Православие и буддизм: отношение и мнение о религии

Каково отношение Православия к традиционному буддизму?

К кому, с точки зрения православной теологии обращены, например, мантры? Если это возможно, то ответьте конкретно – к божественным силам или диавольским, а если к божественным, то каково их олицетворение в христианстве? Отвечает священник Михаил Воробьев,

клирик Вольской Благовещенской церкви

Традиционный буддизм – очень широкое понятие. К нему можно отнести несколько различных религиозных систем, например, буддизм хинаяны, махаяны, ваджраяны, чань-буддизм, ламаизм и т.

д, каждая из которых представлена многочисленными школами.

Несмотря на то, что буддизм не знает верховного божества, в целом это политеистическая религия, которая с точки зрения христианства является самым настоящим язычеством.

Обратите внимание

О сущности и происхождении язычества очень точно и понятно говорится в Библии, конкретно, в 13–15 главах Книги Премудрости Соломона. В нескольких словах этот процесс можно описать следующим образом.

Потомки Адама, окруженные враждебной и непонятной природой, смутно припоминая о существовании Бога и об общении своего предка с Творцом, обожествили сначала силы природной стихии, а затем, на более высокой ступени культурного развития, и собственные душевные силы.

Особенностью буддизма (и отчасти даосизма), с этой точки зрения, является то, что в нем обожествляются интеллектуальная и духовная способность человека.

В отсутствии представления о верховном божестве, буддизм ставит человека на первое место в иерархии всех существ, в том числе и богов.

Только человек может достичь полного просветления, стать бодхисатвой (в махаяне) и Буддой, то есть достичь нирваны. Пантеон божеств разного уровня в буддизме огромен.

Он включает в себя мифологических существ, богов, почитавшихся народами, среди которых распространялся буддизм.

Все они считаются существами низшего порядка и первоначально принимались в качестве условных символов, предназначенных для более эффективной медитации. Однако это философское представление в религиозной практике различных ответвлений буддизма очень скоро сменилось уверенностью в реальном существовании этих божеств.

С точки зрения действия Божьего Промысла, язычество является определенным шагом на пути познания истинного Бога. Мучительно преодолевая заблуждения, древнее человечество приходило к представлению о единственности Божества.

Важно

Наиболее близко к этой идеи подошли греческие философы и мыслители индуизма. Здоровое содержание древнего язычества состояло в том, что оно сохраняло саму религиозную веру, постепенно переходя от магии к молитве.

Все было бы хорошо, если бы кроме Промысла Божьего в мире не действовала никакая другая сила. Однако это не так.

Человека, как самое совершенное и любимое творение Божие, ищет погубить вечный богопротивник диавол, который действует, в том числе и через религиозные заблуждения.

Отвращая человека от знания истинного Бога, диавол внушает ему поклоняться тем «богам», которые несут зловещие черты самого диавола. Поэтому языческие культы древности с позиции христианской этики были просто ужасными.

«Священная проституция», человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства и самоубийства несли гибель человечеству и в нравственном, и в физическом смысле.

Все великие цивилизации древности при высочайшем культурном и техническом развитии погибли именно из-за такого нравственного вырождения. Нравственные причины гибели последней из них – античной Греции и Рима – очень хорошо отражены в литературе той эпохи.

Буддизм при всем его изощренном интеллектуализме не является исключением. Среди тех божеств, к которым буддист обращается с молитвой, не только будды и бодхисатвы, но и обожествленные деятели истории и религии, высокопоставленные духовные иерархи, местные божества с самым фантастическим обликом.

Например, в Тибете буддийский пантеон включает в себя божеств примитивной языческой религии бон.

Буддист обращается к этим божествам не только с целью достижения максимального духовного совершенства – в идеале достижения нирваны, – но и с вполне меркантильными земными целями: в поисках земного благополучия, здоровья, семейного счастья и так далее.

Совет

С точки зрения Православия в буддизме логического завершения достигает идея человекобожества. Буддизм – это религия, в которой место Бога занимает человек, достигший духовного совершенства собственными усилиями.

Многочисленные Будды, бодхисатвы, архаты – это люди, ставшие богами. Поэтому в буддизме православный человек без труда узнает результат древнего искушения: «откроются глаза ваши и вы будете, как боги».(Быт. 3, 5).

Мантры в буддизме это как раз то средство, при помощи которого должны «открыться глаза» в том самом библейском смысле. Мантра – нечто среднее между молитвой и магическим заклинанием.

В основе этой практики лежит бесконечное повторение одного и того же текста. Цель мантры – разрушить преграду между человеком и божеством, отключить сознание, мешающее непосредственному восприятию божества.

Что это за божество – хорошо известно: древние идолы или будды, самообожествленные люди, поверившие диавольскому искушению.

Источник: https://mission-center.com/traditional/396-buddhism/425-2009-12-02-06-41-11

Буддизм vs Христианство

Родился я в России, крещен, в детстве несколько раз ходил с родителями в церковь. Общался с проповедниками христианства. Христианство привить мне не получилось и уже будучи взрослым, я выбрал для себя буддизм. Как и почему? На мой взгляд у буддизма есть длинный ряд весомых преимуществ неполный список которых я хочу привести в этой статье. 1.  Ясная цель.

Вы задумывались когда-либо зачем вообще нужна религия? Храстианство и ислам предлагают рай. Что такое рай? Упростим: рай – это отсутствие страданий и вечное блаженство после смерти. Цель понятна, но есть одно но: стремитесь к цели вы сейчас, а результат получаете потом, или не получаете попадая в ад.

В буддизме цель очень и очень конкретна – избавление от страданий и причин страданий и счастье, как результат освобождения от страданий. И вся прелесть в том, что следуя буддийскому учению вы сразу после начала практики получаете первые результаты – начинаете избавляться от страданий становясь счастливее. 2. Целостность – отсутствие сонма “неудобных” вопросов, противоречий и парадоксов..

