Житие иоанна дамаскина

Преподобный Иоанн Дамаскин

празднование 4/17 декабря

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру во Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не дозволяли никому открыто исповедовать веру Христову.

Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе халифа Дамасского. Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Отец Иоанна заботился о его воспитании и образовании.

Усердно просил он Бога послать человека мудрого и благочестивого, который был бы для сына учителем и наставником в добрых делах. На Дамасском рынке в числе пленных христиан увидел Сергий инока Косму, который оказался ученым старцем из Италии.

Обратите внимание

Выпросив у халифа пленного инока, привел он блаженного старца домой и поручил ему Иоанна и приемного сына, которого также звали Космой.

Отроки обнаружили необыкновенные способности: легко усвоили грамматику, философию, астрономию и геометрию, а через некоторое время сравнялись с наставником в знании Священного Писания. После смерти отца святой Иоанн по желанию халифа стал его ближайшим советником.

В то время в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 — 741). Став на защиту православного иконопочитания, святой Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы».

Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость.

Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы.

Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку.

Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной.

В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.

Важно

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного.

Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки.

Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна.

Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь.

Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна…»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…» и другие.

За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению.

Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду… Не препятствуй источнику течь… он всю вселенную протечет и напоит…»

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие.

В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским Патриархом. Тот же Патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

Совет

На Константинопольском Соборе 754 года преподобный обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив. Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 года в возрасте 104 лет и был погребен в Лавре святого Саввы.

При византийском императоре Андронике II (1282—1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Источник: https://akafist.ru/saints/ioann-damaskin/

Преподобный Иоанн Дамаскин

День памяти: 4 декабря

Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом.

Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Коему из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук.

После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 – 741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата “Против порицающих святые иконы”. Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость.

Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу.

Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления.

Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного.

Обратите внимание

Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни.

Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин.

Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна.

Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна.

О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года.

Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life3062.htm

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина (стр. 1 из 4)

Святитель Димитрий Ростовский

Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии Дамаске от знатных и благочестивых родителей, пламенная вера коих во Христа, испытанная в скорбях и искушениях, явилась крепче и драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытанного, золота. Тяжкое тогда было время.

Сарацины завоевали ту страну и, взяв сей славный город, причиняли всякие беды христианам, одних убивая, других продавая в рабство, и никому не дозволяя открыто исповедывать Христа.

В это время родители Иоанна, покрываемые Промыслом Божиим, были сохранены в безопасности и здравии со всем своим имением; соблюли они и святую веру, ибо Бог даровал им возможность снискать благоволение у сарацин, как некогда Иосифу у египтян и Даниилу у вавилонян, так что злочестивые агаряне не запрещали родителям святого веровать во Христа и открыто прославлять Его святое Имя. Кроме того, отца святого Иоанна они поставили городским судьею и начальником народных построек. Живя в таком благополучии, он сделал много доброго для своей единоверной братии: выкупал пленных, заключенных в темницах освобождал от оков и избавлял от смерти и всем страждущим подавал руку помощи. Родители преподобного были в Дамаске среди агарян, как светильники в ночи, как семя во Израили, как искра в пепле. Для того они и сохранены были Богом, чтобы через них возгорелся в Церкви Христовой светильник, ясно светящий всему миру, – блаженный Иоанн Дамаскин. Родив его по плоти, они поспешили сделать его чадом света и через крещение, – что было делом весьма трудным в то время. Агаряне никому не дозволяли принимать крещения, родители же святого беспрепятственно возродили свое дитя крещением и нарекли ему имя, означающее благодать Божию (Иоанн, в переводе с еврейского, значит: Божия благодать). Отец отрока очень заботился, чтобы он был воспитан в добром учении и научился не сарацинским обычаям, не храбрости воинской, не охоте звериной, не другому какому-либо мирскому искусству, но кротости, смирению, страху Божию и познанию Божественных Писаний. Поэтому усердно просил он Бога послать сыну человека мудрого и благочестивого, который был бы для отрока хорошим учителем и наставником в добрых делах. Родитель святого услышан был Богом и получил желаемое таким образом.

Дамасские разбойники совершали и на суше и с моря частые набеги на соседние страны, захватывали в плен христиан и, приводя в свой город, одних продавали на рынках, других предавали смерти. Однажды случилось им пленить некоего инока, по имени Косма, – благообразного видом и прекрасного душою, происходившего из Италии.

Вместе с прочими пленниками они решили продать его на рынке. Те же, которых разбойники хотели усечь мечом, припав к ногам сего инока, со слезами умоляли его помолиться Богу о душах их.

Видя, какое почтение воздается иноку обреченными на смерть, сарацины спросили его, каким саном и почетом пользовался он в своем отечестве среди христиан.

Он же ответил:

– Я не имел никакого сана, даже не был удостоен священства; я только грешный инок, наученный философии и не только христианской, но и той, которую измыслили языческие мудрецы!

Важно

Сказав сие, инок горько заплакал. Невдалеке стоял родитель Иоанна, видя плачущего старца и узнав в нем по одежде инока, он подошел к нему и, желая утешить его в скорби, сказал:

– Напрасно, человек Божий, ты плачешь о потере мира, которого ты давно отрекся и для которого умер, как я вижу по твоему виду и одежде.

– Я плачу, – ответил инок, – не о потере мира – для него, как ты сказал, я умер – и не забочусь ни о чем мирском, зная, что есть другая жизнь – лучшая, бессмертная и вечная, приготовленная рабам Христовым, которую надеюсь и я получить при помощи Божией; плачу же о том что ухожу из сего мира бездетным, не оставив после себя наследника.

Изумился родитель Иоанна словам инока и сказал:

– Отче, ты – инок, посвятивший себя Богу для сохранения чистоты, а не для рождения детей: зачем ты скорбишь о детях?

Инок ответил:

– Ты не понимаешь, господин, сказанного мною: я говорю не о плотском сыне и не о земном наследстве, но о духовном. Я, как сам ты видишь, инок бедный и не имею ничего, но у меня есть большое богатство мудрости, которым я обогатился с юных лет трудясь при помощи Божией.

