главного храма Спаса Нерукотворного. Поначалу крестообразный каменный храм, построенный в 1798 году, имел два придела: прп. Сергия Радонежского и во имя Влахернской иконы Божией Матери. Но постепенно с 1843-1850 гг. храм приобретает квадратную форму, т.к. по углам пристраиваются дополнительные приделы.

Обратите внимание

На сегодняшний день число их равно 10. Над храмом возводятся пять глав с вызолоченными крестами. В подклети храма находились склепы, где покоились создатели, украсители, благоустроители храма.

Постепенно в монастыре появились гостиница, просфорня, трапезная в псевдорусском стиле с жилыми помещениями и рукодельное, здание которой дошло до наших дней, богодельня для престарелых монахинь, больничный корпус и корпус для детей с физическими недостатками. Монастырь был обнесен каменной оградой.

В 1911 году на территории монастыря появилась часовня в честь иконы Божией Матери Одигитрии, которая впоследствии была переделана в существующую ныне церковь в честь Пресвятой Богородицы и иконы Ее «Нечаянная Радость».

Ранее в 1864 между папертью и трапезной находилась деревянная церковь в честь вмч. Димитрия Солунского, которая сгорела перед началом Второй Мировой войны в 1941 году. В начале XXI века храм был восстановлен и в 2001 году на день памяти вмч. Димитрия было совершено первое богослужение в еще строящемся храме.

Монастырь имел свою водокачку и водопровод, благоустроенные кельи. Из нескольких прудов, которые находились близ монастыря, в настоящее время благоустроен и восстановлен лишь один.

Названием своим монастырь обязан тем святыням, которые имелись и почитались в роде Головиных, устроителей обители, это Влахернская икона Божией Матери и образ Спаса-Нерукотворного, по преданию написанный Андреем Рублевым.

Другой почитаемой иконой Спасителя является Его Образ – «Спас Беленький», как именуют его в народе, – барельеф с объемным изображением Иисуса Христа в терновном венце.

После закрытия монастыря в 1920 году две главных святыни были отданы в храм Вознесения Господня села Пермилова на хранение, только лишь образ «Спас Беленький» возвращен в обитель в наше время. Многие другие святыни были утрачены при закрытии монастыря в советский период.

Важно

Надо отметить необычную технику написания первой Влахернской иконы в VIII веке, она была вылита из воскомастики смешанной с пеплом святых мучеников, сожженных в Никомидии.

Павел Алеппский, побывавший в Москве в начале 1655 года, сопровождая своего владыку, антиохийского патриарха Макария, писал, что икона Влахернская «не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная». «В основе композиции иконы – вырезанный в дереве плоский рельеф. Тонкая моделировка красками сделана уже по слою воска, покрывающему фигуры Младенца и Пречистой». Восковая мастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», тем самым Влахернская икона являет собой еще и своеобразный мощевик. Потому очень сложно сделать с такой рельефной иконы копию. Все-таки в 1654 году с иконы были сняты три копии и все четыре образа отправлены в Россию царю Алексею Михайловичу. Главная икона поставлена в Успенском соборе Кремля, а один из списков попал через Марину Троекурову – супругу одного из Головиных, племянницу патриарха Филарета, – к Головиным и с 1713 года находился в храме Спаса Нерукотворного. Празднование в честь Матери Божией и Ее образа Влахернская совершается 20 июля.

Не только великими святынями украшен был монастырь, но и подвигами насельниц и служителей алтаря, подвизавшихся здесь на протяжении почти двух веков.

С 1861 года проводила своюподвижническую жизнь в монастыре прозорливая схимонахиня Мария, которая еще в младенчестве ослепла от оспы и в четыре года была взята в монастырь.

Будучи слепа, она «видела» людей, узнавала и называла по имени, хотя ничего не знала и никогда не встречала их ранее, она источала благодать на приходящих к ней, давала людям силы к жизни. Другая подвижница схимонахиня Серафима жила в монастыре с 1908 года, прикованная к постели и разбитая параличом.

К ней приходило много писем о помощи, на которые она всегда отвечала через дочь духовника монастыря. Обе подвижницы, умершие вне стен закрытого в советское время монастыря, были перезахоронены на его территории совсем недавно.

Преподобноисповедница Параскевы (Матиешина)

30 сентября 2001 года были обретены мощи преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной) – насельницы Спасо-Влахернского монастыря и духовной дочери священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского.

Матушка родилась в 1890 году на Украине в религиозной, патриархальной семье, в которой как сказано в письмах-воспоминаниях: «мы не знали другого препровождения времени, как чтение Св. Писания или житий святых, и не представляли, что может быть иначе».

Совет

Можно представить, какой духовный заряд был дан подвижнице в детстве при таком семейном благочестии, где главная роль отводилась любви к Слову Божию, во многом через пример старшего – деда святой – Амвросия. Рано в Параскеве проявилась любовь к церковному богослужению и, особенно, к пению, но очень рано в 8 лет она лишилась близких людей – матери, затем деда и младшей сестры.

Читайте также:  Всенощное бдение в православной церкви

Параскева становиться главной работницей и помощницей в семье. По настоянию бабушки отец Параскевы против своей воли женится на женщине из другого села и уходит в другую семью. Девочка живет у бабушки до 17 летнего возраста, постепенно утверждаясь в своем желании уйти в монастырь.

Трогательны и вместе с тем назидательны первые начатки духовного опыта юной монахини того периода, искренно стремящейся исполнять слова Евангелия в жизни. Например, читая «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.

