Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма

Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма – православные молитвы

08/04 13

Устройство православного храма предполагает его деление на тричасти: алтарь, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху.

Престол облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю — из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

Престол – освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии четырехугольный стол, расположенный посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней белой из полотна (катасарка или срачица), и верхней из более дорогой материи чаще всего из парчи (индития или индитион). На престоле находится антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и лампада. На престоле может находиться сосуд со святым Миром.

Киворий — сень (навес) над престолом (алтарная сень), ракой, устраиваемая на четырех столбах. Реже кивории подвешивались к потолку. В алтарной сени устраивались завесы, закрывающие престол со всех сторон в промежутках между службами. При отсутствии кивория престол покрывается особой пеленой-покровом.

Обратите внимание

В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого .

Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом”.

Горнее место — обычно возвышенная часть православного храма в центре восточной стены алтаря напротив престола, где устанавливается архиерейская кафедра (седалище) — трон Горнего места или Горний престол для архиерея. По сторонам, с двух сторон от горнего места обычно размещаются сидения, или синтрон для священников.

Горнее место и синтрон, обращенные к престолу, для пребывания в определенные моменты богослужения духовенства, устраивались в византийских храмах еще в VI в. Ступенчатая каменная конструкция в виде амфитеатра поднималась вверх от престола к стене алтарной апсиды. Верхняя ступень такого амфитеатра предназначалась для восседания епископа и духовенства.

Сидящий на высокой кафедре епископ был хорошо виден и слышен во время богослужения из центра храма всем присутствующим, когда читал проповедь, что имело не только практическое, но и символическое значение небесного престола. Высота такой кафедры и дала название Горнему месту.

С появлением иконостаса и сокращением размеров храма отпадает необходимость в высоком синтроне. Начиная с X-XI вв. преобладают одноступенчатые синтроны с архиерейской кафедрой в центре. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

Иконостас —  перегородка с иконами в православном храме, идущая от северной стены храма до южной, состоящая из одного или нескольких рядов особым образом размещённых икон. Иконостас отделяет алтарную часть православного храма от остального помещения.

В военные и морские походы берутся походные иконостасы, которые легки и просты в обращении, они быстро разворачиваются, и с их помощью можно быстро устроить армейскую или флотскую церковь.

Походные и переносные иконостасы также применяются при передвижении духовного лица с пасторскими визитами или для служения священника в армейских походах. Вышитые иконостасы также удобно использовать и в качестве домашних, надомных в городских квартирах или загородных домах.

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол — жертвенник. Высота жертвенника всегда равна высоте престола.

Важно

На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица — символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица — ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами, а самый большой — воздухом. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада, Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд,  а также церковных сосудов и богослужебных книг.

Ризница (ризохранилище) — место в юго-восточном углу алтаря или отдельное помещение для хранения богослужебного облачения (прежде всего риз) и церковной утвари (священных сосудов).Известны ризницы двух видов:

Малая ризница или диаконник располагается в одном из алтарей обычно справа от Горнего места. Представляет собой один или несколько закрытых ризничных шкафов для хранения текущих облачений, церковной утвари и богослужебных книг. Большая ризница — отдельная комната за пределами алтаря или пристройка при большом соборе или отдельное здание  в монастыре

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница, дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).

После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка превратилась в иконостас, а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами, потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах.

Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей.

Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса — катапетасма, которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.

На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева — икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь, а слева от иконы Божией Матери — северная дверь.

На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей.

Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой, т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах, т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Совет

Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей. Солея— возвышенная часть пола перед иконостасом
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением.

На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви.

Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунникаили кануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения — панихиды.

Источник:

Внешнее и внутреннее устройство храма | Читать онлайн, без регистрации

Внешнее и внутреннее устройство храма

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном.

Иногда храмовое здание устраивается в виде круга: этим напоминается нам вечность Церкви Христовой; оно может быть устроено и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов; иногда строят и большее количество глав.

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например Троицкий храм, Преображенский, Николаевский и т. д.

Обратите внимание

Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм (по образцу ветхозаветного храма, имевшего двор, святилище и святое – святых) по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор.

