Православные гимназии и школы для детей

5 ВЕДУЩИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ШКОЛ МОСКВЫ

По данным Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в столице с действующим конфессиональным представлением работают 28 православных средних общеобразовательных учебных заведений.

Не претендуя на исследовательскую полноту и всеохватность, сегодня мы предлагаем читателям собственную версию рейтинга лучшей пятерки из них, составленную на основе опроса экспертов и общемосковского рейтинга средних школ.

Свято-Владимирская православная школа

Расположена на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Здесь обучаются свыше 130 детей. В школу берут преимущественно воцерковленных православных детей. При поступлении требуется рекомендация духовника.

Дети имеют возможность бесплатно заниматься в кружках по керамике, ИЗО, петь в клиросном и казачьем хорах, а также заниматься спортом. Школа дает широкое образование и открывает учащимся возможность для свободного выбора любой профессии. Выпускники поступают как в светские вузы, так и в семинарии.

Адрес: Малый Ивановский пер., д. 4, стр. 1, 2 (ст. м. «Китай-Город») Тел.: (495)624-82-94

Веб-сайт s-vlad-school.ru

Директор Кондюрина Марина Леонидовна

Духовник: протоиерей Алексий Уминский

Православная классическая гимназия «Радонеж»

Первая православная общеобразовательная школа в постсоветской России. Обеспечивает качественное образование с гуманитарным уклоном и православное воспитание. Ориентирована на детей из православных семей. От учащихся требуется усердная молитва, соблюдение постов, участие в церковных таинствах.

Ряд предметов воспитанники гимназии изучают углубленно: Закон Божий, мировую художественную культуру, церковнославянский язык. Иностранные языки (английский, немецкий, латынь) изучаются на уровне языковых спецшкол. В гимназии открыты две инновационные площадки. Адрес: пр-д Одоевского, 13 (ст.м. «Ясенево») Тел.

: (495)423-5122

Веб-сайт gymnasia-radonezh.ru

Директор Тишков Михаил Борисович

Духовник: иерей Артемий Сахаров

Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине

Рассчитана на 120 детей. Здесь углубленно изучают историю и иностранные языки (английский, новогреческий, сербский). Свои знания ребята имеют возможность ежегодно практиковать. У гимназии есть лагерь в Греции.

Во время учебного процесса дети активно занимаются в творческих студиях и спортивных секциях, посещают экскурсии, совершают паломнические поездки. Адрес: ул. Ляпидевского, 10а (ст. м. «Речной вокзал») Тел.

: (499)747-9714

Веб-сайт pravoslavnaya-gimnazia.ru

Директор: Бузин Игорь Алексеевич

Духовник: игумен Феофилакт (Безукладников)

Православная Свято-Петровская школа

Одна из крупнейших гимназий города. Здесь обучается около 350 учеников, больше половины семей учащихся – многодетные.

У школы заключен договор о сотрудничестве и совместной деятельности с Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом, педагоги которого здесь преподают. Индивидуальным способностям детей в школе уделяют особое внимание.

Молодежь стараются воспитывать в лучших традициях Православия, отечественной и мировой культуры. Адрес: Тессинский переулок, д. 3 (ст. м. «Чкаловская») Тел.: (499)641-0325

Веб-сайт tgym.ru

Директор: иерей Андрей Постернак

Духовник: протоиерей Владимир Воробьев

Гимназия «СВЕТ»

Ориентирована на детей, семьи которых руководствуются в своей жизни христианскими нравственными ценностями. Один из главных приоритетов школы – интенсивная и ответственная подготовка к ГИА и ЕГЭ.

По отдельным предметам старшеклассники могут обучаться в форме экстерната, чтобы больше внимания уделять подготовке в вузы. Дополнительное образование включает больше 30 проектов для учащихся по гуманитарным, естественнонаучным и творческим направлениям.

При школе организован хор – лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Адрес: ул. 8-го Марта, д. 6-г (ст.м. «Динамо») Тел.: (495)614-2936

Веб-сайт shkolasvet.ru

Директор: Глазнева Елена Анатольевна

Духовник: протоиерей Димитрий Смирнов

Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Адрес: ул. Партизанская, д. 7, корп. 2 (ст. м. «Молодежная») Тел.: (495)416-4193

Веб-сайт orthoschool.ru

«Классическая гимназия» при греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина

Адрес: Орлово-Давыдовский пер., д. 5 (ст. м. «Проспект Мира») Тел.: (495)680-92-41

Веб-сайт mgl.ru

Церковно-приходская школа «Косинская»

Адрес: ул. Большая Косинская, д. 42 (ст. м. «Лермонтовский проспект») Тел.: (495)700-0002

Веб-сайт cpsh-k.edusite.ru

Музыкальный православный центр «Воскресение»

Адрес: ул. Камчатская, д. 6 (ст. м. «Щелковская»)
Тел.: (495)467-4510

Троицкая школа при московском подворье Свято-Троицкой Сергиевской лавры

Адрес: 2-ой Троицкий пер., д. 8/10 (ст. м. «Цветной бульвар») Тел.: (495) 684-31-64

Веб-сайт blagoslovenie.su

Школа в Усадьбе Свиблово имени преподобного Сергия Радонежского

Адрес: Лазоревый пр. д. 15, стр. 1 (ст. м. «Ботанический сад») Тел.: (499)189-64-03

сайт: sviblovoprav.ru

Учебный центр «Перспектива»

Адрес: Сумской пр., д. 2 А (ст. м. «Чертановская») Тел.: (495) 316-00-74

Веб-сайт perspektiva.org.ru

Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского

Адрес: ул. Ясеневая, д. 33, корп. 2 (ст. м. «Зябликово») Тел.: (495)399-44-79

Веб-сайт stseraphim.edusite.ru

Центр образования «Знак»

Адрес: ул. Абрамцевская, д. 6а (ст. м. «Алтуфьево») Тел.: (499)200-05-08

Веб-сайт pravshkola.ru

Православная школа искусств

Адрес: Ленинградский проспект, д. 16, стр. 2 Тел. (495)612-06-46

Веб-сайт pravshkola.ru

Православная гимназия в Троице-Лыкове г. Москвы

Адрес: ул. Одинцовская, д. 24, стр. 6 (ст. м. «Строгино») Тел.: (495) 942-83-01

Веб-сайт tlgym.ru

Средняя общеобразовательная школа «Живоносный Источник»

Адрес: ул. Солнечная, д.3(ст. м. «Царицыно»)
Тел.: (499)218-12-72

Православный центр образования Святителя Николая Чудотворца

Адрес: Булатниковский проезд, д. 16, корп. 3 (ст. м. «Аннино») Тел.: (495)383-89-56

Веб-сайт noupcosnch.mskobr.ru

Средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»

Адрес: Ленинский проспект, д. 8, корп. 12 (ст. м. «Шаболовская») Тел.: (499)236-98-83

Веб-сайт pravschool.ru

Школа при Андреевском монастыре

Адрес: Андреевская набережная, д. 2 (ст. м. «Ленинский проспект») Тел.: (499)135-71-00

