Православная церковь о заговорах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Чем опасны «молитвы»-заговоры

«Подскажите, пожалуйста, есть ли такая молитва — “от трех смертей”? Я слышала, что она помогает даже безнадежно больным, а читать ее можно только раз в год — накануне Пасхи до колокольного звона».

 Этот вопрос поступил в раздел «Вопрос священнику» на сайте Саратовской епархии. Нередко приходится отвечать на подобное и священникам на приходах.

Постараемся внести ясность — возможно, кого-то, кто, столкнувшись с такого рода «молитвами», не решился дойти до храма и обратиться к священнослужителю, это убережет от духовных экспериментов.

Газета «Православная вера»

Среди невоцерковленных и даже некоторых посещающих храм людейшироко распространены тексты «особых» молитв — не употреб­ляющихся в богослужении, не звучащих в Церкви, но якобы имеющих некое усиленное действие на конкретные обстоятельства жизни человека — болезнь, ситуацию в семье и так далее.

 Нередко, в частности, священникам приносят — с сомнениями или за благословением читать — сборник, называемый «Сны Пресвятой Богородицы».Количество этих «снов» варьируется от семидесяти семи до ста.

«Сны Богородицы» переписываются людьми у знакомых, перепечатываются и даже издаются. Каждый «сон» имеет свое поле действия. Вот цитата из «сна» для приобретения богатства: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать.

Обратите внимание

Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра».

Никому не известные авторы и по сей день рождают «в творческих муках» подобные тексты — количество «снов» неумолимо растет. Однако рейтинг этого сборника, пожалуй, вряд ли поднимется выше рейтинга воронежского бестселлера «Молитвенный щит православного христианина».

 В этом толстеньком молитвослове указано, что издан он «по благословению Его Преосвященства Епископа Липецкого и Елецкого Никона», что, к слову, явилось большим сюрпризом для самого Владыки Никона, потому чтоникакого благословения он не давал.

«Счастливыми» обладателями «Молитвенного щита» являются православные христиане по всей России, причем многие из них даже не подозревают, какие опасности для души человека хранит в себе этот «ящик Пандоры». Вернее, сборник православных молитв и… народных заговоров, выдаваемых за православные молитвы.

 Вот уж где действительно можно найти молитву на любую потребу: есть даже «о стяжании дара прозорливости»…

В «Молитвенном щите» перечислено максимальное количество человеческих болезней, и за каждым диагнозом закреплен свой святой, которому надо молиться. То же самое и с другими потребностями, к примеру, святым равноапостольным Константину и Елене почему-то поручена не самая высокая миссия: за ними закрепили молитву об урожае огурцов…

Большой раздел этого молитвослова посвящен самостоятельной борьбе с падшими духами, и центральное место в нем занимает так называемая молитва задержания из сборника молитв старца Пансофия Афонского.

Вот цитата из этой молитвы: «И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.

Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя.

Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих».

Магизм и тьма языческая 

Духовник и преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Владимир Пархоменко рассказал нам о таких «молитвах» подробнее.

— Отец Владимир, кто такой старец Пансофий Афонский?

— Я никогда не встречал этого имени, кроме как при упоминании его в сочетании с «молитвой задержания». Ничего не известно и о сборнике молитв этого старца, я не уверен, что это реальный человек.

— В чем неправильность «молитвы задержания»?

— Вся молитва пропитана духом чародейства. Это видно уже из пояснения, которое находится перед самой молитвой задержания: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея». Подобные рекомендации как раз присущи колдовским обрядам, а никак не православной молитве.

Сила христианской молитвы совсем в другом — в смирении, в духе покаяния, в любви к Богу, ближним и всем тем, кто причинил нам зло. Евангелие учит нас любить своих врагов, а тут мы видим совсем иное.

И, конечно же, никакого смирения и покаяния в этой молитве нет; более того, в ней человек указывает Богу, каким образом Бог должен действовать и что надо сделать с нашими врагами.

— Что привлекает людей в таких «молитвах», почему они хотят их читать?

— К великому сожалению, человечество, несмотря на то, что сейчас XXI век, имеет по большей части магический взгляд на мир. И это магическое мировоззрение закрадывается и в церковную среду. Человеку не хочется смиряться перед волей Божией, а хочется, напротив, управлять жизненными обстоятельствами. Это проявляется и по отношению к молитве.

Важно

Возникает внутреннее убеждение, что молитва сама по себе должна непременно приносить желаемый результат, и не важно, хочет этого Господь или нет.

При этом молитвословия могут быть выбраны абсолютно церковные — например, «Да воскреснет Бог», «Богородице Дево, радуйся», но если человек заключает в своем сознании мысль о том, что само прочтение молитвы или определенного количества этих молитв будет обязательно влиять на какую-то ситуацию — это классическая магия.

Типичный пример магического мировоззрения: прочитаю сорок акафистов, и задуманное обязательно сбудется — квартира появится, жених найдется, обидчики будут наказаны и так далее. И вместо хрис­тианской молитвы совершается своего рода ритуальное действие, которое вполне можно приравнять к ритуалу с куклой вуду.

В основе такого отношения лежит еретическое учение о возможности навязать Богу свою свободу.

Человека, который и молитвы из обычного молитвослова читает с мыслью «чтоб обязательно сбылось», очень легко заинтересовать чуждыми церковному духу молитвенными текстами, близкими по содержанию к заговорам.

Люди обманываются тем, что в таких молитвах-заговорах произносится обращение не к сатане, а к Богу, Божией Матери и святым. Но это исключительно магическая вещь, там присутствуют формулы заклинания.

— А как человеку распознать эти формулы заклинания в том, что он читает?

