Икона господа “крещение господне (богоявление)”

Крещение Господне, Богоявление – особенности богослужения и освящения воды, смысл, значение, история, икона и тропарь

Праздник Крещение Господне(Богоявление) в России празднуют 19 января. Смысл праздника, история его возникновения, значение, освящение воды. Иконография и тропарь праздника Крещения Господня.

Читать также: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК – ОСОБЕННОСТИ, НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ДНЯ

19 января 2019 года, в субботу, Русская православная церковь отмечает один из главных господских, двунадесятых праздников – Крещение Господне. Иное название – Богоявление, связано с событием, которое вспоминают в этот день.

Смысл и история праздника Богоявления

Крещение Иисуса Христа произошло на реке Иордан, где призывал к покаянию, проповедовал пришествие мессии и погружал приходящих к нему троекратно в воду пророк Иоанн Креститель, которого позже стали называть Предтеча. Когда Христос подошел к Иордану, Иоанн удивился и сказал, что ему надлежит самому креститься от Него. Но Спаситель ответил, что «надобно исполнить всякую правду».

Богоявлением этот праздник называют в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Иисуса Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя и раздался с неба глас, что назвал Его Сыном возлюбленным. Таким образом, всем присутствующим была явлена новозаветная Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Сын Божий.

Обратите внимание

Праздник Крещения Господня был установлен еще в апостольские времена. Поначалу его объединяли вместе с Рождеством Христовым. Лишь с конца IV века Крещение Господне в разных местах постепенно становится отдельным праздником. Сочельник, отмечающийся как перед Крещением, так и перед Рождеством, это отголосок единого когда-то праздника.

Особенности богослужения и освящения воды

Главная особенность богослужения на Крещение — это Великое освящение воды. Таким чином воду освящают всего два раза в год – в Крещенский сочельник 18 января, и в сам день Богоявления, 19 января, после Божественной Литургии.

Облачение церковнослужителей и убранство храма белые. Крещенская служба является заключительной в праздничной череде особенно красивых служб, которые начинаются в Рождественский сочельник.

Писание говорит нам о том, что после Крещения, Христос 40 дней постился в пустыне, где его три раза искушал враг рода человеческого, эти дни православные вспоминают Великим постом. После этого, Спаситель вышел на проповедь и на открытое служение, ступая по Своему крестному пути.

С первых веков христианства, на Богоявление существовала традиция крещения тех, кто ранее прошел оглашение.

Поэтому, праздник назывался «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами», так как Таинство Крещения не только очищает человека от грехов, но и просвещает Светом Христовым.

Именно тогда, на заре христианства, установилась традиция освящения в этот день воды в водоемах и купания в них.

Читать также: ВОДА КРЕЩЕНСКАЯ И БОГОЯВЛЕНСКАЯ, ЕСТЬ ЛИ РАЗЛИЧИЕ, КАК ПИТЬ И ХРАНИТЬ, МИФЫ О ВОДЕ

Икона праздника Крещение Господне

Самая распространенная икона праздника полностью раскрывает само событие Крещения. Там обязательно изображен Иоанн Предтеча, рядом с ним, в водах Иордана, находится Иисус Христос.

Важно

Над Ним отверстое небо, откуда на Крещаемого нисходит Святой Дух в виде голубя в лучах света.

Иногда в облаке видна указующая десница Бога Отца, символизирующая сказанные Им слова, нередко на иконе присутствуют фигуры ангелов.

Тропарь Крещению Господню, исполняется на 4 глас

Тропарь праздника пересказывает нам все событие Богоявления – Крещения Господня.

Источник: http://u-f.ru/article/holidays/u14/2019/01/18/268033

Икона Крещение Господне (Богоявление)

главная > иконы двунадесятых праздников > икона Крещение Господне

 Совсем недавно во всём православном мире отмечали один из важнейших христианских праздников: Крещение Господне. Второе название этого замечательного праздника: Богоявление. Это один из самых древних христианских праздников – его отмечали ещё при жизни апостолов Иисуса Христа. Вначале этот праздник носил название “Эпифания” (Явление), или же, немного позднее “Теофания” (Явление Бога).

На Руси этот праздник часто называли “Светы”, потому что в этот день при крещении Сына Божьего Иисуса Христа Бог явил миру Свет Неприступный. Крестил Иисуса Иоанн Предтеча, праведный проповедник, которого к миссии крестить людей и готовить их к ожиданию прихода Мессии призвал из пустыни Бог. По факту крещения Христа Иоанном Предтечей, пустынного проповедника именуют также и Крестителем.

