Икона преображения господня

Преображение: прообраз всеобщей славы

Автор Александр Александрович Моисеенков — историк, теолог, православный журналист (г. Никополь). Публикации Александра из православного журнала «Фома».

Фото: Преображение Господне. Худ. Александр Андреевич Иванов. Эскиз.

В конце лета Православная Церковь отмечает сразу три праздника, которые непосредственно относятся к личности Христа и так или иначе связаны с Его жизнью. В народе их называют Спасами — Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа).

Медовый Спас — происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Яблочный Спас — это Преображение. А Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Особое место в этой триаде занимает Преображение Господне, ставшее одним из любимейших праздников на Руси.

В нем самым причудливым образом сплелись три ниточки, три смысловых линии, да так, что уже и трудно отделить одну от другой. Но мы попытаемся это сделать, потому что иначе будет непонятна суть этой даты — непонятно, что именно мы празднуем в день Преображения Господня.

Начнем с того, что Преображение Христа достаточно долго не имело своего дня в календаре, и, как ни странно, дата 6(19) августа не является реальной датой этого события.

Обратите внимание

Так, когда же все-таки преобразился Христос? И где? На самом деле ответить на этот вопрос очень трудно, и есть несколько версий.

Церковная традиция утверждает, что Господь преобразился за 40 дней до своей смерти на горе Фавор. Но в Евангелии мы не находим конкретных указаний ни на географические точки, ни на хронологию.

Христос взошел на гору и там явил ученикам свою славу — вот, собственно, и все, что говорят евангелисты.

Есть мнение, что событие Преображения совершилось не на Фаворе, а на Ермоне — тоже галилейской горе, но гораздо большего размера, чем Фавор. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что на Фаворе во времена Христа была крепость, и Христос вряд ли смог бы уединиться там с учениками.

А вот Ермон был весьма высокой возвышенностью, покрытой густой зеленью, и это было отличное место для уединения и молитвы. Но, опять-таки, это гипотеза, и под евангельское понятие горы может в принципе подойти любая сколь-нибудь значимая возвышенность, коих в Палестине достаточно.

И, по большому счету, совершенно все равно, где и когда именно совершилось Преображение.

Преображение Господне. Икона. Византия. XII в. СПб, Эрмитаж

Ведь евангельские события имеют над-временной и над-пространственный контекст. И где бы ни произошел тот или иной эпизод земной жизни Христа, он произошел «нас ради человек и нашего ради спасения», вне зависимости от времени, места и прочих материальных категорий. Факт есть факт — Преображение было! И это — самое главное.

Ответ на этот вопрос находим строчками выше — евангельский рассказ о Преображении предваряет небольшой эпизод, в котором Христос спрашивает учеников, за кого они Его считают. И Петр, выражая мнение всей апостольской братии, твердо говорит: «Ты Сын Божий!». Это было не просто слова ученика, который льстил Учителю. Это были слова исповедания, слова, исходившие от сердца — Ты мой Бог!

Лотто Лоренцо. Преображение, 1510, Пинакотека Комунале, Реканати

Важно

И вот тогда, в ответ на веру апостолов, Господь показал им Свою славу. Если бы Преображение случилось в начале служения Спасителя, оно бы не имело того смысла. Ученики тогда сразу признали бы Христа Богом: просто из страха перед Ним.

И тогда исповедание Петра оказалось бы вынужденным. Но Спаситель не хочет никого насиловать, и поэтому не открывал до поры Свою божественность, дабы ученики свободно, без всякого принуждения, сердцем поняли, что Он не просто Учитель, а Сын Божий.

И когда ученики окончательно выразили свою веру, Господь предстал пред ними в ином — божественном — облике. Делает Он это с определенной целью. Во-первых, вскоре Ему предстоит страшная и мучительная смерть, и Он знает, что для учеников она станет очень серьезным испытанием.

Большинство апостолов оставили Христа на Голгофе, но все же память о Преображении, мысль о том, что Он — Бог, не дала им до конца оставить Его. В страшные дни Распятия и смерти Христа, Преображение, некогда свершившееся на глазах у Его учеников, оказалось для них неким залогом Его будущего Воскресения.

Во-вторых, Преображение указывает на то, что Христос идет на Голгофу совершенно свободно и осознанно. Как поется в песнопении праздника: «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Христос как бы говорит: вот, Я могу призвать миллионы ангелов, но не стану этого делать. Я Царь мира, Я — Создатель вселенной.

Но Я — и любящий Бог, который отдает себя ради спасения всего мира. И делаю это совершенно добровольно.

