Икона великомученицы людмилы чешской

Святая Людмила — первомученица Земли Чешской | Представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии

Она взошла в земле Богемской, как Звез­да утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения. Она — перво­цвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли.

Еще и денни­цею она может быть названа — ибо светом святости произвела день богопочитания Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею — то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет.

«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии» (чешская рукопись XI в.)

Икона святой мученицы Людмилы, хранящаяся в храме свт. Николая в Котельниках

Первое житие святой княгини Людмилы, на­ряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во вто­рой четверти X века одним из выдающихся чле­нов славянской миссии — священником Павлом Каихом, который был особенно близок к княже­скому дому. Это житие известно по двум сборни­кам: один из них — это русский «Пролог», а дру­гой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное, в своем наибо­лее древнем варианте, в той же рукописи, что и Сазавская хроника.

Следуя этому и другим имеющимся письмен­ным свидетельствам, можно в общих чертах вос­становить жизнь благоверной княгини.

Обратите внимание

Святая Людмила родилась в 860 году, около городка Мельник по одной версии, в граде Пшов (Козьма Пражский), соглас­но написанной в 990-х годах «Легенде Криспиана»   она была родом из племени западных сербов, так называемых пшован дочерью князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя.

Борживой I был крещен при дворе Нитранского (г. Нитра)  князя Святополка святым Мефодием.

Для распространения христианства в землях чехов князь  Великой Моравии Святополк направил святого Мефодия  к Борживою, и здесь уже святой Мефодий крестил его супругу Людмилу и некоторых приближенных князя. Однако, большинство чехов остались язычниками.

В своей столице,  Леви-Градек (северо-западный район современной Праги), Борживой и Людмила вместе со святым Мефодием построили в Чехии первую христианскую церковь — церковь святого Климента (существует до сих пор)

Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Правосла­вия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на зем­ле Чешской христианский храм в честь Пречис­той Богородицы, главным пресвитером в котором был известный Павел Каих.

«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися ecu просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божиих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския» [здесь и далее: из «Акафиста святой Людмиле»].

Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и четырьмя (по некоторым сведениям — одной) дочерьми, кото­рых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

«Радуйся, понесшая вдовство твое

                    благочестно и преславно».

«Радуйся, вдовственную твою чистоту

                    непорочно сохранившая».

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Вратислав, вступив на престол после своего брата, правил до 921 года. Супруга Вратислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой стра­ны славян-лютичей из области стодорян.

У Бра­тислава и Драгомиры было двое сыновей — Вя­чеслав и Болеслав, которые совсем не лоходили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покрови­тельствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по пра­ву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил благочестивой матери своей — святой Людмиле. Воспитанием же Бо­леслава занималась Драгомира, пожавшая в свое время горькие плоды своих наставлений.

Важно

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.

Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря.

Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену».

И молитвами святительскими возрос в благодатной вере отрок под сению своей бабки.

«Радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава,

                  в истинах веры воспитавшая».

«Радуйся, яко тебе за сие уготовано

                  сокровище вечных благ».

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава.

Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии.

Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья.

Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении. Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену глубоко и горячо верующую, милосердную и сострадательную.

«Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты ecи была

                 мать и читательнице;

Радуйся, и нищим ты ecи была милостивая

                                                            подательнице и обидимых благая защитнице».

«Радуйся, сердце твое на прошение и нужды

                                     приходящих к тебе открывала ecи;

Радуйся, странники и нищие питала еси».

Совет

Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной старицы.

«Так ли помните все мои благодеяния?» — спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на  шею святой мученицы. «Лучше поразите меня мечом, — смиренно просила Людмила, — чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню.

Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год. Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи.

Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.

«Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр

                                                   схваченная и вервием удавленная по вые твоей;

Радуйся, яко таковым образом угодившая Богу,

                 пострадавшая мученически».

«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых

https://www.youtube.com/watch?v=aszTEZDoHEM

Своих является».

«Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь

                    нетлением благодатно».

Совет

Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходит много знамений и чудес.

По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.

Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143—1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы.

В период где-то с 1197-го по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей.

Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.

В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах — веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святая изображена с чашей, наполненной виноградом. Часто святую Людмилу изображают вместе с малолетним Вячеславом, которого она учит.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka ceske zeme»), а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

Обратите внимание

По установившейся с древних времен церковной традиции, днем памяти святых считается обычно день их кончины, а что касается мучеников — то это уже почти правило.

День памяти святой мученицы благоверной княгини 

Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.

