Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек

Что значит воцерковленный человек? как понять воцерковленный?

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало — катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация — изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Православный храм

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека воцерковить означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить — стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

  • святость;
  • апостольность;
  • единство;
  • соборность.

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Христианская жизнь

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство — непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы.

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога — познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Обратите внимание

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление — это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

  • Для понятия основ Православного вероучения следует регулярно читать Святое Писание, Библию, предания и послания святых. Познавая подвиги веры истинных христиан, живущих по законам Божьим, умирающих за веру, православные верующие приобретают образец для своего возрастания в познании Благодати Отца, Сына и Святого Духа.

Библия, Священное Писание

  • Приобретение веры, православия не заключается только в ношении нательного крестика и посещении храма по воскресеньям и великим праздникам, а в жажде обновления общения со Святой Троицей, Богоматерью и всеми святыми.
  • Только познав Благодать Святого Духа, Божественную энергию, наполняющую людей во время Божественных Таинств, человек приобретает силу исполнить вторую заповедь Христа. (Иоан. 13:34).

Почувствовать Благодать нелегко, для этого нужно вникать в учения, в Писания, воцерковиться с теми людьми, которым Бог даровал радость общения в Святом духе. Одной из Благодатей в Церкви является святая вода, которая может храниться много лет после освящения и не менять свою структуру.

Воцерковление невозможно без познания Таинств Церкви. В каждом из них христиане принимают участие:

  • Без Крещения человек не войдет в царство Божье. (Иоан. 3:5), сам Спаситель принял Крещение, чтобы показать пример послушания всем своим ученикам.

Крещение

Если человек принимает Таинство крещения во взрослом возрасте, то порой говорят, что он второй раз рожденный. Новоцерковному человеку дается новое имя и ангел-хранитель на Небесах, что является великой Благодатью.

  • Только православные верующие имеют Благодать принять Миропомазание, смысл которого заключается в запечатывании Дара Святого Духа. (Иоан 20:22-23)
  • Каждому христианину Бог даровал Таинство Покаяния, во время которого человек, осознавший свой грех, от него отрекается, получает освобождение. Этот грех уже не будет записан в Книгу Жизни.
  • Причаститься к Святой крови Иисуса и принять жертву распятия на кресте через принятие вина, прообраза Крови Спасителя, и хлеба, как образ ломимого за людей тела, помогает Таинство Причастия.

Создавая семьи, православные проходят через таинства Брака, в последние дни жизни имеют Благодать участвовать в Таинстве Соборования.

Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

Воцерковление женщины после родов и еще некрещеного ребенка

Женщина после родов, рождения ребенка на сорок дней отделяется от Церкви ввиду своей физической нечистоты. Ребенок, проживший 9 месяцев в лоне матери, является с ней единым целым.

Как православная мать принадлежит Церкви, так и младенец является Ее частицей, после воцерковления они будут приняты в Церкви, которая станет и матерью, и семьей.

По молитве священника происходит возвращение молодой матери в лоно Церкви, которая принимает в лице младенца еще одну Свою частичку, дитя.

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Источник:

Что такое воцерковление. Условные этапы воцерковления

Много людей крещеных, еще больше верующих, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало, а еще меньше правильно воцерковленных. Храмы в воскресенье довольно слабо загружены, что является основным подтверждением низкого процента воцерковленности населения.

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

Стать «Своим», стать ближе к Богу

Воцерковленный человек — это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека — это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы.

Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе.

При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный.

Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее.

Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить… Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Условные этапы воцерковления

Первый этап

  1. Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

  2. Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

  3. Первая Исповедь и первое Причастие.

  4. Вновь пропали из храма до поры до времени…

  5. Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

  1. Посещение воскресных богослужений.

  2. Более регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Интерес к богослужению.

  4. Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

  1. Разгар максимализма — все по жестким правилам. Неофитство.

  2. Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

  3. «Все неправильные — я правильный».

  4. Утренние, вечерние молитвы.

  5. Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

  6. Регулярные Исповедь и Причастие.

  7. Очень много вопросов к священнику.

  8. Паломничество.

  9. Взлеты и падения.

Четвертый этап

  1. Первые разочарования.

  2. Нежелание исповедоваться, причащаться.

  3. Возможны обиды, разочарование во священнике.

  4. Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

  5. Остановка духовного роста и духовное падение

  6. Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

  1. Остановка. Переосмысление.

  2. Поиск своего прихода

  3. Поиск постоянного, внимательного священника — духовника.

  4. Духовный рост.

  5. Элементы неофитства все еще присутствуют.

  6. Наработка молитвенных навыков.

Шестой этап

  1. Нахождение своего прихода и духовника.

  2. Регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Появляется желание помочь приходу.

  4. Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

  5. Взлеты и падения.

Седьмой этап

  1. Усвоение основ христианской жизни.

  2. Грамотный пост, более грамотная молитва.

  3. Более грамотная духовная жизнь.

  4. Стабилизация отношений в семье и обществе.

  5. Исповедь, Причастие

  6. Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особенностей у конкретного человека

Многое зависит от того, удалось ли победить свое «я» и навести порядок в себе, своей семье и так далее, если нет, то ничего существенно более положительного происходить не будет, пока человек не победит свое «я».

Да и, честно сказать, описанные выше этапы настолько условны, что описывались они лишь для того, чтобы читатель смог понять что-то, что, возможно, переживает он сейчас.

Это лишь новый этап, и до конечного воцерковления произойдет много событий и пройдет некоторое время.

Источник:

Что значит быть воцерковленным?

В одну из программ на православном телеканале позвонила зрительница и попросила священника дать совет, как ей, недавно воцерковленной христианке, общаться с неверующими подругами? Она теперь живет церковной жизнью, а у них совсем другие интересы.

Батюшка задал встречный вопрос: а было ли воцерковление? И почему позвонившая женщина решила, что она теперь принадлежит к особой касте людей – воцерковленных? Иногда жизни не хватает, чтобы стать настоящим христианином, не то что двух-трех лет.

Источник: http://pr-perevod.ru/sleng/chto-znachit-votserkovlennyj-chelovek-kak-ponyat-votserkovlennyj.html

Что такое воцерковление?

