Православие и сектантство: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Миссионерский отдел московской епархии

Современный мир поликонфессионален по своей природе. На территории России, например, на протяжении нескольких веков исторически сосуществуют все мировые религии, кроме, пожалуй, индуизма.

И представители этих религий постоянно входят между собой в те или иные взаимоотношения. Опыт Российской империи показал, что эти взаимоотношения вполне могут быть мирными и плодотворными.

На каких же принципах они строились?

Доминирующей, и даже государственной религией в России в ту пору было Православие. Ясно, что подавляющее число государственных чиновников также принадлежало православному вероисповеданию. Поэтому ответ на поставленный вопрос надо искать в отношении самого Православия к иноверным (магометанам, буддистам, иудеям) и инославным (католикам, лютеранам, баптистам).

Начнем с Библии как с самого древнего источника по данному вопросу. Библия в этом отношении ориентирует нас двояко. С одной стороны, она безусловно заповедует хранение своей религиозной чистоты и предостерегает от всякого синкретизма.

Обратите внимание

Так, ветхозаветные пророки настаивали не только на верности библейскому Богу, но и на необходимости определенных форм богопочитания для своего народа, не допуская их смешения с языческими культами и практиками.

С другой стороны, из той же Библии мы узнаем, что законодатель Моисей учился египетской мудрости, а пророк Даниил – мудрости Вавилонской, и за это их не осуждал никто из священных авторов. Христос также неоднократно общался с иноверными, и более того, как сказано в Евангелии, «удивлялся их вере».

То же мы видим и в церковном Предании. Иустин Философ, известный христианский апологет, признавал ценным многое из того, чем была богата античная культура, он даже называл «христианами до Христа» языческих мудрецов древности.

Климент Александрийский, ранний христианский святой, считал, что греческая философия (языческая – с точки зрения Церкви) была полезна для многих народов и сыграла роль «детоводителя ко Христу».

Учитель Церкви Василий Великий через столетие увещевал юношей не отвращаться от чтения языческих авторов, а извлекать из них душевную пользу.

Таким образом, святые отцы подчеркивали уникальность и несравненность Церкви и ее религиозного опыта, но с другой стороны, они признавали, что вне ее возможно частичное познание религиозных истин, которое мы называем «естественным откровением».

В наше время отношение Церкви к иным религиозным конфессиям базируется на следующих принципах.

  • Уважение к свободе каждой человеческой личности – было и остается основной нормой Православия. В каждой личности мы усматриваем черты богоподобия, а значит, уважаем присущую ей свободу выбора.
  • Среди многообразия религий и культов Церковь отличает, во-первых, исторические религии со своей многовековой культурой и традициями, во-вторых, деструктивные культы, образующие мир современного сектантства. Если к конфессиям первой группы Православие относится как к партнерам по диалогу, с которыми можно и нужно сотрудничать в социальной и нравственной сферах, то в сектантстве, особенно в его тоталитарных проявлениях, оно видит искажение религиозного опыта человечества, нуждающееся во врачевании и опасное для самих его адептов. Осуждая сектантские доктрины, Православие с любовью и терпением относится к жертвам этих доктрин.
  • Православная Церковь не отказывается от своей миссии – проповедовать истину Христова учения среди населения всего мира, так как это прямо вытекает из евангельских слов Спасителя: «идите, научите все народы». В то же время, Православная Церковь отбрасывает нетерпимость к иноверцам и осуждает религиозный фанатизм, откуда бы он ни исходил. В межконфессиональном диалоге мы должны продвигаться вперед с уважением, тактичностью и любовью, пытаясь разобраться в сути убеждений других и не ограничиваться бесплодным противопоставлением.

Православная проповедь ведется в духе терпимости и уважения к собеседнику, ведь нельзя обратить кого-то к вере, если не иметь к нему любви. Ни спорами, ни диспутами, ни препирательствами, ни грубыми обличениями нельзя показать силу Духа Божьего, который живет в Церкви. Православие, как говорят церковные учителя, – это не привилегия, и не гордость, это смирение и любовь.

