Можно ли опоздать на службу в церкви?

Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? / Православие.Ru

    

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве.

Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение.

Обратите внимание

И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся.

Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу.

Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

Важно

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад.

Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию.

Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его.

Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву.

Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Совет

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы.

Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни.

Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут.

В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых).

Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня.

Обратите внимание

Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е.

специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш».

Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа.

Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари.

На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д.

Важно

Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы.

Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами.

Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом.

А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию.

Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы.

Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой.

И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов.

Совет

Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать.

А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Источник: https://pravoslavie.ru/98568.html

Опоздал на службу? Громче подпевай хору!

Что такое настоящие вредные привычки прихожан, и как встроиться в церковную жизнь, не зная церковных правил, рассказывает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске.

Когда меня начинают расспрашивать прихожане о правилах, которые нужно соблюдать в церкви, я всегда говорю: «Какие правила? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего, как самого себя – вот главные правила».

Читайте также:  Свято-екатерининский кафедральный собор в краснодаре

Одна из самых вредных привычек – это привычка копаться в правилах. Конечно, есть какие-то общецерковные обычаи, которые надо соблюдать, но если человек их не знает, можно знакомого спросить, просто посматривать по сторонам.

Протоиерей Константин Островский

А учить людей правилам и обычаям сейчас малоплодно.

Потому что одно дело, когда весь народ живет внешне одинаковой церковной жизнью, как было, начиная со времен Адама и Евы стиль жизни у народа был приблизительно одинаковый, и органично прививался детям. Вводили ребенка в храм: «Поклонись так, вот так перекрестись, так ручку держи, а этого не делай», – естественное воспитание.

А другое дело, когда взрослому человеку начинают говорить, особенно, если с амвона проповедовать: «Сделай так, а здесь так». Тогда все внимание взрослого человека концентрируется на том, как ему правильно перекреститься, поклониться, и на то, как это делают окружающие, в том числе, батюшки. Получается сплошное фарисейство.

Я сам стараюсь об этих вещах говорить только в случае крайней необходимости, потому что если мы будем вместе и по отдельности жить духовной жизнью и бороться со своими страстями, стараться молиться Богу, смиряться, терпеть друг друга, и этим, насколько Бог даст, привлекать благодать Божью, то внешние вещи приложатся, и все наладится само собой.

Нелепо, когда люди навязывают друг другу свои мнения и чувства. Я обычно советую прихожанам, чтобы они ни своих мнений не навязывали, ни в чужие особенно не вникали. Одно дело общецерковные правила, опыт Церкви, а другое – мои личные переживания что-то мне показалось, почувствовалось.

Обратите внимание

Есть огромная разница – моя психика и опыт Церкви. Очень многие люди действительно путают свою психику с общецерковным опытом и начинают свои личные переживания навязывать окружающим как что-то общезначимое для всей Церкви. Примеры приводить не буду, чтобы не разносить суеверия.

Жить по правилам нужно учить с детства.    Я сам пришел в церковь, когда мне было уже 27 лет. Я крестился и почти сразу стал алтарником. Обычным прихожанином я и не был никогда.

Как я встроился в жизнь церкви? Смотрел, что люди делают, старался также делать, что-то мне мои собраться-алтарники подсказывали, что-то другие сотрудники.

Это все было по-братски, не помню, чтобы меня что-то обидело или смутило.

Главное, чтобы исполнение правил было не фарисейским, не показным. Потому что встроиться в церковный обиход, в церковный быт, во внешний церковный стиль жизни, конечно, нужно, чтобы и самому было спокойнее, и других не раздражать.

И очень важно понимать, что правила поведения не главное. Это внешнее. Если человек пришел на свидание с любимой девушкой, я не думаю, что принципиально важно, одет он в кеды или в кроссовки.

Во всяком случае, как он выглядит, не имеет значения для их будущей жизни. Впрочем, это как раз моё личное мнение.

Источник: https://www.pravmir.ru/opozdal-na-sluzhbu-gromche-podpevay-horu/

Если мирянин опоздал на богослужение, как быть?

Если мирянин опоздал на богослужение, что лучше: передать свечи через людей к иконам, самому ходить по храму от подсвечника к подсвечнику или стоять тихо и никому не мешать?  