 

 Икона “Крещение Господне” практически дословно описывает события, при которых был крещён Спаситель. Все четыре евангелиста, описывая само событие крещения Сына Божьего, практически дословно одинаково рассказывают о произошедшем чуде.

Например, апостол Матфей так описывает это событие: “В то время: Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него.

Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. (Мф 3, 13-17)” 

 На иконе “Крещение Господне” изображена река Иордан близ мелководного брода Вифавары, где, по преданию и крестил Сына Божьего Иоанн Предтеча. Вифавара известна ещё и тем, что неподалёку от неё находится гора, с которой вознёсся на небо на огненной колеснице пророк Илия. Обязательными участниками иконы “Крещение Господне” являются Бог – Отец и Святой Дух.

Совет

Ведь неслучайно второе название этого великого праздника – Богоявление, т.е. момент, когда Бог одновременно явил человечеству свои три ипостаси: Бога – Отца, Бога – Сына и Святого Духа. Бог – Отец свидетельствовал о себе Гласом с Небес, Бог – Сын – Иисус Христос, принимающий крещение от Иоанна Предтечи, и Святой Дух в традиционном обличии белого голубя.

 Само принятие крещения Сыном Божьим глубоко символично – таким способом Он  становится одним из нас, принимая на себя грехи человечества и показывая всем людям возможность обретения Царствия Небесного.

Недаром Иоанн Предтеча сомневался в том, что именно он должен покрестить Христа: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Однако Иисус ответил ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

Так в смирении всемогущий Господь указывал людям путь к спасению своей души.

 В православной традиции, в навечерие Крещения, было принято освящать воду, в том числе и в специально вырубленных крестообразных прорубях, так называемых “иорданях”, названных в честь священных вод великой реки.

Вся освященная вода считается целебной, поэтому и встарь и сейчас широко распространён обычай купаться в прорубях на праздник Крещения.

Окунаясь в воду в Крещение, человек смывает с себя грехи, становится чище и телом и душой, недаром в этот светлый праздник духовенство носит белые одежды.

 На этой странице Вы можете купить икону “Крещение Господне”.

Источник: http://spb-icon.ru/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov/ikona-kreschenie-gospodne.html

Евангельский сюжет в живописи: Крещение Господне

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Равеннская мозаика – первое известное изображение Крещения Господня

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв.

В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками;

Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду.

Обратите внимание

Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские;

Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17);

Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду.

На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко:

“Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа.

Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.

С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета);

Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

Важно

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя.

Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27).

В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31).

Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9).

Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца.

Совет

Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы.

Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем;

Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне.

И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Икона “Богоявление”

Киево-Печерская Лавра. Фреска

источник о Крещении :текст – фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне – епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2

А Иванов.Явление Христа народу

Явление Христа народу.

Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.

Русский музей, Санкт-Петербург

Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.[1]

Святой любви и страха полный,

В его евангельские волны,

Купель крещенья христиан,

Я погружался троекратно,

Молясь, чтоб и душа моя

От язв и пятен бытия

Волной омылась благодатно.

От оных дум, от оных дней,

Среди житейских попечений,

Как мало свежих впечатлений

Осталось на душе моей!

Они поблёкли под соблазном

И едким холодом сует:

Во мне паломника уж нет.

Во мне, давно сосуде праздном.

Краснею, глядя на тебя,

Поэт и труженик-художник!

Отвергнув льстивых муз треножник

И крест единый возлюбя,

Святой земли жилец заочный,

Её душой ты угадал,

Её для нас завоевал

Своею кистью полномочной.

И что тебе народный суд?

В наш век блестящих скороспелок,

Промышленных и всяких сделок,

Как добросовестен твой труд!

В одно созданье мысль и чувство,

Всю жизнь сосредоточил ты;

Поклонник чистой красоты,

Ты свято веровал в искусство.

В избытке задушевных сил,

Как схимник,[2] жаждущий спасенья,

Свой дух постом уединенья[3]

Ты отрезвил, ты окрилил.

В искусе строго одиноком

Ты прожил долгие года

И то прозрел, что никогда

Не увидать телесным оком.

Священной книги[4] чудеса

Тебе явились без покрова,

И над твоей главою снова

Разверзлись в славе небеса.

Глас вопиющего в пустыне[5]

Ты слышал, ты уразумел —

И ты сей день запечатлел

С своей душой в своей картине.