Я изучил различные человеческие науки: риторику, диалектику, философию, преподанную Стагиритом и сыном Аристона, – знаю землемерие и музыку, хорошо изучил движение небесных тел и течение звезд, так что от красоты творения и его премудрого устройства могу придти к более ясному познанию Самого Творца; наконец, я хорошо изучил и составленное греческими и римскими богословами – учение о тайнах православия. Имея сам такие познания, я никому их не преподал, и тому, чему научился, никого не могу теперь учить, ибо не имею ни времени, ни ученика, и думаю, что я здесь умру от меча агарян и явлюсь пред моим Господом как дерево, не принесшее плода, как раб, сокрывший в землю талант господина своего. Вот о чем я плачу и рыдаю. Как отцы по плоти скорбят о том, что, находясь в супружестве, не имеют детей, так и я скорблю и тужу, что не имею ни одного духовного сына, который был бы после меня наследником моего богатства мудрости.

Читайте также:  Доказательства христианской веры

Услыхав такие слова, отец святого Иоанна обрадовался тому, что нашел давно желаемое сокровище, и сказал старцу:

– Не печалься, отче: Бог может исполнить желание сердца твоего.

Сказав сие, он поспешно пошел к сарацинскому князю и, припав к ногам его, усердно просил отдать ему пленного инока и не получил отказа: ему отдан был князем сей дар, который, действительно, был драгоценнее многих других даров. С радостью родитель Иоанна привел блаженного Косму в свой дом и утешал после долгого страдания, предоставив ему удобство и покой.

– Отче, – сказал он, – будь господином моего дома и соучастником всех моих радостей и скорбей.

И еще прибавил:

– Вот Бог не только даровал тебе свободу, но и желание твое исполнил.

Я имею двух детей: один мой сын по плоти – Иоанн, а другой – отрок, принятый мною вместо сына, родом из Иерусалима, сирота с детства, он имеет одно имя с тобою, ибо его тоже зовут Космой.

Обратите внимание

Молю тебя, отче, научи их мудрости и добрым нравам и наставь их на всякое доброе дело, соделай их духовными сыновьями своими, возроди и воспитай учением, и оставь их после себя наследниками того духовного богатства, которого никто не может похитить.

Возрадовался блаженный старец Косма, прославил Бога и стал усердно воспитывать и учить обоих отроков. Отроки же были разумны, усвояли все преподаваемое учителем и успешно учились. Иоанн, как орел, парящий по воздуху, постигал высокие тайны учения, а духовный брат его Косма, как корабль, быстро несущийся при попутном ветре, скоро постигал глубину мудрости.

Учась усердно и старательно, приобрели они в короткое время премудрости, изучили грамматику, философию и арифметику, и сделались подобными Пифагору и Диофану; изучили они и землемерие, так что их можно было признать за новых Евклидов. О том, как они усовершенствовались в поэзии, свидетельствуют составленные ими церковные песнопения и стихи.

Совет

Не оставили они и астрономии, а также хорошо изучили и богословские тайны. Кроме того, они научились добрым нравам и добродетельной жизни и стали вполне совершенными в знании, мудрости духовной и мирской. Особенно преуспевал Иоанн. Ему удивлялся сам учитель, которого он превзошел в некоторых областях премудрости.

И был Иоанн великим богословом, о чем свидетельствуют богодухновенные и богомудрые книги его. Но он не гордился такой своей мудростью.

Как дерево плодовитое, чем больше возрастит плодов, тем ниже преклоняется к земле ветвями, так и Иоанн, чем более преуспевал в мудрости, тем менее о себе думал и умел укрощать в себе суетные мечтания юности и помышления страстные, душу же свою, как светильник, наполненный елеем, возжигать огнем Божественного желания.

И сказал однажды учитель Косма отцу Иоанна: – Желание твое, господин, исполнилось: отроки твои хорошо научились, так что и меня уже превосходят мудростью, таким ученикам недостаточно быть равными своему учителю. Благодаря большой памяти и непрестанным трудам они в совершенстве постигли всю глубину премудрости; Бог же умножил их дарование.

Дальше их учить мне не требуется: они сами уже способны учить других. Поэтому умоляю тебя, господин, отпусти меня в монастырь, где я сам буду учеником и научусь высшей мудрости от совершенных иноков.

Та мирская философия, которой я научился, посылает меня к философии духовной, которая достойнее и чище мирской, ибо она приносит пользу и спасает душу.

Важно

Услыхав сие, отец Иоанна опечалился, не желая лишиться такого достойного и мудрого наставника. Однако он не осмелился удерживать старца, чтобы не опечалить его, исполнил его желание и, щедро наградив, отпустил с миром.

Инок же удалился в лавру преподобного Саввы и, благополучно прожив там до своей смерти, отошел к совершеннейшей Премудрости – Богу. Через несколько лет умер и отец Иоанна. Князь сарацинский, призвав Иоанна, предложил ему стать первым своим советником; Иоанн отказывался, имея другое желание – в безмолвии работать Богу.

Однако он принужден был повиноваться и против желания принять начальство и получил он в городе Дамаске власть большую, чем его родитель.

В то время в Греции царствовал Лев Исаврянин, который зверски, подобно рыкающему льву, восстал на Церковь Божию. Извергая иконы из святых храмов, он предавал их пламени, а православно-верующих и поклоняющихся святым иконам немилосердно терзал лютыми мучениями.

Обратите внимание

Услыхав о сем, Иоанн возгорелся ревностью благочестия, подражая Илии Фесвитянину и одноименному себе Предтече Христову. Взяв меч Слова Божия, он начал им отсекать, как бы голову, еретическое мудрование нечестивого царя; он разослал много посланий о почитании святых икон тем правоверным, которые ему были известны. В сих посланиях, на основании Св.

Писания и древнего предания Богоносных отцов, он мудро показал, как нужно воздавать должное поклонение святым иконам. Тех, кому он писал, Иоанн просил показать его послание другим единоверным братьям для утверждения их в православии. Так стремился святой наполнить всю вселенную богодухновенными своими посланиями.

Распространившись по всему Греческому царству, они утверждали православных в благочестии, а еретиков поражали как бы остнами.

