Православные воскресные школы для детей

Воскресные школы

Итоговый документ Регионального этапа

XXV Международных Рождественских

образовательных чтений

«Крым: уроки столетия (1917-2017 гг.)»

По благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского 16-18 ноября 2016 года в Симферопольской и Крымской епархии проведен Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений «Крым: уроки столетия (1917-2017 гг.)».

В ходе работы пленарного заседания, проходившего 16 ноября, были заслушаны доклады Правящего Архиерея Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, Главы Республики Крым С.В. Аксёнова, в которых очерчены основные задачи, стоящие перед Республикой Крым в деле духовно-нравственного возрождения.

Выступившие на пленарном заседании заместитель Полномочного Представителя президента РФ в Южном федеральном округе К.И. Степанов, Министр образования, науки и молодёжи Республики Крым Н.Г. Гончарова, Министр культуры Республики Крым А.В.

Обратите внимание

Новосельская, представители высших учебных заведений, епархии отметили большую работу, проводимую в Республике Крым по укреплению и развитию традиционных ценностей, духовного и физического здоровья детей и молодёжи,  указали направления по дальнейшему сотрудничеству Церкви и государства.

 Особо отмечен высокий уровень государственно-церковных взаимоотношений в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, вклад в развитие и поддержание этих отношений Высокопреосвященнейшего Митрополита Лазаря.

В завершение пленарного заседания Митрополит Лазарь и министр образования, науки и молодёжи Республики Крым Н.Г. Гончарова наградили победителей регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» и конкурса «Урок нравственности».

Во второй день Рождественских чтений работа продолжалась по секциям. Участники Чтений обсудили различные формы и методы православной миссии в современном мире. Были рассмотрены возможные пути реализации совместных программ Церкви и силовых ведомств, учебных заведений, общественных организаций, направленных на духовное, патриотическое воспитание детей и молодёжи.

18 ноября в рамках Регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений «Крым: уроки столетия (1917-2017 гг.

)» были проведены Парламентские Рождественские встречи с участием Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, первого заместителя Председателя Государственного Совета Республики Крым Н.Ф.

Маленко, депутатов Государственного Совета РК и членов Общественной палаты РК, представителей органов государственной власти, высших учебных заведений, священнослужителей, работников епархиальных отделов.

По итогам Регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений «Крым: уроки столетия (1917-2017 гг.

)» высказано единодушное мнение, что прошедшее столетие было веком социальных катаклизмов, богоборческих гонений, репрессий, что определило исповеднический характер служения Православной Церкви.

Но этот век стал и временем проявления духовной стойкости, истинного патриотизма, разрушения и возрождения духовно-нравственных ценностей, основанных на христианских принципах, традиций нашего многонационального Отечества.

Участниками Чтений

отмечены необходимость для всего общества уделить более пристальное  внимание теме формирования духовности, нравственности, патриотизма у подрастающего поколения, на основе приоритетов долгосрочной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, которая является частью Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. 

подчеркнутыактуальность внедрения духовно-нравственных воспитательных образовательных практик в образовательные структуры в целях профилактики безнравственного поведения детей и молодёжи;

высоко оценены заслуги Симферопольской и Крымской епархии и непосредственно Высокопреосвященнейшего Митрополита Лазаря в становлении и развитии духовной, образовательной, воспитательной, просветительской, социальной деятельности в Республике Крым.

обращено внимание общественности на продуктивность и инновационную значимость в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сотрудничества Церкви и органов власти, учреждений образования и культуры, силовых структур, средств массовой информации, общественных организаций и движений.

Важно

         Участники Чтений призывают к расширению практики сотрудничества законодательной и исполнительной власти Республики Крым, высшей школы, образовательных и культурных учреждений, силовых структур, средств массовой информации, общественных организаций и движений, Православной церкви и в этих целях рекомендуют:

– активно распространять положительный опыт сотрудничества государственных органов управления и Православной церкви, наработанный в Республике Крым;

– подготовить предложения по улучшению и повышению эффективности крымского законодательства в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи;

– широко информировать общественность о возможностях воспитания с применением эффективных православных педагогических практик, для этого создавать теле- и радиопередачи по духовно-нравственному воспитанию;

– разработать государственную программу Республики Крым по празднованию 140-летия со дня рождения Святителя Луки (профессора медицины В.Ф. Войно-Ясенецкого);

 – активно поддерживать проведение творческих конкурсов, направленных на формирование активного гражданина, предусмотреть взаимодействие организаторов с общеобразовательными и воскресными школами при разработке тем детских и молодёжных научных проектов по краеведению, культурологии, религиоведению;

– обеспечить продолжение научных исследований в области истории, духовных традиций, церковного искусства и современных духовных тенденций, деятельности Симферопольской и Крымской епархии в ФГАОУ «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»;

– поднять проблему освещения истории Крыма в учебниках для общеобразовательных школ Российской Федерации;

– в целях консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения рассмотреть возможность проведения научных исследований в области воспитания на базе православных воскресных школ Крыма и других образовательных учреждений региона;

– изыскать возможность бюджетного финансирования подготовки и издания учебно-методических комплексов по курсу «Основы православной культуры Крыма»;

– рекомендовать общеобразовательным учреждениям внедрять изучение курса «Основы православной культуры Крыма» для начального, основного и среднего общего образования;