Веб-сайт andreevskaya-school.ru

Лицей духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского

Адрес: ул. 3-я Парковая, д. 34, стр. 1 (ст. м. «Первомайская») Тел.: (495)164-79-60

Веб-сайт pravoslavie-licey.narod.ru

Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково»

Адрес: поселение Михайлово-Ярцевское, поселок д/о «Плесково» Тел.: (499)271-6706

Веб-сайт pleskovo.ru

Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия

Адрес: ул. Кошкина, 6 (ст. м. «Кантемировская») Тел.: (499)324-83-28

Веб-сайт ellada.ru

Троицкая православная школа

Адрес: Троицкий АО, м-н «В», д.26 Тел.: (495)546-9354

Веб-сайт troitsk-school.ru

Средняя общеобразовательная школа «Ретро»

Адрес: ул. 4-я Гражданская, д. 43, корп. 8 (ст. м. «Бульвар Рокосовского») Тел.: (499)160-86-25

Веб-сайт retroschool.ru

Ховринская гимназия «Лампада»

Адрес: ул. Фестивальная, д. 77, корп. 1 (ст. м. «Речной вокзал»)
Тел.: (495)456-3152

Православная классическая гимназия им. митрополита Платона Левшина

Адрес: ул. Шоссейная, 82 (ст. м. «Печатники»)
Тел.: (495)354-8310

«Гимназия Святителя Василия Великого»

Адрес: Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево, Кокошкинское шоссе, д. 1. Тел.: (495)594-0101

Веб-сайт vasiliada.ru

Комментарий

Иеромонах Онисим (Бамблевский)

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии

Мы знаем, насколько богаты исторические традиции образования и воспитания в нашей стране. Их истоки всегда были именно в Православии, которое взрастило великих деятелей русской культуры, искусства, поэзии, литературы, зодчества. Понимание их творческих и духовных исканий невозможно без осознания основ христианской веры.

По этой причине сейчас все больше родителей делают выбор именно в пользу православных школ.

Я надеюсь, что милостью Божией, уже в недалеком будущем мы с вами увидим, как православные школы явят миру замечательных ученых, государственных и общественных деятелей, творческих людей, которые делом своим засвидетельствуют, что православным школам нужно уделять особо пристальное внимание со стороны государства и общества.

Подготовила Мария Максимова

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/5-vedushhix-pravoslavnyx-shkol-moskvy/

Ответы пастырей. Стоит ли отдавать детей именно в православную школу? / Православие.Ru

Первого сентября все наши дети идут в школу. Поэтому на этот раз мы решили спросить наших пастырей о том, стоит ли православному человеку обязательно стремиться отдать своих детей учиться в православную школу? Какие тут могут быть плюсы, а какие минусы?

Очень важна симфония семьи и школы

Священник Лев Аршакян, преподаватель Нового Завета в Троицкой православной школе (Новая Москва) и духовник общества слепоглухих «Эльвира»:

– Я считаю, что православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий. Если есть возможность, чтобы дети ходили в православную школу, надо к этому стремиться.

Понятно, что не нужно идеализировать православные школы и думать, что там все прямо такое розовое и пушистое. Там могут быть те же страсти, те же грехи, те же проблемы, но там есть и священники, которые толкуют Евангелие, есть молитвы.

В сердцах у детей сеется некое семя, которое у многих потом в жизни, как некий фундамент, даст добрые плоды, когда они уже выйдут из школы.

Обратите внимание

Священник Лев АршакянПри обучении детей в православной школе также очень важна позиция самих родителей. Дети, скорее всего, пока не могут ощутить всю ту пользу, которая им дается. А вот родители, их понимание, их молитва и благодарность, их нелицемерная жизнь по Евангелию и по заповедям здесь имеют краеугольное значение.

Дети очень больно воспринимают, когда, допустим, Евангелие или священник в школе говорит одно, а дома они видят другое. В таком случае, я считаю, православная школа может быть даже вредна. Эта рана может быть очень глубокой и вообще не залечиться.

Не должно быть так: родители привели детей в православную школу, а сами живут своей мирской жизнью, своими страстями, руганью и ложью. Таким бы я даже не советовал отдавать детей в православную школу.

А вот верующим людям, для которых вера – это не пустое место, а Бог – не какой-то далекий, непонятный, строгий судья и каратель, а любящий Отец, – таким верующим людям очень важно, чтобы их дети ходили в православную школу. От этой симфонии семьи и школы они получат очень много полезного и доброго.

К выбору школы надо подходить с рассуждением

​Протоиерей Максим КозловПротоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ:

– Давайте вместе порассуждаем. Чего хотят добиться православные родители, как и любые другие любящие своих детей родители, отдавая своего ребенка в ту или иную школу? Они, скорее всего, во-первых, заботятся о том, чтобы эта школа была с достаточным уровнем квалификации учителей.

То есть чтобы там профессиональными педагогами детям давалось хорошее качественное образование. Во-вторых, чтобы в школе была нормальная атмосфера в общении между детьми.

Чтобы дети не ругались матерными словами и не увлекались повально рэперами, которых, к сожалению, слушают миллионы наших соотечественников, чтобы во дворе не находили шприцы и т.д.

И, в-третьих, наши православные родители хотят, чтобы в школе была мировоззренческая вероучительная установка в преподавании и общении, которая соответствовала бы их взглядам и которая помогла бы их детям вырасти православными христианами.

Если удается найти школу, в которой эти три фактора действительно присутствуют – высокий профессионализм педагогов, добрая атмосфера общения между детьми и адекватное, корректное и деликатное преподавание вероучительных дисциплин и всего того, что связано с нашей верой, – то в такую школу надо отдавать своего ребенка, даже не задумываясь.

Важно

Но вся проблема в том, что найти такую школу очень непросто. В одной – не очень высокое качество преподавания.

В другой, при декларируемых принципах отбора детей из православных семей, высокая цена за обучение и сложности экономической ситуации приведут к тому, что в школу будут брать детей большей частью не из православных, а просто из обеспеченных семей.

А, скажем, в третьей школе вероучительные дисциплины могут даваться слишком формально и чрезмерно строго, без должного такта, отбивая тем самым у учеников желание искренне и всерьез заинтересоваться Православием.

Поэтому в целом мне кажется, что выбор родителями здесь должен осуществляться индивидуально. С одной стороны, очень хорошо, если удастся найти школьный оазис благочестия, в котором будут даваться хорошие знания.

С другой стороны, очень важно не перекормить детей, не сделать так, чтобы вера и жизнь Церкви из того, к чему стремится душа и в чем хочется укорениться, станет тем, чего так много вокруг, от чего захочется бежать в светскую жизнь.

Могу поделиться и нашим личным опытом. Мы своих детей не отдавали в православные школы. Думаю, что то, что дается в семье, и то, что можно вынести из участия в церковной жизни и занятий в воскресной школе, – этого вполне достаточно.

А соприкосновение с обычной жизнью, в том числе с обычной школьной жизнью, только поможет ребенку с довольно юного возраста осознавать свою веру как ценность, которую нужно уметь защищать и за которую нужно уметь держаться.

