Свято-троицкий серафимо-дивеевский женский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

Монастырь был основан во второй половине XVIII в. прп. Александрой Дивеевской (Агафьей Семеновной Мельгуновой), поселившейся ок. 1760 г. в деревне недалеко от Дивеева.

Ее усердием в 1773-1780 гг. в Дивееве была сооружена каменная Казанская церковь, при которой была устроена Казанская женская община, существовавшая под духовным руководством старцев близлежащей Саровской пустыни.

9/22 декабря 1826 г. по благословению прп. Серафима Саровского рядом с Казанской была устроена Мельничная община. В 1842 г., через девять лет после преставления прп. Серафима, они были объединены в Серафимо-Дивеевскую общину.

Обратите внимание

В январе 1861 г. указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904).

За годы управления игумении Марии обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. В начале XX в.

в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало более полутора тысяч насельниц. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского  Назария (Кириллова), «обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя».

19 июля / 1 августа 1903 г. в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых прп. Серафима Саровского. 20 июля / 2 августа Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами царской фамилии.

После смерти игумении Марии в 1904 г. в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская), ставшая последней настоятельницей перед закрытием обители.

После революции в 1919 г. монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие. В сентябре 1927 г. монастырь был закрыт, в 1937 г. была закрыта Казанская церковь. В годы советской власти многие монастырские здания и святыни были разрушены.

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.

Важно

17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

***

В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой).

В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

14 апреля 2008 г. учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря.

Храмы

  • Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.
  • Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий).  В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских.
  • Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских.
  • Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы.
  • Домовая церковь св. равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г.
  • Трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г.

Скиты

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча,  Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др.

Святыни

Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Святые источники

Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

***

Настоятельница — игумения Сергия (Конкова). 

Страна:РоссияАдрес:607320, Нижегородская область, Дивеевский р-он, с. ДивеевоТелефон:+7 (83134) 4-34-45 (паломнический центр)Web-сайт:http://4udel.nne.ruE-mail:diveevo.pochtovik@yandex.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4710754.html

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Храмы в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы

1828 — 1830 гг.

25 ноября 1825 года Царица Небесная явилась преподобному Серафиму в Саровском лесу и повелела основать в селе Дивеево новую общину — для девиц.

Место указала на востоке, напротив алтаря Казанской церкви и приказала соорудить для этой обители двухпрестольную церковь — «в честь Рождества Сына Моего и Моего Рождества», — приложив новый храм к паперти Казанской церкви на месте Своего явления матушке Александре.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записано: «Зиждителем церкви, с благословения батюшки Серафима, был Михаил Васильевич Мантуров, муж богобоязненный и боголюбивый, весь горевший к Царице Небесной любовию.

Исцелив его от смертельной болезни, в отблагодарение за то Богу, приказал ему батюшка, взяв на себя самопроизвольную нищету, продать все имение свое и на полученные за то деньги выстроить церковь для мельнично-девической общины.

Тут же и занялся этим делом Михаил Васильевич».

Церковь Рождества Христова создавалась на средства человека, принявшего на себя добровольно подвиг нищеты. Отцу Серафиму предлагали несколько раз выстроить сестрам храм, но он отвергал приносимые деньги как «нечистые и не угодные Царице Небесной».

Проект первой монастырской церкви был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево.

Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму.

Совет

После беседы с ним батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: «Слушайся его во всем; у него ум светлый!»

Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось.

Преподобный Серафима советовал освящение Рождественской церкви провести в день Преображения Господня и говорил, что если церковь не будет освящена в этот день, то так и останется не освященною вплоть до будущего года и опять же до праздника Преображения Господня, в который должна она быть освящена, потому что Господу так угодно.

6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Освящение совершил настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, первый уставщик епархии, архимандрит Иоаким, составивший на этот случай специальную службу.

Батюшка Серафим прислал для Рождественского храма иконы и церковные облачения, по его указанию из Москвы привезли священные сосуды, на Нижегородской ярмарке приобрели колокола.

Звонница из одиннадцати колоколов была устроена в углублении стены паперти.

Одна из серафимовских старец, монахиня Капитолина, говорила: «Колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе как подымется этот сладкий серебряный звон их».

Двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах; небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления.

Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В.

Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: „Сына Моего почтил, а Меня позабыл!“ Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: „Четыре столба — ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая“». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены.

Обратите внимание

Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил тот же настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры.

В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие.

Храм Рождества Христова был холодным, а храм Рождества Богородицы — теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра.

После закрытия монастыря в церкви Рождества Христова размещалась сберкасса, в храме Рождества Богородицы — склад. Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года, верхнего — 1 июня 1993 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

По заповеди прп. Серафима в церкви Рождества Христова постоянно горит восковая свеча перед образом Спасителя, в церкви Рождества Богородицы — лампада у храмовой иконы Рождества Богородицы и сестрами читается неусыпаемая Псалтирь.

Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Несмотря на то, что Рождественские храмы построены в стиле классицизма, они вместе с Казанской церковью, построенной в стиле русского барокко, создают впечатление целостного сооружения.

В 2008 году к Рождественским храмам были пристроены приделы с южной и северной сторон.

Верхние освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии; нижние — в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников.

Важно

В алтарях нижних приделов под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, устроены могилы Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского.

В алтаре церкви Рождества Христова сохранилась фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов, но современные росписи выполнены московским художником Дмитрием Трофимовым в ином — каноническом — стиле.

Храм Рождества Богородицы расписан московским художником Константином Охотиным фресками, посвященными земной жизни Пресвятой Богородицы и истории Дивеевской обители.

Приделы расписаны художниками нижегородской мастерской «Ковчег».

До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-troitskiy-serafimo-diveevskiy-zhenskiy-monastyr/

Нижегородская Митрополия

Храмы монастыря

Троицкий собор Спасо-Преображенский собор Казанская церковь Домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса Трапезный храм во имя святого Александра Невского

Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Скиты монастыря

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в селе Канерга, Кутузовский скит, Никольский скит в селе Автодеево, Понетаевский скит, Свято–Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском районе и другие

Святыни монастыря

Святая Канавка Царицы Небесной Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Святые мощи преподобного Серафима Саровского Вещи преподобного Серафима Саровского Святые мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены Святые мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии

Читайте также:  Поминовение усопших воинов - 9 мая 2019 года

Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой)

История монастыря

Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу.

В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее благословение основать новую обитель.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка.

Совет

После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли.

Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий.

Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы.

Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом.

Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью.

Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Обратите внимание

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отец Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50.

Строгий устав, скудная пища, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы).

Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной.

Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами.

Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

Важно

После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.

), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.

Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно.

Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы.

В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающая ей весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон. К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

Совет

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия.

В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято.

Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.

Но, несмотря на трудности, обитель до закрытия в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти тяжелые годы к святыням Дивеева.

В 1927 году на праздник Рождества Богородицы обитель была упразднена. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову (многие святыни были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году).

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия, в 1937 году, ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря.

В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.

Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

Обратите внимание

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.

17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах.

В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.

В 2004 году состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре подвизаются более 400 сестер.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Монастырь занимается широкой просветительской деятельностью. Ежегодно Дивеевскую обитель посещает несколько сот тысяч паломников. Для них организуются экскурсии по монастырю.

В 1996 году при монастыре создана православная школа.

Адрес: НОУ «Дивеевская общеобразовательная монастырская православная средняя школа» 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, ул. Полевая, дом 15

Телефон: (83134) 4-25-99.

Директор: инокиня Наталья (Лялюшко)

Важно

Совместно с Саровским благочинием работает воскресный лекторий для жителей села Дивеево и паломников.

В 20010 году был создан информационный центр с библиотекой для жителей села Дивеево и паломников.

Социальное служение

Для паломников, прибывающих в монастырь, организовано двухразовое бесплатное питание и проживание в монастырских гостиницах в Дивееве или в скитах — Никольском, Знаменском, Покровском.

Монастырь оказывает помощь малообеспеченным жителям села Дивеево и неимущим паломникам — продуктами, вещами, а также материальную (для приобретения дров, одежды, на оплату лекарств и лечения), бесплатную медицинскую помощь постоянным и временным трудникам монастыря и паломникам.