Святые дни после Рождества Христова стали для нововоцерковленных временем вхождения в Церковь, приобщением к таинственной жизни в церковном собрании. Все они в течение полутора лет проходили катехизацию – устное, последовательное и целостное наставление в основах христианской веры, молитвы и жизни, где вместе читали Священное писание, учились молиться, посещали богослужения.

Воцерковление, вхождение человека в глубину церковной жизни, в общение с Богом и ближними, в каком-то смысле длится всю жизнь человека, но имеет начало.

Таким началом, путем для вхождения в Церковь для многих людей стала последовательная и целостная катехизация, помогающая человеку обрести Бога, Церковь и самого себя, найти свое место в жизни и в Церкви, найти и своих ближних через обретение Бога.

Важно

Ведь через встречу с Богом человек получает способность видеть все в подлинном свете, видеть все правильно, и соответственно правильно, праведно жить. Он получает возможность исправить свою жизнь, принести покаяние пред Богом и начать жить по-новому.

Но жить не индивидуальной замкнутой жизнью, как раньше, а ответственно и открыто исповедуя свою веру, как это подобает членам народа Божьего – Церкви, по словам апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане Святым и Свои Богу» (Еф. 2, 19).

Для многих из нововоцерковленных светлый день Рождества Христова стал днем их первого сознательного участия в Литургии верных, днем первого причастия.

После Рождественских святых и светлых дней, во время которых новопросвещенные братья и сестры вместе молились на Евхаристии, учились церковному пению и чтению, совместному труду во славу Божью, они в течение последующих восьми недель будут проходить таинствоводство (мистагогию) – введение в литургические таинства Православной Церкви, догматику, аскетику и христианскую антропологию.

Мы попросили катехизаторов и их помощников из Преображенского братства ответить на вопрос: «Что такое воцерковление?».

Сергей Корденко: С точки зрения нецерковного человека, воцерковление – это процесс, в результате которого человек начинает совершать некие внешние действия: вешает дома иконы, начинает по праздникам ходить в храм, соблюдать посты и пр.

Но у всякого явления есть глубинная, невидимая составляющая, которая лишь внешне выражается знаками и атрибутами. Ведь вера – это незримая, но реальная глубина жизни. В эту глубину Божественной жизни нужно погрузиться, войти в пространство Духа, пространство Церкви. Оно не территориальное, не ощущаемое физически.

Это пространство Божьей любви, явленной в единстве духовной жизни верящих Ему людей.  Внешним людям это объяснить очень трудно, но люди, которые проходят этот путь, начинают открывать Богу и людям свое сердце. И нужен довольно длительный период подготовки духовного сердца человека.

Когда человек ищет Бога, он погружается в Его жизнь. Погружение это парадоксальное – не вниз, а Вверх.  Это и есть воцерковление

Ольга Цкитишвили: Самое трудное в воцерковлении – это войти в такое состояние, чтобы впустить Дух Святой во все сферы своей жизни, всю её воцерковить.

Поэтому процесс воцерковления – это целожизненный процесс.

Совет

В контексте Светлой седмицы, мне кажется, нам нужно показать нововоцерковленным, что такая жизнь есть, пусть хотя бы и не в полноте, но уже существует здесь, в наше время на нашей земле.

Читайте также:  Канон покаянный ангелу хранителю на русском языке

Владимир Л.: Воцерковление – это преображение, очищение человека. Люди стряхивают с себя даже не ветхое, а иногда не очень человеческое существование, превращаясь в тех людей, из которых собирается народ Божий.

Воцерковление – это новое качество жизни, новая ответственность за Церковь, и понимание того, кто и что есть Церковь.

Что они – и есть Церковь, что они не просто члены прихода, члены религиозной организации, а что они члены народа Божьего и участники Священной истории.

Татьяна Привалова: Воцерковление – это вхождение в церковь. Здесь, на Светлой седмице, как бы поставлена точка, люди сделали свой выбор, став на путь жизни, отказались от пути смерти, и их Господь ввел в Свою Церковь.

Воцерковленный человек отличается и внешне, и внутренне от невоцерковленного, он меняет точку зрения на многие вещи в жизни, он становится внимателен к своей жизни, он уже знает, как поступать нельзя.

Он научен вере и жизни христианской, и эта жизнь новая, преображенная, жизнь по благодати Божьей. Это не простая жизнь, а трудная, но очень радостная.

Источник: https://psmb.ru/a/chto-takoe-vocerkovlenie.html

Что значит воцерковление?

  Господь родился на земле, принял человеческий облик, жил среди людей и учил своих соотечественников. Все это для того, чтобы основать Церковь.

Главное дело Господа Иисуса Христа на земле — это дело создания Церкви.

  Он собрал вокруг Себя учеников, «позвал к Себе, кого Сам хотел» (Мк, 3, 13), и эта маленькая община единомышленников стала прообразом первых христианских общин, а значит и прообразом нынешней Церкви.

  Ученики  в дальнейшем разошлись по разным странам, и проповедовали там учение Христово. Во многих уголках древнего мира возникали общества единоверцев, во главе которых ученики Христа ставили епископов. Епископы затем ставили пресвитеров. Таким образом христианские общины расширялись, а учение Христово охватывало все новые и новые земли.

  Церковь создана для того, чтобы человек мог приобщаться Богу.

Дело в том. что только через церковные таинства возможно вкусить полноту Богообщения.  В таинстве Крещения человек соединяется со Христом и с Церковью, и затем через причастие Святых Тайн приобщается Богу, до конца своих дней.

  Церковная жизнь или церковный уклад — это такая система жизни, при которой человек принимает для себя определенные принципы.

Главный принцип заключается в том. что Господь и Церковь для христианина стоят на первом месте. Это выражено в Евангельском учении — в первой заповеди о любви к Богу, и в словах Христа о том, что если кто любит близких своих и жизнь свою больше, чем Бога. тот не достоин Бога.

Обратите внимание

  Церковная жизнь устраивается на основе Евангелия, евангельских заповедей. Это основание Церкви. ее фундамент. К Священному Писанию присоединяется предание Церкви — это богослужения, таинства, учения святых отцов.

