О супружеской близости во время поста: можно или нельзя?

Пост и супружеские отношения

священник Даниил Сысоев

Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.

Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?

Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни».

И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви.

Думаю, что этот случай далеко не единичный.

Обратите внимание

Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор. 7:1-7). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов.

Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями.

Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7:5).

Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св.

Важно

апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.

Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство.

Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно.

Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого.

Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой.

Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве.

Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее.

Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.

Совет

Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности».

Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.

Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием.

Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен (Исх. 19).

Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания.

На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение.

Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам.

Обратите внимание

Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.

Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца.

Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет».

Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»

Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным.

Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам.

Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником.

Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще.

Важно

Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.

1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?

2. Можно ли в этот день вообще заходить в церковь, прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?

3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений).

Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника).

Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.

Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны.

Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил.

Он может в какой-то мере быть прав?

Совет

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.

Источник: https://azbyka.ru/post-i-supruzheskie-otnosheniya

О супружеской близости во время поста

Является ли грехом супружеская близость в дни Поста, церковные праздники, перед причастием и после причастия? Отвечает протоиерей Владимир Головин из города Болгар.

Библейское понимание поста подразумевает для людей, находящихся в браке, и воздержание от физической близости. Это – одна из характеристик поста, но с оговоркой, которую не я, но Дух Святой через апостола Павла в Послании говорит: это воздержание должно быть при трех условиях.

Первое: обоюдное согласие. Именно, чтобы оба выразили согласие, а не одна сторона.

Второе: воздержание должно быть для цели поста и молитвы. То есть не воздержание само по себе ценно, а воздержание, чтобы усилить пост. И третье: время воздержания должно быть оговорено обоими супругами.

Великий пост долгий. Весь Пост – о воздержании, а моя вторая половина говорит – “нет”. Значит – нет. Сколько мы будем с тобой воздерживаться? Вторая половина говорит: “С тобой? Долго. Ровно полтора суток”. Ну, и, слава Богу, что так мало, вот и хорошо – не мучиться.

Сильный должен дать возможность слабому назначить время. Я имею в виду слабого в духовном плане, а не в физическом.

В Церкви больше женщин, и я должен сказать одну очень важную вещь: многие женщины, не зная мужского естества, требуют от мужчин то, что легко женщине, но очень трудно мужчине.

Поэтому я бы хотел посоветовать женщинам, в браке находящимся, вспомнить, что глава семьи – муж. Пусть он решает вопрос количества воздержания.

Обратите внимание

А мужчинам хотелось сказать следующее: кто имеет ревность по Богу и воздерживается… Из опыта пастырского, сталкивался много раз, когда муж обратился к Богу, стал ездить в монастырь, его духовник начал требовать от него, чтобы он в посту воздерживался от близости с женой. А жена другая, она полумирская, у нее нет того, что есть у мужа.

Она два раза приезжала в церковь. Мы с ней общались, и она сказала: “Батюшка, я чувствую, он охладевает ко мне”. Там нет охлаждения – просто другая радость переполняет его, духовная. Он нашел у себя нечто новое, чего он не подозревал даже, но она чисто по-земному, по-женски переживает это. Для нее важно свидетельство того, что муж ее любит.

Поэтому нам, мужьям, мужчинам, в браке находящимся, нужно, если мы воздерживаемся, спросить себя: “Чем я компенсирую свою любовь к жене тогда?” Что мне такое тогда нужно делать, чтобы она знала, как я люблю ее? У мужчин своя особенность, у женщин своя. Но общее церковное правило таково, что нужно по обоюдному согласию воздерживаться, лишь для цели – поста, молитвы. Апостол Павел пишет, что также и лишь на оговоренный срок.

Из своего священнического опыта скажу, что, например, молодым парам, вступающим в брак, я не советую на эту тему даже думать. Я говорю: “Подождите, догоните нас, вот будет вам 89, поговорим, встретимся”. Это шутка. А на самом деле молодым не с этого надо начинать.

Сначала нужно стяжать любовь друг к другу. А потом – на подвиги. Главный подвиг – это любовь. Вот, научиться в семье, в первую очередь, уступать своей второй половине и при этом испытывать счастье от победы над своей гордостью.

Это ценнее в глазах Всевышнего, чем воздержание от близости.

Читайте также:  Псалом давида 36

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=q_7JtrGnLYk

Источник: https://www.pravmir.ru/o-supruzheskoy-blizosti-vo-vremya-posta/

Свящ. Павел Гумеров. О пользе супружеского воздержания постом / Православие.Ru

Почему святые отцы не оставили нам строгих и четких канонов относительно воздержания супругов от телесной близости во время однодневных и многодневных постов? Первая и главная причина в том, что телесный пост между мужем и женой – сфера очень интимная и деликатная.

Если ввести на этот счет суровые каноны, запрещения, многие супруги могут на этом споткнуться: не каждый в силах понести бремя поста. И поэтому Церковь, снисходя к немощи одного из супругов, призывает с пониманием относиться к его половине: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 4–5).

Важно

Но супружеский пост – это общепринятая церковная практика, правило, обязательное для соблюдения, как и другие правила и традиции Церкви.

