Православная церковь о танцевальном искусстве: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Вопрос Архиерею. Новые ответы

Вопрос Архиерею. Новые ответы

Просмотров: 3575     Комментариев: 0

У моих двоюродных дедушки и бабушки остается так много неразрешенных вопросов, которые они задают мне и всем знакомым, которые ходят в церковь.

Хотя их нельзя назвать неверующими (мои родные понимают, верят, что Господь есть, что Он создал этот мир), они совсем не хотят признавать Его благодатную помощь, попросту в нее не верят.

Они очень образованные — находясь на пенсии, раз за разом, год за годом прочитывают много книг, в основном художественную литературу, но большинство «проклятых» вопросов (особенно частый из них: «Почему умирают молодые?») остаются для них неразрешенными. Как им можно помочь, не имея большого жизненного опыта за плечами?

К сожалению, если люди не верят в благодатную помощь Божию, назвать их верующими нельзя. Это скорее некий стихийный теизм, который, чтобы не мучиться вопросами бытия, предполагает, что «что-то там такое есть», но это «что-то» никакого отношения к нашей жизни не имеет.

Обратите внимание

Как можно помочь родным, не имея жизненного опыта за плечами? Попробуйте читать книги о Промысле Божием в мире. Сейчас ведь издается множество сборников и книг, в которых есть ответы на вопросы подобного рода. Можно найти их и в церковных лавках, и в любой приходской библиотеке.

Наверное, стоит попытаться объяснить родственникам, что эти вопросы не пришли впервые именно в их головы, а задавались многими и многими поколениями людей на протяжении тысячелетий. Ответы на них существуют, и надо как-то эти ответы помочь найти вашим близким.

Но надо понимать, что вопросы, которые обычно называют «проклятыми вопросами бытия» (здесь можно вспомнить Достоевского с его слезинкой ребенка или тот же вопрос, почему люди умирают молодыми), действительно невозможно разрешить в рамках атеистического мировоззрения, если не верить в бытие Божие и в то, что без воли Божией ничто не совершается на земле. Художественная литература — хорошее дело, но она не заменит человеку слово Божие.

Уважаемый Владыка! Я всегда готовлюсь к исповеди и Причащению как положено. Анализирую «отчетный период», размышляю о своих грехах, читаю последование ко Святому Причащению. Но почему-то не чувствую главного — благоговения перед Таинством, перед Святыми Тайнами, перед Телом и Кровью Христовыми. Подхожу к Чаше, а душа холодна, спокойна.

Вышла из храма — и начались повседневные заботы, проблемы, тревоги. И вот меня уже посещает раздражение, обида, зависть, злость… А к вечеру я уже и не помню, что утром причащалась, только усилием воли могу себе напомнить об этом. Теоретически я достаточно об этом Таинстве знаю; читала книги Феофана Затворника, митрополита Антония и др.

Но знание мое только в голове — душа на него не отзывается. И вот недавно мне подумалось, что этот душевный холод, эта косность на самом деле есть неверие. Я просто не верю, что причащаюсь Тела и Крови Христовых, что Он во мне, а я в Нем. Я только хочу в это верить, почему и веду себя внешне как верящая.

И может быть, это относится не только к Таинству Причащения, но и к молитве и к пребыванию в храме… Как мне быть? Как жить дальше? Евгения

Уважаемая Евгения! То, что Вы описываете, у святых отцов называется окамененным нечувствием. Это состояние время от времени посещает каждого человека.

Но я не могу себе представить, что Вы всегда пребываете в нем и никогда не испытывали других чувств, даже в начале своей церковной жизни.

Важно

Все-таки мне кажется, что у любого человека, который ходит в храм, молится, исповедуется, причащается, есть опыт, который такой сухостью и холодностью не исчерпывается.

С окамененным нечувствием надо бороться, и бороться с ним можно по-разному. У святых отцов есть один очень хороший совет: ухаживать за неизлечимо больными людьми.

Для того чтобы избавиться от этого состояния, нужно размягчить свое сердце, а ничто так не умягчает человеческое сердце, как помощь другим людям в их страданиях. У нас в Саратове существует Общество милосердия.

Попробуйте прийти в него, поучаствуйте в его работе, насколько позволяют Ваши возможности,? и даже не для того, чтобы получить для себя какую-то пользу, а попробуйте просто отдать себя другим людям. Мне кажется, это самое сильное средство, и оно поможет.

