Ипатьевский свято-троицкий мужской монастырь в костроме

Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 

В XIV-XV веках, в период “собирания” Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства.

История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

Обратите внимание

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название – “колыбель” Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли “стрелкой”, а с появлением здесь монастыря оно получило название “Ипатьевский (Ипацкий) мыс”.

История Ипатьевского монастыря

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником – игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли.

Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским.

Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол.

Важно

В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Музей в Ипатьевском монастыре

Источник: http://ipatievsky-monastery.ru/

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

На берегу великой русской реки Волги возвышается прекрасный архитектурный комплекс великолепного Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы. Отражаясь своими белокаменными стенами в спокойных водах реки, он поражает красотой и одухотворённостью своих возвышающихся к небу линий.

Какая историческая версия вам ближе?

Существует несколько версий возникновения этого истинного украшения города. По одной, Ипатьевский монастырь основал брат великого князя Александра Невского, князь Владимир Ярославич в 1275 году, живший тогда в Костроме.

По другой же, более распространённой легенде, обитель основал в 1330 году татарский мурза Чет. Вопреки бытующему мнению, с татарами нас связывали не всегда только негативные отношения, были среди них и те, кто любил и уважал Русь.

А дело было так. Знатный вельможа Золотой Орды мурза Чет направлялся в Москву, к месту своей службы у Ивана Калиты. Приболев и устав с дороги, остановился он в понравившейся ему костромской дубовой рощице отдохнуть.

Во сне увидел Чет Божью Матерь с апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским, которые и вылечили его от болезни. В память об этом чуде и в благодарность за исцеление он на свои деньги поставил храм в этом месте.

Чуть позже вельможа Чет принял православие и, крестившись, взял себе имя Захарий. Это был родоначальник позже ставших очень знаменитыми двух родов Годуновых и Сабуровых. Все потомки Чета потом очень часто приезжали в монастырь, жертвовали здесь много денег и земель. А некоторые даже стали монахами обители.

Почти все завещали похоронить себя на монастырской земле, на кладбище монастыря. И со временем образовалось здесь 3 усыпальницы с 52 захоронениями его знаменитых потомков. До наших дней неразрушенной сохранилась всего лишь одна.

Некрополь бояр Годуновых формировался на протяжении четырех столетий, начиная с конца 13 века. Первыми в усыпальнице были погребены основатель рода Захарий, который до принятия православия был известен как татарин мурза Чет, и его сын Александр.

 Династия Романовых. Как всё начиналось

После смерти Бориса Годунова Ипатьевская слобода стала принадлежать боярам Романовым. Здесь скрывался и будущий русский царь Михаил Романов со своей матерью. У него были причины опасаться за свою жизнь. Ведь после того, как Земский собор назначил его царём, поляки хотели убить юношу и поставить на царствование в России своего царевича Владислава.

Для этого был создан небольшой отряд поляков, который и отправился в Костромской монастырь. Но в пути они заблудились.

Здесь и совершил свой знаменитый подвиг Иван Сусанин, пообещав чужестранцам показать короткую дорогу, а сам завёл их в болотистый, непроходимый лес. Там он и погиб, но дорогу к монастырю так и не указал, спасая тем самым Россию и российский престол от иноземцев.

Совет

Долго отказывалась мать Михаила благословить сына на царствование. Да и сам шестнадцатилетний мальчик не хотел брать на себя такую ответственность. Но после долгих уговоров они согласились.

С благословения своей матери Феодоровской иконой Богородицы Михаил принял царствование.

С тех давних пор икона эта стала одной из главных святынь Романовых. Так, в 1613 году началось 300 летнее правление их династии. А костромской монастырь теперь называют «колыбелью дома Романовых».

Монастырь — оборонительная крепость

Начало

Первой постройкой в монастыре была небольшая деревянная церковь, освящённая во имя Живоначальной Троицы. Потом на этом же месте построили каменный пятиглавый Троицкий собор с одноимённым престолом и двумя приделами.

К монастырю вело 5 въездных ворот, среди них особо выделялись парадные Святые ворота с надвратной церковью. Считалось, что церковь над воротами призывает Небесные Силы для защиты монастыря или города.

Монастырь был укреплён. Кроме духовной, он выполнял ещё и функции оборонительной крепости — высокие, толстые стены, башни с бойницами, подземный ход к реке для снабжения водой — всё было предусмотрено для длительной защиты.

Время расцвета

Не жалели царственные особы богатых даров и пожертвований своей вотчине. Постоянно туда присылались новые иконы в богатых окладах, предметы церковной утвари.

Монастырская библиотека регулярно пополнялась редкими томами, украшенными драгоценностями. До 18 века там хранился древнейший список «Повести временных лет» — уникальная по своей исторической ценности летопись.

В 1835 году обитель посетил русский император Николай-1. Всё досконально осмотрев, он приказал отремонтировать и перестроить здания, чтобы возвратить им первоначальный вид. Глобальные изменения произошли тогда в архитектурном облике комплекса: практически все здания были восстановлены, а некоторые просто заново отстроены.

