Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви

Суеверия, связанные с похоронами

–  Как показывает опыт, существуют сотни различных суеверий, связанных с похоронами. Одни завешивают зеркала в доме, где есть покойник, другие кладут в гроб вещи и деньги, третьи считают, что ближайшему родственнику нельзя нести гроб умершего. Как к этому относиться?

– Пожалуй, в нашей жизни нет ничего более мифологизированного и пропитанного суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.

Это происходит оттого, что люди совершенно не знакомы с православным учением о происхождении человека, его духовной природе, смысле его жизни, его божественном признании.

Поверхностное отношение к Церкви, непонимание глубины того, что в ней происходит, породили уродливые похоронные лжетрадиции, которые ничего общего с православием не имеют, но, к сожалению, устойчиво присутствуют в народном сознании.

Тело человека в православии воспринимается как храм души, в котором она пребывает временно. Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догматом о Воскресении.

Обратите внимание

Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (ведь душа человека по определению бессмертна), а в то, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут и соединятся с нашими душами.

Вот почему в Церкви существует трепетное отношение к погребению: обмывать тело, одевать в чистое, покрывать белым саваном и хоронить в землю как в постель, где тело «спит», ожидая день Второго Пришествия и Воскресения из мертвых.

Иными словами, заботясь о достойном погребении человека, родственники выражают свою веру во всеобщее Воскресенье..

– В  православной традиции умершего называют усопшим, т.е. уснувшим. И смерть рассматривается как переход души и сознания человека в потусторонний мир – мир Вечности. Усопший не ушел в небытие, не исчез, а через врата Вечности перешел в другую реальность – мир духовный.

– А где нет веры в Бога, там есть жуткий страх перед смертью и стремление вытеснить мысли о ней на периферию сознания. Обратите внимание, в обществе, где боятся смерти, пытаются замаскировать этот страх юмористическими передачами, комедийными, развлекательными фильмами и шоу.

У не верящих в Бога все, связанное со смертью, во все времена сопровождалось страхом. Отсюда, пожалуй, и самое большое количество предрассудков, живущих и в атеистическом, и даже в примитивном церковном внешнем сознании многих людей.

Кстати, у так называемых атеистов и агностиков, которые вроде не должны верить в потустороннюю жизнь, присутствует  масса страхов и суеверий, связанных с мистическим восприятием души, ее жизни в загробном мире и ее возможностью влиять на живых.

Вот на таких примерах видна лживость атеистического восприятия мира!

Смерть для неверующих и полуверующих – это большей частью образ костлявой и страшной старухи с косой, которая пришла за своей добычей, при этом не упускающей случая попугать живых своим ужасным смехом и огнём пустых глазниц.

И что им остаётся? Поскорее откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о ней. Вот отсюда и идет совершенно глупое суеверие класть в гроб с покойным деньги или вещи. Отсюда же широкораспростаненная традиция ставить на поминки водку (или воду) «для покойного», накрыв ее хлебом.

Это просто отголосок языческой традиции, которая заключалась в ужасе перед душами мертвых. Чтобы они ничего плохого не сделали живым и ушли в свой мир, их надо было «угостить», «откупиться». Когда такое проделывают на современных поминках, их уже нельзя считать христианским поминовением усопшего.

Важно

Хоть присутствующие и вспоминают умершего, это не мешает им по-язычески «отгонять» его душу.

– Так что же такое «суеверие»?

– Слово суеверие складывается из «суе» и «верие». С верой все понятно, а что означает «суе»? Это суета, безрезультатность, бессмысленность. Соответственно, суеверие — это не имеющая смысла, пустая, напрасная вера, которая наносит колоссальный вред человеку.

Казалось бы, что плохого в том, что кто-то завешивает зеркала? А то, что место настоящей веры в душе заняло суеверие, то есть напрасная вера вытеснила подлинную.

Вместо того чтобы молиться за душу близкого, человек думает, не забыть бы завесить зеркала или положить любимую вещь покойного в гроб.

Суеверие не приводит к Истине, а посему является крайне вредным. Подлинная вера просвещает человека, а суеверие ослепляет, оставляя его на уровне примитивного поверхностного развития и низводя до фарисейства.

Как известно, в иудаизме есть огромное количество  внешних, нелепых, а часто и просто бессмысленных предписаний, которые обличал Спаситель: «Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф.23:24).

Вот так часто бывает и в наше время: выполняются совершенно глупые,  нелепые суеверные правила, ритуалы, а главное при этом не делается.

Разве может увидеть Бога суеверный человек, который занят соблюдением всевозможных глупостей? Суетная вера лишает нас зрелости христианского трезвомыслия, занимая место подлинной Веры и Истины. Именно поэтому суеверия далеко не безобидны.

Посмертная судьба души зависит не от рюмки с хлебом, а от горячей молитвы близких. Только обращаться к Богу нужно с полным осознанием Того, к Кому вы взываете, тогда Господь непременно услышит и поможет.

Суеверие – это особое состояние сознания человека, ослеплённость души, не зависящее от уровня интеллекта и образованности. Повторюсь, но как ни удивительно, одними из самых суеверных являются как раз люди, позиционирующие себя учеными-атеистами. Я знаком с одним  профессором, доктором физических наук, который никогда  не здоровается через порог, потому что это «плохая примета».

Совет

Иллюстрацией глупости, происходящей из-за суеверий, может послужить также случай, произошедший на похоронах известного ученого. Во время поминок один академик (ныне тоже покойный), большой враг религии, стал произносить большую речь об умершем, которую закончил словами:

– А теперь давайте помянем. Не чокаясь.

На это друг усопшего, известный профессор и верующий человек, спросил:

– А почему, собственно, не чокаясь?

Над столом нависла пауза. Академик растерялся. Было видно, как он хочет придумать оправдание тому глупому суеверию, которое только что озвучил. Но попытки объяснить его с точки зрения материализма, поклонником которого он много раз публично себя объявлял, были тщетны. Все с интересом смотрели на краснеющего академика, который был похож на школьника у доски, не выучившего урок.

– Батюшка, так чокаться можно или нет?

– Как хотите, это не имеет значения. Запрет на чоканье не более чем классическое, глупое суеверие, взявшееся неизвестно откуда. Душе умершего от этих чоканий ничего не прибавится и не убавится. Помочь ей могут совсем другие дела. Поэтому не становитесь чокнутыми, выполняя  все эти бессмысленные суеверные «правила».