Тропарь, глас 4

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей зимли начав.

Кондак, глас 4

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещерена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Молитва

О, святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует на покаяние.

О, преблагая мати Людмило, не забуди посещати чад твоих, сице бо и преставилася еси от нас в небесныя обители.

Вкупе же и со святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвати на него благословение Божие.

Епископ, отслужив в церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, якоже благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, якоже венчал еси православных царей, равноапостольных Константина и Елену».

Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

По материалам издания: Святые Чешских земель и Словакии. — М. Издательство свв. Кирилла и Мефодия, «Ковчег», 2003. — 64 с.

Акафист святой мученице Людмиле, княгине Чешской

Статья на сайте «Pravoslavie.ru» о чуде, сотворенном  по молитвам святой мученице Людмиле, которое произошло в нашем храме.

Важно

Автор фотографий: Владимир Поморцев

Общий вид усыпальницы святой Людмилы.Ковчег с частицей мощей святой мученицы Людмилы, Княгини Чешской.Надгробие святой Людмилы работы Петра Парлера и его мастерской. XIV век.Базилика святого Георгия (Прага), в которой хранятся мощи святой мученицы Людмилы.Смерть святой Людмилы. Скульптор Эмануэль Макс. 1845 год.Святой Вацлав и святая Людмила. Фрагмент иконостаса кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия в Праге.Поздне-готическая (XIV-XV вв.) фреска с изображением святой мученицы Людмилы. Святая Людмила. Фреска неизвестного художника в часовне святой Людмилы в базилике святого Георгия в Пражском Граде.Святая Людмила принимает крещение от святого Мефодия. Скульптор Карел Покорный. 1935 год.

Источник: http://pccs.ru/927-2/

Святая Людмила, княгиня Чешская, – первая славянская мученица

29 сентября в Русской Православной Церкви празднуется память Людмилы Чешской. В этот день на службы в храмы приходят женщины, носящие это имя, чтобы почтить память своей небесной покровительницы. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в храме прп.

Иоанна Лествичника хранится икона первой славянской мученицы Людмилы с частицей ее мощей. В Москве в храме свт. Николая в Котельниках (подворье Чешских земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы.

В Валаамском монастыре в Свято-Владимирском храме  один из приделов освящен во имя св. мученицы Людмилы. 

Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в христианской вере своего внука Вячеслава.

Читайте также:  Сильная молитва святой матроне московской об учебе и перед экзаменом

Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Монахиня Иулиания (Соколова), написавшая для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры немало высокочтимых икон, написала также икону, на которой изображены равноапостольные князь Владимир, княгиня Ольга и мученица княгиня Людмила в одном ряду.

А сверху над ними раскинула свой Покров Пресвятая Богородица. Выпускница Иконописной школы Московской Духовной академии, ныне монахиня Анна (Шульгина), в 1990-е годы написала свое видение образа мученицы Людмилы Чешской. Эта икона хранится сейчас в частном собрании преподавателя МДА Л.А. Армеевой.

Святая мученица Людмила, первая христианская княгиня Чехии, считается покровительницей бабушек, матерей и христианских учителей. Значение имени Людмила очень просто: милая людям. Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя Людмила, как у нас в России. Почитают ее и у себя на Родине.

Не случайно в конце XIX века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых.

Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади.

Собор Святой Людмилы в Праге

Совет

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край – в Чехию, за князя Боривоя (Борживоя) из рода Пржемысловичей.

Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на территории нынешней Чехии.

По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.

Людмила сразу приняла в сердце родину мужа, полюбила чешский народ. Людмила и Боривой стали первой христианской княжеской четой в Чехии. К христовой вере их привела проповедь святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, одного из двух великих братьев – учителей словенских.

Они познакомились с ним во время своего пребывания у правителя Великой Моравии Святополка I, который и организовал их свадьбу. Святитель Мефодий крестил благочестивую чету около 871 года, при дворе князя Святополка (874–885).

Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету. Великая Моравия была в IX веке сильным и обширным государством западных славян.

В ее состав входили Моравия, Словакия, Чехия, а также часть современной Словении и другие земли. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце.

Супруги способствовали распространению православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пресвятой Богородицы. 

Как истинные христианские правители, князь Боривой и княгиня Людмила стремились приобщить к открывшейся им вере весь свой народ, строили храмы, заботились о нуждах духовенства. У них было три сына и одна дочь (в некоторых источниках указывается четыре дочери).

