Патриархальная семья в современном православии

Семья, христианство, общество: православный взгляд / Статьи / Патриархия.ru

13 ноября 2013 г. 21:02

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Православные и католики вместе в защиту семьи».

Ваше Высокопреосвященство архиепископ Винченцо Палья! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в Риме для совместного размышления о том, как сохранить и передать будущим поколениям христианское понимание семьи и брака. Эта тема актуальна не только для православных и католиков, но и для христиан других конфессий, поскольку семья является важнейшей опорой гармоничного развития общества и первоосновой жизни любого народа.

Обратите внимание

В современном мире происходят процессы, в результате которых семья как социальный институт оказывается под угрозой распада и вырождения. Чтобы дать убедительный ответ на вызовы секулярного мировоззрения, мы, христиане, должны опираться, прежде всего, на Священное Писание и опыт Церкви.

В библейском понимании брак и семья представляют собой изначальную форму коллективного, «соборного» бытия, к которому человек призван Самим Творцом. Жизнь человека не ограничивается тесными рамками индивидуального существования: человек во всей полноте реализуется как личность не сам по себе, но в духовном общении с Богом и ближним.

Тема союза любви между мужчиной и женщиной является одной из важнейших тем библейского благовестия. В Книге Бытия Сам Господь дает предельно четкое определение семьи: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Эти слова служат основой для богословского учения о семье и браке.

В Священном Писании мы читаем о том, как в самые драматические моменты истории Господь предостерегал об опасности ослабления семейных и братских уз, вызванного сомнением, эгоизмом или ожесточением сердца.

Со времен Каина и Авеля, когда оскудевает любовь и распадаются родственные связи, вражда и грех неминуемо приводят к убийству, войнам и многочисленным бедствиям.

В Синайской пустыне, чтобы народ не погиб в своих беззакониях, Господь вручает пророку Моисею скрижали Завета с заповедями, часть которых касается фундаментальных принципов семейного бытия.

В своей памяти народ также сохранил положительные примеры из жизни патриархов: во имя родственных уз Авраам в решающий момент не стал расставаться с Лотом, Иаков примирился с Исавом, Иосиф простил своих братьев.

Здоровые семейные отношения соединяют людей узами верности, чести, искренности, взаимопомощи и взаимопонимания. Семья становится тем «гнездом» (Притч. 27:8), в котором человек в окружении братьев восходит от силы в силу и получает самые первые уроки того, как различать добро и зло.

Важно

Вот почему для описания мира и благополучия в языке Ветхого Завета нередко используется образ дома. А в новозаветной притче о блудном сыне отчий дом становится прообразом дома Божия.

Отметим также, что ветхозаветные пророки нередко прибегают к метафоре семьи для обозначения отдельного племени или всего народа как единого целого, обращаясь к «дому Израиля», «дому Иуды» и т.д. (Иер. 31:31).

Семья в библейском понимании состоит из мужчины, женщины и их детей. Она становится живой клеткой племени, народа и, в конце концов, той единой семьи, истинным Отцом которой является Бог, создавший в лице Адама и Евы все человечество. Земной отец рождает лишь по плоти, тогда как Отцом всех людей в наиболее полном и абсолютном значении слова является Сам Господь.

В Новом Завете с особой силой подчеркивается духовное измерение семейной жизни. В этом христианство существенно отличается от иных религиозных, философских и политических течений, ратующих за идеалы равенства и братства.

Церковь Христова не столько провозглашает эти идеалы, сколько являет как осязаемую реальность подлинное братство, возможное только в Боге Сыне, через Которого Бог Отец нас усыновляет Себе (Гал 4:5-7; Рим 8:14-17; Еф 1:5).

Протоиерей Иоанн Мейендорф так определяет сущность христианского брака: «Христианин призван — уже в этом мире — иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке.

Таким образом брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак — это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только друг с другом, но и во Христе».

Семья в христианском понимании — это союз мужчины и женщины, основанный не просто на взаимном влечении, страсти или общих интересах, а на стремлении жить вместе и быть «домашней церковью» (Кол 4:15). «Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос», — пишет св. Иоанн Златоуст. (На Книгу Бытия. Слово VII).

Совет

Для создания подлинно христианской семьи одних родственных связей мало, семья призвана стать «малой церковью», живой иконой вечной любви, в которой хранятся и передаются из поколения в поколение заповеди Божьи.

Недаром так часто в Евангелиях Царство Небесное сравнивается с браком, с брачным пиром, в котором исполняются чаяния ветхозаветных пророков о новом и вечном завете Бога со Своим народом.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию семьи.

Господство индивидуализма, потребительской и гедонистической психологии способствует увеличению числа разводов, падению рождаемости, нарастанию конфликтности во внутрисемейных отношениях и разрыву связей между поколениями.

Широко распространенной формой подмены семейных ценностей меркантильными интересами сторон стали так называемые «партнерские отношения». Все большее распространение получают различные формы внебрачного сожительства без взаимных обязательств, наносящие удар по нравственной целостности личности и извращающие само понятие семьи.

Крайним выражением кризиса являются попытки приравнять гомосексуальные союзы к браку и предоставить однополым парам право усыновлять и воспитывать детей. Закон превращает ребенка из субъекта права в объект права — в предмет, обладать которым теперь может каждый.

Это принципиально новый взгляд на ребенка не как на «плод любви», а как на доступный любой «паре» предмет удовлетворения потребностей.

Такой подход не может не вызывать серьезные опасения, наряду с опасением за развитие и душевное равновесие детей, усыновленных однополыми «родителями».

Обратите внимание

Любое законодательство основано на определенных нравственных посылках, на представлении о том, что является добром, а что злом, что нравственно, а что безнравственно.

Идеологизация человеческого сознания, навязывание людям новых нравственных установок непременно ведет к изменениям в законодательстве.

Но если изменения в законодательство вносятся вопреки воле большинства, в угоду конкретным меньшинствам, лоббирующим свои интересы при помощи административного ресурса, это чревато опасными социальными катаклизмами.