В 1913 году Кострома стала центром празднования 300-летия Дома Романовых. На праздник приезжали царские особы: Николай-2 со всем своим семейством, а также другие влиятельные люди того времени.

В городе состоялся грандиозный крестный ход, огромные толпы паломников прибыли в святую обитель. Этот год стал триумфальным для древнего монастыря.

и… запустения

После Октябрьской революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, как и многие другие, был попросту закрыт. К счастью, его не разрушили, а открыли в нём Костромской исторический музей.

Только в 1992 году было подписано соглашение о возрождении монастырской общины, и её совместной работе с находящимся там музеем. Это время стало новым периодом возрождения мужского монастыря.

Белоснежная достопримечательность России

Территория и музеи

В наши дни территория монастыря благоустроена. За монастырскими стенами очень уютно и спокойно.

Многочисленные экскурсии, гостей разных национальностей принимает у себя историко-археологический музей обители.

А отдельное здание, в котором жил когда-то будущий юный царь Михаил Романов сейчас называют Палатами бояр Романовых. Там открыта музейная экспозиция, посвящённая царской династии с их портретами и вещами, когда-то принадлежавшим царским особам.

Очарование Троицкого собора

Но центральным, главенствующим здесь храмом является Троицкий собор.

Необычайно красив он изнутри — свод, стены, столбы — всё расписано великолепными фресками. Расположены они в несколько ярусов, а всего на них изображено 80 композиционных рисунков. Каждая фреска посвящена определённому сюжету.

Фрески верхнего яруса красочно повествуют о явлении ангелов Лоту и Аврааму, дальше идёт история Иисуса Христа. Весь нижний ярус посвящён апостолам.

Люди, изображённые на картинах-фресках занимаются своими обычными делами — пекут хлеб, смеются, строят дома. Всё очень красиво и познавательно. На столбах, стоящих внутри собора, изображены некоторые русские князья.

Уникальные монастырские святыни

В 1758 году в Троицком соборе появился замечательный иконостас, состоящий из пяти ярусов. Изготовлен он по заказу русской императрицы Елизаветы Петровны Романовой и подарен ею Ипатьевскому монастырю. Великолепный иконостас полностью сделан из липы, все его части покрыты позолотой.

В центре иконостаса находится Тихвинская икона, копия того образа Тихвинской Божией Матери, которым был благословлён на царствование первый царь семьи Романовых. Оклад этой иконы украшен жемчугом и бриллиантами. Икона эта считается чудотворной, к ней приходят помолиться паломники из других, многочисленный городов и стран.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/kostroma-ipatevskij-monastyr/

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Колыбель династии Романовых

Считается, что обитель заложил татарский вельможа Чет в 1330 году — родоначальник знатной русской фамилии Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел.

Когда он остановился передохнуть в месте впадения реки Костромы в Волгу, ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий — и Чет чудесным образом исцелился. Вельможа принял православие и крестился под именем Захария, а на том судьбоносном для него месте основал иноческую обитель.

С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели на него средств. В 1560 году на деньги Годуновых взамен деревянной церкви Живоначальной Троицы возвели пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами, посвященными апостолу Филиппу и священномученику Ипатию.

Обратите внимание

Спустя 26 лет монастырь окружили каменные стены толщиной в полтора метра и протяженностью в 518 метров. Ипатьевский монастырь стал крепостью, защищавшей подступы к городу.

В Смутное время монастырь перешел в руки отряда Лжедмитрия II и Филарета. Но в феврале 1609 года костромчане организовали восстание и к концу лета этого же года отвоевали обитель. Во время штурма крепости ее стену пришлось взорвать, отчего пострадал Троицкий собор.

Колыбель дома Романовых

С осени 1612 года в кельях монастыря от поляков скрывался 16-летний Михаил Романов с матерью-монахиней Марфой, а 14 марта 1613 года в Троицком соборе Михаила Федоровича призвали на царство. С тех пор монастырь в Костроме называют колыбелью дома Романовых.

С 1621 года началось возрождение монастыря: были восстановлены монастырские стены и здания, которые пострадали во время осады. В середине XVII века монастырскую площадь увеличили почти вдвое, эту территорию стали называть «Новым городом».

В конце 1652 года построили новый пятиглавый Троицкий собор (ныне существующий). Его во второй половине XVII века расписывала артель иконописцев во главе с Гурием Никитиным — крупнейшим мастером фрески и иконописи того времени. Настенная фреска имеет четыре яруса: самый верхний славит Пресвятую Троицу, второй и третий описывают чудеса и страсти Христа, нижний — жизнь святых апостолов.

В заново отстроенный монастырь присылали дорогие иконы, церковную утварь, рукописи и книги. До XVIII века в его стенах хранилась Ипатьевская летопись — один из древнейших списков Повести временных лет. К концу XVII века Ипатьевский монастырь стал одним из самых богатых на Руси.

В последующие годы монастырь был резиденцией костромского архиерея, а Троицкий собор почти на столетие стал кафедральным собором епархии. В 1747 году в монастыре открылась духовная семинария — сегодня она одна из старейших в России.