Конечно практичность практичностью, а человек хочет получить вразумительные ответы на вечные вопросы и ожидает слышать последовательные, логичные объяснения. Христианство же рвет шаблоны на каждом шагу, примеры: а) Рекламный слоган христианства “если тебя ударили по левой щеке – подставь правую” сослужил ему ужасную службу.

Обратите внимание

Большинство проповедники от христианства не могут объяснить как применять это на практике и почему нельзя ответить ударом на удар. б) Вообще никак не понятно почему добрый атеист ведущий праведную жизнь, переводящий бабушек через дорогу и снимающий кошек с деревьев должен попасть в ад как утверждает большинство христиан.

в) За какие такие заслуги умершие в младенчестве должны попасть в рай? Только потому, что не успели много нагрешить?? Какая-то логика в этом есть, но подвох чувствуется. г) Бог посылает часть себя (христианский Бог не являет собой незыблемое целое) на мучения людьми чтобы искупить своими мучениями их грехи перед собой же!! По меньшей мере странно, если подумать.

Вдобавок из этого следует, что маньяк, который умер сразу после Христа чистеньким попадет в рай. Возможно кто-то из читающих этот блог христиан может дать  вразумительный ответ на какой-либо из этих вопросов, но к сожалению список можно было бы продолжать долго и христианство дает больше вопросов, чем ответов.

В итоге вдумчивому человеку либо надоедает решать коаны христианства, либо приходится отключить критическое мышление и в дальнейшем полагаться на веру. 3. Отсутствие догматизма в буддизме. Аналитический подход. “Сомневайтесь во всем – а потом сомневайтесь в самом сомнении” – так учил Будда. В буддизме догм нет и приветствуется аналитический подход.

Например в видео “Три мудреца” Далай-лама вместо того, чтобы заманивать неофитов эфемерным раем, обстоятельно и последовательно разъясняет как благие деяния и сострадание всем живым существам приводят вас к радости и спокойствию. Теперь пример как решаются щекотливые вопросы в буддизме: “если тебя ударили по левой щеке -… “. Каждый знает про буддийских монахов. Драться они умеют и любят :).

Буддист может ударить в ответ на удар, а может и нет. Может даже убить при определенных стечениях обстоятельств. Когда не бить – когда ответный удар приумножит количество страданий.

Например: вас ударил друг и дальше бить не собирается – ответный удар только усугубит ситуацию и увеличит количество страданий, а терпение либо приведет к раскаянию и укрепит вашу дружбу, либо вскроет непримиримые противоречия между вами, что тоже положительный результат.

Важно

Когда бить и убить: нападение сумасшедшего с оружием в руках на группу людей – если вы не можете предотвратить нападение миром, то стреляйте на поражение. Здесь работает принцип меньшего зла: спасение людей – благое деяние. Еще один пример гибкости буддизма – притча: Два буддийских монаха шли в монастырь. Вскоре они подошли к реке и увидели удивительно красивую женщину.

Она тоже хотела перейти на другой берег, но река была глубокой. Тогда один из монахов решил помочь женщине и перенес ее через реку. Второй монах был сильно возмущен. В течение двух часов он не переставал бранить своего спутнике за то, что тот нарушил Святое правило: не прикасаться к женщине. “Разве ты забыл, что ты – монах? Ты прикоснулся к женщине! И хуже того, ты перенес ее через реку! Что скажут люди? Ты осквернил нашу веру”. Монах спокойно выслушал лекцию, а затем сказал: “Брат, Я оставил женщину еще у реки. А ты все еще несешь ее…” 5. Действительно мирная религия:

Если не путать политиков и народные массы с глубоко религиозными людьми, то можно вспомнить, что Папа Римский давал благославление на крестовый поход. Ни один Далай-лама не одобрил завоевательной войны.

Кроме того, мне претит нередкая словесная агрессия и ложь представителей христианства по отношению к людям исповедующих другие религии.

Вещает не “кто-нибудь”, а глава синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов.

“Почему опыт будизма сатанизм. Священник Максим Каскун”

“Ламы, Будды и все прочие – это были люди чрезвычайно гордые.”!!? Это не так:

“Я обладаю человеческим рождением и среди остальных представителей рода человеческого являюсь личностью, практикущей Дхарму. Внутри этой категории я — последователь Дхармы махаяны. Я монах с полным набором обетов индивидуального освобождения, обетами бодхисаттвы и тантрическими обетами. Таким образом, я вправе утверждать, что являюсь держателем мудрости, носителем трёх типов обетов и обладаю тем самым довольно высоким и важным статусом.

Однако по сравнению с остальными живыми существами значимость моя ничтожно мала. Я всего лишь одна отдельно взятая личность, с её радостями и горестями, и, скитаясь в сансаре с безначальных времён и до скончания века, я по-прежнему останусь одним-единственным индивидуумом.

Чем же в таком случае оправдано это моё стремление срочно достичь индивидуального освобождения прямо здесь и сейчас? Если тем самым я смогу принести пользу другим и подарить им хоть малую толику счастья, это действительно будет достойно всяческих похвал.

Благодеяние моё будет по-настоящему альтруистично и обращено вовне, принося пользу несчётному числу живых существ.” – Далай-лама.

Диакон Андрей Кураев.

4. Отсутствие Бога в буддизме. Христиане уверены, что отсутствие Бога в буддизме говорит об ущербности религии, но давайте будем честны!

Именно таким образом христиане чаще всего утверждают неотделимость Бога от религии.

Практически же мы не можем наверняка знать о существовании Бога, то есть получить какие-то доказательства и поэтому остается только поверить. Но зачем?? Есть притча, про то как представители разных религий задавали вопросы Будде о боге имея разное представление. Будда ответил вопросом. Он спросил о качествах Бога в их представлении.

Конечно каждый отметил бесконечное могущество,  мудрость, любовь, сошлись они и во многих других качествах, никто не сказал что Бог например лжив и вороват. Тогда Будда предложил им постараться как можно ближе приблизиться к Богу развивая эти положительные качества в себе и вернуться позже к их спору.

Надеюсь, что когда-нибудь смогу предоставить эту притчу в первоначальном виде.