О разных уровнях общения, особых душевных состояниях и высшем даре от Бога — протоиерей Сергий Белянов, клирик Иоанно-Усекновенского храма г. Харькова.

Опаздывать на богослужение, конечно, плохо, но обстоятельства бывают разные. Когда опоздавший заходит в храм, ощущение, что он в чем-то виноват, должно удерживать его от того, чтобы нахрапом ставить свою свечу.

Но есть люди, которые во время богослужения просто заходят поставить свечку. Это их задача посещения храма – каждый несет свою меру. Это их молитва, их приношение Богу. Оно маленькое, но это их «две лепты».

Люди разные. Одни знают богослужение и понимают, в какой момент можно спокойно подойти и поставить на подсвечник свою свечечку. А другие не знают, и им сложно сориентироваться. И на одних богослужениях бывает много людей, а на других — мало.

Когда людей много, то однозначно для меня как для священника пусть человек смиряется и передает свою свечу через кого-то, чем будет создавать толкотню в храме.

Важно

Если людей мало и человек знает, в какие моменты богослужения можно подойти к подсвечникам, он идет спокойно и ставит. Если не знает – можно постоять и спросить у дежурного в храме или на свечном ящике.

А если душевное состояние требует – то в любом случае нужно идти и ставить.

Высший дар от Бога – это дар рассуждения. Смотришь по сторонам, чувствуешь происходящее, и Господь на душу кладет, что делать. Потому что храм – это место Бога, и Он и умудряет, как правило.

А однозначного ответа на этот вопрос не существует. Потому что сколько людей, столько и ситуаций. И богослужения всегда разные, даже если служится, вроде как одно и то же.  Священники разные, люди в храме стоят разные, поэтому четкой рекомендации невозможно дать.

И главное – не раздражаться всем: и тем, кто опоздали, и тем, кто рядом молится.

Ведь храм для мирянина часто начинается с человека, который стоит возле подсвечника. Если там стоит тот, кто не умеет не раздражаться, то храм тут же и заканчивается для многих. К сожалению, так нередко бывает.

Находясь в храме, нужно не забывать, для чего ты тут стоишь. Здесь общение с Богом и не нужно смотреть по сторонам: кто пришел, как стоит, как крестится и т.п. Не твое это дело! Как Христос сказал: «Что тебе до него, ты по Мне гряди».

Когда человек разговаривает с Богом, то тот, кто рядом, в этот момент для него никто. Ты тут вообще не причем – это разговор на другом уровне.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/esli-miryanin-opozdal-na-bogosluzhenie-kak-byt

Нижегородская Митрополия

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни и не навлечь на себя гнев Божий.

Человеку, недавно переступившему порог церкви, порой нелегко освоиться в этом новом для него мире, у него возникает множество вопросов.

На некоторые из них сегодня отвечает настоятель прихода в честь святых апостолов Петра и Павла иерей Олег Карсаков.

Часто дети бегают по храму и отвлекают верующих от молитвы…

— Тут может быть два варианта поведения взрослых. Одно дело, когда твои дети бегают по храму и отвлекают молящихся от службы.

В этом случае, конечно, родителям следует сделать замечание своему чаду, потому что в храме Божием мы должны вести себя благоговейно. Это не детская площадка, где ребенок может поиграть с машинками или повеселиться со сверстниками.

Совет

Понятно, что дети неусидчивы. Но все же родители обязаны прививать им благоговение к дому Божиему, чтобы они вели себя здесь подобающе.

Ребенку тяжело простоять двухчасовую службу. Если чувствуете, что он совсем изнемог, ноет, стонет, желательно выйти на улицу и немного отвлечь его от службы, прогуляться с ним, потом опять зайти в церковь. Детей нельзя силком заставлять отстаивать службу. Это может только навредить. Для нас и тем более для детишек посещение храма всегда должно быть праздником.

Другое дело, когда отвлекают чужие ребятишки. Просто старайтесь не впускать в свое сердце раздражение или, что еще хуже, гневаться на детей или их родителей. Надо особенно сосредоточиться на молитве.