Могу сказать, что мы об этом выборе не пожалели.

Православие должно быть и дома, и в школе

Священник Валерий Духанин:

– Вспомним древнюю мудрость: душа ребенка как чистое полотно для живописи – что художник изобразит на ней, доброе или злое, то и останется.

Отдавая ребенка в школу, мы отдаем его в руки художников, которые что-то изобразят на его душе. И не только у педагогов учатся дети в школе, но еще и друг у друга: перенимают привычки, вкусы, манеры поведения.

Совет

Поэтому решающим является не только учитель, но и одноклассники, и в целом тот дух, который царит в данной школе.

Священник Валерий ДуханинМое лично мнение, что ребенка из православной воцерковленной семьи лучше отдавать в православную школу. Конечно, учиться можно везде. Но лично для меня Православие должно быть и дома, и в школе. В формировании души вообще важно, чтобы была цельность, а не раздвоение.

Если дома всё православное, а в школе нельзя перекреститься, то ребенок будет испытывать внутренний дискомфорт. Разрыв двух слоев жизни вызовет ненужное душевное напряжение.

А в православной школе ребенок встретит единомышленников, здесь не нужно приспосабливаться под чуждую среду, здесь куда меньше соблазнов, которые встречаются в подростковом возрасте.

Читайте также:  Мощи святого луки крымского

Православные школы возникли как попытка отвоевать хотя бы часть образовательного пространства, чтобы спасти детей от тотальной разрухи 1990-х годов.

Когда кругом шел развал, распространялись разврат и наркомания, православные люди организовались и создали школы, как островки спасения. За двадцать с лишним лет православные школы прошли большой путь и накопили опыт. Были преодолены ошибки, неизбежные поначалу на этом пути.

И чрезмерное законничество (когда на первом месте – соблюдение правил церковных, а на втором – дух любви), и непрофессионализм отдельных педагогов (по принципу: «лишь бы был православным, а как учит, и так сойдет») – всё это к настоящему времени удалось сгладить, выправить.

Мои трое детей учатся в православной школе, и я еще ни разу об этом не пожалел. Я вижу, что учителя вкладывают себя в детей, делают это от сердца, с любовью. С учителями очень добрые, теплые отношения.

У детей – интерес к учебе. Есть и совместные паломничества, и множество мероприятий, творчество, для мальчиков – физическое развитие, выезды на военно-патриотические сборы, соревнования.

И зачем мне другая школа?

Обратите внимание

Мне есть с чем сравнить. Старшего ребенка, когда ему было шесть лет, мы отдали в детский сад на подготовительную группу к школе. Это было вполне мирское учреждение, очень приличное, с хорошими педагогами, но среди детей, шестилетних сверстников, весьма чувствовалась нецерковная атмосфера.

Уж как там Ваня объяснял им, зачем мы ходим в храм по воскресеньям и для чего он причащается, этого я уже не помню, но соприкосновение с мирской средой весьма чувствовалось. Ребенок перенимал чужой дух. В православной школе всё выправилось.

Надо сказать, что и там, в мирском учреждении, все педагоги были самые прекрасные и порядочные люди. Но не хватало все же духа православного.

Конечно, нельзя ждать от православной школы идеала. Не сможет православная школа, при всем желании, подготовить маленьких святых, отсечь все греховные страсти и соблазны от возрастающих душ. Будут и здесь встречаться курящие и матерящиеся, дерущиеся и не слушающиеся, но, поверьте, не в таком количестве, как в школе мирской.

Есть только одно маленькое «но». Как правило, все православные школы – платные. И если у тебя не один ребенок, а уже трое, то стоимость обучения приходится умножать ровно в три раза. Прямо скажу, что для меня это весьма ощутимо, но пока, с Божией помощью, держимся.

Среди минусов кто-то еще укажет, что в православной школе может сформироваться формализованное отношение к молитве и личному участию в храмовой жизни.

Дети получат информацию о вере и Церкви, но еще не факт, что они станут подлинными чадами Церкви и пронесут веру через всю свою жизнь.

Но я лично думаю, что всё зависит от конкретного педагога и от его личного примера веры. В православных школах к этому по крайней мере стремятся.

Важно

На мой взгляд, православная школа – это все же лучшее подспорье православным родителям в воспитании детей.

Источник: https://pravoslavie.ru/106079.html

Шарага под личиной РПЦ: почему дети бегут из православных школ – МК

Ученикам из благополучных семей некомфортно за одной партой с трудными подростками

18.09.2017 в 19:12, просмотров: 13682

Вопрос о введении обязательных уроков по религии вызывает яростные cпоры. Многие считают, что образование должно быть светским, а для погружения в Закон Божий следует посещать воскресные школы или отдать ребенка в православное учебное заведение.

В столице открывается все больше православных школ — всего около 30. Что представляют собой данные заведения, как, чему и кого учат в них в наше время, выяснил корреспондент «МК».

— Мы из православной школы попросту сбежали в обычную районную, — рассказывает Ольга, мама 6-классницы. — Вся наша семья — это глубоко верующие люди, поэтому и решили отдать ребенка в православное учебное заведение. Возможно, нам не повезло, но получить нормальное образование в нашей школе было просто невозможно.

Среди учеников класса было очень много трудных подростков, которые буквально срывали уроки, да и учителя по основным предметам у нас работали очень слабые, математику вообще пригласили вести церковного сторожа.

Сейчас мы учимся в обычной школе и посещаем воскресную, на мой взгляд, это лучше, чем отдать ребенка в православное заведение и остаться без нормального среднего образования.

В данный момент все православные школы в Москве являются частными учебными заведениями. Если школа аккредитована, то она должна получать финансирование от государства. Но для православных школ по-прежнему действуют старые нормативы.

Несмотря на то что в 2012 году в действие вступила новая редакция Федерального закона «Об образовании», по которому гарантировано бюджетное финансирование частных дошкольных, начальных и средних учебных заведений, московские чиновники не спешат выделять на поддержку православных школ дополнительные субсидии.

— Сегодня размеры финансирования православных школ минимальны по сравнению с государственными школами, — объясняет директор православной школы в Бирюлеве отец Димитрий Конюхов. — Причем денежные средства на ремонт, коммунальные услуги и приобретение оборудования не выделяются вовсе.

При этом православные школы полностью выполняют государственный заказ, а финансирование должно выделяться на ученика вне зависимости от организационно-правовой формы школы, в которой он обучается. Тем более что в православных школах учится много детей из малоимущих семей, сирот и инвалидов.

Совет

А на деле получается, что если школа не имеет конкретного благотворителя, то ее финансовое положение оказывается крайне стесненным.

В данный момент Департамент образования Москвы ежегодно выделяет на каждого учащегося обычной государственной школы около 123 тысяч рублей, на ученика православного учебного заведения приходится в два раза меньше — около 60 тысяч рублей.

Часть денег ряд православных школ также получает от пожертвований родителей, но в большинстве случаев эти суммы не велики. Помимо нехватки финансирования работа православной школы осложняется еще и особым контингентом детей, в них обучающихся.

