Церковные суеверия: как отличить их от истинной веры?

Разница религии христианства и вероисповедания православия

Христианство относится к одной из мировых религий наравне с буддизмом и иудаизмом. За тысячелетнюю историю оно претерпевало изменения, которые привели к ответвлениям от единого вероисповедания.

Основные из них — православие, протестантизм и католицизм. Также христианство имеет и другие течения, но обычно они относятся к сектантским и осуждаются представителями общепризнанных направлений.

Отличия православия и христианства

В чём разница между этими двумя понятиями? Всё очень просто. Все православные — христиане, но не все христиане — православные.

Последователи, объединённые исповеданием этой мировой религии, разделяются принадлежностью к отдельному её направлению, одним из которых является православие.

Чтобы понять, чем отличается православие от христианства, нужно обратиться к истории возникновения мировой религии.

Истоки религий

Считается, что христианство возникло в I в. от рождества Христова в Палестине, хотя некоторые источники утверждают, что оно стало известно за два века до этого. Люди, проповедовавшие верование, находились в ожидании прихода Бога на землю. Учение впитало в себя основы иудаизма и философские направления того времени, на него сильно повлияла политическая обстановка.

Распространению этой религии очень способствовали проповеди апостолов, особенно Павла. Множество язычников было обращено в новую веру, и этот процесс продолжался долгое время. В настоящий момент христианство насчитывает самое большое количество последователей по сравнению с другими мировыми религиями.

Православное христианство стало выделяться только в Риме X в. нашей эры, а официально было утверждено в 1054 г. Хотя его зарождение можно отнести уже к I в. от рождества Христова. Православные считают, что история их религии началась сразу после распятия и воскресения Иисуса, когда апостолы проповедовали новое вероучение и привлекали к религии всё большее количество людей.

Ко II—III вв. православие противостояло гностицизму, отвергавшему подлинность истории Ветхого Завета и трактующему Новый Завет на другой лад, не отвечающий общепринятому.

Также противостояние наблюдалось в отношениях с последователями пресвитера Ария, образовавшими новое течение — арианство.

Обратите внимание

По их представлениям, Христос не обладал божественной природой и был лишь посредником между Богом и людьми.

На вероучение зарождающегося православия большое влияние оказали Вселенские соборы, поддерживаемые рядом византийских императоров.

Семь Соборов, созванные в течение пяти веков, установили основные аксиомы, принятые впоследствии в современном православии, в частности, подтвердили божественное происхождение Иисуса, оспариваемое в ряде учений.

Это укрепило православное вероисповедание и позволило присоединять к нему всё большее количество людей.

Помимо православия и небольших еретических учений, быстро затухающих в процессе развития более сильных направлений, из христианства выделился католицизм. Этому способствовал раскол Римской Империи на Западную и Восточную.

Огромные различия в социальных, политических и религиозных взглядах привели к распаду единой религии на Римско-католическую и православную, которая первое время носила название Восточно-католической. Главой первой церкви являлся Папа Римский, второй — патриарх.

Их взаимное отлучение друг друга от единой веры привело к расколу христианства. Процесс начался в 1054 году и завершился в 1204 при падении Константинополя.

Хотя христианство на Руси было принято ещё в 988 году, его не коснулся процесс раскола. Официальное разделение церкви произошло только спустя несколько десятков лет, но при крещении Руси сразу вводились православные обычаи, сформированные в Византии и заимствованные оттуда.

Строго говоря, в древних источниках практически не встречался термин православие, вместо него употреблялось слово правоверие.

Важно

Как утверждает ряд исследователей, раньше этим понятиям придавалось разное значение (правоверие означало одно из христианских направлений, а православие едва ли не языческую веру).

Впоследствии им стали придавать аналогичное значение, сделали синонимами и заменили одно другим.

Основы православия

Вера в православии является сутью всего божественного учения. Никео-цареградский Символ Веры, составленный во время созыва Второго Вселенского собора, является основой вероучения. Запрет на изменение каких-либо положений в этой системе догматов действует со времён четвёртого Собора.

