Свято-троицкий женский монастырь в муроме

Муромский троицкий монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Муромский Свято-Троицкий женский монастырь

Муромский женский Новодевичий монастырь во имя Троицы Живоначальной Муромской епархии

  • Адрес: Россия, 602267, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, 3а
  • Тел.: (8-49234) 2-26-48
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
  • Подворье: 602200, с. Малое Мишино Муромского р-на Владимирской области, Муромское Богородицкое подворье

Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба.

В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636 г. сохранила ее описание:

Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба…

и в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола – все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана“.

Обратите внимание

В 1642 году на месте обветшалой деревянной Троицкой церкви закладывается каменная. Через год поднялся стройный собор во имя Живоначальной Троицы.

Лета 7150 (1642) августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися…

” “Совершена же бысть сия церковь 7151 году августа 6 дня тщанием и снисканием гостинные сотни торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана, Цветнова, во славу и честь Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь“, – повествует закладной камень, сохранившийся доныне внутри храма.

В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.

В 1648 г. над Святыми воротами строится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложно шатровым завершением.

В 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители.

В 1663 году Троицкому монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича “по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами…“, – о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места.

В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей.

В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями); Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини).

В 1786 году с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора.

В 1792 г. монастырь пострадал от пожара уничтожившего все келии и деревянные кровельные связи.

В 1805 году в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда.

Важно

1807 году на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды. Через год строительство было завершено.

В 1810 г. развернулись работы по перестройке Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.

В 1865 году на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Ермакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в которую провели воду из городского бассейна. В этом же году его усердием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Марии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвратной Казанской церкви.

В 1885 году было получено разрешение возвести второй этаж над теплым Трехсвятительским приделом. К осени 1886 г. строительные работы завершились. Это была последняя церковь, построенная на территории монастыря.

В 1898 году сооружен каменный двухэтажный корпус, где 19 сентября 1899 г. открылась одноклассная женская церковно – приходская школа с уроками рукоделия. В 1902 году школа стала 2-х классной.

В 1918 г., 27 сентября по распоряжению Жилищного отдела г. Мурома три каменных корпуса заселены рабочими.

Монастырь закрыли в 1921 году.

В 1928 году Пантелеймоновский придел занят под архив. В 1930-1940 годах контроль за состоянием монастыря возлагался на музей. С 1933 г. монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собор, надвратная церковь и колокольня были приспособлены под склады.

По решению горсовета 1936 г. придел Трех Святителей и Св. Пантелеимона были разрушены. Кирпич использован для строительства школы № 16.

Совет

В 1941 году здание Троицкого собора передано артели им. Крупской под сапожную мастерсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. ремонт на территории монастыря не производился.

В послевоенные годы келейные корпуса превращены в коммунальные квартиры. В 1961-1962 годах в монастыре произведена косметическая реставрация. В 1970-х годах ансамбль Троицкого монастыря поставлен на государственную охрану как памятник республиканского значения.

15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии.

В 2002 году в монастыре был открыт пансионат для несовершеннолетних детей «Надежда», где девочки получают среднее образование.

Данные весны 2006 года: в муромской обители живут 70 сестер. С 2001 года с благословения владыки Евлогия в Свято-Троицком монастыре был открыт пансионат «Надежда» для девочек из неблагополучных семей. В настоящее время монастырский пансионат стал домом для двадцати воспитанниц в возрасте от четырех до шестнадцати лет.

Святыни

Главной святыней Троицкого монастыря является Виленский Крест. Ему посвящено известное произведение древнерусской литературы “Повесть о Виленском Кресте”. Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова.

В монастыре упокоиваются мощи святых Петра и Февронии, покровителей любви и брака.

Богослужение

Богослужения в Свято-Троицком монастыре совершаются ежедневно. Божественная Литургия начинается в 6.30, вечерняя служба – 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим. В воскресные дни Божественная Литургия начинается в 7.00, после которой перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.

Храмы и архитектурные памятники

  • Троицкий собор (1642-1643 гг.),
  • надвратная Казанская церковь (1648 г.),
  • колокольня (1652 г.),
  • настоятельский корпус (XVII-XIX вв.),
  • стены и башни (1805-1807 гг.),
  • деревянная церковь Сергия Радонежского (начало XVIII в.).