В 1764 году закончилось строительство теплого храма в честь Рождества Богородицы, а в Троицком соборе установили новый иконостас, сохранившийся до наших дней.

В 1835 году Николай I приказал отремонтировать и перестроить здания монастыря для возвращения ему «древнего вида». Руководил работами создатель храма Христа Спасителя в Москве — архитектор Константин Тон.

Важно

По его проекту в архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Практически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор, перестроили монастырские корпуса.

Читайте также:  Кто такой протоиерей в православной церкви?

Изменился внешне и келарский корпус, в котором в 1613 году жил Михаил Романов.

После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, а монахи изгнаны из обители. Богородице-Рождественский собор в 30-е годы ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году в Ипатьевском монастыре открыли Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Возрождение монастыря

18 февраля 1992 года в соответствии с решением Священного синода Русской православной церкви Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден. В мае 1993 года костромская епархия и музей-заповедник подписали соглашение о совместном использовании монастырского ансамбля, и спустя год в обители появились первые монахи.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор с Лазаревским храмом в подклете, а также храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и церковный историко-археологический музей.

В монастырь приезжают люди из разных уголков не только России, но и мира, чтобы поклониться чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, частице ризы Господней и частице мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/8721/svyato-troickii-ipatevskii-muzhskoi-monastyr-kolybel-dinastii-romanovykh

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь – Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

По преданию, основателем Ипатьевского монастыря был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых.

В 1330 году на пути в Москву – для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите – Чет остановился на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.

Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше – в середине или конце XIII века – новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге. Однако участие Захарии-Чета в судьбе Ипатьевской обители несомненно: оно подтверждается вниманием, которое оказывал этому монастырю род Годуновых.

Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменноестроительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость.

В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе – прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол.

Совет

Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев.

В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.

В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете.

Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина.

Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы.

До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом.

В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного.

Обратите внимание

В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы).

Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве).

В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей – древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года).

Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен.

В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники.

Важно

Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетнихусилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Святыни монастыря:– чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери;- частица Ризы Господней;

– частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.

Праздники:
День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Справочная информация:Наместник – игумен Петр (Ерышалов);

Адрес: 156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1. Тел/факс 8 (4942) 37-22-41; тел/факс 8 (4942) 31-25-89 (паломнический отдел)

Проезд (по г. Костроме): автобус № 14 до остановки «Ипатьевская слобода».

Источник: http://www.kostromamitropolia.ru/p/monasteries/svyato-troickij-ipatevskij-muzhskoj-monastyr.html

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме в ряду крупнейших церковных российских обителей находится на одном из важнейших и особых мест. Он возведен в красочном месте соединения рек Волги и Костромы.

Величественный вид Ипатьевского монастыря, торжественное великолепие и звон церковных колоколов оставляет в душе русского человека самые незабываемые чувства и эмоции. В настоящее время в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре служат монахи мужчины. Вся территория обители подразделяется на две части. Это Старый и Новый города.

В центральной части территории святой обители застыла величественная духовная композиция — главный Троицкий собор со звонницей.

Есть все исторические основания полагать, что зарождением данного религиозного памятника можно считать начало ХIII века. Академик С.Б.

Веселовский, изучая историю зарождения и развития монастыря, небезосновательно полагал, что место для основания было выбрано новгородскими переселенцами, которые попали на Верхнюю Волгу по реке Костроме.

Место основания в те времена являлось стратегически важным участком, расположенном в устье двух рек, вблизи старого ярославского торгового пути.

Древние новгородцы особо почитали священномученника Ипатия, в честь которого, возможно, и был впоследствии назван монастырь.

Позднее, историки, занимающиеся исследованиями основания обители, стали связывать его с именем татарского мурзы (вельможи), выходца из Золотой Орды Чета. По преданию знатный мурза, путешествуя по Волге, тяжело захворал.

Совет

Именно на месте будущей закладки монастыря он сделал временную стоянку для отдыха, где ему случилось видение святой Богоматери.

Она пообещала исцелить его от смертельной болезни в обмен на обещание выстроить богатый храм в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия.

Исцелившись, Чет возвращается в столицу, и получает величайшее разрешение на постройку монастыря Ипатьевского (другие названия — Ипатьева, Ипатского). Также татарский мурза принял крещение и получил христианское имя Захарий. По прошествии некоторого времени Мурза-Захарий являлся очень крупным благотворителем и покровителем данной обители, где и был погребен после смерти.

Вторая половина XIV – начало XV века для монастыря ознаменовались вторым знаковым моментом — ему было подарено второе имя Святой Живоначальной Троицы или Троицкий Ипатьевский.

После смерти Четы-Захария святой обители покровительствовали его наследники — представители рода бояр Годуновых. Почти все они также нашли упокоение за стенами Ипатьевской обители.

