Житие святителя тихона воронежского, задонского

Святитель Тихон Задонский

Дни памяти: 19 июля, 13 августа (Преставление, второе обретение мощей)

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия – Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии).

С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки.

Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии.

Обратите внимание

В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря.

13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами.

Он написал для пастырей ряд сочинений: “О седми Святых Тайнах”, “Прибавление к должности священнической”, “О таинстве Покаяния”, “Инструкция о совершении браков”. Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал.

В “Окружном послании” он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. (“Наставление о собственных всякого христианина должностях” было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы.

В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы.

Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна.

Важно

В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни.

С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества – “Правила монашеского жития” и “Наставления обратившимся от суетного- мира” – и в жизни своей воплотил этот идеал.

Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений.

Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: “Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда”. Kелейник передал это Преосвященному. “Если так, – сказал святитель, – не поеду отсюда”, – и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: “Сокровище духовное, от мира собираемое” (1770), а также – “Об истинном христианстве” (1776).

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом.

Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: “Богу так угодно, что служители смеются надо мною – я и достоин того за грехи мои”. Часто говорил он в подобных случаях: “Прощение лучше мщения”.

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами “не высокоумь” – и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Всю свою жизнь святитель “досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает” (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились.

Благий святитель сказал: “Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста”. И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными.

Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.

Совет

Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру.

Апостол Павел громко сказал: “Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство”. Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния.

Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: “Будет по просьбе твоей”. Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года.

Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: “Скажи ми, Господи, кончину мою”. И тихий голос на утренней заре сказал: “В день недельный”.

В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: “Через три года можешь войти, но теперь потрудись”. После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей.

К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом.

Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней.

“Я, – рассказывал он своему другу Козме, – сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам”. “Лестница, – объяснил Козма, – путь к Царству Небесному; помогавшие тебе – те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя”. Святитель сказал со слезами: “Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины”. Во время болезни он часто причащался Святых Таин.

Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье – 13 августа 1861 года.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4431.htm

Житие святителя Тихона Задонского

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас.

Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик.

С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Обратите внимание

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов.

Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу. Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище.

В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку.

Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию.

Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание. Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка.

Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.

Монашество

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород – по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем – 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург – председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона. Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах. Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.

Читайте также:  Молитва матроне московской от порчи, приворотов и сглаза

Мечта юности

Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни – постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде – в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой.

Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье. Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения.

Важно

В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен – прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности.

Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет. Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.

Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее).

Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.

Свет веры

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность. Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды – «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776). Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1784

Святитель Тихон епископ Воронежский, Задонский чудотворец (1783). Житие

Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей), сын дьячка Савелии Кириллова, родился в 1724 году а селе Короке Валдайского уезда Новгородской губернии.

В младенчестве Тимофей лишился отца и остался на попечении матери Домники и старшего брата Евфимия, «Как я начал себя помнить, — вспоминал впоследствии святитель Тихон, — в доме, при матери нашей (отца своего я не помню), било нас четыре брата и две сестры; большой брат дьячкову должность отправлял, средний же брат был взят в военную службу, а мы все еще малы были и в великой жили бедности..-». При таком положении Тимофей едва ли мог надеяться получить достаточное образование даже для исполнения церковной должности пономаря. Некий богатый бездетный ямщик полюбил Тимофея и хотел усыновить его. Он неоднократно просил об этом Домнику, обещал воспитать Тимофея как родного сына. Святитель Тихон вспоминал об этом: «Матушка моя, хотя и отказывала ему (ямщику) — жаль ей было отдать меня, но крайний недостаток в пропитании понудил ее отдать… Я хорошо помню, как, взяв за руку, она повела меня к ямщику. Старшего брата в то время не было дома. Когда же он возвратился, то спросил сестру: «Где матушка?» Та отвечала: «Повела Тиму к ямщину». Брат, догнав матушку, стал пред нею на колени и сказал: «Ямщику его отдадите — ямщиком он и будет. Я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам… Постараемся обучить его грамоте, тогда он сможет к какой-нибудь церкви определиться в дьячки или пономари. И матушка воротилась домой».
В родительском доме Тимофей жил до четырнадцати лет.

В 1737 году были изданы два указа императрицы Анны Иоанновны, которые со всей строгостью предписывали «сделать церковнослужительским детям разбор, и лишних, особливо не учащихся, отдавать на военную службу». В Новгородской епархии, не имевшей тогда епископа» исполнение этих указов было особо ревностным.Тимофей был привезен матерью в Новгород для поступления в Духовное училище.