Настоятельницы

Использованные материалы

[1]  Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца // Изд-во “Правило веры”, Москва, 2001, с. 724

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5849.html

Монастыри Мурома

В Муроме в настоящее время существуют четыре монастыря, сейчас это основная достопримечательность Мурома. Я успела посетить три из них.

Свято-Троицкий женский монастырь

Троицкий женский монастырь был основан в 1643 году богатым муромским купцом Богданом Цветным на месте одноименной деревянной церкви.

Сначала в 1642 году был заложен кирпичный Троицкий собор, уникальной чертой наружной отделки которого являются поливные изразцы с разнообразными орнаментами, отсутствующие на других храмах Мурома.

Обратите внимание

Стиль, в котором создан этот собор, называется русское узорочье. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века.

Через год в 1643 году Богдан Цветной получил разрешение от епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.

В 1648 году над святыми воротами обители возводится небольшая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложношатровым завершением, а в 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика монастыря.

В XVIII веке Троицкий монастырь жил очень скромно, так как больших земельных угодий не имел, богатых пожертвований тоже не было. В 1764 году в нём проживало 15 монахинь и одна игуменья.

Монастырь дважды, в 1792 и 1805 годах, страдал от пожаров, уничтоживших все деревянные строения обители.

В 1807–1808 годах на средства вдовы Александры Дмитриевны Неймановой возводится новая кирпичная ограда, частично сохранившаяся до настоящего времени.

Существующие в настоящее время на территории Троицкого монастыря кирпичные постройки возведены в конце XIX — начале XX века. В 1898 году сооружен кирпичный двухэтажный корпус, где в 1899 году открылась одноклассная женская церковно-приходская школа с уроками рукоделия.

В 1918 году в трех кирпичных корпусах вместо монахинь поселились рабочие. В 1921 голу монастырь закрыли, его территория стала называться «рабочий городок».

Важно

В Казанской церкви разместилась трикотажная артель, внизу храма были склады, а на втором этаже поставили станки. В Троицком соборе были склады военного ведомства.

Читайте также:  Как правильно использовать свечу из иерусалима

А в послевоенных годы келейные корпуса превратили в коммунальные квартиры. Нужно отметить, кресты не сносили. Вот это мой снимок 1969 года.

В 1976 году из села Красное Меленковского района на территорию монастыря перевезли деревянную церковь, построенную в 1715 году, её планировали показывать как музейный экспонат. Это церковь Сергия Радонежского.

Главные святыни монастыря — мощи святых благоверных князей Петра и Февронии, покровителей брака и семейного благополучия, а также Виленский крест, найденный в 1657 году и почитаемый как чудотворный. Это часовня Святых Петра и Февронии.

В 1991 году ансамбль Троицкого монастыря возвращен Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимиро-Суздальской епархии.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. По преданию ее сооружение приписывают князю Константину Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, молился новым чудотворцам о даровании победы и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих, которые построили каменный храм. А в 1554 году был учрежден Благовещенский мужской монастырь.

Новая обитель пользовалась высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения. Монастырь сильно пострадал во время нашествия польско-литовского отряда Александра Лисовского в 1615 году, но был восстановлен.

Совет

В 1655 году вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили небольшой кирпичный храм, который впоследствии неоднократно перестраивался.

В 1664 году коренной перестройке подвергся обветшалый Благовещенский собор, в конце XVII столетия рядом с ним воздвигли высокую шатровую колокольню. Считают, что все работы велись на средства муромского купца Богдана Цветного, который позже принял постриг в этой обители под именем старца Тихона.

В 1811–1812 годах монастырь обнесли кирпичной оградой. Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре хранились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Богоматери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона.

Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году, монахи жили в городе, но продолжали служить в соборе. Собор закрыли в 1940 году, но в 1942 году открыли, как приходской храм. В 1945–1946 годах в нем служил вернувшийся с фронта с тяжелым ранением в позвоночник иеромонах Пимен (в миру С. М. Извеков) — будущий Патриарх Московский и всея Руси.

До 1991 года Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом города. В 1991 году указом патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

В соборе хранятся многие почитаемые списки с икон, а также мощи муромских святых и чудотворцев. Внутри Благовещенского собора заслуживает внимания единственный из сохранившихся в Муроме дореволюционный иконостас, а также резной портал в притворе собора. Росписи в притворе и храме выполнены в 1995–2013 годах.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича, погребенного в Спасском монастыре.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря. В описях Мурома 1624 и 1636–1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участие в жизни обители представителей царствующего дома.