Обратите внимание

Так как многие чехи были недовольны политикой христианизации, проводимой Борживоем I, в 883 или в 884 году против князя поднялось восстание. Борживой бежал к князю Святополку I Моравскому и вскоре с его помощью подавил восстание. В честь победы он построил в своей столице, на месте, где собиралось народное вече, церковь Св.

Девы Марии. Когда через несколько лет Борживой умер, его земли перешли под непосредственную власть князя Святополка I, однако, после его смерти в 894 году, князем чехов стал старший сын Борживоя, Спытигнев I, который скончался в 915 году. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница.

Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Второй сын, Вратислав, был женат на Драгомире Стодорской, христианке, поддерживающей языческие традиции. Вратислав скончался, оставив наследником восьмилетнего сына Вячеслава (Вацлава, или Венцеслава).

Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.

Вацлав был воспитан святой Людмилой в духе христианства, тогда как его брат Болеслав, воспитанный матерью, – в традициях язычества.

К сожалению, жена Вратислава Драгомира была христианкой только на словах, душа ее стремилась к языческим увеселениям, но пока был жив ее муж, она не давала воли своим страстям.

Важно

Когда Вратислав умер, мальчик, вступивший в княжение, был еще очень юн, чтобы помешать матери начать возрождение языческого мира.

В Чехии начали сооружаться идольские капища, новопросвещенный народ опять вовлекался в языческие обычаи.

Святой Людмиле было очень больно видеть, как гибнут ростки христианской веры, так любовно взращенные ею вместе со своим мужем, как чешский народ опять начинает погружаться во мрак язычества.

Святая Людмила открыто выразила недовольство своей невестке.

В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, от этой гремучей смеси родились ненависть к благочестивой свекрови и замысел ее убийства.

Следуя слову Писания – удаляться от всякого зла, святая Людмила, узнав о решении невестки, уехала из столицы в город Течин (Тетин).

Но это не умерило ненависть Драгомиры, и святая Людмила была задушена в Течине подосланными убийцами в 927 году. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин.

В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. 

«Так ли помните благодеяния мои?» – сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню.

Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Людмила стала мученицей и была причислена к лику святых в 1143–1144 годах. В житии святой сказано: «Таковым образом блаженная Людмила, угодив Богу, пострадала мученически».

Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. 

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св.

Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах – главном храме Чехии. Строительство храма было начато внуком св.

Людмилы – Вацлавом, после смерти он был похоронен в одном из пределов храма. 

Мощи святой Людмилы Чешской в базилике святого Георгия в Праге

Совет

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать Драгомиру в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью.

Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ею преступления и кающейся грешницей вернулась в христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Внук святой Людмилы – святой воин-мученик Вячеслав – является покровителем Чешской земли. Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в христианской вере своего внука Вячеслава.

Здесь, в Праге, святого Вячеслава любят все – ему молятся, ищут его покровительства как католики, так и православные. 

Храм Святого Георгия Победоносца, в котором князь Вячеслав положил святые мощи своей бабушки, некогда был самым древним православным храмом в Праге. Потом он стал католическим, а сейчас в нем находится музей. Святые мощи великой православной святой покоятся там и в настоящее время.

Но паломников к первой славянской святой мученице официально не допускают, ссылаясь на то, что мощи святой Людмилы принадлежат чешскому государству. Люди, отвечающие за сохранность памятников истории и культуры, считают, что это нанесет вред историческому достоянию государства.

Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему – придела) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка. Рядом стоит икона православной мученицы.

Каждую неделю чтец Александр Римарчук на этом святом месте возле мощей святой мученицы Людмилы возносит молитву обо всех известных и неизвестных ему Людмилах.

Храм святителя Николая в Котельниках

Александр Римарчук переехал из Донецка в Прагу в 1998 году, последние пять лет служит псаломщиком в православном храме Святителя Николая. Немало трудов пришлось положить Александру, чтобы создать здесь небольшой православный очаг.

Александр рассказывает о том, что несколько лет назад заболел один крупный чешский чиновник, от решения которого зависел пропуск паломников к святыне. И даже не зная, какой веры этот человек, Александр стал горячо молиться о нем у мощей святой Людмилы. И этот руководитель передавал из больницы через других людей слова благодарности русскому парню.

Обратите внимание

Передавал, что ему становится легче от его молитв, а исцелившись, распорядился всем работникам музея пускать Александра к мощам в любое время. С тех пор проблем с проходом к месту упокоения святой Людмилы для Александра не возникает. Его руками в государственном музее создан островок православия. Ему и не отказывали, и не разрешали.