Приблизительно до пятидесятых годов XVI века практически все сооружения и храмы, находящиеся на территории обители, были сделаны из дерева. Главным среди них был деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

Вместо деревянных строений на благотворительные пожертвования бояр Годуновых были выстроены сооружения из камня, включая Троицкий собор с приделом во имя Ипатия и Филиппа и каменный шатровый храм Рождества Богородицы.

Далее в течение более чем 20 лет территория Ипатьевской обители была защищена надежными стенами с башенками и бойницами, выполненными из камня. Именно с этих пор монастырь, обнесенный камнем, стал настоящей крепостью и опорным пунктом местной княжеской власти.

Обратите внимание

Эпоха «собирания» русских земель (XIV – XV века) для существования святой обители навсегда связана с историческими именами князя Василия Ярославича, князя Дмитрия Донского, ряда великих Московских и Владимирских князей, а также царей Ивана Грозного и Бориса Годунова.

Приблизительно с 1613 года Ипатьевский монастырь пребывал под непосредственным покровительством и меценатством династии Романовых. В данный судьбоносной год священнослужители монастыря скрывали от преследований молодого престолонаследника Михаила Романова.

14 марта 1613 года в обитель прибывает крестный ход из бояр, духовенства и представителей управления Земского собора. Они торжественно провозгласили об избрании юного Михаила на царствование. Перед святыми иконами монастыря Михаил Федорович соборовался на царский престол.

Именно со времени данного события и до 1917 года Ипатьевский монастырь функционировал под личным покровительством царского рода, а город Кострома стала именоваться колыбелью их рода.

С 1913 года Ипатьевский монастырь стал стремительно отстраиваться и развиваться.

Могущественные меценаты монастыря Романовы не скупились на пожертвование средств для ремонта и строительства новых построек, развитие художественного иконописания и каменной резьбы.

Монастырские мастера по написанию икон в те времена считались святыми людьми, а расписанные стены и купол Троицкого собора были названы шедеврами искусства и декора в XVII веке.

Через 2 года после событий 1917 года святая обитель была официально закрыта, монастырские реликвии подверглись национализации, а все священнослужители и монахи были выдворены за территорию монастыря. В последующие годы в храмах и сооружениях Ипатьевского монастыря размещались стадион, музей атеизма, филиал краеведческого музея и другие учреждения.

Днем нового возрождения Ипатьевского монастыря в наше время считается 25 ноября 1989 года. В этот день епископ Александр (Могилев) провел первую за многие десятилетия разрушения церковную службу.

Важно

В 1992 году предписанием Священного Синода Русской Православной Церкви святая обитель начала свое новое существование.

Также с этого времени ежегодно в день казни представителей царского рода Романовых в Ипатьевском монастыре совершается заупокойная служба.

Последние десятилетия знаменуются восстановлением и возрождением жизни как самого монастыря, так и его служителей. В святых храмах обители находятся такие великие русские святыни, как частица Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома и другие ценные памятники истории и искусства.

За его стенами с 2004 года открыт и функционирует Церковный Историко-археологический музей, продолжающий традиции старого музея и Древнехранилища. В основе коллекции музея находятся уникальные предметы богослужения, экспонаты древнего письма и печати, ценные произведения исторического и художественного наследия.

Важнейшее значение для современных историков имеют хранящиеся в монастырской библиотеке древние рукописи, в том числе легендарная Ипатьевская летопись. Сотрудники музея наряду со священнослужителями проводят исследования исторических и церковных раритетов, проводят большую экспозиционную и образовательную работу.

Источник: https://www.topkurortov.com/ipatevskij-monastyr/

Ипатьевский монастырь

Древний Ипатьевский монастырь – пожалуй, самая известная достопримечательность Костромы, монастырь называют “колыбелью династии Романовых”. Именно с него обычно начинают знакомство с городом.

Читайте также:  Брак с представителями другой веры у православных

Монастырь находится не в центре Костромы: он стоит на стрелке рек, на месте впадения реки Костромы в Волгу. От центра города и Сусанинской площади лучше доехать, идти пешком будет слишком утомительно.

Монастырь основан в XIV веке, предположительно в 1330 году, первое упоминание в летописях – 1432 год. Ипатьевский монастырь – это не место духовного паломничества, а скорее политически знаковое место для Руси. Здесь был призван на царство Михаил Фёдорович – первый представитель династии Романовых.

Совет

В начале XVII века в Ипатьевском монастыре во времена польско-литовской интервенции скрывался Михаил Романов, и в 1613 году к нему пришли московские посланники с предложением стать царём.

После того, как согласие Михаила было получено, в Троицком соборе отслужили торжественный благодарственный молебен за спасение России от Смуты и за процветание нового царствующего дома.

Из Ипатьевского монастыря будущий царь отправляется в Москву на царство.

С 1919 по 2004 год на базе Ипатьевского монастыря существовал историко-архитектурный заповедник, в 2004 году его полностью передали Русской православной церкви, и сейчас здесь действующий мужской монастырь. Поэтому приготовьтесь облачиться в соответствующие одеяния.

Женщинам у входа предложат обязательные юбки и платки (кстати, юбки чистые, аккуратные, судя по всему, специально сшитые, и одеть их не противно). В майках и шортах на территорию просто не пустят.
Вход в монастырь – через Северные (Екатерининские) ворота, прорубленные в 1767 г.

