Псалом давида 70

Псалом 70

1 На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. 1 На Тебя я, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек;
2 Правдою Твоею избави мя и изми мя, приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. 2 по правде Твоей избавь меня и освободи меня, склони ко мне ухо Твоё и спаси меня.
3 Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя, яко утвержение мое и прибежище мое еси Ты. 3 Стань для меня Богом-Защитником и местом укреплённым, чтобы спасти меня, ибо твердыня моя и прибежище моё – Ты.
4 Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго, 4 Боже мой, избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика.
5 яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. 5 Ибо Ты – терпение моё, Господи, Господь – надежда моя с юности моей.
6 В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну. 6 На Тебе я утвердился от утробы, от чрева матери моей Ты – мой покровитель; о Тебе пение моё непрестанно.
7 Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок. 7 Как бы дивом стал я для многих, – и Ты – помощник мой крепкий;
8 Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. 8 да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё.
9 Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. 9 Не отвергни меня во время старости, при оскудении силы моей не оставь меня.
10 Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, 10 Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе,
11 глаголюще: Бог оставил есть eго, пожените и имите eго, яко несть избавляяй. 11 говоря: “Бог оставил его, преследуйте и захватите его, ибо нет избавителя”.
12 Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. 12 Боже мой, не удаляйся от меня, Боже мой, на помощь мне обратись!
13 Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. 13 Да устыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд и позор ищущие мне зла.
14 Аз же всегда возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою. 14 Я же буду всегда уповать на Тебя, и умножу всякую хвалу Тебе.
15 Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. 15 Уста мои будут возвещать правду Твою, весь день – спасение Твоё; ибо не познал я наук книжных.
16 Вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Тебе Единаго. 16 Войду в храм в могуществе Господнем; Господи, вспомню правду Тебя, Единого.
17 Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя, 17 Боже мой, чему Ты научил меня с юности моей, и доныне буду возвещать – чудеса Твои.
18 и даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, 18 И до старости и лет преклонных, Боже, не оставь меня, доколе не возвещу о мышце Твоей всему роду грядущему, о могуществе Твоём и правде Твоей.
19 силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? 19 Боже, до самых высот, – в том, что Ты для меня сделал великого, Боже, – кто подобен Тебе?
20 Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. 20 Сколько Ты показал мне скорбей многих и злых, и, обратившись, оживотворил меня и из бездн земли вывел меня.
21 Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. 21 Умножил Ты на мне величие Твоё и, обратившись, утешил меня, и из бездн земли снова вывел меня.
22 Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев. 22 И я прославлю Тебя среди народов, Господи, на орудиях струнных – истину Твою, Боже, сыграю Тебе на гуслях, святой Израилев.
23 Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. 23 Возликуют уста мои, когда буду петь Тебе, и душа моя, которую Ты избавил.
24 Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне. 24 А ещё и язык мой весь день возвещать будет правду Твою, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла.

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя, приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя, яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго, яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея.

В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой Покровитель: о Тебе пение мое выну. Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене.

Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. Аз же всегда возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою.

Обратите внимание

Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Тебе Единаго.

Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя, и даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси.

Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.

Источник: https://www.molitvoslov.com/text393.htm

Псалом Давида 70

  • История написания псалма
  • Толкование псалма

Псалом 70 — молитва Давиду сынов Ионадавовых, воззвание хвалы, почитания возвышения, в котором слышится надежда и вера в исполнение обещанного.

История написания псалма

Пророк Иеремия в своей книге охарактеризовал сынов Ионадавовых, как богобоязненных и праведных, благочестивых и благонравных. Первые Апостолы стали свидетелями пленения Господнего города халдеями и римлянами. Они видели славу Творца, сохранившего Своих последователей от сатаны, пославшего демонов, чинивших зло против человеческих душ, хранивших верность Богу.

Псалом 70 — это молитва праведника Давида о помощи в дни гонений

Сыны Ионадавовы дали Господу обет возносить Ему хвалу, как жертву, приятную Создателю, от их имени псалом — молитва 70 написана царем Давидом.

Толкование псалма

Давид и его соратники стояли в вере. Цари и царедворцы никогда не стыдились своей немощи перед Творцом и упования на сильную руку помощи Создателя.

Как часто современные верующие стыдятся своей веры, стараются угодить окружающему миру, попирая славу Господню.

Свое избавление псалмопевец видит в Божьей правде, в исполнении Его заповедей.

В христианстве Сын Христос ест правдой Создателя, только в Нем избавление и спасение.

В стихах 3-4 автор псалма Давида утверждает, что ни мощь армии, ни знания полководцев не даруют защиты и победы, если при этом нет помазания от Всевышнего Бога.

Творец есть тем основанием, на котором строится убежище от врагов и их злых помыслов, Он — наша защита от грешников, законопреступников и обидчиков.

В стихе 5 псалмопевец называет Бога терпением и упованием, дарованным от дней юности. Господь проведет верных Своих детей через все испытания, если те будут хранить терпение и верность Создателю.

Будучи юношей, Давид был помазан на царствование. Он прошел через великие испытания, сохранив терпение только благодаря упованию на надежную Божью защиту.

Даруй, Господь, каждому, кто сейчас находится в трудных житейских обстоятельствах иметь крепкое упование на Бога.

Важно

Святитель Афанасий Великий в стихе 6 под образом утробы видит Христа, все, кто утвердится в Иисусе, будут избавлены от злодеяний этого мира. Трудно оценить величие и высоту Бога. Его явление людям — великое чудо, в нем каждый верующий может черпать мужество и могущество.

Стих 8 подчеркивает, что чистое сердце всегда готово хвалить Творца, когда душа наполнена Божьей мудростью.

Важно! Бог создал человека для Своей славы. Благодарное сердце во все мгновения жизни готово воздавать хвалу Всевышнему, всегда.

Приходит старость, болезнь, большинство людей концентрируется на проблемах, крепость веры оскудевает, но и в это время псалмопевец просит Создателя не отвергнуть его перед Божьими очами.

