Как православные приветствуют друг друга?

Как приветствовать друг друга

Поиск Лекций

Протоиерей Андрей Устюжанин

Традиции христианской нравственности

“Правила хорошего тона” – нужны ли они православному человеку? Мы растратили так много исторических традиций, вековых обычаев, установлений, веками сложившихся на основании норм христианской нравственности, что теперь нередко можно встретить мнение, что православному свод правил поведения вроде и ни к чему – были бы, дескать, вера, благочестие, смирение, поскольку Бог смотрит не на манеры, а на сердце…

Против последнего трудно возразить. Но: нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается. Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру…

Можно ли говорить, скажем, о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты, но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого “нецерковного” человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость – христианин, соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий “дурной тон” в отношениях с людьми вне церковной ограды?

Будучи основаны на христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета, в отличие от светского, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но путями утверждения души в Боге.

Та же вежливость, к примеру, может помочь стяжать и любовь к ближнему, и смирение – поскольку принуждая себя к сдержанности и обходительности с теми, кто нам неприятен, мы учимся почитать образ Божий в каждом человеке…

Обратите внимание

Конечно, трудно предусмотреть и регламентировать все случаи жизни. Да это и не нужно.

Человек, искренне желающий жить по Заповедям Божиим, просящий помощи Божией и благословения во всех затруднительных случаях, будет иметь определенные жизненные, духовные ориентиры, как вести себя с другими людьми в самых разных ситуациях.

Попробуем вместе с вами разобрать некоторые правила православного этикета, если их можно так назвать, чтобы они стали ориентиром для тех, кто действительно хочет вести себя с ближними по-христиански.

В жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место и все начиналось – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и все завершалось молитвой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос, когда он успевает молиться, ответил, что он не представляет, как можно жить без молитвы.

Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: “Господи, благослови!” – убережет от многих недобрых дел и размолвок.

Бывает, начиная дело с самыми лучшими намерениями, мы безнадежно портим его: обсуждения домашних проблем кончаются ссорой, намерение вразумить ребенка – раздраженным криком на него, когда вместо справедливого наказания и спокойного объяснения, за что получено наказание, мы “срываем злость” на своем чаде. Такое случается от самонадеянности и забвения молитвы. Всего несколько слов: “Господи, вразуми, помоги, дай разум творить волю Твою, научи, как вразумить чадо…” и т. д. дадут вам рассуждение и пошлют благодать. Просящему дается.

Совет

Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке – ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы – и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному.

От всего сердца помолитесь: “Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)… [имя] и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения”. Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придет просить прощения.

Важно

Но прощать обиды надо от всей души, держать же зло в сердце, досадовать и раздражать себя причиненными неприятностями нельзя никогда.

Лучший способ погасить последствия размолвок, недоумений, обид, которые в церковной практике называются искушениями, это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто в мирском понимании виноват, а кто прав. Сердечное и смиренное: “Прости, брат (сестра)”, – сразу умягчает сердца.

В ответ обычно говорится: “Бог простит, ты меня прости”. Вышесказанное, разумеется не повод распускать себя. Далека от христианства ситуация, когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: “Прости меня, Христа ради”…

Такое фарисейство именуется смиреннословием и ничего общего с истинным смирением и любовью не имеет.

Бич нашего времени – необязательность. Разрушающая многие дела и планы, подрывающая доверие, вводящая в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово – признак нелицемерной любви к ближнему.

При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту.

Проверьте себя: нет ли у вас привычки многословно и возбужденно рассказывать о своем “духовном опыте”, что свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с ближними.

Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону – старайтесь не говорить без особой нужды.

Совет

Входя в дом, надо сказать: “Мир вашему дому!”, на что хозяева отвечают: “С миром принимаем!” Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: “Ангела за трапезой!”

За все принято тепло и искренне благодарить ближних: “Спаси Господи!”, “Спаси Христос!” или “Спаси тебя Бог!”, на что положено ответить: “Во славу Божию”. Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: “Благодарю вас!” или “Я от всей души вам благодарен”.

