Брачные венцы для венчания

Брачные венцы – Православный журнал “Фома”

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Венцы — обязательный атрибут таинства Брака (отсюда еще одно его название — Венчание).

Венчание, или, иначе, Таинство Брака —одно из семи таинств Церкви, в котором она дает благословение на супружеский союз вступающим в брак, на рождение и христианское воспитание детей.

Молодожены перед лицом Бога и Церкви дают обещание в верности Богу и друг другу.

История

Венцы применялись на свадебных пирах еще в ветхозаветное и античное время. В первые веках христианства их не использовали — ключевым символом заключения христианского брака было совместное причащение супругов. Со временем брачные венцы вернулись в торжественный обряд, но уже с христианским осмыслением.

Символизм

Венцы — символ не только царственного достоинства, но и Царствия Небесного. Человек в браке духовно возрастает вместе со своей супругой или супругом, тем самым приготовляется для Царствия Небесного. Тот, кто пройдет свою жизнь достойно, будет достоин и спасения. Венчая семью, Церковь еще раз напоминает людям об этом.

Другие атрибуты венчания

Нажмите чтобы перевернутьНажмите чтобы перевернутьНажмите чтобы перевернутьНажмите чтобы перевернутьНажмите чтобы перевернуть

Из чинопоследования венчания

Священник, взяв венцы, венчает первым жениха, говоря:

Венчается раб Божий (имя) с рабою Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

[Произносит это трижды, начертывая образ Креста]. 

Так же венчает и невесту, говоря: Венчается раба Божия (имя) с рабом Божиим (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

[Подобным образом и это произносит трижды].

Также благословляет их трижды, возглашая: Господи Боже наш, славою и честью увенчай их!

Интересные факты

1

В молитве, которую читает священник перед облачением подризника (богослужебное одеяние при совершении литургии), есть упоминание брачного венца: как на жениха (Бог) возложил (на меня) венец и, как невесту, украсил убранством (Ис 61:10). Это значит, что уже в ветхозаветные времена на голову жениха возлагался венец, а невеста надевала особенную, праздничную одежду.

2

Церковь допускает повторный брак. При повторном венчании венцы используют, только если хотя бы один из супругов венчается в первый раз.

3

Всероссийский день семьи, любви и верности, празднующийся в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, покровителей брака (8 июля), всегда приходится на Петров пост. Это значит, что венчаться в этот день нельзя. С 2013 года установлен дополнительный день празднования этих святых — в воскресенье перед 19 сентября, как раз для того, чтобы желающие могли венчаться.

4

Венцы возлагают на головы молодоженам или держат над их головами свидетели. Держать венцы или надевать — не принципиально.

Фото Оксаны Луговой

5

В Греции используются венцы в виде тонких украшенных обручей, которые жених с невес­той забирают домой и хранят всю жизнь как семейную святыню.

6

В эпоху гонений на Русскую Церковь после 1917 года, когда венчания часто совершались тайно, использовались венки из проволоки или сплетенные из цветов.

Фото Владимира Ештокина

(9 votes, average: 5,00

Источник: https://foma.ru/brachnyie-ventsyi.html

Брачные венцы для венчания – Молитвы

Венчание в церкви является священным обрядом, который дает мужу и жене церковное благословение на счастливую семейную жизнь, рождение детей. На проведение этого красивого и трогательного события решаются многие пары. Но чтобы обряд был не просто данью моде, а стал серьезным обдуманным шагом, стоит узнать его особенности.

Важные условия для проведения венчания

Венчаться разрешено в день свадьбы либо через время: неделю, месяц, годы. Главное, чтобы были соблюдены все, предусмотренные церковью, условия.

Кому можно венчаться

Важным условием для проведения обряда является наличие свидетельства о браке. Кроме того, супруги должны быть крещенными православными христианами. Однако в некоторых случаях могут разрешить венчание, если супруг неправославный христианин, при условии, что рожденные в браке дети крещены будут в православии.

Также важно соответствие брачному возрасту: невесте должно исполниться 16 лет, жениху — 18. Не стоит опасаться отказа, если жена беременна, поскольку, по мнению церкви, дети должны быть рождены в венчанном браке.

Венчание может быть проведено, даже если супруги не получили родительского благословения, поскольку его может заменить благословение духовника.

Ограничений для таинства венчания не так много. Церковь не одобрит обряд между некрещенными, атеистами, кровными, а также духовными родственниками, к примеру, между крестными ребенка, между крестным и крестником. Данную церемонию разрешается проводить не более трех раз. Также запрещено венчаться в случае, если это уже будет ваш четвертый официально зарегистрированный брак.

Когда разрешается проведение церемонии

Часто молодожены решают венчаться в день с официальной регистрацией брака. Но, учитывая, что такое таинство православия — довольно серьезный шаг, торопиться с обрядом не стоит: его можно отложить до рождения ребенка или провести после нескольких лет официального брака.

Совершается данный обряд не каждый день. Венчают молодоженов 4 дня в неделю по воскресеньям, понедельникам, средам, пятницам.

Однако стоит учитывать, что на протяжении года существуют 4 поста, во время них церковные браки не заключаются:- Рождественский — длится 28 ноября — 6 января;- Великий — семь недель до православной Пасхи;- Петров — зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней;

— Успенский — длится 14 — 27 августа.

Обратите внимание

— на Светлую неделю (неделя после Пасхи).

Даже если выбранный Вами день не приходится на перечисленные даты, все же лучше сходить в церковь, чтобы уточнить все у батюшки. Кроме того, невеста должна подсчитать, чтобы в выбранную дату не было «критических дней», поскольку появляться в это время в церкви нельзя.