– усилить контроль общественности за обеспечением права родителей на свободный выбор модуля «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), рекомендовать руководителям общеобразовательных учреждений привлекать представителей традиционных религиозных организаций Крыма (поконфессионально) к ознакомительной и разъяснительной работе среди родителей учащихся по вопросу содержания и воспитательного значения модулей курса ОРКСЭ;

– рассмотреть вопрос о возможности государственного финансирования проведения Международного конкурса знатоков православной культуры «Зерно истины»;

– разработать воскресным школам стендовые доклады об отношении святых отцов Православной церкви к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для экспозиции их в учебных заведениях;

– привлекать преподавателей высшей школы и клириков Православной церкви для чтения лекций, создания элективных курсов о роли Православной церкви в истории России для студентов и школьников;

– способствовать распространению опыта православной педагогики в высшей школе, студенческой и педагогической среде;

– изучить возможные формы и методы сотрудничества Симферопольской и Крымской епархии с кафедрой религиоведения Таврической Академии Крымского федерального университета;

– инициировать создание вебинар-центров для проведения на их базе курсов, семинаров, лекций по духовно-нравственному воспитанию;

– разработать и провести в образовательных учреждениях тематические уроки, внеклассные или иные учебно-воспитательные мероприятия, посвящённые духовно-историческим особенностям истории России и Крыма в XX столетии; 

– пропагандировать и поддерживать российскую благополучную семью, которая ориентирована на рождение, воспитание и развитие детей на основе взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования;

–  проводить круглые столы на темы духовно-нравственного воспитания для педагогов общеобразовательных школ, студентов высших учебных заведений и широкого круга общественности с привлечением клириков Православной церкви;

– активизировать сотрудничество светских и церковных библиотек в сфере духовно-нравственного воспитания;

– в рамках расширения взаимосвязей с различными образовательными организациями Крыма для решения проблемы формирования нравственности детей и молодёжи продолжать разработку совместных воспитательных и образовательных проектов светских учебных заведений и Православной церкви;

– рекомендовать список документальных и художественных фильмов мирового и российского кинематографа для показа студентам и школьникам с целью формирования у них нравственного сознания;

– для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей предусмотреть активное участие родителей в культурно-просветительских мероприятиях общеобразовательных организаций региона;

– расширить сотрудничество с военно-патриотическими и спортивными организациями для выработки единой методики духовного и военно-патриотического воспитания;

– распространять в общеобразовательных учреждениях Республики Крым опыт Братств православных разведчиков-следопытов по патриотическому и духовному воспитанию подростков;

– активней привлекать представителей армии, Национальной гвардии, других силовых структур для координации действий по патриотическому воспитанию детей и молодёжи;

– организовать православные волонтерские группы из студенчества для проведения благотворительных, просветительских акций с детьми инклюзивной и девиантной группы;

– пропагандировать возможности православного паломничества по святым местам Крыма, совершенствовать церковно-государственное сотрудничество в создании паломнических маршрутов;

– обобщить опыт работы курсов для православных паломниковедов, рекомендовать на курсах подготовки гидов (экскурсоводов) ввести занятия по изучению святынь полуострова и особенностей паломнических поездок, для проведения которых привлекать священнослужителей, специалистов по паломничеству;

– создавать информационные стенды об истории храмов;

– ходатайствовать перед федеральными органами власти и руководством Республики Крым о принятии решения увековечения памяти святителя Гурия (Карпова) как в России в целом, так и в Республике Крым, установив архиепископу Гурию памятник в г. Симферополе;

– включать изучение наследия святителей Гурия (Карпова), Луки (Войно-Ясенецкого) и других подвижников Крымской земли в учебные программы вузовских гуманитарных дисциплин;

– рассмотреть ход выполнения данного итогового документа на Региональном этапе XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в 2017 году.

Источник: http://crimea-eparhia.ru/index.php/voskresnye-shkoly/51-folder

Воскресная школа | Как организованы занятия для детей?

На доске информации храма в честь Рождества Иоанна Предтечи появилось объявление, приглашающее детей на обучение в воскресную школу на 2017-2018 учебный год.

С 2012 года действует при храме воскресная школа, но история ее куда значительнее, берет почин с 1999 года.

Начинали не на пустом месте, перебрались педагоги вместе с учениками в Иоанно-Предтеченский храм вслед за духовным наставником детей отцом Вячеславом Сеничевым из церкви Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская).

На вопрос, кого из организаторов обучения он хотел бы отметить, отец Вячеслав ответил, что основной труд по устроительству воскресной школы взяла на себя Орлова Елена Павловна.

Не только организационная работа легла на плечи директора школы (эту должность занимала Елена Павловна по 2014 год), но и преподавание таких важнейших предметов, как Закон Божий, Катехизис.

Вместе с Моисеевой Татьяной Владимировной ею разработаны программы обучения, отмеченные на конкурсе “Серафимовский учитель”, такие, как “Духовный цветник для детей”, состоящий из двух частей: “Доброта и любовь в окружающем мире” и “Лесенка добрых дел”.

Наверное, непросто постичь детскому разуму такие серьезные предметы, как Закон Божий, Ветхий и Новый Завет, Катехизис, литургика, церковнославянский язык, но в том и искусство наставника, чтобы преподавать так, дабы направить живой детский ум на активное и правильное восприятие предмета. И таких наставников в воскресной школе немало. Это и Серегин Вячеслав Анатольевич, Карпухов Алексей Дмитриевич, Порынов Дмитрий Андреевич.