Слух о сем дошел до самого царя Льва, который, не вынося обличения своего нечестия, призвал к себе единомышленных ему еретиков и повелел им, чтобы они, приняв ложный вид благочестия, отыскали между православными какое-нибудь послание Иоанна, писанное его собственной рукой, и попросили почитать как бы для своей пользы.

После многих стараний, соучастники сего злобного замысла нашли где-то у верующих одно послание, написанное собственною рукою Иоанна, и, льстиво выпросив, отдали его в руки царю. Царь же поручил искусным писцам, чтобы они, смотря на письмо Иоанна, такими же буквами написали от лица святого послание к нему – царю Льву, как будто писанное собственноручно Иоанном и присланное из Дамаска. Послание же сие было таково:

Источник: http://MirZnanii.com/a/318298/zhitie-prepodobnogo-ottsa-nashego-ioanna-damaskina

Житие Иоанна Дамаскина

Христианский святитель высоко чтим Православием в лике преподобных (совершивших великий жертвенный подвиг ради Единого Господа), считается одним из прародителей Церкви, писал философские и богословские трактаты. Житие Иоанна было создано монахом Симеоновского монастыря в XI в.

История жизни святителя

Родился в 676 г. в Дамаске, столице Сирии, его родителями являлись праведные и знатные люди по фамилии Мансур.

В это время страной завладели разбойники-сарацины, они преследовали многих христиан, убивая их или отдавая в рабство. Семья Иоанна была защищена Господом, сарацины чудесным образом не возжелали причинять вред этим людям.

Отца будущего святителя звали Сергием, разбойничья организация поставила его городским судьей и строительным начальником.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Родители Иоанна в этих тяжелых для страны условиях являлись для народа спасительным светочем, от которого вскоре загорелось пламя истинной веры.

Важно

Мать и отец крестили сына и нарекли его Иоанном, что означает «благодать Божья». Они заботились о благородном воспитании своего чада, о прививании милосердия, кротости и смирения. Родители желали, чтобы Иоанна обучал человек мудрый и почтенный, образованный и справедливый.

Вскоре отец нашел такого в толпе тех, кого сарацины продавали в рабство, — это был почтенный старец по имени Косма.

Святитель горевал о том, что не оставляет после себя духовного наследия и вскоре покинет мир, не передав великого знания в вопросах религии, философии и других наук.

Отцу Иоанна удалось уговорить сарацинского калифа, что тот разрешил почтенному старцу жить у них в доме. Проявив усердие, юный Иоанн под надзором мудрого учителя изучил многие науки, а также поэзию и языки.

Когда Косма одарил своего ученика всем, что знал, он отпросился у своих хозяев в монастырь. Родители Иоанна не стали перечить воле мудреца, который вскоре покинул семью и поселился в лавре преподобного Саввы, где и нашел свою кончину.

Когда умер отец, Иоанну предложили занять место первого советника сарацинского калифа. Будущий святитель отказывался от предложения, потому что желал безмолвно и бескорыстно служить во славу Единого Творца. Однако ответ не устроил правителя, который насильно заставил Иоанна взять на себя эту важную должность.

Духовная борьба

В 716 г. Грецией стал править жестокий Лев Исаврянин, испытывающий глубокую ненависть ко всему христианскому. Услышав о мучениях, которым подвергаются духовные братья, И.

 Дамаскин загорелся справедливым гневом и принялся рассылать верующим записки о правильности иконопочитания, где ссылался на Писания. Святитель просил показать эти рукописи всем христианам, чтобы в них укрепился стержень ортодоксального верования.

Угнетенные последователи Христа воодушевлялись, а еретики вскоре отступили от несправедливых поношений.

  • Греческому царю было неприятно признавать свое поражение, ибо Иоанн создавал послания аккуратно, справедливо и не допускал оскорбления своих врагов. Тогда хитрые язычники решили подделать рукопись И. Дамаскина, в которой преподобный якобы представал предателем своего народа и поносил сарацинскую власть.
  • Калиф расспросил Иоанна об этом, последний, естественно, отрицал вину и говорил о кознях хитрых еретиков. Однако повелитель не поверил словам праведного христианина и повелел отсечь руку, которой он создавал свои литературные труды. Калиф отрубил невинному богослову правую десницу и повесил в центре городской площади. И. Дамаскин спустя время, когда гнев царя прошел, просил того отдать руку для того, чтобы её можно было похоронить в земле.
  • Получив отрубленную десницу обратно, святитель провел ночь в глубокой молитве перед иконой Пречистой Богородицы. Он смиренно просил исцеления и клялся, что излеченная рука будет писать только для прославления Господа и Его верных слуг. Молитвы были услышаны, утром преподобный Иоанн обнаружил, что конечность вновь работоспособна и является частью его тела. На месте соединения кисти и предплечья образовалась красная полоса, напоминающая о великом чуде.
  • Когда сарацинский калиф собственными глазами узрел великое чудо исцеления и узнал, что это произошло при помощи молитвы, он впал в отчаяние и винил себя за неразумность и жестокость. Извиняясь перед святителем, он обещал последнему безграничный и великий почет в своем государстве. Однако И. Дамаскин не желал находится у власти и молил правителя отпустить его на свободу.
  • Иоанн получил независимость, вернулся домой, раздал имущество нуждающимся и вместе со своим соучеником по имени Косма отправился в священный Иерусалим.

Интересно! С историей о том, как Пречистая Богородица исцелила отрубленную руку преподобного И. Дамаскина, связано создание иконы под названием «Троеручица». Священный образ относят к распространенному типу «Одигитрия», Младенец сидит на правой деснице Богоматери. Внизу иконы демонстрируется человеческая кисть.

Оригинальное полотно хранилось в лавре преподобного Саввы до XIII столетия. После войны турок и сербов икона очутилась на Афоне. На территории России образ пользуется чрезвычайным почитанием.

Иоанн Дамаскин перед иконой «Богоматери Троеруцчицы»

Преподобный И. Дамаскин не расставался с платком, которым опоясал руку после чуда исцеления, совершенного Пречистой Богородицей.

Песнь, составленная святителем в честь этого события, вошла в состав литургии В. Великого. И. Дамаскин получил прозвище «Златоструйного», потому что его песнопения являлись образцовыми и создавались в неподражаемом стиле.