11 декабря 1738 года он, по просьбе старшего брата, бывшего причетником в Новгороде, взявшего его на свое иждивение, был зачислен в Новгородскую Духовную славянскую школу при архиерейском доме. От чтения книг ему приходилось переходить к работе, от копания гряд — к школьным занятиям. «Таким образом, еще не будучи подвижником, Тимофей уже начал предвкушать жизнь подвижническую».

В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия Духовная славянская школа была преобразована в Духовную Семинарию. Из общего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведен во вновь открытую Семинарию и принят на казенное содержание. Начальство Новгородской Семинарии присвоило ему новую фамилию — Соколовский.

О годах семинарской жизни святитель Тихон вспоминал впоследствии: «Я продолжал учение на казенном коште и терпел великую нужду, по недостатку потребного к содержанию, и так бывало: когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю для продовольствия себе, а другую половину продам; куплю свечу, с нею сяду на печку и читаю книжку».

Обучался Тимофей в Семинарии почти 14 лет: два года — грамматике и по четыре года—риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой Семинарии был недостаток учителей.В 1754 году Тимофей окончил Семинарию.

Одни из исследователей так характеризует годы его пребывания в ней: «Во время всеобщего увлечения схоластикой, когда в самой Семинарии, воспитавшей святителя, преобладала над всем схоластическая ученость, когда между словом и делом, между мыслью и действительностью не было ничего почти общего, когда о многом и очень хорошо говорили, но очень мало или же совсем ничего не делали, святитель Задонский был человеком совершенно чуждым указанных недостатков и противоречий». Тимофеи был назначен преподавателем риторики (1754—1758). Молодого учителя, отличавшегося необыкновенной сердечностью, скромностью и благочестивой жизнью, все очень любили и уважали: и ученики, и семинарское начальство, и Новгородские архиереи.Будущий святитель в тот период своей жизни все более прилагал ум и сердце Богу, изучая дивные пути Eго и стремясь к иночеству и богомыслию. Промысел Божий готовил в нем доблестного подвижника и светильника Церкви Русской и, охраняя его от опасностей, явно указывал на его высокое предназначение.Святитель Тихон, по милости Божией, стяжал способность особого духовного зрения. Однажды в майскую ночь Тимофей вышел из келлий и увидел разверзшиеся небеса и дивный свет. Вскоре после бывшего ему видения он окончательно решил стать иноком.16 апреля 1758 года Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург, где Новгородский архиепископ Димитрий (Сеченов) рукоположил Тихона во иеродиакона, а летом того же года—во иеромонаха. В том же году иеромонах Тихон стал преподавать философию и был назначен префектом Семинарии, но недолго оставался в этой должности. Епископ Тверской Афанасий (Вольховский), хорошо знавший дарования и благочестивую жизнь отца Тихона, ходатайствовал о его переводе в свою епархию. Указом Святейшего Синода от 26 августа 1759 года иеромонах Тихон был переведен в ведение Тверского архиепископа, который возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Желтикова монастыря. В том же году архимандрит Тихон был назначен ректором Тверской Семинарии и настоятелем Отроча монастыря. Одновременно он состоял присутствующим в Духовной консистории и преподавателем богословия в Семинарии. 13 мая 1761 года архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викарий Новгородской епархии, с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием архиепископа Новгородского. Так, на 37-м году жизни, через семь лет по окончании семинарского курса и через три года по принятии монашества, архимандрит Тихон, по воле Божией, был облечен саном архиерейским.В Новгороде святитель находился не многим более года. 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение — на Воронежскую кафедру. Воронежская епархия, в состав которой, помимо Воронежской губернии входили некоторые города Тамбовской, Орловской и Курской губерний, а также земля Войска Донского, нуждалась тогда в преобразованиях. Большим бедствием в жизни Воронежского края был раскол. Широкие степи Дона сделались с конца XVII века удобным и излюбленным местом укрытия преследовавшихся правительством старообрядцев и сектантов. Нелегко было святителю Тихону бороться с нестроениями в церковной жизни. Его добрым намерением ставились препятствия как со стороны отдельных лиц, так и со стороны светской власти и даже духовенства. Но, невзирая на это, святитель стремился преодолеть раскол. Святитель Тихон, в первую очередь, заботился о подготовке достойных пастырей — через развитие и правильную постановку школьного духовного образования — и ввел строго уставное богослужение и требоисполнение. Духовное образование имело решающее значение в борьбе с расколок и сектантством. Святитель обратил особенное внимание на это. Поэтому-то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духовенства. Святитель Тихон также старался ставить на духовные должности лиц достойных, внушал им правильное понятие об обязанностях своего звания. Заботясь о пастырях, святитель не забывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах.В Воронежском крае еще имели место давние языческие обряды. Особенно сильно возмущался дух святителя существованием «годового торжества» в честь языческого божества Ярилы, сумасбродством и пьянством во время «масленицы».В творениях его, появившихся в Воронеже, читаем: «Души многих находятся в худом состоянии… расслаблены, разболелись, требуют врачества и целительного пластыря»; «Христианской веры и жития равного… и следов не видано!»; «Предерзости, злодеяния, насилования, озлобления и прочая беззакония от злых и пагубных людей все более и более умножаются»; «Многие, нынешнего наипаче века, люди то до болезни, то до старости, то до смерти отлагают покаяние… грех тяжкий, и точно прелесть диавольская… Знак есть крайнего о спасении нерадения и сна греховного».Святитель Тихон против этого принимал самые решительные меры. Однажды он сам явился на праздник Ярилы. Видя перед собою святителя, одни «от стыда… разбежались с площади игрища», другие «в угрызении совести» молча пали к ногам святителя, третьи «в горячности своего покаяния… испрашивали прошения». Игрищные и торжищные палатки в присутствии святителя были разрушены. После этого святитель Тихон произнес в храме проникновенное слово, во время которого народ плакал. Многие, увлеченные древностью языческого обычая, в смысл которого они не вдумывались, приходили К святителю и раскаивались в содеянном. Красноречивыми проповедями святитель Тихон также вернул в Православие не одну тысячу старообрядцев. «Влияние его на раскольников было велико, — отмечает историк. — Даже наиболее упорствовавшие из них, не возвратившиеся в лоно Православия, несомненно, чтили его».Святитель Тихон был чрезвычайно деятелен, ни одной свободной минуты у него не проходило напрасно, он все слишком близко принимал к своему любвеобильному сердцу. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравственных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним. Святитель смело обличал во всей наготе и безобразии эти и им подобные пороки.В 1765 году святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в Духовную Семинарию.Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений сильно расстроили здоровье святителя. Епископ Тихон сожалел, что не может с прежней неутомимостью трудиться на пользу Церкви Божией. 17 декабря 1767 года ему была назначена пенсия (в связи с увольнением на покой) и дозволено жить там, где он пожелает.Недолговременна была церковно-общественная деятельность святителя Тихона на Воронежской кафедре — 4 года и 7 месяцев, но и за такой сравнительно короткий срок он оставил благотворный след и в области духовного просвещения, и в церковном благоустройстве, и в миссионерском деле. После ухода за штат святитель Тихон более 16 лет пребывал на покои в монастырях Воронежской епархии: до 1769 года — в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре, а затем — в Задонском монастыре. В те годы святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения.Во время пребывания святителя Тихона в Задонском монастыре его пастырские и аскетические добродетели достигли наиболее полного выражения.Своей жизнью святитель учил всех окружающих тому, как надо жить, чтобы спастись. Подвижническая жизнь святителя Тихона, его неземная доброта утверждали людей в мысли о высоком достоинстве христианской веры.Подвигами святителя Тихона на покое были прежде всего молитва и милостыня. После молитвы любимым занятием его была беседа с каждым о спасении души. Он собирал вокруг себя детей и учил их молиться Богу, входил в разговор с крестьянами и учил любви к труду и страху Божию, делил скорби несчастных. Иногда выезжал к знакомым, и чаще тогда, когда не ожидали его, но имели нужду в его советах. Кроме устных бесед, вел благочестивую переписи излагал мысли в письмах. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве- (1776).С годами святитель Тихон все более увеличивал свои подвиги, приготовляя себя к блаженной вечности. В конце жизни он предался уединению и безмолвию.За три года до кончины святитель Тихон каждый день молился и со слезами просил Бога: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих!» И вот однажды на утренней заре он услыхал тихий голое: «В день недельный будет конец жизни твоей». Это святитель открыл своему ближайшему другу отцу Митрофану. Духовный благодатный мир, который наступает после борьбы, в то время уже обитал в святой душе подвижника.В праздник Рождества Христова 1779 года святитель в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни. Свою кончину святитель предузнал и предсказал за три дня, позволив в тот день всем знакомым приходить к нему прощаться. 13 августа 1783 года, «в день недельный», в шесть часов сорок пять минут утра душа святителя разлучилась с телом. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Так окончил свою многотрудную жизнь святитель Тихон Задонский.12 августа 1861 года святитель Тихон был причислен к лику святых Русской Церкви. На следующий день в г. Задонске при огромном стечении паломников со всех концов России митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Исидором (Никольском) в сослужении многочисленных иерархов и духовенства были открыты мощи святителя Тихона. Светильник водружен на свещнице, «да светит всем, иже в храмине суть». Днем памяти святителя Тихона установлено 13 августа.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "умиление" (серафимо-дивеевская)

