Икона пресвятой богородицы “ченстоховская”

Ченстоховская икона Божией Матери для женского счастья: о чем перед ней молятся

Ченстоховская икона Божией Матери по-иному называется «Непобедимая победа». Ее, всесильную, почитают во всех церквях. Если верить преданию, то написал ее евангелист Лука, живший в древнем городе Иерусалиме. Икону написали на обычной доске, которая ранее была сколочена для стола, за которым всегда собиралось святое семейство.

История иконы

Раньше крестьяне прятали ее в скалах, где сами и скрывались от гонений. Святая Елена подарила икону Константинополю. Она была установлена в часовне, которая располагалась во дворце царя.

Пять столетий лик находился там, пока в 17 веке его не перевез на Русь князь Перемышльский, брат Александра Невского. Уже тогда люди говорили о чудотворных свойствах образа, ходили слухи о великих чудесах, которые он творит.

Так и стоял лик во дворце царя, пока Польше не стали принадлежать земли Западной Украины. Когда замок Белз осаждали татары, князь Владислав припал на коленях к чудотворному образу, моля о помощи. Он взял его в руки и вынес за стены замка. В этот момент на небе появилось черное облако. Татары испугались и отошли от замка.

Обратите внимание

После этого во сне к Владиславу пришла Богородица. Она говорила с князем о том, что обязательно нужно перенести икону на Ясную гору в район Ченстохова. Князь поступил, как велела во сне Дева Мария. Так в 1382 году святой лик определили на горе. И с тех самых пор оттуда его никто не переносил. До сегодняшнего дня чудотворная икона находится именно там.

Много лет подряд ученые спорят о том, откуда появился образ и каков его возраст.

Правда, исторические факты подтверждают факт того, что образ был переписан. В книге монастыря паулинов есть свидетельства этого процесса. Но нет особой разницы в том, какой слой краски лежит на лике, если в истории есть бессчетное количество примеров его чудотворного действия.

В средние века на монастырь напали гуситы. Они украли из церкви все, включая образ. Но увезти далеко награбленное не удалось, потому что кони встали неподвижно.

Все осознали, что так явилось чудотворное действие иконы Божией Матери, и бросили образ на землю. Захватчики умерли на месте.

С тех пор на лике остались два пореза, которые служат напоминанием для всех тех, кто захочет повторить кражу.

Исторические события

О чем молятся

Польский монастырь, находящийся на Ясной Горе, значим так же, как Троице-Сергиева Лавра в России. Неимоверное количество людей ждут чуда, приходя за помощью к лику, прося помилования у Божией Матери.

Но огромное количество и тех, кто этого чуда уже дождался. Независимо от пола и возраста об этом чудотворном образе знают все.

Многие проделывают большой путь по всей стране только для того, чтобы совершить паломничество к лику.

Важно

Неудивительно, что лик притягивает к себе представителей самых разных конфессий, не только католиков, но и православных. А объяснение этому одно: Божья Матерь помогает всем просящим. Причем обращаться к ней можно по любым поводам, просить о чем угодно. Потому что путь к ней всегда и для всех открыт.

Истории известны случаи, когда люди, ранее шедшие по безбожному пути, начинают верить в Бога, увидев образ. И таких чудес очень много. В Польше существует специальная книга чудес, куда записывают все те благие дела, которые совершила икона.

Книга пополняется уже шесть веков, за это время в ней накопились тысячи историй и свидетельств. Для того, чтобы сделать запись в книге, по преданию нужно провести крестное целование. Таким образом, появляется еще одно чудотворное свидетельство в священном писании.

Источник: https://religiya.guru/ikony/o-chem-nuzhno-prosit-chenstohovskuyu-ikonu-bozhiej-materi.html

Ченстоховская икона Божией Матери

Некоторые иконы наделены чудотворной силой. Верующие обращаются к ним с молитвами и просьбами о помощи в трудных жизненных ситуациях. Среди святых ликов особое место занимает Ченстоховская икона Божией Матери, называемая «Непобедимая Победа».

Икон с изображением Богоматери множество, и каждая из них уникальна, обладает своими чудодейственными особенностями. Ченстоховская икона почитается среди православного народа, и поклониться святому лику съезжаются паломники со всего мира.

1. История и описание Ченстоховской иконы Богоматери

История святого образа насчитывает множество веков, и написана она самим пророком Лукой. Икона была привезена из Византии и несколько раз меняла города, осев в Польше, в городе Ченстохов.

Сохранившихся документов о написании иконы нет, однако примерная дата создания относится к 67 году.

Чудотворная икона Богоматери обрела известность в 9 веке, а сохранившиеся документальные подтверждения датированы концом 13 века, когда лик был дарован князю города Львов.

Существует множество подтвержденных чудес исцеления, которые сотворила икона. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим на ее коленях.

Правой рукой Иисус дарует благословение, а в левой держит Святое Писание. Икона потемнела, поэтому в народе ее называют «Черная Мадонна». Со временем появились списки с иконы, на которых образ Богоматери изменился.

Существуют образы, изображающие Иисуса с Божией Матерью коронованными.

2. Где находится икона Божией Матери

Почти все чудотворные копии пропали после революции, однако списки можно встретить:

  • в Кирилловской церкви города Киева;
  • в женском монастыре города Харьков;
  • в Воронежской области, городе Острогожск;
  • в селе Каташино, которое находится около города Подольск.

В России этот лик распространен мало, потому что относится к Римско-Католической церкви. Увидеть список с образа Божией Матери можно в Тверской картинной галерее.

