Как правильно вести себя в храме: советы и подсказки для детей

Как правильно вести себя в храме: советы и подсказки для детей – православные молитвы

Храм, другими словами дом Божий, представляет собой специальное помещение, в котором совершаются богослужения. Считается, что там пребывает особая благодать, посылаемая людям от Всевышнего через священнослужителей.

 Закон Божий рассказывает о том, что сам Господь невидимо присутствует в святых местах, поэтому и вести себя там следует соответственно.

Каждый прихожанин должен знать, как правильно заходить в церковь и как вести себя на богослужении.

Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению

Ко входу в храм христиане готовятся заранее. Не рекомендуется принимать пищу перед службой, все священные таинства обретаются натощак. Большое значение имеет внешний вид.

Одежда должна быть чистой, аккуратной, скромной, не яркой и не броской (для пасхальных и праздничных дней подойдут светлые тона одеяний, в скорбные даты лучше подбирать тёмные цвета). Женщины покрывают волосы платком и обязательно надевают юбку с подолом длиной ниже колена.

Верх платья или кофточки обязательно с длинным рукавом, прикрывающий плечи и без глубоких декольте. Наносить макияж также не рекомендуется. Мужчинам разрешается оставаться с непокрытой головой. Одежда также подразумевается скромная и опрятная. Никаких шорт и открытых ног, только классические брюки.

Обратите внимание

Восстав ото сна в день посещения храма нужно поблагодарить Создателя за мирную ночь и новый день, умыться, зажечь лампадку и прочитать утренние молитвы.

Помните, лучше искренне и от всего сердца произнести одно обращение к Богу, чем долго и упорно читать молитвослов с мыслями о скорейшем завершении. По дороге в церковь следует произносить молитву Иисусу Христу.

А уже на пороге храма совершаются три крестных знамения перед образом Спасителя и три поясных поклона. К каждому из поклонов выговариваются следующие молитвы:

  • «Боже, милостив буди мне грешному» – к первому;
  • «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» – ко второму;
  • «Без числа согреших, Господи, прости мя» – к третьему.

Креститься следует и во время церковных песнопений: при словах обращения к Вседержителю, Божьей матери и других святых; при начинании и окончании молитв; при посулах «Аминь» и провозглашениях «Аллилуйя»; при взываниях «Поклонимся» и «Припадём». При выносе даров полагаются земные поклоны.

Основные нормы поведения во время службы для взрослых и детей

Как уже было сказано выше, в намоленном и святом месте имеются свои правила поведения. Недостаточно уметь грамотно войти в храм, нужно знать как правильно держать себя на богослужении.

  1. Прийти в церковь нужно заблаговременно, чтобы успеть поставить свечи, подать записки и приложиться к иконам до начала песнопений (в первую очередь целуют главную икону, которая находится напротив Царских врат).
  2. Прихожане должны держать себя тихо, скромно и благоговейно.
  3. Мысли должны быть направлены к Богу, следует отпустить всё земное и простить всё плохое.
  4. Строго запрещается разговаривать, а тем более смеяться и вести себя вызывающим образом. Грех стараться привлечь к себе внимание и нарушить строй песнопений.
  5. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
  6. Переходить с места на место, суетиться и создавать панику также запрещается.
  7. Присесть можно в случае недомогания. Если позволяют силы, лучше провести время на служении стоя. В то время как открыты Царские врата, стоять должны и больные, и немощные.
  8. Обязательно выключить сотовый телефон! А разрешение на видеосъёмку заранее испрашивается у настоятеля.

Правила действуют и для взрослых, и для маленьких детей. Если маме не удаётся внушить разбаловавшемуся ребёнку правила покорности и смирения, то следует вывести шалуна из храма, дабы не создавать неудобств для присутствия других прихожан. А лучше накануне провести беседу с малышом и объяснить всю важность достойного поведения в священных местах.

Нельзя забывать о том, что не стоит покидать храм до окончания службы. Это не просто дурной тон, это – пренебрежительное отношение к Творцу.

Возможно, пришедшие на богослужение в первый раз или только начинающие посещать святые места не знают, как правильно заходить в церковь и остальных тонкостей и нюансов, но всегда можно обратиться за помощью к священнослужителям. При каждом храме организуют воскресные школы для детей и взрослых, где легко познаются азы православия.

Источник:

Как правильно ходить в церковь новичку, женщине

В период возрождения православных традиций широкий круг людей проявляет желание посетить церковь. Прихожане имеют устоявшиеся привычки поведения, которые не должны мешать в святом месте.

Новичку следует ознакомиться с простыми советами о том, как правильно ходить в церковь. Эти традиции принято соблюдать со времен глубокой древности. Нужно отнестись с уважением к этому месту.

Душа должна быть светлой и радостной, готовой к молитве.

Посещение церкви в первый раз

Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.

Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.

Немногие задумываются о том, что предшествует посещению храма. Это тоже имеет большое значение. Во время утреннего визита лучше воздержаться от еды. Согласно религиозному канону, в церковь лучше приходить голодным. Плотный завтрак разрешается только болеющему прихожанину.

Храм позволяет создать связь между грешной землей и чистыми небесами, когда человек заходит с верой в могущественного покровителя и заступника. Церковь создается как молитвенный дом, куда заходят просить о самом сокровенном.

Правила для женщин

Требования к женщинам относятся только к деталям внешнего вида и месту, где следует стоять во время Богослужения. Кто-то из старшего поколения в семье знает, как правильно ходить в церковь женщине. Об этом можно узнать у своей бабушки или мамы.

Главным требованием внешнего вида является подчеркнутая скромность. Красота женского тела является символом соблазна, а поэтому женщине не стоит надевать одежду, которая оголяет какой-либо участок тела.

Нельзя носить короткую юбку, декольте и даже платье, оголяющее плечи.

Перед посещением девушке желательно смыть косметику, а также покрыть голову платком. В святом месте каждый прихожанин должен задумываться о вечном. Радеть о спасении своей души, молиться. На благом пути его не должна отвлекать красота и похоть. Поэтому яркие наряды считаются неподобающими. Церковь не является местом для привлечения к себе внимания.