«Всенародное прославление святителя Тихона в теснейшем смысле принадлежит Церкви Христовой… Настоящее действие благодати Божией убеждает нас, что …Православная Церковь столь же свята и непорочная пред Богом, как была во дни древние, что в ее сердце хранится в чистоте и не поврежденности истина и благодать Вселенской Апостольской Церкви, что она не есть неплодящая Церковь, но и доныне пребывает Церковью спасительною, делая нас, чад ее, несомненно, сынами Света и наследниками Света и наследниками Царства Вечного. Питать к ней всесовершенное уважение, повиноваться во всем ее установлениям и правилам есть священный и непременный долг каждого православного, ибо всякое отторжение от Православной Церкви, хотя бы оно было лишь внутренним, сокровенным действием души и состояло в несогласии чьих-либо мыслей и чувств с догматами, духом и учреждениями церковными, ведет, несомненно, к душевной гибели».

Литература

1. Евгении (Болховитиноа), митрополит. Полное жизнеописание Преосвященного Тихона. СПб., 1796.2. Былов М. Раскол в Воронежской епархии при епископе Тихоне I (1763 —1767).— Воронежские епархиальные ведомости, 1890, № 2—8.3. Панков В., протоиерей. Святитель Тихон, епископ Задонский.— ЖМП, 1983, J* 8, с. 20—25.4. Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского и всея России чудотворца. СПб,, 1862, ч. 2.5. Записки о святителе Тихоне его келейника Ивана Ефимова.— Творения святителя. Над. 6-е. М.» 1899, т. V, приложение.6. Касаткин С. А. Святитель Тихом как проповедник. СПб., 1889.7- Кратиров П. Святитель Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897.8. Лебедев А., протоиерей. Святитель Тихон Задонский и всея России.

Источник: Минея-Август Ч.1 С.401-406

Источник: https://sobor-voronezh.livejournal.com/16621.html

Святые Задонска : Тихон Задонский житие, фильм о святом

В 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) родился мальчик, впоследствии ставший одним из самых почитаемых православных святых. Родители назвали его Тимофеем.

Жизнь семьи проходила в крайней бедности. И чтобы не умереть с голоду, мальчику приходилось наниматься копать огороды, возделывать грядки, работать с малых лет, чтобы хоть как-то прокормить себя.

Учеба и жизнь Тихона Задонского

В тринадцать лет он поступил в Новгородское архиерийское училище. После трех лет обучения, его успешно приняли в духовную семинарию. После ее окончания, Тимофей стал преподавать греческий язык, красноречие и другие науки. После посвящения в монашество он получил имя Тихон и был принят в звании инспектора семинарии.

Святитель Тихон Задонский: житие после семинарии

Уже через год он получил звание главного наставника тверского Желтикова монастыря. Еще через год — поставлен ректором и управляющим монастыря. С 1763 года Тихон стал возглавлять Воронежскую кафедру и более 4-х лет управлял Воронежской епархией.

В этот период Святитель Тихон Задонский пишет ряд творений, наставляет прихожан к взаимопониманию и боголюбию. Все свое житие он посвящал наставничеству и убеждал в необходимости постоянного образования, строительстве храмов и школ.

В результате усердных трудов было подорвано его здоровье, после чего Тихон принял решение покинуть епархию и перейти в Толшевский монастырь. Через 2 года он переезжает в Задонск в Богородицкий монастырь, где окончательно принимается развивать идею монашества.

Совет

В уединении Тихон предавался любимому занятию, чтению о жизни святых и их творений. Он очень много читал, совершал богослужения, посещал свой любимый монастырь в Толшевске. Псалтырь знал наизусть.

Все свое житие свт Тихон Задонский смиренно терпел оскорбления, унижения, брань. Был очень строг к себе и снисходителен ко всем остальным. Любил общаться с обычным народом, отдавал ему все свои приношения, заступался и утешал в трудную минуту. Помещиков наставлял быть милосердными к своим крестьянам.