У традиционных мировых религий и христианских конфессий сегодня есть обширное поле для совместной деятельности. Вызовы современного бездуховного мира, тоталитарных идеологий, социальной незащищенности обращены ко всем верующим нашего времени.

И отвечая на подобные запросы эпохи, представители мировых религий могут выступать как союзники в борьбе с деструктивными тенденциями.

Важно

Ибо все традиционные религии постулируют непререкаемую ценность человеческой жизни, исповедуют принципы ненасилия и взывают, в конечном счете, к одному и тому же духовному началу, которое есть в каждом человеке.

Сохраняя в неприкосновенности свои святыни и традиции, Православная Церковь указывает на то общее, что может сближать верующих всех народов и исповеданий. По словам святителя Иоанна Златоуста, ничего общего у нас не может быть только с диаволом, а с каждым человеком у нас очень много общего.

Источник: http://missia.me/2010-03-09-23-40-50/

Разница между христианами и православными

Вопрос о том, чем отличаются христиане от православных, перед людьми, разбирающимися в истории религии или просто в общей истории, не стоит. Ведь в нем уже заложено изначально неверное утверждение, что православные не являются христианами. Откуда взялась подобная постановка проблемы? Давайте рассмотрим более подробно.

Содержание статьи

Христианство времен Миланского эдикта римского императора Константина о веротерпимости (313 год) было относительно единым. Нет, конечно, правдоискатели-ересиархи существовали всегда, но в то время количество их последователей было незначительным.

Первый раскол произошел на третьем Вселенском соборе, состоявшемся в городе Эфесе в 431 году. Тогда часть христиан не приняла установленных на соборе догматов и решила «идти другим путем».

Так появилась Ассирийская церковь, а спустя 20 лет на Халкидонском соборе – вновь разделение: несогласные позже получили наименование «Древневосточные церкви».

И, наконец, еще через 700 лет – Великая Схизма, состоявшаяся в 1054 году. Римский Папа и Константинопольский Патриарх предают друг друга анафеме, и эта дата считается точкой разделения восточного и западного христианства. Западное получило название католицизм, восточное – православие.

Причины Великой Схизмы были скорее политическими, а не религиозными: Византийская Империя считала себя наследницей Рима и претендовала на роль объединителя всех христианских земель, а в Риме с этим не соглашались.

Политические разногласия постепенно, со времени разделения единой Римской империи на Западную и Восточную (395 год) накапливались, трансформируясь в разногласия религиозно-догматические, пока не произошел официальный разрыв.

Совет

Позже католическая церковь пережила Реформацию, давшую начало новому направлению в христианстве – протестантизму. Православная же церковь сохранила относительное единство. На сегодняшний день существует следующее положение: Римская католическая церковь – единый организм, управляющийся из общего центра – Ватикана.

Православных церквей существует несколько, крупнейшей из которых является Русская, и среди большинства из них действует евхаристическое общение – взаимное признание и возможность совершения совместных литургий.

Что касается протестантов, то это самое пестрое направление христианства, состоящее из большого количества независимых деноминаций разной численности и разной степени признания другими христианскими направлениями и друг другом.

к содержанию ↑

Отличие православия от других направлений христианства

Вопрос – в чем отличие православных от христиан – изначально некорректен, так как православие – одна из основных веток общехристианского древа.

Чем же православные отличаются от христиан других деноминаций? Думается, многие согласятся, что миряне (то есть лица, не имеющие церковного образования и сана) вряд ли смогут внятно объяснить, в чем суть различий.

Религия в быту играет скорее роль маркера, позволяющего отделить «своих» от «чужих».

Что касается богословских различий, то они неискушенному человеку не скажут ни о чем. Например, согласно католическому вероучению, Святой Дух есть любовь между Богом-Отцом и Богом-Сыном, а в Православии Святой Дух трактуется как общая энергия Святой Троицы.

Согласитесь, такие нюансы мало кому понятны и интересны. Куда большее значение имеют политические отличия, как, например, догмат о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры. Естественно, принятие этого догмата автоматически подчиняет Папе всех, принявших его.