7:12)», она никого даже в шутку не обманывала и не пугала, как это часто встречалось среди сельской молодежи, ибо как писала святая, она оставляла все то, что казалось плохим. Когда же она прочитала послание Иоанна Богослова о любви: «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин.

3,14-15), то испугалась отсутствия любви к местному кузнецу, который всегда выглядел неопрятно и мрачно. Тогда она, помолившись усердно Господу, чтобы научиться любить людей, стала, как бы приучать себя к любви, проявлять любовь, пока не имея ее. Так, постоянно встречаясь с кузнецом, она всегда ласково кланялась ему и приветствовала: «Здравствуй, дядя Сема».

Любопытно, как Господь помог маленькой девочке, найти способ стать искренней в любви. Она не просто внешне приветствовала человека, но ей пришла в голову мысль, несомненно, по внушению свыше, что она не любит кузнеца, потому что он – праведник, а она – грешница, а ведь грешники праведников не любят.

Так на опыте ребенка сбылись советы святых отцов, которые советую стараться поступать по любви, даже, если ее не имеешь: «Если не имеешь любви, делай дела любви и постепенно приобретешь любовь». Как-то юная подвижница, готовившая себя к монастырскому быту постами, усердным трудом, терпением всяких неудобств, сподобилась побывать в Кронштадте вместе с другими паломниками по святым местам, где после общей исповеди о. Иоанна Кронштадтского, Причастия и молебна исцелилась от тяжелой болезни, настигнувшей ее в пути.

В 17 лет Параскева вместе с подругой уходит из родного дома и поступает в миссионерский Теолинский монастырь. Затем, Промыслом Божиим, как-то отправившись на богомолье к Холмской иконе Божией Матери, она заболевает и вынужденно остается в Турковицком монастыре, расположенном неподалеку, и принимается в послушницы обители.

Обратите внимание

Здесь с ней происходит одно поучительное событие. Она скорбела и унывала, от того, что случались различные непредвиденные ситуации на монастырских послушаниях, за которые ей приходилось отвечать.

Однажды, она почувствовала, что кто-то находится рядом, и услышала, как бы во сне вопрос: «Параскева, помнишь ли ты, какова была манна, которую Господь послал евреям в пустыне?». Параскева ответила, что манна была сладка, как мед. «А были ли евреи довольны ею?», – последовал вопрос.

«Нет, она была сладка им, пока они не развратились, а тогда она приелась им, и они роптали за нее на Бога». Далее последовал чей-то вывод: «Послушание – это та же манна, и она сладка неразвращенному сердцу». Параскева получила урок смирения. С того момента скорбь исчезла из ее сердца, а потом она была переведена на другие послушания.

В начале Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в Дмитров, а Параскева вместе с одной сестрой остались в Дмитрове для отправки монастырского имущества: нот и книг. Гражданская война не позволила сестрам покинуть Дмитров и они вынуждены были поступить во Влахернский монастырь.

Волею судеб, пока сестры жили в Дмитрове, Параскеве по просьбе одного крестьянина пришлось заниматься церковным чтением и пением с его детьми. Вскоре и другие селяне захотели приобщить своих детей к чтению и пению, так что число девочек-певчих увеличилось сначала до 12 человек, а потом достигло 60-ти.

Иногда в шутку или с укором, когда не хватает терпения, людям, не исполнивших просьб, говорят: «Тебе 50 раз надо повторить?». А образцовое терпение Параскевы показывает обратное: она действительно по 50 раз повторяла песнопения, до тех пор, пока они не исполнялись детьми правильно.

Обучала она и больных, умственно-отсталых детей, которые, благодаря полученным знаниям, могли потом сами зарабатывать себе на жизнь, исполняя должность псаломщиков.

Начинание Параскевы понравилось местному владыке Серафиму (Звездинскому), который благословил послушницу продолжить миссионерскую работу в селе, при этом оставаясь в числе сестер обители.

Так Параскева знакомится с епископом Серафимом, становиться его духовной дочерью и принимает постриг в рясофор без перемены имени. После принятия иночества, святой было на тот момент 31 год, Параскева была посвящена владыкой по древнему чину и на алтарное послушание как диакониса.

Важно

В 1931 году после допросов и обычных для того времени обвинений в антисоветской деятельности, Параскева была приговорена к высылке в Казахстан, где она сначала содержалась в тюрьме, а потом работала поварихой в совхозе. И здесь труд и молитва, всеобщее уважение, были спутниками инокини.

Потом ее перевели в Алма-Ату с правом устройства на работу, на которую она уже не могла устроиться по состоянию здоровья. Здесь она встретилась с близкими по духу монахами и мирянами, а также с духовным отцом, владыкой Серафимом, находившимся также в ссылке. После ссылки она поселилась в другом городе, в котором застала ее Отечественная война 1941-1945гг.

и голод, приведший к тяжелому заболеванию легких. Немного оправившись, Матушка возвращается в Дмитров, прислуживая при храме в Подлипечье, живя у одной из своих бывших учениц, недалеко от любимой церкви. С годами болезни усилились, появились новые, а должного ухода и лечения обеспечить было невозможно.

К этому периоду относится и чудесное прекращение пожара в доме, где жила инокиня Параскева. Во время пожара, пожегшего уже пять домов, и подбиравшегося к местонахождению св. Параскевы, инокиня вместе с пришедшей в гости сестрой читали 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся». Поднялся ветер и огонь повернул к реке – пожар утих.