Исходя из Символа Веры, православие основывается на следующих догмах:

  • Спасение ожидает всех искренне верующих в единого Бога.
  • Бог тройственен в лицах Отца, Сына и Святого Духа, и одинаковое поклонение подобает каждому из Них.
  • Иисус всегда был единороден Богу и существовал до времени, хотя на землю пришёл через рождение от Девы Марии.
  • Бог принимает образ и подобие человека.
  • История воскресения истинна, теперь следует быть благодарными за принятие мук Сыном Божьим и ожидать второго пришествия Христа, которое должно закончиться вечной жизнью для всех.
  • Святой Дух равен Богу, исходит от Него и связывает Отца с Сыном.
  • Главой единственно верной православной Церкви принимается Иисус Христос.
  • Крещение необходимо для прощения грехов.

Стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти является основной целью исповедующих рассматриваемую религию.

Истинный православный христианин должен всю жизнь следовать заповедям, переданным Моисею и подтверждённым Христом. Согласно им нужно быть добрым и милосердным, любить Бога и ближних.

В заповедях указано, что все тяготы и лишения должны переноситься безропотно и даже радостно, уныние — один из смертных грехов.

Отличия от других христианских направлений

Сравнить православие с христианством можно путём сопоставления его главных направлений. Они тесно связаны между собой, поскольку объединены в одной мировой религии. Тем не менее между ними существуют огромные различия по ряду вопросов:

  1. Взаимодействие с властью. Отношения православного учения со светской властью претерпевали множество изменений. Периоды подчинения или даже изгнания сменялись плодотворным сотрудничеством. Глава католической церкви, в свою очередь, в полной мере обладает как религиозной властью, так и государственной. Протестанты стремятся к сотрудничеству с властями.
  2. Отношение к Богородице. В православии Дева Мария — женщина, обладающая полностью человеческой природой и не лишённая первородного греха, в то время как католики превозносят её непорочность. Протестантству вообще не свойственен культ поклонения святым. К ним относятся, как к обычным людям.
  3. Происхождение Святого Духа. В православии Дух исходит от Бога Отца и передаётся Сыну, в то время как в католицизме и протестантстве Он исходит от обеих божественных сущностей в одинаковой мере.
  4. Судьба души после смерти. Православные христиане верят, что судьба души в загробном мире полностью зависит от дел, совершённых на земле, пребывание на которой является испытанием перед вечной жизнью. В католическом учении душа очищается прохождением через чистилище. Протестантство вообще не придаёт большого значения прижизненным нравственным подвигам человека, поскольку считается, что их в полной мере совершил Господь во время событий на Голгофе, чем уже обеспечил всеобщее спасение.
  5. Положение Священного Писания и Священного Предания. Священное Предание в православии — основной источник веры, а Писание — это его часть. У католиков они обладают равным значением, а протестанты отвергают авторитет этих источников.
  6. Обряд крещения. Православные крестятся тройным погружением в купель со святой водой. После этого следуют причащение и миропомазание. Обряд можно проводить как над младенцами, так и над взрослыми людьми. Католики не крестят детей младше 7 лет. Обряд ограничивается обливанием или даже окроплением водой. В протестантстве крещение принимают только взрослые люди по примеру библейской истории, в которой Иисус крестился во взрослом возрасте. Шаг должен быть осознанным.
  7. Крест. Православный крест имеет 8 концов. К четырёхконечному основанию добавлены горизонтальная верхняя и нижняя перекладина под углом. Ноги изображённого Бога прибиты двумя гвоздями. Католический крест имеет 4 конца, а ноги, расположенные одна над другой, прибиты одним гвоздём. Положение тела при этом мученическое, посмертное, в то время как на православном кресте Иисус будто Сам расправляет руки, чтобы обнять мир. Протестанты вообще не признают такой символ и не поклоняются никаким рукотворным изображениям или иконам.
  8. Отношение к ближним. У православных все люди — братья и сёстры. Католики подчёркивают индивидуальность человека. Протестанты не вмешиваются в дела ближних, не отпевают мертвецов и не пропагандируют помощь друг другу.
  9. Проведение служб. Православные не наделяют священников божественной природой, считается, что в храме присутствует Господь. Католики же видят божественную силу, переданную священнослужителям от Бога. Протестанты не нуждаются в особом месте для службы, она может проводиться в любом месте, пастор не имеет существенных отличий от мирян и живёт обычной жизнью.
  10. Хлеб для таинств. Совсем небольшим различием между течениями считается вид хлеба, используемого при Причастии. Православный хлеб изготавливается с дрожжами, а католический — без. Протестанты не придают этому значения и используют любые виды теста.

