Иоанно-предтеченский женский монастырь в москве

Иоанно-Предтеченский монастырь – кусочек Флоренции в центре Москвы

Адрес: Россия, Москва, Малый Ивановский переулок
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, церковь Елисаветы, часовня Иоанна Предтечи
Святыни (не полный список): частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона св.

Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, список с образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, икона Божией Матери «Смоленская», частички гроба преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, блаженной Матроны Московской
Координаты: 55°45'16.4″N 37°38'24.

3″E

Всего в 1,5 км от Московского Кремля находится женский монастырь, считающийся одним из самых древних в городе. Он начинался как мужской, но в XVI столетии был преобразован в женский. Сегодня небольшая обитель отреставрирована и открыта для паломников и туристов.

Иоанно-Предтеченский монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря

В начале XV века на правом берегу реки-Москвы, в Замоскворечье появился мужской Иоанно-Предтеческий монастырь. Первое письменное свидетельство о нем относится к 1415 году.

В 1530-е году у Василия III и Елены Глинской родился сын – будущий царь Иоанн IV Грозный.

В честь появления на свет долгожданного наследника монастырь перенесли в район, называемый Кулишками, и сделали женским.

Православная обитель пользовалась особым покровительством царской семьи. Представители правящей династии совершали сюда праздничные выходы и принимали участие в крестных ходах. Кроме того, обитель получала богатые дары и расстраивалась на деньги именитых княжеских родов – Лобановых, Хованских, Волконских, Голицыных и Мещерских.

Обратите внимание

Многие женщины из знатных семей принимали в монастыре монашеский постриг. Известно также, что в Иоанно-Предтеченскую обитель отправляли государственных преступниц или раскольниц. Так, в 1768 году в монастырском храме находилась осужденная за жестокость помещица Дарья Салтыкова или «Салтычиха».

В 1812 году, когда войска Наполеона вошли в Москву, город был объят пламенем. Обитель оказалась в эпицентре страшного пожара, поэтому почти все монастырские постройки сгорели.

Целым остался только каменный соборный храм.

Средств для восстановления монастыря не доставало, поэтому на некоторое время его пришлось упразднить, а монахини были вынуждены расселиться по другим московским монастырям.

Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.

Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.

С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.

Обитель в годы советской власти

После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.

Вид монастыря с улицы Забелина

Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года – в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.

После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.

Важно

В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан.

В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.

Вид монастыря со стороны Хохловского переулка

Архитектурные памятники

Прототипом монастырского ансамбля стал знаменитый флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре. В центре обители возвышается собор Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Он был построен в 1879 году по проекту М. Д. Быковского и имеет два придела – Николая Чудотворца и иконы Казанской Божией Матери.

Как и кафедральный собор Флоренции, Иоанно-Предтеченский храм завершается выразительным граненым куполом.

Монастырь обладает уникальной планировкой внутреннего двора. Собор и окружающие его храмы и корпуса соединяют четыре одноэтажные галереи или аркады. Благодаря им, внутреннее пространство делится на небольшие прямоугольные и трапециевидные дворики.

С востока от соборного храма расположен больничный корпус с церковью великомученицы Елизаветы. Двухэтажная постройка напоминает красивые итальянские палаццо.

Она была заложена в 1860 году, но строительство прерывалось русско-турецкой войной, поэтому церковь освятили только в 1879 году. В годы советской власти храм был закрыт.

Помещение использовалось под клуб, а потом его занимала организация, которая ведала городскими теплосетями.

Со стороны улицы Забелина к монастырской ограде примыкает небольшая часовня Иоанна Предтечи. Одноэтажное здание с изящным порталом было построено в 1881 году. В годы советской власти здесь также располагались службы московской теплосети. Сегодня внутри часовни хранятся список с иконы с частицей мощей Иоанна Предтечи и медный обруч преподобной Елизаветы Чудотворицы.

Совет

Вид монастыря со стороны Малого Ивановского переулка

В северной части обители возвышаются две симметричные колокольни, очень похожие на башни Московского кремля. Нижние ярусы обоих зданий глухие. На вторых ярусах с каждой из сторон находится по одному окну. Третий ярус занимают открытые звоны, а над ними находятся граненые шатровые завершения с маленькими золочеными главками. Изящный зубчатый декор делает обе колокольни очень нарядными.

Монастырь сегодня

В наши дни Иоанно-Предтеченская обитель является действующим женским монастырем, однако она не единолично владеет территорией. В монастыре находится один из корпусов Московского университета, который принадлежит Министерству внутренних дел.

