Православная церковь о домовых: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Кто такие домовые и как к ним относиться?

В доме, где живут православные, никаких домовых не должно быть в помине. Когда дом освящен, когда в доме молитва, никаких непонятных духов в нем нет. Кто такой домовой? Это бес, который поселился в избе.

В том доме, где живут люди безбожные и распутные, этот бес развлекается, творя различные мелкие пакости, называемые ныне мудреным иностранным словечком «полтергейст» (по-русски это называется просто и ясно — «бесовщина»).

Самое печальное начинается в том случае, если хозяева домана чинают заискивать перед ним, служить ему, общаться с ним различными способами: стуком, загадыванием желаний и тому подобными способами. «На, вот, возьми покушать, — говорят хозяева, раскладывая еду, -только сильно не вреди».

Обратите внимание

Домовой в доме — не добро в доме. Это, значит, демон живет в доме. Первую в дом вносят не кошку. Дом или квартиру окропляют святой водой и вносят иконы, Евангелие, все святое. Потом уже вносим свое имущество.

В таком доме, чтобы в нем не завелись эти демонические силы, ни в коем случае нельзя выпускать изнутри нас зло, отрицательную энергию — гнев, раздражение, осуждение, крик, шум…
Демонические силы питаются этой отрицательной энергией, т.е. нашими грехами.

Ангелы из дома уходят и плачут, находятся около дома, они ждут, когда мы обратим внимание на свое поведение, на свой язык, когда мы исторгнем из сердца зло, гнев, ненависть, раздражение.

Как-то я ездил по требам, соборовал, причащал. Приезжаю в один дом, меня встречает женщина: «Я вызвала вас потому, что в моем доме странные вещи происходят. Ложусь спать, и кто-то одеяло с меня снимает, включаю свет — никого. Потом одеяло под кровать улетает. Я однажды схватила за одеяло и почувствовала в руках что-то лохматое.

Соседка мне подсказала, чтобы я вызвала священника освятить дом.» В доме этом икон нет, на женщине креста нет, в церковь она не ходит, никогда не каялась. Я отказался освящать жилище: «Это можно сделать, когда ты станешь христианкой».

Поисповедовал ее, потом посмотрел на стену, а над кроватью висит чеканка — Мефистофель с рогами… Вот, кто хозяин квартиры! Потому бес и приходит, что здесь Ангелу места нет

(о. Амвросий Юрасов)

В наше время люди совершенно потеряли чувство духовной осторожности. Домовых часто изображают милыми потешными существами, и кому-то наверняка может показаться, что такое общение с ними — невинная шалость или даже увлекательное приключение. Действительно, существуют демоны разной степени падшести и разной силы.

Но при всех своих различиях у всех их есть одна основная общая черта — злоба и ненависть к роду человеческому. Среди них нет тех добрых и даже забавных чертенят, которых так живо изображают современные мультфильмы. Бесы есть бесы, хоть они бывают разными по злонамеренности и силе. Среди падших ангелов есть специализация.

Каждый из них творит то зло, которое ему наиболее приятно.

Есть блудные бесы, есть бесы сребролюбия, бесы ненависти, зависти. А при доме поселяются домовые бесы, которые получают удовольствие от семейных ссор, обид и т. п. неурядиц. Человек верующий всегда внимателен к духовному, он всегда помнит, что вокруг него живут духи.

Важно

Поэтому он с осторожностью подходит к любым видимым проявлениям их присутствия. Он никогда не станет разговаривать с таинственными собеседниками, а тем более выполнять их приказания, предлагать им еду или служить каким-либо другим образом.

Христианин помнит: в мире духовном идет непрерывная война, и человек находится в самом ее центре. За души людские борются силы света и силы тьмы. Нет таких духов, которые бы не принадлежали ни к одной из иерархий — божественной или бесовской. И, предлагая угощение домовым, мы делаем очень важный выбор.

Вступая в контакт с бесом, мы становимся причастны через него ко всему демоническому миру и сами отторгаем себя от благодатной помощи ангельских сил.

Так что нужно усердно молиться, а вовсе не искать дружбы с домовым.

Нужно призвать священника, чтобы он освятил дом и двор, молиться всей семьей к Божией Матери, покровителям семейственности Гурию, Самону и Авиву, небесным покровителям членов вашей семьи, ангелу-хранителю вашего дома.

Особые ангелы-хранители есть не только у людей, но и у домов, храмов, целых городов и стран. Ангел-хранитель дома поставляется Господом при его освящении и пребывает в нем всегда, сохраняя от зла, при условии, конечно, если христианская семья живет в мире, согласии и молитве.

Об устранении семейных неурядиц и Божием покровительстве над домом молятся следующей молитвой мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву:

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kto-takie-domovye-i-kak-k-nim-otnositsya/

Православная церковь о заговорах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы | Духовная жизнь на 4-women.ru

Язычество существовало всегда, у всех народов и во всех культурах. Оно достаточно распространено и в наше время. Историкам и культурологам хорошо известно такое явление, когда в народных представлениях языческие суеверия смешиваются с христианством. То же самое наблюдается и сейчас. В частности, в существовании различных заговоров, которые люди путают с молитвами.

Само распространение заговоров идет от религиозного невежества. Люди, считающие себя православными, и даже ведущие церковную жизнь, полагают, что делают нечто благочестивое, когда, например, отправляясь на экзамен, повторяют призывы:  «Богородица впереди меня, Ангел Хранитель позади меня, Никола Угодник слева, Параскева Пятница справа».

