Спасо-вифанский монастырь в сергиевом посаде

Спасо-Вифанский монастырь – Русская Вифания

Монастырь находится на южной окраине города, в 5 километрах от лавры. В его главном храме — Преображенском соборе — уникальный интерьер. Верхний престол расположен на искусственной горе, которая символизирует гору Фавор. А внизу — ещё один алтарь, в пещере, подобной той, из которой вышел воскрешённый Господом Лазарь.

Автором этого необычного проекта был основатель монастыря митрополит Платон (Левшин), выдающийся церковный историк и общественный деятель. 24 ноября 2012 года в монастыре состоялось торжественное открытие памятника митрополиту, приуроченное к 200-летию со дня его кончины.

Непритязательный и скромный в быту, будущий митрополит, подобно Ломоносову, сам ушел из деревни учиться, достиг своего положения неустанным самообразованием. Платон выделил историю русской церкви в самостоятельную дисциплину, оставил 20 томов наследия, которое только сейчас начинает изучаться.

Обратите внимание

Прямолинейность митрополита не всегда была угодна властям. Так, император Павел во время своей коронации был вынужден подчиниться требованию Платона снять шпагу перед входом в алтарь. Но позже, когда он направил императору пастырское послание, в котором осуждал его за суровое обращение с дворянами, разгневанный Павел запретил Платону выезжать из Москвы.

Именно здесь, в русской Вифании, митрополит Платон скончался осенью 1812 года. Тело архипастыря было погребено в нижнем храме Преображенского собора. Могила митрополита и его покои, превращённые в мемориальный музей, стали центром притяжения для многочисленных богомольцев.

В 1918 году Спасо-Вифанский монастырь был закрыт. На его месте создали сельхозартель. Два храма передали детдому. А в начале 30-х годов на этой территории обосновался научный центр — НИИ птицеводства.

С этого времени Русская Вифания стала именоваться Птицеградом. Это имя сохраняется до сих пор. В 1932 году по решению Загорского райисполкома была ликвидирована колокольня. После войны разобрали на кирпич покои митрополита Платона.

На месте уничтоженного собора соорудили клумбу с бюстом вождя.

Однако прах митрополита монахи осквернить не позволили. В 1950-х годах братия открытой в 1946 году Лавры перенесла останки архипастыря из Преображенского храма в церковь Святого Духа в лавре.

В середине 1990-х годов началось восстановление монастыря по старинным чертежам, фотографиям и сохранившимся описаниям. За последние годы удалось восстановить колокольню, храм в честь Сошествия Святаго Духа, организовать воскресную школу. Завершены строительство и отделка Преображенского собора с Фавором и пещерой.

Адрес монастыря: г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25.

Тел/факс: 8 496 546-17-52, тел.: 8 496 546-18-42.

Сайт – http://vifansky-monastir.ru

Русская Вифания невдалеке от Москвы

В уникальном монастыре есть и гора Фавор и пещера Лазаря

Даже не все жители Сергиева Посада знают, что на южной окраине их города, в 5 километрах от лавры, находится Спасо-Вифанский монастырь. В его главном храме — Преображенском соборе — уникальный интерьер. Верхний престол расположен на искусственной горе, которая символизирует гору Фавор. А внизу — ещё один алтарь, в пещере, подобной той, из которой вышел воскрешённый Господом Лазарь.

Митрополит учил царей

Автором необычного проекта был основатель монастыря митрополит Платон (Левшин), выдающийся церковный историк и общественный деятель. В ноябре этого года в России будут торжественно отмечать 200-летие со дня его кончины.

Важно

По замыслу митрополита, между воскресением Лазаря и Преображением Господним есть таинственная связь. «Выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление, — писал он.

— Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».

Новаторство архиепископа, который стремился дать богословской идее зримое архитектурное воплощение, в то время не все могли понять. Но спорить с «русским Златоустом», одним из учёнейших мужей своего времени, даже цари не решались.

Наоборот, сам митрополит указывал иногда властителям, как следует себя вести. В 1799 году он направил императору пастырское послание, в котором осуждал его за суровое обращение с дворянами.

В ответ разгневанный Павел запретил Платону выезжать из Москвы.

Русская Вифания примечательна и тем, что именно здесь митрополит Платон отошёл к Господу осенью 1812 года. Тело архипастыря было погребено в нижнем храме Преображенского собора. Могила митрополита и его покои, превращённые в мемориальный музей, стали центром притяжения для многочисленных богомольцев.

Как Вифания стала Птицеградом

В 1918 году Спасо-Вифанский монастырь был закрыт. На его месте создали сельхозартель. Два храма передали детдому имени Ленина. А в начале 30-х годов на этой территории обосновался научный центр — НИИ птицеводства. С этого времени Русская Вифания стала именоваться Птицеградом.

Это имя сохраняется до сих пор: если приедете в Сергиев Посад, то садитесь на автобус, который едет в микрорайон Птицеград. В 1932 году по решению Загорского райисполкома была ликвидирована колокольня. После войны разобрали на кирпич покои митрополита Платона.

На месте уничтоженного собора соорудили клумбу с бюстом вождя.

Однако прах митрополита монахи осквернить не позволили. В 1950-х годах братия открытой в 1946 году Лавры перенесла останки архипастыря из Преображенского храма в церковь Святого Духа в лавре.

Новое рождение монастыря

Сегодня братия монастыря — 5 человек: настоятель игумен Даниил, иеромонах Пимен, иеродиакон Алфей, монах Пахомий и иерей Олег. За последние годы удалось восстановить колокольню, храм в честь Сошествия Святаго Духа, организовать воскресную школу.