Совет

Какой же великий православный мир открывается усердным ученикам на этих занятиях! Какое четкое закладывается мировоззрение! Как пригодится в жизни и знание порядка богослужения, значение каждого священного предмета в доме Божием! Ведь уже несколько поколений проявляют в этих вопросах полную неосведомленность. Но вера – это не только сумма знаний, но и повседневная жизнь по заповедям Господним. Основы христианской этики и нравственности, адаптированные для старших и младших в такие предметах, как “Доброе словечко”, “Уроки доброты”, хоровое церковное пение под руководством Шкениной Елены Дмитриевны и Жигун Ольги Сергеевны, кружки бисероплетения, рисования и лепки, уроки физкультуры под командованием Галины Васильевны Турукаловой – все направлено на формирование разносторонне развитого человека, способного оценить красоту созданного Господом мира.

В Нижегородской воскресной школе при храме Рождества Иоанна Предтечи часто организуются праздники. Казалось бы, что трудного, собраться да повеселиться всем вместе? Но православный праздник – это не простое увеселение.

Читайте также:  Православная церковь о григории распутине: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Как нелегко сочетать в праздничном действе православную духовность с развлекательным элементом, и развлекаясь, не забывать о трепетном почитании святынь! Стараются взрослые и дети, поют и читают, устраивают театрализованные и кукольные представления, вместе демонстрируют свои знания в викторинах, где вопросы из богословия и христианской истории далеко не каждому и взрослому по плечу.

Духовные наставники детей делают все, чтобы создавать и поддерживать христианскую общность детей и их родителей, а такое единение, как считает отец Вячеслав, самое главное в воскресной школе. Кстати, на тот же вопрос старшеклассницы Лиза и Ирина дали по существу, такой же ответ. И самым важным они считают терпение и усердие.

Да, без этих качеств невозможно освоить особенно любимые ученицами предметы – Ветхий и Новый Завет и церковнославянский язык. А как считает батюшка Алексий, нынешний наставник детей и отец немалого семейства? Православное образование и воспитание – важнейшее, что дает воскресная школа, но этого еще недостаточно.

Необходимо помочь родителям вместе с детьми обрести твердую веру, привнести ее из храма в повседневную жизнь семьи.

Нередко устраиваются для учеников школы паломнические поездки по святым местам, открывая им бесконечно разнообразный и полный чудесами православный мир. Совсем недавно ездили ученики в город Арзамас, участвовали в торжествах открытия памятника патриарху Сергию (Страгородскому), возглавляемых Святейшим Патриархом Кириллом.

Какого же возраста обучаются дети в воскресной школе? Разного, от малышей до совсем взрослых юношей и девушек. Сегодня у нас имеется 4 группы:

  1. Группа “Колокольчики” (2-4 года)
  2. Группа “Почемучки” (5-6 лет)
  3. Средняя группа (7-11 лет)
  4. Старшая группа (12-16 лет)

А для тех, кто не хочет расставаться с любимой школой, Карпухов Алексей Дмитриевич ведет клуб выпускников “Благовест”.

А вот вместе с мамой, Еленой Шкениной, присутствует на занятиях ее дочка, совсем маленькая, но удивительно серьезная девочка.

Может, продолжит, когда вырастет, дело своей мамы, будет преподавать в школе, как Ольга Сергеевна, дочка Жигун Анастасии Анатольевны, директора школы с 2014 года.

Обратите внимание

Неверно думать, что воскресная школа при храме растит детей в отрыве от жизни светской или мешает общему образованию, напротив, привитые здесь трудолюбие и патриотизм востребованы на многих поприщах. Есть среди выпускников военные, один работает в аппарате МИД РФ, София Жукова (Гончарова), стала матушкой, а многие ученицы – достойные жены и мамы, растящие своих чад в духе православия.

Конечно, не каждый из учеников легко и сразу воспринимает христианскую науку, но хочется надеяться, что, пусть и не сразу, но со временем прорастут и окрепнут в душе у каждого зерна христианской веры.

Источник: http://voskr-shkola.ru/

Православие. Образование. Культура

1. Как организовать ВШ. Учебные программы

   Учебных программ для воскресных школ сейчас достаточно много. Каждая воскресная школы подбирает себе программы в соответствии с желанием и  возможностями преподавателей. Мы предлагаем в качестве образца ряд наиболее успешных программ, которые взяли за основу в своей работе многие церковные педагоги.

    В ближайшее время Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации разработает стандарты для воскресных школ. Основное внимание разработчиков направлено на унификацию содержания образования. 

  Учебные программы для воскресной школы

Программа «Введение в Ветхий Завет» (автор Назарова О. Ю., из сборника «Учебные программы»)

Сборник программ по «Закону Божиему» (из сборника «Учебные программы»)

·         Программы для Воскресных школ _ Ростовская епархия

·         Программа по Основам Православия _ Новосибирская епархия

·         Программа для старшей группы девочек _ г. Москва

·         Программа нравственного воспитания_ Саратовская епархия

·         Программа православного воспитания дошкольников

·         Программа преподавания Закона Божьего в начале ХХ века

«Иллюстрированная вероучительная программа» священник Михаил Залесский (из сборника «Учебные программы») 

«Введение в Предание» программа для 6-9 лет с конспектами уроков, автор Сурова Л. В. (из сборника «Учебные программы»)