Как должна выглядеть православная женщина в храме и вне храма? Не является ли ношение платка и юбки нарочитым маскарадом? А еще часто дамы, выходя за порог церкви, срывают с себя платок, иногда заменяющий им и юбку… Снова получается какая-то неискренность.

Я согласен с Вами: действительно, есть в этом некоторая неискренность. Мне самому не нравится, когда женщина, приходя в храм, накидывает на голову платок или тем более использует его вместо юбки, а выходя из церкви, сразу же его снимает.

До некоторой степени это очень показательный образ нашей сегодняшней церковности. Но с другой стороны, мы помним слова апостола о том, что женщина должна молиться с покрытой головой (см.: 1 Кор. 11, 5–16). И я считаю, что все-таки лучше соблюдать те традиции, которые у нас есть.

Скажем, в Греции или в арабских странах женщины-христианки как раз принципиально ходят без головных уборов ? не потому, что они не знают слов апостола Павла, а просто затем, чтобы в исламском окружении отличаться от мусульманок.

Так что в зависимости от места и времени и традиции могут существенно отличаться.

Но поскольку у нас (в частности, в России, на Украине, в некоторых других странах) сохранилась традиция для женщин покрывать голову в храме платком и ходить в церковь в одежде, присущей женскому полу, мне кажется, лучше ее соблюдать. И если человек будет это делать с уважением и пониманием этой традиции, здесь не будет никакой нарочитости и тем более «маскарада».

Мои покойные родители назвали меня Робертом. Несколько лет назад я пришел к Православию и решил креститься. Но священник сказал мне, что Роберт не православное имя, и посоветовал стать в крещении Романом. Я согласился.

Совет

А недавно одна наша очень благочестивая прихожанка стала мне доказывать, что я должен теперь называться исключительно «крещеным именем», а то, что я позволяю хотя бы моей собственной жене или родному брату называть себя Робертом или Робиком — большой грех: «Вы же с себя крещение снимаете!». А еще одна моя знакомая, тоже очень благочестивая, считает, что даже уменьшительные имена не должны использоваться, и собственного трехлетнего внука называет исключительно Александром и ссорится с его родителями из-за того, что они называют его Сашей. Правы ли эти благочестивые женщины? Роберт Васильевич

Уважаемый Роберт Васильевич! У апостола Павла есть замечательные слова: Негодных же и бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4, 7). Желаю Вам следовать им во всей Вашей жизни.

Глубокоуважаемый Владыка! Когда я читаю в Евангелии слова Спасителя: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк.

14, 26), у меня невольно возникает вопрос: в каком смысле употреблено тут слово «возненавидит» по отношению к ближним? Ведь Сам Господь повелевает любить ближних, почитать отца и мать.

Может быть, это просто неточность русского перевода, а в греческом подлиннике был глагол с какими-то другими оттенками смысла? Ведь по-русски слово «ненависть» означает крайнюю степень неприязни, исключающую любые положительные чувства. Заранее спасибо. Маргарита.

Уважаемая Маргарита! Перевод правилен, но здесь присутствует некая гипербола, преувеличение для того, чтобы подчеркнуть, как важно возлюбить Господа всем сердцем. Чтобы подчеркнуть необычность, уникальность того чувства, которое человек должен иметь к Богу, здесь говорится о ненависти к тем, кого человек любит по естественной привязанности.

Ваше Высокопреосвященство! Простите меня, пожалуйста, за то, что обращаюсь к Вам по такому суетному вопросу, но он волнует многих православных христианок. Из Посланий святых апостолов Петра и Павла явствует, что христианка не должна украшать себя плетением волос (см.: 1 Пет. 3, 3; 1 Тим. 2, 9).

Читайте также:  Мощи преподобного серафима саровского

Но и о возможности для женщины остричься апостол Павел говорит как о чем-то несомненно постыдном (см.: 1 Кор. 11, 6). Что же тогда следует делать с волосами? Позволительно ли ходить с распущенными? (Некоторые батюшки считают это признаком «распущенного нрава».

) Или, наоборот, волосы надо полностью прятать под головной убор? Можно ли их красить, делать какие-то прически, подстригать хотя бы минимально? И последний вопрос.