Спокойно лоно светлых вод;

На берегу реки — Предтеча;[6]

Из мест окрестных, издалече,

Читайте также:  Брак с представителями другой веры у православных

К нему стекается народ;

Он растворяет упованью

Слепцов хладеющую грудь;

Уготовляя Божий путь,

Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершин

Неведомый, смиренный странник:

«Грядёт он, Господа избранник,[7]

Грядет на жатву Божий Сын.

В руке лопата; придет время,

Он отребит своё гумно,

Сберёт пшеничное зерно

И в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меня

Тот, кто идёт вослед за мною;

Ему — припав к ногам — не стою

Я развязать с ноги ремня.

Рожденья суетного мира,

Покайтесь: близок суд. Беда

Древам, растущим без плода:

При корне их лежит секира».

Так говорил перед толпой,

В недоуменье ждавшей чуда,

Покрытый кожею верблюда[8]

Посланник Божий, муж святой.

В картине, полной откровенья,

Всё это передал ты нам,

Как будто от Предтечи сам

Ты принял таинство крещенья.

30 июня 1858

Пётр Андреевич Вяземский

Крещение Господне (Богоявление)

Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.

Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве

Крещенское водосвятие.

Борис Кустодиев. 1921 г.
Частное собрание

отрывок из стихотворениея…(…)

В России в это время года Стоят крещенские морозы. На реках толстый лед лежит, Под солнцем северным блестит. А накануне Дня Святого Во льду том прорубь прорубают «Крестом». В нем воду освящают И Иорданью называют. В Крещенье в Иордани может, Кто хочет, или окунуться, Или Воды набрать Святой И принести ее домой. И в церквях сию воду освящают.

Крещенская Вода- целебна, Свята и Богоявленна, Жилища ею окропляют. Святой водой священник крестит, Нисходит Дух Святой с небес. Крещеные- мы члены Церкви, Нас всех роднит нательный крест. Он от несчастий охраняет, Христос в нем с нами пребывает, С ним крестным мы идем путем, По жизни крест мы свой несём. Ариадна Лещинская, прихожанка Январь 2003г.

Написано для Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном Острове г. Санкт- Петербурга.

источник Русская Православная Община Св. Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине

Источник: https://obiskusstve.com/1071182027403037096/evangelskij-syuzhet-v-zhivopisi-kreschenie-gospodne/

Крещение Господне. Богоявление

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане отмечают один из двенадцати главных христианских праздников – КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ, или БОГОЯВЛЕНИЕ.

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана.

Отмечать его христиане начали еще с апостольских времен. Крещение людей началось, по заповеди Христовой, с момента Пятидесятницы. Апостол Петр в своей речи к народу на вопрос слушателей, что же им делать, отвечал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2:37-38).

История праздника

Накануне прихода Иисуса Христа человечество переживало полное моральное истощение. Языческий мир погряз в пороках, низойдя в самую глубину нечестия. Реки беззакония разлились по всей земле. Люди служили дьяволу, забыв и оставив своего Творца. Сам воздух был осквернен дымом идольских жертв, курившийся повсюду.

Но восставить из глубины нравственного падения само себя человечество было бессильно. Исцелить этот больной, измученный фантазиями мир предстояло своею проповедью, смертью и воскресеньем Спасителю. Об имеющемся прийти Искупителю время от времени давались пророчества и обетования избранному народу, Израилю. Ждали Его прихода все жители востока.

Их взоры всех были обращены на Иудею, откуда ожидали Царя, имеющего овладеть вселенной.

Но напряженнее всех ожидали Мессию иудеи. И потому, когда последний иудейский пророк Иоанн Предтеча призвал ожидающих Спасителя, очиститься в водах Иордана, к нему потекли десятки тысяч. Пришли к нему и лицемеры фарисеи и циничные аристократы саддукеи. Они тоже знали, что наступает время прихода Мессии. Но пророк их встретил неласково. Отметим этот момент особо.

Крестилась вся Иудея, кроме притворно набожных фарисеев и саддукеев, от которых Иоанн, зная их лживую натуру, потребовал не устного покаяния, а реальных дел добра. Для иудейских вождей у Иоанна Предтечи не нашлось никакого сочувствия. Это стало для них тяжелейшим потрясением. Трудно описать разочарование этих людей.

Ведь выяснилось, что ничего хорошего от прихода Мессии им ждать не стоит.

О событии же самого Крещения Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее.

С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего 30-летия, зарабатывая ремеслом плотника.

Когда же Ему исполнилось 30 лет, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому.

Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии. Глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми и, чтобы «исполнить всякую правду», то есть верность и послушание заповедям Божьим.