Протестантизм, появившийся и окрепший в 16 веке, отрицает многие постулаты католической церкви. И хотя в богословском отношении у католиков больше общего с православными, ментально они ближе протестантам, так как обе эти религии часто бытуют в среде одного народа. Существуют немцы-католики и немцы-протестанты (различных деноминаций), французы-католики и французы-протестанты (гугеноты).

Читайте также:  Православная церковь об инн: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Да и в исторической судьбе у христианских европейских народов независимо от вероисповедания много общего, что с течением времени сгладило конфессиональные конфликты.

Хотя во время наивысшего накала страстей протестанты заявляли: «Лучше тюрбан, чем тиара», признавая таким образом, что более терпимо относятся к мусульманам, чем к католикам, а апогеем противостояния стала знаменитая Варфоломеевская ночь.

Обратите внимание

Протестантизм с течением времени утратил свое протестное значение. Пресловутая протестантская «деловая этика» многими воспринимается не как религиозная идеология, а как пособие по ведению бизнеса.

Поэтому большинству представителей этой религии православие кажется чем-то диким: еще бы, ведь от него нет никакой практической пользы! О сакральном смысле религии современные протестанты, кажется, и не подозревают.

к содержанию ↑

Псевдохристианские учения

Начиная с 16 века в среде протестантов происходит формирование большого количества разнообразнейших сект, которые, понятно, сами себя величают не сектами, а Церквями.

Постепенно некоторые из них отходят от традиционного христианства очень далеко, считая, однако, носителями божественной истины только самих себя. Что интересно, в католицизме и православии подобных сект в сравнении с протестантизмом крайне мало.

Некоторые из псевдохристианских учений имеют довольно большое число приверженцев, как, например, мормоны – около 15 миллионов человек.

Самыми крупными и известными псевдохристианскими религиозными организациями являются:

  • мормоны (15 миллионов);
  • свидетели Иеговы (8 миллионов);
  • церковь объединения Муна (7 миллионов).

Остальные псевдохристианские культы значительно малочисленнее и их распространение либо сильно локализовано, либо ограничено определенными социальными группами.

Пример первого – некоторые локальные протестантские или православно-староверческие секты, классическим же примером второго случая являются группы последователей Елены Петровны Блаватской (теософы), состоящие в основном из представителей интеллигенции.

Конечно же, все они истинными христианами считают только себя, отказывая в этом праве другим, в том числе и православным.

Подводя итог, можно сказать, что разница между православными и христианами – это явление примерно того же порядка, что и отличие деревьев от растений, коров от травоядных или Поволжья от России.

Православие – часть современного христианства. Оно живет, развивается и процветает. И, в общем-то, оно всегда было духовным стержнем, спасавшим нашу страну в самые тяжелые годы.

И забывать об этом нельзя.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-xristiane-ot-pravoslavnyx/

Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 1

Автор: Виталий Юрьевич Питанов

Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь…Прит. 2:10-12.

Значимость религиозных вопросов начинает все больше осознаваться в современном обществе. По исследованиям социальных психологов, с помощью государственных механизмов удается урегулировать не более пятидесяти процентов общественных взаимоотношений1.

Остальное регулирование осуществляется через другие социальные институты, в том числе и религиозные. Как признают западные исследователи, “… между государством и индивидуумом стоит великое множество “добровольных объединений” и “опосредующих структур”, и среди них заметное место занимают религиозные институты”2.

Влияние религии на общество нельзя переоценить. Оказывая влияние на сферу мировоззренческих установок социума, религии тем самым участвуют в формировании его ценностных приоритетов. В современном мире религиозная проблематика особое значение приобретает в связи с распространением религиозного терроризма3.