Если действительно любые манипуляции с женскими волосами порицаются нашей Святой Церковью, то профессия дамского парикмахера греховна по определению и для православных людей неприемлема. Так ли это? С благодарностью, Наталья.

Уважаемая Наталья! Апостол Петр вовсе не говорит о том, что «христианка не должна украшать себя плетением волос». Он говорит другое: что настоящим украшением человека является не плетение волос, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 4).

Обратите внимание

И во времена апостола Петра женщины заплетали свои волосы, чем-то их украшали. А поскольку слова апостола адресованы христианкам, значит и христианки это делали. Всегда женщины следили за своей внешностью, даже будучи верующими людьми.

Поэтому делать столь далеко идущие выводы, особенно по поводу профессии парикмахера, ни в коем случае не следует.

Ваше Высокопреосвященство!

Не согласились бы Вы подробнее объяснить слова святого апостола Павла об обязанности жены молиться с покрытою головою (см.: 1 Кор. 11, 5–16)?

1. Относится ли повеление апостола только к замужним женщинам (как можно заключить из контекста) или также и к девицам? Если и к девицам, то начиная с какого возраста? (В храме часто можно видеть даже девочек-младенцев в платочках.) 2.

Относится ли оно к разведенным женщинам и вдовам? 3. Должна ли женщина покрывать голову только в храме, или также во время всякой домашней молитвы (в том числе самой краткой — перед началом и по окончании трапезы, всякого дела и т.п.

), или вообще всегда ходить в каких-либо головных уборах — дома, на работе, на улице?

Простите, меня, пожалуйста, Владыка, за такое обилие мелочных вопросов, но беда в том, что разные священники дают на них взаимоисключающие ответы, а очень хотелось бы знать не мнение отдельного батюшки, но требования Церкви, обязательные для всех ее чад. С благодарностью, Наталья.

Да, уважаемая Наталья, совершенно верно: исторически традиция покрывать голову относится к замужним женщинам.

И поэтому когда мы в храме видим маленьких девочек в платочках — это лишь результат того, что все наши традиции были насильственным образом разрушены.

Люди, которые пришли в церковь в последние десятилетия, будучи неофитами, пытаются воссоздать эти в общем-то добрые традиции церковного благочестия в силу своего понимания. Но раньше на маленьких девочек платочков не надевали.

В то же время я думаю, что здесь не надо стараться установить какие-то «тонкие градации», уделять этому вопросу избыточное внимание. Основываясь на словах апостола, можно рекомендовать женщинам молиться с покрытой головой в храме и дома, во время исполнения молитвенного правила.

Глубокоуважаемый Владыка! При чтении молитв и канонов нужно ли женщине там, где употреблены существительные, прилагательные, причастия мужского рода, заменять их по смыслу соответствующими формами женского рода? К примеру, читая канон покаянный ко Господу Иисусу Христу, молящийся произносит: «О горе мне грешному!». Следует ли женщине в таком и других подобных случаях произносить: «О горе мне грешной!» или же в молитвах, составленных святыми отцами, нельзя менять ни слова? Я слышала разные точки зрения, хотелось бы узнать Ваше мнение. Спасибо. Нина.

Уважаемая Нина! Можно, конечно. Молитва ? это разговор, общение человека с Богом. И было бы даже странно, если бы в этом разговоре Вы говорили о себе в мужском роде.

Ваше Высокопреосвященство!

Скажите, пожалуйста, каковы, согласно церковным правилам, границы суток — от полуночи до полуночи или от вечера до вечера, как в богослужебной практике? В последнем случае — с какого конкретно часа начинаются новые сутки? Существует ли какой-то объективный критерий для определения начала нового дня? Каковы, например, границы постных дней и дней праздничных? Когда следует отмечать дни рождения или смерти людей, родившихся или умерших поздним вечером? В государственных документах всякое событие, произошедшее до полуночи, записывается «уходящим» числом, но, может быть, с церковной точки зрения это неправильно? С благодарностью, Наталья.

Уважаемая Наталья! Да, в Церкви в богослужебном плане новые сутки начинаются с вечера предыдущего дня, согласно традиции, идущей еще от Ветхого Завета. Скажем, в субботу вечером мы совершаем Всенощное бдение, посвященное уже Воскресению Христову. Но сегодня церковное времяисчисление отличается от того, которым мы пользуемся в миру.