Что говорит Православная церковь о заговорах

Совет

Тогда как отношение Церкви к заговорам крайне отрицательное. Это большой грех, за который по канонам налагается епитимья (время покаяния, на которое человек не допускается к причастию и должен выполнять назначенное священником молитвенное правило, земные поклоны и т.п., чтобы вымолить у Бога прощение. Налагается за особо серьезные грехи).

Малознающих людей вводит в заблуждение то, что, во-первых, в заговорах могут использоваться «благочестивые» выражения вроде упоминания имен святых, а, во-вторых, заговоры иногда попадаются в молитвословах, наряду с правильными молитвами. В таких молитвословах не стоит отметка о благословении на издание от епархиального архиерея, либо это благословение подделано.

Заговор и молитва – в чем разница

Это разница между верой в Бога и магией, к которой и относятся заговоры.

О магическом сознании написаны богословские труды (например, у Александра Меня), согласно которым, магия для людей является заменой подлинной веры и богообщения. Это явление появилось вскоре после грехопадения.

Люди утратили связь с Богом, потом, забыв о Нем, придумали какие-то «высшие силы» и предприняли попытку подчинить их себе с помощью колдовских слов, магических действий или предметов, чтобы таким образом управлять окружающим миром.

В этом и есть разница между заговором и молитвой.

Внимание! Если в молитве человек возлагает надежду на Бога, просит чтобы Он помиловал, защитил и помог, то с помощью заговора люди пытаются получить власть над обстоятельствами.

Логика такая: если я в такое-то время (при полной луне, на третий день пасхальной недели, в полдень и т.п.), прочту вот эти слова, то мне гарантированно повышение в работе, исцеление, дача в Подмосковье, хороший урожай огурцов и т.д.

И неважно, если даже в заговоре человек обращается не к солнцу и «морю-океану», а к Христу или святым, отношение к ним здесь чисто языческое.

Ведь речь идет не об уповании на милость Божию, с которым молящийся отдает свою судьбу в Его руки, ставит Его волю выше своей, а о неких магических словах, которые автоматически дадут нужный эффект.

Вынудят высшие силы (в данном случае, получается, Самого Бога) выполнить волю человека. Это, по меньшей мере, кощунственно.

Обратите внимание

Отношение церкви к заговорам

Вот для примера тексты правильной молитвы и заговора. Очевидно, что они имеют совершенно разное смысловое наполнение:

  • Заговор против грыжи у младенцев. Сначала прочесть молитву «Отче наш», затем 3 раза повторить: «Грызь, грызь, я тебя съем. Чем я тебя родила, тем я тебя и выходила» После каждого слова «съем» предписывается кусать грыжу. А под конец произнести «Помоги, Господи, приди на помощь младенцу рожденному молитвенному, крещенному. Молодой месяц взойдет, у младенца грыжа изойдет». Всего рекомендуется провести три «целительных сеанса» в трех фазах лунного роста.
  • Молитва об исцелении болящего. «На одре болезни лежащего и смертною раною уязвленного, как некогда воздвигл еси Боже наш Петрову тещу и расслабленного на одре носимого, так и ныне, молим Тебя, болящего посети и исцели: Ты бо Един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий яко Многомилостив».

В первом случае, описывается магический ритуал. Здесь и колдовская сила луны, и симпатическая магия (символическое откусывание грыжи), и волшебная молитва-заклинание.

Второй текст – настоящее христианское обращение к Богу, в котором переданы скорбь, и надежда молящихся. Вспоминается земная жизнь Христа, как Он исцелял приходивших к Нему больных, как Сам, умирая на кресте, разделил с людьми их страдания.

Подчеркивается, что Бог может сотворить любое чудо.

О «целителях»

Любое, даже неосознанное обращение к магии плохо. Но хуже всего, когда человек еще и попадает под влияние «целителя». Сейчас много таких ясновидящих, которые творят разнообразные чудеса, да еще и духовно наставляют своих клиентов.

Важно! «Высшие силы», к которым целители обращаются в заклинаниях – это бесы. Сколько бы в заговорах ни повторялись имена святых, Богородицы или Самого Христа, на такую «молитву» могут отреагировать только злые духи.

Вот кому выгодно, чтобы вера в Бога у людей подменялась суевериями, а молитва — магическими ритуалами.

Тот, кто посещает целителей, слушает их советы и выполняет наставления, отдает свою душу в очень нехорошие руки, и результат не заставит себя долго ждать.

Стоит ли обращаться к целителям?

Отчитка молитвами – помощь или грех

Существует особый чин молитв – изгнание из человека злых духов, так называемая «отчитка». Практикуется священниками в некоторых храмах.

В наше время замечено совершенно дикое явление, когда на отчитку стали приходить люди, которые вовсе не одержимы. На волне общего суеверия и религиозной безграмотности, появились безумные идеи, будто слабое здоровье, проблемы на работе, дурной характер, неврозы, склонность ребенка к непослушанию, ит .д. является следствием наличия злого духа в теле человека.

На самом деле, совсем несложно понять, требуется ли действительно читать над человеком этот молитвенный чин.

Важно

Если человек кричит не своим голосом во время литургии, бьется в конвульсиях при виде священника, падает в обморок, когда на него попадет святая вода, его надо вести на отчитку.