Таким образом, различия между направлениями не всегда носят противоречивый характер. Сходств между католичеством и протестантством больше, поскольку последнее появилось в результате раскола Римско-католической церкви в XVI веке. При желании течения могли бы примириться. Но этого не происходит уже в течение множества лет и не предвидится в будущем.

Отношение к другим религиям

Православие терпимо относится к исповедникам иных религий. Однако, не осуждая и мирно сосуществуя с ними, это течение признаёт их еретическими. Считается, что из всех религий только одна верная, её исповедование ведёт к унаследованию Царствия Божьего.

Эта догма заключена в самом названии направления, указывающем, что это вероисповедание правильное, противоположное другим течениям.

Тем не менее православие признаёт, что католики и протестанты тоже не лишены благодати Бога, поскольку, хоть и славят Его иначе, суть веры у них едина.

Для сравнения католики считают единственной возможностью спасения исповедание их религии, в то время как другие, в том числе православие, являются ложными. Задача этой церкви — переубедить всех инакомыслящих. Папа Римский является главой христианской церкви, хотя в православии этот тезис опровергается.

Современное положение православной церкви

Поддержка православной церкви светской властью и их тесное сотрудничество привели к росту числа последователей религии и её развитию. В ряде стран православие исповедует большая часть населения. К ним относятся:

  • Россия;
  • Беларусь;
  • Болгария;
  • Греция;
  • Грузия;
  • Кипр;
  • Македония;
  • Молдавия;
  • Румыния;
  • Сербия;
  • Украина;
  • Черногория.

В этих странах строится большое количество храмов, воскресных школ, в светских общеобразовательных учреждениях вводятся предметы, посвящённые изучению православия. Популяризация имеет и обратную сторону: зачастую люди, считающие себя православными, поверхностно относятся к совершению обрядов и не соблюдают предписанные нравственные устои.

Можно по-разному совершать обряды и относиться к святыням, иметь различные взгляды на цель собственного пребывания на земле, но в конечном счёте все, кто исповедует христианство, объединены верой в одного Бога. Понятие христианство не тождественно православию, но включает его. Хранить нравственные устои и быть искренним в своих отношениях с Высшими Силами — основа любой религии.

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/raznitsa-religii-hristianstva-i-veroispovedaniya-pravoslaviya.html

Церковные суеверия

Совет

Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем, и связаны они ни с чем иным, как с церковным преданием.

Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные.

Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга?

Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии.

Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию.

Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно.

Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия и предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7:3, Мф. 15:3).

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта.

Совет

Лишенное религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века.

Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как ни странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде.

Читайте также:  Рождественский пост – с 28 ноября 2019 года по 6 января в 2020 году

Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения – пустой звук.

Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом.

Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе».

Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так, а в католической церкви это вообще норма.

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.

Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать».

Обратите внимание

Приходилось видеть как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов».

А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила – ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни.

(Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирном магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением).

Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.

Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства.

Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.

Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.

Важно

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию – поиск старцев, а если быть точнее – вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.

Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм.

Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Православия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви.

Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!».

Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного.

После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой.

Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Я не упомянул еще суеверия, связанные с Причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи.

Совет

Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины.

Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной веры.

Но я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремится как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности.

Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховности – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина.

Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/tserkovnye-sueveriya.html

Не принимая истинной веры, уклоняется в веру суетную

– Чем же тогда можно объяснить тот факт, что приметы, в которые верит человек, в его жизни порой действительно сбываются? Иногда говоришь ему, что не стоит воспринимать все эти «знаки» всерьез, а он отвечает, что «убедился на опыте»… – Надо знать и помнить, что мы живем не в духовном вакууме.

Невидимый мир населен, и его обитатели – ангелы, как светлые, так и падшие. Первые содействуют нашему спасению, а вторые влекут в погибель. Злые духи знают, что Бог спасает человека посредством истинной Богооткровенной веры, и поэтому всячески стараются насадить и укрепить в людях различные ложные верования.

Человеку, склонному к суевериям, бесы и предоставляют «опытные доказательства». Так, например, они внушают убежденность в существовании инопланетян, и людям, верящим в это, иногда даже являются в обличии «зеленых человечков». И такой «контактер» будет думать и утверждать, что он имел «опыт общения с внеземными цивилизациями».

Но в реальности это было не что иное, как трагический опыт соприкосновения с бесами. Всякое такого рода воздействие разрушается принятием истинной Православной веры и искренней молитвой к Богу.