Важно

По особому времени, которое называют византийским, по сей день живет только монашеская республика ? Святая Гора Афон. Там, как и в древности, начало нового дня и начало богослужения совпадают. С заходом солнца на часах выставляется 12 часов ночи и начинается служба.

Но продолжительность этого «византийского дня» меняется ежедневно, и время на Афоне может иметь расхождение с астрономическим временем, которое принято в миру, до 6–8 часов.

Поскольку мы сегодня живем все-таки по времени астрономическому, то дни рождения и смерти нужно отмечать по общепринятому календарю. То же самое относится и к границам постных и праздничных дней.

Скажем, если у нас сегодня среда, то, хотя вечером в храме начинается богослужение четверга (вечерня и утреня), закончить пост в это время мы еще не разрешаем: не ужинаем скоромной пищей, а продолжаем поститься до 24 часов, до временной границы суток.  

Рубрика “Вопросы Архиерею”

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-arkhiereyu-12-2013

Ответы священников на часто задаваемые вопросы кинематографистов (Андрей Сигутин)

— Почему нельзя показывать эротические сцены, если это необходимо по сюжету?

— Господь даровал мужчине и женщине великое таинство любви — таинство Брака, сказав: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть». (Мк.10:7–8).

Господь благословляет интимное соитие мужчины и женщины только в браке. Причем, это общение является их тайной. Супружеское ложе не может быть скверным. Интимные отношения наполняют жизнь двух людей нежностью, трепетом, восторгом.

Эротические сцены в фильмах разрушающе действуют на тонкое покрывало интимной жизни супругов. Но особенно губительны они для тех, кто не состоит в браке. Должна «незамужняя женщина или девственница беспокоиться о делах Божьих, чтобы стать святой телом и духом своим». (1 Кор. 7:34). В равной степени эти слова святого апостола относятся и к неженатым мужчинам и юношам.

— Какие есть методы, чтобы показывать мучеников, допустим, эпизоды их истязаний?

— Жития святых часто повествуют нам о немыслимых мучениях, которые претерпели угодники Божьи за веру Христову. Но для нас ведь главными являются не подробности их мучений, а то, как и ради чего они их переносили.

Читайте также:  Почему причисляют к лику святых?

Возможности современного кино огромны, но использовать их нужно с осторожностью.

Необходимо стремиться не к максимально точной передаче сцен пыток и казней святых, а к показу их душевного состояния, как вели они себя с мучителями, о чем говорили и молились.

 — Почему не должно быть нецензурных выражений в кино?

— Люди получили от Бога великий дар слова, которым должны разумно пользоваться. Христос предупреждает, «что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». (Мф. 12, 36). И апостол Иаков говорит, что хоть «язык — небольшой член, но много делает… Он исполнен смертоносного яда.

Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3, 5–11).
Сквернословит дьявол и его служители, поэтому не может принести пользу христианину слушание мата.

А ничтожность какого-либо персонажа можно передать и без использования грубых нецензурных слов.

— Как актерам играть священников или патриархов, ведь они крестят, благословляют народ и т. п., хотя сами не рукополагались?

— Думаю, лучше актерам избегать участия в подобных сценах. В случае необходимости можно обращаться за помощью к людям, имеющим духовный сан. На мой взгляд, они могут получить благословение Церкви на съемки в определенных эпизодах фильмов.

— Как быть актерам (православным), если им нужно играть венчание, крещение? Получается, что они заново крестятся или венчаются?

— Святое Евангелие нам говорит: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». (Ин. 3:8).

Все таинства и все священнодействия в Церкви совершаются Духом Святым тогда, когда есть в этом потребность людей, через лица, имеющие духовный сан, а не механически при произнесении тех или иных слов молитв.

Нельзя, изображая крещение или венчание в фильме, креститься или венчаться. Да и любое таинство, и священнодействие Духом Святым в игровом фильме не совершается.

— Почему нельзя снимать в алтаре во время совершения Таинства? И вообще как можно снимать Таинства Венчания, Крещения?

— Самая главная часть храма — Алтарь. В нем совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место в храме — святой Престол, на котором совершается таинство святого Причащения.