специально к приезду императрицы Екатерины II. До этого главные ворота были со стороны реки.

Территория монастыря, куда можно пройти туристу, довольно мала. Обитель делится на две части: Старый город, возведённый в 1586-1590 годах, и Новый город, пристроенный через полвека. На территорию Нового города проход закрыт.

Доминанта Ипатьевского монастыря, его главный храм – пятиглавый Троицкий собор, построенный в 1586-1590 на месте старинного деревянного храма. Обратите внимание на крыльцо.

За собором на фото выше вы видите жилой Наместничий корпус (XVI – XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Обратите внимание

Троицкий собор знаменит своими фресками: в конце XVII века его расписывали мастера артели знаменитого русского иконописца Гурия Никитина. Фресковый ансамбль собора считается вершиной русской монументальной духовной живописи XVII века. Большая часть фресок была обновлена в начале XX века.

Впечатляет огромный пятиярусный позолоченный иконостас, выполненный костромскими резчиками в XVIII веке.

В подклете Троицкого собора находится фамильная усыпальница бояр Годуновых, которые оказывали покровительство Ипатьевскому монастырю, здесь похоронены родители царя Бориса.

На средства Годуновых был построен Троицкий храм, возведены каменные стены, собрана богатейшая библиотека, где, кстати, и была обнаружена летопись, названная по имени монастыря Ипатьевской, – едва ли не основной источник по истории Древней Руси.

Правее Троицкого собора, если смотреть от ворот, в которые вы вошли, стоит звонница (1601-1604 гг.). В 1645-1646 годах к ней была пристроена высокая колокольня. Здесь устроен небольшой буфет, где можно выпить чаю.

Палаты бояр Романовых (“Царские чертоги”) XVII – XIX в. Именно здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. Сейчас здесь музейная экспозиция, посвящённая истории рода Романовых, которую вы можете посетить без дополнительной оплаты. В общем, достаточно интересная.

На территории Ипатьевского монастыря есть ещё одна экспозиция, посещение которой входит в стоимость билета. Выставочные залы разместились в бывшем Свечном корпусе: здесь представлены иконы XV-XX веков. Икон много.

За Троицким собором недавно была восстановлена ещё одна церковь, но пока внутренние работы там не закончены, и она по-прежнему закрыта для посещения – это храм Рождества Богородицы.

Первоначальный храм был взорван в 1930 годы. Восстановление церкви приурочено к 400-летию династии Романовых.

Важно

В июле 2015 года восстановленный храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Местные называют монастырь просто “Ипатий”. Любя)

Читайте также о других русских православных монастырях:

Источник: http://mementovitae.ru/ipatevskij-monastyr

Ипатьевский монастырь – режим работы 2019 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

еще фотографии →

Ипатьевский монастырь является главным символом старинного русского города Кострома.

Его история не отделима от важнейших событий в Северо-Восточной Руси, связанных с царскими династиями Годуновых и Романовых.

Ипатьевский монастырь славится своими архитектурными памятниками, а также известен тем, что в нем хранилась ценнейшая Ипатьевская летопись – копия с древнего южнорусского летописного свода Киевской Руси.

Адрес Ипатьевского монастыря

156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1.

Как доехать до Ипатьевского монастыря

  • Автобус №14
  • Маршрутные такси № 4, 8 и 11, 14 и 38.

Ехать до остановки «Ипатьевская слобода».

Режим работы Ипатьевского монастыря в 2019 г

  • С 1 мая по 30 сентября – с 9:00 до 17:30, без выходных дней
  • С 1 октября по 30 апреля – с 10:00 до 17:00, без выходных дней
  • Музей закрыт 1 января

Стоимость билетов в Ипатьевский монастырь в 2019 г

Вход на территорию обители и в Троицкий собор бесплатный. Билеты приобретаются при посещении выставок Церковного историко-археологического музея.

Основание монастыря

Точная дата основания обители неизвестна и существует несколько вариантов относительно этого события:

  • Согласно самой распространенной версии, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, сбежавшим из Золотой Орды в Москву, принявшим христианство и перешедшим на службу к князю Ивану Калите. Чет плыл по Волге и тяжело заболел. Согласно преданию, в том месте, где река Кострома впадала в Волгу, он остановился на стоянку и к нему пришло видение Божьей Матери, пообещавшей его вылечить. В благодарность за исцеление на этом месте им и была основана обитель, в которой он построил Троицкий храм с приделом во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа и храм во имя Рождества Богородицы. В дореволюционное время это была общепринятая версия и никем не ставилась под сомнение
  • По другой версии, обитель была основана в 1275 году князем Василием Ярославичем, братом Александра Невского. Он очень любил Кострому и даже когда стал великим князем владимирским, предпочитал жить в этом городе
  • По мнению костромского исследователя, историка и краеведа Николая Зонтикова, монастырь был основан в первой половине XIII века новгородцами, пришедшими на Верхнюю Волгу по реке Костроме. Обитель была освящена в честь покровителя новгородских посадников – священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Мурза Чет был крупным жертвователем и покровителем монастыря. Позже обитель получила свое второе посвящение – во имя Святой Живоначальной Троицы, но в русской истории сохранилось ее первое название – Ипатьевский монастырь.