При необходимости монастырь обеспечивает питанием заключенным в следственном изоляторе Дивеевского РОВД. Кроме того, монастырь отправляет посылки, бандероли и заказные письма в места заключения и неимущим с духовной литературой, дивеевскими сувенирами, средствами личной гигиены и канцтоварами.

По просьбе заключенных такие же посылки отправляютсядля их родных.

Обитель духовно окормляет воинские части и соединения, расположенные вблизи монастыря — Сатисскую бригаду МЧС, Саровскую дивизию внутренних войск МВД РФ, Арзамасский гарнизон. Сестры монастыря оказывают попечение медицинским учреждениям, детским домам и интернатам, в том числе находящимся далеко за пределами Нижегородской области.

Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево ул. Советская, 11

Телефоны: 8 (3134) 3–00–15 8 (83134) 4-20-10 — почтовая канцелярия (информация о требах)

Источник: http://nne.ru/objects/svyato-troitskij-serafimo-diveevskij-zhenskij-monastyr/

Дивеевский монастырь

Адрес обители: Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с.Дивеево. Координаты: Latitude: 55.0399 и Longitude: 43.2463 Телефоны: монастырской канцелярии 8(83134)30015 и паломнического центра 8(83134)43445. Центр – здание в два этажа напротив западных ворот рядом с Казанским собором. В нем можно получить консультацию по поводу ночлега, питания и др. вопросам.

Читайте также:  Беседы с детьми о монашестве и монахах

Село Дивеево, расположенное в южной части Нижегородской области, уже два столетия остается местом паломничества для множества людей. Их цель – посещение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, одного из четырех мест, находящихся под особым покровительством Пресвятой Богородицы.

Считается, что каждый день она осеняет обитель своим присутствием и ночь, проведенная в ней, подарит благословение Божьей Матери.

Как добраться до Дивеево

На автомобиле из Москвы: – М-7 по направлению на Владимир, через Муром, Навашино и Кулебаки. Расстояние около 500км. – М-7 через Владимир на Нижний Новгород, далее через г. Арзамас (весь путь почти 600км).

На поезде: 

– из Москвы (Казанский вокзал) до ст.Арзамас-2. Поезда ежедневные. – до Арзамас-2 идут поезда из разных городов, от Казани до Улан-Уде. Междугородние автобусы или поезд до Нижнего Новгорода. Далее 180 км рейсовыми автобусами от городского автовокзала (ул. Лядова, тел. справочной 8831433-55-98) до с.Дивеево. Расписание автобуса: понедельник-пятница 6.30, 14.25, 15.25. Суббота-воскресенье 7.00, 14.25, 15.25. Автобусом или поездом до Арзамаса (ст. Арзамас-2), далее 65 км рейсовым автобусом от автовокзала (тел. 8314741814) с 5.30 до 17.30. Можно воспользоваться такси или вечерним монастырским автобусом, прибывающим на ж/д вокзал Арзамас-2 в 20.30. От вокзала Арзамас-1 прямых маршрутов в Дивеево нет. Не стоит включать в свой маршрут Саров, самый близкий из городов остается закрытым.

От некоторых храмов в разных городах несколько раз в год отправляются организованные группы паломников, к которым можно присоединиться.

Где остановиться

В этом выбор путешественника ограничен только финансовыми возможностями – от съема комнаты в частном секторе села и монастырской гостиницы до номеров отелей (примерно от 2тыс.руб.) и гостевых домов (1500-3000), которых много в Дивеево.

Аренда дома или просторных апартаментов обойдется в несколько раз дороже. В недалеко расположенной “Дивеевской слободе” (гостиничном комплексе) кроме проживания с питанием предлагают баню, бильярд и охраняемую парковку. Комплекс составляют стилизованные под старину красивые бревенчатые дома.

Предложения о сдаче недорогого жилья можно посмотреть на ВК, группа “Дивное Дивеево”.

Совет

Чтобы попасть в монастырскую гостиницу следует заранее обратиться в монастырский паломнический центр. Пребывание в ней и питание оплачивается трудом – так называемым послушанием.

Паломники-трудники выполняют порученную работу, от помощи на кухне, в коренном цеху (чистка овощей), в трапезных до уборки храмов, территории, ухода за садом и Святой Канавкой.