Александр, помолясь, взял да и затеплил лампаду – на свой страх и риск. А потом и икону святой Людмилы Чешской здесь поставил. Икону Александр купил в московском Свято-Даниловом монастыре. Православная икона св. Людмилы из Данилова монастыря встречает и провожает пока еще редких паломников из России.

 

ста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.

рам Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

свята́я уго́днице Христо́ва, му́ченице княги́не Людми́ло, первоуго́днице Че́шския страны́ и сто́льнаго гра́да Пра́ги украше́ние, те́плая о на́с пред Бо́гом моли́твеннице! Се́ мы́, многогре́шнии, смире́нно припа́дающе, мо́лим тя́: не попусти́ на́м поги́бнути в ти́не грехо́в на́ших, но вознеси́ о на́с моле́ние ко Го́споду, да поми́лует на́с и да́рует на́м покая́ние. О, преблага́я ма́ти Людми́ло! Не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х, а́ще бо и преста́вилася еси́ от на́с в небе́сныя оби́тели, вку́пе со вну́ком твои́м, святы́м му́чеником Вячесла́вом. Те́мже, свята́я прама́ти его́, испроси́ и на́м, гре́шным, Бо́жие благослове́ние на ча́да на́ша и на все́х на́с, да и мы́, многогре́шнии, возблагодари́м Го́спода за подая́ние Его́ благода́ти и ку́пно с тобо́ю да просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ вели́кое заступле́ние о на́с во ве́ки веко́в. Ами́нь.

29 Сентября 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/svyataya-lyudmila-knyaginya-cheshskaya-pervaya-slavyanskaya-muchenitsa

Икона Людмила Чешская – Купить икону Людмилы Чешской в Москве

Рукописная икона Людмила Чешская. На золотом фоне иконы изображена поясная фигура мученицы Людмилы Чешской. Взгляд святой устремлен на зрителя. Людмила одета в красный мафорий поверх синей туники. Голову венчает корона. Красный цвет мафория святой символизирует мученический подвиг, кровь пролитую за Христа.

Синяя туника под мафорием и голубой чепец под белым платом – небесную чистоту святой мученицы. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте алого, темно синего и белого цвета. В левой руке святая Людмила держит крест, как напоминание о крестных страданиях Спасителя.

Открытая правая ладонь обращена к молящимся, символизируя праведность и открытость чистой души.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святой Людмилы.

Икона Людмила Чешская выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания.

Читайте также:  Как и когда правильно освятить крестик в церкви или дома

При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке.

Важно

Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Рукописная икона Людмила Чешская: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа. 2014 год. Сергиев Посад.

Святая мученица Людмила Чешская

29 сентября по новому календарю, церковью празднуется память святой мученицы Людмилы Чешской. Она названа покровительницей бабушек, с любовью воспитывающих своих внуков в вере и благочестии.

Мученица Людмила Чешская сыграла огромную роль в духовном воспитании русин на Карпатской Руси, поскольку первые христиане времен Кирилла и Мефодия и их учеников, наши предки русины приняли веру в Иисуса Христа и многие из них уже знали житие святой Людмилы Чешской.

Святая мученица княгиня Людмила Чешская была выдана замуж за Борживоя чешского князя, и оба супруга приняли крещение Святителя Мефодия, христианского проповедника. Став христианами, они стали проявлять заботу о просвещении в истинную веру своих поданных. Строили храмы, приглашали священников. Однако князь Борживой умер рано, в возрасте всего 36 лет.

Став вдовой, Святая Людмила начала вести строгую праведную жизнь, заботилась о церкви, и о правлении ее сына Вратислава. Вратислав был женат на Драгомире язычнице, которая родила ему сына Вячеслава. После ранней смерти Вратислава, на престол вступил восемнадцатилетний Вячеслав.

Драгомира решила воспользоваться его малоопытностью и юностью и начала внедрять в страну языческие обычаи и нравы. Со временем, Святая Людмила отошла в монастырь, но Драгомира возненавидела свою свекровь и, в конечном счете, погубила ее. Прибывши в город Течин, святая Людмила встретила свою мученическую смерть от двух бояр, посланных Драгомирой.

Она приняла мученическую кончину во время молитвы. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в городе Течине у городской стены. Князь Вячеслав позже перенес тело Святой Людмилы в Прагу и положил его в церковь Святого Георгия.