Последние дни святая провела мученически, в непрестанной молитве и уповании на Господа, не имея возможности, вернее, желания облегчить свои многочисленные болезни: разбитая правосторонним параличем, пораженная слепотой, с многочисленными пролежнями.

Она отказалась от лекарств, но стойко боролась с саможалением, писала в своих письмах: «своих болезней никому не отдам…Утешения ни от кого не ищу, не ищу, чтобы кто разделил мой крест, никому его не отдам». За три дня до смерти она получила облегчение своим немощам.

Преставилась ко Господу святая Параскева в двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, до последнего момента оставаясь в сознании и в молитве, после прочтения хозяйкой дома молитв «Богородицы», «Отче наш» и тропаря праздника «Введения».

Это успение под покровом Божией Матери в день «монашеского» праздника, ибо монашество – посвящение себя на служение Богу, очень символично для святой, которая всю жизнь прослужила Богу и Его храму, неукоснительно исполняя Серафимовское правило (150 молитв «Богородице Дево, радуйся»). По преданию Церкви это молитвенное правило существовало с первых веков христианства и очень угодно Царице Небесной, Которая посылает особую милость тем, кто его исполняет и наиболее важные моменты таких людей происходят именно в Богородичные праздники, что исполнилось на св. Параскеве.

Священномученик Николай Влахернский.

Совет

Скажем несколько слов и о священномученике Николае Влахернском(Крылове), который с 1925 года священствовал во Спасо-Влахернском монастыре. Протоиерей Николай(1875-1941 гг) происходил из села Покровского Верейского уезда, большой многодетной семьи (9 детей). Все братья о. Николая стали служителями Церкви, а сестры женами священников.

По окончании Звенигородского духовного училища служил воспитателем в церковно-приходской школе в Москве. В 1900 году определен псаломщиком в Казанскую церковь в Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии.

Он преподавал церковное пение и церковнославянский язык в Борисо-Глебской церковно-приходской школе, а в1909 году был рукоположен в дьякона и переведен во Влахернский монастырь. Отец Николай был одним из помощников Владыки Серафима(Звездинского), разделил он и участь Владыки, пребывавшего в ссылке.

Будучи сначала «раскулачен» и выгнан вместе с женой и детьми из родного дома коммуной «Искра», в 1936 году протоиерей Николай был арестован и обвинен во «врачестве», в тайных требах, помощи ссыльным епископам и монахиням.

Отбыв пятилетний срок заключения в Караганде, он не смог вернуться из лагеря из-за начала Отечественной войны в 1941 году. В этом же году он трагически скончался в лагере в ночь с 11 на 12 декабря, пострадав от рук уголовников. Позже о.

Николай был реабилитирован, а в 2000 году канонизирован Священным Синодом в лике святых, день памяти – 11 декабря. Среди родственников о.Николая есть священники новомученики, один из которых сщмч. Алексей Никатов – супруг сестры о. Николая Елизаветы, расстрелян в Бутово, а другой – племянник Василий Крылов репрессирован в 1937 году, погиб в трудовом лагере в 1941 году и тоже канонизирован в 2000 году.

Дни памяти прославленных подвижников пришлись на декабрь месяц. Начавшиеся декабрьские дни побуждают молитвенно обращаться с Влахернским новомученникам, к тем, кто хранил своими молитвами места, где мы сейчас живем и учимся молитве.

Их духовный опыт, усердие, трудолюбие, стойкость и мужество, молитвенный подвиг назидают и призывают к духовному бодрствованию. А летопись монастыря и жизнеописания слагают в сердцах память об истории нашей малой Родины -Дмитровской земле.

Кутьева С.А. При подготовке материала использовались книги: “Спасо-Влахернский женский монастырь”, Л. Меркулова, -М., 2010,Преподобноисповедница Параскева (Матиешинв). Житие. Письма., -М., ПСТГУ, 2015

Источник: http://selci-orthodoxy.ru/publication/article_post/spaso-vlakhernskiy-monastyr

Спасо-Влахернский монастырь в Деденёво

Те, кто проезжают по Дмитровскому шоссе за Икшей или плывут в этих местах по каналу имени Москвы, наверняка обращали внимание на небесно-голубой купол и белоснежные стены, которые отчетливо выделяются на фоне зеленых холмов и строений. Это — Спасо-Влахернский монастырь в Деденево.

В 1677 году эти земли в этих местах, которые тогда назывались Деденевской пустошью, приобрели дворяне Головины.

Вскоре здесь появилось имение, был построен большой храм Спаса Нерукотворного, в котором хранились святыни рода Головиных — иконы в богатых окладах, мощи святых.

Обратите внимание

В 1852 году овдовевшая Анна Гавриловна Головина (урожденная Гагарина) и ее сын, губернский секретарь Дмитровского уезда Московской губернии Гавриил Павлович, приняли решение передать свое имение церкви и устроить здесь женское общежитие.

Датой его основания считается 1861 год — когда по решению Синода Влахернское общежитие монашествующих девиц, созданное в 1854 году, было переименовано в монастырь.

Истоки этого события восходят к более давним временам — с обретения Головиными древних православных святынь, в числе которых была Влахернская икона Божией Матери.

Место для устроения монастыря также было предопределено задолго до его появления, а именно, в 1712 году, когда в дворянском имении села Деденево заложили церковь во имя Спаса Нерукотворного.

Деденевская обитель успешно развивалась и благоустраивалась. К 1908 году здесь подвизались около 180 монашествующих, в 1913 году их численность дошла до трехсот. Продолжалось строительство.

На территории монастыря появилась трапезная, больница, аптека, гостиницы. На месте кладбищенской часовни в 1911 году был построен по проекту архитектора М.