Совет

Ныне завершается строительство и отделка Преображенского собора, с Фавором и пещерой, всё по старинным рисункам и сохранившимся описаниям.

— Нам хотелось открыть и освятить храм к ноябрю, к памятной дате, — говорит игумен Даниил. — Но пока пришлось приостановить работы из-за отсутствия средств. И все же постепенно обитель возрождается. Как Лазарь, наш монастырь был болен вместе со всей Россией, умер, и ныне, надеемся, Господь воскресит его.

Михаил УСТЮГОВ, газета “Крестовский мост”, 7 августа, 2012, http://www.krest-most.ru

Источник – http://vifansky-monastir.ru/node/427

Источник: http://www.posad-info.ru/putevoditel/spaso-vifanskii-monastyr-russkaia-vifaniia

Достопримечательность Сергиева Посада: Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанский монастырь был основан неподалеку от Сергиева Посада архиепископом Московским Платоном Левшиным как пустынь в 1783 году. За несколько лет московским архитектором Н. М. Одоевцевым были возведены Спасо-Преображенский собор, Святые врата с колокольней, братские корпуса для проживания монахов, кельи для приема гостей.

Современный вид Спасо-Вифанского монастыря

Спасо-Преображенский собор выделялся среди храмов того времени двухъярусным алтарем: его стена, в напоминание о горе Фавор, была декорирована мхом, кустарниками, цветами и фигурками зверей, алтарь нижнего храма находился в пещере, устроенной внутри холма, а верхнего – на его вершине.

Гора Фавор в храме
Спасо-Вифанский монастырь на литографии

На рубеже XVIII-XIX веков обитель посетил император Павел Первый, остался ей очень доволен, выделил на развитие большую сумму денег и повелел основать при монастыре Духовную семинарию. Последующее столетие монастырь рос и постепенно стал занимать значительную территорию.

В Спасо-Вифанском монастыре

После революции монастырские постройки были разграблены, сначала обители придали статус трудовой сельскохозяйственной артели, а в 1925 году закрыли.

В опустевших зданиях разместился детский дом и филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея, а затем птицекомбинат, из-за чего поселок вокруг стал называться Птицеград.

Сейчас многие постройки огромной некогда обители стали частью поселка. Были уничтожены главный Преображенский собор, кладбище братии.

Иконостас в храме Спасо-Вифанского монастыря

С начала 1990-х годов церковная жизнь в этом месте начинает возрождаться.

В помещении семинарии обустроили храм Святого Иоанна Богослова (впоследствии он сгорел), к концу века восстанавливается храм Сошествия Святого Духа, в последующие годы реставрируется гостиница и семинарский корпус, а в 2007-2011 годах был заново возведен Преображенский собор, открыта воскресная школа.

Храм в Спасо-Вифанском монастыре
Адрес:Московская область, Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25.Тел.:+7 (496) 546-17-52.E-mail:[email protected]Интернет:www.vifansky-monastir.ruКак добраться:
на личном автомобиле из Москвы нужно следовать по Ярославскому шоссе (трасса М8), потом через 45 километров свернуть по указателю на Сергиев Посад, но, не заезжая в город, свернуть по направлению на Ярославль, доехать до знака “поворот на Лозу”, съехать с Ярославского шоссе, на перекрестке перед поселком Лоза свернуть налево и ехать по главной дороге до Спасо-Вифанского монастыря.

Источник: http://guide.travel.ru/russia/podmoskovie/sergiyev_posad/vifanskij_monastery.html

СПАСО-ВИФАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ – Древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Спасо-Вифанский монастырь. Фото 2010-х

Мужской Спасо-Вифанский монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, ставропигии Русской Православной Церкви, в черте Московской епархии

Проезд к монастырю от от железнодорожной станции “Сергиев Посад” маршрутным такси № 74 до остановки “Птицеград” (в сторону поселения Лоза).

Спасо­-Вифанский монастырь. Рис. из альбома 1745 г.

Основание и устройство

Спасо-Вифанская обитель была основана архиепископом Московским Планотом (Левшиным) в 1783 году.

Новая пустынь устраивалась как кладбищенское отделение Троице-Сергиевой Лавры для погребения братии, ввиду того что, в силу особой знаменитости Лавры и частых посещений её особами царской фамилии, хоронить на ее территории людей всякого чина и состояния признавалось “не пристойно”.

Тихой обители было также предопределено стать тихим прибежищем для самого владыки Платона, который намеревался уединиться там и “окончить свои последние годы в тишине”.

Обратите внимание

Избранное владыкой место, “яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное” находилось недалеко от Ершовского или Вяльковского пруда и было названо им Вифанией, в память о Палестинском селении, с которым связано евангельское повествование о воскресении Лазаря. Соответственно, и пустынь стала называться Вифанией “по причине погребаемой братии в надежде воскресения по примеру Лазаря воскресшего”.

Средоточием Спасо-Вифанского монастыря стал небольшой по размерам двухъярусный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем, и воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Сам владыка Платон объяснял идею собора так:

Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения“.

“Союз таинственный” воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в архитектурных формах, а особенно – в необычном внутреннем убранстве Преображенского собора, созданного по замыслу владыки Платона. Небольшой по размерам собор был построен “овальной фигурой”, которая усиливала цельность его облика.

Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры, так-как именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, имевший вид евангельской горы Фавор.

Для бо́льшего правдоподобия храм был устлан мхом, украшен цветами и кустарниками.