Совет

Поправьте меня, если я вдруг ошибаюсь, но в буддизме нет отрицания бога. Каждый может выбирать сам, верить или нет, какой образ держать перед собой.

Лично мне всегда было тяжело представить Бога создавшего всю вселенную и существующего на протяжении всех времен, бессмертного и не имеющего начала в виде седовласого старца сидящего на облаке или в любом другом виде. Это был для меня один из самых главных агрументов против христианства.

5. Искреннее нестяжательство.

Читайте также:  Молитва сергию радонежскому об учебе

Нет, я не хочу здесь приводить пример малоизвестных священников катающихся на дорогих иномарках. Подобных паразитов наверное можно найти среди представителей любой религии, но от патриарха Кирилла слабости к мирскому мы не потерпим. Все помнят историю о дорогих часах(около 30 тысяч евро)? Усугубляют ее несуразные попытки оправдаться. А еще нанопыль… 🙂

Далай-лама не был и я думаю не будет замечен в стремлении к иллюзорным мирским благам.

Предлагаю Вам дополнить список в коммнетариях.

Источник: http://buddhismanddharma.blogspot.com/2012/06/vs.html

Разница между буддизмом и христианством

Буддизм и христианство относятся к мировым религиям.

Это значит, что они не ограничены пределами одного этноса или одной страны (как, например религия евреев – иудаизм, японский синтоизм или некоторые другие религии), а распространены среди многих народов на нескольких континентах. Чем отличается буддизм от христианства, и есть ли у этих религий общее? Вопрос интересный и предполагает основательный экскурс в историю.

Содержание статьи

Буддизм среди трех мировых религий (к которым относятся также христианство и ислам) хронологически самый «старший». Он появился в 6 веке до нашей эры на территории Индии.

Для сравнения: в Европе это время, когда Рим был ничем не примечательным городом в числе многих других городов-государств Италии, а архаическая Греция стояла на пороге периода своей истории, позже названного классическим – поры наивысшего культурного расцвета.

Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама, сын раджи одного из небольших индийских княжеств. Позже он стал именоваться Будда (то есть пробужденный или просветленный) Шакьямуни (из рода Шакья).

Отличие буддизма от христианства в том, что последнее появилось значительно позже – в 1 веке нашей эры. Названо так по имени Иисуса Христа, проповедовавшего новую веру на территории, где сейчас расположено государство Израиль. Но говорить о нем как об основателе религии некорректно.

Так как он являлся, с точки зрения христиан, сыном Бога (в разных ветках христианства этот термин толкуется по-разному), да и учение Христа мы знаем только в пересказе его учеников – апостолов.

Рассказы апостолов о жизни и деяниях Христа легли в основу Евангелия (Благой вести), являющегося одной из книг Библии.

к содержанию ↑

Сравнение

Рассматривая вопрос подробно, можно констатировать, что различия между буддистским и христианским вероучениями колоссальны. Скорее, более верным будет утверждение, что между ними нет практически ничего общего.

Христианство, являясь одной из так называемых авраамических религий, возникло на основе древней еврейской религии – иудаизма, и в начальный период своей истории рассматривалось многими как одна из иудейских сект.

Авраамическими считаются религии, в основе которых лежит древняя духовная традиция, восходящая к жившему в начале второго тысячелетия до нашей эры патриарху семитских племен Аврааму. К этим религиям относятся две мировых – христианство и ислам, а также национальная еврейская религия иудаизм и ряд более мелких учений, возникших на их основе.

«Базой» же для буддизма послужил индуизм – старинная арийская религия. «Отпочковавшись» от индуистского древа, буддизм получил развитие во многих странах. Причем интересно, что в стране, где он появился, – в Индии, – буддизм распространен очень незначительно.

Привлекательности новой религии, помимо вероучения, добавляло отрицание присущей индуизму кастовой системы, являющейся тормозом социального развития общества.

Обратите внимание

Индуизм и иудаизм, ставшие основой для возникновения соответственно буддизма и христианства, оспаривают право называться самой древней из ныне действующих религий.

Хотя у индуизма позиции все же тверже, ведь религиозные практики, которые легли в его основу, зафиксированы аж в памятниках эпохи позднего неолита (шестое тысячелетие до нашей эры), в то время как иудаизм «моложе» примерно на три тысячи лет. Но это положение не бесспорно, так как преемственность неолитических практик для индуизма – предмет научных дискуссий.

В теологии христианства и буддизма нет абсолютно ничего, что бы их объединяло. Большинство исследователей считает, что буддизм – даже не религия, а философско-этическая традиция. И для этого утверждения есть все основания.

В буддизме, в отличие от христианства, нет концепции бога. Будда – всего лишь «просветленный», то есть человек, постигший Истину путем медитации и освобождения от земных привязанностей.

Стать Буддой – просветленным может любой человек.

Основа христианства – поклонение Творцу и следование его заповедям. Иисус является сыном Бога, и в том, какова его природа – божественная или человеческая, – христиане единодушно так и не определились.

Большинство считает, что божественная, однако часть (монофизиты) утверждает, что человеческая. В христианстве существует концепция Троицы – триединства Бога в лице Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Буддисты не говорят о существовании Бога. Они заявляют о наличии некоего единого закона мироздания, постигнув который путем очищения и самосовершенствования, человек становится Буддой и освобождается от череды перевоплощений (сансары). Буддисты, в отличие от христиан, в принципе отвергают любое убийство (даже для пропитания и защиты).

Важно

Правда, убийство растений (тоже ведь живые существа) для пропитания ими не возбраняется. Во второй половине прошлого века буддизм, прежде популярный преимущественно в Восточной Азии (Китай, Индокитай, Япония, Непал, частично Индия и некоторые другие государства), получил распространение в Европе и Северной Америке.

Большую роль в этом, в частности, сыграло творчество британской рок-группы «Битлз» и движение хиппи.