О нем говорят нам правила для совершения венчания (которые, кстати, тоже не являются канонами), ведь эти предписания имеют только одну цель – повенчать супругов в те дни, когда разрешена супружеская близость.

Потому что и в дни Светлой седмицы, и в святки вполне можно устраивать застолья и предаваться праздничному веселью. Кстати, правила о венчании соблюдаются очень строго.

Если какой-нибудь священник будет венчать пары, например, во время Великого поста, это сразу же повлечет суровое наказание от правящего архиерея. Такому батюшке сначала сделают строгое предупреждение, а потом, если он будет и дальше практиковать венчание в пост, его вообще отправят под запрет.

Соблюдение поста в интимных отношениях для супругов должно быть делом обоюдного согласия. Здесь не может быть насилия над волей другого, о чем говорит нам апостол Павел.

И во времена апостольские, и в наше время это одинаково актуально, ибо и тогда, и сейчас существует очень много браков, где один из супругов принял христианство, живет жизнью и традициями Церкви, а другой пока нет. И для сохранения мира и любви рекомендуется снисходить к немощи другого.

Священник, принимая исповедь, должен с пониманием отнестись к этому. Вот еще одна причина, почему на этот счет нет строгих канонов и епитимий. Ведь был бы велик соблазн у некоторых не в меру суровых духовников проявить здесь излишнюю строгость.

Но супружеский пост никто не отменял, и жене церковной не нужно расслабляться и втайне радоваться тому, что ее пока немощной супруг не может понести бремя поста. Уступив ему ради мира в семье, она должна усилить молитву за него и воздерживаться в чем-то другом, следить за собой построже. Она должна надеяться на то, что муж когда-нибудь сможет в полной мере поститься вместе с ней.

Совет

Принуждать поститься, конечно, никого нельзя. Но люди, отрицающие пост (в том числе и супружеский), сами, как это ни странно, очень многого себя лишают.

Они видят пост как сплошные ограничения и путы для их свободы, не подозревая о том, что пост – прекрасное средство к совершенствованию, в том числе и в жизни семейной. Церковь очень премудро установила дни супружеского поста.

Да, порой непросто нести, особенно молодым, постные тяготы, но супруги не церковные, не постящиеся имеют другую, гораздо большую, проблему в сфере интимной – пресыщение, охлаждение в телесных отношениях. Об этой проблеме приходится слышать священникам на исповеди.

Некоторые молодые люди рассказывают на исповеди, каким излишествам они предаются с супругой, чтобы как-то разнообразить свою интимную жизнь. Пост они, естественно, нарушают. Таким супругам я советую строго соблюдать посты, и тогда их телесные отношения не потеряют остроты и привлекательности.

А сколько супружеских измен случается из-за охлаждения в супружеской жизни! Особенно этим грешат мужчины. Даже если жена обладает очень яркой, эффектной внешностью, через некоторое время муж, не привыкший к воздержанию, пресыщается ею, интимная жизнь становится пресной, и здесь могут начаться всевозможные извращения в супружеских отношениях, а потом дело может дойти и до измены.

Человеку пресыщенному всегда хочется чего-то нового, горяченького. В Древнем Риме гомосексуализм, педофилия, другие извращения вошли в норму как раз из-за того, что люди полностью пресытились и уже не знали, чего еще желать.

Так что в интимной жизни количество вовсе не переходит в качество, а даже наоборот. У Дейла Карнеги есть не очень известная книжка о семье и браке, изданная уже после его смерти.

Так вот, он пишет в ней, что супругам, чтобы сохранить свежесть отношений, нужно вступать в половую связь реже, чем им этого хочется.

Обратите внимание

Любые супруги как-то регламентируют свои телесные отношения, так почему не использовать для этого дни, которые Церковью специально установлены для воздержания? Кстати и священники, и психологи знают, что интимных проблем, сексуальных расстройств у православных воздержанных людей гораздо меньше, чем у нецерковных.

Конечно, телесные отношения между супругами – очень важная составляющая семейного союза. Она есть выражение их любви друг к другу. Недаром ребенка называют «плодом любви». Старец Паисий Афонский говорит: «Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью.

Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, и поэтому не решились бы вступить в брак». Если между мужем и женой долго нет телесных отношений (конечно, не по причине сугубого подвига) – это очень тревожный симптом, говорящий о том, что их отношения терпят кризис.

Ведь телесные отношения – это лишь видимая часть близости.

Все начинается с душевного понимания, внимания супругов друг к другу. И при всей своей важности интимные отношения играют далеко не главную роль в браке.

Пост очень помогает не только сохранить свежесть телесных отношений (супруги после воздержания будут всегда приятны и желанны друг для друга), но и способствует укреплению душевной и духовной близости. Отношения мужа и жены, когда они не общаются телесно, переходят в иную плоскость.

Они начинают проявлять свои чувства по-другому, это выражается во внимании, понимании, общении.

Пост – это экзамен на то, что же нас в действительности связывает: духовная ли, душевная или только телесная близость; сумели ли мы что-то построить, стать единым телом и единой душой, или нас связывает только плотское влечение. В период поста мы начинаем видеть нашу половинку в ином свете, с другой, человеческой, дружеской стороны, без примеси плотской страсти.