Церковные службы в обители проходят ежедневно: по будням в 7.30 и 17.00, а по воскресеньям в 8.30 и 17.00. Часовня открыта с 8.30 до 20.00.

С 2008 года в подклете соборного храма работает монастырский музей. В нем хранится закладной камень, найденный во время реставрационно-восстановительных работ.

На каменной плите высечена надпись об участии в закладке монастыря митрополита Московского Филарета (XIX век).

Кроме того, в музее выставлены фрагменты надгробий бывшего монастырского некрополя, старинные четки, стеклянная и керамическая посуда, дореволюционные издания, исторические фотографии и архивные дела начала прошлого века.

Купол собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи

При монастыре работают иконописная, швейная и реставрационная мастерские. Несколько лет назад в обители открылись курсы для насельниц православных монастырей. На них женщины изучают Священное Писание, жития святых, историю Церкви и монашества на Востоке, катехизис и церковное искусство. Обучение на курсах рассчитано на несколько лет.

В подмосковном селе Остров создано монастырское подворье. В большом двухэтажном каменном доме открыта богадельня для пожилых женщин, которую в обители называют Старческим домом или Домом утешения.

Как добраться

Территория монастыря находится в Малом Ивановском переулке, 2. Всего за пять минут до нее можно дойти пешком от станции метро «Китай-город». Вход в монастырь расположен со стороны улицы Забелина.

Монастыри Москвы

Рейтинг достопримечательности

Иоанно-Предтеченский монастырь на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/957-ioanno-predtechenskij-monastyr-v-moskve

Русская Православная Церковь Финансово-хозяйственное управление

Настоятельница: игумения Афанасия, (Грошева Раиса Петровна)

Адрес: 109028, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2

Телефон:(495) 624-01-50, 624-54-91 (корпус), 624-75-21 (часовня), 624-92-09 (канцелярия)

Факс:(495) 624-92-09 (канцелярия)

Официальный сайт: www.ioannpredtecha.ru

E-mail: ioannmonastir@gmail.com

ТУ Росимущества в городе Москве было издано распоряжение от 21.04.2016 №361 о передаче здания в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ивановского монастыря, XVII-XIX вв., 1860-1879 гг., арх. Быковский М.Д.», расположенного по адресу: г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2/4, стр. 4 (игуменский корпус), в собственность Русской Православной Церкви.

Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров, в бывшей дворянской усадьбе, строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.

***

История

В начале XV века на местности к северу от современной Солянки была выстроена великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков).

Обратите внимание

В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира».

К концу XV века усадьба опустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учрежден женский Ивановский монастырь.

XIX век

В 1812 году, в Отечественную войну,  монастырь оказался в центре пожара и сгорел дотла. После пожара был упразднен и долгое время не восстанавливался; были возведены древний собор и корпус келий по западной границе участка.

По благословению святителя Филарета (Дроздова) заново отстроен в 1860—1879 годах (с использованием подклетов старых зданий) в стиле неоренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885) и стал вершиной творчества архитектора.

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачева (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище.

Чин погребения совершил митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783—1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена ее покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878).

Благодаря ее трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединен с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

Советское время

В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919-го располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения.

С 1923 года именовался лагерем принудительных работ; с 1927-го — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника».

В 1930-м Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

Важно

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество.

Читайте также:  Молитва иконе божией матери "споручница грешных"

Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму.

Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

Возобновление монастыря

В 2002 году монастырь был возобновлен как ставропигиальный.

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включенные в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства. Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведен для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Авторские программы составлены специально для данных курсов. Все преподаватели — ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, Литургике, церковному искусству; сотрудники МДА, ПСТГУ, московских вузов.

***

Храмы

Главный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 году.

Домовый храм преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г.) восстановлен 28 апреля 1995 года.

Часовня Иоанна Предтечи (1879 г.) открыта в 1991 году.

Святыни

Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.

), чтимый список образа святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.

), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме).

Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп.

Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

Частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской.

Совет

Гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Чтимая икона священномученика Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

***

Читайте также историю монастыря на сайте: ioannpredtecha.ru

Источник: http://www.fedmp.ru/church/ioanno-predtechenskij-stavropigialnyj-zhenskij-monastyr/

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, г.Москва

Иоанно-Предтеченская женская церковь находится на высоком холме, прямо в сердце Москвы, неподалеку от величественного Кремля и уникального Китай-города.
11 сентября (по старому календарю – 29 августа) столичная святыня отмечает свой престольный праздник. Это день усекновения головы Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса.