Во время нападения врагов, нечестивых людей или болезней автор псалма-молитвы Давида умоляет Господа не удаляться от него. Оставленные Богом подвергаются опасности нападения врагов, они действуют не только силой, но и клеветой, заявляя всем, что Бог оставил праведника.

70 псалом — это молитва к Господу о помощи в борьбе с врагами, поэтому он является частью церковных богослужений

Давид же утверждает, что во все времена он уповает на Бога, на устах его хвала, возвещающая Божью правду.

Стихами 16-18 псалмопевец говорит о том, что с ранней юности и до старости он живет в силе благодати Господней, так и христиане, имеющие надежду на Иисуса Христа, Спасителя, всегда могут получить помощь от Создателя.

Несмотря на то что Бог иногда позволяет обстоятельствам и скорбям испытывать нашу верность, при этом Он увеличивает Свое величество, умножает благость через покаяние грешников.

Исповедуя правду Господню, возвещая своими устами о Его славе, душою, избавленной от рабства, псалмопевец провозглашает силу и власть Творца во время любых нападок нечестивых людей.

Совет

Важно! Псалом 70 читается для укрепления веры и возвеличивания Творца во все дни христианской жизни.

Псалтырь. Псалом 70

Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/psalom-davida-70.html

Псалом 70 — текст на русском, толкование, зачем читают

Некоторые библейские псалмы объединены общей мыслью. Псалом 70 является логическим продолжением предыдущего. В нем молящийся обращается за помощью к Господу, как к своему надежному и единственному заступнику перед нечестивыми людьми. Святые отцы советуют читать эти строки для того, чтобы верующие не впадали в отчаяние.

Текст 70 псалома

Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у еврей Давида, псалом. Сынов Ионадава и первых пленников, не надписанный у евреев.
1 На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. 1 На Тебя я, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек;
2 Правдою Твоею избави мя и изми мя, приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. 2 по правде Твоей избавь меня и освободи меня, склони ко мне ухо Твоё и спаси меня.
3 Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя, яко утвержение мое и прибежище мое еси Ты. 3 Стань для меня Богом-Защитником и местом укреплённым, чтобы спасти меня, ибо твердыня моя и прибежище моё – Ты.
4 Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго, 4 Боже мой, избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика.
5 яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. 5 Ибо Ты – терпение моё, Господи, Господь – надежда моя с юности моей.
6 В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну. 6 На Тебе я утвердился от утробы, от чрева матери моей Ты – мой покровитель; о Тебе пение моё непрестанно.
7 Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок. 7 Как бы дивом стал я для многих, – и Ты – помощник мой крепкий;
8 Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. 8 да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё.
9 Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. 9 Не отвергни меня во время старости, при оскудении силы моей не оставь меня.
10 Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, 10 Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе,
11 глаголюще: Бог оставил есть eго, пожените и имите eго, яко несть избавляяй. 11 говоря: «Бог оставил его, преследуйте и захватите его, ибо нет избавителя».
12 Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. 12 Боже мой, не удаляйся от меня, Боже мой, на помощь мне обратись!
13 Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. 13 Да устыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд и позор ищущие мне зла.
14 Аз же всегда возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою. 14 Я же буду всегда уповать на Тебя, и умножу всякую хвалу Тебе.
15 Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. 15 Уста мои будут возвещать правду Твою, весь день – спасение Твоё; ибо не познал я наук книжных.
16 Вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Тебе Единаго. 16 Войду в храм в могуществе Господнем; Господи, вспомню правду Тебя, Единого.
17 Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя, 17 Боже мой, чему Ты научил меня с юности моей, и доныне буду возвещать – чудеса Твои.
18 и даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, 18 И до старости и лет преклонных, Боже, не оставь меня, доколе не возвещу о мышце Твоей всему роду грядущему, о могуществе Твоём и правде Твоей.
19 силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? 19 Боже, до самых высот, – в том, что Ты для меня сделал великого, Боже, – кто подобен Тебе?
20 Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. 20 Сколько Ты показал мне скорбей многих и злых, и, обратившись, оживотворил меня и из бездн земли вывел меня.
21 Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. 21 Умножил Ты на мне величие Твоё и, обратившись, утешил меня, и из бездн земли снова вывел меня.
22 Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев. 22 И я прославлю Тебя среди народов, Господи, на орудиях струнных – истину Твою, Боже, сыграю Тебе на гуслях, святой Израилев.
23 Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. 23 Возликуют уста мои, когда буду петь Тебе, и душа моя, которую Ты избавил.
24 Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне. 24 А ещё и язык мой весь день возвещать будет правду Твою, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла.
Читайте также:  Биография святых кирилла и мефодия

Авторство и применение

В еврейских текстах псалом не имеет надписания. Однако, мнение специалистов единодушно — Псалом 70 принадлежит перу царя Давида. Такие выводы они сделали, проанализировав текст.

Он сходен с другими произведениями поэта (например, псалом 30, 34, 108). Также биография праведника вполне согласуется с сюжетом.

Считается, что данную главу необходимо отнести к периоду гонений, которые уже взошедший на трон монарх претерпел от собственного сына Авессалома.

В надписани, сделанном в Вульгате, упоминаются также сыны Ионадавовы. Под ними имеются в виду рехавиты, о которых говорится в книге Царств и у пророка Иеремии. Этот род пошел от тестя Моисея Рехава.

Согласно Священному Писанию, потомки библейского святого отличались благочестием. Они принципиально были против оседлого образа жизни.

Рехавиты ревностно исповедовали монотеизм, проявляли преданность заповедям.

Семейство проживало в Северном и Южном царстве, строго придерживаясь наставлений своего родоначальника.

Обратите внимание

Они не пили вина, не строили домов, проживая в шатрах, не занимались земледелием, оставаясь кочевниками.

Предполагается, что рехавиты воспевали текст 70 псалма в то время, когда вавилоняне напали на Иерусалим и разрушили его. Также иудеи, угнанные в плен, находили утешение в строках Давида.

