Чесменская церковь рождества иоанна предтечи в санкт-петербурге

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская)

В 70-х годах XVIII века Екатерина II приказала выстроить на пути в Царское Село скромный и небольшой дворец, предназначавшийся для недолгих остановок императорского двора по пути из столицы в летнюю резиденцию.

Двухэтажный дворец напоминал средневековый рыцарский замок, и поскольку местность, где он был расположен, называлась «Кикерикексен», что на финском языке означает «Лягушачье болото», царское поместье тоже стало называться Кикерикексенским.

Легенда гласит, что, пребывая в этом дворце, Екатерина была извещена о славной победе российского флота, одержанной в Чесменской бухте в день Рождества святого Иоанна Предтечи. В этот день, впервые со времён Петра I, русские победили в морском сражении. Императрица отдала приказ соорудить в том месте, где она узнала об этом знаменательном событии, церковь в честь легендарной битвы.

Обратите внимание

Храм был заложен неподалёку от Кикерикексенского дворца, на торжественной церемонии закладки присутствовал король Швеции Густав III.

На постройку церкви понадобилось три года, и летом 1780, когда отмечалось десятилетие знаменательной победы в Чесменской бухте, церковь торжественно освятили.

Новый храм и дворец были названы Чесменскими, а местность, на которой они располагались, стала именоваться Чесмой. Освящение Чесменской церкви почтил своим присутствием император Рима Иосиф II.

Екатерина II бывала здесь два раза в году – на Масленицу и в храмовый праздник. В церковном здании для царской особы предназначалось специальное место, украшенное бархатным балдахином с двуглавым орлом. За богослужением следовали развлечения: музыка, фейерверки, катание на лодках, а в зимнее время – на санях.

Вступив на престол, Николай I приказал добавить к Чесменскому дворцу несколько построек и переоборудовать его под богадельню для солдат, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года. На прилегающей к дворцу территории разбили парк и установили новые часовни.

В Чесменской богадельне, следуя установившемуся обычаю, устраивались торжественные обеды для посещавших её знатных особ.

Так продолжалось до прихода к власти большевиков, которые упразднили богадельню в Чесме, а проживающих там ветеранов переселили в Петроградский район. Во дворце расположился лагерь принудительных работ под названием «Чесменка».

В тот же период прекратила действовать Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи, а все иконы оттуда перевезли в Эрмитаж. До начала 1920-х годов службы проводились в расположенном поблизости доме барона Вебера. В 30-м году в церковном здании случился пожар, уничтоживший почти все исторические ценности.

Важно

В годы фашистской оккупации архитектурные памятники в Чесме были практически полностью разрушены. Восстановительные работы начались в первые послевоенные годы.

После распада Советского Союза в Чесменской церкви возобновились богослужения.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/cerkov-rozhdestva-svyatogo-ioanna-predtechi-chesme/

Чесменская церковь Рождества святого Иоанна Предтечи на Ленсовета в Санкт-Петербурге

посмотреть на карте Google

Чесменская церковь Рождества святого Иоанна Предтечи является, своего рода, ярким лучом в однообразии городских пейзажей северной столицы.

Данная постройка обладает особенной атмосферой, которую определил не только внешний вид строения, но также и ее богатая история.

В данной статье вы подробнее узнаете о столь необычном месте, что гарантированно заставит вас испытать интерес к столь необычному зданию.

История Чесменской церкви

Чесменская церковь в Санкт Петербурге появилась по настоянию Екатерины 2 в 70 годах 18 века, поэтому здание является одним из старейших в городе.

Изначально это должен был быть скромный дворец, предназначенный для остановок высших чинов, по пути в летнюю резиденцию прямиком из столицы. Изначально постройка напоминала рыцарский замок, из-за чего получило название «Лягушачье болото».

Столь необычное название пошло из финского языка, где словосочетание звучит, как «Кикерикексен». Само поместье долго называли «Кикерикенским».

По легендам известно, что именно здесь Екатерина узнала о том, что русский флот впервые победил в битве в Чесменской бухте после правления Петра 1. По велению императрицы здесь должна была появиться церковь, адресованная легендарной, славной битве.

Саму церковь расположили неподалеку от дворца, причем при закладке присутствовал сам король Швеции Густав 3. На строительство ушло порядка 3 лет, причем сразу же после окончания работ церковь была торжественно освящена.

Храм назвали Чесменским, а местность, где было возведено здание, получило название Чесма.

Чесменская церковь рождества святого Иоанна предтечи (это полное название отечественного памятника архитектуры), посещалась Екатериной всего 2 раза в году: на масленицу, а также на храмовый праздник.

Совет

Специально для императрицы внутри помещения выделялось специальное место, украшенное красным бархатом и символикой с двуглавым орлом. После проведения служений тут нередко проводились катания на лодках, музыкальные концерты, многолюдные ярмарки с фейерверками.

Именно тогда Чесма стала настоящим культурным центром пригородной территории.

Дальнейшее развитие Чесменской церкви

В 1830 году уже по настояния Николая 1 внутри церкви была создана богадельня для ветеранов войны и инвалидов Отечественной войны, проведенной в 1812 году. Территория, прилегающая к данному месту, так же активно застраивалась и засаживалась растениями.

К примеру, здесь специально был разбит просторный парк для прогулок, возведено целых 3 новых часовни. Божественные литургии здесь проводились вплоть до 1919 года, когда военную богадельню спешно расформировали, а старики-инвалиды были переведены в богадельни Петроградского района.

После этого во дворце разместился лагерь принудительных работ под названием «Чесменка».

Ровно тогда же свою деятельность прекратила сама церковь. Все иконы были переданы государственному Эрмитажу, но прихожанам все равно нужно было место для осуществления собственных сборов. Им разрешили это делать в доме барона Вебера, владельца завода по производству лакокрасочных материалов.

Богослужения проходили на той территории вплоть до 1924 года. После этого здание церкви отошло под складские нужды, а уже зимой 1930 на этой территории произошел сильный пожар, который уничтожил большое количество икон. Среди них был и иконостас, изготовленный по проекту архитектора Чесмы Ю. М. Фельтена.

Здесь начались темные времена для церкви.

Состояние Чесменской церкви в период Великой Отечественной войны и после

Уже на переднем рубеже обороны стены постройки потерпели сильный ущерб. Но в 1946 году активно начались работы по восстановлению состояния исторического памятника архитектуры, после чего его быстро передали институту авиаприборостроения, находящегося в Ленинграде.

Шло время, и в 1970 году здание церкви было приспособлено под филиал Военно-Морского музея «Чесменская победа».

Возрождение непосредственного назначения Чесмы началось лишь в 1990 году, когда храм был передан Санкт-Петербуржской епархии во главе с настоятелем Алексеем Крыловым.

Обратите внимание

За закрытыми дверями проводился первый молебен (1990 год), а уже в 1998 году церкви передали тот самый сгоревший иконостас, который точь-в-точь повторял проект 18 века. Тот момент стал знаменательным в истории развития и становления церкви в современном времени. В том же году состоялось официальное освящения храма митрополитом Владимиром.

Сейчас церковь является одним из самых востребованных для посещения мест на территории Санкт-Петербурга.

Она по-прежнему принимает в своих стенах новых посетителей, а также является популярным храмом среди зарубежных гостей.

Красные стены, необычное архитектурное строение – все это делает церковь не только исторически богатой, но и невероятно красивой. Потрясающее место с невероятной судьбой!

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Поделиться в социальных сетях

Вам понравится

Пока что нет комментариев. Будьте первыми!