Еще один важный момент: пост воспитывает волю и учит умеренности и воздержанию. Ведь в жизни супругов обязательно наступает момент, когда телесное общение прекращается. Например, по причине болезни, беременности и т.п. Если супруги не привыкли к воздержанию, им будет очень непросто все это понести.

Важно

Таким образом, время поста и воздержания – это очень хорошая возможность для супругов воспитать в себе не плотскую, а настоящую духовную любовь и близость. «Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают [необходимыми для такой любви] мирскими качествами.

Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и они скатываются в погибель. А вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче.

Если есть только плотская любовь, то жена, узнав, к примеру, что спутник ее жизни поглядел на другую женщину, плещет ему в глаза серной кислотой и лишает его зрения.

А если она любит его чистой любовью, она испытывает за него еще большую боль и тонко, аккуратно старается вновь вернуть его на правильный путь», – пишет старец Паисий.

Пост – прекрасная тренировка воли. Очень важно в семейной жизни приучить себя к дисциплине, научиться контролировать свои инстинкты. Ведь когда человек не умеет этого, как он сможет воздержаться от нескромного взгляда, флирта, а потом и измены, в нашем мире, переполненном соблазнами?

***

Я задал несколько вопросов на тему супружеского поста практикующему семейному психологу Ирине Анатольевне Рахимовой. Ирина Анатольевна возглавляет центр «Православная семья» и уже более 20 лет работает в сфере семейной психологии.

– Ирина Анатольевна, скажите, полезно ли временное воздержание супругов от телесного общения во время поста с точки зрения семейной психологии?

– Считаю установленные Церковью периоды постов, когда прекращаются телесные супружеские отношения, весьма разумным и нужным правилом. В жизни, в том числе и семейной, супружеской, есть гласные и негласные правила. Бывает в семейной жизни, когда супруги вынуждены воздерживаться от телесного контакта.

Ко мне на консультацию часто приходят люди, уже начавшие жить друг с другом до брака, чтобы, как им кажется, проверить, подходят они друг другу или нет. Я им объясняю, почему нужно воздерживаться до брака: чтобы научиться воздерживаться в браке.

Период добрачный, подготовка к браку – время учебы. И в семейной супружеской жизни очень важно уметь обуздывать плоть, воспитывать свои чувства, волю, не все себе позволять.

Совет

Человеку распущенному, не привыкшему воздерживаться, очень сложно хранить верность.

– Знаю, что вы рекомендуете людям, живущим в «гражданском браке», на время воздержаться от интимных отношений для проверки своих чувств. Какие это дает результаты?

– Да, если люди уже живут до брака и имеют интимные отношения, я рекомендую проверить свои чувства таким образом: на некоторое время (скажем, на два месяца) прекратить телесные отношения.

И если они соглашаются на это, то, как правило, варианта два: либо они расстаются, если их связывала только страсть, или вступают в брак, что у меня в практике было.

Воздержание позволяет им по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти и игры гормонов.

– У кого больше проблем в интимной жизни: у православных или у нецерковных людей, не соблюдающих посты?

– Тема новизны в отношениях очень актуальна в семейной жизни. Великий пост очень символично заканчивается весной, когда природа расцветает, когда супруги вновь вступают в телесные отношения.

И после периода поста у них открывается радость, и их чувства обновляются после зимы. Это помогает сохранить свежесть, романтику в отношениях.

И людям православным сохранить это гораздо проще: у них есть пост.

Существует очень большое заблуждение, что воздержание вредно. Считается, что каждый (в том числе и вне брака) должен иметь регулярную половую жизнь, удовлетворять свои потребности: без этого, дескать, будут болезни, неврозы и психические расстройства. Это большая ловушка.

Все неврозы и расстройства – в голове, в настрое человека, в том, что он сам себе внушил. Считаю, что в теории сублимации есть большая правда.

Если человек не зацикливается на теме телесных отправлений и живет воздержанно, он может использовать нерастраченную энергию для реализации себя в творчестве, труде, научной деятельности, других сферах.

Я считаю, что христианин и в семейной жизни, и в любой другой всегда воин Христов, привыкший к труду над собой, человек сильной воли. И в этом нам очень помогает пост и воздержание. Но вера наша оскудеет, если мы дадим себе слабину, будем думать о том, как облегчить себе христианскую жизнь.

Обратите внимание

Православные христиане прошлых веков и помыслить не могли, что в пост можно предаваться плотским супружеским удовольствиям. Эта идея могла возникнуть только в наше время, когда люди оторваны от традиций и предания Церкви.

***

В заключение хочу сказать об одной опасности, которая подстерегает современных православных христиан. Когда в советское время Церковь находилась в гонении, православный человек волей-неволей был в оппозиции к внешнему миру. Он прекрасно понимал, что жить, как живут не христиане, не православные, ни в коем случае нельзя.

«Кто не со Мною, тот против Меня (Лк. 11: 23)», – говорил Спаситель. Сейчас очень велик соблазн быть, как все. Ведь сегодня многие называют себя верующими и православными, что не мешает им делать аборты, изменять супругам и сожительствовать вне брака.