– А как распространяются суеверия?

– Большей частью эти глупости приходят от людей, которые ничего по-настоящему не знают, но хотят себя показать знатоками, умными и во всем сведущими. Чтобы обратить внимание на свою персону, они придумывают или вспоминают какое-либо суеверие, которое бросаются выполнять вроде бы вполне вменяемые люди.

Например, такая «знающая» говорит, что обязательно свечу церковную надо поставить к фотографии умершего или что на столе не должно быть солонок и ножей. Другая такая же «всезнайка» из соседнего города вводит обратные глупые порядки.

По ее мнению, на столе солонки и ножи быть должны непременно, а вот фотографию со свечой необходимо поставить не дома, а на кладбище.

Это как раз подтверждает природу  всех этих нелепостей. Ведь суеверия из разных районов, городов могут прямо противоречить друг другу. В одной области нельзя вилки на поминальный стол класть, в другом — металлические ложки. В третьем нельзя соль, а в четвертом — соль даже нужно, но никак нельзя горчицу. А в пятом  можно и соль, и горчицу, но нельзя чтобы солонка была полной.

– Удивительно, как люди не понимают нелепости этих суеверий?

– Ничего удивительного. Это как раз и есть духовное ослепление, за которым следует ослепление разума. Ведь люди не знают, как правильно делать и что, поэтому и слушают «знающих», которые в своем дремучем невежестве распространяют такие «порядки». А не желающие учиться настоящим традициям люди слушают и делают, как им говорят.

Дальше эти суеверия  расходятся как эпидемия, поражая глупыми «правилами» целые регионы. Но, несмотря на отсутствие здравого смысла, все это выполняется, потому что «так положено». И бессмысленно спрашивать, кем именно положено. Ответа не будет.

– Но суеверия часто объясняют народными традициями?

– Народные традиции тоже придумываются людьми, причем нередко с их помощью оправдывается много нелепостей. То, что традиция есть, еще совсем не значит, что она достойная и  ее следует неукоснительно соблюдать. Например, много «традиций» сложилось в советское безбожное время, следовать многим из них вообще не стоит, наоборот, нужно всячески избавляться от этих лжетрадиций.

–  А как относится к более древним языческим традициям?

– А что такое язычество? Это понятие произошло от слова «язык», что со славянского означает «народ» или «общность». «Языческий» в переводе на русский язык значит «народный». Люди не зря говорят «народные верования» или «по народному поверью». Но давайте посмотрим, всегда ли народ прав?

Вспомните, Бог дал Завет Моисею. А народ еврейский при этом скатился до поклонения Золотому Тельцу. Вот вам и народная вера! Или народ, видевший собственными глазами чудеса, поначалу приветствовал Христа, входящего в Иерусалим, а потом… тот же народ  кричал «Распни, распни!». Ну и где  была в это время  хваленая народная мудрость?

А зачем «умный» народ устроил революцию в 1917 году, а потом утонул в крови Гражданской и последующих войн?

Источник: http://pravoslavnost.ucoz.ru/publ/o_vere/pravoslavnye_tradicii/sueverija_svjazannye_s_pokhoronami/36-1-0-51

Суеверия в Церкви и предрассудки наших современников

На первый взгляд кажется, что проблема предрассудков и суеверий решается до банальности просто: скажем, как обычно: “Плохо это, братья и сестры!” – и все… Но говорятся эти слова на Руси со времен равноапостольного князя Владимира. Пишутся книги.

Но, увы, не все имеют привычку читать подобную литературу или вообще читать, доверяя более “устным” источникам информации. Живучесть этих самых предрассудков и суеверий нельзя объяснить только одной безграмотностью людей, здесь все гораздо сложнее.

В истории человечества можно наметить два вектора существования религии — истинную религию, которую Сам Бог создает для спасения человека и общения с ним; и ложную религию, которую создает сам человек в отрыве от Бога.

Обратите внимание

Стремление к богообщению есть необходимая составляющая человеческого духа. Если это стремление исполняется в Богооткровенной религии — человек достигает спасения.

До пришествия в мир Христа Спасителя такой Богооткровенной религией было ветхозаветное иудейство.

Из Св. Писания мы знаем, что суеверия и предрассудки временами встречались и там: это и частые отпадения в идолопоклонство, и, в более поздний период, осуждаемые Христом предания старцев . Оторванная от Бога религиетворческая функция, что называется, “работает в автономном режиме”, эта функция, выражаясь языком психологов, является архетипом религиозных представлений .

Действует эта функция иногда массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно. Как объяснить многовековое существование таких старших по возрасту, чем христианство, религий, как индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство? Эти религии есть порождение исключительно человеческого духа, но никак не Божественного откровения, а Бог не утесняет свободу человека.

Слово “язычество” происходит от слова “язык” — “народ, племя”.

Феномен язычества ( народничества ) должен осознаваться не только как отдельно взятый культ и набор сопутствующих ему теоретических представлений, которые можно заменить христианским культом и богословием и на этом поставить точку.

Язычество пронизывает собою все сферы жизни и деятельности человека, его мировоззрение и тайные закоулки души. Даже лишенное религиозных составляющих, язычество выживает, трансформируясь в идеологические и социальные формы.

Особенно живуче язычество на уровне быта и семейных отношений. Язычество очень психологично в том смысле, что оно есть состояние души без Бога. И вот именно про это бытовое, психологическое язычество, приживающееся даже в “церковной ограде”, мы и собираемся поговорить в этой статье.

Вместе с язычеством рука об руку шагает магия . Магия есть стремление человека подчинить себе существующий в мире порядок, заставить служить своим интересам всю совокупность видимых и невидимых существ. Вот что пишет об этом о. Александр Мень: “Для мага радости мистического богообщения — пустой звук.

Читайте также:  Что такое соборование, для чего оно нужно и как проводится?

Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни — на охоте, в земледелии, в борьбе с врагами. Этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, Природу (включая незримые силы) он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом.

Человек сливается с родом, подпадая под гипноз коллективных представлений”.

Важно

Таким образом, в то время как Богооткровенная религия строится на основе любви, магизм строится на отношениях “ты — мне, я — тебе”. Подобные магические отношения складываются и у многих наших современников.

