Воскресенский новодевичий женский монастырь в санкт-петербурге

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Воскресéнский Новодéвичий монастырь в Санкт-Петербурге — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, близ Московской заставы, по адресу: Московский проспект, д. 100.

Предыстория

Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Первой игуменьей монастыря была Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцева.

Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место.

Ещё до этого, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище.

Обратите внимание

Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в Высочайшем присутствии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора; первый кирпич заложил император Николай I . Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.

Архитектура монастыря

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом.

Обратите внимание

Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.

Западный корпус и Воскресенский собор

Воскресенский Новодевичий монастырь упоминается в поэме А. А. Блока «Возмездие»:

За самой городской чертойГде светится золотоглавый Новодеви́чий монастырь Заборы, бойни и пустырьПеред Московскою заставой…

Воскресенский собор

Купола Воскресенского собора

Пятиглавый двухэтажный Воскресенский собор — архитектурная доминанта ансамбля; построен в русско-византийском стиле и напоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века.

Архитектор — Н. Е. Ефимов. Строился в 1849—1861 годах. Вход в собор находится в высоком арочном портале, выходящем на Московский проспект. Северный и южный фасады собора украшают декоративные аркады, поддерживаемые парами колонн.

Собор венчает пятиглавие с позолоченными чешуйчатыми луковичными куполами, расположенными на высоких барабанах. В четырёх малых куполах располагаются звонницы. Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке.

Важно

Внутри у собора имеется 5 престолов: центральный во имя Воскресения Христова, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца.

В 1874—1875 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Росписи и образа собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Особенно красив был находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас.

В Успенском приделе хранился образ Смоленской Божией Матери Одигитрия, написанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.

Келейные церкви

Западный келейный корпус прерывается двумя церквами, расположенными, соответственно, к югу и к северу от Воскресенского собора: церковь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери (к югу) и церковью Трёх Святителей Вселенских (к северу). В настоящий момент действует только Афонская церковь.

Живописная Афонская церковь была заложена 10 июля 1850 года и строилась по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 28 июля 1854 года она была освящена в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны во имя Афонской (Ватопедской) иконы Божией матери «Отрада и Утешение».

Архитектором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Церковь Трёх Святителей была построена теми же архитекторами симметрично Афонской в больничном корпусе монастыря. Заложена она была также в 1850 году, в 1855 году — достроена и освящена.

Она особенно почиталась монахинями за находившуюся там икону Божией Матери «Благоухающий Цвет».

Обе церкви одинаковы по внешнему виду. Они обе пятиглавые с шатровой одноярусной колокольней.

Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его завершением является позолоченная луковичная главка с крестом. Фасад сверху завершают полукруглые закомары.

Передний фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части обеих церквей имеется алтарная апсида.

Новодевичье кладбище

Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, врач С. П. Боткин и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н. Е. Ефимов.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Церковь Марии Магдалины

3 июля 1884 года южнее монастырского ансамбля была заложена новая церковь. Она строилась по проекту архитектора Н. А. Мельникова. 16 сентября 1884 года она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был расположен сосновый лес. В конце 1920-х годов церковь была снесена.

Монастырская колокольня

В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь.

Во втором ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя скончавшегося тремя годами ранее митрополита Исидора. В двух верхних ярусах колокольни находились звонницы.

Совет

Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса опоясывала аркада, в каждой второй арке которой находился проём. Венчал колокольню объёмный луковичный купол.

Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Московского проспекта.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка. Фотография 1890 года

У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурованным кирпичом, Святого Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в московском стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами.

Над карнизом здания находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом. Внутри церковь была богата своим убранством. Там находился резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь. Они были созданы в петербургских ювелирных мастерских.

В 1925 году церковь была закрыта, в 1930 — снесена.

Кладбищенская церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В центре кладбища была расположена церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она была возведена в 1856 году над могилой командира Александрийского гусарского полка А. Н. Карамзина, сына русского историографа и писателя Н. М.

Карамзина, отчего получила второе название — «Карамзинская». Позже там была похоронена его жена. В церкви имелась вырезанная из слоновой кости икона Воскресения Христова, считавшаяся одной из самых красивых в Петербурге. Церковь была закрыта в июне 1925 года, в 1930 году — снесена.

При разрушении церкви была уничтожена и могила Карамзиных.

Казанская церковь

Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм стал превосходным образцом неовизантийского стиля. Внешне он напоминает Софийский собор в Константинополе.

Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой.

Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму.

Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.

Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно. Росписи выполнены художником Ф. Р. Райляном. В 1910—1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа.

Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов.

Таким образом боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Особенную ценность представляют три пышных позолоченных иконостаса — двухъярусный в основном престоле и одноярусные — в боковых. Киоты икон также позолочены.

Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены.

Вид на церковь с кладбища

В 1929 году в церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под машиностроительный цех. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стене были подготовлены шурфы, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было.

В 1989 году церковь, находившаяся в запустевшем, недействующем монастыре, была передана приходу заграничной православной церкви. В 1992 году в церкви освятили придел во имя Державной иконы Божией Матери. В 1995 году церковь была отдана восстанавливаемому монастырю.

Она реставрировалась с 2002 по 2004 год.

История монастыря

После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник.

В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др.

При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Монастырь
на открытке конца XIX века (до строительства колокольни)Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг.

Советское время

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в начале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён.

Обратите внимание

Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню.

Читайте также:  Молитва льва оптинского о самоубийцах

Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Постсоветское время

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён.

К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля.

В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших.

Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви.

На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён.

Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём.

Важно

На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне.

В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным.

С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/voskresenskiy-novodevichiy-monastyr

Воскресенский Новодевичий монастырь

0 168

Фото Воскресенского Новодевичьего монастыря

Первой женской обителью Петербурга стал Воскресенский Новодевичий монастырь, который изначально располагался неподалеку от Смольного собора, в летнем дворце Елизаветы I.

Во времена Екатерины II на базе монастыря был создан Смольный институт. Девушки, не пожелавшие учиться в светском учреждении, были отправлены в другие обители. Официально Воскресенский Новодевичий монастырь был расформирован в 1827 году.

Своим возрождением обитель обязана императору Николаю I, издавшему указ о возобновлении деятельности Новодевичьего монастыря. Под строительство нового комплекса выделили территорию на Васильевском острове у Благовещенской церкви.

В 1848 году специальная комиссия решила, что обитель должна находиться в менее шумном месте. В итоге Николай I выделил будущему монастырю часть леса неподалеку от Московских Триумфальных ворот общей площадью в 3200 кв. м.

Проект будущей обители разработал архитектор Н. Ефимов. После смерти Ефимова в 1851 году строительство монастыря продолжили Л. Бонштедт и Н. Сычев. Проект подразумевал возведение огромного комплекса, в состав которого входил собор, множество церквей, парковая зона, кладбище, огороды, жилые здания, хозяйственные постройки и проч.

Первым строением Воскресенского Новодевичьего монастыря стала церковь работы Н. Ефимова. Храм был целиком построен из дерева, в нем разместили чудотворную икону Казанской Богоматери – одну из главных святынь города на Неве.

В 1854 году было завершено строительство собора Воскресения Христова и жилых корпусов. В обитель начали заселяться первые монахини.

Совет

Жилые здания Новодевичьего монастыря выполнены в виде буквы «П», передняя сторона которой выходит на Московский проспект. В жилой комплекс гармонично встроены две пятиглавые домовые церкви с колокольнями шатрового типа.

Основной постройкой Новодевичьего монастырья является собор Воскресения Христова – монументальное строение в византийско-русском стиле, выполненное архитектором Н. Сычевым по макету Н. Ефимова.

Строительство храма началось в 1849 году. Первый камень в основание будущего собора заложил лично Николай I. Стоимость здания превысила 119 тыс. рублей: основную часть суммы пожертвовала купеческая семья Громовых.

К 1861 году собор освятил митрополит Исидор. В 1876 году храм был соединен с жилыми корпусами специальными пристройками. Купола изначально были выкрашены зеленой краской, позолоту на них нанесли лишь в 1885 году.

Воскресенский собор состоит из шести приделов (так в архитектуре принято называть пристройку к храму). Центральный придел посвящен Воскресению Христову, южный – Успению Богоматери, северный – Михаилу Архангелу, хоровой – Всем Святым, северный – Николаю Чудотворцу. Подвальный придел, созданный архитектором Г. Карповым, был освящен в честь св. Феодосия Печорского.

Колокольня Воскресенского собора была построена лишь через полвека после завершения строительства центрального придела. В 1895 году 50-метровую башню соорудил архитектор Л. Бенуа. Венчает колокольню золотой купол, придающий ей сходство с московской колокольней Ивана Великого.

Вторым по значению архитектурным памятником комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря является церковь иконы Ватопедской Богоматери. Пятиглавый храм возвел в 1854 году архитектор Н. Ефимов.