— В заклинаниях всегда существует некий автоматизм — действие за действие. Я Тебя, Господи, призываю, к Тебе обращаюсь, поэтому Ты однозначно сделай то, что я хочу.

— В чем заключается эта опасность, как чтение таких «молитв» может навредить человеку?

— Самый легкий случай — это когда на такого «молитвенника» нападает страх, уныние, начинают происходить мистические вещи, обрушивается град неприятностей. Это признак того, что от человека отошла благодать Божия: Господь таким образом помогает человеку понять, что он движется не в том направлении.

Кто-то понимает и останавливается. Однако часто в сознание молящегося такими «молитвами» всеивается мысль, что раз идет такая брань, значит, он на верном пути, надо усиливать молитву и воевать.

Но на самом деле нигде у святых отцов мы не находим учения о том, что обязательным признаком правильной молитвы является восстание на тебя падших духов. Дальше может наступить затишье в этой брани, человек думает, что он победил.

Совет

От этого он испытывает гордость, потом у «молитвенника» могут появиться «благодатные состояния» и видения, которыми он начинает руководствоваться. Все это чистая бесовщина и погибель души человека, выйти из такого состояния уже очень трудно.

— Батюшка, возвращаясь к прочтению молитв «по количеству»… Но ведь часто встречается, что священники благословляют читать канон, акафист или какие-то молитвы определенное количество раз. Разве это неправильно?

— Духовники действительно порой благословляют определенное количество молитв — например, Иисусову молитву сто раз. Но здесь важна причина, важен мотив: в данном случае это делается исключительно из одного соображения — чтобы дать человеку меру духовного труда.

Священник видит, что меньше этому человеку будет мало — труда не почувствует, а больше будет вредно — в прелесть может впасть. Никакой магии в этом нет, это чисто практическое соображение.

А уже дальше в среде духовно нетрезвенных христиан этому числу начинает приписываться магическое значение.

Говоря о количестве молитв, стоит отметить еще один признак духовной нетрезвенности — очень большое молитвенное правило, которое возлагают на себя люди (или, к сожалению, могут возложить на них так называемые младостарцы).

Я могу понять, если у человека сердце поет, и от этой радости он так много молится.

Но чаще всего вижу, что это просто огромный перечень прошений к Богу — будто Он не знает, что человеку нужно! Разве о чем-то забыли сказать в утренних и вечерних молитвах святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие святые отцы? Ведь Христос, дав нам молитву «Отче наш», заповедовал нам не быть многословными в молитве, как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны. Бывает даже, что у человека возникает зависимость, нездоровая потребность в несоразмерно большом для обстоятельств его жизни и духовного возраста молитвенном правиле. Это тоже признак не благодати, а надрыва духовного. Иногда приходится на некоторое время почти лишать человека молитвенного правила, благословляя, например, несколько небольших молитв утром и вечером. Если этого не сделать, то потом приползают на исповедь духовно истощенные люди, и восстановиться им бывает очень сложно…

Преподобный Антоний Великий приводил замечательный пример: чтобы выстрелить из лука, тетиву нужно натянуть в меру. Если не дотянешь — стрела не полетит, перетянешь — лук лопнет. Так и в молитве нужно находить золотую середину.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Светлана Попенко

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/05/04/chem-opasny-molitvy-zagovory/

Православная церковь о сглазах, порчах и заговорах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы – православные молитвы

Наверное, уже заурядной является ситуация, когда кто-то, неожиданно заболев, говорит, что на него навели порчу.

Если с человеком нежданно случилась болезнь, да еще если ей сопутствует цепочка личных неприятностей, то тут же возникает мнение, что кто-то решил магическими чарами причинить вред.

«Несчастный» сразу вспоминает зложелателей, тех, кто был бы рад его невзгодам. Воображение накручивает свои дополнения, создавая богатую красками картину.

На одном приходе у некоей бабушки случился паралич. После выздоровления речь полностью не восстановилась, она могла произносить очень ограниченное количество слов.

Обратите внимание

Придя к священнику, бабушка первым же делом выдавила из себя: «К-к-кто эт-т-то н-на мен-ня нав-в-вел?» Батюшка был потрясен подобным уровнем восприятия собственной болезни.

Насколько низко мы, оказывается, опускаемся, приписывая события своей жизни каким-то «злобным» людям или жалким, отверженным темным духам, в то время как болезни попускаются Богом для нашей же пользы.

Народное сознание легко узревает магию там, где ее никогда и не было.

Так, когда Степан Разин стал одерживать одну за другой победы, в народе сразу же распространился слух, что Разин колдун и что он способен останавливать одним окриком военные суда, а одним взглядом – полки солдат.

Что же это такое – порча и сглаз, и как относиться к этому православному христианину?

Под порчей обычно понимается темное воздействие на человека, наведенное колдовскими чарами и несущее с собой телесные и душевные болезни, отрицательные желания, мысли, чувства и ощущения. Порчу также пытаются наводить на посевы, на животных и на жилье.

С помощью магических чар стараются отбить у подруги понравившегося человека или насолить конкуренту по бизнесу – у «порченого» человека, как предполагается, должно возникнуть неприятие к ранее любимому или наступить апатия, безжизненность и отсутствие интереса к своему делу.

И это значит, что думать христианину следует не о темной демонической силе, а о Боге, рядом с Которым мы обретаем духовную силу и власть по слову Самого Спасителя: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10: 19).

Пожалуй, на земле не найдется ни одного человека, которому желали бы только добра. И действительно, встречаются люди, которые были бы очень рады добиться заговорами не только нашей болезни, но даже и смерти – будто от этого им самим станет легче жить.

Важно

Тем более падшие духи желают погибели, несчастий и вечных мучений для душ человеческих. Но если бы им было возможно свободно реализовать свою темную волю, мы все давно были бы напрочь истерзаны, изничтожены, не способны ни к жизни, ни к работе, ни к творчеству.