Отзывы:

Оставить отзыв к Чесменская церковь Рождества святого Иоанна Предтечи

Источник: https://droogie.ru/spot/chesmenskaya-cerkov-rozhdestva-svyatogo-ioanna-predtechi/

Чесменская церковь

На масленичной неделе 5 марта состоялась очередная встреча «Клуба ЧБ». Было много блинов, был старый патефон с пластинками, был концерт, на котором Дмитрий Данилов исполнял романсы Вертинского. У всех осталось много хороших впечатлений.

Подробнее »

27 февраля ансамбль Анести принял участие в Форуме хоровых собраний в Белом зале Политеха.

Подробнее »

25 февраля церковь совершала память свт. Алексия, митр. Московского и всея Руси, чудотворца, небесного покровителя благочинного Московского благочиннического округа настоятеля Чесменской церкви прот. Алексия Крылова. Также в этот день именины праздновали клирики нашего храма иерей Алексий Макаренко и протодиакон Алексий Шишов.

Подробнее »

“Божий дар” (по мотивам рождественских легенд и стихотворения Ф.М.Достоевского).

Подробнее »

18 февраля 2019 года в Чесменском дворце состоялся семинар «Представление опыта участия в конкурсе “За нравственный подвиг учителя” педагогов Московского района». Приветствовали участников семинара Кузьмин Дмитрий Александрович, заместитель директора ИМЦ Московского района и Ширинян Армине Араиковна, методист ОРКСЭ и ОДНКНР.

Участники семинара рассказали о своем опыте участия во всероссийском конкурсе в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», который проводится уже несколько лет Министерством образования и науки Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

Подробнее »

Стартуем наш новый проект детских клипов Чесмы! Песня “Пожелание на Рождество” Музыка: Михаил Малевич Слова: И.

Морсакова Хормейстер, музыкальная аранжировка: Юлия Бордиловская Режиссер-постановщик, автор идеи: Надежда Аль Исави Видеооператор, монтаж: Дарья Майер Звукоинженер, видео музыкантов: Кирилл Сокирко Визажист: Евгения Маро Исполняли: Тимофей Онучин Алина Аль Исави, Аглая Егорова, Мария Егорова, Алексей Гульковский Мария Гульковская, Богдан Купина, Мария Купина, Милана Вергазова, Ксения Каптен, Мария Козлова, Лауреат международных конкурсов, Любовь Козлова – фортепиано, Никита Суханов – виолончель, Анна Удачина – виолончель, Пелагея Малюкова – флейта, Антонина Чарыкова – скрипка. Спонсор и вдохновитель: наст. Чесменской церкви, прот. Алексей Крылов.

Подробнее »

Важно

31 января 2019 года в Чесменском дворце состоялся семинар «Представление опыта реализации патриотического воспитания в общеобразовательных организациях». Встреча была посвящено опыту патриотического и нравственного воспитания, реализуемого в школах Московского района. Организаторами выступили Информационно-Методический Центр и Центр Духовной Культуры и Образования Московского благочиния.

Подробнее »

Источник: http://chesma.spb.ru/

Чесменская церковь Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге – Молитвы

  • История постройки
    • Советский период и новое время
  • Архитектура
  • Как добраться

Действующий православный собор строился в псевдоготическом стиле, и он считается памятником зодчества.

Уникальная форма церкви напоминает четырехлистник, её интерьер перекрыт куполом, а в окраске фасадов, белокаменном декоре, круглых оконных проемах и башнях наблюдается следование европейской моде.

Воздвижение собора приурочено к факту победы отечественного флота над турецкой эскадрой в водах Чесменской бухты, находящейся в Эгейском море.

История постройки

В конце XVIII столетия Екатерина II распорядилась построить путевой дворец на участке царскосельской дороги.

Небольшое двухъярусное здание треугольной формы находилось на возвышенности, окруженной большим количеством растительности.

особенность Чесменского (Кикерикексенского) дворца — создание иллюзии о том, что строение является средневековым замком. Настенными картинами интерьер пестро информировал посетителей о предках императрицы.

Чесменский храм Рождества святого Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге

  • Предание гласит, что Екатерина II услышала известие о победе отечественного флота в Чесменской бухте, находясь в путевом дворце. Началось сражение 24 июня 1770 г, в памятный день Рождества И. Предтечи, а спустя сутки Российская империя праздновала полный разгром противников.
  • В честь победы в Северной столице создавались различные памятники, но наибольшее внимание императрица уделила воздвижению Чесменского собора. Первый камень храма Рождества Крестителя заложили в 1777 г. прямо напротив путевого (Кикерикексенского) дворца, на торжественном мероприятии присутствовал король Швеции Густав II. Освящение новоявленного храма состоялось 24 июня 1780 г. С этого времени путевой дворец и церковь, как и вся местность, стали называться Чесменскими.
  • Императрица приезжала сюда на главный престольный праздник собора и на торжества Масленицы. Для Екатерины II в храме установили специальное царское место, увенчанное символом империи и накрытое бархатным балдахином. После богослужений сервировали пышный стол, устраивали разнообразные развлечения, многолюдные ярмарки.
  • В 1830 г. Николай I распорядился устроить в Чесменском дворце благотворительную богадельню, где находили приют ветераны войны 1812 г. Вскоре к зданию пристроили три флигеля, а сама территория благоустраивалась посредством парка и часовен. Богадельня находилась в распоряжении государственных правителей, которые проявляли большое милосердие к защитникам отечества.

На заметку! День рождения Иоанна Предтечи, в честь которого построена Чесменская церковь, является одним из великих христианских торжеств.

Евангелист Лука писал, что родители пророка были праведными людьми, чтущими религиозные законы. Они чрезвычайно скорбели, ибо бездетных евреев клеймили позором.

Старики ежедневно возносили молитву Господу, который услышал их в свое время. Ангел возвестил Захарии (отцу Предтечи), что даровал Бог ему сына, которому уготована великая слава.

Чудесное рождение Крестителя произошло 24 июня, как и завещал небесный посланник.

Советский период и новое время

Традиция богослужений и пышных обедов продолжалась до 1919 г., после чего большевистские власти ликвидировали богадельню, закрыли Предтеченскую церковь, а во дворце устроили первый советский концлагерь.

  • Иконы и церковную утварь отобрали и передали в Эрмитаж. До 1924 г. прихожане храма собирались в доме местного барона, где и проводились богослужения.
  • Закрытую церковь использовали в качестве склада, в 1930 г. здесь случился пожар, уничтоживший уникальный иконостас.
  • В период ВОВ Чесменский дворец и Предтеченский собор пострадали от обстрелов, так как территория находилась на военном рубеже обороны государства.
  • В 1946 г. начались работы по восстановлению дворцового здания, а в 70-е годы отреставрировали и саму церковь.

Богослужение в Чесменском храме

  • Чесма возродилась в 1990 г., храм торжественно передали в управление Петербургской епархии, во главе которой стоял преподобный Алексий (Крылов). Первые богослужения после продолжительного простоя состоялись в конце 1990 г., ритуал проходил перед закрытым входом.
  • В 1998 г. мастера воссоздали копию старинного иконостаса XVIII столетия. В этом же годы состоялось полноценное освящение собора Рождества И. Крестителя, процессией руководил митрополит Владимир. Сегодня здесь функционирует воскресная школа, а также проходят постоянные богослужения.

На заметку! С 1836 г. рядом с Чесменским дворцом и храмом существовало одноименное кладбище, где хоронили тела ветеранов значимых военных походов в истории Российского государства (война 1812 г., оборона Севастополя, русско-турецкие сражения и т.д.).