Многих привлекает возможность оказать посильную помощь обители.

Дивеевский “общепит”

В селе несложно выбрать заведение с подходящим меню для разных вкусов и бюджета. Наибольшее разнообразие ждет посетителей ресторана и кафе в “Дивеевской слободе”. В “Охотничьем домике” подают запеченных кур, поросят и даже баранов, целиком зажаренных на вертеле.

Есть там и традиционные шашлыки. В ресторане “Малиновый звон” и “Раздолье” имеется отдельное детское меню, специально для маленьких гостей. Цены там не ниже столичных. В “Пельменной” специализируются на традиционных блюдах русской домашней кухни.

Кроме обязательных вареников и пельменей разных сортов можно заказать супы, разные блюда из рыбы и мяса. Есть в меню много постных блюд. В гостевых домах постояльцам предлагаются завтраки, а по желанию и трехразовое питание.

В некоторых есть общая кухня, где можно приготовить что-то “на скорую руку”, закупив продукты в сельском «Магните» и на рынке.

В кафе, блинной и чайной, расположенных в обители, меню более скромное, да и посетителей всегда много.

Полезные советы

Дресс-код Вход на территорию монастыря разрешен только в строгой одежде (для женщин платок, длинная юбка, для мужчин – брюки, рубашка). Декольте, шорты, мини-юбки не допускаются, женщины в брюках тоже. Если в вашем багаже не оказалось подходящих вещей, то их можно приобрести в лавках у монастыря. Для маленьких девочек исключений не делают, платок обязателен.

Разрешение на фотосъемку

Его можно получить в паломническом центре и в самом монастыре (свечная лавка, где записывают требы). Там же выдают талоны на бесплатный обед в трапезной.

Послушание

Если в монастыре к вам обратились с просьбой выполнить поручение, а по каким-то причинам вы к этому не готовы, то отказ будет принят абсолютно нормально. Любая помощь в работе принимается с благодарностью. Считается, что за труды на благо монастыря преподобный Серафим обязательно вознаграждает.

Парковка

Она имеется рядом с монастырем. Если на стоянке не оказалось свободных мест, можно оставить автомобиль рядом с ближайшими домами. Их жители оказывают такую услугу за скромное вознаграждение.

Из истории обители

Небольшое село, появившееся в середине VI века, своим названием обязано мурзе Дивею, своему первому хозяину. Эти земли были пожалованием Ивана Грозного и дополняли княжеский титул. Через них проходили пути паломников, шедших к святым местам. Через два столетия в селении выстроят небольшую бревенчатую церковь (Св.

Николая Чудотворца), место посещаемое странниками. Обитель будет основана позже, примерно в 1760 годах овдовевшей помещицей Агафьей Семеновной Мельгуновой. Кончина супруга оттолкнет ее от мирских радостей и приведет к принятию пострига.

Монахиня Александра соберет оставленное ей имущество, чтобы заложить в Дивеево церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Один из приделов храма был освящен во имя первомученика архидьякона Стефана, другой – Николая Чудотворца. Сохранились слова Серафима Саровского предрекавшего храму великую судьбу.

Обратите внимание

Помещица Жданова пожертвует обширный участок рядом с церковью для строительства обители. Маленькая монашеская община сначала состояла из матушки Александры и всего четырех послушниц.Она получила название в честь Казанской Божьей Матери. Монахини соблюдали всю строгость Саровского устава.

Через несколько лет Серафим Саровский даст свое благословение на создание Мельничной общины. Через 16 лет их объединят в Серафимо-Дивеевскую общину. Монастырский статус будет дан в 1861 году, руководство доверено матушке Марии (Е.А.Ушаковой). Монастырь процветал и в 1917 году в нем постоянно жили почти 1500 послушниц и более 260 монахинь.

Но начавшаяся революция едва не уничтожила обитель – через два года на территории организуют трудовую артель. Но монастырь просуществует до 1927 года. Знаменитую на всю Россию Казанскую церковь закроют спустя десять лет.

Вернуться к жизни Свято-Дивеевскому монастырю удастся лишь в конце восьмидесятых годов. Еще одно важное событие произойдет летом 1991 – перенесение мощей Серафима Саровского долгое время считавшихся утраченными.