Толкование 70 псалома

Многие праведники написали свои комментарии к священным текстам. Среди них был Афанасий великий — греческий святой (295-373 гг.), архиепископ Александрийский. Известен как борец с ересями, защитник православного вероисповедания. Святой отец составил подробное толкование на всю книгу Псалмов. В частности, он разъясняет непонятные метафоры, которые встречаются в 70 псалме.

  • Силы Господа — имеются в виду чудеса, благодаря которым Давиду удалось невредимым выходить из различных сложных жизненных ситуаций (например, во время преследований врагами).
  • Правда Твоя — справедливость Господа, на которую надеется любой праведник. Особенно важно не терять надежды во время нападений недоброжелателей.
  • Избавь меня от руки грешника — подразумевается не какой-то конкретный грешник, а иудейский народ. Призванные быть образцом праведности, избранники Божии часто преступали собственный закон, обижали неповинных.

Исследовал библейскую главу также известный ученый Александр Лопухин, который получил богословское образование в Санкт-Петербургской духовной академии. Широко известна его Толковая Библия, комментарии к Священному Писанию занимают 11 томов.

Основная мысль

Чтобы понять, для чего христиане читают псалом 70, нужно самостоятельно изучить текст. Для этого следует внимательно ознакомиться с ним, причем сделать это неоднократно. Особенность древних молитв в том, что поверхностного прочтения бывает недостаточно. Иногда случается, что в общеизвестных словах Господь скрывает личное откровение именно для вас.

Главная же мысль, которая содержится в строках, в том, что автор надеется на Создателя. Он уверен в том, что получит поддержку в любой ситуации. На это ему дает право тот факт, что Давид сохранял верность Богу до этого момента. Поэтому он рассчитывает на Его заступничество и в дальнейшем.

  • Верующим следует спросить себя — всегда они остаются преданы заповедям, не отворачиваются ли от Христа в те моменты, когда в их жизни все складывается хорошо? Смогут ли они в старости уверенно сказать, что были верными?

Но даже если человек оступился, никогда не следует сомневаться в милосердии Создателя, потому что это ведет к отчаянию и гибели души. Каждый может согрешить, грешил и Давид. Но покаяние возвращало его в объятия Создателя. Ведь Он итак знает все наши слабости и только Он способен дать нам духовные силы. Поэтому не только можно, но и нужно в любой ситуации взывать о помощи.

Построчный комментарий

Псалом 70 рекомендуется почаще читать тем, кто склонен ко греху уныния. Им нужно напоминать себе о тех случаях, когда Господь дает своим детям поводы к радости. Если так проще, следует для начала читать текст на русском. Хорошо изучить несколько переводов и сравнить их между собой. Во время поездок в транспорте псалтирь можно не читать, а слушать.

Стихи 1 — 4

Автор просит Господа спасти его от разочарования, поскольку он уверен в поддержке свыше. Поэтому называет Бога своей крепостью, укрытием.

Не забывает Давид и принести благодарение за помощь, оказанную в прошлом. Можно применить эти строки  по отношению к Израильскому царству.

Тогда гонитель, о котором говорится в 4 стихе окажется антихристом. Так строки превращаются из личных в пророческие.

Стихи 5 — 6

Счастье сегодня многие находят в земных благах, но для праведника оно в том, чтобы следовать заповедям с юного возраста (от утробы матери). Такой человек и в старости может рассчитывать на то, что будет под защитой Бога. Он видит действие Божией благодати на протяжении всей своей жизни и понимает, что ему есть за что возносить благодарность.

Стих 8

Судьба Давида многих поражала — несмотря на сложные обстоятельства, ему удавалось остаться невредимым. При этом он сохранял память о милостях небес, никогда не превозносился и воспевал Бога каждую свободную минуту.

Стихи 9 — 11

Жизнь человека клонится к закату, многих это время пугает. Человек боится слабости и одиночества. Он не хочет обременять своих близких, лишиться сил и возможности самостоятельно за собой ухаживать.

Давид в Псалме 70 пытается подбодрить тех, кто уже вступил в осеннюю пору своей земной жизни. Ему тоже не чужды были опасения — враги замышляли навредить царю, полагая, что Господь отвернулся от него.

Стихи 12-16

Когда Бог выступает на стороне праведника, враги оказываются неизбежно обречены на поражение. Страх силен, но надежда оказывается сильней. В этих строках хвала достигает своего апогея — псалмопевец вспоминает о всех случаях, когда его избавил Бог.

Стихи 17-18

Снова гонимый праведник мысленно переживает свои земные дни и не находит причин для гонений, ведь он оставался верным Иегове с юного возраста.

Он хочет лишь одного — чтобы ему было дано время для наставления нового поколения.

Как мы видим, эту просьбу Творец исполнил — бесчисленное множество юношей и девушек в каждом народе может читать чудесные строки Давида, в которых он воздает хвалу небесам.

Стихи 19-21

С кем можно сравнить чудесную силу и мощь Бога? Никто не достоин такого сравнения. Он мудро устроил вселенную и распорядился судьбой израильского народа. Даже период скорби, рабства в чужой стране был послан ему во благо. После великой печали наступит избавление, будет дарован Спаситель. История отношений Бога и человека только начинается.

Стихи 22 — 24

Воспевая различные имена Господа, стихи будут звучать везде, где соберутся верующие. Тут Бог именуется Святой Израилев — так его называют в Псалтири лишь три раза (помимо этого еще в 77 и 88 псалме). Восхваление никогда не должно носить формальный характер, ведь Господу нужны не ритуалы, а человеческое расположение.

Играя на музыкальных инструментах, Давид воспевал Создателя не только устами, но и сердцем. Пророчески предчувствуя приход Спасителя, праведник ликует, ведь Господь избавил его не только от земных врагов, но и от главного — вечной смерти.

Внимательно ознакомившись с текстом, можно предположить, что автор писал его, будучи в преклонных летах. Восстание Авессалома как раз пришлось на заказ жизни великого царя.

Но Давид не считает нужным уточнить, что именно побудило его взяться за перо. Целью написания 70 псалма было не пожаловаться на жизнь.