Источник:

❶ Как вести себя в церкви на службе

Инструкция

Готовясь к посещению храма, подумайте, что вы хотите сказать Богу, о чем помолиться, в чем покаяться.

На службу следует одеваться скромно, чисто и опрятно. Женщинам желательно надеть длинную юбку с блузкой или платье, скрывающее плечи, грудь и ноги выше колен, а голову покрыть платком. Макияж должен быть минимальным, а губы лучше не красить. Мужчинам нужно быть одетыми в брюки и рубашку, шорты и майки не допускаются, а головной убор при входе в храм полагается снять.

Чтобы поставить свечи, подать записки, помолиться у образов святых, приходите в церковь заранее, минут за 15-20 до начала службы. При входе в храм трижды перекреститесь правой рукой и поклонитесь. Отключите мобильный телефон, избавьтесь от посторонних мыслей.

Постарайтесь занять такое место, чтобы все видеть и слышать. Если тяжело стоять все богослужение, присядьте ненадолго на скамейку, но обязательно встаньте, когда откроют царские врата и во время чтения Евангелия. Не поворачивайтесь спиной к алтарю.

Во время службы не смотрите по сторонам, не разглядывайте прихожан, не разговаривайте, не отвлекайтесь от молитв и песнопений. Нельзя ходить по храму, передавать свечи. Если вы пришли в храм с детьми, объясните им, что нужно вести себя тихо, не шуметь и не бегать.

Когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, святой чашей или образом, перекреститесь и преклоните голову, а при осенении крестным знамением, кадилом или свечами нужно только поклониться. При славословиях Святой Троице или Иисусу, в начале и конце каждой молитвы, а также на словах «Господи, помилуй» и «Подай, Господи» следует креститься.

Желательно отстоять всю службу, воспринимая ее не как повинность, а как жертву Богу. Если же по каким-то причинам вам нужно уйти до ее окончания, постарайтесь сделать это так, чтобы не побеспокоить других прихожан.

Источники:

  • Как правильно вести себя в Храме

У любого человека, даже атеиста, может возникнуть ситуация, когда ему нужно будет зайти в церковь и присутствовать на службе. Чтобы не оскорбить чувства верующих и не показать себя человеком невысокой культуры, вам необходимо будет соблюсти правила и соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к внешнему виду и поведению прихожан.

Инструкция

Особые правила существуют для женщин, которые собираются посетить церковную службу. В православный храм все они должны входить с покрытыми платками или шарфами головами и в юбках ниже колен. Руки должны быть тоже прикрыты. Мужчинам, наоборот, полагается снимать головные уборы при входе в церковь.

Если вы находитесь в дороге и не можете переодеться, то при входе во многие церкви вы найдете коробки, в которых сложены платки и запахивающиеся юбки. Наденьте их и, выходя, снимите и аккуратно сложив, положите обратно.

Важно

Когда вы собираетесь попасть на службу, снимите с лица косметику, некоторые строгие батюшки могут сделать замечание, увидев яркий лак на ногтях.

В храмах богослужение проходит три раза в день. Беспрепятственно войти и пройти помолиться, поставить свечи к любой иконе вы сможете, только если нет службы.

Когда вы специально собираетесь посетить службу, явитесь заранее, войдите в храм до ее начала и займите свободное место. Перед этим не забудьте отключить мобильный телефон. Не следует лезть вперед тех, кто уже собрался в ее ожидании.

Встаньте спокойно, не переходите с места на место, не вертите головой, разыскивая знакомых. Приготовьтесь к тому, что стоять придется два-три часа.

Вести себя на службе в храме нужно спокойно, не привлекая внимания. Старайтесь не разговаривать ни с кем, отвечайте на вопрос вполголоса. Когда придет время целовать икону, на губах не должно быть помады. Приложитесь к ее углу или краю одежды изображенного на иконе святого.

Взрослых детей, впервые посещающих церковь, ознакомьте с правилами поведения в ней. В том случае, с вами маленький ребенок, не разрешайте ему бегать и шуметь. С плачущим малышом лучше покинуть храм, взяв его на руки.

Источник:

Как правильно вести себя в храме: советы и подсказки для детей

Храм — это место особое, святое. Это дом Божий. Поэтому вести себя здесь нужно по-особому. Существует правила поведения в храме для детей, которых стоит придерживаться при посещении храмов. Это касается не только взрослых, но и детей. Ведь именно благочестивые родители, добрые наставники подскажут и научат, как правильно вести себя в храме, дадут советы и подсказки для детей.

Вера для ребенка должна быть не обузой, не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма — это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение.

Источник: http://molitvennikk.ru/vechernie-molitvy/kak-pravilno-vesti-sebya-v-hrame-sovety-i-podskazki-dlya-detej-pravoslavnye-molitvy.html

❶ Как научить детей вести себя в церкви

Инструкция

В церкви, как и в жизни вообще, при воспитании ребенка решающее значение имеет личный пример родителей. Поэтому обращайте внимание на свое собственное поведение в храме. Приходя в церковь, отрешитесь от мирских забот. По возможности оставьте дома или отключите мобильный телефон.

Увидев знакомых, громко не разговаривайте и, тем более, не пытайтесь обсуждать других людей или какие-либо события. Не толкайтесь в очереди за свечами и не пробивайтесь изо всех сил вперед, когда идет служба. Если это делает кто-то другой, не стоит ворчать, шипеть и ругаться – не забывайте, что вы пришли общаться с Богом, а не с себе подобными.

Также обратите внимание на свою одежду. Мужчины не должны входить в храм в майках и шортах, а женщины – в брюках и без головного убора (платка). В храм не следует наряжаться, натягивать на ноги высокие каблуки и краситься.

Совет

Важно, чтобы вы, приведя ребенка в храм, уже знали все, что нужно: как креститься, как целовать икону, куда ставить свечи, какие читать молитвы. Если ваши действия будут осмысленными, вы всегда сможете объяснить их своему ребенку.

Правильному поведению в храме ребенка нужно учить дома. Объясните, что мешать другим людям нельзя.