– Еще часто суеверия становятся некой традицией.

Обратите внимание

Люди следуют им, как бы не желая нарушать заведенные ранее порядки, оправдываясь тем, что «все так делали и делают». Что можно на это возразить?

– Христос в Евангелии говорит: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Т. е. стадо Божие – на самом деле малое, небольшое; Господь знает, что спасающихся – меньшинство, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 14).

Поэтому аргумент, что «все так делают», работает против того, кто на него ссылается. Да, все так делают – и все идут в ад.

Ты тоже хочешь с ними туда, где будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13, 28)?!

– Как можно вразумить суеверного? Как доказать ему ошибочность и пагубность его предубеждений и помочь от них освободиться?

– На мой взгляд, – только Словом Божиим. Помню себя до того момента, пока впервые не прочитал Евангелие, – я тоже разделял всевозможные ложные мнения и стереотипы. Но Священное Писание, особенно Новый Завет, все расставляет по местам в голове и сердце человека.

– Батюшка, Вы живете в сельской местности и, наверное, часто сталкиваетесь с тем, что наш простой народ истинную веру смешивает с разными неправыми преданьями и обычаями. Что Вы думаете о причинах и способах преодоления этой беды? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

– В моем поселке распространен культ предков. Т. е. люди преимущественно уделяют внимание не спасению собственной души и помощи душам усопших, а уходу за могилами, покраске кладбищенских оград, установке надгробий и т. п. Самое большое стечение народа в храме – на родительские субботы. Бытуют многие странные убеждения – например, что нужно обязательно успеть похоронить человека до полудня – как будто у Бога потом уже заканчиваются приемные часы.Причину этой суеверности я вижу в том, что русские люди сохраняют традиционное христианское отношение к телам усопших, но дальше дело, к сожалению, не идет – из-за помрачения греховного человек не хочет размышлять о смерти, о воздаянии, о Страшном Суде. Ему проще разово исполнить ряд формальностей, приложить какие-то физические труды, материальные  затраты и на этом успокоиться, вернувшись в прежнюю жизненную колею – до следующей родительской субботы или очередного отпевания родственника.Как с этим бороться – я не знаю. Всегда стараюсь на отпеваниях и в поминальные дни говорить проповеди о связи жизни на земле с участью души после смерти. Но пока, судя по всему, слова мои действуют слабо. Видимо, нужно усерднее работать над собой, чтобы самому стяжать память смертную. Тогда, быть может, и речи обретут внутреннюю силу и дойдут до людских

– Давайте еще рассмотрим некоторые конкретные наиболее распространенные суеверия. В частности – т. н. «сглаз». Что это такое, почему многие в него верят, нужно ли этого опасаться и как-либо защищаться?

– Явление, которое принято называть «сглазом», действительно существует, но надо знать, что природа его – духовная.

Происходит это по причине удаления человека от Бога и благодатной жизни, когда он выходит из-под благодатного покрова Творца и становится легкой добычей духов помрачения.

Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (Петр. 5, 8), и человек, отступая от Господа, попадает в его цепкие лапы.

Думаю, живущий по вере христианин «сглазу» не подвержен, а вот христианин нерадивый или нехристь – вполне могут пострадать.

Защиту от такого, да и вообще от любого бесовского нападения вижу в исполнении наказа Спасителя: Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий (Лк. 21, 36).

– Возвращаясь к предрассудкам, касающимся поминовения усопших, – скажите, пожалуйста, о застольях с употреблением спиртного, в которые, к сожалению, часто превращаются поминальные трапезы.

– Да, ныне, увы, многие полагают, что поминки невозможны без крепких напитков. Но мало кто задумывается, что само название этого обычая – поминок – происходит от слова «поминовение», означающего возношение имени на молитве.Такое заблуждение, уклонение от настоящей цели поминальных трапез возникло, вероятнее всего, из-за искаженного представления о них. Действительно, в христианской традиции принято кормить людей и совершать иные благодеяния в память о почившем, прося помолиться о его душе. Однако алкоголь на таком обеде вряд ли уместен, поскольку выпивший и тем более опьяневший человек не способен к трезвенной молитве. Его поминовение, если он вообще об этом знает и вспомнит, может не умилостивить, а, наоборот, только прогневать Господа.