В 1786 году в Вифанскую обитель из Лавры был торжественно перенесен гроб преподобного Сергия Радонежского – главная святыня новой обители. В том гробу мощи святого находились до переложения их в устроенную благоверным царём Феодором Иоанновичем раку.

Для гроба устроили медный футляр с посеребрённой передней стенкой, на которой размещались чеканные изображения: явления Божией Матери преподобному Сергию, Распятие Господне с двумя предстоящими ангелами, и моление преподобного Сергия с учениками. В футляре была устроена дверца, которая позволяла прикладываться непосредственно к святыне.

Гроб поместили в нижнем Лазаревском храме, для чего возле алтаря устроили как бы небольшую пещеру.

В целом пустынь имела план прямоугольника в центре которого расположился Спасо-Преображенский собор. Окружала пустынь невысокая кирпичная стена с башнями по углам. К святым вратам примыкали два небольших братских корпуса; два других стояли по сторонам собора: с юга покои владыки Платона с домовой церковью, с севера – гостиные кельи. Были также устроены братское кладбище и конный двор.

Читайте также:  Воскресенский новодевичий женский монастырь в санкт-петербурге

Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 году. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.

Важно

В 1796 году на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 года император, вскоре по венчании на царство, прибыл в Троице­-Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию.

На следующий день государь приехал в пустынь и отобедал в ней; он был весел, и всё виденное хвалил. Приезд государя имел большое значение: уже 1 мая того же года был обнародован императорский указ об обители.

“Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании,” – говорилось в указе, – “и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым”, самодержец повелевал возвести Вифанскую пустынь в степень второклассного монастыря и учредить при ней семинарию. Также в указе говорилось об утверждении наместников Троице-Сергиевой Лавры настоятелями Вифанской обители. Митрополит Платон увековечил события 1797 года возведением обелиска под окном кабинета митрополичьих покоев.

Необычное устройство Спасо-Преображенского собора и его святыни быстро превратили уединенную Вифанскую обитель в место паломничества: после Лавры многие богомольцы считали своим долгом побывать в ней. Также, Вифания вскоре стала играть роль важного “училищного” монастыря благодаря высокому уровню открывшейся в 1800 году близ обители духовной семинарии.

Спасо-Вифанский монастырь. Открытка кон. XIX в.

Развитие

В 1812 году, когда основатель обители и семинарии митрополит Платон (Левшин) скончался, согласно своему желанию он был погребён рядом с гробом преподобного Сергия, в нижнем Лазаревском храме Преображенского собора. С того времени Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого почитания приснопамятного митрополита.

На протяжении последующей вековой истории монастыря его здания и постройки многократно перестраивались. Появлялись и новые строения. Так, в 1860-х годах был возведён храм в честь Сошествия Святого Духа, а в 1893 году рядом с семинарией была выстроена монастырская гостиница.

К концу XIX века монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой пруда. С севера перед монастырём стояли большие красивые учебные и жилые корпуса духовной семинарии.

Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита. Над зданиями “городка” возвышалась колокольня со святыми вратами. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять глав Духосошественской церкви.

Постепенно разрослось и кладбище обители: в течении всего синодального периода в монастыре продолжали хоронить лаврскую братию.

Закрытие

В 1918 году была закрыта Вифанская духовная семинария, а монастырь был преобразован в сельхозартель и просуществовал так до 1925 года. В 1925 году имущество и здания бывшей обители были переданы детскому дому.

В ведении братии Вифанской сельхозартели остались лишь два храма, которые действовали до 1928-1929 годов, но вскоре также перешли к детскому дому. После передачи церковь Сошествия Святого Духа была обращена в мастерскую.

Детский дом просуществовал на территории упразднённой обители до 1932 года, после чего монастырские здания перешли в ведение нового учреждения – Всесоюзного НИИ птицеводства. В этой связи бывшая Вифания стала именоваться Птицеградом.

Совет

Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. Со временем большинство построек монастыря были утрачены, главный Преображенский собор был разрушен в 1950-е годы, когда возобновились гонения на Церковь.

Надгробия с могил монахов были использованы в качестве фундамента для птичников на окраине города, а также в постройке моста через пруд. На месте самого кладбища была устроена детская площадка и футбольное поле.

Вплоть до 1990-х годов в частично сохранившемся здании храма Сошествия Святого Духа действовали инкубатор, кинозал и танцплощадка, а в семинарском корпусе – кожвендиспансер. Сохранилось также здание бывшей монастырской гостиницы – трёхэтажная постройка из красного кирпича с торжественным крыльцом.

Восстановление

Возрождение обители началось в 1991 году, когда в “Новом” семинарском корпусе был восстановлен храм во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Но в 1993 году, во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, корпус сгорел, после чего остались только стены.

С 1998 года здания Вифанской обители стали постепенно возвращать Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 году в ведении Лавры открылось Спасо-Вифанское подворье.

В первое время немногочисленная братия обители совершала богослужения в Никольском приделе (на верхнем ярусе) частично сохранившегося Духосошественского храма.

В октябре 2007 году была совершена торжественная закладка Преображенского собора на историческом месте. Чин освящения закладки совершил лаврский наместник епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков).

6 октября 2008 года синодальным решением Спасо-Вифанское подворье было преобразовано в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Троице-Сергиевой Лавре [1]. К 2012 году была завершена постройка нового Преображенского собора, колокольни и келейных корпусов восстанавливаемой обители.