Источник: http://molitvennikk.ru/utrennie-molitvy/vnutrennee-ubranstvo-i-vneshnee-ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama-pravoslavnye-molitvy.html

Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм – читать, скачать

См. также:

Часть 2. Таинства Православной Церкви

Часть 3. Обряды Православной Церкви

Часть 4. Православные посты и праздники

Содержание

Аннотация

От издательства

Храм, его возникновение и символика История возникновения православных храмов Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь Внешний вид православного храма Внутреннее устройство храма Средняя часть храма Богослужебная утварь Принадлежности архиерейской службы Облачения духовенства Повседневные облачения Богослужебные облачения Монашеские облачения Символика богослужебных цветов  
 

Аннотация

В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д.

Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель.

Читайте также:  Какую икону подарить на свадьбу молодоженам

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

От издательства

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий.

Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человекамы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав для понимания современных христиан.

Нами подготовлена первая часть книги – «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью.

Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

Важно

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению.

Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы.

Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1. Священное Писание и Священное Предание.

2. Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3. Богослужение Православной Церкви.

4. Таинства Православной Церкви.

5. Годовой круг праздников и православные посты.

6. Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-1-pravoslavnyj-hram/

Внутреннее устройство православного храма

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор.

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека.

Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех.

Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Совет

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор,
  2. собственно храм или средняя часть храма, где стоят молящееся, и
  3. алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат: средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Обратите внимание

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог, то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно. Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор, или трапезную. Притвор есть преддверие к храму.

В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению).

Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

Средняя часть храма называется нефом, то есть кораблем, или четвериком. Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение.

Самой примечательной в этой части храма являются солея, а также амвон, клиросы и иконостас. Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом.

Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря, вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос.

Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Важно

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами, так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше», то есть ко Христу.

Читайте также:  Житие святого равноапостольного великого князя владимира

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа.

Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие.

Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

Совет

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан.

До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам.

Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами, по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

Обратите внимание

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон и
  3. перезвон.

Перезвон — медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест — звон в один колокол.

Трезвон — звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Материал создан: 01.06.2015

Схема православного храма

Источник: http://iamruss.ru/orthodox-church-internal-structure/

Устройство храма снаружи и внутри: история и современность

Где молились первые христиане? Что такое октогон, трансепт и неф? Как устроен шатровый храм и почему именно эта форма была так популярна на Руси? Где в храме горнее место и о чем расскажут фрески? Какие предметы находятся в алтаре? Делимся отрывком из книги Михаила Бравермана «Всенощное бдение» об истории и устройстве храма.

Первые годы после Вознесения Господа христиане еще посещали Иерусалимский храм, но таинство Причащения, установленное Господом на Тайной Вечери, совершали в домах. 

В основе первоначального христианского богослужения лежит как ветхозаветная богослужебная традиция, так и Тайная Вечеря. И на формирование христианского храма повлиял как Иерусалимский храм, так и Сионская горница, в которой Господь установил Таинство Причащения. (Сион — название одного из холмов Иерусалима.)

Созданию Иерусалимского храма предшествовала скиния — шатер, который по Божьему повелению соорудил Моисей на пути из страны рабства в Землю Обетованную. 

Важно

Скиния разделялась на три части. Самая важная, отделенная завесой, называлась Святая святых, ибо там хранился Ковчег Завета — облицованный золотом ларец.

Установленные на его крышке скульптуры крылатых херувимов (Ангельских Сил) словно охраняли помещенные внутри святыни: золотой сосуд с манной (ею Бог питал народ в пустыне, и она же была прообразом Евхаристии), жезл священника Аарона — брата Моисея, а также скрижали — плиты с десятью заповедями Ветхого Завета.


Так выглядел Иерусалимский храм

И сейчас храм имеет трехчастную структуру: притвор, собственно храм и алтарь, символизирующий духовное Небо (слово «алтарь» переводится как «возвышенный жертвенник»). Алтарь обычно ориентирован на восток, ведь там восходит солнце, а Церковь называет Господа «Солнцем правды». Здание, посвященное Богу и не имеющее алтаря, называется часовней (от службы часов).

В первые три века Церковь претерпевала жесточайшие гонения. В это время богослужения зачастую проводились тайно и даже под землей, в катакомбах — подземных погребальных галереях, в криптах (тайниках), иногда так называется нижняя, расположенная под основной, церковь, в более просторных капеллах (от латинского «вмещать»).