Уклад жизни христиан включает в себя посещение воскресных и праздничных богослужений. Шесть дней в неделю мы заняты своими земными делами, а седьмой день должны посвятить Богу. В то время, когда Церковью установлен пост — все верующие постятся.

Для полноты жизни в Церкви необходимо регулярное участие в таинствах и выполнение домашнего молитвенного правила.

  Христиане выполняют все эти внешние предписания, безусловно не ради самих правил. Иначе жизнь верующих была бы механической и бессмысленной. Главная цель церковной жизни — через организацию внешней жизни достигнуть внутреннего развития души согласно Евангельскому учению.

  Надо отметить, что любая форма призвана хранить содержание.

Те,  кто серьезно занимаются спортом, или каким-либо искусством, хорошо понимают необходимость внешней дисциплины, без которой внутренних достижений ни сохранить, ни закрепить невозможно.

По такому же принципу организована и духовная жизнь.

  В сознании многих современных людей вера в Бога не соединяется с Церковью. Они говорят: « Мы в Бога верим, но Церковь — это человеческая организация, мы можем верить и без нее». Получается, что люди не разобравшись в сущности дела, уже отделяют себя от Христа, от благодатного Духа, который живет в Церкви.

С третьего века в Церкви живет поговорка, которая стала, по сути, аксиомой церковной жизни: «кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Святые отцы зафиксировали это в Символе веры: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь».

Таким образом душа верующего человека неразрывно связана с Церковью, этим, собственно и проверяется наша верность Богу.

Важно

  Поэтому естественно, когда в православных семьях рождаются дети, родители не ждут, что ребенок вырастет, разберется сам в учении Церкви и решит, пойдет он в Церковь или нет. Ребенка сразу посвящают Богу — в таинстве Крещения соединяют его со Христом. Ведь дети — это дар от Бога, это благословение семьи, и совершенно естественно. чтобы в верующей семье дитя изначально вошло в русло веры.

Затем начинается постепенный процесс воспитания человека в Церкви.

  Важно то, что нам самим, взрослым людям, необходимо постоянно учиться вере. И следует помнить, что и у детей мы можем учиться доверию и искренности, чистоте и правде.  Ребенок  воспринимает мир просто и непосредственно, он чужд расчетам, и ему невыносима всякая фальшь.

  Приходя с ребенком в храм, необходимо передать ему радостное, светлое содержание православной веры. Пусть каждый поход в храм будет вашим личным с ребенком праздником.  Чувство долга и обязанности — это для взрослых. Детям нужна любовь.

  Другой важный момент — детям должно быть интересно  в храме. Большими помощниками в развитии интереса к вере могут, а по сути, и должны стать крестные родители. Вообще Крещение ребенка — это очень важный момент в жизни семьи.

Родителям необходимо серьезно подготовиться ко Крещению. Ведь после Крещения мы будем воспитывать маленького христианина. И с одной стороны, должны быть примером ему, а с другой — понять и определить верное направление развития личности ребенка.

  Вот здесь и нужна помощь людей, имеющих опыт церковной жизни.

  Воцерковление предполагает не только молитву в храме, но и духовный труд дома. Необходимо читать Евангелие и духовную литературу.  В древней Церкви детей с раннего детства приучали к чтению Священного Писания, Псалтири, и до определенного возраста не разрешали читать светские книги.

Когда ребенок усваивал главные духовные понятия, его обучали светским наукам. Такое воспитание практиковалось в семьях великих учителей Церкви — Василия Великого, Иоанна Златоуста  и др. А это было время, когда произведения греческих философов, сатириков. поэтов и пр.

были широко распространены в городской среде.

  Другой важный момент заключается в том, что ребенок воспринимает мир чувствами, он воспитывается впечатлениями.

Совет

Поэтому, чтобы создать благостное представление о Церкви, надо дать ребенку почувствовать и увидеть красоту церковной службы.

Важно брать детей на особенные службы, когда они подрастут и смогут выдержать длительное богослужение. Это службы Вербного воскресения, Троицы, престольные праздники.

  Объяснить многие вещи в духовной жизни трудно, порой, невозможно, но когда ребенок почувствует особый настрой мамы, увидит как меняется поведение хорошо знакомых ему людей в храме, он подспудно  начнет понимать главные духовные истины.

Источник: https://kreshchenie.ru/articles/chto-znachit-vocerkovlenie/

Воцерковленный человек – что это такое?

(В2) Экклесиология

«Воцерковленный» человек – что это такое? Что означает это слово, откуда оно взялось в нынешнем значении и чем воцерковленный отличается от просто христианина? По мнению Андрея ДЕСНИЦКОГО, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни. А что же служит?

На фронтах Великой Отечественной было такое понятие: «рядовой обученный, обстрелянный». То есть настоящий боец, который и портянку намотать сможет, и под свистом пуль не запаникует. А то бывают ведь еще и призывники, которые только по названию солдаты, а на самом деле – сопливые пацаны с гражданки.

Вот так примерно употребляется сегодня слово «воцерковленный». Дескать, православных у нас подавляющее большинство, и с каждым годом оно только растет, да только большинство от этого большинства в церкви раз или два в год появляется: крещенской воды набрать и куличи освятить.

Ну и, конечно, когда крестины, венчание или отпевание, это святое. Сбрасывать таковых со счетов тоже не годится, но и рассчитывать на них не приходится.

А то бывает еще, что человек говорит: «я православный, но в Бога не верю» – в смысле, он признает свои русские корни, но для него эта идентичность – как бабушкин самовар на полке. Любоваться, а не пользоваться.

Не помню, чтобы о «воцерковленности» говорили в советские времена. Тогда тоже были «номинальные православные», но вот о тех, кто всерьез, говорили: «он в церковь ходит, она верующая, они посты соблюдают». И всё было понятно.

Откуда же взялось, зачем понадобилось это понятие – «воцерковленный»? Сегодня уже без него никак, сегодня, принимая пополнение, так и оценят практически в любом приходе: кто воцерковлен и насколько.

И определят ближайшей задачей для недовоцерковленных – поскорее довоцерковиться.

И параллель с солдатами тут не случайна.