Если же дети совсем расшалились, обратитесь к церковнице или прихожанину, который следит за порядком во время службы: попросите, чтобы они утихомирили ребят или попросили родителей приструнить их.

Что делать, если пришел в середине службы? Можно, например, переходить от иконы к иконе, чтобы поставить свечи любимым святым?

— Если опоздал на службу, желательно занять какое-то свободное место в храме и молиться, не отвлекая верующих. К сожалению, бывает, что люди приходят, когда служба уже идет, начинают писать записки, приобретают свечи, потом ходят с ними по всему храму, отвлекают прихожан от молитвы.

Расставлением свечек опоздавшему лучше заняться после службы. А если пришли с продуктами на принос — тоже пожертвовать их после богослужения. Потому что шуршание пакетами, хождение по храму отвлекают верующих, подталкивают к раздражению. Всегда нужно проявлять уважение к другим молящимся.

Как правильно реагировать на замечания прихожан — обычно бабушек, прислуживающих в церкви?

— Да, есть такая проблема. В последнее время во многих храмах стараются искоренять такие случаи, когда кто-то из прихожан делает замечание в некорректной форме в адрес пришедшего человека. Подобных ситуаций становится меньше.

Однако часто замечания совершенно справедливы: приходят девушки и юноши в неподобающей, скажем, пляжной, одежде, с вульгарной косметикой, оскорбляя своим внешним видом святость места и вызывая тем самым естественный протест в душе молящихся. Или кто-то ходит во время Шестопсалмия, Евхаристического канона, Херувимской песни.

Если замечание вам сделано в корректной форме, нужно найти в себе смирение и выполнить то, что просят. А если замечание обидело, постарайтесь промолчать, ни в коем случае не отвечайте грубостью на грубость.

Можно сказать, только без злобы, об этом священнику. Потому что кто-то сможет смириться, а кто-то не сможет и больше в храм не придет.

Обратите внимание

Любой священник тщательно наблюдает за корректным отношением своих прихожан к новым в церкви людям и принимает действенные меры.

Когда все молящиеся встают на колени, непременно ли присоединяться к ним, если даже не понимаешь, зачем нужно именно в этот момент так поступить?

— Заставить человека встать на колени никто не может. Но вставая на колени, мы показываем смирение перед Богом, являем свою богобоязненность. Бывают во время богослужения особенные моменты, когда либо следует встать на колени, либо совершить земной поклон.

Например, коленопреклоненные молитвы на Троицу, на постовых службах при чтении молитвы святого Ефрема Сирина или когда поется «Да исправится молитва моя». Стесняться этого не нужно. И напрасно кого-то останавливает опасение испачкать одежду. А кто-то просто не считает нужным совершать земные поклоны — и это тоже неправильно.

Потому что вставая на колени, мы тем самым проявляем свое смирение пред Богом.

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение. Скажите, как это правильно делать?

— Верующий ладонь правой руки кладет на левую и, поклонившись, подходит к батюшке. Священник в свою очередь кладет свою руку в ладони человеку. Если мужчина испрашивает благословение, то он целует руку священнику, потом касается щекой его лица и еще раз целует руку. Для женщины достаточно поцеловать руку батюшке.

Как правило, благословение люди испрашивают на какое-то дело. Например, на покупку квартиры или благополучное путешествие, совершение добрых дел или на достойную работу.

Благословение — это еще и приветственная форма. Желательно при встрече с батюшкой брать у него благословение. Обращаю внимание, что поцелуй руки — это выражение почтения к благодати, которая на этом человеке. Неважно даже, если человек знает об этом священнике что-то, на его взгляд, не самое хорошее. Целование руки — это в первую очередь уважение к сану.

Иногда мы видим перед собой несколько священников. В этом случае надо благословиться у старшего из них. Как это можно определить? У него наперсный крест украшен камнями. А у самого младшего священника восьмиконечный серебряный крест. Если же среди них есть епископ, то благословляйтесь у него. А остальным совершите поклоны. Епископ может благословить возложением руки на голову верующего.

Есть ли обязательные правила, куда и сколько ставить свечей? Что значит покупка свечей больших и маленьких?