Святые места Дивеевской обители

Первым обычно называют один из двух соборов – Троицы Живоначальной
Его строительство было начато в 1848, закончено в 1875 году. Автором проекта храма был А.И. Резанов, ученик создателя русско-византийского стиля храмового зодчества К.А.Тона.

Хотя собор закладывали после кончины преподобного, но сбылось его предсказание, сделанное монахиням о грандиозности и великолепии будущего храма. Он превзошел Саровскую обитель. Колокольню из пяти ярусов пристроили позже (конец XIX – начало XX вв.).  Паломники стремятся побывать там из-за раки с мощами Св.

Серафима Саровского. К ним всегда стоит очередь, особенно длинная в праздничные дни и по выходным.
Приложиться к святым мощам: как правильно
Нужно подойти к раке, сделать два поклона перекрестившись, затем приложиться и, поклонившись, отойти.

Принесенные для освящения на мощах иконы, а так же четки, крестики, пояса “Живый в помощи” передаются стоящей рядом монахине. Она прикладывает их к раке.

Спасо-Преображенский собор
Он был построен позже, уже в 1916 году. Бурные события тех лет не позволили освятить новый храм, в нем не проводилось богослужений. Его использовали сначала как стрелковый тир, затем гараж и склад.

Прекрасное здание постепенно ветшало, пока не было передано обители. Освящение состоялось только в начале девяностых годов. С того времени это действующий храм, в котором можно побывать на службе.

В нем сохраняются два ковчега с мощами (блаженной Паши (Параскевы) Саровской и преподобной Марфы Дивеевской).

Важно

Казанская Какими величественными не казались бы соборы, но история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря началась со скромной церкви иконы Казанской Божьей матери.

В 1773-1779 годах шло строительство большого трехпрестольного храма заменившего маленькую деревянную церковь. Один из его пределов был зимним, два других – летними. За ходом работ присматривала и первая настоятельница – матушка Александра.

Именно ей удалось тогда выкопать первый из источников.

Преподобный Серафим благословил пристройку еще двух церквей (Рождества Богородицы и Рождества Христова) при храме. В церкви Рождества Христова, освященной вновь уже в 1991, можно видеть старинные фрески, прекрасно сохранившиеся до нашего времени.

Святая Канавка Уникальной святыней Дивеевского монастыря считают Святую Канавку, вырытую монахинями по завету преподобного Серафима. Он открыл свое видение в ноябре 1823 года – Богородица указала ему место для будущего монастыря. Обитель должна быть обязательно окружена земляным валом, канавой и насыпать его должны монахини.

Закончить долгую работу удалось перед смертью старца в 1833. Канавка, проложенная по пути Пресвятой Богородицы, обегала обитель, очерчивая семиугольник и как бы отделяя его от мирской суеты.

Но через несколько лет после кончины преподобного отношение к Канавке стало почти пренебрежительным – перестали поддерживать в чистоте, ходили и ездили через нее, часть строений возводилось снаружи. Только через двадцать лет вспомнили о словах и заветах Святого Серафима, и Канавка была очищена. Ежевечерне по ней проходили молящиеся сестры.

А слава о необыкновенном месте разошлась по стране. Даже растущая тут трава считалась чудотворной, исцеляющей хвори. Осень1927 года стала роковой для святой обители – монахинь вышлют по поселениям и лагерям, а здания займут под разные цели. После закрытия монастыря Канавка была засыпана, через нее были проложены трубы коммуникаций.

Восстанавливать ее первозданный вид начали лишь летом 1997 года. Благоустройство завершилось к июлю 2006 года. Сегодня, как и столетия назад, люди проходят по Канавке, читая сто пятьдесят раз молитву “Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою..”. По преданию, просьба молящегося обязательно будет услышана.

Совет

В церковной лавке продается “Богородичное правило” – небольшая книжечка с этой молитвой.

Пустынька Блаженной Параскевы (Паши) Саровской Дом, превращенный в музей – одно их мест, посетить которые интересно любителям отечественной истории. Блаженная Паша (мирское имя Ирина Ивановна) вела отшельническую жизнь, погрузившись в молитвы и благочестивые труды на благо обители.