Он также сочинил Пасхальную и Воскресную службы, а также антифоны и надгробные акафисты.

Житие в монастырских условиях

Иоанн достиг лавры преподобного Саввы, здесь он уговорил игумена принять его на служение. Настоятель и братия сразу узнали нового насельника, так как слава И. Дамаскина распространилась далеко за пределами родной Сирии.

Монахи возрадовались тому, что такой ученый муж пришел, чтобы также отдаться во служение милосердному и справедливому Господу.

Однако ни один из иноков не был готов стать духовным учителем нового насельника, так как они считали себя недостойными этого права.

  • В итоге эту ношу принял на себя здешний старец-отшельник, который выдвинул свои условия в служении: не совершать действий своевольно, усердно молиться и трудиться, замаливать бывшие грехи слезной молитвой. Мудрец также велел придерживаться удовлетворенности, воздержанности, нравственной и физической чистоты, смирения и концентрации во время молитв. И. Дамаскин глубоко впитал в себя наставления духовного отца, всегда хорошо исполнял свои трудовые обязанности без ропота и осуждения.
  • Вскоре старец решил испытать преподобного и отправил его продавать плетеные корзинки на базаре Дамаска, да еще и по завышенной цене. Иоанн не стал прекословить и пошел в родной город в старых изношенных одеждах. Люди высмеивали его, когда слышали назначенную цену, никто не желал давать подобные деньги. Иоанна, исхудалого от поста и в нищенской одежде, узнал его бывший слуга. Он купил все корзины, ибо проявил христианское милосердие к человеку, отказавшемуся от мирской власти и богатства.
  • Через время в лавре умер один монах, его родной брат долгое время горевал по этому поводу. И. Дамаскин пытался утешить несчастного, который попросил святителя написать надгробную песнь во имя покинувшего этот мир человека. Преподобный проявил христианское милосердие и создал несколько искусных тропарей, несмотря на запреты своего духовного учителя. Старец, вскоре узнавший о том, что его ученик воспротивился обету, выгнал последнего из кельи и не стал внимать раскаяниям и мольбам.

Житие Иоанна Дамаскина в монастыре

Чтобы получить прощение, Иоанну пришлось выполнить самую грязную работу в лавре — очистить отхожие места. Старец возликовал и умилился, когда понял, что его ученик совершенно победил гордыню и стал истинным слугой Божьим. С той поры они продолжали сожительствовать в одной келье.

Последние годы

Вскоре наставник И. Дамаскина увидел во сне Пречистую Богородицу, которая повелела снять узы затворника и молчальника с праведного ученика.

Мудрец внял посланию и велел Иоанну проповедовать христианство и защищать веру от набегов еретического мировоззрения.

С этого момента преподобный стал создавать божественные литературные труды и сочинять благозвучные тропари, восхваляющие Бога и Его вернейших служителей.

Святой И. Дамаскин покинул бренный мир в 780 г., когда ему было 104 года от рождения. Его тело торжественно погребли в стенах лавры преподобного Саввы рядом с раком основателя этой обители. Останки святителя перенесли в Константинополь в начале XIV столетия.

Важно! И. Дамаскин прославлен Церковью в лике преподобных, его память отмечается 4 декабря.

Письменное наследие

В период с 705 по 716 гг. святитель достиг высшей власти, он являлся ближайшим советником правителя. Однако И. Дамаскин никогда не забывал о своей истинной миссии на земле — служении во имя Всевышнего Господа.

Важно! Главная цель в жизни преподобного — проповедь христианского учения и изобличение всяческих ересей и лжеучений.

Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей.

И. Дамаскин считается знаковым богословом и систематизатором христианского учения. Главный его труд имеет название «Источник знания», состоящий из трех разделов. Он также писал сочинения, в которых разоблачал различные ереси (монофизитов, манихеев, несториан). Иоанн составил несколько проповедей о Пречистой Деве, сочинял каноны (жанр гимнографии).

«Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина

Самое значимое сочинение И. Дамаскина называется «Источник знания».

Рукопись состоит из трех частей:

  • первая содержит основы христианской эпистемологии (знания как такового), основные термины учения;
  • во второй святитель пишет об истории более сотни еретических направлений;
  • в третьей он рассматривает главные догматы Православия.

Исследователи предполагают, что этот монументальный труд начал создаваться ближе к концу жизни святителя Иоанна

Созданная им богослужебная книга под названием Осмогласник (Октоих) и до настоящего времени вселяет радость в истинных последователей Церкви. В основании первой торжественной песни он вложил благодарственную молитву Моисея, за ней пошли и другие религиозные гимны. Октоих еще при жизни святого Иоанна распространился в землях Востока, а вскоре покорил сердца верующих Запада.

Важно! Эта книга придала богослужениям особенную определенность и единство, она позволила привнести необходимый систематизированный порядок при исполнении гимнов.

Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства. Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения.

К созданию рукописей его поощрял и близкий друг Косма, который любил помогать преподобному в составлении церковных гимнов. В почтенном возрасте И.

 Дамаскин получил от патриарха Иерусалима чин пресвитера, однако, он недолго носил это звание и, спустя время, возвратился в обитель Саввы Освященного.

Читайте также:  Молитва об умножении любви и искоренении ненависти

Здесь старец уединился в собственной келье, продолжал заниматься изучением Писаний и созданием книг.

Перед самой кончиной преподобный собрал все свои рукописи и решил проверить их на наличие ошибок и неточностей, он хотел, чтобы каждое слово могло легко входить в умы читателей и не вызывать разногласий.

Житие преподобного Иоанна Дамаскина

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/ioann-damaskin.html

Житие Преподобного Иоанна Дамаскина

Поиск Лекций

   Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием.

Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру во Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не дозволяли никому открыто исповедовать веру Христову. Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе халифа Дамасского.

Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь.

Совет

   Отец Иоанна заботился о его воспитании и образовании. Усердно просил он Бога послать человека мудрого и благочестивого, который был бы для сына учителем и наставником в добрых делах. На Дамасском рынке в числе пленных христиан увидел Сергий инока Косму, который оказался ученым старцем из Италии.