Практически половина учеников православных школ — это дети, обучение которых в обычных школах по разным причинам нежелательно. Православные школы имеют договоры о сотрудничестве с детскими домами и приютами для несовершеннолетних.

С трудными детьми приходится работать по индивидуальным планам, они часто срывают уроки и мешают учиться более успешным ученикам.

— Действительно, существует тенденция отдавать в православные школы детей, для которых обучение в массовых школах по тем или иным причинам нежелательно, — объясняет Конюхов. — Количество таких детей порой может достигать половины от общего состава учащихся.

В наших школах наполняемость классов меньше — и есть возможность заниматься с такими учениками по индивидуальным планам, хотя в идеале ставится цель подвести их к общему уровню для успешной сдачи итоговой аттестации.

Многие православные школы имеют договоры о сотрудничестве с детскими домами, приютами для несовершеннолетних. Очевидно, что уровень подготовки у таких детей ниже, чем у детей из полных семей.

По мнению Димитрия Конюхова, несмотря на различные сложности и проблемы, уровень преподавания и подготовки учащихся в православных школах в последние годы все же повышается.

— Православные школы стремятся не просто соответствовать государственным стандартам, но и быть в авангарде педагогического процесса, — объясняет отец Димитрий. — Школы стараются принимать на работу высококлассных опытных педагогов, однако из-за нехватки финансирования не всегда могут предложить им высокий уровень заработной платы.

Обратите внимание

С точки зрения обучения православные школы отличаются подходом к преподаванию ряда предметов. Например, на уроках биологии мы напоминаем детям о сотворении мира Богом, а другие точки зрения и концепции показываем в качестве гипотез, каковыми они и являются. Более углубленно преподаются гуманитарные дисциплины: история, литература.

В нашем учебном заведении мы наряду с церковнославянским, греческим, английским языками не первый год углубленно изучаем китайский язык. Кроме того, в православных школах ведется воспитательная работа с учащимися. Целью ставится не просто наполнение детей знаниями, но образование человеческой личности, которая бессмертна и неуничтожима.

В результате обучения дети должны поставить перед собой главный вопрос: «Зачем я живу?» — и, конечно, ответить на него, то есть учащиеся должны задуматься о смысле своей жизни.

Однако не во всех православных школах все так радужно. Некоторые подобные заведения представляют собой настоящую шарашкину контору под видом православия.

— Православные школы в столице очень разные, я, например, столкнулась с заведением, представлявшим собой натуральную шарагу под видом православия, — рассказывает Светлана Фефилактова, работавшая учителем русского и литературы в одной из православных школ на юге Москвы.

— По большому счету наша школа напоминала исправительное учреждение из-за большого количество трудных учеников. С верой ситуация в школе тоже была странная, знаю, что многие старшеклассники этого заведения проповедовали учение Кришны.

Да и священника, который руководил школой, многие обвиняли в лицемерии и гордыне. Меня почти сразу попросили работать в школе завучем, хотя никаким опытом подобной деятельности я не обладала.

К счастью, на данный момент эту школу закрыли, но в целом родителям нужно очень внимательно относиться к выбору учебного заведения, если они хотят отдать ребенка в православную школу.

Лучшее в “МК” – в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Источник: https://www.mk.ru/social/2017/09/18/sharaga-pod-lichinoy-rpc-pochemu-deti-begut-iz-pravoslavnykh-shkol.html

6 стереотипов об учёбе в православной гимназии, которые я хочу опровергнуть

1 сентября в Православной классической гимназии города Тольятти

С четвёртого по девятый классы я училась в частной школе, которая называлась «Православная классическая гимназия».

Когда знакомые об этом узнавали, они спрашивали: «Вас что, готовят там на монашек?». Или: «Зачем отдали ребёнка туда? Там же храм, она у вас потом совсем будет дикой».

У многих сложились стереотипы о таких школах, и я хочу их опровергнуть.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Впрочем, подобное говорили и другие люди, которые видели меня в форме гимназистки, тёмно-синем или чёрном платье не выше середины икры и фартуке в клеточку (по будням) или белом (в праздничный день). Насколько я знаю, не только в Тольятти есть православная гимназия. За годы учёбы в православной классической гимназии я много раз сталкивалась с вопросами, порой глупыми и нелепыми.

1. Дети только и делают, что молятся и изучают Закон Божий

На такой стереотип так и тянет съязвить, как моя одноклассница: «Ну конечно! Уже во втором классе дети знают абсолютно всю теологию и могут авторитетно рассказать про отличия православных, например, от старообрядцев. И ещё мы, конечно же, главные эксперты в области сектоведения.

Если сильно попросите, даже расскажем, когда наступит конец света». Да, в этом учебном заведении преподают такие предметы, как Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение и латынь, но это вовсе не означает, что учат только этому.

Там учат обычным предметам по обычным учебникам, просто есть некоторые дисциплины и проекты, которые способствуют духовно-культурному просвещению ребёнка.

2. Дети учатся с восьми утра до пяти вечера. До обеда, понятно, — уроки, а после обеда они праздно шатаются

Возможно, к некоторым гимназистам это можно применить, но таких единицы и они почти сразу отсеиваются. Так как гимназия является полупансионатом, то ученикам предоставляют трёхразовое питание — завтрак-обед-полдник.

У гимназистов зачастую шесть–восемь уроков, и бездельничать некогда. После утомительного учебного дня многие спешат домой, но много детей остаётся и на дополнительные кружки.

Важно

Например, можно углублённо изучать английский и итальянский языки, дополнительно получать музыкальное и художественное образование, так как в гимназии есть отделения городских музыкальных и художественных школ.

Для меня гимназия была вторым домом и создала идеальные условия для развития моей творческой натуры. Во второй половине дня я посещала занятия по хореографии, вокалу, а также была занята участием в школьной газете, где была верстальщиком и редактором.

3. Мы — монахи, которые ушли из мира. Нам нельзя контактировать с внешним миром

Я могу привести такой пример. В один день я, как обычно, шла после уроков домой. На улице ко мне подошёл человек, по его виду было понятно, что он спешит. Он задал такой вопрос: «Девушка, не подскажете, который час?». На что я просто ответила: «Одну секунду». Вытащила телефон из кармана, но не успела я сказать время, как мне ответили:

«Извините, вы же монашка, вам нельзя говорить, простите»

Этот человек ушёл. Простите, что за бред?! Нет, я не стала монашкой и не собираюсь. На данный момент я учусь на учителя начальных классов. То, что мы носим платье и фартук длиной не выше колена, не значит, что мы монашки. При очень классической по виду и к тому же длинной форме я носила кеды, показывая, что я обычный человек, а не изгнанник.

4. Мы выходим замуж за священников либо идём в монастырь

Никакой нормальной карьеры, рожай детей, вари борщи, tertium non datur. Ну что я тут могу сказать… Это ещё один больной стереотип людей, которые, по сути, в храм-то не ходят. Хотя зачастую в православных школах практикуется, когда дочка батюшки выходит замуж за священника.

Но моя гимназия к таким не относится, это вполне светское учреждение. Да, есть форма, но форма сейчас в любой гимназии или лицее. Да, преподаются специфические предметы, но даже сейчас в обычных школах ставят «Основы религиозных культур и светской этики».