Как приветствовать друг друга

В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки “привет”, “чао” или “пока” выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях.

За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: “Христос посреди нас!”, слыша в ответ: “И есть, и будет”. Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуя друг у друга правую руку. Правда, слова приветствия священников могут быть и иными: “Благослови”.

Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: “Христос Воскресе, радость моя!” Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни – до Вознесения Господня (то есть на протяжении сорока дней): “Христос Воскресе!” и слышат в ответ: “Воистину Воскресе!”

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: “С праздником!”

При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече принято троекратно целоваться в щеки – женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.

Из монастырей пришел в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: “Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить “Аминь”. Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям.

Обратите внимание

Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: “Благословите!” – причем не только священника. И если батюшка в таких случаях отвечает: “Бог благословит!”, то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: “Благословите!”

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами “Ангела-хранителя тебе!”, перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: “Храни тебя Господь!”.

Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: “С Богом!”, “Помощи Божией”, “Прошу твоих святых молитв” и тому подобное.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s14283t3.html

Рождественское приветствие Филарета: Христос воскресе!

Традиция по-особому приветствовать друг друга в Рождество пока не прижилась среди православных христиан Беларуси, однако знакомые всем слова священника «Христос воскрес!» в этот день звучат весьма неожиданно.


Именно так обратился к верующим митрополит Филарет 8 января на встрече с воспитанниками детских домов и интернатов, которая состоялась в рамках проекта «Рождественская елка — наши дети».

И хотя пришедшие в Свято-Духов кафедральный собор верующие бодро отвечали митрополиту «Воистину воскрес!», уместность таких приветствий в Рождество вызвала у белорусов вопросы.

Среди священников, однако, нет однозначного мнения, стоит ли христосоваться в Рождество.

К примеру, украинский епископ Олег Ведмеденко в своей статье о христианских приветствиях , что в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим его!» — звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» — «В реке Иордане!» И на Пасху: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!».

Белорусские священники в один голос говорят, что в нашей стране не укрепилась традиция рождественских приветствий, но некоторые фразы священники используют в своих службах.

Так, отец Павел Сердюк отмечает, что в нашей стране на Рождество обычно и вовсе говорят «Здравствуйте», однако есть западноукраинское приветствие, похожее на пасхальное: «Христос родился!» — «Бог воплотился!» или «Христос родился!» — «Славим его!».

Еще один православный священник — отец Михаил — пояснил Naviny.by, что рождественское приветствие произносится, как правило, только в конце службы, а не постоянно, как во время пасхального богослужения. Однако фраза «Христос воскрес!», по его словам, говорится только на Пасху.

Отец Михаил полагает, что, сказав «Христос воскрес!», Филарет мог просто оговориться, ненарочно, поскольку эта фраза более традиционная и привычная. Однако пресс-секретарь Минского Епархиального управления, протоиерей Сергий Лепин уверен, что никакой ошибки в словах митрополита нет.

«Серафим Саровский христосовался каждый день, независимо от времени года. Митрополит, наверное, от избытка чувств решил поприветствовать людей этим словом, хотя это не рождественское приветствие, — отмечает Сергий Лепин. — Иногда так бывает: в минуту особого восторга люди приветствуют друг друга пасхальным возгласом».

По словам Павла Сердюка, каждый воскресный день в церковном календаре — «это так называемая малая пасха», когда «все чтения молитв и отрывков из Священного писания сосредоточены на рассказе о реальности факта воскресения Христа из мертвых».

«Пасхальная тема проходит красной нитью через всю жизнь христианина. Это ядро нашей веры, поэтому Воскресение Христово определяет нашу жизнь, нашу веру, нашу надежду», — говорит отец Павел.

Он также считает, что Филарет похристосовался на Рождество осознанно, и это не было оговоркой:

«Праздник Рождества Христова и Воскресения Христова очень тесно связаны, и даже структура рождественского богослужения похожа на структуру богослужений Страстной Седмицы.