Настоятели

Использованные материалы

[1]  “Журнал № 88”, Журналы №№ 57-91 заседания Священного Синода от 6 октября 2008 года, архив официального сайта Русской Православной Церкви за 1997-2009 гг., https://mospat.ru/archive/page/synod/2-0-0-8/a494.html

[2]  http://www.vifansky-monastir.ru/node/451

[3]  http://www.vifansky-monastir.ru/node/479

[4]  “Журнал № 131”, ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 декабря 2016 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4726691.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13675590.html

Спасо-Вифанский монастырь Скит ставропигиального мужского монастыря

Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний, с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны.

Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалеку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на саму Троицкую обитель.

К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х годах насыпь железной дороги.

Обратите внимание

Построенная в 1783 – 1787 гг. по замыслу архимандрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М. Одоевцева, Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника вытянутого с востока на запад.

На главной оси, роль которой играл прямой как стрела проспект от Святых врат к воротам хозяйственным, располагались: здание самих Свя­тых врат с колокольней над ними и Спасо-Преображенский собор.

К Святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса; два других располагались по сторонам собора: с юга покои архимандрита Платона с домовой церковью во имя Святого Духа, с севера – гостиные кельи. Все жилые корпуса имели каменный нижний и деревян­ный верхний этажи.

Вместе с собором они группировались в западной половине пустыни, тогда как в ее северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной – конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяженностью 100 сажен с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид получила она в 1787 г., когда завершилось строительство. В этом же году, в присутствии императрицы Екатерины II, архимандрит Платон был возведен в сан митрополита. 

Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его «овальной фигуре», храмы подобного вида были тогда не в новинку, а в необычном двухъярусном алтаре. Обращенная к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей.

Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392 – 1585 гг. покоились мощи Преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 г.

Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой куполь­ной сени.

Не все современники оценили замысел владыки Платона относительно вида алтаря Вифанского собора, полагая, что «звериные чучелки, рассованные во мху» не идут храму Божию. Впрочем, это никак не умаляло огромный авторитет главы Московской епархии.

Важно

Высокопреосвященный Платон был знаменит как выдающийся богослов, историк Церкви, яркий проповедник, талантливый администратор. Он сочинил около 500 слов и поучений. Его проповедь в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга по случаю победы русского флота под Чесмой по распоряжению Екатерины II была переведена на ряд европейских языков.

Он был автором «Краткой церковной российской истории», ставшей первым пособием в духовных учебных заведениях.

В 1792 году, в возрасте 55 лет, митрополит Платон подал прошение Екатерине II об увольнении его от епархии. Императрица изъявила сожаление и, сохранив за ним Московскую митрополичью кафедру, позволила жить в Лавре, «сколько разсудит». С тех пор митрополит Платон поселился в своей Вифанской пустыне, лишь изредка наведываясь в Москву.

Важнейшим событием в истории Платоновской Вифании стало посещение ее императором Павлом. 23 Апреля 1797 г. император после своего коронования в Москве посетил Троицкую Лавру и изъявил желание посетить на другой день Вифанию и там обедать.

Не сделав предварительных приготовлений к приему высокого гостя, митрополит Платон представил, что «в Вифании покои малы и приуготовления никакого для стола там не сделано». Но император сказал на это: «хотя в уголку, но там будет обедать».

Отслушав молебен и литургию в Троицком Соборе, император Павел поехал в Вифанию, и встречен был в воротах Митрополитом.

Дальнейшее передадим словами самого митрополита Платона с незначительными сокращениями: «Государь был в большой церкви и изволил хвалить, потом в домовой, которая ему еще больше понравилась, и хотел у себя такую сделать.

Потом и покои (келлии Митрополита) изволил похвалять и говорил: вот как тесны у тебя покои: на что более? Потом пошли к столу.

Совет

Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы троицкие разные читали разговоры из Географии, из Истории, из Философии и прочего, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. После стола скоро изволил отправиться в Лавру, и оттоле в Москву. Чрез пять дней Статс-Секретарь Трощинский неожиданно объявил в Москве Митрополиту волю Государя возвести Вифанию на степень второклассного монастыря и учредить при нем духовную семинарию. 1-го Мая состоялся указ о сем Государя».

Указом Павла I Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Указ предписывал учредить при монастыре Духовную семинарию, которая и была открыта в специально построенном для нее здании 6-го августа 1800 г., в день Преображения Господня, в храмовой праздник Спасо-Вифанского монастыря.

В Спасо-Вифанской Духовной семинарии, детище митрополита Платона проявились его педагогические таланты. Митрополит Платон много времени уделял быту и воспитанию семинаристов, большинство которых происходило из небогатых семей сельских священников Московской и Владимирской губерний. По воспоминаниям бывших семинаристов он был, «как истинный отец среди любимых детей».

Вот отрывок из составленного митрополитом наставления о трапезе семинарской. «Хлеба давать семинаристам за обед и ужин, сколько съесть могут.

Кушанье семинаристам иметь щи да кашу: в мясные дни будничные с мясом, полагая на всех в день по пуду, а в воскресные полтора пуда, а в дванадесятые по два пуда: иногда свежее мясо, иногда солонину, смотря по времени.

А в постные дни давать щи с снятками, а в воскресные и праздничные дни с рыбою соленою, полагая по 30 фунтов на всех в день, выключая весь великий пост; а кашу с маслом коровьим и постным, смотря по дням; а сколько масла употреблять, в том поступать против Троицких семинаристов.