— Если мы молимся об упокоении, то свечку ставим на канун. За здравие свеча ставится на центральный подсвечник. Если мы молимся об исцелении близких от каких-то болезней, то, как правило, ставим свечи великомученику и целителю Пантелеимону. Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молятся об избавлении от пьянства…

Когда человек впервые приходит в храм и имеет желание поставить свечку, но не знает куда, можно спросить об этом у церковницы или работника церковной лавки.

Покупка больших или малых свечей роли не играет. Вовсе не значит, что если свеча большая, то мы получим больше благодати или помощи от Бога. Свеча — это всего лишь жертва в храм. У всех свои возможности. Кто-то может одну маленькую свечу купить, а кто-то может приобрести большие на все имеющиеся в храме подсвечники.

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Как правильно обратиться к свечнице, прихожанину, священнику, архиерею?

— Все мы братья и сестры, потому что имеем одних прародителей — Адама и Еву. Поэтому к мужчине можно обращаться «брат», к женщине — «сестра». К архиерею мы обращаемся «владыка», к священнику «батюшка» или «отче». Самое главное в обращении — это выразить свое уважение.

Читайте также:  Великая страстная пятница - 26 апреля 2019 года

Беседовал Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Источник: http://nne.ru/zachem-pokupayut-bolshie-svechi-i-kak-pravilno-opozdat-na-sluzhbu/

Можно ли православному христианину причащаться, если он опоздал на Литургию?

Во время чтения Святого Евангелия меня неотступно преследовала мысль: почему Господь так много уделяет внимания обличению фарисеев, саддукеев и книжников.

Мне кажется, это Его предупреждение всем нам. Чтобы не стали такими – черствыми формалистами, которые пристально следят за тем, чтобы давать десятину с грошовых трав: мяты, аниса и тмина (т. е.

совершать все мельчайшие детали и предписания закона), но оставившие при этом главное: суд, милость и веру (см. Мф. 23:23).

И далее Спаситель продолжает: «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (там же).

Важно

Нельзя все внимание своей души сосредотачивать только лишь на бездумном часто механическом выполнении предписаний Устава, но всегда нужно помнить, что он-то и дан нам для спасения, он – средство для спасения.

А не самоцель. Кстати говоря, святитель Феофан Затворник то же говорил о Таинствах Церковных.

Они также благодатные средства для главной цели – богообщения и воспитания в себе любви, и с помощью ее достижения Царствия Небесного.

Это подтверждают и слова Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28). То есть все многочисленные обряды и предписания Ветхого Завета должны служить развитию человеческой души, но не пленению ее в свое рабство.

Вспомним также слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), где он цитирует святого пророка Осию: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Им вторят и последние строки пятидесятого псалма святого пророка и царя Давида: «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы».

То есть если у нас будет в сердце смирение и покаяние слезное, рожденное от зрения обилия собственных грехов, и любовь к Господу, и к брату своему, то тогда по благой воле Божьей жертва нашего сердца – молитва ли или что-то другое – будут угодны Богу.

Вспомним также слова святого первоверховного апостола Павла: «…буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). А дух, конечно, это любовь, «…потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).
И вот с такой позиции нужно подходить к правилам церковным, в том числе и в случае применения их к опоздавшим в храм.

Совет

В материальном отношении Устав церковный можно сравнить с лекарствами. Да, мы знаем, что эта таблетка от такой хвори, та – от другой. Теоретически все верно. Но применять-то их надо сугубо индивидуально. После консультации у врача, после сдачи анализов, выявления аллергических реакций и прочего. Только так. Потому что неправильным лекарством можно убить человека, а можно исцелить.

В деле применения церковного Устава также должно быть что-то подобное.

Да, в идеале человек, готовящийся ко причастию, должен прийти к началу Божественной литургии. До возгласа «Благословенно Царство…» Существуют различные мнения по поводу опоздавших. Нельзя причащаться, если пришел: после упомянутого возгласа; после пения третьего антифона или, как его называют в народе, «Блаженств»; после чтения Апостола и Евангелия; если опоздал к Херувимской песни.

Но вот вам случаи из жизни.

Священник едет на престольный праздник храма, названного в честь его небесного покровителя. Зима, гололед, слякоть. Машина съезжает с дороги, переворачивается, становится, что называется, «руба», потом Божьим чудом опускается тихо снова на колеса.