Холмогорова каменный храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

В начале 20 века с разрешения Московской Епархии Спасо-Влахернский женский монастырь предположил возвести на завещанном ему Головиными московском участке на Малой Дмитровке еще несколько домов.

Это связано было с тем, что прежние строения пришли в ветхость и содержание их и ремонт стали неподъемными. О том хлопотала настоятельница обители игумения Евпраксия. Разрешение было дано. Для этого монастырь взял ссуду в Городском кредитном обществе.

Окончательное завершение постройки датируется 1916 годом.

Важно

К 1922 году обитель вынужденно была преобразована во Влахернскую трудовую сельхозартель. Привычные к труду и дисциплине монахини сделали работу артели успешной. Занимались животноводством, растениеводством и переработкой сельхозпродукции. Была своя мельница, водокачка.

Кроме того, Влахернский монастырь славился рукоделием, и теперь тут тоже находилась мастерская, в которой трудились вышивальщицы. Показатели артели значительно превышали колхозные. В 1927 году она была удостоена на Московской выставке Горького приза за овощеводство, однако в 1928 году была закрыта с формулировкой «лжеколхоз».

Читайте также:  Мощи святого преподобного илии муромца

Начало по прекращению работы ее было положено еще в 1926 году. Хотя жители поселка ходатайствовали о сохранении артели: «…Нас поражает, почему артели стараются везде устраивать, а это так хорошо ведущееся исключительно женским трудом хозяйство разоряют…». Но защита людей не помогла. Влахернскую артель закрыли. Монахинь выселили.

Спасский собор был частично взорван, колокола отправили на переплавку. Храм Великомученика Димитрия Солунского сгорел.

Монастырь занимает почти квадратную в плане территорию на вершине холма. Поэтому его видно издалека. Его главной доминантой является собор Спаса Нерукотворного Образа. Его объем сложился на основе одноименной усадебной церкви, построенной в 1798—1811 годах. В 1843—1850 годах он был реконструирован.

Высокая колокольня в романском стиле была возведена в 1886 году по проекту архитектора Н. В. Никитина. В 1890 году храм был соединен с колокольней трапезной. В 1910 году храм был расписан по эскизам В.Васнецова. В Спасском соборе было устроено 10 престолов, освященных в 1832—1869 годах.

В 1864 году был освящен храм в честь великомученика Димитрия Солунского.

В 1941 году купола Собора Спаса Нерукотворного сбросили, на его колокольне наши войска установили зенитные орудия и разместили пункт наблюдения и связи. Немцы бомбили Деденево с воздуха, одна из бомб попала в собор и он был разрушен.

Все остальные здания в монастыре, кроме одного, находящегося с южной стороны, и Спасского собора, уцелели.

Совет

После Великой Отечественной войны в уцелевших строениях Спасо-Влахернского женского монастыря разместился пансионат для инвалидов войны.

Однажды, когда монастырь стоял еще в руинах, сюда пришла Людмила Александровна Путина в сопровождении главы поселка Светланы Николаевны Тягачевой. Надо восстанавливать, — сказала она, глядя на развалины Спасского собора.

При поддержке Светланы Тягачевой, ее семьи и многих других неравнодушных людей обитель стала восстанавливаться. За десять с лишним лет ее территория изменилась до не узнаваемости.

Был отстроен заново и освящен храм святого великомученика Димитрия Солунского, полностью воссоздан собор Спаса Нерукотворного и двухэтажный трапезный корпус.

С началом Первой мировой войны при монастырской гостинице был устроен Влахернский госпиталь.

Возможно, появление госпиталя произошло по следующему обстоятельству, — Племянник Гавриила Павловича Головина, Федор Александрович Головин *(прим: деденевский помещик, политический деятель, успешный коммерсант, крупный землевладелец, участник нелегальных организаций земцев, масон), возглавлял Общество помощи жертвам войны. И военный госпиталь в монастыре мог быть устроен этим Обществом.

Но находился он там недолго. Лазарет несколько раз распределяли и перемещали между разными домами на территории Деденева (Новоспасского). Наряду с медперсоналом в нем трудились и монахини монастыря — ухаживали за больными и раненными, а главврачем была жительница поселка Лидия Александровна Пухова.

Текст взят с сайта обители

Вокруг Москвы на машине (42 из 48)

Заходи к нам через соцсеть и получай больше информации,

лайфхаков и общения!

Источник: https://igorb.enjourney.ru/fotootchety/spaso_vlahernskij_monastyr_v_dedenyovo_9112

Влахернский монастырь Деденево

Приближаясь к поселку Деденево издалека виден вознесшийся над деревьями и крышами жилых домов величественный, голубой в золотую звездочку, купол с изящным барабанчиком-беседкой на нем. Это — собор Спаса Нерукотворного Образа, главный храм Спасо-Влахернского женского монастыря в поселке Деденево.

Влахернский монастырь в Деденево — относительно молодой, середины XIX века, само село (ныне — поселок) значительно древнее.

По некоторым сведениям, в 1295 году здесь был убит разорявший русскую землю ордынский царевич Тудан, он же, в русской транскрипции, Дюдень. Помните «Дюденеву рать»? Вот это как раз о нем. И название населенного пункта тоже, как иногда утверждается, оттуда.

Правда, в духовных грамотах Деденево упоминается только в 1504 году, но не запретишь ведь поселку иметь красивую легенду о своем происхождении?