Родившаяся в крестьянской семье и много пережившая, она получила благословение старца Серафима и прожила сначала в вырытой ею пещере, а затем в маленьком домике-келье в Дивеево более 30 лет. Ей приписывали необычную способность предвидеть будущее. Могилу блаженной Параскевы можно увидеть у Троицкого собора.

Музей совсем небольшой, всего три маленьких зала. Один из них полностью посвящен жизни Серафима Саровского. Кроме сохранившихся старых фото и документов тут хранится вышитый руками последней российской царицы Александры Федоровны покров. Этот дар предназначался для украшения ковчега с мощами святого.

Здесь же посетители увидят точно воссозданный фрагмент кельи преподобного. Мебель в ней некогда сделана самим старцем. Другой зал оформлен так, как было при его блаженной хозяйке – со всей обстановкой, куклами, столом с чайным прибором и собранием старинных икон.

В третьем коллекция монашеской одежды, праздничный наряд Прасковьи Ивановны, портреты, фотографии и много личных вещей игумений – основательниц монастыря и его попечителей. В пустыньке монахини читают неусыпаемую Псалтирь, как это было до революции.

Источник: http://lions-guides.ru/Nizhny-Novgorod-region/article/Diveevo-monastery

Дивеевский монастырь

Так, наверное, сложилось исторически, что дивеевская земля считается особой, святой землей.  Ее выбрала Царица Небесная в последний Четвертый Свой Удел.  Нужно отметить, что начало четвертого Жребия Богородицы было положено в городе Киеве. Это произошло в 1758 году.

Сегодня Серафимо Дивеевский женский монастырь является одним из самых почитаемых храмов. Сюда едут паломники со всего мира, чтобы почитать молитвы и преклонится перед иконами, святых, которые находятся в храме.

История Дивеевского монастыря

В летописи Серафимо Дивеевского монастыря собрана вся история существования храма, с момента его создания. Там указано, что в 1760 году вдова полковника Агафья Семенова ехала из Киева в Саров. Проезжая село Дивеево женщина решила остановится отдохнуть. Местом остановки она выбрала местную церковь.

Читайте также:  Православные молитвы для очищения дома

Здесь во время сна к Агафье явилась Богородица. Она ей указала на то, чтобы женщина осталась в селе Дивеево навсегда и при этом построила каменную церковь, при которой будет основана женская община.  По Библии именно тут в Дивеево Небесная Царица решила обустроить свой последний жребий, после Афона, Киева и Иверии.

В то время село было похоже не на населенный пункт, а на рабочий поселок. На территории посёлка не было духовной атмосферы, поэтому Агафья сначала вместе со своей дочерью поселилась рядом возле поселка. Спустя некоторое время дочь Агафьи сильно заболела и умерла.  Но несмотря на все свои переживания, женщина решила все же выполнить обет и приступила к строительству церкви.

Для этого, она принимает решение поехать на родину и продать все свое имущество. А на вырученные деньги от продажи построить храм. Он был построен в честь Казанской Божьей Матери.  После того как строительство было завершено, Агафья занялась обустройством общины. Но для этого нужно было где-то выделить землю.

Обратите внимание

Подходящий участок очень долго не могли найти, но в 1780 году произошло чудо – Дивеевский помещик Жданов принести землю, которая находилась рядом с церковью в жертву для женского монастыря.

  На ней по благословению Владимирского епархиального начальства Агафья построила три кельи и огородила их забором.  В одной она жила сама, в другой жили послушница, а в третья предназначалась для встречи гостей.  Агафья часто бывала в церкви и брала совет у священнослужителей.

Она делала достаточно большие вклады в строительство Успенского собора в Саровском монастыре.

Отец монастыря Пахомий взял над сестрами духовное руководство и согласился их вновь обретенную общину обеспечивать питанием из монастыря. Сестры ж в свою очередь занимались рукоделием и шили монахам одежду.  Вскоре Агафья тяжело заболела. В 55 лет она умерла.

Нужно отметить, что первое упоминание о Дивеевском монастыре Серафима Саровского было в 1808 году. Когда настоятельницей монастыря стала Анастасия Кирилловна, требования к монахиням тали намного строже. Она стремилась к строгому образу жизни. Она придерживалась строгого устава монастыря, и то же самое требовала от других его жителей.