Читайте также:  Православная церковь о контрацепции: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Преподобный Серафим Саровский как-то сказал, что если бы диаволу было дозволено, то он одним когтем мог бы перевернуть всю землю. Но раз до сих пор не перевернул, то значит, не он все-таки правит историей.

Жизнь человека – дар Божий, и существование мира поддерживается, прежде всего, Промыслом Божиим, пусть он даже невидим за пеленой человеческой суеты. В руках Божиих – болезнь и здоровье, благополучие и страдание, успехи и неудачи, сама наша жизнь или смерть.

И потому всё случающееся с нами есть попускаемый Богом необходимый нам в жизни урок.

В центр регулярно обращаются бывшие оккультисты. Когда-то они занимались магией, пытались наводить или снимать порчу, увлекались экстрасенсорикой – все они несут тяжкие последствия своей же собственной практики.

Но есть среди приходящих и много таких, которые утверждают, что испытали на себе чужое оккультное воздействие, якобы на них навели порчу.

Специалисты центра по этому поводу с печалью говорят, что из всех жаловавшихся на порчу лишь 1% в реальности испытал оккультное воздействие, зато 99% сами надумали себе порчу, загнали себя в такой страх и панику, что не способны свободно и трезво смотреть на вещи.

Для нас полезнее, даже если беда приключилась по бесовскому наваждению, восходить своим умом к любящему Свое творение Небесному Отцу, Который промыслительно попускает нам самые неприятные вещи.

Совет

И даже если кто-то действительно колдовал и наводил свои темные чары, для христианина важно смотреть глубже и возводить смысл своих личных страданий к Промыслу Божию, а не думать о заклинаниях неприятеля.

В этом мире нет ничего сильнее благодати Святого Духа, поэтому христианин, старающийся по возможности часто молиться, посещающий храм, внимательно исповедующийся и благоговейно причащающийся Святых Таин, недоступен воздействию магических чар. Ведь нам для того и дана сила крестного знамения, различные святыни и крещенская вода, а тем более Таинства Церкви, чтобы бесовские силы к нам и к нашему жилью даже не подступали.

Если христианин не исповедуется и не причащается, если он вообще лишь формально принадлежит к святой Церкви, не зная ни молитв, ни богослужений, то такой человек не огражден благодатью Божией. Поэтому к нему легко может пристать какое-нибудь вражье наваждение.

Изначальная суть духовных бед – не в порче и колдовстве, а в собственной беспечности человека, пренебрегающего благодатными дарами, которые готова предложить ему Церковь.

Существует наблюдение, что вражье наваждение тогда наиболее приступает к человеку, когда тот заранее боится его. Допуская в себе страх, мы выражаем маловерие, потому что не верим в Божию помощь. Не имея же веры, подпадаем под власть темных сил. Господь всемогущ, Он всегда рядом с нами, значит, Его помощь всегда нам доступна. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим.

Суть же в том, что думать надо, прежде всего, о Боге и Его заповедях, а не о происках демонов и колдунов.

Величайший из древнехристианских подвижников, преподобный Антоний Великий наставлял: «Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство». Ведь на Кресте совершилось искупление грехов человеческих, и потому Крест Христов возвращает людям Божию благодать, которая прогоняет демонов.

Святые отцы приводят сравнение: когда котел раскален на огне, то на него не опустится ни одна муха со своими бактериями, а когда он остыл, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов.

Обратите внимание

Тот наводил на святую Иустину темных духов, пытавшихся склонить ее к домогавшемуся ее руки юноше.

Но как бесы ни пытались возбудить в ее сердце и теле страсть, горячая молитва мученицы Иустины рассеяла все чары, так что, пораженный такой духовной силой, колдун Киприан признал бессилие диавола, сам обратился в христианство, со временем был принят в клир и даже стал священномучеником.

В Священном Писании Нового Завета есть весьма важные, знаменательные слова: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3: 8).

А ниспослав в день Пятидесятницы Святого Духа, Он основал на земле Церковь, в которой мы можем приобщаться к плодам Его победы. Важно понять: Спаситель даровал нам не земную власть или могущество, не материальные блага или сокровища тленной земли, а духовную силу, перед которой ничтожны любые наветы невидимого врага.

Сравнительно с тем, что Господь подает человеку, все бесовские наваждения являются какими-то жалкими, мало значащими досаждениями. «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

Христианин не может лишиться благодати Божией, полученной в Таинствах Церкви, от чьего-то недоброго прикосновения, подсунутой заговоренной еды или подложенной в портфель магической иголочки. Потому что благодать – не бездушная одежда или предмет, который можно отнять или сорвать помимо воли их обладателя. Благодать есть особое освящающее присутствие Божие.

Он ли не оградит Своих верных? Если, будучи распят, Христос извел из ада души ожидавших Его людей, то что значат силы ада для христиан после Его Воскресения?

Суеверный человек боится пройти, прикоснуться, съесть – как бы там не принять в себя порчу. А Господь говорит: «Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15: 10–11). Главной порчей человеческого естества является грех, который, словно невидимая проказа, изъедает и обезображивает душу человека.

Важно

Наша испорченность такова, что мы никак не хотим видеть причины бед в самих себе, но всегда находим их в неких внешних злых силах.

Акцентируя внимание на неудачах, копя обиды, такой человек сам ставит себя в положение жертвы, как бы специально изыскивая, кто там еще ему насолил. Понятно, что при подобном отношении к жизни человек замечает только злые наветы.

Его сознанию легче принять мысль о порче и сглазе, нежели о собственных прегрешениях и исправляющем нас Промысле Божием.