В этом месте ярче всего можно ощутить дух святого проповедника – пророка Иоанна, который рассказал всем о благодатном явлении Иисуса Христа в наш мир. Что касается святынь, то наиболее популярной из них является рукотворный образ Иоанна Крестителя.

Он всем известен по той причине, что несёт в себе волшебную силу избавить человека от разнообразных болезней головы. Также образ помогает искренне раскаяться, направить ход мыслей в нужное русло, чтобы всё сознание верующего было устремлено к Спасителю.

Зачастую в монастырь приходили могущественные правители династии Романовых, которые также были и щедрыми спонсорами. В эту эпоху собор процветал и набирал всё большую популярность в России. Это длилось недолго, так как в 1812 году святыня подвергалась неоднократному разорению и грабежу. Начиная с 1860 года, она снова пыталась отстраиваться и возобновляться.

Силами М.А. Мазуриной и архитектора М.Д. Быковского был создан истинный шедевр европейского искусства в столице России. Окончание грандиозного строительства по реставрации храма выполнил настоятель Николо-Угрешской святыни.

Когда он был возобновлён, то первой настоятельницей стала чинная игумения Рафаила Ровинская, которую несколько лет назад перевели в Москву из Аносиной пустыни.

Соответственно, самыми первыми насельницами были аносинские сёстры.

Среди небесных покровителей храма были: священнослужитель Николай Чудотворец, святейшая Елизавета Чудотворица (из Константинополя), в честь которой здесь освятили стоящий рядом монастырь.

Время смуты для Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве началось в 1918 году, который закрыли и быстро превратили в концлагерь советского правительства.

Обратите внимание

Работа монастырских соборов в 1931 году была полностью приостановлена, а обитатели московской святыни были арестованы и в срочном порядке отправлены в тюремное заключение. Немногие из них вернулись обратно, и после прислуживали священнику Илариону в посёлке Виноградово.

Летом 1938 года они были пойманы, и возле Москвы на Бутовском полигоне НКВД расстреляны, в числе которых находился священнослужитель женского монастыря столицы Алексий Скворцов.

Начиная с 2004 года, Алексия признали священномучеником и прославили в монастыре Новомучеников и Исповедников Российских 20-го века. Возвращаясь в прошлое, то в середине 1992 года Иоанно-Предтеченскую святыню передали во владение Русской Православной Церкви. Её приписали к храму святейшего князя Владимира, который находился в Старых Садах.

Здешний руководитель Сергий Романов стал основоположником возрождения монашеского движения в стенах святого места.

Решением Священного Синода 11 августа 2000 года было принято открыть Иоанно-Предтеченский монастырь для женщин. Святейший Патриарх Московский и всия Руси Алексий II благословил стать настоятельницей игуменью Афанасию из Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря, что в Эстонии.

Это дало весомый толчок для развития и становления общины. Интересно то, что большее количество территории и монастырских сооружений в современном контексте занимает Московский Университет МВД, но, несмотря на этот недостаток, святыня способна развиваться, возрождаться и вести реставрацию Предтеченского собора и множества прилегающих колоколен.

Несомненно, он нуждается в щедрых благотворителях, которые смогут помочь как морально, так и материально.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/132-ioanno-predtechenskij-monastyr

Иоанно-Предтеченский монастырь (Москва). Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Основан в XV веке.

История

В начале XV века на местности к северу от современной Солянки возникла великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков).

Обратите внимание

В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира».

К концу XV века усадьба запустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учреждён женский Ивановский монастырь.

Ивановский монастырь N. A. Naidenov, Public Domain

В Ивановском монастыре были похоронены пользующиеся влиянием среди монашествующих основатели секты «хлыстов» — Иван Суслов и Прокопий Лупкин. Однако, по сенатскому указу 1739 года трупы их были вырыты и выброшены за город в поле (по другим данным — сожжены).

XIX век

В 1812 году монастырь оказался в центре пожара и выгорел дотла. После пожара был упразднён и долгое время не восстанавливался; были лишь восстановлены древний собор и корпус келий по западной границе участка.

Был заново отстроен в 1860–1879 годах, с использованием подклетов старых зданий, в стиле нео-ренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801–1885), став вершиной творчества архитектора.