Лоббирование законодательных инициатив, уравнивающих традиционную семью с однополыми союзами, происходит сегодня при поддержке государственных властей ряда западных стран, вопреки воле людей, без серьезных и свободных дискуссий среди специалистов и без привлечения широкой общественности.

Так, в январе этого года министр образования Франции Венсан Пейон заявил, что в школе ученики должны избавиться от всех форм детерминизма — семейного, этнического, социального или интеллектуального. Согласно инструкциям возглавляемого им министерства, с нового учебного года во французских школах слова «мальчик» и «девочка» будут заменены на слова «друзья» и «дети»[1].

Следуя той же логике, Конституционный совет Франции 17 мая 2013 года узаконил однополые союзы, приравняв их к браку.

В отношении усыновления Конституционный совет подчеркнул, что закон признает такое право в принципе, однако это не означает, что все однополые пары гарантированно получат это право, так как каждый случай усыновления рассматривается индивидуально и решение всегда принимается, исходя из интересов ребенка[2].

После того, как президент Франсуа Олланд подписал соответствующий законопроект, во Франции прошли массовые манифестации, собравшие более миллиона участников. Таких протестных акций Франция не видела почти тридцать лет, с тех пор как 24 июня 1984 г.

Важно

в Париже вышло на улицу два миллиона человек, чтобы высказаться против закона о включении частных школ (в большинстве своем католических) в общую государственную образовательную систему. С конца 2012 года по май 2013 года в Париже прошло три многотысячных мирных демонстрации в поддержку семьи.

Правительство отреагировало на них так, как если бы имело дело с акциями насилия: полицейские использовали слезоточивый газ и физическую силу против этих мирных собраний людей. Были задержаны и арестованы тысячи демонстрантов[3].

Законодательство США относит семейное право к юрисдикции штатов, поэтому вопрос о легализации однополых союзов в США полностью зависит от правительств штатов.

Принятый в 1996 году федеральный Закон о защите брака определяет брак как союз мужчины и женщины и разрешает штатам не признавать однополые союзы, заключенные в других штатах или государствах.

26 июня 2013 года Верховный суд США вынес решение о неконституционности третьей части Закона о защите брака, что означает признание однополых союзов федеральным правительством США.

По состоянию на 21 октября 2013 года однополые союзы регистрируются в качестве браков в четырнадцати штатах из пятидесяти и в федеральном округе Колумбия.[4] Еще в шести штатах узаконены иные формы однополых союзов, права в которых разнятся в зависимости от штата. На данный момент однополыми сожителями воспитывается около 2 млн. детей, преимущественно от прежних гетеросексуальных браков.

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла летом 2013 года резолюцию по докладу «Преодоление дискриминации на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации» с призывом к политикам и другим публичным деятелям «установить отношения диалога и доверия с ЛГБТ-сообществами также посредством участия в гей-парадах», «воздержаться от гомофобских и трансфобских речей и публично осудить их».[5] ПАСЕ осудил единогласно одобренный Государственной Думой Российской Федерации законопроект «О пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», который вступил в силу 30 июня 2013 года после подписания его Президентом России. Этот закон, призванный защитить детей от пропаганды гомосексуализма, является необходимой мерой, направленной на поддержание баланса в обществе, поскольку на примере Европы мы видим, что существует реальная угроза диктата в области норм сексуального поведения и половой идентификации.

Часто говорят о том, что якобы нетрадиционная сексуальная ориентация детерминирована генетически. Тезис этот остается спорным, потому что научное сообщество не пришло к единому мнению относительно биологической или социальной детерминированности сексуальной ориентации.

Совет

Однако христианский подход отличает сексуальную ориентацию от конкретных форм сексуального поведения, противоречащих библейской этике.

Нравственные ценности лежат в иной плоскости, чем научные гипотезы: отношение к тому или иному образу жизни и поведения должно формироваться именно ценностями, которые разделяет человек, но не научным обоснованием данного предмета.

Например, есть мнение ученых, что так называемое диссоциальное расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью, имеет генетическую природу. Тем не менее, научное обоснование биологической детерминированности асоциального поведения отдельного человека не может служить руководством для признания обществом поведения такого индивидуума нравственно приемлемым.

С христианской точки зрения, человеческая природа является падшей, склонной к греху. Влечение человека к лицам своего пола рассматривается в христианской перспективе как недуг, требующий врачевания.

Церковь с пастырской ответственностью подходят к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, имея в своем распоряжении богатый арсенал средств для духовной помощи таким людям. Но она выступает решительно против того, чтобы греховное поведение было объявлено нормой.

В этом понимании едины православные и католики, основывающиеся на свидетельстве Священного Писания, которое не признает никаких иных форм брака, кроме союза любви между мужчиной и женщиной.

В последние годы в Европе происходит целенаправленный демонтаж ценностей, укорененных в христианской традиции.

Речь идет не только об изгнании христианских символов из общественного пространства, о запрете на христианские праздники, о стремлении загнать религию в гетто, объявить ее сугубо частным делом.

Обратите внимание

Речь идет о разрушении именно ценностной системы, на которой на протяжении веков строилась жизнь всего цивилизованного человечества. Одной из таких основополагающих ценностей, значение которой сегодня полностью переосмыслено, является семья.

Читайте также:  Псалом давида 24

Различные формы эксплуатации человеческой сексуальности ныне узаконены «цивилизацией потребления» и имеют влиятельное лобби в парламентских и правительственных структурах многих государств мира.

«Сексуальная свобода» ведет к порабощению человека животными инстинктами, и мы переживаем времена легализации тоталитаризма инстинкта. Порнография стала едва ли не самым прибыльным бизнесом.

По данным экспертов, как минимум два миллиона несовершеннолетних вовлечены в производство порнографической продукции.

На наших глазах такие основополагающие ценности человеческого бытия, как истина, свобода, братство, низводятся до уровня относительных понятий, в которые каждый может вкладывать какое угодно содержание.