Обратите внимание

Сначала Иоанн не хотел крестить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий.

Но когда Господь сказал: «Оставь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», — крестил Его. Церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды.

Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки.

Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”.

Когда же по крещении Господь выходил из воды, то отверзлись небеса, и Дух Святой сошел на него в виде голубя, и слышан был глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного.

Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости.

Крещение Господне

Значение праздника

Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Иисус в этом крещении приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус — Его Сын (Мк.1:11), а с другой, Иисус, как Агнец (Ин. 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть.

Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Важно

Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения — одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе.

Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

Греческий термин baptisma (в славяно-русской традиции – «крещение») означает буквально «погружение в воду», «омовение». Исторически он восходит к восточнохристианскому торжеству, именовавшемуся Эпифания (греч.

эпифанэйа – означает чудесное Явление, проявление божественной силы), или Теофания (Тэофанэйа – «Богоявление»). Последнее название – Святое Богоявление – сохраняется в качестве основного и в современном русском православном календаре.

Освящение воды

В церквях в этот день освящают воду.

Особенность праздника составляют два Великих водоосвящения, в отличие от малых, которые могут совершаться в любые другие дни.

Первое водоосвящение проводится в сочельник, в храме.

Второе водосвятие проводится в день праздника под открытым небом. После богослужения в храме совершается крестный ход с иконами и распятием к ближайшему источнику воды — к реке, озеру, пруду. Во льду источника заранее делается прорубь в виде креста, называется она Иордань (в память о реке Иордань — месте крещения Христа).

Водоосвящение называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой (в переводе с греческого — святыня), или просто крещенской водой.

Отношение к ней, как к великой святыне, должно быть особое.

Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления.

В Русской Церкви патриарх Никон запретил двукратное водоосвящение, но Московский Собор 1667 года осудил запрет Никона и постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления.

Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Вкушается она натощак, по ложечке. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство.

А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов.

Совет

Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить.

Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Все, даже нечасто ходящие в церковь, знают, что крещенская вода может годами стоять и не портиться. Но многие почему-то думают, что так происходит из-за ионов серебра, которые попадают в воду при освящении ее крестом. Много уже говорено о том, что все драгоценные металлы как были изъяты у Церкви при большевиках, так и не вернулись в приходской обиход.

Но до сих пор сложно решить такую, например, химическую задачку: сколько ионов серебра содержится в одном литре крещенской воды, если водоосвящение происходило на Волге, ширина которой в этом месте составляет 300 метров, глубина — 20 метров, скорость течения — 3 метра в секунду, общее время нахождения креста в реке составляло одну минуту, а крест, которым сельский батюшка совершал обряд, был деревянным?

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Выпуск из цикла Закон Божий — Крещение Иисуса Христа

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Ссылки по теме:

Просмотрено (4183) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/01/12/kreshhenie-gospodne-bogoyavlenie/

Крещение Господне или Богоявление

Главная » Календарь » Крещение Господне или Богоявление

Крещение Господне, Богоявление или Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – Великий двунадесятый праздник, отмечается 6 (19) января, когда православная церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в Иордане.

Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.

https://www.youtube.com/watch?v=EAicVZwIHPk

Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем.

Читайте также:  Хорошие русские православные фильмы для всей семьи

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.

Икона Образ Крещение Господне или Богоявление

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Господь Иисус Христос, достигнув, по человеческому естеству, тридцати лет, всенародно вступил в Свое открытое служение для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или священника не дозволялось).

Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.

Спаситель пришел на реку Иордан, при которой святой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного Искупителя,— и принял от Иоанна крещение в водах Иордана (Мф. 3, 13—17; Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 21—22).

Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения,— изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои.

Обратите внимание

Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).

По изъяснению святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там ветвь масличная, здесь милость Бога нашего».

С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9—10).

Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных. В это время совершается в храмах и на водоемах великое освящение воды. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело.

Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в случае болезни, давая пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причащению.

Главным обрядом Крещения было великое водосвятие. На Руси издревле было принято в праздник Богоявление совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники. По традиции, в Богоявление освещают любую воду, речную или озерную. Для подступа к воде пробивают большой прорубь, имея название Иордань.

В день Крещения после литургии к проруби отправлялся крестный ход в сопровождении всех деревенских жителей. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение и тем самым, освещают воду. Освещенная вода считается как целебная.

После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая считалась святой, обливали ею друг друга, а некоторые парни и мужчины, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде. Так же считается, что в крещенскую ночь вода приходит в движение, как бы, в память о Крещении Иисуса Христа. И сила воды становится чудодейственная.