В течение трех веков обитель не выделялась среди других, но во второй половине XVI века знатные боярские семьи Годуновых и Захарьиных, Вельяминовых и Сабуровых приближаются к царскому престолу. Все они считали Чета своим родоначальником и поэтому делают щедрые пожертвования обители.

Ипатьевский монастырь – развитие и процветание

Всего в результате пожертвований богатых боярских семей земельные владения обители к концу XVI века увеличились более, чем в четыре раза. Особенно значительные вклады делают представители рода Годуновых.

С 1586 по 1591 год Дмитрий Иванович Годунов, дядя будущего царя Бориса Годунова, пожертвовал на строительство обители около 1000 рублей деньгами и несколько сел и деревень.

На эти средства были возведены многие строения, в том числе:

  • Троицкий собор. Троицкая церковь была сооружена в 1590 году, ставшая главным храмом обители
  • Крепостная стена. Первая каменная крепостная стена была построена в 1586 году по приказу царя Феодора Ивановича, их протяженность составила 518 метров. Крепостная стена имела четыре башни и пять въездных ворот, особое место среди которых занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Эта церковь была возведена в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины
  • Звонница. В 1586-1590 годах построена каменная звонница с круглым верхом, которая простояла почти два столетия и была разобрана в 1812 году.  Сохранившаяся до нашего времени звонница была возведена в 1603 году. Она расположена рядом с Троицким собором, ее высота составляет около 30 метров.

Возводились также кельи и хозяйственные постройки.

Кроме денежных средств, представители рода Годуновых делали многочисленные пожертвования в виде церковных книг и утвари, организовали мастерскую живописи и библиотеку для книг и рукописей.

Вместе с тем, укрываться в этой мощной крепости пришлось не семейству Годуновых, а их политическим противникам.

Смутное время и подвиг Ивана Сусанина

В смутное время (1598-1614 годы) наступили трудные дни для Ипатьевского монастыря. Архимандрит Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года принесли присягу Лжедмитрию II и с этого времени обитель оккупировали их сторонники.

В феврале 1609 года костромичи приступили к осаде крепости, но взять ее сразу не удалось. Отряд самозванца был выбит из монастыря лишь летом того же года, после того, как к крепости подошло войско Василия Шуйского.

Во время штурма была взорвана крепостная стена, в результате чего пострадали надвратные церкви и Троицкий собор.

Но преодолеть смуту в то время не удалось и перемены наступили позже. Лишь после того, как было создано второе земское ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, Москва была освобождена от иностранных интервентов. В феврале 1613 года на Земском соборе в Москве был избран новый царь – Михаил Романов.

В это время Михаила в столице не было, он находился вместе с матерью, старицей Марфой, в своем имении, в селе Домнине в Костромском крае. Из Москвы в Кострому направилось посольство. Поляки, узнавшие об избрании царем Михаила, решили захватить его. Чтобы найти дорогу в село Домнино, они взяли проводника.

Ценой своей жизни костромской крестьянин Иван Сусанин завел врагов в противоположную сторону и тем самым спас щестнадцатилетнего царя. Узнав об опасности, Михаил с матерью скрылись в Ипатьевском монастыре, куда прибыли послы и сообщили ему об избрании его на царство.

Расцвет Ипатьевского монастыря при Романовых

С приходом к власти династии Романовых Ипатьевскому монастырю уделяется большое внимание. В память о событиях 1613 года русские цари постоянно посещают обитель и делают щедрые пожертвования, считая обитель своей фамильной святыней. Для них в Троицком соборе, по примеру московских храмов в Кремле, было сооружено специальное место.

В 1661 году выполняются работы по восстановлению крепостной стены, поврежденной во время военных действий в 1609 году. Кроме того, стены были надстроены и в некоторых местах они достигли высоты в 11 метров.

Совет

Сооружаются и новые строения. Так, в 1642 – 1643 годах на участке с западной стороны возводится каменная стена с тремя боевыми башнями и двумя воротами. Одна из башен с шатровым куполом была названа «зеленой» по цвету черепичной крыши. Так создается “Новый город”.

В 1649 году Троицкая церковь была разрушена в результате взрыва хранившегося здесь пороха. В 1652 году был возведен новый каменный пятикупольный собор, сохранившийся до наших дней.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря

В 1685 году под руководством выдающихся мастеров древнерусской живописи Гурия Никитина и Силы Савина Троицкий собор был расписан. Фрески собора – это одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, известные своим уникальным исполнением и разнообразием сюжетов.

Фрески покрывают почти всю поверхность сводов и стен, а также столбы и барабан храма. Здесь можно увидеть более 80-ти композиций, каждая из которых имеет свой сюжет.