После окончания эпохи гонений начинается бурный рост храмового строительства. Император Константин Великий передает Церкви общественные здания — базилики (царские дома).

Базилика представляет собой строение прямоугольной формы с нечетным (1, 3, 5) числом нефов (от латинского «корабль») — вытянутых внутренних помещений, ограниченных рядами колонн.

Одна из древнейших христианских базилик освящена в 339 году на месте Рождества Христова в Вифлееме.


Базилика Рождества Христова в Вифлееме

Другие храмы, воздвигнутые по поручению святого равноапостольного Константина на Святой Земле и связанные с земной жизнью Христа Спасителя, представляли собой ротонды (от латинского «круглый»), например над Гробом Господним, или восьмигранники — октогоны. «Окто» значит «восемь», в церковной символике это число вечности, и потому зачастую купель, в которой принимают Крещение — рождаются для вечности, — восьмиугольная.

Постепенно храм приобретает притвор («предхрамие») и трансепт — поперечный неф перед алтарной частью. Две крестообразно соединенные базилики привели к появлению крестового (в плане) храма, затем дополненного куполом, который символизирует духовную твердь.

Массовое строительство церквей в Древней Руси началось сразу же после ее Крещения в 988 году. Последующий XI век (в правление Ярослава Мудрого) был отмечен созданием Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке.

София (с греческого — «премудрость») — одно из имен Господа Иисуса Христа. Софией был назван главный храм Византийской империи. В Русской же земле Софийские храмы были посвящены Богородице, от Которой воплотилась Божия Премудрость.

Совет

В Киеве престольным (главным) праздником стало Рождество Богородицы, а в Полоцке и Новгороде — Ее Успение. Каждый храм имеет свое посвящение, например: Троицкий собор, храм Христа Спасителя. Храм может носить имя праздника, или одной из Богородичных икон, или же святых.

В храме может быть несколько престолов и, соответственно, несколько престольных праздников.


Софийский собор в Новгороде. XI век

Постепенно сложился особый характер русского храмового зодчества. Своя стилистика отличает храмы Великого Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальского княжества и Москвы. Появилось арочно-ступенчатое завершение храмовых стен и особый, установленный на барабане, «луковичный» купол.

Если византийский купол символизирует Небо, сходящее на землю, то русский обозначает горение свечи. Впоследствии такую форму приобрел шлем русского воина. Храм являет собой Божественный порядок — космос.

Но мир сотворен для человека, и потому храм имеет человеческие черты: купол — это глава, барабан, на котором он установлен, — шея, своды — плечи.

Весь храм, завершающийся луковичным куполом с крестом, обозначает победу в духовной брани — битве с грехом.

Число установленных на храме куполов тоже имеет символику.

Один обозначает веру в Единого (Одного) Бога, два символизируют две природы, Божественную и человеческую, в Иисусе Христе, три — тайну Пресвятой Троицы, пять — Христа и евангелистов, семь — священное число, обозначающее полноту (семь даров Святого Духа перечисляет пророк Исаия, семь основных церковных таинств соединяют нас с Богом, семь Вселенских Соборов знает история Церкви), девять — число ангельских чинов, тринадцать куполов символизируют Господа и двенадцать апостолов. В России с XVII века строились многокупольные храмы, где двадцать четыре купола обозначали единство Ветхого и Нового Заветов: двенадцать судей (руководителей) Израиля и двенадцать апостолов, а тридцать три — годы земной жизни Христа.

Храмы были кирпичными, белокаменными, а также деревянными. Самым распространенным строительным материалом на Руси было дерево. Это привело к появлению храма нового типа — шатрового.

Обратите внимание

Создание купола из дерева было технически трудным, поэтому с XVI века получила широкое распространение шатровая конструкция. Затем шатровые храмы стали строить также из камня и кирпича. Самый известный пример — храм Василия Блаженного в Москве.

Византийское наследие, характер русской святости, природа России — все это отразилось на формировании самобытной стилистики русского храмового зодчества.


Вознесенская церковь в Коломенском, 1532г.
Первый каменный шатровый храм

 Еще одной особенностью стала открытость русской культуры.

Удивительно, что типично русские образцы архитектуры — Успенский и Архангельский соборы в Кремле — были созданы в XV–XVI веках итальянскими архитекторами Аристотелем Фиораванти и Алевизом Фрязином.