Что должно предшествовать обряду венчания

К данному обряду необходимо подготовиться духовно. Это значит, что жениху и невесте перед венчанием нужно молиться, исповедаться, причаститься, выдержать трехдневный пост (необходимо воздержаться от пищи животного происхождения).

Молодожены до брака не должны вступать в плотские отношения, причем это условие относится также и к паре, которая решила венчаться спустя несколько лет совместной жизни.

Им необходимо воздержаться от близких отношений на протяжении нескольких дней до обряда.

Выбор церкви, общение со священником

Чтобы определиться, где венчаться, можно пройтись по разным храмам и выбрать ту церковь, где вы чувствуете себя наиболее уютно. Для пышной, торжественной церемонии подойдет большой собор, для тихого, уединенного обряда — маленькая церквушка. Поскольку священник является важным действующим лицом обряда, стоит ответственно подходить и к его выбору.

На церемонию венчания нужно записаться заранее (за несколько недель). Также заранее стоит обсудить с батюшкой все вопросы: длительность венчания, что нужно с собой принести, можно ли проводить фотосъемку, др.

Стоит учесть, что это платный обряд, но в одних храмах установлена его точная стоимость, в других предусмотрены добровольные пожертвования. Этот вопрос также стоит обговорить со священником.

Тем более, что часто предусмотрены «дополнительные услуги», к примеру, колокольный звон, церковный хор.

Выбор поручителей

Двоих поручителей (свидетелей) выбирают, как правило, из близких. Стоит учесть, что они должны обязательно быть крещеными. Не разрешается брать в поручители разведенных супругов, пару, живущую в незаконном, «гражданском» браке.

Их духовные обязанности похожи на обязанности крестных: они должны духовно руководить создаваемой семьей. Поэтому в поручители не принято приглашать молодых, не знакомых с супружеской жизнью, людей.

Если при поиске свидетелей возникли сложности, допускается проведение таинства венчания и без них.

Выбор наряда

  • НевестаПодвенечное платье невесты должно быть не выше колен, должно закрывать плечи и желательно руки, не должно иметь глубокого декольте (можно использовать длинные перчатки, накидку, болеро, ажурную шаль, палантин, др.). Желательно отдавать предпочтение наряду светлых тонов, от темных и ярких (фиолетового, синего, черного) стоит отказаться. Не подойдут для церемонии сарафаны и брючные костюмы. Голову невесте обязательно нужно покрыть. Учитывая, что во время церемонии на молодых одевают церковные короны (венцы), не стоит покрывать голову невесты большой шляпой, так как она будет смотреться неуместно.Обувь можно надевать любую, однако при ее выборе следует учитывать, что в ней придется стоять довольно долго, поэтому от неудобных туфлей на каблуках лучше отказаться. Чтобы определиться с прической, желательно заранее уточнить у батюшки, венцы будут одеваться на голову либо их будут держать поручители. Макияж невесты не должен быть слишком заметным, также стоит помнить, что с накрашенными губами запрещается целовать венец, крест, икону.Считается, что подвенечное платье нельзя дарить либо продавать. Его необходимо хранить вместе с крестильными рубашками, венчальными свечами, иконами.
  • ЖенихДля венчания жениху подойдет строгий костюм. Особых запретов относительно цвета к костюму не предъявляется. Не стоит приходить в церковь в повседневной, джинсовой, спортивной одежде. Головного убора у жениха не должно быть.
  • ГостиГости, заходя в храм, должны соблюдать требования, предъявляемые для всех прихожан: для женщин — одежда закрытого типа, головные уборы, нежелательны брючные костюмы, для мужчин — строгая одежда, без головного убора.Кроме того, все участники и присутствующие на церемонии венчания: невеста, жених, поручители и гости, должны обязательно одеть нательные крестики.

Что подготовить для обряда

Для венчания потребуются:- кольца, которые нужно отдать священнику до обряда для освящения;- венчальные свечи;- венчальные иконы (изображения Христа и Богородицы);- белое полотенце-рушник (на нем молодые будут стоять во время обряда);

— два платка (держать свечи).

Полотенце, на котором во время венчания в храме стояли жених и невеста, символизирует жизненную дорогу, поэтому его необходимо хранить и никому не отдавать. Также следует хранить венчальные свечи, которые можно зажигать при трудных родах, болезни детей.

Выбор фотографа

Важно учесть, что делать видео либо фотосъемку обряда венчания разрешается не во всех церквях. Поэтому стоит заранее обсудить с батюшкой этот вопрос.

Учитывая, что освещение в храмах специфическое, желательно выбирать профессионального фотографа, который учтет нюансы съемки, сможет выбрать правильные ракурсы, сделать качественные снимки, передающие атмосферу храма и величие обряда венчания.

Церемония венчания

Данный обряд включает обручение и венчание. Стоит учесть, что во время церемонии священник должен называть молодоженов именами, которые даны им были при крещении (иногда они отличаются от имен «в миру»). Обручение проходит у входа в церковь.

Невеста должна стоять слева от жениха. Священник благословляет молодых и вручает зажженные венчальные свечи, которые нужно держать до конца службы. После молитвы он трижды переменяет обручальные кольца с руки мужчины на руку женщины. После этого они становятся женихом и невестой.

Венчание проводится в центре храма, где жених и невеста будут стоять на белом полотенце. На протяжении обряда священник читает молитвы, поручители над головами молодоженов держат венцы.

После ответа на вопросы священника «по доброй воле совершается венчание?» «нет ли препятствий?» и чтения молитв, молодожены становятся перед Богом супругами. Теперь они могут поцеловать венцы и в три приема выпить вино из чаши, которая символизирует семейную жизнь с радостями и печалями.

После того, как священник проводит их вокруг аналоя, подводит к Царским вратам, муж целует икону Христа, а жена — Божьей Матери. Теперь гости могут поздравить обвенчанных.