Расскажите, что и как необходимо делать. А в церкви вы можете тихонько подсказывать, какие действия нужно совершать во время службы. Не разговаривайте с ребенком громко и не пытайтесь поучать его во время службы.

Прежде, чем принести или привести ребенка в храм, подумайте, что он в состоянии понять и делать. Помните, что детей до года обычно приносят в церковь для Причащения. Если дитя расплакалось, его сразу выносят.

Читайте также:  Молитвенное правило серафима саровского для мирян

Дети до трех лет, как правило, могут спокойно находиться в храме около получаса, да и то в том случае, если что-то рассматривают. Имеет смысл приводить их в самых торжественных случаях, в те части службы, которые наполнены действиями – когда из алтаря выходят священники, звонят колокола, поются песни и т.д. После помазания елеем уже можно вести ребенка домой.

Также удобное время для посещения службы с маленьким ребенком – за четверть часа до причащения на Литургии. Во время паузы удобно подойти и поставить свечи, поцеловать иконы и затем, постояв немного на службе, можно отправиться домой. Старайтесь не стоять в храме впереди молящихся, поскольку, если ребенок закапризничает, его будет трудно вывести из храма.

Ребенка постарше можно приводить на службу на более длительный период, до часа. Чтобы ему не было скучно, можно поручить ему какое-нибудь дело, например, поправить на подсвечниках свечи, подпевать во время песнопений. Иногда можно выходить с ним на улицу, ведь важно не то, сколько времени он находится в храме, а то, какие нравственные уроки он вынесет оттуда.

С семилетним ребенком уже можно стоять в середине или впереди, чтобы он мог хорошо видеть службу.

Ребенку старше семи лет можно посещать воскресную школу, где ему объяснят суть богослужения и различных действий в храме. Здесь он может приобрести новых друзей и научится осмысленно молиться и помогать в службе.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок шел в храм, как на праздник. Его не следует заставлять посещать службы и, тем более, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы поход в церковь он воспринимал как наказание.

Если он плохо себя ведет, лучше вывести его из храма и дать понять, что недопущение на службу – это и есть наказание.

Очень хорошо, если в храме проводятся мероприятия для подростков – кружки, выпуски газет и журналов, походы, летние лагеря и т.д. В этом случае его приобщение к церкви будет интересным, осмысленным и естественным, что отразится и на его поведении в храме.

Источники:

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-119077-kak-nauchit-detey-vesti-sebya-v-cerkvi

С чего начать воцерковление. 6 часть

С чего начать воцерковление. 6 часть
Как правильно вести себя в Храме

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Одной, из немало важных ступеней нашего воцерковления, является наше знание о Таинствах Церкви.

В публикуемой нами очередной главе книги протоиерея Александра Торика, под названием: “ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ для начинающих церковную жизнь”, подробно и максимально ясно описаны правила Богослужений и церковная жизнь христианина, правильное понимание которой поможет нам воцерковить нашу жизнь и станет нам опорой на пути нашего духовного возрастания.

Мы ознакомимся с Вами с ответами на следующие вопросы, наиболее часто возникающими у желающих воцерковить свой образ жизни, а именно: Как вести себя в храме? Что такое «Крестное знамение»? Что такое церковные свечи, для чего и где их принято возжигать?

ПОВЕДЕНИЕ В ХРАМЕ

Вопрос: Как вести себя в храме?

Ответ: Прежде всего – скромно. Войдя в храм, не думайте, что вы «осчастливили» этим Бога.

Это для вас – великое счастье, что Господь вразумил вас обратиться к Нему и дал вам возможность войти в Своё Святилище. Подумайте о том, какое огромное количество людей осталось вне храма, в духовной темноте, и возблагодарите Господа за то, что он призвал вас на путь Спасения.

Обратите внимание

Идя в храм – «Дом Молитвы», напоминайте себе о том, что вы идёте туда для общения с Богом, чтобы испросить у Него прощение грехов, спасение души и необходимую для этого Благодать Святого Духа.

Заранее узнайте – во сколько начинается в храме богослужение, и постарайтесь придти в храм минут на пятнадцать раньше начала.

Подойдя ко входу в храм троекратно осените себя крестным знамением с «поясным» поклоном.

Вопрос: Что такое «Крестное знамение»?

Ответ: Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

В том, что это действительно так, можно убедиться из многочисленных примеров, описанных в духовной литературе или передаваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питьем, протухала вода, «заряженная» колдунами, экстрасенсами или «бабками», успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и мн. др.

В благодатной силе крестного знамения вы сами неоднократно сможете убедиться по мере вхождения в практику духовной жизни.

Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие, и даровал это Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого – диаволом.

Кстати, обратите внимание на то, что абсолютное большинство еретиков и сектантов ненавидят Крест и, считая Его лишь орудием страдания, попирают Его.

Нам же, православным христианам, должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно .

«Беспорядочному маханию бесы радуются», – говорит нам опыт святых отцов.

Важно

Так вот, чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным знамением и получать от Бога благодатное освящение, совершать его положено так: три первых пальца правой руки складываем вместе концами ровно, а два последних пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своём на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают две Его природы – Божественную и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств, потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Когда мы осеняем себя крестным знамением, то мысленно произносим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Святую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» – означает: истинно, да будет так.

Поклонами мы выражаем сознание нашей греховности и недостоинства перед Богом, они – знак нашего смирения, преклонения перед Ним.

Поклоны бывают поясные , когда мы наклоняемся до пояса, и земные , когда мы становимся на колени и касаемся головою и руками земли.

Итак, подойдя ко входу в храм минут за пятнадцать до начала богослужения, вы трижды осеняете себя крестным знамением, совершая после каждого поясной поклон, выражая тем самым свою благодарность Богу за то, что Он сподобил вас посетить Дом Свой, и прося Его благословения на вхождение в Дом Молитвы, затем входите в храм.

Войдя, остановитесь около входа и также совершите три крестных знамения с поясным поклоном, выражая тем самым своё почтение к святому месту, где пребывает Дух Божий.