Именно поэтому Церковь так дорожит этим праздником — он из года в год напоминает нам о той благой цели, к которой мы призваны самим Богом. Преображение — это блеск Отечества, где нас помнят, любят и ждут.

Лотто Лоренцо. Христос, ведущий апостолов на гору Фавор. 1512, Эрмитаж, Санкт-Петербург

И напоследок хочется сказать пару слов о традиции освящать плоды. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магический окрас. Плоды почитаются чуть ли не святыней наравне с Причастием. Это заблуждение.

Да, плоды освящаются, но они никак не сопоставимы с Причастием. Смысл освящения в день Преображения состоит в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая.

Совет

Еще во времена Ветхого Завета была установлена Богом традиция приносить все, что появлялось первым на поле или в хлеву — пшеницу, плоды, ягненка.

Преображение! В этом слове множество оттенков. В нем сплелось и буйство красок уходящего лета, и ожидание чуда, и благодарность Богу за прожитый год.

Но важнее всего — не забывать, что за всем этим стоит Личность Христа, явившего нам подлинный свет, свет Истины. Свет, на который мы должны идти при любой погоде.

Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон. 1840 — нач. 1850-х гг. ГТГ, Москва 

ИКОНОГРАФИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам — те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИКОНЫ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон — их попросту не было.

Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это — еще ничего, есть и другая особенность.

В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа — вместо них на стенах там были Его символы — Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.

Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти.

Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто.

Но еще очень долго — особенно на Западе империи — Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков.

Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.

Обратите внимание

Первы известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно.

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия (больший размер)

В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя.

Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца.

По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий.

А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры.

Важно

И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора.

Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе.

По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия.

А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь — византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины IХ в. ГИМ, Москва

С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это — исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей — выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может — книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково.

А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы.

Но опять нужно повторить, что такие подробности — редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля.

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Ее мы и рассмотрим подробно.

СИМВОЛИКА ИКОНЫ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Совет

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения.

Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет.

Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения.

И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру.

Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной.

Читайте также:  Навечерие богоявления (крещенский сочельник) – 18 января 2019 года

На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл.

Обратите внимание

Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь.

Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа.

О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле.

И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Мозаика. Монастырь Дафни, Греция. XI в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XII в.

Преображение Господне. Фреска. Темная церковь, Каппадокия. XII в.

Преображение Господне. Фреска. Мирожский монастырь. Россия. XII в.

Преображение Господне. Мозаика. Константинополь. XII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Афон. XIII в.

Преображение Господне. Фреска. Бояны, Болгария. XIII в. 

Преображение Господне. Миниатюра. Франция. XIII в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XIII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Византия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Убиси, Грузия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Церковь Преображения (Спас на Ковалеве), Великий Новгород. XIV в.

Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. XV в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона. Афон, XVI в.

Преображение Господне. Икона. Великий Новгород. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Псков. XVI в.

Преображение Господне. Греция. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XVI в. Ярославский государственный музей

Преображение Господне. Икона. Россия. XVII в. Сольвычегодский музей

Преображение Господне. Мозаика. Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.

Александр Моисеенков

Источники: 1, 2, 3 

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: http://rusrand.ru/spring/preobrajenie-proobraz-vseobschey-slavy

Преображение Господне – история и смысл праздника, особенности службы, икона дня

Преображение Господне – Яблочный Спас, Второй Спас, Спас на Горе – когда в 2018 году, особенности богослужения, история и значение праздника, тропарь и икона дня. Когда и как освящать яблоки.

Преображение Господне Русская Православная Церковь всегда отмечает 19 августа, этот непереходящий двунадесятый праздник имеет постоянную дату и приходится на Успенский пост. Этот праздник называют в народе Яблочный Спас или Второй Спас, тогда как Первым Спасом считают праздник Всемилостивого Спаса.

Читать также: Три Спаса в августе – особенности и традиции праздников

Праздник Преображения Господня описан в Евангелии так. Ученики Христа Иоанн, Петр и Иаков взошли на гору Фавор, что бы помолиться там вместе со Спасителем. Но пока Иисус молился учеников сморил сон.

Вдруг воссиял яркий свет, от которого ученики проснулись, но пали ниц, испугавшись. Они увидели преображенного Христа – «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Рядом с Ним пребывали пророки Моисей и Илия.

Читать также: Илия Пророк, житие святого и особенности праздника

Важно

Когда Петр пришел в себя, он воскликнул: «Учитель! Хорошо нам быть вместе, позволь сделать три кущи – Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». После этого, всех покрыло белое облако и послышался Глас, призывающий слушаться Сына Господня – явилась Пресвятая Троица.