Еще какое-то время батюшка, матушка и еще один пассажир вытаскивают автомобиль из грязи. В итоге опаздывают к началу службы. У матушки предынфарктное состояние, батюшка трех слов сказать не может от шока.

Что им делать: не причащаться? Но если они готовились, проехали километров пятьдесят по страшной тяжелой дороге с риском для жизни. Разве можно у них отнять это Святейшее Утешение в Теле и Крови Христовых?

Старик, перенесший несколько инсультов, находится в тяжелейшем состоянии, сосед после полуночи ухаживает за ним несколько часов, а потом просыпает почти половину ранней церковной службы, но все же прибегает на нее.

Что делать в таком случае? Ведь Господь явственно говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Если он исполнил то, что говорил Спаситель, имеем ли мы право не допустить человека к Нему?

Обратите внимание

Молодая мама, два ребенка: один – грудной, второму нет еще и восьми. Готовилась к причастию и детей готовила. С утра еле чад собрала, выслушав плач, рыдания, крики. Идет в храм. Старшенький за руку держится, грудная на руках. А рука отваливается и болит, ведь дочка уже тяжеленькая. Пока собирала детей, опоздала на службу. Как ей быть в таком случае?

Потому, конечно же, каждый случай индивидуален. И применять то или иное правило Устава нужно очень-очень осторожно. В Церкви, как и в медицине, мне кажется, одним из главных правил есть «Не навреди!»

Также, думается мне, одного сильно не хочет видеть Господь в человеке, приступающем к Святым Тайнам – теплохладности.

«…Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну Тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).

Мне кажется, нельзя причащаться с мыслями типа: «Я почти безгрешен, больших грехов не сделал, никого не убил и пр.» или «Ну, пойду причащусь…» с ленцой, по привычке. Это убийственно для души. Кстати говоря, в этом тоже есть что-то фарисейское, формальное.

Но если я, священник, вижу сердце человека, раскрывающегося навстречу Господу, как цветок навстречу солнцу, и его душа, словно путник, страдающий от жажды в пустыне, который наконец-то увидел живительную спасительную влагу в Чаше Христовой – в этом Божественном оазисе, то кто я такой, чтобы не пустить эту душу к Нему?

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (261) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2016/10/20/mozhno-li-pravoslavnomu-xristianinu-prichashhatsya-esli-on-opozdal-na-liturgiyu/

Советы начинающим

№2 (118) / 8 января ‘00

Азы православия

КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ

В обязанности христиан входит посещение храма в воскресные дни, включая Всенощное бдение накануне, и в праздники. Установление и соблюдение церковных праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере и через покорность и благоговение к Богу приносят душе покой и радость.

«К службе церковной непременно должен ходить… — увещевал преподобный Амвросий Оптинский. — …будешь ходить, здоров и трезвеннее будешь».

«Верный признак омертвения души, — говорил другой Оптинский старец, преподобный Варсонофий, — уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».

ОБ ОДЕЖДЕ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ХРАМ

Храм — это дом Божий, и подобно тому как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Одежда наша должна быть пристойной и опрятной.

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, или косынкой, или шарфом.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

КАКИЕ МОЛИТВЫ ЧИТАЮТСЯ ПЕРЕД ПОСЕЩНИЕМ ХРАМА

На пути в церковь есть обычай читать молитву: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в строев Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Суди им Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя Господи. И да возвеселятся вcи уповающи на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника. Господи, яко оружием благоволения венчал ecи нас.

Кроме этой молитвы можно читать и другие песнопения, 50-й и 90-й псалмы, воспоминать священные события, которые празднует Церковь в данный день.

Также, по советам Святых Отцов, по дороге в храм читают «Богородице Дево, радуйся…» и молитву Иисусову.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, ВСТРЕЧАЮЩИМИ ВАС ПЕРЕД ХРАМОМ

Важно

При виде нищих вспоминайте прежде всего о том, что Христос Господь наш и Святые Отцы учат и, можно сказать, просят нас о том, чтобы мы подавали бедным. Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого.

«Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), — говорит святой Августин, — не будет сам накормлен Христом?» Ведь в глазах Самого Господа и мы должны выглядеть, по грехам нашим, куда страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие милостыней.