Интерьер (вид на иконостас и алтарь) центральной части Собора Усекновения главы Иоанна Предтечи Krassotkin, CC0 1.

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачёва (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828–1831).

Важно

31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище.

Погребение её тела совершал митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783–1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена её покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря её трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Ворота Иоанно-Предтеченского монастыря Lodo27, GNU 1.2

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединён с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

Советское время

В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919 располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения.

С 1923 именовался лагерем принудительных работ; с 1927 — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника».

В 1930 Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

Важно

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество.

Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму.

Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

Возобновление монастыря

В 2002 году монастырь был возобновлён как ставропигиальный. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров в бывшей дворянской усадьбе строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.

Вид Ивановского монастыря от бывшей Мясницкой полицейской части. Николай Аввакумов, GNU 1.

2

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включённые в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства.

Совет

Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведён для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Читайте также:  Что означает "аллилуйя" в конце молитвы и в православии

Авторские программы составлены специально для данных курсов. Все преподаватели — ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, Литургике, церковному искусству; сотрудники МДА, ПСТГУ, московских вузов.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/32618-ioanno-predtechenskij-monastyr-moskva/

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря.

Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г.

окончательно закрыт.

В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители.

В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.

Храмы

Главный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г.

Домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г., восст. 28 апреля 1995 г.).

Часовня св. Ионна Предтечи (1879 г., открыта в 1991 г.).

Святыни

Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа св.

Обратите внимание

Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.

), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме).

Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп.

Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

Частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской.

Совет

Гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Чтимая икона священномученика Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

***

Настоятельница — игумения Афанасия (Грошева).

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:109028, г. Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2Телефон:+7 (495) 624-01-50, 624-54-91 (корпус), 624-75-21 (часовня), 624-92-09 (канцелярия)Факс:+7 (495) 624-92-09 (канцелярия)Web-сайт:www.ioannpredtecha.ruE-mail:ioannmonastir@gmail.comНастоятельница:Афанасия, игумения (Грошева Раиса Петровна)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/262264.html

Иоанно-Предтеченский женский монастырь ( Ивановский монастырь)

Из двадцати существовавших в предреволюционной Москве монастырей справка во всех справочниках об Ивановском девичьем была едва ли не самой краткой.

Настоятельница – игуменья Епифания, казначея – монахиня Артемия, протоиерей отец Василий Дмитриевич Лебедев, один священник, два дьякона, один псаломщик. И никаких исторических сведений.

Впрочем, писать даже о возрасте обители действительно было нечего.

«А когда оный монастырь построен, при котором государе, и по какой государственной грамоте, и в котором году, о том в означенном монастыре точного известия нет», – сообщала монастырская опись 1763 года.

Сегодняшние архитекторы склонны считать временем основания обители XV век.

Легенда относит его ко времени правления Василия III, когда великая княгиня Елена Васильевна Глинская захотела таким образом отметить рождение своего первенца – будущего Ивана Грозного.

Важно

Существует и еще одно соображение, что Ивановский монастырь появился даже на рубеже XIV–XV веков как один из форпостов, защищавших густонаселенный Великий посад вместе с Иоанно-Златоустинским монастырем, полностью уничтоженным в 1930-х годах и оставившим память о себе только в названиях Большого и Малого Златоустинских переулков в начале Маросейки. Во всяком случае, само по себе положение Ивановского монастыря на достаточно крутой Ивановской горке позволяло «сторожить» чрезвычайно важную для Москвы дорогу на Владимир и Коломну.

Но в действительности уже со времен Ивана Грозного обитель стала выполнять свою главную роль – места заключения опальных женщин высокого происхождения.

Сюда привезут из Владимира насильно постриженную на Белоозере вторую жену царевича Ивана Ивановича – Прасковью Михайловну Соловых. Здесь же кончит свои дни другая невестка Грозного – первая супруга царевича – Евдокия Богдановна Сабурова, в иночестве Александра.

В 1610 году в Ивановском монастыре была насильно пострижена разлученная с супругом, низвергнутым царем Василием Шуйским –  Мария Петровна.

В XVII веке рядом с Ивановским монастырем возник Соляной двор, в амбарах которого хранилась составлявшая государственную монополию соль.

Все добытчики соли обязаны были сдавать ее в казну, а мелкие продавцы приобретать у государства из амбаров Соляного двора и продавать по установленной цене.