Но что важно для русинов Карпатской Руси, одна из жен князя Владимира Киевского, чехиня, в отличие от еще одной по имени Чешка, возможно была с русинского рода и выйдя замуж за Владимира, она прибыла в Киев со своим двором и среди придворных был священник Моисей Угрин, его брат Георгий и меньший их брат Ефрем.

Совет

Эти трое Угриных были настолько влиятельны, что по мнению многих исследователей, могли влиять на Владимира в вопросе выбора им Византийской православной веры. Главное, что Владимир, видя грамотных, умных, преданных православных христиан братьев, поручил им воспитание своих любимых сыновей. Вот где оказалась влиятельной святая мученица Людмила.

Братья Угрины воспитывали юных братьев Бориса и Глеба на житие Святой Людмилы Чешской. Борис был настолько воодушевлен житием святой Людмилы, что однажды сказал, что и он готов также умереть за веру, как Людмила Чешская.

Когда Ярополк Окаянный обманом принял киевский престол, и после смерти Владимира решил убить всех братьев-претендентов на киевский престол, то братья Борис и Глеб смиренно, чтобы не было братоубийственной войны, согласились оставить за Ярополком княжий престол. Сами они все же приняли мученическую смерть от брата. Карпатские русины особо чтят память мученицы Людмилы. В ночь на 16 сентября по старому календарю, 29 по новому, в 921 году на 61-м году жизни, Людмила была убита придворными Драгомиры. Святая Людмила Чешская считается одной из покровительниц Чешской земли, однако в наше время, ее имя редко вспоминается в Чехии, но осталось любимым на Карпатской Руси.

Купить икону Людмилы Чешской

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Людмила Чешская. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу. Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Источник: https://ikona-radoneg.ru/lyudmila-cheshskaya

Житие Святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, Она — первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли.

Еще и денницею она может быть названа — ибо светом святости произвела день богопочитания Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею — то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет.

«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии» (чешская рукопись ХI в.)

В IX веке Чешское княжество входило в состав Великоморавии, объединяя не только племя чехов, а почти всех славян, заселявших окруженную горами территорию на Верхней Лабе с ее притоками Влтавой и Огрже.

Союз с Моравией, возникший из политических соображений (борьба с общим врагом), имел для Чехии весьма важное следствие — принятие христианства под эгидой первоучителей солунских Кирилла и Мефодия.

Славяне, ведущие объединительную политику, ощущали острую необходимость в духовном окормлении в лоне греко-славянской Церкви, так как Византия служила и духовным, и культурным противовесом Риму, а следовательно, и латинской Германии.

Жизнь благоверной княгини Людмилы Чешской и ее семьи теснейшим образом связана с просветительской миссией равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Согласно Козьме Пражскому, чешский князь Борживой (из рода Пржемысловичей) вместе с супругой Людмилой был крещен епископом Мефодием при дворе князя Святополка Моравского в городе Велеграде. По возвращении в Чехию они возвели первый на своей земле христиaнcкий храм в честь Святого Климента в Левом Градце.

Таким образом, политический союз Чехии и Моравии прорастает духовными плодами. И принявшая крещение Чехия в наступающем Х веке стала выходить на передовые позиции в мире западных славян центра Европы.

Обратите внимание

Первое житие святой княгини Людмилы, наряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во второй четверти Х века одним из выдающихся членов славянской миссии — священником Павлом Каихом, который был особенно близок; к княжескому дому. Это житие известно по двум сборникам: один из них — это русский «Пролог», а другой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное, в своем наиболее древнем варианте, в той же рукописи, что и Сазавская хроника.

Следуя этому и другим имеющимся письменным свидетельствам, можно в общих чертах восстановить жизнь благоверной княгини.

Святая Людмила родилась в 860 году, по одной версии, в граде Пшов (Козьма Пражский), согласно новейшей историографии — она была родом из Сербии, дочерью сербского князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя.

Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на землe Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы, главным пресвитером в котором был известный Павел Каих.

«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися еси просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божuих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския» [здесь и далее: из «Акафиста святой Людмиле»].

Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и четырьмя (по некоторым сведениям — одной) дочерьми, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

«Радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно». «Радуйся, вдовственную твою чистоту непорочно сохранившая».

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Братислав, вступив на престол после своего брата, правил до 921 года. Супруга Братислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян.

У Братислава и Драгомиры было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Братислав поручил благочестивой матери своей — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира, пожавшая в свое время горькие плоды своих наставлений.

Важно

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.

Важно

Чувствуя приближение кончины, князь Братислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря.

Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену».