С божественной помощью воды – излечивались больные, воду давали пить детям. В древности народ веровал, что на Богоявление светит солнце, а в крещенскую ночь открывается небо, что символизирует открытое общение с Богом.

Крещенский сочельник.

Канун праздника — 18 января (5 января по старому стилю) — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником.

Важно

Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских.

Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке.

Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

В Сочельник Богоявление 5-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост, после литургии в храмах совершается Великое Освящение воды.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина.

Молитва ко Господу Иисусу Христу …

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=kalendar-prazdnikov/kreshchenie-gospodne

Крещение Господне, Богоявление: коротко о празднике

Крещение Господне или Богоявление – это названия праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 19 января. День накануне, 18 января, называется Крещенским сочельником или Навечерием Богоявления.

Крещение – двунадесятый (т.е. один из двенадцати важнейших после Пасхи) православный праздник.

До IV века (а в древневосточных церквях и до сих пор) Крещение отмечалось в один день с Рождеством, но и сегодня оба эти праздника, соединенные Святками, как бы составляют единое торжество. Рождество Христово – это начало земной жизни Христа, Крещение – начало Его Крестного Пути.

В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Христос пришел принять крещение от Иоанна Предтечи.

Ближайший к Спасителю пророк, предсказывавший Его приход, призывал к покаянию и совершал окунания верующих в водах реки Иордан, во время которых молился Богу об очищении от грехов.

Иисус был безгрешен, Он соприкоснулся с этими водами, собиравшими в себе человеческие грехи, и тем самым освятил их. В память об этом событии в праздник Крещения и по сей день совершается Великое водосвятие.

Во время Крещения Господня с небес в виде голубя сошел Святой Дух и раздался глас, сообщивший что Христос – Сын Божий. Троица – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух – явилась в Своей полноте. После этого Спаситель отправился в пустыню для поста и молитвы. Там он провел 40 дней и трижды был искушаем дьяволом, но выстоял, и затем – начал свою проповедь.

С праздником Богоявления связано немало суеверий. Например, некоторые считают, что в Крещенскую ночь любая вода становится святой или что, окунувшись в прорубь, можно «смыть» с себя все грехи.

Совет

На самом деле, крещенская вода освящается в храме по особому чину в сочельник и в сам праздник, а затем раздается верующим.

Очиститься от греха можно только с помощью покаяния и таинства исповеди, а крещенские купания – это лишь праздничная традиция.

Праздник Крещения Господня установлен как воспоминание евангельского события  о том, как Христос пришел на берег реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи.

Иоанн Предтеча

Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода Иоанна Предтечи, который по материнской линии был родственником Господа (в родстве были Дева Мария и мать пророка — Елизавета), на служение.

До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел строгий образ жизни – носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким медом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов).

Когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, – быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии.

Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа – именно поэтому его называют Предтечей Господа.

Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь. Евангелие от Иоанна называет место, где это случилось, Вифаварой (Ин. 1, 28).

Видя Спасителя, Который пришел на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).

Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа – пострадать за грехи мира,  а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей.

Зачем крестился Иисус Христос?

Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка.

 Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14).

 На это Спаситель ответил следующее: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов:

во-первых, Иисус Христос, как рожденный в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в Себе весь Ветхий Завет; в более широком смысле – просто следовать воле Божьей.

во-вторых, не имея ни одного греха, Господь берет на себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути.

в-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди.

После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. 

В древнем Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершенного греха, отрицанием греха, обещанием начать новую жизнь. Именно поэтому таким способом крестил людей и пророк Иоанн.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

В тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, произошло чудесное событие – в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа.

Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей – Адама и Евы – из рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на Свое служение.

Неслучаен был и образ голубя, в котором на Иисуса Христа сошел Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времен праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством и наступило время возвращения людей к своему Творцу.

Просмотры (187)

Источник: http://krest.nnov.ru/2019/01/15/kreshhenie-gospodne-bogoyavlenie-korotko-o-prazdnike/

Крещение Господне (Богоявление) – Лампада

Крещение Господне (праздник, именуемый также днем Богоявления) — одно из важнейших торжеств церковного богослужебного года. Крещение входит в число двунадесятых Господских праздников.

Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Рассказ о событии Крещения Господня святым Иоанном Предтечей содержится у всех четырех Евангелистов. Вот как, например, повествует об этом событии евангелист Марк: “Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды (то есть саранчу) и дикий мед.