Пророк хотел составить такое песнопение, которое утешало бы его соплеменников (читай — народ божий, то есть всех верующих) в моменты тягот, страданий.

Слушать 70 псалом

Псалом 70 — текст на русском, толкование, зачем читают was last modified: Декабрь 29th, 2018 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Молитвы
  4. /
  5. Псалом 70 — текст…

Загрузка…

Источник: https://bogolub.info/psalom-70-tekst/

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 70

№37 (934) / 3 октября ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №36 (933)

– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем разбирать 70-й псалом, который имеет следующее преднаписание: Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у Еврей, 70.

Этот глубокий псалом составлен Давидом от лица сынов Ионадавовых, мужей благочестивых, богобоязненных, о чем Сам Господь свидетельствовал пророку Иеремии; он дается всем верным людям для примера, чтобы и мы подражали сынам Ионадавовым в исполнении заповедей Божиих и хранении заветов Его.

«На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя: приклони ко мне ухо Твое и спаси мя». Конечно, только упование на Господа не посрамится. Почему? Потому что нам нельзя уповать на людей, всяк человек – ложь.

Мы можем уповать на человека, но не получим надежды в этом уповании: у человека ограничены силы, у него нет столько милости, сколько необходимо для нашей поддержки – кто хочет иметь твердое упование и быть избавлен от рук врага рода человеческого и от рук видимых врагов, тот должен всегда уповать на Господа. Бог никогда не оставляет человека: «Аще и мать забудет отроча свое, Аз не забуду тебе», – говорит Господь в Священном Писании; Он всегда заботится и печется о каждом из нас больше, чем наши родители (хотя мы знаем, насколько наши родители болезнуют о нас и о нашем состоянии, если мы впадаем в какие-то бедствия).

«Правдою Твоею избави мя и изми мя: приклони ко мне ухо Твое и спаси мя». Мы не раз уже говорили, что Псалмопевец выбирает такие обороты, в которых как бы приписывает Господу некие человеческие качества: чтобы Господь приклонил ухо Свое. Что значит приклонить ухо? Это значит услышать человека.

Важно

На ушко обычно говорят вещи сокровенные, но говорят так, чтобы человек услышал: если мы говорим просто так, человек может не услышать, но когда человек приклонит ухо, тогда он слышит и понимает каждое слово того, кто к нему обращается. Не раз Псалмопевец обращается к Богу в таких оборотах, чтобы Господь услышал, приклонил ухо.

Действительно, это важно: если Господь слышит, значит Он немедленно приходит на помощь. Но почему Господь должен являть такую любовь к человеку? Он обладает милостью – и здесь говорится: «…правдою Твоею избави мя», то есть по милости Твоей избави меня. Правда – это милость, говорят святые отцы.

По милости Господь избавляет: не мы достойны чего-то, но Господь обладает великой милостью и любовью к человеку, поэтому прощает верных Своих за их нехорошие поступки.

«Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго».

Здесь Псалмопевец четко говорит, от какой руки избавить: конечно, от руки человека, который живет во грехе, хочет причинять зло своему ближнему и в этом видит и наслаждение, и утверждение какой-то правды, но не правды Божией, а правды человеческой.

Мы с вами только что говорили, что Божия правда – это милость, и человек, поступающий по правде, должен поступать согласно милости, которую он имеет примером от Самого Господа.

Правда без милости – это уже не правда Божия, а правда человеческая, это правда человека грешного. Поэтому от такого человека, законопреступнаго и обидящаго, избави мя, Господи. Закон преступается не по правде, по той милости, которую должен являть человек, согласуя свои поступки с Законом.

Здесь опять псалмопевец Давид обращается к Богу и просит: «…буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты» – «не к кому мне, Господи, обратиться. Ты – мое прибежище, Ты – мое утверждение в этой жизни, Ты – моя крепость».

И невозможно найти защиты и ограды в этой жизни не только от окружающих нас людей, но и от демонов, от врага рода человеческого, не оставляющего нас в покое – и Господь вырывает из руки врага рода человеческого все человечество, которое пошло за Ним после Его Воплощения, после Его крестных страданий и Воскресения.

Совет

Тот, кто услышал проповедь от святых апостолов, кто уверовал во Христа, тот уже имеет надежду на то, что Господь вырвал его из рук врага рода человеческого, вырвет и из рук тех, кто желает злое человеку.

«Яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну. Яко чудо бых многим: и Ты помощник мой крепок». Удивительные слова! Они, с одной стороны, очень утешительны для каждого верующего человека.

Читайте также:  Что означает шестиконечная звезда в православии?

А с другой стороны, к ним нужно прислушаться особенно в наше время, когда Бог становится неким препятствием, что ли, к духовному совершенствованию человека: не каждый воспринимает Бога, не каждый идет к Богу, прививает любовь к Богу.

А она должна прививаться, и не просто так, а как псалмопевец Давид говорит: «Ты – упование мое от юности моея» – с юного, буквально младенческого возраста, человек начинает уповать на Бога: надеяться на Него, искать в Нем помощь, защиту.

«И если я с самого раннего детства имею в Тебе, Господи, упование, то, конечно же, Ты никогда не оставишь меня» – Ты помощник мой крепок, то есть «я на Тебя уповаю, Господи, и в жизни Ты меня не оставляй». Почему? «В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея».

Разные толкования по этому поводу… Мне очень близки слова святителя Василия Великого, которые мы читаем в нашем утреннем правиле: «Ты еси Бог мой от чрева матери моея» – и Псалмопевец, и Василий Великий говорят, что вера в Бога переходит к нам с кровью и плотью нашей матери: когда человек находится в утробе верующей женщины, тогда он и воспринимает веру и затем проносит ее в течение всей жизни, то есть рождается уже верующим человеком – признает Бога, поклоняется Ему и принимает Его от утробы своей матери.

Мы имеем право уповать на Господа, искать в Нем помощи и заступничества, ведь Он – Бог наш от чрева, от утробы матери, и от юности мы имеем упование на Него. И если мы хотим счастья и блага для своих детей, своих близких, конечно, нужно прививать эту любовь к Богу и веру еще от чрева матери.