Как от них командир и товарищи ждут, что каждый займет место в общем строю и будет действовать слаженно, грамотно и с полным пониманием обстановки, так и воцерковленность понимается обычно как осознанное вхождение в ритм приходской жизни, прежде всего богослужебной. Регулярно бываешь на литургии (в идеале – каждое воскресенье и каждый двунадесятый праздник, плюс престол и именины), при этом постоянно исповедуешься и причащаешься – вот и первый, главный признак воцерковления.

Но, конечно, распространяется оно и на частную жизнь. Предполагается, что человек будет жить по-православному и у себя дома, и на работе, и в общении с друзьями. А значит, и работа, и друзья подбираются соответственные, да и дом приводится в надлежащий вид. Подбирается соответственная одежда и прическа, да и манеры, и выражение лица, и речевые обороты…

Обратите внимание

Не правда ли, всем знакома эта картина: входит в автобус юноша или девушка, ни слова никому не говорит, никакого «Добротолюбия» в руках не держит – но всё настолько ясно про их духовную жизнь, как если бы на лбу у них светилась надпись: «православный, воцерковленный, постящийся». И работы такие бывают, и квартиры, разумеется.

Вот только… как бы это помягче выразить, чтобы никого не обидеть? Скажу вот что: после встречи с таким человеком, после визита в такую контору почему-то не всегда хочется прославить Бога и порадоваться вместе с этими людьми.

Напротив, часто возникает несколько иное чувство: они настолько озабочены своим воцерковлением, что ты им просто мешаешь, отвлекаешь от насущных духовных вопросов со своими житейскими мелочами.

А что они бывают ленивы, необязательны, грубы – так это ведь они сами каждый вечер перед иконами исповедуют, каясь и во многих других неведомых грехах вроде мшелоимства. А какой спрос с величайшего в мире грешника?

И возникает тогда ощущение, что «воцерковленностью» во многих случаях называется принадлежность к некоей субкультуре со своим кодексом поведения.

Ну вот бывают, скажем, хипстеры, бывают фанаты Спартака или творчества Толкина, бывают фа и антифа – а бывают еще и православные.

И каждая субкультура самодостаточна, каждая видит значительную, если не высшую ценность в соблюдении норм и правил, принятых именно в этой среде. Мы такие, потому что мы такие, и точка.

Разумеется, не всегда так, и слово «воцерковленный» может быть синонимом слова «настоящий христианин», то есть, по сути, «святой». И таких людей я тоже знаю.

Важно

А может оно быть просто социологическим понятием, отличающим тех, кто лишь идентифицирует себя как православных, от тех, кто старается жить в соответствии с этим званием. Словом, это не обязательно ярлык для субкультуры… но всё-таки нередко именно он.

И когда человек устает в этой субкультуре жить, а ничего более глубокого не находит – у него начинается обратный процесс расцерковления, о котором говорить стали только в последнее время, да и то вполголоса.

Выходит, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни.

А что же служит? Вот один древний автор об этом писал, хотя многим его слова сегодня покажутся экстремистскими. Ну посудите сами:

«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Так когда-то писал христианам Рима апостол Павел.

http://www.nsad.ru/articles/pravoslavnyj-vocerkovlennyj-obstrelyannyj

Источник: http://klise.ru/2011-01-19-15-17-43/1062-2013-06-04-09-37-11.html

Беседы с отцом Сергием. Православный и воцерковленный: в чем разница?

ИГОРЬ ШАТРОВ: Принято считать, что 80% граждан России православные. В то же время есть статистика, свидетельствующая о том, что только не более 10% из этих 80% более-менее регулярно посещают церковь и соблюдают основные нормы православной жизни.

Кого можно считать православным? Мне самому неоднократно приходилось сталкиваться с примерами того, как люди, называющие себя православными, при этом боятся войти в церковь, опасаясь совершить какой-то неверный поступок, опасаясь укоризненных взглядов верующих, которые просвещены в обрядах.

Имеют ли они право считать себя православными? Спросим отца Сергия.

Отец Сергий, необходимо ли православному знать все церковные обряды, понимать, какие библейские сюжеты и какие святые изображены на иконах, знать христианские праздники и правила молитвы? Если человек неверно что-то совершает в церкви, как к этому должно относиться другим верующим? Как к этому относятся священнослужители?

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "валаамская"

ОТЕЦ СЕРГИЙ: Достаточно скептически отношусь к любой статистике. Но если даже 10% наших граждан регулярно ходят в храм и «соблюдают основные нормы православной жизни», по-моему, это уже очень неплохо.

Оставшиеся 90% – это огромный потенциал людей, которые находятся в разных стадиях приближения к уровню первых 10%. То есть, они исповедуют те же самые идеалы и ценности.

Вообще, я считаю, что православным можно считать любого человека, который сам себя считает таковым, даже если он не успел принять Таинство Святого Крещения, а только еще собирается креститься.

Вообще в Православном богословии нет строгих критериев определения православности или принадлежности к Церкви – разные богословы считают по-разному. Более-менее четко можно определить канон воцерковленного человека. Такой должен:

1) быть крещен в Православной Церкви;2) регулярно участвовать в Церковных Таинствах, в частности, регулярно (не реже одного раза в год) причащаться;3) соблюдать посты, установленные Церковью: Великий, Петровский, Успенский, Рождественский; также соблюдать постные дни среду и пятницу в течение всего года; при недостатке здоровья посты ослабляются, а в некоторых случаях могут быть даже отменены совсем;4) воцерковленный человек посещает все воскресные и праздничные богослужения и всенощные бдения накануне них;5) воцерковленный человек проводит свою жизнь в чистоте и целомудрии, то есть семейный человек хранит верность своей второй половинке, а несемейный (несемейная) – будущей супруге (супругу).Таковы духовно-нравственные требования, предъявляемые к воцерковленному человеку. При нарушении хотя бы одного из этих пунктов налагается церковная эпитимия – то есть временное отлучение от церковного общения – до тех пор, пока человек не покается в содеянном и не исправит свою жизнь в соответствии с канонами Православной Церкви. Проще говоря, если человек не соблюдает одну из вышеуказанных норм, он хоть и считается православным, но не может проводить свою духовную жизнь в полноте, а значит, спасение его под большим вопросом. Также существует большая вероятность, что он отпадет от Церкви совсем.