Затем оглядитесь по сторонам, и вы увидите недалеко от входа «свечной ящик», место, где продают свечи, иконы, принимают записки с именами поминаемых «о здравии» и «о упокоении». Подойдите туда и, в зависмости от ваших финансовых возможностей, приобретите по доступной вам цене несколько свечей.

Вопрос: Что такое церковные свечи, для чего и где их принято возжигать?

Ответ: Церковная свеча – это прежде всего ваша жертва Богу.

Жертва – это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному.

Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой‑либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества на другую.

Совет

Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва. Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой‑либо иконой иди святыней – это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в «церковную кружку» на восстановление храма – это жертва.

Жертва – это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца.

Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы. Когда ребёнок дарит своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку, это не менее приятно отцу, чем если ребёнок подарит ему купленный, на данные мамой деньги, дорогой галстук или крем для бритья.

Некоторые пытаются вступать с Богом в «коммерческие отношения», например: «Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!» Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца.

Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного.

Свеча – это как бы проводничок нашей молитвы, усиливающий и направляющий эту молитву к Богу, Божией Матери или кому‑либо из святых, к кому вы решили обратиться за помощью.

После того, как вы приобрели свечи, подойдите к лежащей на аналое посреди храма иконе «праздника», зажгите и поставьте свечу на подсвечник, стоящий перед этой иконой, обратитесь с молитвой к святому, изображенному на ней.

Например: «Святый угодниче Божий Николае! Моли Бога о мне грешном, да простит мне Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами сподобит достичь Царствия Небесного». Если вы скажете всё то же на русском, а не на церковнославянском языке, святой, к которому вы обращаетесь, услышит вас ничуть не хуже.

Обратите внимание

По мере того как вы начнёте пользоваться Молитвословом, вы сами начнёте использовать в своих молитвах церковнославянские слова и обороты, потому что увидите, что церковнославянский язык, за счёт своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты, гораздо более пригоден для общения с Богом, чем наш современный искалеченный разговорный русский язык.

После того как вы произнесёте свою молитву перед иконой, дважды осените себя крестным знамением с поясным поклоном, и «приложитесь» к иконе, то есть поцелуйте её в знак любви и почтения к изображенному на ней, после чего в третий раз осените себя крестным знамением и поклонитесь.

В таком же порядке христиане должны подходить к любым святыням: иконам, святым мощам и другим, то есть: сперва зажигаете и ставите свечу, затем обращаетесь с молитвой, затем дважды креститесь и кланяетесь, затем целуете святыню, затем в третий раз креститесь и кланяетесь, после чего отходите.

С чего начать воцерковление. 3 часть

С чего начать воцерковление. 4 часть

С чего начать воцерковление. 5 часть.

Источник: http://semyaivera.ru/2016/03/04/kak-pravilno-vesti-sebya-v-hrame/

Елена Фетисова. «И незачем детей водить к началу службы!..» / Православие.Ru

На страницах портала Православие.Ru уже несколько раз поднималась тема, когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию.

Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы.

Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы получить и ваши ответы. Если вы – «состоявшийся родитель», т.е.

смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по адресу editor@pravoslavie.ru Лучшие заметки будут опубликованы.

    

Каждый раз, когда в храме или в православных СМИ заходит речь о детях на церковной службе, возникает типичная реакция: «А нечего детей водить на службу, молящихся отвлекать! Пришли, причастили – и свободны».

Или бывает такой вариант: «В храме дети должны стоять чинно! У меня (моей знакомой прихожанки и т.п.) тоже есть дети, и они никому не мешают!» Конечно, чаще встретишь иные, снисходительные к матерям реакции.

Но указанные две так категоричны и распространены, что хочется подробно разобраться в том, насколько они выполнимы и обоснованны…

Сразу прошу у читателя прощения: тема эта для меня животрепещуща, и мыслей я здесь выскажу скорей всего с избытком – избытком букв. Что поделать, почти «программная» статья – я прошу снисхождения.

«Я знаю по себе…»

Важно

Начну с утверждения, что заставить детей в храме стать невидимками несложно, потому что «я знаю по себе» или по знакомой, у которой дети – ангелы.

К сожалению, это одна из самых больших ловушек в деле раздачи советов и оценочных суждений: мы выдаем совет, основанный на собственном опыте или опыте знакомых, забывая о том, что сколько людей – столько и опытов. Нам кажется, что мы ведем речь об одной и той же ситуации: «У этой дамы есть дети, и она зачем-то притащила их к началу службы.

Читайте также:  Икона божией матери "прибавление ума"

У моей подруги тоже есть дети, но она, умная мама, оставляет их дома, когда идет в храм с утра пораньше». Или: «У меня тоже есть дети: я просто держу ребенка на руках, он спит и никому не мешает».

«Тоже есть дети» – это слишком широкий критерий, чтобы думать, будто мы говорим об одинаковых ситуациях и можем давать советы в категоричном тоне. Если у матери Н. есть дети и есть бабушка, сидящая с детьми, она не сможет понять мать Л.

, у которой есть дети, а вот бабушка живет в другом городе, и оставить детей решительно не с кем. Мать М. даст совет пойти на службу, оставив ребенка с папой и попросив его подвезти малыша аккурат к Причастию. А мать В.

на это горько усмехнется, поскольку ее муж – священник, и оставить его с ребенком, уходя на службу, уж точно не получится.

Бывает, что ситуации внешне более схожи. Например, у двух мам есть дети и есть бабушки, помогающие с детьми. Но у одной бабушка – пенсионерка, живущая в соседнем квартале, а у другой работает по сменам и живет на другом конце города. Наберется ли вторая мама наглости сказать: «Приезжайте-ка, бабушка, завтра к половине восьмого к внукам – я хочу помолиться сходить!»?

Или, допустим, у двух разных мам одинаково нет помощников, и они обе пришли на Литургию с детьми. Почему у одной шалят, а у другой стоят как свечки? Кроме очевидного: «одна мать – плохая, другая – хорошая» – есть еще тысячи разных «почему». У одной между детьми пять лет разницы, у другой – полтора года.