Церковь стилизована под храмы 17 века, иконостас изготовил знаменитый зодчий А. Штакеншнейдер, образа написали монахини.

Обратите внимание

В 1852 году в церковь была привезена важнейшая православная святыня – икона «Отрада и утешение», хранящаяся в храме по сей день.

В 1855 году на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря была построена Церковь Трех Святителей. Автор проекта – Н. Ефимов. Храм с пятью главами и звонницей шатрового типа был встроен в здание лечебницы.

Деньги на строительство пожертвовал зажиточный крестьянин В. Чижов, попросивший архитектора в названии церкви упомянуть великих святителей православной церкви.

В храме находится икона «Благоуханный Цвет» – одна из самых почитаемых в России.

Последний дошедший до нас храм из архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в Петербурге – Церковь Казанской Богоматери. Это невероятное по красоте здание, выполненное в византийском стиле и внешне напоминающее Софийский собор Константинополя.

Интерьер храма поражает воображение обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В революционные годы церковь была разграблена, ее стали использовать в качестве склада. При Хрущеве собор должны были взорвать, в его стенах уже были проделаны углубления для тротиловых шашек.

К счастью, в реальность этот план так и не был воплощен по неизвестным причинам.

В состав ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря входило еще три церкви – Пророка Илии, иконы «Всех скорбящих» и Марии Магдалины. Все эти храмы были уничтожены в 20-х годах прошлого столетия.

В восточной оконечности Новодевичьего монастыря расположено кладбище, на котором похоронены знаменитые поэты Ф. Тютчев, Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин, одиозный обер-прокурор Синода К. Победоносцев.

В наше время в монастыре снова живут монахини. Большинство зданий отреставрированы. Обитель ведет большую научную, религиозную и просветительскую работу.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/voskresenskij-novodevichij-monastyr/

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге считают одним из красивых мест. История этой обители несла в себе множество различных событий, начиная от его основания.

История

Изначально по указу императрицы Екатерины Петровны Смольный девичий монастырь решили заложить возле Невы в 1748 году. Но так как семилетняя война началась нежданно, то начало его существования было отложено. Лишь в 1764 году приехали первые монахини и настоятельница. А уже в 1822 он перестал существовать из-за отсутствия монахинь.

В 1845 году по указу Николая 1 Первоклассный женский монастырь был размещен на Васильевском острове, а службы проходили в соседней Благовещенской церкви. Но так как место не подходило монахиням, то им был выделен участок у Московских ворот, где в 1849 году митрополит Никанор сделал закладку обители. Через 4 года тут было основано и кладбище.

Настоятельницей стала Феофания. Уже в 1854 году монахини переселились в новопостроенный комплекс. Также при обители начали действовать:

  • рисовальная.
  • башмачная,
  • иконописная,
  • просфорная,
  • чеканная,
  • квасоварня,
  • ковровая,
  • ферма,
  • поварня,
  • огород,
  • пчельник,
  • сад.

Еще при монастыре начали работать:

  • церковно-приходская Князь-Владимирская школа,
  • детский приют,
  • богадельня.

В советское время облик монастыря был значительно искажен. Монахини были высланы или арестованы. Имущество было распродано или украдено.

Храмы

Среди монастырских храмов выделяют:

  • собор Воскресения Словущего,
  • храм во имя Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»,
  • церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы,
  • храм Трех Святителей,
  • домовой Храм Серафима Вырицкого,
  • храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господнего,
  • храм Явления Божьей Матери Сергию Радонежскому,
  • храм во Имя Святой Троицы,
  • исидоровская колокольня,
  • часовня во имя Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины,
  • казанская церковь.

Также на территории монастыря есть Новодевичье кладбище. Там похоронено большое количество выдающихся людей, поэтов, а также тех, кто оставил свой след в истории России.

Обязательно к прочтению:  Никольский Собор в Нижнем Новгороде

Иконы Новодевичьего монастыря

К чудотворным святыням обители относят:

  • Казанскую икону Божьей Матери,
  • чудотворную икону Божьей Матери «Ахтырская»,
  • икону Божьей Матери «Отрада и Утешение»,
  • Лик Спасителя,
  • Афонскую икона Божьей Матери с частицами мощей угодников Божих,
  • икону Страшный Суд,
  • икону Божьей Матери «Млекопитательница».

Кроме святых ликов есть еще ковчеги с частицами мощей. Большое количество паломников идут сюда, чтобы приложится к мощам и вознести свои молитвы Господу.