к содержанию ↑

Таблица

Итак, подведем итог, в чем разница между буддизмом и христианством. В приведенной ниже таблице вашему вниманию представлены лишь наиболее общие положения. Тем, кого тема заинтересовала всерьез, можно порекомендовать обратиться к специальной литературе, благо об этом написано немало книг.

Буддизм Христианство
Статус По мнению большинства исследователей – нравственно-философское учение Религия авраамической духовной традиции
Время возникновения 6 век до нашей эры 1 век нашей эры
Отношение к концепции Бога Бога не существует, есть фундаментальный закон эволюции мира, постигнуть который можно, став Буддой (просветленным). В результате чего человек разрывает кольцо сансары (перевоплощений) Существует Бог – творец всего сущего. Большинство христианских церквей признает концепцию Троицы – триединства Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа
Отношение к убийству Не допускает убийства людей и животных Допускает убийство животных для пропитания и людей – для защиты

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-buddizm-ot-hristianstva/

Буддизм и православие

Интересные статьи и публикации по эзотерике и религии на тему Буддизм и православие вы найдете в онлайн ленте статей раздела Религия.

Соединение двух ветвей духовной власти Запада и Востока лежит через понимание россиянами своей исторической и метафизической роли соединяющего моста между Православием и Буддизмом.

На стыке двух светлых религий возможно возведение грандиозного здания коллективного сознания будущих поколений землян.

Тонкоэнергетическая работа – один из возможных способов развития самосознания отдельной, но не отделённой от общего информационного поля Земли, личности.

Китоврас, Мировей и Вейдевут…

Буддизм – название, данное религиозному движению, истоки которого — в жизни и учении великого Будды. Но, говоря более строго, буддизм означает неизменное учение или Дхарму, которая кроется за всем, что преходяще.

В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Страдание и освобождение субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание состояние беспокойства, напряженности…

Буддизм первая из мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах мира и в первую очередь Азии. Возникновение буддизма связывается с именем Сиддхартхи Гаутамы (Будды).

Он родился около 560 г. до н. э. Местом его рождения считается северо-восток Индии у границы Непала. Принц Гаутама был сыном главы племени шакьев.

В 29 лет он расстался с беззаботной, роскошной жизнью, покинул дом, оставил жену с сыном и отправился странствовать…

Совет

Буддизм – древнейшая мировая религия, восходящая к учению индийского аскета Шакьямуни, прозванного Буддой («просветленный», «пробужденный»).

Сами буддисты ведут летосчисление своей религии от кончины Будды, однако среди них нет полного согласия относительно датировки времени его жизни (согласно традиции школы тхеравада.

Будда жил с 624 по 544 до н.э.

; по научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации Ашоки, с 566 по 486 до н.э.; согласно новейшим…

Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя.

Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями.

Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна…

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Он “старше” христианства на пять веков, а ислам “моложе” его на целых двенадцать столетий.

В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Будда (что в переводе с санскрита означает “просветленный”). В…

БУДДИЗМ В ИНДИИ складывается на севере страны в 6 в. до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей. Основатель — Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (букв. просветленный).

Буддизм в качестве нового мировоззрения, а затем и новой религии, не отверг, а творчески пересмотрел и ассимилировал духовные и культурные традиции Др. Индии.

Приверженцами буддизма стали жившие в одно время с Буддой цари гос-ва Магадха — Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в…

Обратите внимание

Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап. Европы, а также в отд. странах Вост. Европы. Почти во всех зап.-европ.

странах находятся филиалы международной будд.

орг-ции “Интернационал Сока гаккай”. Старейшим в Европе являются будд. орг-ции в Германии (с 1903), Великобритании (с 1907), Франции (с 1929).

В 1906 в Лейпциге Общество буддийской миссии Германии провело Буддийский конгресс, в к-ром…

Буддизм российского Востока имеет очень богатую историю. Среди предков калмыков – ойратов – Учение распространялось в три волны. Впервые ойраты получили знание о буддизме от уйгур: вероятнее всего, это были поучения Махаяны.

Во время второй волны, которая пришлась на начало XII века, распространялись различные направления тибетской школы Кагью. В середине XII века самым известным лицом в Тибете был Второй Кармапа Карма Пакши – глава традиции Карма Кагью.

Его даже пригласили к монгольскому двору…

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий.

Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины…

Источник: https://www.SunHome.ru/religion/buddizm-i-pravoslavie

Синтез или отрицание всех религий? Чем учение Рерихов не устраивает РПЦ

Принятое 25 августа Городской межведомственной комиссией по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы решение назвать одну из безымянных улиц столицы именем Николая Рериха вызвало протесты православной общественности.

Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) Роман Силантьев заявил журналистам, что “идея назвать одну из улиц района Сокол именем художника Николая Рериха вызывает сомнения”, так как художник также был “и оккультистом, основавшим целую группу агрессивных антихристианских сект”.

Подобная позиция в отношении Рерихов в РПЦ (напомним, председателем ВРНС является Патриарх Московский и всея Руси) была ранее сформулирована и на официальном уровне.

— К несчастью, в наших странах… возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, — сказано в принятом в 1994 году Определении Архиерейского собора РПЦ “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме”. — Усиленно пропагандируется учение “Живая этика”, введённое в оборот семьёй Рерихов и называемое также агни-йогой.

Никто эту позицию с тех пор не пересматривал, наоборот, её не раз подтверждали.

— Блаватская — проводник сатанизма, а также её последователи семейство Рерих с их агни-йогой.

Их дух — природы преисподней, — недвусмысленно заявил 20 октября 2009 года в эфире телеканала “Спас” председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями (сейчас председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства) Московского патриархата протоиерей Димитрий Смирнов. — Церковь не благословляет (читать их книги. — Прим. Лайфа) — ибо как может врач рекомендовать пациенту лечиться цианистым калием? Церковь не может запретить, но мы предостерегаем [от этого].