Преображение Господне, Яблочный Спас – история и смысл праздника, особенности службы, икона дня

Икона праздника изображает, как ученики Спасителя спрятались от воссиявшего света – Христос показан «в Силах», в световом овале с исходящими лучами. Рядом стоят Илия в преклонном возрасте и молодой летами Моисей.

Праздник Преображения Господня окончательно утвердился в христианстве к началу VII века, но есть предание, что первый храм на горе Фавор во имя Преображения Господня был построен царицей Еленой еще в VI веке.

Сейчас на этой горе расположены православный и католический храмы. Учение о фаворском свете является одним из основополагающих в православии.

Фаворский свет по-разному понимается у католиков и православных, что особенно зримо отражено в изображении нимбов святых на иконах западных и восточных христиан.

Преображение Господне, Яблочный Спас – история и смысл праздника, особенности службы, икона дня

Облачение православных священнослужителей и убранства храма белые для напоминания верующим о фаворском свете. Накануне читаются паремии и поется канон, в котором подчёркивается величие события Преображения Господня.

В сам день праздника служится литургия, после которой проходит водосвятный молебен с чтением особой молитвы «На освящение начаток овощей (плодов)». Возле храмов выставляются столы, на которых верующие раскладывают принесенные яблоки, виноград, различные плоды – овощи и фрукты.

После молебна принесенные прихожанами плоды окропляются Святой водой.

Преображение Господне, Яблочный Спас – история и смысл праздника, особенности службы, икона дня

Источник: http://u-f.ru/article/holidays/u14/2018/08/16/257374

Молитва перед иконой преображение господне

Самое подробное описание: молитва перед иконой преображение господне – для наших читателей и подписчиков.

В центре русской православной иконы Преображение Господне — сам Господь Бог, который светится дивным светом. Одеяние его ослепительного белого цвета. Перед ним в изумлении стоят его ученики. Таким они узрели учителя впервые. Пред ними предстал Сын Божий, из которого исходит Божественный свет и слава. Церковная Икона указывает на один очень важный момент — он был и есть Человек.

Православная икона Преображение Господне изображает Спасителя, помещенного в шестиконечную звезду. Если присмотреться, то можно рассмотреть два треугольника. Это и есть символ того, что сам Господь Бог объединяет в себе и Божественное и Человеческое.

А тесная связь этих двух треугольников указывает на то, насколько эта связь крепкая. Что касается апостолов, то на святой иконе четко видна их реакция. Они всерьез удивлены и поражены. Петр падает на колени и закрывает глаза рукой от яркого света. Иоанн и Иаков изображены упавшими ниц.

Они, так же как и Петр, пытаются укрыться от дивного света.

Значение иконы Преображение Господне

Икона Преображение Господне — считается иконой большого праздника, дарующая свет спасения от всего плохого и негативного, с чем может столкнуться человек.

Православная икона ограждает верующего от соблазнов и искушений и спасает от мрака и тьмы. Вознесенная молитва к данной иконе дарует верующему понимание того, что Бог есть человек и осознание того, какие муки и страдания он перенес во имя всего человечества.

Совет
Важно

Помимо этого, человек начинает смотреть на себя со стороны, оценивая свои деяния и бытие, мысли и чувства. В молитве к христианской иконе человек может поразмыслить о настигших его проблемах и попросить помощи и совета в их решении.

[/su_box]

Искренняя молитва перед иконой Преображение Господне открывает путь для того самого дивного света, которым ознаменовалось преображение Господне.

Где можно купить икону Преображение Господне?

Купить икону Преображение Господне можно в одном из православных интернет магазинов. Маленькая или большая, в золоте, бронзе или янтарная — вариантов может быть много. Помимо этого, каждый желающий может вышить ее самостоятельно, вложив в нее свою душу и чистые помыслы. В комплекте обязательно идет ткань с нанесенным на нее рисунком, бисер и подробная инструкция.

Преображение Господне

19 августа- Преображение Господне. Великий Церковный праздник.

О чем молятся перед иконой преображения господне

Перед образом «Преображения» люди просят защиты у Господа от того, что может поколебать веру в Бога, просят дать силы для укрепления своих сил и немощей в деле спасения души.

Молитвы перед иконой «Преображение Господне» могут помочь провести переоценку своей жизни и новыми глазами посмотреть на свои поступки и чувства.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

История праздника преображения господня

Проповедуя Божие Слово, Иисус Христос побывал во многих городах и селениях, рассказывал и объяснял не одну сотню притчей. Он предсказал конец света и поведал о Своем Втором пришествии.