Читайте также:  Православная церковь о контрацепции: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

– А как быть с теми, кто убежден в своей «православности», даже иногда ходит в храм, но при этом имеет превратные понятия о христианских обрядах и святынях? Например, я недавно гостила у бабушки и узнала, что во избежание «порчи» она умывается Крещенской водой над помойным ведром, хотя называет себя «верующей» и даже «безгрешной». Чем и как можно помочь в таких случаях?

– До «безгрешных» людей достучаться трудно, ибо Сам Господь говорит: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17). Мнимая праведность, самомнение, происходящее от гордости, ослепляет человека и перекрывает доступ к нему благодати Божией.

Заблудшим можно помочь только любовью – если она у нас есть, осторожно попытаться открыть им глаза на их плачевное духовное состояние, описанное в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: „Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 17-18).

– И последний, самый главный вопрос. Батюшка, Ваше слово о пути к подлинному, глубокому и всеобщему воцерковлению нашего народа. Как мы можем поспособствовать этому процессу и вложить в него свою убогую, приносимую от кающегося и болезнующего сердца лепту?

– Конечно, возрождение России во всех областях жизни возможно только путем покаяния. Это – первый призыв Спасителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

К несчастью, как сказал старец Григорий, игумен обители Дохиар на Святой Горе Афон, «покаяние – это нечто забытое современными православными христианами, оно пылится где-то на полке».

И это действительно так, ибо многие патриоты, в том числе и считающие себя верующими, готовы «лоб расшибить» себе и другим, пытаясь что-то изменить в окружающем мире.

Важно

Но они не хотят начать с себя самих, с переустройства собственной души, забывая предупреждение Господне: Как можешь сказать брату твоему: брат! Дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6, 42). Поэтому и не осуществляются никакие серьезные патриотические проекты, общество топчется на месте или деградирует, и руководители наши слепы, так что на нас сбываются слова: Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14).

Начинать нужно с себя – приступить к стяжательству Святаго Духа. Только тогда вокруг нас, по слову преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи. Так всегда и бывало на Руси: Александр Невский прежде всех дел возносил молитву, а уже потом выходил на сражения.

Преподобный Сергий сначала взывал к Богу, а уже затем мирил князей и благословлял рать. Священномученик Патриарх Гермоген тоже в первую очередь молился и лишь после этого рассылал свои воззвания. Но современные люди хотят спасти Россию сами, своими силами, без Бога, хотя часто и прикрываются Его именем.

А нужно начинать каяться, каяться искренне и нелицемерно.

У нас же сегодня жизнь христиан более напоминает протестантскую. Мы живем так, будто думаем, что, приняв Православие и участвуя в Таинствах, автоматически становимся спасенными. Однажды исповедавшись, человек уже не вспоминает о своих тяжких грехах, считая, что Господь теперь просто обязан его спасти.

Но во все времена Христианства образ покаяния был иным. Верующие денно и нощно оплакивали свои падения. Они молились – горячо и усердно, – именно молились, а не вычитывали слова в молитвослове.

Чаявшие улучить спасение совершали дела милосердия, а ныне даже состоятельные люди охотно пожертвуют на храм и ни копейки не дадут, например, на богадельню. Менее же обезпеченные могут подать нищему, но ни за что не станут участвовать в его дальнейшей судьбе.

Так мы и живем: Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 5). Придя в храм, мы годами пребываем в состоянии всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (см.: Там же, 7).

Вот и нужно нам покаяться, нужно, на мой взгляд, по ночам, хотя бы полчаса или час молиться молитвой Иисусовой, вспоминая все свои «подвиги» и прося у Бога прощения, прося покаяния, прося вразумления, прося дарования молитвы.

А дни проводить, служа Христу и Божией Матери, Которые являются нам в виде наших ближних, причем невзирая на лица. Тогда и жизнь в стране будет позитивно меняться.

И еще, конечно, необходимо всем православным молиться Царственным Мученикам, принесшим себя в жертву за нас и имеющим особую благодать ходатайствовать перед Богом о России.

Источник: https://inok-arkadiy.livejournal.com/665571.html

Церковные суеверия

Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, “суея”, – пустая, ложная вера.

И чем только не заменяем мы истинной веры! Верим в какие-то “счастливые” дни и боимся начать даже доброе дело в день ” несчастливый”, нисколько не задумываясь, что до другого можем не дожить.