Спасо-Преображенский собор — древнейший из сохранившихся храмов Мурома.

В 1550-60-е годы на территории монастыря возвели два других кирпичных храма — Покровский и надвратный Кирилла Белозерского. Оба полностью перестроены в XVII–XIX веках.

Обратите внимание

В декабре 1515 года на Муром напал вооруженный польско-литовский отряд А.Лисовского. Пострадал от набега и Спасский монастырь: поляки разграбили церкви, ободрали серебряные ризы с икон и драгоценные камни. Монастырь восстановили и украсили на пожертвования русских царей и местной знати.

В 1636 году территорию окружала деревянная ограда в виде частокола. Внутри стояли кирпичный пятиглавый Спасо-Преображенский собор, кирпичная теплая Покровская церковь. Над святыми вратами возвышалась кирпичная надвратная церковь Кирилла Белозерского. В монастыре проживало 28 монахов.

В конце 1680-х годов на средства митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (потомка муромского дворянского рода Чертковых) возводятся палаты настоятеля — первая кирпичная гражданская постройка Мурома,

а также уникальная единственная в городе двухэтажная Покровская церковь. Трехъярусная колокольня с восьмигранным шатром выстроена на деньги муромского купца Павла Петровича Самарина позже — в 1757 году. Была разобрана в 1929 году и восстановлена в 2002 г.

В 1807 году начали строить северную кирпичную ограду с новой надвратной церковью во имя Кирилла Белозерского, но из-за отсутствия средств к середине XIX века строительство остановилось.

В 1891 году на территории монастыря возвели кирпичный трехэтажный братский корпус. В нём проживали монахи и располагалась монастырская гостиница, а внизу, в подсобных помещениях, размещалась просфорная. В здании устроили небольшую домовую церковь, 6 марта 1911 года состоялось её освящение в честь Семи мучеников Херсонесских.

Спасский монастырь закрыли в 1918 году по обвинению в агитации против советской власти. Из Спасского собора изъяли в 1922 году все ценности, в 1925 году передали его краеведческому музею, а в 1927 году сдали в аренду 41-му стрелковому полку. В 1930-е году монастырь заняло военное ведомство и частично НКВД, доступ гражданских лиц был запрещен.

Ещё в 1990 году с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви обратилась общественность Мурома. За идею возрождения обители выступил академик Д. С.

Важно

Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Но воинская часть покинула её только весной 1995 года. Монастырь в это время был в состоянии полной разрухи.

В 2000–2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации: восстановлен главный храм обители, Покровская церковь, воздвигнута ограда и надвратная церковь Кирилла Белозерского, полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. Сейчас в братском корпусе работает Муромское православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена.

На территории монастыря воздвигнута часовня Георгия Победоносца (2002 г.),

новый надвратный храм Сергия Радонежского у спуска к Оке (2005 г.),

часовня Ксении Петербургской (2006 г.),

часовня Божией Матери «Живоносный источник» (2005 г.).

Пользуется спросом продукция монастырской пекарни. Когда мы приехали, там стояла очередь.

У монастыря большая и красивая территория, выполнено отличное благоустройство. Я слышала, что люди приходят сюда с детьми как в парк, просто погулять среди цветов, посидеть на лавочке у прудика с лотосами, посмотреть на птиц или монастырский огород.

Со смотровой площадки у спуска к Оке даже виден новый Муромский мост.

В монастыре есть еще одна часовня — костница. Она стоит на месте, где когда-то было монастырское кладбище, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати. Когда монастырь закрыли и разместили там воинскую часть, на месте кладбища построили две казармы и разместили плац.

Когда в 1998–2005 годах выполняли благоустройство территории монастыря, обнаружили многочисленные останки захоронений. Для их погребения была устроена по афонскому образцу часовня-костница.

В 2006 году в монастыре состоялось праздничное богослужение, приуроченное к 910-летию обители. Его возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В честь этого на территории установлен памятный камень.

А за оградой монастыря рядом с часовней Ксении Петербургской стоит еще один памятник святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

Свято-Воскресенский женский монастырь

Совет

Возникновение Воскресенского девичьего монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших якобы здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель.