  • На самом верхнем ярусе изображены сюжеты, славящие Пресвятую Троицу
  • На втором и третьем ярусах рассказывается об истории Христа
  • Нижний ярус посвящен деяниям святых апостолов

В церкви Вы увидите уникальные картины с изображением событий, происходящих во дворцах и сказочных палатах, роскошных рощах и благоухающих лугах. Росписи изображают людей, которые заняты самыми обычными мирскими делами: они читают книги и строят жилища, крестят детей и пекут домашний хлеб, бегут от врагов и пожаров, веселятся и грустят. Внутри на столбах изображены русские князья.

В середине XVIII века резчиками под руководством мастеров Быкова Макара и Золотарева Петра был создан великолепный пятиярусный иконостас, выполненный из липы и покрытый позолотой.

Самой большой популярностью в Троицком соборе пользуется Тихвинская икона, занимающая центральное место в иконостасе. Это точная копия знаменитой иконы Тихвинской Богоматери, в чудотворную силу которой верят многие прихожане. Чтобы подойти к Тихвинской иконе в праздничные дни, верующим приходится выстоять в длинной очереди.

Упадок монастыря при Петре Первом

Приход к власти Петра Первого, внука Михаила Романова, стал разрушительным для обители. В годы его правления с монастырской звонницы часть колоколов снимается и переплавляется для военных нужд. Для Петра насущные интересы государства были превыше всего.

Многие царские указы способствовали тому, что обитель пришла в упадок. Когда в 1721 году в Ипатьевский монастырь был назначен новый архимандрит Гавриил, он признал, что большинство строений находится в ветхом состоянии.

Впервые обитель стала местом заточения: за крепостные стены попали греческие монахи-просветители Иоанникий и Софроний Лихуды, приглашенные ранее из Греции для перевода богослужебных книг.

Дальнейшая история монастыря

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северной стене были сооружены Екатерининские ворота. Построенные в стиле барокко, оформленные триумфальными арками они стали главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Читайте также:  Икона святого романа сладкопевца

В 1837 – 1863 годах под руководством архитектора Константина Тона проводится реконструкция монастыря. Строятся защитные сооружения от паводков и оформляется фасад обители, возводится пятиглавый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Симметрично Зеленой башне в 1841 – 1863 годах была построена надвратная шатровая церковь Хрисанфа и Дарьи в русско-византийском стиле.

В 1919 году обитель была упразднена, а все главные ценности перевезены в Москву. В 1934 году была уничтожена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. На территории Ипатьевского монастыря размещались детский приют и военные казармы, стадион и танцплощадка.

Первое богослужение после закрытия обители состоялось в 1989 году, а в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.

Телефон

8 (4942) 31-75-91

Официальный сайт Ипатьевского монастыря

ipatievsky-monastery.ru

С обителью связана история Ипатьевской летописи, найденной в 1814 году писателем Николаем Карамзиным. Рукопись является важным документом, описывающим историю Юго-Западной Руси до конца 13 века.

Ипатьевский монастырь – это памятник архитектуры XVI – XVIII веков и одна из древнейших и самых красивых обителей России.

Источник: https://TripGuide.ru/page_261.htm

Ипатьевский монастырь Кострома

Эта обитель Божия считается одной из наиболее старых. Дата основания доходит еще до начала XIV столетия. Именно благодаря своему размещению, в 14-15 веке мастырь стал основным защитным сооружением на северо-восточной границе.

Чем известен Ипатьевский монастырь

Его знают и под другим названием как «колыбель» Дома Романовых. В 17 веке наступил период, который мог привести к уничтожению российской государственности. И стены этой обители укрыли Михаила Романова. С того момента и начался период трехсотлетнего правления Романовых.

На территории этой обители есть около десяти различных построек, и каждая из них требует тщательного рассмотрения. Так например:

  • «Романовские» палаты,
  • Братский и Наместнический корпуса,
  • Трапезный и Свечной корпуса,
  • Звонница и Троицкий собор,
  • над надвратной церковью Хрисанфа и Дарии Святые ворота,
  • Екатерининские ворота,
  • над погребами жилые кельи,
  • башни Нового и Старого городов.

Также на территории общины находится историко-археологический музей. Желающие могут увидеть там большое количество разнообразных религиозных древностей.Также отдельная выставка представляет эпоху правления Романовых.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь находится в живописных местах Костромы. У костромичей есть такое название как «стрелка». Это место соединения двух рек: Костромы и Волги. После того, как там был основан монастырь, его начали называть Ипатьевским мысом.

История обители

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме принимал активное участие в некоторых государственных делах. Кроме того он постоянно призывал людей к народному единству.

Но были и довольно таки печальные вехи в истории этой обители. Так в 1649 году старая церковь была практически полностью уничтожена из-за взрыва бочки с порохом.

Обратите внимание

Этот печальный факт уже никогда не позволит нам представить как на самом деле выглядел экстерьер.

С 18 века здания уже приобрели свое постоянное облачение и мало что в нем менялось, чего не скажешь о внутреннем виде зданий.