Важно

Помните, что венчание является не просто запоминающимся, ярким праздником, но и очень ответственным шагом, совершать который стоит раз в жизни.

Церковно развести (развенчать) супругов можно только по серьезным обстоятельствам, по разрешению епархии.

Поэтому к соединению своей жизни перед Богом и самому таинству венчания следует подходить серьезно, с пониманием и учетом всех традиций и правил.

 Николай Поляков, Андрей Подгорный, Марина Красько 

Источник: https://wedly.ru/svadba/registraciya-braka/venchanie

Свидетели на венчании в церкви — правила обряда и обязанности на церемонии

Венчание в церкви – религиозный обряд освящения семейных уз по православному, церковному обычаю. Решение о проведении таинства принимается молодоженами уже находящимися в законном браке. Если вы решили в дополнение к свадебной регистрации в ЗАГСе провести церемонию венчания, то для церковного обряда вам понадобится помощь свидетелей. Как правильно выбрать помощников таинства?

Функция свидетелей (поручителей) на венчании сводится не только к помощи новобрачным во время церемонии.

Они становятся духовными наставниками новой семьи, которые помогают молодым на протяжении многих лет брака успешно справляться с трудностями, проходить конфликтные ситуации, направляют семейный союз мудрыми советами и наставлениями. К выбору поручителей для венчания нужно подходить ответственно, руководствуясь здравым смыслом.

Свидетелями могут быть муж и жена, долгое время состоящие в крепком, законном браке, которые являются авторитетами для обоих молодоженов.

Если среди знакомых новобрачных нет такой семейной пары, то для обряда венчания приглашаются близкие друзья или родственники невесты и жениха.

Читайте также:  Что можно готовить и есть в третью неделю великого поста

Важно помнить о том, что если поручители не женаты до таинства, то после церемонии они станут духовными родственниками, им будет запрещено вступать в церковный брак.

Свидетелями на венчании не могут быть разведенные супруги. Они не смогли сохранить свой семейный союз и, по мнению церковных канонов, станут плохими духовными наставниками молодоженам.

Совет

Запрещено брать помощниками на венчание мужчин и женщин, живущих в гражданском браке.

Незарегистрированные в ЗАГСе брачные союзы, образованные наперекор священным заповедям, не одобряются православной церковью.

Все участники таинства должны быть крещенными или пройти обряд крещения, иначе к венчанию они не допускаются. За несколько дней до таинства необходимо сходить в церковь: исповедаться, причаститься.

Непосредственно перед обрядом нельзя принимать пищу, заниматься сексом.

По канонам православной церкви во время венчания свидетельница должная быть одета в платье или юбку, прикрывающую колени, голова покрывается платком или шарфом.

Строго запрещены для женщин глубокие декольте, обнаженные плечи, излишне откровенные наряды. Свидетель находится в церкви без головного убора.

В случае нарушения этих правил священнослужитель может не допустить поручителей к церемонии или вовсе отказаться от проведения таинства.

По традиции церковный обряд проходит в несколько этапов:

  • Обручение. На входе в церковь священнослужитель, проводящий венчание, трижды благословляет молодоженов, читая молитвы, вручает зажжённые свечи, кольца. После ритуала обручения молодые становятся официально женихом и невестой.
  • Венчание. Обрученная пара проходит в центр церкви, становится перед аналоем на белое, расшитое молитвами полотенце. Свидетели стоят по обе стороны от невесты и жениха. Священник начинает обряд: читает молитвы, возлагает венцы на головы молодоженов или их держат поручители. Затем жених, невеста вкушают вино, обмениваются священными клятвами. Церемония заканчивается шествием вокруг аналое три раза, символизирующим вступление в новую семейную жизнь. Священнослужитель снимает венцы, благословляет новоиспеченных супругов.
  • Разрешение венцов. После совершения венчания начинается молитва, содержащая пожелания, мольбы к Богу сохранить супружеский союз на долгие годы, благословить новобрачных в семейной жизни. По завершении молитвы, священник проводит отпуст: забирает свечи у супругов, поздравляет их с радостью получения благословения союза от Господа, отводит на амвон, чтобы молодые супруги поцеловали иконы Христа и Богоматери.
  • Благодарственный молебен. По окончании венчания на амвоне перед царскими воротами начинается благодарственный молебен, после которого все присутствующие благословляются на выход из храма. Начинают звонить церковные колокола, возвещающие об общей радости, благодати.

Церковное венчание молодоженов на текущий момент проходит, включая все четыре этапа. Во время проведения обряда разрешены фото, видеосъемка процесса. Близкие родственники, гости новобрачных могут присутствовать на церемонии, наблюдать за совершением таинства. Красивый обряд венчания молодой пары после свадьбы смотрите на видео:

Обязанности свидетелей при проведении таинства

Во время совершения церковного таинства на свидетелей возлагаются определенные обязанности. Правила и действия, которые должны будут выполнять помощники новобрачных, определяются, оговариваются заранее с православным священнослужителем выбранной церкви, чтобы во время церемонии не возникало различных накладок, проблем.

Традиционные обязанности поручителей венчания:

  • Подавать обручальные кольца.
  • Стелить белое полотенце перед аналоем.
  • Держать венцы над головами жениха и невесты.
  • Сопровождать молодоженов во время троекратного шествия.
  • Помогать собирать букеты после церемонии.

Что принято дарить молодым?

Венчание – религиозный обряд, соединяющий до конца жизни души новобрачных перед Богом и людьми. Молодоженам после церемонии дарят особые подарки: иконы и монеты с ликами святых, покровительствующие молодым семейным парам, библию в подарочном переплете, лампадки, полочки для иконостаса, подсвечники для церковных свечей, путешествие по святыням.