Читайте также:  Православная церковь о йоге: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

В праздничные и торжественные дни готовить пшеничные пироги с капустою, или с морковью, или с крупою, или с грибами, смотря по времени. Надлежит пищу переменять. Смотреть, чтобы при трапезе была чистота и опрятность».

Обратите внимание

Образовательный курс в Спасо-Вифанской семинарии разделялся на три отделения: грамматико-риторическое, философское и богословское.

Известны, что митрополит поощрял глубокое толкование библии, «разумную критику» церковной истории, чтение латинских и российских поэтов и упражнения в поэтическом творчестве. Научное классическое образование дополнялось религиозно-эстетическим.

Декламация, партесное пение, музыка, драматические мистерии, гимнастические игры находили в его школе широкое применение, разнообразили, одухотворяли и облагораживали учеб­ную жизнь воспитанников.

Одухотворенная творческая атмосфера Платоновской семинарии нашла выражение в переименовании окрестностей. Именно при митрополите Платоне окрестности Вифании, подобно самому монастырю, получили классические названия древности. Здесь были своя гора Парнас и Темпейская долина; речка Кончура выше Вифанского пруда называлась Евфрат, а ниже пруда – Тигр.

Глубокой осенью 1812 г., вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. При известии об оставлении французами Москвы он произнес: «Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно».

Отметим, что в то время, когда войска Наполеона заняли столицу, а отдельные вражеские отряды появлялись в 7 – 10 верстах от Лавры, когда власти Сергиева Посада покинули город, бросив население на произвол судьбы, престарелый и больной митрополит Платон не покинул своей Вифании и Лавры.

Единственной же властью в городе, в окрестностях которого появлялись отряды французов, несколько месяцев оставался подчиненный митрополиту Собор Троице-Сергиевой обители.

В ноябре 1812 г. тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

Важно

Могила митрополита Платона и его покои, превращенные в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев.

Не даром митрополит Филарет Дроздов, размышляя о возможности своего будущего погребения в Гефсиманском скиту, от­мечал, что Святитель Платон, почив в Вифании, «утвердил ее».

То, что Платоновская Вифания «утвердилась», доказало время. В XIX в. значительно расширилась Духовная семинария, известная высоким уровнем образования, который обеспечивали профессора и преподаватели соседней Московской Духовной академии, открытой в стенах Лавры в 1814 г. Вырос и сам Спасо-Вифанский монастырь: появились новые братские корпуса, здания для паломников, ограда и Святые врата.

В 1860 – 1866 гг., в юго-восточном углу монастыря вплотную к восточному фасаду покоев митрополита Платона по благословению митрополита Московского Филарета Дроздова была построена большая пятиглавая церковь Сошествия Святого Духа. Церковь имела пять престолов: три в нижнем и два в верхнем этаже.

Средний престол нижнего этажа был посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. Нельзя не отметить, что день празднования названной чудотворной иконы, 26 июня, практически совпадал с днем рождения митрополита Платона (29 июня), а также с днем пострижения в монашество настоятеля Спасо-Вифанского монастыря в 20-х – 70-х годах XIX в.

и фактического строителя церкви архимандрита Антония Медведева (27 июня).  

Новые здания значительно расширили территорию монастыря и нарушили первоначальную ясность и стройность его архитектурного ансамбля.

Но эти изменения не затронули ядра Вифании: Преображенского собора с его затейливой Фаворской горой и могилой митрополита Платона, и покоев самого владыки, простота архитектуры и убранства которых совершенно не соответствовали тому придворному кругу Петербурга и Москвы, в котором многие годы вращался Платон, как церковный иерарх, но отвечали стремлению митрополита Платона к простоте жития и молитвенному уединению. Ради этого, собственно, и была построена Подмосковная Вифания.

* * *

До неузнаваемости изменили облик, нарушили спокойную жизнь Вифании события, последовавшие за октябрем 1917 г. Вот краткая выдержка из заметок известного историка Ю.В. Готье; в 1919 г.

, спасаясь от голода, он перебрался из Москвы в г. Сергиев: «13/26 октября.

Совет

Утром ездил смотреть Вифанскую библиотеку… Видел разрушенную церковь Вифанской семинарии – большая и грязная зала и в ней солея, которая служит или может служить эстрадой».

История последних лет Вифании подробно исследована в историко-архивном очерке диакона С. Голубцова. В 1925 г. Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 г. статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт.

В его зданиях разместился детский дом имени Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона – филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928 – 1929 гг. В 1930 – 1931 гг.

все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом.

По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и поселка Птицеград при нем, часть зданий бывшей Вифании разобрали из-за ветхости или ради крепкого старинного кирпича: так в 50-х годах прошлого века, например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со Святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли всякие следы братского кладбища. Лишился своих глав Собор Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря выросли жилые пятиэтажки. О процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря, да обгорелый остов «нового» семинарского корпуса XIX в. (здание «старой» платоновской семинарии стоит во дворе этого корпуса и незаметно с дороги).

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/spaso-vifanskiy-monastyr/

Спасо-Вифанский монастырь – традиции Русской Вифании

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, улица Маслиева, 25
Основан в 1783 году
Основатель архиепископ Платон (Левшин)
Основные достопримечательности: надвратная колокольня (1874 г.), церковь Спаса Преображения
Координаты: 56°17'15.6″N 38°10'38.8″E

На юго-востоке Сергиева Посада, примерно в 4 км от Лавры находится старинная Спасо-Вифанская обитель, известная как Русская Вифания. С середины 1990-х годов она активно восстанавливается.

Паломники и туристы, бывая в Сергиевом Посаде, стараются обязательно посетить этот древний монастырь.