Важно

Что представляет собой это явление? Извращение той или иной традиционной религиозной системы или закономерное следствие ее постулатов? Все ли религии как общественные институты являются религиозными организациями, или отдельные организации стремятся приобрести религиозный статус, в действительности ставя перед собой совершенно нерелигиозные цели? Есть ли разница между традиционными религиями и “нетрадиционными религиозными движениями”, которые принято обозначать термином “секта” (данный термин будет использоваться и в нашей работе)? Созидательна или деструктивна деятельность тех или иных религиозных организаций? Каким образом и что считать проявлением деструктивности? Все эти вопросы очень важны для любого общества, стремящегося к социальной стабильности. В свете поставленных вопросов одной из важнейших проблем является вопрос тождественности и различия традиционных религий и организаций, называемых сектами. Есть ли между ними принципиальные отличия, или определяющим фактором может служить лишь срок их формирования? Какие мнения существуют на этот счет? Но начнем с определения основных понятий. Прежде всего, что такое “религия”?

Термин “религия” был введен знаменитым римским оратором Цицероном, жившим в I веке до Р. Х4.

Цицерон считал, что это понятие является производным от латинского глагола religere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает “благоговеть” или “относиться к чему-либо с особым вниманием”. Поэтому и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Бюст Цицерона. Мрамор. I в. до н. э. Рим, Музей Римской культуры

Современная наука насчитывает более 200 определений термина “религия”5. Общепринятая в науке этимология такова: слово происходит от лат. religio – совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; religare – связывать, привязывать; religere – возвращаться, обдумывать, бояться.

Рассмотрим некоторые из ныне существующих определений понятия “религия”. В словаре Ожегова читаем: “Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность мистических представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения”6.

Словарь иностранных слов определяет термин “религия” следующим образом: “Религия – мировоззрение и мироощущение, основанные на твердой вере в реальное существование высших сил и предполагающие определенным образом устроенную и оформленную систему культа, поклонения этим силам”7. Известный православный богослов и философ о.

Павел Флоренский (1882-1937) пишет: “…если онтологически религия есть жизнь в Боге и Бога в нас, то феноменалистически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение”8. Можно напомнить читателям, что онтология (от греч.

on – сущее, и logos – учение) – это учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия9. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций определил религию, как союз благочестия человека с Богом10.

Совет

Помимо того, существует множество определений религии, приведенных людьми, мировоззренческие взгляды которых носят явно антирелигиозный характер. Например, Ф.

Энгельс писал: “…всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных”11. Как видим, не существует однозначного определения понятия “религия”.

Более того, социологический подход к религии утверждает, что “по общепринятой договоренности, сегодня международное законодательство по правам человека признает в качестве религиозных многочисленные теистические, нетеистические и атеистические верования”12.

Сторонники столь широкого толкования понятия “религия” приводят следующее определение основных его составляющих: “Вера – это принятая система убеждений и ценностей, касающихся вопросов происхождения, смысла и цели жизни. Культ – это соответствующие ритуалы, литургии и образцы поклонения и служения, выражающие эти убеждения.

Кодекс поведения определяет соответствующие индивидуальные и общественные обычаи тех, кто исповедует кредо и практикует культ”13. Так что при желании любое учение можно объявить религиозным, даже то, которое не говорит о Боге, например атеизм. Но подобный подход, на наш взгляд, скорее затрудняет решение религиозных вопросов, чем помогает в их разрешении.

Легко заметить, что толкование термина “религия” напрямую зависит от мировоззренческой позиции человека. Это неслучайно, потому что религия является одной из форм мировоззрения14: “…мировоззрение – это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности).

Читайте также:  Псалом давида 17

Оно не зависит от степени образования, уровня культуры и способностей человека… . Мировоззрение всегда предстает в виде или религии, или философии”15. Можно ли любое мировоззрение назвать религиозным? Скорее всего, нет. Иначе само понятие “религия” потеряет смысл.

По крайней мере, большинство определений этого термина подразумевают наличие веры в высшие силы, оформленного культа этих сил, а также наличие системы нравственных координат, исходящей из вероучения религиозной организации. Можно ли, например, коммунистическую идеологию и атеизм в целом назвать религией? Как представляется, нет.