Если ни одного из вышеперечисленных «симптомов» не наблюдается, человек не одержим и изгонять бесов из него не нужно.

Нужно отметить, что заговор – это не обязательно специальная молитва-заклинание. Человек может любую молитву сделать заговором.

Например, типичный случай — популярное в церковном народе верование, что если прочитать сорок акафистов, сбудется задуманное. Главное здесь то, что человек не говорит Богу «да будет воля Твоя», а пытается навязать Ему свою волю, полагая, что чтение определенных молитв – это некий технический метод достижения нужного результата.

Такое сознание — чисто языческое. Подлинному христианству оно чуждо.

Опасное целительство — протоиерей Димитрий Смирнов

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/pravoslavnaia-cerkov-o-zagovorah-o.html

Энциклопедия бесов: кто такие домовые?

Помните сказку про Дурака и Правду? Интересный небольшой рассказ о том, как Дурак купил на базаре Правду. Хорошо сделал, но вот одна беда – девать ее некуда, никто не берет. Думал он, думал и решил резать правду на части. По пол-Правды или по четверть-Правды хорошо берут.

Простая сказка, но с глубоким смыслом. Простая и близкая нам потому, что мы с вами живем в мире, где нужна полу-Правда, где подмена понятий само собой разумеющееся. Как священник, я освящаю квартиры. Всегда рад этому: люди дошли до осмысления того, что надо освятить свое жилье. Освятить жилье, а затем освятить и свою жизнь. Вот она – Правда.

Но зачастую встречаешься с полу-Правдой: подковы, домовые, символы года. Почему полу-Правда? Потому что в сознании народа живет идея о том, что надо освящать жилье церковным чином не для посвящения своей жизни Богу, а потому что надо что-то делать… почистить квартиру от «плохой энергии».

Обычно я сразу же прошу снять все эти амулеты, маски и фигурки домовых, а еще лучше выкинуть. На удивление хозяев квартиры объясняю: домовые – это бесы. «Ну как же так? Они же хорошие», — зачастую следует ответ.

Иногда даже читают мне нотации по домовому, дескать, это «добрый дух, освящает дом, способствует семейному уюту и покою».

Но все-таки соглашаются со священником и выкидывают подобные изображения, обещают больше не обращаться к нечистой силе.

Кто такой домовой?

Учитывая ту периодичность, с которой приходится обращаться к данному вопросу – давайте разберемся: кто же такой домовой? Возьмем самое простое определение светского ученого – доктора филологических наук Елены Левкиевской: «Домовой (кутный бог) – у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных».

Давайте выделим в нем главное. Домовой – это славянский бог, божество славянского языческого пантеона. То есть бог языческий. А теперь попробуем дать православное определение этому понятию. В Священном Писании сказано «все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5). Иными словами, «суть бесы».

Совет

Вы хотите, чтобы у Вас дома был бес? Нет? Тогда зачем ставите дома изображения домовых? Иногда в качестве довода, что «они хорошие» слышу, что домовые очень милые. Да, то изображение соломенного человечка сделано хорошо.

Только надо помнить, что бесы зачастую являются людям в красивом обличии, а не в своей истинной ужасной сущности.

Читайте также:  Молитвы от злых людей и врагов на работе

Так что не соблазняйтесь внешним видом: подлинные домовые это не милый домовенок Кузя из советского мультика, а настоящий демон.

Непережитое язычество

Когда рассказываю все это людям, то часто слышу ответ: «это было всегда». Начинаю вспоминать классическую русскую литературу и понимаю, что суеверия в русском народе были всегда очень распространены. Вспомним классическую русскую литературу.

Вот что говорит Тургенев в своем гениальном романе «Отцы и дети» о матери нигилиста Базарова: «была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света». Все в одной куче: и вера и приметы, и гадания, и заговоры.

Почему так? Видимо, приняв Православие в водах Днепра, народ святого князя Владимира на протяжении веков еще должен был изживать из себя наслоения язычества. Большую часть он все-таки смог из себя изжить, но и многое осталось. Очень многие приметы и суеверия имеют славянские языческие корни.

Бытовой сатанизм

Романтизация образа домового произошла весьма быстро. Если посмотреть разные справочники по славянской мифологии, то во многих из них сказано, что домовые считаются безвредными. А если посмотреть современных эзотериков, то они на многочисленных сайтах и вовсе советуют подружиться с домовым, дарить ему подарки, задабривать его. Что значит дарить подарки бесу? Значит поклоняться ему!

В свое время от первых христианских мучеников просили того же: поклониться божеству, принести ему жертву.

Обратите внимание

И когда кто-то по своему незнанию обращается к домовому, дарит подарки, стремится угодить ему, то пусть знает, что он совершает поклонение сатане.

Пусть вспомнит подвиг первых христианских мучеников, которые шли на смерть только ради того, чтобы не поклониться бесу, не принести ему жертву. А мы с Вами добровольно на все это соглашаемся.

Освятив квартиру, освятись сам – на мой взгляд, этот принцип должен быть основополагающим для современного человека. Господь всегда идет навстречу человеку. Для этого нужна самая малость – чтобы человек сам стремился к Богу, сделал первый шаг. И для многих наших современников этим первым шагом может стать изгнание бесов из собственного дома. Хотя бы в виде их изображений.

священник Александр Ермолин

Протоинфо

Источник: https://pravlife.org/ru/content/enciklopediya-besov-kto-takie-domovye

Православие против суеверий

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Смерть не конец, смерть – начало. Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане.

Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них.

Суеверие, или суетная вера, – вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

Православная Церковь учит нас, когда мы вспоминаем о смерти, не думать о ней однозначно – либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии и Евангелиях, более сложный. В смерти есть трагедия, смерть чудовищна, смерти не должно быть. Смерть – следствие нашей потери Бога.

Однако в смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственная надежда избежать порочного круга бесконечности в удаленности от Бога. Смерть не конец, смерть – начало.

Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земли.

Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть, – человек призван к вечной жизни.

Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога, поэтому смерть как таковая – трагедия. С другой стороны, она – освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар….

Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…

Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Важно

Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены выше.

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать.

Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды.

В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.

У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой.

Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом.

Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб.

Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны.

Совет

Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников.

Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением, – проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

— класть в гроб деньги, вещи и продукты;

— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;

— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;

— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

— лить водку в могильный холм;

— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Кремация

Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий.

Этот новый для России обычай, который становится популярен из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока.

Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки.

Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме – нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.

Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.

Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной).

На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся… никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями.

Обратите внимание

Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна».

Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви, – действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Заочное отпевание

В последнее время сложилось множество суеверий вокруг чина заочного отпевания. Этот вопрос заслуживает особого внимания. В связи с этим нужно пояснить нижеследующее. Практика совершать отпевание «заочно» может быть оправдана только в том случае, когда доставить усопшего в храм Божий не представляется возможным.

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным: во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании.

Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище.

Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и в особых случаях совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего.

Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей.

Важно

Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву – в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно  от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.

Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше. Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью.

Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению.

В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним.

Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми.

Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения.

Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника.

В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин.

Совет

Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия.

Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.

Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск

Источник: https://sueverie.net/pravoslavie-protiv-sueverij.html

Признает ли Православная церковь существование таких явлений, как сглаз, порча?

Почему церковь отвергает учение о реинкарнации или переселении душ? Ведь сейчас появились факты, свидетельствующие об этом.

Человека вводят в гипноз и спрашивают, что вы помните в 5 лет, что ощущали, когда находились в утробе? И человек, как ни странно, описывает свою «прошлую жизнь».

Почему этот термин присутствует в буддизме, откуда он и пришел? Говорит ли это о том, что это только для посвященных, а не для простых людей?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.

— Православная церковь основывает свое учение на Священном Писании – Библии и Священном Предании, которое включает в себя ее двухтысячелетний соборный опыт.

Божественное откровение сообщает верующему человеку все, что ему необходимо знать о жизни и смерти.

Между тем ни в одной из семидесяти семи книг Библии ничего не говорится о реинкарнации; ничего не знает об этом явлении и история церкви.

Факты, о которых вы пишете, свидетельствуют только о сложном устроении человеческого сознания и о богатой фантазии интерпретаторов-гипнотизеров.

В одном африканском племени люди имели очень отчетливое представление о сложном движении звездной системы Сириуса, которое невозможно приобрести без многолетних наблюдений с помощью хороших астрономических приборов.

Обратите внимание

Торопливые журналисты поспешили объявить туземцев потомками пришельцев из космоса, которые сохранили знание о своей исторической родине в форме религиозных представлений.

Однако впоследствии оказалось, что в племени в течение многих лет жил протестантский проповедник, который был к тому же астрономом-любителем. Проповедь о Христе оказалась неусвоенной, а вот сведения о Сириусе, который был виден на небесной сфере, запали в сердце простодушных африканцев очень прочно.

Учение о реинкарнации в том его виде, которое встречается в индуизме и буддизме, несостоятельно, прежде всего, с логической точки зрения.

Какова ценность жизни человека, если в последующем воплощении он теряет о ней всякую память и не может исправить ошибок той забытой предыдущей жизни? Какова ценность всей длительной цепи перевоплощений, если цель всего этого движения состоит в нирване — слиянии с Абсолютом, которое предполагает полное исчезновении личности с ее памятью о земной жизни, с ее любовью и другими ценностями?

Христианство твердо уверено в уникальности человеческой жизни. Жизнь дается каждому человеку одна, но продолжается она вечно. И качество вечности напрямую зависит от того, как человек прожил свою единственную земную жизнь.

Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).

В этом учебном году моя дочь пошла в музыкальную школу. Учительница по специальности, узнав, что у нее есть проблемы со здоровьем, стала агитировать меня «лечиться святыми». Я отнекивалась. Говорила, что и так в церковь ходим, причащаемся. Но недавно она сказала, что к ней из Питера приехала православная доктор, что она очень знающая, видит все «насквозь».

Мы решили пойти проконсультироваться. Каков же был мой ужас, когда «доктор» оказалась инженером, которая «общается со святыми» и видит, как они «на тонком уровне лечат и снимают порчу». У меня было какое-то двоякое ощущение: то мне казалось, что я в психбольнице, то что она притворяется.

Но там же наши православные молитвы, иконы! На следующий день я пришла на работу, залезла в интернет, и оказалось, что это самая настоящая секта! Я решила с учительницей не портить отношения, просто сказать: воду пьем, молимся, и думала, отстанет. Но она продолжает звать меня еще к этому «доктору», говорит нелепые вещи про мою дочь.