Участок кладбища имеет форму правильного прямоугольника и располагается симметрично в отношении к зданиям дворца и собора. Священнослужители каждый год совершают на этой территории поминальные служения.

Архитектура

Собор Рождества И. Крестителя — уникальный архитектурный объект, созданный во времена правления Екатерины II. Главным зодчим храма являлся Ю. Фельтен, при создании проекта он ориентировался на готический стиль.

  • Использование подобной архитектуры, редкой на фоне традиционной (барокко или классицизм), связывается исследователями с событием победы русского флота над турками. Эти новшества приобрели быструю популярность, стилистику применяли при постройке богатых усадеб, принадлежавших военным и сановникам.

Скульптуры над входом в Чесменскую церковь

  • Пятиглавое здание Предтеченской церкви геометрически устремлено ввысь. Форма равноконечного креста или четырехлистника создается за счет основного объема, окруженного четырьмя полукружиями и возвышающимися над ними невысокими башнями. Центральное пространство образует квадрат, который перекрывается куполом.
  • Стрельчатые арки церкви опираются на пилоны (усеченные пирамиды), особое впечатление на наблюдателя оказывают высокие оконные проемы. На главах располагаются кресты, колокольня же находится в передней башне. При декорировании здания использовали элементы готического зодчества эпохи средневековья: стрельчатые окна, башни с острыми окончаниями и вертикальные тяги (выступы).
Читайте также:  Паломничество в православии: история и особенности, ошибки

Главный вход обрамлен переплетающимися лепными лентами, сильным украшением служат статуи Веры и Надежды, аллегорически подчеркивающие качества этих великих добродетелей. В руках первой находятся крест и чаша, а у второй — пальмовая ветвь и огонь.

Интерьер

Оригинальное внутреннее пространство сгорело во время пожара 1930 г., в период ВОВ эти разрушения только усилились. В 1947 г. городские власти все входы здания заколотили, восстановление началось спустя три десятка лет. Реставрацией руководил зодчий А. Куликов.

Интерьер украсили рельефной лепниной, в которой сочетались неоднородные фрагменты, — такой подход характерен для екатерининской эпохи.

«Готический» иконостас, находящийся сегодня в соборе Рождества И. Крестителя, создавался современными мастерами-иконописцами из Петербурга. В нижнем ярусе помещены образы Христа, Предтечи, Пречистой Девы с Младенцем. На втором ярусе — изображения святителя Давида и великомученика Ианнуария. Над главными вратами находится икона Тайной вечери.

Интерьер Чесменского храма

Иконостас увенчан скульптурами Распятия и фигурами ангелов с орудиями Страстей.

Как добраться

Собор Рождества Иоанна Крестителя построен в Санкт-Петербурге, он располагается на улице Ленсовета № 12. От Московского проспекта (остановка ул. Гастелло) следует идти на восток, расстояние — около километра.

Вблизи церкви располагается воинское кладбище и здание бывшего путеводного дворца, построенного во времена правления Екатерины II. Собор относят к Петербургской епархии РПЦ, настоятель — отец Алексий (Крылов).

Собор является действующим. Богослужения проводятся здесь каждый день, утреня совершается с 10:00, а вечерня — с 18:00. В дни великих христианских торжеств литургии начинаются в 7:00. Здесь также работает воскресная школа.

Чесменская церковь в Санкт-Петербурге

Янв 17, 2019 13:44Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/chesmenskaya-tserkov-v-sankt-peterburge.html

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЧЕСМЕНСКИЙ ХРАМ — Древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Санкт-Петербургская церковь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменская)

Санкт-Петербургский храм в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи («Чесменский») Санкт-Петербургской епархии

Построен по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в память о победе русского флота под командованием адмиралов Г. А. Спиридонова и С. К. Грейга над турками в Чесменской бухте 25-26 июня 1770 года.

Храм был заложен в 1777 году. Место, где находилась церковь, находилось на 7 версте Царскосельской дороги, рядом с путевым дворцом императрицы Екатерины II, и называлось по-фински «Кекерекексино» («Лягушачье болото»).

24 июня 1780 года храм освятил архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). После сооружения храма у входа была помещена мраморная доска с надписью:

«Сей храм сооружен во имя святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года в день его Рождества.

Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Готландского, и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна«.

Церковь построена в псевдоготическом стиле. Здание украшено стрельчатыми арочкам, зубчатым парапетом и остроконечными башенками. Завершается храм пятью миниатюрными куполами, которые как будто вырастают на барабанах из кровли. Церковь вошла в ансамбль Чесменского дворца, также сооруженного Фельтеном в стиле псевдоготики.

Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими«.

Позже императрица пожалует Чесменскую церковь кавалерам ордена Святого Великомученика Победоносца Георгия (учрежден в 1769 году), от чего некоторое время ее будут именовать Георгиевской.

Чесменская церковь была летней, холодной и не отапливаемой. 11 декабря 1811 года в Чесменском дворце в нижнем этаже восточной башни освятили небольшую зимнюю церковь во имя Рождества Христова.

Приют для воинов-инвалидов

Бывшие воины русской армии, призреваемые в Чесменской богадельне

После кончины в 1796 году Екатерины II Чесменский дворец пришел в запустение.

Применение ему нашли лишь в 1830 году, когда началась его переделка под богадельню для военных ветеранов.

В 1831 году последовал высочайший указ о передаче его в военное ведомство и об устройстве богадельни для солдат-инвалидов.

К дворцу пристроили три двухэтажных флигеля, в которых разместились 400 рядовых и 16 офицеров (среди них было немало георгиевских кавалеров).

Совет

Территория вокруг активно благоустраивалась новыми жителями дворца: был разбит парк, построено три новых часовни. Чесменскую богадельню курировал Александровский комитет о раненых, а попечителями были Великие князья.

Традиция служить Божественную Литургию и устраивать большие обеды для приглашенных гостей сохранялась до 1919 года, когда военная богадельня была спешно ликвидирована, а старики-инвалиды переведены в богадельни Петроградского района города.

На прилегающей к церкви территории и сейчас существует небольшое кладбище, где хоронили ветеранов русской армии, доживавших свой век в инвалидном доме.

После революции

Чесменский храм в годы советской власти

В конце весны 1919 года, после расформирования инвалидного дома, в бывшем Чесменском дворце размещен концентрационный лагерь, который по документам назывался Первый лагерь принудительных работ, а в просторечии – «Чесменка».

Зимняя и летняя церкви были закрыты и опечатаны 1 июня 1919 года.

На все просьбы общины разрешить открыть хотя бы летнюю церковь и позволить проводить в ней службы власти отвечали отказом: церковь находится на территории советского учреждения, а церковь у нас отделена от государства. Прихожане предложили построить забор, который отделил бы Иоанновскую церковь от территории лагеря, но и в этом им отказали.

В кампанию по изъятию церковных ценностей из Рождественской зимней церкви забрали Троицкую икону и еще пять икон елизаветинского и екатерининского времени, а также посвященную победе при Чесме серебряную медаль, подаренную графу Алексею Орлову-Чесменскому, которая хранилась в храме. Из Иоанновской летней взяли серебряные оклады икон, церковные сосуды, образ благоверного царевича Димитрия Угличского и другие иконы (местонахождение их в настоящее время неизвестно).

В 1924 году в связи с постановлением правительства о пригородных церквях с Иоанновской церкви были сняты колокола и отправлены на переплавку.

Первый лагерь принудительных работ закрыли в 1924 году.