Отсюда улица, на которой стоял монастырь (ныне – Большой Ивановский переулок), стала называться Солянкой, тогда как нынешняя Солянка еще в XVIII столетии была Яузской улицей. Государственная монополия отменена лишь в 1733 году, что лишило Соляной двор его былого значения.

Страшные московские пожары 1737 и 1748 годов, опустошив монастырь, казалось, навсегда прервали его историю. Но императрица Елизавета Петровна возобновляет его непосредственно перед своей смертью в 1761 году.

Совет

Здесь учреждается приют для вдов и сирот «заслуженных людей», который предвосхищал институт будущего Вдовьего дома.

Снова появляется настоятельница с грошовым жалованьем в три рубля сорок пять копеек годовых и сорок три монахини с половинным содержанием – в один рубль семьдесят две копейки на год.

Но так же быстро восстанавливается и былая роль монастыря как страшной «потаенной» тюрьмы.

По-прежнему присылались сюда узницы из Тайной канцелярии и Сыскного приказа, Раскольничьей конторы, лица, замешанные в политических и особо важных уголовных делах, «очистившиеся» перед тем во время следствия «кровью», иначе – прошедшие через все самые изощренные пытки. Монахиням оставалось быть тюремщицами.

Еще в первой четверти XVIII века были похоронены в монастырских стенах казненные «лжеучители» так называемых людей божьих – лжехристы Иван Тимофеевич Суслов и Прокопий Лупкин. Суслов был одним из самых деятельных помощников Данилы Филиппова в распространении хлыстовской секты.

Уроженец Муромского уезда, он в тридцать три года «по благословению» Филиппова пошел на проповедь по Оке и Волге, повсюду приобретая фанатичных последователей.

С 1672 года Суслов жил в Москве под именем «темного богатины», имел собственный дом, называвшийся «домом Божиим», «сионским» и «новым Иерусалимом», где происходили хлыстовские моления.

В 1716 году Суслова не стало. Его погребли в Ивановском монастыре, где над могилой поставили памятник с надписью: «Погребен святой угодник Божий».

Обратите внимание

Могила и памятник открыто чествовались хлыстами до 1739 года, когда по повелению императрицы Анны Иоанновны труп Суслова, как и Прокопия Лупонина, был выкопан из земли палачами, вывезен в поле, сожжен, а прах развеян по ветру.

Тайный приказ открыл, что в келье одной из стариц продолжали собираться по праздникам для молитв последователи Суслова. Старица вместе с четырьмя другими монахинями была казнена, все остальные после наказания кнутом сосланы навечно в Сибирь.

Во второй половине XVIII века печальную славу монастыря умножают две заключенные: Дарья Николаевна Салтыкова, иначе Салтычиха (https://kohama-natalia.livejournal.com/24379.html ) , и таинственная узница, признанная народной молвой княжной Таракановой.

Возмущавшая современников и историков снисходительность властей к теплостанской помещице – семь лет была Салтычиха полновластной хозяйкой своих крепостных, шесть последующих лет находилась под следствием – имела совершенно особые причины.

Первые годы вдовства Дарьи – последние годы правления Елизаветы Петровны. Усиливающаяся болезнь императрицы пророчит скорую смену правительства.

Около престола есть объявленный наследник – будущий Петр III, но ни для кого не секрет, что Елизавета Петровна не желает его видеть, всерьез подумывает о высылке его супруги – будущей Екатерины II.

Ходят слухи о передаче власти малолетнему сыну незадачливой четы, Павлу Петровичу, при регентстве последнего фаворита императрицы И. И. Шувалова.

Верно и то, что по приказу императрицы в Петербург тайно привозили находившегося почти от рождения в одиночном заключении императора Иоанна Антоновича (Иоан VI), – даже он оказался в числе возможных кандидатов на престол, а пришедшая затем к власти Екатерина II допускала возможность своего брака с полупомешанным и недоразвитым человеком.

Иоанн Антонович (Иоанн VI)

Важно

Но ветвь старшего брата Петра I, внуком которого был Иоанн Антонович, – это и ветвь Салтыковых, в семью которых вошла Дарья, в девичестве Иванова.

В подобной ситуации связи ее сестер – Марфы, вышедшей замуж за полковника В. И. Измайлова, Феодоры,жены генерал-поручика А. С. Жукова, Аграфены, супруги действительного статского советника И. Н.

Тютчева, или Татьяны Муравьевой бесконечно уступают значению салтыковской семьи.