Выпросив у халифа пленного инока, привел он блаженного старца домой и поручил ему Иоанна и приемного сына, которого также звали Космой. Отроки обнаружили необыкновенные способности: легко усвоили грамматику, философию, астрономию и геометрию, а через некоторое время сравнялись с наставником в знании Священного Писания.

После смерти отца святой Иоанн по желанию халифа стал его ближайшим советником.    В то время в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741). Став на защиту православного иконопочитания, святой Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы».

Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого († января 379), который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить.

Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу.

Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления.

Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной.

В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.    Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность.

Обратите внимание

Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного. Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником.

На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки. Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

   По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь.

Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна…»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…» и другие.

За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению.

Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду… Не препятствуй источнику течь… он всю вселенную протечет и напоит…»

   С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие. В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским Патриархом. Тот же Патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.
   На Константинопольском Соборе 754 года преподобный обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив. Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 года в возрасте 104 лет и был погребен в Лавре святого Саввы.

При византийском императоре Андронике II (1282–1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.
    Тропарь, глас 8:    Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодохновенное удобрение, Иоанне премудро, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Кондак, глас 4:

   Подобен: Вознесыйся на Крест:    Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем – Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подаёт прегрешений прощение.

   Текст приводится по: Минея служебная. Декабрь. Ч.1. – Издание Московской Патриархии, 1982, с. 144–145.

176   Григорий Богослов, послания к Кледонию.

177   Василий Великий, О Святом Духе, 6.

178   Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию.

179   Григорий Богослов, слово 39.

180   Афанасий Александрийский, О воплощении. Кирилл Алекс.. Толкование на св. Иоанна, кн. 1-ая.

181   Григорий Нисский, Против Евномия, кн. 3-я.

182   Григорий Богослов, 1-е послание к Кледонию. Василий Вел. О крещений, 1,12.

183   Григорий Богослов, слово 40.

184   Григорий Богослов, слово 40.

185   Василий Великий. О Святом Духе, гл. 27.

186   Григорий Богослов, слово 45. Дионисий Ареоп., Об именах Божиих, 3.

187   Иоанн Златоуст, Беседа LXXXIII на евангелие Матфея.

188   Василий Великий, О Св. Духе, 27.

189   Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 37

190   Иоанн Златоуст, Беседа III-я на послание к Ефесянам.

191   Григорий Нисский. Слово на Рождество Господа.

192   Григорий Нисский. Слово на Рождество Господа.

193   Василий Великий, Беседа на святых четыредесять мученик.

194   Василий Великий, О Святом Духе, 18.

195   Василий Великий, Беседа на святых четыредесять мученик и О Святом духе, 18, 27.

196   Кирилл Александр. Сокровище, 34.

197   Григорий Богослов, слово 29.

198   Григорий Богослов, слово 32.

199   Григорий Богослов, слово 29.

200   Григорий Богослов, слово 29.

201   Григорий Богослов, слово 29.

202   Иоанн Златоуст, 11-ая беседа на послание к Римлянам.

203   Иоанн Дамаскин, Диалог против манихеев. Василий Великий, Беседа о том, что Бог не есть виновник зла.

204   Василий Великий, там же.

205   Василий Великий, там же.

206   Иоанн Дамаскин, Диалог против манихеев.

207   Григорий Богослов, слово 41.

208   Афанасий Александрийский, Беседа об обрезании и субботе.

209   Афанасий Александрийский, Беседа об обрезании и субботе.

210   Там же.

211   Григорий Богослов, слово 45.

212   Григорий Нисский, Об устроении человека. 16.

213   Иоанн Златоуст, XXXIX-ая беседа на Бытие.

214   Григорий Богослов, слово 40,

215   Григорий Богослов, слово 35, Иоанн Златоуст, 11-ая беседа на 2-ое послание к Солунянам.

216   Григорий Нисский, О душе и воскресении.

217   Григорий Нисский, О душе воскресении.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s61414t4.html

Житие преподобного иоанна дамаскина

Житие преподобного иоанна дамаскина


Память 4 декабря (17 декабря по новому стилю)
Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии Дамаске, от знатных и благочестивых родителей (около 680 года), пламенная вера коих во Христа, испытанная в скорбях и искушениях, явилась крепче и драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытанного, золота. Тяжкое тогда было время. Сарацины завоевали ту страну и, взяв славный город, причиняли всякие беды христианам, одних убивая, других продавая в рабство, и никому не дозволяя открыто проповедовать Христа. В то время родители Иоанна, покрываемые Промыслом Божиим, были сохранены в безопасности и здравии, со всем своим имением; соблюли они и святую веру, ибо Бог даровал им возможность снискать благоволение у Сарацин, как некогда Иосифу у Египтян (Бытие 41,37), и Даниилу у Вавилонян (Дан. 2,48), так что злочестивые Агаряне [1] не запрещали родителям святого веровать во Христа и открыто прославлять Его святое Имя. Кроме того, отца святого Иоанна они поставили городским судьею и начальником народных построек [2]. Живя в таком благополучии, он сделал много доброго для своей единоверной братии: выкупал пленных, заключенных в темнице освобождал от оков и избавлял от смерти и всем страждущим подавал руку помощи. Родители преподобного были в Дамаске среди Агарян, как светильники в ночи, как семя во Израили, как искра в пепле. Для того они и сохранены были Богом, чтобы чрез них возгорелся в Церкви светильник, ясно светящий всему миру, – блаженный Иоанн Дамаскин. Родив его по плоти, они поспешили сделать его чадом света и чрез крещение, – что было делом весьма трудным в то время. Агаряне никому не дозволяли принимать крещение, родители же святого беспрепятственно возродили свое дитя крещением и нарекли ему имя, означающее благодать Божию [3]. Отец отрока очень заботился, чтобы он был воспитан в добром учении и научился не сарацинским обычаям, ни храбрости воинской, ни охоте звериной, ни другому какому либо мирскому искусству, но кротости, смирению, страху Божию и познанию Божественных Писаний. Поэтому усердно просил он Бога послать сыну человека мудрого и благочестивого, который был бы для отрока хорошим учителем и наставником в добрых делах. Родитель святого услышан был Богом и получил желаемое таким образом.