Время Его страданий неумолимо приближалось. И вот, чтобы подготовить Своих учеников, Он рассказал им, что скоро Ему предстоят испытания и крестная смерть в Иерусалиме. В это Его ученики поверить не могли – ведь это Сам Спаситель, как так может быть, чтобы люди могли унизить, а потом убить Бога?

Понимая состояние апостолов, Иисус решил

«явить им Царство Свое прежде бесчестия Своего, чтобы, когда Он будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира» .

святой Ефрем Сирин

Поэтому как-то раз, когда Иисус Христос был со своими учениками недалеко от Назарета, Он предложил Петру, Иоанну и Иакову подняться на находящуюся неподалеку гору Фавор (в переводе «чертог чистоты и света).

Эта гора крутая и подниматься было тяжело.

Когда ученики устали, они сделали остановку и решили отдохнуть, а Иисус Христос отошел на некоторе расстояние от них и стал молиться. Вдруг, во время молитвы, внешний вид Его начал меняться.

Лицо стало сиять, как солнце, одеяние стало белым, как снег, а вокруг Самого Христа появился ореол очень яркого света.

Было уже темно, но этот свет разбудил спящих Петра, Иакова и Иоанна. Ученики узрели своего Учителя в Божественном величии, а рядом с Ним стояли пророки Илия и Моисей. Они разговаривали о том, что скоро Господу предстоят страдания и крестная смерть в Иерусалиме

Увидев такую картину, апостолов охватила неземная благодать, они захотели, чтобы это состояние продолжалось все время.

А через некоторое время сверху сошло облако, которое скрыло Иисуса, Илию и Моисея от взора учеников и они услышали из облака Божий глас:

Обратите внимание

« Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте!» ( Мф. 17,1-13).

В страхе и почтении Петр, Иоанн и Иаков повалились на землю. Сколько времени это видение продолжалось, они сказать не могли, они только понимали, что своими глазами видели Учителя в Божественном сиянии и слышали голос Бога-Отца. Вскоре к ним подошел Иисус Христос в своей обычной одежде и сказал им, чтобы больше никто из людей, до Его Воскрешения, не знал о том, что произошло на этой горе.

В народе праздник Преображения называется еще и Яблочным Спасом потому, что в этот праздник в храмах принято освящать яблоки или другие плоды.

Как говорил святой Иоанн Златоуст, главное, чтобы не забывать благодарить Того, Кто преобразился на Фаворе,

«дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Духовный смысл праздника преображения

Это событие, когда апостолы своими глазами увидели Божественную сущность Своего Учителя, должно было укрепить их духовные силы.

Они должны были понять, что смерть Христа на Голгофе – добровольная, Он знал о ней и был готов к распятию.

Обладая необыкновенным могуществом, которое он показал апостолам, Иисус Христос мог избежать смерти, но не сделал этого. Ведь Он пришел на землю именно для этого, для того, чтобы спасти людей от грехов.

А суть Преображения в следующих символах:

Гора — это безмолное, тихое место для молитвы, в котором наш беспокойный ум поможет нашей душе соединиться с Богом.

Фавор – это в переводе значит «чистота», «свет». Тот, кто осознает свои грехи, кается в них и старается впредь не допускать их повторения, может освободиться от грязи и тогла на него прольется Божественный Свет.

Христианское учение считает, что именно обретение этого света является главной целью человека, смыслом всей его жизни.

Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

Икона «Преображение Господне»

Икона имеет огромное значение в православном христианстве. В ней отражено великое событие преображения Господа во время молитв Всевышнему на горе Фавор. Верующие почитают святой образ и молятся перед ним для очищения душ от негатива и зла.

Читайте также:  Сколько раз можно быть крестным родителем в православии

Праздник Преображения Господня приходится на Успенский пост. Одноименная икона отражает события, произошедшие с нашим Спасителем, и явление Божественной сути последователям Иисуса. В этот день отмечается и Яблочный Спас, в который каждый православный освящает в церкви плоды нового урожая.

История иконы

Значимое событие, произошедшее перед окончанием земной жизни Иисуса, послужило написанию иконы Преображения Господня.

К Иисусу явились пророки Моисей и Илия, которые вели с ним беседу о предстоящих страданиях и о том, что кровь Спасителя искупит все грехи человечества.

Это судьбоносное событие говорит о том, что истинная вера, всепрощение и смирение даруют вечную жизнь и бессмертие души каждому, кто встанет на путь православия.