Не будь этого — не появились бы пословицы: “гром не грянет — мужик не перекрестится” или “как тревога — так до Бога”.

Люди, у которых ни Бог, ни Церковь не занимают в жизни важного места, в случае неприятностей бегут в храм, там ставят самые толстые свечи (как будто Богу — чем толще свеча — тем угоднее!) и пытаются убедить священника в том, что их семейные неурядицы и беды спровоцированы дюжиной местных колдуний. Но это вовсе не значит, что Православие для них есть нечто вроде последней инстанции — с тем же успехом они обратятся к отечественной “бабке” или к экзотическому африканскому шаману.

Не лучшим образом ситуация складывается и в среде мирян, более или менее стабильно посещающих богослужения. Для многих из них ритуал является понятием не религиозным, но психологическим.

В психологии ритуал есть зачастую непроизвольное действие, обеспечивающее стимуляцию жизненных отношений индивида, например, в одном храме под Киевом некоторые местные прихожанки считают, что в церковный двор можно заходить только через центральные ворота, и ни в коем случае не через заднюю калитку с другой стороны храма. Никаких объяснений подобным действиям они не дают.

Психологи данный обычай объяснили бы как ритуал, обеспечивающий его участникам магический престиж , а религиеведы добавили бы к этому, что здесь имеет место табу . Трудно не согласиться с этим.

Выше мы упоминали о так называемом свечном благочестии . Для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их “христианской” жизни.

(Это все равно как если бы человек, намеревающийся купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил в ювелирном магазине дверную ручку и, всемерно довольный и даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением.

) Боже упаси кого-нибудь постороннего дотронуться или переставить поставленные ими свечи!!! Это вызовет моментально бурю гнева и возмущения, посягнувший будет обличен в колдовстве и даже может схлопотать по рукам! Не лучше обстоят дела и со святой водой.

Многие далеки от веры, что “капля освящает море” и поэтому настойчиво требуют от священника в дни, когда в храмах служатся молебны с водосвятием, чтобы он “хорошенько побрызгал” и принесенную ими воду, и их самих. Вере в невидимое освящение души благодатью Св. Духа через Таинства Церкви эти псевдоправославные люди предпочитают чисто психологическое самоуспокаивание — дескать, меня водою облили — теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

Не свободны, к сожалению, от суеверий и предрассудков и многие представители духовенства.

Так, известно, что в некоторых селах существует следующий обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать ребенка — священник спешит в храм “отверзать Царские врата”, чтобы тем самым обеспечить потенциальной роженице благополучные роды.

Здесь налицо элемент так называемой гомеопатической магии (подражательной) — Царские врата кощунственно ассоциируются с женским лоном. Известен случай, когда некий священник запретил своим прихожанам причащаться (!) на праздник Преображения Господня, мотивируя запрет тем, что, дескать, “сегодня мы все причащаемся яблоками (?!)”.

Совет

Некоторые священники вообще запрещают причащаться в двунадесятые и великие праздники без особой на то мотивации — все вы, мол, недостойны сегодня.

Забывают только они об ответственности, которую несут перед Богом за свою паству, ведь смысл и центр православной общины — это Евхаристия, а не различные обрядовые мелочи.

Тут впору вспомнить слова, обращенные к каждому поставляемому иерею при вручении Св. Агнца: “Приими Залог сей, о Нем же истязан будеши…”.

Перечислим еще некоторые суеверия и предрассудки, которые встречаются в современной церковной жизни.

Геронтомания — поиск “старцев”. Напрасно многие современные “старцеискатели” полагают, что ими руководят примеры великого старчества из истории христианства, отнюдь.

Стремление многих православных к духовному рабству и зависимости от воли сомнительных “старцев” напоминает времена, когда после принятия Русью христианства по ее просторам ходили разные вещуны и волхвы, пугая нетвердых еще в вере людей гневом богов: неурожаями и болезнями.

Или петровские и послепетровские времена, когда старообрядческие посланцы призывали всех бежать в скиты “от антихриста”. Таким образом, алармизм и эсхатологический психоз постоянно наблюдались в истории в различных вариациях и провоцировались “старцами”.

“Старец” — это архетип многих народов, олицетворение мудрости, тайных знаний: друид, шаман, тибетский лама и т. п. Именно этот архетип заставляет людей искать “духовного сверхчеловека”, противопоставляющего себя и свою доктрину Церкви и Ее учению.

Технофобия — боязнь продуктов технического прогресса. Носителями этого вида фобии чаще всего выступают старые больные одинокие люди. Они считают, что компьютеры, банкоматы, аудио-видеотехника и т. д. суть “бесовщина”.

Обратите внимание

Такие люди активно способствуют распространению всяких слухов о близком конце света. Технофобия и геронтомания тесно связаны между собой.

“Старец”, боязнь техники и отождествление ИНН с “печатью антихриста” шествуют обычно вместе.

Ксенофобия — боязнь мнимо чужого и нового. Этот вид суеверия охватывает как мирян, так и духовенство. Ксенофобия, как правило, сочетается с разновидностью национализма — церковным национализмом, а также с невежеством.

Вот примеры: некоторые священники и монахи запрещают читать книги известных православных богословов только под тем предлогом, что у этих богословов нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм).

Незнание истории Церкви и полноты христианской традиции в соединении с этнофилетизмом заставляют подверженных ксенофобии мирян и духовенство во всем неизвестном и непонятном им видеть происки “врагов Православия” или нечто совершенно чужеродное по отношению к Церкви, Которую они понимают крайне узко — в пределах лишь одной поместной Церкви, а иногда и монастыря, и даже прихода.

Огромное недоумение у ксенофобов вызывает факт почитания Православной Церковью в лике святых некоторых римских пап. Некоторые священники даже стараются заменять слово “папа” словами “патриарх” или “епископ”, как будто слово “папа” — ругательство, а “патриарх” и “епископ” — эвфемизмы. Таким образом, “психология мелкого лавочника” заменила у ксенофобов соборное (кафолическое) сознание.

Но ксенофобы не знают не только историю древней Церкви, но и особенности духовных традиций других современных Поместных Церквей, которые имеют право отличаться от русской или украинской традиций. Уверен, что в традициях и укладе жизни других Поместных Церквей нашлось бы много такого, что пришлось бы не по нраву нашим ксенофобам и было бы расценено последними как ересь и беззаконие.