Одна может держать младшего на руках, пока старший, сознательный, помогает чистить подсвечники и вообще уже постигает азы молитвы. А другая мама снова беременна, есть угроза выкидыша, и приходится маленького ребенка держать на полу, среди ног чужих «дядей и тетей», что, конечно, малыша «заводит».

Или другая все-таки держит младшего на руках, но зато шумно взрывается старший-погодок, который еще сам с удовольствием посидел бы на руках, но нет возможности.

Даже дети-погодки, с одинаковой разницей в возрасте, у двух разных матерей ведут себя в храме по-разному. Есть ведь нюансы типа «зубы режутся», «забыли любимую игрушку», «есть захотели», «и вообще»… Да просто – разный темперамент у детей.

Бывает, что поведение одного и того же ребенка сильно зависит от храма, в который его привели. Если в своем приходе чадо чувствует себя как рыба в воде – вполне немая и незаметная, то, внезапно оказавшись в новом месте, оно может преподнести матери массу неприятных сюрпризов.

Чаще всего это связано не с воспитанием, а с тем, что малыш испугался или, наоборот, так восхитился, что любопытство и эмоции бурным потоком льются в уши окружающим.

Совет

И опять же, нельзя сказать: «А не водите детей в другие храмы!» Имеют же родители право сменить место жительства, сдать машину в ремонт, уехать на лето в деревню…

Да, встречаются дети, сохраняющие идеальное спокойствие во всех описанных ситуациях. Может быть, «идеальный ребенок» просто тихоня по темпераменту.

Может быть, дело в благочестии матери, победившей свои страсти настолько, что дети и не знают иного примера поведения, кроме круглосуточных тишины и мира.

Но если другие матери еще не таковы – это не повод для линчевания, даже когда кто-то считает себя достойным бросить первый камень.

А бывают и весьма печальные причины детской тихости. Однажды я позавидовала белой завистью одной маме, которая спокойно отпускала двухлетнего сына бродить по храму, и тот большую часть времени тихо стоял в сторонке, иногда выходя на улицу и самостоятельно возвращаясь.

Я поспешила познакомиться со счастливой мамой, дабы педагогический опыт перенять. Что же оказалось? Оказалось, что мальчика методично запугивали: «Стой тихо, а то дядя заберет! Всё, иду отдавать тебя дяде! Смотри, вон за тобой уже волк идет, вон, видишь, там хвост торчит…» – ласковым голосом, спокойно так.

Получился идеальный для посторонних ребенок, но какой ценой…

А ведь чаще всего дети со временем спокойно перерастают собственную шаловливость. Так, моя старшая дочь, которую на приходе раньше звали ураганом, этим летом вдруг полюбила ходить в сельский храм с утра пораньше и благочинно наблюдать, как читают на клиросе.

Возможно, это счастье скоро закончится, и осенью в городе наступит новый всплеск ураганности, ведь там не так много мест, где можно излить детский задор до того, как попадешь в просторный и красивый храм.

Возможно – это действительно взросление, и мне нечего опасаться.

Обратите внимание

В любом случае, это показывает, что не только ребенок ребенку рознь, но и ребенок самому себе рознь, когда переходит на новую возрастную ступень. И когда в храме мы видим маму, чьи дети далеки от идеала, нам стоит не сравнивать их с детьми соседки, а понять, что, возможно, далеки они лишь в данный момент и по причинам веским, но для нас неочевидным.

Что опаснее: шалость или «дикая» мама?

    

«Ну, хорошо, – мне возразят, – все дети разные. Но кто ж заставляет мамашу тащить детей в храм на службу, если именно ее дети – это ураган? Могла бы ведь прийти к концу Причастия, причастить и быстренько “освободить помещение”».

Хочется сначала ответить с точки зрения практической: это не всегда возможно.

Во-первых, в храмах, слава Богу, есть такие многодетные мамы, у которых первые дети уже старше семи лет и могут сознательно присутствовать на службе, исповедоваться, но еще не доросли до того, чтобы быть отпущенными на Литургию заранее без родительницы, у которой младшие пребывают в возрасте несознательном и крикливом. Получается, что такая мама или приведет семейство к концу службы, из-за чего старшие останутся без должной подготовки к Причастию, или придет, допустим, к пению Херувимской со всеми старшими и младшими – собирать укоризненные взгляды.

Потом, очень трудно прийти с детьми точно к Причастию – конец службы по времени всегда немного «плавает». Летом в храм легко войти и легко выйти из него, если дитя капризничает. Но зимой стремительное выскакивание с ребенком из протопленного храма на мороз весьма чревато. Неужели мы действительно готовы оберегать свой «молитвенный покой» ценой чужого воспаления легких?

Но главная моя мысль здесь вот какая: а мамы – они вообще люди ли? Если женщине, готовой рожать детей, мы на полном серьезе рекомендуем приходить всегда только к концу службы, мы обрекаем ее на одно из двух: либо годы и годы полного отлучения от Причастия (да и исповеди тоже) – либо поспешное, скомканное, нервозное приступание к Чаше прямо с порога.

Да, можно меня обрубить фразой о том, что «послушание превыше поста и молитвы» и что долг матери – христианское воспитание детей, а всё прочее второстепенно, в том числе и собственные духовные запросы.

Но что есть христианское воспитание детей? Неужели только передача свода церковных «правил приличия»? Очень быстро на практике мамы-христианки приходят к осознанию того, что в воспитании задача-минимум – это по возможности оградить чадо от дурного влияния твоих собственных неизжитых страстей и подарить тепло любви, достаточное для того, чтобы ребенок мог познать Бога как Отца и Церковь как свою Мать. Потому что если земные отец и мать – это только раздражительность, угрюмство и крики, то в будущем слова о Небесном Отечестве выросших детей не слишком вдохновят. «Знаем, – скажут, – кто такие отец с матерью, проходили, больше не нуждаемся».

Но, увы, материнство – это часто именно раздражительность и крики (да, это мой опыт, и его мало, чтобы говорить за всех, но я знаю слишком много мам, чей опыт весьма схожий).

Мамы особенно быстро выдыхаются и «дичают», сталкиваясь с тем, насколько очевиднее становятся их страсти в процессе «сидения» с детьми. Мамы, лишенные хотя бы минимума церковной жизни, «дичают» особенно быстро.