«Мироведение»  программа для 7-10 лет  с конспектами уроков, автор  Сурова Л. В. (из сборника «Учебные программы»)

«Мироведение» программа для 10-14 лет с конспектами уроков, автор Сурова Л. В. (из сборника «Учебные программы»)

 «Мироведение»_ программа дополнительных занятий с конспектами уроков, автор Сурова Л. В. (из сборника «Учебные программы»)

Программы Воскресной школы храма Святителя Николая (г. Слюдянка) 

Программы воскресной школы «Ветроград»: «Храмоведение», «Иконостас», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Церковнославянский язык», «История Церкви», «Литургика», «Православный катехизис», «Встреча с батюшкой».   (есть возможность распечатать рабочие тетради)  

«Программа по Закону Божиему» протоиерей Сергий Четвериков

Книжная полка преподавателя воскресной школы. Обзор учебных пособий по Закону Божиему 

О предстоящей стандартизации

О предстоящей стандартизации церковно-приходских воскресных школ. Выступление Председателя Синодального ОРОиК на Рождественских Чтениях 2011г.

Специальный выпуск программы «Почему так» на телеканале «Союз», посвященный вопросам стандартизации православного образования 

Назад к списку

Источник: http://voskres-school.ortox.ru/v_pomoshh_uchitelju_voskresnojj_shkoly/view/id/10827

Православные воскресные школы нашего времени… (стр. 1 из 2)

Православные воскресные школы нашего времени…

Кудасова О.В.

Сегодня мы являемся свидетелями удивительных событий, обусловленных возрождением как самой церковной жизни, так и всего того, что связано с видимыми формами проявления ее в мире.

Описываемый процесс, в силу разных объективных и субъективных обстоятельств, сопряжен с множеством проблем и противоречий, но все-таки он продолжает свое развитие.

Мы засвидетельствуем об этом на примере православных воскресных школ.

Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Важно

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования.

При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев – субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Европе и Сев. Америке.

Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ.

Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты.

В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа (первоначально – лютеранские в Эстляндии) появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в.

Повсеместное распространение воскресные школы получают в России в середине XIX в. Отметим, что выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитым ученым Н.И. Пирогову и проф. П.В.Павлову. Так, под руководством Н.И.

Совет

Пирогова, студенты Киевского университета имени Святого князя Владимира стали проводить по воскресным дням занятия с народом (для преподавания Закона Божия приглашались священники).

Вот что писал по этому поводу Н.И.

Пирогов в статье “Воскресная школа”: “Различие между этой воскресной и обычными казенными школами и в приемах, и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками были разительными.

Успехи же учеников – изумительны. Грамота усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других школах и училищах, посещаемых ежедневно. Воскресные школы для нас – предмет необходимости”.

Действительно, возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью.

Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей “распространения осмысленной грамотности”.

В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – “Азбука” В.А.Золотова, “Букварь южнорусский” Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса.

Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания (см. статью “Воспитание и образование”).

Важнейшая проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с методикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизано безжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которого свидетельствуют как литературные (например, “Очерки бурсы” Н.Г. Помяловского), так и церковные источники (см. документы подготовки Поместного собора 1917 г.).

Частично, но не более того, эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподавания законоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 г.

Обратите внимание

Возрождая воскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном, так как попытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционного типа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительного результата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нужен вдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формы религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви.

Современные воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем, вызванных, например, историческими причинами.

За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в.

, было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере; в значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад – все это и обуславливает те трудности в поиске эффективных, “духовно выверенных” форм деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ. Здесь были найдены разные пути решения проблемы, но мы хотели бы познакомить читателя с тем концептуальным представлением о деятельности воскресной школы, к которому нас привел собственный двенадцатилетний опыт работы при храме Святителя Николая Чудотворца в Хамовническом районе г. Москвы. Кроме того, кратко, мы остановимся на описании деятельности Православного Центра “Живоносный Источник”, с которым нас объединяет общее направление в работе.

Главное концептуальное положение, на которое мы ориентируемся в своей деятельности, таково: воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах некую духовную среду, основная характеристика которой – это атмосфера соборной православной семьи. Мы (преподаватели, учащиеся и их родители) “проживаем” день встречи (как правило, это воскресенье) вместе, как одна большая семья.

Однако школа при этом вовсе не является аналогом некоего элитарного “православного клуба”. В воскресной школе находят свое естественное продолжение те духовные переживания всех, кто включен в ее жизнь; которые раскрываются при участии верующего человека в таинствах Церкви и ее богослужении.

Духовно значимым ориентиром для нас выступает здесь традиция совершения в Древней Церкви, так называемых Агап (греч. ὰγὰπη)– братских трапез, которые еще назывались “вечери любви”. Агапы были соединены с Евхаристией – приношением великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающимся на божественной литургии.

Это свидетельствует о возможности существования некой формы человеческого общения, которая, будучи совмещенной с мистическим общением Бога и человека в таинствах Церкви, как бы продолжает его…

Читайте также:  Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище?

Итак, воскресный день начинается с церковной службы. После богослужения все собираются вместе для прохождения занятий по богословским дисциплинам (для каждой возрастной группы они разные; в том числе предусмотрены и катехизаторские беседы со взрослыми). Изучаются предметы: Закон Божий, история Церкви, церковное пение, нравственное богословие и др.