Где хранится икона

Икону Преображения Господня можно встретить повсеместно. События, происходящие на горе Фавор в виде фресок. мозаики и росписи украшают многие храмы России. Один из наиболее древних написанных образов можно найти в Третьяковской галерее города Москва.

В чем помогает икона «преображение господне»

Молитвы перед иконой помогают христианам обрести истинную веру и освободить душу от грехов. Во время произнесения молитвенных слов каждый может получить ответы на любые вопросы, попросить у Всевышнего защиты и покровительства.

К одной из самых главных икон можно обратиться с любой просьбой, душевной раной, в поиске истины. Она символизирует преображение, которое подвластно каждому, вставшему на путь исправления и искупления своих неблаговидных поступков.

Описание иконы

На иконе отображено событие, произошедшее на священной горе Фавор, куда Иисус отправился со своими учениками. Они еще не знают, что Иисус хочет показать им, что ожидает его и его последователей после физической смерти.

Преображение во время вознесения молитв изменяет цвет одежд Спасителя на Белоснежные. Он находится в центре иконы, окутанный сиянием, а внизу располагаются его ученики, как символ неоконченных земных дел.

Пораженные последователи молча спускаются с горы, а их Учитель просит не рассказывать о случившемся на горе до тех пор, пока его не станет.

Дни празднования

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост, поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом. В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Молитва перед иконой

«Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей.

Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми.

Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь».

Празднование Преображения Господня сопровождается торжественной литургией и молитвами Господу о прощении грехов и очищении. В этот великий день каждый может вознести молитвы о помощи и поддержки для себя и своих близких. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/molitva-pered-ikonoj-preobrazhenie-gospodne/

Икона преображение господне и молитва

Данная статья содержит: икона преображение господне и молитва – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Молитвы на Преображение Господне

Тропарь предпразднству Преображения Господня

Христово преображение предусрящем,

светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:

приспе день Божественнаго веселия:

восходит на гору Фаворскую Владыка,

Божества Своего облистати красоту.

Тропарь Преображению Господню , глас 7

показавый учеником Твоим славу Твою,

да возсияет и нам, грешным,

Свет Твой присносущный

Светодавче, слава Тебе.

и якоже вмещаху ученицы Твои,

славу Твою, Христе Боже, видеша,

да егда Тя узрят распинаема,

страдание убо уразумеют вольное,

мирови же проповедят,

яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображению Господню

и почитаем пречистыя плоти Твоея

Задостойник праздника Преображения, глас4

на Фаворе преобразившагося Господа.

Рождество Твое нетленно явися:

Бог из боку Твоею пройде,

яко Плотоносец явися на земли,

и с человеки поживе.

Тя, Богородице, тем вси величаем.

Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси,

смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей

преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы,

мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема,

уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея,

идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования,

да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего,

и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими

прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем

и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

К началу страницы

© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского

(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

В чем помогает православная молитва перед иконой преображение господне

В центре русской православной иконы Преображение Господне — сам Господь Бог, который светится дивным светом. Одеяние его ослепительного белого цвета. Перед ним в изумлении стоят его ученики. Таким они узрели учителя впервые. Пред ними предстал Сын Божий, из которого исходит Божественный свет и слава. Церковная Икона указывает на один очень важный момент — он был и есть Человек.

Православная икона Преображение Господне изображает Спасителя, помещенного в шестиконечную звезду. Если присмотреться, то можно рассмотреть два треугольника. Это и есть символ того, что сам Господь Бог объединяет в себе и Божественное и Человеческое.

А тесная связь этих двух треугольников указывает на то, насколько эта связь крепкая. Что касается апостолов, то на святой иконе четко видна их реакция. Они всерьез удивлены и поражены. Петр падает на колени и закрывает глаза рукой от яркого света. Иоанн и Иаков изображены упавшими ниц.

Они, так же как и Петр, пытаются укрыться от дивного света.

Значение иконы Преображение Господне

Икона Преображение Господне — считается иконой большого праздника, дарующая свет спасения от всего плохого и негативного, с чем может столкнуться человек.

Православная икона ограждает верующего от соблазнов и искушений и спасает от мрака и тьмы. Вознесенная молитва к данной иконе дарует верующему понимание того, что Бог есть человек и осознание того, какие муки и страдания он перенес во имя всего человечества.

Совет
Важно

Помимо этого, человек начинает смотреть на себя со стороны, оценивая свои деяния и бытие, мысли и чувства. В молитве к христианской иконе человек может поразмыслить о настигших его проблемах и попросить помощи и совета в их решении.