Поклониться святому изображению можно в Ясногоском монастыре, в городе Ченстохов. В Польшу не иссякает поток паломников, которые верят в чудодейственную икону. Сами поляки называют лик Королевой Польши, ведь образ не раз помогал исцелиться страждущим. Существует негласная традиция подносить иконе в дар подвеску в виде той части тела, которую Божия Матерь исцелила.

3. О чем молятся Ченстоховской иконе Божией Матери

Перед иконой молятся с просьбами следующего характера:

  • об исцеления от болезней, в том числе неизлечимых;
  • об удачной дороге при дальнем путешествии;
  • о сглаживании конфликтов;
  • о наставлении на путь истинный;
  • о душевной гармонии;
  • о даровании мудрости;
  • об избавлении от напастей.

Каждая искренняя молитва и раскаяние помогают просящим, и многие прихожане утверждают, что чувствовали прикосновение теплой руки к голове, которая будто бы забирала все невзгоды и дурные мысли, оставляя благоговение и радость.

4. Дата празднования

Празднование имеет две даты. Православные верующие отмечают день иконы 19 марта (6 марта по старому стилю), а католики поклоняются образу во время молебна 26 августа. Однако если вы не можете попасть на литургию, молитву можно вознести и дома. Главное, чтобы слова были искренними и шли от самого сердца.

5. Молитва Богородице перед иконой

«Всемилостивая Царица Богородица. К Тебе обращаемся с молитвами искренними да с просьбами насущными. Помоги, Всемилостивая, исцели недуги наши, сотвори чудо, дабы сохранить жизни рабам Господним.

Не оставь в час трудный, убереги души наши от зла любого, гнева да спесивости. Умали и гнев обидчиков наших, а мы простим им их зло, уповая на Суд Божий.

Помолись за нас Господу, дабы смилостивился он над нашими грехами и указал путь для их искупления. Аминь».

Источник: http://girl21.ru/tajna/7579-chenstokhovskaya-ikona-bozhiej-materi.html

Ченстоховская (или Непобедимая Победа) икона Божией Матери

Ченстохо̀вская икона Божией Матери

(или Непобедимая Победа)

(6 / 19 марта)

   По преданию, Ченстохо̀вская икона – одна из икон Пресвятой Богородицы, написанных ев. Лукой. В 66-67 годах, во время нашествия римских войск, христиане бежали их Иерусалима в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и образ Богоматери. В 326 году, когда св.

Царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. В Россию чудотворный образ с великою честью был принесен основателем города Львова кн.

Львом Даниловичем, помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.

   В XIV в., при завоевании западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому князю Владиславу Опольскому и была перенесена им в монастырь на Ясной горе близ г. Ченстохова, где пребывает и доныне. Икона почитается как православными, так и католиками. От чудотворного образа засвидетельствовано множество чудес.

Акафист Ченстоховской иконе Божией Матери

   По благословению старцев, уже не первый год, 7 января вечером во многих храмах и келейно служатся молебны и читаются акафисты Ченстохо̀вской иконе Божией Матери – под праздник Собора Пресвятой Богородицы.

С 16 часов Московского времени, по возможности – всем одновременно, благословляется служить молебны или читать акафисты этой иконе с молитвами о спасении России, против антихристовых сил, о даровании православного Царя. По возможности соборно.

Давайте также присоединимся сами и сообщим об этом максимально широкому кругу православных друзей и знакомых. 

АКАФИСТ

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Спасительнице земли Русския, похвальное приносим пение. Ты же, Мати Царя Небесного от всякия избави напасти страну нашу и от всех скорбей и бед свободи зовущих: Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Икос 1

Ангельский собор на Небеси немолчно воспевает Тя, Владычице, и мы земнороднии, притекающее ко иконе Твоей чудотворней, святым Лукою писанной, вопием Ти сице:

Радуйся, Мати Света Невечерняго;

Радуйся, Духа Святаго Обитель Священная;

Радуйся, светлое благодати Познание;

Радуйся, ангельских сил ликование;

Радуйся, купино неопально горящая;

Радуйся, Господа Сил вечно зрящая;

Радуйся, неувядаемый цвете нетления;

Радуйся, образе Христова воскресения;

Радуйся, заступнице усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 2

Видяще благочестие и веру святыя царицы Елены, обретшей Крест Честный Господень во Иерусалиме, даровала еси ей, о Богомати, и икону Свою, чрез верных служителей Своих сохраненную от лет древних, да молятся пред нею выну людие, поюще: Аллилуиа.

Икос 2

Совет

Разумевше святая царице Елено, яко образ сей есть благословение Божие граду царствующему, поставиша е тамо в церкви соборней, идеже мнози от него исцеления прияша, поюще Матери Божией похвалы сицевыя:

Радуйся, чаше, черплющая вечную радость;

Радуйся, источниче, изливающий неизреченную сладость;

Радуйся, чертеже рая краснейший;

Радуйся, вертограде Христов славнейший;

Радуйся, Духа Святаго селение;

Радуйся, Божией Правды врагов посрамление;

Радуйся, духовною радостию нас утешающая;

Радуйся, с верою Тя призывающих, не посрамляющая;

Радуйся, заступнице усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 3

Сила Вышняго храняше икону Твою, Богомати, во дни ересей от поругания, и от лютых иконоборцев погубления, и от рук варварских пленения, яко Самей Ти быти хранительницею христианом цареградским, и нам поющим Сыну Твоему и Богу: Аллиуиа.