С прискорбием замечаю, что многие из тех, кто пришли в Церковь в постперестроечное время и были ревностными православными христианами, очень прониклись духом времени. Например, не так давно я беседовал с одним своим знакомым (он регулярно ходит в храм и причащается) о семейной жизни.

И вот этот человек совершенно серьезно утверждал, что это вполне нормально, когда мужчина и женщина сожительствуют до брака, потому что так они могут лучше узнать друг друга! Участились супружеские измены и разводы даже в православных семьях. Все это очень печально.

Какие мы после этого православные, если потворствуем духу века сего лукавого, заражаемся им, как поется в известной песне: «прогибаемся под изменчивый мир»? Мы, наоборот, должны вести за собой людей, своей жизнью проповедовать истину, показывать, что православные семьи крепки своими традициями, завещанными нам от святых отцов и наших предков. Вот тогда мир «прогнется под нас».

Источник: https://pravoslavie.ru/29677.html

Как быть с близостью в пост? – Православный журнал “Фома”

Вопрос читателя: 

Здравствуйте! Скоро начнется Великий пост, и во всем желательно воздерживаться (в еде, в увеселениях, близости …) Стоит ли отказывать мужу в близости? Как быть, если хочется иметь еще детей, но страшно зачать ребенка в пост? Читала, что дети, зачатые в пост, потом расплачиваются за грех родителей – невоздержание в близости во время поста?

Ольга

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день! Уважаемая Ольга!

Решение о воздержании в супружеских отношениях в период Великого поста возможно лишь только в случае, если супруги готовы к такому воздержанию и единодушны в принятии подобного решения. Но и в таком случае нехорошо отказывать мужу в близости, если супруг попросит об этом. Категоричный отказ от близости, если один из супругов к этому не готов,  может повредить взаимопониманию в семье.

Апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5)

Важно

Да, существует в православной среде мнение о недопустимости зачатия детей в пост и о серьезных последствиях такого зачатия.

Читайте также:  Как правильно молиться и читать молитву православным?

Тут важно понять: Церковь не говорит о запрете зачатия в пост, Церковь говорит о том, что хорошо супругам по мере возможности в пост воздерживаться от близких отношений. Соотвественно, и зачатия в таком случае не может быть.

Но второе следствие первого, а не наоборот: можно не планировать беременность исходя из соображений держать пост, а не наоборот – держать пост, чтобы не случилось беременности в этот период.

А представления о том, что зачатие в пост будет иметь какие-то особенные негативные последствия для самого ребенка – не более, чем грубое суеверие, несмотря на его широкое распространение.

Дети наследуют характер родителей, могут унаследовать склонность к болезням, но никак не врожденную испорченность от даты зачатия. Намного более будет на них влиять наш пример в период их взросления.

Тем, кто думает иначе, необходимо перечитать 18 главу пророка Иезекииля, да и, вообще, не видеть в Боге карающего судью, но милосердного Отца Небесного.

Подробнее об этом читайте в материале: 

Дети, зачатые в пост: ответы священников

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Cristian Bortes

(24 votes, average: 5,00

Источник: https://foma.ru/kak-byit-s-blizostyu-v-post.html

Супруг настаивает на близости во время поста. Как быть? Во время поста был зачат ребенок. Что теперь будет с ним?

Добрый вечер, батюшка! Не знаю, что мне делать, как быть. Я верующая, но пост не совсем соблюдала, (не ограничивала себя в еде, но в то же время никогда не объедалась, питалась только чтобы не болел желудок от голода) т.к. в силу состояния здоровья не могу не есть молочные продукты или животный белок.

4-5 раз в неделю хожу в спортзал, занимаюсь спортом, поэтому после тяжелых тренировок приходилось есть грудку курицы или индейки с овощами. В пост не ела только яйца, старалась молиться, в храм ходила, даже попала, слава Богу, на соборование. Но самый большой грех это то, что я несколько раз не отказывала мужу в близости во время поста (кроме страстной седмицы, тут я отказывала наотрез).

Вернее он требовал близости, я отказывала, мы ругались часто из-за этого, он верующий, но никогда посты не соблюдает и считает супружеский долг не грехом. Говорит, если ты не соблюдаешь пост, то и не должна отказывать мужу в супружеском долге. Когда скандалы из-за этого нарастали, мне просто приходилось сдаться. Муж хочет ребенка, поэтому к предохранению относится спустя рукава.

Совет

Мои родители постоянно говорят о внуках, но я чувствую, что не готова нести ответственность за своего ребенка, боюсь, что не справлюсь с ролью мамы!! Хотя мне 28 лет уже. Мама говорит, что постоянно молится за меня, чтобы я захотела ребеночка и он у нас получился, потому как боится, что ни у кого не получается сразу ребенок и нужно долго пытаться его зачать.