На ярмарке тщеславия быстрее всего обесцениваются именно нравственные ценности.

И трагическая ирония состоит в том, что в результате всеобщей переоценки девальвируются не только установленные Богом ценности, но и сам человек.

Законодательство многих западных стран сегодня оказывает поддержку силам, которые разрушают традиционную семью, может быть, не в последнюю очередь потому, что духовное благополучие человека в лоне семьи ускользает из-под контроля внешних сил.

По той же причине вместо поддержания культуры и повышения качества образования предпочтение отдается развитию социальных сетей и индустрии развлечений. Глобализация направлена, прежде всего, на снижение культурного уровня человека и на то, чтобы в процессе социальных мутаций целые народы превращались в одноликую массу потребителей.

Стереотипы массовой культуры и моды клонируют такой тип сознания, в котором не остается места ни для идеалов семьи, ни для подлинных духовных ценностей.

Важно

На фоне беспрецедентного возрождения религиозной жизни, происходящего в ряде стран Восточной Европы, мы видим, как на Западе, при внешнем благополучии, общество стремительно дехристианизируется, церкви пустеют, священники стареют, а молодежь на их место не приходит. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7).

Само присутствие христиан в мире свидетельствует о том, что голос правды Божией сильнее безбожной пропаганды. И этот голос остается востребованным.

В современном обществе Церковь является единственным социальным институтом, который не подвержен кризису, не теряет доверия людей, потому что созидает свое бытие на основе братской любви и бескорыстного служения людям.

Христиане, которые вопреки всем соблазнам современного мира остаются убежденными верующими, знают, ради чего живут. Это огромная привилегия. И каждый христианин, исполняющий евангельскую заповедь любви, свидетельствует о Боге самим образом своей жизни, качествами своей личности, устоями своего быта.

Многие молодые люди задумываются о месте брака в собственной жизни и хотят создать полноценную семью. Они нуждаются в противоядии от пропаганды разврата, в твердом и последовательном руководстве к здоровой семейной жизни. И они ищут примеры для подражания. Если они не найдут их в Церкви, в христианских семьях, они не найдут их больше нигде.

В этой ситуации наша ответственность очень велика. Необходимо вдохновлять молодежь, ориентировать ее на следование библейским идеалам брака и семьи.

Надо это делать всеми доступными средствами — через проповедь в храмах, через выступления в средствах массовой информации, через произведения искусства, через школьные программы и систему образования в целом.

Для всех нас, православных и католиков, настало время единым фронтом встать на защиту семьи и общими усилиями противостоять тлетворным веяниям нравственного релятивизма в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6:7).

[1] «Представитель РПЦ: легализация нетрадиционных семей — модная утопия», РИА Новости http://ria.ru/interview/20130705/947796599.html

[2] «Закон об однополых браках во Франции вступил в силу». Русская служба BBC. http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/05/130517_france_gay_marriages.shtml

[3] «В РПЦ одобрили решение ПАСЕ расследовать разгон мирной демонстрации против однополых браков в Париже» http://www.newsru.com/religy/02jul2013/pase.html

[4] Defining Marriage: Defense of Marriage Acts and Same-Sex Marriage Laws. National Conference of State Legislatures. http://www.ncsl.org/research/human-services/same-sex-marriage-overview.aspx

[5] http://www.patriarchia.ru/db/text/3078791.html

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3365819.html

Патриархальная / традиционная русская семья до реформ Петра I

«До Петра русская семья жила замкнуто, обособленно от всего остального мира.

Каждая семья жила своими семейными интересами, стараясь, чтобы посторонний глаз не проникал в семейную жизнь.

Семья была своего рода монастырём или крепостью, обнесенной стеною, и за эту стену не принадлежащий к семье допускался с осторожностью. То был чужак, которого следовало опасаться.

Связи семьёй с обществом не было, семьи не знали ещё никаких общественных идеалов, и все старые домострой, предлагая известный порядок жизни, имели в виду личные интересы владыки – дома или, самое большее, всей семьи. Дальше семьи дело не шло, до общественных интересов авторы домостроев не возвышались.

Домострой внушает верную службу царю, но о связи семьи с обществом, родной землей нигде не говорят.

С Петра государство внедряется в семейную жизнь и начинает на неё давить, изменять её строй сообразно государственным интересам.

Совет

Появляется законодательство о семье и о семейных отношениях: в 1702 году установлен обряд обручения, долженствовавший предшествовать венчанию на шесть недель, чтобы готовящиеся вступить в брак имели возможность ближе узнать друг друга и в случае возникших нерасположения и несогласий вовремя разойтись; сделано было распоряжение о запрещении вступать в брак не прошедшим курса цифирных школ; дети насильно отбирались у родителей в школы и на службу, так что родители потеряли прежнюю власть над детьми; издано было несколько частных распоряжений о браках раскольников, разрушавших законную семью у значительной части населения; издано было целое законоположение о домашних наставниках и наставницах.

Таким образом, государство старалось привлечь к своей службе и семью.

Заставляя семьи учить детей дома и на смотрах детей, экзаменуя их в успешности домашних занятий, у нерадивых родителей отбирая детей и помещая для обучения в казенные школы, государство все ещё оставалось недовольно семьями, они служили ему, по его мнению,
недостаточно усердно.

Государство признавало семью слишком неудовлетворительным органом воспитания, не достигающим серьёзных педагогических целей.

Общество и семья были заражены суевериями, ленью, невежеством, безнравственностью; такое общество, такие семьи неизбежно портили детей, заражали их своими пороками.

Воспитать из такого заражённого дитяти идеального гражданина или просто хорошего было невозможно, дурные нравы людей, окружавших дитя в первые годы его жизни, передавались ему и оставались при нём на всю жизнь.

«Добрые или худые нравы каждаго человека во всю его жизнь зависят от перваго его добраго или худого воспитания», – утверждал Бецкой, а до него – прежние педагоги.