Дамасские разбойники совершали и на суше и с моря частые набеги на соседние страны, захватывали в плен христиан и, приводя в свой город, одних продавали на рынках, других предавали смерти. Однажды случилось им пленить некоего инока, именем Косму, – благообразного видом и прекрасного душою, происходившего из Италии.

Вместе с прочими пленниками они решили продать его на рынке. Те же, которых разбойники хотели усечь мечем, припав к ногам сего инока, со слезами умоляли его помолиться Богу о душах их.

Видя, какое почтение воздается иноку обреченными на смерть, Сарацины спросили его, каким саном и почетом пользовался он в своем отечестве среди христиан.

Он ответил:

– “Я не имел никакого сана, даже не был удостоен священства; я только грешный инок, наученный философии и не только христианской, но и той, которую измыслили языческие мудрецы!”

Важно

Сказав сие, инок горько заплакал. Невдалеке стоял родитель Иоанна; видя плачущего старца и узнав в нем по одежде инока, он подошел к нему и, желая утешить его в скорби, сказал:

– “Напрасно, человек Божий, ты плачешь о потере мира, которого ты давно отрекся и для которого умер, как я вижу по твоему виду и одежде”.

– “Я плачу, – ответил инок, – не о потере мира, для него, как ты сказал, я умер, и не забочусь ни о чем мирском, зная, что есть другая жизнь, лучшая, бессмертная и вечная, приготовленная рабам Христовым, которую надеюсь и я получить при помощи Божией; плачу же о том, что ухожу из сего мира бездетным, не оставив после себя наследника”.

Изумился родитель Иоанна словам инока и сказал:

– “Отче, ты – инок, посвятивший себя Богу для сохранения чистоты, а не для рождения детей: зачем ты скорбишь о детях?”

Инок ответил:

– “Ты не понимаешь, господин, сказанного мною: я говорю не о плотском сыне и не о земном наследстве, но о духовном. Я, как ты сам видишь, инок бедный и не имею ничего, но у меня есть большое богатство мудрости, которым я обогатился, с юных лет трудясь при помощи Божией.

Я изучил различные человеческие науки: изучил риторику, диалектику, философию, преподанную Стагиритом и сыном Аристона [4], – знаю землемерие и музыку, хорошо изучил движение небесных тел и течение звезд, так что от красоты творения и премудрого устройства могу придти к более ясному познанию Самого Творца; наконец, я хорошо изучил и составленное греческими и римскими богословами – учение о тайнах православия. Имея сам такие познания, я никому их не преподал, и тому, чему научился, никого не могу теперь учить, ибо не имею ни времени, ни ученика, и думаю, что я здесь умру от меча Агарян и явлюсь пред моим Господом, – как древо, непринесшее плода, как раб, сокрывший в землю талант господина своего (см. Матф. 25,15). Вот о чем я плачу и рыдаю. Как отцы по плоти скорбят о том, что, находясь в супружестве, не имеют детей, так и я скорблю и тужу, что не имею ни одного духовного сына, который был бы после меня наследником моего богатства мудрости”.

Услыхав такие слова, отец святого Иоанна обрадовался тому, что нашел давно желаемое сокровище, и сказал старцу:

– “Не печалься, отче: Бог может исполнить желание сердца твоего”.

Сказав сие, он поспешно пошел к сарацинскому князю и, припав к ногам его, усердно просил отдать ему пленного инока, и не получил отказа: ему отдан был князем сей дар, который, действительно, был драгоценнее многих других даров. С радостию родитель Иоанна привел блаженного Косму в свой дом и утешал после долгого страдания, предоставив ему удобство и покой.

Источник: http://pravdonbass.net.ua/article/zhitie-prepodobnogo-ioanna-damaskina

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Декабрь 16th 2010 –

Преподобный Иоанн Дамаскин
XIV в. Афон (Скит св. Анны).

Память 4/17 декабря

Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии Дамаске1 от знатных и благочестивых родителей2, пламенная вера коих во Христа, испытанная в скорбях и искушениях, явилась крепче и драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытанного, золота.

Читайте также:  Казанская церковь в воронеже

Тяжкое тогда было время. Сарацины завоевали ту страну и, взяв сей славный город, причиняли всякие беды христианам, одних убивая, других продавая в рабство, и никому не дозволяя открыто исповедывать Христа.

В это время родители Иоанна, покрываемые Промыслом Божиим, были сохранены в безопасности и здравии со всем своим имением; соблюли они и святую веру, ибо Бог даровал им возможность снискать благоволение у сарацин, как некогда Иосифу у египтян3 и Даниилу у вавилонян4, так что злочестивые агаряне5 не запрещали родителям святого веровать во Христа и открыто прославлять Его святое Имя.

Кроме того, отца святого Иоанна они поставили городским судьею и начальником народных построек6. Живя в таком благополучии, он сделал много доброго для своей единоверной братии: выкупал пленных, заключенных в темницах освобождал от оков и избавлял от смерти и всем страждущим подавал руку помощи.

Родители преподобного были в Дамаске среди агарян, как светильники в ночи, как семя во Израили, как искра в пепле. Для того они и сохранены были Богом, чтобы через них возгорелся в Церкви Христовой светильник, ясно светящий всему миру, — блаженный Иоанн Дамаскин.

Родив его по плоти, они поспешили сделать его чадом света и через крещение, — что было делом весьма трудным в то время. Агаряне никому не дозволяли принимать крещения, родители же святого беспрепятственно возродили свое дитя крещением и нарекли ему имя, означающее благодать Божию7.

Отец отрока очень заботился, чтобы он был воспитан в добром учении и научился не сарацинским обычаям, не храбрости воинской, не охоте звериной, не другому какому-либо мирскому искусству, но кротости, смирению, страху Божию и познанию Божественных Писаний.

Поэтому усердно просил он Бога послать сыну человека мудрого и благочестивого, который был бы для отрока хорошим учителем и наставником в добрых делах. Родитель святого услышан был Богом и получил желаемое таким образом.