Спустя некоторое время Серафим Саровский обратился с просьбой к Ксении о том, чтобы она немного смягчила устав для обителей Свято Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря. Но несмотря на просьбы Серафима Ксения ему отказала. После чего к нему во сне явилась Богородица и указала на то, что должна быть создана новая обитель. Причем она также указала на сестер, которые должны в нее перейти.

Так и случилось. С тех пор в селе существовало две женские общины. Причем обе находились под строгим контролем полицейских. Наблюдение за ними велось по той причине, сто ни одна из общин не была официально зарегистрированной. Официально их зарегистрировали только в 1839 году.

А в 1942 году они были объединены в одну общину и стали называться «Свято Троицкий Серафимо Дивеевский Женский монастырь».

Святые Серафимо Дивеевского монастыря

В монастыре находится большое количество святых. Но одним из самых почитаемых святых, к которому съезжаются паломники со всего мира являться мощи Серафима святого. О чудесах, которые произошли после преклонения и молитвы им рассказывают достаточно много людей.

Одной из историй поделилась женщина из Самары, которая после посещения Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря излечилась.  Однажды женщина стала себя плохо чувствовать.

У нее начала неметь левая нога, а спустя некоторое время онемела полностью левая половина тела.  Врачи после проведения ряда обследований и результатов МРТ обнаружили несколько межпозвоночных грыж.

Врачи сразу предупредили женщину, что нужно будет делать операцию.

Важно

Но существует огромный риск. Если будет задет нерв, то она останется лежачей до конца своих мирских дней. Несмотря на сильные боли в спине женщина решила поехать в паломнических тур в Дивеево. Очередь к мощам святого была не сильно большая. После вечернего богослужения у мощей святого Серафима, один из священников мотыжкой батюшки легко постукивал по больным местам прихожан.

Женщина подошла к священнику и сказала, что она не хочет операции на спине и рассказала свою историю. Он крестообразно постучал по ее больной спине. По непонятным причинам ей не хотелось уходить из церкви, и она решила еще раз пойти и приклонится к мощам.  Дорога домой по словам женщины была легкой.

Дома и на работе все удивились от того, что ей после поездки стало намного легче. А больше всех удивились врачи. Ведь от болезни не было и следа.

Нужно отметить, что иконе Серафима Саровского люди молятся о:

  • здравии,
  • исцелении от тяжких недугов,
  • решении бытовых проблем,
  • умножении любви,
  • укреплении веры.

Нужно также сказать о том, что молитвы к чудотворцу имели невероятное действие исцеления не только после смерти старца, но и при его жизни.

Обязательно к прочтению:  Православие – есть ли душа у животных

Текст молитвы святому Серафиму:

Где находится Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь Серафима Саровского расположился на юге Нижегородской области. Как видно с самого названия он находится в селе Дивеево, что находится на берегу реки Вичкинзы.  Для того, чтобы доехать до монастыря необходимо будет преодолеть небольшой путь и сделать несколько пересадок.

И так информация для паломников и православных верян желающим преклонится мощам и вознести молитву к Серафиму Саровскому:

  • Самым удобным способом доехать до монастыря будет до города Арзамас. Оттуда с вокзала Арзамас – 1 (2) ходят общественные автобусы до самого монастыря. По времени поездка от вокзала до храма займет не больше чем полтора часа.
  • Если вы едете на автомобиле из города Москва, то ехать нужно через Балашиху. Не доезжая до Владимир свернуть на Муром. А дальше по указателям через такие города как Навашино и Ардатов доедете до села Дивеево.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о Дивеевском монастыре:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/diveevskij-monastyr/

Серафимо-Дивеевский монастырь – четвёртый земной удел Богородицы

Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с.

Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02'24.2″N 43°14'44.0″E

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв.

сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами.

Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами.

Совет

В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде.

В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой.

В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря.

В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Святая канавка

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь – в гостях у Серафима Саровского

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником.

По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!».

Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой.

Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы.

Обратите внимание

В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

Рейтинг достопримечательности

Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/349-serafimo-diveevskii-monastyr

Ссылка на основную публикацию