Одно из ранних достоверных сведений о Воскресенской церкви относится к 1566 году. В XVII веке это был небольшой монастырь, где жили 16 монахинь с игуменьей. Обитель строилась и содержалась на средства семьи муромского купца Семёна Фёдоровича Черкасова. В монастыре было две деревянных церкви — Воскресенская и Введения Пресвятой Богородицы. Монахини занимались лицевым шитьем.

Разбогатев на торговле хлебом и солью, во второй половине XVII века Авраам Черкасов воздвиг кирпичные храмы (время сооружения неизвестно, между 1646 и 1678 годом). Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 года.

Читайте также:  Акафист священномученику киприану и святой мученице иустине

После его упразднения, что было связано с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующих, игумению Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями, перевели в Троицкую обитель.

На протяжении XIX — начала XX веков храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ, существовавшее с незапамятных времён.

В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 году кладбище уничтожили, а в 1950 году и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970–1980-е годы в Воскресенской церкви был спортзал с рингом.

В 1998 году храмы вернули Владимиро-Суздальской епархии, и в них вновь возродилась иноческая жизнь.

Я в этот монастырь не дошла, видела только его серые купола вдали за церковью Николы-Набережного.

Обратите внимание

В заключение могу сказать, что информацию о монастырях я брала из исторического очерка-путеводителя «Муром». Автор В. Я. Чернышев. Его я купила у автора с дарственной надписью в Троицком монастыре.

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_15827

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Адрес: площадь Крестьянина, д.3а.
Телефон: (8-49234) 2-26-48.
Как добраться: находится рядом с перекрестком улиц Коммунистическая и Ленина.

Развитие Мурома началось с местности, известной как Старое вышнее городище. Это территория, которая охватывает берег реки Ока, овраги Успенский и Базарный, часть территории Троицкого монастыря.

Первые князья Рюриковичи заложили здесь кремль и построили церковь из дерева, освященную в честь святых братьев Бориса и Глеба (XII век). Историки считают, что его основателем был князь Константин. Он оказывал всяческое покровительство церкви, которая постепенно превратилась в кафедральный собор. Первым епископом стал монах Василий.

Точно неизвестно, сколько он руководил собором, ставшим через время обычным мужским монастырем.

Краткая история Свято-Троицкого монастыря

В середине XIV века на месте бывшей деревянной церквушки князь Юрий Ярославович приказал построить новый храм, освященный в честь святой Троицы. Спустя почти 300 лет деревянную церковь заменили каменной. Во второй половине XVII века здесь основан мужской монастырь, которым руководил настоятель Тарасий Цветнов.

Вокруг православного сооружения построены церковь святой Божьей Матери Казанской, выполняющая функции надвратной, а также колокольня.
Монастырь попал под покровительство династии Романовых, подаривших обители земли, дворы, деревни. В XVIII столетии Спасо-Троицкий монастырь обустроили деревянным забором, который сгорел в пожаре в начале XIX века.

На его месте появилась каменная ограда, средства на которую выделила жительница Мурома – А. Нейманова. В середине 1860-х гг. А. Ермаков профинансировал строение часовни, возведенной из камня. В нее была проведена вода, что в значительной степени облегчило проведение служб.
После Октябрьской революции монашеский комплекс попал в немилость руководителям советской власти.

Обитель была закрыта, корпуса монахов переделаны в квартиры для рабочих. Позже на территории находилось военное ведомство, склады, городской архив. Во время войны тут работала мастерская по ремонту сапог, которая в 60-х гг. XX века была выселена. Бывшие кельи снова были превращены в квартиры.

Буквально через десять лет Троицкий монастырь признали архитектурным памятником, благодаря чему сюда перенесена небольшая деревянная церковь. Она была построена в 1715 г. и освящена в честь преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на то, что до войны обитель была мужской, в самом начале 1990-х гг. ее открыли как женскую.

При храмовом комплексе также основали детский приют, где монахи воспитывают девочек с трудной судьбой.
На территории монастыря находится подворье Пресвятой Богородицы, где в 1995 г. основали деревянную церковь Божьей Матери Муромской.

Особенности архитектуры

Главный собор монастыря еще в XVII в. вызывал удивление, поскольку его архитектура отличалась от привычной, строгой. Он имеет черты русского узорочья, которое отличается богатым декором и орнаментом.