[/su_box]

Искренняя молитва перед иконой Преображение Господне открывает путь для того самого дивного света, которым ознаменовалось преображение Господне.

Где можно купить икону Преображение Господне?

Купить икону Преображение Господне можно в одном из православных интернет магазинов. Маленькая или большая, в золоте, бронзе или янтарная — вариантов может быть много. Помимо этого, каждый желающий может вышить ее самостоятельно, вложив в нее свою душу и чистые помыслы. В комплекте обязательно идет ткань с нанесенным на нее рисунком, бисер и подробная инструкция.

Мощная молитва, читаемая на Преображение Господне 19 августа!

Перед иконой Преображения Господня просят о защите и благословении у Господа!

Обязательно прочитаю сегодня эту молитву! Спасибо большое!

Перед образом «Преображения» люди просят защиты у Господа от того, что может поколебать веру в Бога, просят дать силы для укрепления своих сил и немощей в деле спасения души.

Молитвы перед иконой «Преображение Господне» могут помочь провести переоценку своей жизни и новыми глазами посмотреть на свои поступки и чувства.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем,

Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное

к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси,

смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей

преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы,

мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема,

уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим,

чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея,

идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования,

да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего,

и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими

прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем

и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Смотрим также красивое видео:

Источник: https://xn—-9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/ikona-preobrazhenie-gospodne-i-molitva/

Икона преображения господня

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ИКОНА XVI в. ГРЕЦИЯ

На изображении в центральном люнете константинопольского храма святой Софии Христос держит Евангелие, раскрытое на словах: «Я свет миру» (Ин. 8, 12). В Преображении тема света является одной из главных.

Она проходит через всю восточную иконопись, является неотъемлемым ее признаком и превращает ее в величественную «солнечную мистику». Некогда каждый монах-иконописец начинал свое служение с написания иконы Преображения. Такое посвящение в искусство учило прежде всего тому, что икона создается не столько красками, сколько Фаворским светом.

Согласно Преданию, присутствие Святого Духа проявляется именно в светоносности самой иконы, оно устраняет всякий иной источник света в иконографической композиции.

В конце Литургии святого Иоанна Златоустого хор поет: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго», т.е. мы видели свет, потому что приняли Духа. Это свидетельство реально пережитого: мы действительно созерцали свет.

Поэтому святой Симеон Новый Богослов говорит: «Бог есть Свет, и Он сообщает Свое сияние тем, кто с Ним соединяется, в меру их очищения…» Значит те, кто не видели этого Света, не видели Бога, потому что Бог есть Свет…

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. МОЗАИКА. КОНСТАНТИНОПОЛЬ. XII в.

Икона изображает Христа, являющегося апостолам в «образе Божием», как одна из Ипостасей Троицы, это явление есть Троическое Богоявление, когда звучит голос Отца, а Святой Дух является светоносным облаком.

«Свете неизменный Слове, Света Отца нерожденна, в явлением свете Твоем, днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, светом наставляющаго всю тварь» (светилен утрени Преображения). В этом свете прозреваются грядущие события; перед Своими страданиями Господь говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин.

13, 31). «Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю» (Ин. 12, 28).

В Преображении – Пресвятая Троица явила Себя по преимуществу в славе несотворенного Божественного света. В нем все свет, все наполняется им и все в нем таинственно видоизменяется. «И просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Икона Преображения являет нам этот неземной свет, который опрокидывает апостолов в тот момент, когда они воспринимают его.

Иконография праздника сначала носила символический характер. Впервые композицию на сюжет Преображения можно увидеть в росписи Равенны. Мозаика в церкви Сан-Аполлинарио-ин-Классе (VI в.) выполнена в духе раннехристианских иносказаний. В алтарной апсиде изображен крест в круге сияющих звезд, по сторонам греческие буквы α и ώ.

Также по сторонам креста расположены полуфигуры Моисея и Илии, над крестом – длань Бога Отца. В нижней части композиции находятся изображение горы Фавор с деревьями, среди которых помещены три агнца, символизирующие апостолов Петра, Иакова и Иоанна».

Совет

В дальнейшем иконография Преображения представляет конкретные изображения Христа, пророков, апостолов и практически не претерпевает изменений.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ИКОНА XII в. Афон

Преобразившийся Спаситель изображен в круге славы – мандорле (мандорла (от итал. mandorla – миндалина) – в христианской иконографии миндалевидное сияние, окружающее Христа и Богоматерь, когда хотели представить Их во Славе) на вершине горы беседующим с Моисеем и Илией. Ризы Его сверкающей белизны.