Богослужения в Новодевичьем монастыре СПб

Как и в прочих монастырях тут проводятся богослужения. Они проходят ежедневно, различие есть только в днях недели и праздниках.

Расписание богослужений

  • 9ч.30мин. — Божественная литургия  (время может меняться, в Великий Пост утренняя служба начинается в 7.00.);
  • 17ч.00мин. — вечернее богослужение.

В субботу:

  • 9ч.00мин.- Божественная литургия,
  • 17ч.00мин. — всенощное бдение.

В воскресенье:

  • 8ч.40мин. — акафист Илариону Троицкому,
  • 9ч.30мин. — божественная литургия,
  • 17ч.00мин.- вечернее богослужение.
  • Лавка с церковной утварью, иконами, православной церковной литературой, сувенирами, медовой продукцией и чаем, а также многим другим.
  • Текстильная лавка, в которой продается различная одежда: погребальная, крестильная, одежду священнослужителей, домашний текстиль, а также изделия с авторской вышивкой.
  • Трапезная и пекарня. Тут Вы сможете отведать пирожки, квас, горячий чай, сбитень.

Адрес: 196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100 проезд до ст.метро «Московские ворота». Приезжайте и наслаждайтесь возвышенной атмосферой этого места.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно посмотреть еще и видео о Новодевичьей обители:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/novodevichij-monastyr-v-sankt-peterburge/

Воскресенский Новодевичий монастырь Епархиальный женский монастырь

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

В 1895 году к школьному зданию был пристроен двухэтажный деревянный дом, где отвели помещения для домовой церкви. Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы – в присутствии обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Церемония освящения состоялась 19 декабря 1895 года. Стены храма были окрашены в голубой цвет, иконостас был выполнен по проекту академика архитектуры М.Т.

Преображенского. Он представлял собой тонкую художественную резьбу по клену и своим видом напоминал слоновую кость. Легкая люстра богемского хрусталя украшала храм, изящная простота отделки интерьера располагала к молитвенному настроению.

Важно

Вот что сообщили по поводу освящения новоустроенного храма «Церковные ведомости» за 1896 год: В Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе в Санкт-Петербурге 19 минувшего декабря совершено преосвященным Антонием, архиепископом Финляндским, освящение вновь устроенного храма.

Попечительницей школы состоит Е.А.Победоносцева. На торжестве присутствовали г-жа попечительница, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, товарищ его В.К. Саблер, а так же городской голова В.А. Ратьков-Рожнов, другие почетные лица и все учащие и учащиеся.

Читайте также:  Православная церковь о политике: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Очень красив и изящен иконостас в новом храме – белый, из заграничного клена, своим видом напоминающего слоновую кость”.

В 1898 году деревянная церковь была разобрана, и на ее месте отстроена каменная пристройка, в которой церковь была восстановлена в размерах бывшей деревянной.

Новый каменный храм школы стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. В N 11 «Церковных ведомостей» за 1902 год дается его подробное описание: «20 декабря истекшего года для Свято-Владимирской церковной учительской школы было днем великого торжества: совершено освящение церкви при школе.

Вновь освященная школьная церковь – уже вторая со времени основания школы… Новоустроенная церковь помещается во втором этаже.

Церковь и сама по себе поместительна для школьной собственно братии; но непосредственно к ней примыкает ряд свободных помещений, в которых во время торжественных богослужений может поместиться значительное число и посторонних богомольцев. По своему внутреннему устройству церковь может поистине назваться достопримечательностью столицы.

Живопись, исполненная Сафоновым под непосредственным руководством А.А.Новоскольцева, великолепна. При входе в церковь главное внимание привлекает большая запрестольная картина, работы самого Новоскольцева. «Мироносицы у гроба Спасителя и Ангел, сидящий на камне».

Совет

По боковым стенам, в небольших углублениях, обрамленных орнаментированных медальонах помещены иконные изображения святых детей рисунка художника А.В.Серебрякова, по правой стороне, начиная от алтаря к западным вратам, изображены: св. мученик Иоанн, св. мученицы – Любовь, Надежда, Вера. По левой стороне: св. мученик Кирилл, св. мученица Евдокия, св. мученица Феодотия, св. мученица Феоктиста.

Потолок лазурного цвета плоско-сводчатый, украшенный простым рельефным орнаментом (двойные диагонали, разделяющие все поле потолка на ромбы), усеян изображениями поющих ангелов (головки). Ангелы также изображены над карнизами стен (поясные изображения),на восточной – алтарной стене(с рипидами) и на западной – по сторонам изображения Доброго Пастыря.