Церковь с большим снисхождением относится к тем людям, которые ищут Истину и хотят спастись. Ее цель – врачевать, а не карать, приводить в раскаяние, а не наказывать, проповедовать Истину всем народам, расам и людям, а не создавать «элитный клуб праведников». Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Послание св. ап. Павла к Тимофею, гл.

1, ст. 15), не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Евангелие от Матфея, гл. 9, ст. 12). Все решает сам человек, его выбор, его желание. Как никого нельзя насильно заставить ходить в Церковь, так же нельзя из Церкви никого выгонять.

Всегда нужно помнить о том, что первым в рай вошел разбойник, который принес покаяние только перед самой смертью.

Совет

Люди, которые боятся войти в храм по причине того, что они там что-нибудь не так сделают, не понимают природы Церкви и душевного настроя православных верующих. Когда-то все мы впервые переступили порог храма и хорошо об этом помним. Почти все мы ничего не знали или знали приблизительно, что можно, а что нельзя.

Мало кого из нас за ручку привели мама или бабушка. Всему приходилось учиться. Большинство нынешних прихожан – точно такие же люди. Поэтому с большим снисхождением относятся к тем, кто только-только начинает ходить в храм, и только лишь радуются, что таких людей становится больше.

То есть каждому новичку, пришедшему в храм, радуются как священник, так и нормальные прихожане.Существуют, правда, некие легендарные «бабушки», которые своим долгом считают «построить» любого вошедшего в храм новичка, подробно указать ему, где нужно встать, что можно делать, а что – нельзя.

Особенно это было распространено в 90-е годы, сейчас – меньше. В новооткрытые храмы настоятели вынуждены были брать людей, которые были согласны работать за мизерную зарплату или бесплатно. Таковыми часто являлись пенсионеры, имеющие на это свободное время.

На то, что эти бабушки сами недавно переступили порог храма, по сути, были неофитками, внимания не обращали. Отсюда такой некий комсомольский задор. Сейчас, слава Богу, выросли кадры, есть возможность принять на работу людей компетентных. Хотя, конечно же, «бабушки» местами встречаются. Особенно из числа прихожан.

Знать учение Церкви, порядок, строй, значение богослужения, прочитать Священное Писание – священный долг любого православного христианина. Чтобы угодить Богу и спастись, надо знать, что для этого необходимо делать.

Поэтому «поучаться в законе Господни день и ночь» (Псалом 1) – не только обязанность, но и радостное занятие для христианина. Человеку, любящему Господа нашего Иисуса Христа, приятно узнавать все, что связано с Ним и Его Церковью. Приятно беседовать с людьми, которые могут просветить его в этой области.

Для того чтобы состояться в жизни, человек получает образование школьное, а если захочет – высшее, и т.д. Чем больше знаний имеет человек, тем большего он может достичь в жизни. По сути, вся наша земная жизнь есть некое учебное заведение, которое приготовляет нас к жизни в вечности.

Как священники относятся к тем, кто только начинает ходить в храм? Расскажу одну историю, которую слышал из уст знакомого мне очень достойного пастыря, ветерана Великой Отечественной войны, ныне почившего о Бозе. Рассказал он следующее:«Пришла как-то в наш храм одна молодая особа.

Подходит ко мне и говорит:- Батюшка, хоть я в Бога и верю, но руку целовать Вам не буду.- Хорошо, не целуй, лишь бы в храм ходила!- И иконы я целовать не буду!- Хорошо, хорошо, лишь бы веровала.- И на колени я вставать не буду!- Хорошо, хорошо, лишь бы молилась.

Обратите внимание

Прошел месяц-два, девушка эта освоилась, и на колени стала вставать, и к иконам прикладываться, и, завидев священника, первой, улыбаясь, бежала под благословение».Храм – это не клуб по интересам. Люди приходят в него не к священнику, а к Богу. Господь принимает всех. Поэтому храм открыт для всех, особенно тех, кому тяжело.

Конечно же, «все мы не волшебники, а только учимся». Поэтому если священник или прихожанин ведут себя не очень достойно, хорошо бы не судить строго. Большинство тех, кто ходит в храм, все-таки добрые христиане, никто их не заставляет ходить туда силой.

ИГОРЬ ШАТРОВ: Однажды я так же, как и многие, пришел в церковь сам, хотя крещен был в детстве, а первый раз в храм меня привела бабушка. Однако осознавая свой поступок, я вошел под своды храма лишь в зрелом возрасте. Возможно, мне повезло, но за несколько лет я услышал в церкви лишь одно замечание в свой адрес.

Шепотом мое внимание обратили на то, что бутыль со святой водой не положено ставить на пол. Я с благодарностью принял эту новую на тот момент для меня информацию. Как принимал и любую другую информацию, которую черпал из книг, бесед с верующими, со священнослужителями. До сих пор многого не знаю, ежедневно учусь.

На мой взгляд, при наличии внутреннего желания войти под своды церкви бояться совершить такой шаг как-то странно. Церковь – не армия, и соблюдать все тонкости богослужебного устава положено священнослужителям, то есть профессионально подготовленным к этому людям.

Нам же, простым мирянам, тем из нас, кто делает только первые шаги в постижении основ веры, переступая порог церкви, следует, на мой взгляд, быть в первую очередь уважительными и деликатными по отношению к окружающим. Вспомним известную поговорку про свой устав и чужой монастырь. Церковь для нас, конечно же, не «чужой монастырь».

Но если мы еще не знаем каких-то норм, то, наверное, следует о них спросить у знающих людей, а не пытаться установить (хотя бы только и на время своего присутствия в храме) какие-то правила поведения, свойственные вам лично, но чуждые окружающим вас прихожанам.

Скажу банальность, но история, случившаяся в Храме Христа Спасителя, подталкивает меня к этому. Например, не стоит в церкви кричать, танцевать и играть на музыкальных инструментах, как это сделали недавно несчастные девушки.

Но, согласитесь, ведь этого не следует делать не только потому, что так не принято в православном храме, а и потому, что это просто неприлично, свидетельствует об отсутствии элементарной культуры. Это все равно как если бы подобный поступок совершили у вас дома без вашего на то спроса.