Отсюда сама собою напрашивалась мысль об отделении малолетних от взрослых, о воспитании детей особо вне влияния семьи и общества, и о создании таким образом нового поколения людей, мужественных, честных, добродетельных, – словом таких, недостаток которых был ощутим. С этой идеей выступил Бецкой и к ней склонил Екатерину».

Каптерев П.Ф., История русской педагогики, СПб, «Алетейя», 2004 г., с. 183-184.

Источник: https://vikent.ru/enc/7595/

Почему умирает патриархальная семья?

В начале XX века возник новый тип семьи — детоцентристский: здесь, в отличие от семьи патриархальной, вопрос собственности во главу угла не ставился. Теперь женились по любви.

Молодые не заботились о приумножении имущества, зато с невероятным энтузиазмом принялись за воспитание детей и установление эмоционального контакта с ними, о чем раньше почти никто не задумывался. Ощущение общего дела и психологическая близость делали супругов равными друг другу.

А благодаря успехам эмансипации равенство полов в браке было закреплено и законодательно. Семейное хозяйство стало общим.

Обратите внимание

И как-то само собой получилось, что и церковное венчание, и процедура светской регистрации брачного союза удивительным образом подошли именно детоцентристским бракам. Никаких натяжек и противоречий, ведь оба ритуала делали акцент на духовной стороне семейного союза.

В детоцентристской семье главное — это дети.

Причина появления детоцентристской семьи

Причина появления детоцентристской семьи не только в кризисе старого типа семейного уклада, но и в новых социальных процессах в обществе. В начале XX века шло массовое переселение крестьян в города.

У бывших сельских жителей (равно как и у бедных горожан) было два пути: либо идти на завод и становиться пролетариями, либо получать образование и выбиваться в разночинцы (интелли­генты). И те и другие были малоимущими, зато их духовная жизнь была намного богаче, чем у патриархальных отцов.

Причем в не меньшей степени это касается и рабочих. Философские идеи (например, марксизм) уже не были собственностью узкого круга интеллек­туалов, а вполне свободно гуляли в массах (в первую очередь — в среде рабочих), заставляя простых людей задумываться над вечными вопросами, а не просто жить по традиции.

Бедность и духов­ность — вот основа но­вой семьи. Поэтому молодым можно было жить ради единственной цели — ради своих детей, дабы передать им свой духовный опыт и «вывести в люди».

Мучительное равенство

Однако позднее выяснилось, что и у детоцентристской семьи есть слабые стороны. Так, в 1960-х годах стало очевидно, что зацикливаться на воспитании детей — дело неблагодарное. Ценностные ориентации стали очень изменчивыми, и дети все хуже понимали отцов.

Активная акселерация молодежи оборачивалась конфликтом поколений, который протекал тем острее, чем сильнее была родительская опека. Кроме того, свободный союз мужчины и женщины не учитывал различий в половой психологии.

Жена теперь получила право выражать свое независимое мнение, нередко противоположное мнению мужа, что служило верным поводом скандала. Свобода в выборе супруга привела к эскалации завышенных требований, увеличению числа разводов.

В то же время общая собственность поставила жену и мужа в «крепостную зависимость» друг от друга: иногда проще убить супруга, чем поделить совместно нажитое имущество. Но, несмотря на все это, детоцентристсая семья пока остается самой распространенной,хотя 75% таких семей однажды разваливаются.

На полпути к счастью

В попытках отыскать золотую середину между семьей и свободой люди в тех же 1960-х годах стали избегать официальной регистрации своих отношений. В моду вошли так называемые гражданские браки.

Здесь у супругов гораздо меньше взаимных обязательств, правоотношения не оформлены, конфликтов из-за имущества почти не случается: в случае развода каждый остается при своем. Как правило, в таких семьях не заводят детей, следовательно, и конфликтовать из-за них супругам не приходится.

Важно

Однако социологи еще не решили, можно ли считать свободное сожительство самостоятельной формой брака. Ведь, как оказалось, сами сожители рассматривают свои отношения лишь как подготовку к вступлению в «законный брак».

По статистике, 80% гражданских союзов впоследствии (особенно с появлением детей) трансформируются в официальные браки. Создаются новые детоцентристские семьи — три четверти которых, как уже было сказано, потом распадаются.

История появления гражданского брака

Гражданский брак появился в 1580 году в Нидерландах. Это был период Реформации, и на территории Голландии творилась полная конфессиональная неразбериха. Однако по старым законам совершать бракосочетание могли только католические священники.

Чтобы разрешить эту ситуацию, было решено передать церковную функцию чиновникам. То есть гражданский брак — это брак нецерковный. Теперь же, когда церковное венчание необязательно, гражданским браком неправильно называют брак незарегистрированный.

Проблема переплетения поколений кроется в различиях культурного воспитания и ценностей.

Проблема переплетения поколений

В современном семейном быту россиян переплетены ценности разных укладов. Этим мы обязаны советскому прошлому, когда из-за «квартирного вопроса» большие семьи, приехавшие из деревни в город, оставались жить под одной крышей. Соответственно, старшие сохраняли свое командное положение в семье.

До сих пор 80% россиян называют самым авторитетным членом своей семьи бабушку. С другой стороны, советский брак был абсолютно «духовен»: при общей усредненной бедности населения ни о какой существенной материальной выгоде брака в большинстве случаев думать не приходилось.

Читайте также:  Житие и история святой равноапостольной марии магдалины

Кроме того, советская система отводила особую роль духовным ценностям семьи как «основной ячейки» социалистического общества. Какие-никакие это были все же идеалы, и многие ими вдохновлялись.

И когда начался распад привычного уклада, все «перегибы» были гиперкомпенсированы: материальный аспект брака сразу же вышел на первое место.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Источник: http://alfaed.ru/pochemu-umiraet-patriarkhalnaya-semya.html/

Патриархат как основа современной семьи

Сегодня слово «патриархат» звучит для женщин словно ругательство, ассоциирующееся с семьей, где жена не имеет права голоса, а муж является центром вселенной.