 Я очень боялась, что забеременею в пост, потому как считаю, что это плохо. и как на зло сегодня я узнала, что беременна 4 недели.. Меня охватил ужас. Я даже порадоваться этому не могу. Потому что считаю, что нагрешила сильно. Врачи ставят угрозу из-за тонуса матки. Батюшка, подскажите, пожалуйста, помогите ради Бога разобраться…

что мне делать? Врач спрашивает: будете ли оставлять беременность, ведь тонус, она может прерваться… Пока эмбриона нет, только плодное яйцо. А я не знаю, что сказать, потому как в шоке. Никаких абортов я делать не хочу, потому что знаю, что это смертельный грех.

И в то же время боюсь, что будет с ребенком, потому что беременность неожиданная, первые 2 недели от зачатия я принимала некоторые препараты, которые запрещены беременным. Врачи толком ничего не говорят.

Прошу Вашего совета, что теперь будет с моим ребенком? Что мне делать, чтобы он родился здоровеньким и не понес наказание за своих безответственных и грешных родителей? 15 апреля (когда уже была беременна, но не знала этого) я была на соборовании. Просила в молитвах Господа простить мои грехи вольные и невольные! Простится ли мне мой грех зачатия в пост? Что мне делать? Очень прошу Вашего совета! Я несколько раз пыталась задать вопрос на сайте, но не получала ответ! Очень прошу Вас ответить мне по электронной почте!
Спаси Господи!

Елизавета, г. Москва

Здравствуйте, Елизавета.

На столь пространный вопрос сложно будет дать краткий ответ, потому постараюсь, условно разделив Ваш вопрос на пункты, дать подробный и исчерпывающий ответ.

Во-первых, несмотря на то, что есть определенные уставные предписания относительно вкушения пищи, к посту нужно подходить с рассуждением.

Так для человека со слабым здоровьем, или для пожилых людей и детей должна быть установлена своя мера поста, которая не вредит здоровью и приносит одновременно духовную пользу.

Обратите внимание

А потому, в том, что Вы по состоянию здоровья не имели возможности отказаться от той или иной пищи, но при этом старались проводить пост духовно (в молитвах, посещениях храма и т.п.), большого греха нет.

Во-вторых, касательно супружеских отношений, приведу ссылку из Священного Писания. Апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор.7:5).

Вот как объясняет эти слова Иоанн Златоуст: «Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство.

Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения». Итак, законные супружеские отношения, пусть даже во время поста, грехом не являются! Запомните, Ваше воздержание на время поста, должно быть обоюдным, с согласия супруга.

Тот же апостол (Павел) пишет: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). В вопросах супружеской близости Ваш супруг более немощен, чем Вы, а потому со смирением должны нести бремя супружества.

И в-третьих, основываясь на всем вышеперечисленном, сделаем вывод и по главному Вашему вопросу: что будет с ребенком? В первую очередь Вам необходимо успокоиться!!! Во многом Ваши переживания сейчас крайне негативно сказываются на беременности.

Несмотря на то, что Вы зачали ребеночка в пост, это великий дар Божий и великое Его к Вам благодеяние! Более того, Господь уже любит его, а потому, доверьтесь Богу, молитесь Ему, чтобы Он благословил Вас и помог благополучно выносить и родить здорового ребеночка.

Чтобы Вас более ничего не смущало, сходите на исповедь, старайтесь теперь регулярно причащаться, и, еще раз прошу, оставьте все Ваши страхи и переживания.

Важно

Про аборт Вы рассуждаете совершенно верно, отказывайтесь категорически (если только нет риска, что беременность приведет к гибели, как самого плода, так и матери).

С такими фактами, что на начальных стадиях беременности по незнанию мамы принимали какие-нибудь препараты или даже проходили рентген-обследование, я встречался неоднократно. Врачи настаивали после этого на прерывании беременности, но мамы отказывались, и у них рождались совершенно здоровые дети!

Многое может и Ваша молитва. Молитесь Богу, Пресвятой Богородице, чтобы ребеночек родился здоровеньким, и радуйтесь тому, что Бог дал его Вам именно сейчас. Его воля о нас всегда благая, а значит и это время, в которое вы зачали ребенка, для вашей семьи было благоприятным.

С уважением, священник Александр Матлашов

Источник: http://www.tald-blag.kz/node/4729

Можно ли православным супругам заниматься сексом во время поста

Киевская Русь > Разделы сайта > Брак и семья > Можно ли супругам заниматься любовью в пост? Каноны Церкви не запрещают этого, утверждает иеромонах Димитрий (Першин)

В церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов.

 «Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи.

Отец Димитрий напомнил, что каноническая позиция Церкви по этому вопросу определяется словами святого апостола Павла из Первого послания к коринфянам.

Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор 7:1-7).

«Именно эти слова апостола легли в основу представлений о желательности воздержания от супружеских отношений на время постов. Но, в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются», — отметил священник.

По его словам, об этом говорит и древнее каноническое предание Церкви: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти» (3 правило святителя Дионисия Александрийского).

«Вопрос: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».

Совет

Иеромонах Димитрий пояснил, что последний запрет связан с тем, что 8 правило святых апостолов требует от христиан приобщаться на каждой литургии, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения.

По словам иеромонаха Димитрия (Першина), Иоанн Златоуст, комментируя в своей проповеди это послание апостола Павла, подчеркивает, что «жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж — против воли жены», потому что подобное принудительное воздержание провоцирует к раздражительности, блудным помыслам, ссорам и прочим расстройствам.