Важно

В отпевке Рождества Христова есть не только радостный момент, но и момент драмы самого Бога, который, мы говорим, небеса преклонил и сошел к людям. Это означает, что Творец добровольно вмещает себя в рамки созданного им мира. Это умаление, уничижение Бога.

Плюс Рождество — это событие, которое полагает начало тому пути, которым Иисус Христос прошел свою земную жизнь, это путь к кресту Голгофы и к воскресению».

Источник: https://naviny.by/rubrics/society/2013/01/09/ic_articles_116_180457

Традиции христианской нравственности | Cайт благочиния Ичалки

Протоиерей Андрей Устюжанин

Традиции христианской нравственности

«Правила хорошего тона» – нужны ли они православному человеку? Мы растратили так много исторических традиций, вековых обычаев, установлений, веками сложившихся на основании норм христианской нравственности, что теперь нередко можно встретить мнение, что православному свод правил поведения вроде и ни к чему – были бы, дескать, вера, благочестие, смирение, поскольку Бог смотрит не на манеры, а на сердце…

Против последнего трудно возразить. Но: нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается.

Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру… Можно ли говорить, скажем, о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты, но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого «нецерковного» человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость – христианин, соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий «дурной тон» в отношениях с людьми вне церковной ограды?

Читайте также:  Молитва задержания зла старца пансофия афонского

Будучи основаны на христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета, в отличие от светского, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но путями утверждения души в Боге.

Та же вежливость, к примеру, может помочь стяжать и любовь к ближнему, и смирение – поскольку принуждая себя к сдержанности и обходительности с теми, кто нам неприятен, мы учимся почитать образ Божий в каждом человеке…

Конечно, трудно предусмотреть и регламентировать все случаи жизни. Да это и не нужно.

Человек, искренне желающий жить по Заповедям Божиим, просящий помощи Божией и благословения во всех затруднительных случаях, будет иметь определенные жизненные, духовные ориентиры, как вести себя с другими людьми в самых разных ситуациях.

Попробуем вместе с вами разобрать некоторые правила православного этикета, если их можно так назвать, чтобы они стали ориентиром для тех, кто действительно хочет вести себя с ближними по-христиански.

В жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место и все начиналось – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и все завершалось молитвой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос, когда он успевает молиться, ответил, что он не представляет, как можно жить без молитвы.

Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» – убережет от многих недобрых дел и размолвок.

Бывает, начиная дело с самыми лучшими намерениями, мы безнадежно портим его: обсуждения домашних проблем кончаются ссорой, намерение вразумить ребенка – раздраженным криком на него, когда вместо справедливого наказания и спокойного объяснения, за что получено наказание, мы «срываем злость» на своем чаде. Такое случается от самонадеянности и забвения молитвы. Всего несколько слов: «Господи, вразуми, помоги, дай разум творить волю Твою, научи, как вразумить чадо…» и т. д. дадут вам рассуждение и пошлют благодать. Просящему дается.

Совет

Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке – ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы – и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному.

От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)… [имя] и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения». Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придет просить прощения.

Важно

Но прощать обиды надо от всей души, держать же зло в сердце, досадовать и раздражать себя причиненными неприятностями нельзя никогда.

Лучший способ погасить последствия размолвок, недоумений, обид, которые в церковной практике называются искушениями, это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто в мирском понимании виноват, а кто прав. Сердечное и смиренное: «Прости, брат (сестра)», – сразу умягчает сердца.

В ответ обычно говорится: «Бог простит, ты меня прости». Вышесказанное, разумеется не повод распускать себя.

Далека от христианства ситуация, когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: «Прости меня, Христа ради»… Такое фарисейство именуется смиреннословием и ничего общего с истинным смирением и любовью не имеет.

Бич нашего времени – необязательность. Разрушающая многие дела и планы, подрывающая доверие, вводящая в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово – признак нелицемерной любви к ближнему.