Но это предвзятое мнение, поскольку изначальная суть патриархата заключается в том, чтобы мужчина, вступивший в брак, взял на себя полную моральную и финансовую ответственность за свою любимую и будущих детей, а женщина в этом тандеме выполняла роль «берегини» – хранительницы семейного очага и традиций.

  • Достоинства и недостатки патриархата

Конечно, в патриархате есть множество достоинств, и самое главное из них – полноценная дружная семья, члены которой вместе стремятся к материальному и духовному благополучию.

Еще один плюс – четкое разграничение домашних обязанностей, при котором муж традиционно ответственен за финансовое обеспечение домочадцев и принятие всех ключевых решений, а удел женщины – решать бытовые вопросы и воспитывать детей.

Но речь идет не только про чистую квартиру, наличие трехразового меню и деток, приносящих хорошие оценки. Задача жены – создать в своем доме такую моральную атмосферу, которая будет комфортной для всех домочадцев, особенно для мужа.

Совет

Тогда он будет воспринимать домашний очаг как надежную и одновременно уютную «крепость», где можно передохнуть и быть самим собой. Если такие правила устраивают обоих супругов, проблем и конфликтов в семье не будет, поскольку каждый отвечает за «свой участок» и не вмешивается в дела другого.

Еще одна особенность патриархата – строгость в воспитании детей. Малышей приучают к труду и уважению к старшим, родители обязательно контролируют круг друзей и учебный процесс, решают вопросы относительно будущего своих детей.

И хоть младшее поколение не всегда воспринимают такие методы воспитания с пониманием, зато их психика формируется правильно и, повзрослев, они превращаются в законопослушных членов общества, ответственно относящихся к семейным ценностям и своим родителям.

  • Патриархат и его влияние на женщину

Но красивая для окружающих картинка в виде прекрасного дома и идеального мужа-семьянина, может пагубно влиять на женщину, заставляя ежедневно ощущать свою финансовую и моральную зависимость от мужа и страдать от невозможности вмешаться в решение тех или иных проблем и вопросов, касающихся ее же семьи. Конечно, этот психологический гнет не испытывают женщины, выросшие в патриархальных семьях и с детства привыкшие к подобному положению вещей, а как же примириться с действительностью девушкам, воспитанным либеральными родителями?

Пытаться перевоспитать мужа или менять свои морально-этические устои, «вариться» в ежедневной рутине или подавать на развод? Психологи считают, что для начала нужно попытаться найти пути для самореализации в собственной семье, пробуя себя в различном творчестве или занимаясь благотворительностью.

Такая позиция поможет женщине периодически отвлекаться от быта и чувствовать себя равной своему партнеру по интеллектуальному развитию и личной социальной значимости.

Главное условие – нельзя воспринимать себя прислугой, обслуживающей всю семью, ведь с тем же успехом слугой можно называть и мужа, который отказывает себе во многом ради общего блага семьи.

В общем, сегодня патриархат стал более современным, и его нельзя воспринимать как семейный уклад, где женщина унижена и находится в полной зависимости от своего мужа.

Ну, исторически сложилось так, что именно мужчина должен реализоваться как добытчик, а женская задача – стать ему верной помощницей и соратницей.

Мудрые женщины это понимают и принимают, поэтому в их семьях царят настоящая гармония, взаимопонимание и любовь.

Источник: https://www.lady.regnews.info/patriarxat-kak-osnova-sovremennoj-semi

Патриархальная семья перестала быть НУЖНОЙ

Основатель и Лидер МД движения Дмитрий Селезнев перестал верить в возможность и необходимость патриархальной семьи в современных экономических условиях и кается , что” морочил головы камрадам” .

————————–
Все, сознаюсь. Тяжело это делать, но надо. Надо каяться перед комрадами за всю ту ахинею, что нес последние годы.

Я перестал верить в традиционную семью как в необходимое условие стабильного социума.

Несколько лет я продолжал талдычить про то, что “надо”, что “других вариантов нет”, что “семью разрушают феминистки/коммунисты/законы/левые”, что “обязательно нужно возродить, восстановить”.

А все оказалось ОЧЕНЬ ПРОСТО. Суть вопроса лежит на поверхности. От этой мысли очень тягостно, – что тупил столько лет.

Суть ответа заключается в том, что традиционная семья просто перестала БЫТЬ НУЖНОЙ. Как отдельным людям, так и социуму. Патриархальная семья – это не высшая идея сама в себе, а ФУНКЦИЯ: она обеспечивала выживание и развитие общества – и вот КЛЮЧЕВОЙ момент – в определенных экономических условиях.

Обратите внимание

Часто можно услышать со стороны разного рода “психологов”, “социологов” о том, что браки распадаются из “эгоизма” супругов. Мол, думают только о себе, но не хотят думать и заботиться о супруге. Это полная чушь.

Никакого особенного, нового эгоизма не появилось. Патриархальный брак и был “эгоистичным” в том хорошем смысле, что он был ВЫГОДЕН обоим супругам и каждому из них в отдельности.

И не просто выгоден – по-другому большинству людей было просто не выжить.

Жена держала дом, заботилась о муже, рожала ЕМУ детей. Муж кормил всю семью, защищал периметр общего хозяйства и представлял интересы возглавляемой им семьи в социуме.

Патриархальная семья не только обеспечивала выживаемость рода, общины, общества, но была определенно выгодна всем ее членам.
Это была устойчивая форма микросоциума В ОПРЕДЕЛЕННЫХ условиях.

Дети – это инвестиции обоих родителей в старость. Старики – дедушки и бабушки имели поддержку членов семьи среднего возраста в обмен на передачу навыков, мудрости, житейского опыта и помощь в заботе о внуках.

Чем более сыто живет общество, чем безопасней и проще жизнь его членов, тем меньше патриархат нужен как обществу, так и каждому человеку в отдельности.