«Поэтому, согласно восточной христианской традиции, супружеское общение не отлучает человека от Бога. Единственное, на что обращает внимание святитель Иоанн Златоуст и многие другие подвижники Церкви, что при воздержании молитва будет более совершенной», — заметил отец Димитрий.

«Но это именно суеверие тех, кто не знаком ни с канонами, ни с преданием Церкви. К христианской традиции, православию такие страшилки не имеют никакого отношения. Апостол Павел квалифицирует людей, которые эти суеверия распространяют, очень четко — «как лицемеров, сожженных в своей совести» (1 Тим 4:2)», — добавил священнослужитель.

Интерфакс-религия

Источник:

Великий пост 2016: сексуальная жизнь и воздержание – советы священников

Продолжаем цикл материалов, посвященных Великому посту, который в 2016 году длится с 14 марта по 30 апреля. С 14 по 20 марта идет первая седмица, одна из самых строгих, по строгости и ограничениям сравнимая со Страстной неделей – последней перед Пасхой, которая в этом году приходится на 1 мая.

Зачем православные соблюдают Великий пост

Церковь считает, что Великий пост призван подготовить верующих к самому главному празднику в православии – Светлой Пасхе Христовой. Эта подготовка требует от христианина физических и моральных ограничений, молитв, благих дел, избегания грешных мыслей и поступков.

За физические ограничения, призванные очистить душу и тело, «отвечает» пост: для строго постящихся в течение семи недель под запретом мясное, молочное, сдобное, яйца, рыба, сладости и другие скоромные продукты, а также алкоголь.

Источник: https://novpedkolledg2.ru/sovety/mozhno-li-pravoslavnym-suprugam-zanimatsya-seksom-vo-vremya-posta.html

Пост и воздержание в супружеской жизни

Добрый день, дорогие наши посетители!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы рассмотрим следующие вопросы: Что конкретно говорится в церковных канонах по поводу того, в какое время супругам надо воздерживаться от телесной близости, а в какое нет? Когда устав предполагает воздержание от супружеской близости?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Существуют некоторые идеальные требования Церковного Устава, которые должны определять конкретный путь, стоящий перед каждой христианской семьей, чтобы их неформально исполнять.

Устав предполагает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне торжества двунадесятого праздника и постных среды и пятницы (то есть вечер вторника и вечер четверга), а также во время многодневных постов и дней говения – подготовки к принятию Святых Христовых Таин. Это идеальная норма.

Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1Кор. 7, 5–6).

Это значит, что семья должна дорастать до такого дня, когда принятая супругами мера воздержания от телесной близости никак не будет вредить и уменьшать их любви и когда вся полнота семейного единения будет сохраняться и без подпорок телесности. И именно эта целостность духовного единства может быть продолжена в Царствии Небесном. Ведь из земной жизни человека будет продолжено то, что к вечности причастно.

Понятно, что в отношениях мужа и жены к вечности причастна не плотская близость, а то, чему она служит подспорьем. В светской, мирской семье, как правило, происходит катастрофическая смена ориентиров, которую нельзя допустить в семье церковной, когда эти подпорки становятся краеугольными. Путь к такому возрастанию должен быть, во-первых, взаимным, а во-вторых, без перепрыгивания ступенек.

Конечно же, не каждым супругам, особенно на первом году совместной жизни, можно будет сказать, что они должны весь Рождественский пост пройти в воздержании друг от друга.

Кто сможет вместить это по согласию и умеренности, тот явит глубокую меру духовной мудрости.

Обратите внимание

А на того, кто еще не готов, полагать бремена неудобоносимые со стороны более воздержанного и умеренного супруга было бы неблагоразумно.

Читайте также:  Сколько раз можно быть крестным родителем в православии

Но ведь семейная жизнь нам дана во временной протяженности, поэтому, начав с малой меры воздержания, надо постепенно наращивать ее. Хотя некую меру воздержания друг от друга «для упражнения в посте и молитве» семья должна иметь с самого начала.

Например, каждую седмицу накануне воскресного дня муж и жена уклоняются от супружеской близости не по усталости или занятости, а ради большего и высшего в общении с Богом и друг с другом.

И Великий пост нужно с самого начала супружества, кроме каких-то, совершенно особенных, ситуаций, стремиться проходить в воздержании, как самый ответственный период церковной жизни.

Даже в законном браке, плотские отношения в это время, оставляют недобрый, греховный осадок и не приносят той радости, какая должна быть от супружеской близости, и во всем остальном умаляют само прохождение поприща поста.

В любом случае такого рода ограничения, должны быть с первых дней супружеской жизни, а дальше их необходимо расширять по мере взросления и возрастания семьи».

Источник: http://semyaivera.ru/2014/03/20/post-i-vozderzhanie-v-supruzheskoy-zhizni/

Что можно и нельзя в Великий пост?

В жизни каждого православного христианина когда-то случается первый осознанный Великий пост. Хорошо, если традиции соблюдения поста были в семье, если жизнь с детства была внутри Церкви.