Важно

После общения с «доктором» ребенок стал хуже себя вести, заниматься музыкой ее теперь приходится уговаривать чуть ли не с ремнем. Учительница говорит: «Это у нее от родовой травмы, Нина «видела» у нее что-то там в голове».

А я точно знаю, что не было никакой родовой травмы! Как поступить в таком случае: идти на конфликт с учителем, просить перевести к другой? Ведь потом же все равно с ней встретимся, не будет ли она делать каких-то гадостей? Посоветуйте, что делать.

Отвечает диакон Дионисий Габбасов, клирик архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:

— По-видимому, учительница вашей дочери является последовательницей секты «Центр Аштар» (она может действовать и под другими названиями: «Центры изучения книг Л.В.Шувановой», «Лечение святыми»).

Сектанты используют в своих магических обрядах православные святыни и имена святых, им разрешено посещать православные храмы, однако по сути секта ничего общего не имеет с Православной церковью.

В ней очень сильно развита практика спиритизма (вызывания духов), проповедуется учение о переселении душ (реинкарнации), несовместимое с христианством.
В России «Центр Аштар» функционирует с середины 1990-х. В нашем регионе секта активно работает в Саратове, Энгельсе.

Согласно учению «Центра Аштар», «святые» прилетают к людям на космических кораблях с других планет. Руководит ими некий юноша Аштар. «Пришельцы» якобы посещают сектантов, и те их видят, слышат, общаются с ними, «святые» руководят мыслями и делами людей.

Любому христианину, знакомому с основными понятиями духовной жизни по творениям святых отцов Православной церкви, очевидно, что последователи этой секты находятся в крайне опасном духовном состоянии и стремятся иметь общение с миром падших духов, что само по себе может нанести человеку серьезнейший и непоправимый ущерб.

Кроме того, секта имеет все признаки тоталитарного культа: своих адептов руководители удерживают при помощи страха перед «порчей», «родовым проклятьем» и тому подобными вещами, которые якобы обнаруживаются при «диагностике» во время «сеанса» целительства. Получить «исцеление» можно, конечно же, только в секте и только за деньги.

Совет

В результате люди, обратившиеся к таким «целителям», остаются без денег и имущества, с тяжелыми душевными расстройствами.

Поэтому главный совет, который можно вам дать — не бойтесь. Забудьте эту чепуху о «родовой травме» и «святых», чаще посещайте храм Божий, молитесь и причащайтесь вместе с дочкой. Вам в данной ситуации ни в коем случае нельзя вести себя пассивно.

Если вы не хотите, чтобы Ваша семья стала очередной жертвой сектантов, нужно как можно быстрее оградить ребенка от влияния учительницы-сектантки. Здесь можно пойти и на конфликт, вплоть до перемены музыкальной школы, в которой учится ваш ребенок.

Признает ли Православная церковь существование таких явлений, как сглаз, порча? Если да, то что это такое? К кому обращаться по поводу снятия этих негативных воздействий?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:

— Ни в Евангелии, ни в других книгах Нового завета не говорится ни о сглазе, ни о порче, ни о каком либо вредоносном колдовстве. Даже Симон Волхв, известный шарлатан своего времени, умевший совершать разнообразные фокусы, никого не сглазил и никого не испортил.

Евангелисты повествуют о многочисленных чудесах, совершенных Господом Иисусом Христом, об исцелении неизлечимых недугов, об изгнании бесов, но ничего не сообщают о снятии «порчи» или «сглаза».

Наставляя учеников, стремясь научить людей жить так, чтобы зло исчезло из человеческой жизни, Господь не призывал никого остерегаться колдовства, заговоров или каких-то заклинаний. Напротив, говоря о будущей церкви, Христос утверждает: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16, 16-18).

Бог бесконечно любит каждого человека независимо от его нравственного достоинства. Господь очень надежно оберегает и верующих, и неверующих, и праведных, и грешных от сатанинского зла. Так что, если и есть люди, уверенные в своей способности навести порчу, все их потуги тщетны; сила Божия сильнее всякого колдовства.

Обратите внимание

Однако существует феномен суетной веры. Веры не в Господа Иисуса Христа и спасительную силу Его благодати, а вера в абсолютное могущество сатаны. Исцеляя больных, Христос часто говорил: «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Вера в спасительную силу божественной любви является, таким образом, условием исцеления.

Но так же по своей вере и в меру силы этой веры получает тот, кто верит в сглаз, порчу и тому подобное колдовство. Это не значит, что такому суетно верующему человеку кто-то из его близких действительно желает зла, колдует, сыплет соль, втыкает иголки и т.д.

Но если человек в это верит, этого боится, значит, он не верит в способность и желание Господа защитить его от всех вредоносных воздействий. Вера в колдовство оборачивается маловерием, а то и вообще неверием в Бога и силу Его любви. Этим неверием пользуется сатана, который тут же ввергает суеверного человека в пучину самых разнообразных бедствий.

Он же внушает несчастному, что в его беде виноваты какие-то конкретные люди: сослуживцы, родственники, соседи, которые «сделали на смерть» или что-то в этом роде.

Испугавшись многочисленных напастей, несчастный суевер, вместо того чтобы обратиться к Богу, церкви, молитве, спасительным Таинствам Исповеди и Причастия, начинает искать хранителей тайного знания, способных снять порчу и сглаз.