Особенно это было применено зодчими в оформлении стен, на которых появились уникальные резные фигуры, изразцы, изображающие птиц, растения, драконов и воинов.
Храм является пятиглавым, барабаны куполов покрыты резьбой и кокошниками. В течение XVIII – XIX вв. он постоянно изменялся в сторону расширения.

Сначала значительно увеличены галерея и паперть, а позже достроен придел Божьей Матери Скорбящей (начало XIX века). При соборе святой Троицы освящены три престола – левый (св. Петра и Февронии), центральный (Троицкий), правый (в честь праведных жен Тавифы, Ульянии, Анны).

Церковь и колокольня, возведенные рядом, органично вписались в архитектуру монастырского комплекса. По своей форме они являются шатровыми, а внутри и снаружи – богато декорированы.

Монастырские святыни

После открытия Свято-Троицкий монастырь стал местом хранения мощей святых Петра и Февронии, княжеской четы, покровительнице семьи и брака. Считается, что Петр и Феврония долгие годы с достоинством преодолевали все невзгоды, устояли перед многими искушениями. За это они в XVI столетии были причислены к лику святых.

Источник: http://lions-guides.ru/Vladimir-region/Attractions-Of-Murom/Holy-Trinity-monastery

Троицкий монастырь в Муроме

Свя́то-Тро́ицкий же́нский монасты́рь — монастырь Муромской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Муроме. Известен тем, что ныне в нём сохраняются мощи святых Петра и Февронии, которые почитаются в России как покровители семьи и брака.

История

Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI—XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм.

В 1642-1643 годах «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени. В 1643 году Тарасий Цветнов просил у епископа Рязанского и Муромского разрешения на основание при соборе монастыря, и такое согласие он получил.

Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов. Cтиль, в котором создан этот собор, называется русское узорочье.

Важно

В 1648—1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня.

В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века.

Возобновление обители

Свято-Троицкий собор (1643)

Открытие Свято-Троицкого монастыря после передачи его Русской Православной Церкви состоялось в день памяти св. страстотерпцев Бориса и Глеба — 15 мая 1991 года. 22 мая 1991 года в монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель в сане игумении.

При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области).

С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых. Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

Святыни монастыря

С момента основания монастыря здесь хранился Виленский крест-мощевик — одна из первых святынь монастыря. 15 мая 1996 года к пятилетию возрождения обители, древняя монастырская святыня была возвращена обители из городского историко-художественного музея.

Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезённые из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

В монастыре также хранится посох последней перед закрытием монастыря в 1923 году игуменьи Рипсимии (Слюняевой).

Источник: https://tropki.ru/rossiya/vladimirskaya-oblast/murom/troickiy-monastyr

Троицкий монастырь (Муром)

Свято-Троицкий женский монастырь – одна из старинных православных муромских обителей, основанная в середине XVII столетия. В наши дни является действующим монастырём Муромской епархии и имеет статус объекта культурного наследия России. В обители хранятся мощи почитаемых РПЦ святых – покровителей семьи и брака Петра и Февронии.

Об истории и архитектурном ансамбле монастыря…

К середине XVII столетия в небольшом старинном городке Муроме, раскинувшемся на левом берегу Оки, уже существовали Благовещенский и Спасо-Преображенский мужские и Крестовоздвиженский женский монастыри и несколько православных храмов, но купец московской гостиной сотни и почётный житель Мурома Тарасий Борисович Цветнов, занимавшийся продажей лакокрасочных и других химических веществ, решил выстроить ещё одну церковь, посвятив её Святой Троице. 