Когда человек имеет это упование, то, что бы с ним ни приключилось в жизни, Господь не оставит его – какое бы падение ни происходило, все равно Господь с любовью относится к такому человеку, видя в нем крепость, силу. И если кто-то ему в жизни помогает, человек понимает, что десница Божия коснулась его и привела к такому доброму делу.

В этом и заключается великая тайна и великая милость, о которой возвещает нам пророк Давид.

«Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое». Каждый верующий должен обращаться к Богу и просить, чтобы Господь вложил в его уста славословие Бога.

Мы находимся в жизненной суете, она очень часто отвлекает нас, и наша молитва бывает недостойной, поспешной.

Обратите внимание

Хотя наши уста и пытаются славословить Бога, но все это вперемежку с суетой и с бытом, – а Бога надо славословить, благодарить Его, что Он от юности нашей, от утробы матери нашей защищает нас, что Он становится для нас непобедимою крепостью, нерушимою стеною, ограждающей нас от всякого зла; и за это мы должны славословить Бога. Но у нас не получается. Поэтому мы должны просить Его, чтобы Господь вложил в наши уста возможность Его славословить, и чтобы это прославление и благодарение Бога исходило с радостью и с любовью, а не по принуждению.

«Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене». Легко совершать грехи в юности, но грешить можно и в старости.

Сама по себе старость маломощна: сил не хватает в старости, чтобы противостоять и греху, и беззаконию, и собственной немощи – она становится порой таким соблазном и искушением, что не каждый ее может перенести в старости.

Поэтому Бог нужен, и помощь Божия нужна человеку как в юности, когда грехи совершаются с легкостью, так и в старости, когда они совершаются по исчезновению сил и духовному малодушию.

Вот Псалмопевец и учит нас просить Бога, чтобы Он помогал нам не только в юности, но и в старости: «Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене». Если человек прославляет Бога и живет Богом, тогда Господь являет ему силу, и не просто силу, а дает крепость, «внегда оскудевати крепости моей». То есть утверждение ты получаешь только когда имеешь действительно глубочайшее упование на Господа.

«Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть eго, пожените и имите eго, яко несть избавляй» – очень тяжелое воздыхание псалмопевца Давида… Он говорит, что, если Господь оставит тебя, что ты можешь представить Богу? Ничего – ведь причиной этой оставленности стал грех: если человек совершает грех, то Господь на некоторое время оставляет человека, и тогда происходит некое посмеяние над человеком, хуление его. Вот об этом и пишет Псалмопевец: какая радость бывает у врагов! Когда ты находишься на высоте – у тебя все друзья, за обедом все соседи. А когда пришла беда, говорит русская пословица, смыла всех вода: когда ты на высоте положения, около тебя очень много людей, и все поют тебе хвалебные песни, но приходит беда, когда Господь попускает некую оставленность человека, – и друзья становятся врагами, и все начинают смеяться над человеком. И здесь псалмопевец Давид так и говорит: «Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе». То есть те, кто хотел причинить зло и искал повода его причинить, вдруг находят этот повод и говорят: «Бог оставил его, и нет такому человеку избавления». И тогда начинается поношение такого человека.

Но псалмопевец Давид не останавливается на этих строках и продолжает: «Боже мой, не удалися от мене: Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне».

Здесь Псалмопевец хорошо говорит: «Господи, не оставь меня, не откажи мне в помощи, не удаляйся от меня, хотя грех, который я совершаю, смердит пред Тобою, но все-таки я Твой». Здесь очень важное понимание. Есть русская пословица: хотя дитя криво, да для родителей мило.

Хоть мы и грешники, но мы грешники Божии, поэтому Господь болезнует о нас, как о Своих чадах, которые заблудились на время, и Он никогда не отвергает человека, даже в чем-то согрешающего. Об этом говорит притча о блудном сыне: отец ждал его возвращения и возвращает своему сыну все, приличествующее ему, согласно его положению.

И Псалмопевец тоже просит Бога, чтобы Господь не удалился, хотя он и находится в греховном состоянии: оставленность порождает большую греховность среди близких людей, в своем безумии начинающих также согрешать.

Важно

Через что они согрешают? Дальше псалмопевец Давид говорит: «Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне» – начинается клевета, ложь, которая возводится в ранг правды. «Да постыдятся и исчезнут» – они исчезнут потому, что им стыдно будет появляться в обществе за то, что они говорили неправду и клеветали на человека, они облекутся в стыд и срам, потому что они искали напрасно злое на ближнего своего.

«Аз же всегда возуповаю на Тя, и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду Тебе Единаго».

Очень глубокие слова говорит здесь Псалмопевец: он говорит, что не любил суету в этой жизни, не познавал книжное, не мудрствует лукаво, он не философствует, не развлекался в своей жизни: книга – это тоже в какой-то степени развлечение, познание неких философских мыслей дает полет и парение твоей гордыне.

Или ты можешь через это понимать вообще некое развлечение по жизни, вплоть до смотрения телевизора и различных житейских увеселений. А псалмопевец Давид говорит, что он никогда не увлекался этим. «Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду Тебе Единаго» – он всегда уповал на Бога и прославлял Бога через ту милость, которую Господь являл ему в жизни.

И это было настолько убедительно, что все славословили и прославляли Бога через его слова и через ту жизнь, которую он говорил о себе и представлял как твердое свидетельство великого милосердия Божия.

«Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса Твоя. И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему».

Опять замечательные и удивительные слова говорит псалмопевец Давид: «От юности я возвещал правду и милость, которую Господь являл, и даже до старости своей буду возвещать и никогда не перестану, но буду возвещать о Тебе, о Твоей великой силе, Твоей огромной помощи всему роду грядущему».

Как Псалмопевец возвещает? Конечно же, через свои псалмы, свои пророчества, через род христианский, который сегодня читает Псалтирь и познает, какую милость в истории явил человеку Сам Господь и как мы должны относиться к нашему Господу, как должны Его благодарить, призывать.