Не следует и искушать (смущать) себя мыслью о том, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела.

Ваше дело в данном случае — проявить милосердие, невзирая на лица, с легкостью сердца.

Если же видите, что перед вами нищие, все средства употребляющие на пропой, ссудите их не деньгами, а продуктами: дайте яблоко, печенье, конфет, хлеба и т. д.

Когда преподобного Амвросия спрашивали, зачем он подает пропойцам, он отвечал: чтобы спасти их еще от одного греха — воровства.

КАК ПРАВИЛЬНО ВХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова осеняют себя крестным знамением. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей, но не мешая другим входящим, и сотворить три поклона с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. — Поклон.

Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. — Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! — Поклон.

Затем можно прочитать молитвы:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй! (Трижды.) Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, — подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и становятся на службу с благоговением и страхом Божиим.

По отпусте (окончании) службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь, с такими же поклонами и отпустом. Приходить в храм следует за десять — пятнадцать минут до начала Богослужения. Этого времени бывает обычно достаточно, чтобы подать записки, отдать пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам.

ЕСЛИ ВЫ ОПОЗДАЛИ НА БОГОСЛУЖЕНИЕ

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Совет

Если хотите поставить свечку — приходите до начала службы либо поставьте свечи на ближайший подсвечник. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

И последнее. Свечи нужно приобретать только в том храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные за стенами храма, тем более нецерковные, и ставить эти свечи перед иконами — не следует.

МОЖНО ЛИ УХОДИТЬ ИЗ ХРАМА ДО ОКОНЧАНИЯ СЛУЖБЫ?

Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености — вычеркивал.

Итак, если придется выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, — помните, что уходить с Богослужения без крайней необходимости — грех перед Богом.

Благочестивые христиане просят за это прощения у Господа и исповедуются в этом грехе на исповеди священнику.

Читайте также:  Усть-медведицкий спасо-преображенский монастырь в городе серафимович

Особо старайтесь не выходить из церкви во время Литургии, по крайней мере до пения «Отче наш…»

Источник: https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at25355

Правила поведения в церкви — как правильно вести себя в храме

Для человека, который входит в храм впервые, все кажется непонятным, загадочным — сколько раз надо перекреститься, куда поставить свечи, как обращаться к окружающим? Действительно, в церкви существуют особенные правила поведения. Их следует знать перед тем, как войти под священные своды — во-первых, чтобы самому ощущать себя уверенно, во-вторых, чтобы никому не мешать во время службы.

Внешний вид

Многие слышали, что женщина должна входить в церковь, покрыв голову платком. На подобных головных уборах уже выросла целая индустрия.

На самом деле, правило касается только замужних женщин, не относится к девицам и детям. Просто современность внесла в древнюю традицию собственные коррективы.

Однозначно, надо покрыть голову, чтобы не навлекать на себя гнев «бабушек». Лучше пожертвовать собственным удобством, но не провоцировать конфликт.

Для женщин в церкви существуют и другие правила поведения.

  • Не принято носить брюки. Если вы заходите попутно просто поставить свечу, главное — накинуть платочек. Нарекания могут вызвать только модели брюк с заниженной талией, когда торчит обнаженный пупок. В таком виде могут даже попросить выйти. Однако, если сознательно собираетесь на службу, приобретите длинное платье или юбку, лучше «в пол». Храм — не место для демонстрации достоинств фигуры или модных тенденций.
  • Следует избегать также кофточек с открытыми плечами, декольте. Нехорошо соблазнять своим видом. Кстати, если вы называете себя христианкой, грех одеваться подобным образом и в повседневной жизни, затем выкладывать фото в полуобнаженном виде в социальных сетях. Это проявление гордыни, также такое поведение провоцирует на греховные мысли других людей.
  • Не следует слишком густо красить брови, ресницы, тем более — губы, ведь верующие прикладываются к иконам, кресту. Кто-то потом должен стирать за вами отпечатки помады со святыни, разве это приятно?
  • Обильно душиться тоже нежелательно — возможно, не всем понравится продолжительное время вдыхать аромат вашего парфюма. К тому же в церковь часто ходят люди со слабым здоровьем, дети — у кого-то из них может быть аллергия на запахи.