Храм – дом для всех верующих.

Важно

И следует уважать хотя бы такое их к нему отношение, следует уважать таких же, как мы, людей, если до истинной любви к Богу сознание еще не возвысилось. Если же вы не собираетесь безобразничать, то никаких препятствий для посещения храма не существует. Даже если вы не знаете еще ни одной молитвы и не определите, какой святой изображен на иконе.

Источник: https://igumen-sergiy.livejournal.com/2524.html

Что значит быть воцерковлённым

 Отвечает игумен Паисий (Савосин)

– Что значит быть воцерковлённым человеком?

– Митрополит Вениамин Федченков задал однажды вопрос св. прав. Иоанну Кронштадтскому: «Батюшка! Скажите, откуда у вас такая горячая вера?» «Вера?» – переспросил он и на минуту задумался. Потом с твёрдой ясностью ответил: «Я жил в Церкви!» «А что это такое – жили в Церкви?» – спросил я.

«Ну, – с некоторым удивлением от моего вопроса продолжал он, – что значит жить в Церкви? Я всегда пребывал в церковной жизни… Служил Литургию… Любил читать в храме богослужебные книги, минеи. Не Четьи-Минеи (Жития святых), хотя и те прекрасны! – а богослужебные минеи, стихиры, каноны…

Вот! Я жил в Церкви!»

Подобным образом и наша воцерковлённость подразумевает, что мы приобщены к церковной жизни, участвуем в Таинствах, проникнуты Преданием Церкви, звучащим в богослужении, святоотеческих и прочих церковных книгах, питаем себя чтением Священного Писания, пытаемся исполнять заповеди Христовы… И, как всё это сводит воедино прп. Серафим Саровский, через названное выше и прочее подобное ищем стяжать благодать Святого Духа Божия.

– Батюшка, подскажите, в какие особенно строгие моменты Литургии в храме нельзя переходить с места на место? Когда всё-таки можно сесть, приложиться к иконе и поставить свечку?

– Если человек пришёл на всю службу, то зачем ему ходить по храму? Если опоздал, не успел приложиться до начала, лучше уж стоять и внимать службе. Мирен дух нам велено стяжать, а он не в беготне от иконы к иконе, а во внимании к службе.

Если же у человека есть лишь 5 или 15 минут, чтобы поставить свечку и приложиться, а потом он вынужден торопиться куда-то по жизненной необходимости, он может подойти к иконе тогда, когда случится, но, разумеется, скромно и осторожно. Или, если ребёнок захотел в туалет – когда ему надо, тогда родители его и ведут.

Если нужно сесть человеку по немощи или болезни – пусть сидит сколько нужно и когда нужно по состоянию. Прп. Пимен Великий свидетельствовал, что Отцы учили нас убивать страсти, а не тело; тело-то надо разумно беречь.

А «самые строгие» моменты службы известны – чтение Апостола и Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон, Причащение Святым Христовым Тайнам.

– Как научиться, глядя на людей, их не осуждать?

– Когда человек кого-то осуждает, он неизбежно рассматривает поступки человека. Но всё, что человек совершает, напитано тем или иным духом. А душа человеческая очень проста – что рассматривает, тем духом и пропитывается.

Оттого после такого рассматривания у нас самих на душе делается темно, тягостно, душно. И потому и бывает, что, осудив, делаем так же – рассматривали чужой поступок, да и напитались соответствующим настроем и духом, а, напитавшись, из него и сами поступили.

Так вот, если не хотим страдать, станем избегать пристального рассматривания плохих вещей и поступков.

– Стоит ли вставать на защиту Патриарха и Православной церкви в социальных сетях, когда пишут очень обидные вещи?

– Древние преподобные отцы Египетской пустыни говорили: «Если тебя не спрашивают, не начинай говорить». Так и здесь – если к нам обратились с этим, можем ответить, если только сумеем это сделать тактично и достойно.

А если у нас возникает побуждение влезть в чужую беседу, то всё-таки возникает вопрос: а точно ли хорошо так поступать? Сомнительно. Но здесь возможны, так сказать, нюансы.

В том числе такой: а услышит ли нас тот, к кому мы хотим обратиться? Может ли он вообще сейчас кого-то услышать?

– Может ли дедушка быть крестным своего внука?

– Да, может.

– Я совсем еще не знаю молитв, потому что только прихожу к вере. Можно молиться своими словами?

– Своими словами молиться можно и нужно. Но вот какое значение имеют молитвы чужими словами, т.е. по книжкам. Всё, что знаем и умеем, мы перенимали у других людей, учились у них. Так и здесь, когда мы читаем чужие молитвы, – а они ведь записаны за святыми, – мы входим в их опыт, именно он, их опыт там отображён.

И, насколько можем, усваиваем его. Но во всём, что мы умеем, мы прилагаем и свой опыт, потому и своими словами тоже к Богу и святым обращаемся.

И, поскольку мы всю жизнь учимся (даже Пресвятая Богородица любила учиться чему-то хорошему, умела слушать собеседника, что уж говорить о прочих людях), непрестанно к чужим текстам и обращаемся, всё новое там находя.

– Боюсь показать в школе, что я верю в Бога, потому что мои друзья считают это все ерундой. Я не хочу остаться один. Как мне быть?

Совет

Не нужно веру свою афишировать, размахивать ей, как флагом. Потому что в случае афиширования и «размахивания» веры в нас как раз и недостаёт. А вера сама должна говорить в наших поступках, словах и всём нашем настрое. Тогда, если станет известно друзьям о нашей вере, это не будет для окружающих нас ерундой и чем-то позорным, а наоборот, заставит задуматься.

А как говорит вера? Она предполагает, что мы помним о Боге, что Он близко, что Он и видит всё, и помогает. А значит, мы живём внимательно, не поступаем, как попало, не говорим, что придётся, не культивируем сорных мыслей и чувств. Тогда и окружающим с нами хорошо, потому что мы бережно и внимательно к ним относимся. Тогда человек является носителем мирного духа.

Читайте также:  Как стать батюшкой в православной церкви?

– При входе в храм часто, особенно по праздникам, стоит много цыган, просящих милостыню очень назойливо. Как к ним относиться?