С 1925 по 1930 год в Иоанновской церкви располагался архив Главнауки, а с 1930 года – столярные мастерские Автотранспортного института.

В том же году зимой случился пожар, в котором сгорел белый золоченый фельтеновский иконостас с иконами, написанными во «фряжской манере», обломки которого еще долго валялись на грязном снегу (был восстановлен в 1996 году по чертежам, найденным в Московском военно-историческом архиве).

В годы Великой отечественной войны за Чесменской церковью, стоявшей буквально на переднем крае обороны, хоронили бойцов 42-й армии 13, 63, 64, 109, 110, 291-й стрелковых дивизий, отдавших свои жизни при обороне подступов к Ленинграду.

Обратите внимание

Церковь постепенно разрушалась. Крыша ее стала протекать, на ней выросло дерево, кресты упали.

К 1971 году здание восстановили и передали его Военно-морскому музею. До начала 1990-х в помещении церкви Иоанна Предтечи находилась экспозиция, посвященная победе русского флота при Чесме.

Возрождение храма

Восстановленный иконостас Чесменской церкви

4 января 1991 года была зарегистрирована община прихода церкви святого Иоанна Предтечи. Процесс передачи занял несколько лет. Музей поначалу даже не хотел признавать существование какой-то общины.

1 июля 1994 здание церкви было передано в бессрочное пользование Санкт-Петербургской епархии.

Работы по восстановлению церкви начались в 1996 году, а в ноябре 1998 года новый иконостас был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым).

В настоящее время в церкви совершаются богослужения, действует воскресная детская школа, собрана фонотека церковных песнопений, ведется научная работа. На кладбище установлен гранитный крест в память о погребенных ветеранах разных войн.

Приписные храмы

См. также:

  • Проект прихода храма — сервер Литургия.ру

Использованные материалы

[1]  По информации из статьи Л. Стариловой

Источник: https://drevo-info.ru/articles/18998.html

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/chesmenskaya-cerkov-rozhdestva-ioanna-predtechi-v-sankt-peterburge.html

Чесменская церковь в Санкт-Петербурге

Сражение при Чесме стало одной из самых ярких страниц в истории русского флота. В честь этой победы над турецким флотом слагались оды и писали картины, ставили спектакли и возводили дворцы. Чесменская церковь является одним из ключевых памятников триумфу русского оружия.

Этот храм не спутаешь ни с одной церковью города – стройный ее силуэт напоминает игрушечный домик, окрашенный в бело-красный цвет. Она словно оплетена кружевным узором и настолько нарядна, что напоминает праздничную декорацию.

История Чесменской церкви связана со следующей легендой. Ранее на месте храма, находилось большое Лягушачье болото (финское Кикерикиксен), а рядом проходила дорога из Санкт-Петербурга в Царское село.

Важно

По преданию, именно здесь Екатерину I догнал гонец и сообщил ей о важной победе. В честь триумфа русского флота в сражении при Чесме императрица приказала соорудить в этом месте путевой дворец и храм.

Справедливости ради, заметим, что этот факт маловероятен, поскольку первые годы дворец назывался Кекерикексинским и лишь в 1780 году, в год празднования десятилетия победы при Чесме, дворец и церковь были названы Чесменскими

Для справки: Сражение русского и турецкого флотов произошло летом 1770 года в Чесменской бухте у берегов Эгейского моря. Количество кораблей турецкого флота было в два раза больше, чем в русской эскадре, но несмотря на это, русский флот разгромил противника, в течение ночи погибло 73 турецких судна и 10 тысяч человек. В составе русской эскадры погибло 11 человек.

Битва была выиграна не числом, а умением. Главную роль в сражении сыграло умение точно выбрать главное направление и момент атаки. Командир эскадры, адмирал Григорий Андреевич Спиридонов отказался от общепринятой линейной тактики, которая использовалась в западноевропейских флотах. Удар русской эскадры произошел там, где его совсем не ждали и к тому же ночью.

Надо отметить и настроение, а также высокие морально-боевые качества личного состава и, конечно, флотоводческое искусство Спиридонова. Важным для победы было и решение командования загнать турецкий флот в бухту и заблокировать его.

Победа была достигнута благодаря таланту флотоводцев и их способностям принимать нестандартные решения. Россия получила полное право вести торговлю и иметь флот на Чёрном море. Это была стратегическая и геополитическая победа.

Мало, кто знает о значении трех полосок на больших воротниках матросской формы. Эти белые полоски символизируют победы русского флота около мыса Гангут (Ханко) со шведами, при Чесме и в гавани города Синоп с турецким флотом.

Ансамбль путевого дворца и Чесменской церкви были сооружены по проекту архитектора Юрия Фельтона. Оба строения выполнены в готическом стиле. Путевой дворец предназначался для отдыха Екатерины по пути из Санкт-Петербурга в её любимую резиденцию Царское село. Гербом дворца стала зеленая лягушка, напоминающая о ранее существовавшем здесь Лягушачьем болоте.

Совет

Чесменская церковь была заложена в 1777 году, а через четыре года строительство было завершено и храм освятили в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

Центральный объем Чесменской церкви окружен четырьмя полукруглыми апсидами. В плане это квадрат с четырьмя лепестками (апсидами).

Храм пятиглавый, его легкие купола в виде фонариков гармонично сочетаются с невысокими остроконечными завершениями стен. На каждом куполе – шпиль и изящный ажурный крест с основанием в виде сферы (яблока).

В оформлении храма мы видим все архитектурные элементы, характерные для готического стиля: каменные стрельчатые арки и устремлённые ввысь узкие башенки, шпили на крыше и окно «роза» над порталом, а также большое число декоративных элементов.

Узкий вход в храм украшают пилоны, перевитые лепными лентами. На портале установлены две аллегорические фигуры:

  • Вера – с крестом и чашею в руках
  • Надежда – с пальмовой ветвью и пламенем.

Внутреннее убранство очень простое – белые стены с поясами и выступами, филенки и розетки. Иконостас восстановлен в первоначальном виде по сохранившимся рисункам Юрия Фельтена.

Рядом с Чесменской церковью находится кладбище, где похоронены участники русско-турецких воин, Отечественной войны 1812 года, Крымской кампании и Русско-японской войны, Первой мировой и Великой Отечественной воин.

Чесменская церковь – это действующий православный храм в Санкт-Петербурге и одна из главных достопримечательностей Московского района.

Обратите внимание

Сюда непременно стоит заехать, например, если Вы едете на автомобиле из центра Санкт-Петербурга в Царское Село, Павловск или Гатчину.

Храм можно осмотреть во время прогулки по Московскому району – рядом находятся: Московский парк Победы, СКК имени Ленина и здание Национальной библиотеки.

Чесменский дворец

Недалеко от Чесменской церкви расположен дворец. В 30-х годах XIX века в помещении Чесменского дворца была открыта богадельня для солдат-инвалидов, ветеранов войн. После революции богадельня осталась без средств существования и в 1919 году была закрыта.

Можно заметить некоторую зеркальную аналогию Чесменского дворца с Домом инвалидов в Париже.

Только во французском Доме инвалидов доживали свои годы французские воины, участвовавшие в войне 1812 года, в Чесменском дворце – русские.

Дом инвалидов в Париже частично сохранил свою прямую функцию и сегодня рядом с ним можно увидеть старичков – участников недавних войн, но большая часть здания отдана под музей.

В парижском Доме инвалидов также есть храм. Здесь расположен собор, состоящий из двух частей – парадной под куполом с гробницей Наполеона и солдатской церковью Святого Людовика.