Икос 3

Имуще сокровище святыя иконы Твоея Богомати, святые Кирилл и Мефодий просветиша земли славянския светом веры Христовой, да уведят язычницы Бога истиннаго и прославят Матерь Божию тако:

Радуйся, державная наша строительнице;

Радуйся, всесильная в Боге победительнице;

Радуйся, свободительнице пленных;

Радуйся, покровительнице обремененных;

Радуйся, ходатаице за всю вселенную;

Радуйся, дарующая жизнь нетленную;

Радуйся, идольского служения избавление;

Радуйся, с Богом наше примирение;

Радуйся, заступнице усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 4

В бурныя дни смут и нестроений, спасаше икона Твоя, Пресвятая Дево, всех притекающих к ней и обретаху вси от Тебе покров и заступление вопиюще благодарными сердцы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и зряще чудеса, являемыя от иконы Твоея, Пресвятая Богородице, князне русския храниша от рода в род святыню сию, молящеся пред нею умиленно:

Радуйся, Агнца и Пастыря Мати нетленная;

Радуйся, Дево преблагословенная;

Радуйся, матернюю любовь нам являющая;

Радуйся, ризою честною всех покрывающая;

Радуйся, благ вечных надежде верная;

Радуйся, молитвеннице наша усердная;

Радуйся, Судии всеправедного умоление;

Радуйся, грехов всех наших прощение;

Радуйся, заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 5

Боготечне шествуя изо града во град Руси Червонныя икона Твоя Пресвятая Богородице, повсюду являше славу твою и Сына Твоего, Христа Бога нашего, вопиющим Ему людем: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша житилие града Белза грозное нападение агарян, изнесоша на стогны града икону Твою чудотворную, Пресвятая Дево,  своего и молиша с верою Ти о заступлении, Ты же ускорила еси тогда на помощь им, да зовут Ти:

Радуйся, милости Свои на. нас изливающая;

Радуйся, Владыку Умилостивляющая;

Радуйся, иконою Твоею от бед Сохранение;

Радуйся, христиан православных Спасение;

Радуйся, злые дела Залипающая;

Радуйся, милосердие нам Являющая;

Радуйся, страны Российский Утешение;

Радуйся, Церкви Христовой священное Украшение;

Читайте также:  Православные молитвы для похудения и от чревоугодия

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 6

Проведяху всюду людие о дивнем заступлении Твоем, яко егда нечестивии татарове стрелою уязвиша на иконе изображение Пречистаго Лика Твоего, тогда внезапу тьма и помрачение найде с нань и друг друга убиваху тыя, бежаще вспять, вернии же зряще чудо сие, пояху Господу хваление: Аллилуиа.

Икос 6

Обратите внимание

Возсия благодать и мрак исчезе и возвысися рог людей христианстких, яко Ты, Богомати, укреплявши веру православную, чудесьми и знаменьми от святыя иконы Твоея являемыми человецем, молящимся тако:

Радуйся, от нашествия иноплеменников предивно избавляющая;

Радуйся, от плена и поражения спасающая;

Радуйся, агарянскою стрелою пронзенная;

Радуйся, Мати и Дево неизречённая;

Радуйся, молящимся токи чудес источающая;

Радуйся, печаль на радость прелагающая;

Радуйся, ключу Царствия Небеснаго;

Радуйся, Помощнице жития честнаго;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 7

Хотяще оставити икону Свою во граде Ченстохове, сделала еси возок с иконою недвижимым, егда нецыя злочестивия тщахуся восхитити ю из града, христиане же обретше и образ Твой неукраденным, возопияше Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо, на устрашение нечестивих явила еси тогда от образа Твоего Пречистая, поразивши слепотою и скорою смертию богохульников, иже икону Твою мечем уязвиша и на три части разсекоша, мы же икону сию чтуще вопием Ти:

Радуйся, Матерь Божия закланная;

Радуйся, от начала веков Предъизбранная;

Радуйся, Путеводительнице к Небу первейшая;

Радуйся, всех Ангельских Сил честнейшая;

Радуйся, милосердая всех Мати;

Радуйся, неисчерпаемый Сосуд благодати;

Радуйся, просящим помощь являющая;

Радуйся, доброе житие устрояющая;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 8

Странно бысть войску свейскому видети, яко непобедимое доселе грозное воинство их побеждено бысть внезапу близ града Ченстохова, идеже чудотворная икона Богоматери стояше, пред нею же людие не преставаху пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всем молящимся и притекающим ко иконе Твоей Скорая Помощнице являешися, Пресвятая Дево, якоже древле, тако и ныне заступавши и охранявши почитающих Тя, приими и сия похвалы от нас:

Радуйся, совета неизреченнаго таиннице;

Радуйся, благодати Божией сокровищнице;

Радуйся, иноплеменных ратей одоление;

Радуйся, от убиения и разорения Спасение;

Радуйся, горняго и дольняго мира Всецарице;

Радуйся, всяческих благ подательнице;

Радуйся, от врагов и бед избавление;

Радуйся, непрестанное человек удивление;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 9

Всякий пол и возраст возвеселися зряще, яко царь русский Петр молебен пояше перед иконою Богоматери, памятующе, яко образ сей бысть некогда достояние царское и князей русских, восхваляху пред ними Господа и Матерь Его песнию: Аллилуиа.

Икос 9

Весь мир христианский покрывавши омофором из милости Своея, на помощь скоро к нам притекавши, купно со угодники Божий и святителем Николаем за нас перед Богом ходатайствуеши, вонми и ныне гласу молений наших перед образом Твоим:

Радуйся, светом истины нас озаряющая;

Радуйся, руце твои за ны моляшася простирающая;

Радуйся, Бога и человека соединившая;

Радуйся, смертное естество бессмертием просветившая;

Радуйся, верных душ услаждение;

Радуйся, душепагубных дел удаление;

Радуйся, благочестивых христиан окормительнице;

Радуйся, смиренномудрых благая вседержительнице;

Радуйся, заступнице усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 10

Спасти хотя род человечь, Богомати, от тьмы неверия и заблуждения, яви миру свет веры Православныя и токмо воинству русскому даде одолети крепость, идеже икона Ея чудотворная стояше, пред нею же воспеша благодарне: Аллилуиа.