Некрофобия — боязнь покойников и того, что с ними связано. Множество суеверий и предрассудков связано с похоронами. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми связывали покойному руки и ноги, в тщетной надежде, что эти предметы им помогут в их богопротивных занятиях. Не отстают от колдунов и родственники, и друзья покойника.

Важно

После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, сидениями вниз, чтобы никто из живых не сел на них: вероятно, они считают, что эти табуретки способны нанести вред живым по принципу контагиозной (заразительной) магии.

Зеркала и другие отражающие поверхности в квартире завешивают материей, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного. Наверное, по этой же причине оставляют возле портрета покойного и рюмку с куском хлеба.

Таким образом, потустороннее бытие человеческой души видится некрофобам в узко-спиритуалистическом аспекте. Соседи покойного часто боятся нести венки, а принесшие землю в храм для “заочного” отпевания боятся потом эту землю заносить домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в языческую тризну — с песнями и обильными возлияниями алкоголя.

Уверен, что суеверий и предрассудков существует намного больше, чем описано в данной статье. Впрочем, и этого достаточно, чтобы сделать неутешительный, но правдивый вывод — нам всем (священникам, православным педагогам, катехизаторам, воцерковленным мирянам) нужно помнить, что мы, православные, должны жить и действовать как миссионеры в языческой стране.

священник Дионисий Дунаев, кандидат богословия

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/sueveriya-v-cerkvi-i-predrassudki-nashix-sovremennikov/

7 причин суеверия людей

В повседневной жизни редко встретишь человека, абсолютно не верящего в те или иные приметы. Что же за этим стоит? Почему в наш просвещенный век, мы, встретив черную кошку, все же переходим на другую сторону улицы?

Сколько раз мы слышали: «Соль рассыпалась – к ссоре», «Не свисти – денег не будет»… При этом мало кто задумывается, что за рассыпавшуюся соль можно было здорово схлопотать хотя бы потому, что в XVII веке соль на Руси была продуктом весьма дорогим. А свист, согласитесь, многих раздражает, и понятная всем угроза отсутствия денег побуждает прекратить сие занятие.

Суеверия по сей день остаются малоизученной формой обыденного сознания человека. По данным исследований Института социологии РАН, вера в явления, научно недоказанные, невероятные и чаще магические, характерна для людей различного пола, возраста, социального статуса. Поэтому не стоит думать, что в приметы верят исключительно бабушки из далеких деревень. 

Функции, которые выполняют суеверия

1. Защита и безопасность

В древности люди жили в мире, полном неведомых им сил, как злых, так и добрых. Поэтому в каждой культуре разрабатывались и распространялись ритуалы и правила взаимодействия с неизведанным. Человеку хотелось, чтобы силы оберегали его и помогали.

В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые. А суеверным поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний.

Следуя приметам, человек стремится защитить самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.

2. Воспитательная

Если просто сказать ребенку не качать ногой или не оставлять недоеденным хлеб, то, как говорится, «в одно ухо влетит, в другое вылетит». А если добавить, что на ноге леший качается, а оставленный кусочек будет всю ночь бегать за ним, то шансов добиться от ребенка желаемого намного больше.

Таким образом, примета стала запретом, а по сути своей способствовала развитию определенных правил поведения. В широком смысле суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали.

3. Предотвращение возможных негативных последствий

«Вернулся за чем-то домой – посмотрись в зеркало», игнорирование цифры «13» и встречи с черной кошкой – все это и многое другое попытка предотвратить неудачу. В таких случаях у человека возникает чувство, что если он проделал тот или иной ритуал, его жизнь под контролем.

Если подойти к вопросу логически, то возвращение домой за забытой вещью говорит о том, что вы сегодня необычно рассеяны, а это чревато неприятностями. Поэтому посмотреть в зеркало – это некая возможность собрать себя в кучу и настроиться на лучшее.

4. Приманивание удачи

Об этом лучше всего знают студенты, а также жители домов, расположенных рядом с общежитиями, которые каждую летнюю и зимнюю сессию ложатся спать далеко за полночь. А все потому, что ровно в 00:00 часов с криками: «Халява, ловись!», десятки рук с зачетками тянутся из окон к небесам.

Пятак под пятку и немытая перед экзаменом голова – это уже классика жанра. У спасателей есть примета никогда не чистить обувь в начале смены, чтобы не уехать на вызов, делается это в конце. Что-то с обувью не так, раз всякие обрушения с наводнениями происходят.

Читайте также:  Икона святого стилиана пафлагонского

5. Желание заглянуть в будущее

На это направлены всевозможные рождественские гадания и приметы. Кинула башмачок через забор и направление его носка должно указать, откуда придет жених. Гадания были разнообразными, но всегда несли один и тот же символ – замужество.

Например, становились спиной к поленнице дров и, зажмурясь, вытаскивали какое-нибудь полено. Ощупывали его и, обнаружив гладкую поверхность, радовались: жених будет красивый.

Или если у ЗАГСа жених споткнулся, значит, он не уверен в своем выборе, утверждает молва. А на деле оказывается, что у него просто развязался шнурок.

Человек склонен к тому, чтобы искать «знаки», которые намекнут на будущее, помогут подготовиться к нему.

6. Защита от дурного глаза

Неприятности случаются со всеми.

Кто-то анализирует происходящее и ищет причины в мыслях и поведении, но ведь гораздо проще считать, что день не задался потому, что Марьванна из соседней квартиры не так посмотрела с утра, а муж ушел к другой не потому, что вы его пилили, а потому что злая разлучница сделала приворот. Вера в «дурной» глаз существует абсолютно во всех странах мира уже на протяжении многих столетий и выражается в достаточно яркой форме.

Она находит проявление не только в совершении различных защитных ритуалов, но и в огромном количестве обращений к «профессионалам» в области снятия сглаза.

Астрологов, хиромантов, колдунов и экстрасенсов в современной России насчитывается около 300 тысяч.

Для сравнения – профессиональных ученых около 400 тысяч, причем последних становится все меньше, а колдунов, по исследованию ВЦИОМ, все больше.

7. Контроль и неизменность

Многие приметы направлены на то, что если что-то будет сделано определенным образом, то все останется на своих местах и ничего плохого не произойдет.