В настоящее время Чесменский дворец является одним из учебных зданий СПб ГУАП (Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения).

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21599.htm

Чесменская церковь (Санкт-Петербург)

Чесменская церковь (церковь Рождества Иоанна Предтечи) – действующий православный храм Московского благочиния Санкт-Петербургской епархии, возведённый по указу Екатерины II в честь морской победы российского флота над турками в Чесменской бухте Эгейского моря в конце XVIII столетия и сегодня являющийся памятником архитектуры федерального значения. 

Немного истории

Исторический район на юге Санкт-Петербурга – Среднюю Рогатку – украшает необычный для культовых построек северной столицы живописный храм Рождества Иоанна Предтечи, выстроенный в конце XVIII столетия у бывшего Царскосельского тракта в красочном псевдоготическом стиле. Его появление связано с одной из ключевых побед русского флота над флотилиями Османской империи в ходе русско-турецкой войны (1768–1774 года), вошедшей в историю как Чесменское сражение. 

Тогда, 25–26 июня 1770 года (6–7 июля по новому стилю), линейные корабли, фрегаты и вспомогательные суда объединённой русской эскадры под командованием талантливых адмиралов Григория Андреевича Спиридова и Самуила Карловича Грейга, накануне загнавшие корабли Оттоманской Порты в небольшую Чесменскую бухту, начали сражение с кораблями противника, одержав в результате головокружительную победу. Разгромленные турки, численность сожженного флота которых вдвое превосходила количество русских кораблей, потеряли в бою 73 судна разных модификаций и более 10 тысяч человек убитыми, а зарево пожара всю ночь полыхало над Чесменской бухтой. 

Читайте также:  Православная молитва матроне московской на покупку квартиры, приобретение жилья

Стоит отметить, что победа русской эскадры в Эгейском море под общим командованием графа Алексея Орлова, получившего после этого приставку к фамилии «Чесменский», стала значимым событием в истории Российской империи, первой со времён Петра Великого морской победой такого масштаба. А с 2012 года указом Президента Российской Федерации Владимира Путина день 7 июля включён в список Дней воинской славы России как День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском морском сражении. 

Важно

Весть об оглушительном триумфе русского флота над турками только в сентябре 1770 года долетела до Санкт-Петербурга и императрица Екатерина II повелела устроить по такому поводу грандиознейшие мероприятия.

Наряду с праздничными богослужениями в соборных храмах столицы, балами и зваными обедами по указу Екатерины II были отлиты и вручены всем участникам судьбоносного для империи события памятные золотые и серебряные медали с правом ношения их в петлице на голубой ленте.

Ежегодно по указу Святейшего Синода во всех православных храмах адмиралтейского ведомства стали служить благодарственные молебны.

Храм в ознаменование Чесменской победы

Накануне празднования седьмой годовщины Чесменского сражения Екатерина II повелела выстроить рядом со своим Путевым дворцом, расположенным по тогдашнему Царскосельскому тракту, церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, в день празднования которого и произошла морская баталия.

Создать проект храма и возглавить работы по его возведению императрица поручила главному архитектору Канцелярии от строений Юрию Матвеевичу Фельтену, который блестяще справился с заданием.

Эскиз будущей церкви Екатерине Великой понравился, и в июне 1777 года состоялась торжественная закладка храма, при которой присутствовали сама государыня со свитой и двором, а также король Швеции Густав III (в назидание и напоминание шведам о военной мощи Российской империи).

 

Спустя три года, к юбилейным торжествам по случаю 10 годовщины Чесменской морской баталии, храм был выстроен и 24 июня (5 июля) 1780 года торжественно освящён митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II и путешествующего по Европе под именем графа Фалькенштейна Иосифа II (императора Священной Римской империи). В память о морской победе императрица повелела называть Путевой дворец и новую церковь, которые очень любила, Чесменскими, часто останавливалась в нём по пути из Санкт-Петербурга в Царское Село и минимум дважды в год (на храмовый праздник и на Масленицу) посещала Рождественскую Иоанно-Предтеченскую церковь. Для Екатерины II справа от входа в храм было устроено укрытое балдахином и оббитое малиновым бархатом царское место, увенчанное двуглавым орлом. Восседая на царском месте, императрица слушала божественные литургии. 

На живописном здании храма, выстроенном в необычном для северной столицы псевдоклассическом стиле, невольно задерживался взгляд каждого, кому случалось бывать в пригородной Чесме и тогда, и в наши дни.

К возведённому в форме равноконечного греческого креста строению с четырёх сторон примкнули высокие полукруглые апсиды, увенчанные башенками с миниатюрными шпилями и закрепленными на них крестами, над которыми довлеет центральная башня с таким же крестом на яблочке.

Совет

Первоначально в башенке над главным порталом храма располагались часы, а в двух боковых – колокольни, сейчас колокольня находится в передней башне. Во внешнем декоре Ю. М.

Фельтен использовал элементы готической архитектуры Средневековья – окрашенное в красный цвет здание храма оттенили белоснежные детали – узкие вертикальные тяги, ажурный лепной орнамент пилонов главного портала, зубчатый парапет, стрельчатые окна и арочки.

В оформлении интерьеров храма архитектор также использовал белокаменные детали – внутреннее пространство стен он украсил растительными орнаментами, филёнками, поясками.

 Изначально Чесменская церковь была приписана к дворцовому ведомству, но спустя два года после её освящения Екатерина II не только пожаловала храм кавалерам ордена Святого Георгия Победоносца, но и разрешила им учредить Думу или Капитул Ордена с правом иметь печать, архив и собственную казну, в результате чего Чесменский храм некоторое время имел и второе название – Георгиевский. Селение, расположенное рядом с храмом, стали именовать Чесмой, а в самом храме с тех пор удостаивались чести быть награждёнными орденом Святого Георгия Победоносца (высшей воинской наградой империи) те, кто особыми воинскими отличиями приумножил славу русского оружия.

Дальнейшая судьба храма

Здания Чесменского дворца и Рождественской церкви, выстроенные в красочном псевдоготическом стиле и ставшие своеобразным живописным архитектурным ансамблем, при жизни их устроительницы – императрицы Екатерины II – поддерживались в порядке, но после её смерти в 1796 году путевой Чесменский дворец был заброшен – взошедший на престол Павел I резко негативно относился ко всему, что делала и где любила бывать его самодержавная родительница. 

Но, несмотря на нелюбовь Павла I к Чесме, сам храм оставался действующим, и в 1802 году, уже при следующем императоре Александре I, из дворцового ведомства Рождественскую церковь передали в ведение Гоф-интендантской конторы, а поскольку она была холодной (летней), в декабре 1811 года в нижнем этаже Чесменского дворца устроили и освятили в честь Рождества Христова тёплый (зимний) храм. 

В 1830 году в бывшем путевом Чесменском дворце открыли богадельню для престарелых ветеранов разных войн, а в следующем, 1831 году, дворец вместе с Рождественской Иоанно-Предтеченской церковью, для которой собственноручно вышила образ Успения Пресвятой Богородицы вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (супруга Павла I), передали в военное ведомство.

Над богадельней ветеранов-воинов попечительствовали Великие князья, а курировал её Александровский комитет о раненых, учреждённый Александром I ещё в 1814 году. С тех пор ежегодно в годовщину основания богадельни в Чесменском храме совершалось торжественное богослужение, для ветеранов и приглашённых устраивался большой праздничный обед и массовое гуляние.