При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту.

Проверьте себя: нет ли у вас привычки многословно и возбужденно рассказывать о своем «духовном опыте», что свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с ближними.

Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону – старайтесь не говорить без особой нужды.

Обратите внимание

Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!», на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»

За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».

Как приветствовать друг друга

В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях.

За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуя друг у друга правую руку. Правда, слова приветствия священников могут быть и иными: «Благослови».

Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни – до Вознесения Господня (то есть на протяжении сорока дней): «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!»

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!»

При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече принято троекратно целоваться в щеки – женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.

Из монастырей пришел в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям.

Важно

Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» – причем не только священника. И если батюшка в таких случаях отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!».

Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

Как обращаться друг к другу

Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь или наш эгоизм, пренебрежение к человеку.

Дискуссии 70-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения: «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка» – вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу.

Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе.

Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем бескультурье. Еще хуже вызывающе-пренебрежительное «эй, ты!» или «эй!».

Но, согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств.

Совет

Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» – оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа.

Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение все же носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту – о чем можно искренне пожалеть.

Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» – к девушке, к женщине.

К замужним женщинам можно обратиться «матушка» – кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери.

Сколько тепла и любви в нем: «матушка!» Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмет ведро, молча принесет воды…» Жен священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».

К юноше, мужчине можно обратиться «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту: «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет несколько фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» – великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец». Монахи нередко называют друг друга «отче».

Источник: http://ichalki-blagovest.ru/?p=1268

Здравствуйте! … и до свидания! По-православному

 Как принято у православных приветствовать друг друга и расставаться.

Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают:

«С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им:

«Ангела за трапезой!» За всё принято тепло и искренне благодарить

ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на

что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы

считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно.

            В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и

особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с

ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят

глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. (Кстати, и

сегодняшнее “Здрасть!” – тоже некрасиво, оно часто выражает поспешность,

нежелание здороваться, а вот благоодарственное и полное “Здравствуйте!”

гораздо вежливее и теплее). За века христиане выработали особые формы

приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос

посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг

друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в

щёку и целуя друг у друга правую руку. Впрочем, священники могут

приветствовать друг друга и так: «Благослови». Прп.Серафим Саровский

обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!»  

Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни

  — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос

воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».

             В воскресные и праздничные дни у православных принято

приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».

При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку

одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече

троекратно целоваться в щёки — женщинам с женщинами, мужчинам с

мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот

обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное

 взаимное
                        лобызание в плечи, по-монашески.

 Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай

просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами

Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При

этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить:

«Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди

православных, едва ли оно применимо к мирским людям… Монастырские

корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не

только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то

Читайте также:  Молитва святому николаю чудотворцу о помощи в работе и делах

мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также:

«Благословите!»

         Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами:

«Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела

Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!»

Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С

Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

А митр. В. Федченков даже рассказывал случай, когда он решил переплыть

озеро, но вдруг силы иссякли, он мог утонуть и какая-то неведомая сила

подхватила его и донесла до берега – лишь потому, что когда он входил в

воду, один старичок сказал ему: “С Богом!”, т. е. ласковое пожелание спасло

ему жизнь, придало благодатных сил. Поэтому православное приветствие –

не просто приветствие, но и своеобразная молитва за других.

Иеромонах  Лаврентий

источник

Источник: https://subscribe.ru/group/tyi-super/7667970/

Как православные приветствуют друг друга на праздник Крещения Господня?

19 января Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост. Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви.

Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы».

Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Приветствую всех Православных!Мои поздравления с наступлением Великого Праздника — Крещения Господня! День Крещения Господня называется также Богоявлением, так как, согласно Евангелию, в момент крещения Иисуса в водах Иордана Бог был явлен в трех своих ипостасях – Отца, Сына и Святого Духа. Существует уже сложившаяся традиция купаний на Крещение, когда православные верующие троекратно с молитвой и крестясь погружаются в прорубь, то есть в Иордань. В этот день все православные набирают Святой водицы на целый год.