Когда мы приходим в храм, то слышим церковное пение, видим на иконах лики Спасителя, Божией Матери, святых, участвуем в богослужении – и наша душа воспринимает благодать Святого Духа, осеняющего храм, мы невидимо восходим ко Господу, близ Которого уже не актуальны суеверные страхи.

Если же мы отвлекаемся на каких-то, как нам кажется, подозрительных старушек, думаем о порче, сглазе и магии, то на первое место в нашем мысленном взоре выходит злоба невидимого врага. Сосредоточивая душевное внимание на зле, мы становимся дальше от добра и, значит, беззащитнее перед темными наваждениями.

Поэтому христианину более важно не по сторонам смотреть, кто там на нас нашептывает, не перебирать в уме, от чьего наговора приключилась беда, а умом и сердцем восходить к Богу, рядом с Которым земная жизнь получает духовную прочность и освящается небесной радостью.

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6: 22–23). Да поможет всем нам Господь очищать свое сердце и да укрепит в созидании нашей духовной жизни, в вере и надежде на Него – Того, Который сокрушит под ноги православного христианина всех невидимых врагов.

Источник:

Как самостоятельно в церкви снять с себя сглаз и порчу

Источник: http://molitvennikk.ru/drugoe/pravoslavnaya-tserkov-o-sglazah-porchah-i-zagovorah-otnoshenie-mnenie-i-otvety-na-chastye-voprosy-pravoslavnye-molitvy.html

Христиане не боятся магии. О заговорах, гадании, боязни «порчи» и «сглаза» по учению Православной Церкви

не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Книга Второзакония 18:10-12)

Порой нам кажется, что к магии причастны лишь те, кто пытается сознательно колдовать, насылать порчу и проклятия.

Однако если человек верит в действенность магических обрядов, боится порчи и сглаза, пытается защититься от этих якобы могущественных воздействий при помощи целителей, ясновидящих, гадалок, экстрасенсов и «бабок», а также с помощью различных амулетов – такой человек, несомненно, страдает маловерием, имеет магический взгляд на жизнь и нуждается в покаянии пред Богом.

Отношения Я-ТЫ в духовном мире

Совет

Латинский термин «религия» имеет два основных значения: соединение и благоговение, – которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.

Религия говорит нам о Боге как Творце всего мира, в руке Которого находится не только жизнь каждого человека, но Который заботой и вниманием поддерживает каждую песчинку в нашей Вселенной, без воли Которого «ни одна из малых птиц не упадет на землю; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30).

Христиане называют Бога Всевышним и Вседержителем, выражая тем самым убеждение, что нет сил или существ, способных противостоять Богу.

Более того, православные христиане исповедуют не слепую Силу, Космический Принцип или Абсолютный Разум, но личностного Бога, Который открывает Себя человеку, призывает к общению с Собой, и Которому в молитве можно сказать «Ты».

Иными словами, если христианин желает достичь добра, счастья и исцеления, он будет обращаться к своему Спасителю и Господу Иисусу Христу, а не к «энергетике добра» и «космическим вибрациям здоровья».

Каждая православная святыня (например, Таинства, святая вода, иконы и крест) связывает нас с Господом, и выражает единение со Святой Церковью.

В оккультизме же, наоборот, нет обращенности к Богу как к Личности.

Заговоры, амулеты и гадание не соединяют ни с Богом, ни со святыми (даже если «для отвода глаз» читается «Отче наш» и горит свеча).

Убеждение  в защитных свойствах некоего якобы имеющего «магическую силу» предмета, приводит к тому, что молитвенное обращение к Богу, соблюдение норм нравственности и т. д. становится ненужным.

В словаре оккультистов мы встречаем лишь термины, отрицающие личностность Бога и возможность общения с Ним: «карма», «энергетика», «сила», «судьба», «порча». Ведь эти люди исключают Бога из своей жизни и пытаются справиться с трудностями без Него.

Обратите внимание

Смиренное обращение к Богу и общение с Ним именуется молитвой, и напротив, «разговор» лже-целителя с болезнью и энергией называют «заговором». К сожалению, в последнем случае не только не возобновляется единение с Богом, но существующий разрыв с Ним еще более усугубляется.

Свобода Бога и человека

Магию подпитывает ложная уверенность в том, что не только материальный мир всецело подчиняется законам природы, но и духовная сфера жестко и беспрекословно зависима от неких закономерностей мироздания, что будто бы даже Сам Бог, духи и люди подчиняются законам духовного бытия, чем якобы и пользуются маги, подыскивая «ключи» к этой сложной духовно-энергетической машине.

Таким образом, магизм – это ложная вера в возможность человека овладеть сверхъестественными и естественными (природными) силами с помощью заклинаний и ритуалов, манипулировать этими силами и подчинить их себе. В магии признается, что определенные символические действия способны сами по себе влиять на жизнь.

В магизме присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы.

Магизм ставит на первое место не волю Творца, а волю человека, который стремится «вырвать» дары у Неба с помощью ритуальных действий.

«Господи, пусть будет воля моя!» – именно такой мотив проглядывается в стремлении себялюбивого человека навязать Богу (или какому-нибудь духу) исполнение своих желаний с помощью магических практик.

Противоположностью такому подходу  является благоговение перед Личностью Творца, позволяющее религиозному человеку соглашаться с волей Божией, говоря, «да приидет Царствие Твое.

Да будет воля Твоя!» Православный человек ничего не навязывает Богу и готов принять всё, что посылает Бог.

Он понимает, что карьерные неудачи, нестроения в семье и в собственной душе во многом вызваны испорченностью его воли и нежеланием бороться с грехом (например, со своей гордыней и леностью), а вовсе не «сглазом», происками колдунов или влиянием звезд.