Житие Тихона Задонского в уединении

Своими страданиями и самоотречением Тихон смог возвыситься до лицезрения божественного и видения будущего. В вещем сне он лицезрел Матерь Божию на облаках вместе с апостолами Петром и Павлом и просил о милости к бренному миру. Через год ему снова привиделась Матерь Божья со святыми, пред которыми он пал ниц и просил прощения за кого-то из мирян. И его просьба была услышана Пресвятой.

В своих видениях Тихон смог предсказывать различные судьбы России. Одним из ярких предсказаний было видение победы России над французами в 1812 году.

Очень часто прихожане видели его с одухотворенным и полным ясности лицом. Он смог предсказать день своей смерти за три года до этого события. После чего закрылся в своей келье и постоянно молился не принимая никого, кроме самых близких друзей. Заранее приготовил к смерти себе одежду, гроб и скрытно плакал, стоя у своего гроба.

За год до своей смерти Святителю Тихону привиделся сон, в котором священник вынес Святого Младенца и поцеловал его в щеку, а Младенец ударил его по левой щеке. Проснувшись, Тихон обнаружил, что у него онемела левая щека, нога и рука. Это знамение он воспринял спокойно и с радостью.

Скончался Святитель Тихон, как и было ему предсказано во сне, 13 августа 1783 года. А 13 августа 1861 года свершилось его восхваление.

Житие Святого Тихона Задонского стало ярким примером для многих поколений верующих, которые решили посвятить свою жизнь служению богу через самоотречение и монашество.

Тихон Задонский : фильм

Источник: https://zadonsk-monastir.ru/tihon-zadonsky/

Житие и духовные подвиги Святителя Тихона Задонского, сила молитвы Святому и припадания к мощам

Чаще всего человек прибегает к Богу в дни скорби и трудностей.

Как только становится невмоготу на душе, так сразу идём в церковь и начинаем просить о милосердии, обращаясь в молитвах к Богу и святым, которыми щедра земля русская, каждый из них совершил свои чудеса и подвиги.

Среди православных святых оставил весомый след Святитель Тихон Задонский, житие которого скорбью и лишениями богато, он узкой дорогой шёл, но в минуты отчаяния много духовных утешений от Отца Небесного получал.

Выдающийся богослов, величайший православный просветитель и автор большого количества посланий и наставлений епископ Тихон Задонский за свою короткую, по человеческим меркам, жизнь сотворил множество трудов, содержащих милосердие, любовь, душеспасительные наставления, ставшие неиссякаемым светом Божьей благодати. Православные христиане всего мира припадают к Святому угоднику, дабы испить живительной росы, исходящей от Спасителя через Святого чудотворца.

Путь от рождения до епископства

В неимущей семье церковного служащего Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии Савелия Кирилова в 1724 г.

родился сын Тимофей, которому при вступлении в духовную семинарию, сменили фамилию на Соколов. Лишившись отца, его семья из положения бедности, пришла в состояние полной нищеты.

Исходя из его же слов, он вынужден был за кормёжку хлебом световой день боронить пашню у зажиточного селянина.

В раннем детстве тёмные силы чуть не сбили Тимофея с Пути, по которому он пришёл к святости в лике святителей. Кроме него, в семье были ещё три брата и две сестры, отца не помнил.

Обратите внимание

Старший брат служил дьяком, а второго по старшинству взяли в армию, остались одни мальцы. И на фоне крайней нищеты приходскому ямщику, имевшему состояние, но не имевшему детей, приглянулся Тимофей.

Ямщик предлагал матери взять на воспитание мальчика как сына, оставляя всё наследство ему,и оставшимся детям дать на пропитание.

Крайнее положение семьи, заключающееся в голоде, вынудило поддаться мать на уговоры ямщика и повести Тимофея к нему. Но старший, брат, прослышав об этом, бросился догонять идущую по пути мать, с умыслом отговорить. Догнав, он стал просить мать, умоляя её на коленях, не отдавать Тимофея, предлагая лучше выучить его грамоте. Тогда он сможет поступить на службу в церковь.

Читайте также:  Молитва симеону верхотурскому

Образование

Вышедший указ императрицы от 1735 года брать в армию всех не учащихся или оставивших обучение детей из семей духовенства, подтолкнул принять решение определить Тимофея в духовное училище.

В декабре 1738 года мать привезла его в Новгород.