Подробнее: GoldVoice.club

 19 января по новому стилю Православная Церковь отмечает Крещение Господне. Этот праздник не менее популярен в народе, чем Рождество и Пасха. За освященной водой зачастую идут в храм даже неверующие. Освященная вода порой заслоняет собой в человеческом восприятии главное Действующее Лицо праздника — Господа Иисуса Христа.

Подробнее: pravoslavie.

by

Перед Вами интересный и праздничный выпуск детского ежедневного календаря, который состоит из следующих публикаций: Дорогие родители и дети, праздник Крещения Господня весьма значим для русского народа! За Крещенской водой выстраиваются километровые очереди, ибо эту великую святыню можно получить лишь раз в году — 18 и 19 января. Ну и конечно, по старинной традиции, многие люди купаются в иордани (Крещенская прорубь в водоеме), как Вы видите на картине ниже:

19 января православные христиане отмечают праздник Крещения Господня, который в России завершает праздничные святочные дни от «звезды», то есть Рождества Христова, и до «воды» — крещенского ее освящения. Что означает этот праздник, откуда появился и как его принято отмечать?

Подробнее: PodPrazdnik.ru

Как православные приветствуют друг друга на праздник Крещения Господня?Существуют ли какие-либо требования, предъявляемые православной церковью к приветствиям на этот праздник, или давно утвердившиеся традиции? Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert или скопируйте готовый код:

Посещение храма, как правило, требует предварительной подготовки. Так, прежде чем войти в него, необходимо иметь соответствующий душевный настрой.

Обратите внимание

В храме также нужно вести себя так, чтобы невольно не оскорбить чувств верующих. В прошлом существовало правило обязательно ходить в баню накануне посещения церкви.

Сейчас этот совет излишен, так как, благодаря удобствам, все имеют возможность соблюдать правила гигиена.

Источник: http://www.chsvu.ru/kak-pravoslavnye-privetstvuyut-drug-druga-na-prazdnik-kreshheniya-gospodnya/

Мир Вам

Как православные приветствуют друг друга

ПодробностиАвтор: Super UserКатегория: Основы Опубликовано: 28 Январь 2018 Просмотров: 100

Источник http://ikona-i-molitva.info/kak-pravoslavnye-privetstvuyut-drug-druga/

Не редко встречая православного верующего мы слышим такие слова: «Мир вашему дому», «Христос посреди нас» или «Спаси тебя Бог». Но не каждый понимает их значение. Так, как и во всех сферах жизни в православии существует определенные правила этикета. Они, как ни странно, имеют отличие от светских.

Православный этикет

Основные правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога. Вот основные из них:    Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения.  Более того ее также нужно читать при начале и окончании любого дела.

Именно она определяет отношение конкретного человека к близким и семье.    Произнося «Господи благослови» это хорошая привычка, которая обеспечит защиту от злых помыслов и недобрых дел.

    Если вы пришли в гости, то по этикету верующего необходимо сказать: «Мир вашему дому», в ответ владельцы дома отвечают «С миром принимаем».    А когда все садятся за обеденный гостевой стол то обязательно желают друг другу «Ангела за трапезой».

    При случайной встрече на улице принято приветствовать ближнего словами «Христос посреди нас» в ответ отвечают «И есть и будет».

Такие простые приветствия помогают каждому человеку укрепится в вере и жить с Богом в сердце.

Господь всегда с Вами!

Источник http://ikona-i-molitva.info/chto-znachit-rab-bozhij-v-pravoslavii/

Почему говорят раб Божий

В церковном обиходе есть разнообразные обряды, таинства, которые очень часто используются и мы уже привыкли к ним. Также как и некоторые церковные слова становятся для нас настолько привычными, что мы порой даже не задумываемся об их значении.