Мы верим всяким приметам и говорим, что не верить им нельзя, потому что они исполняются. А вот преподобный Серафим Саровский отвечал в таких случаях: “А ты не верь – и не будут исполняться!».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Совет

Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем, и связаны они ни с чем иным, как с церковным преданием.

Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации — нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные.

Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга? Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии.

Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно. Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно — она дается непосредственно Богом в Откровении.

В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия, предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность — часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7:3, Мф. 15:3.

) Если человек лишен веры в истинного Бога, то во что бы он ни верил — он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта.

Лишенное религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество — это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога.

Такое, как ни странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде. Родная сестра язычества — магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения — пустой звук.

Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни — на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом.

Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты — мне, я — тебе». Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «Гром не грянет — мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так.

Обратите внимание

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.

Другая крайность — это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать». Приходилось видеть, как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов».

А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила — ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни.

(Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирном магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением.) Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи.

Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве. Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них — дескать, меня водой облили — теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию — поиск старцев, а если быть точнее — вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т.н.

«старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению. Сюда же можно отнести и технофобию — страх перед прогрессом. По мнению технофобов, компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т.п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку. Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм.

Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов православия, загнанного в рамки одной поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание.

Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «… а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!» Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии — боязни покойников и всего, что с ними связано.

Важно

Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти. Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "умиление"

После поднятия гроба переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, что бы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного; землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию. Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Я не упомянул еще суеверия, связанные с причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то, как «надо» причащаться и что делать до и после этого — тема для отдельной статьи. Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует православная Церковь. Я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремится как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви. Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений — это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховности — самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно от этой неприятности многие бегают как от огня. Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство — это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Иерей Александр Пикалев

Дорогие друзья! Тем, кто интересуется этой темой, можно порекомендовать посмотреть список околоцерковных суеверий.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/voprosy_i_otvety/cerkovnye_sueverija/115-1-0-3395

20 вопросов: суеверие, гадание, сглаз

ЧТОТАКОЕ «СУЕВЕРИЕ»?

– Суеверие – вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Слово «суеверие» было образовано от слов суе – напрасно, попусту – и вера. Дословное значение этого слова: пустая вера, то есть вера не подлинная, напрасная.

ОТ ЧЕГО ПОЯВЛЯЮТСЯ СУЕВЕРИЯ, И ЧЕМ ОНИ ОПАСНЫ?

– Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворитьэту потребность,только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным. Суеверие есть компенсация подлинной веры.

Суеверие не возникает на пустом месте. Ряд их берет начало в язычестве, и в наше время они используются в качестве оружия сатаны. Этим оружием калечат судьбы, наносят непоправимый вред душе.

Суеверие порождает страх, а демонам гораздо проще справиться с людьми, пребывающими в состоянии страха. Суеверные люди, иногда не осознавая, служат не Богу, а силам зла. Суеверия также порождаются окружением, внешними обстоятельствами, средой обитания.

Возникновению суеверий способствуют сами люди, не пришедшие к вере в Бога, которые связывают случающиеся неприятности с какими-то незначительными жизненными явлениями, предшествующими неприятному событию.

Слишком велика у неверующих людей потребность в сверхъестественном, велико стремление к провидению будущего. Православная Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души.

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СУЕВЕРИЕМ И ИСТИННОЙ ВЕРОЙ В БОГА?

– В вере всегда сохраняется свобода. Бог не отнимает у человека дарованную ему свободу. Суеверные люди теряют духовную свободу и попадают в зависимость от темных и злых сил.

Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая пользу душе человека, – это своего рода духовная болезнь и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни.

Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и Ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.

СУЕВЕРИЕ, КАК ИЗБЕЖАТЬ?

Суеверие – единственное лекарство против – это знание. Чтобы избежать суеверий, надо хранить веру церковную. Верующий человек знает, что без помощи Божией он ничего хорошего не достигнет, и без попущения Божия с ним ничего плохого не случится.

Совет

Суеверный же человек, хотя бы и признающий бытие Божие, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Бога и от соблюдения заповедей Божиих, а от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий.

Чтобы избежать суеверий, надо всегда помнить о душе, о вечности, о том, что за все придется дать ответ перед Богом.

В отношении зависимости от суеверий хорошо вспомнить слова апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).