Обязательно к прочтению:  Иоанновский монастырь на Карповке

Троицкий собор и другие пямятки архитектуры

Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме — главный храм обители. Он является визиткой данного святого места. Его видно за несколько километров от обители благодаря пяти золоченным главкам, а также изумрудному ажурному шатру колокольни.

Правая сторона украшена удивительной красоты парадным крыльцом и восьмигранным шатром с обилием разнообразных украшений. Зайдя в собор Ваше внимание обязательно привлечет к себе стенная роспись 17 века и богатый иконостас. Стиль в котором он выполнен – барокко 18 века. Мастер пытался передать через них уникальное богатство мотивов и буйство красок.

К наибольшим сокровищам обители относят:

  • богатую библиотеку, где также находится и Ипатьевская летопись;
  • пятиярусный золоченный иконостас в Троицком соборе;
  • шикарная стенопись, которую выполнил Гурий Никитин.

Еще одной архитектурной памяткой считают звонницу, которая была заказана в 17 веке боярином Годуновым. Его отличает резной зеленый шатер и пояса каменных резных элементов. В 2006 году звонницу увенчал специальный колокол «Царь Михаил».

Есть еще несколько основных сятынь в обители:

  • частицы гробов Матроны Московской и Николая Чудотворца;
  • часть Ризы Господней;
  • частицы мощей священномученика Ипатия;
  • чудотворнаю икона Тихвинской Богоматери.

Как добраться

Точный адрес монастыря:  г. Кострома, ул. Просвещения, 1. Телефон: (4942) 312—589.

Доехать по городу можно автобусом № 14, или маршрутным такси № 4, № 8, № 11, № 14, № 38 до остановки «Ипатьевская слобода».

Источник: https://ikona-i-molitva.info/ipatevskij-monastyr-kostroma/

Ипатьевский монастырь

К Ипатьевскому монастырю приехали в пол-восьмого вечера. Монастырь уже закрылся, так что решили обойти монастырские стены снаружи, а также заглянуть в музей деревянного зодчества, которые еще работал.Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу.

Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария.

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века.

На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста.

Над Святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине – небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома.

Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси.

Современники нередко называли обитель “Преименитой Лаврой”, а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.

В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II.

С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось – она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек.

Важно

В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. Костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Утром продолжили осмотр внешних стен монастыря. Вот кадры сделанные почти с одного ракурса вечером и утром:

Так же с утра сфотографировали монастырь с другого берега реки.

При Романовых монастырь как “колыбель династии” занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню.

При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады. По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними.

Последняя (известная также как “Зелёная” по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство. Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени.

Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. В 1837-1863 гг. под руководством архитектора К.

А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. “обруб” – плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А.

Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году).

Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена “царская лестница” с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны “в шашку”.В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы.

Совет

Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка.

Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений. В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг.

музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса.

23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 1993 году, в пользование монашеской общины была передана территория Нового города.

В сентябре 2002 года полностью сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города – церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи. В 2004 году монастырь был передан в пользование Русской православной церкви, а музей-заповедник фактически оказался на улице.

Действительно, по сравнению с 1999-м годам, когда я был в монастыре последний раз, изменения не в лучшую сторону. Половина монастыря (так называемый Новый город) закрыта для посещения, также нет возможно зайти за “обруб”, уж кому это-то мешает, не пойму. Вход, судя по всему в монастырь бесплатный, билет нужно покупать для посещения музеев (и не дешево, в районе 200-300 рублей), 100 рублей берут за фотографирование.

Закрытый проход в “Новый город”.Собор Троицы Живоначальной.Троицкий собор, возвышающийся в центре Старого города Костромского Ипатьевского монастыря, построен в 1650-1652 гг. на месте более древнего одноименного собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклетах храма в 1649 году.

В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексея Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с приделом во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году.

Обратите внимание

Собор Рождества Пресвятой Богородицы.Впервые Рождество-Богородицкая церковь упоминается каменной (шатровой) в 1564 г. В 1760-1764 гг. из-за ветхости и тесноты построена новая трапезная церковь. В подклете устроен придел Смоленской (Шуйской) иконы Богоматери, упразднённый в 1879 г. В 1860-1864 гг.

возведён новый тёплый храм в русско-византийском стиле по проекту К. А. Тона – пятиглавый, с двумя крыльцами, соединённый переходом с Троицким собором. С южной стороны устроен Трёхсвятский придел. Закрыт в 1922 г., в здании устроен антирелигиозный музей. Взорван в 1930-х гг.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению церкви в формах 1860-х гг., приуроченные к 400-летию династии Романовых. Внешне здание окончено.Звонница.Палаты бояр Романовых.В завершении – общий вид монастыря с моста через реку.О музее деревянного зодчества – в следующий раз.

Снято: Canon EOS 5d markII, объективы Canon EF 17-40/4.0L и Canon EF 24-105/4.0L, поляризационный фильтр.

Больше фотографий на моей домашней страничке (в виде флеш-фотоальбома с возможностью слайдшоу).

Источник: https://paul-egorov.livejournal.com/83478.html

Ссылка на основную публикацию