Индивидуализация личной жизни – прямое следствие качественного улучшения бытовых условий горожан.

Оправдалка: почему многие из нас ошибались и так свято верили в патриархат, так отчаянно цеплялись за эту “светлую мечту”? Все очень просто: при “традиции” мы жили сотни лет, практически все то время, что у нас ассоциируется со словами “Цивилизация”, “Человечество”. Действительно, обозримая история Человечества – история именно патриархата. О до-патриархальной эпохе мы, вообще говоря, мало что знаем. Отсюда – иллюзия, что патриархат был всегда.

Так, мы привыкли воспринимать традиционную семью как непреложный элемента общества. И вот в этом ошибка.

Важно

Вспомните, когда стали явно заметны трещины в патриархальном укладе? С наступлением времени машин, с развитием производительных сил. С началом капитализма. ДО этого сотни лет производственные силы практически не менялись.

По пальцам можно пересчитать принципиальные цивилизационные изобретения Человечества последней тысячи лет, до эпохи машин. Плуг он и был плуг, как ткали дома, так и ткали. Как ездили на лошади, так и ездили тысячу лет. И так продолжалось столетиями.

Печатный станок Гутенберга, если только упомянуть.

А вот уже с изобретением паровой машины, с тех пор, как ткацкий станок сделался промышленным орудием, патриархат и стал давать сбои.

Чем более сыто живет общество, чем безопасней и проще жизнь его членов, тем меньше патриархат нужен как обществу, так и каждому человеку в отдельности.

Индивидуализация личной жизни – прямое следствие качественного улучшения бытовых условий горожан. А ведь именно горожане – основная движущая сила современных развитых обществ, а вовсе не семейное крестьянское хозяйство, с лошадью за плугом и лучиной в избе.

Очень важно понять:

Люди прожили первую сотню лет без краеугольной задачи буквального удовлетворения голода, каждодневной добычи хлеба насущного (в прямом, а не фигуральном смысле!), избавленные от страха буквальной голодной смерти. Разумеется, с некоторыми оговорками на войны, стихийные бедствия и политические катаклизмы.

Но суть этих изменений сложно переоценить, хотя в наше время уже не каждый способен до конца осознать это принципиальное отличие уровня сегодняшней жизни от жизни прошлой, патриархальной. К хорошему быстро привыкаем.

Фарш нельзя прокрутить назад. Людей нельзя взять и заставить жить старым патриархальным укладом. Их не заставишь выкинуть из домов стиральные машины, блендеры, микроволновки, отказаться от горячей воды и газа. Лишь немногие готовы сейчас вернуться к крестьянскому хозяйству.

Совет

Не заставишь женщину в угоду традиционализму рожать 7-10 детей и забыть про контрацепцию.

Мужчин не пересадишь с японских автомобилей с автоматической коробкой на конные повозки, хотя ведь именно конная повозка или езда верхом были традиционными и 150, и 300, и 500, и 1000 лет назад.

Вывод:

Патриархальный уклад создала вовсе не церковь, а экономическая и организационная необходимость. Сначала была необходимость, а уж потом церкви изобрели “нравственный фундамент”, которым вполне справедливо и обоснованно снабжали опекаемые социумы на протяжении сотен лет.

Причина распада семьи заключается не в какой-то там “утрате нравственных начал” , “отходе от традиций” или “происках феминисток”, а в резких экономических изменениях последних 150-200 лет.

———————-—

Источник: https://holy-matriarchy.livejournal.com/241386.html

Кто в доме хозяин: патриархальный и его отличительные характеристики

В современном обществе патриархальный брак становится «атавизмом». Обусловлено это особенностями подобной формы семейных отношений. Узнаем подробнее, что собой представляет такая форма брака.

Что такое патриархальный брак?

Термин «патриархальный брак» наделен особой смысловой нагрузкой.

Основной составляющей является «патриархат» или «власть отца». Это означает:

  • доминирующее превосходство мужчины в семье;
  • его главенствующая роль в рамках «ячейки общества»;
  • высокий авторитет.

Бесспорно, мужчина в семье является главой, в семейных отношениях он играет ведущую роль, вокруг которой строится семейная жизнь. Такой «царь» обладает беспрекословной властью и может принимать решения, не обсуждая их с кем-либо.

В тот же момент именно на мужчине лежит ответственность в большей степени за:

  • благополучие детей и супруги;
  • обеспечение семьи материальными благами;
  • разумное ведение хозяйства;
  • накопление финансовых средств;
  • пожилое поколение.

Веками патриархальные семьи составляли прочную основу общества. В них сохранялись традиции, которых придерживались новые поколения. Семейные отношения в наше время все менее похожи на данную форму семейного уклада.

История

Большинство ученых уверяют, что все существовавшие ранее цивилизации были только патриархальными. Есть и те, которые утверждают, что во времена неолита и палеолита (5-7 тыс. лет до нашей эры) общество являлось гендерно равноправным.

Некоторые считают, что патриархату предшествовал матриархат, то есть главенствующая роль отдавалась женщине.

Но с этим утверждением согласны не все ученые, поскольку считают, что доминирование мужчины – это природный феномен, который и должен определять суть отношений во все времена и во всех нациях. Философ и социолог Гидденс считал, что различия в доминировании безусловно были, но никогда не было того, чтобы женщине принадлежала полностью власть.

Объясняется это тем, что главным предназначением женщины считается рождение детей, уход за ними. Женщины становятся зависимыми материально и физически от мужчин.

Основные характеристики

Для классического патриархального брака присуще:

  • патрилинейность. Наследование осуществляется только по мужской линии. Речь идет как о материальных ценностях, так и о социальном положении;
  • моногамия. В патриархальном браке у мужа одна жена, у жены – один муж. Однако есть исключения, в мусульманских странах многоженство считается законным, но при патриархате ни в одной культуре нельзя встретить многомужество;
  • многопоколенные семьи. Этот признак считается основным, вместе могут проживать до трех поколений, но главенствующая роль принадлежит старшему мужчине.
Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "одигитрия-смоленская"

В патриархальной семье мужчина является:

  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • главным распорядителем денежных средств;
  • хозяином.