У бесов нет власти над человеком

Важно

Не существует безликих потоков мистической энергии, способных испортить душу человека без его на то согласия.

Из евангельского повествования об исцелении гадаринского бесноватого видно, что бесы не могут овладеть человеком без особого попущения Божия. А значит и люди, пытающиеся обращаться за услугами к миру духов (т.е. колдуны), такой властью над человеком не обладают.

Читайте также:  Беседы с детьми о монашестве и монахах

Верующие люди воспринимают Злые силы (бесов) как разумные создания (в отличие от стихий), и противопоставляют им обращение своего ума и сердца к Богу, а не бездушное использование амулетов, или попыток «сжечь негативную энергетику» с помощью свечи.

Бог полагает на каждом крещеном христианине печать Святого Духа, которую не может превозмочь никакой демон или проклятие. При совершении Крещения священник читает такие великие слова: «Господи, отгони от него все действия диавола. Запрети нечистым духам и прогони их; сокруши сатану под ноги его вскоре, и даруй ему победы над ним и над нечистыми его духами».

Как видно из текста этой молитвы, христиане решаются с помощью Божией противостоять диаволу.

Сам Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «даю вам власть наступать на… всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).

Поэтому страх «порчи» и «сглаза» совершенно не свойственен церковному человеку и овладевает лишь маловерными людьми, не верящими в Промысел Божий и силу церковных Таинств.

 «Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство. Даже над свиньями не имеет диавол власти (Мф. 8:28-34), тем более не имеют над человеком, созданным по образу Божию», – так убеждал христиан не бояться магии и бесов преп. Антоний Великий.

Но даже крещеный человек может стать объектом воздействия нечистых духов, если сознательно позволит себе совершение смертных грехов или суеверно начнет искать якобы насылающих на него порчу колдунов. Заболевают от порчи только те, кто верит в колдовство и порчу.

Совет

Преподобный Макарий Оптинский так описал эту возможность: «Когда с человеком беда случится, он не переносит ее с терпением, а на других злобствует. Кто много думает о колдовстве, то и в правду от своей думы при попущении Божием беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться, скучать и заболеет.

Для истинного христианина не страшны наговоры, порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, а не бояться колдунов».

Страх магизма и религиозная сила духа

Легко заметить, что основной эмоцией людей, склонных к магизму и язычеству, является страх. Маловерный человек чувствует себя покинутым Богом, не чувствует к Нему доверия, и не уверен, что Бог может и хочет его спасти.

Господь призывает не впускать в себя такие недостойные мысли: «не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Книга пророка Иеремии 10:2).

К сожалению, не доверие и любовь к Богу, а боязнь проклятия, порчи и сглаза, страх потерять здоровье или близкого человека – вот какие чувства поселяются в душах нецерковных людей. Очень многие грехи (например, обращение к гадалкам, ложь, предательство или угодничество) совершают люди, движимые страхом и отказом принять волю Божию.

В книге пророка Исаии Бог дает удивительное утешение для каждого христианина: «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою» (книга пророка Исаии 41:10-13).

Христианину нечего бояться, ведь Бог не меняется, как не меняется и Его безусловная любовь к каждому человеку, поэтому страшиться стоит только одного – измены Богу и потери единения со своим Спасителем.

Два пути: духовный рост и падение

Язычники понимают грех как «сакральную скверну», как невольное заражение чем-то, что опасно человеку, но с его духовным состоянием совершенно не связанное.

Обратите внимание

Поэтому и спасаться они пытаются исключительно механическим путем, без внутреннего перерождения, ища «духовную таблетку», совершая лишь набор определенных действий и обрядов, произнося лишь заклинания и магические формулы, или даже меняя свое имя.

Православие, напротив, раскрывает подлинную сущность греха, видя его в нарушении воли Божией, духовном отпадении от Творца. Поэтому в любой беде христианин, прежде всего, видит Божье вразумление и стремится изменить себя.

Подведем итоги. Православный христианин не боится порчи, проклятий и бесов, исповедуя три важные истины:

1)     Бог всемогущ (никто и ничто не может Ему противостоять);

2)     Бог всеведущ  (Он знает всё, что происходит с каждым человеком);

3)     Бог есть Любовь. Он желает и на самом деле спасает каждого из нас.

Если же христианин, оступившись, проявил маловерие или даже участвовал в магических обрядах, он призван покаяться в этом грехе в Таинстве Исповеди и примириться с Богом.

Источник: https://psgp.ru/xristiane-ne-boyatsya-magii.html

Православие против магии

Недавно во время олимпиады в Пекине наши спортсмены, опасаясь «козней китайских экстрасенсов», прибегли к таким «проверенным, надежным средствам», как «щепотка соли, рыбья чешуя, православный крестик» и тому подобное…

— Наверно, надо начертить на земле круг и написать в нем всякие таинственные слова непонятными буквами, и встать в него,и произносить разные заклинания? — Нет, — сказал Юстас, поразмыслив. – Я тоже примерно так думал,

Только эти круги и заклинания все-таки чушь собачья. По-моему, они Ему не понравятся. Как будто мы Его хотим заставить что-то сделать.А мы Его можем только просить.

К.С. Льюис. Серебряное кресло

Мистическая путаница

Недавно во время олимпиады в Пекине наши спортсмены, опасаясь «козней китайских экстрасенсов», прибегли к таким «проверенным, надежным средствам», как «щепотка соли, рыбья чешуя, православный крестик» и тому подобное.

Практически в каждой рекламной газете легко найти целые полосы, посвященные оккультным услугам. Передачи, фактически рекламирующие «народных целителей», идут в самое удобное время. Несомненно, что речь идет о процветающей индустрии; люди охотно обращаются к «миру непознанного» и относятся к нему, судя по готовности выкладывать свои кровные, вполне серьезно.