И молитвами святительскими возрос в благодатной вере отрок под сению своей бабки.

«Радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава, в истинах веры воспитавшая».«Радуйся, яко тебе за сие уготовано сокровище вечных благ».

В 921 году князь Братислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава.

Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии.

Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья.

Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении. Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену глубоко и горячо верующую, милосердную и сострадательную.

«Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты еси была мать и питательнице; Радуйся, и нищим ты еси была милостивая подательнице и обидимых благая защитнице».

«Радуйся, сердце твое на прошение и нужды приходящux к тебе открывала еси; Радуйся, странники и нищие питала еси».

Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной стаpицы.

«Так ли помните все мои благодеяния?» — спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на старческую шею. «Лучше поразите меня мечом, — смиренно просила Людмила, — чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню.

Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год. Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи.

Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.

«Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по вые твоей; Радуйся, яко таковым образом угодивщая Богу, пострадавшая мученически».

«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является». «Радуйся, яко мощи твоя прославu Господь нетлением благодатно».

Совет

Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходит много знамений и чудес.

По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.

Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143-1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы.

В период где-то с 1197-го по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей.

Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.

В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах — веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святая изображена с чашей, наполненной виноградом. Часто святую Людмилу изображают вместе с малoлeтним Вячеславом, которого она учит.

Святая Людмила,  первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

По установившейся с древних времен церковной традиции, днем памяти святых считается обычно день их кончины, а что касается мучеников, то это уже почти правило.

Читайте также:  Грех тщеславия и борьба с ним

День памяти святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.

Молитва святой мученице княгине Людмиле

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.

О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители.

Обратите внимание

Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие.

Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».

Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда  утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей земли начав.

Кондак, глас 4

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Источники: Акафист — «Акафисты избранные». Издание Задонского Богородицкого монастыря

Просмотры (34)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=20638

Святая Мученица Людмила Чешская

    Святая Людмила жила в конце IX и начале X века, была дочерью сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. Чешский народ еще не был крещен; сам князь Боривой и его молодая супруга были язычниками.

Они приняли святое крещение около 871 года в Велеграде, при дворе князя Святополка I (874—885) от святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. После возвращения в Прагу совместно правили более семи лет.

У них было три сына и одна дочь.

Они много делали, чтобы просветить свой народ светом Христовой веры, строили церкви. Так как многие чехи были недовольны политикой христианизации, проводимой Боривоем, в 883 (884) году против князя поднялось восстание. Боривой бежал к князю Святополку I Моравскому и вскоре с его помощью подавил восстание. В честь победы он построил в своей столице церковь Святой Девы Марии.

Важно

Князь Боривой умер рано, тридцати шести лет, его земли перешли под непосредственную власть князя Святополка I. Овдовев, святая Людмила переносила свою печаль с полною преданностью воле Божией, вела строгую и благочестивую жизнь, раздавала свое имущество нищим.

После смерти князя Святополка I в 894 году, князем чехов стал старший сын Боривоя, Спытигнев I, скончавшийся в 915 году.

Правление принял следующий сын, Вратислав, который правил народом тридцать три года, в его правление христианство в Чехии продолжало развиваться. Он был женат на Драгомире, формальной христианке, поддерживающей языческие традиции. Вратислав скончался, оставив наследником сына Вячеслава (Вацлава).

Вячеслав, внук святой Людмилы, был воспитан ею в духе христианства, тогда как его брат Болеслав, воспитанный матерью, — в традициях язычества.

Мать Вячеслава Драгомира, пользуясь неопытностью и молодостью восемнадцатилетнего сына, вновь стала насаждать среди народа языческие обычаи и нравы.

Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь Людмилу и всячески старалась погубить ее. Узнав об этом, Людмила удалилась в город Течин.

По наущению невестки Драгомиры двое убийц в ночь с 15 на 16 сентября 921 года окружили дворец, где находилась святая княгиня Людмила, разломали двери и ворвались в покои, схватив Людмилу, которая в это время молилась. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини. Княгиня Людмила была задушена языческой знатью в возрасте около 61 года, став мученицей и была погребена под городской стеной.

Совет

Бог прославил многими чудесами место ее погребения: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи, один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с ее могилы.

Услышав о таких чудесных знамениях, внук Людмилы Вячеслав, правитель Чехии, в 925 году совершил перенесение ее святых мощей из Тетина в Прагу, в храм Святого Георгия Победоносца (чеш. Св. Йиржи), сооруженный его отцом на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Ее мощи и ныне источают много знамений и чудес.