Популярный подарок для обвенчанной пары – венчальные иконы:

  • «Семейная икона», на которой изображена Божья Матерь с ликами святых, покровительствующих молодоженам.
  • Икона святых Петра и Февроньи, оберегающих брачный союз молодой пары.
  • «Взыграние младенца» – икона с образом Божей Матери, покровительствующая молодым мамам, женщинам, которые хотят иметь детей.

Можно ли венчаться без свидетелей?

Присутствие свидетелей на венчании является традицией, а не уставным каноном православной церкви. Если молодая пара затрудняется с выбором поручителей обряда, то таинство может совершаться только с их участием. Обязательно заранее оговаривать данные обстоятельства со священнослужителем, который будет проводить церковное венчание.

Венчание – таинство, которое связывает неразрывными узами не только молодоженов между собой, но создает особую связь между новобрачными и свидетелями обряда.

Избрание поручителей для церемонии означает признание полного доверия со стороны молодоженов к этим людям.

Источник: https://svadbavo.ru/journal/posle-svadby/venchanie/svideteli-v-tserkvi

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/brachnye-vency-dlya-venchaniya.html

Венчальные венцы — символ царства и мученичества

Венчальные венцы — обязательный атрибут Таинства брака. Это не просто красивый элемент, а глубочайший символ. Но каково их значение? Можно ли надевать их на головы молодоженов? Как выглядят венчальные венцы в разных традициях Церкви?

Подготовка к браку в вечности

Венчание — одно из семи таинств Церкви. Оно имеет глубочайший смысл: Бог благословляет союз мужа и жены. Это любовь, единство и большая ответственность.

В таком союзе есть и высший смысл. Считается, что обвенчанная пара отныне будет вместе не только в этой жизни, но и в будущей. То есть, брак совершается в вечности. Навсегда. Православие считает, что муж и жена должны вместе готовиться к тому, чтобы попасть в Царство Небесное. А то как: жена в храме — муж перед телевизором или наоборот? Один сокрушается и кается, а второй только грешит?

Есть прекрасное выражение о том, что любовь — это когда двое людей смотрят в одну сторону. Позволю еще добавить: и двигаются в одном направлении. Вот брак — как раз и есть процесс обоюдного движения в одном направлении. Цель такого движения — общее пребывание в раю.

Поэтому венчальные венцы имеют разную символику.

От мученичества к царствованию — одна жизнь в церковном браке

Первый символ — мученичество. Он связан с земной жизнью человека. Белое платье, венчание и поздравления с Днем свадьбы всегда выглядят светлыми и безукоризненными. Но в реальной жизни есть место не только для улыбок и позитивных эмоций. Если раньше человек отвечал только за себя, то сейчас и за своего супруга (супругу), детей.

Как бы не идеализировали семейные отношения, помучиться придется всем. Муж заболел — жена у постели, дети простудились — родители попеременно ухаживают, у чад проблемы с учебой — мама и папа объясняют, проверяют и ищут репетиторов, жена ругается — муж должен промолчать, супруг вспылил — супруга чуть ли не на пальчиках ходит.

Обратите внимание

Люди преодолевают собственный эгоизм, жертвуют собой ради другого. Разве это не мученичество? Но для любящей пары оно может даже казаться сладким. Есть понимание того, что даже в самой, казалось бы, нерешаемой ситуации ты не один.

Второй символ — царские венцы. Он связан с пониманием брака в вечности. Если муж и жена достойно преодолели все преграды земной жизни, безукоризненно несли свои мученические венцы, то Господь готовит для них особенную награду. Поэтому венчальные венцы еще понимаются как царские. Это не просто короны, которые надевают на головы вступающих в брак, а уже атрибут Царства Небесного.

Почему короны держат над головами?

К сожалению, у нас редко задумываются о глубочайшем символизме и смысле самого Таинства брака. Кольца, общая чаша, связанные руки, вождение к алтарю, венчальные короны, чтение Евангелия и красивое пение — все это имеет не только внешнюю атрибутику.

Мы же чаще всего обращаем внимание на то, не споткнулись ли молодожены, не погасли ли свечи, положили ли на головы короны. Кстати, по поводу возложения или держания венцов над обручаемыми. Многих смущает то, что их не всегда кладут на головы.

Считается, что венцы надо возлагать, но традиция держать их связана с нюансами современных свадеб. Обычно невесты делают замысловатые прически и укладки. Чтобы не повредить их и не запутать волосы, венчальные короны держат свидетели. Есть и еще одно объяснение — мол, недостойны мы, чтобы нам на головы короны возлагали.

Но как тогда быть с греческой традицией, когда во время Таинства брака на головах у молодых — тоненькие белые веночки (часто даже соединяющиеся общей белой ленточкой)?

На самом деле мы просто делаем акцент на внешней стороне Таинства, ищем какие-то отличия, а потом еще и критикуем Церковь из-за того, что «в разных храмах и странах по-своему служат».

Все это отвлекает от внутреннего смысла. Обручает не священник, а Господь. Для Него чувства обручаемых и готовность пожертвовать всем, что имеешь, в интересах любимого, значительно важнее того, из чего изготовлены венчальные венцы, возлагались ли они на головы или только держались.

Источник: http://megapoisk.com/venchalnye-ventsy-simvol-tsarstva-i-muchenichestva

Дружок и дружка: кого выбирают в свидетели на венчание – обязанности, правила и дресс-код

Обряд венчания имеет сходства с мирским бракосочетанием. Одно из них – наличие свидетелей. Однако светская свадьба отличается от церковной церемонии. Важно знать, что входит в обязанности свидетелей на венчании, как они должны вести себя во время обряда и по каким правилам выбирают дружка и дружку.

Нужны ли в церкви?