Общее настроение всей живописи идиллическое, отличавшее, как известно, древнехристианскую живопись: цветы, деревья, обрисовывающиеся на голубом небе, плещущиеся о берег волны моря, дорога, пробегающая средь желтеющей нивы, зеленый луг, стадо овец, отдыхающее на чудной равнине, горы, синеющие на горизонте – вот основные фоны стенных картин школьной церкви.

Иконостас, сделанный по рисунку профессора архитектуры М.Т.Преображенского П.С. Абросимовым, кленового дерева, тонкой ажурной работы, кленового дерева, тонкой ажурной работы, отличается чрезвычайным изяществом.

Над царскими вратами, опираясь на арки местных икон, возвышается центральная часть иконостаса в виде легкой сени, под которой образует над царскими вратами просвет; через него видна вся запрестольная картина. Вся утварь церковная, начиная с одежды на престоле с ангельскими изображениями (девятью головками), писанными известной художницей Е.М.

Бем, и, кончая ковром, который тянется облачального до горнего места, гармонирует с прочей красотой храма, составляя одно художественное целое.

В храме устроена прекрасная вентиляция новой системы инженером Тимоховичем.

Освящение престола и антиминса и стен церковных торжественно совершено высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским Антонием в сослужении отцов В.А.Акимова, Г.С.Петрова, В.В.Белогостицкого и К.В.Ивановского – законоучителя.

Изящный орнамент обрамляет четыре картины работы художника Блазнова, Шарворока и Васильева, по две на каждой стороне, а именно: направо от входа – «Явление ангелов пастухам в ночь Рождества Христа Спасителя (Лук.2,9), 2) «Христос благословляет детей» (Мф.19,14), на левой – «Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском»(Иоанн, 21,4), «Христос с учениками Лукой и Клеопой на пути в Еммаус» (Лук.24,13).

Обратите внимание

Храм закрыт в апреле 1918, когда в здание въехал комиссариат здравоохранения, и 17 января 1923 ликвидирован. Вскоре здание заняла больница, а в 1932–1933 его надстроили тремя этажами и переделали, но помещение бывшей церкви сохранилось. В 1992 на могиле Победоносцева поставлен деревянный крест.

Летом 2001 здание возвращено Новодевичьему монастырю, и в церкви начат ремонт. 20 декабря 2001, спустя сто лет после освящения, в помещении церкви состоялся первый молебен.

Летом 2015 года, в год 1000-летия со дня преставления небесного покровителя школы святого князя Владимира, артелью иконописцев под руководством Якова Прокофьева в школьном храме были созданы четыре композиции, посвященные житию Божией Матери: на южной стене – «Обручение Иосифу», «Благовещение», на северной – «Рождество Божией Матери», «Введение во храм». Росписи выполнены в каноне, за основу взяты древнерусские образцы. 

По воскресным и праздничным дням в храме совершаются Богослужения, в которых непосредственное участие принимаю учителя и учащиеся Свято-Владимирской школы. Дети читают уставные молитвы, поют на к>лиросе и прислуживают в алтаре. Двери Введенского храма открыты для всех и помолиться на детском Богослужении может каждый.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/voskresenskiy-novodevichiy-monastyr/

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге (СПб)

Рядом с Московскими воротами находится одна из известных обителей – Воскресенский Новодевичий монастырь, в XVIII в. располагавшийся на месте Смольного собора. Рядом с ним был размещен дворец императрицы Елизаветы.

Она отдала обители летнюю постройку, и здесь поселились монахини. Закладка храма Воскресения Христова – время рождения монастыря, который называли Смольным, так как место его нахождения — Смоляной двор.

 Екатерина II  здесь организовала училище для девиц, которое долгое время являлось очень популярным среди дворянских семей. 

Смольный собор

Возведение обители 

Постепенно обитель опустела, монахини уходили из жизни. Но при Николае I положено начало возрождению, новому строительству. Первоначально для строительства выбран Васильевский остров, но в 1848 г. принято решение о начале возведения на нынешнем месте. Причина в том, что это тихое и удобное место. 

Первым возведен деревянный храм. Для освещения специально доставили образ Казанской Божией Матери. Через год начато строительство каменного храма. В 1854 г. монахини заселились в новое строение. 

На территории устроены две церкви: 

  • Афонская церковь. Иконостас выполнен архитектором А.И. Штакеншнейдером. Большая часть икон является работой сестер обители.
  • Церковь во имя Трех святителей вселенских.Позднее их число увеличилось.