Возможно, некоторые западные религиоведы это могут сделать16, но вряд ли это правильно. В противном случае одним и тем же понятием будут обозначать как веру в Бога, так и отсутствие таковой, что не может создать ничего, кроме путаницы. С точки зрения православного понимания термина религия17, религиозными можно назвать только те мировоззренческие системы, которые, во-первых, исповедуют веру в Личного Бога, как Источник и Причину бытия всего существующего, во-вторых, признают отличие человека от других форм жизни и наличие у него души, носительницы ума, сердца как органа чувств, воли, самой личности, способной вступать в общение, единение с Богом, в-третьих, имеют веру в существование мира сверхъестественного, ангелов и демонов, вступая в духовный контакт с которыми человек в значительной степени определяет свою жизнь. Поэтому мистицизм, материализм, сатанизм и все формы оккультизма, равно как и все философские системы, в которых отсутствует идея общения с Личным Богом, не могут быть признаны религией18.

Обратите внимание

Как нет однозначного определения понятия “религия”, так нет и общепринятого определения понятия “секта”19. Есть мнение, что секта – это группа лиц, имеющая отличия в вероисповедании и обрядах от доминирующей в данном обществе религии20.

Также существует мнение, что секта – это авторитарная организация, целью создания которой ее лидеры видят обогащение21. Некоторые полагают, что главным признаком любой секты является ложь при вербовке и психологическое манипулирование членами организации22 и т.д. и т.п.

Таким образом, вопрос определения понятия “секта” так же не имеет однозначных ответов.

Нет единства мнений и в вопросе соотношения традиционных религий и сект. Есть воззрение, что самой проблемы сектантства не существует, а все разговоры о сектах – всего лишь происки представителей традиционных религий (в первую очередь, Русской Православной Церкви) против религиозных меньшинств.

Таким образом, Церковь в рамках данного представления выглядит организацией, пытающейся удалить своих конкурентов на “религиозном рынке” с помощью государства и формирования через СМИ в глазах общественного мнения негативного имиджа “нетрадиционных религиозных движений”23.

Сторонники подобной позиции утверждают, что критика сектантства апологетами традиционных религий необъективна, предвзята, а потому не заслуживает доверия24. На наш взгляд, обвинять всех критиков сектантства в предвзятости и необъективности бессмысленно.

Почему бы тогда не обвинить в предвзятости всех профессоров-атеистов, рассказывающих о религии, или представителей сект, вещающих о традиционных религиях? Обвинение каждого критика в необъективности и предвзятости лишь на том основании, что он – критик, несостоятельно. Необходимо оценивать состоятельность содержательной стороны критики, ее аргументационную базу.

Иной подход, на наш взгляд, является тривиальной пропагандой, попыткой манипулирования общественным мнением.

Важно

Критика определенных социальных явлений несет в себе немалый созидательный заряд, помогая определить обществу его деструктивные элементы, поэтому само по себе право обоснованного и критического анализа как традиционных, так и “нетрадиционных” религиозных движений, сомнению подлежать не может. Вместе с тем нельзя ставить под сомнение факт существования немалого числа критиков “нетрадиционных религиозных движений”, которым было бы нелишним сменить сферу своей деятельности по причине профнепригодности, однако это тема отдельного разговора. В любом случае, чрезмерно широкие обобщения в этом вопросе неправомерны.

Позиции тех, кто проводит границы между традиционными и “нетрадиционными” религиозными движениями, различны.

Некоторые суждения, на наш взгляд, можно оценить как здравые и справедливые, имеющие под собой серьезную аргументационную базу, но нередко встречаются и достаточно спорные, базирующиеся на поверхностной компетентности в рассматриваемой теме. Познакомимся с обеими категориями.

Позиция американского пастора Ричарда Доухавера (Richard L. Dowhower) относится, по нашему мнению, к спорным; пастор выделяет следующие отличия традиционных религий от тоталитарных сект25:

1) Религии уважают автономию индивида – секты подавляют самостоятельность, формируют зависимость.

2) Религии стараются помочь индивидам удовлетворить свои духовные потребности – секты эксплуатируют духовные потребности.