Родительская власть отца не подлежит обсуждению. Мужчины наделены всеми правами, чего нельзя сказать о женщине. Женщине в семье отводится роль воспитательницы детей, она создает уют и комфорт, живет во взаимопонимании с мужем, сохраняя прочность семейного союза.

Плюсы и минусы

В патриархальных семьях жена полностью посвящает себя дому, детям и мужу. Решать совместно с супругом семейные вопросы у нее нет права. Мужчина один принимает все решения, не интересуясь мнением супруги.

В семьях с таким укладом женщины не могут даже и думать о работе или карьере, а это в наше время очень важно, ведь таким способом женщина показывает свои личностные качества, общается с интересными для нее людьми и занимается любимым делом.

Обратите внимание

Занимаясь домашним бытом и детьми, женщина не может получить должного образования. Она не имеет возможность расширять свои знания и жить полноценной жизнью. Финансово женщина полностью зависима от мужа, у нее не может быть личных денег и все совершаемые покупки она обязана обсуждать с мужем.

Если ответственность в семье лежит на муже, то жена и дети должны быть спокойны за свое финансовое благополучие, женщине не приходится думать о том, чем накормить мужа и детей. Дети, которые растут в патриархальных семьях, видя как глава семьи заботится о них, берут пример ответственности за своих близких.

Настоящие мужчины вырастают именно в патриархальных брачных союзах.

Патриархальный брак в астрологии

Согласно структурному гороскопу, есть пять типов брака: патриархальный, духовный, романтический, векторный и равный. Порой, именно патриархальный брак называют «детским браком», поскольку основным его предназначением считается рождение детей и их воспитание. Есть и другая цель – обретение свободы.

Вычислить патриархальный брак несложно, супруги или рождены в один год, или же разница в возрасте кратна 4, 8, 12 и т.д.

Существуют идеологические тройки знаков, определяющих патриархальный брак:

  • Лошадь, Тигр, Собака;
  • Петух, Змея, Бык;
  • Кабан, Кот, Коза;
  • Крыса, Обезьяна, Дракон.

Патриархальным будет считаться брак, пребывающий внутри одной из перечисленных троек.

Для патриархального типа брака характерны заповеди:

  • обоюдное желание продлить род считается идеальной ситуацией для заключения союза. Дети – цель и смысл подобного брака. В патриархальном союзе дети являются всем. Очень важно сохранить атмосферу детскости даже при отсутствии детей. Необходимо быть простодушными, наивными и чистыми как дети, в то же время это не означает, что нужно быть бестолковым;
  • хозяйственность. Большие доходы и наличие обслуги не избавляют от желания и возможности творить своими руками. Именно это и ценится высоко в таком союзе;
  • постоянные хлопоты по хозяйству отбирают слишком много времени, что не дает возможности для интеллектуального общения. Даже если такая возможность появилась, ею стоит пренебречь. Такой брак не приемлет обсуждений мировой политики, не стоит говорить о политических взглядах и не обсуждать взгляды своего мужа;
  • разделение территории семьи на мужскую и женскую. На практике это выглядит так: женщина занимается бытом, готовит, стирает, а мужу достается огород, сад, машина и добыча денег;
  • в споре может родиться истина. Возможно, так это и происходит, но только не в патриархальном браке. Споры и ссоры в этом браке немыслимы;
  • не проявлять любви. Свои чувства нужно держать при себе. Заменить любовь можно нежностью, дружбой, благодарностью за предоставленные блага;
  • не стоит ничего менять, касается это не только перестановки мебели, но и распорядка и обязанностей в доме;
  • не нужно укреплять и совершенствовать отношения. Чем меньше уделять внимание качеству отношений, тем лучше. Пусть будет так, как должно быть.

Патриархат в семье воспринимать как унижение женщины и власть мужчины не стоит. Мужчина обязан обеспечивать семью, а женщина должна ему помогать. Мудрая женщина такое свойство в мужчине всегда поддержит, а сама будет надежным тылом, в этом случае в семье воцарится гармония.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва , Санкт-Петербург или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/patriarhalnyiy.html

Насколько в XXI веке актуально понятие патриархальной семьи?

мнения красноярцев

10 июля 2009 года

Понятие патриархальной семьи по-прежнему актуально. После перестройки народ разрешил себе исследовать разные зоны полученной внутренней и внешней свободы, свободы от правил, догм, от самого себя.

Часть людей этой свободой уже насытилась, начала отделять зерна от плевел, и на сегодняшний день многие молодые люди, к счастью, стремятся создавать семьи или вступать не в манипулятивные, а в доверительные отношения, в которых партнеры внутренне свободны, но сохраняют верность друг другу.

И в связи с этим повышается роль того, на ком эта семья должна держаться, то есть роль мужчины, что вдохновляло и вдохновляет патриархальную семью.

Когда мужчина, крепко стоящий на ногах, берет на себя ответственность за содержание и обеспечение семьи, женщине уже не нужно делить с мужчиной функции защитника, добытчика и обладать теми мужскими качествами, которыми современные женщины очень дорожат.

При этом в среднем слое населения много скептически настроенных к понятию патриархальной семьи.

Здесь эмансипированная женщина в возрасте от 28 до 42 лет, активно строящая карьеру и одновременно являющая собой образ светской дамы, является образцом для подражания.

Сейчас около 70% женщин хоть и испытывают потребность жить по канонам патриархальной семьи, но к этому не готовы, а мужчины, к сожалению, инфантильны.

Некоторым женщинам нужна профессиональная помощь психолога, так как они разочарованы не только в мужчинах, но и в самих себе, не отождествляют себя с биологическими объектами — то есть женщинами, они уже «бизнес-вумэн». Для них главное не продолжение рода, что подразумевает удержание возле себя серьезного волевого мужчины, признание его сильных сторон и понимание, что мужчина силен только потому, что она слаба, а нечто другое.