Обратите внимание

И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского, и крестился от Иоанна в Иордане.

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Евангелие от Марка 1:4-11).

Духовный смысл праздника

Итак, праздник Крещения отмечается в воспоминание евангельского события, происшедшего около двух тысяч лет назад на реке Иордан. Здесь Сын Божий Иисус Христос принял Крещение от святого Иоанна Предтечи. Иоанн совершал этот обряд над многими из тех, кто приходил к нему с желанием, покаявшись и изменившись к лучшему, очиститься от грехов.

Читайте также:  Молитва о вразумлении человека

Однако это древнее крещение Иоанном еще не было тем самым таинством, что совершается сегодня над каждым человеком, присоединяющимся к Православной Церкви. Тот обычай был лишь одним из многих так называемых “очистительных” обрядов времен Ветхозаветной Церкви.

Нынешнее же православное крещение понимается, прежде всего, как смерть греха в человеке, как «второе» — духовное — рождение для чистой и праведной жизни в Духе Святом. Для православных христиан оно есть — единственно возможный способ, силою и действием Божественной благодати, воскреснуть от внутренней душевной и духовной «мертвенности».

Такое крещение по самой своей сути глубоко отлично от крещения через Иоанна. И все же крещение Иоанново было и чем то большим, чем все прежние ветхозаветные очистительные обряды.

Оно было предназначено для того, чтобы приготовить народ к пришествию Христа, вспахать ту почву, в которую затем будет засеваться христианское учение. Кроме того, именно во время совершения того Иоаннова крещения, во время погружения Христа в воды Иордана, на Иисуса — ощутимо и даже вполне зримо — снизошел Святой Дух, принявший образ голубя.

Одновременно, как рассказывается в Евангелии, с небес раздался Голос, возвестивший миру: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея 3:17). То был Глас Бога Отца, свидетельствующего о Своем Сыне, иначе говоря, о Божественности Иисуса. Именно в этом и заключается глубочайший духовный смысл еще одного — второго названия того же праздника: Богоявление.

Ведь в самый миг крещения Иисусова миру — явно и вполне определенно — открылась величайшая из тайн бытия: тайна Единого и Неразделимого Божества, существующего, тем не менее, в Трех Личностях-Лицах. Бог Отец явил Себя здесь как небесный Глас, Бог Сын пребывал в водах Иордана, а Святой Дух сошел на Него «в виде голубине».

Важно

Всему человечеству воочию явилась вся полнота истины о его Творце и Создателе — Таком, Каков Он есть на самом деле — о Боге-Троице…

Вот как об этом пишет святитель Григорий Палама (XIV век): когда Христос “крещается от Иоанна…, и восходящему Ему из воды отверзаются Ему небеса, и, вот, слышится тогда голос Отца…, и как голубь, сходит на Него Дух Божий, являя присутствующим Свидетельствуемого свыше. И, таким образом, делается Он явным, как истинный Сын; делается явным и на небесах Отец, как истинный Отец; делается также явным и Дух Святый, происходящий по бытию от Отца, по естеству же на Сыне Отчем почивающий…”.

Кроме того значение праздника Богоявления заключается и в том, что Христос до Своего Крещения не был известен народу, но именно теперь, благодаря совершившемуся при Его Крещении чуду, Он оказался провозглашен небесным Божественным гласом как пришедший в мир Искупитель.

…В дни праздника Крещения всегда совершается обряд, именуемый “Великим освящением воды”.

По учению Православной Церкви, благодаря такому водоосвящению, в этот день в мире происходит удивительное и всеохватное, но в то же самое время и совершенно неприметное для «невооруженного глаза», чудо: через водоосвящение, совершаемое в зимние крещенские дни, на земле освящаются и все океаны, моря, озера, реки, все источники и родники.

В нашем мире все переплетено друг с другом, все взаимосвязано. И потому каждая маленькая капля воды в мировом океане, каждая снежинка (ибо и снег — та же вода), освящаются — по молитве Церкви — всемогущей Божественной Благодатью. Все водное естество вдруг оказывается преображено действием благой и зиждительной Воли Божией.

Воля эта есть та же самая, по которой в начале бытия мира Дух Божий, носившийся над еще безжизненными водами неустроенного и хаотичного мироздания, начал свой долгий и непростой труд сотворения всего сущего: космоса, со всей его «мертвой и живой» природой, земли, всех людей. То было «первое», древнее начало вселенной — повредившейся затем, по свободной человеческой воле, злом и грехом.