Но у людей, решивших познакомится с церковной традицией Великого поста уже во взрослом возрасте возникает масса вопросов. В нашу рубрику “Вопросы священнику” накануне начала поста поступает все больше вопросов о том, что можно и нельзя в Великий пост.

Мы решили выбрать наиболее частые вопросы и ответить на них в одном материале.

Что можно и нельзя в Великий пост, определяется уставом.

Важно

Русская Православная Церковь в данном случае пользуется древним монастырским уставом, но жизнь современного человека в большом городе сильно отличается от жизни в монастыре, и следовать каждой букве древних правил для многих не по силам.

Учитывая рекомендации устава, меру поста каждый должен определять для себя сам, посоветовавшись со священником и оценив свое состояние здоровья, нагрузки, возможности и другие обстоятельства.

Что можно есть на первой неделе Великого поста?

На первой неделе Великого поста можно есть свежие, сушеные и соленые овощи и фрукты, хлеб, мед, орехи.

Строгий монастырский устав предполагает полный отказ от пищи в первый день Великого поста, пищу без масла во вторник и четверг и сухоядение в среду и пятницу первой недели поста (то есть употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла).

Но для мирянина, то есть человека, живущего не в монастыре, а в современном мире, следование такому уставу – дополнительный подвиг, доступный немногим, и идти на него можно только по особому благословению духовника. Обычно миряне едят на первой неделе также каши, супы, жареные, вареные или печеные овощи и грибы и т.п.

Календарь питания по дням в Великий пост смотрите здесь 

Можно ли есть растительное масло в Великий пост?

Растительное масло в Великий пост разрешено монастырским уставом только по субботам, воскресеньям и некоторым будним дням. Но вовсе не обязательно постоянно сверяться с календарем. Мирянам (т.е. не монашествующим) растительное масло допустимо для ежедневного употребления.

Считается, что в южных странах, откуда к нам пришел устав, отказ от масла был обусловлен тем, что всегда на столе были оливки, и масло из них воспринималось уже как излишество. Для современного человека, живущего в средней полосе России, скорее растительное масло будет более простым продуктом.

Можно ли пить в Великий пост?

В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе и даже в некоторые дни разрешено немного вина. Нельзя в Великий пост пить крепкое спиртное или вино в больших количествах.

Пост – это время сосредоточения и концентрации, алкоголь же  может помешать человеку в его духовном движении.

Можно ли мед в Великий пост?

Мед в Великий пост есть можно. Но надо помнить, что смысл гастрономического поста в ограничении, то есть вкусной, сладкой, любимой пищей, пусть и постной, не нужно объедаться.

Можно ли пить воду в Великий пост?

Воду пить в Великий пост, конечно, можно. Отказываться от воды нужно только перед Причастием. Подходить к Таинству принято натощак и с 12 часов ночи накануне или за 6 часов до, если Литургия ночью или вечером, нужно отказаться как от еды, так и от питья.

Можно ли в Великий пост рыбу?

В Великий пост рыбу можно дважды: в праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье, в 2017 году – 9 апреля). Если же Благовещение попадает на Страстную неделю, то даже в праздник рыбу есть нельзя. Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу (в 2017 году – 8 апреля), разрешена рыбная икра.

Кроме того, нередко рыбу в Великий пост благословляется есть беременным и кормящим, учащимся и тем, кто занят усиленным умственным или тяжелым физическим трудом.

Можно ли в Великий пост есть креветки?

Есть ли креветки в Великий пост, зависит от меры соблюдения поста. Так, например, в Греции, где морепродукты – традиционная и легкодоступная пища, в Великий пост они разрешены даже в монастырях в те дни, когда устав разрешает масло.

В России морепродукты не столь привычная еда, и каждый постящийся, советуясь со священником, сам решает, будут ли в его рационе креветки, кальмары и прочие «морские гады».

 Если для вас креветки вполне доступны и вы чувствуете, что несколько раз пост вам необходимо такое подкрепление – тогда употребление креветок (и других морепродуктов – мидий, кальмаров) возможно. Если же креветки для вас скорее любимый деликатес, то возможно стоит поискать другой продукт для подкрепления сил.

Можно ли в Великий пост есть морепродукты?

Мнения о том, можно ли есть морепродукты в Великий пост, расходятся. Одни считают, что можно, как и рыбу, лишь два раза за все время поста – в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Другие – что морепродукты разрешены в Великий пост по субботам и воскресеньям.

Мирянам в этом вопросе нужно ориентироваться на свое состояние здоровья, нагрузки, образ жизни. Для кого-то отказ от мяса и молочных продуктов не представляет никакой сложности, а тем, в чьей жизни присутствуют большие нагрузки, без достаточного количества белка обходиться невозможно, и морепродукты могут служить полноценным его источником.

В любом случае, нужно помнить основное правило поста: пища должна быть проста. И если в рационе постящегося остаются морепродукты, то не нужно объедаться морскими деликатесами.

Почему нельзя есть мясо в Великий пост?

Мясо в  Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пища животного происхождения тяжела, и непросто после наваристого мясного борща или котлет встать на молитву и сосредоточиться на обращении к Господу.