Икос 10

Важно

Стена нератуема и ограждение твердое, Ты еси верным людем русским почетающим Тя, о Божия Мати, яко во мнозех списках со иконы Ченстоховския являвши благоволение Свое, просимое подаеши и гнев Божий отвращавши от поющих Ти:

Радуйся, Державу Российскую устрояющая;

Радуйся, под нозе Царя Православного вся покаряющая;

Радуйся, Обличающая учения душевредныя;

Радуйся, призревающая на молитвы смиренныя;

Радуйся, в печалех и бедах Утешение;

Радуйся, от нечаянные смерти Спасение;

Радуйся, дарующая победы верным;

Радуйся, Венчающая венцем нетленным;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 11

Пение воспеваем и хвалу приносим Ти, о Пресвятая Дево, молимся пред иконою Твоею, на ней же зрим язвы, руками нечестивых человек нанесенныя, от наших же прегрешений незаживляемыя, к Богу взываем, имуще Тя о нас Ходатаицу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоявленная икона Твоя сияет чудесы, даже и доднесь являя нам милость Твою, яко многажды тщахуся людие сокрыти вапы различными уязвление Пречистаго Лика Твоего, на сей иконе живописанного, но всуе трудишася изографы, яко паки проступаху язи, ихже мы грехми нашими и беззаконьми наносим Ти, но отпусти нам вся, Дево, и помилуй зовущия:

Радуйся, крепкое Веры Забрало;

Радуйся, чудес Христовых Начало;

Радуйся, врат райских отверзение;

Радуйся, тайны Божией всесильное Проявление;

Радуйся, приятное молитвы Кадило;

Радуйся, носящего вся Носило;

Радуйся, людскими грехми Истерзанная;

Радуйся, в любви Божией утвержденная;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 12

Благодатию покрый нас, о Пресвятая Дево, исходящею от дивныя иконы Твоея, предстательством Твоим спаси и помилуй страну Русскую, в ней же во дни древния чудесы многими просияла еси и яви нам, молящимся пред образом Твоим, чудо спасения, поющим Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пение похвальное усты недостойными, уповаем на милость Божию и Твое, о Богомати, застпуление и ходатайство за нас, грешных, пред Господем, яко да дарует державе русстей на супостаты одоление, от иноплеменных поган свобождение, царя православного во охранение и к Царствию Небесному путевождение, и выну буди с нами, зовущим Ти:

Радуйся, огнем Божественным Всепросвещающая;

Радуйся, мрак греха Отгоняющая;

Радуйся, жестокости наших сердец Умягчение;

Радуйся, заблудших на путь спасения Возвращение;

Радуйся, Стено Нерушимая;

Радуйся, Победо Непобедимая;

Радуйся, Небеси и земли Украшение;

Радуйся, Надеждо нашего Воскресения;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, призри ныне на Царство Твое земное и умоли Господа Вседержителя, да не внидет в суд с нами, но да подаст нам грехов оставление, от ига бесовскаго свобождение и Святой Руси Воскресение, вопиющим Богу верою: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

МОЛИТВА

   О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердая Мати, Благочестивейшего грядущаго Государя Императора нашего и весь царствующий дом его; отжени от Него молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие его в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком благе, благочестии и чистоте; удержави царство Его во еже быти ему Царству Христову; управи пути и советы Его, да возсияет во днех Его правда и множество мира, да возрадуется сердце его и сущих в державе Его, яко сердце отца о чадех своих веселящегося; на сопротивныя же и лукавнующия в сердцах своих поели пред лицем Его трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств своих и противлении, творяще волю Его, яко пред Богом, от души и совести благия. Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно Церковь Свою Святую соблюдет, вышним Своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и Святей Своей Церкви целых, здравых, честных, долгодействующих и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными Христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением; милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, – и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделаи, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивый веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой сел ениих святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, и деже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагоеловенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь глас 4:

Непобедимая Победо, / Владычице Ченстоховская, / древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, / будущаго спасения Хранительнице, / покаянием соделай ны новыя грядущему Царю.

Фото иконы: www.pravoslavie.

Источник: http://pravoslavnyi.ru/new_site/mol-i-o-molitvah/198-chenstoxovskaya-ili-nepobedimaya-pobeda-ikona-bozhiej-materi

Ченстоховская икона Божией Матери – Святыни России

По преданию – одна из икон Божией Матери, написанных святым евангелистом Лукой. В 66—67 годах, когда на Иудею напали римские войска под предводительством полководцев Веспасиана и Тита, желавших совершенно уничтожить политическую самостоятельность Иудеи, христиане, опасаясь разрушения Иерусалима, заблаговременно удалились из него в местечко Пеллу, лежавшее между горами.

Туда же они перенесли и этот образ Божией Матери, который сохраняли вместе с другими святынями в пещерах. В 326 году из Константинополя в Иерусалим прибыла святая царица Елена для поклонения святым местам. Там она обрела Животворящий Крест Христов и там же получила в дар от верующих упомянутую икону Пресвятой Богородицы.