Труды:

Беседа сарацина с христианином

Точное изложение православной веры. Книга 1

Проповеди:

Поученіе. Святой Іоаннъ Дамаскинъ

Совет

Слово об усопших в вере, — о том, какую пользу приносят им совершаемыя о них литургии и раздаваемыя милостыни

Дамасские разбойники совершали и на суше и с моря частые набеги на соседние страны, захватывали в плен христиан и, приводя в свой город, одних продавали на рынках, других предавали смерти. Однажды случилось им пленить некоего инока, по имени Косма, — благообразного видом и прекрасного душою, происходившего из Италии.

Вместе с прочими пленниками они решили продать его на рынке. Те же, которых разбойники хотели усечь мечом, припав к ногам сего инока, со слезами умоляли его помолиться Богу о душах их. Видя, какое почтение воздается иноку обреченными на смерть, сарацины спросили его, каким саном и почетом пользовался он в своем отечестве среди христиан.

Он же ответил:

— Я не имел никакого сана, даже не был удостоен священства; я только грешный инок, наученный философии и не только христианской, но и той, которую измыслили языческие мудрецы!

Важно

Сказав сие, инок горько заплакал. Невдалеке стоял родитель Иоанна, видя плачущего старца и узнав в нем по одежде инока, он подошел к нему и, желая утешить его в скорби, сказал:

— Напрасно, человек Божий, ты плачешь о потере мира, которого ты давно отрекся и для которого умер, как я вижу по твоему виду и одежде.

— Я плачу, — ответил инок, — не о потере мира — для него, как ты сказал, я умер — и не забочусь ни о чем мирском, зная, что есть другая жизнь — лучшая, бессмертная и вечная, приготовленная рабам Христовым, которую надеюсь и я получить при помощи Божией; плачу же о том что ухожу из сего мира бездетным, не оставив после себя наследника.

Изумился родитель Иоанна словам инока и сказал:

— Отче, ты — инок, посвятивший себя Богу для сохранения чистоты, а не для рождения детей: зачем ты скорбишь о детях?

Инок ответил:

— Ты не понимаешь, господин, сказанного мною: я говорю не о плотском сыне и не о земном наследстве, но о духовном. Я, как сам ты видишь, инок бедный и не имею ничего, но у меня есть большое богатство мудрости, которым я обогатился с юных лет трудясь при помощи Божией.

Я изучил различные человеческие науки: риторику, диалектику, философию, преподанную Стагиритом и сыном Аристона8, — знаю землемерие и музыку, хорошо изучил движение небесных тел и течение звезд, так что от красоты творения и его премудрого устройства могу придти к более ясному познанию Самого Творца; наконец, я хорошо изучил и составленное греческими и римскими богословами — учение о тайнах православия. Имея сам такие познания, я никому их не преподал, и тому, чему научился, никого не могу теперь учить, ибо не имею ни времени, ни ученика, и думаю, что я здесь умру от меча агарян и явлюсь пред моим Господом как дерево, не принесшее плода, как раб, сокрывший в землю талант господина своего9. Вот о чем я плачу и рыдаю. Как отцы по плоти скорбят о том, что, находясь в супружестве, не имеют детей, так и я скорблю и тужу, что не имею ни одного духовного сына, который был бы после меня наследником моего богатства мудрости.

Поэма: Иоанн Дамаскин. Толстой Алексей

Услыхав такие слова, отец святого Иоанна обрадовался тому, что нашел давно желаемое сокровище, и сказал старцу:

— Не печалься, отче: Бог может исполнить желание сердца твоего.

Сказав сие, он поспешно пошел к сарацинскому князю и, припав к ногам его, усердно просил отдать ему пленного инока и не получил отказа: ему отдан был князем сей дар, который, действительно, был драгоценнее многих других даров. С радостью родитель Иоанна привел блаженного Косму в свой дом и утешал после долгого страдания, предоставив ему удобство и покой.

— Отче, — сказал он, — будь господином моего дома и соучастником всех моих радостей и скорбей.

И еще прибавил:

— Вот Бог не только даровал тебе свободу, но и желание твое исполнил.

Я имею двух детей: один мой сын по плоти — Иоанн, а другой — отрок, принятый мною вместо сына, родом из Иерусалима, сирота с детства, он имеет одно имя с тобою, ибо его тоже зовут Космой.

Обратите внимание

Молю тебя, отче, научи их мудрости и добрым нравам и наставь их на всякое доброе дело, соделай их духовными сыновьями своими, возроди и воспитай учением, и оставь их после себя наследниками того духовного богатства, которого никто не может похитить.

Читать по теме: Преподобный Иоанн Дамаскин:

Возрадовался блаженный старец Косма, прославил Бога и стал усердно воспитывать и учить обоих отроков. Отроки же были разумны, усвояли все преподаваемое учителем и успешно учились. Иоанн, как орел, парящий по воздуху, постигал высокие тайны учения, а духовный брат его Косма, как корабль, быстро несущийся при попутном ветре, скоро постигал глубину мудрости.

Учась усердно и старательно, приобрели они в короткое время премудрости, изучили грамматику, философию и арифметику, и сделались подобными Пифагору и Диофану10; изучили они и землемерие, так что их можно было признать за новых Евклидов11. О том, как они усовершенствовались в поэзии, свидетельствуют составленные ими церковные песнопения и стихи.

Совет

Не оставили они и астрономии, а также хорошо изучили и богословские тайны. Кроме того, они научились добрым нравам и добродетельной жизни и стали вполне совершенными в знании, мудрости духовной и мирской. Особенно преуспевал Иоанн. Ему удивлялся сам учитель, которого он превзошел в некоторых областях премудрости.

И был Иоанн великим богословом, о чем свидетельствуют богодухновенные и богомудрые книги его. Но он не гордился такой своей мудростью.

Как дерево плодовитое, чем больше возрастит плодов, тем ниже преклоняется к земле ветвями, так и Иоанн, чем более преуспевал в мудрости, тем менее о себе думал и умел укрощать в себе суетные мечтания юности и помышления страстные, душу же свою, как светильник, наполненный елеем, возжигать огнем Божественного желания.

И сказал однажды учитель Косма отцу Иоанна: — Желание твое, господин, исполнилось: отроки твои хорошо научились, так что и меня уже превосходят мудростью, таким ученикам недостаточно быть равными своему учителю. Благодаря большой памяти и непрестанным трудам они в совершенстве постигли всю глубину премудрости; Бог же умножил их дарование.