Храм со временем стал католическим, в настоящее время это музей.

Причислена княгиня Людмила к лику святых в 1143—1144 годах. Честная глава святой мученицы Людмилы отделена от мощей и хранится в католическом храме святого Вита.

Людмила является покровительницей бабушек, матерей и христианских учителей, покровительницей Чешского государства вместе со своим внуком – святым мучеником Вячеславом. Всем носящим ее имя и призывающим ее скорая помощница и молитвенница к Богу.

В день ее памяти, 16 сентября, территории Пражского града проводится праздничная месса.

Авторский список выполнен на натуральной деревянной доске, изготовленной из массива сакрального кипариса. Для оформления образа использованы специальные фронтажные грунты и выравнивающие лаки. Венец и поля иконы украшены вручную в стилистике русского орнамента.

Всего было написано три списка – каждый с индивидуальным написанием лика и украшением полей. К каждой иконе прилагается номерное свидетельство с полной информацией о ней.

Размер иконы: 21х29 см – аналойный.

Артикул: RTI-871.Ak

Икона – лучший подарок, потому что, даря икону, мы выражаем человеку высшую степень христианской любви – пожелание спасения души.

Источник: http://razdolye.su/product/product?product_id=133

Людмила Чешская – мученица за веру

29 сентября тысячи православных Людмил в нашей стране отправляются в храм, чтобы поклониться и вознести молитву святой мученице Людмиле, княгине Чешской, память которой Русская Православная Церковь отмечает в этот день.

Образ Людмилы Чешской в православной истории является не только символом защиты христианства от язычников – трагедию усугубляет тот факт, что в истории святой Людмилы борьба христианства с язычеством протекала в лоне ее семьи, когда в столкновение за веру оказались втянуты люди, связанные кровными семейными узами.

Икона святой мученицы Людмилы Чешской

Давайте перенесемся на тысячу с лишним лет назад. IXX века. Великая Моравия и земли западных славян. Языческие племена, жрецы и культы языческих богов, сложные для уха современного русского человека имена и названия: Пржемысловичи, Борживой, Спытигнев, Славибор, пшоване, стодоряне…

Именно здесь, на территории современной Чехии, где сегодня расположен городок Мельник, в те далекие века находилось поселение славянского племени пшоване. У одного из пшованских князей по имени Славибор на переломе восьмого столетия родилась дочь, которую он назвал Людмилой.

Современный город Мельник, место, откуда была родом Людмила Чешская

Точных данных о дате ее рождения у историков нет. Обычно называют год 860, прибавляя, что, возможно, она родилась на пару-тройку лет до этой даты. К сожалению, мы не знаем никаких подробностей о ее детстве и юности.

Но важным для православной истории остается факт, что ее отец выдал Людмилу в очень юном возрасте (то ли в 11, то  ли в 12 лет) замуж за князя Борживоя, представителя первой чешской княжеской и королевской династии Пржемысловичей.

Возможно, мы никогда не узнали бы и не поминали бы Людмилу, если бы не одна знаменательная встреча, которая произошла, приблизительно, в 871 годе в городе Велеграде при дворе князя Святополка.

Обратите внимание

Там Людмила и Борживой познакомились с епископом Мефодием Моравским, тем самым знаменитым равноапостольным святым Мефодием, византийским миссионером и христианским проповедником, который вместе со своим младшим братом Кириллом создал для славян азбуку (кириллицу), на основе которой сформировался церковнославянский язык, использующийся для совершения богослужений в православных храмах.

Святой Мефодий Моравский,
статуя в городе Тршебич

Крещение князя Борживоя и княгини Людмилы епископом Мефодием.

Художник – Вацлав Марковский

Во время этой встречи епископ Мефодий не только рассказал Людмиле и Борживою учение Христа, но и крестил супругов в христианскую веру, открыв тем самым новую и, вероятно, главную страницу в истории Чехии. Ибо княгиня Людмила и князь Борживой стали первыми христианскими князьями Чехии.

В течение семи лет они создавали из разрозненных племен единое чешское христианское государство, строили храмы и распространяли свет учения Христа среди чехов, что по тем временам делом было трудным и весьма опасным, поскольку языческие жрецы активно защищали своих идолов и капища, постоянно подстрекая племена к восстанию против Борживоя и Людмилы.

В браке Людмила родила Борживою трех дочерей и двух сыновей – Спытигнева и Вратислава. Князь Борживой I умер довольно молодым – где-то в возрасте 40 лет… После княжеский престол и чешские земли унаследовал его старший сын Спытигнев. Вместе со своей матерью Людмилой он продолжал дело отца по объединению чешских земель и утверждению учения Христа.