Обратите внимание

В XVIII веке Деденево принадлежало семье Головиных, фамильной святыней которой являлся список Влахернской иконы Божией Матери. В 1713 году для нее построили деревянный Спасский храм. В 1798 году обветшавшую церковь начали перестраивать в камне.

А в 1854 году при ней сформировалась женская община, семь лет спустя преобразованная в полноценный монастырь. Спасским он называется — по главному храму, Влахернским — по главной святыне.

Интересно, что для того, чтобы устроить обитель, Головины даже перенесли на другое место свой родовой дом.

Отметим, что перестройка Спасского храма, начатая в конце XVIII века, затянулась — лишь к 1818 году закончили трехкупольный храм, а в середине столетия его расширили, сделав пятиглавым. В 1886 году собор обзавелся новой колокольней, изначально стоявшей отдельно. К 1890 году построили обширную трапезную, объединив в один ансамбль ампирный собор и эклектичную колокольню.

Собор — безусловно, главный и самый выразительный храм обители, но обратите внимание и на скромную деревянную церковь рядом — это храм Димитрия Солунского, перевезенный сюда из села Горбунова еще до революции, точнее — его реплика.

Оригинальная церковь сгорела в 1930-е годы. Кстати, и собор в советское время сильно пострадал.

Да что там, едва не был снесен — в 1937 году его пытались взорвать, но не смогли: купола и своды обрушить богоборцам удалось, но тело храма устояло, что дало возможность пусть не в скором времени, но восстановить его.

Возвращаясь к деревянной церковке: будете в Спасо-Влахернском монастыре, подойдите к двум скромным могилкам подле нее. Под простыми деревянными крестами погребены — точнее, перезахоронены — деденевские матушки: схимонахини Серафима (Кочеткова; 1858—1928) и Мария (Буторова; год рождения неизвестен, умерла в 1939 году). Обе очень почитаемы в этих краях.

Важно

Серафима (до пострига Мавра) памятна в обители как «неусыпная молитвенница и великая постница». После того как она в молодые годы решила посвятить себя Богу, ее стали одолевать всевозможные искушения, — и тогда Мавра в молитве обратилась за помощью к Господу…

Мы не знаем в точности, что произошло тогда, но она получила ответ и узнала, что ради избавления от бесовской напасти должна перенести тяжкую болезнь.

Вскоре ее разбил паралич, и до конца жизни матушка Серафима была прикована к постели, но при этом у нее открылся дар предвидения, к ней потянулись жаждущие поддержки…

Матушка Мария происходила из крестьян, в раннем детстве ослепла. Родители отдали ее на воспитание в Спасо-Влахернскую обитель, где она покорила и насельниц, и визитеров своим редким умением никогда не унывать, а главное — дарить радость всем, кого снедала печаль.

Обе матушки умерли после революции, когда монастырь уже был закрыт. Их похоронили на обычном сельском кладбище. Когда его сносили, местные жители долго хлопотали о перенесении останков из двух «бесхозных» могилок в обитель. И добились своего. По рассказам местных жителей, матушки Серафима и Мария и после смерти творят чудеса: избавляют от скорбей, помогают в осуществлении заветных желаний.

Монастыри Московской области.

Источник: https://posmotrim.by/article/vlahernskij-monastyr-dedenevo.html

Спасо-Влахернский женский монастырь, Дмитровский район, пос.Деденево, Московская область

Спасо-Влахернский женский монастырь разместился на живописной возвышенности недалеко от Москвы. Ранее, селение, где возведен монастырь, называлось Ново-Спасское, а позже было переименовано в Деденево.

История Спасо-Влахернского женского монастыря, каким мы можем его сейчас видеть, по историческим меркам совсем невелика и насчитывает всего лишь около 150 лет. Но если копнуть глубже, то справедливо можно отметить, что эта обитель берет начало еще с 17 века и обязана появлением дворянскому роду Головиных.

В 1687 году поселок Деденево приобрел знатный дворянин Василий Петрович Головин. Несколькими десятками лет позже сын Василия Петровича на просторах имения начинает строительство храма в честь Спаса Нерукотворного – родовой иконы дворян Головиных.

Совет

Сначала святыня была деревянной, а спустя 100 лет отстроили величественный каменный собор.
На протяжении следующих лет собор лишь расширялся, достраивались новые пределы.

В святилище были сосредоточены редкие родовые святыни Головиных, огромное количество древних икон, частицы святых мощей, а так же богатая церковная утварь. По прошествии времени здесь находилось уже десять престолов.

Наряду с такими реликвиями как барельеф-икона Спасителя в Терновом Венце, янтарной иконы Святителя Николая в особом почете были иконы письма Андрея Рублева. К ним относятся: икона Смоленской Божией Матери, икона Владимирской Божией матери, а так же икона Спаса Нерукотворного. Из всех своих святынь Головины особо чествовали Влахернскую икону.

Переезжая на зимовку в Москву, они забирали образ и размещали в крестовой палате имения.
В 1852 году владелица селения Анна Гавриловна Головина вместе со своим сыном Гавриилом Павловичем, в силу огромного чувства сострадания к обедневшему народу, решили отдать имение под монастырь.

Святыня должна была быть освященной в честь Влахернской Божией Матери – наиболее почитаемой родовой иконы.

Спустя десяток лет, получив разрешение Святейшего Синода, на территории монастыря открывается девичье общежитие. Гавриловы становятся его попечителями. Годами позже Анна Гавриловна сама принимает обряд посвящения в монашество.
После смерти своих покровителей собор продолжал активно развиваться и благоустраиваться. Велось достаточно обширное хозяйство.