Где по ходатайству старшего брата, бывшего на тот момент служащим одной из новгородских церквей, его приняли в Новгородскую духовную славянскую школу при избе высших чинов церкви.

Мать на последние деньги привезла сына учиться, будучи весьма болезненной, что привело к смерти.

Оставшись круглой сиротой, без стипендии Тимофею пришлось вспомнить времена детства, когда недоставало еды.

Брат хоть и взял на себя иждивение, но на его скудное жалование не было возможности платить за полное содержание. Мальчику приходилось зарабатывать на хлеб, обрабатывая землю в свободное время.

Через два года обучения Тимофею представилась возможность свободное время занимать не подработками, а полностью отдаваться просвещению.

В 1740 году школу преобразовали в Духовную семинарию и ему удалось перевестись в неё учиться, став избранным, из всех обучавшихся, к числу самых способных к наукам и поставленным на казённый счёт.

Вот тогда и поменяли ему фамилию на Соколова.

Важно

Получая паёк, он половину хлеба продавал для покупки свечей, чтобы читать в вечернее время, уединяясь в уголке, за что подвергался насмешкам со стороны семинаристов, особенно из обеспеченных семей, которым был невдомёк подобный образ жизни. Они, махая в его сторону лаптями, кричали ему слова «Величаем тя, святителю!», оказавшиеся пророческими.

Прозанимавшись в семинарии 14 лет, из которых два изучал грамматику и остальные по четыре правила построения речи (ораторское искусство), философию и богословие. Семинарист Соколов за время обучения зарекомендовал себя прилежным, с незаурядными способностями учеником, в связи с чем ему по окончании было предложено преподавать риторику и богословие.

Постриг в монахи

По достижению 34 лет, 10 апреля 1758 году Тимофей принял постриг от архимандрита Антониева монастыря в Новгороде, нарекшись Тихоном. Сразу получив должность преподавателя философии звание перфекта.

Уже летом того же года он принял посвящение в иеромонахи. Спустя год, его возводят в сан архимандрита Жолтикова Успенского монастыря, с переводом в Тверь.

Где вскоре получил перевод на ту же должность в Успенского Отроча монастыря и став ректором духовной семинарии.

Отец Тихон относился к своему служению в свойственной ему манере, чтобы слушатели прониклись сердцем к его лекциям и проповедям.

Читал лекции нравственного богословия настолько увлекательно, что послушать их приходили совершенно посторонние люди, читал при этом на русском языке вместо латинского, принятого в те времена.

Впереди его ожидали ещё более значительные повышения в церкви и уровня духа.

Нежданное продвижение по иерархической лестнице

Его мечтам о пустынной жизни в монастыре близ Твери не суждено было сбыться. В Синоде на должность новгородского епископа выбирали кандидатуру, кидая жребий, который три раза падал на святителя Тихона.

13 мая 1761 года он был возведён в епископа Кексгольма и Ладоги в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Назначая руководить Хутынским Спасо Варлаамиевым монастырём и епарным епископом Новгородского прихода.

Сам Святитель признавался, что никогда не думал, что станет епископом.

В этом назначении Святитель Тихон Задунайский пробыл короткое время, меньше года. В 62-ом он временно был назначен председателем Синода Санкт-Петербурга. После ухода в мир иной епископа Иоанникия (Павлуцкого), главы Воронежской и Елецкой епархий его поставили на Воронежскую кафедру.

Жизнь Святителя сопровождалась особенными событиями, ведущими его к святости:

  • Первая отвела его от жизни зажиточного ямщика в сторону духовного пути с сердцем, приведшего к величию духа, вместо обыденной жизни мирянина.
  • Указ императрицы от 1735 года брать в армию всех неучащихся детей из семей духовенства подтолкнул определить Тимофея в духовное училище.
  • Во время жеребьёвки на епископство жребий три раза выпадал на Тихона.
  • В день жеребьёвки Тихон служил литургию к Пасхе с епископом Афанасием, возглавлявшем Могилёвскую и Полоцкую епархии. Архиерей извлекал частицы о здравии, когда подошла очередь, подошёл Тихон с обыкновенным прошением: «Помяни мя, владыко святый». — «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», — ответил тот, и сразу же заметив оговорку, продолжил: «Дай вам Бог быть епископом».

Деятельность в Воронежской и Елецкой епархиях

Воронежская епархия распространялась на огромную территорию, кроме Воронежской губернии, в неё входили многие города соседствующих трёх губерний: Курской, Орловской и Тамбовской, с землями Войска Донского.