Ничего из этого не сделало из нас очень уж набожных людей и никак не повлияло на выбор жениха.

5. Гимназия создана только для накопления денег, на детей всем плевать

Ещё один миф. Да, гимназия частная. Да, дороговато, но именно потому, что она частная, на детей не плевать. Каждый учитель и сотрудник администрации (особенно директор) заинтересован учебным процессом ребёнка, а при каких-то проблемах может ему даже помочь.

Гимназия, повторюсь, стала для меня большим и уютным домом, где могли оказать помощь от моральной до физической и финансовой. Также в гимназии постоянно устраиваются поездки классом или целыми большими составами из разных классов по величайшим достояниям России.

Читайте также:  Томос об автокефалии православной церкви

Если бы в гимназии было плевать всем на детей, то не было бы и программы по обмену с иностранными учениками (Италия), которую могут предложить не в каждой лингвистической школе, а в гимназии смогли.

Также в гимназии существует много проектов, в которых дети с охотой участвуют.

Это газета «Епифания», «Школа алтарников», «Детская Божественная литургия», «Радио гимназии», «Телестудия «Ставрос», «Музыкальная филармония», «Православный межъепархиальный детский лагерь», «Мюзикл», «Городской рождественский концерт» и так далее. В этих проектах дети могут поучаствовать, раскрыть свой потенциал или хорошо провести время, заодно приобщиться к одному из культурных направлений.

6. В гимназии промывают мозги и не дают развиваться личности

Нет, детям в нашей гимназии не промывают мозги ничем, вопреки стереотипам современных родителей с их отношением к религиям. В гимназии никогда и никому не навязывали что-то, да и мозги уж точно не промывали.

Да, воспитательные моменты есть, дисциплина и самодисциплина — это неотъемлемая часть жизни в принципе в любой школе. Там прививают детям всегда только банальные правила приличия, правила этикета и этических норм в жизни, которые несомненно делают из ученика человека с большой буквы.

Директор всегда старался и старается вкладывать в каждый из этапов образования (гимназия — колледж — институт) только самое лучшее. Чтобы на выходе получать элиту общества, которая не только не плюнет на землю, а будет понимать, что носить, как и зачем.

Совет

Потому что многие не понимают до сих пор, зачем нужна форма. Гимназия растит из ребёнка человека, наше светлое будущее, на которое мы сможем положиться.

Источник: https://mel.fm/blog/liora-betiyut/80427-6-stereotipov-ob-uchebe-v-pravoslavnoy-gimnazii-kotoryye-ya-khochu-oprovergnut

“Православные школы”: правда и мифы

Совсем скоро стартует марафон под названием «учебный год». Родители откладывают летние дела и устремляются на «школьный базар»: выбрать форму, тетради, портфели… Чуть раньше им пришлось делать выбор школы.

Чем руководствовались те, кто выбрал особые учебные заведения – православные гимназии? В чем отличие православной гимназии от светской школы? Студентка кафедры журналистики РГУ имени Есенина Марина Дрозд собрала и отделила правду от мифов о современных православных школах.

Миф 1: «В православных гимназиях учатся только дети священников»

Для того, чтобы ребенок поступил учиться в православную гимназию, придется пройти ряд вступительных испытаний, так как прием в такие учебные заведения ведется на конкурсной основе. Это связано с ограниченным количеством мест. Кстати, православные школы относятся к негосударственным образовательным учреждениям, поэтому образование в них дается на коммерческой основе.

Воцерковление в словарях толкуется в двух смыслах: 1) в широком смысле – процесс приобщения человека к христианской традиции и церковной жизни; 2) в богослужебных книгах – особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения.

Нас, в данном случае, интересует именно первое значение. Оно дает понять, что при поступлении в школу, конечно же, будет учитываться образ жизни семьи, ее связь с православием.

Но это не говорит о том, что ребенок должен обязательно быть из семьи священнослужителя.

Миф 2: «Эти школы отличаются от общеобразовательных только тем, что к числу школьных предметов добавляется что-нибудь по православию»

Действительно, учебная программа православных школ расширена, в нее обязательно включены предметы, связанные с верой. Это и церковнославянский язык, и история православия, и основы религии, и многое другое. Но на этом отличия не заканчиваются.

Обратите внимание

Все, опять же, зависит от конкретной школы и ее устава. Но даже обрядовая сторона не столько важна, сколько важна общая атмосфера, царящая в таких школах, а также воспитание в духе православия.

Миф 3: «Школа школой, а по наклонной любой пойти может»

Многие пишут на форумах, что знают множество подтверждений этому высказыванию.

Мол, «хулиганы в любой школе есть, и случаев уличных драк много, многие вообще от веры отрекаются, а старшеклассники еще и курить бегают на перемене».

Конечно, людям, а в особенности подросткам, бывает трудно противостоять соблазнам окружающего мира, поэтому некоторые из них сдаются. Но, несмотря на это, нельзя так резко судить обо всех учениках православных школ.

В одном из интервью заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеромонах Лаврентий (Полешкевич) сказал: «Наша вера – вера свободы.

Бог ищет себе свободных детей, а не марионеток, и многим молодым людям из воцерковленных семей Господь попускает временно отойти от Церкви, чтобы человек сравнил жизнь в церковной ограде и вне ее и самостоятельно сделал свой выбор».

Миф 4: «А вдруг с моими детьми никто общаться не будет?»

На самом деле, основания для такого положения не совсем понятны. Для начала стоит учесть, что все-таки главную роль в таком возрасте играет общение со школьным классом, ведь именно с этой группой ребенок контактирует практически каждый день на протяжении всего обучения в школе. Поэтому логично полагать, что в классе у детей в любом случае появляются друзья.

И я с этим абсолютно согласна. Могу сказать больше: к таким людям интуитивно тянутся. Ученики православных школ часто воспитаны отзывчивыми и добрыми, к тому же с ними можно найти много незнакомых тем для бесед, они кажутся интересными и в итоге такими и оказываются.

Миф 5: «После православной школы на теологические факультеты идти, что ли? В светский вуз никто не возьмет»

Это в корне неправильное суждение. В высших учебных заведениях нет никакой дискриминации относительно вероисповедания абитуриента.

Важно

При поступлении в вуз учитываются знания и результаты сдачи экзаменов, а не то, какую школу оканчивал абитуриент. Поэтому выпускнику православного образовательного учреждения открыты все пути, есть возможность поступить на любой факультет и получить желаемую профессию, даже никак не связанную с религией.

Марина Дрозд

По материалам газеты “Логосъ”

Источник: http://portal-logos.ru/index.php/deti-i-vospitanie/deti-i-vospitanie/item/714

Православные школы

Ответственные родители понимают, как важно не только дать ребенку знания, но и воспитать его нравственным и честным человеком. Гимназия «Эллада» — хороший выбор для православных семей.

Подбирая для ребенка школу, соответствующую всем требованиям семьи, важно не ошибиться. Православная гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия — одно из самых известных учебных образовательных заведений в Москве. Мы предлагаем оптимальное сочетание обучения и воспитания в исконно-русских традициях.