К 1914 году монастырь насчитывал около 300 монахинь. В те времена проживали здесь две монахини, имевшие дар ясновидения – Серафима и Марфа. Очень много людей изъявляли желание с ними повидаться. Кто желал услышать каких-то напутствий, а кто просто был рад утешительным речам. На могилы этих монахинь до сих пор приходят люди в надежде на светлое будущее.

С приходом к правлению советской власти монастырь был закрыт. Последним его священником был протоиерей Николай Крылов. Он отличался добрым сердцем, заботился о прихожанках, помогал и делом и молитвой.

Обратите внимание

В 1936 году Крылова подвергли аресту и отправили в ссылку. В 1941 году отец Николай мученически погиб.

Спустя несколько лет в 1957 году настоятель монастыря был реабилитирован посмертно, а в 2000 канонизирован в лике святых.

С этого года, очень пострадавшая от обстрелов за годы Великой Отечественной Войны, святыня начала возрождаться.

Благодаря кураторству главы селения Светланы Тягачевой и ее семьи были проведены работы по восстановлению убранства и интерьера помещений, заново отстроен Храм Святого великомученика Димитрия Солунского, воссозданы многие хозяйственные постройки вокруг монастыря.
В Спасо-Влахернский женский монастырь вдохнули новую жизнь, которая также станет важной частью нашей истории.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/monastyri/301-spaso-vlakhernskij-zhenskij-monastyr

Дмитровская дорога, Деденево. Спасо-Влахернский монастырь

?Category:            После Дмитрова мы отправились обратно в Москву, по дороге заехав в деревеньку Деденево. Произношение сего слова неоднозначное: местные зовут его ДедЕнево, а весь прочий мир ДеденЁво. Что ж, оставим этот местный колорит, запомнив лишь, что как вы это слово ни произнесете, все равно будет правильно.

Неизменным остается то, что сам монастырь находится недалеко от станции Турист Савеловской железной дороги. Расстояние около 500 метров, минут 5-7 идти.           Сейчас название станции вроде бы органично вписывается в рельеф местности.

Здесь, на холмах Клинско-Дмитровской гряды, действительно место паломничества туристов, горнолыжников и юных туристов с местной загородной станции. Но на самом деле с момента открытия (а это было в 1901 году) станция называлась по монастырю – Влахернская. Но в 1936 году, к окончанию действия Дмитлага и строительства канала им. Москвы, название было изменено.

            Посмотрите какая нас встречает красота. Высокий собор, устремленная ввысь колокольня, купол с ротондой, сверкающей на солнце. И кажется, что все так всегда и было.

           А ведь когда-то до революции все действительно так и было: кипела жизнь, отстраивался высокий потрясающий иконостас, который покрывали золотом, учились иконописи, ухаживали за больными в монастырской больнице. Здесь проживало до трехсот насельниц. Монастырь был богат, владел многими землями, водяной мельницей, рыбным прудом. На его территории постоянно велось большое строительство.

          Название монастырю было дано по Влахернской иконе. Вот чем она была известна в старину:

           В 1922 году монастырь был закрыт. Сестры организовали сельскохозяйственную артель, но она давала самые высокие урожаи в округе, поэтому вскоре через два года была упразднена. В 1928 году на территории монастыря разместился дом инвалидов. В 1931 году обитель окончательно закрылась, оставшиеся 42 монахини были арестованы. Кого не расстреляли, тех сослали в лагеря.           Затем началось строительство канала. Монастырские постройки использовались для содержания заключенных. Позднее они пришли в полное запустение.         Во время Великой Отечественной Войны купол собора был утрачен, исчезли и нарядное убранство стен, росписи, выполненные по эскизам Васнецова, в храме стояла зенитная батарея. После войны на территории монастыря появился санаторий для участников Великой Отечественной Войны, инвалидов, а позднее и ветеранов.

         В наше время село Деденево богато на людей. Здесь родился Леонид Тягачев, который в советское время был известен как главный тренер по горнолыжному спорту сборной СССР, сейчас – президент Олимпийского комитета России.

Его жена, Светлана Тягачева, глава администрации поселка Деденево. При ее деятельной поддержке 20 апреля 2001 года Спасо-Влахернский монастырь снова был открыт, продолжилась монашеская жизнь в монастыре.

Читайте также:  Мощи святого пантелеймона целителя

При ее благотворительном участии восстановлена колокольня, приобретены колокола, в соборе ведутся восстановительные работы.

          30 сентября 2001 г. в возрожденном монастыре состоялось торжество перенесения в обитель мощей преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной). В октябре произошло торжественное перенесение из села Перемилова в Спасо-Влахернский монастырь и перезахоронение останков двух схимонахинь Марии (Буторовой) и Серафимы (Кочетковой).            Схимонахими Мария и Серафима очень  известны и почитаемы. Серафима в течение 33 лет пролежала в параличе, творя молитвы Богу. Была затворницей, но к ней за советами приходили многие. Ее называли великой молитвенницей и почитали как старицу “Никто никогда не слышал жалоб от м.Серафимы. она была очень сосредоточенна; те, кто видел ее, говорили, что вид ее иногда казался даже грозным, и тем не менее, лицо ее просветленное благодатью, бывало каким-то юным и ясным, от лика исходил свет. В монастыре о м.Серафиме говорили как о прозорливой. Матушка отвечала на движение мысли находившегося рядом человека, или давала ответ пришедшим к ней еще до того, как они успевали поведать свое горе или обратиться с вопросом.”           Схимонахиня Мария с четырехлетнего возраста была слепа. Тоже великая молитвенница, человек большой степени духовности, будучи слепой телесно, была прозорливой духовно. С четырех лет ее родители отдали в монастырь, чтобы “получить возможное снисхождение Святого Духа. Стяжав дар умной молитвы и прозорливости, м.Мария пребывала в радости о Духе Святом. Она никогда не унывала. Эта радость, состояние праздничности души передавалось окружающим ее людям. М.Мария была утешительницей, всегда стремилась поддержать, утешить унывающих, скорбящих. Приходящие к ней воспринимали силу благодати, исходящую от нее, обновлялись духовно и как бы забывали, что мать Мария слепа. Отмечали некое духовное зрение м.Марии. часто она говорила келейнице или присутствующим людям, кто сейчас придет, хотя те еще не знали о приближении человека, о котором говорила м. Мария. Она называла по именам незнакомых ей людей, – иногда отвечала на движение мысли”. 