Существовала у Дарьи и иная связь с потомками старшего брата и соправителя Петра I. Родная тетка Салтычихи Аграфена Автономовна Иванова и царевна Прасковья Иоанновна были золовками – женами братьев Дмитриевых-Мамоновых: Ивана Ильича-старшего и Ивана Ильича-младшего.

Царевна Прасковья Иоанновна

Именно поэтому следствие по делу Салтычихи Екатерина II начнет, только полностью перехватив власть, а разрешит довести до конца только после убийства Иоанна Антоновича, несмотря ни на что, представлявшего для нее серьезную угрозу.

Со смертью императора-арестанта суровость суда над Салтычихой приобретала смысл и как угроза связанной с престолом семье, и как наглядное свидетельство человеколюбивых начинаний нового правления в духе принципов французских просветителей, с которыми так упорно заигрывала Екатерина II.

Еще одна знаменитая пленница Ивановского монастыря – княжна Тараканова (https://kohama-natalia.livejournal.com/25150.html ). Причем, это была не самозванка, арестованная в Европе Алексеем Орловым, а настоящая княжна. До достижения 11 лет дочь императрицы Елизаветы воспитывалась в России, а затем была отправлена в Голландию. За пределами России княжна жила под вымышленным именем до 40 лет, а по возвращении в Россию имела аудиенцию у императрицы Екатерины II, после которой согласилась удалиться от мира, чтобы не послужить оружием в руках противников власти.

Читайте также:  Кто такой протоиерей в православной церкви?

Со временем инокиня Досифея привыкла к своему положению, средства, которые были излишними раздавала бедным, жертвовала на строительство церквей. В годы царствования Павла I были разрешены посещения монахини Досифеи, и к ней иногда приходили гости.

Погребена инокиня Досифея в Новоспасском монастыре – усыпальнице рода Романовых. Надгробная часовня на ее могиле, построенная спустя сто лет после ее смерти, сохранилась до сих пор у восточной стены монастыря.

В Ивановском монастыре жила и блаженная схимонахиня Марфа.

Постепенно Иоанно-Предтеченский монастырь из своеобразного острога превратился в обитель для обездоленных. В монастыре были открыта иконописная школа, появились ясли для детей-подкидышей.

Совет

Кроме того, здесь работало множество различных мастерских: швейная, башмачная, рукодельная с золотошвейной и ризничей для вышивания и изготовления облачения и церковных принадлежностей. Существовали классы церковного песнопения.

Монахини с хорошим образованием занимались обучением неграмотных церковному чтению и Закону Божьему.

Война между Российской империей и Наполеоновской Францией на территории России в 1812 году.

В 1812 году Ивановский монастырь оказался в центре бушующего пожара и сгорел дотла. На восстановление монастыря требовались значительные средства, поэтому обитель в 1813 году упразднили, отстроив только старинный собор и ряд келий.

В кельях поселили работников Синодальной типографии. Собор превратился в приходскую церковь, а монахинь расселили по уцелевшим монастырям Москвы.

 Только в 1860-1879 годах монастырь был заново отстроен по проекту архитектора Быковского в стиле неоренессанса.

Возрождение монастыря произошло благодаря пожертвованию овдовевшей богатой москвички Макаровой-Зубачевой. В 1860 году был заложен первый камень главного собора и уже через 17 лет практически все работы по строительству монастырского комплекса были завершены. Автором проекта строений Ивановской обители стал талантливый зодчий и реставратор М. Быковский.

Собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Ансамбль монастыря включает монументальный собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, увенчанный громадным граненым куполом и больничный корпус с домовым храмом Елизаветы Чудотворицы преподобной. Монастырская территория обнесена оградой, по обеим сторонам Святых ворот выступают несколько вперед две башни-колокольни.

Башни-колокольни.

В русско-турецкую войну 1877 года в Ивановской обители работал лазарет для раненых, была открыта духовная библиотека. На монастырском погосте находились могилы известных в Москве семейств: Засекиных, Волконских, Волынских, Оболенских, Ордин-Нащокиных, Шаховских, Щербатовых.

Обратите внимание

Уже в 1918 году Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь — «Ивановский исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при них проживали около 110 насельниц.

Ивановский лагерь был мужским, рассчитан на 243 места. Но до 1923 г. в нем имелось небольшое женское отделение. В контингенте лагеря есть и военнопленные, основную часть заключенных составляли поляки, однако были и литовцы, британцы, сербы, греки и венгры. Когда то цветущий монастырь был доведён до аварийного состояния.  Комиссии по осмотру концлагеря летом 1923 г. отмечает следующее :

«Караульня у входа ветхая, потолок грозит обвалом. Кухня на первом этаже требует ремонта, небезопасна, также небезопасна и пекарня. Мойки для посуды нет. Камеры расположены по коридорной системе, сильно загрязнены и требуют срочного ремонта. Кровати (железные и деревянные) почти все неисправны, некоторые спят на досках.