Для человека, который не знает о Православии практически ничего, — а у нас как рядовые телезрители, так и многие академики ничего не знают, — Православие и оккультизм сливаются в какую-то неразличимую муть, загадочно-привлекательную для одних и отталкивающую для других. Положение  усугубляется тем, что многие оккультные «целители» используют православную атрибутику и изображают себя православными людьми.

Такое восприятие порождает ряд недоразумений.

Резкая критика «религии» и распространения «религиозного мировоззрения», которую время от времени высказывают некоторые представители академических кругов, относится во многом к этому «миру непознанного» из вечерних телепередач и популярных изданий.

Между тем Церковь не только не имеет никакого отношения ко всему этому, но и является единственной силой, способной противостоять суеверию, против которого академическая наука и образование оказываются бессильны.

Важно

Кроме того, множество «рядовых телезрителей», искренне полагающих себя православными христианами, с легкостью обращаются к языческим и оккультным практикам, совершенно не думая при этом, что совершают нечто неправильное.

Эти недоразумения следует разъяснить: с одной стороны, мы никак не можем принять упреки людей неверующих – часто обращенные просто не по адресу, с другой – должны предостеречь людей, которые полагают какие-то формы оккультизма совместимыми с Православной верой.

Поиск безопасности

Знаменитый антрополог Бронислав Малиновский, исследуя представления о мире жителей Тробрианских островов, обратил внимание на то, что эти люди, известные своей приверженностью магии, в то же время способны действовать вполне рационально.

Они строят лодки, руководствуясь несложными, но вполне «инженерными» расчетами; весьма рассудительно подходят к сельскохозяйственным работам; накапливают знания об окружающем мире и вполне в состоянии разумно действовать в соответствии с тем, что им известно. Им в голову не придет пытаться заменить трезвый расчет при постройке лодки или при проведении сельхозработ магией.

Тем не менее ни одно важное событие – ни постройка лодки, ни сев, ни жатва – не обходятся без соответствующих магических ритуалов. Почему?

Потому что человеческая жизнь уязвима. Вы можете построить превосходную лодку, а буря ее потопит. Вы можете заботиться о посевах, а их погубит болезнь или вредители. Магия – это попытка обезопасить себя там, где обычные, «рациональные» методы бессильны.

Можно ли сказать, что житель современного мегаполиса незнаком с этим чувством уязвимости? Эта уязвимость принимает другие формы – человек может потерять работу, или впасть в нищету, или стать жертвой преступников, или заболеть раком, -но она никуда не исчезает.

Магия, попытки установить связь с оккультными силами, чтобы застраховаться от опасностей и приобрести новые возможности, — реакция вполне понятная и для жителя Тробрианских островов, и для офисного клерка.

Совет

Магия предлагает свой ответ на эту уязвимость – иллюзию могущества. Но очень скоро это воображаемое могущество начинает очень сильно разрушать способность человека чего-то добиваться в реальной жизни.

Следуя суевериям подгадывая под особое число или расставляя в квартире обереги люди отказываются (в той или иной степени) от ответственности за свою жизнь и перекладывают ее на что-то пустое и вымышленное.

Удачно ли сложится брак зависти уже не от того как оба супруга будут себя вести а от того в правильный ли день они его заключили.

Успех в делах – не от личного трудолюбия настойчивости и умения ладить с людьми а от того правильный ли амулет человек повесил на стену.

Вы можете упорно учиться и работать чтобы обеспечить себе – богатство вряд ли а вот достаток – вполне возможно. Вы можете строить отношения с близкими людьми, что гораздо труднее, и учиться любви, смирению и прощению.

Это требует больших усилий и иногда не приносит желаемых результатов.

Магия предлагает какими-то обходными путями получить все сразу и готовым – так же как казино предлагает возможность (такую же призрачную) быстро обогатиться.

Человек, уставший от  неудач, надеется на то, что ему повезет, и ставит свои деньги на рулетку. Он проигрывает, потом чуть-чуть выигрывает (этот бизнес так устроен, чтобы человек не срывался с поводка), потом снова и снова бежит к игровым автоматам, веря, что теперь-то ему повезет, теперь выпадет нужный номер, его затягивает, он разоряется, влезает в долги….

Так и с оккультными услугами – почему не сработало в этот раз? Ну, наверное у вас сильно загрязнена аура, нужны еще сеансы; если не сеансы, то нужно пойти курсы по улучшению энергетики; если и это пока не помогает, надо посетить такого-то знаменитого (или наоборот, тайного) мага, ученика тибетских лам/ бурятских шаманов/ африканских колдунов.

Обратите внимание

Так активность человека, необходимая для учебы, труда, построения отношений с ближними, поглощается погоней за морковкой, которая всегда висит у человека перед носом, но которую он никогда не схватит.

Так иллюзия могущества – или иллюзия хотя бы того, что у нас есть «магический» способ разобраться с нашими проблемами, — только делает человека еще более одиноким, несчастным и уязвимым.

Притяжение тайны

Но есть и другая, и, возможно, более важная причина, по которой люди тянутся к миру таинственного. Человек жаждет чуда и тайны; он чувствует, что без них его жизнь неполна. Мир действительно нес водится к тому, что можно взвесить и измерить; в нем есть ужасающие бездны и недосягаемые высоты.

Как слепые, мы живем среди сил и реальностей, о которых едва догадываемся, хотя в тоже время чувствуем, что лишены чего-то важного. В человеке есть духовное измерение и жажда общения с духовным миром. Она может быть глубоко подавлена, но она есть.

Английский поэт Томас Элиот сравнивал человека в мироздании с кошкой в библиотеке – он окружен знанием, которое не в состоянии постичь, до него доносятся отрывки разговоров, которые он не в состоянии понять.