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "умиление" (серафимо-дивеевская)

Много цитат Блаватской (признаваемой Рерихами предыдущим пророком гималайских махатм, знание которых несли и они) в адрес Люцифера как источника “оккультной мудрости” и “духовного отца человечества” собрано вполне либеральным протодиаконом Андреем Кураевым, например, в главе “О сатанизме” в книге “Кто послал Блаватскую: теософия, Рерихи и православие” (2000). Но для православных не менее существенно содержание “Послания гималайских махатм Советскому правительству”, переданного в 1926 году Николаем Рерихом.

— На Гималаях мы знаем совершаемое вами, — говорится в этом послании “духовных вождей”, надиктовавших Елене Рерих (жене Николая) учение агни-йоги. — Вы упразднили Церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий… Мы признали своевременность вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь… Привет вам, ищущим общего блага!

Важно

Нетрудно понять, что “наставники человечества”, поддерживавшие большевистские гонения на Церковь (не только православную, кстати), вряд ли вызывают у последней бурные симпатии. Равно как и отрицание Рерихами связи современного христианства с учением Христа.

— Вспоминается характерный случай, произошедший в наших краях, — пишет Елена Рерих 31 июля 1937 года. — Один мусульманин попросил дать ему Евангелие, чтобы ознакомиться с христианским учением.

Прочтя его, он с удивлением сказал: “Я прочёл Евангелие внимательно, но не нашёл в них ничего, что бы отвечало современному христианству”.

Вот именно это-то и следует иметь в виду тем, кто желает следовать истинному учению Иисуса Христа.

Впрочем, не стоит заблуждаться по поводу её позиции и по отношению к исламу.

— Мусульманство наложило на него печать тупой нетерпимости, и учёный явил себя в лагере невежественных фанатиков, — отмечала Елена Рерих 12 января 1949 года по поводу французского философа Рене Генона. — Ну Аллах с ним! Он сам себя угробит, ибо магометанство осуждено. Чудесное учение Магомета было совершенно искажено его последователями, фанатичными изуверами.

Но, может быть, хотя бы к последователям Будды у проповедников “новой универсальной религии”, часто позиционировавших себя как буддийская миссия, отношение было иным? Нет.

— Есть что-то суждённое в умирании старого Тибета, — отмечает в своём дневнике Николай Рерих в 1927 году из Лхасы, тибетской резиденции далай-ламы. — Колесо закона повернулось. Тайна ушла. Тибету некого охранять, и никто не хранит Тибет. Исключительность положения как хранителя буддизма более не принадлежит Тибету.

Откровенно излагал содержание бесед Николая Рериха участник Центральноазиатской экспедиции (1927—1928 годы) Николай Кордашевский.

— Н. К. Р. (Николай Константинович Рерих. — Прим. Лайфа) всегда подчёркивает разницу между истинным буддизмом и ламаизмом (тибетский буддизм, также распространённый у монголов, калмыков и бурят. — Прим. Лайфа), — пишет он.

— Одно — прекрасное учение, данное благословенным Буддой, другое — тёмное суеверие и колдовство, в том виде, конечно, в каком ламаизм находится в настоящее время в Тибете… Вечером в беседе Н. К. Р. замечает, что величайшей ошибкой было бы считать Тибет оплотом истинного буддизма.

Как и учения других великих Учителей, буддизм в своём чистом виде, и особенно в Тибете, больше не существует.

Вот так — буддисты “исказили истинное учение” Будды, и только Рерихи его знают (точно так же они заявляли в отношении христианства и ислама).

— Н. К. Р. говорит: “За всё своё пребывание в Тибете вижу только одно: страна погружается в сумерки своего заката”, — фиксирует его заявления в январе 1928-го Кордашевский. — Следует подчеркнуть, насколько мало детей видно в Тибете. Н. К. Р. указывает, что это несомненный признак вырождения уходящего с исторической сцены народа. О буддизме в Тибете.

“Верчение ручных, ветряных и водяных колёс, уснащённых текстами, — разве не колдовство? Потерянный смысл служения в бормотании ламами молитв, которых они не понимают. Ложь, пороки, лицемерие — это отвратительные особенности ламаизма, которым мы были свидетелями. Высокое имя Учителя Будды не может больше унижаться среди невежества, суеверия и кощунства…”.

И далее, и далее всё в том же духе.

Вот ещё записанное 20 марта 1928 года Кордашевским заявление Николая Рериха: “Как можно скорее должно быть отделено великое Учение от Тибета, а драгоценная жемчужина его изъята из своего захватанного и испачканного хранилища, на звание которого тупо и нагло претендует Тибет с тем ничтожеством во главе, которое изображает из себя жёлтый папа” (то есть далай-лама).

Совет

Кстати, 27 ноября 1927 года на некоем “съезде западных буддистов” (никому не известных) Рерих был избран в Нью-Йорке (!) далай-ламой, заявив о прекращении иерархии таковых в Тибете. Есть упоминания, что и позировал в одеянии духовного главы ламаистов (помимо просто любимых им буддийских костюмов, что плохо сочеталось с регулярными заявлениями о его православности).

— Наглости тибетцев раз и навсегда должен быть положен конец, тем более что на Западе уже избран свой глава западных буддистов, куда может примкнуть и Восток, — излагает Сергей Рябинин (ещё один участник рериховской экспедиции) слова представителей этой семьи. — Пусть Тибет сохранит для себя Далай-Ламу Тринадцатого и последнего.

Как отнесутся буддисты нашей страны, большинство из которых считает своим духовным вождём далай-ламу, к увековечиванию памяти отрицавшего существование иерархии таковых в Тибете и в целом считавшего тибетский буддизм “невежеством и колдовством” деятеля?

Можно возразить, что улица в столице России названа не в честь “реформатора всех религий” с целью слияния их в одну собственную, а художника Николая Рериха. Но, во-первых, как можно разделить эти понятия в одном человеке? Во-вторых, и официальные лидеры его последователей прямо указывают на подчинённую роль творчества Рериха к его религиозной доктрине.

— “Живая этика” — главный результат деятельности Рерихов, — писала в 1989 году в “Огоньке” Людмила Шапошникова, с этого года и бессменно до своей смерти генеральный директор общественного Музея имени Н. К.