Фигуры пророков в одних случаях касаются мандорлы, а в других находятся за пределами ее. Сама же форма мандорлы может быть в виде круга или в виде эллипса с заостренными углами. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. От мандорлы или от самой фигуры Христа нисходят три луча, упирающиеся в лежащих апостолов. На иконе Моисей (справа) держит в руке книгу; обычно это скрижали Завета.

Читайте также:  Что такое соборование, для чего оно нужно и как проводится?

Илия (слева) изображен старцем с длинными волосами.

Святой Иоанн Златоуст указывает на причины, которые объясняют присутствие Моисея и Илии во время Преображения. Эта же тема присутствует во многих литургических текстах. Во-первых, Моисей воплощает Закон, насажденный Отцом Небесным. Во-вторых, оба они – пророки и прообразуют то, что совершил Христос.

В-третьих, оба сподобились видеть таинственное явление Господа: первый – на Синае, второй – на горе Хорив.

Ветхий Завет сообщает о волнующем эпизоде, когда Моисей пожелал увидеть лицо Бога: «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою… И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.

И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо… Когда сходил Моисей с горы Синая и две скрижали Откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему… И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лицо свое покрывало» (Исх. 33, 20–23; 34, 29–30, 33).

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ИКОНА. РОССИЯ. XVII в. СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ МУЗЕЙ

Тот, кто видел славу Божию, ныне на иконе предстоит Слову Воплощенному. Также здесь присутствует Илия, который ощущал присутствие Бога Израиля «в веянии тихого ветра» (3 Царств 19, 12–13).

И, наконец, в-четвертых, Моисей олицетворяет мир мертвых, тогда как Илия, восхищенный в небесные сферы на огненной колеснице,– посланец живых.

Все это отражено как в литургических текстах, так и в иконографии: «С земли апостолы, как бы с неба – Илия Фесвитянин, а из мертвых – Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й),– по словам творца канона на Преображение, преп. Иоанна Дамаскина.

А на фреске XII века в церкви Спаса Преображения на Нередице (Новгород) один Ангел выводит Моисея из гроба, а другой сопровождает Илию, выходящего из облака. Христос является здесь как Господь живых и мертвых, грядущий во Славе пакибытия.

Обратите внимание

Восходя на гору Сионскую, израильтяне пели 42-й псалом «Суди меня, Боже»: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою» (Пс. 42, 3). Святая гора является важнейшим элементом библейского пейзажа.

На иконах Христос часто изображается стоящим или сидящим на вершине горы, где берут начало эдемские реки, бьет Источник жизни, разделяющийся затем на четыре потока.

Новый Адам, Христос, восстанавливает природу в соответствии с замыслом Божиим: «Иже с Моисеом глаголавый древле на горе Синайстей образы, глаголя, Аз есмь Бог Сый: днесь же на горе Фаворстей преображься, началообразное показа лучами облистаяся» (стихира на малой вечерни, глас 1-й).

«Фаворская гора светом покрывашеся, ученицы Твой, Слове, повергоша себе долу на земли, не терпяще зрети невидимаго зрака, Ангел и служаху страхом и трепетом, небеса убояшеся, земля вострепета, видяще на земли славы Господа» (стихира на великой вечерни, глас 6-й).

Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=1573

Икона Преображения Господня (стр. 1 из 2)

Васильева А. В.

История праздника

Преображение Господа Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор является одним из важнейших событий евангельской истории, происшедшим незадолго до Крестных Страданий Спасителя. О нем повествуется в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17:1-13, Мк. 9: 2-13 и Лк. 9: 28-36.

В преддверии грядущих страданий Господь открыл ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиену, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21).

Увидев скорбь учеников и желая облегчить ее, Спаситель обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину горы помолиться.

Там Господь преобразился пред апостолами: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Во время этого чуда Христу предстояли ветхозаветные пророки Моисей и Илия, беседовавшие с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

Увидев славу Господню, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5).

Важно

После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали глас Божий: «…Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

Апостолы в сильном страхе пали ниц, а когда дерзнули вновь посмотреть на Спасителя, слава Господня, а вместе с ней и пророки, уже была сокрыта от них. Христос подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) и заповедал никому не говорить о видении «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9). Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Установление праздника

Преображение Господне принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. По установленной традиции, несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, чтобы его празднование не приходилось на время Великого поста.

С целью связать праздник Преображения Господня с воспоминанием страстей Христовых Православная церковь осуществляет его празднование 6/19 августа, т.е. за 40 дней до Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) [1]. Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства.

Отдание совершается 13/26 августа.

Праздник Преображения Господня местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других святых отцов.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования.