Основной педагогический подход в работе: процесс обучения не должен носить довлеющий характер, при котором значительное внимание уделяется проставлению отметок, проведению проверочных работ, экзаменов и т. д.

Важно

Этот процесс должен быть естественно включен в “семейную жизнь” школы (возможно, в этом отличие воскресных школ от православных гимназий, которые призваны уделять гораздо большее внимание образовательной стороне учебного процесса).

Наша задача при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой “от сердца к сердцу”. Вспомним слова ректора Православного Свято – Тихоновского Гуманитарного университета протоиерея В.

Воробьева: “Как зажигаются сердца верой? Сердце от сердца, как свечка от свечки. Обычно это бывает, когда встречаешься с каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими подвижниками веры, тогда дети будут верующими.

Если наши учителя будут простыми православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось до революции”.

Если ребенок, придя в воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплота веры, искренность сердечных ощущений; увидит этому примеры, и сам многое опытно переживет – это останется с ним уже навсегда и поможет самостоятельно пополнять свои знания о христианском вероучении.

Здесь уместно сослаться на слова монахини Магдалины, посвятившей всю свою жизнь делу духовного воспитания детей: “Есть такая пословица: “Дай сыну рыбу, и он хорошо поест сегодня; научи его пользоваться удочкой, и он будет хорошо есть всю жизнь”. Подобным образом мы понимаем нашу задачу как православных родителей и наставников.

Мы вдохновляем наших чад любить Бога и учим их, как искать волю Божию о себе. Если дети научены любить Бога, все прочее приложится им (Мф.6,33)”.

Занятия в школе завершаются чаепитием, во время которого, как и полагается в одной большой семье, происходит общая беседа: у кого-то за прошедшую неделю произошло значимое событие, кто-то прочитал душеполезную статью, книгу и хочет поделиться этим с другими, обсуждается взаимопомощь при возникновении каких-либо проблем и т.д. После трапезы молитва: у кого-то на прошедшей неделе были именины – мы духовно “сорадуемся” с ними; кто-то из учащихся или их близких заболел – надо не забыть и о них (возможно удастся даже навестить болящего); кто-то скорбит о потери ближнего – не оставляем без духовного сопереживания, поддержки и его…

Источник: http://MirZnanii.com/a/206664/pravoslavnye-voskresnye-shkoly-nashego-vremeni

Воскресная школа для детей

С 2004 года на приходе святого Георгия Победоносца действует воскресная школа для детей. В настоящее время в школе под руководством 11 педагогов обучаются свыше 160 детей разных возрастов. В 2011 году для дошкольников от 3 до 6 лет  создан развивающий центр “Родничок”. В том же году первые выпускники Воскресной школы образовали молодёжный клуб “Благо-Дать”

В 2013 году приходская воскресная школа  успешно прошла лицензирование в соответствии с новым образовательным стандартом, утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви.

В школу принимаются дети с 7 до 15 лет по итогам собеседования, набор проводится ежегодно в середине сентября.

Занятия проходят по субботам и воскресениям в 3-х в возрастных группах: младшей (7-9 лет), средней (10-12 лет) и старшей (13-15 лет).

Обучение ведется по комплекту учебно-методических пособий “Вертоград”, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации.

 Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре.

 Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся.

В школе преподаются следующие предметы:

  • Храмоведение (начальные понятия о Боге, о молитве, о храме);
  • Православный иконостас;
  • Священное писание;
  • История Церкви;
  • Православное богослужение; 
  • Православный катехизис;
  • Церковнославянский язык;
  • Народное и церковное пение; 
  • Урок мужества и патриотического воспитания.

Расписание занятий в Воскресной школе

Большое внимание в нашей школе уделяется раскрытию творческих способностей у детей. На базе прихода работают Кукольный кружок и Молодежная театральная студия.

 К большим церковным праздникам ученики школы вместе с преподавателями готовят концертную программу, исполняют духовные песнопения и народные песни.

Коллектив юных исполнителей выезжает с творческими выступлениями в школы и больницы.

Уже стало традицией в конце учебного года проводить для детей от 3 до 16 лет и их родителей военно-спортивную игру “Зарница”. Участвуя в игре, дети могут проявить знания и умения, полученные на уроках мужества.

На каникулы для воспитанников школы организуются экскурсии по Ростовской области, каждым летом дети отправляются в паломнические поездки по святым местам нашей страны.

С 2013 года для родителей учащихся воскресной школы регулярно проводятся беседы со священником.

Контакты: Волощук Ксения Валерьевна +7-903-­474-63-14

9669

НОВОСТИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

10 марта 2019 годаВ день Прощенного воскресения педагоги, воспитанники и родители нашей воскресной школы собрались для того, чтобы почитать свои любимые стихи и прозу
10 марта 2019 годаСегодня на Божественной литургии вместе со смешанным хором прихожан пел хор нашей воскресной школы под управлением матушки Ксении Волощук!
24 декабря 2019 годаСостоялась рабочая встреча директоров воскресных школ приходов Западного округа и помощника благочинного по образованию и катехизации
13 января 2019 годаВ храме 40 Севастийских мучеников состоялся рождественский утренник воскресной школы и военно-патриотического центра
5 января 2019 годаПедагоги воскресной школы вручную изготовили вертепных кукол для рождественской постановки кукольного театра
25 ноября 2018 годаВ младших группах воскресной школы отметили День матери
3 ноября 2018 годаКоманда воспитанников и выпускников воскресной школы нашего прихода защитила свой проект «Путеводитель по храму» в рамках XXIII Димитриевских образовательных чтений
30 октября 2018 годаОсеннее занятие в воскресной школе

Архив новостей:

9669

Источник: https://psgp.ru/voskresnaya-shkola-dlya-detej.html

[Педагогика] Воскресная православная школа для детей

Приучение ребенка к церкви начинается с крещения. В православии крестить принято рано. Считается даже, что чем раньше дитя будет под защитой Бога, тем лучше.