 

Территорию вокруг Чесменского ансамбля застроили – к зданию дворца пристроили три просторных двухэтажных флигеля, разбили парк, возвели три небольших часовни, а рядом с церковью в 1836 году устроили кладбище для погребения ветеранов.

Обратите внимание

За более чем столетнюю историю существования Чесменского некрополя он стал местом последнего упокоения ветеранов Отечественной войны 1812 года, участников военных походов А. В. Суворова, офицеров и солдат русско-турецкой, русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн.

В первые годы послевоенного лихолетья Чесменский некрополь был восстановлен, а в 2003 году, накануне празднования очередной годовщины Великой Победы у входа на кладбище в честь всех захороненных на территории некрополя воинов был установлен памятный гранитный крест. 

До того, как города и селения империи соединили ниточки железнодорожных путей, в Чесменском храме для траурных панихид останавливались кортежи с гробами скончавшихся вне столицы особ императорской крови.

 

Традиция торжественных богослужений, больших обедов и гуляний сохранялась в Чесме до 1919 года, когда новая большевистская власть решила ликвидировать богадельню, переселив её жителей в другие подобные заведения Санкт-Петербурга.

Здание бывшего дворца было спешно переоборудовано в первый в советской России концентрационный лагерь, официально называвшийся Первым лагерем принудительных работ, а в народе получивший негласное название «Чесменка».

Храм Рождества Иоанна Предтечи был закрыт, иконы и церковная утварь – экспроприированы, а в 1924 году с храмовой колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола, с купола – крест, вместо которого верх здания храма увенчали скульптурные символы новой власти – изображения наковальни, молота и клещей. Избежавший экспроприации храмовый иконостас, выполненный по чертежам Ю. М. Фельтена, погиб в огне случившегося зимой 1930 года пожара (воссоздан в 1996 году по старинным описаниям и чудом уцелевшим в военно-историческом архиве Москвы чертежам). 

С 1925 года здание Чесменской церкви использовалось для разных нужд. В нём в разное время размещались архив Главнауки, столярные мастерские Автодорожного института, а перед самой Великой Отечественной войной – склад Ленинградского института авиационного приборостроения.

 

Сильно пострадавшее во время войны здание храма уже в 1947 году законсервировали для проведения в нём, как в памятнике архитектуры, ремонтно-реставрационных работ.

После комплексной реставрации в декабре 1977 года в здании храма открылся филиал Центрального военно-морского музея, посвящённый Чесменскому сражению. 

С началом возрождения духовности в России в начале 1990-х годов стали повсеместно образовываться и регистрироваться православные общины и возвращаться верующим храмы. Община Чесменского храма была образована в январе 1991 года, а уже в ноябре того же года возобновились богослужения.

Важно

Сам храм передали в бессрочное пользование Санкт-Петербургской епархии в июле 1994 года, в 1996 году были проведены ремонтные работы и в ноябре 1998 года тогдашним митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) был освящён воссозданный иконостас.

 В настоящее время храм является действующим, в нём совершаются богослужения и отправляются церковные требы, действует воскресная школа для детей.

 Созданный на основе приходского центра Центр духовной культуры и образования Московского благочиния проводит большую социальную, образовательную и миссионерскую деятельность, тесно сотрудничает с общеобразовательными учреждениями, расположенными в Московском районе Санкт-Петербурга.

На базе Центра для детей созданы кукольный театр, хор, группа православных скаутов «Витязи», детский клуб «Школа капитанов», Молодёжный клуб, ансамбль, проект для поддержки подростков с особенностями развития «Пространство радости» и экологический проект, хор и курсы катехизации для взрослых, «Клуб чесменских бабушек», семейный клуб. При храме работает кризисный центр, специалисты которого занимаются с детьми-аутистами и детьми, страдающими синдромом Дауна. 

К Чесменской церкви приписаны храм святителя Николая Чудотворца (при Рефрижераторном депо Октябрьской магистрали) и храм Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (при городском детском доме №31).

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/chesmenskaya-cerkov

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская)

Политика эпохи классицизма, провозглашающая идеи общегосударственного масштаба, воплощалась в создании монументальных памятников, которые должны были в себе отражать и увековечивать “потомкам в назидание” важнейшие достижения и победы Российского государства.

Так по поводу блестящей победы Российского флота было задумано создание Чесменского ансамбля, включавшего путевой дворец и церковь, строительство которого началось в 1774 году в бывшей болотистой местности Кикерикиксен (что в переводе с финского языка означает “лягушачье болото”).

Торжественная закладка храма состоялась 6 июня 1777 года в присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Храм построен по проекту архитектора Юрия Фельтена. Строительство комплекса было задумано и одобрено самой Екатериной II.

На его месте, по преданию, императрица Екатерина II получила от курьера известие об победе в Чесменском бою.

Помимо причин объективных, отражающих ход развития архитектуры 18 века, для возникновения оригинального Чесменского ансамбля огромное значение имели обстоятельства субъективного характера: интерес императрицы к средневековой готике и особенности таланта архитектора.

Возведение храма было завершено к 10-ой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение состоялось 24 июня 1780 года, на котором вместе с Екатериной II под именем графа Фалькенштейна присутствовал римский император Иосиф II.

Необычна для Санкт-Петербурга архитектура Чесменской церкви, представляющей собой изящное и легкое устремленное ввысь здание в псевдоготическом стиле. Богатый изысканный орнамент из листьев аканта и розеток украшает медные решетки, закрывающие оконные проемы.

Совет

Благодаря узким вертикальным тягам на красноватом фоне стен, высоким стрельчатым окнам и башенкам-пинаклям, здание приобретает легкость и стройность. Остроконечные башенки завершают основные объемы здания церкви.

Тонко очерченные зубчатые парапеты роднят облик храма со средневековыми замками.

Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укрепленными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несет яблоко с изящным ажурным крестом.

В одном из барабанов был помещен большой колокол весом в 6 пудов, остальные 7 малых колоколов были укреплены в другой главе. Пятиглавие Чесменской церкви можно рассмотреть как следование традициям русского храмового зодчества.

Центральный вход с западной стороны храма акцентирован небольшим фронтоном, украшенным белокаменным барельефом.

Церковь имеет компактный “центрический” план. Основой внутреннего пространства является квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырех сторон примыкают полукруглые в плане помещения- апсиды. Схема очень распространенная. Стрельчатые арки, опирающиеся на 4 пилона, объединяют эти помещения с центральным в единое целое.

Окна, характерные для готической архитектуры, увеличивают внутреннее пространство храма. В потоках света четко выделяются на светлом фоне гладких стен и белые тянутые профили, и изящный лепной декор. Поэтому при входе в церковь создается впечатление, что попадаешь в просторный зал; и совсем не ощущаешь его небольших размеров.

Внутреннее убранство церкви отличалось строгостью и простотой. Иконы невысокого иконостаса были “превосходной итальянской работы” неизвестного мастера.

Из них наибольший интерес представляли старые работы: “Распятие Спасителя”, “Умовение ног а постолов Иисусом Христом”, “Святой царевич Дмитрий” с его страданиями, а также “Иоанн Креститель” с видом Чесменского сражения.

Обратите внимание

При входе в церковь была установлена мраморная доска: “Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя Господя Иоанна в память победы над турецким флотом одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества.

Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Гогландского и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна”.

Современники высоко оценили новое творение Ю. М. Фельтена: “Церковь эта, по легкости своего стиля и необыкновенной смелости исполнения, может быть причислена к замечательнейшим зданиям столицы”.

Церковь несколько раз подвергалась ремонтам и реставрациям. Однако архитектура её почти не изменилась.