Обычно некие ритуалы соблюдают люди с обсессивно-компульсивным расстройством.

Они старательно перешагивают трещины на асфальте, не наступают на крышки колодцев, считают количество освещенных окон в доме напротив, садятся за стол определенным образом, моют руки раз в полчаса, чтобы снять тревогу.

Прекрасный пример – герой Джека Николсона из фильма «Лучше не бывает». Мелвин каждый день обедает в одном и том же ресторане, за одним и тем же столом и использует при этом одноразовую посуду, которую принес с собой из-за патологической боязни микробов. И все это только потому, чтобы его миропорядок оставался неизменным.

Хорошая новость для логиков

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются.

Бихевиористы (те, кто изучает поведение) рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять причинно-следственные связи между собственным поведением и последующими событиями.

 Суеверие возникает и поддерживается в результате случайного подтверждения.

Хорошая новость для интуитов

Суеверие дарит человеку необходимую уверенность в своих силах и чувство безопасности.

По мнению ученых, суеверия обладают своего рода успокоительным эффектом, если человек верит в то, что эта вещь или действие ему поможет, то это обязательно помогает. Вера имеет невероятную силу воздействия на людей.

Но если результаты того или иного мероприятия во многом зависят от удачи, то вера и суеверия тут не влияют ни на что.

Хорошая новость для всех

На каждое возражение убежденного противника любых предрассудков найдется множество примеров того, как «срабатывали» приметы, сбывались пророчества, приходил успех в самых безнадежных делах.

Другое дело, что только от вас самих зависит, будете ли вы опираться на своем пути к успеху на приметы и суеверия или станете рассчитывать исключительно только на себя, на свои силы и способности.

Решать вам.

Источник: https://domashniy.ru/prakticheskaya-magiya/7_prichin_sueveriya_lyudej/

Суеверное бессознательное: почему мы никогда не избавимся от примет

Экология познания: В современном мире до сих пор появляются новые приметы и объявляются войны актуальным суевериям. О том, почему мы до сих пор не избавились от «бабушкиных» заветов, какие профессии больше подвержены суевериям и какую роль в этом играет коллективное сознание,

В современном мире до сих пор появляются новые приметы и объявляются войны актуальным суевериям. о том, почему мы до сих пор не избавились от «бабушкиных» заветов, какие профессии больше подвержены суевериям и какую роль в этом играет коллективное сознание, «теориям и практикам» рассказал заведующий учебно-научной лабораторией фольклористики рггу андрей мороз

http://www.vanityfair.com/

Надо сразу определиться с терминами: слово «суеверие» я бы не стал употреблять в научном контексте, потому что оно не является термином и не обозначает ничего конкретного.

Это оценочное обозначение не из научного лексикона и уместно в проповеди священника, когда он говорит, каким образом следует выстраивать свою религиозную жизнь. Священник исходит из понятия «правильная вера» и того, что вне этой самой правильной веры находится.

Для научного анализа важно, как работают приметы, верования, обряды, а не как они могут быть охарактеризованы с той или иной точки зрения. С другой стороны, суеверием можно назвать и примету, и обряд, и просто верование, которое не выливается в какие-то действия и так далее.

Совет

Поэтому слово «суеверие» я бы сразу отбросил. Что касается примет, то да, они входят в круг моих интересов как один из аспектов, который не может существовать изолированно от других и составляет органическую часть традиционной культуры в целом.

— Выходит, что непричастность к религии некоего действия может называться суеверием? И вы не будете возражать, если я продолжу употреблять слово «суеверие» в общепринятом смысле?

— Я все же вынужден возражать против слова «суеверие», поскольку дело не только контексте, но и в том, что за ним не стоит ничего конкретного. Нам придется с вами заранее договориться, что называть суеверием.

Во-первых, религия — это сложнейший комплекс представлений, основанных на письменных текстах, созданных в разные эпохи разными людьми, и поэтому в них есть нестыковки. Во-вторых, это предание, то есть та же самая устная традиция, которая по природе своей не может быть четкой, однозначной и монолитной.

В-третьих, есть точка зрения конкретных церковных иерархов (не только в Русской православной церкви), которые в рамках собственного понимания всего вышеперечисленного могут по-разному оценивать принятые нормы.

Нет единой генеральной линии, которая отвечала бы на все вопросы сразу, есть совокупность мнений. Например, апостольское правило, по которому женщине запрещается ходить в мужской одежде, выливается, как правило, в травлю женщин в русских, подчеркиваю, именно в русских православных церквах, если они туда приходят в штанах.

При этом огромное количество других православных церквей и огромное количество храмов в рамках Русской православной церкви вполне спокойно на это смотрят. Я уже не говорю о том, что штаны давно перестали быть мужской одеждой. Это можно назвать суеверием, а можно назвать соблюдением апостольского правила.

И то и другое в известной мере будет справедливо.

— Тогда становится неразличимой грань между суеверием и приметой.

— Примета — это очень узкая вещь. О ней можно говорить как о жанре фольклора, потому что примета существует как некая идея, оформленная в словесном выражении, имеющем более или менее устойчивую форму: если случится X, то случится Y, или проще: если X, то Y. Все приметы примерно так устроены.

Суеверием же в определенном контексте можно назвать любое человеческое действие. Например, вы пришли с улицы домой и моете руки. Вы будете это мотивировать тем, что вы хватались в метро за поручни и поднимали упавший кошелек с земли, но я вам скажу, что это суеверие. И буду ли я неправ? И здесь нет однозначного ответа.

— К примеру, рассыпанная соль или упавшая на пол вилка — что это?

— Это как раз примета. С вилкой понятно, как устроена логика приметы, — если вилка упала со стола, значит, придет мужчина. С солью сложнее, потому что возможно разное толкование.

Примета звучит так: соль рассыпалась — к ссоре. Но это можно сформулировать иначе — нельзя рассыпать соль, чтобы не было ссоры, поэтому следует быть аккуратным за столом.

Это будет запрет — нельзя совершать некоторые действия во избежание чего-то более неприятного.

— А, например, черная кошка, которая перебегает дорогу?

— Как вы думаете? Любая примета может порождать запрет, который в свою очередь тянет за собой некоторый набор верований и действий. Кошка перешла дорогу, а тебе туда надо.