Воскресенский собор

В 1861 г. завершили строительство Воскресенского собора. Постройка поражала величием. Также собор славился тем, что в нем находились несколько животворящих икон:

  • Нерукотворный Спас, им Иван Грозный благословлял сына Федора.
  • Икона Воскресения Христова.
  • Казанская Божия Матерь.

До начала революции построены: четырехъярусная колокольня, Казанский храм. Вокруг устроены скиты. Изделия мастерских, расположившихся здесь, были известны всей России. 

Казанская церковь, Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург

Воскресенский Новодевичий монастырь в XX в

В 20-е гг. XX в. конфискованы земли обители. До этого ценное имущество разграблено. Собор пришел в сильный упадок. В 1928 г. игуменские покои отданы под резиденцию митрополитов. Но уже в 1932 г. 90 монахинь арестованы. А в 1937 г. резиденцию забрали, монастырь перестал действовать. Долгое время в главном корпусе находился НИИ. 

Святая обитель в наши дни

С 1995 г. монастырь открыт. Началось восстановление, и первыми переданы 3 малопригодных для жилья флигеля. Здесь разместились кельи монахинь, библиотека, трапезная, мастерские. В 2001 г. передана Князь-Владимирская приходская школа. 
В 2002 г. начата реставрация, которая ведется до сих пор. Большая часть монастыря уже открыта и доступна для прихожан и экскурсий.

Источник: http://excava.ru/voskresensky-novodevichy-convent/

Православный Воскресенский Новодевичий женский монастырь

История

Предшественники обители
Первоначально женский Воскресенский монастырь предполагалось устроить на месте Смольного двора на Неве.

30 октября (10 ноября) 1748 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны был заложен Смольный девичий монастырь. Однако строительство обители затянулось по причине продолжавшейся Семилетней войны.

Только в 1764 году сюда были назначены настоятельница и пять монахинь. Своё существование монастырь прекратил в 1822 году, когда в нём не осталось ни одной монахини.

Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 года по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви.

Место на Васильевском острове не устраивало монахинь. В связи с этим для монастыря была выделен казённый лесной участок у Московских ворот. Здесь митрополит Никанор (Клементьевский) 3 [15] ноября 1849 года совершил закладку обители. Первый кирпич заложил император Николай I. За 4 года до этого здесь было основано и кладбище.

Первой игуменьей монастыря была Феофания (Готовцова).

Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н.Е. Ефимова, при участии К.И. Реймерса, Л.Л. Бонштедта и Н.А. Сычёва. Среди жертвователей были графиня А.А. Орлова-Чесменская и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей.
В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс.

После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др.

При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа.
К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц.

Четырежды в год (в годовщину основания монастыря, день Всех святых, празднование Казанской иконы Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы) вокруг обители устраивался крестный ход.

Важно

В январе 1883 года Новодевичьему монастырю были подарены 6,5 десятин леса в деревне Вохоново Царскосельского уезда для устройства скита. Он был учреждён в 1884 году, но уже в 1889 году Мариинский скит был обращён в общежительный заштатный монастырь.

Советский период
В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню.

Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка).

В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Современное состояние
С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён.

К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля.

Совет

В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда-либо ему принадлежавших.

Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви.

На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён.

Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём.

На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.
С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы «леушинская»

В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Архитектура монастыря Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект.

В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом.

Обратите внимание

Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны).

В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В.А. Косяковым.

До ликвидации в монастыре действовали следующие храмы: собор Воскресения Христова, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери, церковь Трёх святителей, церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (кладбищенская), церковь пророка Илии (кладбищенская) и церковь преподобного Исидора Пелусиота.

Действующие храмы Новодевичьего монастыря

  • Храм Казанской иконы Божией Матери.
  • Храм Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
  • Храм Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому.
  • Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого.
  • Домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Часовня преподобного Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины.

Новодевичье кладбище Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, врач С.П. Боткин и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н.Е. Ефимов.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Социальное служение
Работа с наркозависимыми
При монастыре с 2003 года действует Группа самопомощи для зависимых. Работает по программе «12 шагов». В группу анонимных алкозависимых входят около 20 человек. Группу анонимных наркозависимых посещают 50 человек. Помощь оказывается еженедельно. Духовник — иерей Евгений Горянчик.