В то же время Казанский собор в Санкт-Петербурге в духе европейской архитектуры построил русский зодчий Андрей Воронихин, сын крепостного.

Мода на архитектурный стиль: барокко, рококо, классицизм, ампир — находила отражение в храмовом строительстве. На рубеже XIX–XX веков обращение к византийским и древнерусским образцам, соединенное с элементами модерна, привело к возникновению неорусского и русско-византийского стиля.

В начале XX века после Октябрьской революции Церковь в России вошла в период гонений. Многое из духовного и культурного наследия Церкви — достояния всего человечества — было уничтожено. В годы советской власти храмы взрывались, разрушались, в шедеврах мировой архитектуры устраивали овощехранилища и фабрики, а в монастырях — концлагеря и тюрьмы.

Читайте также:  Клирик: кто это в православии?

После празднования 1000-летия Крещения Руси, с падением коммунистического режима началось возрождение церковной жизни.

Что находится внутри храма?

Солея возвышает алтарь над остальным храмовым пространством. Центральная часть солеи называется амвон (возвышение), с амвона возносится молитва, читается Евангелие, произносится проповедь.

Если алтарь является главным местом храма, то самым важным местом в алтаре является престол. На нем совершается литургия, и в разные моменты богослужения он обозначает Сионскую горницу, Голгофу — гору, на которой был установлен Крест, Гробницу Христову и Елеонскую гору, откуда вознесся Господь.


Схема храма внутри

На престоле полагается антиминс. Завернутый в илитон (в переводе «обертка») антиминс разворачивается на литургии и складывается по ее окончании. Сверху на антиминс полагается напрестольное Евангелие.

Также на престоле может находиться дарохранительница. В ней содержатся запасные Святые Дары — освященные хлеб и вино, которыми священник причащает тех, кто не может, например, из-за болезни прийти в храм (Святые Дары священник переносит в дароносице).

На престоле полагается напрестольный крест, который священник держит в руках на отпусте — последнем молитвенном благословении литургии. На престоле или за ним устанавливается семисвечник. Иоанн Богослов в Откровении написал о семи светильниках, находящихся перед Престолом Божьим. За престолом стоит запрестольный крест.

Все эти священные предметы также могут являться произведениями декоративного искусства. Пространство между престолом и восточной стеной алтаря называется горнее место.

В храме также могут находиться хоругви — церковные знамена с иконами.

Важно

Ларец, в котором хранятся останки святого — мощи, называется рáка. Мощи святых являются предметом особого почитания, ведь тело человека может быть храмом Божьим, а храм — свят. Внутри храма расположена голгофа — крест (иногда с предстоящими Иоанном Богословом и Богородицей) и тетрапод, столик для свечей, перед которыми приносят молитву за усопших.

Подсвечники, лампады, светильники не только освещают храмовое пространство, но и символизируют свет Божественной любви. Центральный подсвечник называется паникадило, или хорос (от греческого «круг»).

При архиерейском богослужении используются трикирий и дикирий — подсвечники с тремя и двумя свечами. Трикирий являет число Троичного Бога, а дикирий — две природы, Божественную и человеческую, в Господе Иисусе Христе. На дикирии, между свечами, изображается крест — знак Жертвы Христа Спасителя. 

Входя в храм, стены которого украшают росписи, мы попадаем в центр всех событий священной истории, о чем рассказывают фрески и мозаики. Вверху в куполе изображается Господь или Его Пречистая Матерь.

Четыре паруса (так называют сферические треугольники, поддерживающие купол) украшаются изображениями евангелистов или их символов — орла, тельца, льва, человека. Орел — высота богословия, телец — символ Жертвы Христа, Лев означает царское достоинство Господа, ставшего человеком.

Вверху стен — евангельские сюжеты, а ниже — изображения святых, которые словно стоят вместе с нами на богослужении. 

Из книги Михаила Бравермана «Всенощное бдение».

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/ustroystvo-khrama-snaruzhi-i-vnutri-istoriya-i-sovremennost/

Устройство русского православного храма

Внутреннее устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, непосредственно храм и притвор. Алтарь ‑ самая важная часть храма, в которой происходят все священнодействия и где молятся священнослужители.

В алтарь строго запрещено входить женщинам и даже простым мужчинам-мирянам.