На прилегавшей к церкви территории было устроено небольшое кладбище, где хоронили ветеранов, доживавших свой век в инвалидном доме, находившемся в Чесменском дворце.

В мае 1919 года церковь была закрыта, однако прихожане и причт храма смогли возобновить его в новом здании – даче Вебера на Московском шоссе 29, где он просуществовал до 17 июля 1924 года. В здании Чесменской церкви в 1919 году разместился первый лагерь принудительных работ (концлагерь) в Советской России. В разные годы здесь размещались мастерские и склады.

Читайте также:  Молитва святому шарбелю

Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, алтарь сгорел во время пожара. В 1965 году приступили к реставрации Чесменской церкви, которая проводилась по проекту архитектора А. П. Куликова. Были выполнены работы по ремонту куполов, укреплению кирпичной кладки, восстановлению утраченных элементов готической архитектуры. Колокола были отлиты на заводе “Монументскульптура”.

Также была осуществлена тщательная реставрация интерьеров храма. В 1977 году, после завершения реставрационных работ, в церкви открылся филиал Военно-Морского музея “Чесменская победа”, в котором были представлены экспонаты, связанные с победами русского флота на Черном море.

Важно

В 1991 году Чесменская церковь была возвращена верующим, сегодня в ней снова проходят богослужения, церковь пребывает в ухоженном состоянии.

Источник: http://www.MyTravelBook.org/objects/cerkov_rozhdestva_ioanna_predtechi_chesmenskaja/

Церковь в честь рождества крестителя и предтечи иоанна (чесменская) людмила старилова

Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменская церковь) в Санкт-ПетербургеЦерковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменская церковь) в Санкт-Петербурге

«Именовать церковь Чесменскою…»

Церковь в честь Рождества Крестителя и Предтечи Иоанна (Чесменская) – одна из самых необычных по архитектуре церквей Санкт-Петербурга. Располагалась церковь, построенная по проекту придворного архитектора Ю.М.

Фельтена, рядом с находившимся в семи верстах от Петербурга путевым дворцом императрицы Екатерины II, который называли по-фински Кикерикексен, или на французский манер – La Grenouillere (то есть «лягушачье болото»), так как эта низинная, поросшая луговой травой местность изобиловала лягушками. Заложили храм в 1777 году, а уже через три года – 24 июня 1780 года – церковь освятил архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). Тогда же церкви было дано название «Чесменская»: в память о победе российского флота над турецким в бухте Чесме в 26 июня 1770 году Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими».

Освящали церковь торжественно, в присутствии государыни, наследника цесаревича Павла с супругой, генералитета и придворных. Среди гостей под именем графа Фалькенштейна был и путешествующий инкогнито по России Иосиф II – император Священной Римской империи германской нации.

В камер-фурьерском журнале, куда заносились все события придворной жизни, так описано торжество освящения Чесменской церкви: «Ее императорское величество и их императорские высочества благоволили шествовать… при колокольном звоне в новопостроенную церковь… а при входе их встретил у дверей с животворящим крестом, в церковном облачении архиепископ Гавриил… с прочим знатным духовенством… По высочайшем прибытии в оную началось освящение церкви, а по совершении… производилась с земляного вала пушечная пальба». Потом была отслужена Божественная литургия и соборный благодарственный молебен. «После всей Божественной службы в церкви Синода члены и прочее духовенство приносили ее императорскому величеству и их императорским высочествам поздравления и жалованы к руке, и в то время производилась с земляного вала пушечная пальба».

Кстати, по проекту архитектора Ю.М. Фельтена в это же время была выстроена еще одна церковь, посвященная Иоанну Предтече, – на Каменном острове, неподалеку от дворца наследника – великого князя Павла Петровича.

Позже, став императором, Павел I передаст Каменноостровскую церковь Мальтийскому ордену, а рядом с ней будет устроено кладбище (не сохранившееся до наших дней), на котором похоронят умерших в Санкт-Петербурге рыцарей.

А Екатерина II свою церковь, Чесменскую, пожалует рыцарям ордена Георгия Победоносца, от чего некоторое время Чесменскую церковь будут именовать Георгиевской.

Совет

Для Екатерины II стало традицией наезжать со свитой и иностранными гостями в свой путевой дворец летом – на престольный праздник, а зимой – на Масленую неделю, бывать в церкви (где справа у входа было ее малиновым бархатом обитое царское место с гербом и под балдахином) на литургии. Чесменская церковь принадлежала Дворцовому ведомству – это было и почетно, и ответственно.

Чесменские клирики

Среди клириков Чесменской церкви, служивших в царствование Екатерины II и Павла Петровича, выделялся один – диакон Михаил Мануйлович Уткин. Был он определен к Чесменской церкви, как сообщают нам архивные документы, в 1794 году «18 дня месяца августа на вакантное место».

Родился Михаил Мануйлович 15 ноября 1763 года в Осташкове. В семейной мастерской обучался иконописному искусству. В 1779–1780 годах написал иконы для Ниловой пустыни.

В 1782 году переехал в Петербург, с 5 ноября 1783 года служил в Артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе.

В том же году был принят в Академию художеств как вольноприходящий и в течение семи лет учился у Гавриила Игнатьевича Козлова, одновременно продолжая службу в кадетском корпусе.

В 1789 году по заказу митрополита Санкт-Петербургского Гавриила написал иконостас для Спасо-Преображенского собора в Выборге (в настоящее время доказано его авторство для четырех икон – «Царь царем», Божией Матери с Младенцем, Преображения Господня и великомученицы Екатерины).

В 1791 году, по окончании Академии художеств, М.М. Уткин по ходатайству митрополита Гавриила был зачислен в пенсионеры, то есть ему выплачивали денежную субсидию. Тогда же Михаил Мануйлович вышел в отставку в чине прапорщика.

В 1792 году он был определен в помощь художнику-иконописцу А.П. Антропову на место умершего Мины Колокольникова, своего земляка. За два года своей службы при Святейшем Синоде М.М.

Обратите внимание

Уткин написал для Троицкого собора Александро-Невской лавры лики пророков Иеремии и Даниила, Исаии и Михея, а также «мужа благочестивого» Филиппа (Пелгусия), «когда он, будучи при морской страже, видел святых Бориса и Глеба, едущих в насаде (то есть корабле) в помощь святому Александру Невскому», а еще «Уверение апостола Фомы» и «Спасителя, вручающего ключи апостолу Петру».

С 1794 по 1797 годы Михаил Уткин служил диаконом в Чесменской церкви.

О последних годах жизни его известно немного: архивные документы сообщают, что жил он с женой и сыном неподалеку от церкви, что в 1797 году купец Тимофей Трофимов получает от него образ, заказанный для батальонной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери г. Ревеля.

Этот заказ, видимо, был последним в жизни иконописца. В том же году его жене, уже вдове Параскеве Исакиевне, выдают вид на жительство и деньги из Опекунского совета, а его сына Алексея в 1805 году определяют в Александро-Невскую духовную академию.

После кончины в 1796 году Екатерины II Чесменский дворец приходит в запустение. Павел I хотел было во дворце устроить богадельню с лечебницей для увечных воинов, как на Каменном острове. Но только из этого проекта ничего не вышло.

Сказался недостаток воды: речка мелкая, два небольших прудика и до колодца далеко.

Комиссия, составленная для этого случая в 1799 году, нашла дворец неудобным для «устроения в нем лазарета Мальтийского ордена», после чего и последовало 3 сентября того же года высочайшее повеление «о возвращении оного дворца в Придворное ведомство».