Сегодня в нем можно увидеть необычный Спасо-Преображенский собор с удивительной каменной горой Фавор, Духовскую церковь и красивые Святые ворота с высокой колокольней.

Строительство Спасо-Вифанского монастыря и его история в XVIII и XIX веках

В XVIII веке рядом с Троицко-Сергиевской Лаврой стали создаваться подчиненные ей обители, которые принимали иноков, желающих вести более тихую и уединенную жизнь, чем в наводненной богомольцами Лавре. Одним из первых таких монастырей был образован Спасо-Вифанский. Его основателем считается архиепископ Платон (Левшин), бывший в том время настоятелем Лавры.

Надвратная колокольня со Святыми воротами

Местом для обители была избрана Корбуха – водораздел между рекой Торгашей и большим прудом, где разводили рыбу для нужд Лавры. Позднее он получил наименование Вифанского.

До постройки железнодорожной насыпи от нового монастыря хорошо были видны купола Троицко-Сергиевской обители. Новая пустынь была построена с 1783 по 1787 год в виде вытянутого с востока на запад длинного прямоугольника.

Обратите внимание

Ее стали называть Вифанской в память о Палестинской Вифании – месте, где произошло чудесное воскрешение Лазаря.

Проектом застройки обители руководили архитекторы, приглашенные из Москвы, В.С. Яковлев и Н.М. Одоевцев. На центральной композиционной оси стояли Святые врата, увенчанные колокольней, и Спасо-Преображенский собор.

Кроме того, на территории располагались домовая Духовская церковь, дом, где жил архимандрит Платон, четыре братских корпуса и гостевые кельи. В проекте предусмотрели также место для некрополя, конюшни и каретного сарая.

А всю территорию окружили каменной оградой.

В год, когда все строительство закончили, Платона возвели в сан митрополита. А из Троицкого монастыря во вновь построенную обитель перенесли особо чтимую святыню – деревянный гроб, где почти двести лет хранились мощи преподобного Сергия Радонежского.

После церемонии коронации (1797 г.) через Сергиев Посад проезжал император Павел I. Он побывал в Лавре и вслед за этим нанес визит в Вифанскую обитель. Там его принял митрополит Платон.

Павел I остался настолько доволен состоянием монастыря, что своими указами учредил в обители духовную семинарию и закрепил за монастырем значительные земельные угодья.

Кроме того, обитель получала доход от трех мельниц, сдаваемых в аренду.

Для семинарии в 1800 году выстроили специальное здание, и 6 августа состоялось ее торжественное открытие. В новое учебное заведение стали принимать в основном юношей из семей священнослужителей.

Образование можно было получить на одном из трех отделений – грамматико-риторическом, философском или богословском. Митрополит тщательно заботился об учениках семинарии и следил за их питанием и условиями проживания.

А сам монастырь даже стали называть «училищным».

Спасо-Преображенский собор

Важно

В конце 1812 года, после того, как французские войска отступили от Москвы и стали покидать Россию, митрополит Платон окончил свой земной путь, и его погребение состоялось в Спасо-Преображенском соборе.

А Духовная семинария – любимое детище Платона продолжала развиваться.

Да и в самом монастыре было выстроено несколько новых каменных корпусов для послушников, монахов и настоятелей, а также здания богадельни и гостиницы.

В 60-е годы XIX века вместо домовой Духовской церкви в обители возвели большой пятиглавый храм с пятью престолами, который стали именовать Тихвинским. В начале XX века Спасо-Вифанский монастырь пользовался у паломников такой же популярностью, как Лавра и Черниговский скит.

История монастыря с XX века по настоящее время

С приходом советской власти жизнь монастыря круто изменилась. С 1918 года монахам разрешили остаться в обители только в статусе трудовой сельскохозяйственной артели.

Но спустя 7 лет, монастырь все же закрыли, хотя в части помещений монахи проживали до 1929 года.

Большинство же монастырских строений отдали детскому дому, а здание, принадлежавшее митрополиту Платону, передали под часть экспозиции, которой владел городской историко-художественный музей.

В начале 30-х годов прошлого века территорию Вифании отдали под вновь созданный птицекомбинат, и она стала именоваться Птицеградом. Старые строения особо не щадили.

Часть из них разбирали по причине ветхости, а другие – из-за прочного кирпича.

Так были уничтожены Спасо-Преображенский храм, дом, принадлежавший митрополиту Платону, монастырская ограда, Святые врата, надвратная каменная колокольня и братский некрополь.

Тихвинский храм был обезглавлен и отдан в распоряжение местному дому культуры Его использовали как инкубатор, танцплощадку и кинозал. В корпусе семинарии работал кожно-венерологический диспансер. О лучших днях монастыря в те времена напоминали только редкие уцелевшие строения.

Духовская церковь

В 1998 году часть зданий обители передали в управление Троицко-Сергиевской Лавре. И началось непростое возрождение монастыря. Уцелевшие здания ремонтировали, а утраченные – отстраивали вновь. Реставрационные работы в обители продолжаются и в наши дни. Для их проведения используются старые фотографии, немногие сохранившиеся чертежи, описания и эскизы.

Храмы и постройки Спасо-Вифанского монастыря

Сегодня обитель окружает вновь отстроенная ограда со Святыми воротами, над которыми возведена каменная колокольня. Это яркое здание, выполненное в псевдорусском стиле, стало настоящим украшением возрождаемого монастырского ансамбля.