Это полностью светская православная школа, концепция работы которой основана на классической системе ценностей, которую поддерживает Русская православная церковь. Мы учим и воспитываем современного человека: образованного, нравственного, открытого всему новому и живущего полной жизнью!

Православные гимназии Москвы: что это такое?

Такие учебные заведения ни в коем случае нельзя сравнивать с духовными семинариями и другими специализированными школами. Православные школы — это, прежде всего, гаранты качественного, современного, полностью соответствующего государственным стандартам образования. Изучение духовных дисциплин и участие в церковной жизни — это добровольный выбор каждого ученика и его семьи.

Главное, чем отличается православная школа или гимназия от обычной — это по-настоящему семейная, добрая атмосфера, стремление не только учить, но и всесторонне развивать каждого ребенка. Мы предлагаем:

  • спортивные секции и клубы различной направленности;
  • художественную студию;
  • занятия по вокалу и многое другое.

Нравственное и духовное воспитание в православных традициях в гимназии «Эллада» в Москве происходит очень деликатно и ненавязчиво.

Любые занятия, включающие изучение дисциплин духовного плана, проходят только с согласия родителей ученика.

Кроме того, ученики православной школы и их родители, при желании, могут посещать часовню и обращаться за помощью, поддержкой и советом к священнослужителям.

В целом, современная концепция православной, но все-таки полностью светской школы подразумевает изучение всех необходимых дисциплин, эстетическое и физическое развитие, воспитание в традициях нравственности и доброжелательности.

Мы ценим доброту, терпимость и открытость, свойственные истинному христианству, и никому не навязываем духовный выбор.

«Эллада» — это православная, современная, классическая гимназия, которая гарантирует, в первую очередь хорошее образование и всестороннее развитие.

Хотите узнать больше? Звоните нам или приходите на дни открытых дверей в православную классическую общеобразовательную школу «Эллада».

Источник: https://ellada.ru/o_shkole/pravoslavnaya_gimnaziya/

Отличие от обычной школы православной классической гимназии

Какие ассоциации вызывают у большинства из нас слова классическая православная гимназия? XIX век, гимназисты, гимназисточки, раздельное обучение, балы, юнкера. Тем не менее, православные гимназии и школы уже давно стали реальностью наших дней: в последнее время их открывается все больше в связи с повышенным интересом к подобного рода обучению.

Чем же так привлекает родителей образование с религиозным уклоном? Тем, что помимо общего образования на государственном уровне, в православных гимназиях серьезный упор делается на развитие духовно-нравственных качеств личности, а это, согласитесь, большой плюс в наше время.

Совет

Ни для кого давно не секрет, что именно православная вера в нашей стране способствует формированию тех самых идеалов, без которых очень проблематично воспитать любовь к Отчизне и согражданам, уважение к своей истории, культуре и языку, почитание памяти уже ушедших предков и послушание живущим и здравствующим членам семьи.

Основополагающими тезисами православных школ и гимназий являются вера, доброта, любовь к Богу и ближнему, терпение и ответственность.

Что такое классическая православная гимназия?

Чем же классическая православная гимназия отличается от обычной школы с христианским уклоном? Слово «классика» само собой отсылает нас в Древнюю Грецию и Древний Рим, и вывод этот совершенно правильный.

В дореволюционной России в классические гимназии поступали с целью подготовки в университет.

Здесь преподавали древние языки: греческий и латынь, Закон Божий, математику, историю, философию, литературу, юриспруденцию.

Все знания в православных классических гимназиях до 1917 года подавались углубленно, нерадивых учеников безжалостно отчисляли, и это неизменно сказывалось на качестве высшего образования: все математики тогда хорошо читали и говорили по-гречески, юристы и выпускники медицинских факультетов знали латынь, а филологи зачастую владели четырьмя-пятью языками.

К сожалению, не стоит ожидать такого уровня подачи знания от современных православных классических гимназий: слово «классическая» в их названии подчас говорит лишь о том, что в них обязательно изучают два иностранных языка (как и в подавляющем большинстве светских школ), и факультативно могут изучать греческий язык или латынь (исключительно по желанию учащегося).

Оправдывает ли себя обучение в православных гимназиях и школах?

Большинство отзывов о православных школах и гимназиях очень положительны.

Что особенно отмечают родители? Большинство из них несказанно рады тому, что их ребенок оказался в правильной системе координат, где на первом месте стоит учеба и получение знаний, а не хвастовство айфонами и тем, кто из девочек раньше начал окрашивать волосы.

В основном это отмечают родители, которые перевели своих детей в православные гимназии из обычных общеобразовательных школ.

По их словам, здесь детям стало проще учиться и благодаря более взвешенному педагогическому подходу: в православных гимназиях не присутствует карательная система, как в большинстве школ, но и не захваливают детей за каждое достижение, как в школах частных, а стараются мотивировать учеников, взывая к их ответственности и рассудительности.

Обратите внимание

Также большинство родителей отмечают более высокий уровень дисциплины в православных школах и гимназиях – учителям не приходится пол-урока тратить на стучание линейкой по столу, благодаря чему дети лучше концентрируются и успевают усвоить больше знаний. Учитывая высокие показатели, которые показывают учащиеся православных школ при сдаче ЕГЭ, выбор родителей кажется вполне оправданным.

Источник: https://www.sudba.info/otlichie-ot-obychnoj-shkoly-pravoslavnoj-klassicheskoj-gimnazii/

Православные школы!

Добрый день, Православная семья!

Наверно есть здесь мамы-папы, дети которых учатся в православных школах!

Поделитесь опытом!

Расскажите, какие у вас программы?

Что из дополнительных предметов включено в программу?

Был ли опыт общеобразовательной школы?<\p>

Высокие ли требования к общеобразовательным дисциплинам?

Много задают? Какой уровень школы?

А может кто-то выпускался уже? какие направления выбирали?

Как подростки, 5-11 класс относятся к православному компоненту, нет ли внутреннего конфликта?

Ну и цена очень интересует)

Особенно интересно, какие школы в Москве)

____________________________

Расскажу о нашей школе!

Школа молодая, работает второй год. Собственной лицензии нет, школа закреплена за городской школой, все дети и преподаватели числятся в обычной школе, так что проблем с аттестацией нет.

Школьная программа – “Перспектива”. Задают много, требования высокие (судя по нашему классу- многие дети тянут с трудом, думаю, что три человека из 11 это уже приличный процент отстающих).

Дополнительно к общеобразовательным дисциплинам: Закон Божий, с третьего класса – церковнославянский.

Каждый понедельник молебен на начало недели, каждое утро- молитвенное правило, минут на 10. Перед и после еды – молитва.

В школе уклон математический. Английский с первого класса за доп.плату 1000р в месяц.

Со второго класса английский 3 раза в неделю.

У второклашек по 5 -6 уроков. Питание: завтрак (перед первым уроком), обед (около13), потом опять уроки и далее прогулка, либо кружки, полдник в 16.