После его смерти княжеский престол перешел к младшему брату Вратиславу, а когда спустя 6 лет умер и он, то чешским князем стал его тринадцатилетний сын Вацлав (Вячеслав), будущий патрон Чехии и самый почитаемый в Чехии святой.

Святой Вацлав

А вот дальше начинается та самая семейная трагедия, достойная пера Шекспира. Регентшей при несовершеннолетнем Вацлаве была поставлена его мать – Драгомира, а вот воспитательницей – его бабушка Людмила.

Она воспитывала внука в духе христианства, в духе благочестия, добра, любви и милосердия. И это вызвало страшное неприятие со стороны Драгомиры, которая оставалась язычницей.

Она не только воспитала младшего сына Болеслава в языческих традициях, но и постоянно пыталась убедить сына  Вацлава отказаться от христианской веры и возродить в чешских землях капища языческих идолов.

Княжна Драгомира, князь Вацлав и Людмила.
Художник – Йосеф Матхаусер

Когда же Драгомира поняла, что не в силах противостоять влиянию своей свекрови, она решилась на убийство. На тот момент княгиня Людмила решила пожить вдали от княжеских интриг Драгомиры и перебралась в крепость Тетин.

Тетинское городище. На этом месте находилась крепость Тетин

Туда и отправила язычница Драгомира двух воинов из своей свиты. В ночь с 15 на 16 сентября (по старому стилю) 921 года они проникли в крепость и задушили  княгиню Людмилу петлей в то время, когда она молилась в своей спальне.

Но усилия Людмилы не пропали втуне. Даже после страшного убийства любимой бабушки князь Вацлав очень ревностно вводил христианство в Чехии, продолжая дело своих предков. Он пользовался такой любовью своего народа, что после смерти был канонизирован Церковью и стал патроном Чехии.

Кстати, когда Вацлав стал совершеннолетним и официально вступил на княжеский престол, он не простил Драгомире убийства своей любимой бабушки и изгнал мать из страны… Правда, через какое-то время он всё же позволил Драгомире вернуться в Прагу, но она навсегда лишилась любого политического влияния. 

Важно

Тело святой Людмилы Чешской после ее трагической гибели было захоронено в крепости Тетина. У ее могилы вскоре стали совершались чудесные исцеления, и сотни людей шли на место ее упокоения с молитвами и просьбами к святой.

Позже князь Вацлав приказал перенести мощи любимой бабушки из крепости Тетина в Прагу и поместить их в саркофаге в базилике Святого Георгия Победоносца на Пражском граде. Там они покоятся и по сей день.

Правда, голова святой была отделена от тела, и сегодня она находится в реликварии собора Святого Вита в Праге – рядом с головой ее внука святого Вацлава.

Базилика Святого Георгия в Пражском Граде

Мощи святой Людмилы Чешской
в базилике Святого Георгия в Пражском Граде

Голова святой Людмилы Чешской
в реликварии собора Святого Вита в Праге

Кстати, трагедия Людмилы отразилась и на судьбе ее внука – он тоже пал за веру. 28 сентября 935 года (по другим данным – 936 года) его брат язычник Болеслав совершил братоубийство и захватил княжеский престол. 

…Недавно я слушал проповедь настоятеля храма Преподобного Иосифа Волоцкого протоиерея Романа Маркова. Он говорил об истинных защитниках веры, о тех, кто даже под страхом смерти не уступал и не уступит язычникам.

«А что ждет тех, кто не готов умереть за веру?» – задал прихожанам вопрос отец Роман и сам же на него ответил так: «Вспомните Откровение Иоанна Златоуста. Он говорит, что боязливых и неверных ждет “участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая” (Отк. 21, 8).

Заметьте, – сказал протоиерей Роман, – боязливых и неверных Иоанн Златоуст поставил даже впереди убийц, чародеев и идолослужителей. Потому что боязливые, то есть те, кто отказывается от своей веры, заслуживают самой худшей участи».

Эти слова отца Романа Маркова я вспомнил сейчас, когда думал о святой мученице Людмиле Чешской. Защищая истинную христианскую веру, она не побоялась пойти против язычников, которые окружали ее в родном доме. И приняла мученическую смерть… Но смерть ее была ненапрасна.

Петр Селинов

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/1806-lyudmila-cheshskaya-muchenitsa-za-veru.html

Ссылка на основную публикацию