Но христиане верят в то, что для Бога нет ничего невозможного, ничего невыполнимого. И потому-то именно праздник Крещения-Богоявления как освящения водной стихии для православного сознания есть своего рода «новое начало» бытия.

В этот день, в известной мере, вновь происходит освящение и воссоздание того «благобытия», что веками разрушается человеческими грехами, но изо дня в день оживотворяется и возрождается действием Божественной Благодати.

Вот что пишет о чудесных свойствах освященной в этот день воды — так называемой “великой агиасмы” — святитель Иоанн Златоуст: “настоящий день есть тот самый, в который Господь крестился и освятил естество вод.

Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников”.

Об этом обычае — очень древнем по своему происхождению — упоминают уже церковные авторы III столетия Тертуллиан и священномученик Киприан Карфагенский.

История возникновения праздника

Как уже отмечалось ранее, праздник Богоявления берет начало в III столетии, и быстро распространяется — в течение IV века — по всем поместным церквам. Впервые он появляется в богослужебной традиции еретиков “василидиан”.

В Православной Церкви празднование события Крещения Господня некоторое время — на первом этапе существования этого торжества — совмещалось с воспоминанием Рождества Христова.

Совет

При этом в различных церквах — в зависимости от местной традиции — в этом празднестве большее ударение делалось то на воспоминании Крещения (например, в Коптской церкви), то на воспоминании Рождества (в целом на православном Востоке: например, в Иерусалиме).

Ранее всего праздник Рождества отделился от Крещения (Богоявления) в Римской церкви — около 354 года; на Востоке это происходит постепенно — в основном во второй половине IV века. Как уже указывалось, день 6 января, в который Церковь отмечает Богоявление (Крещение Господне) был призван заместить собой языческий праздник благословения Нила в Египте.

Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов

В древней Церкви в этот день — наравне с некоторыми другими праздниками богослужебного года — совершались массовые крещения.

Появившийся благодаря отделению “воспоминания” Крещения от Рождества, современный праздник Богоявления по внешним формам богослужения напоминает Рождественское торжество, фактически — по образу своего празднования — являясь отражением устава рождественской службы. Подобная взаимозависимость может быть прослежена на протяжении всех столетий сложения уставов двух этих торжеств.

Авторы богослужебных текстов праздника Крещения Господня — виднейшие песнописцы древней Церкви: преподобный Косьма Маюмский (VII-VIII века) — стихиры на литии, первый канон праздника; преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) — стихиры на “Господи воззвах”, стихира на литии, второй канон праздника; святитель Герман, патриарх Константинопольский (VIII век) — стихиры на “хвалитех”; преподобный Феофан Начертанный (VIII-IX века) — стихира на литии.

Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство

Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.
По аналогии с праздником Рождества, в навечерие (накануне) праздника совершаются особые службы (об особенностях такого богослужения уже говорилось в связи с празднованием Рождества Христова).

Прежде всего, это совершаемые рано утром “Царские часы”. После часов служится вечерня с присоединяющейся к ней Литургией св. Василия Великого.

На вечерне читается 13 паремий: 1-я рассказывает о сотворении мира и о том, как животворящий Дух Божий — Святой Дух — носился над водой, прообразуя тем самым будущее крещение (книга Бытия 1:1-13); 2-я паремия изображает власть Божию над водами Красного моря, расступившегося перед евреями и поглотившего войско египетского фараона (книга Исход 14:15-18,21-23,27-29); 3-я повествует о претворении Божественной силой в пустынном месте, именуемом Мерра, горькой воды в сладкую (книга Исход 15:22-27; 16:1); 4-я — о расступившихся перед евреями, во главе с их знаменитым ветхозаветным духовным вождем военноначальником Иисусом Навином, водах реки Иордан (книга Иисуса Навина 3:7-8,15-17); 5-я — о подобном же переходе Иордана “посуху” пророками Илией и Елисеем (4 книга Царств 2:6-14); 6-я — о чудесном исцелении Неемана в водах Иордана от страшной болезни — проказы (4 книга Царств 5:9-14); 7-я паремия представляет собой пророчество Исаии о духовном возрождении людей через будущее крещение (книга пророка Исаии 1:16-20); 8-я рассказывает о переходе через Иордан ветхозаветного праведника Иакова (книга Бытия 32:1-10); 9-я — о том, как остался невредим пущенный по водам реки в корзине младенец Моисей — будущий великий ветхозаветный пророк (книга Исход 2:5-10); 10-я — о благодати Божией, явленной еще одному вождю ветхозаветного Израиля Гедеону — через росу (книга Судей 6:36-40); 11-я — о пророке Илии, приказавшем обильно полить приносимую Богу жертву водой, которая — чудесным образом — не помешала Господу принять эту жертву и попалить ее небесным огнем (3 книга Царств 18:30-39); 12-я — о чуде, сотворенном в Иерихоне над водами пророком Елисеем (4 книга Царств 2:19-22); 13-я паремия пророчески изображает благодать Божию и милость к людям, которая ныне — в новозаветную эпоху — оказалась явлена христианам через посредство крещения (книга пророка Исаии 49:8-15).