ПРАВДА ЛИ, ЧТО НЕЛЬЗЯ СВЯТИТЬ КУЛИЧИ ЦЕЛЫЙ ГОД, ЕСЛИ КТО-ТО УМЕР?

– Это суеверие, не имеющее никакого здравого объяснения. В Церкви нет ничего бессмысленного. Все церковные правила имеют глубокий духовный смысл.

ГОВОРЯТ, ЧТО В ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ НИЧЕГО КРУГЛОГО, ЧТО ПО ФОРМЕ НАПОМИНАЕТ ГОЛОВУ, ТО ЕСТЬ ЯБЛОКИ, АРБУЗЫ И ПР. ТАК ЛИ ЭТО?

– Нет. Нельзя в этот день есть ничего скоромного, то есть мяса, молочных продуктов, яиц и даже рыбы, так как это день строгого поста.

МОЖНО ЛИ БЛИЗКИМ РОДСТВЕННИКАМ УСОПШЕГО НЕСТИ ГРОБ С ЕГО ТЕЛОМ?

– Это суеверие, что якобы родственникам покойного нельзя нести гроб, иначе тем самым родственник приближает свою собственную смерть. Из-за подобных суеверий и слухов рождается страх. Все суеверия происходят от религиозной безграмотности, чтобы их избежать, надо изучать основы Православной веры.

МОЖНО ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ АСТРОЛОГИЕЙ?

– Занятия астрологией, йогой, оккультными науками – большой грех, так как через них человек вступает в контакт с темной силой и попадает от нее в зависимость. Если в этом не раскаяться и вовремя не остановиться, то конец может быть плачевным.

МОЖНО ЛИ ГАДАТЬ НА СУДЬБУ?

– Церковь это категорически запрещает, потому что таким образом человек вступает в контакт с темными силами. Счастье человека зависит от святости его жизни. Если бы Богу было угодно, а для человека полезно, Он бы открыл людям их будущее. Однако в Евангелии сказано, что надо бодрствовать и молиться, так как неизвестно, в какой час настанет время суда, то есть смерти (Мф. 25:13).

МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ ГАДАНИЯМ, ПРЕДСКАЗАНИЯМ, ДЕРЖАТЬ ДОМА ГОРОСКОПЫ?

– Церковь категорически запрещает всякие гадания, вызов духов, гороскопы и прочее, считая это служением сатане, и поэтому такую литературу верующим нельзя даже брать в руки.

Никаким гаданиям, предсказаниям доверять нельзя. Потому, что часто бывает: во что человек поверил, то для него и становится реальным.

Суеверный сам соотносит события своей жизни с содержанием предсказаний и суеверий, сам выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи. Нередко этому прямо помогают темные силы.

Например, кто верит в НЛО, тому они и действительно могут явиться по действию бесовских сил.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПОДОЗРЕНИЕ, ЧТО РЕБЕНКА СГЛАЗИЛИ, КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СГЛАЗА?

– Во-первых, забыть о нем. Во-вторых, осознать, что реальные беды и скорби, посещающие людей, происходят от греховной жизни и являются действием благодати Божией, призывающей к покаянию.

В-третьих, откликнуться на этот призыв и войти в ограду Христовой Церкви с искренним желанием исцелиться от своих грехов, с намерением воспринять всем сердцем церковное вероучение и благочестие, с желанием приобщиться к благодати Таинств церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВОДИЛ РОДСТВЕННИКОВ К ЭКСТРАСЕНСАМ?

– Надо покаяться в этом грехе на Исповеди и никогда больше так не поступать.

Церковь во все века предостерегала христиан от общения с колдунами, которые в настоящее время стали именовать себя экстрасенсами, целителями и т.п.

Обратите внимание

Православный человек должен знать, что все оккультисты общаются с силами далеко не Божественными. Поэтому, обращаясь к экстрасенсу за помощью можно, поправляя (на недолгое время) физическое здоровье, повредить душе.

ГРЕШНО ЛИ ВЕРИТЬ ПРИМЕТАМ: НАПРИМЕР, ДЕНЬ НЕСЧАСТЛИВЫЙ, КОШКА ДОРОГУ ПЕРЕБЕЖАЛА, РУКА ЗАЧЕСАЛАСЬ, КТО-ТО ВСТРЕТИЛСЯ?