Центральное место на монастырской территории занимает заново возведенный Спасо-Преображенский собор. Новодельный храм имеет овальную форму и отстроен по подобию собора, существовавшего ранее.

В нем обустроены два престола, верхний из которых освящен в честь Преображения Господня, а нижний – во славу чуда воскрешения Христом Лазаря. В храме восстановлено необычное внутренне убранство, задуманное Платоном. Престол, расположенный ниже, сделан в алтаре.

И его собравшиеся в храме для молитвы верующие видят как небольшую пещеру. По преданию, над такой пещерой, где погребли Лазаря, возвышалась громада горы Фавор.

Совет

В Спасо-Преображенском храме облицованная мрамором стена по подобию горы поднимается к полукруглому верхнему престолу. Эта стена декорирована цветами, зелеными растениями и фигурками животных. Однако, сегодня еще многое из задуманного остается только в планах, поскольку пока нет средств на устройство в соборе иконостасов и покупку богослужебной утвари.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "иерусалимская"

К настоящему времени сделан также частичный ремонт, и ведутся богослужения в Духовской церкви, и продолжаются работы по восстановлению мемориального здания, принадлежавшего митрополиту Платону. Памятник основателю монастыря установили в 2012 году близ монастырской ограды, неподалеку от вновь построенных Святых ворот.

Современное состояние и режим работы Спасо-Вифанского монастыря

Сегодня Спасо-Вифанский монастырь действующий. Он живет по своему строгому уставу. С 2002 года часть принадлежащей ему территории отдана подворью Троицко-Сергиевской Лавры. Попасть в обитель можно в любой день с 6.30 до 20.00. Утренние службы проходят в 5.30 (Полуношница или Братский молебен) и 6.30, а вечерние – в 16.40. Для детей прихожан проводятся занятия в воскресной школе.

Памятник основателю монастыря митрополиту Платону

В монастыре для богослужений и паломников производят собственное вино. Здесь также есть свое небольшое животноводческое подворье, которое снабжает обитель молоком и яйцами.

Как добраться до Спасо-Вифанского монастыря

Монастырь расположен в Сергиевом Посаде по адресу – ул. Маслиева, 25. Место это находится в 3 км с юга от Гефсиманского Черниговского скита.

Своим ходом. От железнодорожной станции Сергиева Посада до территории монастыря нетрудно дойти пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую. Она и Птицеградская улицы выводят прямо к монастырским стенам.

На автомобиле. Из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе. Не доезжая до Сергиева Посада – повернуть направо по направлению Ярославля (трасса М8). По этому шоссе доехать до знака «поворот на Лозу» и съехать с трассы. Не доезжая Лозы, повернуть налево и по главной дороге доехать до монастыря.

Если добираться через Сергиев Посад, то от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской и Птицеградской улицам доехать до территории монастыря.

Рейтинг достопримечательности

Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/687-spaso-vifanskij-monastyr-v-sergievom-posade

Архитектурный ансамбль

За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля.

К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.

Успенский собор был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова.

Напротив Успенского собора — комплекс казначейского корпуса и примыкающих к нему больничных палат с шатровой церковью Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638).

За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж XVI-XVII вв.).

На месте древней надвратной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1692-1699).

Обратите внимание

Декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского (1686-1692) выполнена в стиле «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. До конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и уже упомянутая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

К памятникам XVIII века относится небольшая церковь во имя Преподобного Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко. Здание Митрополичьих покоев расположено в юго-западной части монастыря, оно относится к XVI–XVII вв., а фасад обновлен в 1778 г.

Центральное место в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры занимает великолепная пятиярусная колокольня, которая видна со всех сторон за несколько километров до подъезда к монастырю.

По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века.

Недалеко от колокольни в 1792 году поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня.

Крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился лишь фундамент) (1540-1550 гг.) общей протяженностью 1370 м опоясали монастырь неправильным четырехугольником, сохраняя древнюю «четверообразную» планировку. Современный вид крепостные сооружения приобрели в середине XVIIв., когда велись работы по их усилению и совершенствованию.

За стенами юго-западной части монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году построен больнично-богадельный корпус с храмом Прп.

Иоанна Лествичника (в настоящее время — помещения Московской духовной семинарии).

Адрес Лавры: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Телефон монастырской проходной (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам), канцелярии тел. (496) 540-59-42, тел.

/факс (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов по Московскому времени). Проезд от Ярославского вокзала г. Москвы на пригородном электропоезде до г. Сергиева Посада или автобусным маршрутом пригородного сообщения от Щелковского автовокзала (ст. метро “Щелковская”) или от ст. метро “ВДНХ”.

Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции – (496) 540-62-90.


 (для пожертвований, счет в Сбербанке) :   

Получатель: ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

р/с 40703810440380101340 

в Сергиево-Посадском ОСБ 2578 Сбербанка РФ г. Москва 

к/с 30101810400000000225 БИК 044525225 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

 (для пожертвований, счет в ОАО “Промсвязьбанк”

Получатель: 

ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

ОГРН 1035000008262 

р/с 40703810230740484101 

в ОАО “Промсвязьбанк” г. Москва 

к/с 30101810400000000555 БИК 044525555 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

Источник: http://www.stsl.ru/about_lavra/all/spaso-vifanskiy-monastyr/

Достопримечательности

5 мин (475 м)

На территории Троице-Сергиевой Лавры расположен мужской монастырь, который до сих пор принимает в свои стены послушников. Также обитель стала надежным пристанищем для Московской Духовной Академии.Главная достопримечательность этих мест — Троицкий собор (1422 г.