После обряда батюшка объясняет родителям, что теперь на них возлагается обязанность воспитывать ребенка в православных традициях, водить его в храм и учить Заповедям. Это нетрудно если приучены сами родители.

А если нет? Ведь после Советского Союза нам в наследство осталось и неумение верить. В помощь мамам и папам организованы воскресные православные школы для детей.

Для чего нужна христианская воскресная школа для детей? Какие задачи ставит?

Совет

Первоначально главной их целью было вести просветительскую деятельность среди малограмотного населения, научить прихожан понимать Слово Божье. Но мир изменился, поменялись и приоритеты школы.

Воспитание — дело не простое. Сегодня существует масса книг с конкретными рекомендациями о том, как влиять на ребенка без физического и нравственного воздействия. Но, к сожалению, многие родители все же не могут добиться того, чтобы малыш сам понимал, что он поступает плохо.

Воскресная православная школа для детей учит отличать добро от зла, разъясняет доступным для ребенка языком понятия веры, любви и патриотизма. Эти знания, приобретенные в раннем возрасте, направят поведение ребенка в нужное русло и станут прочной основой для счастливого будущего.

Программы воскресных школ

Занятия в православной школе проходят бесплатно по воскресениям.

Значение воскресной православной школы для детей

Родительская забота в современном мире направлена главным образом на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для жизни ребенка. материальное ставим на первый план. Порой тратим все свое время на то, чтобы накормить и одеть чадо, забывая о духовно-нравственном воспитании.

О нем вспоминаем тогда, когда мировоззрение уже сформировано без нас благодаря интернету, телевидению и сверстникам. Православная школа помогает воспитать достойного человека, уважающего своих родителей, любящего близких и понимающего ценность семьи.

Душа, как и тело требует постоянной пищи и заботы, без них она деградирует и в конце концов погибает.

Автор поста Леонид, @leo-k

Фото с лицензией ССО

vp-pedsovetvox-populiпедагогикавоспитаниеобразование

Сообщество педагогов, воспитателей, руководителей кружков, тренеров ДЮСШ, студентов, учащихся и их родителей

Источник: https://golos.io/vp-pedsovet/@vp-pedsovet/ru-pedagogika-voskresnaya-pravoslavnaya-shkola-dlya-deteij

Кто сказал, что воскресная школа для детей — это плохо?

Давайте сразу договоримся, что мы сегодня будем говорить не про тех церковнослужителей, что променяли саму веру на стяжательство и двуличие.  Бог им судья, а не мы.

И воскресная школа для детей, о которой мы беседуем сегодня —  та самая, «правильная и богоугодная», каковой она собственно и должна быть. Так что же дает такая воскресная школа для  нашим детям?

Последние десятилетия в нашей стране, к счастью, характеризуются значительным возрождением духовности. Многие люди, очень долго находившиеся вдали от бога и церкви, повернулись к ним лицом, снова обрели православную веру, стали посещать церковь, прислушиваться к проповедям священника и придерживаться религиозных праздников и обрядов.

Обратите внимание

Во многих приходах Русской православной Церкви стали появляться церковные воскресные школы для детей, главными задачами которых являются воцерковление детей, т.е.

вживление детей в церковную общину с помощью церкви, а так же их религиозное образование.

При этом воскресные школы в конечном результате должны стать частью церковной приходской общины, а преподаватели этой школы – быть членами церковной общины.

Работа каждой церковной воскресной школы в основном зависит от их руководителя – батюшки. И разные школы работают по-разному. Одни школы работают строго по плану, который составляется отделами религиозного образования, и дети должны строго выполнять эти правила.
В других воскресных школы детей не учат, а растят и воспитывают с помощью Божьей веры и Божьего слова.

Занятия в школах проходят один раз в неделю – в субботу или в воскресенье. А воскресной она называется не потому, что занятия проходят по воскресеньям, т.е. по выходным.

Название школы происходит от слова «воскрешенье», т.е. возрождение, переход из одной жизни к другой – более чистой, светлой и возвышенной. Школьная форма для девочек – платки и юбки.

Чаще всего дети приходят в такие школы по примеру своих старших братьев и сестер. Но бывают случаи, когда мама, сама далеко не религиозная, приводит в школу своего малыша с целью воспитать его в духе чуткости и добра.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "умиление"

Часто сами дети приводят своих родителей, чтобы те окунулись в таинства религиозных отношений и нашли то, что так давно искали и никак не могли найти.

Важно

Узнать, в какой церкви проводятся воскресные занятия, можно в любой православной церкви.
Занятия начинаются с сентября месяца. Они бесплатные, обычно проходят с чаепитием. Каждый приносит к чаю то, что посчитает нужным для себя.

Мальчиков и девочек в школах чаще разделяют по разным классам, так как у них в церкви разные задачи: девочки поют на кларисоне, мальчики оказывают помощь в службе в алтаре.
Детей в этих школах не наказывают, на них никогда не кричат. Если малыш начинает капризничать, мама тихо уводит его домой.