          Про жизнь схимонахинь была написана замечательная книга  – http://proza.rnls.ru/2009/01/17/786

        Впоследствии люди, приезжающие в монастырь, стали замечать, что если с мыслями, с внутренними вопросами, постоять около могил схимонахинь, то грусть уходит, даются ответы на жизненные вопросы, а неразрешимые казалось бы дела вскоре разрешаются.

Фото ketosha 

        Чуть подальше от могил находится восстановленный деревянный храм Дмитрия Солунского. Сам храм небольшой, но производит приятное впечатление как внешней красотой, так и внутренней.           Изначально он строился на пожертвования местной помещицы. Храм был летним, весь иконостас церкви был написан местными иконописцами. Внутри и снаружи церковь была отделана в византийском стиле с дубовым паркетом в алтаре. В 1941 году перед самой Отечественной войной церковь великомученика Дмитрия Солунского сгорела.

Важно

         С возрождением Спасо-Влахернского монастыря, возрождается и церковь Дмитрия Солунского. Место для нее выбрано в 100 метрах к северу от сгоревшей. Архитектура церкви изменена.

Раньше в основании был четверик – теперь крест с огромным барабаном и шлемовидным покрытием.

Правда, монахини сетуют, что церковь отстраивалась наскоро, что сейчас сказывается на ее качестве – в стенах появились многочисленные щели, через которые задувает ветер.

            Внутри храма красота необыкновенная! Как описать? Это надо видеть. Я как вошла, тут же увидела огромное парадное паникадило в византийском стиле, украшенное красными и зелеными камнями. Светило солнце, оно играло на золотых бликах  паникадила, подсвечивало камни – невозможно было отвести глаз!             В этом храме собраны все сохраненные иконы Головиных, которые пожертвовали их на основание монастыря. По стенам среди прочих находятся лики канонизированных святых. О них нам долго рассказывала местная монахиня-экскурсовод. Рассказ ее был действительно интересен и понятен обычным мирянам. Если соберетесь монастырь посетить с компанией друзей, то можно заранее связаться с монастырской службой и договориться о проведении экскурсии. Они проводятся бесплатно. Вы же в свою очередь можете оставить пожертвование на восстановление собора.           Да, паникадило мне так и не дали сфотографировать, посоветовали купить книгу с фотографиями монастыря. Что ж, у вас будет отличный повод приехать и полюбоваться на него самостоятельно.            Но в тот раз мне было не до книжной лавки, мы спешили в восстанавливаемый собор Спаса Нерукотворного, который тогда специально для нас открыли.           Конечно, он поражает своими размерами. Совершенно не ожидаешь увидеть в такой дали от столицы невообразимо большой, просторный, высокий храм. Еще более удивительно, что в нем находится десять престолов, что уже само по себе заслуживает внимания. Мы прошли через побеленные стены, мимо строительных лесов, ведь храм продолжает восстанавливаться. Удивительно, но наши шаги практически  таяли в огромном пространстве. Здесь было очень тихо. А льющийся из окна яркий солнечный свет отражался от высоких белых стен и создавал еще больше пространства. Было ощущение, что мы находимся где=-то в небесах. Кто был высоко в горах, над облаками, тот поймет созвучное ощущение.Я сама не решилась внутри собора фотографировать, но нашла для вас фотографию в сети:

Фото ketosha 

           Спасский собор был освящен в честь Спаса Нерукотворного, родовой иконы Головиных, являющихся учредителями монастыря. Сама эта икона была когда-то написана Андреем Рублевым. Огромный храм строился почти сто лет,  имел большое количество приделов – в честь Влахернской Иконы Божией Матери, в честь Иерусалимской иконы Божией Матери,  в честь Бесплотных Сил Небесных,  Всех святых,  Страстей Христовых,  свв. мчч. Кирика и Иулитты,  свт. Николая Чудотворца,  прп. Сергия Радонежского, Покрова Пресвятой Богородицы.             Собор  сильно пострадал от артобстрелов в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910-х гг., выполненная по эскизам В. Васнецова. Только сейчас началось его подлинное восстановление и возрождение обители в целом. Сейчас в десятипрестольном храме восстановлены стены, полы, своды, частично отремонтирована кровля собора.          Мое внимание привлек высокий резной липовый иконостас. Его еще не покрыли красками и он сиял на солнце особым внутренним теплым светом дерева. Стоишь возле него, смотришь на резную работу мастера и душа радуется. Уходить, конечно, не хотелось. Но что поделать, нас ждала обратная дорога.

            Кстати, с селом Деденевым связано древнее предание. В 1293 году русские земли были разорены нашествием войск татарского хана Дюденя.