Даже Ангелы закрывают свои лица во время Святой Евхаристии, не смея взирать на Божественный свет, исходящий от Святых даров, в которых Господь пребывает всем Своим естеством. Входить в это святое место и что-либо делать в нем всегда нужно с благоговением.

Совет

Видеосъемка может нарушить молитвенное состояние священнослужителей, поэтому, хотя она иногда и практикуется, лучше, чтобы совершалась лицами в духовном сане, присутствие которых в алтаре в меньшей степени отвлечет от молитвы.

Таинства Крещения и Венчания, как правило, не запрещается снимать, если есть благословение настоятеля храма и желание тех, кто в них участвует.

— Можно ли показывать службу или молебен фрагментарно, кусочками, вырывая из контекста, ведь это же все-таки молитва?

— Показ фрагментов Богослужений в СМИ стал уже обыденным явлением, но, хотелось бы, чтобы эти фрагменты не искажали молитвенную мысль. Например, хорошо, если бы показывали цельное прошение на ектении или логически завершенный фрагмент какой-либо молитвы.

Подготовил А.Сигутин

Источник: https://omiliya.org/content/otvety-svyashchennikov-na-chasto-zadavaemye-voprosy-kinematografistov.html

Какое отношение церкви к танцам

«Не предавайся большим рассеянностям, которые бывают часто сопряжены с потерею интересов и нравственности», — писал оптинский старец Макарий о развлечениях.

Недолгие и невинные удовольствия и развлечения, как дань человеческой слабости, не возбраняются православному человеку. Они дают передышку нашим мышцам и нервам, способствуют большей работоспособности.

Но развлечения рассеивают сознание, в это время оно подобно заболтавшемуся с прохожим часовому, и греху легче проскользнуть мимо стражи.

Поэтому выбор развлечений следует строго определить для себя, и не нужно смущаться принятыми в мире нормами, но ориентироваться только на Божьи заповеди. «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), — говорит апостол Иоанн Богослов и ласково назидает: «Возлюбленный! Не подражай злу, но добру» (3 Ин. 1, 11).

Каково отношение церкви к танцевальному искусству?

Об одном таком «неблагополучном» развлечении — танцах — есть смысл поговорить особо. Танцы существуют у всех народов. Изначально эти ритмические движения разделялись на несколько видов — в зависимости от целей, которые они преследовали.

Танцы, возбуждающие чувственное желание, предшествующие соитию; военные танцы, сообщающие боевой дух, и особые ритуальные танцы, используемые жрецами или их окружением для оккультных целей: вызывания духов и т.п. Из этого набора наиболее употребляемыми и получившими развитие оказались чувственные танцы.

Они-то и легли в основу всех современных как народных, так и классических танцев, а также балета. Да-да, балета! Вся эстетика балетного искусства основана на возбуждении и удовлетворении чувственной, похотной стороны человеческой личности. Об это откровенно говорят движения и сами костюмы танцоров.

В сознании наших соотечественников понятия балет и разврат долгое время непременно соседствовали. У А.Н. Островского в одной из пьес есть замечательная фраза: «Кто в продолжении двадцати лет не пропустил ни одного балета, тот в мужья не годится» («Бешеные деньги»).

Что касается танцев как бытового развлечения, то это собственно игра в «любовь» на своем уровне. Небольшой театр. В танцах незаметно растворяется и теряется стыдливость.

В танце на вполне «законном» основании можно обнять, приласкать малознакомого, а то и вовсе незнакомого человека.

Не случайно различные развращающие программы для подростков рекомендуют танцы и совместные спортивные занятия как «средство преодоления стыдливости», а мы называем это разрушением целомудрия. Святые отцы всегда советовали избегать касания как возможного побуждения ко греху.

«Всякое прикосновение мужчины и женщины неприлично, всякое сладострастие под тенью великих крыльев любви — целомудренно», — говорит святитель Григорий Богослов. Имеется в виду, конечно, брачная любовь.

Обратите внимание

Одна девушка-студентка рассказывала, что среди ее многочисленных знакомых лишь один юноша имеет привычку деликатно отодвигать локоть или колено, когда рядом за столом или на занятиях оказывается девушка. Остальные молодые люди совершенно не озадачивают себя такими тонкостями и не меняют ни позы, ни лексики в присутствии сокурсниц.