Во времена Царской России церковный брак считался единственно законным. Без обряда венчания пару не воспринимали как мужа и жену.

Свидетели, которых в народе называли дружками, выполняли функцию поручителей. Своими подписями они подтверждали факт бракосочетания в метрических книгах. В исключительных случаях верующие парень и девушка могли обвенчаться тайно без гостей и свидетелей. И сегодня венчание может проходить как при свидетелях, так и без них.

Свидетели также принимали участие в обряде, держали венцы над головами жениха и невесты. Но самая важная задача дружек – духовная. В богослужебной книге их называют воспреемниками. Эти люди берут на себя обязательство перед Всевышним руководить семьей и наставлять супругов на путь истинный.

Важно! Воспреемники – это своего рода крестные родители, но не для отдельного человека, а для всей семьи, поэтому к выбору свидетелей для венчания нужно подойти особенно серьезно.

Можно ли обвенчаться без них?

Сегодня в задачи поручителей не входит фиксировать обряд бракосочетания документально и оставлять подписи в метрической книге. Основная их обязанность – это духовное попечительство над семьей, прошедшей обряд венчания.

Найти людей, которые смогут взять на себя такую ответственность и будут соответствовать необходимым требованиям, достаточно сложно, поэтому церковь допускает венчание без свидетелей.

Но о таком формате церемонии необходимо предупредить священника заранее.

При отсутствии свидетелей венчальные короны держать некому, но это не является проблемой. Венцы просто надевают на голову жениха и невесты.

Кого выбрать в помощники жениха и невесты?

В современном мире многие не соблюдают досконально все правила и традиции церковного обряда. Однако венчание – это особое таинство. Чтобы церемония стала не просто данью моде, важно следовать церковным канонам и уделить особое внимание выбору воспреемников.

Для этой роли приглашают только искренне верующих православных людей, которые смогут стать духовными наставниками супругов. Свидетели должны быть вхожи в дом молодых. Важно, чтобы между супругами и поручителями были близкие доверительные отношения.

Лучшего всего в качестве воспреемников выбирать благочестивую семейную пару, которая может стать авторитетом для молодых. Если таковых в близком окружении нет, роль дружка и дружки предлагают близким друзьям.

Не лишним будет учесть и то, что во время церемонии поручители держат над головами жениха и невесты венцы, поэтому стоит обратить внимание на рост и физические данные претендентов на роль свидетелей. Ведь обряд венчания длится около часа, а венец достаточно тяжело продержать на весу долгое время.

Важно! Пара, которая до участия в обряде не состояла в браке, впоследствии не сможет обвенчаться. Беря на себя роль поручителей, свидетели становятся духовными родственниками.

Ряду лиц церковь запрещает брать на себя обязанности воспреемников. В их число входят:

  • разведенные люди;
  • пара, живущая в гражданском браке;
  • родители жениха и невесты;
  • представители других вероисповеданий;
  • некрещеные.

Правила

Особое внимание уделяется не только поведению свидетелей во время обряда, но и периоду подготовки к венчанию.

Что делают воспреемникам до таинства? Им необходимо накануне причаститься, исповедаться, а в день венчания придерживаться поста и отказаться от плотских утех.

Во время обряда свидетелям, как и остальным гостям, необходимо придерживаться определенных правил поведения:

  • Нельзя опаздывать. В церковь поручители приезжают заранее и занимают свои места возле молодоженов;
  • Перед церемонией отключают мобильные телефоны;
  • Нельзя в храме громко разговаривать и смеяться;
  • Не поворачиваются в церкви спиной к иконостасу;
  • В день венчания молятся только о счастье и здоровье молодых. Чтобы поставить свечки за здравие родственников или за упокой, следует выбрать другое время;
  • Не следует в храме во время службы усаживаться на скамейки. Сидячие места предназначены только для больных и немощных людей.
Читайте также:  Молитва задержания зла старца пансофия афонского

Важно! Все участники венчания должны быть крещеными или пройти заранее обряд крещения.

После обряда в храме молодые нередко устраивают для гостей банкет. Во время празднества воспреемникам принято вести себя спокойно и смиренно. Обильные возлияния алкоголя, танцы и бурное веселье со стороны свидетелей в этот день не приветствуются.

Обязанности

Свидетели – непосредственные участники обряда. Во время венчания они находятся ближе всего к молодым. На плечи поручителей возлагается ряд обязанностей. Рекомендуется заранее встретиться со священником и уточнить, что входит в обязанности дружка и дружки во время венчания.

Свидетели подают венчальные кольца молодоженам и расстилают рушник перед аналоем. Они сопровождают жениха и невесту в момент, когда молодые три раза обходят аналой в знак вступления в семейную жизнь.

Во время подготовки часто возникает вопрос: кто держит короны над головами молодых? На протяжении всей церемонии, которая длится 40-50 минут, а иногда и час, в зависимости от места проведения церемонии, свидетели держат над головами жениха и невесты венцы.

В некоторых случаях, когда воспреемникам физически сложно в течение долгого времени простоять с поднятыми руками и громоздким венцом, эту обязанность доверяют кому-то из присутствующих.

По окончании церемонии свидетели помогают молодоженам собрать букеты и подарки.

Подарки

Несмотря на мнение, что подарки на венчание дарить необязательно, хочется в этот день порадовать молодых чем-то особенным. Можно преподнести общий подарок от свидетелей или сделать презенты по отдельности. Чтобы виновникам торжества наверняка понравился подарок, лучше невзначай поинтересоваться, что бы они хотели получить.

Хорошим подарком молодым станут статуэтки-обереги в виде ангелов, которые символизируют объединение двух сердец. В качестве сувенира можно преподнести и икону, купленную в магазине или вышитую самостоятельно.