), однако, в целом в архитектурном облике лавры сложно выделить доминирующий акцент, ведь это нерушимый комплекс, элементы которого неотделимы друг от друга и находятся под неусыпной охраной не только своего государства, но всемирно известной организации ЮНЕСКО.

Главный собор лавры замечателен не только своей архитектурой, но и внутренним…

5 мин (150 м)

Его создал и лелеет посадский живописец Виктор Багров. Музей раскрывает перед посадцами и гостями города историю быта селян и жителей русской деревни.

Удивительные вещицы, изделия народных ремесел, посуда, мебель, кованые замки конца 19 века – все это Виктор Багров собирал в течение двадцати лет.

Важно

В музее впервые были представлены перед посадцами: липовые короба, ореховские подзоры, угольные утюжки, пузатые самовары, водочные и пивные бутыли с царским гербом и многое, многое другое… Адрес: ул. Валовая д. 22

7 мин (600 м)

Продолжаем рассказывать о музеях Сергиева Посада, интересные экспозиции которых заслуживают внимания гостей нашего города независимо от того насколько долго продлится их визит от одного дня до нескольких суток: время потраченное на посещение музеев Сергиева Посада с лихвой окупится впечатлениями от увлекательных экспозиций. На этот раз предметом нашего рассказа будет Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.Сергиево-Посадский музей-заповедник создан в 1920 году и изначально включал исторические и художественные регалии Троице-Сергиевой Лавры. Но позже музей начал…

18 мин (1500 м)

Еще один музей, который может быть интересен гостям Сергиева Посада – Музей народных промыслов. Музей сравнительно с другими музеями Сергиева Посада совсем молод – он основан в 1991 году.

Из названия музея уже становится понятно, что посвящен он традиционным народным промыслам, популярным в Сергиево-Посадском районе.Многим известно, чем славится Сергиев Посад – изготовлением и росписью деревянных игрушек, причем это касается не только традиционной матрешки.

Залы музея полны разнообразнейших игрушек из дерева всевозможных размеров: от маленьких, похожих на брелоки, до почти гигантских.Посещение музея…

15 мин (1400 м)

У многих Сергиев Посад ассоциируется только с Троице-Сергиевой Лаврой, которая несомненно является главным магнитом для туристов и паломников, посещающих наш город. Однако, хочется сообщить гостям Сергиева Посада, что в нашем города есть и другие места, привлекательные для посещения.

Например, Музея игрушки Сергиева Посада.Музей игрушки (полное наименование ФГБУК «Художественно-педагогический музей игрушки») один из интереснейших музеев Сергиева Посада. Фонды музея хранят большие коллекции русских, западноевропейских и восточных игрушек.

Эти собрания международных игрушек представлены регулярными…

14 мин (4,4 км)

Скит основан в 1844 г.

и полностью именуется как Гефсиманский Черниговский Скит в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь (приставка «Гефсиманский»), и в честь чудотворной Черниговской иконы Божьей Матери.

Совет

Как и многие храмы, Черниговский скит был закрыт после революции, и возобновил свою деятельность только в 90-х годах. В настоящее время Черниговский скит открыт для посещения паломниками и туристами.

10 мин (4 км)

Если проехать четыре километра к востоку от Троице-Сергиевой Лавры, на самой окраине Сергиева Посада Вы найдёте Спасо-Вифанский монастырь. Он был организован архиепископом и настоятелем Троицкого монастыря Платоном (Левшиным) в 1783 году.

Первоначально, подобно Лавре, здесь была пустынь для монахов, желающих уединиться и усопшей лаврской братии.

Название сей монастырь получил в честь города Вифания, где некогда Иисус Христос оживил Лазаря, чтобы дать людям веру в то, что он сын Божий, пришедший на землю.

30 мин (25 км)

Гремячий ключ является уникальным памятником природы не только Сергиево-Посадского района, но и, пожалуй, всей Московской области.

По легенде водопад возник благодаря молитве Сергия Радонежского и находится в 14 км от Сергиева Посада.

Высота водопада составляет около 25 м, а температура воды составляет около 6 °С и постоянна круглый год. Считается, что вода Гремячего ключа является святой и целебной.

35 мин (20 км)

Усадьба Абрамцево обязана своей популярностью промышленнику и меценату Савве Мамонтову, который выкупил усадьбу в 1870 г. и превратил ее в своеобразную «гостевую-мастерскую» для многочисленных художников, писателей и архитекторов.

Обратите внимание

Абрамцево может похвастаться такими великими гостями, как Тургенев, Гоголь, Аксаков, Васнецов, Репин и другими, многие из которых трудились в усадьбе и создали свои лучшие произведения здесь.

В настоящее время усадьба является музеем-заповедником, фонды которого хранят огромное количество картин, скульптур, исторических фотографий, произведений народного искусства, …

30 мин (26 км)

История богородской игрушки зародилась с начала прошлого столетия, точнее, с 1913 г.

В этому году мастера села Богородское, что находится недалеко от Сергиева Посада, создали объединенную артель «Богородский резчик» и основали профессионально-техническую школу с целью передачи накопленного опыта в сфере художественной резьбы по дереву, обучения молодых мастеров.

Правда, с этого периода начинается лишь «официальная» история развития производства игрушек. Но если копнуть глубже, становится понятно, что резьба по дереву стала развиваться в народной среде в этом краю задолго до обозначенного времени…

Источник: http://barskie-polati.ru/attraction/spaso-vifanskiy-monastyr/

Ссылка на основную публикацию