Все мы люди, даже если не умеем себя вести и назойливо пристаём к кому-то. Например, пристаём к Богу со своими просьбами, продолжая непрестанно грешить при этом. И всех нас бывает жалко. И Господь нас щадит и подаёт милостыню. Но Отцы всё-таки сказали (например, прпп. Арсений Великий, Варсануфий Великий), что милостыню стоит подавать по мере возможности.

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/chto-znachit-byt-vocerkovljonnym-2342.html

Церковь и мир (Астрахань). Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковленный»?

Беседа с иереем Виталием Семеновым.

– Как часто сегодня многие люди приходят или хотя бы заходят в Церковь? Кто-то из них называет себя воцерковленным, а другие пока считают себя невоцерковленными. Какая между ними разница? Что такое «невоцерковленный христианин»? Влияет ли это как-то на его личные или служебные качества?

– Человек становится членом Церкви Христовой, приняв святое крещение, в котором он получает от Господа разрешение от первородного греха (если взрослый человек крестится – от всех его личных грехов).

Но воцерковление – чин, который, кстати, совершается сразу после крещения, и он помогает новоявленному христианину сделать первые шаги как члену Церкви в открытые во время крещения врата рая.

Господь так устроил, что во время этого таинства раскрываются для души врата рая, врата жизни вечной.

Но многие люди, приняв крещение, становятся формальными христианами: по праздникам в храм заходят, когда трудно, придут записочку подадут, помолятся в храме, свечечку поставят. Это означает, что человек на самом деле не воцерковился. То есть ему помогли сделать первый шаг в открытые врата рая, в жизнь вечную, но он не пошел.

Что такое «воцерковленный»? Воцерковленный человек – тот, кто во всей полноте стремится быть частью Церкви Христовой, Глава которой – Христос, и жить так, как заповедал Христос, по Евангелию, – участвовать в таинствах, каяться в своих грехах, бороться со своими страстями, регулярно давать Господу возможность воссоединиться со своим телом, со своей душой в таинстве Евхаристии. А если он так не делает и крайне редко причащается, то через свою жизнь обычную, нецерковную, недуховную он отдаляется от Христа и Его Церкви.

– Может ли невоцерковленный человек считаться христианином?

– Священник во время приготовления пришедших на исповедь читает молитву.

В ней есть удивительные слова, с которыми священник обращается к Господу: «…соедини его святей Твоей Церкви» – священник молит о пришедших, чтобы Господь через таинство Исповеди, разрешая их от уз греха, воссоединил их со Святой Своей Церковью: человек через грех отпадает от Христа и, как следствие, от Церкви. Вот это очень важно понимать: можно называть себя христианином, но в глазах Господа таковым не быть, ибо Мною аще кто внидет, спасется – Господь свидетельствует, что через Него можно войти в жизнь вечную, других средств нет.

И Господь говорит: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Глава Церкви – Христос, Он хранит Свою Церковь для того, чтобы врата ада ее не одолели, а тот, кто по разным причинам отходит от Церкви, охлаждается в вере, – и к тем средствам, которые Господь вложил в Церковь Свою, чтобы человек усваивал плоды Его Воскресения, плоды победы над смертью, над адом, над дьяволом и обретал через Господа возможность вечной жизни с Ним, в итоге не приобщается.

– Очень многие люди, которые приходят в храм креститься, даже не скрывают того, что после таинства не собираются ходить постоянно в храм. Зачем это делается? Как дань моде?

– Я все-таки не склоняюсь к тому, что это дань моде. Скорее всего, это человеческие страхи – они связаны с тем, что люди боятся смерти…

– «А вдруг что-то есть, а вдруг наказание какое-то»?

– «А вдруг меня какие-нибудь колдуны заколдуют? А тут я могу в церковь сходить, свечечку поставить». Это разные страхи. Самый, конечно, благоприятный для участия в этом таинстве – страх Божий.

Но многие люди крестятся просто потому, что «кто меня от всякого зла будет хранить? А если у меня какие-то неудачи будут или сложности с учебой, с работой? Это же надо куда-то обратиться – а как я приду в храм, если я некрещеный?» – люди крестятся не потому, что они хотят жизни вечной со Христом, не потому, что они возлюбили Господа и хотят следовать за Ним, а чтобы страшно не было на земле жить или просто потому, что такая традиция – говорят: «Я же русский, как это я не крещен?» или: «Я татарин – я должен быть мусульманином». Это ошибка.

Не из-за национальной принадлежности принимают крещение и не из-за страхов – умереть или еще что. Мы вступаем на этот путь – а это путь крестный – из любви к Богу, потому что мы хотим любить Его, и жить Его любовью, и в этой любви оказаться в вечности.

– Отвечает ли за духовное состояние человека священник, который его крестил?

– Однозначно, если священник принял решение допустить… Речь идет о взрослом человеке, но и, кстати, о младенце тоже, – младенцы крестятся по вере родителей и вере крестных, и поэтому, если священник не видит веры, если он видит, что крестные не то что не знают, но и не хотят знать Символ веры – суть и основание всей нашей веры… Святые отцы говорят, что если человек не доверяет хотя бы слову из Символа веры, то он не имеет права считать себя христианином вообще. А если я не знаю Символ веры, какой я крестный? Какой я христианин? Люди, когда шла борьба с ересями, жизнь свою отдавали, чтобы отстоять истинное исповедание веры, чтобы человечество не ушло на ложный путь, чтобы не погибли, пойдя по ложному пути, по пути ереси, дети, внуки. А мы даже не хотим знать Символ веры, который написан Духом Святым и который помогает нам понять, почему кто-то христианином себя называет.

Сейчас есть благословение Святейшего, чтобы в каждой епархии, в каждом приходе существовали катехизаторы, которые занимаются подготовкой людей к таинству Крещения.

В нашем приходе таких катехизаторов двое, и еще священники: они проводят огласительные беседы перед крещением.

Обратите внимание

Если взрослый человек собирается креститься, то обязательны две беседы в нашем храме, но в каждом храме по-своему установлено.

Когда человека научат, что значит жить по-христиански, посты соблюдать (и зачем), участвовать в церковной жизни, быть человеком воцерковленным, то есть членом Церкви Христовой, – если человек не желает этого, то зачем обманывать Бога, священника, себя? Такого человека не допускают до крещения.