Рериха, Международного центра Рерихов и доверенное лицо его наследников. — “Гуру-гури Дхар”, “Тень Учителя”, “Сожжение тьмы”, “Сокровища гор”, “Стража Гималаев”, “Агни-йога” (она перечисляет названия картин Николая Рериха. — Прим. Лайфа).

Те, кто был изображён на этих картинах, назывались Учителями, мудрецами и махатмами.

Иными словами, картины Рериха играли лишь иллюстративную роль к его религиозному учению. Которое, мягко говоря, вызывает вопросы в его отношении к традиционным религиям нашей страны, равно как и их зарубежным единоверцам, так что присвоение улице имени “синтезатора всех религий” может стать детонатором весьма громких скандалов.

Источник: https://life.ru/895859

Православие и буддизм. Бог как личность

Вторым камнем преткновения для Будды стало незнание учения о Боге как о Личности (начало тут).

 В этой связи стоит обратить внимание на то, как Будда высмеивает представления брахманов о молитве: «Вот человек, имеющий дело на другом берегу, пришел бы, желая переправиться на другой берег.

И, стоя на этом берегу, он стал бы взывать к другому берегу: «Иди сюда, другой берег, иди сюда, другой берег!» Как же ты думаешь об этом, Васеттха? Мог бы другой берег реки Ачиравати ради зова, ради молитвы, ради надежды, ради радости этого человека перейти на этот берег? – Конечно нет» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 29).

Отрицание Буддой молитвы проистекает из представления о Верховном Божестве как о чем-то безличностном. Святитель Николай Сербский говорил: «Будда не знал о молитве, потому что он не знал о Боге как об Отце Небесном»

Обратите внимание

Безусловно – берег бы не пришел и не ответил на молитву. Берег – бездушный и безличный предмет. А вот отец или мать, услышав с другого берега мольбы о помощи своего сына – неужто не ответили бы на них и не перешли оттуда к нему? Конечно, ответили бы, и перешли, и помогли.

Если на это способны люди, то отчего же на это не может быть способен Тот, Кто их сотворил? Вот как говорит Он Сам для верующих в Него: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.

49:15).

Представим человека-мастера, который с любовью трудился и смастерил сложный и красивый механизм, который затем каким-то необычным звуком покажет, что внутри него произошла поломка. Неужели мастер не подойдет к творению рук своих и не станет трудиться, чтобы исправить поломку? Так, поступит всякий, кто творил с любовью и кому нравится созданное им.

Но если даже грешный человек не оставит без внимания «молитву» бездушного механизма, то неужели совершенный Бог останется равнодушным к молитве Своего живого создания? Христиане знают, что Бог не только ответил, но и Сам пришел к Своему созданию, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11). Божественная природа отстояла от человеческой несоизмеримо дальше, чем один берег реки Ачиравати от другого, но, тем не менее, Бог пришел к человеку, исполнив моления всех праведников человечества об избавлении от истинного зла и его последствий. «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он… явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36, 38). Бог поступил так, потому что, в отличие от берега реки, Он есть Личность, Которая может слышать и откликаться, любить и сострадать.

Уместно здесь привести пересказ проповеди, которую священномученик Андроник (Никольский) произнес перед японскими буддистами: «Я главным образом говорил о душе и о Боге как личных и неуничтожимых началах, чтобы противопоставлять правильное понятие о них буддистскому пантеизму… По вопросу о Боге я толковал о Его Всемогуществе и о том, что Он есть действительная личность, всем управляет, к Которому все мы и должны придти в конце… Бог непременно должен быть личностью, отличной от какого-то безличного Его пребывания или разлития в мире».   

К сожалению, такой проповеди не слышал сам Будда. Учение о Боге как о личности было ему совершенно неведомо.

С этим связан и тот аргумент из разговора с Анандапиндикой, где от лица Будды утверждается, что Совершенное не создало нас, ибо то, что совершенно, не может быть причиной, так как через это оно претерпит изменение и перестанет быть совершенным.

Весь этот аргумент выведен из отношения к Божеству как к безличному абсолюту, и только в таком контексте аргумент может хоть как-то существовать. Знание о Боге как о Личности выбивает из под него всякую основу.

Если мы представим, что есть человек, который ничего не писал, а затем написал первую книгу, и она стала гениальной, завоевав признание во всем мире, то неужели, написав эту книгу, автор стал тем самым менее совершенным? Напротив, через акт создания книги и проявилась степень его гениальности и совершенства. Подобный образом и Бог, по Своей любви сотворив мир, всего лишь сделал явной для сотворенных ту возможность, которую изначально имел в Себе, не умалив и не увеличив, а проявив тем самым Свое изначальное всесовершенство.

Священномученик Александр (Миропольский) пишет: «Буддизм можно признать одной из высших естественных языческих религий в силу ее стремлений познать существо своего духа, при уничтожении плотских страстей…

Только это самосозерцание погубило Будду, ибо, рассматривая себя, он отвратил взор свой от Создателя и Бога, а затем лишился всякого представления о Нем. Отвергнув же Создателя, Будда своими собственными силами не мог прозреть в себе образа и подобия Бога Творца, первоисточника жизни, которую он призван не уничтожать, а проявлять и развивать.

Будда не имел руководителя на пути к источнику Божественной жизни, а потому заблудился во мраке самолюбивого, греховного человеческого естества».

О том, что тогда в Индии не существовало того, кто знал о Боге по личному опыту встречи с Ним, говорит и сам Будда. Критикуя учение брахманов о необходимости единения с Богом для спасения от страданий, он говорит: «Нет у брахманов кого-нибудь, вплоть до седьмого поколения наставников, который бы воочию видел Брахму.

И те мудрецы древности, которые… составили священные тексты…, не говорили так: «Мы знаем, мы видим, откуда Брахма и где Брахма, и куда направляется Брахма». Эти же…

Важно

брахманы, поистине, говорят так: «Мы проповедуем путь к соединению с тем, кого не знаем и не видим; этот путь прям, эта дорога направлена к избавлению и выводит следующего по ней к соединению с Брахмой»… Если так, то не оказываются ли слова брахманов необоснованными? Итак, эти брахманы… проповедуют путь к соединению с тем, чего не знают и не видят..