Часто дарят на венчание альбом для фотографий или пару серебряных кубков с выгравированными на них именами и датой проведения церемонии.

Оригинальным подарком для свидетелей станет портрет молодых или венчальный торт с соответствующим изображением. Также воспреемники в качестве презента могут оплатить часть церемонии венчания.

Вариантов подарков на венчание от свидетелей множество. Все зависит от фантазии и возможностей поручителей.

Главное, чтобы сюрприз напоминал о памятном событии, поэтому деньги – неподходящий подарок по такому значительному случаю.

Дресс-код

Обряд венчания требует подобающего вида не только от жениха и невесты, но и от воспреемников. Когда речь идет о наряде подружки невесты, безусловно, это не могут быть брюки. Одежда свидетельницы должна быть скромной. Не приветствуются юбки и платья выше колена. Плечи и декольте следует прикрыть накидкой или пончо.

Важно! Свидетели должны носить нательный крестик. В крайнем случае – надеть его на время церемонии.

Обязателен для свидетельницы, как и для других присутствующих женщин, головной убор. Воспреемнице следует обратить внимание и на цвет платья. Оно не должно совпадать по цвету с подвенечным платьем невесты.

Лучший наряд для свидетеля – солидный костюм или рубашка с брюками, но черного цвета лучше избегать. Не допускается представителям мужского пола находиться в храме в головном уборе.

Источник: https://wedus.online/tradisii/venchanie/svideteli.html

Что такое Таинство Брака и что символизируют венцы на венчании?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.

Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так.

Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей.

Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.

Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.

В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.

Важно

Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.

Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.

Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением.

Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею…ˮ (Быт. 1:28).

В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев.

20:10), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».

Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.

Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».

И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.

Нужно понять, что человек может дорасти до законного брака, может хотеть его и иметь в нем необходимость. Ну, и пусть с Богом вступает в него. Но он является еще неофитом, не понимает сути Таинства Брака церковного.

Совет

Так зачем его насиловать?! Нужно мягко, может быть, даже длительное время подводить его к этой мысли, воспитывать в церковной жизни.

Чтобы однажды к нему, как благодатная вспышка-озарение, пришла не мысль, но твердое убеждение в необходимости венчаться. 

Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание.

  Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная.

И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью.

Но до этого нужно дорасти.

Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.

Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.

И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/chto-takoe-tainstvo-braka-i-chto-simvoliziruyut-vency-na-venchanii

Венчание: символы таинства. Венчание

Одна из самых красивых и трогательных частей свадьбы – венчание. Для многих пар оно даже важнее росписи. Это церковное таинство содержит много символичного, и вполне естественно у жениха и невесты могут возникнуть вопросы: зачем нужны церковные свечи? для чего над головами держат венцы? зачем становиться на ручник? Сегодня мы постараемся осветить эти темы.

Венчальные свечи

Во время венчания жених и невеста держат в руках зажженные свечи как символ самых чистых побуждений к браку. Обычно супруги хранят венчальные свечи дома всю свою жизнь.

Обручальные кольца

Раньше обручение (обмен кольцами) и собственно венчание совершались отдельно, сегодня же принято совершать венчание сразу после обряда обручения. Интересно, что в Древней Руси обручали перстнями, потому что они означали «печать и утверждение», было время, когда обручали крестами.

Сегодня обручают кольцами. Обручальное кольцо имеет круглую форму – знак вечности и неразрывности супружеского союза. Перед обручением кольца хранятся на престоле в алтаре храма. Таким образом будущие муж и жена показывают, что вверяют свою судьбу Богу.

Ручник

После обручения жених и невеста становятся на ручник или расшитое полотенце, словно обязуясь всегда и во всем разделять одну участь, как сладкую, так и горькую.

Венцы

В самый торжественный момент венчания на головы жениха и невесты возлагаются венцы в знак царской власти, т. е. новобрачные становятся родоначальниками, «князьями дома». Не зря раньше жениха и невесту называли князем и княгиней.

Венцы сделаны из металла (в Греции и Риме венцы могли быть сплетены из цветов и растений, а на Руси венцы делали исключительно из серебра и золота) и, как правило, украшены драгоценными камнями.

Сегодня венцы обычно держат над головами новобрачных свидетели.

Другие символы

Есть еще два ярких и трогательных символичных момента в православном венчании. Вскоре после возложения венцов жених и невеста по три раза пьют из чаши с красным вином, обещая друг другу, что отныне у них все будет общее: общие желания, общие радости, общие беды, общий труд и общий покой.

Затем священник соединяет руки новобрачных и три раза обводит их вокруг центра храма, где стоит аналой с иконой, в знак того, что они не нарушат данных обетов и не расторгнут брак. Ведь не даром говорят, что браки совершаются на небесах…

Если вы решили провести венчание в церкви, то вам обязательно следует узнать все правила проведения этого таинства. Ведь этот священный обряд следует проводить по всем церковным канонам, без соблюдения которых венчание не сможет состояться.

Обратите внимание

Если вы хотите не только расписаться в ЗАГСе в 2019 году, но и скрепить свой союз перед лицом Бога, то вам обязательно стоит узнать, в какие дни можно проводить венчание. В частности, выбрать благоприятную дату можно с помощью церковного календаря.

Читайте также:  История и места хранения мощей святителя николая чудотворца

Источник: https://svadbagolik.ru/article/venchanie-simvoly-tainstva/

Венец брачный

ВНЕЦ БРАЧНЫЙ — στἑφανος, στἑμμα, στἑφος, corona, sertum — является необходимою принадлежностью брака уже в глубокой древности. Положительно известно, что в этом, именно, значении его знали все древние культурные народы: евреи, египтяне, парфяне, македоняне, сирийцы, персы, фригийцы, греки, римляне.