Чтобы вести себя в церкви правильно, надо подумать — для чего вы туда идете? Искать жениха, демонстрировать свою красоту или молиться? Тогда многие вопросы отпадут сами собой.

Мужчинам при входе в церковь надо снять шапку. Внешний вид должен быть опрятным и приличным — многие приходят на службу в лучшем костюме. Тренировочные брюки, майки, тем более прозрачные — неуместны.

Следует побриться, перед входом в храм не надо курить. Нельзя являться в церковь в пьяном виде.

К священнослужителям и прочим присутствующим следует относиться уважительно, если это не так — то наверное не стоит и заходить.

Как вести себя на службе

Богослужение поначалу кажется очень путанным и длинным. Чтобы разобраться в нем, можно читать специальную литературу, посещать катехизаторские курсы при храме. Правила же поведения довольно простые.

Главное — избегать разговоров, не переходить с места на место. Нельзя опаздывать, во время службы ставить свечи и подходить к образам не принято. Записки подаются заранее.

Где стоять — особой роли не играет. Раньше мужчины и женщины стояли во время службы отдельно, сейчас такого правила нет. Если пришли впервые — пройдите туда, где находятся другие мужчины.

Со временем начнете лучше ориентироваться.

  • При храмах обычно нет раздевалок. Если есть — оставьте верхнюю одежду там, только выньте ценные вещи, деньги и ключи из карманов — в церковь воришки тоже заходят, для некоторых людей нет ничего святого. Очень дорогие шубы не следует оставлять без присмотра — стойте в ней, либо возьмите сумку, куда поместится одежда, поставьте рядом с собой.

Во время литургии хором принято петь Символ веры и Отче наш, надо выучить тексты этих молитв наизусть. Сидеть в церкви не принято.

Однако, если устали или стало плохо, то можно выйти, глотнуть свежего воздуха, размять ноги, потом потихоньку вернуться. Если вы больны, возьмите с собой лекарства — в церквях не дежурят медики.

Те, кто не может продолжительное время стоять, вполне могут сидя слушать службу.

Утренняя и вечерняя служба

Причастие совершается за Литургией, она проводится утром. Если запели хором молитвы — значит, скоро оно начнется, пора готовить детей. Родители с младенцами подходят к Чаше первыми. Затем дети постарше, потом все остальные.

Если вас пропускают — проходите, на надо устраивать соревнования «кто добрей». Молча поклонитесь и пройдите. Кстати, в православной церкви принято приветствовать знакомых именно так.

Разговоры и бурный обмен новостями следует отложить на потом.

Если служба накануне причастия, вечером обычно проходит исповедь, делается это в порядке живой очереди. Перед тем, как подойти к священнику, принято кланяться другим прихожанам со словами: «Простите меня». Люди поклонятся в ответ.

Обратите внимание

Правила поведения в церкви хотя не исключают обычной вежливости, все же отличаются от общепринятых.

Прощаясь с человеком, например, принято говорить не «до свидания», а желать «Ангела хранителя», чтобы человек благополучно добрался домой.

Перед выходом из храма принято подходить к образам, совершать поклоны у праздничной иконы. Поклоны могут быть поясными (чаще всего), или земными — во время Великого поста. Если сомневаетесь, посмотрите как выходят другие и делайте также.

Взаимодействие с духовенством

В церкви особое отношение к священникам. У них принято брать благословение. Перед уходом также подходят под благословение. Необязательно подходить к каждому батюшке, если их много. Достаточно сложить руки на груди, поклониться со словами: «Благословите, честные отцы». Если в храме находится архиерей, то благословляются только у него, остальным лишь кланяются.

Обычно все духовенство выходит перед встречей архиерея, а в таком случае не принято нарушать благочиние в храме, выберите другое время, чтобы побеседовать со своим духовником. У архиерея личное благословение берут после службы, когда он выйдет из алтаря. Все делают это по-разному, если вас не заметили, обижаться не стоит — благодать Божия вас не минует.