Читайте также:  Мощи святого пантелеймона целителя

. А такого быть не может… И слова этих брахманов, оказываются смешными, оказываются болтовней, оказываются тщетными, оказываются пустыми» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 14–15).

Может быть, так было у брахманов, но, слава Богу, не так у православных христиан.

Те, кто по вдохновению Бога записали священные тексты христианства, говорили: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни…

возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:1, 3). Они говорили не гадательно и не по предположению, а свидетельствовали о том, что видели сами.

Об этой истине они свидетельствовали не только словом, но и делами, не только жизнью, но и смертью своей. И не только свидетельствовали, но и указали путь, чтобы те, кто верит их свидетельству, могли на собственном опыте убедиться в истине.

И действительно, многие святые, следовавшие по стопам апостолов, еще при земной жизни сподобились личной встречи с Господом, и непосредственного познания Его. Преподобный Силуан Афонский писал: «Многие ученые и философы дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали.

Одно дело – верить, что есть Бог, а другое – знать Бога… Кто познал Бога Духом Святым, у того горит душа любовью к Богу день и ночь, и не может привязаться ни к чему земному». Итак, суть не в том, чтобы просто верить в существование Бога – ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак.

2:19), а в том, чтобы познать Его на опыте и вступить с Ним в личные отношения любви.

Неудивительно, что Будда и авторы «священных» буддистских книг не знали об Истинном Боге – им неоткуда было получить о Нем надежные сведения. Удивляет то, что современные европейские и американские буддисты, которые имеют все возможности эту истину узнать, просто повторяют вышеприведенные буддистские аргументы, хотя в контексте христианства они совершенно несерьезны и несостоятельны.

Совет

Постараемся теперь, опираясь на так называемые «четыре благородных истины» буддизма, обрисовать прочие отличия этой религии от Православного христианства.

Для Будды отправной точкой было признание страданий человеческой жизни. Причиной страданий он считал желания и привязанности. Например, человек, желающий иметь хороший дом, страдает оттого, что не имеет его, а если имеет, – страдает от страха потерять его.

Отчасти такое представление совпадает с христианским – действительно, привязанность к временным вещам делает человека несвободным и несчастным. Но христианин избавляется от привязанностей к временным вещам ради того, чтобы укрепить свою связь с вечным Богом.

Он избегает тех желаний, которые противны воле Божией и удаляют от Него, но взращивает в себе те желания, которые угодны Богу, и способны приблизить к Нему. И даже на свои страдания он смотрит как на то, что помогает его духовному росту, освобождению от власти греха и соединению с Богом.

А Будда, отрицая Бога, лишился точки отсчета для различения полезных и вредных желаний и смешал все воедино, объявив всякое желание и всякую вообще привязанность страданием, а само страдание – безусловным злом. Даже радость и удовольствие Будда рассматривал лишь как одну из сторон страдания.

Как справедливо заметил прп. Иустин (Попович), «буддизм всякое явление пропускает сквозь призму отчаяния».

Следующий из этого вывод – надо истребить в себе все привязанности и желания, тогда человек будто бы выйдет из сансары – мира страдания, – и достигнет нирваны, т. е. такого состояния, где страдания уже невозможны.

В отличие от христианства буддизм учит о необходимости оборвать привязанности не только к дурному, но и к доброму, подавить в себе не только ненависть, но и любовь. Поэтому тексты буддизма воспевают того, «кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому… того, в ком угасло желание существовать» (Дхаммапада, 26.

Обратите внимание

415, 418), и рекомендуют: «медитируй так, чтобы исчезла разница между любовью и ненавистью» (Бардо тодол, 1).

Чтобы отвратить человека от привязанности к созданному Богом миру, буддизм учит о том, что мира в действительности не существует – он иллюзия, порожденная нашим сознанием.

«Мир является лишь чем-то, самим умом воображаемым» (Ланкаватара-сутра, 1), «все, существующее в опыте, есть лишь проявление ложной деятельности сознания, и в действительности нет никакого мира объектов, распростертого перед нами» (Махаяна-шраддхотпада шастра, III).

Все вещи пустые, на самом деле их нет, нет ничего, кроме пустоты – так учит буддизм, желая оборвать у своих приверженцев привязанности к миру и к жизни в этом мире.

Но и этого еще недостаточно, потому что самая большая привязанность у человека – к себе самому. И вот, для того, чтобы задушить эту «привязанность», буддизм, вводя доктрину «анатмавады», убеждает последователей в том, что не существует и человека.

Согласно этой доктрине, «я» человека, личность – это тоже иллюзия.

Нет никакого «я», нет никакой бессмертной души, есть только разнообразные сочетания мельчайших частиц – «дхарм», которые на короткое время под действием «закона» кармы будто бы складываются в такую комбинацию, у которой возникает иллюзия личного существования.

Буддистские тексты уверяют: «не существует никакой самодостаточной сущности, какую можно было бы представить в виде некой самости-души» (Ланкаватара-сутра, 1), «”Я» нет, есть только группы, обусловленные помраченными деяниями» (Абхидхармакоша).

Начав с желания освободить человека от страданий, буддизм провозгласил такой принцип освобождения, который, будучи доведен до логического предела, открыл, что, собственно, и освобождать-то некого.

Буддизм вынужден провозглашать, что нет Бога, нет мира, нет человека, поскольку это учение приобретает смысл только если лишает смысла все остальное.

Если же предположить, что хотя бы что-то из перечисленного существует, то буддистское учение лишается смысла.

Христианство же, напротив, наделяет смыслом и человека и все, что его окружает, все, что известно ему по опыту. Как говорит святой Василий Великий: «В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного».

Важно

То же и у святого Николая Сербского: «Христианство все осмыслило и выразило в слове… Нельзя утверждать, что только нечто имеет смысл, а остальное бессмысленно.