Святая Елена привезла с собой образ в Царьград и поставила в дворцовой часовне. В Константинополе эта икона хранилась около пяти веков. Побывав затем в Болгарии, Моравии и Чехии, она, наконец, была перенесена на Русь.

Совет

Появление иконы, которую в будущем назвали Ченстоховской, в Русской земле связывают с именем галицко-волынского князя Льва Данииловича – сына князя Даниила Галичского, который назвал основанный им город Львов в честь своего сына и наследника. При завоевании Западной Украины поляками икона досталась князю Владиславу Опольскому.

Однажды, во время осады татарами замка Бельз, князь Владислав выставил икону Божией Матери на городскую стену, и одна из татарских стрел попала в неё. Тотчас из ранки стала истекать кровь, а на татар напала непонятная мгла, от которой они стали гибнуть в великом множестве. Это вынудило татар снять осаду и уйти из владений князя.

Через некоторое время князь Владислав передал икону католическим монахам Паулинского ордена в построенный им монастырь на Ясной горе рядом с селением Ченстохово. С тех пор этот образ стал называться Ченстоховским. Через несколько лет монастырь подвергся нападению гуситов, которые, разграбив монастырь, решили захватить с собой и чудотворную икону.

Читайте также:  Икона божией матери "прибавление ума"

Предание гласит, что гуситы так и не смогли увезти икону, сдерживаемую неведомой силой. Рассвирепев, они стали рубить её мечом (на правой щеке Богородицы остались два рубца), но тут же погибли в страшных муках. За многовековую историю пребывания Ченстоховской иконы в Польше по молитвам перед ней страна не раз спасалась от завоевателей.

В Польше Ченстоховскую икону называют «Чёрной Мадонной», «чёрной» – потому что от древности икона сильно потемнела. Ченстоховский образ, пожалуй, самый почитаемый в Польше. Имеется он практически во всех католических и православных храмах. На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира.

Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Эти вещи покрывают все стены помещения. Здесь и украшения, снятые с себя верующими, и деньги, и даже костыли, ставшие кому-то ненужными. В память об исцелении от недугов верующие приносят и прикрепляют на стену часовни кулоны в форме ноги, руки, сердца и т.д.

За многие годы появились изводы Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы, значительно отличающиеся друг от друга. В России копия польского варианта Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесён поляками российским казакам в 1813 году при захвате русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.

В некоторых местах сохранились древние иконы Ченстоховского образа византийского письма. Одна из них находится в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, в местечке Браилов Винницкой епархии, на Украине. Предание гласит, что икона была пожертвована брацлавским подсудком (заседателем земского суда) Михаилом Кропивницким в основанный им в городе Виннице Благовещенский монастырь. После переведения в 1845 году монастыря в местечко Браилов икона стала именоваться Браиловской Ченстоховской. Существует совершенно отличный извод Ченстоховской иконы, который впоследствии стал считаться изводом другой иконы – иконы “Умягчение Злых Сердец”.

День празднования 19 марта (6 марта по старому стилю).

—————————————————–Ченстоховская икона Божией Матери (Одигитрия) – одна из древнейших чудотворных икон типа Одигитрии. Принесена в Галицкую Русь из Византии в 12 веке; в конце 14 столетия после присоединения русских земель к Польше стала святыней католического Ясногорского монастыря в Ченстохове.

Обратите внимание

История почитания иконы в Галицкой Руси неизвестна. В первой половине 14 века в Ченстоховском монастыре было составлено сказание о Ченстоховской иконе, согласно которому предыстория отождествляла ее с константинопольской Одигитрией.

В 1430 икона была повреждена иконоборцами-таборитами; в 1434 образ заново написали на старой доске в стиле западной живописи. На правой щеке Богоматери изображена кровоточащая рана, передающая след, оставшийся на древнем образе от удара саблей.

Ченстоховская икона почитается в западнорусских православных землях и в католическом мире; имеется много чтимых списков Ченстоховской иконы, хранящихся в православных и католических храмах.

Празднование в России — 6 (19) марта, в католическом мире — 27 августа (9 сентября).

Источник: https://www.ruist.ru/index.php/opisanie-ikon-bozhiej-materi/87-opisanie-ikon-bm/2868-chenstokhovskaya-ikona-bozhiej-materi

Ченстоховская икона Божией Матери

Согласно преданию, Ченстоховская святыня относится к иконам Пресвятой Богородицы (тип Одигитрия), написанным евангелистом Лукой в Иерусалиме, в Сионской горнице.

В 66– 67 годах, во время осады города римскими войсками, христиане бежали с образом в местечко Пеллу, где сохраняли его вместе с другими святынями в пещерах.

Равноапостольная царица Елена во время посещения Иерусалима в 326 году получила эту икону в дар, привезла ее в Константинополь и поставила в дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

(Ясногорский монастырь. Ченстохова.)

Подкрепленная документами история иконы прослеживается лишь с конца XIII века, когда этот чудотворный образ был подарен в Константинополе русскому военачальнику, галицко-волынскому князю Льву I Даниловичу (ок. 1228 – ок. 1301), основателю города Львова.

С великой честью этот образ был принесен на Русь и помещен князем в замковой церкви города Белз, упоминаемого еще в «Повести временных лет». Церковь находилась тогда в ведении православного духовенства.

Образ, прославившийся многими чудесами, на Руси весьма чтили.