Интересно, что на возвышенности, выбранной купцом для нового храма, в древности располагалась, как указано в летописном церковном источнике XVI века «Повесть о водворении христианства в Муроме», княжеская резиденция на «старом вышнем (высоком) городище», включавшая в себя, помимо дворца князя Константина Святославича Муромского, кстати, известного только по житию, и хозяйственных построек, деревянный соборный храм в честь первых канонизированных церковью святых – князей Бориса и Глеба. Видимо, со временем Борисоглебский собор обветшал и был разобран, а позднее на его месте появилась деревянная Свято-Троицкая церковь. Точно неизвестно, существовал ли этот храм в середине XVII столетия или к тому времени был за ветхостью разобран и о нём сохранились только воспоминания, но благодаря купцу Тарасию Цветнову он в 1642–1643 годах вновь был отстроен – уже в камне. Великолепный по своему декору трёхпрестольный пятиглавый красавец-храм с коваными золочёными крестами на яблочках стал не только украшением обители, но и первым храмом Мурома, выстроенном в стиле «русское узорочье». Фасады четверика храма, с южной и западной стороны окружённые папертью, с восточной – трёхчастной апсидой, с северной – приделом, неизвестный зодчий украсил белокаменным пояском, кокошниками, оконные проёмы – висячими полуколонками, детали карнизов – поливными изразцами, архистрав – плитками цветных изразцов с изображёнными на них драконами, орлами, геометрическими и растительными орнаментами. Строительством Свято-Троицкий церкви купец не ограничился – сразу после её освящения в 1643 году он подал прошение на имя архиепископа Рязанского и Муромского Моисея об основании при новом храме православной женской обители, на что и было получено великое архиепископское благословение. Тарасий Цветнов не только пожертвовал новой обители находящиеся в непосредственной близости к храму и принадлежавшие ему земли, но и на свои средства купил близлежащие земельные наделы, а новому храму подарил серебряную богослужебную утварь, серебряный с позолотой оклад Евангелия и напрестольный крест, богато украшенный жемчугом и драгоценными камнями. В 1648 году архитектурный ансамбль монастыря пополнился шатровой надвратной Казанской церковью, в 1652 году – многоярусной колокольней, спустя время – корпусами иноческих и настоятельских келий и хозяйственными строениями, а весь комплекс был опоясан деревянной оградой. Надвратная церковь с колокольней дополнила монастырский ансамбль. Миниатюрный и изящный Казанский храм, выстроенный по типу «восьмерик на четверике», зодчий установил на основание Святых ворот, его южный фасад украсил спаренными колонками, узкие окна обрамил полуколонками, над оконными проёмами поместил декоративные вставки-клейма, карниз украсил рядом изразцов, а основание и верхнюю часть восьмерика – кокошниками. Каждую грань восьмерика архитектор декорировал разноцветными изразцовыми плитками, а верх шатра – небольшой луковичной главкой.Не уступает Казанской церкви в красоте и изяществе колокольня. Три её четверика, поставленные друг на друга, мастер разделил поясами карнизов, углы декорировал пилястрами и полуколонками, фасады – резными балясинами с розетками и углублёнными нишами с керамическими вставками. Восьмерик колокольни зодчий выполнил в виде восьми высоких арочных проёмов с полуколонками и балясинами, шатёр украсил такой же луковичной главкой, что и на Казанской церкви. 

Читайте также:  Доказательства христианской веры

На протяжении всей истории своего существования Свято-Троицкому монастырю всегда благоволили государи. Например, когда в 1663 году к царю Алексею Михайловичу обратилась настоятельница обители игуменья Акилина с прошением передать в бессрочное владение расположенные рядом с монастырём бобыльские дворы и освободить обитель от уплаты податей за них, то ей была дана на это соответствующая царская грамота.

К середине XVIII столетия Свято-Троицкий монастырь был довольно благоустроенным, в нём подвизались 15 инокинь во главе с игуменьей, а после секуляризационной реформы Екатерины II в него были переведены 19 монахинь и настоятельницы из трёх упразднённых женских обителей – Введенской в Вязниках (сейчас – город Вязники Владимирской области), Входоиерусалимской пустыни в Арефино (сейчас – село Арефино Вачского района Нижегородской области) и Воскресенской в Муроме. 

Благоустройство монастырского комплекса велось и в XVIII, и в XIX столетиях. Так, в 1786 году были перестроены галерея и паперть Троицкого собора, а в 1810 году к нему пристроен новый Всехскорбященский и благоустроен Трёхсвятительский приделы. В 1792 и 1805 годах Муром пострадал от масштабных пожаров, в результате которых выгорел практически весь город.

Не обошёл огонь и Свято-Троицкий монастырь – его здания лишились деревянных кровельных перекрытий, полностью сгорела деревянная ограда, паперти и иноческие кельи.

 Уже в 1800 году кельи насельниц и паперти были выстроены в камне, а 1807 году на средства одной из состоятельных жительниц города – вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой – взамен сгоревшей была устроена каменная ограда с изящными шатровыми башенками.