Среди русских городов разорению подвергся и Дмитров, но в сражении у города хан Дюдень был убит.

По преданию, он был похоронен возле нынешнего села, его могила была отмечена большим камнем с высеченной на нём надписью: «Дедень», отчего и вся местность стала называться Деденево — через «е».

План-схема монастыря в Деденево.
1.  Спасская церковь.2.  Трапезная.3.  Дом игуменьи.4.  Дом настоятеля.  5.  Дом притча. 6.  Просфорная. 7.  Церковь Нечаянной Радости. 8.  Келейные корпуса.   9.  Летняя церковь. 10.  Сторожка. 11.  Гостинница. 12.  Больница.

Схема отсюда – http://www.nataturka.ru/monast/dedenevo.html

Полезные источники по монастырю – http://www.ruscities.ru/mockovskaya-obl/dedenevo.html, http://vedomosti.meparh.ru/2003_1_2/6.htm, http://www.vidania.ru/dedenevo.html

Источник: https://monastyri-mira.livejournal.com/233402.html

Поездка в Спасо-Влахернский монастырь в Деденево, Московская область

Те, кто проезжают по Дмитровскому шоссе за Икшей или плывут в этих местах по каналу имени Москвы, наверняка обращали внимание на небесно-голубой купол и белоснежные стены, которые отчетливо выделяются на фоне зеленых холмов и строений. Это — Спасо-Влахернский монастырь в Деденево. Я часто проезжала мимо него, но вот вовнутрь попала недавно, этим летом. И сегодня я хотела бы немного рассказать об этом замечательном месте.

♦ По теме: Однодневные экскурсии из Москвы: города, усадьбы, храмы и монастыри

Спасо-Влахернский монастырь в Деденево, фото с сайта temples.ru

История Спасо-Влахернского монастыря в Деденево

В 1677 году эти земли в этих местах, которые тогда назывались Деденевской пустошью, приобрели дворяне Головины.

Вскоре здесь появилось имение, был построен большой храм Спаса Нерукотворного, в котором хранились святыни рода Головиных — иконы в богатых окладах, мощи святых.

В 1852 году овдовевшая Анна Гавриловна Головина (урожденная Гагарина) и ее сын, губернский секретарь Дмитровского уезда Московской губернии Гавриил Павлович, приняли решение передать свое имение церкви и устроить здесь женское общежитие.

Совет

В этом же году разрешение Синода, утвержденное императором, было получено. Анна Гавриловна стала попечительницей общежития. Вскоре Анна Гавриловна приняла монашеский постриг, затем схиму и в 1856 году скончалась. Погребена она была в семейном склепе под Спасским храмом. В 1861 году скончался и ее сын.

Вскоре иссякли средства Головиных, из которых финансировалось общежитие. Однако общежитие продолжало обустраиваться. В 1961 году митрополит Филарет обратился в Священный Синод с просьбой устроить здесь общежительный монастырь. Так появился Спасо-Влахернский монастырь.

Своим названием он обязан фамильной святыне рода Головиных — иконе Влахернской Божией Матери.

При монастыре было организовано большое хозяйство. Монастырская квашенная капуста славилась по всей округе. Сестры работали в саду и огороде, выращивали цветы, писали иконы и шили церковные облачения. В монастырском пруду ловили рыбу. К 1914 году в монастыре проживало около 300 сестер.

Монастырь занимает почти квадратную в плане территорию на вершине холма. Поэтому его видно издалека. Его главной доминантой является собор Спаса Нерукотворного Образа. Его объем сложился на основе одноименной усадебной церкви, построенной в 1798-1811 годах. В 1843-1850 годах он был реконструирован.

Высокая колокольня в романском стиле была возведена в 1886 году по проекту архитектора Н.В.Никитина. В 1890 году храм был соединен с колокольней трапезной. В 1910 году храм был расписан по эскизам В.Васнецова. В Спасском соборе было устроено 10 престолов, освященных в 1832-1869 годах.

В 1864 году был освящен храм в честь великомученика Димитрия Солунского.

Монастырь был закрыт в 1922 году. Чтобы сохранить сестричество, насельницы организовали трудовую сельхозартель «Влахернская» — подобные артели на месте монастырей устраивались повсеместно. Однако в 1924 году артель была закрыта по причине сохранения монастырского уклада.

В 1928 году в обители был размещен дом инвалидов, впоследствии преобразованный в санаторий для участников Великой Отечественной Войны. Монахини жили тут же, проходили службы. В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, 42 монахини были арестованы. Часть монахинь поселилась неподалеку, в селе Батюшкове.

В 1939 году сгорел храм Димитрия Солунского.

Обратите внимание

В годы войны монастырские постройки серьезно пострадали от артобстрелов — здесь проходил один из рубежей битвы за Москву (об этом можно прочитать в статье «Перемиловские высоты: мемориал и храм Вознесения Господня»).

В 1993 году началась реставрация монастыря и в 2001 году он был снова открыт.

Если будете проезжать мимо Деденева, сверните с Дмитровского шоссе по указателю (с левой стороны, если ехать из Москвы) и полюбуйтесь великолепным бело-голубым собором и монастырским постройками.

Фотографии Спасо-Влахернского монастыря

Сторожка и Святые врата

Собор Спаса Нерукотверного

Монастырские постройки и сад

Церковь святого великомученика Димитрия Солунского

Колокольня собора Спаса Нерукотворного

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Источник: https://anashina.com/poezdka-v-spaso-vlaxernskij-monastyr-v-dedenevo/

Ссылка на основную публикацию