Вот это глубочайшая благодарность псалмопевца Давида за те великие благодеяния, которые Господь явил ему и являет всему роду человеческому…

Имя Божие поминается из рода в род, когда человек открывает Псалтирь и читает, и происходит славословие Бога за то, что Господь никогда не оставляет человека в скорбном обстоянии и никогда в нем не поддерживает зло. Но – более того: кто рождает зло, будет посрамлен от Господа, на того вернется тот стыд, который он воздвигает на своего ближнего.

«Силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия: Боже, кто подобен Тебе?» Действительно, мы всегда должны уповать на Господа, на Его великое и неизреченное милосердие – до Небес была явлена эта великая милость.

Совет

Здесь уже пророчество Псалмопевца о Христе, Который пришел на эту землю и явил великую милость всему роду человеческому, избавив его от греха, проклятия и смерти. Конечно, Господь Сам Себя предложил, но такой великой милости и такой силы вообще не видел мир, потому что это все было явлено от Господа.

И никто не может сделать что-то подобное.

«Кто подобен Тебе?», – говорит Псалмопевец: ну кто такое может сделать, кто может явить такую милость, такую жертвенность всему роду человеческому? Ты всегда и в древние времена, паки и в новые времена, являешь что-то такое неподобное, величественное, которое ни с чем не может сравниться. И никто, как Ты, не может принести это на землю.

«Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси».

Бездною земли называются те глубокие страдания, те глубокие падения, которые могут быть в жизни человека – они бывают в жизни каждого, и никто от них не может избавиться, потому что каждого человека Господь ведет спасительным путем, и скорби помогают ему приблизиться к Господу. Но без Бога их преодолеть нельзя. Поэтому и из таких великих скорбей Господь избавляет человека.

«Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси». Опять-таки, многие трудности и скорби, но Господь Своим пречудным Промыслом, Своею благодатью спасает нас и выводит от скорбей и трудностей.

«Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже: воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев». Под сосудом псаломским имеется в виду всякий христианин, славословящий и прославляющий Господа. Струнами могут называться и уста человеческие, и дела, что совершаются согласно заповедям Божиим.

«Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил: еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне». Действительно, нужно поучаться Закону Божию и жить по правде Божией, но и всегда помнить о том, что нам необходимо делать.

И здесь Псалмопевец очень четко говорит, что еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, то есть мы должны прославлять милость Божию и не забывать, что необходимо славословить Бога. В каком бы состоянии мы не находились, мы должны жить согласно Закону Божию. От юности до старости необходимо нам прославлять Господа и уповать на Него.

Имеющий такое упование никогда не постыдится и не посрамится. Нужно помнить, что Бог Своих не оставляет – Он всегда будет помогать, поддерживать и отводить нас от испытаний и искушений, какими бы они не были, и в какую бы бездну мы не впали в этой жизни, Господь никогда не оставит: Он всегда помнит тех, кто любит Его и исповедует Его от чрева матери своей.

Об этом мы должны заботиться в нашей жизни – чтобы наши чада имели веру и такое упование, и тогда они будут самыми обеспеченными во всех отношениях в этой жизни.

Да хранит вас всех Господь! И Бог даст, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at57164

ПСАЛТИРЬ. Кафизма 10. Псалмы 70-76

На Тебя я, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек;

по правде Твоей избавь меня и освободи меня, склони ко мне ухо Твоё и спаси меня.

Стань для меня Богом-Защитником и местом укреплённым, чтобы спасти меня, ибо твердыня моя и прибежище моё – Ты.

Боже мой, избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика.

Ибо Ты – терпение моё, Господи, Господь – надежда моя с юности моей.

На Тебе я утвердился от утробы, от чрева матери моей Ты – мой покровитель; о Тебе пение моё непрестанно.

Как бы дивом стал я для многих, – и Ты – помощник мой крепкий;

да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё.

Не отвергни меня во время старости, при оскудении силы моей не оставь меня.

Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе,

Читайте также:  Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 2 марта 2019 года

говоря: “Бог оставил его, преследуйте и захватите его, ибо нет избавителя”.

Боже мой, не удаляйся от меня, Боже мой, на помощь мне обратись!

Обратите внимание

Да устыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд и позор ищущие мне зла.

Я же буду всегда уповать на Тебя, и умножу всякую хвалу Тебе.

Уста мои будут возвещать правду Твою, весь день – спасение Твоё; ибо не познал я наук книжных.

Войду в храм в могуществе Господнем; Господи, вспомню правду Тебя, Единого.

Боже мой, чему Ты научил меня с юности моей, и доныне буду возвещать – чудеса Твои.

И до старости и лет преклонных, Боже, не оставь меня, доколе не возвещу о мышце Твоей всему роду грядущему, о могуществе Твоём и правде Твоей.

Боже, до самых высот, – в том, что Ты для меня сделал великого, Боже, – кто подобен Тебе?

Сколько Ты показал мне скорбей многих и злых, и, обратившись, оживотворил меня и из бездн земли вывел меня.

Умножил Ты на мне величие Твоё и, обратившись, утешил меня, и из бездн земли снова вывел меня.

И я прославлю Тебя среди народов, Господи, на орудиях струнных – истину Твою, Боже, сыграю Тебе на гуслях, святой Израилев.

Важно

Возликуют уста мои, когда буду петь Тебе, и душа моя, которую Ты избавил.

А ещё и язык мой весь день возвещать будет правду Твою, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла.

Боже, дай суд Твой Царю, и правду Твою – Сыну Царя,

чтобы судить народ Твой по правде и нищих Твоих – в суде.

Да примут горы мир для народа, и холмы – правду.

Он судить будет нищих из народа, и спасёт сынов убогих, и смирит клеветника,

и пребудет с солнцем, и прежде луны, в роды родов.

Он сойдёт, как дождь на руно, и как капля, падающая на землю.

Воссияет во дни Его правда и множество мира, доколе не упразднится луна.