Впрочем, кошку вряд ли беспокоит неумение читать; а вот человек томится этой тайной – mysterium tremendum et fascinans*, тайной,  с одной стороны, невыразимо притягательной, с другой – недоступной. Мы можем обрести что-то невыразимо прекрасное и таинственное, что-то, чего ищет и почему тоскует наше сердце. Однако оккультизм вовсе не ведет к этой тайне. Он, напротив, закрывает единственную дверь, через которую к ней можно прийти.

Заговор и молитва

В чем же главное различие между магией и верой? Речь идет о противоположных подходах к духовной реальности. В человеческих отношениях нам тоже приходится выбирать между двумя этими подходами – между манипуляцией и доверием.

Читайте также:  Кто такие архангелы в православии и какое их предназначение

Можно пытаться (иногда довольно успешно) манипулировать людьми, используя «магические» (их иногда так и называют) психологические техники, а можно – строить с ними отношения, основанные на взаимном уважении и доверии.

Важно

Обращаясь к той запредельной, вечной тайне, которую ищет человеческое сердце, маг пытается ее заставить, верующий пытается с ней поговорить. Если вы попробуете манипулировать людьми, вы останетесь в одиночестве.

Если вы попробуете манипулировать сверхъестественным, возможно, некие духи согласятся исполнить вашу волю – какое-то время, но это обернется еще более ужасной потерей.

Показательный пример магического отношения к жизни являет так называемый приворот, который обещают практически в любом объявлении об оккультных услугах. Маги претендуют на то, что могут заставить другого человека полюбить вас или разлюбить вашего счастливого соперника (или соперницу).

Но можно ли отношения, которые (как предполагается) являются результатом манипуляции над волей человека, назвать любовью? Возможна ли любовь, которая не признает за другим свободы? И будет ли такая любовь – к которой человека можно принудить (как верят покупатели оккультных услуг) – действительно отвечать потребности человека любить и быть любимым? Есть огромная разница между желанием «заполучить» этого человека и желанием установить с этим человеком близкие, доверительные личные отношения. С приворотом – а равно любым принуждением – такие отношения несовместимы. Так и попытки манипулировать сверхъестественным несовместимы с верой и любовью, Магическими заклинаниями и ритуалами человек вовсе не приближает себя к той тайне, по которой тоскует его сердце, — он отрезает себя от нее. Он пытается давить и манипулировать там, где можно только любить и доверять.

Маг, колдун (ведьма) претендует на то, что может манипулировать сверхъестественными силами или существами, подчинять их себе, использовать их в своих интересах или в интересах клиента. Он уверяет, что может – за ваши деньги – обеспечить вам нужный результат.

Верующий понимает, что Богом манипулировать нельзя, и использовать Его в своих интересах – тоже. Его можно просить, но ответ не в руках того, кто просит, а Бога. Его нельзя заставить, нельзя подкупить, можно только попросить.

Поэтому маг, предполагающий, что результат в его руках, что может этим результатом торговать, с точки зрения верующего просто глупец. Результат находится в руках Бога, невозможно торговать тем, что не находится в твоей власти.

Церковь не может торговать раем или Божиим покровительством в земной жизни, а священник не может обещать «гарантированный результат» молебна – это не в руках священника, не в руках Церкви, это в руках Бога.

Совет

Человек может выразить свою веру в Бога, благоговение перед Ним, смиренную надежду на Его защиту и покровительство, сделав пожертвование на храм – в том числе в форме приобретения свечи или внесения какой-то суммы денег за молебен, — но это не гарантирует результата.

У Бога нет кнопки, на которую священник может нажать, чтобы получить нужный результат. Священник – как и мирянин – может только просить Его.

Бог говорит, что даже самые богатые пожертвования и пышные ритуалы Он может отвергнуть, если человек не хочет жить в подлинной вере и послушании заповедям. Бога не подкупишь.

К чему Мне множество жертв ваших? Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть; беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; не тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис1:11-18).

Хлеб вместо камня

Интерес к оккультизму связан с двумя важными чертами нашей человеческой природы: во первых, мы существа, наделенные глубокой тягой к духовному миру; во-вторых, мы существа глубоко уязвимые, физически и эмоционально. Как говорит Калигула в пьесе Альбера Камю, «люди умирают, и он несчастны». И Слово Божие открывает нам – почему. Дело обстоит, с одной стороны, хуже, с другой – гораздо, гораздо лучше, чем мы думали.

У всех человеческих несчастий, всей боли и горя, всего зла мира, от  распадающихся браков до мировых войн, есть один корень – грех. Люди пребывают в состоянии упорного и ожесточенного мятежа против своего Создателя.

Как говорит Бог через пророка Иеремию, Меня источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер 2:13).

Наша беда гораздо глубже, чем болезнь, или бедность, или обиды, или даже одиночество, — наша беда в том, что мы отвернулись от Единственного источника мира, любви и радости, и эта беда может стать вечной, если мы не вернемся к Богу.

Евангелие говорит нам о том, что мы можем вернуться к Источнику Воды Живой. Великая Тайна, по которой томится наше сердце, обладает личностной природой. К ней можно обратиться на «Ты». Ее можно полюбить; ей можно довериться; ей можно повиноваться, как Отцу, доверять как Другу, служить, как Государю.

Евангелие говорит, что высшая, предельная реальность, Источник и Податель всякого существования, преисполнена любви; более того, она и сеть любовь.

А еще Евангелие говорит (и это очень важно), что эта реальность – которую мы и называем «Бог», часто не задумываясь о том, что значит это слово, — вошла в наш мир в лице Человека, во всем подобного нам, кроме греха, — Господа нашего Иисуса Христа.