Важно

А кружки такие: Церковное пение, живопись, иконопись, бисероплетение, школа звонарей, театральная студия, рукопашный бой. ( это за доп.плату, очень условную, 100рублей в месяц за кружок).

Детей раньше 15 почти никто не забирает.

Раз в месяц у детей в школе исповедь, и на этой же неделе в воскресенье – общая литургия. После литургии все идут в школу, завтракают (вместе с родителями) и по домам.

По большим церковным праздникам дети не учатся, например на Покров у них был концерт, но чаще все же предполагается участие в литургии. И с этого года Покров станет еще и праздником первоклашек).

Каникулы классические, по четвертям, но, дополнительно – небольшие Пасхальные каникулы, начинаются в четверг Страстной недели, и еще 2 дня после Пасхи, всего 4 учебных дня.

Читайте также:  Как православные приветствуют друг друга?

Детям учиться нравится, но они устают, за домашнюю работу усадить сложно..потому что много, и они понимают, что еще часа 2-3 надо сидеть за партой;( по этому гуляют дети мало, и это, конечно, не совсем правильно. Правда, когда непогода..то не так уж и обидно, но вот выпал снег и самое время для веселых прогулок..но..но но.. На выходные тоже задают много.

Оплата – 5000в месяц

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/pravoslav/3049843

Православная гимназия (попытка описания модели)

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2008. Вып. 1(8) С. 39-44

Православная гимназия

(Попытка описания модели)

Священник Сергий Гомаюнов

Духовник Вятской православной гимназии

В этом кратком исследовании дается характеристика ситуации, которая существует сегодня при учреждении православных гимназий.

Автор говорит, что большинство школ предпочитают называть себя православными гимназиями, ничем не обосновывая этого притязания, а существующее законодательство об образовании определяет гимназию самым общим образом — как школу с гуманитарным уклоном. Но для продумывания модели гимназического образования этого мало.

«Занимаясь строительством школьного дела, мы обязаны отнестись к традиции, для того чтобы либо вписаться в нее, либо осознать необходимость продумывания новых начал», считает автор статьи.

Характеристика ситуации

С начала 90-х гг. ХХ в. происходит становление православного светского среднего образования. Возникают православные гимназии и школы, которые отличаются друг от друга по многим параметрам.

Совет

1. По учредительству. Большинство школ создаются как негосударственные образовательные учреждения (их учреждают епархии, приходы, благотворители и т. д.). Значительно меньше школ, являющихся муниципальными образовательными учреждениями.

Различное правовое положение серьезно влияет на выделение педагогическими коллективами приоритетных задач, стоящих перед школами. В частности, для негосударственных образовательных учреждений характерна особая озабоченность вопросами, связанными с финансированием, социальными гарантиями для учителей и учеников.

2. По замыслу. Значительная часть педагогических коллективов при создании школы руководствуется стремлением создать максимально замкнутое пространство, в которое не проникают извне деструктивные процессы, характерные для современной молодежной среды, а также те новации в образовании, которые в директивном порядке спускались по линии государственной системы образования.

Немногие коллективы ставили перед собой задачу создать элитную школу с высоким уровнем образования, дающим возможность поступать в любые, в том числе и самые престижные вузы. Еще меньше тех, кто, не упуская из внимания этих задач, в то же время сознавал необходимость широкой интегра-

ции в образовательное пространство. Это возможно только при постановке сверхзадачи — создания и описания модели светской православной школы, строящейся на традиционных основаниях православной педагогики, но способной также выполнить все разумные требования, предъявляемые средней школе.

Модель школы: «классическая гимназия»

К сожалению, несмотря на то, что первые православные школы возникли более 15 лет назад, до сих пор удовлетворение выражалось самим фактом их существования. Православное педагогическое сообщество не смогло пока еще организовать широкого обсуждения вопроса о том, каким должно быть образование в православной школе.

Большинство школ предпочитают называть себя православными гимназиями, ничем не обосновывая этого притязания. Существующее законодательство об образовании определяет гимназию самым общим образом — как школу с гуманитарным уклоном.

Но для продумывания модели гимназического образования этого мало. Занимаясь строительством школьного дела, мы обязаны отнестись к традиции, для того чтобы либо вписаться в нее, либо осознать необходимость продумывания новых начал.

Обратите внимание

Если мы обратимся к опыту дореволюционной России, то собственно православными там были церковно-приходские школы, дававшие начальное образование. Они уже не могут служить образцом для современных средних школ. Единственным исключением в этом смысле является школа С.А. Рачинского. О ее опыте для современных школ, в том числе гимназий, следует говорить особо.

Гимназическое образование в России зарождается в XVIII в. и достигает своего расцвета в XIX в. Если современная православная школа стремится стать гимназией, она должна в первую очередь обратиться к опыту именно этого типа школ.

Русская гимназия являлась практически точным слепком с гимназии западноевропейской, прежде всего немецкой. Хотя следует помнить, что истоки такого образования уходят своими корнями в античность.

Гимназия была призвана давать так называемое классическое образование. Термин «классическая гимназия» по отношению к XIX в. неуместен. Других гимназий просто не было.

Есть много черт постановки гимназического образования, которые в принципе не могут быть перенесены в современную школу. Но существуют фундаментальные основания классического гимназического образования, которые не могут быть изменены без потери самой модели гимназии.

К таким основаниям относятся:

1. Выделение трех начал гимназического образования (в терминах педагогики XIX в.), которые в совокупности позволяют осуществлять развитие умственных и нравственных сил учеников, приготовляя их к успешной деятельности в сфере высшего образования, науки и культуры.

Первое начало — реально-материальное образование. Оно предполагает четкое понимание того круга знаний, который служит достаточным образовательным материалом для развития всех познавательных способностей.

Второе начало — умственно-формальное. Оно собственно и формирует познавательные способности.

Важно

Третье начало — нравственно-идеальное. Оно предполагает пронизан-ность всего гимназического образования христианским духом.

Это достигается не только обязательным наличием уроков Закона Божия, но, как писал один немецкий педагог, верным способом преподавания, многосторонней и живой связью, существующей между христианством и другими учебными предметами. Так что первое делается закваскою, проникающей всю массу последних.

2. Выделение в образовательном поле круга предметов, составляющих основу собственно гимназического образования. В него входят:

а) Словесность.

В словесности, в свою очередь, на первом месте стоит изучение древних языков — латинского и греческого. Они давали знание ядра европейской культуры. Но кроме этого они являлись мощным образовательным средством. Важно понять, какие образовательные задачи решались при изучении классических языков.

Классические языки обладают такими свойствами, как порядок, точность, определенность форм, ясность этимологического развития слов, строго-логическое учение о предложениях. Все это дает богатую пищу для умственных сил учащихся.

Преимущество классических языков перед современными виделось в том, что они, будучи мертвыми, имеют законченность в своем развитии, в то время как новые языки находятся в непрерывном движении и развитии.

К изучению древних языков примыкала литература на этих языках.

Уровни усвоения древних языков: грамматика, чтение, сочинение. Умение письменно изъясняться на языке считалось высшим критерием гимназического образования.