  • В епархиальном управлении можно записаться на прием, если имеется конкретное дело. Правила поведения в церкви допускают обращение к Епископам — «Владыка».
  • Вместо обычного приветствия следует сказать: «Благословите», сложить ладони одна на другую, правая должна быть сверху. Потом принято прикладываться к руке в знак почтения не к личности священнослужителя, а к Богу, от которого он получил священный сан.
  • Некоторые священники сами не дают лобызать руку, возлагая ее на голову своих духовных детей. И в таком случае благословение считается полученным.

Находясь в церкви, можно беседовать со священником о приходских делах. Если дело серьезное, вас могут пригласить в кабинет. Духовные же вопросы принято обсуждать на исповеди. Православных священников в глаза принято называть «отец», сами они должны именовать себя «иерей», «протоиерей».

  • Правила поведения строго запрещают кокетство с духовными лицами. За подобное наказать могут самого священника, вплоть до извержения из сана. Не принято интересоваться и подробностями личной жизни батюшки — кто его жена, сколько у них детей, где они живут, какую зарплату получают и т.п. Это неприлично. Все, что вам необходимо знать, священник скажет сам.

Обычно за тем, как соблюдаются правила поведения, в церкви следят дежурные. Не надо обижаться, если церковница подходит и о чем-то просит. В православной церкви не принято никого тревожить зря. Со временем вам и самим станет понятно, как правильно вести себя в церкви. До того времени следует проявить терпение и внимание. Благослови вас Господь!

Правила поведения в церкви

Правила поведения в церкви — как правильно вести себя в храме was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Правила обрядов
  4. /
  5. Правила поведения в церкви…

Загрузка…

Источник: https://bogolub.info/pravila-povedeniya-v-cerkvi/

Что делать в храме (в церкви) Православие простыми словами

Что делать в храме если служба не идет.

Моё сугубо личное мнение, что в первый раз в храм лучше идти не во время службы. Это поможет ориентироваться в храме, спокойно рассмотреть иконы, куда ставить свечи и вообще побыть наедине самим с собой и Богом.

Если службы нет, можно подойти к центральной иконе, два раза перекреститься и поцеловать ее нижнюю часть, затем опять перекреститься.

Что делать в храме во время службы?

Записки подаются до начала литургии. — нельзя отпускать замечания, смеяться, фотографировать или вести видеосъемку, жевать жевательную резинку либо есть. — Запрещено говорить по телефону, пока вы находитесь в церкви.

— Когда священник во время чтения осеняет вас крестом, Евангелием и образом, надо кланяться.

— По древнему обычаю, в церкви положено мужчинам стоять на правой стороне, а женщинам на левой. Прохода от главных дверей к Царским вратам никто не занимает.

— Что делать в храме если вы опоздали к началу богослужения? Нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то это будет неуважением к святыне, помешает молиться другим и может стать причиной их греха осуждения.

— Не нарушайте тишину. Если вы увидели знакомых, то поздоровайтесь с ними молчаливым поклоном

— Самое простое и главное что делать в храме: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся – креститесь вместе с ними, кланяются – кланяйтесь тоже.

Каждый поклон или крестное знамение совершается в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей. Обычно большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой.

Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать их, стремясь показать свою либеральность или независимость от правил.

— Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, а при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься во время каждения не следует

— Склонять голову принято и в те моменты, когда открывают или закрывают царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием, а также после слов «Главы ваши Господеви преклоните».

— При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных людях вроде нас.

— В момент выноса чаш со святыми дарами из алтаря (перед причастием) нужно совершить земной поклон. — В праздничные и воскресные дни земные поклоны делать не положено, не совершают их и после причастия (до самого вечера). В эти дни делаем поясные поклоны.

— Нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»).

— Молиться в храме положено стоя, но по причине немощи, болезни, или сильного утомления можно и сидеть.

— Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять

— По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
— Выходя из храма, следует трижды перекреститься и поклониться.

– Следует запомнить, что когда священнослужитель во время службы осеняет вас крестом, образом, святой Чашей или Евангелием, принято креститься и кланяться.

 Только креститься следует при словах: «Господи, помилуй»; «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу»; «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» Только склонять голову, не крестясь, надо, когда священник осеняет свечой, кадит или благословляет рукой.

Источник: http://vcerkvi.ru/idet-sluzhba.html

Ссылка на основную публикацию