Она к его приходу пребывала в упадочном состоянии, многое требовало перестройки. Дикие нравы казачьей вольницы, невежество народа и даже части духовенства требовали незамедлительных действий.

На пути реформ стояли устоявшиеся настроения в духовной жизни общества, мешающие рассмотреть их актуальность для общего блага. Препятствия чинили отдельные личности, группы людей, светских обывателей и даже представителей духовенства.

Совет

Особую заботу Святитель Тихон Задонский проявлял о подготовке достойных звания пастыря последователей, путём подъёма и верной организации религиозного обучения, вводя богослужения, со строгим предписанием придерживаться уставных канонов.

Требовал исполнения.

Вспоминая своё тяжелое детство Тихон, во вверенной епархии, организовал школы для детей из бедных семей духовенства.

Ставил на должности самых благородных, непрестанно беседами пробуждая в них должное понимание обязанностей своего звания.

Проявляя заботу о духовном состоянии пастырей, Святитель помнил о внешнем виде храмов, реликвий, икон и утвари. Храмы ремонтировались и благоустраивались.

Обладая писательскими способностями, отец Тихон, для назидания пастырей подлинным пониманием о творимых ими таинствах, составил короткое наставление «О седьми Святых Тайнах».

Следующее писание являлось инструкцией для отцов церкви к действиям во время проведения исповеди. В зависимости от степени веры кающегося, его поступков, одного следует подталкивать, побуждать к искреннему покаянию, когда исповедуясь, сокрушаются.

Других же от безысходности, по причине чрезмерной горести и печали, успокаивать милосердием.

Всего во время управления Воронежской епархией были составлены им следующие сочинения:

  • «Должность священническая. О седьми тайнах святых»,
  • «Окружное послание к Воронежскому духовенству»,
  • «Наставления, инструкции»,
  • «Слова, говоренные к Воронежской пастве»,
  • «Плоть и дух»,
  • «Размышления»,
  • «Напутствия, увещания».

Ввёл необходимые правила, побуждающие к проповедованию и чтению для развития, и на литургии.

Каждое воскресенье проводились проповеди в кафедральном соборе и предписано было всем церковным служащим присутствовать.

Святитель, увидев плачевное состояние монастырей, взялся исправлять положение. Он не удовлетворялся одними проповедями, а издавал свои труды, рассылая по храмам для народа.

Радея за вверенную паству, Тихон Задонский уделял особое внимание обучению будущих пастырей, взращивая в них смирение, прощение, веру и любовь.

Обратите внимание

Много преобразований свершил он на своём посту, подняв материальный и духовный уровень церковной жизни, а также общества во вверенной губернии.

Из запустения церкви и безграмотности духовенства он привёл к порядку, возродив храмы и монастыри, воспитал целое поколение молодых пастырей. Оставил после себя множество наставлений в виде сочинений.

Непомерный труд и испытания на протяжении всей жизни отрицательно отразились на здоровье Святителя. Стали часто проявляться сердечные приступы, мелочная простуда давала тяжкие осложнения.

Выход на покой

Чтобы не допустить промаха на своём посту, ввиду болезненного состояния Тихон Задонский настойчиво подавал прошения отойти на покой.

Очередное его обращение удовлетворили и разрешили уйти на отдых с назначенной пенсией и местом жительства по желанию. Святитель с марта 1769 г.

разместился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре под Воронежем, но неподходящий для здоровья климат вынудил его вскоре переехать, до самой смерти, в Задонский монастырь.

На покое Тихон продолжал жить во христе, плодотворно используя освободившееся время, стал усиленно молиться и много писать. Проводя время в духовных беседах о Боге и молитве, кроме 4 — 5 часов беспокойного сна.

Требовательный к себе, он часто занимался физическим трудом, не обращая внимания на свои болезни. Импульсивный и несдержанный по своей природе, он добился полного смирения и кротости, что при таких качествах является подвигом.

За свою жизнь он сотворил множество произведений:

  • Сокровище духовное, от мира собираемое
  • Святитель Тихон Задонский. Письма
  • Бальзам для души. Таинство радости
  • Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского (комплект из 2 книг)
  • Наставления о собственных всякого христианина должностях Святителя Тихона Задонского епископа Воронежского. Репринтное издание
  • Духовный посох. Избранные места из трудов архипастыря
  • О страстях и добродетелях
  • Молитвы и духовные размышления
  • Наставление христианское
  • Молитвослов
  • Слава Богу за все!
  • Учение Святителя Тихона об истинах веры и церкви
  • Собрание творений (комплект из 5 книг)

Обиталище Святителя Тихона стало центром божественного образования для множества людей, к нему стягивался народ с близлежащих и отдалённых земель для обретения совета, указания или благословения. Детей учил молиться, прививая церковный уклад и религиозность. В эти дни он создал шедевры духовных писаний, результат размышлений о мире и людях.