Что, кроме Чаши Жизни, может дать им обновление и силы?

Важно

Домашние молитвы и подвиги благочестия – это наши, человеческие усилия. Они – лишь подготовка к общению с Тем, Кто единственный властен вдохнуть жизнь и любовь в наше затрепанное грехами и бытом сердце. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.

6: 53). И тем более не будем иметь любви, хотя бы отдаленно напоминающей ту, которую должны являть родители-христиане.

Понимаем ли мы, что, пытаясь ради тишины под сводами храма, полностью выключить матерей из литургической жизни, мы «выключаем» собственное будущее – то будущее, которое сейчас растят эти матери?

Конечно, я не говорю о том, что матери каждую службу вместе со всеми детьми должны приходить к началу ради более полной подготовки родительницы ко Причащению.

Но я считаю, что женщине жизненно необходимо хотя бы изредка уделять время именно для собственного участия в Литургии, продумав заранее, чем занять в храме малышей, которых часто совсем не с кем оставить. Об этом, впрочем, я уже пыталась рассуждать («Ребенок в поисках смысла»).

Хорошо, когда есть возможность с кем-то оставить детей и не смущать прихожан, но возможность – объективно – есть не всегда. Зато мамы умеют ценить время.

Эти редкие общецерковные молитвы будут теми просветами, между которыми в остальные дни, при согласии исповедующего священника, мать тоже сможет причащаться, даже приходя с детьми к концу службы. Душа, рассеивающаяся в «пеленочных» буднях, будет как бы подстраиваться периодически по камертону редких, но полных служб.

Немного громких слов о единстве

    

Конечно, последнее предложение – это вызов всем «нормальным» прихожанам, которые тоже хотели бы возможно полнее и спокойнее участвовать в богослужении, а не слушать писки и топот чад молящейся мамочки.

Совет

Но дело в том, что мистическая сторона Литургии не исчерпывается таинственным соединением отдельных молящихся личностей со Христом.

И уж тем более не сводится лишь к спокойному «выстаиванию» в храме для удовлетворения собственных «духовных потребностей».

Участие в Литургии, момент Причащения Телу Христову есть одновременно и момент приобщения всему соборному единству Церкви. Вдохновляюще написал об этом протоиерей Александр Шмеман: «Церковь есть восстановление единства, нарушенного, разорванного грехом, то есть себялюбием и отпадением от Бога.

В ней крещеные – то есть соединенные со Христом и живущие участием в Его жизни через преломление хлеба – воссоединяются с Богом, а в Боге вновь обретают и единство друг с другом.

Как же проявляется оно? Прежде всего, в деятельной любви, в которой каждый сознает себя принадлежащим всем, а всех – как принадлежащих ему…»

Увы нам: здесь речь идет даже не о том, что хотя бы на Литургии надо найти в себе силы и мирно потерпеть ту соседку сбоку, у которой на руках дитя устроило джигитовку.

Речь о том, что хотя бы на Литургии нам стоит открыть глаза так, чтобы увидеть в этой соседке не помеху нашим индивидуальным благочестивым интересам, а близкую родственницу, родного человека. А в ее «невыносимом» ребенке узреть как бы собственного внука или сына.

И не просто не выгнать их куда подальше за плохое поведение, но предложить помощь, да так, чтобы мама, изнуренная стыдом за «концерт» в храме, не постеснялась ее принять…

Обратите внимание

Конечно, я понимаю, что рассуждаю так потому, что сама мама, и возможно, слишком «тяну одеяло на себя». Будь я монахиней, будь бездетной или пожилой и давно забывшей, что такое маленькие дети, я бы, наверное, «запела» по-другому.

К тому же, призывая к гуманному отношению к мамам со чадами, нужно признать и другой полюс у этой проблемы.

Разновидность нашего, специфически-материнского духовного падения – это поза «Ах, смотрите: я мать-героиня, и мне все, все вокруг должны!» В таком состоянии женщина как-то отчаянно пускает любую ситуацию под откос, уже демонстративно не переживая из-за детских шалостей и агрессивно реагируя на малейший косой взгляд в свою сторону. Но, может быть, и здесь лекарство – это исповедь и Литургия, а не «Приходите, когда подрастете, – лет через пятнадцать»?..

Источник: https://pravoslavie.ru/73742.html

Как вести себя в православной церкви: советы и рекомендации

Моя знакомая недавно приняла крещение и стала интересоваться правилами поведения в храме, боялась что-то сделать не так. К сожалению, не все верующие знают, как вести себя в церкви по правилам. Они могут передвигаться во время литургии и мешать проведению службы. В статье я расскажу, как правильно вести себя в православном храме, а вы научите этому своих детей и близких.

Первый раз в церкви

Как подготовиться к посещению церкви, что нужно сделать? Во-первых, нельзя наедаться досыта: церковь посещают натощак. Во-вторых, необходимо выбрать правильную одежду. Это касается, в основном, женщин.

Читайте также:  Житие святого благоверного князя даниила московского

Одежда должна быть скромная и неяркая, косметику лучше не применять. Женщина не должна приходить в шортах и брюках, мини-юбке и топике с оголенными плечами. На голове у женщин должен быть платок или шарф.

Но это относится только к замужним, однако, в наши дни платок надевают все девушки.

К мужчинам особых требований не предъявляют, кроме головного убора: его не обходимо снять. Если женщина должна покрыть голову, то мужчине находиться в храме в шляпе не разрешается. Однако нельзя приходить в храм в шортах, майках и спортивной одежде, а также быть небритым.

Женщины не должны применять сильно пахнущие духи и парфюмерные средства. Нужно ограничиться душем и дезодорантом. В храме может быть душно, и кому-то из верующих станет плохо от интенсивного запаха парфюма.

На территории храма нельзя курить сигареты. Если вы не можете расстаться с этой привычкой, хотя бы в обители божьей удерживайтесь от курения.

Как правильно заходить в церковь? Это нужно делать с поклонами и осенением себя крестным знамением (щепоткой из трах пальцев правой руки). Нужно трижды перекреститься и поклониться в пояс: поклон делают сразу после крестного знамения. Это же действие производят и при выходе из церкви.