В воскресных школах существует деление детей на классы, но оно чисто условное.

Дети от полугода до четырех лет принадлежат к начальным классам, от четырех до восьми – к средним классам и т. д. В разных школах это деление разное.

Учеба в разных воскресных школах проходит тоже по-разному. Например, в воскресной школе при Новоспасском монастыре в Москве занятия для начального класса длятся около двух часов. Малыши присутствуют на занятиях вместе с родителями, чаще с мамами.

Основной вид занятий – пальчиковые игры, которые очень полезны как для физического, так и для умственного развития детей. Час-полтора дети лепят, рисуют, водят хороводы, поют песни. Тематика всех занятий религиозная. Все выполняемые поделки посвящаются Пасхе или Рождеству, все истории – из святого Писания.

Занятия для детей от четырех до восьми лет длятся от двух до трех часов. Дети посещают школу без родителей. Они более самостоятельны, и могут сами предлагать темы для занятий. Дети готовят разнообразные театральные представления на религиозные темы, делают поделки: открытки-аппликации, вышивки, различные украшения.

Все это продается на благотворительных ярмарках или дарится прихожанам на праздниках. Вырученные деньги отдаются в детские дома для воспитания сирот.

Детям от восьми до десяти лет преподаются различные религиозные предметы: церковнославянский язык, Закон Божий, церковнославянское пение. Занятия длятся до четырех часов.

Дети вместе с взрослыми поют во время богослужения. Иногда поют только дети.

Совет

На занятиях продолжают делать поделки, некоторым из них позволяют заниматься иконописью.  Особенно удавшиеся работы могут напоминать по стилю те, что пишут палехские иконописцы в мастерской «Русские традиции»
Существуют занятия и для более старших детей ( до пятнадцати лет).

Основными предметами в воскресной школе являются: Закон Божий, церковнославянский язык, Священная История, История Церкви.

На занятиях детей знакомят с основными законами (канонами) церковной жизни, жизни христианских общин. Основными требованиями к жизни общин является: вера, смирение, кротость, терпение, надежда и любовь. Дети слушают проповеди о жизни святых и спасителя Христа.

Самым популярным занятием в воскресных школах является детский церковный хор. Его создание не требует больших затрат и усилий, достаточно одной небольшой комнаты и хорошего преподавателя хора.

Посредством хора дети привлекаются к литургии и привыкают к причащению. Детей ни в коем случае не ругают за категорический отказ причащаться. Такое святое дело должно осуществляться исключительно по доброй воле.

Воспитанники воскресной школы могут быть привлечены к участию в богослужении. Некоторым из них, тем, кто постарше, поручают быть прислужником в алтаре.

В отдельных воскресных школах практикуют социальное служение, сбор материала о новомучениках, паломничество по известным святым местам, а так же обучение различным ремеслам, например, иконописи.
В конце учебного года в некоторых школах дети сдают экзамены по основным предметам. Обычно дети хорошо справляются с ними.

Участие детей в церковных обрядах имеет как воспитательную, так и образовательную цели.
Воспитательный момент заключается в достижении единства души и тела.

Очень важно, чтобы, выполняя обряды, ребенок был внутренне готов принимать эти обряды всем своим сердцем и всей душой. Если он кланяется, зажигает свечу, целует икону, то его душа настраивается на действия тела, т.е. тело как бы помогает душе настроиться на молитву. В этом и заключается их единение.

Обратите внимание

Обучающая цель участия детей в церковных обрядах заключается в том, что, преклоняясь перед иконой и целуя ее, ребенок узнает, что икона является предметом поклонения, и того, кто на ней изображен, надо уважать, почитать и преклоняться перед ним. Если ребенок целует руку батюшки, он невольно осознает, что священник – поистине святое и значимое лицо, перед которым необходимо преклоняться.

Основная задача воскресных школ — не учить детей, хотя и эта задача там не отвергается, а растить их в добре, посредством слова и Закона Божьего.

Ну а вы сами как считаете, нужны ли нам воскресная школа для детей? Или лучше отдать деточку в школу раннего развития? Поделитесь в комментариях.

Источник: http://detochki-doma.ru/kto-skazal-chto-voskresnaya-shkola-dlya-detey-eto-ploho/

Программа занятий в Воскресной школе при православной церкви

О том, что в России практически при каждом храме сегодня действует православная воскресная школа, знают даже те, кто не причисляет себя к особо истовым православным христианам.

Уже из одного названия понятно, что занятия в этих школах проходят по воскресеньям, после проведения Божественной Литургии, а для самых маленьких детей, которые пока еще не в состоянии выдержать три-четыре часа стояния в храме, ‑ и во время нее.

Задачей любой православной воскресной школы является воцерковление и катехизация учащихся, постепенное изучение вместе с ними книг Ветхого и Нового Заветов, Закона Божия, святоотеческих преданий.

В воскресных православных школах для детей учащимся стараются привить основы христианской морали и нравственности, воспитать в них любовь к Богу и Родине, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки, которых так не хватает в государственном образовании.

В некоторых храмах существуют православные воскресные школы для взрослых, особенно востребованные в наше время, когда многие люди приходят к вере во взрослом возрасте, неся в себе огромное количество суеверий, предубеждений и искажений, касающихся всей церковной жизни ‑ начиная от вероучения и заканчивая поведением в храме.