Для этого существует определенное предписание, как следует поступить, чтобы несчастье тебя миновало. Это, несомненно, примета. Для тех, кто в это не верит, — это будет суеверие.

Для тех, кто верит, — это не будет суеверие, а будет факт.

— Как появляются приметы? Возможно ли в современном мире возникновение новых суеверий, примет, и что стоит за их появлением?

— Да, это регулярно происходит, и стоит за этим психология. Человек выступает не в качестве индивидуума, а как часть коллектива. Говоря о таких вещах, как приметы, мы всегда имеем в виду коллективное или массовое сознание.

Не бывает примет у одного человека. Точнее, бывают, но мы про это толком не знаем. Конкретный человек может верить в миллион вещей, про которые он никому не говорит.

Обратите внимание

Допустим, кто-то никогда не выходит из дома, не застегнув пальто на лестнице, потому что если он застегнет его дома, то обязательно случится какая-нибудь неприятность по дороге.

Для кого-то это может быть приметой, но она не будет фактом коллективного сознания.

Поэтому мы говорим о коллективных вещах: в какой-то момент некое «правило» начинает регламентировать поведение объединенных каким-либо образом людей. Это может быть что угодно: профессиональная деятельность, место работы или проживания, возраст, пол, социальный статус и так далее.

Важно, что у этих людей есть нечто общее, что их объединяет и позволяет образовать некую культурную среду, в которой происходит распространение того или иного верования, приметы, запрета, обряда.

Тяга человечества к делегированию некоторых идей, функций и ролей сверхчеловеческой силе, попытка объяснить случайность логикой или найти в случайности логику — это почти универсальная черта нашего сознания.

Она абсолютно неискоренима и не связана с состоянием научно-технического прогресса и знанием об устройстве мироздания. Всегда в уголках сознания есть неотрефлексированная идея существования сверхъестественного.

Кроме того, я повторяю, в сознании большинства людей этой формулировки нет, а есть некоторое почти биологическое, подсознательное ощущение. Собственно, на этом механизме организована вся традиционная культура и ее новые формы. То есть если так делают все, значит, так надо делать и мне. Или я это делаю, потому что это делают все.

Из популярных современных примет можно выделить следующие: из современных следующие: во-первых, студенческий обряд ловли халявы накануне экзамена. Надо открыть зачетку,высунуться из окна и звать: «Халява, приди». Потом закрыть и положить под подушку. Возник он, кажется, в 1970-80-х годах.

Важно

Во-вторых, памятника Шерлоку Холмсу собираются любители трубки покурить — посидеть рядом с Холмсом. Это должно способствовать развитию ума. Идею вроде бы подкинул актер Ливанов в момент открытия памятника. А недавно появился памятник собаке, убитой в метро, на станции Менделеевской. К нему несут цветы и пишу, трогают, гладят, загадывают желания.

— Коллективное сознание определяет, какие приметы остаются актуальными, а какие уходят в прошлое?

— Не совсем так. Каждый отдельно взятый фактор запросто может терять актуальность, забываться, исчезать и так далее. Скажем, идея о том, что определять время пахоты земли следует, сев голым задом на землю и почувствовав ее тепло.

По происхождению она связана совсем не с температурными ощущениями, а с некоторым эротизмом, присущим земледельческой культуре, происходит как бы символическое оплодотворение земли.

Но затем обряд приобретает новое объяснение — нужно почувствовать тепло земли, но потом исчезает вместе с изменением форм земледелия. На это повлияло в первую очередь обобществление земли, если мы говорим про советскую традицию, и механизация, которая отменила старую земледельческую обрядность.

Сейчас уже не надо определять, готова земля или нет, потому что теперь как агроном скажет, так и будет. Но в целом такое явление, как верование, примета, обряд и так далее — они никуда не деваются.

— Можно ли как-то типологизировать приметы?

— Ну, во-первых, как мы с вами уже сказали, можно по среде, в которой они существуют. Во-вторых, есть какие-то ритуализированные формы поведения, как «потереть памятник».

Например, еще в 1930-е годы появилась традиция тереть нос собаке на станции «Площадь революции», а сейчас каждый второй, проходя мимо, машинально касается носа или ноги собаки.

Кто-то это делает сознательно, а кто-то бессознательно. Это неискоренимая вещь.

— А существует ли связь между суеверием и религией? Есть ли поводы для предостережений против суеверий?

— У каждой религии своя более или менее сложная система, и ни одну из них нельзя назвать суеверием по целому ряду причин. Это всегда сложнейшая философская и богословская система, разработанная чрезвычайно образованными и мудрыми людьми своего времени. В значительной степени религия противостоит суевериям, и само слово «суеверие» возникает именно в религиозном контексте.

https://www.youtube.com/watch?v=kyg-re44J5c

Любое отдельно взятое действие или верование, связанное с той или иной религией, вполне может оказаться суеверием, но это больше зависит от ее носителей. Например, поставить в храме свечку.

С церковной точки зрения, это символическое действие, за которым не стоит никакого ожидания благ, и оно представляет собой условную жертву богу. Сама по себе свечка — красивая и изящная условность.

Но приходит человек в церковь два раза в год, накупает свечек и ставит их у каждой иконы, восполняя таким образом недостаток религиозного общения. С точки зрения христианской церкви — это суеверие.

Совет

Если мы не вникаем в религиозную систему, не пытаемся понять смысл того, что происходит, а просто повторяем условно требуемые религией действия, будь то крестное знамение, соблюдение субботы, обрезание, намаз и так далее, то это будет суеверие.

— Получается, между религией и суеверием всегда существует взаимопроникновение: какие-то религиозные элементы становятся приметой, а суеверия, наоборот, становятся частью религии?

— Да, и то и другое существует. Что касается элементов религиозной культуры, которые начинают интерпретироваться и пониматься совершенно по-новому и в другом контексте, — это сплошь и рядом. Во время крестин у человека выстригают по четыре прядки волос крест-накрест, залепляют в воск и бросают в купель с водой.

Читайте также:  Православие и сектантство: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

А дальше происходит фольклорная интерпретация: смотрят, утонут волосы или нет. Если утонут, то ребенок долго не проживет, а если будут плавать, то все будет хорошо.