А в церкви жизнь в это время шла своим чередом. В марте 1793 года, еще при жизни Екатерины Великой, из села Бегунцы Ямбургского заказа в церковь Иоанна Предтечи был переведен новый священник – о. Иоанн Яковлев.

В конце XVIII – начале XIX веков численность православного духовенства в России, не считая монашествующих, составляла не более ста тысяч человек. Жалование получали две трети священнослужителей, но и оно было не слишком большим и восполнялось за счет треб и пожертвований.

Важно

По указу времен павловских, священнику Чесменской церкви платили 200 рублей годовых и 122 рубля хлебного достатку, дьякону – 150 и 75 рублей соответственно, псаломщикам по 80 рублей. На церковные потребности, как-то: ладан, вино, масло и прочее – выдавалось 52 рубля в год. Денег на содержание храма и причта едва хватало.

Жизнь была нелегкая. Семья у священника обычно большая, всех обуть-одеть надо, прокормить, обучить, пристроить. Из Гоф-интендантской конторы раз в год выдавали 240 рублей на рясу да из придворной гардеробной 46 аршин шелковой материи – на подризник.

Квартира казенная, огород свой, вроде можно концы с концами свести. Все бы хорошо, да вот нелады с дворцовым камер-фурьером (чиновником 4-го класса «при высочайшем дворе») в 1796–1797 годах у порядочного о. Иоанна приключились.

Жалобу на Антона Мокринского отец Иоанн подал, мол, притесняет…

По штату состояли при загородном Чесменском дворце один камер-лакей и два простых. Денег получали в год по 221 рублю. Ноги протянуть можно. А у всех семьи.

Вот и стал камер-фурьер Мокринский из дворца полосатые шелковые ткани, что для обивки мебели припасены были еще при бывшей государыне Екатерине II, продавать. О.

Иоанн узнал, стал увещевать, мол, как тебе не совестно… Тот угрожать начал… Слово за слово – повздорили не на шутку. Назначили комиссию, стали дознаваться: кому, когда, куда… ничего не узнали, так дело и закончилось.

Для того чтобы жалование прибавили, деятельный о.

Иоанн Яковлев обратился в Гоф-интендантскую контору, в ведение которой с 1802 года перевели храм, с просьбой увеличить плату священникам, сравняв жалование с тем, что получал причт других церквей при загородных дворцах: «Не имея приходу и быв отдалены от града и ближайшего сообщения, изнуряясь излишнею дороговизною, терпим прекрайнюю нужду», – писал он.

При императоре Александре I жалование прибавили. Стал настоятель о. Иоанн получать 338 рублей в год, но это было в 2 раза меньше, чем получал, скажем, настоятель придворной Петергофской церкви, где жалование было – 660 рублей годовых.

Совет

У диакона в Чесменской – 275 рублей, а в Петергофе – 400 рублей в год, у псаломщиков – 320, а там – по 400. На церковные нужды тоже прибавили, но немного, до 80 рублей в год. Просвирне с 1804 года стали платить 41 рубль в год. Просфоры для церкви выпекала с 1786 года вдова сержанта Ивана Гагарина Наталья Алексеева.

Еще были сторожа: церковь, сменяясь, охраняли по штату трое, за их службу платили 40 рублей в год.

Воскресные службы, крещения, отпевания, венчания – обычная жизнь священника. А еще в обязанности священника входило ведение метрических книг, куда записывались сведения о родившихся, преставившихся и повенчавшихся.

Книги эти для историков – ценнейшие источники сведений об ушедшей эпохе и людях, некогда живших.

И хотя сведения эти сухи и скупы, нередко именно они становятся теми штрихами, что оживляют картину жизни тех, кто оставил свой след в истории и культуре русской.

Так, в метрической записи 1804 года от сентября 28 дня значится, что повенчали «губернского секретаря Павла Чуплова, служащего в департаменте Министерства юстиции, и умершего подпоручика Ивана Эмонова дочку Марию.

Поручителями по женихе были флигель-адъютант Димитрий Шепелев да подполковник князь Борис Четвертинский, а по невесте подполковник Александр Шутин да Белорусского гусарского полку ротмистр Денис Давыдов…» Поэт и будущий партизан за свои вольнодумные стихи уже переведен из гвардии в Белорусский гусарский полк, расквартированный в Киевской губернии. Через несколько месяцев он покинет «туманные брега Невы» и вернется лишь через два года, благодаря протекции своих влиятельных друзей снова будет переведен в гвардию, в 1812 году во главе крупных партизанских отрядов совершит дерзкие набеги в тыл французам и одержит ряд блистательных побед. Молва о подвигах «поэта-гусара» прогремит по всей России, в знаменитой портретной галерее Зимнего дворца, посвященной героям 1812 года, повесят его портрет…

А в тот осенний день сослужили на венчании диакон Павел Иулианов и псаломщики Алексей Матвеев, Марк Васильев – последнего в 1808 году переведут в домовую церковь Мраморного дворца.

Надо отметить, что Иоанновская (Чесменская) церковь была летней, холодной и не отапливаемой. Ходатайство об «открытии теплой зимней церкви» послал в Гоф-интендантскую контору все тот же неугомонный о. Иоанн (Яковлев).

Обратите внимание

Незадолго до войны с Наполеоном освятили в Чесменском дворце в нижнем этаже восточной башни небольшую зимнюю церковь. Это случилось 11 дня месяца декабря 1811 года. Чин освящения храма во имя Рождества Христова был проведен протоиереем Криницким.

В зимнюю Рождественскую церковь были переданы из Эрмитажа церковная утварь и походный иконостас царя Алексея Михайловича, вышитый в кремлевских светлицах в 1590 году и перевезенный в Петербург еще императором Петром Великим.

Он почти полностью сгорел во время пожара 1871 года, уцелевшие фрагменты были собраны и по самому большому из уцелевших кусков стали называться иконой Святой Троицы. (В настоящее время хранится в Государственном Русском музее).

В зимнюю Рождественскую церковь были определены псаломщиками пономарь Софийской Вознесенской церкви Иоанн Иванов и дьячок села Таицы Иоанн Антонов.

Эта зимняя церковь приняла весной 1826 года уже почившего императора Александра I. Он скончался в ноябре 1825 года в Таганроге при загадочных обстоятельствах. По поводу похорон долгое время не поступало распоряжений. Да и не до похорон было: в Петербурге произошло восстание декабристов.

Когда политические бури улеглись, новый император Николай I высочайшим распоряжением повелел перевезти тело покойного государя сперва в Царское Село, а затем доставить его в путевой Чесменский дворец, в церкви которого с 5 на 6 марта 1826 года генерал-адъютанты переложили его из прежнего деревянного гроба, помещавшегося в свинцовом, в новый бронзовый гроб, поставили на траурную колесницу, покрыли мантией и возложили корону, скипетр и другие царские регалии.

На другой день траурное шествие двинулось по Московскому тракту в Санкт-Петербург в Казанский собор.

А спустя малое время, 4 мая того же 1826 года, в Белеве скончалась императрица Елизавета Алексеевна. 12 июля тело покойной государыни было доставлено, как и тело ее супруга, в церковь Чесменского дворца. 14 июля траурный катафалк отвез тело бывшей императрицы в столицу. Супругов похоронили в соборе Петропавловской крепости……

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ: http://www.pravoslavie.ru/put/3537.htm

#inelisaveta #mon_sofia #православие

Источник: https://mon-sofia.livejournal.com/3597353.html

Ссылка на основную публикацию