К каким образам нужно ставить свечки, если впервые пришел в церковь? Посмотрите, куда люди ставят свечи, и сделайте то же самое. Со временем вы разберетесь, к какой иконе вам нужно молиться и ставить свечи.

Прощание со знакомыми и незнакомыми людьми в храме происходит не по-мирски. Не правильно говорить «до свидания», вместо этого говорят «ангела хранителя». Это связано с пожеланием, чтобы верующий доехал домой благополучно.

Во время богослужения

Литургия — это церковное богослужение, благоговение перед Господом и святыми. Во время литургии атмосфера храма наполнена божественным присутствием и таинством. Неофиты в вере могут этого не ощущать на первых порах, поэтому им следует повторять то, что делают остальные христиане, и соблюдать благопристойное поведение.

Не разрешается во время проведения службы:

  • расхаживать по храму;
  • рассматривать прихожан;
  • разговаривать по мобильному телефону;
  • разглядывать иконы, как в музее;
  • кланяться и целовать все иконы подряд;
  • кушать и пить в храме, жевать жвачку;
  • вести оживленную беседу;
  • шуметь и создавать много движения;
  • звенеть ключами или деньгами в кармане;
  • делать фотоснимки без благословения священника;
  • приходить на службу в нетрезвом виде.

В наши дни сотовый телефон имеет все граждане, поэтому к нему относятся особые требования. Чтобы звонок не раздался во время литургии, телефон лучше выключить. Если выключить невозможно, тогда поставьте его на вибрационный режим.

Во время литургии нужно стоять лицом к алтарю — иконостасу. Алтарь — святая святых церкви, куда разрешается заходить только священнослужителям. Не пытайтесь заглянуть в святая святых из любопытства, это считается недопустимым. Алтарь символизирует небеса и присутствие бога, в нем находится Святой Престол (покрытый парчой стол) и частицы святых мощей.

Если вы заметили, что кто-то ведет себя непристойным образом, не пытайтесь его вразумить. В храмах есть специальные люди, следящие за порядком. Старайтесь сохранять молитвенный настрой и не оглядывайтесь по сторонам. Ругаться и скандалить в церкви недопустимо.

Важно

Как правильно ходить в церковь с маленькими детьми? Детей в храм приводить можно, если они умеют себя вести. Плач, громкий смех, беготня и истерики — не лучшее поведение детей. Научите ребенка вести себя подобающим образом, чтобы он понимал, что капризничать в церкви нельзя.

Когда нужно креститься во время службы? Это нужно делать одновременно со всеми верующими. На первых порах новому христианину придется просто повторять все действия за прихожанами, а понимание придет со временем.

Можно ли покинуть службу до ее окончания? Это делать крайне нежелательно, если только по веским причинам. Литургию нужно отстоять до самого конца.

Какие молитвы нужно знать наизусть? Во время литургий все прихожане поют Символ Веры и Отче Наш. Поэтому данные молитвы рекомендуется выучить наизусть.

Когда священник благословляет верующего, нужно склонить голову. Склонять голову следует и в то время, когда священник кадит кадилом в сторону паствы, осеняет их крестами либо свечами. Если верующие делают поклон священнику, нужно тоже поклониться вместе с ними.

Можно ли приносить в храм домашних питомцев? Это делать нельзя, так как церковь является святым местом, а не хлевом. Поэтому даже маленьких собачек и домашних крыс лучше оставить дома.

Когда проводят причастие, а когда освящение маслом (лития)? Причастие проводят после утренней литургии, а литию — после вечерней. После помазания маслом следует приложиться к руке священника, а после взять освященный хлеб. Этот хлеб можно отнести домой, а можно скушать прямо в церкви.

Перед литургией можно подать записки с именами живых (за здравие) и умерших (за упокой). Записки подают в церковной лавке, где покупают свечки. Имена родных и близких записывают в родительном падеже (Сергея, Веры и т. д). Запрещено перечислять имена иноверцев, некрещеных и самоубийц. Самоубийц поминают только раз в году на Троицу.

Как зажигают свечи

Свечи в церкви не принято зажигать спичкой или зажигалкой: их зажигают от уже горящих свечей на подсвечнике. Не следует волноваться, если вашу свечку убрал служитель церкви, в на ее место поставили другую свечу. Бог увидел вашу свечку и услышал молитвенное обращение.

Если вы ставите свечку перед иконой, нужно ей поклониться. Также иконе кланяются и после молитвы, когда собираются уходить. Кланяться и креститься нужно без спешки и суеты. Не нужно толкаться, стоя в очереди к иконе. Недопустимо устраивать в божьем доме ажиотаж и мирскую толчею.

Исповедь

Таинство исповеди — одно из основополагающих церковных Таинств. Многие неофиты не знают, как нужно исповедываться. Следует понимать, что настоящая исповедь — это осознание своего греха и стремление исправиться. Поэтому не рекомендуется перечислять все грехи подряд, не имея намерения исправления.

Некоторые верующие путают исповедь с пастырской беседой и начинают рассказывать о своих бедах. Нужно просто перечислить грехи и осознать покаяние, при этом не задерживать других кающихся в ожидании их очереди у аналоя. Посоветоваться со священником и рассказать о своих проблемах можно после богослужения.

Когда проводят исповедь в церкви? Это делается на вечернем субботнем богослужении. Перед исповедью необходимо поклониться всем прихожанам и сказать: «Простите меня».

Причастие

Это одно из семи церковных Таинств, которое символизирует соединение со Христом. Хлеб символизирует тело Спасителя, а вино — жертвенную кровь. Причастие следует сразу же за утренней воскресной литургией. Поэтому когда прихожане запели хором молитвы, нужно начинать подготовку к принятию Святых Даров, особенно, если вы привели на причастие малыша.

Когда подойдет ваша очередь принятия Святых Даров, нужно скрестить на груди руки и внятно назвать свое крещаемое имя. После этого следует раскрыть рот, чтобы батюшка мог положить в него святыню.