К классической словесности примыкала словесность отечественная. Причем преподавание отечественного языка не сводилось только к одному предмету.

Совет

Каждый урок, в котором отечественный язык служит средством для передачи мысли, может и должен становиться уроком отечественного языка. Изучению грамматики отечественного языка отводилось небольшое место.

Педагоги полагались на врожденную способность, которая раскрывалась и усовершенствовалась упражнениями, чтением и сочинением.

Отечественная словесность предполагала изучение литературы, но без перегруза учебной программы множеством обязательных произведений.

б) Математика. Она развивает логику, а также дает инструмент осмысления законов физики.

в) История. Она должна находиться в теснейшей связи с древними языками, отечественным языком и Законом Божиим.

г) Закон Божий. Его место не только как отдельного предмета, но как особого начала гимназического образования было показано выше.

Перечисленные предметы обладают наибольшими образовательными возможностями. Остальные: современные иностранные языки, естествознание, решали прикладные задачи.

В современных условиях классическое гимназическое образование реализуется, прежде всего, при так называемых Греко-латинских кабинетах, работающих по методу академика Ю.А. Шичалина1.

Обратите внимание

Но среди православных средних школ такой опыт единичен. Наверное, наиболее значимым для нас является опыт Ясеневской классической гимназии в Москве (в период, когда директором и духовником ее был священник Алексий Сысоев).

Здесь продумано и основательно было поставлено (а не обозначено только) классическое образование. Даны ответы на постоянно возникающие недоумения: зачем православным детям углубляться в изучение античной (дохристианской) культуры.

И, что особенно важно, осмыслен метод православной школы как школы особой познавательной традиции, школы понимания.

К сожалению, работа по выстраиванию модели классического православного гимназического образования в этой школе была прервана, и этот опыт не нашел систематического описания на уровне метода и особенно методики, в связи с чем трудно всесторонне отнестись к этому опыту, понять его и пытаться применить в других условиях.

В течение нескольких лет на базе Ясеневской гимназии в рамках Рождественских чтений собирались круглые столы по вопросам гимназического образования. В ходе обсуждения поднимался вопрос: является ли модель классического образования единственной, дающей возможность говорить о школе как гимназии?

С точки зрения имеющегося исторического опыта ответ может звучать однозначно: да. Но такая постановка проблемы всегда вызывала у представителей других школ ряд мыслей.

Во-первых, школа, особенно государственная, должна работать в условиях жестких требований к учебному плану, и произвольное значительное увеличение времени на изучение каких-либо предметов невозможно.

Во-вторых, большинство школ, особенно в провинции, не способно обеспечить необходимые условия, прежде всего кадровые, для постановки классического образования.

Важно

На это можно было бы сказать: все понятно, но тогда и не надо говорить о реализации модели гимназического образования. Однако есть еще и «в-третьих». Гимназическое образование призвано решать определенные образовательные задачи. Для решения этих задач необходимо определенное содержательное пространство.

Классическая гимназия использует веками проверенный путь, результативность которого не подлежит сомнению.

Но в качестве гипотезы поставим вопрос следующим образом: возможно ли найти иную конфигурацию образовательного пространства, при которой также было бы возможно решать образовательные задачи гимназии? Говоря иными словами, возможно ли осмыслить и описать «неклассическую» гимназию?

1 См., напр.: Шичалин Ю.А. Чему учат детей в московской классической гимназии? (Обоснование образовательной программы) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. Педагогика. Психология. М., 2006. № 2. С. 5—21 (Прим. ред.)

Модель школы: «неклассическая гимназия»

При всей спорности самого понятия «неклассическая гимназия» (примем его только как рабочий термин) попытаемся наметить подход к наполнению его конкретным содержанием.

Необходимо согласиться, что гимназия представляет собой определенную познавательную традицию и отличается от других познавательных традиций по методу.

Классическая гимназия точно выделила то образовательное пространство, которое опирается на определенную педагогическую антропологию и максимально эффективно решает образовательные задачи.

Напомним, что в это пространство входит словесность, математика, история, Закон Божий. Причем фундаментом гимназического образования является изучение классических языков.

Совет

Оставляя неизменными границы этого пространства, поставим вопрос: возможно ли найти другое фундаментальное основание, которое позволило бы сохранить всю целостность образовательного пространства и решать образовательные задачи гимназической модели школы?

Представляется, что таким фундаментальным основанием могло бы стать углубленное изучение отечественной словесности, в которой исключительно важное место должен занять церковнославянский язык.

Во всех православных школах обязательно изучается церковнославянский язык, потому что это язык Церкви, язык богослужения, в котором мы участвуем. Но церковнославянский язык имеет большой, еще не до конца нами понятый и освоенный потенциал, позволяющий рассматривать его в сравнении с возможностями классических языков.

Церковнославянский язык имеет порядок и стройность, точность, богатство грамматических форм. Он прямо связан с греческим языком и унаследовал от него все образовательные возможности. И особенно важно, что церковнославянский язык является фундаментальным основанием для русского языка, питает его, удерживает этимологическими корнями, наполняет его духовным и нравственным содержанием.

Отечественная словесность, понимаемая как хорошо продуманное преподавание в системе церковнославянского и углубленного русского языка при обязательном изучении основ латинского и греческого языков, есть пространство эксперимента для современной православной школы.

При внимательном подходе ко всему богатству отечественной словесности мы можем найти удивительные по своим образовательным возможностям примеры бытования школы как определенной познавательной традиции. Такую школу священник Алексий Сысоев нашел, например, в русской сказке.

Открывается множество направлений поиска, которые имеют своим педагогическим образцом то, что живет в Церкви как школе и нашло свое отражение в литературе, истории, культуре. Грамотно методически организованная педагогическая работа, как нам представляется, может дать образовательные результаты, сопоставимые с теми, которые достигаются в классическом гимназическом образовании.

Если принять данный подход в качестве рабочей гипотезы, которая может быть подтверждена или отвергнута в ходе практической работы, нам следует сформулировать целый ряд задач, касающихся всех сторон постановки школьного дела в православных гимназиях.

Обратите внимание

Эти задачи должны касаться всех без исключения предметов, входящих в учебный план, всех ступеней гимназии (начального, среднего и старшего), методологии и методики преподавания, онтологического, гносеологического и антропологического основания школьного дела, понимания сути воспитывающего образования.

В любом случае такая работа позволит собрать разрозненные усилия в некоторое направление, создаст пространство, в котором мы говорим на одном языке, решаем одни задачи и получаем сопоставимые результаты.

The Orthdox Gymnasium.

(An attempt to describe a pattern)

Priest Sergy Gomaunov

In this short survey there is chracterized the present situation in establishing orthodox gymnasiums. The author claims that the majority of schools prefer to call themselves orthodox gymnasiums without having any ground for such an ambition.

Moreover, the existing law determines the gymnasium in the most common way — as a classical high school, which is not sufficient for creating a pattern of gymnasium education.

“Forming school education, we must refer to the tradition in order to either blend with it or realize the necessity of deliberating new fundamentals,” believes the author of the article.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnaya-gimnaziya-popytka-opisaniya-modeli

Ссылка на основную публикацию