Видимо, это и есть результат такого танцевально-спортивного воспитания — вести себя со всеми, как с близкими родственниками, и дай Бог, чтобы такая фамильарность, или семейственность, закончилась на этом уровне.

«Так же и танцы, которые назвал один мудрый проповедник «Иродиадино искусство» и которые мир считает невинным удовольствием в обществе, а в сущности оные греховны», — писал преподобный Макарий Оптинский одной матери, воспитывающей сыновей.

В жизни приснопамятного владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, был такой случай. Вскоре после войны он попал как-то на танцплощадку. Встал в стороне и смотрел на танцующих.

Вдруг перед глазами его слева направо как бы развернули свиток, и он увидел танцующих с собачьими и свиными рылами вместо лиц. Это было необычайно страшное зрелище: танцующие бесы.

Длилось такое видение недолго, свиток вновь свернулся, теперь уже справа налево, и перед будущим владыкой опять танцевали люди. В эти мгновения, как рассказывал владыка Иоанн, решилась его дальнейшая судьба.

«Горе миру от соблазнов… — говорит Спаситель. — Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный» (Мф. 18, 7-8).

Священник Сергий НИКОЛАЕВ

Источник: http://boguslava.ru/kakoe-otnoshenie-cerkvi-k-tancam/

Православная церковь о танцевальном искусстве: отношение, мнение и ответы на частые вопросы – православные молитвы

Василий Черняев, Алексей Шашакин

«Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает её поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем, как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы.

Читайте также:  Православная церковь об аутизме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых её тщеславием и самолюбием».

Святитель Игнатий Брянчанинов

В статье пойдет речь об отношении клиросных певчих к молитве. Адресована статья всем прихожанам и церковнослужителям православных храмов, а также, дерзаем предположить, обратят внимание к нашим доводам и священники.

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время многие регенты и певчие считают, что молитва – это само их пение, при этом индивидуальное молитвенное участие певчих на клиросе, в ряде случаев, исключается.

Важно

Общий вывод, который авторы желают сделать из данной статьи, состоит в том, что на клиросе целесообразно пение лишь тех певчих, кто знает полностью, или близко к тому, вечернее и утреннее правило, или же, по крайней мере, некоторый минимум молитв, входящих в домашнее правило.

Первый вопрос, который следует рассмотреть в рамках поставленной темы, заключается в том, существуют ли какие-либо установления Русской Православной Церкви, определяющие необходимость домашнего молитвенного правила для православного христианина?

Среди множества книг, адресованных мирянам, следует остановиться на «Христианском катехизисе», составленном митрополитом Филаретом (Вознесенским). В главе XXVIII этого катехизиса говорится о важности и необходимости молитвы для православного христианина.

«Кто не молится Богу – тот не христианин… Молитва есть первый и необходимейший элемент нашей духовной жизни. Она есть дыхание нашего духа, и без неё он умирает, как умирает без воздуха тело человека… Точно также – в духовной жизни всё зависит от молитвы, и человек, не молящийся Богу, в духовном отношении – мертвец… Молитва есть беседа человека с Богом.

Люди часто говорят: «Захочется молиться – буду молиться; нет охоты – не нужно принуждать к ней, в молитве не должно быть насилия»… Полное непонимание дела! Что вышло бы из земной деятельности человека, если бы он ни к чему себя не принуждал, а только делал то, что ему хочется?! Тем более так – в жизни духовной.

В ней всё ценное, устойчиво прочное приобретается усилием, подвигом работы над собой. Ещё раз припомним: «Царствие Божие (и всё, относящееся к нему) силою нудится» (усилием достигается). Нет, христианину необходимо раз навсегда заложить в сердце своём то, что он должен молиться во что бы то ни стало – не взирая ни на какие свои хотения или нехотения.

Если есть доброе желание молиться – благодари Бога, от Которого исходит всё доброе, и не теряй случая помолиться от души. Если нет этого желания, а настало время молитвы (утром, вечером, в храме), нужно принуждать себя, ободряя свой унылый и ленивый дух тем, что молитва (как всякое доброе дело) тем ценнее в очах Божиих, чем труднее она дается».

Однако, в «Христианском катехизисе» ничего не говорится о содержании домашнего молитвенного правила.