3) Религия терпимо относится к вопросам, относящимся к ее деятельности, и даже поощряет их, одобряет независимое критическое мышление – секты отбивают охоту задавать вопросы и пресекают независимое критическое мышление.

4) Религии способствуют психической, духовной интеграции личности – секты “расщепляют” личность членов на “хорошее культовое я” и “плохое прошлое я”.

Совет

5) Религии бережно относятся к тайне личностной сущности – секты грубо вторгаются в самые потаенные уголки сознания, лишают адепта права на личное самоопределение.

6) Религии рассматривают деньги как средство, подчиненное этическим ограничениям, направляя их использование на достижение благородных целей – секты рассматривают деньги как самоцель, как средство достижения власти или реализации эгоистических целей лидеров.

7) Религии осуждают сексуальные связи между духовенством и верующими – лидеры сект часто подвергают своих адептов сексуальным притязаниям.

8) Религии уважительно реагируют на внешнюю критику – секты часто угрожают критикам физической или юридической расправой.

9) Религии лелеют семью – секты рассматривают семью как врага.

10) Религии предпочитают, чтобы присоединение новых последователей было осмысленным – секты форсируют присоединение к их организации, не обосновывая решение человека достаточной информацией.

По мнению заслуженного врача Российской Федерации, доктора медицинских наук, профессора психиатрии института судебной психиатрии им. Сербского Ф.В.

Кондратьева, “главное, принципиальное отличие традиционных религий от ересей, от тоталитарных сект в том, что последние осуществляют внедрение в душу неофита через лишение его свободы и права на информированное согласие, то есть нарушают основные положения Всеобщей декларации Прав человека, Конституции РФ и других основополагающих документов о свободе совести путем психологического насилия”26. Также признаком сектантства можно считать чувство элитарности, “богоизбранности”27, основанное на факте принадлежности к той или иной организации вне зависимости от духовного и морального облика человека. Однако при этом, на наш взгляд, нужно различать сектантскую психологию и сектантство как социальное явление. Сектантской психологией может обладать представитель любой традиционной религии, в том числе и христианства. Например, достаточно православному мирянину обожествить Русскую Православную Церковь как организацию или конкретного священника, чтобы можно было говорить о сектантской психологии. Достаточно священнику приписать себе обладание особыми духовными качествами, как появляется потенциальный руководитель “секты”, пусть и не отдельной социальной группы, но отдельной группы почитателей некого священника, мнение которого оказывается в их глазах авторитетнее суждений Церкви. В Православии с такими явлениями борются, многие уважаемые православные подвижники предостерегают христиан от искушений подобного рода, например архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: “…духовный отец только помощник, советник и молитвенник Ваш, дающий благословение на обдуманное Вами предложение…”28. Когда какой-либо харизматический лидер формирует вокруг себя общество людей, имеющих сектантскую психологию, и усиленно культивирует ее в созданной группе, тогда возникает секта как социальный организм. И то, что в традиционных религиях, по крайней мере в Православии, воспринимается как патология, в подобного рода организациях воспринимается как норма. Зачастую такие группы становятся опасны не только для духовного, но и для психического здоровья своих адептов. Например, исследования состояния психического здоровья сектантов профессором Ф.В. Кондратьевым заставило его сделать вывод, что у адептов сект развивается т.н. “зависимое расстройство личности”29, проявляющееся в активном и пассивном перекладывании на руководство сект большей части жизненно важных решений. Помимо того, зависимое расстройство личности выражается в подчинении потребностей адепта секты потребностям других людей, от которых он в секте зависит, а также в выработке неадекватной податливости всем их желаниям. Если человек остается в одиночестве, то чрезмерная боязнь оказаться неспособным к самостоятельной жизни формирует чувство психологического дискомфорта и беспомощности. Появляется страх быть покинутым сектой и оказаться предоставленным самому себе. Резко снижается способность к принятию самостоятельных решений. Как пишет профессор Ф.В. Кондратьев, “…зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным пострессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении)”30.