После вечерни и Литургии в храмах — в притворе (а иногда и вне храма: на реках, источниках) — совершается первое (из нескольких, положенных уставом в эти дни праздника) “Великое освящение воды”.

В типиконе оно именуется “Последование великаго освящения святых Богоявлений”.

Священство исходит из алтаря и направляется к приготовленной для освящения воде, причем настоятель во время шествия держит на главе крест.

Последование содержит особые тропари, которые поются во время этого шествия, три паремии (все они представляют отрывки из книги пророка Исаии: 1) 35:1-10, 2) 55:1-13, 3) 12:3-6, где говорится о подаваемой Богом — через водную стихию — Его благодати, утоляющей людскую духовную жажду “Богопричастности”), апостольское чтение (1 Послание апостола Павла к Коринфянам 10:1-4 — о ветхозаветных прообразах Христова Крещения) и чтение евангельское (Евангелие от Марка 1:9-11 — рассказ о Крещении Господнем от Иоанна); в последование входит также “мирная” ектения, содержащая специальные прошения об освящении воды, и большая “тайная” (то есть прочитываемая священником про себя) молитва, за которыми следует троекратное погружение в воду креста, с пением тропаря праздника Крещения “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…”, и, наконец (при продолжающемся пении этого тропаря, а также стихиры), происходит окропление освященной водой храма и всех молящихся.
День навечерия праздника Крещения — постный.

В период попразднства Крещения — на второй день праздника (7 января ст. ст. / 20 января н. ст.) — Церковью установлено торжество, именуемое “Собор святого Иоанна Предтечи”: здесь прославляется тот, кто послужил делу Крещения Христова, возложив руку на главу Спасителя.

Важнейшие черты праздничного богослужения

Богослужение праздника совершается священством в белых облачениях.

Чинопоследование службы содержится в месячной Минее — в ее январском томе.
Богослужение Крещения Господня внешне очень напоминает богослужение Рождества. Оно состоит из великого повечерия с литией и утрени. На следующий день совершается Литургия. Однако и после Литургии (а в некоторых храмах — и после всенощной) вновь повторяется чин Великого освящения воды.

Тропарь праздника: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе”.

Русский перевод тропаря: “Господи, когда Ты крестился в Иордане, явилось поклонение Троице (то есть стало известно, что Богу следует поклонятся именно как Троице): ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этих слов.

Слава Тебе, Христе Боже, явившийся и просветивший мир”.

Обратите внимание

Кондак праздника: “Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет Неприступный”. Перевод кондака: “Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и Свет Твой открылся нам, разумно воспевающим Тебе: “Свет Неприступный, Ты пришел и явился нам”.

В стихирах и канонах праздника, повествующих о событии Крещения Господня, говорится прежде всего о том, что Ему Самому не было нужно очищение от грехов, но что Он пришел в мир, чтобы очистить от греха всех нас и просветить всех людей светом богопознания, для того, чтобы и весь человеческий род мог возродиться — через таинство крещения — во Христе (“Одеваяйся светом, яко ризою, нас ради по нам быти сподобился есть, во струи одевается днесь Иорданския, не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение”). Господь как бы потопляет в водах Иордана саму греховную немощь человеческого естества. Много говорится здесь и о тех ветхозаветных прообразах Крещения, что уже знакомы молящимся по текстам праздничных паремий.
Евангельские чтения на утрени (Евангелие от Марка 1:9-11) и Литургии (Евангелие от Матфея 3:13-17) рассказывают о самом событии Крещения.

Апостольское чтение на Литургии (Послание апостола Павла к Титу 2:11-14; 3:4-7) говорит о явившейся в мире — через Иисуса Христа — Божией благодати, обновившей нас “банею возрождения… Святым Духом”, для того, “чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни”.

Петр Малков, кандидат богословия, доцент ПСТГУ

Источник: http://lampada.in.ua/2019/01/kreschenie-gospodne-bogoyavlenie/

Ссылка на основную публикацию