В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поется канон, в котором подчеркивается величие Преображения.

Белый цвет богослужебных одежд в этот праздник символизирует божественный нетварный фаворский свет.

В русской народной традиции Преображение Господне называется Вторым, или Яблочным, Спасом.

Совет

Данное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, – яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословленной Им природы.

Духовный смысл праздника

Событие Преображения Господня ясно показало как в Иисусе Христе нераздельно соединены два естества – божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе.

По словам Иоанна Златоуста, это произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Одновременно оно является и откровением Божиим о том, что, как пишет апостол Павел: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его.

Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует и глубины Божия» (1 Кор. II, 9-10).

Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении Господнем было преображено и все человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков». Тема фаворского нетварного света легла также в основу богословия святителя Григория Паламы (XIV в.), рассматривавшего свет Преображения как одно из главных доказательств возможности уже здесь, на земле, узреть Господа телесными очами.

Преображение Господне предстает также и явлением Трех Лиц Святой Троицы: Отца, свидетельствующего гласом, Сына и Святого Духа, предстающего в виде светлого облака.

Символично и предстояние Христу двух ветхозаветных пророков Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Преобразившись пред апостолами, Господь как бы приоткрыл им завесу будущего и явил Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Таким образом Он заранее уверил учеников в том, что Его близкие страдания – это не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

Иконография

Обратите внимание

Одним из самых древних образов Преображения Господня является мозаика конхи апсиды церкви Сант Аполлинарио ин Классе в Равенне (середина VI в.). Фигура Христа в центре композиции заменена изображением четырехконечного креста в медальоне, над которым простерта десница Господня.

По сторонам от Креста на облаках представлены полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, среди деревьев, изображены три агнца, символизирующие трех апостолов, бывших свидетелями Преображения.

Подобный вариант иконографии характерен для символического языка раннехристианского искусства, который в дальнейшем не получил распространения.

Другой изобразительный тип, нашедший широкое распространение в более позднем византийском и древнерусском искусстве, представлен мозаикой монастыря святой Екатерины на Синае. Явление Господа трем апостолам во славе здесь изображено на нейтральном золотом фоне. Спасителя, заключенного в голубую мандорлу овальной формы, окружают пророки Моисей и Илия [2].

В искусстве средневизантийского периода данная композиция будет дополнена двумя сценами, изображающими восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе со Христом.

Такой вариант можно видеть как во фресковых росписях (например, стенописи Мирожского монастыря во Пскове (XII в.), церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.), так и в многочисленных византийских и древнерусских иконах.

Здесь следует также отметить, что в произведениях станковой иконописи второй половины XIII – XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени от созерцания чуда, но закрывают лица ладонями, повергаясь долу таким образом, что кажутся летящими вниз с крутой скалы.

На храмовой иконе начала XV века из Преображенского собора Переславля-Залесского (ГТГ), приписываемой кисти Феофана Грека, в средней части иконы слева и справа изображены группы апостолов, следующих за Христом.

Важно

В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света, ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию.

Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображены в резких ракурсах.

На новгородской иконе XVI века из собрания Государственного Эрмитажа все три апостола изображены в причудливых позах вниз головами. Под влиянием идей исихазма в иконографии Преображения происходит еще одно изменение – значительно усложняются формы мандорлы, окружающей Христа. Ее остроконечные вибрирующие формы словно передают эманацию божественного света.

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении Господнем более подробным.

Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий композиция дополняется сценой восстания пророка Моисея из гроба и перенесения пророка Илии на облаке на гору Фавор. Ветхозаветных праведников при обоих действиях сопровождают ангелы [3].

Также, в поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель, согласно евангельскому тексту, поднимает упавших наземь учеников со словами: «Встаньте, не бойтеся» (Мф. 17: 7) [4].

В составе храмовых росписей, а также русского высокого иконостаса композиция Преображения, как правило, являлась элементом страстного цикла.

Подобное нарушение хронологического повествования объясняется тем, что Преображение Господне, согласно святоотеческим толкованиям и богослужебным текстам, понимается как прообраз грядущих страстей Христовых . Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (Великий Новгород, 1199 г.

) Преображение представлено среди страстей, рядом со сценой «Вход в Иерусалим». В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г., Псков) Преображение расположено между «Входом в Иерусалим» и «Омовением ног».

В некоторых русских иконостасах XVI–XVII веков икона Преображения Господня становится даже своего рода обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Источник: http://MirZnanii.com/a/134227/ikona-preobrazheniya-gospodnya

Ссылка на основную публикацию