При вторжении польского короля Казимира III Великого (1310–1370) в русскую Галицию икона была захвачена поляками вместе с множеством других православных святынь, а затем вывезена польским князем Владиславом Опольчиком (ок. 1326 – 1401) и передана им в Ченстохове монахам католического монастыря святого Павла…

Специалисты считают, что первообраза Ченстоховской иконы, памятника древней живописи, вероятно, уже больше не сущест, так как в 1434 году икона, которой требовалась срочная реставрация, была попросту заново переписана на старой доске при дворе польского короля Владислава Ягеллы в Кракове, о чем свидетельствуют материалы монашеского ордена святого Павла на Ясной Горе[9]. Эти данные обнаружены в повествовании некоего Петера Рисинуса – «Истории пульхра» (1523), где рассказывается, что привлеченные к реставрации художники безуспешно наносили на икону темперные краски, которые никак не ложились на краски восковые. Значит, оригинал иконы был написан в особой технике, где связующим веществом красок являлся расплавленный воск, – энкаустике. В этой технике, разновидностью которой является отличающаяся яркостью и сочностью красок восковая темпера, написаны многие раннехристианские иконы.

Предположительно, на западный вкус и с учетом местных традиций, икону переписали западно-русские мастера, работавшие в «греческой манере»[10].

В польских источниках повествуется, что после того как иконописцы не смогли отреставрировать икону, они «сняли с доски остатки первичной краски и нарисовали новую ее копию, приближенную к оригиналу».

Важно

Там, где виднелись порезы на лике Божией Матери, «в память о действиях вандалов, на новую икону резцом нанесли следы»[11].

Полностью: http://www.pravoslavie.ru/put/29695.htm

(Открытие иконы. Ясногорский монастырь. Ченстохова. Польша.)

Источник: https://avdy-san.livejournal.com/434435.html

Ссылки:

Предание

Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы являет собой редкий пример моленного образа, почитаемого как православными, так и католиками. В прошлом известная константинопольская святыня, икона стала самым чтимым образом католической Польши и одним из наиболее почитаемых образов в центральной Европе, получив от короля Яна Казимира в XVII веке характерное наименование «Польской Королевы».

Почитание Ченстоховского образа столь велико, что предание приписывает икону кисти самого апостола Луки.

Согласно легенде, икона была написана Лукою в Иерусалиме, в Сионской горнице, а в 66 – 67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане вместе с другими святынями перенесли образ в местечко Пеллу, где сохраняли его долгое время в пещере.

В 326 году, когда святая царица Елена прибыла в Иерусалим для поклонения святым местам, она получила эту икону в дар и увезла ее в Константинополь. В Царьграде святыня находилась в течение пяти веков в дворцовой часовне.

Достоверная история иконы Ченстоховской Божией Матери прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович (основатель города Львова (Лемберга), 1268 – 1270 гг.

) перевез образ в город Белз, находившийся на территории бывшей Червонной Руси, где икона прославилась многочисленными чудесами. В частности, одно из чудес произошло во время осады города татаро-монголами.

Осажденные, уповая на заступничество Пресвятой Богородицы, вынесли образ на городскую стену, и одна из стрел, выпущенных татарами, вонзилась в лик Царицы Небесной. Из раны на иконе истекла кровь, а татарами овладело полное помрачение: они подняли оружие друг на друга.

Оставшиеся в живых в ужасе бежали прочь от города. С тех пор на святой иконе остался знак в виде язвы треугольной формы, который сохранился и до настоящего времени.

В Белзе чудотворный образ находился в храме княжеского замка до 1377 года, когда после завоевания Польшей западно-русских земель, польский князь Владислав Опольский перенес ее в свою столицу – город Львов.

Через несколько лет после своего отказа от наместничества в Русской земле, в 1382 году, князь Владислав вывез чудотворную икону в свои западные владения – в Велюньское княжество. По дороге князь Опольский остановился на ночлег у бедной деревушки Частоховы (ныне город Ченстохов), на берегу реки Варты.

Святая икона была помещена на ночь в частоховскую приходскую церковь Успения Божией Матери, которая стояла на Ясной горе (польск. Jasna Góra), где в древности находилось языческое капище.

Совет

На следующий день, когда Владислав хотел тронуться в путь со святыней, икону стало невозможно сдвинуть с места. В этом чуде все присутствующие увидели явное указание Самой Матери Божией о месте пребывания Ее святого образа. (1) При этом жители деревеньки донесли князю Владиславу, что еще прежде на этом месте иногда виделось по ночам светлое сияние.

Через некоторое время князь Опольский отдал свою приходскую церковь на Ясной горе монашествующей братии недавно образовавшегося ордена павликан, к которому он особенно благоволил. Деревянная церковь была разобрана, и на ее месте для иконы был построен каменный храм, в котором икона хранится и в наши дни.

Эта церковь представляет собой небольшой костел-каплицу, как назывались в древности у поляков-латинян отдельно устроенные часовня или малый костел при большом храме, считающемся главным.

(2) В каменной церкви чудотворная икона, предварительно закрытая, по латинскому обычаю, отдельной серебряной доской с изображением Богородицы, была подвешена на восточной стороне, прямо над главным престолом, на высоте около трех метров.

В течение нескольких веков иноземцы не раз пытались захватить святой образ.

Так, в 1430 году противники латинства из Богемии, Моравии и Силезии в союзе с не признавшими правоты римского католического исповедания местными жителями, вступив силой в Ясногорский монастырь, захватили с разными драгоценностями и чудотворную святыню, но чудом Пресвятой Богородицы увезти ее им не удалось. Через несколько десятилетий чехи снова взяли монастырь, но и в это нашествие, принесшее значительный урон монастырю, святая икона Богородицы осталась нетронутой.

В середине XVII века, когда почти вся Польша была захвачена шведами, шведский король Карл Х Густав, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем.

Помощь и заступление Царицы Небесной подняли патриотический дух поляков, и война со шведами закончилась для Польши успешно.