И будет Он господствовать от моря до моря и от рек до концов вселенной.

Пред Ним припадут Эфиопы, и враги Его лизать будут прах;

цари Фарсиса и острова дары принесут, цари Арабов и Сава дары приведут,

и поклонятся Ему все цари земли, все народы рабски послужат Ему.

Ибо Он избавил нищего из рук властителя, и бедного, у которого не было помощника.

Пощадит Он нищего и бедного, и души бедных спасёт,

от лихоимства и от неправды избавит души их, и почтенно имя Его пред ними.

И будет жить, и дадут Ему от золота Аравии, и будут молиться о Нём непрестанно, весь день благословлять Его.

Будет Он утверждением на земле, на вершинах гор; превознесётся выше Ливана плод Его, и процветут из города люди, как трава земная.

Будет имя Его благословенно вовеки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нём все племена земные, все народы назовут блаженным Его.

Благословен Господь, Бог Израилев, Один творящий чудеса,

и благословенно имя славы Его вовек и во век века, и будет наполнена славою Его вся земля. Да будет, да будет!

Слава:

Как благ Бог Израилев к правым сердцем!

А у меня едва не пошатнулись ноги, ещё немного – и поскользнулись бы стопы мои,

ибо я возревновал на беззаконников, видя у грешников мир.

Ибо нет ужаса в смерти их и твёрдости в наказании их.

В трудах человеческих их нет, и с людьми не подвергнутся ударам.

Потому овладела ими гордыня до конца, оделись они в неправду и нечестие своё.

Выйдет, как из тука, неправда их: дошли до произвола сердца;

замыслили и заговорили в злобе, произнесли на высокое неправду:

подняли к небу уста свои, и язык их прошёл по земле.

Поэтому обратится народ мой сюда, и обнаружится, что дни их полны.

И сказали они: “Как рассудил Бог! И есть ли знание у Всевышнего?

Вот эти грешники – и процветают они, навек завладели богатством!”

И сказал я: “Так напрасно сохранял я праведным сердце моё, и омывал среди невинных руки мои,

и пребывал израненным весь день, и обличал себя до утра”.

Но если бы сказал я: “Буду так рассуждать!”, то стал бы для рода сынов Твоих вероломным.

И постарался я это понять; это – тяжкий труд для меня,

доколе не войду во святилище Божие и не уразумею конца их.

Так, за коварство их Ты назначил им зло, низверг их в превозношении.

Как внезапно пришли в запустение, исчезли, погибли за беззаконие своё!

Как сновидение пробуждающегося, Господи, во граде Твоём образ их Ты уничтожишь.

Когда разгорелось сердце моё, и внутренности мои изменялись,

тогда был я ничтожен и не понимал, стал подобен скоту пред Тобою.

Но я постоянно с Тобою; Ты поддержал правую руку мою,

и советом Твоим направил меня, и со славою принял меня.

Ибо что мне на небе? И чего я восхотел без Тебя на земле?

Изнемогло сердце моё и плоть моя, Боже сердца моего, и Бог – моя доля вовек.

Ибо вот, удаляющиеся от Тебя погибнут, погубил Ты всякого, изменяющего Тебе.

А для меня – благо прилепляться к Богу, возлагать на Господа надежду мою, чтобы возвестить мне все хвалы Твои во вратах дочери Сиона.

Для чего Ты, Боже, отверг до конца, возгорелся гнев Твой на овец пастбища Твоего?

Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала, искупил жезл наследия Твоего, эту гору Сион, на которой Ты поселился.

Подними руки Твои против надменности их наконец! Сколько зла сделал враг во святилище Твоём!

И расхвастались ненавидящие Тебя среди праздника Твоего, поставили знаки свои, а знаков иных не признали, –

как при выходе из храма, вверху. Как в чаще лесной топорами изрубили

двери его вместе; секирой и ломом разрушили его.

Сожгли в огне святилище Твоё, на земле осквернили жилище имени Твоего.

Совет

Сказала в сердце своём родня их вместе: “Придите, и прекратим все праздники Божии на земле”.

Знамений наших мы не видим, нет больше пророка, и Он больше не будет нас знать.

Доколе, Боже, поносить будет враг? Раздражать будет противник имя Твоё до конца?

Для чего Ты отводишь руку Твою и десницу Твою из среды недра Твоего до конца?

Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли.

Ты утвердил силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;

Ты поразил голову дракона, дал его в пищу народам Эфиопским.

Ты разверз источники и потоки, Ты иссушил реки многоводные.

Твой день и Твоя ночь, Ты устроил зарю и солнце,

Ты сотворил все пределы земли, лето и весну – Ты соделал их.

Вспомни это: враг поносил Господа, и народ безумный оскорбил имя Твоё.

Не предай зверям душу, исповедующую Тебя, душ бедных Твоих не забудь до конца.

Посмотри на завет Твой, ибо наполнились мрачные места земли домами беззаконий.

Да не возвратится униженный посрамлённым; нищий и бедный восхвалят имя Твоё.

Восстань, Боже, реши тяжбу Твою, вспомни поношение Тебя безумным целый день.

Не забудь гласа умоляющих Тебя: гордыня ненавидящих Тебя постоянно восходит к Тебе.

Слава:

Мы прославим Тебя, Боже, прославим Тебя и призовём имя Твоё. Я поведаю о всех чудесах Твоих.

“Когда улучу время, Я буду судить по правде;

Растаяла земля и все живущие на ней, – Я утвердил столпы её”.

Я сказал законопреступным: “Не преступайте закон” и согрешающим: “Не возвышайте рога,

не поднимайте в высоту рога вашего, и не говорите на Бога неправду”.

Ибо суд ни от востока, ни от запада, ни от пустынных гор,

потому что Бог – судия: этого смиряет и того – возносит.

Ибо чаша в руке Господа, полная смешения из вина цельного, и Он склоняет её от этого к тому. Однако дрожжи в ней не истощились, – будут пить все грешники земли.

Я же возрадуюсь вовек, воспою Богу Иакова,

и все роги грешников сломлю, и возвысится рог праведника.