Важно

Не думаю, что эта ситуация в ближайшее время изменится. На протяжении 70 лет правления советской власти всех пытались уравнять, в том числе и мужчину с женщиной, и добились в этом больших успехов. Нужно, чтобы сменилось минимум 4-5 поколений, чтобы образ патриархальной семьи вернул авторитет в обществе.

На сегодняшний день, по моему мнению, образу и идеалам патриархальной семьи привержены не более 50% населения. Для возвращения этого понятия в массы нужно, чтобы менталитет скорректировался, а пока этого не произойдет, патриархальная семья будет существовать только в декоративном виде, а не повсеместно.

Николай РычковКрасноярское отделение профессиональной психотерапевтической лиги

Психотерапевт, президент красноярского отделения ППЛ

Патриархальной семья — это, насколько я понимаю, когда жена сидит дома, а муж зарабатывает. Думаю, за последние несколько лет грань, отделяющая патриар­хальную семью от непатриархальной, сильно стерлась. Сейчас зачастую мужчины берут на себя выполнение женских обязанностей — готовку еды, уборку, уход за детьми. Я к этому отношусь достаточно легко.

Мир развивается. Устои, которые раньше мы считали незыблемыми, меняются. Все зависит от того, насколько человек готов эти изменения принимать. Образ семьи трансформируется.

Если у супруги есть больше возможностей зарабатывания денег и на это уходит больше времени, чем у мужа, то часть обязанностей она должна переложить на других членов семьи.

Если отношения в семье теплые, откровенные, и мужчина готов взять на себя часть каких-то женских обязанностей, и это обоюдное желание всех членов семьи, то почему нет? Если в семье нет взаимопонимания, возникают конфликты, то, как правило, эта несчастная семья распадается.

Я считаю, что самое главное в семейных взаимоотношениях не их патриархальность, а терпение и терпимость, и какие бы ни были вопросы, их можно решить путем переговоров, главное не загонять себя в угол, думая, что это проблема не решаемая, и вторая половина ее никогда не поймет. Все решается, главное, чтобы было взаимопонимание.

Елена ПензинаКрасноярский городской Совет

Депутат

Несмотря на изменения в мире, актуальность патриар­хальной семьи ни в коем случае не теряется. Только в полноценной семье с мамой и папой может вырасти полноценный здоровый ребенок с нормальной психикой. Который в последствии станет полноценным членом общества и создаст полноценную семью, родит и вырастит одного, двух или трех детей.

Совет

У меня есть жена, она не работает, а занимается воспитанием наших двоих детей и главный добытчик в семье я. То есть, получается, что моя семья соответствует понятию и образу патриархальной семьи.

Мужчина — добытчик, и, по моему мнению, он должен ходить на работу, обеспечивать всю семью.

Мой круг общения — красноярские бизнесмены, директора, учредители предприятий, у них у всех нормальные полноценные семьи: мужчины выстраивают карьеру, бизнес, а жены воспитывают детей, у некоторых даже по три ребенка.

Я считаю, что человек, у которого хорошая семья, более успешен, ему есть ради кого и ради чего работать и расти в карьере.

Сейчас в обществе зачастую на первом месте карьера. Я, с одной стороны, знаю, что нельзя никого осуждать, говорить, что правильно так, а так неправильно. Человек сам выбирает для себя, как ему жить. Но с другой стороны, существуют общечеловеческие ценности, которые обязательно должны присутствовать в жизни человека. Работа и денежки — это замечательно, но семья должна быть обязательно.

Роман БроверманКомпания «Орион Телеком»

Генеральный директор

Муж-добытчик, жена и дети-поедатели пищи — это реалии старой советской системы. В современном обществе, которое переживает технический прогресс, эти принципы потихоньку изживают себя.

Сейчас много семей, где супруги равны. И мне бы хотелось, чтобы в моей семье тоже было так. Чтобы я занимался своим любимым делом и при этом не мешал заниматься любимым делом своей супруге. Чтобы мы вместе развивались, занимались, чем хотели, друг от друга не зависели и сохраняли определенную меру свободы.

Мне бы было интересно узнавать, как работается моей дорогой супруге, как она реализует себя в карьере, ведь это очень важные вещи. Я человек творческий, у меня много желаний, нереализованных идей, мне хочется, чтобы и супруга была такой же.

Обратите внимание

У меня друзья и знакомые выстраивают такие отношения. Буквально недавно был на свадьбе у своих друзей, оба выходцы из КВНа, сейчас работают в одной структуре, занимаются одним делом, они пишут сценарии, ведут и организовывают мероприятия. Они не патриархальная семья, но им органично и интересно вместе.

При этом у людей рабочих профессий представление о семье может быть как раз патриархальным. Поэтому, я думаю, что это понятие полностью себя не изжило, оно просто существует в определенном слое населения.

Роман КлячкинEvent butik Романа Клячкина

Директор по развитию

Понятие «патриархальной семьи» сейчас очень даже актуально! Если говорить о деревнях, о малых городах, о некоторых северных народностях.

«Настоящий русский мужик» должен пахать, а прерро­гативой «бабы» является домашнее да приусадебное хозяйство. Так было, есть и будет.

Другое дело — крупные города. Уровень феминизации сейчас достиг такого уровня, что многие нынешние мужчины с легкостью соглашаются на роль «домохозяина». Более того, их это совсем не «ломает». Это можно утверждать, даже не приводя в пример статистику. Достаточно взглянуть на шкалу популярности сериалов, пропагандирующих такие отношения в семье. Есть один, на СТС… Забыла название…

Лично я — за патриархат. Если вам интересно моё мнение, мужчина — глава семьи. И точка.

Мила ЯблочнаяТВ «12 канал»

Ведущая программы «Oоn-life»

Источник: https://dela.ru/weekly/20580/

Ссылка на основную публикацию