В том же 1656 году польский король Ян Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери.

Очень значимым для Польши событием, произошедшим 1717 году, явилось «коронование» Ченстоховской иконы Богородицы.

Обратите внимание

При огромном стечении народа было произведено официальное признание особой важности святой иконы для польской земли, а также признание проявляющейся через нее чудотворной Божественной силы.

На главы изображенных на святой иконе Божьей Матери и Младенца Христа были возложены короны, присланные из Рима папой Климентом XI.

Ченстоховский образ Пресвятой Богородицы в дореволюционной России считался иконой, оказывающей особое покровительство Царственному Дому.

С чудотворным образом связаны имена пяти русских императоров (Петр I, Александр I, Николай I, Александр I, Александр II), посетивших монастырь на Ясной горе или принимавших участие в его благоустройстве.

В настоящее время перед образом совершаются моления о даровании православного Царя.

Празднование Ченстоховской иконе Божией Матери совершается православными 6 /19 марта и 27 августа / 9 сентября, а католиками 26 августа.

В Польше в этот день традиционно проводятся масштабные паломничества к иконе, особенно приуроченные к празднику Успения Богородицы (15 августа), в которых принимают участие католики из многих стран.

Верующие польские крестьяне, по старой традиции, дают паломникам к Ченстоховской иконе бесплатный приют.

Иконография

Важно

Общий «рисунок» Ченстоховской иконы, несомненно, представляет собой традиционный в православном церковном изобразительном искусстве иконографический тип Божией Матери «Одигитрии»: Богородица держит на левой руке Младенца-Христа и правой рукой указывает на Него; Богомладенец правой рукой благословляет, а в левой держит книгу – Божественное Евангелие.

Но, несмотря на общую православную иконографию, икона заметно «окатоличена». Это касается не только неканоничных цветов и готических черт в одеяниях Богомладенца и Божией Матери, расшитых золотыми лилиями, но и самого «личного» письма.

Лик Божией Матери с его узкими миндалевидными глазами и тонкими бровями имеет явное сходство с сиенскими Мадоннами эпохи треченто.

Также, жест руки Богородицы на Ченстоховской иконе, в отличие от известных на Руси образов «Одигитрии», сильно смягчен: пальцы кисти Божией Матери обращены на себя, что скрадывает основной смысл образа Одигитрии, указывавшей на Христа как на «Истинный Путь и Жизнь» (Ев. от Иоанна).

Католические черты не должны смущать почитателей чудотворного образа Ченстоховской Пресвятой Богородицы, этой православной «святыни под спудом». Образ Божией Матери, по мнению искусствоведов, принадлежит времени до разделения церквей. Предположительно, икона была создана в Византии в IX – XI веках.

Списки с иконы

Существует предание, зафиксированное в сказании о Ченстоховском образе Пресвятой Богородицы, что святая икона, уносимая в чужие земли князем Владиславом Опольским, не желая оставить русский народ без духовной поддержки, совершила чудо.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "державная"

В дороге, близ деревни Турковицы (территория нынешней Белоруссии), от иконы начало исходить сияние, и Божия Матерь явила еще один чудотворный образ, который позднее стал называться Турковицким – Ченстоховским.

На этом месте был основан женский Турковический монастырь.

Еще один древний список с Ченсоховской иконы, по преданию, был пожертвован браиловским помещиком М. С. Кропивницким в основанный им в 1635 г. в Виннице Благовещенский женский монастырь. В настоящее время образ находится в Троицком соборе Браиловского монастыря (с. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл., Украина).

В 1813 году, когда Ясногорский монастырь был взят русскими войсками в ходе наполеоновских войн, настоятель обители преподнес русским военачальникам список Ченстоховской иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и почитался чудотворным. Список был утерян после революции 1917 года.

<\p>

В России, кроме списка Ченстоховской иконы в Казанском соборе Санкт-Петербурга, было известно не менее одиннадцати чтимых копий чудотворного образа.

Совет

Один из этих списков – Ченстоховская-Сокольская прославился тем, что этот образ сам появился на чистом холсте у художника, безуспешно пытавшегося написать точную копию святой иконы.

В 40-х годах XIX века в Киево-Печерской лавре среди старой рухляди в монастырской кладовой был чудесно обретен список Ченстоховской иконы Божией Матери, прославившийся исцелением больных, молившихся перед этим образом. К этой иконе каждую субботу для служения акафиста, незадолго перед своей кончиной, приезжал известный блаженный старец Китаевской пустыни иеросхимонах Феофил, принявший на себя подвиг юродства.

Кроме чудотворных списков, носивших имя Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы, существовали многочисленные Богородичные образы, являвшиеся иконографическими изводами Ченстоховской иконы, но носившие другие имена. К ним принадлежат такие прославленные образы Божией Матери, как Любечская, Оэерянская, Рудненская, Браиловская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие иконы.

Тропарь, глас 4

Непобедимая Победо, / Владычице Ченстоховская, / древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, / будущаго спасения Хранительнице, // покаянием соделай ны новыя грядущему Царю.

Ин Тропарь

Ко иконе твоей, Пречистая Госпоже, бедствовавшии с верою притекше, заступлением Твоим избавитися от злых, но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временых и вечных, да зовем Ти: радуйся Владычице, Ченстоховская похвало!