Стоит отметить, что эта благодетельница долгое время была инокиней обители, а в 1817 году была назначена настоятельницей монастыря, подвизавшись в этом чине до 1820 года. В 1809 году заменена железной черепичная кровля на главах Троицкого собора, к 1833 году устроены новые ризы на местные иконы и заменён на белокаменный кирпичный пол собора.

 В 1865 году на территории обители была выстроена каменная надкладезная часовня, вода для которой поставлялась по водопроводу из городского бассейна, а также были позолочены главы на Троицком соборе, надвратной Казанской церкви и колокольне.

Совет

Личные средства для проведения таких масштабных работ выделили лично городской голова Мурома Алексей Васильевич Ермаков и его супруга Мария Ефимовна.

 В 1882 году был выстроен в камне настоятельский корпус и здание просфорной, в 1885–1886 годах над Трёхсвятительским приделом Троицкого собора был выстроен второй ярус, а в 1898 году архитектурный ансамбль монастыря пополнил двухэтажный каменный корпус одноклассной женской церковно-приходской школы, в 1902 году сделанной двухклассной.

В этой школе девочки обучались не только грамоте, но и рукоделию. После 1917 года для обители наступили трудные времена. Уже в 1918 году в монастырских корпусах были устроены квартиры для рабочих, а в 1921 (по другим данным – в 1923) году обитель была закрыта, её храмы разграблены и с их глав сброшены кресты.

 В 1928 году в Пантелеймоновском приделе бывшего Троицкого собора обосновался архив, а с начала 1930-х годов здания монастырского комплекса были переданы военному ведомству, разместившему в соборе, надвратной Казанской церкви и колокольне склады.

В 1936 году Пантелеймоновский и Трехсвятительский приделы были разрушены, причём кирпич впоследствии был использован для строительства городской общеобразовательной школы № 16, а в 1941 году здание самого Троицкого собора было отдано сапожной артели с условием проведения в нём ремонтных работ. Естественно, сапожная артель никаких работ не проводила и так бы здание собора со временем и разрушилось, если бы в 1970-х годах монастырский ансамбль не был взят на государственный учёт и охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Правда, в 1961–1962 годах в зданиях упразднённой обители были проведены небольшие реставрационные работы, но их было недостаточно, да и келейный и настоятельский корпуса уже были перестроены под коммунальные квартиры, поэтому присвоение Свято-Троицкому монастырю статуса памятника архитектуры было очень кстати. 

В 1975 году территория обители украсилась уникальным памятником русского деревянного зодчества XVII столетия – храмом Сергия Радонежского, перевезённым в Муром из одного из сёл Меленковского района Владимирской области. 

Обитель в наши дни

15 мая 1991 года для Свято-Троицкого женского монастыря стало самым светлым днём в его истории – обитель была передана Русской Православной Церкви и началось её постепенное возрождение. Уже спустя неделю после передачи комплекса РПЦ в обитель приехала его новая настоятельница – игуменья Тавифа (Горланова), управлявшая ею более 25 лет и преставившаяся в августе 2016 года. Именно в годы её настоятельства монастырь полностью возродился и в настоящее время является самой благоустроенной муромской обителью. С 2001 года при монастыре действует пансионат «Надежда», в котором проживают и получают среднее образование несовершеннолетние девочки. Попечительствуют насельницы над тюрьмами, колонией для несовершеннолетних, воинской частью и городским обществом инвалидов-колясочников. 

К обители приписаны подворья: Крестовоздвиженское (г. Муром), Богородицкое (с. Мишино Муромского района) и Богородицкое (Камешковский район). 

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно, а в воскресные дни совершается Божественная литургия и водосвятный молебен у гробницы с мощами Петра и Февронии. 

Святыни обители

Главными святынями обители являются мощи святых Петра и Февронии, до 1921 года находившиеся в городском Богородице-Рождественском соборе, после закрытия которого хранившиеся в Муромском историко-художественном музее до сентября 1992 года.

 

Особо почитается верующими Виленский восьмиконечный крест с частичками мощей многих святых, появившийся в обители сразу после её основания и считающийся одной из самых первых святынь обители.

Обратите внимание

Об этой святыне купцом – основателем обители Тарасием Цветновым в конце XVII века написана «Повесть о Виленском кресте», являющаяся одним из произведений русской церковной литературы. 

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/troickii-monastir-myrom

Ссылка на основную публикацию