В частности, венок на невесте является в изображени Песни Песней (3, 11); корона на брачующихся упоминается и книгою Исход (61, 10). Но о форме этого венца, или короны в древнейших еврейских памятниках никаких указаний не встречается.

В талмуде же, запретившем венки  «из соли и серы», есть разрешение устроять венки для жениха из мирт, или из камыша и лилий, а для невесты — из золота, в форме грекоримской «стенной» короны (corona muralis). Существовал, несомненно, брачный венок и в грекоримском мире, где было известно до 20 видов венков. Но венок этот не сразу перешел в христианство.

По крайней мере, в первые века христиане всячески сопротивлялись против употребления венков при погребениях и браках. Во времена Иустина мученика христиане не употребляли венков ни в каком случае (Ароl. с. 9). Тертуллиан, оценивая все проявления обычая с точки зрения христианской догмы, считал употребление веников при погребении и браке вторым идолослужением (secunda idololatria. Tert. de cor.

mil. c. 10) и возвратом к язычеству (ibidem с. 13). Подобным образом Минуций Феликс, отстраняя упрек со стороны язычников в том, что христиане не возлагают венков на гробницы умерших, отвечает, что «блаженный не нуждается в цветах, а несчастный не возрадуется от них» и, след., подтверждает косвенным образом мысль о том, что венки считались в христианстве делом излишним вообще.

Но в IV веке, когда падение язычества устранило опасность смешения его идей и форм культа с христианством, формы античные стали мало-помалу претворяться в достояние христианства.

Теперь появляются в христианстве и брачные венцы; но венец брачный в христианстве ведет своё начало не от брачного же венца языческого, который напоминал бы собою об языческом культе, но от венка победного (signum victoriae). Брак, по воззрению древних христиан, есть выражение победы христианина над своими страстями, а брачный венок — символ этой победы (σὑμβολον τἡς νἱχης).

Такое именно значение брачному венцу усвояет св. Иоанн Златоуст в своей IХ-й беседе на 1-е послание к Тимофею. Это свидетельство св. Иоанна Златоуста, между прочим, указывает, что в его время венки или венцы при браках были обычным явлением у христиан.

Важно

Но ни у него, ни у Аполлинария, Сидония и Палладия не встречается указаний ни на форму венца брачного, ни на время его возложения на брачующихся (в западной церкви в то же время допускалось возложение венков по окончании брачной церемонии и притом не руками священника, а отцем или дружкой новобрачного). Но в жизнеописании св. Алексея, умершего в V ст.

, ясно говорится, что при благословении его брака венцы как на него, так и на невесту были надеты руками почетнейших пресвитеров, и что самый обряд был совершен в церкви мученика Вонифатия. Дальнейшие в хронологическом порядке указания на брачный венец встречаются у Феофана в рассказе о браках императоров Маврикия, Ираклия (с Евдоксиею) и Ирины (со Львом).

Таким образом, от V столетия мы имеем уже достоверные сведения о том, что обряд возложения брачных венцов на головы жениха и невесты входил в состав церковного благословения брака. Древнейшие из дошедших до нас чинопоследований представляют церемонии возложения и снятия венцов при бракосочетании во всей их полноте и носят уже название στεφἁνωμα — венчание.

Что касается формы и материала брачных венцов, то в это время с достоверностью можно утверждать, что таковые были простыми венками из растений и цветов (Критопул).

Наша древняя Россия вместе с христианством приняла и большинство чинопоследований церкви греческой, а в том числе и чинопоследование брака, причем нельзя сомневаться, что весь церковный церемониал при возложении и снятии венцов был передан нам в полном объеме.

Но относительно формы и материала венцов, подобной передачи предполагать нельзя, так как естественные условия нашей северной природы, где более чем на половину года замерзает всякая растительность, исключали всякую мысль об употреблении венков из растений и цветов, а изобилие дерева и металлов невольно наводило на мысль о применении для брачных венцов каких-либо других материалов.

И если от глубокой русской древности мы не находим на этот счет прямых указаний ни в письменных, ни в вещественных памятниках, то от XVI ст. имеем уже те и другие. В описях церковных имуществ того времени упоминаются венцы: медные, с позолотою и резными изображениями святых, железные (белого немецкого железа) с резными крестами (описание сольвычегодского собора 1580 г. — см. рук. музея импер.

археологического общества в Спб., №№ 26 и 36), а в сказаниях иностранцев указываются деревянные и лубочные венцы. В числе дошедших до нас экземпляров древних брачных венцов встречаются лубочные, деревянные, железные, медные и серебряные.

По форме они являются, в большинстве случаев, простыми обручами не всегда одинаковой высоты, причем венец жениха обыкновенно имеет образ Спасителя, а венец невесты — образ Богоматери (см. образцы в коллекции с. петербургской дух. академии). Форма эта аналогична с формою древне-византийских диадем. Но в XVII в.

Совет

у нас появляется новая форма брачного венца, имеющая сходство с западноевропейскими коронами, что объясняется начавшимся в это время влиянием запада на наше искусство. Наконец, в течение ХVIII в. образуется постепенно нынешняя форма брачных венцов, имевшая влияние даже и на форму архиерейских митр.

На разнообразие формы брачных венцов в древней России указывает Феофан Прокопович, говоря: «Во-первых ведать надлежит, что в требниках или ритуалах, как словенских наших, так и греческих, нигде не определено, каковым образом брачные венцы делают.

Но в церквах великороссийских многое их различие: иные древним девическим повязкам подобные, иные — с рогами или лучами, каковые на старых деньгах —  солнцевы, аполлоновы и славных витязей видим; иные с лилиами, французским лилиам сообразными; к иным и дужки против обычая королей европейских придаются.