Поскольку религия не существует в изолированном пространстве, очень часто церковная традиция начинает принимать то нерелигиозное, что является неискоренимой формой человеческого поведения и фактом человеческого сознания, пытаясь придать этому новый смысл или подобающую форму.

Скажем, ветки березы, которые приносятся в православную церковь на Троицу, имеют, с одной стороны, некоторую параллель в иудаизме, а с другой — это основано на некоторых народных обрядах.

— Почему это происходит?

— Есть вещи, которые очень созвучны между собой, и поэтому они легко проникают из народной культуры в церковную. Например, почитание источников — явление чрезвычайно древнее и свойственное практически любой религии. Скажем, в иудаизме омовение в проточной воде играет значительную роль. Соответственно, через иудаизм это приходит в христианство.

Одновременно с этим существует народное почитание источников, связанное с конкретными событиями или ожиданиями. Эти вещи между собой очень легко сближаются, водоемы становятся святыми, начинают возводиться к какому-то факту религиозного опыта или истории.

День празднования рождества Христа связан с днем зимнего солнцестояния, и это было установлено совершенно сознательно с целью вытеснения одного праздника другим.

— Приметы могут выполнять или замещать социальные функции? Становятся ли они регуляторами поведения?

— Самая очевидная функция — это запрет, но есть приметы, которые оправдывают какие-то дальнейшие ожидания. Предположим, если на Пасху будет солнечный и теплый день, то все большие праздники в году будут теплые. Из этого ничего не вытекает. Часто календарные приметы очень странно выглядят.

Например, на день святого Симеона Столпника (1 сентября по старому стилю) исчезают мухи. Это примета: настал день Симеона Столпника — мухи должны исчезнуть, но это не всегда так. Подобного рода приметы не столько имеют влияние на окружающую жизнь, сколько служат мнемоническим правилам.

Такие приметы служат систематизации представлении о времени.

— А в качестве механизмов власти можно использовать такие практики?

— Обычно это никак не используется для влияния одной группой людей на другую. Если существует некий закон или факт, актуальный для определенного количества людей, то они образуют одну группу, внутри которой этот закон существует. Наиболее очевидным являются религиозные предписания.

Например, женщина приходит в церковь в штанах. Мы ее воспринимаем как свою, ведь она пришла в храм, хоть и не знает элементарных правил.

Поступить можно по-разному: выгнать с позором, попросить надеть юбку и не оскорблять наши религиозных чувств или просто не обратить на это внимания, потому что для нас это не критерий.

— Какие профессии наиболее подвержены суевериям и приметам?

— В первую очередь это профессии, связанные с повышенной опасностью: пожарные, пилоты, шахтеры и так далее. Вторая причина, по которой в профессиональной среде могут появиться приметы, — это замкнутость коллектива. Чем более род деятельности связан с изолированностью — чаще в социальном отношении, — тем более это способствует существованию внутри коллектива каких-то традиций.

— Почему тогда актеры считаются очень суеверными?

— Я не знаю, насколько они суеверны, но существование примет и верований обусловлено тем, что это абсолютно замкнутая среда. Когда актеры выходят на сцену, то люди в зале — это «они», а на сцене — «мы». Мир театра и кино — это другая, альтернативная жизнь. А боязнь изображать на сцене покойника по большей части связана со страхом смерти.

Обратите внимание

Изображение покойника — очень традиционная вещь, поскольку смерть — одно из самых загадочных явлений для человека, и никому не дано знать достоверно, что там будет. Отсюда и особо повышенное внимание к смерти. Оно может реализовываться по-разному: в ряде случаев в традиционной культуре покойников изображают специально.

Со смертью, пожалуй, существует больше всего суеверий.

— А вы суеверны?

— Полагаю, что нет.   опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/67525-suevernoe-bessoznatelnoe-pochemu-my-nikogda-ne-izbavimsya-ot-primet

Популярные суеверия и правильное отношение к ним

Что такое суеверия и как к ним относиться? Подробнее в нашей новой статье.

Приметы и суеверия своими корнями уходят в далекое прошлое человека, туда, где наши предки, в силу малого знания, не могли объяснить некоторые события, что происходили вокруг. В результате появлялись различные суеверия, которые подкреплялись различными совпадениями. Некоторые доходили даже до абсурда, но к некоторым стоит прислушаться. Именно об этом и будет статья.

Что обычно подразумевают под суевериями?

В современном мире продвинутые люди обычно не верят в странные приметы и не обращают на суеверия внимание. Но когда случается неприятность, многие начинают думать о приметах. Народные суеверия – это довольно таинственная магическая область в человеческих верованиях, их нельзя объяснить с точки зрения законов природы.

В чем проявляется суеверие? События, которые происходят с человеком, рассматриваются сквозь призму сверхъестественного, объясняя это наличием неких таинственных сил, которые связаны с магией. Именно под их влиянием и проходит жизнь людей, их домашних животных, проявляются явления природы и т.д.

Для людей современности суеверие проявляется в различных обрядах (свадебном, например), ряде праздников, где необходимо соблюдать определенные правила, чтобы не было беды, выборе татуировки или некоторых амулетов, символов для ношения и т.д.

Сегодня наиболее распространены суеверия в небольших городах, деревнях, среди пожилого населения. Существует даже зафиксированный День примет-суеверий, который празднуется седьмого февраля. А о других сверхвозможностях человека и таинственных вещах, которые происходят вокруг нас, можно прочитать на нашем сайте.