Ответ на этот вопрос содержится в «Настольной книге священнослужителя», том 4, с. 736.

«Существует три основных молитвенных правила:
1) полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;

Совет

2) краткое молитвенное правило, рассчитанное на всех верующих; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»; эти молитвы содержатся в любом молитвослове;

Должны ли клиросные певчие следовать данным установлениям?

Вопрос этот совсем не праздный. Молитва есть общение человека с Богом. Отношение к молитве, по сути, отражает духовное состояние человека. Не секрет, что сейчас к певчим не предъявляется почти никаких требований духовного плана. «Лишь бы пел» – так рассуждают регенты церковных хоров. Нередко в церковных хорах можно встретить даже некрещёных людей.

Об этом уже говорилось в нашей предыдущей статье «Некоторые особенности клиросного послушания» (http://www.rusk.ru/st.php?idar=113842).

Ещё в IV веке святитель Василий Великий в одном из своих посланий, признанных Церковью каноническими, писал: «По обычаю, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители Церкви приемлемы были по испытании со всякой строгостию, и всё поведение их прилежно исследуемо было: не злоречивы ли, не пьяницы ли, не склонны ли к ссорам, наставляют ли юность свою».

Неужели все приведённые установления Церкви – пустые слова? Разве не нужно певчим воспитывать в себе потребность к молитве и понуждать себя к ней? Разве это пережиток прошлого, не актуальный в наше время? Разве возможно заменить дар общения с Богом, который даётся каждому из нас, одним лишь пением слова молитвы, без понимания и принятия их?

Возможно ли пение на клиросе не молящихся певчих?

«В древности в Церкви пели все молящиеся, и идеал православного Богослужения заключается именно в соборности молитвенного делания.

И если со временем церковное пение, усложнившись и обогатившись, стало уделом профессионалов, когда поёт только клирос, то ещё более возрастает нужда в том, чтобы каждый певчий прилежно молился во время пения. Но если певчие на клиросе не молятся во время пения, то это уже профанация Богослужения.

И принципиально неверна та установка, что хор, мол, поёт для прихожан, а молятся певчие или нет, это их личное дело. Только при молитвенной атмосфере на клиросе возможно истинно церковное пение, способное создать молитвенное настроение у прихожан.

Церковный правый клирос всё более превращается в подобие светского хора с наёмными певцами, приходящими «на работу», – молиться здесь они не научатся, если и была у них малая молитва, здесь они потеряют и её.

Обратите внимание

Клирос перестал быть местом служения и, для многих, постепенно превратился в работу. В наше время люди, много лет поющие в церковных хорах, иногда не представляют себе элементарного хода церковной службы.

Те, кто видит всю остроту вставшей проблемы, понимают, что и регент, и церковный певчий должны быть, в первую очередь, носителями подлинной православной культуры, должны быть реально включены в литургическое служение, «общее дело».

А «для того, чтобы осуществился церковный замысел об этом служении, оно должно быть осознанно, воспринято, выстрадано и реализовано именно как соучастие в Богослужении, – то есть, оно требует подлинной веры, молитвы, нравственной, духовной жизни.

Таким образом, каждый певчий должен прилежно молиться во время пения. Не зависимо от того, считает ли он сам себя обязанным к этому.

На известной картине В. Маковского «Придворные певчие» (1870), которая находится в Государственной Третьяковской галерее, изображены пять придворных певчих в красивых кафтанах (так называемых стихарях). Выражение лиц тружеников клироса одухотворённое, певчие всем телом и душой проникаются Богослужением, исполняя своё послушание. Уже даже сама одежда обязывала их к благочестивой жизни.

В те времена певчие носили домашнюю одежду той же формы, что и диаконы, – рясы и подрясники, а для Богослужений облачались в стихари: «золотые», «серебряные» или чёрные парчовые.

По мнению авторов статьи, в связи с вышеописанным, было бы целесообразно попытаться воплотить в жизнь древнюю, проверенную временем практику, когда певчими становились прихожане, а пение в церкви не воцерковлённых людей не допускалось.

Источник: http://molitvennikk.ru/pesennik/pravoslavnaya-tserkov-o-tantsevalnom-iskusstve-otnoshenie-mnenie-i-otvety-na-chastye-voprosy-pravoslavnye-molitvy.html

Ссылка на основную публикацию