А в малой России неоднократно случилось видеть плоские, на вершок широкие, обручики, шарами украшенные или позолоченные на подобие царских древних диадим.

А в греческой церкви и нет никаких венцов в брачной церемонии, в церковном сокровище хранимых, но из домов женихи и невесты к делу венчания приносятся, соплетаемые из ветвей масличных, или лавровых, лимонных, померанцевых; еще же и как кто хочет и может — разными лентами и цветами оные украшает. А по венчании отдаются из церкви в дом новобрачных лиц.

Свидетельствуют о том зде обретающийся преосвященный митрополит фиваидский и прочие греческие духовные. А Яков Гоар в Евхологии греко-латинском о употреблении у греков венцов масличных, яко обычном свидетельствует, сказуя и намерение их в знак чадородия, масличному саду уподобляемому во псалме 127 («сынове твои, яко насаждения масличная»), который псалом во время венчания поется.

Знатно же и у древних латинских христиан масличные венцы на брачных накладывано, понеже Сидоний Аполлинарий оные в стихах своих воспоминает на брак Полемия. Не подобает же умолчать и обычая народа грузинского, который употребляет на браках венцы особливым способом: имеют по домам (инде же и в церквах) готовые обручики с прутиком, шелком оплетенные и на них висят шелковыя же 4 кисти.

А во время брачного венчания оплетают обручики оные зеленым древа некоего листвием; паче же виноградным. И от сего явно, что хотя в церкве восточной издревле и везде на бракосочетании венцы употреблены и доселе употребляют, однако же нигде и никогда не определен собственный венцов оных образ, но положено то, яко вещь среднюю, на произвольном обычае.

Обратите внимание

Сия же ведая, не можем иметь никоего в том сумнительства: и можно к венчанию их величеств приготовить венцы масличные или лавровые или от разных листвий и цветков с прилучением и драгих камней, искусно сочиненные; только надлежит быть в челе оных венцов малым образом — Христова лица на жениховом и Богородична — на невестином, ибо сие в церквах российских везде хранится».

(Письмо Феофана Прокоповича к одному из придворных, около 1730 года, по поводу предполагаемого брака императора Петра II — «Москвитянин», 1852 г., № 22; «Труды киевской дух. академии», 1865 г., апрель, стр. 611). Обряд возложения и затем снятия венца очень рано занял центральное место в чинопоследованиях брака.

Так, в древнейших греческих чинопоследованиях находится уже особая молитва о благословении венца силою, наитием и действием Св. Духа; точно также и на снятие венца в 8-й день была положена особая молитва (Гоар, Евхологион). В древнерусских чинопоследованиях брака по частям находятся все те элементы, из которых слагаются эти церемонии в настоящее время.

Так, возложение венца совершалось при пении стиха: «положил еси на главах их венцы» (служ. соф. библ. XIII в., №№ 525 и 581; служ. ХV в., № 836), что представляет прямое заимствование от греков; но иногда венцы возлагались при пении стиха: «Господи силою твоею»… по примеру, вероятно, сербских служебников (Требн. моск. синод, библ., №№ 373 и 374; опис. III, 1, 159).

До начала этого пения священник произносил молитву: «Господи Боже наш, иже славою и честию венчал еси святыя свои мученицы» (соф. библ., №№ 836, 839), каковая молитва, равно как и пение стиха: «святии мученицы» разъясняют указанный выше церковный взгляд на брачные венцы в смысле св. Златоуста, т. е., как на награду за победу, одержанную над страстями. Возлагались брачные венцы обыкновенно непосредственно на головы брачующихся; но иногда они вручались куму и куме, дружки, свахи, шаферы), которые и держали их сзади над головами жениха и невесты (соф. библ., №№ 836, 839, 1064, 1065, 1066, 1085, 1101; моск. синод, библ. служебн. т. н. киприановский, № 601). На второбрачных или совсем не возлагали венцов, или же возлагали их не на головы, а на правое плечо. Последний порядок был узаконен отцами стоглавого собора, которые категорически положили, что «второму браку венчания несть, но токмо молитва» (гл. 23), причем сделана была ссылка на правила Никифора исповедника и Никиты Ираклийского, хотя последний и свидетельствует, что великая константинопольская церковь не соблюдала строго этого обычая при браках вдовцов. Поэтому, вероятно, и у нас на практике правило это применялось не всегда, хотя во многих старинных служебниках прямо указывается при венчании второбрачных, венец возлагать на правое плечо вдовца (соф. библ., №№ 1066, 1085 и друг.). Если же девица выходила замуж за вдовца, то на нее венец надевался на голову, а на вдовца — на плечо. Все это показывает, что венец брачный считался символом высокого достоинства и не применялся во всех случаях безразлично. Снятие венца в старину совершалось с особыми обрядами. Так, от XIII и ХIV вв. имеются свидетельства, что при этом священник, после пения стиха: «славою и честию венчал еси»… сажал новобрачных на лавицу и здесь снимал с них венцы, или же обращал их при этом к западу, снимал венцы, благословлял крестообразно (венцами) жениха и невесту и предлагал им поцеловать друг друга (соф. библ., № 525). Церемония снятия венцов происходила или непосредственно после венчания или в 8-й день, как это было принято в церкви греческой и как делается это в некоторых местах (напр. в Грузии) и доныне. В настоящее время молитва «на разрешение венца» читается прежде отпуста венчания (Н. В. Покровского, «Брачные венцы и царские короны», «Христ. Чт.», 1882, №№ 7—8).   

* Николай Федорович Марков, кандидат канонического права, Спб. университета,

помощник юрисконсультанта при Свящннном Синоде

.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 1090. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу “Странник” за 1902 г. Орфография современная.

Источник: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-3/venec-brachnyj.html

Ссылка на основную публикацию