Отказываясь от тех или иных продуктов, верующий человек учится воздержанию, навыку справляться со своими желаниями, который необходим не столько за столом, сколько вообще в жизни.

Тем не менее, бывают обстоятельства, когда человек даже на время Великого поста не имеет возможности исключить мясо из рациона (состояние здоровья, командировка или экспедиция, питание в учреждении – в больнице, тюрьме и т.п.). В таком случае нужно помнить, что гастрономический пост – это лишь помощь человеку в его борьбе со страстями, а главный пост – духовный.

Часто священники вспоминают слова старцев: “Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте”.

Конечно, эта цитата не призывает есть мясо в пост, тем более что отказ только от мясных продуктов – первая и самая простая степень поста.

Но эти слова призывают тех, кто по тем или иным причинам нарушает пост, не отчаиваться, и обратить свое внимание на свои духовные движения, не раздражаться, а учиться относиться к окружающим с любовью.

Почему нельзя беременеть в Великий пост?

Главное, что нужно понимать в этом вопросе – это то, что в Церкви не существует никаких примет и правил о времени, подходящем для того, чтобы забеременеть.

Церковь говорит лишь о том, что  Великий пост супругам рекомендуется воздерживаться от супружеской близости, чтобы научиться совладать со своими страстями и желаниями и чтобы настроить свой ум на молитву. Но плотское воздержание может быть только по обоюдному согласию мужа и жены, а не всегда постятся оба.

Таким образом, если ребенок все-таки был зачат в Великий пост, ни в коем случае нельзя считать его в чем-то ущербным или переживать о влиянии дня его зачатия на его судьбу.

Кому нельзя поститься в Великий пост?

В той или иной мере поститься в Великий пост можно всем! Смысл поста не в том, чтобы изнурить свой организм отказом от еды. Пост – это время борьбы со страстями, и значит,  первоочередной задачей может быть отказ от того, что вызывает в человеке определенного рода зависимость. И постный шоколад перестанет быть постным, если съедать по плитке в день.

Те или иные, пусть даже совсем небольшие, ограничения может понести любой человек, если подходить к вопросу с рассуждением. Страдающим от каких-либо заболеваний и пожилым людям, детям и подросткам, беременным и кормящим женщинам отказ от полноценного рациона противопоказан.

Но помимо гастрономических, есть еще немало искушений в жизни современного христианина – это и бесконечный сёрфинг в интернете, и многочисленные развлекательные шоу и телесериалы, и ссоры с окружающими, и многие еще другие бессмысленные способов тратить время.

Совет

Великий пост – благодатное время для того, чтобы постараться хоть немного приблизить свой образ жизни к данным Христом заповедям.

Преподобный Варсонофий Великий говорил: «…пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». Даже если поститься в еде получается в самой меньшей степени, необходимо направить свои усилия на добрые дела, молитву и покаяние.

Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?

В Великий пост можно читать, а точнее молиться словами любых молитв. Нет никаких особых правил. Другое дело, что Великий пост – время особых молитв и богослужений.

В первую очередь – это покаянная молитва Ефрема Сирина. Ее можно читать каждый день. Также хорошо бы обратить внимание на тексты постных песнопений на богослужениях, понять для себя их смысл.

Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней.

В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери.

Также во время особенных великопостных богослужений – Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым.

Мнение об ограничении чтения акафистов в другие дни поста связано с тем, что многим кажется неуместным радостный настрой молитвенного пения в период, когда христианину следует сокрушаться о своих грехах. Тем более, церковная богослужебная жизнь в это время и так очень насыщенная.

Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам.

Обратите внимание

Но христианин может читать акафисты келейно (то есть дома). Ведь время поста – это не время уныния, а время стремления к Богу и усиленной молитвы.

И если кто-то хочет добавить к своим обычным и к положенным для чтения во время поста молитвам еще и акафисты, то можно так сделать.

Что нельзя есть в Великий пост?

В Великий пост нельзя по уставу есть пищу животного происхождения, то есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу. Но смысл поста не в отказе от скоромной пищи, а в ограничении себя.

Не так-то легко бывает отказаться даже от любимого блюда, еще тяжелее бывает отказаться от своеволия в каких-то более серьезных действиях. Гастрономическое воздержание – это внешняя телесная составляющая поста, способствующая более активной работе души.

Поститься, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского нужно, чтобы «прояснить ум, развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю».

Ограничив себя в тяжелой пище, сладостях, деликатесах, отвлекаясь от увеселений и ежедневной суеты, христианин может сосредоточиться на молитве, покаянии и борьбе со своими грехами.

Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей.

Что нельзя делать в Великий пост

Что нельзя делать в Великий пост? Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни.

И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей.

Так какие это правила?

Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной.

Важно

В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина.

Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости (в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост).

Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно. Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию.

Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья.

Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста – покаяние. Есть службы (канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели) на которых надо непременно побывать.

Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост.

В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. Семь недель Великого поста – семь ступенек к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем.

Источник: https://cyplive.com/news/news-religion/chto-mozhno-i-nelzya-v-velikij-post.html

Ссылка на основную публикацию