Молитва

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердая Мати, Благочестивейшего грядущаго Государя Императора нашего и весь царствующий дом его; отжени от Него молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие его в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком благе, благочестии и чистоте; удержави царство Его во еже быти ему Царству Христову; управи пути и советы Его, да возсияет во днех Его правда и множество мира, да возрадуется сердце его и сущих в державе Его, яко сердце отца о чадех своих веселящегося; на сопротивныя же и лукавнующия в сердцах своих пояли пред лицеем Его трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств своих и противлении, творяще волю Его, яко пред Богом, от души и совести благия. Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействующих и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными Христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением; милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, – и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделаи, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивый веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и бла-гопотребныя, всемощным своим предста-тельством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой сел ениих святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, и деже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагоеловенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

1. Выбор Пресвятой Богородицей скромной деревушки Частоховы для сохранения Ее чудотворного образа может объясняться и историей этой местности. По преданию, Частохова была связана с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Эта небольшая деревенька стояла у истока реки Варты, по которой в IX веке совершали свои проповеднические путешествия равноапостольные просветители славян и их ученики.

Кроме того, в Малой Польше, в составе которой входила Частохова, до победы латинства, существовало 12 монастырей восточного православного исповедания.

2. 1644-1650 годах, при короле Сизигмунде III, к небольшой церкви, где находилась святая икона Богородицы, был пристроен громадный костел, который сильно изменил облик храма Владислава Опольского.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://portal-slovo.ru/art/42358.php

Ренессанс

Главная => Подробные описания

Ченстоховская икона Божией Матери (польск. Matka Boska Częstochowska) — чудотворная икона Богородицы, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (подобное предание существует и о Владимирской иконе, и о ряде других).

Главная святыня Польши и одна из самых почитаемых святынь центральной Европы. Из-за тёмного оттенка лика также известна как «Чёрная мадонна». Местом расположения и центром почитания иконы является Ясная Гора (польск.

Jasna Góra) в польском городе Ченстохова — обитель паулинов и крупнейший религиозный центр страны.

Ченстоховская икона Божией Матери

Почитание

Икона почитается как католиками, так и православными. В Польше икона считается главной святыней страны. Праздник иконы отмечается католиками 26 августа, православными — 6 (19) марта.

В Польше традиционно проводятся масштабные паломничества к иконе, особенно приуроченные к празднику Успения Богородицы (15 августа), в которых принимают участие католики многих стран. Верующие польские крестьяне, по старой традиции, дают паломникам к Ченстоховской иконе бесплатный приют.

История

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь. По мнению искусствоведов, икона создана в Византии в IX—XI веках.

Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами.

После завоевания Польшей западно-русских земель, включая Галицко-Волынское княжество, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов.

Икона с этого времени получает своё нынешнее название.

Обратите внимание

В начале XV века монастырь подвергся нападению гуситов и был разграблен, однако чудотворный образ чудом был спасён. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов.

В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу.

Героическая оборона монастыря, которая, несмотря на большое превосходство врагов в численности, заставила шведов снять осаду, и спасение святыни вызвали большой патриотический подъём в стране, который привёл к изгнанию шведов из Польши.

Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп». Король Ян Казимир провозгласил 1 апреля 1656 года во Львове Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши. В конце XVII века московский путешественник оставил следующее описание святыни:

Из того ж помяненаго великаго костела есть ход налево чрез паперть в тот костел, в котором стоит чудотворной образ Пресвятыя Богородицы писма святаго Луки-евангилиста. Та святая икона мерою подобна той святой иконе, что на Москве стоит в соборной церкве, писма Луки же евангилиста, которая называется Владимирская.

Та помяненная святая Честоховская икона поставлена в костеле римском над олтарем высоко; и закрывается та икона серебреною доскою, которая доска задвигается сверху; и на той помяненной серебреной доске вылит образ Сошествия Святаго Духа изрядною работою.

Тое святыя иконы кивот зделан из ареховаго дерева, около котораго множество серебра; зделана дивною работою на той святой иконе риза бархатная червчетая, на которой нашито множество клейнодов, то есть запан, алмазных, яхонтовых и изумрудных, и чепей золотых, и жемчугу великаго бурмитцкаго; около той святой иконы множество досок великих, золотых и серебреных, на которых выбиты и вырезаны образы розные. Под тою же святою иконою лежат две булавы золотые с камением, приложенные некоторыми полскими гетманами. В том костеле и по стенам около той святой иконы много прикладных сабель в золотых оправах с камением. Пред тем святым образом с обеих сторон поставлено шесть подсвешников великих серебреных да 5 лампад великих же, серебреных, чеканных, в которых непрестанно горит масло деревеное. Ту святую икону открывают во время пения и для приходящих молебщиков.

В 1813 году монастырь был взят русскими войсками в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии.

В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.

Иконография

Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2 × 82,2 × 3,5 см. Икона относится к типу Одигитрия. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит книгу. На иконе остались несколько разрезов, полученных, возможно, от удара саблей.

В Тверской картинной галерее есть список Ченстоховской иконы конца XVIII — начала XIX века. В 1716 году монахи польского Святогорского монастыря подали прошение Папе с просьбой короновать Богоматерь и младенца Христа. Икону короновали.

Тверской список написан явно после этого события. Накладные короны нарисованы уже внутри иконы. корону Богоматери поддерживают два весёлых ангела. Фон с использованием фигурного левкаса иконописец превратил в мерцающий золотом оклад.

Храмы в честь иконы

  • Церковь Ченстоховской иконы Божией Матери в Ченстохове (православная)
  • Часовня Ченстоховской иконы Божией Матери в Нило-Столобенской пустыни
  • Храм в честь Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы в Святого-Вознесенском мужском монастыре, с. Хорошее, Луганская область

Источник: https://renesans.ru/description/23.shtml

Ссылка на основную публикацию