Так возникает много противоречий по поводу использования такого выражения как «раб Божий». Некоторые считают, что такое высказывание унижает человеческое достоинство.

Но прежде чем делать поспешные выводы стоит разобраться почему называют рабами Божьими прихожан.

Важно

Для того, чтобы уйти от обид и оскорблений, не стоит заимствовать юридические или социальные понятия и переносить их на трактовок высшей реальности.

Наша духовность должна быть свободна от мирских представлений. Основная цель Господа – это привести всех к вечной жизни.

Если человеческая природа повреждена грехом, то он должен не только верить в Бога, но и полностью и всецело следовать его благой воле.

Именно в Священном Писании о таком человеке говорится, что если он отказался от своих греховных помыслов и поступков и предался спасительной воли Господа, то он именуется «рабом Божьим». В библейских текстах такое название несет почетный характер.

Есть несколько толкований, что означает раба Божья или раб Божий:

  1. В Иудее слово «раб» не несло в своем контексте уничижительного значения. Оно просто означало работника.
  2. Главная задача Господа – это желание нам только благ и привести нас к совершенству. Именно подчинение его воли не имеет в себе ничего унизительного.
  3. Эмоциональная составляющая данной фразы должна обращать наше внимание на степень доверия к Господу и нашей верности ему. Мы не должны обращаться к нему только при необходимости и в тяжелые времена.
  4. Необходимо также вспоминать об исторических особенностях того времени, когда существовал рабовладельческий лад. Были только рабы и их наемники. Но в данном случае «раб» — это не бесправное существо.
  5. Почему раб Божий, а не сын Божий? Считают, что отношения Господа и человека должны пройти определенные стадии развития: раб, наемник и сын. Такая классификация встречается еще в притче о блудном сыне.

Как объясняет церковь 

Многие священнослужители говорят о том, что ударение в фразе «раб Божий» стоит ставить на второе слово. Если Вы относитесь к Господу, значит ничьим больше быть не можете. Стать рабом божьим означает обрести невероятную свободу. «Рабство» Господу считают также большей мерой свободы, чем рабство над своими страстями и стереотипами.

Так что не нужно придавать особого значения таким изречениям. Самое важное – это вера в Господа и следование заповедям Господним.

Господь всегда с Вами!

Источник: http://feat.1gb.ru/index.php/purpose/357-kak-pravoslavnye-privetstvuyut-drug-druga

Как вести себя православному человеку

№19 (160) / 8 июля ‘01

Проповедь

В жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место, и все начиналось -каждое утро и любое дело — с молитвы, и все завершалось молитвой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос, когда он успевает молиться, ответил, что он не представляет, как можно жить без молитвы.

Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» — убережет от многих недобрых дел и размолвок.

Бывает, начиная дело с самыми лучшими намерениями, мы безнадежно портим его: обсуждения домашних проблем кончаются ссорой, намерение вразумить ребенка — раздраженным криком на него, когда вместо справедливого наказания и спокойного объяснения, за что получено наказание, мы срываем злость на своем чаде. Такое случается от самонадеянности и забвения молитвы. Всего несколько слов: «Господи, вразуми, помоги, дай разум творить волю Твою, научи, как вразумить чадо…» и т. д. — дадут вам рассуждение и пошлют благодать. Просящему дается.

Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке — ведь ему еще тяжелее, чем вам — на его душе грех обиды, может быть, клеветы — и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжелобольному.

От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою) … (имя) и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения». Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче прийти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придет просить прощения.

Но прощать обиды надо от всей души, держать же зло в сердце, досадовать и раздражать себя причиненными неприятностями нельзя никогда.

Лучший способ погасить последствия размолвок, недоумений, обид, которые в церковной практике называются искушениями, — это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто в мирском понимании виноват, а кто прав. Сердечное и смиренное «Прости, брат (сестра)» сразу умягчает сердца.

Совет

В ответ обычно говорится: «Бог простит, ты меня прости». Вышесказанное, разумеется, не повод распускать себя.