Исключение делается лишь для получивших особое благословение пожилых монахинь-алтарниц, которые занимаются уборкой, и постоянных православных прихожан мужского пола, которым разрешают помогать при богослужении.

Совет

Иконостас православного храма отделяет алтарь от средней части, где молятся верующие миряне. Согласно старинной традиции, женщины в храме стоят в левой части, напротив иконы Богородицы, а мужчины ‑ в правой, напротив иконы Иисуса Христа, но сегодня это разделение не является строгим, и придерживаются его не все.

Притвор предназначен для молитвы не крещенных (раньше их называли оглашенными), но в некоторых современных небольших церквях эта часть внутреннего устройства православного храма может отсутствовать из соображений экономии при строительстве и за ненадобностью ‑ институт оглашенных в православной церкви давно перестал существовать.

Алтарь в православном храме

Устройство православного храма всегда планируется таким образом, чтобы окна алтаря выходили на восток. Бывают исключения, но они довольно редки и обусловлены каким-либо историческим фактом либо топографическими условиями местности.

Центральное место в алтаре православного храма занимает престол ‑ деревянный, мраморный или металлический стол на четырех ножках, высота которых составляет строго 98 см., а толщина столешницы – 2 см. Сверху престол покрывается двумя видами тканей: нижняя, белая, символизирует погребальную плащаницу Иисуса Христа, а верхняя, парчовая, ‑ его божественное и царское происхождение.

Кроме того в православном храме, по кругу престол опоясывается веревкой, олицетворяющей путы, которыми был связан Спаситель во время бичевания.

Согласно правилам устройства православного храма, за престолом всегда стоит семисвечник, а по центру восточной стены напротив престола расположено горнее место ‑ трон, над которым располагают икону Иисуса Христа.

Горнее место напоминает всем о незримом присутствии в храме Царя Славы, и сидеть на нем имеет право только архиерей во время некоторых частей богослужения.

Согласно внутреннему устройству православного алтаря, в левой его части, возле восточной стены, всегда находится жертвенник, похожий на престол ‑ здесь подготавливают просфоры и вино для таинства Евхаристии.

Убранство русского православного храма

Иконостас православного храма тоже имеет строгую структуру. В центре его расположены Царские Врата, названные так потому, что через них выносятся Святые Дары для причащения мирян. Через Царские Врата могут проходить только епископы, священники, и, в некоторых случаях, ‑ диаконы.

На Царских Вратах размещают иконы Благовещения и ветхозаветных пророков, которые предсказывали пришествие Иисуса Христа. В устройстве православного храма, справа и слева от больших икон Спасителя и Божьей Матери располагаются северные и южные, или диаконские, врата ‑ именно через них чаще всего выходят диаконы, чтобы провозглашать ектению (молитву).

Через южные и северные врата в алтарь также попадают пономари, иподиаконы, чтецы, и остальной клир.

По правилам внутреннего устройства православного храма напротив Царских Врат располагается амвон, с которого священник причащает верующих, читает проповеди, и где диаконы возглашают молитвенные прошения.

Убранство православного храма может быть разным: в одних случаях ‑ очень пышным, выполненным в стиле барокко, в других ‑ сдержанным, аскетичным. Посреди русской православной церкви всегда стоит аналой, на котором лежит храмовая икона или икона праздника, а за ним ‑ центральный подсвечник, на который христианские верующие могут поставить свечу.

Источник: https://www.sudba.info/ustrojstvo-russkogo-pravoslavnogo-xrama/

Внутреннее устройство и убранство храма

Алтарь (в переводе с латыни – возвышенный) – жертвенник – наиболее важная часть храма. Алтарь находится в полукруглом помещении в восточной стороне храма

Амво́н (греч. – возвышение) – специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
Столпы – внутренние опоры свода храма.

Неф – часть храма, вытянутая с запада на восток и ограниченная с одной или обеих сторон столпами.
Иконостас – стена с иконами, которая отгораживает алтарь от остальной части храма.

По материалам книги Вл.Соловьева «Золотая книга русской культуры»:

Обратите внимание

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского – жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2).

В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения.

Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья.

Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью. С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню.

На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.

Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Важно

Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству.

Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы.

Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.

Престол(18)

Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)

Внешнее убранство храма:

Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVIв.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Совет

Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, – разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a74704.html

Ссылка на основную публикацию