– Как подмена истинной веры в Бога, всякое суеверие противно второй заповеди, требующей почитания Единого истинного Бога. Суеверие богомерзко, потому что оно свидетельствует о забвении Бога, о том, что веру в Бога меняют на веру во что-то пустое, часто бессмысленное.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРИНЕСЛИ ТЕСТО, ЗАМЕШЕННОЕ В ИЕРУСАЛИМЕ, НА ГРОБЕ ГОСПОДНЕМ. НАДО ЛИ ЕГО КОМУ-ТО ПЕРЕДАВАТЬ, И КАК ВООБЩЕ К ЭТОМУ ОТНОСИТЬСЯ?

– Над Гробом Господним существует Храм Воскресения Христова, где ежедневно совершается Божественная Литургия. Тесто там не замешивают. В лучшем случае принесенная закваска могла быть освящена святой водой.

А если, как в известных «письмах счастья», при получении теста следует совет передавать его другим, а то «хуже будет», то благочестивым это назвать нельзя.

Впрочем, если есть просто желание поделиться с кем-то этой закваской, то это можно сделать.

ПРАВДА ЛИ ГОВОРЯТ, ЧТО СЛУЧАЙНО УПАВШЕЕ КОЛЬЦО ИЛИ ПОГАСШАЯ ВЕНЧАЛЬНАЯ СВЕЧА ПРЕДВЕЩАЮТ БРАЧУЮЩИМСЯ ТЯЖЕЛУЮ ЖИЗНЬ, А КТО ПЕРВЫЙ СТУПИТ НА ПОЛОТЕНЦЕ, ТОТ БУДЕТ ГЛАВЕНСТВОВАТЬ В СЕМЬЕ, ИЛИ ЧЬЯ СВЕЧА ОКАЖЕТСЯ КОРОЧЕ ПОСЛЕ ТАИНСТВА БРАКА, ТОТ РАНЬШЕ УМРЕТ?

– «Не всякому слову верь» (Сир. 19:16). На подобные случайности не надо обращать внимания, потому что при фиксировании на них внимания это может перерасти в суеверия.

Вовлечь в них выгодно врагу рода христианского – сатане, так как это отвлекает верующих от истинного Евангельского понимания жизни. Важно всегда помнить, что жизнь человека зависит от Бога и от того, как он исполняет Божии заповеди.

Все суеверия, связанные с Таинствами Церкви, происходят оттого, что люди, принимая Таинства, часто не понимают их смысла и значения.

МОЖНО ЛИ ПРОТИВОСТОЯТЬ БЕСОВСКИМ СИЛАМ?

– «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Притч. 18:11).

В этом мире нет ничего сильнее благодати Духа Святого, поэтому христианин, старающийся по возможности часто молиться, посещать храм, внимательно исповедоваться и благоговейно причащаться Святых Христовых Таин, как правило, остается недоступным воздействию бесовских сил.

Ведь людям для того и дана сила крестного знамения, различные святыни, а тем более Таинства Церкви, чтобы бесовские силы к ним не подступали. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

НАДО ЛИ БОЯТЬСЯ КОЛДУНОВ, «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВАМПИРОВ»?

– Боязнь колдунов происходит от двух причин: от маловерия и от религиозной безграмотности. Есть истинная вера, а есть суеверие. Есть страх Божий, а есть страх вражий.

Прекрасно об этом сказал Георгий Затворник, что кто демонов боится, тот имеет не страх Божий, а страх вражий, от неверия рожденный.

То есть потеря страха Божия – это отступление от истинной веры, и оно приводит или тоже к вере, но только во врага, или к страху перед диаволом.

Важно

Страх – это искушение и вражеское действие. Враг старается за счет страха держать человека в постоянном напряжении. Бояться надо только Страшного Суда, который неотвратим для каждого человека.

Господь об этом предупреждает: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

То есть настоящий страх – это страх нагрешить, страх оскорбить Бога.

МОЖНО ЛИ ЛЕЧИТЬСЯ МЕТОДАМИ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ?

– Под личиной «современной науки» или народной (традиционной или восточной) медицины часто скрываются волхвователи, то есть те же колдуны, которые практикуют целительство магическими методами.

Действие их, как правило, происходит на двух уровнях: внешнем, на котором в рекламных целях происходят видимые исцеления очевидных недугов, и внутреннем, на котором повреждаются глубинные основы души, психики, а зачастую и внутренние органы человека.

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/20-voprosov-sueverie-gadanie-sglaz/

Ссылка на основную публикацию