Что из себя представляет православная воскресная школа?

Воскресные православные школы для детей, как и обычные школы, чаще всего разделяются на классы. Правда, их формируют не только по возрастным критериям, но и по тому, какой объем знаний о Боге и церкви имеет новоприбывший ученик. Располагаются православные воскресные школы чаще всего или в помещении храмов, или на территории храмовых комплексов.

Отзывы о православных школах говорят о том, что они имеют самое разное направление деятельности: помимо своего непосредственного предназначения ‑ обучения вере ‑ они часто обучают основам православной культуры, фольклору, разным видам искусства.

В программу почти всех воскресных православных школ входят паломнические поездки, которые на Руси традиционно принято начинать после Пасхи. Это, несомненно, является большим плюсом: путешествуя по своей стране, дети сталкиваются с разными ее национальностями и культурами, расширяют кругозор и в целом учатся веротерпимости.

Воскресная школа для детей это праздники и утренники

Поскольку православные праздники являются важной частью церковной жизни, в программах воскресных школ для детей им уделяется особое внимание.

К большим праздникам, таким, как Пасха, Троица, Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла все учащиеся православных воскресных школ ‑ от мала до велика ‑ готовят театрализованные утренники или представления, раскрывающие внешнюю и внутреннюю суть праздника. Такой подход помогает детям лучше понимать церковную историю, разбираться в подвижном и неподвижном богослужебном церковном круге.

Занятия в воскресных школах православной церкви должны проводить как лица, имеющие священный сан, так и миряне, окончившие или учащиеся в богословских высших учебных заведениях.

Важно

К сожалению, многие православные воскресные школы для детей укомплектованы некомпетентными педагогами, поэтому, выбирая православную школу для своего ребенка, Вам не лишним будет ознакомиться с отзывами.

К счастью, выбрать есть из чего: на сегодняшний день в России существует несколько десятков тысяч воскресных православных школ, предлагающих своим ученикам бесплатную катехизацию.

Источник: https://www.sudba.info/programma-zanyatij-v-voskresnoj-shkole-pri-pravoslavnoj-cerkvi/

Воскресная школа для детей

Главная / Воскресная школа для детей

Наша детская воскресная школа имеет своей главной целью раскрыть перед учащимися существо православной веры таким образом, чтобы она воспринималась ими не как совокупность требований и запретов, а как система духовных ценностей, наполняющих жизнь смыслом и содержанием. Именно поэтому занятия в воскресной школе проводятся в форме беседы, или диалога. Возможность такого диалога определяется взаимным стремлением его участников к установлению истины, единством целей, способностью выслушать точку зрения собеседника, как бы она ни отличалась от своей собственной. 

Диалог дает детям незаменимый опыт слушания другого, опыт поиска соборного решения. Кроме того, диалог естественным образом развивает речь ребенка, ведь надо сформулировать свою мысль, найти точное выражение вдруг вспыхнувшей догадке.

Как наиболее эффективная форма ведения занятий в воскресной школе избрана так называемая «эвристическая беседа». В ходе такой беседы материал излагается педагогом простым, доступным для данного возраста языком, а все важные выводы дети делают сами с помощью грамотно построенных наводящих вопросов педагога.

Также неотъемлемой частью проведения урока является применение в беседе наглядного материала — иллюстраций, фотографий, видео- и аудио-фрагментов, рассказов, стихотворений и т.д.

Наглядность в сочетании с эмоциональным и богатым яркими образами изложением материала способствует не только лучшему запоминанию информации, но и формированию положительного личностного отношения ко всему, что преподается в воскресной школе.

Несомненно, школа не может полностью взять на себя воспитание учеников. Большую роль здесь играет семейный уклад жизни.

Его влияние на душу ребенка и духовный потенциал развития его личности очень велико, поэтому педагоги не вторгаются насильно в жизнь семьи через сознание детей, а ставят задачу деятельно помогать родителям по-христиански воспитывать собственных детей, вникая в их проблемы и подсказывая полезные педагогические приемы.

Совет

Для этого в школе проводятся беседы-лекции с родителями по православному воспитанию и воцерковлению семьи на темы: «Православная семья в современном мире», «Церковные дети и общеобразовательная школа» и др.

Действенной формой скрепления внутрисемейных взаимоотношений является организация общешкольных праздников, требующая большой подготовки.

Руководитель воскресной школы для детей — Бородулина Ольга Александровна 

Учащиеся делятся на 4 возрастных группы:

   подготовительная группа — 6-7 лет

   младшая группа — 7-9 лет

   средняя группа — 8-10 лет

   старшая группа — 11-14 лет

В программе обучения:

  • Закон Божий
  • Катехизис
  • История русской святости
  • Церковное пение
  • Церковное искусство
  • Церковнославянский язык
  • Рукоделие
  • Рисование
  • Театральная студия

Преподавателями школы являются священнослужители и миряне с длительным опытом преподавания соответствующих дисциплин

Занятия проходят по воскресеньям с 12.50 до 16.00. Начало занятий — в октябре, окончание — в мае. Обучение бесплатное

Подробную информацию о текущей деятельности школы (изменения в расписании, объявления) смотрите, пожалуйста, в блоге: https://dvschoolmed.blogspot.ru/

Источник: http://pokrovchram.ru/detskaya_voskresnaya_shkola

Ссылка на основную публикацию