Бытовые суеверия

Конечно, больше всего распространены приметы-суеверия дома. Чтобы привлечь удачу человек обычно соблюдает некоторые ритуалы, а когда случаются неприятные события, старается свести их последствия к минимуму. Рассмотрим наиболее известные приметы:

  • В доме не рекомендуется держать треснутую и надколотую посуду, так как считается, что именно через нее приходят в дом несчастья. Если же из такой посуды кушать, то говорят, что “треснет” жизнь.
  • Если на пол падает что-то из кухонной утвари (ложка, вилка, нож), то это определяет пол человека, который торопиться в гости. Если предмет женского рода, то придет женщина, если мужского – то мужчина.
  • С ножом наши предки вообще рекомендовали обращаться осторожно. С него нельзя кушать, так как человек будет злиться или сердиться, его нельзя оставлять воткнутым в хлебе – это к голоду, на столе на ночь его тоже нельзя оставлять – к неприятностям.
  • Если вы отдаете посуду, то ее нельзя нести пустой, обязательно нужно положить в нее хоть кусочек хлеба.
  • Очень интересное суеверие-примета про зонтик. Его не рекомендуется полностью раскрывать в доме, так как в таком виде он притягивает невезение тому, кто это сделал, а также близким. Сам зонт вообще очень мистический предмет, который в древние времена был символом власти и его могли носить только власть имущие (фараоны, цари или их очень близкие приближенные). Зонт не рекомендуется дарить, его можно только продать за символическую сумму, в противном случае именинника весь год будут “преследовать” дожди и непогода.
  • При переезде в новый дом, желательно первой впустить кошку, так она принесет дому счастье. А чтобы задобрить домового, нужно принести жертву, но не обязательно кровавую, она может быть символической. Например, красиво украшенное подношение из различных блюд. Кстати, при этом можно устроить и праздничное новоселье.
  • Довольно много связано примет с беременными женщинами, ведь в старину их очень оберегали и даже прятали, чтобы не сглазить будущего младенца и саму женщину. Так, женщинам в положении нельзя было играть с кошкой. На сегодня этот запрет можно даже обосновать и с медицинской точки зрения, ведь животные являются переносчиками опасного токсоплазмоза. Женщинам в положении нельзя стоять на пороге, чтобы на нее не напали злобные сущности. Нельзя рассказывать о своей беременности чужим и говорить срок рождения малыша. Так женщина защищала своего ребенка от злых духов и дурного глаза. Чтобы жизнь малыша была долгой, нельзя было подстригать волосы.
  • Существует множество предупреждающих примет. Например, человек с пустым ведром на пути – это заранее обреченное дело этого дня (особенно, если предстоит что-то важное). Перед важной поездкой крик ворона или филина – это предупреждение о том, что ее нужно отложить, ведь эти птицы являются предвестниками беды. Знаком, что вам суждено вернуть в то место, где вы сейчас находитесь, будет зацепка одежды за что-то или если во время еды вы подавились.

Бытовых примет-суеверий существует множество, и каждое несет в себе определенный смысл, который в прошлые времена был очень актуален.

Конечно, сейчас в большом городе трудно встретить филина, но если судьба хочет предостеречь вас от беды, то знак будет. Главное, быть внимательным и наблюдательным.

А если помощь требуется уже сейчас, то следует обратиться к специалисту, который профессионально поможет решить ваши проблемы.

Приметы и суеверия о погоде и природе

В древние времена было довольно большое количество примет о погоде и животных, ведь наши предки жили с ними в более тесной связи, чем мы сейчас. Рассмотрим наиболее интересные.

  • Если кошка прячется в тепло, то следует ожидать похолодания.
  • Крик ворона над домом – беда в дом.
  • Птица стучит в окно – будет известие скоро или кто-то приедет в гости.
  • Кот умывается – скоро жди гостей.
  • Ласточки летают низко – к дождю.
  • Если аист сделал во дворе гнездо – это к счастью.
  • Если курица поднимает одну лапу и прячет ее в пуху, то это к заморозкам.
  • Яркие звезды – к морозу.
  • Если на небе плывут облака против ветра, то это к дождю.
  • Если зимой появляются на небе пушистые белые облака, то это к сильному снегопаду.
  • Если солнце на восходе и закате багровое, то на следующий день следует ожидать сильного ветра, большого количества облаков и дождя.

Суеверия, которые есть в различных обрядах

Еще от наших предков к нам пришли многочисленные обряды-суеверия. Конечно, наиболее популярны свадебные приметы.

  • Нельзя мерить кольца до свадьбы, иначе счастья не будет. Переплавлять их из родительских колец тоже нельзя.
  • Само кольцо одевается только на голый палец.
  • Желательно покупать кольца вместе в один и тот же день, тогда будет длинная и счастливая жизнь.
  • Девушке нельзя давать мерить свое платье подружкам, чтобы муж не гулял, и не было ссор.
  • Для счастья женщины в браке, серьги ей должна одеть замужняя подруга.
  • После регистрации брака, свадебный кортеж должен ехать в место дальнейшего празднества максимально длинным путем, чтобы запутать нечисть.
  • Невеста не должна выбирать себе обувь на шнурках, чтобы не получилась семейная жизнь запутанной, а также перед церемонией ее обязательно нужно немного разносить.

Православные суеверия

Также популярны и православные суеверия. Некоторые из них вообще не имеют никакого отношения к православию, так как во многом эта религия построена на языческих обрядах, которые сохранились после ее насаждения в далекие времена. Именно поэтому священники призывают не обращать внимания на суеверия, а верить в милость Бога. Рассмотрим самые распространенные приметы-суеверия:

  • На Сретение Господне некоторые люди обращают внимание на погоду, считая, что в этот день зима борется с летом. Если перед этим днем чистое и звездное небо, то зима еще не собирается заканчиваться, и впереди могут быть морозы и холода. Если на Сретение идет снег, то весной нужно ждать сильных дождей. Также не рекомендуется в этот праздник отправляться в дальнюю дорогу, так как считалось, что можно не вернуться.
  • В День Успения Пресвятой Богородицы нельзя втыкать острые предметы в землю, а также ходить босым по росе. Считается, что все эти действия могут привести к серьезному заболеванию.
  • Помимо суеверий, которые существуют на церковные праздники, есть и те, которых придерживаются при посещении церкви. Например, многие верующие уверены, что самая лучшая молитва – это стоя на коленях. Но на самом деле, нигде не указано, что это самое правильно положение тела. Самое главное, внутренний настрой.
  • Также скептически церковнослужители относятся к затухнувшим свечам. Многие верующие считают, что это к беде.

Правильное отношение к суевериям

Как относится к суевериям и приметам современному человеку? Конечно, не стоит их полностью игнорировать, ведь есть в нашем мире довольно много необъяснимого с научной точки зрения. Но нельзя бросаться в крайности, если ничто не предвещает беду и сердце спокойно. Пожалуй, самым правильным решением будет чуткое видение окружающего мира, прислушивание к знакам, что делает нам судьба.

Источник: https://fudim.com.ua/ru/informatsiya/biblioteka/stati/populyarnye-sueveriya-i-pravilnoe-otnoshenie-k-nim

Ссылка на основную публикацию