Святыни

  • чудотворная икона Божией Матери «Ахтырская»
  • Казанская икона Божией Матери
  • икона Божией Матери «Отрада и Утешение»
  • афонская икона Божией Матери XV века с частицами мощей
  • ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей правв. Иоакима и Анны
  • частица Честного Животворящего Креста Господня
  • ковчег с мощами сщмч. Илариона (Троицкого)
  • облачение сщмч. Илариона (Троицкого)
  • крест с частицами мощей ап. Павла, мц. Цицилии, прав. Анны и частицей колонны Бичевания
  • шуйца (левая рука) прп. Иоанна Дамаскина
  • ковчег с мощами блж. Матроны Московской
  • ковчег с мощами прп. Марии Гатчинской
  • ковчег с мощами равноап. вел. кн. Ольги
  • чудотворный скульптурный образ Спасителя (Новодевичье кладбище)

Как добраться
Проезд: от ст. метро «Московские ворота» идти налево, от ст. метро «Фрунзенская» – направо.

Адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект, 100
Тел.

: 8 (812) 252-37-59 (Дом паломника, с 09:00 до 17:00); 8 (901) 305-58-04 (группа самопомощи для зависимых)
E-mail: vnmpalomnik@gmail.com

Богослужения в Новодевичьем монастыре
С понедельника по субботу с 07:00 совершаются утренние богослужения. В субботу Литургия с 09:00, в праздничные и воскресные дни — с 09:40. Начало всенощного бдения в 17:00.

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/monastiri-hrami/sankt_peterburg/sankt_peterburg/voskresenskij_novodevichij_zhenskij_monastyr/10567-1-0-42299

Воскресенский Новодевичий женский монастырь

Московский пр., д. 100. Тел.: 387-53-64

На карте №2

М. «Московские ворота»; авт. 3, 36, 64; трол. 15, 17

По преданию, императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть монастырь, куда намеревалась удалиться в старости и где хотела быть похороненной. В 1848 году для строительства новой обители выделили обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских ворот.

Проектировал все главные монастырские сооружения архитектор Н.Е. Ефимов, а после его смерти работами руководили архитекторы Л.Л. Бонштедт и Н.А. Сычев.

Первой возвели деревянную церковь, освященную во имя Казанской иконы Божией Матери, вторым – каменный соборный храм Воскресения Христова (1849-1861) с пятью приделами.

Важно

По обеим сторонам собора в монастырских корпусах были устроены две церкви – в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери и во имя Трех Святителей Вселенских.

При Новодевичьем монастыре действовали живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, ковровая, просфорная мастерские и поварня. Здесь были фермы, огороды, сады и пчельник. Старанием монахинь все содержалось в образцовом порядке. Позже в монастыре появились ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, кельи, рукодельни и кладовые. Открылись детский приют, церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения.

В 1845 году на территории монастыря заложили кладбище, где в разные годы были похоронены Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, К.А. Феофанов, М.А. Врубель, А. Головин, Г. Невельский, Д.О. Отт, С.С. Боткин, сестра А.С.

Пушкина О.С. Павлищева, Я.К. Грот, М.И. Чигорин, П.И. Багратион, Н.А. Римский-Корсаков, Э.Ф. Направник, К.А. Варламов, А.К. Лядов и многие другие известные представители культуры и науки, государственные и военные деятели.

В центре кладбища находилась церковь Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (Карамзинская). Она была построена в 1856 году над прахом убитого в Крымскую кампанию полковника А.Н.

Карамзина, сына знаменитого историка, на деньги его вдовы Авроры Карловны, замечательной женщины и прославленной красавицы, в честь которой был назван крейсер. В 1902 году ее похоронили рядом с мужем в том же храме.

В 1929 году церковь закрыли, а в 1930-м снесли. При разрушении храма были уничтожены и могилы Карамзиных.

Казанская икона Божией Матери

Одна из святынь Новодевичьего монастыря. Первоначально эта реликвия рода дворян Ушаковых находилась в Успенском приделе храма Воскресения Христова. В 1932 году после закрытия собора были утрачены и его бесценные иконы. В 1990 году монастырская жизнь начала возрождаться.

Совет

Первым обители был передан храм Казанской иконы Божией Матери, где ныне находится возвращенная монастырю икона. Ее потемневший от времени лик собирались реставрировать, но он чудесным образом обновился сам.

Произошло это 6 ноября 1996 года в праздник иконе «Всех Скорбящих Радосте».

Тихвинская икона Божией Матери

По преданию, это один из образов, написанных евангелистом Лукой при жизни Богоматери. В период иконоборчества пропал и лишь в XIV веке явился на Ладожском озере, а затем – в Тихвине, где и хранится.