Далека от христианства ситуация, когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: «Прости меня, Христа ради»… Такое фарисейство именуется смиреннословием и ничего общего с истинным смирением и любовью не имеет.

Бич нашего времени — необязательность. Разрушающая многие дела и планы, подрывающая доверие, вводящая в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово -признак нелицемерной любви к ближнему.

При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту.

Проверьте себя: нет ли у вас привычки многословно и возбужденно рассказывать о своем «духовном опыте», что свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с ближними.

Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону -и старайтесь не говорить без особой нужды.

Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!», на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»

За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».

Обратите внимание

Как приветствовать друг друга

В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях.

За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуя друг у друга правую руку. Правда, слова приветствия священников могут быть и иными: «Благослови».

Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в пасхальные дни — до Вознесения Господня (то есть на протяжении сорока дней): «Христос Воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!»

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!»

При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече принято троекратно целоваться в щеки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.

Из монастырей пришел в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям.

Читайте также:  Икона богоматери "древо пресвятой богородицы"

Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причем не только священника. И если батюшка в таких случаях отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!». Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

Как обращаться друг к другу

Важно

Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм, пренебрежение к человеку.

Дискуссии 70-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения: «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка», вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу.

Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе.

Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем бескультурье. Еще хуже вызывающе-пренебрежительное «эй, ты!» или «эй!».

Но согретое христианской приветливостью и доброжелательностью любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств.

Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» — оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа.

Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение все же носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту — о чем можно искренне пожалеть.

Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» — к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться «матушка» — кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери.

Сколько тепла и любви в нем: «Матушка!». Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмет ведро, молча принесет воды…» Жен священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».

К юноше, мужчине можно обратиться «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет несколько фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» — великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец».

Монахи нередко называют друг друга «отче».

Печатается по книге «Наш православный дом»

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at26526

Как приветствовать священника

Инструкция

Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавайте руку священнику, только если лично и давно знакомы с ним. В противном случае это будет восприниматься слишком фамильярно.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Если присутствует несколько священников во главе с Архиереем (управляющим всей епархией), за благословлением подходите только к нему. Если священников много и Архиерея среди них нет, подойдите и у попросите благословения у старшего по званию. Узнать это можно по кресту, который носит священник на груди.

Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.

Совет

При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.

Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.

Обратите внимание

Помните, относиться к священнику нужно с большим почтением и уважением. Следите за пристойностью своих взглядов, жестов и даже мимики. Жаргон и грубые слова недопустимы. Жесты минимальны. Не прикасайтесь в разговоре к священнику, соблюдайте определенную дистанцию. Если служитель церкви стоит, стоять должны и вы. Взгляд ваш должен быть кротким и смиренным.

Полезный совет

Помните, в православии не принято обращаться к священнику «святой отец». Говорите «честный отче», например, «Помолитесь за меня, честный отче».

Источники:

  • Как приветствовать священника

Званые обеды, даже не слишком официальные, требуют соблюдения общепринятого этикета. Как должны вести себя хозяева примерно ясно. А как сами гости должны приветствовать друг друга? Особенно, если общество неоднородное, а пришедшие мало знакомы между собой или же совсем не знают друг друга.

Инструкция

Придя в гости, поприветствуйте сначала хозяйку и хозяина, потом остальных женщин (начиная с самых пожилых), затем мужчин. С детьми немного поговорите и протяните им руку.Традиционное приветствие – обмен рукопожатиями – принято при встрече хорошо знающих друг друга людей.

Незнакомых же сначала нужно представить обществу. При этом мужчины обмениваются легким поклоном.Рукопожатие должно быть энергичным, но достаточно коротким. Затягивать его не следует. И уж тем более не допускается трясти руку партнера, да еще и разговаривать при этом.

Обратите внимание

Неэтичным признается также вялое пожатие, и наоборот – нельзя чересчур крепко сжимать руку партнера. Самым теплым считается приветствие обеими руками. Во время рукопожатия не допускается держать вторую руку в кармане. Это, в какой-то степени, возможно в кругу очень близко знакомых людей, но и только.