Столов и табуретов совсем мало, шкафчиков нет. Одежда развешана по стенам, еда и пр. в узлах и корзинах. Водопровод и клозеты неисправны, электрическое освещение — в неисправности. Баня ветхая, требует ремонта. Рядом прачечная (полуразрушена), стоки грязной воды стоят во дворе.

Имеется женское отделение, но его двор не изолирован от мужского прогулочного двора».

Женщины – заключённые.

Заключенные Ивановского лагеря были заняты изготовлением ящиков, работали в портняжной, сапожной и столярной мастерских; действовала типография  (доставшаяся спецучреждению от монастыря). В заключении отчета говорится о «грубом и непристойном обращении» с заключенными женщинами.

Вообще же отношение к заключенным, как мягко сказано в отчете, «граничит с насилием».

Вот один пример: «Перевозка мусора производилась телегой, в которую за неимением лошади, впрягли заключенных, на лошади же в это время разъезжала жена начальника лагеря.

Двор был усеян битым стеклом, заключенные из-за отсутствия обуви работали босиком. Только после отказа работать босиком им выдали лапти. А заключенные, предъявившие требования, после работы были избиты и посажены в карцер.

Приказом от 13 октября 1926 года Московский (Ивановский) исправдом был реорганизован в ЭКСПОГИПП — Экспериментально-пенинтенциарное отделение Государственного института по изучению преступника и преступности (ЭКСПОГИ или ЭКСПОГИПП). В настоящее время монастырь передан РПЦ, но часть монастырских зданий по-прежнему принадлежит Университету МВД.

Источник: https://kohama-natalia.livejournal.com/25528.html

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

 /  Москва  /  Монастыри Москвы  /  Иоанно-Предтеченский монастырь

По преданию, в начале XVI века великая княгиня Елена Глинская основала вблизи от кремля на высоком холме девичью обитель в честь рождения сына — будущего царя Ивана Грозного.

Он родился в августе 1530 года накануне усекновения головы Иоанна Предтечи. Монастырь долгое время так и называли — Ивановским, лишь потом он стал называться Иоанно-Предтеченским женским монастырём.

Содержался он на средства государевой казны.

По заказу царя Иоанна Васильевича в середине XVI века были написаны иконы для нового иконостаса и храмовый образ святого Иоанна Предтечи. Сегодня эта древняя икона, перед которой молились многие русские цари, находится в отреставрированном казанском пределе монастырского собора.

Важно

В 1737 и 1748 годах во время опустошающих московских пожаров горел и Иоанно-Предтеченский женский монастырь, но каждый раз восстанавливался.

Как и в другие обители, сюда отправляли по императорскому указу особ, нарушавших нравственные законы общества.

В 1768 году после суда в кандалах была прислана в монастырь на покаяние известная своей жестокостью помещица Салтычиха. Она содержалась как преступница в подземелье.

Расписание богослужений

Ежедневно в Соборе Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна или домовом храме преподобной Елизаветы Чудотворицы. Будни — 7:30 — литургия, 17:00 — вечернее богослужение (9-й час в 16:45). Воскресные и праздничные дни — 17:00 — всенощное бдение, 8:30 — литургия (7:30 — исповедь).

Понедельник — 17:00 — молебен святому Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием (при совпадении с полиелейной службой молебен переносится на следующий день). Четверг — 16:00 — заказной молебен в часовне св. Иоанна Предтечи.

Часовня Иоанна Предтечи, в которой находится его чудотворный образ с обручем, открыта ежедневно с 8:30 до 20:00.

http://ioannpredtecha.ru

Адрес

Москва, Малый Ивановский пер., 2а, стр. 1
+7 (495) 624-01-50; 624-54-91

В конце XVIII столетия в обитель поступила насельница, личность которой долгое время оставалась тайной — это была инокиня Досифея, в миру — княжна Августа Тараканова, родная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. В монастырь отправляли не только преступников, но и опальных лиц из царской семьи.

К началу XIX века в монастыре оставалось только 17 постриженниц.