Конец земной жизни

На Рождество 1779 г. Святитель в последний раз посетил церковь. В январе 1782 г.

он составил завещание, воздавая славу Господу за все благодеяния по отношению к нему, выразив надежду на милость Божию после жизни.

За свою кончину он прознал за три дня и допускал к себе всех желающих проститься с ним. 13 августа 1783 г. Святитель Тихон Задонский покинул этот бренный мир в полном спокойствии, будто уснул.

До самого погребения народ со всех окрестностей стягивался и добивался постоянного проведения панихид, на что не хватало священнослужителей. После отпевания, совершённого 20 августа, отца Тихона похоронили в склепе под алтарём собора.

Проявление чудес

Жизнь Тихона постоянно сопровождалась проявлением чудес. Подвиги, самоотречения и проявляемая любовь возвысили его душу, ему снились вещие сны, проснулся дар предвидения. Он предсказал множество людских судеб и России, в частности, победу над Наполеоном. Он чувствовал происходящее вдали и кто нуждается в нём, сразу же появляясь вовремя. Видел мысли и настроения собеседников.

Всегда, в случае необходимости Святитель приходил на помощь, помогал всем, чем мог. Как-то двое крестьян, обманув Тихона, получили деньги, словно погорельцы. Возвращаясь домой, они смеялись с этой ситуации и вдруг с ужасом увидели, что их дома действительно горят. Подобных случаев было множество, когда люд получал наставления от святого даже путём наказаний Бога.

После смерти Тихона поток людей к нему только увеличился, стали происходить исцеления больных и иные чудеса на его могиле. Молитвы помогали при наличии разных болезней, трудностей, устраняя препятствия.

Важно

Народ при жизни почитал его как святого, а после ещё больше уверовал в это. Известны случаи излечения от неизлечимых и хронических заболеваний. Молитва Тихону Задонскому влекла к исцелению даже холеры.

Целебными свойствами обладали иконы святого.

Молитвы Тихону Задонскому лучше произносить на его икону и тогда явится помощь от:

  • злобы;
  • потери духовных сил;
  • от душевных болезней;
  • уныния и печали;
  • зависимостей (алкоголь, курение, наркомания);
  • бесноватости и помешательства;
  • нищеты.

Исключительную силу имеют молитвы к святому от колдовства. Обращаясь с открытой душой и чистым сердцем, мы можем быть убеждены в его помощи от всякого зла чародейства и лукавого, особенно произнося молитвы на икону Тихона Задонского.

Обретение мощей

В 1845 году в Задонском монастыре решили возвести новый Владимирский собор, разбирая старый, обнаружили нетленные мощи святого Тихона, даже Архиерейское одеяние было не тронуто, невзирая на продолжительное пребывание в сырости тела Тихона Задонского. Мощи перенесли в новый гроб и захоронили в Рождественской церкви монастыря. А в Синод и императору были отправлены документы о нахождении нетленных мощей, с документами находилось прошение причислить почитаемого всей Россией Тихона Задонского к лику святых.

По неизвестным причинам принятие решения затягивалось и 13 августа 1861 в день памяти Тихона произошло прославление его в лике святых.

Второе обретение мощей

После революции 1917 г. монастырь был упразднён, вся церковная утварь, иконы были подвержены описанию, после чего мощи снова положили в серебряную раку.

Затем монастырь переходил из рук в руки, а после 1932 года мощи покинули Задонск, попав в антирелигиозный музей Ельца, а после краеведческий музей города Орла. Во время ВОВ верующим удалось спасти святыню.

После войны в 47-м их открыто выставили в кафедральном Богоявленском соборе Орла, но Хрущевская антирелигиозная компания снова закрыла святыню в краеведческом музее.

Лишь в 1988 г. мощи Тихона Задонского передали Орловской епархии, в 1991 они наконец-то вернулись во Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Источник: https://pravoslavie.guru/biografii/zhitie-svyatitelya-tihona-zadonskogo-molitva-tihonu-i-chudesa.html

Ссылка на основную публикацию