Читайте также:  Икона святого мученика евгения севастийского

©Питанов В.Ю.

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-326

Православие и буддизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви | Духовная жизнь на 4-women.ru

Буддизм — это знаменитая религия индусов, которая распространилась сегодня по территории всего мира. Она насчитывает более миллиона последователей, а исторический ареал ее сосредоточен в Азии. Сегодня, благодаря глобализации, в России также достаточно много последователей.

Как христианам реагировать на последователей данного течения и каково отношение православия к буддизму? Понять это можно только после глубокого изучения, что за религия это и каковы основные различия между ней и православием.

Основателем течения считается Гаутама Сиддхартха (род Шакья), который жил на территории современного Непала в VI-V вв. до н.э. Многие считают, что Будда — это его имя, полученное в процессе перерождения и достижения нирваны, но на самом деле это духовный титул, который в переводе с санскрита означает «пробудившийся».

Статуя Будды

Обратите внимание

Будда, до начала своей духовной жизни, был принцем и наследником царства, но, по мере знакомства с несчастными и больными людьми, он ужасался человеческой жизни и вскоре отказался от наследства. Гаутама сбежал и стал отшельником. Используя различные духовный практики, в частности медитацию, Гаутама вскоре достиг состояния пробуждения.

Это, по мнению его адептов, означает мистическое озарение, которое приводит человека к гармонии с собой и окружающим миром. Вскоре после своего пробуждения, Будда начал проповедовать и распространять свое учение. Вплоть до самой смерти в возрасте 80 лет он активно набирал учеников и учил их духовным практикам.

Настоящее его учение переросло в религиозную практику, в более современном понимании, зародился на территории современной Индии, но не как ветвь индуизма, а как отдельное религиозное течение.

Оно имеет существенные отличия от религии индусов:

  • оно не принимает ведийский канон;
  • отрицает понятие «атман», которое является ключевым в индуизме.

В данном течении есть своеобразное ядро, вокруг которого вертится все — это личный духовный опыт, которым последователи все измеряют.

Внимание! Основанием самой этой религии стал мистический опыт Будды, и теперь личный духовный опыт является критерием, по которому определяют правильность и истинность любого религиозного учения.

У этой религии нет теории — все познается через духовные практики. Нет никакой истины или учения. Единственными положениями являются 4 благородные истины:

  1. Есть страдание, которое заключается в неудовлетворенности, беспокойстве, чувстве страха и ощущением неполноты.
  2. У каждого страдания есть причина и желание, которое основывается на человеческом «Я».
  3. Есть возможность прекратить страдание.
  4. Есть путь к избавлению.

Отношение церкви к буддизму

Основополагающими истинами выступают учения:

  • о карме;
  • о принципе без сущности, т.е. анти-души;
  • о мгновенности;
  • космология.

Таким образом, буддизм — это совокупность непонятных практик, целью которых является духовное созерцание и стремление к всеобщей гармонии.

Отличие от православия

Самым главным различием, и основополагающим, является представление о начале мира. Если православие верит, что есть Творец всего сущего и Он Есть Бог, и эта истина является основой всей веры, то буддизм отрицает наличие любого бога.

Основа православия заключается в 4 стихе 8 главы послания к коринфянам: «Мы знаем, что нет иного Бога, кроме одного». Вся библия пронизана этой мыслью, причем вера в Бога предполагает и веру в Его Слово, как в истину, которой следует руководствоваться.

Без принятия этой истины никто не сможет стать полноценным членом православной Церкви, ведь в ее уставе написано «Отрицающим бытие Божие… — анафема». Во главе христианства стоит Господь Бог и вера в Него делает эту религией истиной и существующей. Без этой аксиомы православие как таковое перестанет существовать, как и другие ветви христианства (католики, протестанты).

Буддизм напротив крайне терпеливо относиться к разным культам, более того, он поощряет их множество. Если разобраться, то в нем сочетается масса культов, последователи поклоняются различным богам и духам, что поощряется.