Желая избавиться от сатанинского наваждения, такой человек находит уже настоящих служителей сатаны, которые цепко хватают его душу, погружая в настоящую тьму заблуждений. Маскируя свою истинную сущность, такие целители кощунственно используют иконы, молитвы, церковные свечи. Желая еще больше сбить с толку потерявшего разум обывателя, целители посылают его в храм, настойчиво напоминая при этом, что настоящая сила, настоящие молитвы – все-таки не в храме, а только у них.

Единственным средством вырваться из этого порочного круга является возвращение в церковь, которое осуществляется через глубокое искреннее покаяние, исповедь и полный отказ от веры в сглаз, порчу и колдовство. Необходимо заново вживаться в церковную жизнь.

Регулярно посещать богослужения, внимательно исполнять домашнее молитвенное правило, старательно соблюдать посты, по возможности чаще исповедоваться и причащаться. Следует помнить, что душевные травмы, полученные от общения с экстрасенсами и целителями, заживают очень медленно.

Важно

Поэтому всякому, кто по собственной неосторожности пострадал от вторжения этой сатанинской силы, необходимо быть готовым к упорному молитвенному труду, который должен продолжаться всю жизнь.

Скажите, а колдовство на самом деле бывает? Как от него избавиться? И как бы мне свою квартиру очистить?

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:

— Знаете, когда приходится слышать это странное, оккультное по своему происхождению и бессмысленное по содержанию словосочетание «очистить квартиру», то так и хочется ответить: «Возьмите в руки веник, тряпку — и так вы свою квартиру очистите. Но если вы хотите квартиру освятить, то для этого нужно пригласить священника».

Если же говорить о колдовстве, то это — реальное проявление той темной силы, силы зла, которая существует и действует в мире.

Однако если человек верит в Бога, ведет церковный образ жизни и не совершает тех грехов, которые приводят душу к отпадению от ее Творца, то всякие попытки как-то повредить ему посредством колдовства, навести «порчу» или «сглаз» обречены на неудачу. Как избавиться от колдовства? Ходить в храм, жить по-христиански, как можно чаще исповедоваться и причащаться.

Как Русская православная церковь относится к покойной Ванге? Как объясняет ее дар?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:

— Священное Писание строго запрещает верующему человеку обращаться к гадателям и прорицателям всякого рода, даже если они объясняют свое мастерство действием Божественной благодати.

Предсказание будущего как одна из разновидностей магии – это вторжение в область Промысла Божиего, попытка поставить под сомнение всемогущество Творца и ограничить свободу человеческой воли.

Библия определяет действия такого рода как тяжкий грех: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 9-12).

Апостол Павел предупреждает: «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 14-15). Бесы не рискуют появиться перед человеком в своем настоящем виде, потому что они отвратительны, поэтому стараются замаскировать себя мнимой набожностью и ложной добродетелью.

Совет

Вместе с тем Православная церковь не отрицает того, что некоторые пророчества, произнесенные такими прорицателями, могут сбываться. Но происходит это не от того, что Господь открывает им Свою волю, а исключительно из-за того, что бесы, стремящиеся нравственно дезориентировать доверившегося им человека, заставляют его поступать в соответствии со своим прогнозом.

Болгарская пророчица Ванга, которая сделалась известной всему миру стараниями журналистов, не сумевших правильно определить духовную природу ее мастерства, называла себя православным человеком и очень много говорила о благодатной силе православной веры. Однако ее деятельность никак не соответствует укладу церковной жизни и нравственным ценностям христианства.

Источник: http://www.tald-blag.kz/node/1001

«Неудобные» вопросы к Церкви


Олег Храмцов и Оксана Горячева  (редакция мирнинской городской массовой газеты «Мир информации и рекламы») задают настоятелю храма святого Архангела Михаила протоиерею Артемию Эмке  
 «Неудобные» вопросы

  — «Верхушка» Церкви — монахи, люди, отрекшиеся от всего мирского. А мы видим красивые одежды, дорогие машины мебель, часы. Почему люди, которые должны отказываться от земных благ, живут по мирским меркам очень даже благополучно (а нам проповедуют совсем иное). Как объяснить такое несоответствие?

— Хотя епископ – всегда монах, но это, все-таки, два разных служения, статуса. Когда человек становится монахом, он приносит обеты отречения от мира, нестяжательства, безбрачия, отречения от своей воли.

Исполнением  последнего обета  и становится для малого числа монашествующих церковное  послушание  – служение в сане епископа, митрополита или даже патриарха. Если на человека Церковь возлагает эти полномочия, он должен их исполнять.

Всякий монах, который становится епископом, понимает, что он не сможет проводить ту жизнь, к которой  стремился, принимая монашеский постриг.  Как мне кажется (хотя я — не монах),  90% монахов принимают эти обеты не для того, чтобы стать епископами.

Те, кто занимают в Церкви высокие должности — несут послушания, которые практически лишают их личной жизни. Становясь епископом, монах понимает, что приносит в жертву свою свободу, причем не на какое-то время, а до конца жизни. Архиерей полностью посвящает себя заботам и трудам на благо Церкви.

Эти труды включают, в том числе и представительские функции. Епископы, патриарх представляют Церковь, выражают ее позицию перед государствами и правителями,  общаются  с видными людьми. В знак уважения к Церкви, и епископам, и патриарху делаются какие-то дорогие подарки (не за их личные заслуги, а как лицам, представляющим Церковь).