Дальше их учить мне не требуется: они сами уже способны учить других. Поэтому умоляю тебя, господин, отпусти меня в монастырь, где я сам буду учеником и научусь высшей мудрости от совершенных иноков.

Та мирская философия, которой я научился, посылает меня к философии духовной, которая достойнее и чище мирской, ибо она приносит пользу и спасает душу.

Важно

Услыхав сие, отец Иоанна опечалился, не желая лишиться такого достойного и мудрого наставника. Однако он не осмелился удерживать старца, чтобы не опечалить его, исполнил его желание и, щедро наградив, отпустил с миром.

Инок же удалился в лавру преподобного Саввы12 и, благополучно прожив там до своей смерти, отошел к совершеннейшей Премудрости — Богу. Через несколько лет умер и отец Иоанна. Князь сарацинский, призвав Иоанна, предложил ему стать первым своим советником; Иоанн отказывался, имея другое желание — в безмолвии работать Богу.

Однако он принужден был повиноваться и против желания принять начальство и получил он в городе Дамаске власть большую, чем его родитель13.

В то время в Греции царствовал Лев Исаврянин14, который зверски, подобно рыкающему льву, восстал на Церковь Божию. Извергая иконы из святых храмов, он предавал их пламени, а православно-верующих и поклоняющихся святым иконам немилосердно терзал лютыми мучениями.

Обратите внимание

Услыхав о сем, Иоанн возгорелся ревностью благочестия, подражая Илии Фесвитянину и одноименному себе Предтече Христову. Взяв меч Слова Божия, он начал им отсекать, как бы голову, еретическое мудрование нечестивого царя; он разослал много посланий о почитании святых икон тем правоверным, которые ему были известны. В сих посланиях, на основании Св.

Писания и древнего предания Богоносных отцов, он мудро показал, как нужно воздавать должное поклонение святым иконам. Тех, кому он писал, Иоанн просил показать его послание другим единоверным братьям для утверждения их в православии. Так стремился святой наполнить всю вселенную богодухновенными своими посланиями15.

Распространившись по всему Греческому царству, они утверждали православных в благочестии, а еретиков поражали как бы остнами16.

Слух о сем дошел до самого царя Льва, который, не вынося обличения своего нечестия, призвал к себе единомышленных ему еретиков и повелел им, чтобы они, приняв ложный вид благочестия, отыскали между православными какое-нибудь послание Иоанна, писанное его собственной рукой, и попросили почитать как бы для своей пользы.

Совет

После многих стараний, соучастники сего злобного замысла нашли где-то у верующих одно послание, написанное собственною рукою Иоанна, и, льстиво выпросив, отдали его в руки царю. Царь же поручил искусным писцам, чтобы они, смотря на письмо Иоанна, такими же буквами написали от лица святого послания к нему — царю Льву, как будто писанное собственноручно Иоанном и присланное из Дамаска. Послание же сие было такою:

— Радуйся, царь, и я радуюсь твоей державе во имя общей веры нашей и воздаю поклонение и подобающую честь царскому твоему величеству. Извещаю тебя, что город наш Дамаск, находящийся в руках сарацин, плохо охраняется и совсем не имеет крепкой стражи, войско в нем — слабое и малочисленное.

Умоляю тебя, будь милостив к сему городу, ради Бога, пошли мужественное твое войско.

Показав вид, что оно намеревается идти в другое место, оно может нечаянно напасть на Дамаск, и тогда ты без труда возьмешь город в свое владение, в сем много помогу и я, потому что город и вся страна — в моих руках.

Написав себе от лица Иоанна такое послание, хитрый царь повелел написать от себя сарацинскому князю так:

— Нет ничего лучше, думаю я, как иметь мир и находиться в дружбе, ибо сохранять мирные обещания — весьма похвально и Богу любезно; посему и мир, заключенный с тобою, я желаю сохранить честным и верным до конца.

Однако некий христианин, живущий в твоем государстве, частыми своими посланиями ко мне побуждает меня нарушить мир и обещает мне отдать город Дамаск в мои руки без труда, если я неожиданно пришлю свое войско.

Посылаю тебе одно из тех посланий, которые писал сей христианин, — это убедит тебя в моей дружбе, а в том, кто осмеливается так писать мне, ты увидишь измену и вражду и будешь знать, как казнить его.

Сии два письма нечестивый царь Лев послал с одним своим приближенным в Дамаск к князю сарацин. Приняв и прочтя их, князь призвал Иоанна и показал ему то лживое письмо, которое было написано к царю Льву. Иоанн, читая и рассматривая послание, сказал:

— Буквы в этой хартии несколько походят на письмо моей руки, однако не моя рука писала сие, ибо мне никогда и в ум не приходило писать царю греческому, не может быть, чтобы я своему господину служил лукаво.

Иоанн понял, что сие было делом вражеской, злой, еретической хитрости. Но князь, придя в ярость, повелел отсечь неповинному Иоанну правую руку.

Обратите внимание

Иоанн усердно просил князя, чтобы он подождал и дал ему некоторое время для выяснения своей невиновности и той ненависти, какую питает к нему злой еретический царь Лев, но он не достиг просимого. Сильно разгневанный князь повелел тотчас совершить казнь.

И отрубили правую руку у Иоанна, — ту руку, которая укрепляла правоверных о Боге; эта рука, обличившая своими писаниями ненавидящих Господа, вместо чернил, коими писала о почитании икон, была омочена своею собственною кровью.

После казни, рука Иоанна повешена была на рынке, среди города, а сам Иоанн изнемогший от боли и потери крови, был отведен в дом свой. При наступлении вечера, узнав, что гнев князя уже прошел, блаженный послал к нему такую просьбу:

— Увеличивается болезнь моя, и невыразимо меня мучает, не могу иметь отрады до тех пор, пока усеченная моя рука будет висеть на воздухе; молю тебя, господин мой, прикажи отдать мне мою руку, чтобы я мог похоронить ее в земле, ибо я полагаю, что если она будет погребена, то получу облегчение в моей болезни.

Pages: 1 2 3

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/zhitie-prepodobnogo-otca-nashego-ioanna-damaskina.html

Ссылка на основную публикацию