Прославившаяся множеством чудес Тихвинская икона стала одной из особо почитаемых на Руси, а ее праздник (26 июня / 9 июля) был установлен по всей России.

Копии с Тихвинской Одигитрии (Путеводительницы), созданные иконописцами Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, распространялись по всей России. Есть такой чтимый список в Воскресенском монастыре.

Афонская икона Божией Матери «Отрада и Утешение»

В церкви, освященной в 1854 году в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, находился чтимый список чудотворной Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» из Ватопедского монастыря на Афоне, присланным старцем Серафимом Святогорцем.

Он исчез, но для восстанавливаемого Ватопедского храма Воскресенского Новодевичьего монастыря был на Афонской горе создан заново.

В день празднования Афонской (Ватопедской) иконе Божией Матери (21 января / 3 февраля) в монастыре совершается ночное богослужение.

Икона Божией Матери «Державная»

Явила себя русскому православному народу в селе Коломенском под Москвой, куда ее привезли в 1812 году из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Произошло обретение иконы 2 / 15 марта 1917 года, в день свержения с престола царя-мученика Николая II.

Обратите внимание

Таким образом Царица Небесная дала православным знать, что принимает власть над Россией в момент ее величайшей национальной трагедии. Списки иконы разошлись по всей стране, при участии патриарха Тихона был создан прекрасный акафист.

В 1999 году храм Христа Спасителя в Москве пожертвовал петербургскому монастырю чтимый список иконы Божией Матери «Державная». Теперь каждое воскресенье в обители совершается акафист иконе.

Икона Божией Матери «Знамение»

Образ «Знамение» принадлежит к числу самых первых в иконографии Богородицы. Царица Небесная изображается по пояс, с поднятыми в молитве руками. На ее груди – сфера, с которой смотрит благословляющий нас Божественный Младенец Спас-Эммануил.

Иконы, известные под таким именем, появились на Руси в XII веке.

Свое название они получили после знамения, случившегося в Новгороде 27 ноября / 10 декабря (день праздника иконе) 1170 года, когда Богоматерь явила новгородскому воинству чудо своего заступничества.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

«Скоропослушница», праздник которой отмечается 9 / 22 ноября, получила известность в России позже других афонских икон, но сразу стала одной из самых чтимых. Прообраз ее находится на Афонской горе, в монастыре Дохиар. На иконе Новодевичьего монастыря Божия Матерь, в отличие от «Невской Скоропослушницы», изображена с Богомладенцем, что отвечает канону афонской иконописи.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери. Интерьер.

Икона «Страшный суду»

Эта новгородская икона XVI века в 1930-х годах была легально продана за границу. Недавно ее выкупили, и в 2004 году В.В. Путин передал образ в монастырь. Тема иконы – вселенский суд, который произойдет во время второго пришествия Иисуса Христа.

На ней представлены картины конца мира, воскресения мертвых, адских мучений грешников и райского блаженства праведников.

Изображения Страшного суда имели целью не запугать человека, но заставить задуматься над своими грехами и через покаяние прийти в Царство Божие.

Икона Спасителя

Образ Христа в окладе из эмали и серебра, созданный в 1886 году, привезла с собой в Россию великая княгиня Милица Николаевна, урожденная принцесса Черногорская.

Важно

После преставления отца Иоанна Кронштадтского она положила эту икону на святые мощи своего духовного пастыря.

Реликвия дома Романовых вместе с великокняжеской семьей претерпевала долгие годы изгнания, пока в 2004 году не была внуками Милицы Николаевны преподнесена в дар Новодевичьему монастырю.

В 1908 году состоялась закладка по проекту В.А. Косякова каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство его закончили к 1912 году. Архитектор использовал в отделке керамическую плитку, майолику, литые рельефы «под резьбу по камню», черепицу. Внешне здание напоминает храм Святой Софии в Константинополе.

В 1925 году монастырь был закрыт, началась конфискация его земель и имущества. Правда, иноческая жизнь в обители сохранялась, но лишь до тех пор, пока игуменью и сестер не отправили в ссылку в Башкирию.

В 1930-х годах в монастырском комплексе производилась перестройка, в результате которой были разрушены колокольни, снесены купола собора и церквей, уничтожены часовни. Сносу подверглись и кладбищенские церкви.

В 1990 году началось постепенное восстановление монастыря. В 1996 году в нем появились первые насельницы. Жизнь прославленной обители продолжается.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=voskresenskii-novodevichii-jenskii-monastir

Ссылка на основную публикацию