На территории Индии религия не только заняла место наравне с индуизмом — она поглотила все множество богов и духов индийского пантеона. Как это происходит и в любой другой стране, где присутствуют несколько религий. Отсюда следует вывод, что понятие бога в данном учении просто не существует, а если оно ест, то его смысл утерян и искажен.

Также высмеиваться практика молитв. Сам Будда по преданию, высказывался высокомерно и насмешливо обо всех, кто принимали Господа как Личность и молились Ему. Отсюда и безразличие к культам.

Буддийский храм

Основой учения считаются различные учения об устройстве Вселенной, в то время как православие опирается на догмы и традиции. Христианство можно рассмотреть, как пирамиду:

  1. Верхушка — могущественный Бог.
  2. Бока — это священство, которые образуют тесную связь между верхушкой и основанием. Основание — это люди, созданные по образу и подобию Божьему.

Буддизм же можно сравнить с множеством точек, каждая из которых — отдельный человек. Будда выступает родоначальником течения, но каждый, кто достигнет такого же просвещения, займет позицию, равную его.

Первопричиной мира они рассматривают безликую сущность, которой безразличен созданный мир и все, кто в нем живет.

Важно

Такую же безразличность адепты стремятся взрастить и в себе, именно поэтому они выглядят мирными и не воинственными, в отличие от христиан.

Но на самом деле, это не вселенская любовь, это вселенское безразличие. Также, можно выделить несколько основополагающих различий от православия:

  • Мир и человек — буддизм рассматривает страдание, как привязанность к вещам и христианство также. Но христиане избавляются от привязанностей, чтобы их единственной привязанностью стал Бог, а Будда высказывается о любом желание как о зле. Т.е. человек не должен желать вообще ничего. Христианство говорит, что любовь ко всем — это то, к чему каждый должен стремиться, а данное течение говорит, что необходимо стереть границу между любовью и ненавистью и стать безликим. Христианство четко говорит о существовании души человека, а буддизм говорит, что личность — это иллюзия.
  • Происхождение зла и страданий — обе религии сходятся в том положении, что современный мир искажен злом. Но буддизм, в отличии от православия не объясняет происхождение зла, он лишь отвлекает внимание от него вопросами реинкарнации и кармы.
  • Подвижничество — обе религии подвижнические, с древней монашеской традицией. Но монахи-буддисты говорят и учат о том, что нельзя полагаться на кого-либо, лишь на себя. И только человек оказать себе помощь, в то время как православные иноки учат о необходимости полагаться на Господа Бога и в Нем искать силы.

Буддизм насквозь пропитан гордостью, в то время как православие говорит о гордости как о грехе и препятствии, призывая смириться пред Господом.

Безобидные учения о карме и реинкарнации лишь отвлекают внимание от бессмысленности самого течения, основы которого противоречат всем основам православия. Учение отрицает и нивелирует понимание Господа как Творца. Помимо существенной разницы в главных истинах, буддизм по своей сути является лишь ересью.

Молитва буддистских монахов

Отношение православия

Любая политеистическая религия является язычеством с точки зрения христианства, а буддизм как раз такой религией и является. Так что по сути, отношение православного христианина к подобным практикам должна быть однозначной — как к любой ереси.

Если рассмотреть подробно течение — мантры, йога, махаяны, ваджраяны — все это многочисленные духовные школы, которые поклоняются различным духам и божествам. Отношение Господа к язычеству можно прочитать в Ветхом Завете, где израильский народ вырезал все языческие народы так, чтобы не оставалось никого живого, поскольку язычество могло быстро распространиться вновь.

Важно! Православные люди должны понимать, что буддизм проповедует идею человекобожества, что конкретно противоречит христианским убеждениям и истинам.

Буддизм — это религия, в основе которой лежит человек, а не Бог, поэтому она является Богопротивной и следовать ей категорически нельзя. Наполненный языческими богами, гордостью, духами и бесами, буддизм является ересью и язычеством.

Видео о том, что говорит Православная церковь о буддизме

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-byddizm-otnoshenie-i.html

Ссылка на основную публикацию