В моей практике были люди, которых я не допустил до крещения, взрослые. С детьми сложнее, ведь с родителями и крестными сегодня сложно провести доскональную беседу, но мы стараемся, насколько возможно, это делать. Некоторые люди это негативно воспринимают, но мы с такими сразу расстаемся: если человек не хочет ничего знать о Церкви, зачем тогда ему быть членом Церкви?

– Почему люди прекращают ходить в храм? Ведь среди них не только захожане, которые переступают церковный порог раз-два в год, но и те, кто уже успел приблизиться к вере.

– На моем жизненном пути было несколько случаев, когда люди церковные переставали ходить в храм.

И мне доводилось общаться с ними: мне было страшно, – это были люди, которые, как я видел, ведут более высокую духовную жизнь, чем я, и дольше были в Церкви, чем я (это я сейчас рассказываю о периоде, когда я еще не был священником).

Мне, помню, тогда стало очень страшно: «Если такой человек перестал ходить в храм, если он стал как обычный светский человек, то и я могу потерять Христа и Его Церковь».

Был такой случай. Я работал на мирской работе и ночь через две сторожил в одном из храмов города Астрахани. У меня был напарник, молодой человек, который занимался резьбой по дереву, он резал иконостас в этом храме, преподавал в воскресной школе, занимался с детьми рукопашным боем.

И мы ночь делили на две части – надо было хоть несколько часиков поспать, так как на следующий день на работу, а работа была очень ответственная, а он в свою смену, когда должен был отдыхать, читал Псалтирь, когда его время было бдеть, он занимался резьбой по дереву.

Я удивлялся – как человек мог нести такой подвиг ради Христа? Он вообще не спал, молился, для Господа все делал. Он учился в одном из наших вузов и даже оставил вуз, чтобы посвятить себя Богу. И однажды я выяснил, что он познакомился с девушкой.

Важно

Эту девушку привела в храм ее церковная подруга просто на беседу со священником – девушка общалась с сектантами, насколько я понял. И вот моему напарнику она понравилась, он стал с ней общаться, и потом он пропал. Я спрашиваю: «А где он? Что с ним случилось?» Мне ответили, что он с девушкой познакомился, сказал, что будет восстанавливаться в университете, и пропал.

Через полгода я уезжал в командировку, зашел в храм помолиться перед поездкой и вдруг вижу – он. Я так обрадовался, что он в храм пришел. Он был в каком-то растерзанном свитере, с рюкзаком на спине. Говорю ему: «Как ты? Что с тобой?» Он отвечает: «Да я вот сейчас на острове городском был, мы там через костер прыгали».

Спрашиваю: «А что с тобой случилось? Почему ты пропал?» – «Да я, – говорит, – с этой девушкой стал общаться, она сказала: “Если ты хочешь, чтобы я была твоей невестой, ты меня должен обеспечивать, кормить, поэтому восстанавливайся в вузе, оставляй храм, иди на мирскую работу”». И он пошел по этому пути. Говорю: «Ну как ты с ней?» Отвечает: А мы с ней расстались».

Потерять легко. Я видел, как ему тяжело было возвращаться в храм. Он пришел в другой храм, не в тот, где работал и где мы с ним общались. Я видел, как его всего изнутри распирало, он не знал, что делать.

– А с другой стороны, писатель Сергей Нилус в своих книгах рассказывает о периодах взлетов и падений, когда он то приближался к Богу, то удалялся от Него. Что это? Эмоциональное выгорание человека или недостаточное его воцерковление?

– Скорее, второе. Под воцерковлением подразумевают ведение человеком настоящей духовной жизни. Бог раскрывается через взаимное проявление любви человека к Богу. Любовь к Богу можно проявлять только через духовные средства.

Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня».

Если человек живет заповедями Христовыми… Как еще святые отцы говорили, Бог познается не через знания, а через жизнь по заповедям, то есть через опыт духовной жизни, через опыт любви к Богу и к ближнему.

Если любовь не искренна, если человек скатывается в самолюбие, в саможаление и идет к Богу только потому, что ему хочется только получать помощь от Бога для себя и больше его ничего не интересует, то он ненадолго в Церкви.

Например, я знаю тех, кто из-за того, что «уж замуж невтерпеж», говорит: «Я в храм хожу, но вот молодой человек, я с ним познакомлюсь, он нецерковный совсем, безбожник, и я буду с ним, а сама буду верной Господу».

Ничего подобного: когда ты не ради Христа живешь, не ищешь Божьего, то ты отходишь от Бога.

Совет

И еще очень важно. Преподобный Силуан Афонский пишет, что когда он прибыл на Афон молодым послушником, то очень сокрушался в сердце своем и жил покаянием, но «в первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом. Чего мне еще более надо? Но не так надо думать.

Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов».

И вот так бывает со всяким, кто перестает сокрушаться: гордость вновь возобладает в сердце… Христианин, который живет церковной жизнью, благоговеет перед Господом, в сердце своем всегда предстоит перед Творцом.

– По результатам социологических опросов людей, назвавших себя православными, на 20 процентов больше, чем тех, кто считает себя верующими. О чем это говорит?

– О том, что человек считает себя православным только по названию, не по своей жизни, не по своим отношениям с Господом, а только по факту крещения. Но сам факт крещения – не гарантия, что ты православный.

Это просто тебе дан шанс, Господь открыл для тебя врата рая, но ты можешь развернуться и идти в совершенно противоположную сторону.

Господь по Своей любви будет тебя, конечно, вразумлять, Он говорит: Се, стою у двери, и стучу и: Сыне, даждь Ми твое сердце, но если человек не развернется и не будет карабкаться туда – чрез труд, подвиг духовной жизни, обращение к духовнику за советом, – то он будет катиться туда, где Бога вообще нет. И это очень страшно. Мы должны понимать, что вера – это труд, это подвиг, и это жизнь прежде всего духовная, причем через те средства, которые дал нам Сам Христос и которые Он вложил в Свою Церковь.

Источник: https://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkov-i-mir-astrahan34

Ссылка на основную публикацию