Журналисты возмущались, увидев на руке Патриарха Кирилла какие-то дорогие часы. Ясно, ведь, что он не покупал их в магазине, а эти часы ему кто-то подарил. Так было и в жизни святого Иоанна Кронштадского. Множество людей стремились делать ему подарки, потому что хотели этим засвидетельствовать ему свое почтение.

  Святой принимал подарки, чтобы не обижать людей, а современники осуждали его. Через руки отца Иоанна проходили миллионы, которые не оседали в его карманах, а тратились на строительство храмов, на помощь нуждающимся. Одной рукой святой принимал, а другой – отдавал. Только сейчас благодаря архивным документам мы это узнали.

И в наше время добрые дела, скорее всего, не афишируются..

— Есть такое мнение: человек грешил, жил не по православным канонам, а  потом  в нем произошел какой-то надлом, человек раскаялся и обрел спасение. Нет ли здесь какой-то доли лицемерия? Ведь получается, что можно всю жизнь грешить, делать все, что угодно, а потом, наравне с теми, кто вел жизнь праведную, получить вечное спасение?!

В том-то   и дело, что ВСЕ уклонились, нет ни одного праведного.(  ). Если человек считает, что живет праведно, значит, его совесть спит. Он не видит своего греха. Это как смертельно больной человек, который не хочет признать свою болезнь и начать с ней бороться.

Обратите внимание

Конечно, по нашим, человеческим меркам мы можем судить: «Этот более порядочный, праведный, а этот – менее». Но это чисто человеческие мерки, а есть высший, Божественный закон — закон Евангелия. По его меркам нет ни одного праведника.

Господь и приходит, чтобы всех призвать к настоящей праведности — то есть к святости. Он как бы говорит: «Делай, как Я», призывает всех добровольно подчинить свою жизнь Божественному закону, стать из рабов греха рабами праведности.

Надо сказать, что не каждый, приходящий в церковь человек,  к этой переоценке готов. Даже в церкви мы можем встретить лицемерие, фарисейство. Покаяние — очень трудная работа: исцеление происходит не с каждым.

Но мы равняемся не на лицемерных людей, которые, провозглашая идеалы, сами им не соответствуют им,  мы подражаем Христу, подражаем святым, которые для нас являются земным образцом исполнения заповедей. А если человек будет жить без Бога, надеясь на то, что он – не такой уж и грешник…  Действительно, грехи есть разные.

Одно дело – убить, украсть, кого-то покалечить.  Вес этого греха, его значимость сразу же ощущается. Но ведь мелкие грехи — повседневные, собираясь, образуют точно такую же критическую массу. А избавиться от них гораздо труднее, потому что они для человека не столь очевидны.

Поэтому жизнь духовная – это не только отказ от смертных грехов, но и борьба с мелкими грехами. Они постепенно делают нас нечувственными, тяжелыми, неспособными своим духом вознестись ввысь, быть с Богом, научиться молиться, научиться любить Бога и ближнего.

  При этом человек должен понимать, что Господь за его, человека, грехи умер и очистил его от греха. И от моих взаимоотношений с Богом, от моего отношения к этой Жертве, которую принес Христос, зависит прощение моих грехов.

Осознавая свой грех, я верую в то искупление, которое приносит Господь на кресте за мои грехи, и отвечаю благодарностью. Служу Тому, Кто спас меня от власти греха, от власти смерти, надеясь на вечную жизнь с Богом. Эта вера – и есть центр Христианства: видя свои грехи, мы надеемся на прощение, которое нам с креста изливается.

— Бывают моменты, когда человеку хотелось бы прийти в церковь, исповедаться, но есть какое-то стеснение: нужно рассказывать незнакомому человеку о неприглядных эпизодах своей биографии. Как переступить эту грань?

— У нас есть и душа, и тело. Грех – болезнь души. Если тело страдает (даже если болит какой-то интимный орган), мы понимаем, что нужно лечиться. Не покажешь врачу – будет еще хуже.

Важно

И мы идем к нему, преодолевая стеснительность, потому что врач реально нам может помочь. Так и здесь: интимная часть моего «я» — душа больна. Если я хочу от этой болезни избавиться, я должен искать врача. Этим врачом является не священник, а Господь.

Продолжая аналогию с больницей, можно сказать, что Бог — это врач, а священник – медсестра.

Условием исцеления от греха Сам Господь поставил исповедь перед священником. Он дал апостолам  и их преемникам – священникам власть отпускать грехи.  Без исповеди невозможно исцелить рану душевную.

Нужно преодолевать свою стеснительность, помня о том, что священник, который каждый день исповедует, от всех людей выслушивает почти одно и тоже. То, что вы расскажете ему на исповеди, не будет для него чем-то неожиданным или страшным: все это он уже слышал практически от всех тех, кто у него уже исповедовался.

Грехи у всех нас примерно одинаковые. Понятно, что не все убивали или насиловали, но, по большому счету, ничего особо нового вы священнику просто не расскажете. Тем более,  что грех, открытый  священнику и раскаянный, перестает существовать.

Есть такое парадоксальное сравнение:  священник на исповеди подобен унитазу, куда мы смываем всякие нечистоты. Исповедь –  смывание нечистот с нашей души. Священник   радуется за человека, который исповедовал свои грехи. Он понимает, какую тяжелую работу совершил человек, придя в храм, преодолев свое смущение.

Если человек рассказал о своих грехах, но покаяния не имеет, священник должен ему на это указать. И это будет для человека служить стимулом, чтобы обрести истинное покаяние, желание больше не повторять свои грехи.