Обратите внимание

Мы можем вернуться – нас зовут, дверь открыта, нас ожидает прощение и новая жизнь. «Приходящего ко мне не изгоню вон», — говорит Христос; тот, кто доверится Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, ту вечную радость, отблески которой мы видим иногда, в самые светлые моменты нашей жизни.

Путь может быть нелегким; мы можем столкнуться с болью – как и другие люди. Но мы больше не блуждаем бесцельно и не мучаемся впустую; мы идем домой, туда, где Бог отрет всякую слезу, а всякая скорбь обернется вечным утешением.

За всей пугающей непонятностью жизни стоит Его промысл; и если мы предадимся Ему в покаянии и вере, этот помысл будет для нас спасительным, ведущим за пределы земной жизни к жизни вечной и блаженной. Мы принадлежим Богу. Там, где мы бессильны, Он всемогущ.

Там, где мы терзаемся неопределенностью, Он провидит всю нашу жизнь – и всю вечность – полностью, из конца в конец. Там, где мы блуждаем и спотыкаемся, Он неуклонно ведет нас к вечной радости.

Многое в нашей жизни будет происходить не так, как мы хотим, и нам следует принять это с терпением и доверием; однако многое находится в наших руках и является областью нашей ответственности.

Мы призваны принять то, что мы не можем изменить, изменить то, что можем, и научиться отличать одно от другого.

Вопрос который разделяет христиан и разнообразных «магов», — это вопрос о том, в чьих руках находится наша участь.

Оккультист исходит из того, что его жизнь – как и жизнь других людей – контролируется какими-то другими силами, тоже сверхъестественными и надчеловеческими, но не Богом. Христианин верит в Божий Промысл и человеческую ответственность.

Важно

И из этого различия в мировоззрении вытекают два совершенно разных типа поведения. Оккультист пытается как-то управлять этими силами, чертить пентаграммы, читать заклинания – христианин взывает к Богу: А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог (Пс 30:15).

Оккультизм – это отказ от упования на Бога. Возможно он совместим с теоретическим согласием, что Бог есть, но никак не с живым молитвенным общением с Ним.

Но православная вера не является согласием с существованием Бога, это живое, определенное отношение к Богу.

И лучше всего это отношение выражают слова литургической молитвы – «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим»

mysterium tremendum et fascinans* (букв. «тайна устрашающая и завораживающая») – латинское выражение, котороре испрользует немецкий теолог Рудольф Ото в своей работе «Святое»  (Das Heilige. 1917) для описания религиозного опыта. – С.Х.

Сергей Худиев

Источник: Фома

Источник: https://sueverie.net/pravoslavie-protiv-magii.html

Священники очень часто имеют дело с приворотами

– Батюшка, ваш храм в сельской местности. В деревнях обычно есть свои колдуньи, «бабки». К вам обращались люди с проблемой любовного приворота?

– Вы знаете, постоянно обращаются. Священники очень часто имеют дело с приворотами. Чаще всего – воображаемыми.

Люди нецерковные, но заходящие в церковь, вообще склонны искать причину своих трудностей в порче, сглазе и тому подобном. Поэтому к нам часто обращаются люди, называют такой диагноз и даже имя того, кто это «сделал». Или просто «знают», что это им «сделано».

Ну а поскольку вопросы любви, взаимоотношений – один из самых серьезных, часто люди приходят и с диагнозом любовного приворота. Как только муж начинает гулять от жены, жена приходит и говорит: «Он стал как сам не свой. Я знаю такую-то, она и до этого угрожала, что приворотит его. И вот, приворотила». Таких случаев я знаю очень много.

Как к этому относиться – это приворот или фантазия человека? Я думаю, что в большинстве случаев это фантазии. Потому что приворот – это одно из лёгких объяснений. Труднее задуматься, чего в тебе не хватает, почему твой муж потерял к тебе интерес… Почему я говорю – «муж потерял интерес», потому что с историей приворота обычно приходит женщина.

Совет

Но я не считаю, что это всегда фантазии. «Духи злобы поднебесной», как говорит апостол Павел, есть. Магия есть. Люди, занимающиеся магическими действиями, есть. Некоторые из них действительно что-то могут. Поэтому, я думаю, в каком-то небольшом проценте из тех случаев, с которыми к нам обращаются, это действительно имеет место.

Главный вопрос – как быть. Я думаю, что на человека, который живет верой, живёт в Церкви, это не может действовать. Просто не может. А у человека, который живёт вне Церкви, без Бога, у него и без приворотов всё не так.

Поэтому человек, который живёт под покровом Церкви, исповедуется, причащается, может не обращать внимания на существование приворотов и тому подобного.

– А если я ещё далёк от веры и Церкви?

– Если вы вообще ни во что не верите – ни в Бога, ни в бесов, тогда всё просто – тема приворота для вас закрыта. Если же вы верите в приворот, в то, что кто-то может вот так на вас воздействовать, то значит, вы понимаете, что есть какие-то нематериальные силы.

Есть иной мир. Но тогда будьте последовательны, идите до конца. Если вы верите в привороты и заговоры, в бесов, которые могут на вас отрицательно воздействовать, то логично будет признать, что есть и ангелы.

Если есть кто-то с темными крыльями, то есть и кто-то со светлыми.

Так защищайтесь! Обратитесь к Тому, Кто испокон веков противостоит этим тёмным силам. Единственная защита – это Бог и Его Церковь. При этом необходимо понимать, что если обращение к магии не требует никакой работы над собой, то здесь от вас потребуется внутренняя работа. Если вы думаете, что достаточно просто придти в храм, поставить свечку – это не так…

 ( 6

Источник: http://www.zagovor.ru/main/family?id=126

Ссылка на основную публикацию