Известен в Иудее Бог, велико в Израиле имя Его.

И мирным пребыло место Его, и жилище Его на Сионе.

Там сокрушил Он силы луков, оружие, и меч, и войну.

Светишь Ты дивно с гор вечных.

Смутились все неразумные сердцем, уснули сном своим, и не нашли ничего; все мужи – богатства рук своих.

От угрозы Твоей, Боже Иакова, задремали воссевшие на коней.

Ты страшен, и кто противостанет Тебе? С того времени – гнев Твой.

С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и умолкла,

когда Бог восстал для суда, чтобы спасти всех кротких земли.

Ибо помышление человека будет славить Тебя, и оставшееся в помысле – праздновать Тебе.

Помолитесь и воздайте обеты Господу, Богу нашему; все, кто вокруг Него, принесут дары.

Страшному и отнимающему дух у князей, страшному для царей земли.

Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне.

В день скорби моей я Бога взыскал, ночью воздвиг мои руки пред Ним – и не был обманут. Отказалась от утешения душа моя;

вспомнил я Бога – и возвеселился. Рассуждал – и малодушествовал дух мой.

Предваряли ночные стражи очи мои; я был взволнован и не мог говорить;

размышлял о днях древних и годы вечные вспомнил и вник.

Ночью с сердцем моим рассуждал и испытывал дух мой:

неужели навеки отвергнет Господь, и не будет более благоволить?

Или до конца милость свою отсечёт, окончил речь от рода в род?

Или забудет сжалиться Бог, или сдержит во гневе Своём сострадание Своё?

И сказал я: “Ныне начал я понимать: эта перемена – от десницы Всевышнего”.

Вспомнил я дела Господни; ибо буду вспоминать от начала чудеса Твои,

и вникать во все дела Твои и о деяниях Твоих рассуждать.

Боже, в святости путь Твой. Кто Бог великий, как Бог наш?

Ты – Бог, творящий чудеса, Ты явил среди народов силу Твою,

избавил мышцею Своею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.

Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись, взволновались бездны, множество шума вод.

Звук издали облака, ибо стрелы Твои пролетали.

Голос грома Твоего в круге небес, озарили молнии Твои вселенную, содрогнулась и в трепет пришла земля.

В море путь Твой, и стези Твои в водах многих, и следов Твоих не узнают.

Повёл Ты, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона.

Слава:

кафизмы 10
Трисвятое по Отче наш:

Страшного дня пришествия Твоего я ужасаюсь, Христе, и, неподкупного судилища страшась, Господи, боюсь и трепещу, ибо имею множество согрешений. Но прежде конца, как Милостивый Бог, обрати и спаси меня, Спаситель мой Многомилостивый.

Слава: Когда престолы для Суда будут поставлены, Господи, и судилищу Твоему предстанут люди, не предпочтут царя воину, не получит преимущества господин перед рабом: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится.

И ныне: Великих дарований удостоилась Ты, чистая Дева Богоматерь, ибо родила во плоти Одного из Троицы, Христа жизни Подателя, во спасение душ наших.

Господи, помилуй

Господи, Боже наш, богатый милостью и в сострадании непостижимый, Один по естеству безгрешный и нас ради сделавшийся человеком, не имеющим греха! Услышь в час сей это моё сокрушённое моление, ибо я нищ и беден делами добрыми, и сердце моё во мне пришло в смятение.

Ибо Ты знаешь, Всевышний Царь, Господи неба и земли, что я всю мою юность растратил во грехах и, ходя в след желаний плоти моей, весь стал посмешищем демонам, весь диаволу последовал, всегда в тине сластей валяясь.

Ибо, омрачившись помышлением от младенчества даже и доныне, я никогда не имел желания сотворить святую волю Твою, но весь от насилующих меня страстей пленённый, стал посмешищем и глумлением для демонов, совсем не держа в уме мысли о нестерпимом грозном гневе Твоём на грешников и уготованной им геенне огненной.

Так что, впав оттого в отчаяние и никак не приходя в чувство обращения, я потерпел лишение и потерял дружбу с Тобой.

Ибо какой вид греха я не соделал? Какое дело демонское не соделал? Какое постыдное и блудное деяние я с избытком и усердием не совершил? Ум воспоминаниями плотскими запятнал, тело постыдными сношениями загрязнил, дух согласием на зло осквернил, всякий член несчастного моего тела служить и работать грехам приучил.

И кто теперь не возрыдает обо мне, несчастном? Кто не восплачет обо мне, осуждённом? Ибо я один, Владыка, ярость Твою прогневал, я один зажёг гнев Твой на меня, я один злое пред Тобою сотворил, превзойдя и победив всех от века грешников, несравненно больше и непростительно согрешив.

Обратите внимание

Но поскольку Ты, Человеколюбец, многомилостив, сострадателен и ожидаешь обращения человека, вот, и я повергаюсь пред страшным и нестерпимым Твоим судилищем, и как бы пречистым Твоим ногам касаясь, из глубины души взываю Тебе: “Очисти, Господи, прости, Незлопамятный, помилуй немощь мою, склонись к недоумению моему, внемли молению моему и не промолчи, видя слёзы мои, прими меня, кающегося, и заблудшего возврати, возвращающегося обними и молящегося прости”. Ибо не положил Ты покаяния праведным, не положил прощения не согрешающим, но положил мне, грешному, покаяние в том, чем я возбудил Твоё негодование. Нагим и обнажённым предстою я пред Тобою, Сердцеведец Господи, исповедуя мои грехи, ибо не могу посмотреть и видеть высоту небес, под тяжестью грехов моих сгибаясь. Просвети же очи сердца моего и даруй мне умиление для покаяния и сокрушение сердца для исправления, дабы с благой надеждой и истинной уверенностью пошёл я к тамошнему миру, восхваляя и благословляя непрестанно всесвятое имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Источник: http://www.per-aspera.ru/sviatcalendar/biblia/psalm/ps_tmr/psalm10.html

Ссылка на основную публикацию