Если смысл есть, то он должен быть во всем: в людях, в вещах, в событиях, в мыслях, в словах, в отношениях, в явлениях».

Существование Бога придает смысл и миру и человеку. Бог создал разумных существ для того, чтобы поделиться с ними Своей любовью и блаженством. Но разделить любовь можно только с тем, кто сам любит, а к любви нельзя принудить.

Поэтому Бог подарил людям свободу, чтобы они могли сделать выбор.

И смысл земной жизни человека – определиться, к чему склоняется его сердце, любит ли он Бога и ближнего больше, чем себя, или, подобно сатане, встает на разрушительный путь самолюбия, эгоизма.

Между Богом, Который говорит «Я» и человеком, который говорит «я», происходит драма личных отношений, которая разворачивается на пространстве его жизни, наполняя смыслом все жизненные условия и ситуации.

Каждая встреча или событие посылается Богом этому человеку с определенной целью. Господь посылает все, что необходимо человеку для спасения, но воспользуется ли этим сам человек – это уже его выбор.

Как говорит Христос: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

Священник Георгий Максимов

Источник: https://cont.ws/post/245381

Сравнение буддизма с христианством

Так как многие христиане интересуются буддизмом, может быть полезно сравнение основных положений обеих этих религий. Мы считаем христианами отдельных людей или группы, вдумчиво, искренне, с молитвой воспринимающих себя таковыми. Это определение используют социологи и службы переписи многих стран.

Оно включает в себя полный спектр христианских религиозных групп, куда входят пресвитериане, православные, католики, баптисты, члены Соединенной Церкви, свидетели Иеговы, мормоны и т.д.

Многие христиане имеют гораздо менее широкое определение термина “христианин” и, в частности, считают нужным исключить многие конфессиональные группы из этого списка.

Разные убеждения

Буддисты не разделяют большинства основных убеждений исторического христианства и многие из менее важных убеждений, принятых некоторыми сектами христиан.

Буддизм не учит следующему… Имели место быть золотая эра в Эдемском саду и последующее падение человечества. Первородный грех является общим для всех современных людей, он получен от Адама и Евы.

Во время Ноя во всем мире прошло наводнение, вызвавшее наибольшее уничтожение человечества в истории.

Совет

Человечеству необходим безгрешный Спаситель, выполняющий свою миссию через искупление. Бог-человек-спаситель, рожденный от Девы и убиенный, воскрес и вознесся на небо. Спасение достигается:

.

Большинство христиан верят в душу – сущность человека, которая живет без изменений после смерти целую вечность. Произойдет возвращение на землю Спасителя в какой-то момент в будущем.

Конец света случится в ближайшем будущем: с войной-Армагеддоном и уничтожением более двух миллиардов человек, которые будут направлены в разные места посмертного существования – в зависимости от их религиозных убеждений. Буддисты не имеют такой веры.

Христиане убеждены, что их религия будет существовать вечно. Большинство их считают, что христиане будут увеличивать свою численность до, практически, охвата всего мира этой верой. А буддисты полагают, что буддизм, в конце концов, исчезнет со сцены.

Эта вера совместима с их принципом, что все объекты, религии и т.д. непостоянны, не вечны.

Тем не менее, некоторые из них верят в Мироку (Майтрейю), “будущего Будду”; они ожидают, что в будущем другой человек достигнет состояния будды – состояния совершенного просветления – и воссоздаст религию, похожую на буддизм.

Некоторые общие убеждения

Жизнь продолжается в той или иной форме после смерти. Почти все религии учат, что личность человека продолжает существовать и после смерти. В самом деле, многие религиозные историки считают, что эта вера была главной причиной, изначально мотивировавшей людей для создания религий.

Тем не менее, христианство и буддизм представляют себе жизнь после смерти в разных формах. Буддизм учит, что люди оказались в ловушке повторяющихся циклов рождения, жизни, смерти и возрождения.

Каждое последующее возрождение может быть в лучшей, худшей, или аналогичной жизни, в зависимости от кармы человека – его грехов и заслуг, которые накопились во время настоящих и прошлых жизней. Цель рядового буддиста – вырваться из этого кругообращения и достичь нирваны.

Обратите внимание

Как только она достигается, ум переживает полное освобождение и непривязанность. Страдание заканчивается, потому что причины страдания – это желание и жажда обладания – не более того.

Христианство исторически учит, что каждый имеет только одну жизнь на Земле. После смерти убеждения и/или действия человека оцениваются для окончательного решения об его дальнейшем местонахождении. Вечная жизнь ожидает каждого.

Но, в зависимости от решения Высших сил, она будет проходить либо в раю, либо в аду. В раю, на небесах, нет страданий, есть только радость. Пытки же для жителей ада также являются вечными, без всякой надежды на их прекращение.

Близка этика этих двух религий: буддизм, христианство, да и все основные мировые религии, разделяют основное правило поведения – отношение к другим.

Вот две цитаты из буддийских текстов, которые отражают эти положения этики:

Эти фразы близки золотому правилу христианства:

Последнее Евангелие апокрифическое, оно широко использовалось в раннем христианстве, но не вошло в официальный канон, потому что имеет гностическое содержание. Тем не менее, оно остается ценным и сегодня, потому что там, как считается, сохранилось много уникальных высказываний Иисуса, которые не появляются в других Евангелиях.

Темы нравственности, справедливости, любви… Их можно найти как в учении Будды, так и в иудейской и христианской Библии.

Убеждения, которые разделяют некоторые буддийские традиции и христианство, касаются Бога. В своей первоначальной форме буддизм не учит о существовании трансцендентного, имманентного, или любого другого Бога, богов или богинь.

Тем не менее, многие буддисты, особенно в Японии, где буддизм часто объединен с религией синто, верят в пантеон сверхсуществ.

Важно

Что касается молитв, некоторые традиции в буддизме поддерживают веру в силу молитвы, а другие этого не делают.

Источник: http://nervana.name/buddism/buddism-i-hristianstvo.htm

Ссылка на основную публикацию