Святыню следует тут же проглотить, поцеловать край Святой Чаши и перекреститься, приложившись к кресту священника. После этого нужно подойти к запивочному столу, куда направляются все. После запивки можно говорить и прикасаться к иконам.

Совет

Причащая малышей, нужно внимательно следить, чтобы ребенок не оттолкнул руку батюшки и не перевернул Святую Чашу. Поэтому мать должна надежно удерживать ручки и ножки младенца, дабы ими не размахивал.

Если ребенок расплакался от неожиданности, нужно выйти с ним во двор и успокоить. Постепенно кроха привыкнет к Таинству причастия.

По сложившейся традиции первыми причащают грудничков, потом детей постарше, а за ними и взрослых.

Отношения со священниками

У священников берут благословение перед уходом домой после богослужения. Для этого нужно подойти к батюшке, сложить руки крестом на груди (правая поверх левой) и попросить благословения. Если в храме присутствует архиерей, благословение испрашивают у него, а остальным священникам кланяются.

Вместо привычного приветствия священникам говорят: «благословите». При этом руки не должны быть вытянуты по швам, а сложены одна на другую (правая ладонь поверх левой). Принято прикладываться к руке батюшки в знак почтения к его сану, дарованному богом. Иногда священник просто кладет руку на голову верующего — это считается благословением.

Как правильно обращаться к священнику? Его принято называть словом «отец». Нельзя протягивать священнику руку, чтобы поздороваться. В православных храмах принято здороваться наклоном головы.

Милостыня у церкви

Нужно ли давать деньги просящим милостыню у храма? Деньги подавать не обязательно, можно дать милостыню и продуктами — хлебом, шоколадкой, набором продуктов либо чистой одеждой. Милостыней может быть и доброе слово поддержки и сочувствия, сказанное от чистого сердца.

Итог

Храм — это место спокойствия и молитвы к богу, поэтому поведение человека должно соответствовать принятой православной традиции. Самое главное — не мешать никому молиться и слушать литургию.

Не допустимо создавать суету в храме, привлекать к себе внимание шумом или недостойным поведением. Если вы не знаете основ православия, можно записаться на специальные курсы при церкви, а также прочитать православную литературу.

Допускается спросить о правилах поведения в храме у старших людей или священников. Стесняться не нужно, ведь дело касается благочестия и веры.

Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/vesti-sebya-v-pravoslavnoy-tserkvi.html

Водить ли ребенка на всю службу в храме? – Отвечают священники…

С какого возраста детей можно приводить на полное богослужение? Как сделать так, чтобы дети полюбили бывать в храме, чтобы присутствие на литургии стало их потребностью? Чтобы повзрослев, они не ушли? Отвечают священники.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Если родители хотят чего-то достигнуть в вопросах воспитания, то необходимы не слова, а в первую очередь, личный пример. Если родители регулярно и с радостью посещают храм, то дети, видя это, будут им подражать, будут охотно и радостно ходить в храм сами, когда подрастут.

Безусловно, важно чувствовать своего ребенка. Если ребенок устал, не выспался, переутомлен, надо или поехать на самый конец службы, или дать ему отдохнуть и остаться дома. Но чтобы действительная или мнимая усталость не превратилась в систему, родители должны строго следить за распорядком дня своих детей.

Родительское неразумие проявляется, когда родители хотят приучить ребенка, чтобы он стоял в храме все богослужение, в строгой обстановке храма, молча и не шелохнувшись. Нельзя этого требовать от маленького человека!

И ребенка надо приводить на то время, которое он выдерживает. То есть взрослым нужно это учитывать и приходить минут через 45 после начала службы. Чтобы ребенок на самом важном моменте службы все-таки присутствовал. Потом его причастить и с миром, с радостью идти домой.

Важное правило: в храме ребенка ругать нельзя.

Если он устал (не рассчитали время, служба задержалась, или просто раскапризничался), надо взять его на руки, приголубить, приласкать и сесть с ним в уголочек, где вы никому не помешаете, или тихонечко выйти из храма, сказав: «Ты молодец, но ты устал. Ну, давай, побегай здесь. Ты же знаешь, в храме бегать нельзя ни в коем случае. Там себя ведут или очень хорошо, или – уходят. Вот мы с тобой и вышли».

Допускать, чтобы дети бегали по храму, шумели, топали ножками – родительская ошибка. Со стороны это может выглядеть забавно, но в храме это совершенно неуместно. У ребенка с храмом должны быть связанны только позитивные и благоговейные ассоциации.

Обратите внимание

Но, повторяю, сердиться на ребенка, раздражаться на несоответствующее поведение категорически нельзя. Надо быть готовым к тому, что ребенок может раскапризничаться и спокойно, но решительно среагировать.

Специально думать о том, в каком возрасте увеличивать время службы, не стоит. Внимательный к своему ребенку родитель поймет, когда. Постепенно дети начинают осознанно воспринимать то, что происходит на богослужении.

И вся служба может быть выдержана ребенком, если он уже школьник (и не первоклассник), умеющий читать и понимать рациональные объяснения.

То есть на позитивные ранние детские воспоминания будут накладываться уже рациональные объяснения.

Стоять на службе долго дети способны, когда они понимают, что им надо каяться. Не зря детская исповедь начинается с семи лет, да и то это рановато. Какие грехи у семилетнего ребеночка? И исповедь детская должна быть редкой. Если никаких серьезных событий не произошло у младшего школьника, пусть идет и причащается.

Важно, чтобы ребенок начал работать над собой. Вот подходит ко мне недавно мальчик и радостно говорит: «За эту неделю подрался только один раз». То есть работает над собой. И значит, делает шажок к тому, чтобы и службу воспринимать более полно.

Еще нужно стараться, чтобы ребенок видел, что происходит во время службы, что происходит в алтаре, когда открыты царские врата. Детский обзор чаще ограничивается ногами и спинами взрослых, так что можно с ним пройти вперед. Если родители почувствуют, что он устал, его внимание уже рассредоточено, нужно отойти в сторонку.

Источник: https://www.pravmir.ru/esli-rebenku-skuchno-v-hrame-sovetyi-svyashhennikov/

Ссылка на основную публикацию