Если вы мужчина, то, приветствуя женщину, можете поцеловать ей руку. Но не поднимайте ее к себе, а наклонитесь к руке сами. Не целуйте внутреннюю сторону женской ладони и не забывайте, что поцелуй должен быть лишь легким прикосновением губ.

Приветствуя очень близких друзей или хороших знакомых в возрасте до 30 лет, можете троекратно расцеловать их в щеки.

Когда вы запоздали, а общество уже собралось, то обязательно поздоровайтесь с присутствующими первым. Если гости сидят за столом, громко и четко поприветствуйте всех вместе. С хорошими знакомыми и соседями по столу поздоровайтесь отдельно

Женщина сначала приветствует женщин, затем мужчин. Если среди гостей находится ваш муж, окажите ему внимание в последнюю очередь.

Будучи мужчиной, сначала поздоровайтесь с женщинами, затем, если за столом видите свою жену, с ней. И только после этого поприветствуйте остальных мужчин.

Если среди присутствующих находится кто-либо выдающийся, с ним поздоровайтесь с первым.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-82673-kak-privetstvovat-svyashchennika

Православные приветствия

Проблема незнания верующими элементарных казалось бы аспектов религиозной жизни, является печальным признаком нашего времени. К одному из таких установлений церковной традиции относятся и православные приветствия.

Так как же принято здороваться в православной церкви? Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?..

Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих).

Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17).

И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)

«Радуйся!» , «Радуйтесь!» – еще одно приветствие, которое мы встречаем на страницах Священного Писания. Этими словами приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, благовествуя Ей рождение от Нее и Духа Святого Младенца – маленького Христа…

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан.

Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви? Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему».

Также приветствуем друг друга словами: «Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем: «Вовеки слава Богу».

Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас! » – следует ответить: «И есть, и будет…»

Важно

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» – «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!..»

А как правильно обращаться друг к другу? Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»… Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.

Апостолы и первые христиане называли друг друга братьями. Обращение «брат», «братья», «братия» десятки раз можно встретить в книгах Нового Завета.

Встречаются там и иные обращения, свидетельствующие о различном статусе служения братьев-христиан, либо же о различных дарах Святого Духа членам церкви Христовой.

Некоторые из этих обращений дошли до нынешнего времени.

Таково обращение «отец» (в украинской традиции – «пан-отче» , в русской часто – «батюшка» ) к священнослужителю, который является инструментом в руках Божиих, вестником Божиим, который должен нести слово Бога Живого, Его Учение всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа… В книге пророка Малахии сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он ангел (вестник. – Авт. ) Господа Саваофа («Саваоф» – Бог воинств, Бог воюющий. – Авт. )» (Малахии, 2.7).

Обращение «отец» определяет высшую ступень совершенства христианина: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала», – обращается к совершенным апостол Иоанн Богослов. «Отцы» – это тот уровень на котором открывается наивысшее познание Сущего.

И обращение к священнослужителю «отец» – своеобразный аванс, духовный титул, долженствующий постоянно напоминать духовному лицу о том, кто он, и каких действий, каких знаний, какой совершенной жизни требует от него его служение. А также и то, что сутью этого служения является духовное возрождение паствы.

Обязанность приводить к Господу все новых и новых духовных чад, избавленных крепким неводом слова, веры и благодати Божией, из бурных вод «житейского моря, взволнованного бурею искушений». Как сказал апостол Павел: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Совет

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов ; а я родил вас во Христе Иисусе благовествованием…» (Первое к Коринфянам, 4.14,15)

В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «Владыка» .

Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество».

Иногда, когда за особые заслуги Церковь присваивает духовному лицу титул «Блаженнейший», – обращаемся: «Ваше Блаженство…»

Источник: https://zarev-grad.livejournal.com/253587.html

Ссылка на основную публикацию