После вторжения в Москву французов в 1812 году монастырь стона горел и снова был разграблен, а через год упразднён, и только в 1859 году, почти через полвека началось возрождение обители.

Совет

Император Александр II лично утвердил архитектурный проект восстановления монастыря, автором которого стал известный московский зодчий академик Михаил Быковский.

При личном участии святителя Филарета был заложен новый монастырский собор, через 20 лет — в 1879 году Иоанно-Предтеченский монастырь заново открыт и освящён. В обитель находилась больница для монахинь и действовала иконописная мастерская. С началом Первой мировой войны все монахини стали шить бельё для русской армии.

После революции насельницы были изгнаны, имущество конфисковано и разграблено, мраморная гробница святой блаженной Марфы вскрыта и место перезахоронения мощей покровительницы монастыря до сих пор неизвестно. Постепенно ухоженный женский монастырь превращался в руины. В 1992 году монастырь был возвращён церкви.

Иоанно-Предтеченский монастырь на карте Москвы

Источник: https://trave-l.ru/moscow/ioanno-predtechenskij-monastyr/

Ивановский монастырь

0 4603

Фото Ивановского монастыря

В центре столицы в спокойном и укромном Малом Ивановском переулке совсем неподалеку от многолюдных и шумных улиц Солянки и Маросейки на рубеже третьего тысячелетия возобновила свое существование Ивановская обитель. Она входит в число древнейших монастырей Москвы и неразрывно связана с трагическими и окутанными тайной событиями государства Российского.

Тайны, предания и действительность

Одно из многочисленных преданий гласит, что основание монастыря сопряжено с появлением на свет Ивана Грозного. Родился он в преддверии церковного праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что и определило имя царственного младенца, названного Иоанном.

Обитель была заложена в местности, представлявшей собою возвышенность у верховья реки Рачки напротив Владимирского храма, сооруженного в начале XVI века близ великокняжеской дворцовой усадьбы, принадлежавшей князю Василию I.

Девичий монастырь в отличие от других обителей не имел своих земель и вотчин и содержался исключительно на кошты из государевой казны, а также пожертвования. Инокини обители в своем большинстве происходили из знатных семей и были хорошо образованы, занимались переводом книг.

Однако монастырь вошел в страницы истории как место заключения царственных особ и опальных лиц высокого дворянского сословия. В его стенах насильственно постригли в монахини вторую жену Василия Шуйского Марию Буйносову.

По приказу Ивана Грозного отправили в обитель вторую супругу царевича Иоанна Иоанновича, получившую при постриге имя Пелагея. Знаменитой пленницей, томившейся в стенах монастыря, была княжна Тараканова, с ее именем связано немало тайн и легенд.

Здесь же поначалу в темном склепе, а затем в специальной клетке содержалась Дарья Салтыкова, замучившая до смерти более сотни своих крепостных. Ее сослали в монастырь на пожизненное покаяние.

Обратите внимание

Судьба обители была драматичной, не единожды она подвергалась разорению. Было это и во времена Смуты, когда в монастырь вторглись поляки, и во время наполеоновского вторжения.

А в пожаре, охватившем Москву в 1812 году, монастырь сгорел, и обитель упразднили. Уцелел только древний собор, который стал приходским. И лишь в 60–70 годы XIX столетия обитель вновь стали восстанавливать.

Монастырский комплекс

Возрождение монастыря произошло благодаря пожертвованию овдовевшей богатой москвички Макаровой-Зубачевой. В 1860 году был заложен первый камень главного собора и уже через 17 лет практически все работы по строительству монастырского комплекса были завершены. Автором проекта строений Ивановской обители стал талантливый зодчий и реставратор М. Быковский.

Ансамбль монастыря включает монументальный собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, увенчанный громадным граненым куполом и больничный корпус с домовым

храмом Елизаветы Чудотворицы преподобной. Монастырская территория обнесена оградой, по обеим сторонам Святых ворот выступают несколько вперед две башни-колокольни.

После революции одной из первых закрыли Ивановскую обитель. Она вновь была превращена в острог, вернее в один из первых концентрационных лагерей. В ее стенах содержались офицеры царской армии, дворяне, сюда были отправлены участники Кронштадтского восстания. Практически до 80-х годов прошлого века на территории Ивановской обители располагались учреждения МВД.

Прошло 20 лет, и летом 2000 года решением Синода вновь был открыт Иоанно-Предтеченский женский монастырь, который в народе именуют просто Ивановским.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/ivanovskij-monastyr/

Ссылка на основную публикацию