Душу исцеляет Христос. Каким бы ни был священник (возможно, не отвечающий вашим представлениям об идеале), вне зависимости от его уровня духовности или интеллекта — через священника действует божественная благодать.

Совет

Если мы очень хотим пить, нам не так важно, насколько красива чашка, мы будем из нее пить.

Так и через священника (сосуда божественной благодати) Господь дарует нам прощение, Я надеюсь, что аналогия с чашкой или унитазом поможет кому-то преодолеть свое стеснение.

— Как прийти на первую исповедь?

— Обычная, регулярная исповедь проходит в храме во время службы. Молящиеся стоят чуть поодаль от священника, принимающего исповедь.

Для того, кто пришел впервые и хочет о многом рассказать, но боится быть случайно кем-то услышанным, лучше всего будет договориться об исповеди отдельно, когда будете только вы, Бог и священник. Это реально, и это то, к чему и призывают священники.

Еще один важный факт: священник под угрозой отлучения от служения не имеет права разглашать тайну исповеди. В этом плане нельзя бояться, что священник может с кем-то поделиться тем, что от вас услышал, для священника это один из серьезнейших грехов.

— Исповедуются ли сами священники?

— Естественно!

— Где и как это происходит?

— Как мы стремимся ходить к одному врачу, который знает нашу историю болезни, видит результат лечения, так и в духовной жизни желательно исповедоваться у одного и того же священника — духовника. У многих священников есть духовники.

Кроме того, в каждой епархии есть свой духовник (обычно самый старший  по рукоположению священник, имеющий духовный опыт), он уполномочен епископом как минимум, раз в году принимать исповедь  у всех священнослужителей епархии. Это – минимум, а дальше каждый священник исповедуется так часто, как подсказывает ему совесть.

У святейшего патриарха тоже есть свой духовник – схиигумен Илий, старец. Он живет в патриаршей резиденции в Переделкино.

— Очень часто не-прихожане приходят в церковь, чтобы поставить свечи: за здравие, за упокой. И обычно у них начинаются метания: куда, к какой иконе и какую свечку поставить.  Как в этой ситуации правильнее поступать?

— Правильнее всего – смириться с тем, что ты этого не знаешь и спросить совета. Хуже всего, когда человек придумывает какую-то свою технологию, идет «со своим уставом в чужой монастырь». Спросить можно как минимум у той женщины, которая ему эту самую свечечку за пожертвование дает.

Как правило, «за упокой» в храме свечи ставят только в одном месте. Обычно – с левой стороны, там есть квадратный или прямоугольный панихидный столик, который называется «канун», где и совершаются молитвы об усопших.  На всех остальных подсвечниках в храме  ставятся свечи «за здравие».

К какой иконе ставить свечу «за здравие» — не принципиально (если знаешь икону, чтишь святого, который на ней изображен – ему и молись, и ставь свечу).

Обратите внимание

Хотя, конечно, если мы — христиане, то должны в первую очередь молиться Христу (наша вера – христоцентрична), а потом уже Богородице и святым.

— А если свечку случайно не туда поставишь, или она упадет – каковы будут последствия?

— Есть множество суеверий, которые связаны с внешними и случайными вещами: свечка упала, потухла, или за меня, живого, якобы кто-то свечу поставил «за упокой». Человек впадает в ступор, боится. А помнить надо одно: БОГ – ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. За невольно совершенную ошибку Господь не накажет.

Он наказывает за те грехи, которые мы сознательно совершаем.  Свеча может потухнуть и от сквозняка, и от того, что мы ее плохо зажгли.

К духовной жизни эти подробности не имеют никакого отношения (как и множество других суеверий, связанных с количеством свечей, названием икон, или текстов, произнесенных перед иконами).

Главное – чтобы молитва была от чистого сердца, и тогда Господь ее примет. Это значит, что сердце нужно очищать.

  Господь потому иногда и не принимает наши молитвы, что мы не приносим Ему главную жертву —  наше покаяние.

Можно зажечь тысячи свечей, но если наше сердце будет при этом глухо к Божиему призыву, к Его любви, то эти свечи будут не больше, чем иллюминацией и выделением тепловой энергии. Это будет внешним без внутреннего.

— Не-прихожане приходят в храм несколько раз в году:  на Рождество, за крещенской водой, за вербочками,  освящать куличи и обязательно в Троицу – на кладбище. Вы, как священник, поощряете любое посещение храма невоцерковленным человеком?

— Посещение человеком храма для священника — всегда  повод для радости. В такие дни особенно важно, чтобы люди могли узнать, как правильно относиться к церковной жизни, для чего нужно ходить в церковь. Конечно, немного тяжело, когда традиционный уклад в храме меняется, когда накапливается критическая масса тех, кто не знает, как здесь нужно себя вести: начинаются и разговоры, и хождения.

Если вы пришли в храм во время богослужения и  не знаете, что делать, то лучше максимально ограничить себя в произвольных перемещениях по храму, иначе вы рискуете получить нелицеприятное замечание от тех, кто там сейчас молится . А еще лучше прийти в то время, когда служба в храме не совершается.

Если, все-таки, служба идет, то надо сосредоточиться не на удовлетворении своих личных потребностей, а на том, что сейчас происходит в храме  — это и будет главное правило.

Назад к списку

Источник: http://mirnyi.prihod.ru/2013/11/24/2050/

Ссылка на основную публикацию